Курсы искусствоведения. История искусства: десять лучших курсов для самостоятельного изучения

Журналист Анастасия Коконова захотела разобраться в истории искусства и организовала курсы по его изучению. Получилось классическое вузовское образование, только без рамок учебного плана. Группа занимается уже третий год, и финал не скоро. The Village поговорил с Анастасией о том, как постигать искусство и можно ли довести дело до конца.

Фотографии

Ира Маслова

Анастасия Коконова

журналист

Четыре года назад я загорелась идеей создать галерею современных художников. Просто поняла, что в городе такого не хватает. У меня не было никакой основы, кроме бизнес-курсов, управленческих проектов и знакомых художников. Я писала друзьям, обсуждала свою идею и поняла, что у нас очень открытая среда, мой проект поддержат. Не хватало знаний в области искусства, и я захотела изучить его самостоятельно. Совершенно случайно один парень с курсов по управлению посоветовал мне познакомиться с доктором искусствоведения Александром Николаевичем Дониным и дал его телефон. Я сразу позвонила. Сказала: «Здравствуйте, я Настя, хочу изучать искусство». Мы встретились около университета имени Н. И. Лобачевского, и он, кажется, воспринял меня как блондинку-вертихвостку. Но идея ему понравилась, мы договорились, и я быстро собрала группу.

Знания без «корочек»

Занятия начались дома у профессора. Маленькая комната с проектором: стены заставлены книжными шкафами, дубовый стол и диван, на котором слушатели сидят в два ряда. На первой встрече мы поняли, что совершенно не понимаем даже знаменитые произведения. И нас все это сильно зацепило.

В группе были люди, которых напрямую ничего не связывало с искусством. Дизайнер, фотограф, девочка-журналистка - все мои знакомые. Разношерстная компания, и изначально не для всех это было серьезно. Мне же хотелось фундаментального образования, только без диплома и пятилетнего обучения. У каждого, наверное, свои цели, но нас очень объединило уважение к преподавателю. Александр Николаевич Донин – единственный нижегородский профессор искусствоведения и потрясающий рассказчик.

Группа расширялась, и мы решили переместиться в более просторный зал «Циферблата». Добавилась местная аудитория, кто-то из нас решил уйти, и нарастал небольшой хаос. Однажды мы даже чуть не перессорились из-за денег. В «Циферблате» показалось неудобно заниматься, потому что его активная жизнь отвлекала нас от занятий. Мы переехали в помещение одной бывшей галереи, но высокая плата за аренду посеяла разногласия. Помню, мы спросили Александра Николаевича о снижении цены за занятие, а он ответил, что тратит на подготовку одной лекции семь дней в неделю. Ну, мы и не стали больше спрашивать.

Эксперимент с бесконечной программой

Мне нравились четкие правила этих встреч. Нельзя опаздывать даже на минуту, тебя просто не пустят на занятие, если пропускаешь - объясни честно. Еще профессор просил не называть эти встречи курсами, лучше - сообществом. Несмотря на серьезность тем, которые нам преподавали, атмосфера занятий была домашней, после лекций мы часто устраивали чаепития, профессор угощал нас настойками.

Третий год каждое воскресенье люди по три часа занимаются самообразованием. Всем интересно, когда же мы закончим. Но это настоящий эксперимент: профессор не планирует программу и просто рассказывает столько, сколько считает нужным. Люди спрашивают, когда уже будет лекция про период Возрождения, а он и не близится. Многие все-таки уходят - боятся неопределенности и не хотят тратить на курсы еще непонятно сколько лет. Жизнь коротка, а история искусства вечна.

Не могу сказать, что за прошедшие три года кто-то из слушателей стал искусствоведом. Это неофициальное образование, и его, наверное, будет сложно применить. Также не могу сказать, что для людей это просто удовольствие по выходным. Это некая попытка построения собственных отношений с углубленным образованием.

Александр Николаевич Донин , профессор искусствоведения

Искусство против старости

Последние полгода я не ходила на занятия из-за семейной ситуации. В сентябре я переехала в Богородск к молодому человеку и его бабушке, у которой болезнь Альцгеймера. Я выматывалась за неделю и не могла ездить на воскресные лекции. Болезнь близкого человека стала препятствием, но я нашла новое вдохновение - курсы урбаниста Андрея Амирова по современному искусству. Они лучше вписались и в график, и в мои потребности - после фундаментальной истории стало не хватать современности. Рассуждения Андрея о перформансе сподвигли меня создать блог об Альцгеймере - это мой небольшой акт творчества в журналистике. Искусство научило меня видеть вдохновение во всем, даже в болезни. Оно помогает мне научиться жить с этой проблемой.

Благодаря этому опыту я поняла кое-что важное. Голова не может работать без вдохновения. Говорят, что думающий человек меньше стареет, но, мне кажется, это не совсем так. Бабушка много работала головой, думала, как прожить в сложное время, как свести концы с концами - и ее мозг просто сломался от перегрузки. Чтобы не стареть, нужно работать не только мозгами, но и душой. Без вдохновения ничего не получится, а оно никогда не приходит от головы. Я стремлюсь к взаимодействию между вдохновением и умственной работой. Познание искусства для меня - это душевный труд. Отдушина.

Я получила два с половиной года курсов, которые сама же и организовала, а потом меня куда-то унесло. Профессор и его слушатели занимаются теперь без меня. Задумка о создании галереи сошла на нет, да и за это время в городе появились новые места для современных художников. Мою идею реализовали, и это неплохо.

Александр
Николаевич
Донин

профессор искусствоведения

Я работал во многих нижегородских вузах и отметил, что, скажем, на сто слушателей найдется только два-три человека, которым будет интересно искусство. Остальным - нет. Сегодняшние студенты воспитаны так, что у них на первом плане деньги, деньги, платья, ювелирные украшения. Но и из этих двоих-троих очень редко находится кто-то, кто имеет сильное желание и возможность все это изучать более подробно, чем предписано вузовским курсом. В этом сообществе я рассказываю в 20-30 раз больше материала. В самом деле: вузовский курс - это в лучшем случае три семестра. А у нас уже прошло три года, и мы начали с первобытного искусства и сейчас доходим только до развитого Средневековья. Сколько у нас еще впереди - по крайней мере, на такой же период времени, а может быть, даже и больший.

Мыслящему человеку свойственно хотя бы иногда задумываться над тем, для чего существует человек и человечество. Главным образом люди заняты созданием сугубо материальных благ и стремлением отобрать друг у друга эти блага, что выливается в войны и другие малоприятные вещи. Я убежден, что человек создан совсем для другого. Помимо того, чтобы овладеть космосом, как думали 50 лет назад, цель человечества в создании произведений духовной жизни. Я имею в виду архитектуру, музыку, литературу, изобразительное искусство, танец и так далее. И вот одна часть человечества это создает, а другая может это познавать и усваивать. А где-то поесть, во что-то одеться, где-то поспать - это уже дело десятое. Так сложилось, что я обладаю довольно большим количеством познаний в этой области и цель своей жизни вижу в том, чтобы эти знания кому-то передавать. Вот и все.

Окончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 2000 году, отделение истории искусства. Специализация – искусство западноевропейского средневековья, книжная миниатюра. Стипендиат Французской школы в Риме (L\"Йcole franзaise de Rome – 2002, 2004 гг.). С 2002 года читает лекционные курсы по истории и методологии искусства в МГУ, МГПУ, МХУ, РГГУ, ПСТГУ. Член Ассоциации искусствоведов (АИС) и Международного Совета музеев (ICOM). Автор статей по искусству западноевропейского средневековья.

Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет, отделение истории искусства, кандидат наук.

В настоящее время работает в Государственной Третьяковской галерее, Главный специалист отдела Новейших течений.

Преподает всеобщую историю искусства в МГТУ им. А.Н. Косыгина, читает курс «Кураторство в современном искусстве» в РУДН.

С 2008 года директор Учебно-научного центра по изучению русской художественной культуры ХХ века им. А.Г. Тышлера РГГУ.

Искусствовед, кандидат философских наук. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 году, исторический факультет, отделение истории искусства.

С 1998 по 2002 г. работал в Музее Востока. С 2006 по 2012 г. - старший научный сотрудник, куратор отдела Новейших течений Государственной Третьяковский галереи. В 2010-11 гг. - номинант премии "Инновация", в 2012 г. - лауреат премии Курёхина.

С 1999 по 2017 г. преподавал историю искусства ХХ века, всеобщую историю искусства на факультете прикладного искусства МГТУ им. А.Н. Косыгина. В 2016-17 гг. - руководитель образовательных программ МО "Музей Москвы".
В настоящий момент - доцент кафедры современного искусства РГГУ.

Искусствовед. В течение 5 лет работал научным сотрудником в Государственной Третьяковской галерее. Преподаёт современное искусство в Московском архитектурном институте.

В 2004 году создал в Москве галерею "Pop/off/art", владельцем и директором которой является по сей день. С 2012 года галерея имеет филиал в Берлине.

С 2008 по 2010 год — главный куратор Санкт-Петербургского частного музея современного искусства «Новый музей».

Автор книги "Всегда другое искусство. История современного искусства России. Коллекция Виктора Бондаренко" (М., Книги WAM, 2011). Научный редактор книги "500 художников. Энциклопедия русской живописи ХХ века" (М., Книги WAM, 2012).

Окончила РГГУ, факультет музейного дела и охраны памятников истории и культуры, и Государственный университет управления по специальности "оценка стоимости предметов антиквариата и изобразительного искусства". Владелица галереи "Классика жанра". Куратор ряда частных и корпоративных коллекций в России и Западной Европе.

Историк искусства, литературный и научный редактор.

В 2002 г. закончила Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, факультет История изобразительного искусства.

Внештатный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина

Театровед, театральный критик, журналист.

Автор изданий «Афиша», Esquite, «Ведомости», КРОТ, «Театр» и других. Издавал журнал о театре и современном искусстве «Реплика» (2010 — 2013), редактор фестиваля «Территория» (2013), программный директор фестиваля «Текстура» (2013), эксперт фестиваля «Золотая маска» (2015/2018), куратор фестиваля «Форма» (2018). Сотрудничал с Центром драматургии и режиссуры, Театром наций, Центром им. Мейерхольда и театром «Практика». Главный редактор проекта «Я в театре».

Выступает с лекциями о театре прошлого, настоящего и будущего.

С начала 1990-х годов читает лекции и проводит занятия по русскому искусству XVIII — начала ХХ века для взрослой и юношеской аудитории на материалах Третьяковской галереи, Русского музея и др. С 2008 года — одна из организаторов и ведущих клуба Третьяковской галереи «Три века русской культуры. Точки пересечений». Автор многочисленных публикаций по искусству XVIII — начала ХХ века.

Окончил отделение истории искусств истфака МГУ в 1982 году, работал в ЦНИИ теории и истории архитектуры и ВНИИ теории архитектуры и градостроительства, а также редактором отдела журнала «Творчество». Помимо ряда статей, автор книг Architecture of The Stalin Era, 1992 (Совместно с А. Тархановым) и «Московскому метро 70 лет» (вышла в виде специального выпуска журнала”WAM”). Член Союза архитекторов России.

ИСТОРИК ИСКУССТВА – ИНДОЛОГ

Окончила Российский Государственный Гуманитарный Университет в 1995 году. В 2004 году защитила диссертацию «Живопись мадхубани» в секторе искусства Азии и Африки Государственного Института Искусствознания. В 2007 году получила Диплом Дизайнера Интерьера и Мебели Академии Архитектуры Rachana Sansad (Mумбай, Индия). Читала курс «Искусство Индии» в РГГУ. С 2008 года преподаватель Академии Архитектуры Rachana Sansad (Mумбай, Индия). Организовала несколько выставок, посвященных искусству Индии, включая «Добрые духи бихарского дома» в Государственном музее Востока, 2004 и «SPEAKING ART. Indian legends and myths narrated by traditional artists and craftsmen» в CSMVS (Prince of Wales Museum of Western India, Mumbai) 2008. Автор публикаций по индийской культуре и архитектуре. Член Indian Institute of Interior Designers (IIID) и Музейного Общества Бомбея (MSB).

Историк искусства. Специалист в области современного русского искусства. Директор Фонда «Художественные проекты», руководитель Архива современного русского искусства (ACRA). В 2001 году в соавторстве с М.Орловой опубликовала книгу «Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму» (издательство «Галарт»).

Разбираться в искусстве – мечта многих. Эта мечта может стать реальностью. Если большое желание уже есть, добавим немного свободного времени и изучим список доступных лекций.

Музей «Гараж» (бесплатно)

«Несимметричные подобия» – цикл лекций, который уже вовсю идет. И пока вы читаете этот текст, раздумываете, идти или нет, вероятность, что вы пропустите еще одну крайне интересную лекцию, повышается! Торопитесь. Причем арт-критик и ведущая данного курса Ирина Кулик предлагает в рамках одной лекции познакомиться и попытаться понять работы не одного, а двух художников. В сравнении. Причем в центре внимания не так всех очаровавшие и с легкостью распознаваемые прерафаэлиты или импрессионисты, а смущающие, взрывающие подсознание художники, творившие с начала XX века и по наши дни. Да, именно то самое не совсем и не каждому понятное современное искусство.

Узнать расписание

Лекторий МОММА (платно)

Понять, оценить по достоинству современное искусство могут немногие. Вот уж точно непаханое поле для изучения, причем порой на грани веры. Просто поверьте эксперту, что это шедевр. Но для аргументированной беседы с еще меньшим знатоком в этом вопросе, чем вы, стоит подготовиться – запастись колкими фразами. На помощь придет лекторий Московского музея современного искусства, в программе которого есть ответы на все вопросы и даже в сравнении или в сочетании со смежными территориями – театром, музыкой, фотографией.

Узнать расписание

Лектория ГМИИ им. А. С. Пушкина (платно)

ГМИИ им. А. С. Пушкина – адрес для обязательного посещения. Оплетающие время от времени здание музея очереди сигнализируют о том, что внутри открылась очередная выставка, которую пропускать никак нельзя. Однако можно превратить созерцание картин в изучение. Для этого в стенах музея работает лекторий, где можно охватить все периоды. Например, на апрель запланированы лекции «Импрессионизм», «Поль Сезанн и Винсент Ван Гог», «Золотой век нидерландского искусства: от ван Эйка до Босха» и многие другие.

Узнать расписание

Лекторий в Третьяковке (платно)

Для желающих погрузиться в тему с ног до головы Третьяковская галерея организует лекторий, программа которого весьма разнообразна. Например, тем, кто ждет детального путешествия по периодам, векам и произведениям, подойдут абонементы с углубленным изучением под общим названием «“Музейный университет” в Лаврушинском переулке». Однако в программе найдется и «Краткая история русского искусства», где вам наполнят смыслом и иллюстрациями такие фамилии, как Кипренский, Венецианов, Тропинин…

Узнать расписание

Лекторий «Прямая речь» (платно)

«Прямая речь» давно у всех на слуху. Билеты на лекции этого проекта раскупаются как горячие пирожки. Секрет в звездном составе лекторов. Но не эстрадников ищите среди них, а действительно знатоков своего дела и ярких, увлекательных рассказчиков. Так, в ответе за литературу здесь Дмитрий Быков, в языковые дебри проведет с фонариком Дмитрий Петров, книги по истории в руках у Наталии Басовской… Программа этого лектория не заморожена на века – список лекторов и тем расширяется, развивается. В поисках новых знаний не забывайте заглядывать на сайт проекта.

Узнать расписание

ХПМТ (платно)

В поисках знаний по истории искусства полезно заглянуть на сайт Высшей школы художественных практик и музейных технологий (РГГУ). При внимательном изучении сайта здесь можно найти немало возможностей для изучения интересующих вопросов. Однако вряд ли это правильный выбор для тех, кто ищет варианты для разового культпохода. Например, сейчас в разгаре курсы по истории отечественного искусства XX века и истории искусства Западной Европы, каждый из которых продлится до мая.

Узнать расписание

Базовый курс для тех, кто хочет разобраться в том, что такое современное искусство и есть ли оно в России. Преподаватели объяснят, что такое инсталляция и перфоманс и зачем музеям и галереям нужны кураторы и арт-критики. Курс дает хороший бэкграунд — слушатели смогут постичь все темы и жанры искусства XX века.

Скорее инженерный, чем гуманитарный курс. Но это и понятно: Леонардо да Винчи, как известно, был автором многих гениальных изобретений, информация о которых осталась только в этюдах и набросках. Авторы курса намерены вместе со слушателями реализовать задумки художника с помощью 3D-технологий.

Популярное

Дети и родители смогут познакомиться с традициями и обычаями русского Средневековья, устройством и бытом традиционного жилища славян. На курсе обещают научить и практическим навыкам — старинным приемам создания традиционных кукол, основам ремесла.

Курс приглашает отправиться в воображаемое путешествие в культурное пространство, населенное объектами, созданными человеком: дверями, окнами, зеркалами и так далее. В конце путешествия слушатель сможет различать авторские метафоры и расшифровывать литературные символы.

«Лекториум»

Литературные прогулки по Санкт-Петербургу с лучшими преподавателями словесности, которые расскажут ученикам о петербургском тексте, несколько веков создаваемом русскими писателями и поэтами.

Длительность: 5 недель.
Начало: 1 апреля 2015 г.
ВУЗ: СПБГУ, РГПУ им. Герцена.

«Арзамас»

Курс расскажет о восьми художниках-революционерах и о том, как они воспринимали историю и современность. Например, можно узнать, почему француза Жака-Луи Давида считают создателем фашистского приветствия, как Эжен Делакруа понимал свободу и как Франсиско Гойя превратил мгновение перед казнью в историческое событие.

Начало: открыт постоянно.
ВУЗ: ЕУСПб.

Кто, как и почему в сталинское время стал заниматься философией — спустя четверть века после того, как ее традиции были уничтожены, и как выпускники философского факультета МГУ создали территорию свободы в журнале — рупоре коммунистических партий в начале 1960-х годов.

Начало: открыт постоянно.
ВУЗ: НИУ ВШЭ.

Почему в южноамериканском эпосе самые печальные истории на свете, как первые люди проспали свое бессмертие и как в Южную Америку попали мифы, похожие на легенды Индонезии, Африки и Китая.

Начало: открыт постоянно.
ВУЗ: ЕУСПБ.

«Постнаука»

Фольклорист-теоретик расскажет слушателям, как правильно собирать фольклорный материал, какой текст считается древнейшей сказкой в литературе и почему общение в Интернете строится по принципам фольклорного жанра.

Начало: открыт постоянно.
Университет: РГГУ.

Институт« Стрелка»

« Стрелка» запускает онлайн-школу городских предпринимателей. Этот курс учит не разбираться в искусстве, а, скорее, это обучение искусству создавать, чтобы сделать свой город интересным и комфортным для проживания.

Начало: весна 2015.
Стоимость: по запросу.
Организатор: институт« Стрелка».

Coursera

Курс для всех, кто любит фантастику и историческую беллетристику. Если вы хотите писать как Нил Гейман, пожалуй, вам сюда. Одно из финальных заданий курса — написать собственный историко-фантастический роман.

Длительность: 12 недель.
Начало: открыт постоянно.
Язык: английский.
Организатор: Виргинский университет

Курс поможет понять, как представления викингов об окружающем мире повлияли на древнескандинавские обычаи и традиции. Изучаются не только мифы, но и древние руны, картины, рукописи, резьба по дереву и камню.

Длительность: 12 недель.
Начало: 7 апреля 2015 г.
Язык: английский.
Организатор: Цюрихский университет.

Что происходит с классическими историями, когда они превращаются в онлайн-игры? Курс довольно серьезный: изучается теория повествования, история и теория игр, а в качестве примеров произведений — романы Толкина и поэзия Китса, Теннисона и Браунинга.

Длительность: 7 недель.
Начало: 27 апреля 2015 г.
Язык: английский.
Организатор: университет Вандербильта.

Курс развивает навыки критического мышления, учит разбираться в искусстве и рассказывать о нем другим людям, знакомит с успешными преподавательскими техниками и объясняет, как правильно спланировать и провести свой собственный урок.

Длительность: 7 недель.
Начало: 27 апреля 2015 г.
Язык: английский.
Организатор: Музей современного искусства

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотите получать удовольствие от современного искусства, знать, чем Возрождение отличается от проторенессанса, и чем вдохновлялись великие русские писатели?

Этот курс - находка для тех, кто хочет научиться разбираться в искусстве. Он дает основные понятия теории, рассказывает о жанрах и техниках. Слушатели узнают, как научиться получать удовольствие от современного искусства и «читать» арт-произведения, а также что такое «точка смотрения», и почему этот «кусок пластмассы» является гениальным творением.

Длительность : 7 недель
Начало : 14 сентября
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Автор : Проект MediaNovation
Универсариум

Курс ведет историк искусства и эксперт по русскому искусству ХХ века Андрей Сарабьянов. Слушатели узнают, кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику, и как попытались увлечь своими утопиями всю страну. Лектор расскажет как возникло самое известно полотно русского авангарда - «Черный квадрат», и чем закончились творческие поиски Малевича.

Длительность : 5 лекций и 20 дополнительных материалов
Начало
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Арзамас

Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, расскажет о том, как художники 19 века переосмысливали исторические события, о символах и смыслах, которыми они наполняли свои картины. В качестве примера лектор рассмотрит восемь полотен известных художников, среди которых Гойя, Делакруа, Суриков и Мане. Слушатели узнают, к примеру, как Суриков написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью.

Длительность : 8 лекций и 40 дополнительных материалов
Начало : можно заниматься в любое время
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : Европейский университет в Санкт-Петербурге
Арзамас

Авторы курса, преподаватели Российского государственного гуманитарного университета, предлагают «поговорить» с Леонардо и попытаться понять Мастера, его величие и его трагедию. Слушатели курса узнают о том, как с помощью 3D-сканеров, 3D-принтеров, лазерных каттеров можно создавать, реконструировать сложные объекты, придуманные художником в далеком прошлом.

Длительность : 8 недель
Начало
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : РГГУ
Универсариум

В этой подборке аудиозаписи 30 лекций, которые читают для студентов лучшие преподаватели факультета истории искусств Оксфордского университета. Темы разные: от европейской средневековой архитектуры до искусства Китая.

Длительность : 30 лекций
Язык : английский
Начало : можно заниматься в любое время
Стоимость : бесплатно
Университет : Оксфордский университет

Курс приглашает отправиться в воображаемое путешествие в культурное пространство, населенное объектами, созданными человеком: дверями, окнами, зеркалами и так далее. В конце путешествия слушатель сможет различать авторские метафоры в живописи и расшифровывать литературные символы.

Длительность : 7 недель
Начало : скоро, можно записаться на перезапуск
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : МГУ
Универсариум

Массачусетский колледж искусств знакомит с историей европейского искусства на примере 24 величайших произведений. Среди них картины, скульптуры, памятники архитектуры, музыкальные и литературные шедевры: от афинского Парфенона до полотен Поллока.

Длительность : 9 модулей
Начало : можно записаться, о запуске сообщат
Язык : английский
Стоимость : бесплатно
Университет : Массачусетский университет

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то