Какие черты «нового человека» в образе Базарова принимает и какие отрицает И. Тургенев? по роману Отцы и дети (Тургенев И

Пушкин глазами современников
О том, каким видели и запечатлели своего гениального современника профессиональные художники и дилетанты, русские и иностранцы; а также цитаты из воспоминаний о Пушкине.

...Быть может (лестная надежда)

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет,

И молвит: то-то был Поэт!

Прими ж мои благодаренья,

Поклонник мирных Аонид,

О ты, чья память сохранит

Мои летучие творенья,

Чья благосклонная рука

Потреплет лавры старика!...

1823 строки из «Евгения Онегина»


Ксавье де Местр "Пушкин- ребёнок" ,1800 - 1802
(написана маслом на металлической пластине.)
Предполагается, что это первое изображение Пушкина. Миниатюра была подарена С.М.Великопольской - дочери семейного врача и друга Пушкиных М.Я.Мудрова. Более ста лет портрет бережно хранился у Великопольских. В 1950 году артист В.С.Якут после успешного выступления в роли Пушкина в пьесе А.П.Глобы "Пушкин" получил его в подарок. А через десять лет, узнав о создании в Москве музея, посвященного Пушкину, Якут передал туда драгоценную реликвию.
О Пушкине: «Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями»": «Бывало... спрашивают его: „Что ты, Саша, не спишь?" - на что он обыкновенно отвечал: "Сочиняю стихи"; тут ему погрозят розгами, чтобы его заставить оставить стихи и приняться за сон; вот как еще с раннего детства поэтический гений в нем развивался».
Н. В. Берг "Сельцо Захарово": "... Добрый хозяин водил меня по саду и показывал места, которые особенно любил ребенок - Пушкин. Прежде всего мы осмотрели небольшую березовую рощицу, находящуюся неподалеку от дому, почти у самых ворот. Посредине ее стоял прежде стол, со скамьями кругом. Здесь, в хорошие летние дни, Ганнибаловы обедывали и пили чай. Маленький Пушкин любил эту рощицу и даже, говорят, желал быть в ней похоронен<...>Из рощицы мы пошли на берег пруда, где сохранилась еще огромная липа, около которой прежде была полукруглая скамейка. Говорят, что Пушкин часто сиживал на этой скамейке и любил тут играть. От липы очень хороший вид на пруд, которого другой берег покрыт темным еловым лесом. Прежде вокруг липы стояло несколько берез, которые, как говорят, были все исписаны стихами Пушкина. От этих берез остались только гнилые пни; впрочем, немного дальше уцелела одна, на которой еще заметны следы какого-то письма. Я мог разобрать совершенно ясно только несколько букв: окр...къ и ваютъ<...>
- Смирный был ребенок Александр Сергеич или шалун?
- Смирный был, тихий такой, что Господи! все с книжками, бывало... нешто с братцами когда поиграют, а то нет, с крестьянскими не баловал... тихие были, уваженье были дети.
- Когда же он отсюда уехал?
- Да Господи знает! Годов двенадцати, надо быть, уехал..." (из беседы с дочерью Арины Родионовны)


С.Г.Чириков "Портрет Пушкина" , 1810 г.
Я молодой повеса,
Еще на школьной скамье;
Не глуп, говорю, не стесняясь,
И без жеманного кривлянья...
Мой рост с ростом самых долговязых
Не может равняться;
У меня свежий цвет лица, русые волосы
И кудрявая голова...
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености
(«Мой портрет» 1814 г.
перевод с французского)
Среди лицейских прозвищ Пушкина было и такое, данное “по физиономии и некоторым привычкам”: “смесь обезьяны с тигром”.
“Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде”<...>Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться”.(Записи в дневнике внучки Кутузова Д.Ф. Фикельмон)


И. Репин "Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года" , 1911г.
Пушкин вспоминает об экзамене в Царском Селе, состоявшемся в 1815 году, как приехал в лицей знаменитый поэт Г.Р. Державин. Утомлённый однообразием экзамена, Державин задремал. Он внезапно оживился, когда Пушкин начал читать своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Державин был восхищён талантом молодого поэта. И. Репин изобразил на своей картине, написанной в 1911 году, волнительный сюжет, где юный поэт читает своё стихотворение.

"...На выпуск же молодого Пушкина смотрели члены «Арзамаса» как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно же Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам Бог послал ему милое чадо. Чадо показалось мне довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья наперерыв баловали маленького брата. Почти всегда со мною так было: те, которых предназначено мне было горячо любить, на первых порах знакомства нашего мне казались противны. Спросят: был ли и он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением и кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре. Я не спросил тогда, за что его назвали «Сверчком»; теперь нахожу это весьма кстати: ибо в некотором отдалении от Петербурга, спрятанный в стенах Лицея, прекрасными стихами уже подавал он оттуда свой звонкий голос. <...> Его хвалили, бранили, превозносили, ругали. Жестоко нападая на проказы его молодости, сами завистники не смели отказывать ему в таланте; другие искренно дивились его чудным стихам, но немногим открыто было то, что в нем было, если возможно, еще совершеннее, - его всепостигающий ум и высокие чувства прекрасной души его..." (Ф. Ф. Вигель из "Записок")


Егор Иванович Гейтман
Пушкин.
1822
Первым изображением Пушкина, которое увидели его читатели-современники, была гравюра, выполненная Е. И. Гейтманом для фронтисписа в первом издании поэмы «Кавказский пленник». Ее издатель- поэт и переводчик Н. И. Гнедич - поместил в конце книги примечание: «Издатели присовокупляют портрет Автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным».
Книга вышла в Петербурге в конце августа 1822 года. Получив ее, Пушкин писал Гнедичу из Кишинева: «Александр Пушкин мастерски литографирован, но не знаю, похож ли, примечание издателей очень лестно - не знаю, справедливо ли»... «Я писал к брату, чтобы он С. Ленина упросил не печатать моего портрета, если на то нужно мое согласие, то я не согласен».

"..Он умел быть совершенно молод в молодости, то есть постоянно весел и беспечен<...>Сие кипучее существо, в самые кипучие годы жизни, можно сказать, окунулось в ее наслаждения. Кому было остановить, остеречь его? Слабому ли отцу его, который и умел только восхищаться им? Молодым ли приятелям, по большей части военным, упоенным прелестями его ума и воображения, и которые, в свою очередь, старались упоевать его фимиамом похвал и шампанским вином? Театральным ли богиням, с коими проводил он большую часть своего времени? Его спасали от заблуждений и бед собственный сильный рассудок, беспрестанно в нем пробуждающийся, чувство чести, которым весь был он полон..."(Ф. Ф. Вигель из "Записок")


Иосив Евстафий Вивьен де Шатобрен
Пушкин.
1826
"В числе многих особенно обратил мое внимание вошедший молодой человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой в своих приемах, часто смеющийся в избытке непринужденной веселости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие. Очерки лица его были неправильны и некрасивы, но выражение думы до того было увлекательно, что невольно хотелось бы спросить: что с тобою? Какая грусть мрачит твою душу? Одежду незнакомца составлял черный фрак, застегнутый на все пуговицы, и такого же цвета шаровары...Пушкин беспрерывно краснел и смеялся; прекрасные его зубы выказывались во всем блеске, улыбка не угасала." (В.П. Горчаков. Выдержки из дневника об А. С. Пушкине)

"Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны" (художник Карл Брюллов)

«Небольшой ростом, губы толстые и кудлатый такой... Он мне очень некрасив показался». (Цыганка Таня)

"...Одевался Пушкин хотя, по-видимому, и небрежно, подражая и в этом, как во многом другом, прототипу своему - Байрону, но эта небрежность была кажущаяся: Пушкин относительно туалета был весьма щепетилен..." (А.Н.Вульф. Рассказы о Пушкине, записанные М. И. Семевским)

"...в 1822 году было сильное землетрясение в Кишиневе; стены дома треснули, раздались в нескольких местах; генерал Инзов принужден был выехать из дома, но Пушкин остался в нижнем этаже. Тогда в Пушкине было еще несколько странностей, быть может, неизбежных спутников гениальной молодости. Он носил ногти длиннее ногтей китайских ученых. Пробуждаясь от сна, он сидел голый в постеле и стрелял из пистолета в стену." (А. Ф. ВЕЛЬТМАН "Воспоминания о Бессарабии")

"...А. С. Пушкин писал свои стихотворения обыкновенно утром, лежа на постели, положив бумагу на подогнутые колени. В постели же он пил и кофе. Не один раз писал так Александр Сергеевич тут свои произведения, но никогда не любил их читать вслух, для других..."(Н.И.Вульф. Рассказы о Пушкине, записанные В. Колосовым)

"...Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался<...>В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел...." (М.Н.Волконская. Из "Записок")


И.Е.Вивьен. "Портрет Пушкина". 1826 г.
Миниатюра гуашью на пластине слоновой кости и рисунок итальянским карандашом обрусевшего француза Ж. Вивьена. Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П. А. Осиповой, второй – поэту Е. А. Баратынскому. Это небольшой камерный портрет, выполненный просто, без всяких претензий, для того чтобы запечатлеть черты поэта на память для его близких друзей – изображение исполняло роль нынешней фотографии.

Василий Андреевич Тропинин. Пушкин. 1827
«Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами» (С.А.Соболевский из письма к М.П.Погодину 1868 г.)

«Русский живописец Тропинин недавно окончил портрет Пушкина. Пушкин изображен en trois quart в халате, сидящий подле столика. Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина столь определенная, выразительная, что всякий живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие. Действительно: гений пламенный, оживляющийся при каждом новом впечатлении, должен изменять выражение лица своего, которое составляет душу лица... Портрет Пушкина... будет отправлен в Петербург, для выставки в академии. Надеемся, что знатоки оценят превосходную работу сего портрета» (заметка издателя Н.А.Полевого в его журнале«Московский телеграф»)


Орест Адамович Кипренский - Портрет А.С. Пушкина
Россия/Москва/Третьяковская галерея 1827 Холст, масло
Портрет 28-летнего Пушкина был создан по заказу его друга А. Дельвига. “Художников друг и советник”, как звал его Александр Сергеевич, Дельвиг предвидел, что портрет станет важным событием в русской культурной жизни, и не случайно остановил свой выбор на уже известном живописце. Хоть Пушкин позировать не любил, желанию друга подчинился беспрекословно. В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке. На готовый портрет поэт ответил откликом-экспромтом:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,
- И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

«С Пушкина списал Кипренский портрет, необычайно похожий» (в письме брату Н.А. Муханова 15 июля 1827 г.)

«Вот поэт Пушкин. Не смотрите на подпись: видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостает только беспрестанного вздрагивания: этот портрет писан Кипренским».(запись в дневнике профессора Петербургского университета и цензора А. В.Никитенко 2 сентября 1827г. (выставка открылась 1 сентября)


Николай Иванович Уткин
Пушкин.
1827
Гравюра Уткина была использована для фронтисписа в издаваемом Дельвигом альманахе «Северные цветы на 1828 год», а также продавалась отдельными оттисками на китайской шелковой бумаге большого формата. Однако гравюра не была лишь механической репродукцией с живописного оригинала. На гравюре Уткина нет символической фигуры музы, скрещенных на груди рук, высветленного вокруг головы фона, почти не виден романтический плащ. В гравюре Уткина образ поэта проще и человечнее. Вероятно, именно этими качествами и объясняется мнение отца поэта и лицейских друзей, считавших гравюру Уткина лучшим портретом Пушкина.

«Вот тебе наш милый добрый Пушкин, полюби его! Рекомендую тебе его. Его портрет поразительно похож,- как будто ты видишь его самого. Как бы ты его полюбила, Саша, ежели бы видела его как я, всякий день. Это человек, который выигрывает, когда его узнаешь». (жена Дельвига Софья Михайловна в письме к своей подруге А. Н. Семеновой при посылке гравюры.9 февраля 1828 года)

"С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождавших его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека. Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос выдающимся - это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу, голова, с негустыми, кудрявыми волосами. (И.А.Гончаров "Из университетских воспоминаний")


Густав Адольф Гиппиус
Пушкин.
1827-1828
Г. А. Гиппиус, выходец из Ревеля, получивший образование в Венской Академии художеств, зарекомендовавший себя литографом-портретистом в Германии и Италии, приехал в Россию в 1819 году. Пушкин на литографии Гиппиуса лишен романтического ореола. Это взгляд на Пушкина стороннего человека, не испытывающего священного трепета перед русским национальным гением.

«Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его... Да и прибавьте к этому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин... странность нрава природного и принужденного и неограниченное самолюбие - вот все достоинства телесные и душевные, которые свет придавал русскому поэту XIX столетия». (дневниковая запись А. А. Олениной 18 июня 1828 г.)

"...Его светский блестящий ум очень приятен в обществе, особенно женском. С ним я заключил оборонительный и наступательный союз против красавиц, от чего его и прозвали сестры Мефистофелем, а меня Фаустом..." (А.Н.Вульф. Из "Дневника" 6 февраля 1829 г.)


Неизвестный художник
А.С.Пушкин.
1831
"... Сестра сообщает мне любопытные новости, а именно две свадьбы: брата Александра Яковлевича и Пушкина на Гончаровой, первостатейной московской красавице. Желаю ему быть счастливу, но не знаю, возможно ли надеяться этого с его нравами и с его образом мыслей. Если круговая порука есть в порядке вещей, то сколько ему, бедному, носить рогов, это тем вероятнее, что первым его делом будет развратить свою жену. Желаю, чтобы я во всем ошибся..."(А.Н.Вульф. Из "Дневника" 28 июня 1830 г.)

"Наталья Ивановна <Гончарова> была довольно умна и несколько начитана, но имела дурные, грубые манеры и какую-то пошлость в правилах. У нее было несколько человек сыновей и три дочери, Катерина, Александра и Наталья. В Яропольце было около двух тысяч душ, но, несмотря на то, у нее никогда не было денег и дела в вечном беспорядке. В Москве она жила почти бедно, и когда Пушкин приходил к ней в дом женихом, она всегда старалась выпроводить его до обеда или до завтрака. Дочерей своих бивала по щекам. На балы они иногда приезжали в изорванных башмаках и старых перчатках. Долгорукая помнит, как на одном балу Наталью Николаевну уводили в другую комнату и Долгорукая давала ей свои новые башмаки, потому что ей приходилось танцевать с Пушкиным.
Пушкин оставался женихом чуть ли не целый год до свадьбы. Когда он жил в деревне, Наталья Ивановна не позволяла дочери самой писать к нему письма, а приказывала ей писать всякую глупость и между прочим делать ему наставления, чтобы он соблюдал посты, молился богу и пр. Наталья Николаевна плакала от этого.
Пушкин настаивал, чтобы поскорее их обвенчали. Но Наталья Ивановна напрямик ему объявила, что у нее нет денег. Тогда Пушкин заложил именье, привез денег и просил шить приданое..."(Е.А. Долгорукова. Рассказы о Пушкине, записанные П. И. Бартеневым)

П.Ф.Соколов
Портрет Пушкина.
1836
Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками.

"Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы - вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно - это тёмно-серые с синеватым отливом глаза - большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное".(Л. П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора)

Томас Райт
Пушкин.
1837
Первое упоминание в печати о портрете Пушкина встречается в газете «Северная пчела» от 17 марта 1837 года: «Портрет Александра Сергеевича Пушкина гравируется членом Императорской Академии художеств Т. Ройтом со съемку (имеется в виду посмертная гипсовая маска) с лица его и будет изготовлен в конце текущего марта».

«...рисованный и гравированный Г. Райтом (Wright). Наверное, не знаем с натуры ли рисован портрет сей; вероятно, что он изготовлялся для коллекции знаменитых современников, коей издание давно уже начато Г. Райтом. Свойственный сему Художнику изящный вкус в отделке - отличительное достоинство портрета. Внизу fac-simile с подписи Пушкина». (Н.В. Кукольник в статье «Письмо в Париж», давая обзор известных ему сохранившихся портретов Пушкина)

«Обратите внимание, что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум». Портрет дополнен факсимильным воспроизведением подписи: «А. Пушкинъ». Подпись придает листу графическую завершенность и торжественность." (И. Е. Репин)


Иван Логинович Линев. "Портрет Пушкина". 1836-37 г.г. Холст, масло.
"...Я расскажу так, как слышал от самого Пушкина: в 1817 или 1818 году, то есть вскоре по выпуске из Лицея, Пушкин встретился с одним из своих приятелей, капитаном л.-гв. Измайловского полка (забыл его фамилию). Капитан пригласил поэта зайти к знаменитой в то время в Петербурге какой-то гадальщице: барыня эта мастерски предсказывала по линиям на ладонях к ней приходящих лиц. Поглядела она руку Пушкина и заметила, что у того черты, образующие фигуру, известную в хиромантии под именем стола, обыкновенно сходящиеся к одной стороне ладони, у Пушкина оказались совершенно друг другу параллельными... Ворожея внимательно и долго их рассматривала и наконец объявила, что владелец этой ладони умрет насильственной смертью, его убьет из-за женщины белокурый молодой мужчина...
Пушкин <...> до такой степени верил в зловещее пророчество ворожеи, что когда, впоследствии, готовясь к дуэли с известным американцем гр. Толстым, стрелял вместе со мною в цель, то не раз повторял: «Этот меня не убьет, а убьет белокурый, так колдунья пророчила», - и точно, Дантес был белокур<...>Перед дуэлью Пушкин не искал смерти; напротив, надеясь застрелить Дантеса, поэт располагал поплатиться за это лишь новою ссылкою в Михайловское, куда возьмет и жену, и там-то, на свободе предполагал заняться составлением истории Петра Великого..." (А.Н.Вульф. Рассказы о Пушкине, записанные М. И. Семевским)

Существует и мистическая версия, что прототипом для линевского портрета живого поэта послужил облик Пушкина, уже лежащего в гробу. Она основывается на попытке реконструировать события 29-30 января 1837 года. Достоверно известно, что И. С. Тургенев принес локон, срезанный Никитой Козловым с головы умершего поэта, в дом Линева. Дальше идут домыслы... Возможно, узнав о кончине поэта, И. Л. Линев пошел в дом на набережной Мойки проститься с ним и там стоял у гроба, "впитывая" в себя образ уже мертвого лица поэта. Затем "оживил" в картине этот образ, но сохранил при этом черты запомнившегося ему мертвого лица - приплюснутого, с впалым подбородком, узкими и не рельефными губами.


Федор Антонович Бруни
Пушкин (в гробу).
1837
"... Я довольно близко и довольно долго знал русского поэта; находил я в нем характер слишком впечатлительный, а иногда легкомысленный, но всегда искренний, благородный и способный к сердечным излияниям. Погрешности его казались плодами обстоятельств, среди которых он жил: все, что было в нем хорошего, вытекало из сердца. Он умер 38 лет..." (П.Я.Вяземский. Мицкевич о Пушкине)

"Трагическая смерть Пушкина пробудила Петербург от апатии. Весь Петербург всполошился. В городе сделалось необычайное движение. На Мойке у Певческого моста... не было ни прохода, ни проезда. Толпы народа и экипажи с утра до ночи осаждали дом; извозчиков нанимали просто говоря: ..."К Пушкину", и извозчики везли прямо туда." (И. И. Панаев "Литературные воспоминания)

"Мы нашли темно-фиолетовый бархатный гроб с телом Пушкина в полутемной комнате, освещенной только красноватым мерцающим огнем от нескольких десятков восковых церковных свечей. Гроб стоял на катафалке в две ступеньки, обитом черным сукном с серебряными галунами... Лицо покойника было необыкновенно спокойно и очень серьезно, но нисколько не мрачно. Великолепные курчавые темные волосы были разметаны по атласной подушке, а густые бакенбарды окаймляли впалые щеки до подбородка, выступающего из-под высоко завязанного черного широкого галстука. На Пушкине был любимые его темно-коричневый с отливом сюртук". (В.П.Бурнашев.)


Маска - единственное документальное свидетельство строения лица Пушкина. Это самая драгоценная пушкинская реликвия. Гипсовый слепок с лица поэта был сделан формовщиком П. Балиным под руководством лучшего мастера скульптурного портрета того времени С.И. Гальберга.

"Перед тою минутою, как ему глаза надобно было на веки закрыть, я поспел к нему. Тут были и Жуковский с Михаилом Виельгорским, Даль (доктор и литератор), и ещё не помню кто. Такой мирной кончины я вообразить не имел прежде. Тотчас отправился к Гальбергу. С покойника сняли маску, по которой приготовили теперь прекрасный бюст."
(из письма П. А. Плетнёва В. Г. Теплякову)

"Всё кончено! Александр Сергеевич приказал вам долго жить! - проговорил он [Плетнёв] едва слышно, отирая перчаткой слезу... Пожалуйста, граф, поскорее пришлите снять маску! Да приезжайте! - почти закричал Плетнёв и, повернув извозчика, куда-то ускакал. А отец мой со мной перебежал Неву домой, сейчас же послал за литейщиком Балиным, который жил против ворот Академии по четвёртой линии, и отправил его снимать маску с Пушкина. Балин снял её удивительно удачно."
(Мария Каменская, дочь графа Ф. П. Толстого вспоминая о дне смерти Пушкина
по М. А. Рыбакову)

Первое упоминание посмертной маски Пушкина с волосами встречается в статье Н. В. Кукольника 1837 года «Письмо в Париж», где он, отвечая на вопрос, «осталось ли верное изображение покойного Пушкина», перечисляет все, что ему известно: «Изображения скульптурные: 1) маска А. С. Пушкина; Палацци приделал к ней и волоса до половины головы; в меньшей толщине, у него же, на голубом фоне, она оправлена в рамку». В 1890 году, буквально цитируя Кукольника, С. Либрович констатировал: «Вскоре после смерти Пушкина пущены были в продажу гипсовые снимки с посмертной маски поэта, с приделанными к ним волосами до половины головы, работы Палацци, которые продавались по 15 рублей, и подобные же маски-копии, тоже гипсовые, в рамке под стеклом, на голубом фоне. Как те, так и другие снимки с маски составляют теперь большую редкость и, насколько известно, не имеются уже ни в одной из известных пушкинских коллекций».

"...В апреле 1848 года я имел раз счастие обедать у государя императора. За столом, где из посторонних, кроме меня, были только графы Орлов и Вронченко, речь зашла о Лицее и оттуда - о Пушкине. «Я впервые увидел Пушкина, - рассказывал нам его величество, - после коронации, в Москве, когда его привезли ко мне из его заточения, совсем больного и в ранах... „Что вы бы сделали, если бы 14 декабря были в Петербурге?" - спросил я его между прочим. „Был бы в рядах мятежников", - отвечал он, не запинаясь."(М. А. КОРФ Записка о Пушкине)

Примечания:
Николай Васильевич Берг (1823-1884) - поэт и переводчик немецких, английских и славянских поэтов
«Арзама́с» (1815-1818) - название литературного кружка."Это было новое скрепление литературных и дружеских связей, уже существовавших прежде между приятелями. Далее это была школа взаимного литературного обучения, литературного товарищества. А главное, заседания «Арзамаса» были сборным местом, куда люди разных возрастов, иногда даже и разных воззрений и мнений по другим посторонним вопросам, сходились потолковать о литературе, сообщить друг другу свои труды и опыты и остроумно повеселиться и подурачиться." П.А.Вяземский.
«Московский телеграф» - российский журнал, издававшийся в Москве в 1825-1834 гг. Н. Полевым раз в две недели. Закрыт по решению цензуры.
Александр Фомич Вельтман (1800-1870) - писатель
Филипп Филиппович Вигель (1786-1856) - известный мемуарист, «человек злоречивый, самолюбивый, обидчивый, колкий и умный» (по верной характеристике Герцена), член «Арзамаса»
Мария Николаевна Волконская (1805-1863) - дочь Н. Н. Раевского, с января 1825 г. жена С. Г. Волконского, последовавшая за ним в Сибирь.
Владимир Петрович Горчаков (1800-1867) - 1820 г. дивизионный квартирмейстер при штабе 16-й дивизии, с мая 1822 г. участник топографической съемки Бессарабии, один из ближайших приятелей Пушкина по Кишиневу
Николай Иванович Вульф (1815-1889) - сын И. И. и Н. Г. Вульфов, владельцев с. Бернова Тверской губ., - в детстве несколько раз видел Пушкина, посещавшего именье его родителей, его воспоминания о поэте были записаны В. Колосовым.
Алексей Николаевич Вульф (1805-1881) -мемуарист, автор «Дневника», близкий друг А. С. Пушкина; занимает заметное место в биографии Пушкина
Серге́й Алекса́ндрович Соболе́вский (1803-1870)-русский библиофил и библиограф, автор эпиграмм и других шуточных стихотворений, друг Пушкина, Лермонтова и многих других литераторов Золотого века русской литературы, Проспера Мериме и многих других европейских литераторов
Иван Александрович Гончаров (1812-1891) - известный писатель
Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) - поэт, литературный критик
Наталья Ивановна Гончарова , урожденная Загряжская (1785-1848) - мать жены поэта Натальи Николаевны.
Екатерина Алексеевна Долгорукова , княгиня, урожд. Малиновская (1811-1872) - дочь директора Московского архива Коллегии иностранных дел А. Ф. Малиновского, с 1834 г. жена офицера лейб-гусарского полка Р. А. Долгорукова. Ее мать А. П. Малиновская принимала участие в сватовстве Пушкина за Гончарову и была посаженой матерью у невесты.
Пётр Алекса́ндрович Плетнёв (1791-1865) -критик, поэт пушкинской эпохи.Плетнёв был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь; всем им Плетнёв служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили.
Владимир Петрович Бурнашев (1812-1888)- писатель и агроном
Ива́н Ива́нович Пана́ев (1812-1862)- русский писатель, литературный критик, журналист.
Корф Модест Андреевич (1800-1876) - барон, с 1872 г. граф, товарищ Пушкина по Лицею, быстро сделавший чиновничью карьеру

Guest

Вы не учились в школе и Вас зовут Маугли?

Гость 2

Всего 1 .

Как звали титана, похитившего с Олимпа огонь и подарившего его людям?

Как звали титана, похитившего с Олимпа огонь и подарившего его людям?

Corelpainter 1

Титана, похитившего огонь с Олимпа, звали Прометей. Он пожалел людей и дал им огонь, за что сам был наказан Зевсом. Прометея приковали к скале. Каждый день к нему прилетал орел и выклевывал ему печень. За день она зарастала. На следующий день все повторялось сначала. Такой муке предал Зевс своего “сотоварища” за то, что тот научил людей пользоваться огнем. Прометея освободил Геракл, он убил прилетавшего к титану орла и разрубил цепи Прометея.

Татья­на 1

Всего 3 .

Подобно Прометею, несущего огонь человечеству, в скульптуре запечатлен молодой, полуобнаженный и могучий титан

Где такая скульптура
Александр Качалин 7

Где то недалеко от Ленинского проспекта? ТРЕТИЙ НЕ ЛИШНИЙ 1

Всего 2 .

Какие черты молодых современников старался запечатлеть тургенев в образе базарова?

Tra M. 7

Так как Базаров был нигилистом, то он отрицательно относился к традиционным устоям и искусству, скептическое отношение к любви и к родителям, но так же он чистосердечен и открыт, способный к милосердию.

Ирина Г. 4

Всего 1 .

Какая империя, из когда либо существовавших на земле, была самая большая и могущественная для своего времени?

Daniel Pago 3

Британская империя была крупнейшей за всю историю человечества с колониями на всех континентах (42,7 млн км2). На втором месте – Монгольская империя Чингисхана. Это крупнейшее континентальное унитарное государство за всю историю человечества. Оно было основано Чингисханом в 1206 году и включало в себя наибольшую в мировой истории территорию: от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Камбоджи.

Олег Романько 10

Всего 2 .

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

Пояснение.

Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 3 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (17.1-17.4).

В блан­ке от­ве­тов М2 ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию и фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения.

Продумывайте ком­по­зи­цию сочинения.

Сочинение пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

Ком­мен­та­рий к темам сочинений

С17.1. В чём свое­об­ра­зие кон­флик­та Чац­ко­го с фа­му­сов­ским обществом? (По ко­ме­дии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума».)

Образы, со­здан­ные Грибоедовым, ярки и неоднозначны, не­ха­рак­тер­ны для клас­си­ци­сти­че­ской комедии; не­тра­ди­ци­о­нен и кон­фликт пьесы. Между Чац­ким и Фа­му­со­вым раз­го­ра­ют­ся бур­ные споры о при­ем­ле­мо­сти раз­лич­ных спо­со­бов для по­лу­че­ния по­вы­ше­ний по служ­бе и наград, о зна­чи­мо­сти об­ще­ствен­но­го мнения, об образовании. Кон­фликт этот - социальный; с одной его сто­ро­ны - Чац­кий и не­ко­то­рые внес­це­ни­че­ские пер­со­на­жи (брат Скалозуба, князь Федор, пле­мян­ник Тугоуховской), с дру­гой - мос­ков­ское дво­рян­ское об­ще­ство во главе с Фамусовым. Это про­ти­во­сто­я­ние не двух людей, а двух мировоззрений, об­ще­ствен­ных позиций; Чац­кий и Фа­му­сов - лишь наи­бо­лее яркие их представители. С ис­то­ри­че­ской точки зре­ния такой ва­ри­ант об­ще­ствен­но­го кон­флик­та неразрешим: про­ти­во­сто­я­ние ста­ро­го и но­во­го мир­ным путем раз­ре­шить­ся не может. Од­на­ко в ко­ме­дии от­но­ше­ния кон­крет­ных героев, Чац­ко­го и фа­му­сов­ско­го общества, вы­яс­не­ны до конца: они глу­бо­ко пре­зи­ра­ют друг друга, не хотят иметь ни­че­го общего; кон­фликт в ли­те­ра­тур­ном смыс­ле разрешим, в об­ще­че­ло­ве­че­ском - нет.

С17.2. Какие черты «нового человека» в об­ра­зе Ба­за­ро­ва при­ни­ма­ет и какие от­ри­ца­ет И. С. Тургенев? (По ро­ма­ну «Отцы и дети».)

«Мне меч­та­лась фи­гу­ра сумрачная, дикая, большая, до по­ло­ви­ны вы­рос­шая из почвы, сильная, злобная, чест­ная - и все−таки об­ре­чен­ная на гибель, по­то­му что она все−таки стоит в пред­ве­рии будущего», - так писал Тур­ге­нев о своем герое. Пи­са­тель сам не опре­де­лил­ся в от­но­ше­нии к Базарову. С одной стороны, он оправ­ды­ва­ет и оце­ни­ва­ет Ба­за­ро­ва по достоинству, впол­не ис­крен­не вос­хи­ща­ясь его умом, твердостью, уме­ни­ем от­ста­и­вать свои иде­а­лы и до­би­вать­ся желаемого; на­де­ля­ет этот образ чертами, ко­то­ры­ми не об­ла­да­ет сам. Но, с дру­гой стороны, чи­та­тель чув­ству­ет (прямо ука­за­ния на это нет в тексте, но это про­скаль­зы­ва­ет само собой, по­ми­мо воли автора), что Ба­за­ров чужд автору, не­по­ня­тен - от­ри­ца­ние исксства, природы, любви не­при­ем­ле­мо для Тургенева. Тур­ге­нев ис­крен­не хочет за­ста­вить себя по­лю­бить сво­е­го героя, «загореться» его идеей, но безрезультатно. Автор и его глав­ный герой так и оста­ют­ся по раз­ные стороны. Имен­но по­это­му образ но­во­го че­ло­ве­ка Ев­ге­ния Ва­си­лье­ви­ча Ба­за­ро­ва по­лу­чил­ся сложным, противоречивым, и, безусловно, очень интересным.

С17.3. По­че­му в сти­хах о Рос­сии А. А. Блок об­ра­ща­ет­ся к ис­то­ри­че­ско­му про­шло­му Родины?

По сло­вам са­мо­го Блока, тема Рос­сии - глав­ная в его поэзии. Блок об­ра­тил­ся к этой теме уже в самом на­ча­ле сво­е­го твор­че­ско­го пути и остал­ся верен ей до конца жизни. Сти­хо­тво­ре­ние «Гамаюн, птица вещая» стало пер­вым про­из­ве­де­ни­ем юного Блока, по­свя­щен­ным судь­бе России. Уже в нем вста­ет тема ис­то­ри­че­ско­го пути родины, ее тра­ги­че­ской истории. Птица Гамаюн

Вещает и поет,

Не в силах крыл под­нять смятенных...

Цикл «На поле Куликовом» це­ли­ком по­свя­щен России. В пер­вом сти­хо­тво­ре­нии этого цикла вста­ет тема пути, рас­кры­ва­ю­ща­я­ся в двух планах: про­стран­ствен­ном и временном. Вре­мен­ной план пред­став­ля­ет собой изоб­ра­же­ние ис­то­ри­че­ско­го пути России:

В степ­ном дыму блес­нет свя­тое знамя

И хан­ской сабли сталь...

И веч­ный бой! Покой нам толь­ко снит­ся

Сквозь кровь и пыль...

Именно со­че­та­ние вре­мен­но­го плана с про­стран­ствен­ным при­да­ет сти­хо­тво­ре­нию осо­бый динамизм. Рос­сия ни­ко­гда не за­сты­нет в мерт­вен­ной неподвижности, ее вечно будут со­про­вож­дать перемены.

Ожиданием пе­ре­мен про­ни­за­но и сти­хо­тво­ре­ние «Рожденные в года глухие...», по­свя­щен­ное 3. Н. Гиппиус. Блок осо­зна­ет об­ре­чен­ность сво­е­го поколения, по­ко­ле­ния детей «страшных лет России», и при­зы­ва­ет к обновлению.

С17.4. Образы двух столиц в русской литературе.

Россия за свою многовековую историю не раз меняла столицу. Петр Первый, едва успев заложить новый город - Петербург, - перенес столицу туда. С тех пор началось противостояние Петербурга и Москвы, претендующих на звание главного города страны. Эта борьба не могла не отразиться в произведениях писателей, чувствующих дух времени. Кроме того, оба города самобытны и не похожи один на другой: Москва - всегда кипящая, жизнелюбивая, деятельная; Петербург - сумрачный, гордый, хранящий традиции. Он, даже лишившись официального статуса, остаётся «культурной столицей».

А. С. Пушкин восхищается горделивой, не сдавшейся Наполеону Москвой: «Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!» Но Петербург поэту дороже:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит...

Такие стихи мог написать лишь человек, истинно любящий Петербург. Для Пушкина этот город - воплощение Петровского духа.

Целый цикл «Петербургских повестей» находим у Гоголя. Но велико-лепие Петербурга отходит здесь на второй план, поскольку пишет Гоголь вовсе не путеводитель по городу, но сатирические произведения. Равнодушие, бюрократия, обезличивание человека - вот что волнует писателя в первую очередь. Поэтому образ столицы раздваивается.

Нельзя не вспомнить и «Москву кабацкую», воспетую Сергеем Есениным. Здесь кипит ночная жизнь, всё в дыму, все в пьяном угаре. В этой Москве царят разгул, пьянство, нет ничего святого. Поэту хочется вырваться из душной атмосферы кабаков, увидеть хоть кусочек чистого неба, вдохнуть свежего воздуха. Но выхода нет, и эта безысходность, угнетенность действует и на читателя. Как далека эта Москва от пушкинской!

В русской литературе, как и в жизни, нет однозначного ответа: какой город лучше? Москва и Петербург дороги русскому сердцу каждый по-своему.


Слева – М. Горький и М. Андреева позируют Репину. Финляндия, 1905. Справа – И. Репин. Портрет М. Ф. Андреевой, 1905

Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве. Он создал целую галерею портретов своих выдающихся современников, благодаря которым мы можем сделать выводы не только о том, как они выглядели, но и какими они были людьми – ведь Репина по праву считают тончайшим психологом, запечатлевавшим не только внешние черты позирующих, но и доминирующие черты их характеров. При этом он старался отвлечься от собственного отношения к позирующему и уловить внутреннюю глубинную сущность личности. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами.


Актриса Мария Федоровна Андреева | Фото

Мария Андреева была не только одной из самых известных актрис начала ХХ в., но и одной из самых красивых и пленительных женщин – из тех, кого называют роковыми. Она была пламенной революционеркой и гражданского женой Максима Горького, Ленин называл ее «товарищ феномен». Говорили, что она была причастна к гибели промышленника и мецената Саввы Морозова. Впрочем, Репин сумел устоять перед чарами актрисы – ведь она была женой его товарища. Они оба были частыми гостями в его усадьбе и позировали художнику для портретов.


М. Горький и М. Андреева позируют Репину. Финляндия, 1905 | Фото

Свидетелем создания этого портрета был писатель Куприн, и когда художник спросил его мнения, тот замешкался: «Вопрос застал меня врасплох. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Эта большая шляпа бросает тень на её лицо, и потом он (Репин) придал её лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным». Впрочем, многие современники видели Андрееву именно такой.


И. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. М. П. Мусоргский, фото

Илья Репин был поклонником творчества композитора Модеста Мусоргского и был его приятелем. Он знал об алкогольной зависимости композитора и о тех последствиях для его здоровья, к которым она привела. Когда художник услышал о том, что Мусоргский госпитализирован в тяжелом состоянии, он написал критику Стасову: «Вот опять прочитал я в газете, что Мусоргский очень болен. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Репин отправился к Мусоргскому в больницу и в течение 4-х дней создал портрет, который стал настоящим шедевром. Через 10 дней после этого композитор скончался.


И. Репин. Портрет Льва Толстого, 1887, и фото писателя

Дружба Репина и Льва Толстого длилась 30 лет, вплоть до самой смерти писателя. Хотя их взгляды на жизнь и на искусство часто расходились, они очень тепло относились друг к другу. Художник написал несколько портретов членов семьи Толстого, создал иллюстрации к его произведениям. Репин изобразил и силу воли, и мудрость, и доброту, и спокойное величие писателя – таким, каким он его увидел. В доме художника бывала и старшая дочь Толстого Татьяна Сухотина, которая также стала моделью художника.


Татьяна Сухотина, дочь Толстого, на фото и на портрете кисти Репина

Однажды к Репину обратилась мать начинающего художника Валентина Серова с просьбой посмотреть работы ее сына. В этой властной женщине Репин увидел черты непреклонной и гордой царевны Софьи Алексеевны. Он давно увлекался исторической темой и хотел написать царевну Софью в заключении, но никак не мог найти натурщицу, а тут она нашла его сама.


Валентина Серова, мать художника, фото. Справа – И. Репин. Царевна Софья в Новодевичьем монастыре, 1879


Валентина Серова на фото и на портрете Репина

Очень долго пришлось Репину убеждать своего друга Павла Третьякова позировать ему для портрета – галерист был очень сдержанным и замкнутым человеком, он любил оставаться в тени и не хотел, чтобы его знали в лицо. Затерявшись в толпе посетителей своих выставок, он мог, оставаясь неузнанным, услышать их искренние отзывы. Репин же, напротив, считал, что все должны знать Третьякова как одного из самых выдающихся культурных деятелей эпохи. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Современники говорили, что в жизни Третьяков был таким же скромным и крайне сдержанным, каким изобразил его Репин.


И. Репин. Портрет П. М. Третьякова, 1883, и фото галериста

Все, кто лично был знаком с писателем А. Ф. Писемским, утверждали, что Репину удалось очень точно запечатлеть определяющие черты его характера. Известно, что он был довольно язвительным и саркастичным по отношению к собеседнику. Но художник уловил и другие немаловажные детали, он знал, что писатель болен и сломлен трагическими обстоятельствами его жизни (один сын покончил с собой, второй был неизлечимо болен), и следы боли и тоски он сумел запечатлеть во взгляде писателя.


И. Репин. Портрет А. Ф. Писемского, 1880, и фото писателя

С особенной теплотой Репин писал портреты своих близких. Неподдельной нежностью проникнут портрет его дочери Веры на картине «Осенний букет».


И. Репин. Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной, 1892, и фото дочери художника

Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя...
А. С.Грибоедов

В 60-х годах XIX века в русской литературе появляется новый тип героя, который принято называть «новым человеком». Этот герой пришёл на смену «лишнему человеку», главному герою произведений первой половины XIX века. «Лишних людей», умных, образованных, не удовлетворяет окружающая жизнь и идеалы современного им общества. Все они недовольны своей жизнью без смысла, но не могут найти серьёзной цели, которая захватила бы их, придала бы смысл их жизни. Потому они и называются «лишними людьми». Убедительную характеристику «лишних людей» даёт Н.А.Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?».

Жизненная позиция «лишних людей» для своего времени была более или менее понятна: герои демонстративно противопоставляли себя окружающему обществу и тем самым являлись живым упрёком этому обществу: почему молодые, образованные, способные люди оказываются «лишними»? Но во время первой революционной ситуации и позже позиция отстранения от общественной жизни становится уже недостаточной. В новых исторических условиях надо дело делать. Новых—деятельных—героев стали называть «новыми людьми» вслед за Н.Г.Чернышевским, который так назвал положительных героев своего социального романа «Что делать?».

В романе «Отцы и дети» представлен «новый человек» — Базаров. Правда, Тургенев называет его «нигилистом» и подробно объясняет, что подразумевает под этим иностранным словом. Услышав его в первый раз, Николай Петрович говорит: «Это от латинского nihil — ничего... это слово обозначает человека, который ничего не признаёт» (V). Аркадий тут же уточняет: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип» (там же). Иными словами, неверно, что Базаров ни во что не верит, он доверяет «опыту», «дельной истине», то есть в «принсипы» не верит, а в лягушек верит. Д.И.Писарев, которого по общественно-политическим взглядам следует отнести к реальным (а не литературным) нигилистам, одобряет подобные убеждения Базарова: «Тут-то именно, в самой лягушке-то, и заключается спасение и обновление русского народа» («Мотивы русской драмы», X). В естественных науках, поясняет свою мысль критик, фразы и авторитеты ничего не значат, здесь нужны опытные доказательства, а их умеет найти только тот учёный, который «будет жить полной умственной жизнью и смотреть на вещи рассудительно и серьёзно» (там же).

Разговор о нигилистах заканчивается язвительной репликой Павла Петровича: «Да. Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве» (V). В этой язвительности есть свой резон: что бы Базаров и его единомышленники ни говорили, им не уйти от знаний и достижений предыдущих поколений, то есть «отцов». В этом проявляется один из законов диалектики (переход количества в качество), сформулированный, между прочим, Г. Гегелем.

Базаров как «новый человек» противопоставляется в романе главному идейному оппоненту — Павлу Петровичу Кирсанову, который и убеждениями, и историей жизни очень напоминает «лишних людей», недаром Базаров без церемоний называет его «архаическим явлением» (IV). В свою очередь, длинноволосый нигилист плохими манерами и огромным самолюбием с первого взгляда не понравился Павлу Петровичу. Плохие манеры Базарова, старательно отмечаемые писателем (небрежные ответы сквозь зубы, топание по клумбам, сидение на столе, небрежная поза «развалясь» в кресле, зевки во время разговора), можно расценить как сознательный вызов аристократам со стороны «лекарского сына»: Базаров пренебрегает правилами приличия и демонстративно насмехается над холёными руками и тугими воротничками бездельника Павла Петровича.

И тот, и другой много спорят в романе и таким образом раскрывают свои философские убеждения, политические взгляды, жизненную позицию. Тургенев подробно приводит высказывания каждого из них о народе, государственной власти, политической борьбе, общественном устройстве России, о русской истории, науке, искусстве и т.д. Базаров побеждает в этих спорах, что доказывает продуманность, основательность его убеждений и одновременно уязвимость многих взглядов Павла Петровича, который в силу возраста и долгого деревенского уединения отстал от жизни. Бывший светский лев не понимает, что приходит новое время и оно требует решительных действий, а не только красивых, хотя и справедливых рассуждений. О новом времени в романе говорит Базаров: «Прежде, в недавнее ещё время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда... А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда(...)» (X). Повторяя эту мысль, Базаров обращается к Аркадию: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим» (XXVI).

Таким образом, перед читателем раскрываются две принципиально разные жизненные позиции. Базаров — демократ и по происхождению (его дед землю пахал, а отец — полковой лекарь), и по убеждениям («Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас...» (XXVI), — говорит главный герой Аркадию), и по трудовому образу жизни. Павел Петрович — аристократ, гордящийся своим родом, пользующийся состоянием своих предков и требующий уважения к себе «за то, что он вообще хорошо обедал, а однажды даже пообедал с Веллинггоном у Людовика-Филиппа» (VII). Поведение Базарова доказывает, что он целеустремлённый, работоспособный, волевой человек. Тургеневский герой — нищий студент, такой же как Родион Раскольников, однако он не отчаивается, выдерживает все трудности (безденежье, пренебрежение богатых студентов-сокурсников, огромное физическое напряжение), которые сломили Раскольникова, продолжает учиться и занимается общественной деятельностью. Для Базарова характерно материалистическое мировоззрение и серьёзные занятия естественными науками. Деловой настрой нигилиста по душе автору, который, однако, не забывает, что свою главную цель Базаров сформулировал очень чётко: сломать всё старое, «место расчистить» (X).

Такие «разрушительные» настроения, конечно, не нравятся Тургеневу, но, будучи честным писателем, он показывает, что и на каникулах в Марьине нигилист продолжает настойчиво работать, режет лягушек, лечит маленького Митю. А Павел Петрович в том же Марьине большое внимание уделяет своему внешнему виду, манерам, но при этом не вмешивается в управление имением, предоставляя эту прозаическую заботу брату, сам же тешит своё разбитое сердце, выискивая в лице Фенечки черты сходства с княгиней Р. Базаров вполне обоснованно задаёт старшему Кирсанову свой язвительный вопрос: «Позвольте, Павел Петрович, вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public?» (X).

Тургенев изобразил Базарова человеком с сильным характером, что проявилось, например, в истории любви героя к Одинцовой. Хотя нигилист в начале романа уверенно заявляет, что любви нет, а есть физиологическое влечение полов, он вполне романтически влюбляется и получает отказ у «дамы своего сердца». Таким образом, история Базарова и Одинцовой повторяет по сути историю Павла Петровича и княгини Р. Однако Кирсанова («лишнего человека») несчастная любовь «ломает»: он теряет интерес к жизни, уезжает в деревню, где полностью отдаётся своим грустным воспоминаниям-переживаниями. Базарову («новому человеку») несчастная любовь наносит тяжёлую душевную рану, но не может сломить его: он сознательно ищет отвлечение в работе, помогает отцу лечить крестьян и т.д.

При указанных серьёзных различиях два героя-антипода кое в чём похожи, например, оба плохо знают и понимают жизненные проблемы мужиков, хотя оба убеждены в обратном. Аристократ Павел Петрович «всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон» (VII); демократ Базаров «и не подозревал, что он в глазах крестьян был всё-таки чем-то вроде шута горохового» (XXVII). Тургенев приводит разговор молодого нигилиста с мужиком, который не может ответить на заумные вопросы господина: собеседники совершенно не понимают друг друга. Выслушав нелепицу, что земля стоит на трёх рыбах, а деревенский мир с любовью подчиняется строгому барину, Базаров «презрительно пожал плечами и отвернулся, а мужик побрёл восвояси», рассуждая о том, что барин «болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает?» (XXVII).

Подводя итог, следует сказать, что Тургенев сделал попытку правдиво обрисовать нового героя русской общественной жизни в тот момент, когда идеологический и психологический «портрет» революционных демократов ещё не вполне сложился. И всё же многие стороны характера Базарова, как показала история, были настолько верно подмечены писателем, что повторились в характерах реальных русских революционеров-демократов (Добролюбова, Писарева и других).

Изображая «нового человека», Тургенев противопоставил его герою предыдущей эпохи — «лишнему человеку». Автор показал, что Базаров обладает более сильным характером, чем Павел Петрович: работоспособность, целеустремлённость, воля, стремление к действию для общей пользы, широта жизненных взглядов и задач выгодно отличают молодого нигилиста от утончённого барина, эгоистичного, погружённого в личные переживания, подчинившегося внешним обстоятельствам.

Одновременно писателя пугают слишком радикальные убеждения «новых людей», их презрение к общечеловеческим ценностям (родственным отношениям, любви), пренебрежение культурными и научными традициями, выработанными «отцами и дедами». Сложное отношение к «новому человеку» позволило Тургеневу создать многогранный, интересный образ главного героя.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то