Внешняя политика 50 60 годов. В области управления

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 50 - 60-е гг.

Важной вехой в истории международных отношений СССР стала смена власти в 1953 г. После смерти Сталина утратила своё влияние партийная группировка во главе с министром иностранных дел В.Молотовым, которая придерживалась политики жесткого противостояния со странами Запада.

Усилились позиции Маленкова и Хрущева, которые полагали, что расстановка сил после войны в мире сложилась в пользу СССР и стран социализма, а наличие термоядерного оружия у СССР и США делает противостояние невозможным и опасным, поэтому основой межгосударственных отношений, в противовес холодной войне, должно стать мирное сосуществование. В этой связи основными задачи были:

· Налаживание отношений с западными странами,

· Ослабление давления на социалистические страны,

Уже в 1953 г. Маленков выдвинул ряд мирных инициатив: был достигнут компромисс с США и Китаем, что сделало возможным подписание перемирия по Корее, СССР отказался от выдвинутых Сталиным претензий к Турции по «совместной обороне» черноморских проливов, в 1954 г. на конференции в Женеве Советский Союз способствовал заключению мира в Индокитае, отказавшись рассматривать войну США во Вьетнаме как противостояние двух систем.

В 1953-55 г. начинается налаживание отношений с Китаем, Югославией и Грецией, после конфликтов руководства этих стран со Сталиным. После смерти харизматического лидера - Сталина социалистический лагерь находился в глубоком кризисе и для утверждения своего авторитета правящая верхушка СССР и Маленков, в частности, стали использовать авторитет Мао Цзедуна. За 1953-54 годы была заключена серия договоров с Китаем, которые при жизни Сталина затягивались а теперь были заключены на очень выгодных для Китая условиях: помощь в строительстве 146 крупных предприятий, предоставление Китаю крупных кредитов, состоялась передача совместных компаний Китаю, уступлены права на ряд экономических зон (Манчжурию), Китайская Компартия становилась самым приоритетным партнером СССР в международной политике. Однако после XX съезда, бескомпромиссный борец против «мирового империализма» Мао Цзедун, воспринял хрущевскую политику разрядки напряженности как уступку противникам социализма, а, значит как измену делу «мировой революции». В декабре 1957 года на совещании коммунистических и рабочих партий в Москве позицию Китая поддержали партии Албании, Северной Кореи и Индонезии.

С началом 1955 года начинается сближение с Югославией. На рубеже мая-июня 1955 года состоялся визит представителей (Хрущев, Булганин, Микоян) советского руководства в Белград. Не сделав никаких серьезных уступок, Югославия получила значительную экономическую помощь и впервые был создан прецедент возможности создания собственной модели социализма, законности югославского пути, а не навязанного жесткого советского.

В 1955 г. был подписан договор стран-победительниц в войне с Австрией, по которому СССР выводил свои войска с ее территории. В это же время Советский Союз объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. - с Японией.

Кроме этого, выступая перед избирателями Маленков заявил о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия. Этот тезис стал основой решений XX съезда партии по внешнеполитическим вопросам. В качестве трех главных направлений Хрущев выдвинул идеи:

· Обеспечения коллективной безопасности в Европе,

· Затем в Азии

· Достижение разоружения.

Но 1956 - 64 гг. характеризуются нарастанием напряженности . К 1957 г. с создания межконтинентальных ракет СССР добился временного превосходства над США в вооружениях, что вдохновило советское руководство на активизацию внешней политики.

Причиной очередного обострения отношений стала проблема Западного Берлина , который являлся оккупационной зоной Англии и США, в то время как весь город находился в ГДР. СССР выступил с инициативой создания демилитаризованной зоны в Берлине, что означало вывод войск НАТО оттуда (руководство ГДР беспокоила массовая эмиграция своих граждан в ФРГ через Западный Берлин). Перспективы четырехсторонней встречи о статусе Западного Берлина обсуждались на переговорах с президентом США Д. Эйзенхауэром в 1959 г. во время визита Н.С.Хрущева. За две недели до намеченной конференции над советской территорией был сбит американский разведывательный самолет У-2. На конференции в Париже в 1960 г. Хрущев потребовал от Эйзенхауэра публичных извинений. После отказа Эйзенхауэра конференция была сорвана. Провалом закончилась и встреча Хрущева с новым президентом США Дж.Кеннеди в Вене. Новый ультиматум Хрущева по Берлинскому вопросу состоял в угрозе заключения мирного договора с ГДР до конца года (то есть пригрозил возможным вводом войск в Берлин). По настоянию комиссии Варшавского договора правительство ГДР в 1961 г. воздвигло стену в Берлине, отделявшую восточную часть от западной, чем было нарушено условие Потсдамского договора о свободном передвижении в Берлине. Развитием Берлинского кризиса стал разрыв Советским Союзом соглашений с США о запрещении ядерных испытаний в воздухе.

Кульминацией противостояния Советского Союза и США стал Карибский кризис 1962 г. Кубинская революция поставила вопрос о включении Кубы в социалистический блок. В 1961 году США представили документы, включая фото, о значительном превосходстве этой страны над СССР в ракетно-ядерном оружии. Исходя из этого, стремясь к равновесию в ядерном вооружении, СССР разместил ядерные ракеты средней дальности вблизи берегов США на Кубе.

Узнав об этом, правительство США потребовало демонтировать ракеты и начало блокаду Кубы (силами ВМФ). Мир оказался под угрозой прямого военного противостояния двух сверхдержав, обладающих ядерным оружием. Именно реальность угрозы ядерной войны заставила руководителей обеих стран Дж.Кеннеди и Н.Хрущева пойти на компромисс. В обмен на отказ от размещения ракет на Кубе, США сняли блокаду Кубы, и принимали обязательства отказаться впредь от агрессивной политики в ее отношении.

После карибского кризиса началась полоса разрядки в отношениях между СССР и США и в международных отношениях в целом. Установлена прямая телефонная связь между Кремлем и Белым Домом. В 1963 г. подписан договор о частичном запрете ядерных испытаний, который стал первым договором по контролю над стратегическими вооружениями.

Политика десталинизации и налаживание отношений со странами капиталистического мира породили сложные и противоречивые процессы в странах социалистического лагеря . Восточноевропейские страны восприняли критику культа личности Сталина в СССР как сигнал к либерализации политики, экономики и идеологии. В ряде социалистических стран Восточной Европы реформы в политической, экономической и духовной сфере пошли значительно дальше, чем в СССР. Дальше всех в этом процессе продвинулись Польша и Венгрия, где в 1956 году развернулись активные выступления против коммунистического правительства. В обеих странах на волне антисоветских выступлений произошла смена руководства. В Польше удалось достичь компромисса – Польша осталась в составе социалистического лагеря, но со своей моделью развития социализма, правящую Польскую рабочую партию возглавил В. Гомулка – сторонник «польского пути к социализму».



Более драматический характер антисоветские выступления получили в Венгрии, где развернулось восстание с требованием установления демократического режима и вывода Советской Армии. Новое правительство (И.Надя) объявило об утверждении многопартийной системы и выходе Венгрии из Варшавского договора. В начале ноября 1956 года в Будапешт после кровопролитных боёв вошли советские танки – «венгерская революция» была подавлена. Однако просоветскому руководству в Венгрии была предоставлена возможность создать собственную венгерскую модель социализма, допускающую мелкое частное предпринимательство.

После событий в Венгрии Хрущев вынужден был вести более осторожную политику в отношении восточноевропейских стран. Так в конфликте с руководством Румынии, возникшем из-за плана экономической интеграции социалистических стран, по которому Румынии отводилась роль сельскохозяйственного придатка «соцлагеря», Хрущев вынужден был отступить, предоставив Румынии возможность продолжить процесс индустриализации экономики.

Внешняя политика СССР в начальный период “оттепели” велась в условиях “холодной войны”. Для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем.

ХХ съездом КПСС (1956 г.) был определен принцип мирового сосуществования государств с различным социально-политическим строем, что позволило СССР направить усилия на разрядку международной напряженности .

Политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956 — 1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.

Принятая в отношении Запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов второй мировой войны и завоевания “социалистического лагеря”.

После ХХ съезда КПСС началось преодоление наиболее острых проявлений “холодной войны”, стали налаживаться экономические, политические и культурные связи СССР с капиталистическими странами .

Н.С.Хрущев и Д.Эйзенхауэр в Белом доме

В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР, обсуждавших вопросы, связанные с Индокитаем, Кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в Европе.

В июле 1955 г. , десять лет спустя после Постдама, в Женеве вновь встретились главы великих держав — СССР, Великобритании и Франции . В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В 1955 г. советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановлении независимости Австрии.

В июне 1961 г . в Вене состоялась первая встреча Н.С. Хрущева с новым Президентом США Д. Кеннеди . Не ней было решено установить прямую телефонную связь между Кремлем и Белым Домом. Однако обстановка в Берлине вновь обострилась. В результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. Это вызвало еще большую напряженность как в самом Берлине, так и в международной обстановке в целом.

Не менее напряженной оставалась обстановка и на Ближнем Востоке, особенно после того, как в Египте пришло к власти в 1952 г. национально-демократическое правительство Г.А. Насера.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере являлась борьба за разоружение . Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956 — 1960 гг. в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. Советский Союз в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. Однако эта акция не нашла тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Выступление Н.С.Хрущева на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 18 сентября

Но США и их союзники заблокировали и эти советские предложения.

Политический союз стран Варшавского договора — СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия — ставил своей задачей поддержание мира в Европе и обеспечение безопасности государств ОВД . Основными направлениями взаимного сотрудничества стран ОВД были: внешняя торговля, координация народно-хозяйственных планов, научно-техническая политика, культурные связи. Росла помощь СССР социалистическим странам в строительстве промышленных объектов.

Однако политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства , когда дело касалось угрозы “социалистическому лагерю” со стороны антисоветских сил. Так, в 1956 г . произошли антисталинские и антисоветские выступление в Польше . Хрущев вначале приказал вести танки в Варшаве, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. Но в Венгрии в 1956 г . разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран-участников ОВД.

В 1962 г . назрел кризис на Кубе , когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. Правительство США потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры Президента США Д. Кеннеди и Н.С. Хрущева.

Кубинский кризис во многом повлиял на падение политического авторитета советского лидера на международной арене. Тем более, у этому времени упали его политические акции и внутри страны, что было связано с ошибками, просчетами и перегибами его волюнтаристического курса в экономике. Отставка Н.С. Хрущева в 1964 г. была итогом внутри- и внешнеполитических неудач человека, занимавшего первый пост в партии и правительстве.

После XX съезда партии началась реабилитация невинно репрессированных; с 1957 г. стали возвращаться в родные места депортированные народы: чеченцы, калмыки, балкарцы и т.д.

Хрущев начал проводить реформы.

В области управления:

В каждом экономическом районе были распущены отраслевые министерства и создавались Советы народного хозяйства (Совнархоз); В дальнейшем шло укрупнение совнархозов (были образованы республиканские СНХ, СНХ СССР).

Шла децентрализация управления;

Происходит сокращение аппарат управления и др.

Была проведена реформа партийных организаций, которые теперь разделялись на промышленные и сельскохозяйственные.


Были проведены реформы и в области с/х:

Укрупнение колхозов (хотел создать агрогорода, т.е. крестьяне должны были жить в квартирах и трудиться в колхозах);

Аннулировал долги колхозов;

Были повышены заготовительные цены;

В деревню вкладывались большие инвестиции;

Был отменен налог на личное приусадебное хозяйство;

Крестьяне получили паспорта

В 1954 г. начинается освоение целины (Казахстан, Юж. Урал, Восточная Сибирь). В первые годы целина оправдала себя, и были собраны большие урожаи, потом все успехи сошли на нет.

Реорганизация МТС (машинно-тракторные станции) - они должны были быть выкуплены колхозами (многие колхозы разорились на этом выкупе);

Производство кукурузы (но для этого были неблагоприятные климатические условия).

В 1957г. Хрущев бросил лозунг «Догнать и перегнать Америку» в экономическом развитии, но для этого не было условий, поэтому появились «приписки».

В области науки и культуры было ослаблено идеологическое давление. Настоящий прорыв в эти годы был достигнут в первую очередь в космонавтике. Достижения советских ученых в этой области на целое десятилетие обеспечили СССР лидерство в мире. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли .

В 1957 г. в Советском Союзе был спущен на воду первый в мире ледокол с атомной силовой установкой. В г. Дубне в Подмосковье открыт Институт ядерных исследований.

Хрущев пытался решить жилищную проблему - строительство т.н. «хрущеб». Кроме прочего, были удвоены пенсии и уменьшен срок ухода на пенсию для горожан; увеличен срок отпуска матери по уходу за ребенком; государство отказалось от займов и призаняло свои долги перед населением (обещало их выплатить через 20 лет); ввел обязательное среднее образование; снял все платы за обучение; был уничтожен ГУЛАГ и пр.

В 1959 г. на XXI съезде партии Хрущев заявил о полной и окончательной победе социализма в СССР и объявил о начале строительства коммунизма (обещал коммунизм к 2000 г).

В целом, эпоху хрущевских реформ принято делить на два этапа. На первом (1953-1958) преобладали позитивные экономические результаты. На втором (1958-1964) отрицательные. Этот период характеризуется новым кризисом в сельском хозяйстве, спадом производства во всех отраслях экономики.

В 1962-1963 гг. в стране наступил экономический кризис. Темпы сельскохозяйственного производства упали фактически до уровня начала 1950-х гг. Начался спад промышленного производства, что явилось следствием исчерпанности возможностей экстенсивных методов развития. Рассчитывая повысить заинтересованность колхозников в увеличении производства мясомолочной продукции, правительство повысило розничные цены на мясо и масло. Одновременно этот шаг сопровождался замораживанием заработной платы. В совокупности обе эти меры привели к недовольству широких масс населения. В ряде городов прошли антиправительственные выступления.

В Новочеркасске против манифестантов местные власти применили внутренние войска, что привело к десяткам жертв среди мирного населения. Страна оказалась на пороге острого политического кризиса. Прежде всего, политикой Хрущева была недовольна партийная номенклатура. К тому же, престиж Первого секретаря подорвали Карибский кризис и разрыв отношений с Китаем. В конечном итоге, в 1964г. против Хрущева возник заговор, во главе с Л.И. Брежневым . Хрущева обвинили в «волюнтаризме » при управлении страной, после чего он был вынужден подписать заявление об отставке. Новым Первым секретарем ЦК КПСС стал Брежнев.

Внешняя политика СССР в 50-60-е гг.

Основные направления во внешней политике:

1 - состояние холодной войны с Западом

2 - стремительное расширение соцлагеря.

Во время правления Хрущева был взят курс на политику «разрядки», основные ее положения были сформулированы на XX съезде партии:

Мирное сосуществование с капстранами;

Победа социализма возможна и парламентским путем;

Методы построения социализма могут быть разными, в зависимости от конкретных условий той или иной страны.

Подобная политика привела к некоторой стабилизации международных отношений — СССР установил дипломатические отношения с ФРГ, заключил торговый договор с Японией и т.д.

Было подавлено восстание в Венгрии (1956 г. - также хотели выйти из «Варшавского Договора».

Успешной политика СССР была по отношению к бывшим колониальным странам: были установлены дружественные отношения с Индией, Египтом (после участия в Суэцком кризисе 1956 г. на стороне Египта).

В середине 60-х гг. происходит определенная стабилизация международных отношений. В августе 19бЗ г в Москве был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере , космосе и под водой. Это было первое соглашение по ограничению стратегического вооружения.

Основные задачи внешней политики во времена Брежнева:

Недопущение распада мировой социалистической системы;

Нормализация отношений с Западом;

Поддержка дружественных режимов и движений в странах «третьего мира».

Таким образом, к концу 60-х-началу 70-х гг. после целой череды кризисов началась стабилизация отношений между Востоком и Западом.

1. Либерализация и противоречия в отношениях со странами Запада

Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С. Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку "холодной войны", в международных отношениях происходили важные изменения. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией. Ставилась задача всемерной поддержки левых национально-освободительных движений в странах "третьего мира". Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив(проект договора о коллективной безопасности в Европе, заявление об одностороннем сокращении своих вооруженных сил, ликвидация военных баз на территории Финляндии и Китая; предложение о приостановке ядерных испытаний и др.). В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой. Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. В 1955 г. страны-победительницы во второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией. Уже в 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Карибский кризис или "ракетный кризис" 1962 г. поставил мир на грань термоядерной войны. 2. СССР и страны социалистического лагеря ---Происходила либерализация связей с социалистическими государствами (в том числе, с Югославией, отношения с которой были нормализованы в 1955 г. по инициативе советского руководства). Развивались новые формы сотрудничества. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим - образованием Организации Варшавского Договора (ОВД), что легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц (в октябре 1956 г. в Венгрии). В августе 1961 г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы. В китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

3. Отношения с развивающимися странами

Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны "третьего мира". Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% - Индия. В целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве 5 февраля 1960 г. открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы). В то же время, увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956 г. в Египте, где интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих "добровольцев"), но и приводила к расширению конфликтов, их превращению в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавших "союзнические" режимы в странах "третьего мира". В начавшейся в 1961 г. войне в Индокитае протекало военное столкновение США (открыто) и СССР (скрыто).

В середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в "третьем мире".

Внешняя политика СССР в начальный период “оттепели” велась в условиях “холодной войны”. Стоит сказать, для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем.

ХХ съездом КПСС (1956 г.) был определен принцип мирового сосуществования государств с различным социально-политическим строем, что позволило СССР направить усилия на разрядку международной напряженности .

Стоит сказать - политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956 — 1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.

Принятая в отношении Запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов второй мировой войны и завоевания “социалистического лагеря”.

После ХХ съезда КПСС началось преодоление наиболее острых проявлений “холодной войны”, стали налаживаться экономические, политические и культурные связи СССР с капиталистическими странами .

Н.С.Хрущев и Д.Эйзенхауэр в Белом доме

В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР, обсуждавших вопросы, связанные с Индокитаем, Кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в Европе.

В июле 1955 г. , десять лет спустя после Постдама, в Женеве вновь встретились главы великих держав — СССР, Великобритании и Франции . В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В 1955 г. советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановлении независимости Австрии.

В июне 1961 г . в Вене состоялась первая встреча Н.С. Хрущева с новым Президентом США Д. Кеннеди . Не ней было решено установить прямую телефонную связь между Кремлем и Белым Домом. При этом обстановка в Берлине вновь обострилась. В результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. Это вызвало еще большую напряженность как в самом Берлине, так и в международной обстановке в целом.

Не менее напряженной оставалась обстановка и на Ближнем Востоке, особенно после того, как в Египте пришло к власти в 1952 г. национально-демократическое правительство Г.А. Насера.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере являлась борьба за разоружение . Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956 — 1960 гг. в одностороннем порядке сократил ϲʙᴏи Вооруженные Силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. СССР в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. При этом эта акция не нашла тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Выступление Н.С.Хрущева на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 18 сентября

Но США и их союзники заблокировали и данные советские предложения.

Стоит сказать - политический союз стран Не стоит забывать, что варшавского договора — СССР, Стоит сказать - польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия — ставил ϲʙᴏей задачей поддержание мира в Европе и обеспечение безопасности государств ОВД .
Стоит отметить, что основными направлениями взаимного сотрудничества стран ОВД были: внешняя торговля, координация народно-хозяйственных планов, научно-техническая политика, культурные связи. Росла помощь СССР социалистическим странам в строительстве промышленных объектов.

При этом политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства , когда дело касалось угрозы “социалистическому лагерю” со стороны антисоветских сил. Так, в 1956 г . произошли антисталинские и антисоветские выступление в Стоит сказать - польше . Хрущев вначале приказал вести танки в Не стоит забывать, что варшаве, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. Но в Венгрии в 1956 г . разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран-участников ОВД.

В 1962 г . назрел кризис на Кубе , когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. Материал опубликован на http://сайт
Правительство США потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли исключительно прямые переговоры Президента США Д. Кеннеди и Н.С. Хрущева.

Кубинский кризис во многом повлиял на падение политического авторитета советского лидера на международной арене. Отметим, что тем более, у ϶ᴛᴏму времени упали его политические акции и внутри страны, что было связано с ошибками, просчетами и перегибами его волюнтаристического курса в экономике. Отставка Н.С. Хрущева в 1964 г. была итогом внутри- и внешнеполитических неудач человека, занимавшего первый пост в партии и правительстве.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то