Музей деревянного зодчества хохловка экспонаты и имена. Хохловка (музей)

Ну что же, вот и заключительный отчет о нашей поездке на Урал. Сегодня на удивление небо было какого-то не естественно голубоватого цвета, да к тому же еще в глаза светил какой-то яркий фонарь. Да это же ясное небо и солнце! Вот тебе на! Пермский край сжалился над нами и на прощание подарил прекрасный летний денек.
У нас оставалась еще одна точка в этих краях - Пермский музей деревянного зодчества "Хохловка"


Так как я большой любитель деревянного зодчества и деревень в частности, то по возможности стараюсь посещать музеи деревянного зодчества там, где они есть. Здесь как правило собраны, наверно, лучшее экспонаты со всего края, с другой стороны, все эти объекты выдернуты со своего культурного ландшафта и кое-как понатыканы на небольшом участке земли имитирующие своеобразное поселение. Честно сказать самый интересный музей все же Малые Корелы в Архангельской области, но и в Хохловке есть на что посмотреть.
Ну что же поехали, быстренько пробежимся по представленным экспонатам:
При входе нас встречает усадьба коми-пермяцкого крестьянина. Северо-западное Прикамье. Усадьба построена в середине XIX века и привезена из деревни Яшкино, Юсьвинского района Коми-Пермяцкого АО.
Внешний вид коми-пермяцкого жилища прост, даже суров. Представляет собой дом двор поперечной (Г-образной) связи с хозяйственными постройками. Комплекс "дом-двор" состоит из двух изб, связанных сенями, и двора, примыкающего сзади под прямым углом. Все хозяйственные постройки (амбар, ледник, баня) восстановлены по аналогам XIX века.
Усадьба рублена из сосновых бревен способом " в обло". Жилая часть и хоздвор перекрыты двухскатными кровлями самцовой конструкции.
Обстановка избы, предельно проста и рациональна. На привычных местах разместилась домашняя утварь: посуда, одежда, некоторые орудия труда. В правом углу находиться глинобитная печь. По стенам расположены широкие деревянные лавки, над ними утроены полки. Над входом полати. По диагонали от печи расположен "красный" угол, в котором находиться божница с иконой. Место напротив печи кут для приготовления пищи.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Следующий дом: Усадьба Н.П Светлакова. из деревни Дема Кочевского района Коми-Пермячкого АО.
Усадьба - типичный "дом-двор" двурядной связи. Здесь жилая и хозяйственные части под отдельными двухскатными крышами расположены параллельно друг другу. Между ними находиться крытый двор с мощными столбами-опорами. В непогоду и холодное время года во дворе выполнялись многие домашние работы: теребили лен, мололи зерно на ручном жернове, вели ремонт промыслового инвентаря.
Жители усадьбы занимались добычей и обработкой "жернового камня" - из обломков твердых горных пород, делали жернова для ручных мельниц. Этот промысел был широко развит среди крестьян Кочевской волости Чердынского уезда.

7.

8.

9.

10.

Усадьба с росписью - привезена из деревни Гадья Чердынского района 1880 гг. Усадьба русского крестьянина двухрядного типа (один ряд - жилой дом на две избы с сенями, другой - двор в два яруса). Особенность этой усадьбы - художественная домовая роспись. В переднем углу над обеденным столом изображены круги-венки. Над полатями написаны букеты цветов в вазонах с парой птиц. Лучше всего эта роспись видна с полатей, вероятно, предназначалась для семейных пар ("свадебная" роспись).
В крытом дворе располагались хозяйственные постройки - хлев и конюшни для скота, размещались земледельческие орудия, транспортные средства.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Гумно с овином. Копия оригинала 1920-х годов. Село Ошиб Кудымкарского района, Коми-Пермяцкого АО.
Совмещенные под двухскатной стропильной крышей хозяйственные постройки для сушки снопов и обмолота зерна. Стены гумна рублены способом забирки ("в заплот"), овина "в обло".
Под более низкой крышей расположен ямный овин, где сушили снопы. После чего снопы обмолачивали на глиняном полу гумна. Открытые ворота давали возможность веять зерно при различных направлениях ветра.
Внутри постройки восстановлен интерьер, где представлены орудия крестьян для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а так же машины появившиеся в крестьянских хозяйствах в 80х годах XIX века.

18.

Ветряная мельница из деревни Шихири, Очерского района XIX века.
Принадлежала К. Рахманову, переходила по наследству. В 1931 году была взята в колхоз "Красный боец", и на ней мололи зерно до 1966 года.
Такой тип мельниц называется шатровыми или "шатровками", главная особенность которых неподвижное основание - сруби подвижное "оголовье" - крыша. Оголовье поворачиваться вокруг оси вместе с крыльями, насаженными на вал. Поворот в сторону ветра делали с помощью специального рычага - хвостовины ("хобота"). Под напором ветра через сложную систему шестеренчатых передач и вертикальный вал движение крыльев передавалось на жернова. Мукомольные жернова находятся на первом ярусе.
Зерно засыпали в специальные ковши-воронки, из них оно поступало на жернова и перетиралось, затем мука по узкому лотку ссыпалась в мучной ларь. Сложная конструкция мельницы оттачивалась веками, и до сих пор является венцом крестьянской инженерной мысли.

19.

Дальше туристическая тропа выводит нас на экспозицию посвященную соляному промыслу. О вываривании соли я уже рассказывал в прошлых частях. Здесь же представлены экспозиции с Усть_Боровского солеваренного завода: рассолоподъемная башня, соляной ларь, варница и амбар - весь тот путь, который проделывает соль от рассола до лавок русских купцов.
20.

21.

22.

В лесу представлен комплекс "Охотничье становье" в которой вошли: Очаг -"Нодья" с навесом, лобаз и охотничья избушка.
23.

24.

25.

Сельское пожарное депо из села Скобелевка Пермского района первая треть XX века.
В середине 90-х годов XIX века в Пермской губерни, создаются земские пожарные дружины. В селе Скобелевка пожарная дружина из 23 человек была организована в 1906 году. Основная часть депо - квадратная, к ней примыкают служебные помещения: конюшня, комната для дежурных. Здание перекрыта двускатной тесовой крышей, выше расположена наблюдательная вышка с пожарным колоколом. Внутри восстановлен типичный для конца XIX - начала XX века пожарный обоз: телеги и сани с ручными насосами фирмы "Сонинъ Пермь.", бочки для запаса воды и характерное для того времени пожарное оборудование: багры, ломы, топоры, ведра, лестницы.
26.

27.

28.

29.

Изба В.И. Игошина - из деревни Грибаны Уинского района середина XIX века.
Традиционная для Прикамья "изба-связь", состоящая из двух срубов, расположенных друг напротив друга и разделенных сенями. Изба покрыта двускатной крышей. Ее венчает массивный "охлупень", который изготовлялся из цельного бревна с желобом, размещался на вершине крыши и прижимал верхние концы тесанной кровли. Изба отличается особой монументальностью, рублена топором из мощных бревен лиственницы (диаметр от 45 до 80 см). В деревенских домах конца XIX века, уже появляются товары промышленного производства - мебель, кровати, самовары, швейные машины.
30.

31.

32.

33.

Богородицкая церковь - село Тохтарево Суксунского района 1694 год.
"Жемчужина" прикамского деревянного зодчества - образец древней "клетской" церкви "кораблем". Три части церкви - трапезная, храм и алтарь - располагаются по одной лини "кораблем" и подняты на высоки подклет. Отличает постройку особая красота кровли: высокая клинчатая крыша, главки, барабаны, "бочка", покрыты городчатым лемехом.
Внутренние убранство церкви чрезвычайно простое: скромные лавки, небольшой помост для службы. Иконостас до наших дней не сохранился.

Колокольня - из села Сыра - Суксунского района 1781 год.
Единственная деревянная колокольня, сохранившиеся в Пермском крае до наших дней. "Восьмерик" основания колокольни перерастает в ярус (площадку) звона с арочными проемами.
Венчает постройку большой островерхий шатер опоясанный "красным тесом" - на концах досок сделаны пропилы в форме перьев птиц или лучей солнца. Высота колокольни вместе с крестом достигает - 30 метров.
Колокольня рублена "в лапу". Это традиционный прием, при котором бревна на углах строения обрубаются по форме "лапы" и не выступают за пределы углов. Этими "лапами" бревна "схватываются", со временем такое соединение не рассыхается, а только уплотняется.

34.

35.

36.

37.

Сторожевая башня - из села Торговище Суксунского района. 1905 год, копия оригинала XVII века.
Сторожевая башня - один из немногих сохранившихся образцов русского деревянного оборонного зодчества.
С 60х годов XVII века была центральной, проезжей башней Торговищенского острога - через нее попадали внутрь крепости.
Сгорела во время пожара 1899 года, но крестьяне села восстановили ее своими силами.
Башня двух ярусная - нижняя часть четырехугольная, верхняя - восьмиугольная ("восьмерик" на "четверике"). Через бойницы "восьмерика" велся обстрел врага на дальних подступах. Для ближнего боя использовался "облам" - боевой выступ на верхних бревнах "четверика". На вершине крыши находится небольшая башенка - "смотрельня" где несли службудозорные.
Башня рублена "в обло" распространенным в деревянной архитектуре способом.

38.

39.

Церковь Преображения - из села Янидор Чердынского района. 1702 год.
Уникальный памятник деревянного зодчества представляет собой "клетский" храм "кораблем"
Этот древнейший тип русского церковного строения, в основе которого лежит клеть - простой сруб как в избе, а три части церкви:трапезная, храм и алтарь -располагаются по одной линии "кораблем" и подняты на высокий подклет.
С северной и западной сторон церковь охватывает крытая галерея, устроенная на мощных выступах бревен. Все крыши в храме самцовые.
Необычно завершение центральной части храма - на высокой кровле "крещатая бочка" с главкой. Главки покрыты осиновым лемехом. Древесина осины под лучами солнца и каплями воды со временем приобретает серебристый оттенок. Стены рублены способом "в обло", бревна тщательно пригнаны друг к другу, поэтому ни мох ни другой утеплитель не требовался.
Вероятно, церковь в селе была построена на месте древнего языческого святилища. ("Ени-дор" на коми-пермяцком языке означает "божий край", "божий дом")

40.

41.

42.

43.

Ну что же, вот и закончилось наше путешествие на Северный Урал в Пермский край. После музея мы плотно пообедали в близ лежащем кафе и взяли курс в сторону Москвы.

44.

45.

До дома оставалось 1700 км. Обратно мы решили ехать через республику Мари-Эл и Чувашию - ибо бить машину на """дорогах""" Костромской области было реально жалко. К тому же путь через Чебоксары нам давал еще две точки для осмотра - это Тракторный музей в Чебоксарах и один из самых дальних городов "Золотого кольца" - Гороховец - в который, с моими маршрутами, доехать мне проблематично. Рассказ об этих двух точках я наверно вынесу за пределы повествования о "Северном Урале 2015". Подводя итоги можно уверенностью сказать, что поездка удалась. Есть чего вспомнить, есть еще за чем сюда вернуться. Урал мне очень понравился, не смотря на ужасную погоду, и сюда я точно вернусь, но только уже осенью. Хотя вот уже в кулуарах идет обсуждение про Приполярный Урал и... Полярный.... Но это после... В следующем году... А может и через год... А может через два...

Архитектурно — этнографический музей Хохловка Пермь

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня наш рассказ об уникальном Архитектурно — этнографический музей Хохловка, который находиться в 43 км. от города Пермь недалеко от села Хохловка, на живописном берегу Камского водохранилища.

Хохловка — музей деревянного зодчества Пермского края под открытым небом, насчитывающий более 20 шедевров деревянной архитектуры региона. Музей был основан в 1969 году. Для посещений музей открыт 17 сентября 1980 года.

Так как деревянная архитектура Прикамья в каждом районе имела свои уникальные черты, музей разделен на несколько разных секторов: Коми-Пермяцкий, Северное и Южное Прикамье, а так же архитектура солепромышленных комплексов.

Первым на маршруте разместилась «Усадьба П.И. Кудымова » XVIII века привезена из деревни Яшкино, Юсьвинского района. В состав усадьбы входит главный дом и двор. Жилая часть разделена на три зоны «изба-сени-изба». Во дворе размещался хлев, конюшня, амбар, баня. В избе собраны некоторые предметны быта того времени.

Усадьба П.И. Кудымова

Усадьбы Светлакова

Церковь Преображения , 1707 г. привезена из села Янидор, Чердынского района. Уникальный памятник деревянного зодчества выполнен в виде «корабля». Церковь разделена на три части: трапезная, храм и алтарь.

Церковь Преображения

Сторожевая башня , XVII в. привезена из села Торговище, Суксунского района. Копия оригинала. Башня сгорела в 1899 году. Была восстановлена местными крестьянами.

Сторожевая башня

Колокольня , 1781 г. привезена из деревни Сыра, Суксунского района. Высота колокольни вместе с крестом около 30 метров. Единственное сооружение такого типа сохранившиеся на территории края.


Колокольня

Церковь Богородицкая , 1694 г. привезена из села Тохтарёво, Суксунского района. Жемчужина Прикамского деревянного зодчества , так же разделена на три части и поднята на высокий подклет.

Церковь Богородицкая

Изба Игошева , конец XIX в. привезена из деревни Грибаны, Уинского района.

Изба Игошева

1930-е гг. привезено из деревни Скобелевка, Пермского района.

Никольская солеварня , 1880-е гг. привезена из города Соликамска.

Никольская солеварня

Амбар для зерна , 1906 г. село Хохловка, Пермского района.

Амбар для зерна

Усадьба Баяндиных-Боталовых , конец XIX в. Копия оригинала из деревни Дмитриево, Юсьвинский район. Усадьба зажиточного коми-пермяцкого крестьянина. Двухэтажная жилая часть – особенность этой усадьбы. На первом этаже находилась теплая изба с русской печью, клеть для ранения домашней утвари, торговая лавка и синильная мастерская по окраске холстов. На втором этаже располагалась горница с «голландской» печью, кухня, клеть.

Усадьба Баяндиных-Боталовых

Так же на территории музея Хохловка можно увидеть: Михайловский соляной ларь, 1880 годы г. Соликамск; Ветряная мельница, XIX в. д. Шихари Очёрского района; Рассолоподъёмная башня, XIX в. г. Соликамск; Никольский соляной амбар, 1880 годы г. Соликамск; Охотничье становище.

Стоит отметить то, что на территории Музея Хохловка проходят различные этнические и культурные фестивали и праздники, один из самых массовых «Международный фестиваль современных этнических культур KAMWA»

В 2016 году «Международный фестиваль KAMWA » состоится 5-7 августа. Подробнее об фестивале можно почитать здесь: http://www.kamwa.ru/projects/международный-фестиваль-kamwa-2016.html

Адрес архитектурно-этнографического музея «Хохловка»:

Пермский край, Пермский район, с. Хохловка


Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху статьи.
Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн).


До новых встреч на страницах нашего сайта "Усадьбы Дворцы Особняки".
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSS Email или

Архитектурно-этнографических музеев, или музеев деревянного зодчества, в России как минимум два десятка. В последнее время ими обзавелись почти все крупные регионы лесной полосы. Не стал исключением и Пермский край, где еще в 1969 году был учреждён, а в 1981 открыт АЭМ в деревне Хохловка (ударение на первый слог - ХОхловка, а не более привычное ХохлОвка), в 40км севернее Перми по правому (западному) берегу Камы.
На мой взгляд, при весьма скромном размере (23 постройки), Хохловка - один из лучших скансенов России. Во-первых, здесь чрезвычайно интересная подборка объектов, дающих исчерпывающую картину деревянного зодчества Урала; во-вторых, Хохловка чрезвычайно живописно расположена.

В общем, объём поста не случаен - ужать до адекватных размеров я его просто не смог.

В Хохловку от пермского автовокзала 4 раза в день ходят автобусы, интервал около 4-5 часов - этого с избытком хватит для осмотра музея. В пути автобус примерно полтора часа, причём не менее половины времени петляет по Перми, проезжая мимо Камской ГЭС.
И на самом деле первый экспонат Хохловки - её пейзаж. Холмы Предуралья и бескрайнее пространства Камского водохранилища:

Или, как называют его пермяки, Камского моря:

Хохловка чрезвычайно живописно поставлена на узком мысу между двух речек, превратившихся в заливы:

Хорошо видные самые крупные постройки: деревянные церкви, колокольня и башня острога. Другие постройки скрыты лесом. А по краям мыса - три осветительные мачты, вероятно для различных фестивалей, которые периодически тут бывают.

Вход в музей оформлен весьма креативно. Билет стоит 100р., фотосъёмка свободная (на фото запасной вход, главный чуть ниже):

Туристический автобус у входа в музей не случаен - место это довольно известное, особенно среди уральцев. Туристов в Хохловке много - это и школьники, и путешественники (в основном из других мест Урала), и даже иностранцы, а также дачники - по фотографиям видно, что окрестные холмы облеплены полуэлитными дачами. При этом, инфраструктура в Хохловке исчерпывается грязной автобусной остановкой (где я чуть не вляпался в коровью лепёшку) и сельпо. В общем, нытики, ау!
Меня же отсутствие ресторана этнической кухни и лесного отеля не смущает, так что начнём осмотр музея.

Хохловка делится на три сектора: коми-пермяцкий (три избы и гумно), северного Прикамья (церковь, изба и амбар), южного Прикамья (около половины музея), а также два тематических комплекса - охотничье становье и сользавод. У входа расположен Коми-Пермяцкий сектор:

Три крестьянских усадьбы 19 века представляют собой довольно странный синтез северной и уральской избы. Это как бы дом-двор по типу поморских, но часть построек всё же отдельно.

Строить избы коми-пермяки явно учились у русских, хотя облик изб весьма архаичен. Интерьеры комнат почти такие же, только печь другой формы:

Но больше всего меня поразили двери, размером больше похожие на люки:

В первой избе (из села Яшкино) воссозданы интерьер и выставлены предметы народных промыслов, во второй - экспозиция природы. Избы очень похожи, во второй усадьбе я покажу только баню, топившуюся по-чёрному:

В сторонке - третья изба богатого коми-пермяцкого крестьянина, оказавшаяся закрытой:

А чуть в стороне - здание, которое снаружи можно принять за подсобку, но внутри весьма интересное - это совмещённые гумно и овин с экспозицией инвентаря коми-пермяцких крестьян:

Об истории коми-пермяков я расскажу в постах про Чердынь - на самом деле это древний народ, имевший в Средние века собственное государство, вассальное Руси - Великопермское княжество (его столица, называвшаяся также Чердынь, отождествляется с нынешним селом Пянтег). Коми и коми-пермяки - очень близкие народы, с той лишь разницей, что коми были крещены мирным путём в конце 14в., а коми-пермяки - военным путём в 15-16 веках. В итоге коми в России около 330 тысяч, а коми-пермяков - около 150 тысяч. Еще недавно существовал Коми-Пермяцкий автономный округ в центром в Кудымкаре, ныне слитый с Пермской областью (которая после этого и стала Пермским краем).

Между гумном и богатой избой стоит еще одна изба из деревни Гадья. Это уже русская усадьба, часть сектора Северного Прикамья:

А чуть выше - пожалуй, самый ценный памятник этого музея, Преображенская церковь из села Янидор (Чердынский район), срубленная в 1707 году:

По ней хорошо видна разница между деревянными храмами Урала и Севера - уральские церкви более массивные, и выглядят более прочными. В то же время, на Севере и в Средней России очень редко строили клетские храмы такого размера. Шатровых храмов на Урале не было уже к началу ХХ века, а Янидорская церковь уникальна еще и "крещатой бочкой" под главкой. Такая деталь характерна для Пинеги и Мезени, где сохранилась на трёх храмах. Между Мезенью и Камой - республика Коми, но там не сохранилось церквей старше 19 века. И в общем, можно предположить, что в прошлом эта форма была распространена между Мезенью и Уралом.

Внутри пусто:

Неподалёку - классика жанра: мельница и амбар, правда Северное это Прикамье или Южное, уже не помню:

Выше Янидорской церкви - башня Торговищенского острога:

8-башенная крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья. В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги, а с утратой оборонных функций из крепости постепенно превратился в церковный ансамбль:

По сути, это было нечто уникальное - уральский погост-тройник! Ведь такое явление считалось характерным для Русского Севера. Помимо острожной башни в ансамбль входили церковь Иоанна Предтечи (1740), колокольня (1750) и церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1701) с уникальным завершением:

В общем, это был лучший на Урале ансамбль деревянных храмов. В 1899 году сгорела башня, и жители сами воздвигли в 1905 году её точную копию (которая ныне в музее). В 1908 году сгорел храм Иоанна Предтечи, и его решили отстраивать в камне. Однако случилась Революция, погост был покинут и обветшал. Церковь Зосимы и Савватия развалилась, колокольня лишилась верхушки, а башню успели вывезти. В общем, одна из тяжелейших утрат деревянного зодчества.

Поднимаемся выше. Панорама залива:

И уже знакомая нам часть музея:

На высшей точке Хохловки - колокольня из села Сыра (1780) и Богородицкая церковь из села Тохтарёво (1694, самый старый объект в музее):

Колокольня - в общем, почти типовой проект, почти такие же встречаются и 16, и 19 веках от Карелии до Сибири. А церковь - почти точная копия Янидорской. Но Янидор - на севере края, а Тохтарёво - на юге, то есть прообразами друг друга эти храмы быть не могли. Просто наиболее характерная для Урала форма.

Внутри церкви - также пустой зал и фотографии других уральских деревянных церквей (в том же Пянтеге), а также пары храмов Севера для сравнения.
А лемеховая кровля обеих церквей - совсем как на Севере:

Вид от церкви на Камское водохранилище - пейзаж почти морской:

Еще одна изба из села Грибаны (Южное Прикамье):

С характернейшими для Урала наличниками - почти такие же я видел в эту поездку десятки, а то и сотни:

У крыльца - качели, на которых я, в уединении, от души покачался. В десяти метрах от избы - пожарное депо 1930-х годов из соседнего села Скобелевка:

Внутри - экспозиция пожарной техники 19в., но кадр у меня получился плохо.
От пожарного депо тропка ведёт вниз, и сам не замечаешь, как оказываешься в тайге:

Это охотничье становье, и сделано оно исключительно сильно. Лесной полумрак, запах хвои, тишина, и наверное просто контраст с солнечной и светлой территорией остального музея - несмотря на деревянный мостик и фигуры, возникает ощущение, что это действительно глухой лес, а не рощица 100х100 метров. Всего в охотничьем становище 4 постройки:

Избушка (такие стояли в тайге и ими мог пользоваться каждый):

Навес для ночлега:

И лабаз, то есть маленький амбар на ножке для защиты от зверей.

Четвёртая постройка - лабаз на двух ножках, но обнаружить его ни мне, ни другим посетителем, с которыми я встретился на этой поляне, не удалось. Зато мне понравилась вот эта штуковина - больше всего похоже на Шурале (татарский аналог Лешего):

А выходя из тайги, оказываешься около солепромышленного комплекса. Да-да - это индустриальный пейзаж!

Дело в том, что солепромышленные технологии на Урале не менялись веками - и первые купцы в 15-м веке, и Строгановы в 17-м, и последние купцы в 19-м получали соль одинаково. Хотя этим постройкам немногим более 100 лет, точно такие же солеварни строились и 500 лет назад. Один из сользаводов чудом уцелел до наших дней - Усть-Боровский завод на окраине Соликамска, с 1972 года ставший музеем (к слову, первый завод-музей на Урале, а значит и в России). Эти постройки вывезены именно оттуда, но и сам ансамбль завода стоит на своём месте (и о нём будет отдельный пост, когда дойдём до Соликамска).

В Хохловке - не ансамбль, а по одной постройке производственного цикла. Первая - рассолоподъёмная башня:

Пермскую соль добывались в колодцах и скважинах, и технология выкачивания рассола не отличалась от выкачивания нефти. Деревянная труба - ствол скважины:

Другая деревянная труба, потоньше - это внутризаводской трубопровод, по которому рассол передавался между сооружениями:

Второй объект - соляной ларь, то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок::

В Хохловку ларь был привезён целиком, без разборки, на барже по Каме. Если не ошибаюсь, раньше в Хохловке была два ларя, но один вернули в Соликамск взамен сгоревшего там. Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева.

Варница - основное звено солеваренного цикла. Поставлена она почему-то между башней и ларём, но на самом деле туда поступал очищенный рассол:

Под варницей была кирпичная топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров:

На топке лежал цирен, или чрен - гигантская железная сковорода, на которую поступала рапа. Влага испарялась, соль оседала. Пар уходил вверх по деревянной трубе, а солевары выгребали соль специальными граблями:

Это была кошмарная работа - температура в варницах была около 80 градусов, при 100%-й влажности..

Последнее звено - амбар. Ранее два амбара были и в Соликамске, но в 2003 году они сгорели. В Хохловке же амбар аутентичен.

Соляные амбары были гигантского размера - 50х25х15 метров. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице (у этого амбара лестница в башне). Соленос - работа не менее адская, чем солевар: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков.

Отсюда и "пермяк - солёные уши" - от пота соль оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой. В общем, это сейчас шутка, а раньше было примерно то же, что "негр на плантации".

Подробнее о пермских солеварнях я расскажу в постах про Соликамск:

Около солеварен - набережная, лавочки из трёх полубрёвен, изгородь и таблички "Купаться запрещено!". За заливом - скалы:

Кстати, еще одна "достопримечательность" Хохловки - таблички "По траве не ходить! Клещи!". Энцефалитный клещ - действительно, самое опасное животное на Урале, здесь люди регулярно умирают от энцефалита. Но в Хохловке скорее таким способом охраняют луга.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010

· 09.01.2016

Текст статьи обновлён: 28.03.2019

Четвертую часть отчета о грандиозном мероприятии на новогодние выходные – о поездке на машине по интересным местам Пермского края, мы закончили на невеселой ноте: рассказе об экскурсии в мемориальный комплекс жертв политических репрессий «Пермь-36». Что же, постараемся отбросить печальные мысли и поедем дальше. Из первой части отзыва о путешествии мы помним карту маршрута, и знаем, что следующая остановка – деревня Хохловка. Здесь 17 сентября 1980 года открылся филиал Пермского краеведческого музея – архитектурно-этнографическая экспозиция, представляющая образцы деревянного зодчества Южного и Северного Прикамья, построенных начиная с 17-го века. Мне давно уже приходилось слышать восторженные отзывы об этой достопримечательности, поэтому решено было включить посещение её в программу нашего новогоднего тура.

Отзыв об экскурсии в архитектурно-этнографический музей «Хохловка»

Находится экспозиция на окраине деревни Хохловка, в 45-ти километрах от Перми или в 143-х километрах от села Кучино Чусовоского района, где мы посещали колонию политзаключенных. По пути пересекли мосты с живописнейшим видом на Камское водохранилище через реку Чусовая и Кама, потом блуждали по какому-то поселку и, наконец, подъехали к центральным воротам музея. Пришлось немного покружить в поисках места для стоянки автомобиля.

На территорию зашли в 15:40, а солнце должно было зайти за горизонт в 16:40, поэтому быстренько купили билеты и отказались от настойчивого предложения экскурсовода осмотреть сначала усадьбу зажиточного уральского крестьянина – нам хотелось успеть сфотографировать деревянные строения Хохловки в режимном свете. Пошли бродить по дорожкам самостоятельно.

Сначала заглянули в гумно, где можно увидеть крестьянские телеги и предметы, используемые для молотьбы зерна.

Построили его в конце 1920-х годов в селе Ошиб Кудымкарского района. В музей под открытым небом строение перевезли в 1981 году.

Следующий объект – деревянная Церковь Преображения 1707 года постройки, доставленная в Хохловку в 1983 году из села Янидор Чердынского района.

Здание церкви было реконструировано в 1960-1962 году по месту нахождения. Второй раз реставрационные работы проводились в 1984-1985 годах уже после «переселения» в музей.

В храм можно зайти. Вот как он выглядит внутри.

Конечно, посетителей привлекает издалека и старинная ветряная мельница.

Фото 7. Ветряная мельница в музее под открытым небом «Хохловка». Куда поехать на выходные из Перми. 1/80, 0.33, 320, 24.

Раньше она принадлежала мельнику по имени Сафрон Кузьмич Рахманов, проживавшему в деревне Шихари Нововознесенского сельсовета Очерского района. В 1931 году мельница перешла в собственность колхоза, а в 1950-м во время урагана с нее сорвало крылья. Но до 1966 года на ней продолжали молоть, использовав в качестве привода тракторный двигатель. В музей Хохловка деревянная реликвия попала из Шихарей в 1977 году.

Интересно, в скворечниках по весне селятся птицы?

Если да, представляю, как здесь интересно наблюдать за пернатыми, когда, наверное, вся округа наполняется чириканьем птенцов!

Музейный комплекс располагается на живописном берегу Камского водохранилища на полуострове Варнач. Опытные туристы говорят, что лучше сюда приезжать летом, будет намного красивее.

Представляю: зелень вокруг и голубое «Камское море» до горизонта, берег изрезан.

Еще один интересный экспонат – сторожевая башня из села Торговище Суксунского района.

Село Торговище основано на одной из остановок водного пути по реке Сылва еще во времена Ивана Грозного. Для защиты от кочевников (башкиры, наверное, имеются ввиду) был построен острог с 8-ю башенками, огороженный рвом с водой. Деревянная крепость простояла до конца 18-го века. Сторожевая башня «Спасская проезжая» была построена в XVII веке, в 1899-м году сгорела. Селяне построили уменьшенную копию, которую в 1971-м и перевезли в музей «Хохловка».

В общем, пока мы ходили по территории архитектурно-этнографического комплекса, солнце окончательно скрылось за горизонтом и внутрь крестьянской усадьбы мы уже не стали заходить (можно, как я понимаю, только с экскурсоводом туда попасть). А жаль! Смотрел фотографии других фотографов, съездивших в Хохловку – понравились «натюрморты» с деревенской утварью, снятые при естественном свете от окна.

Посмотрите видео, снятое с дрона, чтобы представить, что из себя представляет этот архитектурный музей.

Подводя итого экскурсии, могу сказать, что мы были не очень впечатлены. То ли повлияло подавленное настроение после музея «Пермь-36», то ли тот факт, что мы уже видели подобную экспозицию деревянного зодчества Урала под открытым небом в окрестностях Екатеринбурга: в деревне Нижняя Синячиха. Думаю, жителям Перми будет интересно побывать в Хохловке. А вот тем, кто живет в Свердловской области проще добраться в Синячиху. Кроме того, если не заходить внутрь строений, фотографировать у нас можно и бесплатно. Там тоже можно увидеть усадьбы XVII…XIX веков, принадлежавшие зажиточным крестьянам, деревянную мельницу, острог и пожарную башню. Лучше бы мы съездили в Белогорье и сфотографировали Свято-Николаевский мужской монастырь – зимой там все покрыто инеем, получаются просто волшебные фотографии.

Маршрут нашей автомобильной поездки по Пермскому краю на длинные новогодние выходные включал еще упомянутую Белую гору рядом с Кунгуром и, заодно, Ледяную пещеру. Но к вечеру погода испортилась: потеплело и стало пасмурно (не будет подходящего для фотографий света). Поэтому решено было пропустить Белогорье, поехали ночевать к родственникам в Красноуфимск. По пути заглянули в Пермь, чтобы удостовериться в одной простой мысли: «Счастье — не за горами!»

История музея-заповедника под открытым небом «Хохловка»

Очень трудно найти какие-либо документы в Интернете. Удалось только узнать, что открыть такую экспозицию деревянного зодчества Северного и Южного Прикамья предложил в 1966 году историк архитектуры Прикамья Александр Сергеевич Терехин. Через 2 года, в 1968-м главный архитектор Пермской области Николай Николаевич Кукин решил, что лучшая площадка для нее – окраина села Хохловка. Для согласования всех формальностей приезжала московская комиссия под руководством В.В. Маковецкого. По результатам всех этих действий в апреле 1969 года Пермский областной исполнительный комитет постановил создать здесь музей.

Хохловка. Как добраться на машине или на автобусе

Если вы решили доехать в Хохловку из Перми на автомобиле, то маршрут следующий: микрорайон Гайва (лучше ехать по Коммунальному мосту и потом через Сосновый бор). Тем, кто захочет добраться в музей из микрорайона Мотовилиха, проще ехать через Камскую ГЭС. Выезжаем на улицу Гайвинскую, проезжаем заводы «Камкабель» и «ЖБК №7» и на Т-образном перекрестке сворачиваем налево: на Ильский тракт. Через 9 километров увидим указатель «на Скобелевку» направо. Координаты GPS архитектурно-этнографического музея «Хохловка»: 58.258092, 56.260875.

А вот добраться сюда на автобусе – как всегда, мутный вопрос. Официальный сайт музея (http://www.museumperm.ru/filiali/muzey-khohlovka) сообщает, что доехать можно на пригородном маршруте №487 от остановки «Центральный рынок» (автовокзал). Но на различных форумах туристы пишут, что этот автобус иногда не приходит вовремя или, вовсе, рейсы отменяются, и поэтому лучше доехать на №340 (с автовокзала: 9:25, 14:05, 17:30, из Хохловки: 10:45, 15:10, 19:00). Думаю, проще позвонить в справочную музея или по телефонам на официальном сайте Хохловского сельского поселения (http://hohl.permraion.ru/page/transport).

Цена билета на вход в музей – 120 рублей с человека. Официальный сайт утверждает, что время работы: с 10:00 до 18:00 без выходных (кроме последнего понедельника месяца, когда проводится санитарный день). Но на других площадках упоминается, что с 1 июня по 31 октября заведение открыто с 10 до 18-ти, с 1 ноября по 31 мая – с 9-ти до 17-ти. Во время нашей экскурсии 5 января они закрывались в пять часов вечера. В общем, проще позвонить и проконсультироваться.

За сим эпопею с рассказом о поездке по Пермскому краю на машине заканчиваю. Как уже сказал в первой части отзыва, нам путешествие понравилось не меньше, чем приключения в Гималаях в Индии в ноябре 2015 года, хотя денег на сие мероприятие затратили в 10 раз меньше. Особенно рекомендую, конечно, посетить природные достопримечательности из нашего маршрута: Каменный город, Усьвинские столбы, камни Полюд и Ветлан на Северном Урале. Карту с описанием маршрута и GPS координаты каждого интересного места, что мы постелили, можно увидеть в первой главе. Мы для себя поставили цель съездить в Пермский край еще и летом, заглянуть в Соликамск и Чердынь, где полно древних улочек и церквей, сходить на Помянный камень и к Жигаланским водопадам. Но, поживем – увидим. Удачных, вам друзья, путешествий по родной земле!

На живописных берегах реки Кама, неподалеку от села Хохловка (Пермский край), на территории площадью 42 гектара расположен удивительный музей под открытым небом. Его экспонаты - уникальные примеры деревянного зодчества, характерные для этого региона и привезенные сюда из различных его уголков. Здесь собрано 23 объекта, датируемые концом XVII - первой половиной XX века. Все они представляют собой лучшие образцы народной строительной и художественной культуры Пермского края.

История основания

Предложение создать столь удивительный уголок поступило еще в 1966 году. Этой идеей загорелся известный пермский архитектор А.С. Терехин. Спустя два года было подобрано место для будущего музея деревянного зодчества. Им стал участок земли, находящийся около села Хóхловка (ударение на первое "о"), которое и дало название музею.

Окончательное решение о создании комплекса было принято в апреле 1969 года, а в марте 1971 года был утвержден проект музея. В его составлении принял участие уже упомянутый Терехин в компании с другими не менее известными архитекторами Г.Д. Канторовичем и Г.Л. Кацко.

Торжественное открытие музея деревянного зодчества Хохловка для посетителей состоялось в сентябре 1980 года. Он сразу стал центром притяжения туристов в Пермском крае. Его экспонаты показывают историю русской деревянной архитектуры, традиционный уклад жизни и основные ремесла русского народа.

Территориально-этнографические участки

Музей Хохловка разбит на три территориально-этнографических участка: Южное, Северное и Северо-Западное Прикамье. В каждом из них представлены образцы архитектуры этих условных районов Прикамья. Так, например, в Южном Прикамье можно увидеть объекты церковной архитектуры - Богородицкую церковь и колокольню . Они расположены на самом высоком участке музея под открытым небом и находятся в окружении хозяйственных и жилых построек. Зайдя в этот уголок Хохловки, можно ощутить себя жителем тогдашней эпохи. Здесь же представлены основные виды ремесел наших предков, населявших южные земли нынешнего Пермского края.

Северное Прикамье демонстрирует посетителям музея образцы жилой и церковной (церковь Преображения) архитектуры северных народов, а также транспортные средства (наземные и водные), используемые ими в хозяйственных целях. Северо-Западное Прикамье (или Коми-Пермяцкий сектор) всецело посвящен жилым постройкам. Здесь можно взглянуть на добротную избу зажиточного крестьянина, хижину бедняка, зимнее жилище охотника и некоторые другие здания.

Основные объекты Хохловки

К таковым, несомненно, относятся Богородицкая церковь и церковь Преображения , колокольня, усадьба Кудымова, сторожевая башня, пожарное депо, ветряная мельница, Никольская солеварня и Михайловский соляной ларь.

Богородицкая церковь датируется 1694 годом. Это одна из старейших деревянных построек Пермского края. Ее месторасположением являлось село Тохтарево, что в Суксунском районе. Там она входила в церковный комплекс, состоявший из двух церквей и колокольни. В музей ее привезли в 1980 году.

Этот памятник деревянной архитектуры относится к древнейшим клетским храмам. Он состоит из трапезной, алтаря и паперти. Внутреннее убранство церкви весьма скромно, но содержит все необходимое для отправления богослужения и проведения всех требуемых во время службы действий.

Колокольня располагается возле Богородицкой церкви. Ее высота вместе с крестом достигает 30 м. Возведена она была в 1781 году в селе Сыра (Суксунский район), откуда и была доставлена в музей в годы его создания. Это единственная деревянная колокольня, построенная в Пермском крае, которая сохранилась до наших дней.

К звоннице, расположенной в колокольне на высоте 20 м, ведет деревянная лестница. Покрывает строение высокий шатер, украшенный резными элементами, напоминающими своим видом лучи солнца.

Церковь Преображения «родом» из села Янидор (Чердынский район). В Хохловку она была привезена пятью годами позже Богородицкой. Годом возведения этого экспоната является 1707.

Церковь Преображения построена на высшем уровне тогдашнего строительства. Бревна в ее стенах настолько плотно соединены друг с другом, что совершенно не пропускают холод. В связи с этим стены сооружения не приходилось утеплять дополнительными материалами в зимнее время. Помимо традиционных для тогдашних церквей внутренних помещений, здесь имеется крытая галерея, где ожидающие службы люди могли укрыться от непогоды.

Усадьба Кудымова является образцом жилого деревянного зодчества времен XVIII века. Располагалась она в Юсьвенском районе, в деревне Яшкино. Помимо жилого дома, этот экспонат включает в себя баню, амбар, ледник, ворота с изгородью. Усадьба Кудымова не отличается роскошным убранством, но выполнена весьма добротно. Тщательно продуманная конструкция крыши надежно защищает ее от протекания, а центральным объектом дома, как было заведено на Руси, является образцовая печь.

Сторожевая башня была возведена в XVII веке в селе Торговище Суксунcкого района. Входила она в комплекс из восьми сторожевых башен, соединенных частоколом. Находился этот традиционный для русского народа охранный комплекс на реке Сылва, по которой в те времена проходил водный путь.

Случившийся в 1899 году пожар практически полностью уничтожил башню, но жители села собственными усилиями восстановили ее к 1905 году. В восстановленном виде она и «прибыла» в Хохловский музей деревянного зодчества.

Пожарное депо было построено в деревне Скобелевка в 30-х годах ХХ века. Отличительной чертой этого здания является высокая башня - каланча. Она была самым крупным строением в деревне, а на ее верхушке восседал сторожевой. Главная задача последнего - наблюдать не появился ли где дым. В случае опасности подавался сигнал при помощи колокола.

У подножья башни пожарного депо имеется несколько служебных построек, в которых размещались пожарники, лошади и телеги с бочками, наполненными водой, а также другой противопожарный инвентарь. Ознакомиться с этими нехитрыми приспособлениями может каждый посетитель музея.

Ветряная мельница датируется XIX веком, а инициатором ее появления был один из зажиточных крестьян деревни Шихари (Очерский район) Рахманов. Это единственная ветряная мельница, построенная в Пермском крае, которая сохранилась до наших дней. Отличительной чертой этого строения является то, что крышу с прикрепленными к ней лопастями можно вращать. Столь хитроумное приспособление придумали тогдашние строители для того, чтобы поворачивать ветряк за внезапно изменившим направление ветром и тем самым обеспечивать бесперебойную работу мельницы.

Никольская солеварня и Михайловский соляной ларь входят в комплекс строений солеварного завода. Этот промысел являлся основным для жителей Пермского края. Оба эти объекта вместе с некоторыми другими были привезены из города Соликамск, где их возвели в 1880 году.

Солеварня представляет собой квадратное строение, внутри которого находится печь для выпаривания соли, вытяжная труба и полати для сушки полученного сырья. Михайловский соляной ларь выглядит как деревянная изба и весит свыше 100 тонн. Он предназначался для хранения рассола и распределения его в дальнейшем по варницам.

Во время экскурсии по солеварному комплексу можно детально ознакомиться с особенностями этого промысла и узнать историю появления и развития солеварения в Пермском крае.

Как добраться и когда посещать

Из Перми в Хохловку всех желающих к музею доставляет пригородный автобус. Расстояние между этими населенными пунктами всего 45 км.

Хохловский музей работает ежедневно: с июня по октябрь - с 10 утра до 6 вечера, а с ноября по май - с 9 утра до 5 вечера.
Стоимость входного билета на одного человека составляет 120 руб. Экскурсия для группы из 10 человек обойдется в 70 руб. с каждого посетителя.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то