Хорошее ли качество всем всегда помогать. Стоит ли помогать людям? Ключевые правила для помощи

Нужно ли помогать людям? Моральное истощение или удовлетворение жизнью?

Нужно ли помогать людям? Моральное истощение или удовлетворение жизнью?

Нужно ли помогать людям? Казалось бы, не должно быть сомнений в том, что помогать людям нужно. Тем не менее, все мы знаем, что, в некоторых случаях, мы можем испытывать моральное истощение в результате нашей помощи, вместо того, чтобы чувствовать естественное удовлетворение жизнью , помогая людям. Как нужно помогать людям, чтобы моральное истощение не стало результатом этой помощи?

Единственное, что имеет значение, когда мы пытаемся определить, нужно ли помогать людям в определенной жизненной ситуации, - это наша внутренняя причина, которая мотивирует нас помогать людям .

Нужно ли помогать людям, когда вы счастливы, и чувство радости жизни переполняет вас? Конечно! Помогайте и получайте удовлетворение жизнью!

В этом случае, когда мы делаем выбор помогать людям , то мы делаем это, потому что мы сами переполнены положительной энергией так, что она «выплескивается через край» и мы чувствуем ещё большую радость, помогая другим. Если вы помогаете другим людям именно по этой причине, то вы будете чувствовать удовлетворение жизнью и никогда не позволите довести себя до того, чтобы испытать моральное истощение .

Мы помогаем людям НЕ для того, чтобы самим заслужить право на их помощь. Мы не нуждаемся в помощи, которую можем получить в ответ на нашу помощь, потому что мы берем на себя стопроцентную ответственность за то, как мы относимся к себе и как мы с собой поступаем. Любовь к себе - это именно то, что дает нам почувствовать себя достойными, привлекательными, миролюбивыми и жизнерадостными людьми!

Когда я берусь помогать людям, просто потому что в своей жизни я счастлива и радость переполняет меня, мне не нужно их разрешение на это. Бескорыстная помощь – это само по себе вознаграждение, при условии, что происходит оно из любви к самой себе и другим. Удовлетворение жизнью не , но зависит от того, как я себя ощущаю. Я чувствую удовлетворение жизнью , будучи таким человеком, которого я ценю.

Любить, для меня, это отдавать свое время и силы тем, кто использует мою помощь для улучшения собственного здоровья, обучения и роста. Помогать людям, кто искренне хочет помочь самим себе, приносит мне невероятное удовлетворение жизнью , но бесполезно помогать таким людям, кто не хочет помочь самим себе. В таком случае вы будете чувствовать себя обессиленной и, в конце концов, придете к тому, что будете постоянно испытывать моральное истощение. Если вы беретесь помогать людям, потому что вы счастливы, но все равно испытываете моральное истощение , то это говорит о том, что у вас есть и другие причины, которые мотивируют вас помогать людям.

Нужно ли помогать людям, если, для этого, у вас недостаточно сил и энергии? Моральное истощение

Если вы НЕ берете на себя ответственность за вашу собственную самооценку, внутреннюю гармонию и радость жизни, то, вероятно, у вас НЕТ энергии для того, чтобы делиться ею. Когда вы пытаетесь помогать людям, будучи нуждающимся человеком, вы можете почувствовать себя еще более опустошенной, вместо того, чтобы чувствовать удовлетворение жизнью, помогая другим.

  • Нужно ли помогать людям для того, чтобы, при случае, самим можно было обратиться к ним за помощью, вместо того, чтобы просто делиться избытком своей жизненной энергии естественным способом? Другие люди могут чувствовать себя «притянутыми» к вам, чувствовать, что вы их привязываете к себе и манипулируете ими, пытаясь обязать их своей помощью, и, поэтому, люди могут отступить. Вашу помощь могут воспринимать, как контроль или даже, как агрессию. Люди могут ретироваться или уйти в сопротивление, не захотеть взаимодействовать с вами. Вы можете, в конечном итоге, почувствовать обиду и моральное истощение , в результате такой «неправильной» помощи.
  • Нужно ли помогать людям для того, чтобы заслужить имидж «хорошего человека»? Если вы заучили, что вы - хороший человек, то вы можете создавать себе настроение тем, что помогаете другим людям, но в этом случае вы делаете это из-за страха, чувства долга или чувства вины.

    Вы можете помогать людям для того, чтобы люди воспринимали вас, как хорошего человека, вместо того, чтобы помогать, испытывая естественную потребность дарить добро окружающим. В этом случае вы уже сами определили себя, как хорошего человека, знаете об этом и не нуждаетесь в подтверждении со стороны. Но когда вы стараетесь заслужить имидж хорошего человека, вы не берете на себя ответственность за то, чтобы самой определить свою собственную добродетель и ценность, - вы делаете других людей ответственными за ваше чувство собственного достоинства. Такой вид помощи никогда не приведет к тому, что вы будете чувствовать удовлетворение жизнью и самой собой.

Когда вы научитесь брать полную ответственность за ваше чувство собственного достоинства, умиротворения и радости, тогда намерение помогать людям, которые смогут извлечь пользу от вашей помощи, будет одним из самых радостных жизненных переживаний для вас.

Как же стать такой самодостаточной личностью, не требующей поддержки из вне, у которой положительная энергия "выплескивается через край", заботиться о близких людях и помогать им с чистым сердцем и не ждать ничего взамен, вы узнаете из статьи

Почему люди не берут помощь, которая так щедро и бесплатно раздается? Пока человек не готов услышать ответ, пока он не жаждет помощи, он никогда ее не сможет взять полной мерой. Любая помощь будет как еда в переполненный желудок. Что-то, может, и войдет, но, в принципе, нужно быть готовым, что человека стошнит.

Две притчи по теме:

ПЕРВАЯ – про собаку на гвозде:

Однажды человек шел мимо одного дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли. Проходя мимо человек про себя удивился, почему же скулит собака.

На следующий день он снова шел мимо этого дома. Он увидел престарелую пару в креслах-качалках и собаку, лежащую между ними и издающую тот же жалобный звук. Озадаченный человек пообещал себе, что, если и завтра собака будет скулить, он спросит о ней у престарелой пары.

На третий день на свою беду он увидел ту же сцену: старушка качалась в кресле, старичок читал газету, а собака на своем месте жалобно скулила. Он больше не мог этого выдержать.

Извините, мэм, - обратился он к старушке, - что случилось с вашей собакой?

С ней? - переспросила она. - Она лежит на гвозде.

Смущенный ее ответом человек спросил: - Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет?

Старушка улыбнулась и сказала приветливым, ласковым голосом: - Значит, голубчик, ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.

ВТОРАЯ — про учителя и ученика, который пришел за советом, как ему познать мудрость жизни.

В ответ на этот вопрос учитель взял ученика и опустил его голову в ведро с водой. Держал его там, пока ученик не стал вырываться. Когда ученик спросил, что это было, учитель произнес: «Как сильно ты хотел воздуха, когда был там?» Ученик ответил, что очень хотел и это было единственное, о чем он мог думать. И учитель сказал: «Когда ты захочешь познать мудрость жизни так же, как и сейчас воздуха, ты ее познаешь».

Очень часто людям не нужна помощь. Им больно, чтобы скулить об этом, но не настолько, чтобы что-то делать.

1. Они серфят интернет на предмет советов и идей, поглощают тонны информации каждый день, потребляют все подряд: от розовых цитат до философских размышлений на тему счастья и жизни.

Но у них нет нужды на самом деле решить свою проблему. Да, какие-то проблемы, в общем-то, есть. Но они оказываются терпимыми. То есть не настолько усложняют жизнь, чтобы встать с гвоздя и думать только о том, как найти решение.

Не говоря уже о том, что самые действенные советы может оказаться очень неприятно выполнять. Например, взять ответственность за свою жизнь только на себя и перестать спихивать вину на окружающих.

Зачем же так сложно, лучше я найду что-то полегче. Например - как поднять женскую энергию шопингом. Просто, эффективно, радостно.

Думать о жизни, делать какие-то упражнения - это не годится…

Надо чтобы быстро и не напряжно.

2. Помогая насильно, вы лишаете людей самостоятельности, выбора, мешаете взять ответственность за свою жизнь. Каждый должен сделать помощь своим личным выбором.

Есть такие люди, которые постоянно намекают на то, что им нужна помощь. При этом сами ничего не готовы для себя делать. Если у тебя есть внутренняя потребность помогать, ты бросаешься на выручку. Но поскольку от тебя нужна не помощь, а лишь внимание, то тут начинается всякое: «Что ты лезешь в мою жизнь, я тебя ни о чем не просил, я сделал так, как ты сказал, и смотри, как все теперь ужасно, это все ты виноват…»

Такие люди не умеют быть взрослыми. Они не умеют просить помощи. Им кажется, что это ниже их достоинства. Поэтому они все сделают так, чтобы другие стали эту помощь предлагать. Потому что в этом случае можно спокойно отказываться, отбрыкиваться, делать высокомерное лицо и говорить, что вы все сами за меня тут решили, а мне этого совсем не надо было. И вообще я ничего не просил.

Позиция жертвы обстоятельств и несмышленыша очень коварная. И очень манипулятивная. В ней много силы и власти. Намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Для иллюстрации принципа невмешательства еще одна ПРИТЧА.

Она о человеке, который хотел помочь бабочке выбраться из своего кокона. Он видел, как трудно ей из него выбираться и поэтому вскрыл его ножом. Но когда бабочка оказалась на свету, то ее крылья не были способными летать. Они бы стали такими, если бы она смогла самостоятельно пробраться через кокон и окрепнуть, прилагая усилия. А так она осталась с недоразвитыми крыльями и больше не летала.

Люди развиваются через преодоление.

Поэтому создавать им комфортные условия - значит делать их слабее. Если им нужна помощь, пусть учатся ее просить. Нет ничего благородного в том, чтобы быть выше просьб о помощи. Это какая-то нарциссическая конструкция, и она точно не должна быть чем-то очень возвышенным и святым.

3. Люди получают намного больше пользы, не решая свои проблемы.

Это называется вторичная выгода.

В какой бы тяжелой ситуации человек ни находился, если он ничего не делает, чтобы оттуда выбраться, значит, у него есть какая-то вторичная выгода: не расти, не изменяться, получать бонусы, оставаться инфантильным и т. д.

Есть сотни историй про больных людей, которые не выздоравливают только потому, что, став здоровыми, перестанут получать внимание. Вплоть до того, что семьи сохраняются исключительно до тех пор, пока кто-то болеет. Ведь нельзя бросить больного человека. А больной и рад стараться - болеть.

Приходишь к такому человеку с искренним мотивом помочь выздороветь и получаешь в ответ саботаж и агрессию. Ему не надо лечиться. Ему надо оставаться больным.

4. У каждого человека свой путь, своя карма, каждый получает ровно столько, сколько заработал своими действиями.

Когда вы желаете кому-то помощи, вы думаете, что она им нужна для облегчения их состояния. Но откуда нам знать всю его задачу по судьбе? Как можно решать, что именно это необходимо для того или иного человека. У каждого свой путь.

5. У каждого человека свои неврозы, ценности и взгляды.

Если ведической женщине начнет помогать специалист по успеху, то будет конфликт. Хотя каждый из них уверен, что их путь верный и правильный.

Поэтому перед тем как предложить помощь, хорошо бы понять, а не будет ли она конфликтовать с тем, что уже есть.

Принять, что видение жизни у другого человека может очень сильно отличаться от вашего.

Нет ничего зазорного в том, чтобы просить помощь. Если мне она нужна, я обращаюсь за ней. Поначалу это не просто.

Помогать, если об этом попросят. И не полунамеками, говоря: «Ой, что-то голова разболелась», а конкретно.

Свои потребности надо учиться осознавать, а просьбы - уметь озвучивать.

Не додумывать и не пытаться догадаться. Спросить: «Как именно я могу тебе помочь?»

Помощь, даже проистекающая из самых благих побуждений, может быть иллюзией. А иногда и банальным насилием.

Какие мотивы движут «помогающими»?

Далеко не всегда чистые и светлые.

1. Допустим, помогающий искренне верит, что знает, как будет лучше для другого.

Иногда это верно, а иногда и нет. Прежде чем предлагать что-то лучшее, хорошо бы узнать, готов ли другой к этому лучшему?

Часто не готов. Почему? См. первые пять пунктов.

2. Помогающий пытается самоутвердиться за счет другого, удовлетворить свои потребности.

Такая помощь особенно болезненная. Она идет либо через критику, завернутую в обертку заботы: «Ты ужасно готовишь. Говорю тебе это, чтобы ты одумалась и стала лучшей хозяйкой», либо через пассивную агрессию: «Что-то ты плохо выглядишь. Давай я дам тебе номер своего косметолога?».

3. Помогающий хочет поднять собственную значимость для себя и для других.

Такие люди ощущают себя очень-очень благородными, несущими свет, знания и радость другим. Когда они «помогают», они чувствуют себя святыми, реализующими великую миссию. У них плюсуется самомнение, начинает ярче светиться нимб. Ведь это очень важно и красиво - просвещать несведущих, делать слепых зрячими и инвалидов здоровыми.

К сожалению, такое часто случается с представителями помогающих профессий - тренерами, коучами, психологами. Они застревают в своей профессиональной идентичности. Они чувствуют себя живыми, только пока помогают. В своих постах в соцсетях они постоянно твердят о том, как счастливы жить и помогать людям, что их работа самая лучшая, что нет большей радости, чем проснуться с утра и придумать очередную программу, чтобы привести темное человечество к светлому будущему.

Важность внешнего признания может быть нужна потому, что помогающий не чувствует собственной важности для самого себя. Признание окружающих влияет на самоощущение.

Легко жить, когда меняешь жизни других людей. Тяжело жить обычной мирской жизнью без благодарностей и поклонения.

Поэтому, в первую очередь помогающим, надо разбираться именно с этими вопросами:

Кто ты без своей помощи другим?

Что с тобой будет, если у тебя не останется никого, кому нужна твоя помощь и твои светлые мысли?

Очень хорошо в работе со святостью и короной помогает самоирония.

Не ждите, что вы будете всем нужны и что все вас оценят. Это дает свободу, больше не заложник собственных ожиданий. Как говорят, «не будите спящих, помогайте пробудившимся».

Каждый делает свой выбор: помогать или не помогать, просить помощи или не просить помощи. Главное - быть максимально честными перед собой.

Если вы из помогающих, задайте себе вопросы:

Почему вы помогаете?

Кому вы помогаете?

Если вы из тех, кому нужна помощь, спросите себя:

Готовы ли вы просить помощь?

Готовы ли вы принимать помощь?

Никому нельзя помочь насильно, никого нельзя спасти без его ведома. Каждый человек идет своим путем. И если на этом пути он сочтет кого-то или что-то полезным, он выберет побыть рядом какое-то время. А потом снова продолжит свой путь.

А если вы хотите помогать, то предлагайте, но не настаивайте.

Когда не стоит помогать людям и почему даже искренняя помощь может привести к нежелательным последствиям?

Бескорыстная помощь – это хорошо. Именно так нас всех учили еще в младшей школе. Но насколько правы были учителя и родители, когда пытались привить нам эту «истину»?

Безусловно, милосердие и радушное желание помочь нуждающемуся достойны похвалы. Но подобный альтруизм далеко не всегда полезен в реальной жизни. Мы говорим не о тех ситуациях, когда подразумевается общечеловеческая помощь (пожертвования для детского дома или отданный голодающему кусок хлеба). Речь о ситуациях, в которых корыстные люди «раскручивают» нас на бесплатную помощь в том или ином деле, давя на жалость. Это может быть просьба помочь советом в бизнесе, либо подвезти на деловую встречу в другой конец города в плохую погоду и так далее.

И вот тогда, когда подобные просьбы становятся регулярны, а выгода от них достается лишь просящему, необходимо срочно задуматься. Все ли вы делаете верно? Поговорим об этом подробнее. Итак, почему не надо помогать людям, которые могут воспользоваться вашей искренностью сугубо в личных целях?

Действительно ли людям не нужно помогать?

Крайности всегда губительны. Нельзя поставить крест на какой-либо помощи, сказав себе однажды, как отрезав: «Никогда не помогай людям!» и продолжить наслаждать своей эгоистичной жизнью.

Однако стоит научиться выделять из общей массы тех личностей, безвозмездная помощь которым нанесет урон лично вам и не приносит пользы ему. Прежде всего – если в ущерб идет ваше персональное время и финансы.

Как часто вас просили о каких-то мелочах люди, с которыми вы вовсе не состоите в особо близких отношениях? А как часто они даже не выражали вам своей благодарности после получения желаемого или отделывались искусственной улыбкой? Согласитесь, подобные ситуации были на веку каждого.

И опять же – помогая кому-либо, вы тратите собственное драгоценное время, которое могло быть конвертировано в конкретную денежную сумму.

Попробуйте мыслить этой догмой. Ведь вряд ли человек, который обратился к вам с просьбой о встрече, заплатит эту сумму после совместного чаепития, на котором вы, актуализировав все собственные силы, ищете пути его развития или решения его проблем.

Как не помогать людям, которые абсолютно не ценят помощи?

Чтобы сохранять в таких ситуациях холодный рассудительный ум, необходимо руководствоваться следующими принципами.

Чужим людям не нужно помогать. С ними нужно взаимовыгодно сотрудничать

Как раз для того, чтобы помощь не сделала хуже одной из сторон, существует несколько простых для понимания правил:

  1. Никогда не помогай людям, если они не в состоянии этого оценить!

    С каждым приключалась история, когда вы хотите искренне протянуть руку помощи кому-либо из окружающих. Бывает так, что вы со стороны находите в жизни другого человека что-то, что мешает ему добиться успеха в той или иной сфере. Многим из нас хотелось в такой момент указать товарищу на проблему. Но нужно ли это делать?

    Как правило, после того, как вы продемонстрируете человеку его недочеты, он воспримет эту демонстрацию в штыки. Мало кто умеет принимать критику и использовать ее в свою пользу. Возможно, ваше общение сойдет после этого на «нет». Такой сценарий приносит в вашу жизнь ценнейший урок – давайте советы только тогда, когда их просят. Ведь часто даже самая искренняя помощь будет принята другим, как желание уличить самого человека в какой-либо слабости.

    Даже если вы четко знаете, как действовать другому человеку, чтобы улучшить свою жизнь или добиться успеха в каком-то деле, дайте ему возможность совершать ошибки, не навязывайте свои рекомендации, если вас о них не просят. Позвольте даже близким людям идти своим путем, даже неправильным с вашей точки зрения.

  2. Не стоит помогать людям бесплатно, если это касается непосредственно вашей сферы деятельности.

    Где применимо это правило? Взять, к примеру, ситуацию: вы дизайнер интерьера и ваша работа – это разработка и визуализация интерьеров помещений. Помимо того, что подобная творческая работа часто может для посторонних и не знакомых со сферой дизайна людей казаться чем-то простым и не занимающим много времени, так подобные знакомые еще и имеют привычку просить вас о разработке интерьера для себя лично. За какое вознаграждение? Естественно, бесплатно, «по старой дружбе». Ведь на их взгляд – это нормально. Вот тут и кроется подвох.

    Главное умение, которое вам здесь необходимо – умение четко и вежливо отказывать. И это не грубость – это необходимая мера без которой ваш капитал рискует уменьшится. Не увиливайте от просьбы, прикрываясь тем, что «сейчас некогда» — наступит «потом» и вы снова услышите ту же просьбу. Лучший ход здесь — действовать максимально открыто, при возможности — предложить скидку по той самой «старой дружбе».

  3. Не надо помогать людям, если не уверены в своих собственных силах.

    Можете заметить, что этот совет немного выбивается из общей канвы рассматриваемой темы. Но он не менее важен, чем все, что было изложено выше. Бывает так, что мы искренне желаем оказать помощь дорогому нам человеку и рвемся сделать это как можно скорее. Зачастую такое искреннее желание не позволяет трезво оценить – а действительно ли мы сможем оказать человеку поистине квалифицированную помощь? Не навредим ли?

    Суть описываемого принципа предельно проста – не стоит рваться в бой, если наверняка не знаешь, что делать. Имея самые светлые побуждения и взявшись помогать людям в том, с чем вы сами не шибко знакомы, можно прилично «наломать дров». Тогда и время будет потрачено впустую, и даже собственная репутация может ухудшиться в глазах уважаемого вами человека. Особенно тогда, когда результата добиться не выйдет, а саму попытку человек оценить будет не в силе.

Как не помогать людям, которые не ценят помощи, и не жить с угрызениями совести?

Не тогда, когда вы его вытаскиваете за шиворот, не тогда, когда «залюбливаете до смерти», даже не тогда, когда вы самоотверженно делаете все, не ожидая ничего взамен.

Если от вас ждет каких-либо благ человек, с которым вас не связывает ни время, ни желание – будьте уверены в своих отказах и не бойтесь кого-либо огорчить из-за норм вежливости. А если беретесь протягивать руку помощи – озвучивайте за эту самую помощь честную цену. Людям не нужно помогать, когда ваша помощь — не способ решить ситуацию, а повод перекинуть проблемы.

Значит так, смирно-вольно, диктую.

Благотворительность бывает плохая. Благотворительность бывает вредная. Благотворительность бывает глупая и даже, страшно сказать, бывает благотворительность, которой лучше бы не было.

Как и во всех других случаях, глупость и вред начинаются в тот момент, когда ведущий благотворительную деятельность человек начинает игнорировать объективную реальность, исходя из каких-то своих внутренних установок. А столь эмоциональное занятие, как помощь людям, провоцирует действовать по принципу «тем хуже для фактов» особенно сильно, ибо в конце каждого действия человек видит свою внутреннюю награду: сделав добро, чувствуешь себя лучше. Каким бы ты ни был полным говном до того, после совершенного благого дела ты, несомненно, записываешь себе плюсик в карму.

Однако, если в погоне за подобного рода эмоциональными выбросами забыть о цели всего мероприятия — помощи людям (я не разбираюсь в помощи собакам, может, там всё иначе), то можно и навредить. Или просто потратить ресурсы, свои и чужие, зря.

Хрестоматийный пример подобного рода неудачной помощи — кучи гуманитарного тряпья, разбросанные по Крымску осенью 2012 года. Ненужную, грязную, годную только на свалку одежду и обувь там жгли и закапывали до самой зимы.

И ведь всё это кто-то принёс на кем-то организованные пункты сбора. Кто-то всё это сортировал, паковал в коробки, жёг бензин, доставляя в далекий южный город. Кто-то писал призывы в социальных сетях и договаривался со складами, тратил время, деньги и нервы.

Попросту говоря, куча ресурсов была выброшена в никуда. Хотя на других направлениях в том же Крымске эти ресурсы ох, как пригодились бы.

«Попросту говоря, куча ресурсов была выброшена в никуда»

Но это пример относительно позитивный: лишнее оказалось просто выкинуто, а многие люди хотя бы получили полезный опыт. Куда хуже примеры, когда благотворительность превращается из собственно помощи людям в нечто иное — в политическую позицию, в эмоциональный наркотик, в способ решения чьих-то психологических проблем или рекламную вывеску для бизнеса.

Типичным примером такого рода неправильной благотворительности являются сборы на умирающих детей в социальных сетях, когда группа экзальтированных женщин бесконечно заламывает руки и выпрашивает деньги на то, чтобы заграничный доктор совершил Чудо. Неправильно здесь то, что зачастую речь идёт о ребёнке, которого уже не вылечить, клинике, которая просто зарабатывает деньги, и женщинах, которые занимаются этим делом не ради ребёнка, а ради переживания собственного спасительства. Попытки же выяснить, зачем ребёнка мучают и почему не внимают советам врачей, натыкаются на глухое и озлобленное сопротивление. Потому что ломает кайф великого дела. А также потому, что эмоционально накаленная атмосфера борьбы за Жизнь – прекрасное прикрытие для махинаций с чужими деньгами. Подробнее об этом рассказывается, например, .

«Типичным примером такого рода неправильной благотворительности являются сборы на умирающих детей в социальных сетях»

Настоящая благотворительность, с точки зрения менеджмента, с точки зрения организации дел — очень скучна. Она требует аккуратности, дотошности, умения читать документы и терпеливо ждать ответа от вечного занятого медицинского консультанта или представителя строительной фирмы, который поясняет, как лучше сделать ремонт в детдоме. Она требует умения постоянно мириться с неудачами, когда перспективнй донор отказывает или выдвигает невыполнимые условия, или же подопечные в последний момент делают такой финт, который всю помощь делает если не бессмысленной, то не вполне адекватной.

У нас была подопечная семья, которой мы помогли достаточно серьёзно. Сильно вложились и временем, и эмоционально, и денег ушло немало. А через несколько месяцев мы узнали, что семья эта развалилась, отец ушёл к другой женщине и по сути, помощь наша ушла в песок.

Прыгать с фонариками, делать праздник и дарить людям надежду тоже нужно, но это занимает куда меньше времени.

Благотворительность без включения мозга и навыков тех, кто в предметной области профессионально разбирается — медиков, соцработников, реабилитоголов и так далее — превращается в разбазаривание ресурсов. А если профессиональное участие намеренно блокируется, то и вопрос о реальной цели сбора средств оказывается чрезвычайно актуален. Не надо помогать тем, кто не ищет помощи, а ищет переживаний или популярности.

Точно также не стоит помогать профессиональным нищим – тем, кто сделал просьбы о помощи своим постоянным источником дохода. Если человек просит много и часто, если он капризничает, если он скрывает, что собирает из нескольких источников одновременно, если он шантажирует жертвователя своими бедами и навязывает ему ответственность за свои проблемы – лучше не участвовать. Профессионал умеет присосаться, как пиявка, к обладателю ресурсов (кстати, не только денег, но и времени, внимания, нужных навыков или знакомств) и вытягивать их до бесконечности. Ссылок давать не буду: не хочу посылать людей туда, где можно залипнуть.

Ни в коем случае нельзя принимать участия в благотворительности, в которой присутствуют хоть какие-то тайны, особенно – связанные с деньгами. Если неизвестно, сколько денег собрано и откуда, как они будут тратиться и на что именно, если вообще хоть что-то, связанное с деньгами, непрозрачно для тех, кто деньги даёт – в этом деле лучше не участвовать.

«Ни в коем случае нельзя принимать участия в благотворительности, в которой присутствуют хоть какие-то тайны»

Скажем, я бы никому не могу рекомендовать жертвовать на детей, чьи истории размещены на сайте «Союза Благотворительных организаций России» (СБОР). Потому что там указаны необходимые детям суммы, однако нет никакой информации о том, как, собственно, куда, а главное — сколько денег тратится. То есть: написано, что для мальчика нужно 150 тысяч рублей. Но нет никакого подтверждения, что ему нужно именно столько (нет счета из клиники), а не меньше на 20 тысяч, которые отправятся куда-то ещё. И нет никакого подтверждения, что именно 150 тысяч рублей было выплачено по окончании сбора — ни платежного поручения, ни даже текстового сообщения о том, что вся сумма была переведена. Как правило, нет никакой информации о том, куда собственно, были перечислены деньги.

Или, например, вот нашел я в сети сайт фонда “Софи”. Возможно, его сайт просто недоработан. Но в разделе отчёты там нет вообще ни одной цифры. По ссылке “Отчёты ” (осторожно, вырвиглазный дизайн) находится загадочная “Памятка для руководителей некоммерческих организаций по выполнению требований федерального законодательства” — вещь, наверное, полезная, но ничего не сообщающая ни о том, сколько средств собрал фонд “Софи”, ни сколько и куда он потратил.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь


Нужно ли помогать людям. Кому, когда и зачем?

Раньше мне казалось, что помощь надо оказывать всем и всегда, буквально обращать людей в счастье. И я очень расстраивалась, когда мои гениальные умные советы и статьи оказывались невостребованными и не применялись в жизни.

В особо тяжелые периоды я принималась ненавидеть неблагодарных людей, не понимающих, какой дар и свет я им несу. Я зарекалась что-либо делать для других. Но от этой ненависти не рождалось ничего хорошего. Со временем меня отпускало, и я снова начинала писать. Иногда я получала слова благодарности, мне приходили теплые отзывы, и это на какой-то период давало мне успокоение. Но меня все время волновал вопрос — почему люди не берут помощь, которая так щедро и бесплатно раздается? Казалось бы, ешь - не хочу, чего же ты не ешь, а? Для тебя же, сволочь, стараюсь. Чтобы ты был счастлив и успешен.

А потом я все поняла.

Пять лет назад я участвовала в семинаре, на котором была предусмотрена возможность получить ответы на волнующие вопросы. Для этого мне надо было заполнить анкету и отправить ее мастеру. Мне обещали ответить и дать рекомендации для жизни.

Заполнила я анкету и стала ждать. Ждала-ждала, а ответа все не было. Меня обуревал гнев и негодование — как это меня так обманули. Я поделилась своими соображениями с человеком, который много раз был на семинаре этого мастера. И он мне сказал: «Маша, в твоем голосе нет запроса о помощи» . Я удивилась: «Как это нет?». А он мне ответил что-то вроде: «Ты сама и есть свой вопрос. Тебе надо быть в состоянии вопроса, а не получения ответа».

Я не сразу поняла, что это значит. Но если это услышал человек, который просто присутствовал на семинарах, то мастер уж наверняка все понял. Повозмущавшись еще немного, я приняла это как правду. Что-то внутри подсказывало, что так оно и есть. А еще через какое-то время мне реально стало очень тяжело, и в тот момент я поняла, что такое — истинный запрос о помощи. Я написала мастеру, задала свой вопрос и он мне ответил.

Из той ситуации я вышла с пониманием: пока человек не готов услышать ответ, пока он не жаждет помощи, он никогда ее не сможет взять полной мерой. Любая помощь будет как еда в переполненный желудок. Что-то, может, и войдет, но, в принципе, нужно быть готовым, что человека стошнит.

Хочу рассказать вам две притчи.

Первая - про собаку на гвозде:
Однажды человек шел мимо одного дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли.

Проходя мимо человек про себя удивился, почему же скулит собака. На следующий день он снова шел мимо этого дома. Он увидел престарелую пару в креслах-качалках и собаку, лежащую между ними и издающую тот же жалобный звук.

Озадаченный человек пообещал себе, что, если и завтра собака будет скулить, он спросит о ней у престарелой пары. На третий день на свою беду он увидел ту же сцену: старушка качалась в кресле, старичок читал газету, а собака на своем месте жалобно скулила. Он больше не мог этого выдержать.
— Извините, мэм, — обратился он к старушке, — что случилось с вашей собакой?
— С ней? — переспросила она. — Она лежит на гвозде.
Смущенный ее ответом человек спросил:
— Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет?
Старушка улыбнулась и сказала приветливым, ласковым голосом:
— Значит, голубчик, ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.

Вторая притча про учителя и ученика, который пришел за советом, как ему познать мудрость жизни. В ответ на этот вопрос учитель взял ученика и опустил его голову в ведро с водой. Держал его там, пока ученик не стал вырываться. Когда ученик спросил, что это было, учитель произнес: «Как сильно ты хотел воздуха, когда был там?» Ученик ответил, что очень хотел и это было единственное, о чем он мог думать. И учитель сказал: «Когда ты захочешь познать мудрость жизни так же, как и сейчас воздуха, ты ее познаешь».

Я открыла для себя несколько истин.
Очень часто людям не нужна помощь. Им больно, чтобы скулить об этом, но не настолько, чтобы что-то делать.
1. Они серфят Интернет на предмет советов и идей, поглощают тонны информации каждый день, потребляют все подряд: от розовых цитат до философских размышлений на тему счастья и жизни.

Но у них нет нужды НА САМОМ ДЕЛЕ решить свою проблему. Да, какие-то проблемы, в общем-то, есть. Но они оказываются терпимыми. То есть не настолько усложняют жизнь, чтобы встать с гвоздя и думать только о том, как найти решение. Не говоря уже о том, что самые действенные советы может оказаться очень неприятно выполнять. Например, взять ответственность за свою жизнь только на себя и перестать спихивать вину на окружающих. Зачем же так сложно, лучше я найду что-то полегче. Например, как поднять женскую энергию шоппингом. Просто, эффективно, радостно. Думать о жизни, делать какие-то упражнения — это не годится… Надо чтобы быстро и ненапряжно. Лучше обезболить, чем оперировать. Лучше прилепить пластырь, чем сделать промывание.

2. Помогая насильно, вы лишаете людей самостоятельности, выбора, мешаете взять ответственность за свою жизнь.

Каждый должен сделать помощь своим личным выбором.
Есть такие люди, которые постоянно намекают на то, что им нужна помощь . При этом сами ничего не готовы для себя делать. Если у тебя есть внутренняя потребность помогать, ты бросаешься на выручку. Но поскольку от тебя нужна не помощь, а лишь внимание, то тут начинается всякое: «Что ты лезешь в мою жизнь, я тебя ни о чем не просил, я сделал так, как ты сказал, и смотри, как все теперь ужасно, это все ты виноват…»

Такие люди не умеют быть взрослыми. Они не умеют просить помощи. Им кажется, что это ниже их достоинства. Поэтому они все сделают так, чтобы другие стали эту помощь предлагать. Потому что в этом случае можно спокойно отказываться, отбрыкиваться, делать высокомерное лицо и говорить, что вы все сами за меня тут решили, а мне этого совсем не надо было. И вообще я ничего не просил.

Позиция жертвы обстоятельств и несмышленыша очень коварная. И очень манипулятивная. В ней много силы и власти. Намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Для иллюстрации принципа невмешательства снова вспомнила о притче. Она о человеке, который хотел помочь бабочке выбраться из своего кокона. Он видел, как трудно ей из него выбираться и поэтому вскрыл его ножом. Но когда бабочка оказалась на свету, то ее крылья не были способными летать. Они бы стали такими, если бы она смогла самостоятельно пробраться через кокон и окрепнуть, прилагая усилия. А так она осталась с недоразвитыми крыльями и больше не летала. Люди развиваются через преодоление, поэтому создавать им комфортные условия — значит делать их слабее. Если им нужна помощь, пусть учатся ее просить. Нет ничего благородного в том, чтобы быть выше просьб о помощи. Это какая-то нарциссическая конструкция, и она точно не должна быть чем-то очень возвышенным и святым.

3. Люди получают намного больше пользы, не решая свои проблемы.

Это называется вторичная выгода.
В какой бы тяжелой ситуации человек ни находился, если он ничего не делает, чтобы оттуда выбраться, значит, у него есть какая-то вторичная выгода: не расти, не изменяться, получать бонусы, оставаться инфантильным и т. д.

Есть сотни историй про больных людей, которые не выздоравливают только потому, что, став здоровыми, перестанут получать внимание. Вплоть до того, что семьи сохраняются исключительно до тех пор, пока кто-то болеет. Ведь нельзя бросить больного человека. А больной и рад стараться — болеть. Приходишь к такому человеку с искренним мотивом помочь выздороветь и получаешь в ответ саботаж и агрессию.

Ему не надо лечиться. Ему надо оставаться больным.

4. У каждого человека свой путь, своя карма, каждый получает ровно столько, сколько заработал своими действиями.

Когда я желаю кому-то помощи, то думаю, что она им нужна для облегчения их состояния. Но откуда мне знать всю его задачу по судьбе? Как я могу решать за Бога (вселенную, душу), что именно это необходимо для того или иного человека. У каждого свой путь. И я знаю, что многие из моих выводов и мудростей (если можно так это назвать) пришли ко мне только потому, что я сидела в своих печалях до тех пор, пока со всем сама не разобралась. А разобраться появились силы только тогда, когда насиделась. Это еще называется «оттолкнуться от дна». Выздоровление начинается, когда совсем невмоготу. А не тогда, когда вроде как ОК.

5. У каждого человека свои неврозы, ценности и взгляды.

Если ведической женщине начнет помогать специалист по успеху, то будет конфликт. Хотя каждый из них уверен, что их путь верный и правильный. Поэтому перед тем как предложить помощь, хорошо бы понять, а не будет ли она конфликтовать с тем, что уже есть.

Принять, что видение жизни у другого человека может очень сильно отличаться от вашего.
Все эти истины справедливы для подавляющего большинства людей. И я такая же. Есть вопросы, которые вопят о решении, тогда я отдаю этому свое внимание полностью. А есть вопросы, которые висят в фоновом режиме.
Конечно, хорошо бы, чтобы они как-то решились, но в целом сильно напрягаться для их решения я не буду.

Сегодня я рада, что на том семинаре мастер не подыграл мне в моей манипулятивной игре «сделайте мне хорошо, а я как бы не при делах».

Нет ничего зазорного в том, чтобы просить помощь. Если мне она нужна, я обращаюсь за ней. Поначалу это было не просто. Но теперь мне намного комфортнее говорить прямо, что надо. Этого же я жду и от других.
Поэтому я для себя решила, что помогать буду, только если меня об этом попросят. И не полунамеками, говоря: в надежде, что я сама брошусь выяснять, что да как, а конкретно: «» и т. д.
Свои потребности надо учиться осознавать, а просьбы — уметь озвучивать.
Я больше не додумываю и не пытаюсь догадаться. Я спрашиваю: - и не играю в игру «Угадай, на что я обиделась».

Но изучение вопроса помощи одной только этой стороной для меня не закончилось.
Потому что, раз есть те, кому помогают, значит, есть те, кто помогает. И от них в этой ситуации зависит не меньше, чем от просящих. Когда я «оказываю помощь», я исхожу из предположения, что другому человеку ДЕЙСТВИТЕЛЬНО необходима моя помощь. А самое главное, думаю, что я знаю, ЧТО ему нужно.

Но ведь это далеко не так.

Недавно один добрый человек хотел мне «помочь», пытаясь сделать меня лучше. Но для меня это было не помощью, а наездом. Поэтому я ответила, что сама решу, хочу ли я быть лучше или нет. Помощь, даже проистекающая из самых благих побуждений, может быть иллюзией. А иногда и банальным насилием.

Какие мотивы движут «помогающими»? Далеко не всегда чистые и светлые.

1. Допустим, помогающий искренне верит, что знает, как будет лучше для другого.
Иногда это верно, а иногда и нет. Прежде чем предлагать что-то лучшее, хорошо бы узнать, готов ли другой к этому лучшему? Часто не готов. Почему? См. первые пять пунктов.

2. Помогающий пытается самоутвердиться за счет другого, удовлетворить свои потребности.
Такая помощь особенно болезненная. Она идет либо через критику, завернутую в обертку заботы: , либо через пассивную агрессию:, либо преследует корыстные интересы: «Ты ужасно готовишь. Говорю тебе это, чтобы ты одумалась и стала лучшей хозяйкой», либо через пассивную агрессию:«Что-то ты плохо выглядишь. Давай я дам тебе номер своего косметолога?», либо преследует корыстные интересы: «Я хочу помочь тебе раскрыть свою женственность, поэтому ты должна со мной переспать».

3. Помогающий хочет поднять собственную значимость для себя и для других.
Такие люди ощущают себя очень-очень благородными, несущими свет, знания и радость другим. Когда они «помогают», они чувствуют себя святыми, реализующими великую миссию. У них плюсуется самомнение, начинает ярче светиться нимб. Ведь это очень важно и красиво — просвещать несведущих, делать слепых зрячими и инвалидов здоровыми.

К сожалению, такое часто случается с представителями помогающих профессий — тренерами, коучами, психологами. Они застревают в своей профессиональной идентичности. Они чувствуют себя живыми, только пока помогают. В своих постах в соцсетях они постоянно твердят о том, как счастливы жить и помогать людям, что их работа самая лучшая, что нет большей радости, чем проснуться с утра и придумать очередную программу, чтобы привести темное человечество к светлому будущему.

Поначалу это круто. Это бодрит и делает тебя таким клааасненькииим, а мир — ярким и улыбающимся. Плюс кажется: раз тебе в руки дали великолепный инструмент, с которым ты теперь умеешь обращаться, значит, надо пытаться этим инструментом всех починить. А иначе — зачем учился?

Я была такая же. Когда я только начала обучаться гештальт-терапии, я так сильно кайфовала от открывшихся передо мной возможностей. Я ходила и всем рассказывала, что жить надо максимально осознанно и искренне, что надо все про себя понимать, ковыряться в своих проекциях и интроектах, разворачивать ретрофлексию и т. д.

Хорошо, что жизнь не дала мне возможности почивать на лаврах этих знаний. Если бы в тот момент у меня появились сотни последователей, корона приросла бы к черепу наглухо, и увидеть что-то иное, отличное от избранной точки зрения, шансов не было бы.

Я долго прятала от себя эти мысли. Пока не поняла, что я такая не одна. Что с такой проблемой сталкиваются большое количество помогающих. Они точно так же страдают от того, что их не любят, не принимают, не ценят, не носят на руках.

Когда люди оказывают помощь, они делают это, в первую очередь, для себя.

Я поняла, что важность внешнего признания была нужна мне потому, что я не чувствовала собственной важности для самой себя. Помощь другим давала ощущение, что я ничё так вообще.

Прошло много времени, прежде чем я нашла выход из этой ловушки. Я поняла, что помогать другим — это вообще не про святость, избранность и особенность, и признание окружающих уже не влияет на мое самоощущение.

Легко жить, когда меняешь жизни других людей. Тяжело жить обычной мирской жизнью без благодарностей и поклонения.

Поэтому, в первую очередь хелперам, надо разбираться именно с этими вопросами:
- Кто ты без своей помощи другим?
- Что с тобой будет, если у тебя не останется никого, кому нужна твоя помощь и твои светлые мысли?

Очень хорошо в работе со святостью и короной помогает самоирония. Как только я начинаю чувствовать, что звезда на подходе, я возвращаю себя к реальности.

Теперь я никому не помогаю. Тренинги и терапия — это моя работа. Но теперь я не жду, что она будет всем нужна и что все ее оценят. Это дает мне свободу, я больше не заложник собственных ожиданий. Как говорят, «не будите спящих, помогайте пробудившимся».

Каждый делает свой выбор: помогать или не помогать, просить помощи или не просить помощи. Главное — быть максимально честными перед собой.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то