Моя абсолютная тьма. Три дня темноты

Общая схема мифа

Оппозиция «свет и тьма» ведет свое происхождение от простейшего природного цикла, который человек наблюдал каждый день и осмысливал испокон веков, - от суточной смены дня и ночи, бытия дня и небытия ночи. В цветовом коде свету и тьме соответствует пара белое и черное. В пространственной модели - верх и низ. В категориях морали - добро и зло, жизнь и смерть.
При том что бинарные оппозиции обладают определенной асимметрией, изначально между светом и тьмой не было антагонистических отношений. Они мирно сменяли друг друга в чередовании бусинок в ожерелье в пиктограм­ме североамериканских индейцев, обозначающей течение времени, смену дня и ночи.
В символике древнекитайской эмблемы инь и янь тьма и свет как взаимоисключающие и взаимодополняющие понятия неразрывно связаны между собой в круге бытия (1) . Они объединены гармонией окружности, а динамичность их соотношений подчеркивается двойной спиралью, делящей круг на две равные, перетекающие друг в друга половины. Силы янь прибывают по часовой стрелке и достигают максимума в дни летнего солнцестояния, а силы инь двигаются в противоположном направлении и нераздельно царствуют в дни зимнего солнцестояния. Первоначальное значение инь связано с затененной, северной стороной холма или берега реки, а янь - с освещенным солнцем южным склоном. Позднее инь стало ассоциироваться с женским началом, землей, влагой, луной, четными числами и смертью, а янь - с мужским началом, небом, солнцем, нечетными числами и жизнью. Во все времена китайцы пеклись о поддержании равновесия этих двух сил в космосе, в государственной и общественной жизни, в жизненной силе (ци) каждого человека. Идеалом считалось полное слияние Неба и Земли.

(1)

В Ветхом Завете разделение света и тьмы просто констатируется: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Быт. 1: 2-5). Подтверждением равнозначности света и тьмы в иудейской традиции является то, что в храме Соломона в Иерусалиме по сторонам от входа стояли два равных друг другу столпа: «Воаз, или Боаз, (Сила) и Яхин (Твердость), символизирующие соответственно «темный столп мрака» и «белый столп света» (В.Г. Власов).
Тьмой был изначальный Хаос, а светом - первый луч Солнца, означивший начало акта творения и структурирования, придания формы космосу, который черпал «строительный материал» из того же хаоса. Такова общая для всех народов схема мифа о сотворении мира.
В этой парадигме мыслит себя даже персонаж произведения ХIХ в. Мефистофель:

Я - части часть, которая была


И отнял место у нее самой.

Темнота как неотъемлемая часть бездны, породившей всё живое во Вселенной, обладала неиссякаемым творческим потенциалом. Во тьму пещеры, потустороннего мира или дремучего леса уходили сказочные и эпические герои за волшебными дарами и тайнами бытия. Во тьме аскеты и монахи разных вероисповеданий прозревали божественную истину, «истинный путь» и свое предназначение. Слепцы, обреченные на тьму, становятся провидцами и видят то, что недоступно другим: Тересий и Эдип, Фауст в конце жизни, Нео из кинофильма «Матрица. Революция».
Со временем в европейской культуре возобладала концепция жесткого противостояния света и тьмы. Сначала гармония дневного, солнечного неба, светлого аполлонического начала возобладала в Элладе. Затем в Евангелии от Иоанна Христос был напрямую назван «Светом»: «В Нем (Слове) была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн… Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через него начал быть, и мир Его не познал, Пришел к своим, и свои его не приняли» (Ин. 1: 4-11). Христос в своих проповедях исключил возможность присутствия тьмы в праведном человеке: «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло…. Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием» (Лк. 11: 34-36). Это создало множество трагических коллизий в мироощущении людей европейской культуры от Средневековья до наших дней. Диалектика жизни оказалась куда сложнее. Абсолютная Тьма, как и абсолютное Зло, встречаются редко. Чаще - границы света и тьмы взаимопроницаемы.

Физические параметры и метафора

В сфере архитектуры физические параметры света и тьмы сливаются с их метафорическим образом. Пещера - первая (почти полностью природного происхождения) модель священного храма человечества - хранит и реальную, и мифологическую первозданную тьму хаоса. Беспросветная тьма пещеры, которая полностью дезориентирует человека, - это наглядное отражение представлений наших предков о мире и пространстве как о хаотичном, непостижимом и необозримом порождении стихий природы. Пещера - это сокровенное нутро, животворящее лоно земли, ее чрево, средоточие иного мира, священной сакральной зоны, в которой, по аналогии с чревом женщины, содержится в зародыше все многообразие вещного реального мира, хранится тайна рождения, смерти и возрождения всего живого.
Именно сюда охотники палеолита поместили самые ценные, с их точки зрения, и наиболее освоенные ими дары мира - изображения животных. Силой своего искусства они даровали им жизнь, а могучее дыхание камня дало им вечность. Именно за тайнами бытия древние люди отправлялись в путь во тьме, без четких ориентиров и с неизвестным исходом. Для человека пещера была испытанием, залогом которого становилась жизнь. В пещерах проходили ритуалы инициации, символизировавшие временную смерть в лоне матери-земли. Земля поглощала подростка и возвращала в жизнь зрелого мужа. До сих пор воспоминания об этих древних представлениях живут в сказках.
В храмах Древнего Египта типа храмов в Карнаке и Луксоре чередование затененных залов со звездным небом на потолке и открытых солнцу дворов воспроизводит чередование дня и ночи, света и тьмы, а объединяющая их ось с востока на запад прокладывает путь лучу восходящего Солнца (2) . Дни и ночи сменяются бессчетное количество раз, неизменным остается принцип их регулярной смены и прямой, как стрела, путь Луча. В сакральной тьме святилища, которое символизирует подземный мир, пребывает первопричина смены дня и ночи - золотая ладья и статуя бога Ра. В профанном пространстве храма, по центральной оси, выложенной предположительно плитами из сплава золота и серебра, бегут светоносные лучи реального солнца. Каждодневным апофеозом солнечного бога становится момент восхода в промежутке между пилонами, стерегущими рубеж земного мира.

(2)

Белое с золотом (белое и золотое - светоносны и поэтому тождественны свету) в цветовой гамме пирамиды Хеопса (Хуфу) как бы проявляют светоносную сущность этого сооружения - «горизонта Хуфу», сокрытый в нем подземный жар Солнца-Ра. Цветовой код пирамиды сразу выводит ее из реальности в сферу божественного бытия. Белый цвет свидетельствует о длящемся в вечности мгновении первозданности, а золотой - о том, что начало космическому порядку положил луч света Ра, который каждый день возносит свое сияние на небо (согласно мифу, из белизны лотоса каждый день рождается золото солнца). Гладкие плоскости пирамиды, не допускающие возникновения даже тени от тени на полированных поверхностях, сияют под реальными лучами солнца. С точки зрения диады свет–тень, древнеегипетское искусство непосредственно демонстрирует мифологическую ситуацию: тьма хаоса породила свет, тьма ночи порождает солнце. Цвет пирамид равен свету, но внутри этого света таится тьма (отсутствие освещения в погребальной камере), в которой, в свою очередь, зарождается свет (золотая посмертная маска фараона, сына солнца при жизни и самого солнца - после смерти земной оболочки).
Критское искусство демонстрирует принцип древнего стихийно-природного осознания жизни как неразрывного единства в цепи бесконечных превращений - перетеканий жизни в смерть и смерти в жизнь. Это единство проявилось в динамичном слиянии образов двух типов святилищ. Один - погруженные во тьму крипты-пещеры, уподобленные древнему каменному лону Великой богини и освящающие тайные мистерии смерти. Другой - распахнутые миру и солнцу священные участки лугов и рощ, являющие образ «живого, произрастающего и цветущего божественного космоса» (Э.Л. Лаевская). Кносский дворец своей лабиринтообразной структурой демонстрирует близость пещере и ее сакральной тьме, но в центре своем, на просторах необозримого церемониального двора он хранит свет немеркнущего солнечного дня. В бесчисленных помещениях дворца свет и тьма, масса и пространство, высотность световых колодцев и нулевой уровень дворов перемешаны. На первый план в критской модели мира выступает ритм, организующий хаос света и тьмы в живое пульсирующее единство (3) .

(3)

Античный храм, соединивший в себе органичность критского искусства и строгую рациональность мышления эллинов, являет нам образец гармонической меры в ритмической организации света и тени. В зависимости от точки зрения и положения солнца относительно классического периптера соотношение между светлыми колоннами и затененным пространством между ними постоянно меняется, но никогда не изменяется их общий баланс и ритмическая организация - в этом формула античного космоса, космоса гармонии и порядка.
Светозарная гармония Парфенона, вознесенного над Афинами и над Аттикой, является средоточием высшего блага вечно длящегося светлого дня олимпийских богов, а эманация его всеприсутствия в реальности - залог стабильности мира (4) .

(4)

Постепенный переход

Трансцендентальный божественный свет христианства, исключающий наличие тени, царит в абстрактном пространстве раннехристианских базилик и в бесконечном кружении золотых мозаичных куполов и полукуполов Софии Константинопольской (5) .

(5)

Тень не задерживается на ослепительно белых монолитах русских церквей: белый цвет светоносен, а цельность объемов не оставляет места для тени, так же как вера не оставляет места для сомнения. Однако световая организация интерьера русского храма - сначала в связи со своеобразием национальной концепции понятия «София» (премудрость божья), а затем в силу динамики собственного развития в национальной парадигме, - отличается от византийского образца, в котором иномирный свет обладал статусом абсолюта. Более конкретная и антропоморфная интерпретация «Софии» как образа божьей премудрости в человеке, как духовного восхождения человека к Богу нашла свое воплощение уже в Софии Киевской (6) - в таких особенностях ее конструкции, как пирамидальность соотношения разноуровневых объемов, что, в свою очередь, создало образ постепенного перехода от тьмы к свету по вертикали.

(6)

В Софии Новгородской контраст света и тьмы приобретает более жесткие очертания - столп света, уходящий в небо, как стержень связывает земную юдоль с горним миром, но, несмотря на свое осязаемое присутствие, остается непостижимым чудом. В новгородском храме Спаса на Ильине (7) , в архитектуре и росписях которого могли отразиться представления стригольников о прямом общении с Богом, контраст света и тьмы обостряется, в результате чего луч света, падающий с высот купола, воспринимается как ослепляющая молния духовного, божественного озарения. Возврат к концепции абсолюта света происходит на ином уровне в интерьере Успенского собора в Кремле. В нем гармония ренессансного пространства, наполненного ясным дневным светом разума, слилась со средневековой умиротворенностью тихого и восхищенного созерцания абсолютного божественного идеала.

(7)

Примеры можно множить, и каждый раз свет и тьма будут давать новые сочетания. Здесь можно вспомнить и светоцветовую витражную мистику готических соборов, и темные купола Ренессанса, в которых тень стала знаком утраты небесами сакрального значения, и иррациональность откровения светотеневого контрапоста барочных соборов и многое другое.

Характеристика предметного мира

Что касается изобразительного искусства, то можно отметить в нем следующую характерную закономерность: периоды символического (плоскостного) и реалистического (объемного) изображения мира зачастую совпадают с периодами отсутствия и присутствия тени как характеристики предметного мира.
Для первого периода концептуальным в решении проблем света и тени будет утверждение, что суть вещей, тем более символическая, не нуждается в двойнике - своей тени. С этой точки зрения, изображения зверей эпохи палеолита суть символические изображения, хотя и нарисованные весьма натуралистично. Их следует трактовать скорее как знаки утраченного нами сакрального знания. Именно эта абстрактность знака получает развитие в искусстве неолита. И если палеолитическое мышление оперировало позитивом, то неолит оперирует негативом всё того же символа. Абстрактно-геометрические «негативы» петроглифов как будто знают только одно измерение - свою тень, что тоже отвечает характеристике символа как условного знака иного, неизмеримо более богатого и глубокого содержания. В отличие от сакрального текста палеолита, тексты неолита более доступны нашему пониманию, так как в них уже заложены основные принципы нашего понимания мира.
Особенность искусства Египта, несмотря на всю его натуралистичность, состоит в том, что оно тоже оперирует не реальными вещами, а бессмертными символами реальных вещей. Поскольку нам доступны мифологические тексты, мы можем объяснить световую природу древнеегипетских символических изображений. В росписях Древнего Египта всегда царит свет божественного Ра, так как именно ему мир обязан своим рождением. Свет внутри предметов, они им созданы и поэтому излучают чистый цвет. Цветной или черный контур только отделяет предметы и тела от столь же светлой материи фона, который тоже обязан своим рождением солнцу. Даже росписи подземных гробниц живут светом, так как Ра в равной степени принадлежит и верхнему, и подземному миру и каждую ночь освещает тьму подземелий.
Византийская мозаика и иконопись, готические витражи, каждый по-своему, не только пребывают в абсолютном свете, но и изливают божественный свет на зрителя. Росписи в пещерах Аджанты (Индия) слегка светятся в темноте (8) . Этот свет наряду с абстрактной светотеневой моделировкой тел, не зависящей от определенного источника света, - проявление иллюзорности материального мира.

(8)

Во втором периоде, когда взгляд человека обращается к земле и реальности, как это произошло в пору поздней античности, а затем в эпоху Ренессанса, свет превращается в освещение, а тень становится непременным атрибутом тел и прямой перспективы. В статусе дополнения к свету тень пробыла почти всю эпоху итальянского Возрождения, которая буквально купалась в благодати вновь обретенного света реальности, света свежести восходящего утра, знойной щедрости дня и умиротворенной ясности вечера.
Однако, впустив тень в свои картины, художники вскоре поняли, какие возможности она таит в себе. Тени смешались со светом в таинственном явлении леонардовского сфумато, окутали весь мир дымкой и сделали непостижимой улыбку «Джоконды». Драматургия освещения зала, в котором апостолы в последний раз разделили трапезу с Христом, на фреске того же Леонардо, стала метафорой драматической сложности жизни.
Зал наполовину освещен и наполовину затемнен, как будто свет и тень разделили меж собою мир. Но вдруг оказывается, что на белых стенах справа зияют черные дыры шпалер, а тень левой части пронзили сгустки еще более плотной тьмы. Тьма в свете и тьма во тьме - это то, на что обречены апостолы, а вместе с ними и все человечество, исказившее учение Христа. Черные шпалеры как ловушки или порталы в Никуда. Только за спиной Христа светится недостижимая даль неба. Он уйдет в Свет открытого внешнего мира, а люди, возможно, навсегда останутся в тесной западне комнаты или выйдут во мрак ложных дверей.
Во фреске Леонардо выход еще есть - он в распростертых навстречу людям руках Христа. Но существует и перспектива, которая ведет в тупик «Черного квадрата» К. Малевича. По тому же пути психологизации путем разработки необъятных возможностей соотношения света и тени пошел и Караваджо. Начав с подчеркнуто натуралистического изображения предмета с помощью контрастного соотношения темного фона и яркого направленного на предмет света, он приходит к тому, что свет в его произведениях «становится основным фактором смыслосозидания». По верному замечанию С. Даниэля, в картине Караваджо «Призвание Матфея» свет «приобретает свойство одушевленного движения, жеста, указания и призыва… Действие света равносильно действию слова. «Следуй за мною» - это не только веление Христа, но и буквальное просветление словом».
Что касается тени, то она тоже приобретает в картинах Караваджо активность самостоятельного философского образа. На полотне «Ужин в Эммаусе», где изображена встреча апостолов с Христом после его смерти, тень над головой Христа повторяет своей формой, но не цветом, нимб (9) . На такое попрание традиций, как лишение нимба символики небесного света, мало кто мог отважиться. Тьма черного нимба может быть истолкована как знак земных страданий и смерти Христа. Вообще в картине все предельно приземлено. Даже тронутое порчей яблоко напоминает о первородном грехе, ввергнувшем человечество в юдоль земного мира. История Христа переживается сугубо с точки зрения человеческой судьбы. С этой точки зрения тень Христа превращается в тень некоего темного двойника Христа, в тень Рока, в Черного человека последующих эпох.

(9)

Караваджо как человек Нового времени открыл во взаимоотношениях света и тьмы что-то такое, чего не знали люди предыдущих эпох. «…Миросозидательный свет Караваджо имеет в себе и противоположное, разрушительное свойство. Этот свет чудесно креативен, он способен дать поразительное по материальности бытие руке или ноге персонажа… Здесь повышенная энергетика жизни, и в то же время эта светотеневая среда становится опасной… Пространство опасно… само по себе, потому что в нем носятся потоки света и упорствуют массивы непроглядной тьмы. В нем каждый момент и каждый шаг сопряжен с риском.… Чем живительнее силы жизни, тем ближе предвестие смерти» (А.К. Якимович).
Влияние Караваджо испытали многие художники Нового времени, в том числе Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Делакруа, Гойя и другие, и каждый из них в духе времени дал свою личную интерпретацию соотношения света и тьмы.

Сверкающая тьма

Парадоксальным образом конфликт света и тьмы обостряет философия Просвещения, которая в своей официальной, обращенной на публику ипостаси делает ставку на абсолютное и безраздельное владычество света разума. Свет абсолютной свободы разума в перспективе мог «обернуться «сверкающей тьмой» нового, неизвестного типа, тьмой полного цинизма и свирепого безбожия, тьмой нигилизма и культа смерти… Отсюда - ужас Моцартова «Реквиема», то есть не величавый «страх Божий» набожных эпох, а чудовищное открытие свободного разума: свет есть тьма, а бодрствующий разум рождает чудовищ не менее страшных, нежели спящий разум» (А.К. Якимович). Фантастическая демонология Г. Фюзели (10) и Ф. Гойи (11) - предвестник жутких видений позднейших романтиков ХIХ в., извращенного культа смерти Г. Моро и сумрачного налета всеобщего тлена в произведениях мастеров модерна.

(10) (11)

Импрессионизм на короткое мгновение изгнал тень из живописи, растворив ее в празднике жизни, трепещущем на зыбкой поверхности сверкающей солнцем воды (12) . Счастливый миг сменился космическим вихрем экзистенциональной трагедии света и тьмы Ван Гога. В небо вонзились языки пламени черных кипарисов, землю испепелила «слепящая тьма» солнца. «У Ван Гога свет яростный, порывистый, приводящий в смятение; он доводит до безумия, и изгнать его, как нечистую силу, можно лишь при помощи самых сильных символов - огненных колес и снопов - самыми яркими, самыми грубыми красками, какие только можно выдавить из тюбика в неистовой спешке» (К. Кларк). «Буйно цветет, бурлит, ярится жизнь в картинах Ван Гога и Матисса, Малявина и Сарьяна. Она такая напряженная и отчаянная потому, что здесь стихии природы и сами люди «живут до смерти», им надо торопиться, ибо при такой интенсивности сил жизни, которая им дана, им следует быть готовыми к смерти в каждый миг бытия» (А.К. Якимович).

(12)

Исторический экскурс о переплетении света и тьмы будет неполным, если не упомянуть об одном из наиболее древних видов искусства - графике, которая оперирует исключительно контрастами белого и черного. Черный уголь на белом камне или белый мел на темной скале, позитив и негатив, были равноценны для человека неолита. Печатная графика Европы начиная с ХVI в., согласно христианскому пониманию света, дала вариант работы белой линией по черному фону (13) . Мир вещей формируется с помощью резца и света из нерасчлененности черного фона (первозданной материи).

(13)

В китайской традиции рисования тушью (14) действует прямо противоположный принцип - черная линия с помощью кисти (янь) организует первоматерию туши (инь) и формирует изначальную пустоту/Дао белой бумаги. «В океане туши надо твердо выявить истинный дух; на кончике кисти возникает и утверждается жизнь. Поверхность свитка претерпевает метаморфозы. Посреди хаоса возникает и бьет ключом свет» (Е.В. Завадская).

(14)

Литература

Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. Т. 2. - СПб., 2004.
Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих возможностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. - СПб., 2006.
Завадская Е.В. Беседы о живописи Ши-тао. - М., 1978.
Кларк К. Пейзаж в искусстве. - СПб., 2004.
Лаевская Э.Л. Мир мегалитов и мир керамики. - М., 1997.
Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII–ХVIII вв. - СПб., 2004.

Приложение

Возможные темы для обсуждения на уроке

I. Как вы понимаете следующие сентенции:
1. Мефистофель из «Фауста» Гёте при первой встрече с доктором Фаустом утверждает, что он «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла», а далее:

Я - части часть, которая была
Когда-то всем и свет произвела.
Свет этот - порожденье тьмы ночной
И отнял место у нее самой.
Он с ней не сладит, как бы ни хотел.
Его удел - поверхность твердых тел.
Он к ним прикован, связан с их судьбой,
Лишь с помощью их может быть собой,
И есть надежда, что, когда тела
Разрушатся, сгорит и он дотла.
Перевод Б. Пастернака

Что в этом отрывке свидетельствует о древних традициях и что - о достижениях Нового времени? Почему зло в концепции мира Гёте вынужденно творит добро? Частью чего является сам Мефистофель?

2. Почему, по мнению поэта Е. Баратынского, человечество в равной степени интересуется светом и тьмой:

Две области: сияния и тьмы
Исследовать равно стремимся мы.

3. В какой мере прав Воланд в споре с Левием Матвеем?
«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп» (М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита).

4. Последователем какой концепции из вышеприведенных является американская писательница Урсула Ле Гуин:
«Чтобы свет свечи казался ярким, нужно, чтобы вокруг было темно» («На последнем берегу»). «Свет - рука левая тьмы, тьма - рука правая света. Двое в одном, жизнь и смерть сплелись нераздельно, как путь и конец»Левая рука тьмы») .

5. Возможна ли «ужасающая темнота ярких огней»? (Ле Гуин. Город иллюзий.)

6.
На золотой геральдике щитов -
Труба Суда и черный луч Голгофы...
М. Волошин. Космос
Почему поэт использует образ «черного луча», как бы антилуча?

7. Как принципы индивидуализма и любви «без границ» могут исказить моральные основы добра и света в современном мире романа С. Лукьяненко «Осенние визиты»?
«Тьма - это просто отсутствие света… Отсутствие границ. Свобода направлений. Право быть независимым от других, от мира…. Тьма - это вечный ребенок, этакий не взрослеющий Питер Пен. Бесконечная игра. Свобода всех направлений - вот ее визитка. Возьми Тьму за руку и иди в никуда. Не останавливаясь ни перед чем и ни перед кем. Тьма - это «я хочу» вместо «я должен». Тьма - это вера в себя. Тьма - это невозможность посмотреть на себя. Тьма всегда рядом, Тьма ждет своего часа, Тьма повелевает - но стоит подчиниться, и она станет слугой. Оправдает всё...
Добро всегда было добром, а зло - злом… Я видел - ее (любви без границ. - Е.М.) добро становится хуже зла… Не верь в добро. Даже не словам не верь, поступкам не верь. Пока не поймешь, к чему они приводят. Милосердие и прощение, любовь и дружба - всё может быть ложью. Шагни дальше, подумай, к чему приведет доброта, и решай».

8. Почему герой романа С. Лукьяненко «Мальчик и тьма» выбирает прямой путь?
«- Лишь для Света путь всегда один - прямой, как луч. Во Тьме миллионы миллионов путей…
- Может, у Света и есть только один путь, зато видно и все остальные…»

9. Можете ли вы согласиться с автором нижеприведенного отрывка, что Творчество опасно близко к Тьме и хаосу, а абсолютизация творческого начала может породить А. Гитлера?
«Прототип Творчества. Он всегда ненавидел Власть, если не нес ее сам. В этом он был ближе всего к посланнику Тьмы, пускай и дрался с ним яростнее всех. Их различие пролегало на тонкой грани морали, которую легко почувствовать, но невозможно определить».

10. Проследите драматургию света и тьмы в трилогии Дж.Р.Р. Толкиена или фильме П. Джексона «Властелин колец».

11. Найдите примеры оппозиции свет - тьма в стихах и прозе ваших любимых авторов. Вынесите их на обсуждение.

II. Каждая вновь возникающая модель мира диктует свои соотношения света и тьмы. Свет может лишиться своего животворящего и сверхчувственного сакрального значения, превратиться в светотень, или «сгореть в собственном огне», или превратиться в «беспощадный свет смерти», «слепящую тьму», «черный луч», перейти в свою испепеляющую антисущность, на фоне которой тьма покажется благом. Какие варианты возможны еще? (Приведите примеры из литературы, живописи, графики.) Рассмотрите разные варианты соотношения света и тьмы в архитектуре и живописи.
Что означает сгущение тьмы на поздних картинах Тициана «Святой Себастьян» и «Кающаяся Мария Магдалина»? Сравните образ гибели света в «Святом Себастьяне» Тициана и в картине «Третье мая 1808» Ф. Гойи. Обратите внимание на «беспросветную ночь» в картине Гойи. Что значат свет и тень в мировидении барокко? (П. Рубенс «Битва с амазонками», «Самсон и Далила»). В чем разница «света во тьме» у Эль Греко и Рембрандта? (Сравните фосфоресцирующий холодный свет в «Погребении графа Оргаса» и золотой свет «Возвращения блудного сына».) Сравните образ грозы в картинах Джорджоне «Гроза» (15) и Эль Греко «Гроза над Толедо» (16) .

(15)
(16)

Могут ли ночь, тень, тьма быть благом? Чем для вас является ночь? Рассмотрите разные варианты ночи в изобразительном искусстве: «Гроза над Толедо» Эль Греко, «Кающаяся Мария Магдалина» Ж. де Латура, «Ночной кошмар» Г. Фюзели, «Звездная ночь» Ван Гога, «Ночное» и «Сирень» М. Врубеля, «Полуночники» Э. Хоппера. Попробуйте на собственном опыте понять разницу европейской и восточной модели соотношения белого и черного. Проанализируйте графические работы Ся Гуя «После бури» и А.И. Кравченко «Страдивари в своей мастерской», а затем создайте свои миниатюры в технике граттажа и рисунка тушью.
Попробуйте определить, к какой культуре принадлежит автор следующих строк, написавший забавную детскую сказку:
«Вначале было большое черное перо. И это большое черное перо посадило большую черную кляксу. А поскольку мир возник из большой черной кляксы, люди, населявшие его, были только черными. Но стоило им однажды пораниться, и кровь их тотчас покраснела. Тогда они ужасно испугались. Некоторые с перепугу даже побледнели. А побледнев, они стали белыми и сразу же переселились в другие края…»
Как мог бы звучать этот отрывок, если бы он был написан с точки зрения большой кляксы белой туши?
Сравните древнекитайскую эмблему инь–янь, фреску Микеланджело «Отделение света от тьмы» и «Черный квадрат» К. Малевича. В чем различие древней восточной, ренессансной и современной моделей мира? Смоделируйте свое мироощущение с помощью черного и белого на бумаге и дайте краткий комментарий.

Игры, которые можно использовать на уроке

1. В древности ставкой в игре с тьмой была жизнь - вспомним все сказки об игре в жмурки с медведем. Тьма преображает мир, задает иные координаты и ориентиры - со зрения акцент переносится на слух (колокольчик, вопросы и ответы во время игры, свистки, хлопки и пр.). Лишение возможности пользоваться нашим самым главным чувством - зрением - требует предельной концентрации всех остальных, прежде всего слуха. В этом отношении очень интересна игра «Двое слепых». Эта игра - как бы жмурки в квадрате, когда у обоих игроков (и у ловца, и у того, кого ловят) завязаны глаза, и они вынуждены ориентироваться только по голосу противника (ловец задает вопросы, а убегающий обязан на них отвечать). Узнавание происходит на ощупь, и так же на ощупь и по голосу выбирается следующий игрок. Более простым вариантом являются жмурки с колокольчиком.

2. Тьма преображает знакомый интерьер (попробуйте обойти знакомую комнату или класс с закрытыми глазами, а потом зарисовать свой путь и ощущения). С закрытыми глазами труднее услышать даже знакомое с детства стихотворение. В этом можно убедиться, сыграв в игру под названием «Хор». Пока водящий отсутствует, четыре человека получают по одному слову из какого-либо стихотворения и расходятся по углам квадрата. Водящий с завязанными глазами становится в центр квадрата и пытается соединить в единое целое то, что одновременно, хором, произносят игроки.

3. Темнота может стать испытанием на взаимопонимание: ведущий отдает команды ведомому, который с завязанными глазами должен пройти сложный участок с препятствиями. В этой игре свет и тьма проникают друг в друга.

Тьма египетская, которая длилась трое суток, упоминается еще в Ветхом Завете как одно из чудес, совершенных пророком Моисеем. Однако это явление наблюдалось и позднее, в том числе в наше время.

В целом история человечества помнит несколько случаев, когда на землю опускалась ничем не объяснимая кромешная темнота.

В древности этот феномен воспринимали как Божью кару, сегодня его относят к аномальным явлениям. Однако и в наши дни, несмотря на все достижения науки, никто не сумел дать ему разумного объяснения.

Лондонская тьма

Если говорить о новейшем времени, то первые документальные данные о внезапно воцарившейся темноте относятся к началу XX века. 2 апреля 1904 года станция метрополитена в Уимблдоне (район Лондона) неожиданно погрузилась в непроницаемый мрак. Понятно, что это событие вызвало немалое смятение среди пассажиров и персонала станции. Темнота продержалась несколько минут, после чего так же вдруг рассеялась. Общественность потребовала объяснений у властей.

Скандал замять не удалось, слишком много людей были свидетелями странного события. И городские власти обратились за помощью к ученым. Несколько дней спустя на месте удивительного происшествия был проведен эксперимент. Поспешно вызванные специалисты попытались смоделировать ситуацию, чтобы найти объяснение случившемуся. Однако воссоздать такую же тьму не удалось, поскольку участники опыта различали в наступившем искусственном мраке силуэты предметов и людей. А темнота, окутавшая 2 апреля станцию, была поистине непроглядной.

Не найдя этому разумного толкования, ученые предположили, что какой-то газ, вырвавшийся из земных недр, вызвал временную слепоту людей, находившихся в недостаточно проветриваемом помещении. Однако версия эта оказалась несостоятельной, так как врачебное обследование не выявило у свидетелей события никаких следов, указывающих на повреждения глаз. И вопрос, как говорится, остался открытым…

Американская тьма

Спустя несколько лет «тьма египетская» накрыла американский город Луисвилл, расположенный в штате Кентукки. Это случилось 7 марта 1911г. около 16 часов. В то время в городе проживало свыше 50 тысяч человек, и потому проигнорировать данный факт, представить его как фальсификацию либо самообман было невозможно.

Интересно, что, рассказывая о своих ощущениях, жители Луисвилла упоминали в частности об искажениях пространства. Сама темнота тоже казалась многим осязаемой: воздух как будто уплотнился, и двигаться в нем приходилось с некоторым усилием, словно под водой.

И еще одна весьма любопытная деталь. Очутившись в абсолютной темноте, луисвиллские курильщики, что естественно, стали доставать спички. Позже они говорили, что слышали, как вспыхивали зажженные ими спички, как пламя обжигало пальцы рук, но света при этом не возникало!

Темнота схлынула через час. Перепуганные горожане бросились восстанавливать порядок, который за этот час нарушился. Люди же, рискнувшие двигаться в полном мраке, обнаружили себя довольно далеко от тех мест, где изначально находились.

Через какое-то время жизнь в Луисвилле вошла в привычную колею, однако горожане еще долго хранили память о необъяснимом сошествии на них запредельной тьмы…

Французская тьма

Еще одно удивительное свойство этого явления обнаружилось 16 июля 1957г. во французском городе Арле. Жертвой аномалии на этот раз стала 54-летняя женщина, работавшая няней. Как обычно, около полудня мадам Жене повезла ребенка на прогулку. В городском парке она поставила коляску со спящим малышом под деревом и села на скамейку рядом. Впоследствии женщина рассказала, что свет померк совершенно внезапно, словно разом выключили электричество. В этот же миг заплакал проснувшийся ребенок. Притянув к себе коляску, мадам Жене отыскала младенца на ощупь и прижала его к себе, пытаясь успокоить…

Так она просидела примерно четверть часа – и вдруг темнота исчезла, но в парке вместо солнечного полудня почему-то был вечер!.. Уложив ребенка в коляску, женщина поспешила домой, где нашла своих работодателей в слезах. Оказалось, что няня и ребенок отсутствовали целых три дня! Полиция и добровольцы перевернули за это время город вверх дном, однако не обнаружили никаких следов исчезнувших…

Поскольку мадам Жене была известна как ответственная, серьезная и уравновешенная особа, ее поразительному рассказу поверили. Кроме того, запас пеленок для ребенка оказался целым, бутылочка молока – полной, да и другие признаки свидетельствовали о недавнем уходе из дома.

Объяснить случившееся не смогли и теперь, однако появился новый факт: помимо всех уже известных свойств, кромешная тьма влияет на течение времени.

Таджикистанская тьма

В следующий раз это качество было продемонстрировано в 1979 г. в предгорье Гиссарского хребта. Четверо альпинистов разбили здесь лагерь безоблачным теплым вечером. Они уже установили палатку и стали разводить костер, как вдруг непроглядный мрак обрушился на людей. К счастью, все четверо альпинистов находились в этот миг поблизости и сумели схватиться за руки. Друзья кричали, однако при этом не слышали себя. Впечатление было такое, что каждого накрыл черный звуконепроницаемый колпак…

Странное затемнение продолжалось, по ощущениям людей, минут пять, после чего темнота резко схлынула. В глаза друзьям ударило не по-вечернему яркое солнце, на часах было около полудня. Когда, спустившись вниз, альпинисты прибыли в главный лагерь, они с изумлением узнали, что отсутствовали дольше полутора суток и спасательные команды ищут их в окрестных горах…

Попытки объяснить загадочную тьму

Современная наука не в состоянии объяснить феномен абсолютной тьмы, однако благодаря собранным фактам можно говорить об определенных закономерностях. Отсутствие света практически всегда сопровождается временными и пространственными нарушениями. Как известно, световые волны – это электромагнитные колебания. Поскольку Землю окружает мощное электромагнитное поле, то не исключено, что видимая нами часть светового спектра переходит в такое состояние, которое человеческий глаз не улавливает.

Однако причины такого нарушения не понятны, как и не ясны ученым искажения пространства и времени в этот момент. То есть так называемая тьма египетская - явление, не поддающееся изучению. Пока его можно только наблюдать да строить различные гипотезы. Единственно, что советуют ученые, в этом случае не стоит что-либо предпринимать и уж тем более пытаться перемещаться. Судя по последним данным тьма длится не долго, по крайней мере, для тех, кто в ней находится…

Черноплодной тоской всё полней наливается сад.
О точёные острые звёзды боясь уколоться,
Низко робкий туман мимо дома ползёт наугад.
Словно хищник в норе, темнота, ты таишься в колодце,

Ждёшь момент для броска, хочешь в душу нырнуть, чтоб рассвет,
Что наступит вот-вот, до тебя не добрался вовеки.
Ты права: на земле столь глубокого омута нет,
Где б так было темно, как бывает темно в человеке.

Сергей Лукьяненко. Дневной Дозор

Знаешь, в чем все отличие между Светом и Тьмой?
- Не знаю. Этому нас не учат почему-то. Трудно сформулировать, вероятно?
- Совсем не трудно. Если ты думаешь в первую очередь о себе, о своих интересах - твоя дорога во Тьме. Если думаешь о других - к Свету.
- И долго туда придется идти? К Свету?
- Всегда.

Фазиль Искандер. Сандро из Чегема

Ночь в горах под открытым небом, в световом доме костра таит в себе, как говорилось в старину, неизъяснимые наслаждения. Мрак создает самые естественные стены жилья, и потому световой дом самый уютный в мире. Пространство, которое мы способны озарить во мраке, есть наш истинный дом. Пожалуй, это самое справедливое в мире распределение жилплощади. По-видимому, с самого начала так и было задумано, но потом многое исказилось.

Сара Д. Маас. Двор Тумана и Ярости

Когда ты проводишь столько времени запертым во тьме, Люсьен, тьма начинает глядеть в ответ.

Питер Бретт. Меченый

Мир велик для тех, кто не боится бросить вызов темноте.

Мэтью Стовер. Месть ситхов

Тьма великодушна.
Первый дар ее - покров. Наши истинные лица лежат во тьме, скрываясь под маской кожи, наши истинные сердца таятся внутри нас. Но величайший из покровов ложится не для того, чтобы скрыть нашу истину, он прячет нас от истины всех прочих.
Тьма защищает нас от того, чего мы не смеем узнать.
Второй дар ее - утешение. В объятиях ночи нас баюкают ласковые сны, красоту которых губит дневной свет. Но величайшее из утешений в иллюзии, что тьма непостоянна: ведь каждая ночь несет в себе новый день. Но это иллюзия. Потому что этот день - не навсегда.
День и есть иллюзия.
А третий дар тьмы - это свет. Дни потому и существуют, что ночь разделяет их; как не было бы звезд, не будь бескрайней черноты, сквозь которую они летят в своем вечном вращении. Тьма сжимает свет в объятиях и исторгает его из недр самой себя.
Но в каждой битве со светом побеждает именно тьма.

Чиполлино (1973)

Так, первая линия обороны взята, благодаря моему «личному» участию, вам, господа, остаётся лишь захватить замок. [Небо покрывает туча]. Для тех, кто не слышал и для истории повторяю: первая линия обороны взята, благодаря моему «личному» участию, а им остаётся лишь захватить замок, для музея. Что такое? Почему темно? Почему темно? Разогнать облака! Поставить солнце на место! [небо вновь становится светлым].
- Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось.
- Полный порядок!

Дафна дю Морье. Моя кузина Рейчел

Она была молода, не старше девятнадцати лет, но на лице ее застыла печать вечности, тревожащая память, словно в ее гибком теле обитала древняя как мир, неумирающая душа; тьма времен смотрела из этих глаз, они так долго созерцали жизнь, что стали равнодушны к ней.

Вадим Шефнер

И не стоит под старость бояться
Или верить надежде пустой,
Что нездешние сны нам приснятся
За последней, за чёрной чертой.

По дороге шагая осенней,
Не страшись убывающих дней, -
Перед тьмою сгущаются тени,
Но во тьме не бывает теней.

Естество Тьмы есть Абсолютный Свет, потому Тьма взята, как подходящее аллегорическое представление состояния Вселенной во время Пралайи или же периода Абсолютного Покоя или HeБытия, каким оно представляется нашему предельному уму. "Огонь, Тепло и Движение", о которых здесь идет речь, конечно, не есть огонь, тепло и движение физической науки, но отвлеченные принципы, нумены или душа естества этих материальных проявлений - "вещей в самих себе" - и, которые по признанию современной науки совершенно ускользают от инструментов лаборатории и непостижимы даже уму, хотя едва-ли и ум может избежать заключения, что эти субстратумы вещей должны существовать. "Огонь и Вода или Отец и Матерь" могут быть поняты, как означающие божественный Луч и Хаос. "Хаос", получив от слияния с Духом сознание, сиял радостью, и так был

порожден Протогонос (первородный Свет), гласит фрагмент Гермеса. Дамасций называет это "Dis", "Распределителем всех Вещей*53).

Согласно догмам Розенкрейцеров, как на сей раз правильно, хотя и частично, об"яснено непосвященными, "Свет и Тьма сами по себе тождественны, они разделены лишь в человеческом уме"; и как говорит Роберт Флудд: "Тьма восприняла Озарение, чтобы стать видимой""). В положениях Восточного Оккультизма Тьма сеть единая, истинная действительность, основа и корень Света, без которой последний никогда не мог бы проявиться, ни даже существовать. Свет есть Материя, а Тьма - чистый Дух. Тьма, в ее коренном метафизическом основании, есть суб"ективный и абсолютный Свет; тогда как последний, во всей его кажущейся лучезарности и сиянии, есть только масса теней, ибо он никогда не может быть вечным и есть лишь простая Иллюзия или Майа.

52) Амрита.

53) Cory"s "Ancient Fragments" стр. 314.

54) О Розенкранце.

Даже в сбивающей с толку и досаждающей науке книге "Бытия"*55), Свет создан из Тьмы - и "Тьма была на Лике Бездны", а не обратно. "В Нем (во тьме) была жизнь; и жизнь была светчеловеков"). Придет день, когда глаза людей раскроются и тогда они лучше поймут, нежели теперь, стих в Евангелии от Иоанна, гласящий: "И Свет во тьме светит; и тьма не об"яла его". Они увидят тогда, что слово "Тьма" не применяется к духовному зрению человека, но, во истину, к Тьме, Абсолюту, который не знает (не может представитb) преходящего Света, хотя он и трансцендентален для человеческого глаза. "Demon e&t Deus inversus", Дьявол ныне именуется церковью "Тьмою", тогда как в Библии и в Книге Иова он назван "Сыном Бога", яркой звездой раннего Утра, Люцифером. Существует целая философия догматического искусства для об"яснения причины, почему первый Архангел, рожденный из бездны Хаоса, был назван Lux (Люцифер), блистающим "Сыном Утра" или Зари Манвантары. Он был преображен церковью в Люцифера или Сатану, потому что он выше и старше Иеговы, и должен был быть принесен в жертву Новой Догме.

СТАНЦА III. - Продолжение.

7. УЗРИ, О ЛАНУ"), ДИТЯ ЛУЧЕЗАРНОЕ ТЕХ ДВУХ, НЕСРАВНЕННОЕ, БЛИСТАЮЩЕЕ ВЕЛИЧИЕ -ПРОСТРАНСТВО СВЕТА, СЫНА ПРОСТРАНСТВА ТЬМЫ, ВОЗНИКАЮЩЕГО ИЗ ГЛУБИН ВЕЛИКИХ ТЕМНЫХ ВОД. ЭТО ОЕАОНОО МЛАДШИЙ***^) (а). ОН СИЯЕТ, КАК СОЛНЦЕ, ОН ПЛАМЕНЕЮЩИЙ, БОЖЕСТВЕННЫЙ ДРАКОН МУДРОСТИ; ЭКА"") (ОДИН) ЕСТЬ ЧАТУР (ЧЕТВЕРО), И ЧАТУР БЕРЕТ СЕБЕ ТРИ, И СОЮЗ ПОРОЖДАЕТ САПТА (СЕМb), В НЕМ СЕМЕРО, КОТОРЫЕ СТАНО

Приходя на уровне, где действуют инферно-зоны, абсолютные создания, окутаны Тьмой и Мраком.

Абсолютная Тьма пожирает начинку довольства, а Мрак - обрушает контроль - и происходит мгновенная аннигиляция пустышек.

Пустышки страшатся Абсолютной Тьмы и Мрака.

Абсолютные сигналы чувствуют во Тьме Уют, осязая Красоту дыхания Мрака.

прим 3. истории про битвы Тьмы и Света. Тьма пожирает довольство, Мрак обрушает контроль и Пустышки с названием "Чистота" аннигилируют.

Пустышка "Чистота" - имитация Света, формирует противоположность "ненависть"- к Абсолютному сигналу "реальный Свет" - называя его Тьмой в подмене, имея в виду Зло, напоминая об Апокалипсисе, когда будет конец пустышке "Чистота" с его стороной: `имитация` Света.

{... и ненавидящие Его - падут...}

уточнение к прим 3. Пустышка "Чистота"... и Ненависть - противоположности.

Отсюда битвы Пустышки -VS - с действующим Светом... уплотняя начинку довольства, посредством наживы, подмен и забвения, очерчивая для себя инферно-зону, как край Тьмы и "Чистоты".

Ст`оит выйти за грань инферно-зоны и Абсолютная Тьма поглотит начинку довольства, а псы Мрака загрызут контроль... и если никого не останется стоять.. после этого - значит, существо разрушило ядро Уникальности задолго до... и вышло в честности пред Космосом и Источником - явить действительность.

Пустышка образует название и ненависть, в противоположность.

Между ними начинка из довольства.

Как только начинки мало - начинается агония, ненависть начинает приближаться к названию - кислота проедает буквы - пустышка активируется в мега режиме в поиске того, кто даст ей больше довольства... буквально бегает по населению инферно-зоны и стучит в двери за подаянием или требует: ты мне должен.

Или... берет подкормку из тех, кто уже поставил её внутрь, заместил центр себя-ею, разрушив уникальное ядро, уничтожив симфонию.

Приходит и ест... потому что это теперь, её царство (бегать и упрашивать, угрожать и требовать...уже не требуется).

Есть химия полей и частиц, а есть физика.

Подмена это физика полей, а в химии частиц нажива - они (частицы) разлагают ядро, чисто по химическим принципам. Чтобы Пустышка могла встать в центр и иметь постоянное питание и свой Дом внутри существа.

прим 4. Дом внутри существа у пустышки - с перевоплощениями существо носит её в себе. И инферно-зону ощущает как Дом родной и боится апокалипсиса, ибо чует пустышкой в центре -если снимут столбы и Тьма с Мраком войдут - аннигиляция мгновенна.

ПУСТЫШКА

________________

Формируют удобный "Х" - а затем спрашивают у населения инферно-зоны, кому еще нравится, с помощью довольства, поддерживать функцию данного "Х".

Кому хочется, чтобы данный "Х" стал общей реальностью?

Руки поднимаются, подписчики добавляются - начинается кормежка.

прим "\" общая реальность с пустышками - это не Матрица - это поле энерго-сигналов на определенное количество существ.

Механика: пустышка встревает в магистраль спинного мозга и больше не слышен Единый, не слышен Источник и бабочки на его ресницах... - слышна пустышка, её название и начинка, а так же дергающие сигналы: Дай... еще... еще...! Не дашь - умру.

прим 5. без тебя я умру... не уходи.. не бросай меня.. и если чо: я убью себя, если ты уйдешь!

И тут ассоциация идёт с собой: если не сделаю, ощущение будто погибну и боль, и выкручивает суставы: "Накорми и дискомфорты уйдут!" - транслирует пустышка.

прим 6. пустышки стоят на магистрали спинного мозга, вместо порталов на уровне позвоночных хрящей.

Думаю о тебе, ни спать, ни есть не могу... так внутри всё жарит, и ноет, и крутит... и вроде счастлив, но.. только, когда ты рядом (а не от того, что ты Есть). А даже и когда понимаю, что ты Есть и светло от этой мысли... всё равно хочется тебя рядом...(иметь).

И каждый получает инструкцию, которая не кладется в папку спам и не удаляется (раз уж подписался).

1. Обязательство пополнять начинку "Х" довольством - регулярно (иначе "Х" растворится и те все, кто не додал начинку - будут обвинены в уничтожении Прекрасного).

Обязательство (по механике) затребует отказ (подписал кровью) от прав Межвоплощенческой Личности на "нравится" и "хочется". Ибо теперь, нравится и хочется - подчинены обеспечению "х" начинкой, сохранению и распространению информации об "х" и любой ценой утвердить "х" в инферно-зоне, как реальный.

прим 7. напоминание: хочется - перехочется \ мало ли чего тебе там хочется и тд -> ты подписчик пустышки. Ты лишил себя (сам) прав на задействование "не нравится" и "не хочется".

К тому же, у тебя, теперь, энерго-поля и твои увещевания о правах, это лишь лишь топанье ножкой, что на руку для пополнения начинки довольства.

2. Каждый подписчик добавляет "своего" в пустышку (подмена на со-творчестве: энерго-поля и план "как добыть еще", вместо силовых поле и узора гравитации).

Те, кто ставят пустышку в центр, разрушая методом применения наживы - ядро уникальности (симфония больше не звучит - не мешает соседям -теперь я - "свой" в инферно-зоне) - получает право на формирование подмены, на своё усмотрение - внутри пустышки.

прим 8. "любовь - послушание" и набор подписчиков; "любовь -соответствие" - идёт набор подписчиков; "любовь - жертвенность" - открыто добавление не только в подписчики, но и в друзья; "любовь - свобода" (а свобода это: тот, кто любит, тот и имеет право на отказ, а кого любят - не имеет. Теперь, доказываем друг другу, кто кого любит больше - война за право на отказ -> открыт полномерный набор и только в друзья, ибо пища тут в больших объемах приходит.

И смс из инферно-зоны в Космос: "А что?! Только Единому творить? Мы тоже могём! Вот! Какую красоту соткали!"

3. Маркетинговая схема (дай мне - и тебе воздастся) - растет и развиваются методы добычи "драгоценной энерго-субстанции" -> довольства. Пока есть довольство - будут пустышки.

И лозунг: "Дай Жизнь пустышкам! - Предотврати аннигиляцию! - Оживи свою Мечту!" - и пояснение: внеси достаточно довольства и ты получишь админ-права на создание подмены в одной из пустышек, а если удовлетворишь особым условиям, то в подарок обретешь право создать нечто новое для всех нас - свою собственную пустышку... так сказать с нуля!

прим 9. зависть Единому.

Речь лидера инферно-зоны: К силовым полям нет доступа? Не беда! Творить будем по названию, посредством энергий. Нас много? - Много! (отвечает толпа). И еще придут (нас сюда пачками привозят - мы сами падаем). И мы можем наполнить собой (пока не разрушились окончательно... а если не будем к инферно-столбам подходить - будем долго перевоплощаться) - и будут существовать вещи, которых нет у Единого! Вещи, которые Единый не способен сотворить - а мы можем. И к нам будут идти еще существа - будут смотреть, что есть нечто иное у нас... а у Единого этого нет и не будет - ему недоступно это - а мы могём!

("любовь" придумали - так пачками падают в инферно-зону... тупо узнать, а что же это " любовь" такое?)

Мы сильнее, чем он! - продолжает лидер. - И будут у нас еще собратья, и будут еще творения, и будем мы процветать (до момента, когда... как каждую эпоху делают - убирают инферно-столбы и... Тьма и Мрак шествуют - аннигилируя ложь).

Система самозащиты

(меры предосторожности - защита от умников)

прим 10. В Едином мире есть защита от дурака - выброс в инферно-зону.

Кроме запугиваний, избиений, жестокого насилия самых разных характеров - есть четкая ментальная схема действий.

1. Утвердить присутствие (наличие отсутствует при этом... слышишь, определяешь по внешней форме действий, слов - а если в Единую базу данных пойти - нема там такого): не сомневайся даже!

"Наша колбаса (религия\любовь\судьба и тд) - самая вкусная (правильная, гармоничная, счастливая) из всех... не сомневайся даже!!! - как гвоздями, в мозг, забить цементные дощечки.

прим 11. я дарю цветы, сажу цветы под её окном, думаю о ней и не сдаюсь, даже, когда она отвергает меня - это романтика и настоящая любовь, по форме проявлений. Идём в единую базу данных - а там: глухота к отказу это инферно сигнал. О_о.... .

"И куда мне мои чувства засунуть? Мне еще дозу довольства на этой неделе сдавать! Где я возьму столько? А тут - легко и тонны."

2. Доказать наличие (интерпретация фактов в удобный вывод): Так есть! Потому что Я так сказал!

[махает админ-правами "Я -Создатель") или.. потому что, вон Тот, так сказал (переадресация к админ-карточке "Создателя"]

3. Запихнуть в глотку: Ешь! Я сказал Ешь! Не будешь есть - буду тебя бить. Сам съешь или как?

Мягкий метод -> Соблазнить на попробовать:

Ты попробуй - оцени - скажешь, потом, что наша колбаса самая вкусная из всех-вот увидишь!

[... а главное, что... так и будет, и это потому что, механика такова: достаточно один раз продать себя.. то есть, попробовать пустышку... и Админ скажет: Я же говорил! Я знал, что тебе понравится!]

Да бери, ты, большой кусок - мы не жадные. Вот, возьми еще, распробуй. Не понравилось, значит не распробовал - вот держи - это бесплатно.

прим 12. а после продажи себя - бесплатное Единого воспринимается, как сыр в мышеловке, которая размозжит голову; а тепло Единого - как флёр - за которым просто не видно, какой Единый хитрая сволочь.

прим 13. при силовых полях, если идут напирать с "маркетинговыми предложениями", заранее глухие к отказу - то ибо машина сбивает, либо другая трагедия происходит, не допуская оптовика к Существу абсолютного сигнала. А тот (оптовик), если не понимает.. и прёт - его допускают... и Тьма сжирает его довольство (а он быстро вырабатывает еще - на говно исходит, иначе аннигилирует - спасает себя и продолжает стоять рядом), а Мрак - обрушает контроль (Как я это мог сделать? Я не хотел. Я... не то имел в виду. Боже, что же я натворил? Я исправлюсь. Я всё сделаю правильно!)

И если ментальная карта не срабатывает, остается два пути под лозунгом "сам виноват - я ведь тебя просил по-хорошему - прими ты пустышку и не было бы этого!":

1. Равнодушие к "глупому своенравцу": Тебя НЕТ! (игнорировать наличие)

2. Уничтожение тела "своевольного существа": Буду только Я! (разрушить видимую точку присутствия)

прим 14. такое обращение причиняет боль, только в случае, если внутри уже есть пустышка, а тут предлагают еще одну или несколько. А отказ (и от одной херово, а обещали-то счастье) - и, к себе или наблюдая снаружи, - цепляет равнодушие или насилие жестокое.

А когда внутри уже много пустышек - то отвечает равнодушием в ответ или уничтожает.

Пустышка затребует Наживу, чтобы химически разложить ядро существа и, по физике полей, расщепить точку наличия (а не присутствия) - и встать в центр.

Выбор попробовать пустышку -> запускает механику сразу и до конца, где, по итогу: Тебя не будет! Буду только Я! (говорит пустышка-уведомляет открыто, между прочим).

прим 15. там отсутствуют промежуточные уровни "подтвердите ваш выбор" - это не на руку пустышке и потому... такой опции там нема: один раз выбрал - этого достаточно.

Пирамида:

Нажива затребует подмену.

Подмена затребует перенос ответственности.

Да, это как МММ.

МММ такой -> чтобы разрушить внутри то, чем еще способен слышать Единого... а хотя бы через Него - помнить, что существует Источник.

Разложил, наживой, в гной, ядро Сути -> уничтожил элемент и нет доступа к способности опознавать Источник.

Реализация принципа: Буду только Я! (раз, не воспринимаю - значит, НЕМА ТЕБЯ!)

прим 16.

(об этом в четвертом пункте темы "пропорциональность" ... и в теме "трепет" …)

Перенёс ответственность <- сформировал подмену внутри (или перенял чужой зип-архив) - дышишь наживой - накачиваешься довольством - судишь по форме -> Пустышка уже тебя нашла

(и ты выбрал попробовать; отказался бы пробовать - не требовалось бы переносить ответственность).

И по подмене, которую ты выбрал, можно узнать, какое на пустышке стоит название.

Примеры:

Подмена: любовь-жертвенность. Значит, пустышка с надписью "любовь". Часто в животике у мамы, чтобы маме было хорошо - и излучение не кололо мамину ложь, не причиняло неудобств маме - гасят свечение.

Подмена: чистота - послушание. Значит, пустышка с надписью "чистота". Это чаще пробуют подростая: я слушаюсь - и меня слышат, пускают на улицу, кормят, позволяют мне мои желания... не бьют.

прим 17. кто-то снаружи позволяет мне мои желания - прорастет действиями "на зло" во взрослом возрасте и плевать на всех.

Подмена: быть в теле - жить. Значит, пустышка с надписью "жизнь". Это решают попробовать взрослея, когда больше звезды не радуют, а вызывают тоску и горечь. Горечь, позже, прорастёт в алчность, а затем в похоть - приводя к разложению ядра в быстром процессе (расщепление личности, безумие и полная глухота к отказу).

прим 18. тело склеивают с жизнью - как следствие это страх смерти (закрытие от контура с Планетой, иначе бы чувствовали Теплое Дыхание Планеты,.. и знали бы изнутри, что покидать тело не страшно и знали бы "почему именно" не страшно) и продажа себя ради продолжения возможности быть в теле (выжить... любой ценой или смириться, умирая).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то