Драм. произведения

Введение

Знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы и методикой преподавания поможет понять самобытность и ори-гинальность каждого из изучаемых драматургических произведе-ний, будет способствовать более осмысленному его восприятию.

«Пьеса--драма, комедия--самая трудная форма литерату-ры,--писал М. Горький.--...В романе, в повести люди, изображае-мые автором, действуют при его помощи, он все время с ними, он показывает читателю, как нужно их понимать, объясняет ему тай-ные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур, отте-няет их настроения описаниями природы, обстановки... управляет их действиями, делами, словами, взаимоотношениями... Пьеса тре-бует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризова-лась и словом и делом самосильно, без подсказываний со сторо-ны автора...».

Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих ге-роев, а показывает их в действии. Отсутствие авторской харак-теристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой-- помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя. В этом и заключается актуальность работы, что своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают ос-нование поставить вопрос о некоторых особенностях в соотно-шении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.

Цель работы: выявление специфики преподавания драматического произведения на материале пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Выявить специфику драмы как рода литературы;

Познакомиться с методикой преподавания драматического произведения в школе;

Выяснить особенности изучения пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

Изучение драматических произведений

Специфика драмы

Драма в системе литературы занимает особое положение, так как она одновременно и полноправный литературный род, и явление, закономерно принадлежащее театру. Драма как род обладает специфическим содержанием, сутью которого стало осознание противоречий действительности, и «прежде всего ее общественных противоречий через отношения людей и их инди-видуальные судьбы», В отличие от эпоса, в драме мы видим «подражание действию... посредством действия, а не рассказа». По точному и образному определению В. Г. Белинского, «драма представляет совершившееся событие как бы совершающимся в настоящем времени, перед глазами читателя или зрителя».

Специфическими чертами драмы как рода являются отсут-ствие повествователя и резкое ослабление описательного элемен-та. Основа драмы -- зримое действие, и это сказывается на осо-бом соотношении в ней событийного движения и речей персона-жей. Высказывания героев и расположение, соотношение частей -- важнейшие способы раскрытия мысли автора. По отно-шению к ним другие способы выражения авторской позиции (пе-речень действующих лиц, ремарки, указания для постановщи-ков и актеров) играют подчиненную роль.

Важнейшей содержательной категорией в драме является конфликт. Безусловно, конфликты существуют и в эпосе, они могут присутствовать и в лирическом произведении, но их роль и значение в эпическом и лирическом сюжете иные, чем в дра-ме. Выбор конфликтов и выстраивание их в систему во многом определяют своеобразие позиции писателя, драматические столк-новения -- существеннейший способ выявления жизненных прог-рамм персонажей и самораскрытия их характеров. Конфликт во многом обусловливает направленность и ритм сюжетного движения в пьесе.

Содержательное наполнение конфликтов, равно как и спосо-бы их воплощения в драматическом произведении могут носить различный характер. Традиционно конфликты драмы по их со-держанию, эмоциональной остроте и окрашенности подразде-ляют на трагические, комические и собственно драматические. Первые два типа выделены в соответствии с двумя основными жанровыми формами драмы, они исконно сопутствуют траге-дии и комедии, отражая наиболее существенные стороны жиз-ненных конфликтов. Третий -- возник на довольно поздней ста-дии драматургии, и его осмысление связано с теорией драмы, разработанной Лессингом («Гамбургская драматургия») и Дидро («Парадокс об актере»).

Разумеется, конфликт при всей содержательной многозначнос-ти и разнообразии функций не единственный компонент, оп-ределяющий специфику драмы как рода. Не менее важны спо-собы сюжетной организации и драматического повествования, соотношение речевых характеристик героев и построения дей-ствия и др. Однако мы сознательно сосредоточиваем внимание на категории конфликта. С одной стороны, анализ этого аспек-та позволяет, исходя из родовой специфики драмы, выявить глубину художественного содержания произведения, учесть особенности авторского мироотношения. С другой -- именно рассмотрение конфликта может стать ведущим направлением в школьном анализе драматического произведения, так как для старшеклассников характерен интерес к действенным столкновениям убеждений и характеров, через которые откры-ваются проблемы борьбы добра и зла. Через исследование кон-фликта можно подвести школьников к постижению мотивов, стоящих за словами и поступками героев, выявить своеобразие авторского замысла, нравственной позиции писателя. Выявить роль данной категории в создании событийной и идеологической напряженности драмы, в выражении социальных и этических программ героев, в воссоздании их психологии -- задача этого раздела.

Драма изображает человека только в действии, в процессе которого он обнаруживает все стороны своей личности. «Дра-матизм,--подчеркивал В. Г. Белинский, отмечая особенности драмы,--состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого».

В произведениях драматургического жанра, в отличие от эпических и лирических, отсутствуют авторские описания, по-вествование, отступления. Речь автора появляется только в ремарках. Все, что происходит с героями драмы, читатель или зритель узнает от самих героев. Драматург, следовательно, не рассказывает о жизни своих героев, а показывает их в дей-ствии?

Вследствие того, что герои драматургических произведений проявляют себя только в действии, речь их имеет целый ряд особенностей: она непосредственно связана с их поступками, более динамична и экспрессивна, чем речь героев эпических произведений. Большое значение в драматургических произведениях имеют также интонации, пауза, тон, т. е. все те осо-бенности речи, которые приобретают конкретность на сцене.

Драматург, как правило, изображает только те события, которые необходимы для раскрытия характеров персонажей и, следовательно, для обоснования развивающейся борьбы между действующими лицами. Все остальные жизненные фак-ты, не имеющие прямого отношения к изображаемому, замед-ляющие развитие действия, исключаются.

Все, показанное в пьесе, трагедии, комедии или драме, за-вязывается драматургом, по меткому выражению Гоголя, «в один большой общий узел». Отсюда -- концентрация изо-бражаемых событий и второстепенных персонажей вокруг главных действующих лиц. Сюжет драмы характеризуется напряженностью и стремительностью развития. Эта особен-ность сюжета драматургических произведений отличает его от сюжета эпических произведений, хотя те и другие сюжеты строятся на общих элементах: завязке, кульминации и раз-вязке.

Отличие драмы от эпоса и лирики выражается также и в том, что произведения драматургического жанра пишутся для театра и получают свое окончательное завершение только на сцене. В свою очередь театр оказывает на них влияние, под-чиняя их в какой-то степени своим законам. Драматургиче-ские произведения делятся, например, на действия, явления или сцены, смена которых предполагает перемену декораций и костюмов. Примерно в трех, четырех действиях пьесы, т. е. в течение трех, четырех часов, занимаемых спектаклем, драма-тург должен показать возникновение конфликта, его развитие и завершение. Эти требования, относящиеся к драматургам, обязывают их выбирать такие явления и события жизни, в которых особенно ярко проявляются характеры изображае-мых людей.

Работая над пьесой, драматург видит не только своего ге-роя, но и его исполнителя. Об этом свидетельствуют многочис-ленные высказывания писателей. По поводу исполнения ролей Бобчинского и Добчинского Н. В. Гоголь писал: «...создавая этих двух маленьких чиновников, я воображал в. их коже Щепкина и Рязанцова...» Эти же мысли находим мы и у А. П. Чехова. В период работы Художественного театра над спектаклем «Вишневый сад» Чехов сообщал К- С. Станислав-скому: «Когда я писал Лопахина, то думалось мне, что это ваша роль».

Существует и иная зависимость драматургического произ-ведения от театра. Она проявляется в том, что пьесу со сце-ной соединяет в своем воображении читатель. При чтении пьес возникают образы тех или иных предполагаемых или дей-ствительных исполнителей ролей. Если театр, по выражению А. В. Луначарского, является формою, содержание которой определяет драматургия, то и актеры в свою очередь помо-гают драматургу своим исполнением дорисовать образы. Сцена в какой-то мере заменяет описания автора. «Драма жи-вет только на сцене,-- писал Н. В. Гоголь М. П. Погодину.-- Без нее она как душа без тела».

Театр создает гораздо большую иллюзию жизни, чем ка-кое-либо другое искусство. Все, что происходит на сцене, вос-принимается зрителями особенно остро и непосредственно. В этом -- огромная воспитательная сила драматургии, отли-чающая ее от других родов поэзии.

Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают ос-нование поставить вопрос о некоторых особенностях в соотно-шении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.

С одной стороны, при работе над драмой используются средства, которые есть в арсенале писателя, но, с другой, произведение не должно быть литературным. Автор описывает события так, чтобы человек, который будет читать тест, смог увидеть все происходящее в своем воображении. Например, вместо «они просидели в баре очень долго» можно написать «они выпили по шесть кружек пива» и т.д.

В драме происходящее показывается не через внутренние размышления, а через внешнее действие. Причем все события происходят в настоящем времени.

Также определенные ограничения накладываются на объем произведения, т.к. оно должно быть представлено на сцене в рамках отведенного времени (максимум до 3-4 часов).

Требования драмы, как сценического искусства, накладывают свою печать на поведение, жесты, слова героев, которые часто гиперболизируются. То, что не может произойти в жизни за несколько часов, в драме очень даже может. При этом аудитория не удивится условности, неправдоподобию, т.к. этот жанр изначально в определенной степени допускает их.

Во времена дорогой и недоступной для многих книги, драма (как публичная постановка) была ведущей формой художественного воспроизведения жизни. Однако с развитием печатных технологий уступила первенство эпическим жанрам. Тем не менее и сегодня драматические произведения остаются востребованными у общества. Основная аудитория драмы, это, конечно же, театралы и кинозрители. Причем число последних превышает число читателей.

В зависимости от способа постановки, драматические произведения могут быть в форме пьесы и сценарии. Все драматические произведения, предназначенные для исполнения с театральной сцены, называют пьесами (франц. pi èce ). Драматические произведения, по которым снимают фильмы, – сценариями. И пьесы, и сценарии содержат авторские ремарки для обозначения время и места действия, указания на возраст, внешний вид героев и т.д.

Структура пьесы или сценария соответствует структуре истории. Обычно части пьесы обозначают как акт (действие), явление, эпизод, картина.

Основные жанры драматических произведений:

– драма,

– трагедия,

– комедия,

– трагикомедия,

– фарс,

– водевиль,

– скетч.

Драма

Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочинениями этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними.

Хотя в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен. Этим обстоятельством объясняется интрига, напряженное ожидание аудитории: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет.

Драме свойственно описание реальной повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия, глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей.

Выделяют такие типы драмы, как историческая, социальная, философская. Разновидностью драмы является мелодрама. В ней действующие л ица четко делятся на положительных и отрицательных.

Широко известные драмы: «Отелло» В. Шекспира, «На дне» М. Горького, «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса.

Трагедия

Трагедия (от греч. tragos ode – «козлиная песня») – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте. Трагедии свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).

Конфликт трагедии обычно очень глубокий, имеющий общечеловеческое значение и может быть символичным. Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.

Текст трагедии нередко звучит патетично. Многие трагедии написаны стихами.

Широко известные трагедии: «Прикованный Прометей» Эсхила, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Гроза» А. Островского.

Комедия

Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными.

Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки.

Комедию подразделяют на комедию масок, положений, характеров. Также к этому жанру относят фарс, водевиль, интермедию, скетч.

Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства.

Комедия характеров (комедия нравов) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
Фарс – это легкая комедия, использующая простые комические приемы и рассчитанная на грубый вкус. Обычно фарс используется в цирковой к лоунаде.

Водевиль – легкая комедия с занимательной интригой, в которой имеется большое количество танцевальных номеров и песен. В США водевиль называют мюзиклом. В современной России также обычно говорят «мюзикл», подразумевая водевиль.

Интермедия – это небольшая комическая сценка, которую разыгрывают между действиями основного спектакля или представления.

Скетч (англ. sketch – «эскиз, набросок, зарисовка») – это короткое комедийное произведение с двумя-тремя персонажами. Обычно к представлению скетчей прибегают на эстраде и телевидении.

Широко известные комедии: «Лягушки» Аристофана, «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова.

Известные телевизионные скетч-шоу: «Наша Russia », «Городок», «Летающий цирк Монти Пайтона».

Трагикомедия

Трагикомедия – это литературное драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или представляет собой беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов. В трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск.

Можно сказать, что «трагикомедия – это смешное в трагическом» или наоборот, «трагическое в смешном».

Широко известные трагикомедии: «Алкестида» Еврипида, «Буря» В. Шекспира, «Вишневый сад» А. Чехова, фильмы «Форрест Гамп», «Великий диктатор», «Тот самый Мюнхазен».

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

Особенности изучения драматических произведений

1. Драма как род литературы. Признаки и особенности драматического рода.

Дра́ма - один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой, принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру.

Драма обозначает 1-н из жанров драматического рода. Драма предназначена для сцены. Средством создания образов являются сценические средства. Основные особенности драмы: 1 Воспроизводит внешние по отношению к автору события (близость к эпосу).

2 диалогичность.

3 объективность.

4 осваивает действие

Драматическое действие – эмоционально волевые реакции человека. Драма подражает действию посредством действия, а не рассказа (Аристотель).

5 Драма характеризуется остро конфликтными ситуациями, в которых герои раскрывают свои характеры. Драма сформировалась в древней Греции, в Афинах, в творчестве Софокла, Аристофана, Эсхила и др. Происходила ломка общественных отношений, общественного сознания. Потребовалась форма которая осваивала бы быстро общественные конфликты. Драматические произведения, как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Драматург подчинен закону развивающегося действия. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Соответственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Таковы списки действующих лиц (иногда сопровождаются краткой характеристикой), обозначение времени и места действия, ремарки. Все это – побочный текст драматического пр-я. Основной текст – это цепь высказываний персонажей, их реплик, монологов. Отсюда некоторая ограниченность худ возможностей драмы. Писатель-драматург пользуется лишь частью предметно-изобразительных средств, которые доступны созданию романа, ьэпопеи, повести, рассказа. => характер действующих лиц раскрывается в драме с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе. Но у автора пьесы есть существенные преимущества перед создателями повестей и романов. Один изображаемый в драме момент плотно примыкает к соседнему. Время воспроизводимых событий на протяжении сценического эпизода не сжимается и не растягивается. Жизнь здесь говорит как бы от собственного лица: между тем что изображается и читателем нет посредника-повествователя. Драма ориентирована на требование сцены. А театр – это искусство массовое. Не удивительно, что драма тяготеет к внешней эффективной подаче изображаемого. Ее образность – гиперболическая, броская. И это свойство сценического искусства неизменно накладывают свою печать на поведение героев.

Основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развертывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах у зрителя, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремленностью, уплотненностью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии. Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия (в частности, композиция пьесы подчиняется раскрытию конфликта) . Неразрывно связанные друг с другом, драматическое действие и конфликт выступают основными признаками драмы как литературного рода. Развитие действия и конфликта проявляется в сюжетной организации произведения. В классической драме нет широты и многоплановости сюжета, как в эпическом произведении. В драматическом сюжете сконцентрированы лишь узловые, этапные события в развитии действия и конфликта. В произведениях драматического рода сюжет отличается напряженностью и стремительностью развития, большей обнаженностью конфликта. Драматический конфликт, отображающий конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, раскрывающий сущность времени, социальные отношения, воплощается в поведении и поступках героев, и, прежде всего в диалогах, монологах, репликах. Диалог в драме - основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров (важнейшие функции драматического диалога) . (В прозе диалог сочетается с авторской речью.) В нем раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания, настроения. Иначе говоря, слово в драме, будучи емким, точным, выразительным, эмоционально насыщенным, словом-действием, способно передать всю полноту характеристики действующих лиц. Формой речевой характеристики персонажей в драме является и монолог - речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от ответных реплик. В прозе монолог играет не самую главную роль, зато преобладает в лирике. В драме в монологе раскрываются идеалы, убеждения персонажей, их духовная жизнь, сложность характера.

2. Методы и приемы работы над драматическим произведением

На начальном этапе изучения драматического произведения одновременно с выяснением главного конфликта происходит первое знакомство учащихся с действующими лицами, с тем, какую роль они играют в борьбе. Можно поставить вопрос об их группировках. Путь к прояснению основного конфликта прокладывает, и установление границ пьесы - с чего началось и чем кончилось, что способствует прояснению общего взгляда на пьесу.

Большое внимание играет обращение класса на время, охваченное пьесой. Время зрителя и время действия пьесы как бы совмещаются, но между явлениями проходят дни, недели, даже годы.

Например, действие «Горе от ума» охватывает время от утра до вечера, хотя в театре оно сжимается до нескольких часов. Между Ш и 1У действиями «Грозы» проходят две недели. Учащихся следует учить, что в драме важно не только то, что происходит в самом действии в перерывах между действиями.

Для анализа в классе учитель должен отобрать опорные явления, определяющие развитие действия. Нельзя забывать и разъяснение непонятных слов; и исторический и театральный комментарий, предварительно выбрать то, что прочитать самому, а когда включить проигрыватель.

Методы и приемы работы над драмой разнообразны.

1. «Точка зрения из зала», установка на зрительное восприятие. Школьники должны вообразить себя мысленно видящими пьесу, с этой целью полезно использовать фрагменты воспоминаний о спектаклях.

2. Важно побудить учеников ПРЕДСТАВИТЬ происходящее на сцене с этой целью предложить ситуацию: «Представьте себе, вы сидите на сцене» (перед началом 1 действия «Грозы»).

Ответ: широкие дали Заволжья, Просторы Волги, которые заставляют Кулигина воскликнуть: вид необыкновенный, красота - душа радуется!» или «Каким вы себе представляете городничего в тот момент, когда он входит в номер Хлестакову?»

Еще одним из приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст пьесы, является создание воображаемых мизансцен, т.е. школьникам предлагается продумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их положения, жесты, движения.

Например, перед началом IV действия «На дне» Горький указывает, где, в каком положении находится каждый из персонажей в тот момент, когда открывается занавес. Но в процессе развития действия меняется расположение действующих лиц на сцене, в каких случаях, почему и как это происходит? Наметьте эти сцены».

Стержнем работы над каждым актом является последовательное наблюдение за развитием действия, за внутренней логикой этого развития в данном акте. Наблюдения учеников за развитием действия должно быть неотрывно от проникновения в характеры действующих лиц. Этому способствуют вопросы: «Тихон и Варвара обращаются к Кабанихе на «вы», а Катерина на «ты». Почему?

При анализе драмы предметом постоянного внимания является речь персонажа, ее своеобразие, так как характер персонажа, его социальное лицо, душевное состояние выявляет речь. Прислушиваясь, например, как рассказывает Катерина о своей жизни матери, мы сможем судить и о ней. «Я жила… точно птичка на воле… здесь все как будто из-под неволи». Мы понимаем, как ей было хорошо, как она поливала цветы, как нежно вспоминает все это. В ее речи и много слов и выражений, связанных с религиозными представлениями и бытом: храмы, молюсь, ангелы, кипарисом пахнет, ведь росла она в патриархальной семье, иной она не может быть.

В том, как звучит речь, большую роль играет и то, к кому она обращена. По-разному звучит речь Городничего, когда он обращается к Ляпкину -Тяпкину, к Землянике, или Хлопову.

Надо помнить, что отбор слов и их звучание - интонация непосредственно связывается с ПОДТЕКСТОМ. Раскрыть подтекст - это значит вскрыть сущность пьесы, взаимосвязь между причинами поступков персонажа и их внешним проявлением. Если учеников научить понимать подтекст, значит, мы воспитывает хорошего читателя и зрителя.

Не следует забывать, что при анализе пьесы большое значение имеет речь действующих лиц, да и ремарки авторов, афиша и замечание к ней (это часто ученики пропускают при чтении) С этой целью важны такие задания: дайте замечание для актеров по примеру того, как Гоголь делает это в «Ревизоре» или «Что говорит ремарка во втором действии «Грозы» в сцене прощания Катерины с мужем».

Большое значение в работе над пьесой имеет выразительное чтение. При этом ученик с позиции зрителя переходит на позицию исполнителя.

Автор, его отношение к происходящему - главный вопрос, когда стоящий перед изучением любого произведения. В драматическом произведении позиция автора скрыта более, чем в произведениях другого рода. учителю предстоит с этой целью: привлечь внимание учеников к замечаниям, сделанным автором для актеров и предложить подумать, как писатель относится к своим персонажам? Или предлагает ответить на вопрос: «Как Островский заставляет зрителя, смотрящего 3 действие оправдать Катерину?»

В процессе анализа полученные наблюдения учитель должен обобщать с этой целью важные суммирующие вопросы, типа: «Что мы узнали о жизни уездного города? Какими предстали перед нами чиновники города? Какой характер мер, принято в Городничем?» или "«то общего в характерах Дикого и Кабанихи, и в чем их различия? Почему неизбежен конфликт между Катериной и миром Кабановой?»

На заключительных уроках в обобщенном виде встают те вопросы, на которые искали ответа ученики в процессе анализа драмы.

Итоговое занятие, по сути, начинается уже с работы над последним действие пьесы, когда разрешается конфликт и автор-драматург как бы подводит итог. С этой целью особое значение имеет выразительное чтение учащихся: это проверка глубины понимания ими характеров действующих лиц.

Чтение по ролям - так же показывает степень понимания школьниками драматического произведения. Учитель по-разному может подойти к распределению ролей. Домашним заданием к такому уроку может быть письменное или устное составление характеристики героя, чью роль будет исполнять ученик.

На заключительных занятиях - конкурсы чтецов отдельных сцен, сценическая история драмы, просмотр экранизации, его обсуждение.

    Вопросы теории литературы

В связи с изучением драмы, ученик должен овладеть рядом теоретико-литературных понятий. Ряд их должен войти в активный словарь школьников: акт, действие, явление, монолог, диалог, перечень действующих лиц, ремарки. По мере проникновения в драму, словарь школьников пополняется: конфликт, сюжет, экспозиция, завязка кульминация, развязка, жанры: комедия, драма, трагедия.; пьеса, спектакль. Спектакль - это не иллюстрация в пьесе, а новое художественное произведение, созданное театром, по-своему трактующим пьесам драматурга.

Обобщенно драмой называют произведения, которые предназначены для постановки на сцене. От повествовательных они отличаются тем, что присутствие автора практически не ощущается и построены они на диалоге.

Жанры литературы по содержанию

Любое представляет собой исторически сложившийся и развившийся тип. Называется он жанром (от французского genre - род, вид). По отношению к различным можно назвать четыре основных: лирический и лироэпический, а также эпический и драматический.

  • К первому, как правило, относятся стихотворные произведения так называемых малых форм: стихи, элегии, сонеты, песни и т.д.
  • Лироэпический жанр включает баллады и поэмы, т.е. большие формы.
  • Повествовательные образцы (начиная с очерка и заканчивая романом) являются примером эпических произведений.
  • Драматический жанр представлен трагедией, драмой и комедией.

Комедия в русской литературе, да и не только в русской, достаточно активно разрабатывалась уже в XVIII веке. Правда, она считалась более низкого происхождения по сравнению с эпосом и трагедией.

Комедия как литературный жанр

Произведение этого плана является видом драмы, где какие-то характеры или ситуации представлены в смешной или гротескной форме. Как правило, в нем с помощью смеха, юмора, нередко сатиры что-либо обличается, будь то людские пороки или какие-то неприглядные стороны жизни.

Комедия в литературе - это противопоставление трагедии, в центре которой непременно выстроен неразрешимый конфликт. А ее благородный и возвышенный герой должен сделать роковой выбор, иногда ценой жизни. В комедии же все наоборот: персонаж ее нелеп и смешон, и ситуации, в которые он попадает, тоже не менее нелепы. Это разграничение возникло еще в античности.

Позже, в эпоху классицизма, оно сохранилось. Герои изображались по нравственному принципу царями и мещанами. Но тем не менее такую цель - просвещать, высмеивая недостатки, - ставила перед собой комедия в литературе. Определениеееосновных признаков было дано еще Аристотелем. Он исходил из того, что люди бывают или плохие, или хорошие, отличаются друг от друга или пороком, или добродетелью, потому худших должно изображать в комедии. А трагедия призвана показывать таких, которые лучше существующих в реальной жизни.

Виды комедий в литературе

Веселый драматический жанр, в свою очередь, имеет несколько видов. Комедия в литературе - это еще и водевиль, и фарс. А по характеру изображения ее также можно разделить на несколько видов: комедию положений и комедию нравов.

Водевиль, являясь жанровой разновидностью этого драматического вида, представляет собой легкое сценическое действо, имеющее занимательную интригу. В нем большое место отведено пению куплетов и танцам.

Фарс тоже носит легкий, игривый характер. Его ход сопровождают внешние комические эффекты, нередко в угоду грубому вкусу.

Комедию положений отличает ее построение на внешнем комизме, на эффектах, где источником смеха являются запутанные или двусмысленные обстоятельства и ситуации. Наиболее яркими примерами таких произведений являются «Комедия ошибок» У. Шекспира и «Женитьба Фигаро» П. Бомарше.

Драматическое произведение, в котором источником юмора являются смешные нравы или какие-то гипертрофированные персонажей, недостатки, пороки, можно отнести к комедии нравов. Классические примеры такой пьесы - «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Укрощение строптивой» У. Шекспира.

Примеры комедии в литературе

Данный жанр присущ всем направлениям изящной словесности начиная с Античности и заканчивая современностью. Особенное развитие получила российская комедия. В литературе этоклассические произведения, созданные Д.И. Фонвизиным («Недоросль», «Бригадир»), А.С. Грибоедовым («Горе от ума»), Н.В. Гоголем («Игроки», «Ревизор», «Женитьба»). Стоит отметить, что свои пьесы, независимо от количества юмора и даже драматического сюжета, и А.П. Чехов называли комедиями.

Прошлый век отмечен классическими комедийными пьесами, созданными В.В. Маяковским, - «Клоп» и «Баня». Их можно назвать образцами социальной сатиры.

Очень популярным комедиографом в 1920-1930-е годы был В. Шкваркин. Его пьесы «Вредный элемент», «Чужой ребенок» охотно ставились в разных театрах.

Заключение

Достаточно широко распространена и классификация комедий, основанная на типологии сюжета. Можно сказать, что комедия в литературе - этомноговариантная разновидность драматургии.

Так, по этому типу можно выделить следующие сюжетные характеры:

  • бытовая комедия. В качестве примера - мольеровский «Жорж Данден», «Женитьба» Н.В. Гоголя;
  • романтическая (П. Кальдерон «Сам у себя под стражей», А. Арбузов «Старомодная комедия»);
  • героическая (Э. Ростан «Сирано де Бержерак», Г. Горин «Тиль»);
  • сказочно-символическая, каковыми являются «Двенадцатая ночь» У. Шекспира или «Тень» Е. Шварца.

Во все времена внимание комедии обращалось на обыденную жизнь, ее какие-то отрицательные проявления. Бороться с ними был призван смех, в зависимости от ситуации веселый или беспощадный.

для преподавателей-словесников

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Введение

Н. В. Гоголь считал, что пьеса живёт только на сцене, Н. А. Островский предполагал, что лишь при сценическом воплощении драматический вымысел получает вполне законченную формулу. Действительно, драма в системе литературы занимает особое место, так как она одновременно и полноправный литературный род, и явление, закономерно принадлежащее театру. Драма как род обладает специфическим содержанием, сутью которого стало осознание противоречий действительности, и поэтому при изучении драматического произведения необходимо учитывать его родовые особенности:

    драма в общем смысле;

    драма как род литературы и сцены.

Специфическими чертами драмы как рода являются отсутствие повествователя и резкое ослабление описательного элемента. Основа драмы - зримое действие, и это сказывается на особом соотношении в ней событийного движения и речей персонажей. Высказывание героев и расположение, соотношение частей - важнейшие способы раскрытия мысли автора.

Но не всегда, читая драму, обучающийся имеет возможность посмотреть изучаемое произведение в театре. Поэтому как читатель студент должен обладать хорошо развитым, воссоздающим и творческим воображением. За репликой, диалогом он должен услышать, увидеть героев, представить обстановку, то есть при изучении драмы от читателя - студента требуется активное сотворчество. Но психологи утверждают, что воссоздающее воображение у разных людей развито не в одинаковой степени:

    у одной группы студентов при чтении не возникает никаких наглядных представлений; они пытаются запомнить, а не представить картины, созданные драматургом;

    у других - образы-воспоминания возникают по ассоциации в процессе постепенной конкретизации их личных воспоминаний, которые больше или меньше сходны с образом произведения;

    есть обучающиеся, которые стремятся как можно конкретнее представить себе художественные образы; они тоже сопоставляют их с образами-воспоминаниями, но при этом исключают из возникших воспоминаний несоответствующие тексту детали;

    у некоторых нужные представления возникают сами собой в процессе чтения; они сразу видят образы без воспоминаний.

Таким образом, хотя словесник не имеет возможности исследовать, каким типом воссоздающего впечатления обладает каждый студент, он должен иметь в виду эти особенности восприятия.

Задача преподавателя - научить читать и понимать драматическое произведение, как литературное. Ясно, что речь идет об особом чтении, в процессе которого читатель должен представлять жизнь на сцене со всеми условностями сценического воплощения пьесы: с кулисами, декорациями, занавесом и рампой, с мизансценами и сменой актеров и явлений.

Литературовед Владимиров пишет о том, что специфика отношений к драме такова, что целесообразнее не читать, а «смотреть» даже если мы остаёмся наедине с книгой.

Полнота восприятия драматического произведения зависит от ряда факторов:

    от богатства жизненного опыта и театральных впечатлений,

    от уровня образного мышления,

    от степени натренированности воображения.

Всё это тоже следует учитывать преподавателю-словеснику.

Цель данной работы - помочь преподавателям-словесникам в организации и проведении уроков по изучению драматических произведений.

Вступительные занятия

Цель занятия : помимо подготовки восприятия и правильного глубокого понимания текста активизировать воссоздающее и творческое воображение.

Для этого на урок отбираю материал, сведения, связанные с жизнью пьесы на сцене, с 1-ой постановкой в театре, об эпохе, среде, которую отражает писатель в своём произведении.

С целью живого рассказа обязательно использую фотографии сцен из спектаклей, отдельные кадры диафильмов. На вступительных занятиях прибегаю к статической наглядности: должно возникнуть чувство остановившегося мгновения.

Включаю в рассказ своё видение героев и место действия, использую для этого устное словесное рисование. Особо важно это учитывать при изучении первых драматических произведений, когда у студентов ещё нет опыта изучения пьесы или при обзорном изучении драмы, или когда ученики встречаются с незнакомым своеобразием социальной среды.

Чтение драмы

Чтение драмы - это методическая проблема. Нецелесообразно предлагать некоторым читателям драму задолго до её изучения. Нельзя ограничиваться творческим домом чтения. Текст должен звучать в классе. Чтение драмы начинается с перечня действующих лиц. Читая афишу в группе, представляю героев пьесы, комментирую место и время действия, социальное положение, возраст героев. Возможна краткая характеристика героев, взятая из замечаний самого автора

Вопрос о чтении разрабатывается методистами: Демидовой, Корст, Молдавской. Он отмечает, что чтение драмы - это акт творчества, процесс 2-го рождения образа в воображении читающего пьесу. На 1-ом месте стоит выразительное чтение преподавателя, обязательно читается 1 действие драмы. При образном изучении читаются отдельные явления. В ходе анализа участвую вместе с обучающимися в чтении по ролям. Прослушав 1 чтение на занятии, студенты дома перечитывают и дочитывают до конца.

Определенное место на уроке должно занимать прослушивание грамзаписи отдельных явлений и монологов.

Пьеса должна быть прочитана дома, но на занятии читаю начало или использую запись (например, на 1 уроке по «Грозе»). В дальнейшем чтение должно присутствовать на уроке. Анализ подчиняется чтением. Логическим переходом к анализу может стать беседа с целью выявить особенности восприятия драматического текста (О чём пьеса? Каков конфликт? В течение какого времени? Какие герои? Место действия?).

Выразительное чтение

Чтение пьесы одним лицом (преподавателем) должно быть средним между чтением драматическим, в основе которого лежит перевоплощение в образ и чтением прозы, в которой преподаватель не перевоплощается, а показывает образ или рассказывает о нем.

Обучающийся должен представлять себе то, что читает преподаватель на первом уроке. Педагог должен обладать хорошими актерскими способностями, способностями, дикцией, чтобы передать суть действия.

К чтению последующих действий не нужно привлекать студентов, а с этой целью предложить им подготовить сообщение о своем герое.

Как вы представляете облик своего героя?

Его манеру одеваться, говорить, держаться?

Каков внутренний мир героя?

Каково его отношение к окружающим?

Как его характеризуют другие герои?

Какая фраза (ы) может быть ключом?

Перед чтением конкретной сцены студент выступает с сообщением о герое, затем читает сцену и завершается эта работа обменом мнениями слушателей. (Кто понравился из выступающих? )

Чтение по ролям возможно только после знакомства с общим содержанием пьесы и ни в коем случае не после вступительного занятия. При выборе сцены учитываю возможности студента и готовлю его к выразительному чтению по ролям, готовлю его во внеурочное время. Используя запись, выявляю отношение обучающегося к исполнению ролей актеров (Как вы себе представляете эту сцену? Что вы можете сказать о героях, характере, образе жизни, слушая, что они говорят и как они говорят? Какие черты героя прежде всего хотел раскрыть каждый из героев своим исполнением? Соответствуют ли образы, созданные ими вашим представлением в герое? ).

Нужно помнить! Что воображение должно опираться на историко-литературные (бытовые) явления, детали, события, если этого нет, оно может превратиться в бесплодное фантазирование.

Общепринято, что на занятии должно быть проанализировано 1 действие драмы, так как 1 действие - это экспозиция, несет в себе начало, то, что предшествует. Подробный анализ 1 действия дает возможность в последующем организовать самостоятельную работу студента над 2, 3, 4 действием. Все сцены и акты нельзя разбирать с одинаковой глубиной, поэтому для анализа отбирают сцены наиболее важные в идейном и художественном отношении (например, сцены, связанные с кульминацией драмы: в «Вишневом саду» - 3 действие) и должны рассматривать финальные сцены. В процессе анализа в поле зрения студента должна быть не только речь действующего лица, но и ремарки, афиша, замечания к ней, слово как звучащая единица речи. Речь героя всегда интонационно окрашена и имеет определенный подтекст. Только раскрывая его можно правильно услышать речь героя.

Станиславский говорил : « без подтекста не может быть драмы на сцене. Подтекст-это неявная, но ощутимая внутренняя жизнь человеческого духа, которая непосредственно течет под словами текста, все время оправдывая и оживляя их...»

Приёмы активизации воображения читателя:

    Воссоздание атмосферы театра (Представьте себе, распахнулся занавес, что вы увидите на сцене?).

    Выразительное чтение самих сцен преподавателем, подготовленные профессиональные записи.

    Устное словесное рисование (Каким вы представляете себе героя в … момент? О чем думал каждый из чиновников, когда шел на вечер к городничему?).

    Режиссерский комментарий - это ролевая игра для словесного рисования костюмов, декораций, выходов актеров, метод группового представления - студенту необходимо представить эпизоды, отсутствующие в тексте (Что может быть сказано Гертрудой и Клавдием в их 1 встречу после смерти Короля).

    Создание мизансцен. Требует вообразить не одного персонажа, а представить его место на сцене, в определённый момент спектакля, рядом с другими действующими лицами. Представить движения действия лиц в сцене (Как бы вы расположили чиновников в 1 явлении «Ревизора»? Как вам видится выход семьи Кабановых?).

    Использование наглядности (фотографии сцен спектакля, актеров). Не следует ограничиваться фотографией одного актера или иллюстрацией одного художника. Правильнее привлекать фото нескольких актеров одной и той же роли. Использовать материал о работе актера над ролью с привлечением кинофрагментов.

Анализ пьесы

Наиболее правильный путь анализа драмы по следам автора («наблюдая за возникновением и развитием конфликта).

Отличие драмы от эпоса:

    отсутствие повторной речи, что лишает драму лишних художественных возможностей, присущих эпосу.

    в литературном тексте драмы акцент перемещается на действия и речь героев.

    драма тяготеет к таким стилевым доминантам, как сложность, разноречие.

    драма обладает повышенной степенью художественных условий, связана с театральным действием. Условность заключается в следующем:

    иллюзия «4-ой» сцены

    реплики в сторону

    монологи героев наедине с самим собой.

    повышенная театральность жестово-мимического и речевого поведения.

Специфично и построение изображение мира: обо всём узнаём из разговора героев и авторских ремарок.

Образы персонажа рисуются такими скучными, по сравнению с эпосом, но яркими и сильными средствами.

Основные приёмы создания образа:

речевая характеристика,

манера речи,

характеристика героя через схожие поступки.

Вспомагательные средства:

    самохарактеристика героя,

    его характеристика в речи других персонажей.

Своеобразен в драме психологизм. Драма не допускает авторского психологического повествования, диалектику души, потока сознания.

Внутренней монолог героя выводится наружу, оформляется во внешней речи и поэтому психологический мир героя выглядит более рационализированным и более упрощенным, чем в эпосе. Наибольшую трудность в драме представляет освоение сложных, эмоциональных состояний героя, сфера подсознательных настроений героя, передача глубины внутри мира.

В этом смысле образцом является драма Чехова, Ибсена, Метерлинка.

Главным в драме является действие, развитие конфликта, поэтому анализ драмы целесообразен началу с определенным конфликтом, прослеживая в дальнейшем его движение. Развитию конфликта подчинена и композиция противоречий. Если предлагать делить драматические произведения в зависимости от формы воплощения конфликта на:

пьесы действия (Фонвизин, Грибоедов, Островский),

пьесы настроения (Гауптман, Чехов, Метерлинк),

пьесы дискуссии (Шоу, Ибсен, Горький).

Пьесы действия.

Конфликт воплощен в сюжете, т. е. в системе действий и событий. В «Грозе» конфликт двупластов. Внешний конфликт - противоречия между властителями и подвластными. С другой стороны действие движется благодаря внутренним положениям конфликта Катерины. Она хочет любить, жить, быть свободной, но в то же время осознаёт, что это грех.

Действие развивается через цепи поступков, которые меняют исходную ситуацию. Драматическое напряжение и внимание зрителя поддерживается интересом к развитию сюжета. В пьесе легко проследить сюжетные линии: завязка, развитие действия, кульминация (ряд кульминаций)

В сюжете, в основном, реализуется и содержание произведения. Социо-культурная проблематика раскрывается через действие, а действие диктуется господствующим в среде правомерным отношением.

В сюжете выражается и трагический пафос пьесы. Самоубийство Катерины подчеркивает невозможность благополучно разрешить конфликт.

Пьесы настроения.

Пьесы-настроения - пьесы Чехова. В них драматические действия составляют конфликты героя с враждебным ему укладом жизни, переходящие в конфликт психологический, что выражается во внутренней неустрашимости героев, в ощущении душевного дискомфорта. Это ощущение характерно не для одного, а для многих, каждый из которых развивает свой конфликт в жизни. Движение сценического действия сосредоточено не в сюжете, перипетиях, а в смене эмоциональной тональности. Событийная цель лишь усиливает то или иное настроение. Пьесы этого типа обладают такой доминантой, как психологизм. Конфликтное развитие не в сюжете, а в композиционных противоречиях. И опорные композиции - это не элементы сюжета, а кульминация психологических состояний. Они приходятся на конец каждого действия. В этих пьесах вместо завязки - обнародование исходного настроения, конфликтного психологизма, состояния. Вместо развязки - эмоциональный аккорд, который не разрушит противоречия («Три сестры»). Все сцены связаны общим настроением. (1 действие - настроение светлой надежды (монолог Ирины), далее оно заглушается тоской, беспокойством и страданием).

Сценическое действие основано на углублении переживаний героев. Ясно, что не бывать сестрам в вожделенной Москве. Все события имеют 1 цель - усилить общее впечатление не благоприятности, неустрашимости бытия (своеобразный подтекстовый психологизм). В пьесах Чехова сценический психологизм опирается именно на этот принцип. Страдание героев выражается в их монологах и репликах.

Важный прием психологизма : несоответствие внешнее и внутреннее, это выражается в ничего не значащих фразах, смехе, слезах, молчании. Важную роль имеют авторские ремарки, подчеркивавшие эмоциональный тон фразы.

Пьесы дискуссии.

Пьесы-дискуссии -пьесы Горького.

Конфликт глубинный, основанный на различие мировоззренческих установок: их проблематика, философская или идейно - нравственная.

Б.Шоу: « Драматический конфликт строится вокруг столкновения

различных идеалов».

Другой конфликт выражается в столкновении, в композиционном противоречии, отдельных высказываниях героев. Поэтому первостепенное внимание следует обратить на разноречие.

В конфликте затягивается ряд героев, который со своей жизненной позицией, поэтому также трудно выделить главные и второстепенные «+» и «-».

Событийная цель служит поводом для высказывания персонажа («На дне»)

Конфликт в столкновении разных точек зрения на природу человека, на ложь и правду. Это конфликт возвышенный, но нереальный с низменным реальным. Конфликт завязывается в 1 действии (с точки зрения сюжета завязка не больше чем экспозиция). В конфликт вступает грубая правда и возвышенная ложь.

Сатин протестует опостылевшим «человеческим словам» звучными, но бессмысленными: « органон, макробиотика». Здесь же Настя читает «Роковую любовь». Актер вспоминает Шекспира. Всё это в резком контрасте с обыденной жизнью ночлежки.

Правда факта . Эту позицию циническую и антигуманную представляет в пьесе Бубнов. Констатирует нечто бесформенное («Шум смерти не помеха») и бессмысленно излагает свою позицию в рассуждение о жизни. В 1 действии появляется и антипод Бубнова-Лука, проповедуя свою философию о Любви и сострадании к ближнему, каким бы он не был.

В дальнейшем конфликт развивается, втягивая новые точки зрения, аргументы, рассуждения, притчи. Порой в опорных схемах композиция выливается в прямой спор.

Конфликт достигает кульминации в 4-м действии.

Само действие представляет собой дискуссию несвязанную с сюжетом- дискуссию человека и его философию, переходящею в спор о человеке вообще, о законе, о правде. Последнее действие проходит после завершения сюжета и развязки внешнего конфликта (Убийство Костылева), который носит в пьесе вспомогательный характер. Таким образом, финал не является сюжетной развязкой, он связан с дискуссией о правде и человеке, и самоубийство актера - это как бы ещё одна реплика в диалоге идей. Финал открыт, он не призван решить идущий на сцене спор философии, он как бы предлагает читателю, зрителю сделать это самому. Утверждена финальная мысль о невыносимости жизни без идеала.

Работа над ремарками

(При изучении «Грозы» - задание: Сопоставить ремарки, которые сопровождают действия Катерины и Варвары в сцене свидания (действие 3 явление 3-4). Цель задания: углубить знание школьников о Катерине. Как они характеризуют душевное состояние и поведение героини? При изучении пьесы «На дне» задание: просмотреть ремарки в последнем действии пьесы, сопровождающие действия героя, сопоставить их со словами героя и на основании ваших наблюдений рассказать, каково душевное состояние героя?)

В ходе анализа пьесы важна позиция автора. Позиция автора скрыта, автор никогда прямо не выражает свою точку зрения. В пьесе 2 основных способа выражения авторского сознания: позиция его проявляется в группировке действия лиц противоположных одних другим, в отборе материала для пьесы, в сущности конфликта.

Вспомогательные средства: афиши, ремарки, указания для постановщика. Позиция драматурга проявляется в выборе заглавия и жанра пьесы («Люди без солнца» - «Дно жизни»; «На дне»). Со всей полнотой позиции автор проявляется в финале, вот почему так важен анализ (Почему пьеса не завершается 3- м актом, как советует Чехов, считая, что 4 акт в ней не нужен. Какие вопросы поставленные Горьким не нашли решения в 3 акте, как они решаются в 4-ом?. Как 4 акт позволяет раскрыть позицию драматурга). Необходимо продумать организацию самостоятельной работы. Речь идет о системе заданий разной сложности: пересказов содержания явления, анализ монологов, диалогов, самостоятельность речи, ремарок, отдельных сцен драмы; подготовить чтение по ролям.

Заключительные занятия

На таких занятиях преследуются следующие цели:

    Историко - функционное осмысление произведения и его героев.

    Демонстрация учащегося умения выражать чтение по ролям, обработка навыков чтение пьесы. Это выразительное чтение становится способом проверки и глубины понимания того или иного характера.

Именно на заключительный этап приходится просмотр кинофильма, спектакля и их обсуждение. Возможны постановки фрагментов пьесы, но, решая поставить пьесу, отрывок отчетливо необходимо представлять - под силу ли это учащемуся.

На заключительном этапе рекомендуется привлекать работы критиков, литературоведов, сопоставлять точки зрения на одно произведение или образ, сопоставлять трактовки героя разными актерами, сопоставлять драматургию русскую и зарубежную («Мизантроп» Мольера, «Горе от ума» Грибоедова, взгляды Белинского и Шиллера о театре). Всё это создаёт проблемную ситуацию.

Широко применяю межпредметные связи, используя следующие вопросы:

    Совпадает ли развитие действия фильма с действием пьесы.

    Какие новые сцены заметили, каков их смысл.

    Как показана обстановка.

    Соответствует ли это замыслу писателя?

    Как актеры трактуют главные образы. Согласны ли вы с трактовкой.

    Как режиссёр и актер используют ремарки и другие авторские указания в создании образов и других сцен.

    Какие вы заметили режиссерские, операторские находки?

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то