Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Вопросы по тексту

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

воспитатель МБДОУ №3 Конаныхина Л.И.

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ К. И. ЧУКОВСКОГО».

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Дать детям представление о личности писателя и его книгах.

2.Вызвать интерес к личности писателя и его книгам.

3.Учить по действиям героя определять мотивы его поступков.

4.Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.

5.Довести до сознания детей замысел автора.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Чтение произведений К. И. Чуковского.

« Федорино горе».

« Телефон».

« Тараканище».

« Муха Цокотуха»

«Айболит».

« Мойдодыр».

РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ.

МАТЕРИАЛ:

1.Портрет К. И. Чуковского.

2. Выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к сказкам Чуковского.

3.Мешок с предметами:

Телефон;

Воздушный шарик;

Мыло;

Блюдце;

Колоша;

Термометр (игрушечный);

ХОД ЗАНЯТИЯ.

(В книжном уголке сделать выставку книг К. И. Чуковского, его портрет).

Обратить внимание детей на выставку.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята! Сейчас я вам расскажу об известном детском писателе, большом друге детей - о Корнее Ивановиче Чуковском.

Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса.

Мать была простой прачкой, но старалась дать своим детям образование.

Детским писателем он стал не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были интересными и скучными.

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А бывало и так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как - нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:

«Однажды, работал в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «МОЙДОДЫР»

Дети поняли и полюбили сказку Корнея Чуковского. Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.

Вспомните произведение К. И. Чуковского, где действующие лица являются вещи?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: («ФЕДОРИНО ГОРЕ»)

Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла,

Топору - то, топоры

Так и сыплются с горы

Испугалася коза,

Растопырила глаза

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят - школьников начальных классов, и для подростков, и для взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.

Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке...

А ну может вы знаете, в какой сказке?

ОТВЕТ: («МОЙДОДЫР»)

Послушайте, я вам зачитаю строки из сказки, кто знает помогайте мне:

«Ах ты гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки,

Убежали от тебя».

А еще у Чуковского есть сказка, в которой главного героя любят все дети и звери, который не боится ни каких трудностей ради спасения зверей, он добрый, отзывчивый.

Догадались, о каком герое я говорю?

Как эта сказка называется?

ОТВЕТ: («АЙБОЛИТ»).

(Дети зачитывают по памяти отрывки)

С ранних лет стихи приносят всем радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без сказок:

«Айболит»,

«Тараканище»,

«Федорино горе»,

«Бармалей»,

«Муха-Цокотуха»,

«Телефон».

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, и где бы он не находился: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб не тратить попусту время он сочинял для детей загадки, сказки.

(Дети читают стихи Чуковского).

Нет среди нас К.И. Чуковского. Но книги его живут, и будут жить долго.

Умение выразительно рассказывать наизусть отрывки из произведений К. Чуковского; развивать память, воображение; побуждать детей старшей группы эмоционально реагировать на содержание любимых произведений; формировать умение узнавать литературные произведения по отрывкам и иллюстрациям; воспитывать любовь и уважение к книге.

Материал: портрет К. Чуковского, книги с произведениями автора, иллюстрации произведений, мелкие игрушки.

Предварительная работа: чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе».

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, нам пришла бандероль. Интересно, от кого она и что в ней.

Дети выдвигают свои версии. Открывают бандероль. В ней - билеты по количеству детей.

В. Интересно, куда можно пойти с этими билетами? В библиотеку? Нет, там не нужен билет. В кино? В театр? В цирк? В музей? (Достаёт из бандероли приглашение и читает.) «Уважаемые дети, приглашаю вас посетить музей книги».

Дети приходят в музей, где их встречает воспитатель, переодетый в бабушку.

В. Здравствуйте, дети. Меня зовут бабушка Федора. Я приглашаю вас на экскурсию в сказочный музей. Давайте вспомним правила поведения в музее:

  • Нельзя шуметь.
  • Нельзя бегать.
  • Если что-то нужно спросить, уточнить - поднять руку.

Дети проходят в музей и видят иллюстрацию сказки: стоит стол, а на нём расставлена посуда, рядом бабушка.

В. Дети, кто скажет, из какой сказки эта картина? Как вы догадались? (Ответы детей.)

Чему учит нас эта сказка? Вы хотели бы быть похожими на главную героиню? Почему? (Ответы детей.) Проходим дальше.

На столе стоит умывальник, фигурка мальчика, разбросаны вещи.

В. Одеяло

Улетела простыня

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

В. Вы узнали, о какой сказке идёт речь? («Мойдодыр».) Как вы догадались? А чему учит нас эта сказка? (Она учит нас тому, чтобы мы всегда с удовольствием мыли руки, умывались, были аккуратными. Это очень важно для нашего здоровья.)

А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.

Добрый доктор… (Айболит)!

Он под деревом… (сидит).

Всех излечит, исцелит

Добрый… (доктор Айболит)!

Из какой сказки эти строчки, вы догадались? («Доктор Айболит».) Давайте вспомним, кого лечил Айболит?

Воспитатель достаёт куклу доктора Айболита (можно использовать кукольный театр).

Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Может быть, вас полечить?

В. Давайте дружно встанем в круг и покажем доктору Айболиту, что мы здоровые и лечить нас не надо.

Физкультминутка.

В. Вот какие мы сильные и здоровые! Нас не надо лечить!

Дети подходят к следующему экспонату. На столе расставлены насекомые.

В. Кто это, ребята? Давайте назовём их. Из какой сказки появились такие интересные герои? («Муха-Цокотуха».) Как вы догадались?

А кто мне скажет, чему учит нас эта сказка? (Храбрости, смелости, умению защищать тех, кто попал в беду.) Вы бы смогли поступить так же, как поступил Комарик? А теперь ответьте, в каких сказках мы с вами побывали? Кто автор всех этих сказок? (Ответы детей.)

В. А я приготовила вам одно задание. Смотрите, как много книг у нас! Давайте из них выберем те, которые написал Корней Чуковский.

Дети самостоятельно выбирают.

В. Вот какие молодцы, всё сделали правильно! А вы знаете, как нужно обращаться с книгой?

Дети напоминают правила обращения с книгой.

Доктор Айболит.

  • Книги нужно брать чистыми руками.
  • Книги нельзя рвать, мять.
  • Нельзя рисовать на книгах.
  • Нельзя загибать углы.

В. Наша экскурсия по музею книг Корнея Чуковского закончилась. А на память о ней я хочу подарить вам книгу.

Цель: Познакомить детей с произведением С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Задачи:1. Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. 2. Упражнять в словообразовании.

3. Воспитывать умение сопереживать персонажам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке"

Цель: Познакомить детей с произведением С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Задачи:1. Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. 2. Упражнять в словообразовании.

3. Воспитывать умение сопереживать персонажам.

Предварительная работа: Чтение сказок «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Курочка Ряба».

Оборудование: выставка книг «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Репка», «Курочка Ряба», игрушка мышонок, фигурки героев сказки для показа на фланелеграфе.

Ход: Дети заходят в группу. Слышится шорох.

Воспитатель: Тихо, послушайте, кто-то шуршит. Пойду, посмотрю. Приносит в закрытых ладонях маленькую мышку. Ай да гостья у нас. Отгадай загадку, кто же это к нам пришел.

Живет в пещере чудовище

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища – длинный хвостище,

Крепки у него лапищи,

Кривы на лапищах когтищи,

Остры у него зубищи,

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи!

Догадались кто это? Дети отвечают. Воспитатель раскрывает ладони и показывает мышку.

Да, вы не бойтесь малышки

Чудовище это - мышка!

Пещера - мышкина норка,

А сокровище - хлебная корка!

Посмотрите, какая маленькая хорошенькая мышка. В загадке говорится, что у мышки длинный хвостище. Хвостище это грубо или ласково сказано? Правильно, грубо. А как ласково сказать? Какой хвостик у мышки? Правильно, длинный хвостик, значит мышка длиннохвостая. Какая мышка? Дети повторяют. Затем называю ласково:

Воспитатель: Не лапищи, а. … Не когтищи, а. Не зубищи, а. … Не усищи, а …

Где живет мышка? Правильно, в норке. А наш мышонок потерялся и пришел к нам за помощью. Он убежал из сказки, а из какой забыл. Давайте ему поможем. В каких сказках есть мышка?

Подходят к стенду с выставленными книгами: «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Курочка Ряба». Воспитатель показывает указкой на книги по очереди. Какая это сказка? Правильно, «Курочка Ряба» Какая там была мышка? (Маленькая, шустрая) В сказке «Репка»? (трудолюбивая, сильная) В сказке «Теремок»? (Мышка-норушка) В сказке «Рукавичка? » (Мышка-поскребушка) В сказке «У страха глаза велики», какая мышка? (Мышка –хлопотушка) Хлопотать, это что значит? Наверное, мышка-хлопотушка и пироги печь умела. Давайте вспомним стихотворение про такую мышку. Дети садятся на стулья.

Пальчиковая гимнастика.

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла

Намолола там муки

Испекла всем пирожки:

Мышонку с капустой,

Мышонку-с картошкой,

Мышонку с морковкой,

Мышонку с морошкой.

Для большого толстячка, аж четыре пирожка:

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой!

Воспитатель: Ребята, есть еще одна сказка, где есть мышонок. Она называется «Сказка о глупом мышонке» Может быть наш мышонок из этой сказки? А ее сейчас расскажу, а вы вместе с мышонком послушаете.

Воспитатель рассказывает сказку с показом персонажей сказки на фланелеграфе.

Беседа по содержанию сказки.

Как называется сказка? - Какой был мышонок в этой сказке? (глупый, маленький, капризный)

Какая была мама у мышонка? Как она заботилась о мышонке?

Кто приходил нянчить мышонка? Куда исчез мышонок? Как вы думаете, мама переживала за мышонка?

Пересказ вместе с детьми понравившихся отрывков. Дети выбирают героев по желанию. Рассказывают три-четыре отрывка с показом на фланелеграфе.

Воспитатель задает наводящие вопросы. – Каким голосом пела лошадка? (утка, жаба и другие герои.) Воспитатель дает положительную оценку каждому ребенку принимавшему участие в рассказывании сказки. Мы сегодня с вами вспомнили, какие разные мышки живут в сказках. Дети перечисляют. Какая была мама у мышонка? А мышонок, какой был? Жалко вам мышонка? Мне тоже жалко. Но я открою вам секрет. Кошка не съела мышонка, а только унесла его с собой. И что случилось дальше с ним, мы узнаем с вами из этой книжки (Показывает книгу «Сказка об умном мышонке») О приключениях нашего мышонка мы почитаем на следующем занятии. А сейчас давайте вспомним, какие бывают смелые мышки.

Игра «Смелые мышки»

Вышли мышки как - то раз

Посмотреть который час.

Час, два, три, четыре!

Мыши дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон!

Воспитатель: посмотрите, наш мышонок убежал, наверное, он вспомнил, где его дом и побежал к своей маме.

Воспитатель: Кривых Елена Анатольевна.


Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в первой младшей группе «Не бросим зайку в беде»
(по стихотворению А.Барто «Зайка»)

Программное содержание:

Расширять эмоциональность и образность восприятия стихотворения через игру-инсценировку,

Пробуждать в детей чувство сопереживания и желание помочь тому, кто нуждается в помощи,

Учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них. Упражнять в употреблении некоторых несложных вопросительных фраз («Зайка, что случилось?», «Почему ты мокрый?», «Кто тебя оставил на скамейке?», «Где твоя хозяйка?»), тем самым активизируя словарный запас детей,

Продолжать учить по напоминанию взрослого здороваться и прощаться,

Учить ориентироваться в помещении своей группы (спальная, групповая, раздевальная и умывальная комнаты). Знать, где хранятся игрушки, приучать жить по правилу «поиграл – положи на место».

Материал: мягкая игрушка «Заяц», книжка А. Барто «Игрушки».

Ход занятия

1. - Дети, угадайте, кто к нам должен сегодня прийти в гости? Читаю загадку «Длинные ушки, быстрые ножки, прыгает ловко, любит морковку»

Зайка! говорят дети.

Молодцы, отгадали! Давайте поиграем с пальчиками.

2. Пальчиковая игра «Зайка».

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

3. - Я даже приготовила зайке угощение – морковку. Но где же зайка? Давайте поищем! Может он спрятался под столом? Может за диваном? (физминутка «Дети ищут зайца»). Выходим в раздевалку, а на скамейке сидит мокрый зайка. Дети здороваются с зайцем.

Я беру зайца на руки и идем с детьми в группу, дети садятся на стульчики.

Надо зайку обтереть, высушить полотенцем. Сережа, подай пожалуйста полотенце! А теперь завернем его в одеялко, напоим горячим молочком, чтобы он не заболел. Добиваюсь, чтобы дети говорили «Пей, зайка, молочко, а то заболеешь!»

Ну вот, зайка обсох, разогрелся. А теперь давайте спросим, что же с ним случилось? (Дети спрашивают).

4. Чтение стихотворения «Зайка» А. Барто.

Кто оставил зайку на улице?

Почему он намок?

Как вы думаете, почему зайка не смог слезть со скамейки?

Хорошо ли девочка поступила, что оставила зайку под дождем?

А вы не забываете свои игрушки на улице?

Как нужно относиться к игрушкам? Можно ли их разбрасывать?

Обобщая ответы детей, говорю:

Игрушки разбрасывать не надо. У каждой игрушки есть свое место. Нужно запомнить: «поиграл с игрушкой – убери ее на место», иначе игрушки могут обидеться и уйти от нас.

5. Ну вот, зайка наш обсох, повеселел, хочет с нами поиграть.

Игра «Заинька, походи!»

6. В конце занятия пригласить зайца на прогулку. Дети обещают заботиться о нем: катать на саночках, играть с ним и не оставлять его на улице одного.

А сейчас скажем ему «До свидания!»

Елена Шаргалина
План-конспект открытого занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе

«Рассказывание русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк»

Цель : учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух : умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

Оборудование и материалы : магнитная доска, репродукция картины Васнецова , книга с иллюстрациями по сказке.

Ход занятия : Дети, посмотрите внимательно на обложку этой книги. Как называется сказка? Многие из вас слышали эту сказку, кто-то смотрел мультфильм или диафильм (ответы детей )

Сейчас я прочту вам русскую народную сказку «Иван-царевич и Серый волк» . Сказку эту придумал не писатель, не поэт, а русский народ много-много лет назад и рассказывали ее такими словами, какие живут только в русских сказках. Эту сказку мне в детстве рассказывала бабушка, а такая картина была у меня в комнате. А теперь вы послушайте, как я расскажу вам эту сказку об Иване-царевиче и Сером волке (педагог выразительно читает-рассказывает сказку) .

После чтения проводится беседа.

Кто помог Ивану-царевичу достать жар-птицу?

Какое задание дал царь Афрон Ивану-царевичу? (достать у царя Кусмана златогривого коня)

Кто помог выполнить этот приказ Ивану-царевичу? (Серый волк)

А как Серый волк помог это сделать?

Какое задание дал царь Кусман Ивану-царевичу? (Привезти дочь царя Далмата – Елену Прекрасную)

Что сделал волк?

На обратном пути как волк помог Ивану-царевичу победить царя Кусмана? (обернулся Еленой Прекрасной)

На обратном пути как волк помог Ивану-царевичу победить царя Афрона? (обернулся златогривым конем)

Кто победил? Кого в этой сказке наказали?

Как вы объясните слова, пословицу «сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (сказка – это выдумка, но в сказках добро всегда побеждает, и в жизни надо стараться делать хорошие, добрые поступки)

А что же сказочного в этой истории? (ответы детей )

Вы все верно подметили. А еще в сказках, русских сказках, есть особенные «сказочные слова» . Какие «сказочные» слова вы заметили? Есть такие слова грустить, загрустил. А в сказке говорится не просто загрустил, а как? (закручинился, пригорюнился, загоревал, голову повесил)

Если дети затрудняются воспроизвести слова и выражения из текста, воспитатель сам называет их.

Ребята, в р. н. с. сказочным героям дают имена с приговорками.

Почему Иван-царевич? (сын царя)

Елена Прекрасная, почему Прекрасная? (она была очень красива)

Да, в русских сказках много интересных слов и выражений.

А с каких слов начинается сказка? (в некотором царстве, в некотором государстве, жил-был)

А какими словами она заканчивается? (стали они жить-поживать, да горя не знать)

А еще в русских сказках все важные события случаются обычно трижды, повторяются три раза.

Что трижды было, происходило в сказке «Иван-царевич и Серый волк» ? (три брата, три ночи, три царя)

Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

Вот какую интересную сказку вы услышали.

Как она называется?

Физминутка

«В мастерской у художника »

А теперь, дети, давайте представим, что мы с вами художники и нарисуем сейчас иллюстрации – картины к нашей сказке. Сначала мы с вами отправимся в мастерскую художника (идем шагом по кругу) . Пришли. Теперь смешаем с вами краски (бег на месте) . Теперь нарисуем картину. Для синей краски соберем синеву с неба (упражнение) . Зеленую –соберем с растений (упражнение) . Желтый цвет – с одуванчиков (упр-е) . Черный – с земли. А теперь начнем рисовать начиная с верхней части картины, а теперь по бокам, а теперь в середине (то внизу, наклоняясь, приседая, подтягиваясь вверх) . Вот какую красивую картину вы нарисовали.

Педагог предлагает рассмотреть картину Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» . Ребята, мы уже с вами не раз обращались к картинам этого художника , кто автор этой картины? Как она называется? А какой сюжет, момент из сказки на ней изображен, какие слова из сказки подходят к этой картине? (Помчался Серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратно) . Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для картины .

Откуда и куда едут герои?

Придумайте, чем мог бы закончится сюжет картины Васнецова. (Выслушиваются два-три ответа) .

И начну у бабки сказки я просить,

И начнет мне бабка сказку говорить :

Как Иван-царевич Птицу-жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал

И во сне мне снятся Чудные края

И Иван-царевич – это будто я.

Домашнее задание : Нарисовать дома то, что больше всего вам запомнилось и понравилось в этой сказке.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то