Маримба музыкальный инструмент. Маримба (marimba) - возможно, самый красивый инструмент в музыке сальсы

Итак, после долго перерыва я продолжаю экскурс в мир перкуссии.
Сегодня речь пойдет об инструменте, с живою душой, нежным голосом и с характером, так похожим на мой.

В прямом значении, слово маримба значит «деревянный ударный инструмент» и распространена она среди туземцев Африки и северной оконечности Южной Америки.

История этого иструмента уходит корнями в глубокую древность.
Маримба - не просто кусок дерева, Маримба - это имя африканской богини.
Собственно, по легенде она и подарила людям этот замечательный инструмент, который раньше выглядел очень просто: деревянная пластина и под ней пустая тыква вместо резонаторов. Согласно преданию в момент удара палочки по пластине кроме красивого звука происходило чудодейственное исцеление..

Официальные упоминания о маримбе, в качестве африканского ксилофона, относятся к началу XVII столетия.
Этим инструментом как своим родным, домашним музыкальным инструментом, пользовались во многих местностях Африки и, прежде всего, племена мандинго в Западной Африке, Южном Камеруне и Французском Конго, а также в южном течении реки Конго и в среднем - Замбэзи.
Этим же инструментом пользовались и племена банту, населявшие Северный Трансвааль. Эта разновидность маримбы состояла из хорошо настроенных деревянных брусочков, укреплённых на соответствующей подстилке на уровне одной плоскости, либо на обращённой концами вверх дуге.
Звук извлекался при помощи палочек -деревянных или костяных,- точно неизвестно. Но самое важное заключалось в том, что африканская маримба в своём наиболее совершенном виде имела подвешенными под каждым брусочком резонаторы в виде трубообразных колбас.
Таким образом, негритянские невольники, когда они попадали в страны Центральной и северной оконечности Южной Америки, могли занести с собой не только сущность этого инструмента, но и что более вероятно - сам инструмент.

Возникновению современной усовершенствованной маримбы мы обязаны Джону-Кэльхоуну Дигэну - сначала кларнетисту, затем ксилофонисту,- который не только перенёс брусочки ксилофона на деревянную основу-раму, заменив солому войлоком, но и подвёл под каждый брусочек отдельный усовершенствованных резонатор. Положив, таким образом, начало возникновению маримбафона или ксилоримбы, он достиг настолько значительных успехов, что "вскоре смог дать оркестру новый и своеобразный инструмент, получивший особенно широкое распространение в ансаблях, играющих латино и джаз.

Признаюсь, мелодичные переливы маримбы оказывают на меня гипнотическое действие. Я часами могу слушать пение этого инструмента, мысленно переносясь на тропические побережья.
А недавно даже довелось поиграть на маримбе (Yamaha - YM-2400, изображенная выше) и восторгу моему не было предела.

Маримба обладает богатым, мягким и глубоким тембром, позволяющим добиваться выразительного звучания. Современная техника игры на маримбе подразумевает игру несколькими палочками одновременно. Обычно используются 2—4 палочки, реже — 5—6. На инструменте можно исполнять мелодии, гармонии, виртуозные пассажи.

Чаще всего пластины инструмента сделаны из натуральной древесины розового гондурасского дерева или палисандра, расположены и настроены по принципу хроматической клавиатуры фортепиано. Пластины расположены над металлическими трубами-резонаторами, делающими звучание густым и объемным.
Стандартный диапазон инструмента — 4 или 4,3 октавы. В последние годы появились инструменты с 5- и даже 6-октавными клавиатурами. Инструменты этого класса встречаются редко, предназначены исключительно для сольной игры и часто изготавливаются индивидуально.

Для игры на маримбе выпускается множество видов палочек (mallets) с наконечниками из резины, дерева или пластика. Как правило, наконечники обмотаны шерстяными или хлопковыми нитями. Подбор палочек позволяет музыканту получить целый спектр различных тембров, от резкого щелкающего, "ксилофонового", до мягкого напоминающего церковный орган.

Результат моего знакомства с маримбой
(не судите строго, я первый раз…)
Посвящается

– это ударный музыкальный инструмент. Это родственник ксилофона, с которым маримбу роднит устройство. Маримба состоит из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками. Деревянные бруски называются клавишами, которые обычно делаются из дерева hormiguillo (Platymiscium dimorphandrum). На маримбе, так же как и на ксилофоне, могут играть одновременно два исполнителя. Отличает маримбу от ксилофона качество звука. Дело в том, что звук, издаваемый каждым бруском маримбы, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой. Есть даже мнения, что маримба является улучшенным ксилофоном – с резонаторами и более широким звуковым диапазоном. Однако не стоит забывать, что ксилофон и маримба – разные инструменты со своей историей и манерой звучания.
До сих пор вызывает споры происхождение маримбы. По этому поводу существует три версии. Согласно первой версии, маримба возникла на африканском континенте, в Анголе. По второй версии, маримба родилась в Индонезии, а по третьей версии, маримба – выходец из древней культуры майя. В подтверждение третьей версии свидетельствует археологическая находка. На церемониальной вазе из Ратинлиншуль, в настоящее время находящейся в музее Университета Пенсильвании, США, нанесено изображение музыканта с инструментом, похожим на маримбу. Но все-таки, какая из версий оригинальна и правдива, остается загадкой.
С маримбой связано множество легенд. По одной из них, бытующей в мифе жителей Южной Африки, жила некогда богиня по имени Маримба. Однажды они создала инструмент, вешая тыквы ниже деревянных брусков. Этот факт сейчас упоминается как источник названия инструмента.
Маримба стала родным инструментом не только для жителей Африки, но и для жителей Гватемалы, Мексики и некоторых других стран Латинской Америки. Со временем тыквенные резонаторы сменили деревянные, диатонический строй уступил место хроматическому.
Именно латиноамериканская маримба была взята за основу Джоном К. Диганом для дальнейшей реконструкции. Джон К. Диган – известный акустик и строитель ударных инструментов – принципиально изменил древнюю маримбу. Он заменил деревянные резонаторы на металлические и установил эталон её настройки. Он также доказал, что розовое дерево является лучшим акустическим проводником для тоновых пластин маримбы. Диган не ограничился теоретическим изучением инструмента, он желал его массового распространения, поэтому его компания «J.C. Deagan, Inc.» наладила промышленный массовый выпуск маримб.
Маримба Дигана является эталоном качества и является музейной ценностью. Инструмент не переставал совершенствоваться. Он улучшился как внешне, так и внутренне. Расширились его выразительные возможности. Маримба поднялась из сферы массовой музыкальной культуры в область академического классического искусства и завоевала весь мир. В пятидесятых годах двадцатого века маримба распространилась в Японии и сразу же покорила публику. Японские композиторы писали произведения для маримбы, была также основана японская школа маримбы. Кейко Абэ - известная маримбистка - завоевала всемирную популярность, благодаря своему исполнительскому искусству.
Тембр маримбы неповторим – он многогранен и сочетает в себе мягкие и богатые звуки, позволяющие добиваться выразительного звучания.
Техника игры на маримбе – это использование нескольких палочек одновременно. Можно использовать от двух до шести палочек. На инструменте можно исполнять различные типы композиций - мелодии, гармонии, виртуозные пассажи. Для игры на маримбе выпускается множество видов палочек с наконечниками из резины, дерева или пластика. Наконечники обмотаны шерстяными или хлопковыми нитями. Подбор палочек позволяет музыканту получить целый спектр различных тембров, от резкого и щелкающего до мягкого и нежного.
Диапазон инструмента - четыре октавы. В последние годы появились инструменты с большим диапазоном – до шести октав. Инструменты этого класса довольно редкие и предназначены для сольной игры. Часто они изготавливаются индивидуально.
В конце двадцатого века маримба прочно укрепилась в музыкальной жизни стран Западной Европы. В Америке маримба используется в популярной музыке.
Сейчас маримба известна как сольный инструмент. Она с успехом используется в разных музыкальных жанрах, от классической музыки до авангардной. Некоторые композиторы используют маримбу в произведениях для симфонического оркестра, что придает музыкальной картине особый колорит.

Маримба. маримба (marimba, название африканского происхождения), музыкальный инструмент, разновидность ксилофона. Распространён в Южной Мексике, Центральной Америке, Колумбии, Бразилии. Состоит из набора деревянных пластинок различных размеров с… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

маримба - Маримба. маримба, африканский ударный музыкальный инструмент. Тип ксилофона. Состоит из деревянных пластинок (до 20), укреплённых горизонтально на 2 металлических или бамбуковых рейках. Под каждой пластинкой помещается подвесной резонатор из… … Энциклопедический справочник «Африка»

МАРИМБА - африканский ударный музыкальный инструмент типа ксилофона … Большой Энциклопедический словарь

МАРИМБА - Род ударного инструмента у африканских негров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

маримба - сущ., кол во синонимов: 2 инструмент (541) ксилофон (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

МАРИМБА Этнографический словарь

маримба - маримба, ударный инструмент у народов Африки — род ксилофона из деревянных дощечек с резонаторами из полых тыкв. Распространён также в Латинской АмерикеЭнциклопедия «Народы и религии мира»

МАРИМБА - ударный музыкальный инструмент, состоящий из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками. Иногда на нем играют несколько (два и более) исполнителей одновременно. Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый … Энциклопедия Кольера

маримба - ударный музыкальный инструмент типа ксилофона, африканского происхождения. * * * МАРИМБА МАРИМБА, африканский ударный музыкальный инструмент типа ксилофона (см. КСИЛОФОН) … Энциклопедический словарь

Маримба - ударный инструмент у народов Африки род ксилофона из деревянных дощечек с резонаторами из полых тыкв. Распространён также в Латинской Америке … Этнографический словарь

Книги

  • Маримба! , Наталия Терентьева. «Маримба!» – это пестрая мозаика увлекательных, нежных и трогательных историй. Жизнь маленькой московской семьи, в которой есть только мама и дочка, наполнена светом, юмором и теплом. Дочка… Купить за 139 руб электронная книга
  • Маримба! , Наталия Терентьева. МАРИМБА! - это пестрая мозаика увлекательных, нежных и трогательных историй. Жизнь маленькой московской семьи, в которой есть только мама и дочка, наполнена светом, юмором и теплом. Дочка…
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то