Муслим магомаев. Пять вечеров с муслимом магомаевым Факты из жизни

У каждого человека есть свои «Правила жизни» — правила, по которым человек живет, думает, мыслит. Журнал «Esquire» опубликовал «Правила жизни» легендарного азербайджанского певца и композитора Муслима Магомаева.

Он был простым и великим одновременно, такой понятный и непредсказуемый — это все Муслим Магомаев. Редкостный пример истинного певца, ставшего суперзвездой, яркое дарование которого особенно видно на фоне эстрадных исполнителей, заполонивших российскую сцену. Не много найдется в отечественной эстраде тех, кто может даже после смерти Магомаева соперничать с ним по популярности.

Душевный восхитительный баритон, артистизм, отсутствие вычурности и щедрость покоряли своей искренность.

На три концерта я никогда не соглашался , да не только теперь, но и в прежние времена не гнался за количеством концертов. Старался поберечь не только себя, но и зрителя. Ведь если артист поставил концертную деятельность на поток, то о каком творчестве можно рассуждать всерьез?

У меня нет планов , нет даже распорядка дня. Утром не знаю, что буду делать вечером. У меня непредсказуемый характер: я даже концерты часто отменял.

Я мог бы быть художником, композитором, пианистом. Почему не стал? Наверное, из-за своей восточной лени.

Я ведь всю жизнь жил самотеком и никогда всерьез не думал о завтрашнем дне.

Уважаю людей, которые могут сесть за фортепиано и заниматься по 8 часов, как Святослав Рихтер. Он мог всю ночь работать над ноткой. А я репетировал только для оркестра. Приходил, брал ноты и пел как бог на душу положит. Эстрадный певец должен спеть все, что у него на сердце. А голос - это последнее.

Я и сам готовить люблю , на кухне импровизирую так же, как в жизни, как в музыке. А еще я обои могу клеить, плинтусы забивать…

Мне не нравится , когда меня узнают. Я стеснительный человек.

Главное - не действовать друг другу на нервы. Я никогда не лезу с вопросами, куда идет моя жена. Захочет - сама скажет.

Кроме водки, я ничего не пью , вино меня не берет. Приехал я как-то в Тбилиси, а грузины злятся: на столе столько вина, а мне скучно. Я им говорю: «Хотите, чтобы я веселился с вами? Несите водку!»

Петь - это не работа , это для души. Если бы прожить все заново, я ничего не менял бы. Только не курил бы.

Революцию я ждал . Всю жизнь был антисоветчиком, мечтал о том, чтобы наша жизнь изменилась. Чтобы мы перестали кланяться чиновникам, чтобы могли петь то, что нам хотелось, а не то, что утверждали нам партийные комиссии.

Как-то очень резко всё произошло - наступление нашего своеобразного капитализма. Это как после музыки Моцарта взять и врезать Шнитке. Разница будет такой же шокирующей. Не хочу определять, какая жизнь - та или нынешняя - была Моцартом, а какая Шнитке. Я просто говорю о контрастах, о том, что менять всё надо было постепенно, - народ оказался к этому не готов.

От фамильярности никогда не страдал . Я вообще очень трудно сближаюсь с людьми. Поэтому практически не посещаю тусовок, где собирается много народу. Считаю: сейчас не моё время. И очень удивляюсь своим ровесникам, которые тусуются с молодёжью. Я даже это слово не люблю - тусовка.

Пласидо Доминго в одном из интервью сказал : «Надо уходить, не дожидаясь того момента, когда услышишь: «Как? Он ещё поёт? Да он сам себя не уважает!» Эти слова я принял как руководство к действию.

Я не жилец за границей . На Западе совсем другие отношения между людьми. Только, может, Италия близка нам - они и внешне, и по темпераменту похожи на азербайджанцев. А французы, англичане, американцы: у них в жизни только бизнес, бизнес, бизнес - и больше ничего.

Сиюминутная слава - это , конечно, приятно. И когда артисты говорят: «Мне всё равно, любят меня или не любят!» - врут они. Причём нагло. Каждому артисту приятно, когда ему аплодируют, когда его ждут у входа, просят автографы. Правда, когда машину поднимают - это уж чересчур.

Все мы на этой земле - временщики . За свои дела каждый из нас будет отвечать там, на небесах. А земная мишура - она уйдёт.

Достаток для меня не самое главное . Никогда в жизни не копил денег - всё тратил мгновенно. Есть у меня деньги - я должен гульнуть.

Никогда не думаю о будущем в печальных тонах.

Нельзя людям запрещать высказывать свои искренние, сердечные чувства.

Наверное, если бы Бог не дал мне этот дар - в моем, уже немолодом возрасте суметь освоить компьютер, — я страдал бы от безделья. Так как желание петь, играть и рисовать приходит, увы, не каждый день.

Я никогда не считал себя Великим , как это делают сейчас многие “звезды и звездочки”. Я всегда думал о той высочайшей вершине, до которой мне никогда не добраться. Моими учителями были Карузо, Ланца, Гобби… Я понимал, что мне до них никогда не добраться, как до звезд на небе. Поэтому я всегда считал себя лишь ищущим музыкантом.

Человек так устроен, если видит гадость и не верит ей, он все равно должен дочитать до конца.

Телевизор практически не смотрю.

Я тоже эмоционален , но спорить на политические темы не хочу.

Когда я даю слово , то это навсегда.

Уходил из оперы дважды. В первый раз ушел - но стали говорить, что, мол, Магомаеву трудно, он уже не может петь в опере. Я разозлился и после десятилетней паузы спел. Доказал самому себе, что могу. И ушел навсегда.

Классика требует самодисциплины , каждодневных занятий. А я не люблю тренаж и люблю свободу.

Молодежь уже не хочет одиноко стоящего человека, а хочет зрелища, попрыгунчиков, балетных девочек и чтобы все было красочно. И мне нравятся шоу Киркорова и Леонтьева. На других шоу я был, но не хочу о них говорить - они не по мне.

Мне предлагали сценарии , но какие-то дурацкие.

Сейчас любая сцена продается: хоть выпивай там с друзьями, но плати.

Я по складу патриот и среди иностранцев бы не мог: у них разговоры только о бизнесе.

Предпочитаю точку ставить сам. Но не хочу громко хлопать дверьми.

Когда-то мне Утесов говорил : я тебя, Муслим, люблю, но согласись, что лучше, чем “Легко на сердце от песни веселой”, не бывает. И я понял, что он считает так: ну Магомаев, ну успех, ну поклонники несут автомашину на руках, а все равно лучше меня никто не поет. И был прав - для своего времени. Точно так же для меня мое время было лучшим. Но оно прошло, и сейчас время Витаса.

Не понимаю , почему женщины рвутся за руль.

Азербайджан - отец , Россия - мать. А я, как Фигаро: и тут и там.

Я совершенно не осуждаю публику. Сейчас другая музыка, другое абсолютно все. И нет гарантии, что дальше на сцене не появится что-то вообще непонятное, несуразное, которое будет нравиться массам. Поэтому никогда нельзя говорить: «В наше время было хорошо, а сейчас плохо». Потому что может быть еще хуже.

Ходить на телевидение для меня было большой проблемой. Поэтому и записей мало.

Я по натуре , простите за сравнение, соловей: хочу – пою, не хочу – не пою. Раньше мы с Тамарой ездили с концертами, зарабатывали деньги. Иногда по два и даже по три концерта в день. Для меня это было каторгой. Просто так сложилось. Я всегда говорю, что я не Кобзон.

У меня никакой пенсии в России нет. Да и прописка появилась не так давно. Я всю жизнь прожил в Москве как бакинец, женатый на москвичке.

После того как я женился на Тамаре, я стал более скромно себя вести.

Я никогда не говорил, что я монах. На моем пути было достаточно прекрасных женщин… Но все это только до Тамары Ильиничны…

Мужчина должен быть главным в семье — хоть на Востоке, хоть на Западе. Но не настолько главным, чтобы командовать женой, заставляя ее шагать маршем. Как умный глава, ты должен помогать жене, заботиться, оберегать, ухаживать.

Обожал я по лестницам падать. В «Тоске» я все время с лестницы летал двадцать ступенек вниз. Специально заказывал такие декорации, чтобы кататься. На публику огромное впечатление производил. Вот эта шалость детская во мне всегда была.

Вытащить на сцену целый оркестр - это сейчас может себе позволить лишь спонсор Баскова или Киркоров.

Пусть уж лучше меня запомнят по записям, пластинкам тех лет. Да, сейчас спою, несомненно, более умудренно, глубоко. Но голоса такого, как в двадцать пять лет, у меня уже, конечно, не будет.

Помню, когда меня приглашали в программу «Это было, было…», где крутили мои старые записи, то я отказался от съемок: «Почему — было? Вот он я — есть, я живу!» Как можно так говорить. Ведь ни Фрэнк Синатра, ни Лайза Минелли никогда не участвовали в передачах типа «Это было». Они просто стали при жизни классиками эстрады.

Компьютер — это моя страсть и моя слабость. И не только Интернет, а еще самые разнообразные программы. Например, с помощью фотошопа я «меняю имидж» многим своим знакомым.

У меня все были талантливые , и дед, и отец, и мать. Что же я бездарностью должен был вырасти?

Она возвращалась всегда неожиданно , как снег на голову. Могла в 3 часа ночи появиться. Мама — можно сказать, ярко выраженная актриса и в жизни, и на сцене. Всегда была несколько экстравагантна. Насколько я помню, за время своей театральной деятельности она сменила городов пять-шесть. Есть такие артисты, которые не хотят в одном и том же театре работать. По натуре уже гастролеры. Вот такая у меня была мама.


17 августа 1942 - 25 октября 2008

Мало кто в отечественном эстрадном искусстве мог соперничать по популярности с Муслимом Магомаевым , чей восхитительный баритон, высокий артистизм и душевная щедрость покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его возможностей необычайно широк: от опер до мюзиклов, от неаполитанских песен до вокальных произведений азербайджанских и русских композиторов...

Он стал известен лет в девятнадцать - после выступления на молодежном фестивале в Хельсинки. И вот уже в течение почти четырех десятилетий с честью выдерживает нелегкое испытание славой, продолжая оставаться кумиром множества поклонников. Гюстав Флобер предупреждал, что к идолам не следует прикасаться, а то их позолота окажется на ваших руках. Но Муслим Магомаев - как раз счастливое исключение: артист только выигрывает от более близкого знакомства с ним, и нечего опасаться, что к пальцам прилипнет сусальная позолота.

Многие, мне кажется, полагают, что Муслим Магомаев намного старше, чем на самом деле, - так давно на слуху это громкое имя. Москва открыла его для себя весной 1963 года. 30 марта в газетах появилась информация ТАСС с концерта азербайджанских артистов в Кремлевском Дворце съездов, где сообщалось: «...самый большой, можно сказать, редкий успех достался М.Магомаеву. Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одаренный молодой артист».

В том же 1963 году в зале имени Чайковского и во Дворце спорта в Лужниках состоялись первые концерты певца. Требовательная Клавдия Ивановна Шульженко вспоминала впоследствии: «Как только Магомаев появился - это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился ...»

Важнейшим этапом в шлифовке вокального мастерства Муслима Магомаева стала его стажировка в миланском театре «Ла Скала ». Пребывание певца в середине 60-х годов в Италии - стране несметных сокровищ искусства, родине бельканто - не только благотворно сказалось на его исполнительских возможностях, но и вообще существенно расширило его духовный горизонт. Муслим Магомаев навсегда остался сторонником итальянской школы пения, восхищаясь творчеством Беньямино Джильи, Джино Бекки, Тито Гобби, Марио Дель Монако ...

Самому Магомаеву великолепно удавались арии Фигаро и Скарпиа, Мефистофеля и Онегина ... Однако оглушительный эстрадный успех помешал его оперной карьере - подобно тому, как Голливуд похитил у оперной сцены столь любимого Муслимом Магомаевым Марио Ланца (о котором он написал книгу, сделал радио- и телепередачи).

1969 год принес ему победу в Сопоте и первый «Золотой диск» на фестивале МИДЕМ в Каннах, - этой награды Муслим Магомаев был удостоен за то, что записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в четыре с половиной миллиона экземпляров. Певцу едва перевалило за тридцать, когда он стал Народным артистом Советского Союза ...

«Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени «Муслим» раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия «Магомаев» безнадежно тонет в восторженном грохоте. К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства... А еще к тому, что любая оперная ария, любая песня в его исполнении - это всегда ожидаемое чудо », - писал в 1980 году Роберт Рождественский, на стихи которого Магомаев исполнял много песен, в том числе собственного сочинения (одна из них называлась «Мы для песни рождены»).

Певец никогда не гнался за переменчивой модой, не заигрывал с публикой, но его талант и обаяние завоевали миллионы сердец. Переполненные залы, кордоны конной милиции, море цветов, легенды и сплетни, машина, обцелованная поклонницами, - все это Магомаев вкусил сполна. И притом отнюдь не зазнался, сохранил не показную, а истинную скромность, совмещая внутреннее достоинство с трезвостью самооценки. Эти качества не позволили ему, например, согласиться на роль Вронского в кинофильме «Анна Каренина», которую ему предлагал сыграть режиссер Александр Зархи, хотя позже Муслим Магомаев создал запоминающийся образ Низами в фильме Эльдара Кулиева.

Как это часто бывает у талантливых людей, Муслим Магомаев разносторонне одарен: он не только певец и актер, он пишет музыку для театра и кино, сочиняет песни, лепит и рисует, обладает литературными способностями. К этому надо добавить и его поразительное умение ладить с современной электронной техникой, каковой он изрядно увлечен, потому он еще и «домашний волшебник», что так радует его царственную супругу Тамару Синявскую , семейному дуэту с которой скоро будет четверть века.

Лестные для певца признания сделал в свое время незабвенный Иннокентий Михайлович Смоктуновский: «Муслим Магомаев завоевал популярность вдруг, сразу. Популярность огромную и надолго... Я всегда скучаю по нему и жду новых встреч, жду возможности услышать и увидеть то, что несет этот замечательный талант своим многочисленным поклонникам ».

Ко всех прочим достоинствам необходимо причислить еще и то, что душа у Магомаева не устает трудиться. Реже стали его публичные выступления, что объясняется повышенной требовательностью певца к себе, - он ведь привык "высоко держать планку " и до сих пор не представляет себе, что в концертных залах для публики можно петь под фонограмму. Но время от времени, он все же радует поклонников своим появлением на сцене, поддерживает контакт с ними через Интернет, любит "поколдовать" в домашней студии, готовя новые записи и отбирая лучшие из старых. К его юбилею в 2002г. вышла коллекция из четырнадцати компакт дисков, дающая представление о том, как много сделал для нашего искусства этот прекрасный оперный певец, снизошедший до эстрады.

I часть.

Когда еще наша страна называлась Советским Союзом, был такой поэт Муса Джалиль. Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем памяти Мусы Джалиля. Итак, мы начинаем вечер памяти поэта Мусы Джалиля.

Эпиграфом к жизни, творчеству Мусы Джалиля можно назвать следующее выражение: « Жизнь, отданная борьбе…»

Муса Джалиль- это псевдоним поэта. Настоящее имя его Залилов Муса Мустафович. Он говорил:

Жизнь моя для народа, все силы ему,

За народ свой я голову, может, сложу-

Собираюсь служить до могилы ему.

Кто же такой Муса Джалиль. Что мы знаем о нем?

С первых дней Великой Отечественной войны поэт Муса Джалиль ушел на фронт. На фронт он был призван из города Казань, где на тот момент и проживал.

До войны у него вышло несколько сборников стихов. И он был уже знаменитым поэтом. Но в памяти народа Муса Джалиль представляется как поэт, написавший больше ста стихотворений находясь, в торьме Моабит.

Для поэта было важно не потерять лицо даже в самых нечеловеческих условиях войны.

В июне 1942 года был ранен и в бессознательном состоянии попал в плен. Находясь в концлагере он вел политическую борьбу, создал группу сопротивления. Выпускали листовки. Готовили побег из концлагеря. За это его заточили в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия

«Вечер памяти Мусы Джалиля»

I часть.

1.1. Прослушивание аудиозаписи песни «Бухенвальдский набат» в исполнении Муслима Магомаева.

1.2. Вступительное слово ведущего.

Когда еще наша страна называлась Советским Союзом, был такой поэт Муса Джалиль. Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем памяти Мусы Джалиля. Итак, мы начинаем вечер памяти поэта Мусы Джалиля.

Эпиграфом к жизни, творчеству Мусы Джалиля можно назвать следующее выражение: « Жизнь, отданная борьбе…»

1.3.Рассказ ведущего о жизни и творчестве Мусы Джалиля. Показ презентации о поэте.

Муса Джалиль- это псевдоним поэта. Настоящее имя его Залилов Муса Мустафович. Он говорил:

Жизнь моя для народа, все силы ему,

За народ свой я голову, может, сложу-

Собираюсь служить до могилы ему.

Кто же такой Муса Джалиль. Что мы знаем о нем?

С первых дней Великой Отечественной войны поэт Муса Джалиль ушел на фронт. На фронт он был призван из города Казань, где на тот момент и проживал.

До войны у него вышло несколько сборников стихов. И он был уже знаменитым поэтом. Но в памяти народа Муса Джалиль представляется как поэт, написавший больше ста стихотворений находясь, в торьме Моабит.

Для поэта было важно не потерять лицо даже в самых нечеловеческих условиях войны.

В июне 1942 года был ранен и в бессознательном состоянии попал в плен. Находясь в концлагере он вел политическую борьбу, создал группу сопротивления. Выпускали листовки. Готовили побег из концлагеря. За это его заточили в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит.

От декабря 1943 года до марта 1944 года Муса заключен в камере 382 военной тюрьмы Летерштрассе вместе с бельгийским борцом Сопротивления Андре Тиммермансом. В плену создано 125 стихотворений, но на чем их писать Они умирают вместе со мною- вспоминал он.

Чудом достали школьные тетради, и ужасы неволи он описал в трех тетрадях. Которые так и называются Моабитские тетради. Они и сейчас хранятся как подлинные документы истории.

В тюрьме также была найдена записка следующего содержания: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, и наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам – писателям в Москве».

Как видите, ребята, до нас дошли и исторические тетради со стихами Мусы Джалиля и записка.

А теперь мы ребята, в память о поэте Мусе Джалиле, о герое, прочитаем некоторые его стихи.

II часть.

Конкурс чтецов . (Чтение стихов учащимися, педагогами).

Стихотворения, выбранные для конкурса:

Муса Джалиль «Другу»;

Муса Джалиль «Девушка и смерть»;

Муса Джалиль «Красная ромашка»;

Муса Джалиль «Молодая мать»;

Муса Джалиль «Палачу»;

Муса Джалиль «О героизме»

Муса Джалиль «Праздник матери»

III часть.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения Мусы Джалиля «Варварство» в исполнении Смирнова Владимира.

Именем Мусы Джалиля назван небольшой город в Татарии. В центре Казани воздвигнут памятник поэту. В Антарктиде его именем названа одна из высочайших вершин. Его имя носят улицы, проспекты, школы, музеи.

IV. Заключительная часть.

Исполнение песни «Хотят ли русские войны»

Приложение:

1.Текст песни «Хотят ли русские войны»

Хотят ли русские войны?

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

Над ширью пашен и полей,

И у берёз и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

Что под берёзами лежат,

И вам ответят их сыны -

Хотят ли русские,

Хотят ли русские,

Хотят ли русские войны!

Не только за свою страну

Солдаты гибли в ту войну,

А чтобы люди всей земли

Спокойно ночью спать могли.

Спросите тех, кто воевал,

Кто нас на Эльбе обнимал,-

Мы этой памяти верны.

Хотят ли русские,

Хотят ли русские,

Хотят ли русские войны!

Да, мы умеем воевать,

Но не хотим, чтобы опять

Солдаты падали в бою

На землю горькую свою.

Спросите вы у матерей,

Спросите у жены моей,

И вы тогда понять должны -

Хотят ли русские,

Хотят ли русские,

Хотят ли русские войны!

2. Презентация «Жизнь, отданная борьбе». Муса Джалиль.


В эту пятницу - 70 лет со дня рождения Муслима Магомаева, мегазвезды советской оперной сцены и эстрады. По этому поводу - вот посвященная ему глава из моей книжки “Там, где бродит Глория Мунди”. Она написана по материалам единственной нашей встречи у него на даче на Николиной горе ровно десять лет тому назад - в канун его 60-летия.

Беседа получилась большой. Чтобы не отпугивать читателей размерами, публикую ее в пяти частях. Пусть длятся прекрасные мгновения, пусть один вечер превратится в пять.

Итак, вечер первый:

МЕЖДУ МУЗАМИ

Он знал успех, какой сейчас не снится суперзвездам. Восторженные толпы несли на руках его автомашину. Ему прочили славу Шаляпина и Синатры. Он стажировался в миланской "Ла Скала" и пел в парижской "Олимпии". Муслим Магомаев, внук знаменитого азербарджанского композитора и самая громкая легенда русской эстрады второй половины ХХ века, 17 августа 2002 года отметил свое 60-летие. В преддверии этого события мы сидим в доме на Николиной горе, где спасается от жары звездная пара - Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Я приехал за юбилейным интервью - но больше всего меня интриговало таинственное исчезновение великолепного певца: отчего он вдруг стал затворником и перестал появляться на сцене?

Он был гостеприимен, весел, гордо показывал садовый участок с гномами. С ним было легко разговаривать.

- А где Тамара Ильинична? Я и цветочки привез...

Это мой юбилей или ее?

Тогда вот вам первый вопрос: вас ждала блестящая карьера оперного певца, но вы от нее отказались. Не раскаиваетесь?

Если была бы вторая жизнь, то единственное, что я бы изменил, - не стал бы курить.

- А начать вторую жизнь прямо сейчас - слабо?

Уже не выйдет: я курю лет сорок с лишним. Первый год не затягивался, потом один певец показал, как это делается.

Вы прямо из бакинского Клуба моряков попали на молодежный фестиваль в Хельсинки, где ждал вас первый большой триумф...

А маленькие у меня уже были в городе Баку. Меня там знали, я пел в правительственных концертах. Учился по классу фортепиано, но в 14 лет у меня уже был бас-баритон.

- А как пианист вы подавали надежды?

Подавал. У меня растяжка до - фа через октаву! Импровизировал хорошо. Я не нотник, которому клавир не поставишь - играть не может. Но жалеть об этой утрате опять же не стоит.

- После арии Фигаро во Дворце съездов вы проснулись знаменитым. А вот из воспоминаний вашего аккомпаниатора Чингиза Садыкова я узнал, что пришлось вместо до мажор петь на тон ниже - в си бемоль мажор.

Интернета начитались?

- А как же!

Ну, там можно прочитать и о том, как Махмуд Эсамбаев мне пощечину влепил. А что касается Фигаро... у меня ведь тогда был очень низкий голос, трудно было залезать на высокие ноты. Кому-то Бог дает хорошие верхушки, кому-то насыщенный средний регистр.

- Но из оперы вы ушли.

Уходил дважды. В первый раз ушел - но стали говорить, что, мол, Магомаеву трудно, он уже не может выходить в опере. Я разозлился и вышел. Доказал самому себе, что - могу. И ушел навсегда. А на эстраде верха не нужны. И теперь их у меня как не было, так и нет.

- Ушли без сожаления?

Классика требует самодисциплины, каждодневных занятий. А я не люблю тренаж и люблю свободу.

- Поэтому и от Большого отказались?

Меня бы там заставили петь советский репертуар, а я его терпеть не могу. Я рос на Пуччини, Россини, Верди и не мог бы петь Прокофьева или Щедрина. Просто не понимаю, как Тамара все это сумела выучить.

- Сходите на "Лулу" Берга в "Геликон"! Это актерский подвиг.

Не хочу. Хотя уверен, что это любопытно. Если оперу нельзя слушать - я этого не понимаю. И не понимаю, почему сейчас Большой театр похож на подопытную студию: ставят оперу, которую сам композитор не любил, но не идет "Риголетто", не поют Доницетти, Беллини! В "Ла Скала" тоже экспериментируют - но классика там не сходит со сцены.

Послушайте, вы в "Ла Скала" провели два сезона, бегали на спектакли - неужели не захотелось быть среди небожителей?

А чем больше бегал, тем больше понимал: не мое. Ну не дал мне Бог крепких верхушек, терпения и усидчивости. В детстве я рисовал, теперь снова решил взяться за кисть, и что? Что я великого нарисовал? Написал несколько портретов и вдруг - не хочу! Начал портрет Тамары, остались несколько мазков. И как отрезало: не могу взять в руки кисть. А в опере нельзя же за день до спектакля сказать: не хочу!

- А кайф от оперного спектакля испытываете?

От хорошего - да. Но в Большом я давно никакого кайфа не получал.

- Вы нашли на эстраде свободу?

В общем да. Поешь не под "фанеру", стараешься, чтобы сегодня песня прозвучала не так, как вчера, - большое удовольствие! Не хочу никого судить, утверждать, что фонограмма - это плохо. Я понимаю: новые требования, саунд должен быть приличный и все такое. Когда на сцене человек-фейерверк, бьют фонтаны и выходят слоны, мне уже без разницы - поют там под фонограмму или живым звуком.

- Но вы-то собирали полные залы без слонов!

Так и мизансцена была другая: я перед роялем или перед оркестром. И больше ничего. И изволь два часа петь так, чтобы не захрипеть, и голос не сел, и зритель не ушел.

Не развратили слоны нашу эстраду? Природа вашего успеха совсем другая, чем в гала-шоу Киркорова или Леонтьева.

А молодежь изменилась, она уже не хочет одиноко стоящего человека, а хочет зрелища, попрыгунчиков, балетных девочек и чтобы все было красочно. И мне нравятся шоу Киркорова и Леонтьева. На других шоу я был, но не хочу о них говорить - они не по мне.

- Таких больше?

Поэтому я редко хожу. Киркоров приглашал три раза, а я все ссылался на собачку: не с кем оставить. Боялся идти, потому что если уж пришел на концерт - надо досидеть до конца. И потом высказать свое мнение, а врать я не могу. На третий раз все-таки пошел и получил огромное удовольствие. О чем честно сказал Филиппу.

- В книжке вашей есть фото: вы в облике Гитлера. Что это было?

А это мы в Ленинграде сидели и обмывали премьеру в Малеготе - Эдита Пьеха, Броневицкий и я. И хохмили: я сообразил себе челку и усики, Эдита стала поверженной Францией, Броневицкий - Наполеоном, и мы сделали фотку на память.

- Открыли в себе драматическое дарование?

Я снимался в фильме "Низами", но не считаю это актерской работой - играл там самого себя. Потому что никто уже не знает, каким был Низами на самом деле. А играть себя неинтересно.

- Но ведь вы могли бы повторить карьеру любимого вами и мною Марио Ланца - играть в кино певца.

Мне предлагали сценарии, но какие-то дурацкие.

- У Ланца сценарии тоже дурацкие - а как хорошо смотрятся!

- "Великий Карузо" - отличный фильм. И "Полночный поцелуй". Это настоящее музыкальное кино. А у нас почему-то всё хотели комедию. Так что я отделался, кроме "Низами", еще только двумя фильмами: "Поет Муслим Магомаев" и "До новой встречи, Муслим!". И оба про меня.

Вечер второй - завтра

«Никогда нельзя быть недовольным своей судьбой, если судьба тебе улыбалась. Мне всю жизнь судьба улыбалась, и если что-то и было нехорошее в жизни, это наша вина».

Магомаев Муслим Магометович - поистине великий человек, снискавший одновременно любовь народа и политиков, что крайне редко встречалось в советское время. Многие люди только сейчас начинают понимать значимость гения Муслима Магомаева в советской и российской культуре.

Я не буду описывать всю его биографию, в интернете об этом написано довольно много. Хочу привести интересные факты из жизни этого великого артиста.

Магомаев родился в азербайджанской семье в городе Баку в 1942 году и был назван в честь деда - успешного в Азербайджане композитора и дирижера.

Слава пришла к Магомаеву очень рано, уже в 19 лет он был известным певцом, а в возрасте 31 года он был удостоен звания Народного артиста СССР.

Недоброжелатели называли Магомаева «придворным» артистом, так как абсолютно все секретари ЦК Партии любили его, без участия Магомаева не обходился ни один правительственный концерт. Те не менее, Муслим не спел ни одной песни о партии и комсомоле.

Муслим Магомаев был удостоен всех мыслимых и немыслимых наград и званий, но до конца своих дней считал, что ему так и не удалось полностью реализовать свой талант. В тоже время, он благодарил судьбу за то, что она свела его с Тамарой Синявской - женой и самым близким другом.

Тамара Синявская была второй жена Магомаева, в первый раз он был женат на своей однокурснице, но прожил с ней недолго. От первого брака у Магомаева осталась дочь Марина, которая проживает в США. Кстати, Марина своего сына назвала в честь деда - Муслима.

25 октября 2008 года не стало Муслима Магометовича. Это огромнейшая потеря не только для азербайджанской и российской эстрады, но и для всего мира.

Прощаясь с ним, Алла Пугачева сказала:

«Это большое горе для всего народа. Особенно для тех, кто обожал его творчество. Хоть и говорят, что не сотвори себе кумира, но я сотворила его себе в 14 лет. Не знаю, как сложилась бы моя судьба, если бы моим кумиром не стал Муслим Магометович. У меня была только одна мечта — познакомиться с ним. Я делала все — пела, трудилась, чтобы он узнал о моем существовании. Это счастье мне Бог дал, и это горе он мне сегодня тоже дал. Я только об одном жалею, что мы при жизни так и не спели вместе. Но я верю, что существует еще другая жизнь. И мне кажется, что мы еще обязательно споем»

— Каждый из нас сегодня чувствует свою вину перед Муслимом. Мы знали, что он болен и страдает от одиночества, но ничего не сделали, чтобы продлить его жизнь, — сказал он. — Теперь его увозят от нас, но нам осталось великое наследство — его записи. Существует единица измерения творчества — Муслим Магомаев. И пусть каждый сравнивает себя с ним.

. «Орфей» стала последней песней Муслима Магомаева на церемонии прощания. Все в зале встали.

Когда гроб с телом певца несли по Триумфальной площади, поклонники провожали его аплодисментами и криками «Браво!».

В день прощания с Муслимом Магомаевым в Московском метрополитене транслировали песни артиста: «Ноктюрн», «За все тебя благодарю», «Мелодия» и «Белла, чао».

После окончания панихиды в Москве спецрейс «Азербайджанских авиалиний» доставил тело певца в Баку. Там церемония прощания прошла в Азербайджанской государственной филармонии. Похоронили Муслима Магомаева 29 октября на Аллее почетных захоронений рядом с опекавшим певца всю его жизнь Гейдаром Алиевым.

ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ:

С детства у Муслима были не очень хорошие легкие — наследство от деда. Тем не менее он мог находиться под водой около минуты и на одном дыхании спеть целую страницу. Специально легкие Муслим не тренировал — пение, по его словам, и есть тренировка. Но в последние годы проблемы с легкими давали о себе знать, поэтому гастроли были очень редкими.

В свое время у Муслима Магомаева была возможность сделать карьеру оперного певца за границей: ему предлагали остаться в Италии, где он стажировался в знаменитом театре Ла Скала, и в Париже, где в зале «Олимпия» с триумфом прошел его концерт. Ради карьеры на эстраде Магомаев отказался даже от предложения работать в Большом театре. Но никогда не жалел о своих решениях.

Леонид Брежнев очень любил песни «Белла, чао» и «Вечер на рейде» в исполнении Магомаева, но у певца были непростые отношения с властью. Перед очередным торжеством, готовившимся в недрах КГБ, министру культуры СССР Фурцевой позвонил Юрий Андропов: «Мои ребята на праздничном концерте хотят послушать Магомаева». Услышав, что певец сейчас в опале, председатель КГБ сказал: «А у нас он абсолютно чист!»

На руке Муслима Магомаева красовался красивый перстень. История его появления такова: однажды певец выступал перед шахом одной из восточных стран. Высокому лицу так понравилось выступление, что он решил отблагодарить Магомаева солидным денежным гонораром. Магомаев, однако, им не прельстился. «Я в гостях денег не беру», — сказал он шаху. «Тогда вот тебе подарок», — ответил шах и подарил Магомаеву перстень.

Однажды Муслим Магомаев сказал, что его отец погиб под Берлином за 3 дня до окончания войны. Он так и не увидел маленького Муслима, поэтому тема Великой Отечественной войны была очень близка Магомаеву.

МОЙ ПЛЕЙЛИСТ МАГОМАЕВА — САМЫЕ ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ

1. Ноктюрн

2. Вечерний эскиз

3. Мне тебя не понять

4. Мелодия

5. Синяя вечность

6. Нам не жить друг без друга — любимая песня в исполнении Магомаева

7. Рапсодия любви

«Не жди, не бойся, не проси» — главный принцип, которым он руководствовался всю свою жизнь. Он никогда ничего ни у кого не просил, и ушел с эстрады в зените славы. Последние годы выступал очень редко, но его голос продолжают помнить и любить миллионы.

«ВСЕ МЫ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ — ВРЕМЕНЩИКИ. ЗА СВОИ ДЕЛА КАЖДЫЙ ИЗ НАС БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ТАМ, НА НЕБЕСАХ. А ЗЕМНАЯ МИШУРА — ОНА УЙДЁТ.»

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то