Смысл древне-христианских символов, изображенных вокруг свято-ильинского храма. Рыба: вечно живой символ

Символика рыбы вбирает в себя множество разнообразных, порой полярно противоположных значений. Со времен глубокой древности рыба ассоциировалась с Учителями, мировыми Спасителями, прародителями, мудростью. К символу рыбы имеют отношение индуистский Вишну, египетский Гор, халдейский Оаннес, а также Христос. Ученики, последователи, живущие в «воде учения», часто уподобляются рыбам.

Есть легенды (записи которых сохранились в храмах античности), согласно которым человеческая раса произошла от созданий, напоминающих амфибии. Их тела были покрыты чешуей и дышали они через жабры. В ряде мифов рыбы выполняют функцию демиурга, т.е. участвуют в сотворении мира: например, рыба приносит со дна первозданного океана ил, из которого создается суша, или же служит опорой земли.

Символизм рыбы тесно связан с символизмом воды, водной стихии. В самых различных мифологиях вода — первоначало, исходное состояние всего сущего, источник жизни. Поэтому рыбы, свободно обитающие в воде, в первозданном океане, наделяются демиургической силой, а также в ряде мифов оказываются предками людей. Вода также ассоциируется с бессознательным, в глубинах вод скрыто знание, которое трудно (или невозможно) добыть человеку, но которое доступно рыбе. Вода очищает, ритуальное омовение символизирует второе рождение, возвращение к первоначалу, поэтому рыба, живущая в воде, олицетворяет надежду на новое рождение. Но вода — это грозная стихия, что отражено в многочисленных вариантах мифа о потопе, и тут рыба также может проявить свою силу и помочь человеку спастись, как это произошло в мифе о Ману.

Вода является символом женского начала, поэтому рыба становится атрибутом многих Великих богинь (Атаргатис, Иштар, Астарты, Афродиты). В связи с этим она может символизировать не только плодовитость, плодородие, изобилие, чувственную любовь, но и такие негативные аспекты, приписывавшиеся богиням, как тщеславие, алчность.

В ряде мифологических сюжетов, где гигантская рыба (или кит) проглатывает, а затем выпускает героя (как, например, в мифе об Ионе), рыба выступает как некий эквивалент нижнего мира, царства мертвых. Эти сюжеты символизируют процесс инициации, возрождение после символической смерти.

На Ближнем Востоке рыба была атрибутом сирийской бо-гини любви и плодородия Атаргатис (при каждом ее храме был пруд со священной рыбой, ее сына звали Ихтис, что значит «рыба»). Эта богиня выступала под разными именами — Иштар, Деркето, Астарта — и часто изображалась в виде женщины с рыбьим хвостом. В мифах говорилось, что рыбий хвост появился у богини, когда она вместе со своим сыном бросилась в воды Евфрата, спасаясь от чудовища. В шумерском письме знак «рыба» выражал понятие «плодородие» и «размножение». Вавилонский бог Эа мог представляться в виде человека-рыбы. Эа приписывались не только мощь и мудрость, но и способности целителя; известны изображения «рыбообразного» Эа у постели больного ребенка. Оаннес, халдейский Спаситель, изображался с головой и телом рыбы и с человеческими руками и ногами. Он вышел из моря и научил людей письму, наукам, строительству городов и храмов, земледелию и т. д. Рыбья кожа применялась в качестве одеяния жрецами Эа и Оаннеса.

В египетской мифологии богиней города Мендес была Хатме-хит. Ее священное животное — рыба, а эпитет — Первая среди рыб. Изображалась она в виде женщины с рыбой на голове; в поздний период ее сближают с Исидой: считалось, что эта богиня помогала Исиде собирать части тела убитого Сетом Осириса.

Египетского бога Гора иногда представляли в виде рыбы. Исида, когда она нянчила маленького Гора, также изображалась с рыбой на головном уборе.

В индийской мифо логии Вишну при первом своем воплощении в качестве аватара в облике рыбы предупреждает прародителя человечества Ману о предстоящем потопе. Убивая демона Хаягриву, Вишну возвращает похищенные демоном у Брахмы священные книги знаний — Веды. В Индии существует ритуал: на двенадцатый день первого месяца индийского года в сосуд с водой помещают рыбку и обращаются к ней с таким призывом: «Как ты, о Боже, принял облик рыбы и спас Веды, находившиеся в подземном мире, так же спаси и меня!»

В буддизме рыба символизирует следование за Буддой, освобождение от желаний и привязанностей. Будду, как и Иисуса Христа, называли ловцом людей.

В китайской мифологии рыба символизирует изобилие, богатство, плодородие, гармонию. В одном из мифов древнекитайской мифологии говорится о существе, которое зовут Линъюй («Холм-рыба»), с телом рыбы; руки, ноги и голова у него человеческие.

Для греков и рим лян рыбы были священными в связи с культом Афродиты (Венеры), богини любви и плодородия. Рыба как символ силы вод также была атрибутом Посейдона (Нептуна). В ритуалах, посвященных Адонису, рыба использовалась как приношение для умерших.

У древних семитов благодетельное божество в облике рыбы носило имя Дагон. Оно также называлось Даг, что в переводе означает «рыба», «охранитель» или «Мессия». В иудаизме рыбы — это верующие Израиля в их истинной стихии, в водах Торы. Рыба — это пища Субботы, символ небесного пиршества.

В раннем христ ианстве рыба была принята как символ Христа многими Отцами церкви. Знак рыбы был пер-вой монограммой Христа. Таинственное греческое имя Иисуса означает «рыба». Именно братья-рыбаки стали первыми учениками Иисуса, сказавшего им, что они будут «ловцами человеков». Верующие, ученики Христа, как и он сам, часто уподоблялись рыбам, пребывающим в безопасности только в «воде учения». Крестильная купель довольно рано стала уподобляться рыбному садку (piscina). Три переплетенных рыбы или три рыбы с одной головой символизируют Троицу.

Приход Христа связывался с наступлением астрологической эры Рыб. Иисус «родился как первая рыба эры Рыб и был обречен умереть как последний агнец клонящейся к закату эры Овна» (К.Г.Юнг, AION).


СКАЗАНИЕ О ПОТОПЕ

Maнy, сын Вивасвата, сводный брат Ямы, поселился на земле в уединённой обители близ южных гор. Однажды поутру, когда он умывал руки, как это делают и по сей день, ему попалась в воде, принесенной для умывания, маленькая рыбка. Она ему сказала: «Сохрани мне жизнь, и я спасу тебя». «От чего ты спасешь меня?» — спросил удивленный Ману. Рыба сказала: «Придет потоп и погубит все живые существа. От него я спасу тебя». «Как же мне сохранить тебе жизнь?» И она сказала: «Нам, рыбам, пока мы так малы, отовсюду грозит смерть. Одна рыба пожирает другую. Ты сначала держи меня в кувшине, когда я из него вырасту, выкопай пруд и держи меня там; и когда я вырасту еще больше, отнеси меня к морю и выпусти на простор, ибо тогда смерть уже не будет грозить мне ниоткуда». Ману так и сделал. Вскоре она выросла и стала огромной рыбою джхаша с рогом на голове; а это самая большая из всех рыб. И Ману выпустил ее в море. Тогда она сказала: «В такой-то год будет потоп. Ты сделай корабль и жди меня. А когда настанет потоп, взойди на корабль, и я спасу тебя».

И в том году, который ему указала рыба, Ману построил корабль. Когда настал потоп, он взошел на корабль, и рыба приплыла к нему. Повинуясь ее велению, Ману взял с собою семена различных растений. Потом он привязал веревку к рогу рыбы, и она быстро повлекла его судно по бушующим волнам. Не видно стало земли, скрылись из глаз страны света; одна вода была вокруг них. Ману и рыба были единственными живыми существами в этом водном хаосе. Свирепые ветры раскачивали корабль из стороны в сторону. Но рыба все плыла и плыла вперед по водной пустыне и наконец привела корабль Ману к высочайшей горе Хималая. Тогда она сказала Ману: «Я спасла тебя. Привяжи корабль к дереву. Но будь осторожен, вода может смыть тебя. Спускайся постепенно, вслед за спадом воды». Ману последовал совету рыбы. С тех пор это место в северных горах называется «Спуск Ману».

А потоп смыл все живые существа. Один Ману остался, чтобы продолжить человеческий род на земле.

Инструкция

Сторонники первой теории утверждают, что рыба была избрана символом новой веры и опознавательным знаком среди ранних христиан, поскольку греческое написание этого слова составляет акроним главного догмата христианской веры. «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» - таково было и остается по сей день вероисповедание христианства, а первые этих слов на греческом (Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ) образуют слово Ίχθύς, «ихтис», «рыба». Согласно этой теории, ранние христиане, изображая знак рыбы, исповедовали свою веру и одновременно узнавали единоверцев. В романе Генрика Сенкевича “Quo vadis” есть сцена, в которой грек Хилон рассказывает патрицию Петронию именно эту версию происхождения знака рыбы как символа христиан.

Согласно другой теории, знак рыбы у ранних христиан являлся символическим обозначением последователей новой веры. В основе этого утверждения лежат нередкие упоминания рыбы в проповедях Иисуса Христа, а также в Его личных беседах со своими учениками, впоследствии апостолами. Он метафорически называет людей, нуждающихся в спасении, рыбами, а будущих апостолов, многие из которых были прежде рыбаками – «ловцами человеков». «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Евангелие от Луки 5: 10) «Перстень рыбака» Папы Римского, один из главных атрибутов облачения, имеет то же происхождение.
В библейских текстах также утверждается, что только рыбы пережили Всемирный потоп, насланный Богом за грехи людей, не считая укрывшихся в Ковчеге. В начале эры история повторилась, греко-римская цивилизация переживала чудовищный кризис нравственности, и новая христианская вера была призвана стать спасительными и вместе с тем очищающими водами нового «духовного» потопа. «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Евангелие от Матфея 13: 47).

Заслуживает внимания также теория о том, что рыба стала символом христианства благодаря своей основной, пищевой функции. Новое вероучение прежде всего распространялось среди самой угнетенной части населения. Для этих людей простая пища вроде рыбы была единственным спасением от голодной смерти. Именно в этом некоторые исследователи видят причину, почему рыба стала символом спасения и от смерти духовной, хлебом новой жизни и обещанием жизни после смерти. В качестве доказательств сторонники этой теории приводят многочисленные изображения в римских катакомбах в местах совершения обрядов, где рыба выступала как евхаристический символ.

Большинство рыб имеет большие и круглые глаза, но устроены они совершенно не так, как у других животных. В связи с этим возникает вопрос, насколько хорошо и как способны видеть рыбы.

Инструкция

Зрение рыб устроено таким образом, что они могут с легкостью видеть цвета и даже различать оттенки. Тем не менее видят они несколько по-другому, в от обителей суши. При вверх рыбы способны видеть все без искажения, но если в сторону, прямо или под углом, искажается из-за сред воды и воздуха.

Максимальная видимость у обитателей водной стихии не превышает 10–12 метров в прозрачной воде. Нередко данное расстояние сокращается еще больше из-за наличия растений, изменения цвета воды, повышенной мутности и т.д. Наиболее четко рыбы различают предметы на расстоянии до 2 метров. Из-за особенности строения глаз, подплывая к поверхности воды, рыбы начинают видеть объекты, словно через .

Лучше всех способны видеть хищники, обитающие в прозрачных водах - хариус, форель, жерех, щука. Некоторые виды, питающиеся донными организмами и планктоном (лещ, сом, угорь, судак и др.), имеют в сетчатке глаза особые светочувствительные элементы, способные различать слабые световые лучи. За счет этого они могут довольно хорошо видеть и в темноте.

Находясь около берега, рыбы очень хорошо слышат рыболова, но не видят его из-за преломления луча зрения. Это делает их уязвимыми, поэтому большую роль

Есть символы, которые сопровождают нас всю жизнь и таинственным образом влияют на нее, хотя мы не всегда ощущаем это. Вот один из таких символов.

В детстве мы как зачарованные слушаем сказку о золотой рыбке, которая исполняет три любых желания, но и воздает по заслугам. В награду за добро Емеля получает в помощники щуку, благодаря которой женится на царской дочке. Сказка знает чудо-рыбу: у женщины, отведавшей ее, рождаются богатыри. Героя может проглотить огромная рыба, но он обязательно возвращается преображенным: начинает понимать птичий язык, находит богатства или открывает сокровенные тайны; а может в чреве рыбы перенестись в мир иной.

В юношеские годы, зачитываясь мифами Древней Греции и Рима, мы узнаем, что рыбы, символизируя силу вод, являются атрибутами не только морских божеств Посейдона и Нептуна, но и богинь красоты и любви Афродиты и Венеры, рожденных из пены морской. Как элемент воды рыбы связаны с Богиней-Матерью, прародительницей всего живого. Рыбные блюда в качестве жертвоприношения подносились всем богам подземного мира и лунным богиням вод, а также любви и плодородия. Этим связаны сирийская богиня Атаргатис - ее сын Ихтис был священной рыбой, - ассиро-вавилонская Иштар, египетская Исида, римская Венера, скандинавская Фрейя. В их честь по пятницам ели рыбные блюда.

Древнеиндийские мифы рассказывают, что бог Вишну во время великого потопа обратился в рыбу и спас праотца людей Ману. В Древнем Китае рыба считалась символом счастья и изобилия. В Японии разные виды рыб соотносятся с разными значениями. Например, карп, способный преодолевать встречные течения и водопады, - это воплощение мужества, выносливости и выдержки. И ко Дню мальчиков, который приходится на 5 мая, перед домами, где есть мальчики, вывешивают стяги, на которых шелковыми нитями вышиты карпы.

Вступая в пору зрелости, задумываясь о смысле жизни, пытаясь найти свое предназначение, мы порой обращаемся к астрологии, алхимии, религии. И здесь нас ждут новые открытия.

Как 12-й знак Зодиака Рыбы знаменуют окончание одного цикла и начало следующего. Родившимся под знаком Рыб свойственны, например, стремление к братству и миру, совершенству, предупредительность, «кропотливое корпение», а также «неукротимая плодовитость». Под знаком Рыб часто рождаются рыбаки и мореплаватели.

В алхимии две рыбы в одной реке символизируют первичную материю и два элемента - серу и ртуть в растворенном виде.

Прошедшие 2000 лет человечество жило в эпоху Рыб, которая началась с рождения Христа. Было замечено, что если сложить первые буквы слов «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» (написанных по-гречески), то образуется греческое слово IXOYS, «рыба». Изображение рыбы, которая стала символом Христа, находят на печатях и светильниках в римских катакомбах и на саркофагах. Оно считалось тайным знаком первых христиан, находившихся во враждебном окружении язычников. Существует также аналогия между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру (отсюда и «кольцо рыбака», которое носит Папа Римский). Христос называл апостолов «ловцами человеков», а обращенных «рыбками». Как и во многих мировых и более ранних религиях, рыба с хлебом и вином в христианстве является священной пищей. Недаром мы часто видим рыбу на изображениях Тайной вечери.

В христианском символе рыб соединились не только астрологические, но и языческие значения. Еще в древности человек связывал рыбу, обитательницу водной стихии, с зарождением жизни на земле. Рыба могла приносить ил со дна первозданного океана, и из этого ила создавалась земля. А могла служить опорой земле, которая в этом случае держалась на одной, трех или семи рыбах, плававших в мировом океане. Стоило рыбе махнуть хвостом, и начинались землетрясения.

Рыба была связана и с миром предков. Многие народы считали, что, умирая, душа человека переселяется в рыбу и, чтобы душа вновь могла воплотиться в ребенке, надо просто съесть рыбу. Рыба также участвовала в обрядах, связанных с посвящением во взрослую жизнь. Входя в чрево «рыбы» (входы в специальные хижины, где проводились инициатические обряды, часто делались в виде пасти рыбы, кита или крокодила), неофит символически умирал, попадал в царство мертвых, а затем, выходя обратно, символически рождался к новой жизни. Теперь, обогащенный новыми священными знаниями (ведь мертвые знают больше живых), он мог вступить во взрослую жизнь.

Петроглифы, наскальные рисунки, многочисленные каменные и металлические украшения в виде рыб из археологических раскопов - весточки нам из тех далеких времен.

Да и сегодня мы, не зная всех этих подробностей, как древние люди, окружаем себя изображениями или стилизованными фигурками рыб. А как утверждают психологи, наши сновидения довольно «густо» населены рыбами, которые выступают как символ бессознательного и созидательных внутренних миров нашей души.

А значит, этот древний символ еще живет, и с его помощью мы можем разобраться в самих себе - надо только включиться в диалог с рыбами.

Как известно, в Римской империи в первые века Церковь подвергалась жестоким гонениям. В этих условиях нельзя было не только открыто исповедывать себя христианином, но и создавать изображения, напрямую рассказывающие о вере. Поэтому в раннехристианском изобразительном искусстве появились различные символические изображения. Они были своего рода тайнописью, по которой единоверцы могли опознавать друг друга. Пример подобной тайнописи приводит польский писатель Генрик Сенкевич в своей замечательной книге «Камо грядеши». Роман начинается с того, что один знатный римлянин влюбился в молодую красивую девушку, оказавшуюся христианкой. И вот он рассказывает, как застал эту девушку что-то чертящей на песке:

– А что она чертила на песке? Не имя ли Амура, не сердце ли, пронзенное стрелой, или что другое, из чего ты мог бы понять, что сатиры уже нашептывали этой нимфе на ухо некие тайны жизни? Как можно было не посмотреть на эти знаки!

– Я надел тогу раньше, чем ты думаешь, - сказал Виниций. - Пока не прибежал маленький Авл, я внимательно рассматривал эти знаки. Я ведь знаю, что и в Греции и в Риме девушки часто чертят на песке признания, которые отказываются произнести их уста. Но угадай, что она начертила?

– Если что другое, я, пожалуй, не угадаю.

Девушка была христианка, и этот рисунок она начертила неслучайно. Действительно, рыба – один из самых распространенных рисунков в раннехристианской живописи. И символизировала она не кого-нибудь, а самого Господа Иисуса Христа. А причина этого – древнегреческий язык. Дело в том, что по-древнегречески рыба ὁ ἰχθύς (ihthys) . Христиане увидели в этом слове своего рода акростих (стихотворение, в котором первые буквы каждой строки составляют осмысленный текст), рассказывающий о Христе. Каждая буква «древнегреческой рыбы» была для них соответственно первой буквой других, очень важных слов, выражающих исповедание христианской веры: Ἰ ησο ῦ ς Χριστός J ε ο ῦ U ἱ ός S ωτήρ . С древнегреческого на русский это переводится так: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Т.е. древние читали древнегреческое слово ἰχθύς (рыба) как аббревиатуру этой фразы.

Вообще в Новом Завете часто используется символика рыбы. Например, Господь говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф 7: 9–11) . Как считают многие толкователи Священного Писания, образ рыбы здесь символизирует Христа как истинный Хлеб Жизни, а змея символизирует диавола. Поэтому, например, иногда рыбу в раннехристианской живописи рисовали вместе с корзинами, наполненными хлебами и вином. Т.е. этот образ имел евхаристическое значение.

Также Христос насыщает множество народа, взяв семь хлебов и «немного рыбок»: «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились» (Мф 15: 36–37). При другом таком же чуде было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф 14: 17–21).

Кроме того, Христос называет апостолов, бывших рыбаков, «ловцами человеков» (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное – «неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода» (Мф 13:47).

Интересно еще и то, что Отцы Церкви сравнивали с рыбой и самих христиан, последовавших за Спасителем в «воду вечной жизни». Вот что, например, писал раннехристианский писатель Тертуллиан (II-III в. после Р.Х.): «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! <…> Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» («О крещении». 1.1).

Есть символы, которые сопровождают нас всю жизнь и таинственным образом влияют на нее, хотя мы не всегда ощущаем это. Вот один из таких символов.

В детстве мы как зачарованные слушаем сказку о золотой рыбке, которая исполняет три любых желания, но и воздает по заслугам.

В награду за добро Емеля получает в помощники щуку, благодаря которой женится на царской дочке. Сказка знает чудо-рыбу: у женщины, отведавшей ее, рождаются богатыри. Героя может проглотить огромная рыба, но он обязательно возвращается преображенным: начинает понимать птичий язык, находит богатства или открывает сокровенные тайны; а может в чреве рыбы перенестись в мир иной.

В юношеские годы, зачитываясь мифами Древней Греции и Рима, мы узнаем, что рыбы, символизируя силу вод, являются атрибутами не только морских божеств Посейдона и Нептуна, но и богинь красоты и любви Афродиты и Венеры, рожденных из пены морской. Как элемент воды рыбы связаны с Богиней-Матерью, прародительницей всего живого.

Рыбные блюда в качестве жертвоприношения подносились всем богам подземного мира и лунным богиням вод, а также любви и плодородия. Этим связаны сирийская богиня Атаргатис — ее сын Ихтис был священной рыбой, — ассиро-вавилонская Иштар, египетская Исида, римская Венера, скандинавская Фрейя. В их честь по пятницам ели рыбные блюда.

Древнеиндийские мифы рассказывают, что бог Вишну во время великого потопа обратился в рыбу и спас праотца людей Ману. В Древнем Китае рыба считалась символом счастья и изобилия. В Японии разные виды рыб соотносятся с разными значениями. Например, карп, способный преодолевать встречные течения и водопады, — это воплощение мужества, выносливости и выдержки. И ко Дню мальчиков, который приходится на 5 мая, перед домами, где есть мальчики, вывешивают стяги, на которых шелковыми нитями вышиты карпы.

Вступая в пору зрелости, задумываясь о смысле жизни, пытаясь найти свое предназначение, мы порой обращаемся к астрологии, алхимии, религии. И здесь нас ждут новые открытия.

Как 12-й знак Зодиака Рыбы знаменуют окончание одного цикла и начало следующего. Родившимся под знаком Рыб свойственны, например, стремление к братству и миру, совершенству, предупредительность, «кропотливое корпение», а также «неукротимая плодовитость». Под знаком Рыб часто рождаются рыбаки и мореплаватели.

В алхимии две рыбы в одной реке символизируют первичную материю и два элемента — серу и ртуть в растворенном виде.

Прошедшие 2000 лет человечество жило в эпоху Рыб, которая началась с рождения Христа. Было замечено, что если сложить первые буквы слов «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» (написанных по-гречески), то образуется греческое слово IXOYS, «рыба». Изображение рыбы, которая стала символом Христа, находят на печатях и светильниках в римских катакомбах и на саркофагах. Оно считалось тайным знаком первых христиан, находившихся во враждебном окружении язычников. Существует также аналогия между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру (отсюда и «кольцо рыбака», которое носит Папа Римский). Христос называл апостолов «ловцами человеков», а обращенных «рыбками». Как и во многих мировых и более ранних религиях, рыба с хлебом и вином в христианстве является священной пищей. Недаром мы часто видим рыбу на изображениях Тайной вечери.

В христианском символе рыб соединились не только астрологические, но и языческие значения. Еще в древности человек связывал рыбу, обитательницу водной стихии, с зарождением жизни на земле. Рыба могла приносить ил со дна первозданного океана, и из этого ила создавалась земля. А могла служить опорой земле, которая в этом случае держалась на одной, трех или семи рыбах, плававших в мировом океане. Стоило рыбе махнуть хвостом, и начинались землетрясения.

Рыба была связана и с миром предков. Многие народы считали, что, умирая, душа человека переселяется в рыбу и, чтобы душа вновь могла воплотиться в ребенке, надо просто съесть рыбу. Рыба также участвовала в обрядах, связанных с посвящением во взрослую жизнь. Входя в чрево «рыбы» (входы в специальные хижины, где проводились инициатические обряды, часто делались в виде пасти рыбы, кита или крокодила), неофит символически умирал, попадал в царство мертвых, а затем, выходя обратно, символически рождался к новой жизни. Теперь, обогащенный новыми священными знаниями (ведь мертвые знают больше живых), он мог вступить во взрослую жизнь.

Петроглифы, наскальные рисунки, многочисленные каменные и металлические украшения в виде рыб из археологических раскопов — весточки нам из тех далеких времен.

Да и сегодня мы, не зная всех этих подробностей, как древние люди, окружаем себя изображениями или стилизованными фигурками рыб. А как утверждают психологи, наши сновидения довольно «густо» населены рыбами, которые выступают как символ бессознательного и созидательных внутренних миров нашей души.

А значит, этот древний символ еще живет, и с его помощью мы можем разобраться в самих себе — надо только включиться в диалог с рыбами.

Известно. что у многих народов Рыбы - тотемное существо предков.

Рыбы в фольклоре разных народов.

В древних русских сказах и сказках такое обилие названий рыб, что можно с полной уверенностью сказать:
жителей своих водоемов население древней Руси знало прекрасно. Они хорошо отличали мирных рыб от хищников,описывая особенности щуки, ерша, карасей, язя, леща, налима, окуня, осетра, плотвы, семги, сигов, сома,калуги и прочих.

У многих народов рыбы употреблялись как символы, некоторых из них выделяли особо.

Лосось символизировал изобилие у американских индейцев, ирландцев и финно-угров. Карп почитался в Китае,а в Японии выведенные кои-карпы с яркими красными пятнами символизируют силу и храбрость, а также упорство в борьбе.
Сазан у многих древних народов Азии играл особую роль в шаманских ритуалах при изгнании злых духов.
У островитян акула была образом зла и смерти.

Главные храмы Стрибога, как известно от древних славян, находились на островах, близ устьев рек,
где часто останавливались рыбаки и купцы. Одним из таких островов считался Березань в устье Днепровско-Бугского лимана.
К острову, перед выходом в открытое море, подходили корабли русов, чтобы принести Стрибогу богатые дары.
Ведь, по преданию, Стрибог вместе с Перуном повелевал громами и молниями. Много сыновей и внуков имел Стрибог.Ими были ветры — Посвист, Подага и Погода. Посвист — старший ветер, бог бури, живет в горах на Севере,Подага — жаркий, иссушающий ветер. Он живет на юге в пустыне. Пагода — теплый, легкий ветерок — бог приятной погоды.
До XVI в. не только моряки, но и ученые считали, что в море живет рак-великан, пожирающий рыбаков, упавших в море.“Во время одной из своих поездок в Страну золота (Индонезия) капитан Исмаилуйя приблизился к суше недалеко от Алмери (северная часть острова Суматра), так как ему понадобилось остановить корабль, который получил повреждение.
Когда моряки бросили большой якорь, судно по никому не известной причине продолжало плыть дальше.
“Спустись по якорному канату и узнай, в чем дело!” — приказал Исмаилуйя водолазу. Но водолаз, прежде чем нырнуть,заглянул в глубину и увидел, что якорь зажат между клешнями рака, который, играя им, тащит корабль.
Матросы стали кричать и кидать в воду камни; наконец они вытянули якорь и бросили его в другом месте”.

Как похожа эта сказка, родившаяся на берегах Индийского океана, на океанийский миф о гигантском моллюске,поглощающем суда со всей их командой! Оба сказания отражают, хотя и в фантастической форме,бесчисленные трудности и опасности, с которыми сталкивались моряки древности.

Удивительную историю о судах, чуть не ставших жертвами чудовищного рака, еще в Х в. поведал в своей книге “Чудеса Индии”Бузург ибн Шахрияр. “Люди верили, что Бог Тимбабанту посылал рыбакам хороший улов, но он же прогнал рыбу от берегов. Страхи со всех сторон окружали деревню. Страх таился в чаще лесов, страх подползал в болотных туманах,страх повсюду подкарауливал путника. Страх повсюду стонал, вопил, рыдал, щелкал челюстями, ревел, мяукал среди темной ночи, шелестел листьями, завывал сокрушительной бурей, грохотал раскатистым громом, полыхал молниями...
И пылал жертвенный огонь, трещали и шипели тела сжигаемых людей и животных. Тимбабанту пожирал жертву
за жертвой и ненасытный, требовал жертв еще и еще...”.

Легенды наших пращуров о подводном мире появились в V-I тысячелетии до н.э. Это был период,
зарождения собственно славянского эпоса, который выделялся из эпоса индоевропейских народов.
С этого периода до нас дошли некоторые археологические памятники.Тогда же родилась у праславян легенда о Морском змее. Черноморский змей живет на дне морском во дворце белокаменном — чудо те палаты украшены янтарем, кораллами, жемчугом.
Окружают его стражи лютые — раки-крабы с огромными клешнями. Тут же рыба-сом с большим усом, и
налим-толстогуб-губошлеп-душегуб, и севрюга, и щука зубастая, и осетр-великан, жаба с брюхом — что жбан, и всем рыбам царь — Белорыбица! Черномору дельфины служат, и поют для него русалки, играют на гуслях звончатых, и трубят в огромные раковины.

Русы-мореходы еще в глубокой древности покорили морскую стихию. Они освоили не только Черное моря,
но и Средиземно¬морье. Бог ветров Стрибог почитался моряками и рыбаками. Он, обратившись в птицу Стратим, мог вызвать, и укротить бурю. Русы придумали руль, якорь и парус.
Они хорошо знали повадки морских рыб, кого вылавливали неводами, а кого — ставными сетями.

Период былин и священных текстов о рыбах был с середины второго тысячелетия до н. э. и длился
до III-IV веков н. э. С этого “времени древних царств” запомнились имена многих вождей и князей,
а многочисленные археологические памятники дополняют историю этой эпохи.

У различных народов сохранилось много былин, где значительную роль отводили рыбам и рыбообразным чудовищам.
У народов Севера олицетворял подземное царство налим. Ведь он нерестится и проявляет свою активность — жор,открывая для этого “страшный зев”, когда в Заполярье царствует полярная ночь. “На дворе морозы злые, а налиму — веселее”, — гласит народная пословица.

Вот как рассказывают современные рыбаки о зимнем лове налима: “Тащишь в потьмах из-подо льда страшилище какое-то, вроде водяного лешего, скользкое, покрытое липкой слизью, из-за чего его невозможно удержать в руках.
Вытащенный на лед налим в трескучий мороз трепыхается, шевелится, изворачивается, поднимает свою большую голову и раскрывает пасть...”

И можно было представить нашего пращура, который вышел на лед для рыбалки ночью, после посещения местного колдуна или жреца. Чаще у жертвенного места произносились молитвы, о даровании удачи, устрашались враги. Эти сцены и сохранились в эпосе северных народов.

В “Калевале” многие сцены связаны с борьбой с подводными чудовищами, представленными то щукой, то налимом.
Чтобы добиться расположения будущей тещи — хозяйки Похъемы, жених Ильмаринен должен сделать много добрых дел — вспахать змеиное поле, победить медведя и волка и, наконец, поймать и справиться с огромной рыбой из Туони или Маны — подземного мира, олицетворяющих злые силы.

Известия о глобальные событиях, происходившие на Земле, доходит до нас, потомков,в виде сказаний и мифов. Вот например, Всемирные потопы. Рыбы в мифах разных народов выступали как спасители жизни. Некоторые историки считают, что на памяти людей было пять больших потопов: “Платоновский” (7500 до н. э.), “Атлантический” (5500 до н. э.), “Всемирный” (3100 до н.э.),“Девкалионовый” (1400 до н. э.) и “Библейский” (800 до н. э.). Потопы связаны с землетрясениями, таянием ледников, прорывами вод, скопившихся в долинах, извержениями вулканов и падением небесных тел.

У всех народов, где существуют мифы о потопах, в Иране, Закавказье, Сирии, Турции, Палестине, существовал культ рыбы как спасителя людей и Земли. Отголоски находим в текстах разных сохранившихся до наших дней документов. Вот у шумеров есть текст, переведенный как “Дом рыбы”. Это монолог, в котором сказано, что для безопасности рыбы строится специальный дом — храмовый бассейн.
Храмовые бассейны для рыб — атрибут многих обязательных строений на Ближнем Востоке, в Закавказье, Египте.

Такие священные бассейны были известны еще у древних индоевропейцев — ариев, живших несколько тысяч лет назад на севере Европы. Обнаруженное святилище Белеса(Белобога) или Беловодское святилище ариев у Сейд-озера (по саамски “Святое озеро”) тоже имело на горе Нинчург священный колодец.

В древнем ливийском городе Сива священный бассейн Аммона-Ра до сих пор наполнен водой, хотя он был построен жрецами города Аммония в годы жизни фараона Эхнатона ІV (1419-1400 до н. э.). В России до наших дней почти каждая местность имеет свое Святое озеро, взгляните на карту любого крупного региона.

Небольшая карповая рыба, имеющая кроме местных грузинских названий — пичхули, калуги, капвести, луджа, капуети, имеет и другое — храмуля, то есть храмовая рыба. Это самая ценная рыба у грузин. Только в самых торжественных случаях она готовится к столу.

В древнем Китае разведение аквариумных рыб — следование древним поверьям.У Китайцев очень много легенд,
где карась выступает прародителем той или иной семьи. В бассейнах и аквариумах разводят серебряного карася. В Китае есть три разновидности карасей: куродзи или черный карась (Carassius carassius), гиндзи или горбатый черный карась (С. a. gibelio) и дзи — китайский серебряный карась (C. a. auratus). Первые же сведения о разведении оранжевых или золотых рыбок появились задолго до Конфуция (551-479 до н. э.). Их изображения встречаются в самых ранних письменных памятниках, на гербах знатных семей.

Они становятся неотъемлемой частью буддизма. Каждый буддийский храм имел бассейн с золотыми рыбками. Рыба выступает как земное начало у китайцев эпохи Шан (Инь) в ХVI-ХI вв. до н. э.

На бронзовых сосудах размером около 1 м, выполненных по восковой модели, отмечалось четыре продольных шва, которые служили символами четырех сторон света. Декор сосуда имел горизонтальные деление на три пояса. Самый нижний заполнялся стилизованными волнами с изображением плавающих рыб, символизирующих стихию воды. Средний слой — мир земли, заполнялся двигающимися животными,
а верхний — небо и горы — показывался треугольником.
У иранцев и их соседей рыба-спаситель бога — чистое существо. Известно, что когда один кафир выпустил стрелу из лука в небо, чтобы поразить бога, рыба закрыла его своим телом. После этого у нее образовались раны - жабры.
Видимо, поэтому и у славян-индоариев не было в обычае приносить в жертву рыбу. В “Велесовой книге”,
На одной из дощечек записано древними жрецами: “Боги русов не берут жертв людских и не животных,
единственно плоды, овощи, зерно, молоко, сырное питье (сыворотку) на травах настоенное, и мед.
Никогда живую птицу и не рыбу...” .

Чтобы не обидеть рыбу, выработался ряд ритуалов, связанных с рыбной ловлей.
У осетин, предков алан, бог Домбетыр запрещает ловить рыбу, когда она мечет икру.

У северных славян,был бог моря, которого называли Perdoatys. Он был богом рыбы и рыбаков. Перед выходом в море, рыбаки приносили жертвы, а жрец становился перед толпой рыбаков, с предсказанием успеха, повелевал куда, по какому ветру и когда должна отплыть каждая лодка.

Народы Северной Сибири считают, что в воде живет “волосатый отец”, который пасет рыбные отары и помогает рыболовам. Асях-Торум не только бог верхней Оби, но и распорядитель рыбными богатствами.
У нивхов или гиляков хозяин моря, живущий под водой, распоряжается икрой рыб, поддерживает их численность.
Близкий миф есть у японцев. Богиня пищи Укэмоти постоянно беспокоится о том, чтобы в море всегда была рыба, которая нужна ей для поддержания жизни подвластного ей народа.

Ацтеки верили, чтобы не исчезнуть с лица земли во время потопов, люди превращаются в рыб.
Бог Тескатлипок превращает себя в Солнце, а землю населяет людьми, сотворенными из пепла.
Остальные боги сделали так, чтобы все было смыто водой, а люди превратились в рыб.
В китайской версии потопа Гунь принимает после гибели облик рыбы, а из его тела возникает Юй,
которому удается укротить воды. Рыба в Китае была одним из символов богатства.

Магическое значение рисункам рыб придали хевсуры и другие горцы Кавказа, а также жители Средней Азии.
До сих пор можно видеть “рыбные” мотивы в орнаменте построек, на посуде, на вышивках женской одежды
и полотенцах.

На многих древних рисунках можно видеть, как рыбы и киты выполняют роль опоры Земли. Сами же они плавают вводах безбрежного океана. При резком движении плавающей рыбы, как свидетельствует бурятский эпос,начинаются землетрясения или, как утверждает алтайский миф, наводнения. Такие же Объяснения этим явлениям природы можно найти у японцев и айнов.
В индийских верованиях рыба фигурирует в качестве ездового животного — Солнце объезжает в своей ладье, запряженной рыбами, Землю.

Интересное представление о мире существовало у скифов. Основание мира выполняла большая рыба — пластинка из золота. Рыба разделена по боковой линии. Внизу — изображения маленьких рыб, вверху, над боковой линией, высечены животные в зверином скифском стиле. На хвостовом стебле заканчивает боковую линию изображение летящей птицы. Золотая пластинка рыбы использовалась как застежка на поясе..

Рыба выступала и как символ силы. В древнееврейской традиции она связана с демоном Асмодеем,
особнно в его борьбе с Соломоном и Товией. Товия с помощью рыбы одолевает демона.

Религиозное табу на рыбу и священные водоемы

В связи с тем, что рыбы были у многих народов священными животными, выработалось табу на употребление в пищу некоторых видов. Хотя рыба могла быть ядовитой сама по себе как вид или являлась быстро портящимся продуктом питания.

Известно, что у европейских рыб — усача, маринки и др. — икра в период созревания становится ядовитой.
Не зря усач у украинцев и белорусов называется марена, что у древних славян означало царицу Смерти.
Слизь многих морских рыб также ядовита. Иногда неправильно приготовленная рыба, например фугу — деликатес японской кухни, может быть причиной отравления.

В библии читаем (гл. 47):
“И сказал Господь Моисею и Аарону...
Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя...
А все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли или реках, из всех плавающих в водах и из всех живущих в водах, скверны для вас.
Они должны быть скверны для вас; мяса их не ешьте, и трупов их гнушайтесь” (Левит, гл. II, Библия о животных чистых и нечистых).
В Коране, священной книге мусульман, из 107 айят 21 суры некоторые изречения (сура 16 и др.)
связаны с запретом ислама потреблять в пищу свинину и есть рыбу без чешуи... “это — скверна, или нечистое...”

Запреты были нужны, чтобы уберечь людей от отравления. Ведь в жарких и особенно пустынных районах при отсутствии в то время способов длительного хранения продуктов пищевые отравления— обычное явление. Бактерии ботулизма размножаются в первую очередь в быстро портящихся продуктах. А рыба, не имеющая чешуи, раненная гарпуном или покусанная хищником, быстрее могла испортиться.
То же относится и к быстро портящейся на жаре свинине.

Рыбы объявлены священными, поскольку принадлежали к храму. А жрецы и другие служители культа, посвященные в сакральные тайны, запрещали употреблять их в пищу. У буддистов это были золотые рыбки, как священная корова у индусов. В древнем Египте среди многих священных животных — кошек, крокодилов и других — была и небольшая рыбка — слонорыл нильский.
У многих народов рыба воплощает душу умершего человека, выступает как некое существо нижнего мира — царства мертвых. Чтобы воскреснуть, нужно там побывать. У монголов и других буддистов Будда выступает как рыбак — ловец душ. Поэтому и сейчас озера Монголии обильны рыбой, так как она практически не используется местными жителями.
Не случайна и “рыбная” символика Иисуса Христа. Формально греческое слово рыба (Ячхыт) расшифровывается как аббревиатура “Иисус Христос — божий сын, спаситель душ”.

С рыбой связан воскресший бог плодородия, в афро-евразийском мифе об Иштар. Основой культа Иштар является Ниневия, что означает “Дом рыбы”. Лукиан (120-190 гг.) в своем трактате

“О Сирийской богине” рассказывает о прекрасном юноше Комбабасу, который жил в Гиераполе. Он оскопляет себя сам,а фаллос бросает в воду, который проглатывает рыба. Похожие варианты египетского мифа об Осирисе есть и в грузинской сказки “О девяти сыновьях царя”. Младший сын грузинского царя берет живую воду из источника, принадлежащего женщине-рыбе.
Когда юношу убивают и расчленяют, женщина-рыба собирает тело и, обрызгав водой из источника, воскрешает его
Чудесное воскрешение библейского Ионы, как известно, происходит после того, как он был проглочен рыбой.
Попадание человека в желудок рыбы, а затем его вызволение известно и у других народов. В русской сказке Ивана проглатывает щука-рыба, которая затем сама его и изрыгает. Такая же сказка есть и у меланезийцев, где героем был Камакаджак.

Не случайно на многих древних памятниках в Китае, Индии и Египте изображалась рыба, символизирующая новое рождение в потустороннем мире. В ранней христианской литературе Иисус Христос назывался “Рыбой” — символ веры, чистоты девы Марии, а также крещения и причастия. Иногда в дарах рыба заменяла хлеб и вино. Евангельский мотив сочетает рыбу и хлеб.

Христиане-рыбаки Петр и Андрей — святые; их Иисус обещает сделать “ловцами человеков” (Матф. 4, 19).

Древние люди понимали заботу о природе рядом с домом, что чистая вода является основой жизни.
Содержание в чистоте озер и рек является темой многих сказаний.
Праславяне и другие индоевропейцы поклонялись
чистым родникам и ручьям, создавали колодцы, чтимые всеми, кто жил рядом и пользовался водой.

Древнегреческий философ Фалес Милетский (624-547 до н. э.) писал: “Самодвижущей силой стихии является вода, из которой произошло все, что есть, что было и что будет”.

На островах Океании практически нет млекопитающих. Основа пищи — кокосы и хлебное дерево. Хлебное дерево считается священным. Существует легенда, в которой рассказывается, как слуги одного из вождей преследовали богиню Папу. Богиня скрылась от преследователей на хлебном дереве. Она знала, что это дерево нельзя рубить и ломать его ветви. Даже отскочившая щепка может убить человека. Его рубят только тогда, когда нужно сделать изображение богини. Но прежде хлебному дереву принесут жертву — черную рыбу, красную рыбу и черную свинью.

Целительные свойства рыб в древних мифах

В древности знали не только строение многих рыб, но и их лечебные свойства. В клинописных табличках, найденных
в Месопотамии, среди десятка названий лекарственных средств упоминается рыба-кузовок.
По мнению вавилонских и ассирийских врачей, целительными свойствами обладали ее внуренние органы.
Эти рецепты подтверждаются современной медициной. Приготавливаемые из кузовка лекарства помогают при тяжелейших заболеваниях, таких как проказа, эпилепсия, болезнях сердца. Уже более двух тысяч лет лекарства из рыбы-кузовка японцы используют для поднятия общего тонуса и при различных заболеваниях.

Древние китайцы и корейцы изготавливали вытяжку из ядовитых рыб. Особенно ценился экстракт из морского судака (Lateobrax japonicus) и атлантического пуффера (Sphoeroides spen-gleri). А римляне и греки исцеляли головную боль и подагру с помощью электрических ударов от скатов (отр. Torpediniformes) и электрических сомов. Славяне издревле использовали линя (Tinca tinca), прикладывая к голове свежую рыбу для избавления от лихорадки.

О широком использовании рыб в лечении различных заболеваний свидетельствует Плиний Старший (23-79 гг.)в “Естественной истории”, где упоминается более 300 рецептов при-готовления лекарств из различных видов рыб.

В VI веке до н. э. в мидийском городе Экбатане существовала легенда, что печень, желчь и сердце рыбы,
выловленной в Тигре, обладают волшебством. С помощью курения высушенных этих органов изгоняли многие болезни.Считалось. что желчь лечит больные глаза.

Большое значение придавалось в мифах Вавилона и Закавказья богам-рыбам, исцеляющим больных. Рыбообразного бога Эа устанавливали у постели больного ребенка для того, чтобы прогнать демонов. Фигуркам рыб, их изображениям часто придавали магические значения для исцеления больных. Форель в Грузии и Армении — необходимый атрибут при лечении бесплодия и различных болезней, для этого достаточно было проглотить живого малька.

Об этом же говорилось и в славянском лечебнике “Книги Коляды”, в котором дается такая рекомендация: “кто съест волшебницу Щуку, сразу от нее забеременеет: ибо то не обычная щука — то сам Род приплывает по бурным водам” .
Выловили Щуку златоперую. Выловили, после приготовили. Лада — супруга Сварога Щуку златоперую съела, ее косточки на Землю бросила, а небесная корова Земун и коза, рожденная Родом — Седунь, кости те подлизала, и от щуки той забеременела Лада — богородица, мать богов, Мать сыра Земля, и Земун с Седунью.

Родила тогда Лада-матушка трех дочурок: Лелю — радость и любовь златокудрую, Киву — весеннюю деву огненную,
богиню жизни, Марену холодную — царицу смерти. А еще трех сыновей: Перуна - великого Громовержца, Туле — кузнеца, бога грозного, и Водного Ильма — царя морей, покровителя моряков и рыбаков.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то