Крестьянин торжествуя на дровнях обновляет. Анализ стихотворения пушкина зима крестьянин торжествуя

Смотрю я этта уже давненько программу Время и показывают там как Станислав Говорухин пеняет президенту Путину на современных детей. Его, мол, знакомый учитель словесности им предложил значение слов из стиха Пушкина Зима объяснить. ,Таки не знают”,- пенял мэтр кино. К чести президента он за детишек то как то заступился, сказал что то типа, не так всё плохо”…
А надобно сказать что теперь уже расхитованный тест по сути на знание русской архаики это ведь изобретение вашего покорного слуги в 2005 году. Именно тогда я повесил на сайт Ром-коллекция этот опус. А жена моя под ником Кити вбросила его на сайт Семья:
…Зима!.. Крестьянин*, торжествуя,
На дровнях** обновляет путь;
Его лошадка***, снег почуя****,
Плетётся рысью***** как-нибудь;
Бразды****** пушистые взрывая*******,
Летит******** кибитка********* удалая**********;
Ямщик*********** сидит на облучке************
В тулупе*************, в красном кушаке**************.
Вот бегает дворовый мальчик***************,
В салазки**************** Жучку***************** посадив;
Себя в коня****************** преобразив;
Шалун******************* уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
(из романа,Евгений Онегин”)
и учебника для учащихся начальной школы.
Сравни четыре заголовка:,Зима”,Зима?”,Зима!”, и,Зима!..”.
Прочти каждый из них и сопоставь со всем содержанием стихотворения.
Какой заголовок больше всего подходит к этим стихам?
Немного статистики:
В стихе 44 слова, из них 19 непонятны современным детям, они или архаизмы или редки, или их значение с течением времени изменилось(ZB-взрывая).
Этта же / намедни значит, тверское народное слово, не путать с это// моя дочура подошла ко мне в слезах и сказала, что им задали два ужасных стиха учить наизусть. Она тогда была во 2-м классе гимназии и ей было 7лет8мес.
Это, конечно, не то, что раннее развитие на Руси, когда Петра 1-го в 5 лет посадили псалтырь на ум учить. Результат мы все знаем – он усвоил псалмы Царя Давида наизусть и стал свиреп и зломогуч! Памятники везде стоят. А Л.Толстой, когда его спросили, когда книга о Петре будет (он одно время материалы собирал), окрысился в ответ:
Пьяница и развратник! и писать не буду...
… я обнаружил, что ребенок не понимает 50% слов и 100% содержания этого текста, вроде бы написанного на русском, да ещё на каком русском! языке…
Я готов объяснять детям, что такое Грузия и ночная мгла столько, пока не поймут!
Но я не готов оказался изъяснять, какие-такие бразды пушистые взрывает удалая кибитка и почему эта коробочка на полозочках, тащимая лошаденкой, двигаясь со скоростью в лучшем случае, 20 км/час, летит…:);
По смыслу получается что это что-то вроде вертолета МИ-8, оснащенного ПТУРСами…
Текст этот из детских учебников надо, конечно убирать, он безнадежен ввиду его архаичности, но что дать взамен, когда вся последующая стихотворная цивилизация не создала на русском языке про зиму ничего сравнимого с А.С.Пушкиным!?
…Олжас Сулейменов вспоминает в интервью:
Помнится, первый вечер советской поэзии в Париже в 1977году. Константин Симонов говорил, что вывез,поэтическую сборную СССР”. Мы собрали большой четырёхтысячный! Зал. Обычно парижские вечера поэзии – несколько человек в небольших кафе. А тут Париж впервые слушал стихи в таких залах. И слушали нашу, советскую, трибунную поэзию, которая в Москве собирала большие аудитории…
…мы выступали вдевятером(Вознесенский не поехал – узнал, что будет Евтушенко:))
- Высоцкий, Окуджава, Рождественский…
А современные стихи, для всех возрастов, про зиму, кто будет писать!?
Опять Пушкин… Александр Сергеевич?
Не знаю сравнимого рейтинга стихов, ей-же богу нечего предложить детям!
Интонационно в великом и могучем можно смысл любой фразы изменить с точностью на противоположный!
Помните Есенинский, я считаю, гениальный, стебок:
Небо – как колокол…
Месяц – язык…
Матть моя Родина!!
Я-а-а… большевик???
АС тоже любил:
…шалун уж заморозил…пальчик... :);
Мне ещё в детстве казалось, а сейчас тем более, что не пальчик он имел ввиду!
В рифму там идет другой, парный, орган…
Вот я и закончил о зиме:
Пушкин, это наше всё?
:))))))))
Пушкин – это наше всё! /Т.Толстая, КЫСЬ, раньше-А.Блок/
Или:
Пушкин, это наше всё?
А дальше и пошло и поехало – все бросились детишек проверять на знание архаики:
Из публикаций сети:
Коллега прислала мне душераздирающую страшилку о пушистых браздах. По прочтении стало понятно, что историю с браздами нужно проверить на бородатость. И точно – я никогда не знаю, как употреблять слово «баян», но похоже это то самое:

Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишью Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
В результате получилось... Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались "тулуп" и "кушак".
Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же "летит кибитка удалая". У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом - она взрывает. Что, или, вернее, кого?
Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть "браздов", детей не смутило - и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.
За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик.
Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям.
Рожденный копать летать (на кибитке) не может!
Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на "пятой точке".
В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.
В результате нету несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.
http://children.kulichki.net/parents/pushkin.htm (описание геноцида обнаружилось в самых разных закоулках русского Интернета).

Впрочем, смутило меня совсем не это. Я видала-слыхала всякие-разные ошибки, но никогда не поверю, чтобы первоклашки с родным и единственным русским языков вдруг наделили браздов душой. Не могло их это не смутить! Бразды можно взорвать, но они никогда не были живыми!
Горя исследовательским пылом, я не поленилась дать то же задание русскоязычным студентам разной степени русскоязычности, а потом и собственной четырнадцатилетней дочери.
Результаты поразили мое воображение. Большая часть людей, закончивших от одного до шести классов российской (!) школы не поняли в этой строфе ни одного существительного. Самым продвинутым (пока все совпадает с результатами упомянутого исследования) были знакомы слова «тулуп» и «кушак». Кибитка таки, как и было объявлено у Пушкина, летела, взрывая, и у многих художников выглядела чем-то вроде зенитки с вертикальным взлетом. Да, она палила по пушистым браздам, но никаких признаков кровавой расправы не было, хотя кое-какие брызги наблюдались. Ни один из испытуемых не счел ямщика копателем ям. Облучок, кажется, выглядел чем-то вроде пенька.
Самые знающие все же догадывались, что такое «кибитка» (в конце концов, армянское радио тоже ведь сообразило, что такое «горжетка»!), и поняли, что на самом деле это не летит, а мчится. Удивительно, что в кибитку было запряжено что угодно, кроме лошади – от верблюда до чего-то вроде африканского слона! И при этом кибитка все равно взрывала многострадальные бразды, так что опять-таки была слегка зениткой и самую малость тачанкой. Сообщение о том, что кибитка – это повозка, превращало экзотических животных в лошадей, но не влияло на раскрытие темы браздов. Тема эта не была раскрыта ни у кого! Но и пушистость этих браздов не заставила художников поверить в геноцид.

После пережитого на занятиях, от собственной дочери я уже ничего не ожидала. Да и до этого она не подавала надежд: http://lila-krik.livejournal.com/31353.html. И дочь снова не подвела! Единственное существительное, которое ей удалось семантизировать в контексте, - тулуп. Судя по картинке, тулуп был теплой верхней одеждой. Красный кушак ей пришлось обмотать вокруг головы мужика, похожего на грузчика. Мужик (все-таки пушкинский гений взрывал какие-то бразды) был бородатый! Кибитка оказалась огромной ухмыляющейся птицей (почему бы нет, бывают же галки-сойки-канарейки, про птицу-тройку она вряд ли знала), а облучок, приютивший мужика, (привет от Алисы) – немного облачком, немного бочкой. Бразды, понятно, взрывались, а их пушистость была обусловлена пернатостью птицы. Возможно, кибитка была жар-птицей, и отлетающие перья взрывались при сбрасывании... Я заскулила и отправила ее дочитывать заданный на дом первый том "Войны и мира", раз уж с "Онегиным" ничего не получается.

А весьма интересно, всё–таки, оказалось мнение народа...
Если не брать некоторые частные, то общее, таково:
да и не вредно заучить побольше умных слов, безразлично, к чему они приложены!
...ну,у не согласен вовсе я с такой формулировкой!... Петрушу Первого вспомните, уж его-то с пяти до семи, когда он, по традиции, псалтырь наизусть шпарил, учил дьячок отменно преимущественно словам незнакомым!!
Монтеня ещё хочется вспомнить, Мишеля многострадального, когда сумасшедший папаша его, сначала бедной крестьянке с рождения до двух лет, сыночка сбачил – для народного вскармливания?! – а затем запретил всем в округе ста верст иначе как по латыне говорить…
Таким вот образом, мазес лэнгвич, у него латинь была! Если бы господь не вразумил родителя, быть бы сыночку в сумасшедшем доме, но: сдался тату, отдал в нормальную школу французскую, где Миша благополучно латинь-то и позабыл, кроме как для того, чтобы школу эту закончить с отличием да депутатом местного совета стать:)))
Я не сторонник играться с множеством непонятных слов, в незрелом возрасте - в особенности. Билингва ведь как выращивается? - нужен минимум второй носитель языка с рождения. А если ты не носитель - не берись! Сделаешь сшибку в мозгах ребенка и не будет знать никакого языка толком.
Вредны умные слова в большом количестве без понимания их! А понять, это меня ещё батя (а его самого, в армии в 1937г) учил:
Понять, это значит, запомнить и - уметь применять...:)))))))))))
А Пушкин здесь, действительно – ни при чём…
Зима, снег...
На улице темно, как в день творенья,
Да сыплет снег, всё также сыплет снег,
Как сыпал он всегда. Без промедленья
Растут сугробы шапками наверх.

Сегодня снег и, завтра то же будет.
Но, не пугает меня поздняя заря –
Вся суть моя так снег безбожно любит,
Безгласно, безответно, может, зря

С утра я здесь, снегами занесённый,
То ль лес в снегу, то ли душа моя.
Как тихо в них, покой спасённый,
Пусть спит в обоих радость жития.

Надеюсь, жду, с тобою снова выйдем
В мои снега, там чисто и светло.
Там несть любви, не больно, не обидно,
Недобрый хищник, замерзает зло.

Зима пройдёт и все снега растают,
Появится опять зелёная трава
Однажды мне не увидать её, я знаю,
Снег падает и сыплются слова.

Минор, правда...а деткам в учебник мажорное что то нужно...

Евгения Онегина я иногда про себя пою – на мотив Златые горы. Не пробовали? подлечивает однако, попробуйте:
Когда б имел златые горы-
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И: Лучше выдумать не мог!

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

Из книги Комментарий к роману "Евгений Онегин" автора Набоков Владимир

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В черновых бумагах Пушкина периода болдинской осени 1830 года сохранился набросок схемы «Евгения Онегина», зримо представляющий творческую историю романа:«Онегин» Примечание:1823 года, 9 мая. Кишинев.1830 года, 25

Из книги При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы автора Немзер Андрей Семенович

Поэзия Жуковского в шестой и седьмой главах романа «Евгений Онегин» Жук жужжал. А. С. Пушкин Отголоски поэзии Жуковского в «Евгении Онегине» неоднократно отмечались исследователями (И. Эйгес, В. В. Набоков, Ю. М. Лотман, Р. В. Иезуитова, О. А. Проскурин). При этом внимание,

Из книги От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

«Евгений Онегин» Вопрос 1.57 «Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!»Сколько дней Онегин сидел со своим умирающим

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

«Евгений Онегин» Ответ 1.57 «Но, прилетев в деревню дяди,Его нашел уж на столе,Как дань готовую

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

Евгений Онегин Как отмечал В.Г. Белинский, «Евгения Онегина» А.С. Пушкин «писал о России для России». Утверждение очень важное. Вообще необходимо сказать, что более полного и более точного раскрытия образа Евгения Онегина, чем это сделано Белинским в 8 и 9 статьях

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - главный герой пушкинского романа в стихах, действие которого разворачивается в России от зимы 1819-го до весны 1825 года, (см.: Ю. М. Лотман. Комментарий.) Введен в сюжет сразу, без предисловий и прологов.Евгений Онегин (гл. 1) едет в деревню к

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

«Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу:

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

«Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд; На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая автора

«Гонимы вешними лучами…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая автора Белинский Виссарион Григорьевич

«…Унылая пора! Очей очарованье…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») …Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

«Евгений Онегин» Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как «Евгений Онегин».{1} И эта робость оправдывается многими причинами. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и

Из книги автора

«Евгений Онегин» (Окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Белинский В. Г «Евгений Онегин»

Из книги автора

«Евгений Онегин» (окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Н. Г. Быкова «Евгений Онегин» Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской


На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…

Эта строфа Пушкина из «Евгения Онегина» изучается в младших классах, как стихотворение о природе. Удивительно красиваые и живописные строки о зиме, о первом снеге.

У Пушкина нет ничего лишнего, каждое слово многозначительно и полновесно. Зима! Крестьянин торжествуя. Исследователи обратили внимание на то, что Пушкин в поэме слово крестьянин упоминает только один раз. На дворе святки – дни, значимые для христианина. Крестьянин и христианин не просто созвучны. Крестьянин, – человек который несет крест, христианин. Он торжествует. Напомним, что события относятся к 3-му января. В те времена бытовало поверье, что если снег не выпадет до 2-го января – дня поминовения Сильвестра Печерского, то людей ждет страшный неурожай. Но снег выпал на 3-е в ночь. Отсюда и торжество крестьянина, который наверняка накануне был в отчаянии и вымаливал у Всевышнего, чтобы тот послал снег, и защитил его от недорода.

Снег выпал, и крестьянин позволил себе запрячь лошадку в сани (дровни). Может быть, он выехал в лес за дровами. Спешить некуда, и он позволил своей лошадке плестись, не спеша. Картина жизни русского села нашла отражения в 16 строках Пушкина.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Люди старшего поколения даже представить себе не могут, какие причудливые картины громоздятся в головах детей при чтении этого «стишка», популярного не меньше, чем «В лесу родилась елочка»… Молодые родители уже привыкли пропускать непонятные древности мимо ушей, а молодые бабушки, говорящие на современном русском литературном, слышали это «почуя» от своих бабушек и думают, что слово всем понятно. Самые умные дети поищут в словаре, но там не найти устаревшую форму деепричастия «почуя» от глагола «почуять», почти равного по значению нашему привычному «почуствовать». Лошадь почуяла запах снега, почувствовала , что сани тащить по снегу легче, чем телегу по осенней грязи…

По определению Ф. Гегеля, «…поэтическое представление <…> ставит перед нашим взором вместо абстрактной сущности конкретную ее реальность» , то есть чувственно воспринимаемые картины, те чувственные ассоциации и ощущения, которые возникают у нас в процессе чтения. При чтении мы представляем себе внешность, характеры и поступки людей, конкретные пейзажи, интерьеры, звуки, зимний холод, жару в пустыне, плеск волн и пение птиц и даже то, что считаем фантастическим, несуществующим, невероятным… Из всего этого складывается тот особый мир, который называют образом мира, художественной моделью реального мира. Именно эта модель приводит нас к пониманию мысли автора, того, что Гегель называет сущностью.

Учителю необходимо твердо усвоить эту истину и сделать ее привычной данностью для учеников: в литературном произведении обязательно заключена идея, соразмерная личности автора, но прийти к пониманию этой идеи можно только вживаясь во все детали того образа мира, который этим автором создан.

Нередко выяснение предметно-изобразительного смыслового пласта приводит к осознанию глубинного смысла текста. Поэтому первый этап работы над литературным произведением должен заключаться в возможно большей детализации предметно-изобразительной стороны образа мира, творимого автором. Для этого должны быть подробно объяснены значения всех слов, вещественные и коннотативные.

Изучение во втором классе строфы (глава V, строфа 2) из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» принято начинать с объяснения устаревших слов, чтобы дети хорошо представляли себе, что такое дровни, как они выглядят, как может выглядеть крестьянин и почему он торжествует. Но выложенные в Интернет материалы уроков показывают, что объяснения даются недостаточно полные, создающие у детей ложные представления и, главное, не ведущие к пониманию истинного смысла текста.

Результаты получаются неожиданные. Крестьянин в ярко красном свитере современной толстой вязки, розовый тулуп ямщика – это мелочи, но они, как шум, мешают увидеть истинную картину и понять смысл строфы, которую поэт создавал вовсе не ради количества строк к оплате и даже не ради живописности, развлекающей читателя длинного романа.

За каждым словом стоят фоновые знания и чувственные ассоциации, которые для современников поэта были актуальны и обеспечивали взаимопонимание автора и читателя, а в сознании нынешних детей по ряду причин отсутствуют. Но есть также ряд причин, по которым мы не можем не изучать, пропустить такие «трудные» тексты, как в развитии эмбриона не может быть пропущен этап, связанный с древними формами развития жизни. Поэтому необходимо подготовить материалы для сенсорной поддержки ассоциативного фона – визуальной и, возможно, слуховой. Ведь если дети сами нарисуют неточно, неправильно, то учителю придется поправлять их, разрушая уже сложившееся впечатление. Изображения дровней, крестьянина XIX в. позволят достичь нужного понимания, не отягощая урок разбором неактуальных понятий и слов.

О дровнях

Дровни – не обязательно для дров, но это простейшие сани, низкие, иногда из пары бревен с настилом, в которых нет сиденья для ездока; когда нет груза, подпирающего спину, он правит полулежа. В интернете с трудом можно найти подходящие картинки, чтобы было видно, что крестьянин обновляет путь, т.е. прокладывает колею по свежему снегу . Не заказать ли новые картинки современным художникам, но только внимательным к пушкинскому слову?

На дровнях можно поехать только очень недалеко, за дровами в ближайший лесок, к стогу запасенного на зиму сена, на речку, и не по большой дороге, а напрямик, полем или лесом, ведь дровни практически волочатся по снегу и опрокинуться почти невозможно… Лошадка крестьянина потому и лошадка , что не конь богатырский, а так себе… И одежда у крестьянина скорее всего домотканая, цвета неотбеленного полотна…

Уяснив все эти детали, дети получат рисунок (реальный или словесный), где вся картинка будет выражена в бытовых тонах, где пространство будет ограничено деревней, ближайшим лесом, а дорога выглядеть как колея, прокладываемая по свежему снегу. На это намекает и восклицание, начинающего строфу: любой житель России может представить себя на месте автора и вспомнить, когда он, читатель, мог так восклицать.

Скопление глухих согласных Кр ест ьянин, т орж ест вуя… поможет «услышать» скрип полозьев по снегу. Аллитерация в следующей строке, при соответствующей случаю работе учителя, создаст фон для контрастного выделения слова «путь»:

Н а дровн ях обнов ляет путь

Один фрагмент требует вербальной актуализации на уроке: торжествуя , / На дровнях обновляет путь. Торжество крестьянина очевидно связано с окончанием осенних работ , хотя современные дети часто объясняют его радостью от первого снега. Иначе говоря, только закончив путь одного сезона, крестьянин тут же начинает новый путь : поэт сталкивает идеи начала и конца пути, подчеркивая сезонную, природную цикличность жизненного пути крестьянина, замкнутость траектории его движения.

Ямщик – дальнобойщик прошлых веков

Третья и четвертая строчки после уяснения всех значений дадут основание для более яркой картины: быстрое движение сравнивается с полетом, проиллюстрировано (в контраст с крестьянским скрипом) звонким артикуляционно-звуковым образом бр азд ы взр ывая (внимание, объясните детям, что взрывы тут ни при чем! Просто борозды остаются, а снег летит во все стороны от копыт и полозьев!) ; удалой ямщик (не просто кучер!) в красном кушаке возвышается над всем окружающим, – и все это создает совершенно иной звукоцветовой колорит и эмоциональный тон. Ямщики ездили по трактам между городами и возили по всему необъятному пространству России пассажиров и почту, выполняя роль нынешней железной дороги, авиации и автоводителей-«дальнобойщиков»; зимой съехать с тракта в поле или лесок было смертельно опасно: увязнув с лошадью в снегу, ямщик мог замерзнуть сам и погубить пассажира. Путь ямщика в данном тексте, в момент, который выхвачен из его жизни взглядом автора и читателя, – сам этот путь никак не назван, не закреплен и не ограничен. Мы не знаем, откуда и куда едет ямщик, а знаем только, что это его профессия – ехать, быть всегда в пути. Он тоже взрывает бразды по новому снегу, но как будто в бесконечности, и глагол-метафора летит только усиливает это впечатление.

Игра в жизненный путь

Учитель, не понимая особенностей лексикона детей XXI века, не считает нужным объяснять слова салазки и жучка , а зря. По современной картинке дети догадаются, но приблизительно. Старые, дореволюционные картинки изображают деревянные салазки -санки, а собачку обязательно черной, потому что жучка – это не кличка, а нарицательное, метафорическое по происхождению, наименование собаки, черной, как жук .

Уяснив себе третью картинку, дети увидят, что та же триада – человек, животное и сани – представлена в ней в юмористическом ключе, как детская игра. У мальчика еще нет своего пути , ни цикличного, как у крестьянина, ни бесконечного, как у ямщика, он бегает без цели и определенного направления, но он уже играет в путь .

Сопоставив все три картинки, дети получат образ мира, заключенный в короткой строфе, как в осколке зеркала. В нем три настроения, три масштаба, три пространства объединены белым снегом, общим временем, сквозной идеей движения и символическим числом три.

И тут мы вынуждены обратиться к еще одной стороне художественной образности – символичности искусства.

Вечное движение

Понятие символа употребительно и в быту, и в науке, и в искусстве; в результате символ является одним из самых синкретичных и противоречивых понятий.

Символ (от греч. sýmbolon) – у древних греков условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного общества . В искусстве это универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа и знака. Читателю надо постоянно иметь в виду, что искусство символично в принципе, а словесное искусство, благодаря силе означающего и изображающего слова, символично в наивысшей степени.

Восходящее солнце является условным символом Японии, (поскольку условен отсчет меридианов и восход солнца происходит во всех странах), но универсальным символом начала; точно так же закат – универсальный символ конца, гора – высоты, ветер – свободы.

Как правило, проблему для читателя представляют именно универсальные символы, которые кроются за самыми обычными вещами и не привлекают внимания: дом, окно, ПУТЬ , сани , собака, река, метель…

Автор одного из словарей символов, Дж. Трессидер, сближает символику с бытовым сознанием: «Символы зачастую – просто изображения, имитирующие форму того существа или предмета, с которым они связаны. Их значения временами неожиданны, но чаще очевидны, так как основаны на некоем качестве, которое этим предметам или существам изначально присуще: лев – храбрость, скала – стойкость» .

В нашей хрестоматийной, почти как народная песня, строфе обнаруживаются по крайней мере три многозначных и часто используемых символа: путь , окно и число три . Главное значение символа путь заключено в выражении «жизненный путь»; в пути мы встречаем Онегина впервые, потом нам описывают длинный путь Татьяны в Москву, а еще тайная глава о путешествии Онегина…

Окно разделяет и одновременно соединяет два пространства – внутреннее, замкнутое (откуда мать грозит дворовому мальчику ) и внешнее, открытое, куда этот мальчик уже вышел…

Наконец, число три заключено и в трезубце Посейдона, и в трилистнике, и в Троице, встречается почти в каждой сказке; оно символизирует полноту и цельность, прошлое, настоящее и будущее, это и формула мироздания, и его духовное начало.

Три персонажа, три пространства, три настроения, три пути, ни один не пересекается с другим, и только АВТОР видит всех троих…

В славянской культурной традиции значимы и сани как символ смерти, похоронного обряда, но, в отличие от первых трех символов, его стоит оставить для размышлений в более зрелом возрасте.

Если учителю удастся донести до нынешнего второклассника, разумеется, в доступной ему форме, смысл строфы, которую механически заучивает в детстве вся Россия, то юный читатель романа, может быть, заметит, какое место в нем с первых же строк занимает движение в пространстве и во времени, и у каждого персонажа свой путь

У каждого человека свой ПУТЬ, и разве не об этом весь роман?

Трессидер Дж. Словарь символов. М., 1999. См. также: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. М., 1996; Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. С. 259–367; Адамчик B.B. Словарь символов и знаков. Минск, 2006; Бенуас Л. Знаки, символы и мифы. М., 2005; Генон Р. Царство количества и знаки времени. М., 1994; Жан Ж. Знаки и символы: Энциклопедия. М., 2005; Климович K. Во власти символов. М., 2006; Попова Н.Н. Античные и христианские символы. М., 2003; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифология: Энциклопедия / Сост. Т. Зарицкая. Минск, 2002; Иллюстриpoванная энциклопедия cимвoлов / Сост. А. Егазаров. М., 2007; Энциклoпедия cимвoлoв, знакoв, эмблем / Сост. В.Л. Телицын и др. М., 2005.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то