Как появились варны в древней индии. Что такое варны в древней Индии

Варны и касты Индии настолько интересная (или модная?) тема, что о ней пишут уже на всех сайтах о туризме и Индии, даже на сделанных только ради заработка, тиражируя заблуждения, поскольку мало кто из авторов имеет представление о том, что такое варны древней Индии и каким образом они превратились в касты (джати) современной Индии. Увы...
Постараюсь развеять 1 миф об индийских варнах...И эпигафом к этой статье возьму название очень известной индолога А.Бэшэма:

Чудо, которым была Индия

Я уже писала о происхождении варн в древней Индии , повторяться не буду, здесь же я хочу показать разумность и логичность варновой системы древне-индийского общества и ее гибкость, которая в индийской кастовой системе полностью отсутствует.

Индийская система варн. Что это и в чем ее смысл?

Итак, традиционная система варн древней Индии представляет собой социальную организацию, построенную на известной нам из школьных уроков истории основе - 4 сословий - варн (чатурхварна): брахманы (правильнее брамины) - священнослужители и учителя, кшатрии (изначально раджанья) - правители и воины, вайшии - торговцы и ремесленники, и четвертая - шудры - рабочие и прислуга.

Отнесение человека к одному из сословий изначально происходило в соответствие с его личными склонностями и способностями.
То есть человек, который любил учиться, умел думать и излагать мысли, то есть работать головой - он становится брамином (его рот Пуруши). Человек с воинственной натурой, который привык пускать в дело кулаки становился кшатрием, поэтому эта варна создана из рук Пуруши, и так далее. Подробнее о происхождении варн и источниках см.
Именно это разделение и символизм имел в виду древний литературный и религиозный памятник Индии Ригведа в легенде о разделении Пуруши (божественного человека), который и считается источником системы варн.

Таким образом, древне-индийское общество формировалось на основе оптимального учета врожденных предрасположенностей человека к какому-то виду труда или профессии. Как каждый может убедиться система эта вполне логична, она позволяет использовать способности человека наилучшим образом, к тому же каждый мог заниматься тем, что ему по душе и поэтому мог достичь в своей области многого.
Таковы индийские варны, сословия древней Индии в теории...
Посмотрим как это было на самом деле в жизни...

Варны в древней Индии, пример изменения варны

Обратимся к литературному источнику - Чхандогья упанишада, датированному 1 тысячелетием до нашей эры, и являющаяся одной из самых древних упанишад, эта Упанишада рассказывает следующую весьма показательную историю о переходе человека из низкой варны шудр в высшую варну брахманов (браминов)
Часть 4 глава 4

1. Однажды Сатьякама Джабала обратился к [своей] матери Джабале: "Мать, я хочу вести ученика. Из какой же я семьи?"

2. Она сказала ему: "Я не знаю, дитя, из какой ты семьи. В юности, когда я зачала тебя, я была служанкой, очень занятой, и вот не знаю, из какой ты семьи? Но мое имя – Джабала, твое имя – Сатьякама. Называй же себя Сатьякама Джабала".

3. И, придя к Харидрумате Гаутаме, он сказал [ему]: "Я хочу жить учеником у тебя, почтенный, Могу ли я приблизиться к почтенному?"

4. Тот сказал ему: "Дорогой! Из какой же ты семьи?" Он сказал: "Я не знаю, господин, из какой я семьи. Я спросил мать, и она ответила мне: "В юности, когда я зачала тебя, я была служанкой, очень занятой, и вот не знаю, из какой ты семьи. Но мое имя – Джабала, твое имя – Сатьякама". Поэтому я – Сатьякама Джабала, господин".

5. Тот сказал ему: "Не брахман, не мог бы так объяснить. Принеси [жертвенное] топливо, дорогой, – я посвящу тебя в ученики. Ты не удалился от истины". И, посвятив его в ученики...

Трудно добавить что-нибудь к этому тексту и наверное нет смысла его как-то комментировать, скажу лишь пару слов, которая возможно не пришла в голову читателя.

Для древне-индийского общества принадлежность к варне - это в первую очередь обладание человеком теми достоинствами, которые присущи этой варне, и определенными склонностями к определенным видам деятельности. Здесь учитель - благородный брамин (брахман) признает за учеником право войти в его дом поскольку ученик демонстрирует "патологическую" честность, которая характерна именно для варны жрецов, а также учителей и врачей.
Прошу заметить, что и в древней и в современной Индии, да и во всем мире низший не может войти в дом высшего. Помимо обычных социальных условностей в индийском обществе существует такое понятие как ритуальное загрязнение, которое страшнее грязи физической, и именно это явно выражено в словах Сатьякамы: "Могу ли я приблизиться к тебе?"

Из текста упанишады ясно видно, что человек, который принадлежит к самым низам общества по рождению, мог быть принят как представитель высшей варны исключительно в силу его собственных заслуг или черт характера, что на мой взгляд оптимальный подход, учитывающий индивидуальность. Мы правда привыкли к тому, что "Каждая кухарка может управлять государством", но много ли пользы от того, кто "гвозди забивает микроскопом"?

И именно из варн впоследствии выросла кастовая система, точнее система джати, подобная гильдиям России или цехам Европы, принявшая в Индии порой уродливые и в прямом смысле убийственные формы, но об этом я и так уже много писала.
О нормативном закреплении трансформации индийской системы варн в систему каст можно прочесть в этой статье

achadidi специально для сайт, использован фрагмент Чхандогья упанишада, в переводе с санскрита Сыркина А.Я., Москва 1992

Для всех стран Древнего Востока характерна чрезвычайно сложная общественная структура: каждый человек от рождения принадлежал к одному из многочисленных сословий, что определяло его права и положение в обществе. Право Древней Индии издавна выделяется присущим ему жестким юридическим регулированием социальных отношений. Именно на территории Индостанского полуострова оформилась в завершенном виде система замкнутых сословных групп - варн (позднее – каст). Ее принесли сюда захватчики - племена ариев на рубеже II-I тысячелетий до н.э. С тех пор, укрепляясь и усложняясь, она сохраняется как пережиток варварства до наших дней.

Слово “каста” португальского происхождения. Оно означало в XVI в., когда корабли португальцев достигли берегов Индии, “род”, “качество”, то есть чистоту племенного происхождения. Но дробное деление на касты возникло лишь в период средневековья. В древности же существовали варны. Это слово переводят как “цвет”: возможно, что сословные группы когда-то определялись цветом кожи. Высшие слои общества состояли из светлокожих завоевателей ариев, тогда как низшие включали в себя туземное темнокожее население.

Уже Ригведа и другие древнейшие религиозные книги брахманистов упоминают четыре основные варны: первая варна - брахманов (жрецов); вторая варна - кшатриев (воинов и администраторов); третья варна - вайшиев (земледельцев и ремесленников) и, наконец, четвертая варна - шудр (слуг). Первые три варны брахманисты выделяют в особую группу “дважды рожденных”, допущенных к изучению вед и участию в религиозных ритуалах.

Религиозная идеология, подчинившая себе право, обосновывала систему варн – сословий. Утверждалось, что первые брахманы вышли из уст легендарного прародителя людей Пуруши (Ману) и потому им принадлежит святость и истина. Первые кшатрии, в свою очередь, возникли из рук Пуруши, поэтому им свойственна сила и крепость. Люди третьей варны образовались из бедер первочеловека, им, соответственно, достались выгоды и богатства. Тогда как шудры появились из ног Пуруши, пресмыкающихся в грязи, поэтому они предназначены к услужению и к повиновению.

Теоретически все варны были резко разделены. Браки между людьми из разных варн строжайшим образом запрещались. В Апастамбе говорилось: “Если мужчина приблизится к женщине, которая была раньше замужем, или не находится с ним в законном браке, или принадлежит к другой касте, то они оба совершают грех. Вследствие этого греха их сын также становится грешным”. Немало аналогичных норм и в «Законах Ману». Таким образом, законы, охраняя чистоту варн, запрещали всякое смешение между ними.

Во главе каждой варны находился совет старейшин, который наблюдал за выполнением обычаев варны. Этот совет был вправе судить членов варны, налагая на них наказания, начиная от религиозного очищения и вплоть до исключения из варны. Люди же, исключенные из варны, обращались в презираемых изгоев.

В законодательных памятниках Древней Индии содержится полный свод постановлений о том, чем должны были заниматься представители каждой варны. Таким образом брахманы и кшатрии умело соединили силу религиозных догматов и правовых норм для сохранения в неизменности системы варн, обеспечивавшей им привилегированное положение в обществе.

За рамками системы варн оказались особо притесняемые сословные группы чандалов, швапачей и прочих, которые объединяются одним понятием - неприкасаемые (парии). Их юридический статус был приблизительно одинаковым, независимо от названия группы. Презираемые, допущенные лишь к “нечистым” работам, они составляли низший слой общества.

Наличие шудр и неприкасаемых делало излишним многочисленное сословие рабов, ведь отдельные черты, свойственные общественному положению и юридическому статусу рабов, оказались фактически распространены и на эти лично свободные социальные группы.

Древняя Индия представляет собою общество, в котором отчетливо видно несовпадение юридических групп населения (сословий) и социально-экономических классов (классов общества). Так, общественный класс рабовладельцев состоял там из трех варн “дважды рожденных”, а класс рабов образовывали сословия шудр, неприкасаемых и рабов в узком значении слова, то есть лично несвободных людей. Причем положение собственно раба зачастую оказывалось предпочтительнее, нежели участь парии.

Извлечения: Законы Ману

(Глава) X, (статья) 4. Брахманы, кшатрии и вайшии - три варны дважды рожденных, четвертая же - шудры - рожденные один раз; пятой же нет.

X, 5. Во всех варнах только те (сыновья), которые рождены от жен равных, девственниц, должны считаться рожденными в соответствии с прямым порядком и равными по рождению.

I , 87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных из уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

X, 96. Кто, низший по рождению, из жадности живет занятиями высших, того царь, лишив имущества, пусть немедленно изгонит.

VIII, 267. Кшатрий, обругавший брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан), вайший - в две с половиной (сотни), но шудра подлежит телесному наказанию.

VIII, 268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью (панами), вайший - двадцатью пятью, шудры - штрафом в двенадцать пан.

VIII, 270. Рожденный один раз, поносящий ужасной бранью дважды рожденных, заслуживает отрезания языка; ведь он - самого низкого происхождения.

VIII, 279. Тот член, каким человек низший (неприкасаемый или шудра. – Сост. ) ударит высшего, именно он у него должен быть отрезан: таково предписание Ману.

VIII, 280. Подняв руку или палку, он заслуживает отрезания руки: лягнувший в гневе ногой - заслуживает отрезания ноги.

VIII, 142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн (кредитору с должника. – Сост .).

VIII, 417. Брахман может уверенно присваивать имущество шудры, ибо у того нет никакой собственности; ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.

IX, 229. Кшатрий, вайший и шудра, не могущие уплатить штраф, освобождаются от долга работой; брахману полагается отдавать постепенно.

XI, 127. Одна четверть (покаяния, полагающегося) за убийство брахмана, предписывается за убийство кшатрия, одна восьмая - вайшия; но должно знать, (что за убийство) добродетельного шудры – шестнадцатая.

XI, 236. Аскетизм для брахмана - (приобретение священного) знания, аскетизм кшатрия - охрана (народа), аскетизм вайшия - хозяйственная деятельность, аскетизм шудры - услужение.

X, 64. Если (женское) потомство от брахмана и шудрянки рождает (в супружестве с) высшим (дочь, которая вступает в брак также с брахманом, и т.д.), низший достигает высшего рождения в седьмом поколении.

X, 65. (Так) шудра идет к степени брахмана и брахман идет к степени шудры; но следует знать, (что это относится) и к потомству кшатрия, а также вайшия.

VIII, 418. Надо ревностно побуждать вайшиев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир.

Для всех стран Древнего Востока характерна чрезвычайно сложная общественная структура: каждый человек от рождения принадлежал к одному из многочисленных сословий, что определяло его права и положение в обществе. Право Древней Индии издавна выделяется присущим ему жестким юридическим регулированием социальных отношений. Именно на территории Индостанского полуострова оформилась в завершенном виде система замкнутых сословных групп - варн (позднее – каст). Ее принесли сюда захватчики - племена ариев на рубеже II-I тысячелетий до н.э. С тех пор, укрепляясь и усложняясь, она сохраняется как пережиток варварства до наших дней.

Слово “каста” португальского происхождения. Оно означало в XVI в., когда корабли португальцев достигли берегов Индии, “род”, “качество”, то есть чистоту племенного происхождения. Но дробное деление на касты возникло лишь в период средневековья. В древности же существовали варны. Это слово переводят как “цвет”: возможно, что сословные группы когда-то определялись цветом кожи. Высшие слои общества состояли из светлокожих завоевателей ариев, тогда как низшие включали в себя туземное темнокожее население.

Уже Ригведа и другие древнейшие религиозные книги брахманистов упоминают четыре основные варны: первая варна - брахманов (жрецов); вторая варна - кшатриев (воинов и администраторов); третья варна - вайшиев (земледельцев и ремесленников) и, наконец, четвертая варна - шудр (слуг). Первые три варны брахманисты выделяют в особую группу “дважды рожденных”, допущенных к изучению вед и участию в религиозных ритуалах.

Религиозная идеология, подчинившая себе право, обосновывала систему варн – сословий. Утверждалось, что первые брахманы вышли из уст легендарного прародителя людей Пуруши (Ману) и потому им принадлежит святость и истина. Первые кшатрии, в свою очередь, возникли из рук Пуруши, поэтому им свойственна сила и крепость. Люди третьей варны образовались из бедер первочеловека, им, соответственно, достались выгоды и богатства. Тогда как шудры появились из ног Пуруши, пресмыкающихся в грязи, поэтому они предназначены к услужению и к повиновению.

Теоретически все варны были резко разделены. Браки между людьми из разных варн строжайшим образом запрещались. В Апастамбе говорилось: “Если мужчина приблизится к женщине, которая была раньше замужем, или не находится с ним в законном браке, или принадлежит к другой касте, то они оба совершают грех. Вследствие этого греха их сын также становится грешным”. Немало аналогичных норм и в «Законах Ману». Таким образом, законы, охраняя чистоту варн, запрещали всякое смешение между ними.

Во главе каждой варны находился совет старейшин, который наблюдал за выполнением обычаев варны. Этот совет был вправе судить членов варны, налагая на них наказания, начиная от религиозного очищения и вплоть до исключения из варны. Люди же, исключенные из варны, обращались в презираемых изгоев.

В законодательных памятниках Древней Индии содержится полный свод постановлений о том, чем должны были заниматься представители каждой варны. Таким образом брахманы и кшатрии умело соединили силу религиозных догматов и правовых норм для сохранения в неизменности системы варн, обеспечивавшей им привилегированное положение в обществе.

За рамками системы варн оказались особо притесняемые сословные группы чандалов, швапачей и прочих, которые объединяются одним понятием - неприкасаемые (парии). Их юридический статус был приблизительно одинаковым, независимо от названия группы. Презираемые, допущенные лишь к “нечистым” работам, они составляли низший слой общества.

Наличие шудр и неприкасаемых делало излишним многочисленное сословие рабов, ведь отдельные черты, свойственные общественному положению и юридическому статусу рабов, оказались фактически распространены и на эти лично свободные социальные группы.

Древняя Индия представляет собою общество, в котором отчетливо видно несовпадение юридических групп населения (сословий) и социально-экономических классов (классов общества). Так, общественный класс рабовладельцев состоял там из трех варн “дважды рожденных”, а класс рабов образовывали сословия шудр, неприкасаемых и рабов в узком значении слова, то есть лично несвободных людей. Причем положение собственно раба зачастую оказывалось предпочтительнее, нежели участь парии.

Извлечения: Законы Ману

(Глава) X, (статья) 4. Брахманы, кшатрии и вайшии - три варны дважды рожденных, четвертая же - шудры - рожденные один раз; пятой же нет.

X, 5. Во всех варнах только те (сыновья), которые рождены от жен равных, девственниц, должны считаться рожденными в соответствии с прямым порядком и равными по рождению.

I , 87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных из уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

X, 96. Кто, низший по рождению, из жадности живет занятиями высших, того царь, лишив имущества, пусть немедленно изгонит.

VIII, 267. Кшатрий, обругавший брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан), вайший - в две с половиной (сотни), но шудра подлежит телесному наказанию.

VIII, 268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью (панами), вайший - двадцатью пятью, шудры - штрафом в двенадцать пан.

VIII, 270. Рожденный один раз, поносящий ужасной бранью дважды рожденных, заслуживает отрезания языка; ведь он - самого низкого происхождения.

VIII, 279. Тот член, каким человек низший (неприкасаемый или шудра. – Сост. ) ударит высшего, именно он у него должен быть отрезан: таково предписание Ману.

VIII, 280. Подняв руку или палку, он заслуживает отрезания руки: лягнувший в гневе ногой - заслуживает отрезания ноги.

VIII, 142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн (кредитору с должника. – Сост .).

VIII, 417. Брахман может уверенно присваивать имущество шудры, ибо у того нет никакой собственности; ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.

IX, 229. Кшатрий, вайший и шудра, не могущие уплатить штраф, освобождаются от долга работой; брахману полагается отдавать постепенно.

XI, 127. Одна четверть (покаяния, полагающегося) за убийство брахмана, предписывается за убийство кшатрия, одна восьмая - вайшия; но должно знать, (что за убийство) добродетельного шудры – шестнадцатая.

XI, 236. Аскетизм для брахмана - (приобретение священного) знания, аскетизм кшатрия - охрана (народа), аскетизм вайшия - хозяйственная деятельность, аскетизм шудры - услужение.

X, 64. Если (женское) потомство от брахмана и шудрянки рождает (в супружестве с) высшим (дочь, которая вступает в брак также с брахманом, и т.д.), низший достигает высшего рождения в седьмом поколении.

X, 65. (Так) шудра идет к степени брахмана и брахман идет к степени шудры; но следует знать, (что это относится) и к потомству кшатрия, а также вайшия.

VIII, 418. Надо ревностно побуждать вайшиев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир.

Отношения в обществе Индии во втором периоде I тысячелетия до нашего времени имели одну интересную особенность – они представлены были сложным сочетанием сословного (варнокастового) разделения общества и на классы. Как и иные государства Древнего Востока, Древняя Индия выделялась господством рабовладельческого метода изготовления, а главные группы в обществе были представлены экономически господствующей группой рабовладельцев-землевладельцев, знатью придворной и военной, «сливками» общинников и категориями рабов и малых производителей.

Система варн на территории Древней Индии

Происходило деление господствующей группы, и категории мелких свободных изготовителей на территории Индии того времени на несколько варн. Внутри же варн было огромное количество каст, которые между собой делились на многочисленные сословия, религии, правовые и иные сословные категории. К примеру, господствующий класс был представлен варн брахманами, богатыми вайшьи и шудры. Также господствующим варнам брахманов и кшатриев быть однородными не удавалось. Поскольку происходило развитие социально-экономических отношений, а варны должны были в принципе оставаться абсолютно неизменными, при этом сословная принадлежность (варна) с реальным положением которое занимал человек в обществе, совпадала не всегда.

Рассматриваемый период отличался тем, что тогда наблюдался прогресс в торгово-ремесленных областях, образовывались огромные государства и ассимилировались варварские племена, в связи, с чем сословной компании общества Индии доводилось претерпевать значительные перемены. Представителями большого количества брахманских родов прекращалось выполнение жреческих функций, большей половиной старой племенной аристократии пришлось вообще лишиться власти в политической сфере. Но впоследствии процедуры связанной с прогрессом специализированного ремесла в области, усложнением государственного бюрократического аппарата, стали выделяться новые слои социума, кои были представлены специализированными ремесленниками и чиновниками. В общественной структуре определенное место должно было отводиться подвергавшимся ассимиляции племенам. На образ привычной жизнедеятельности человека и на выявление его места непосредственное воздействие имели по-прежнему происхождение, хотя с целью определения происхождения мало было теперь именовать только варну, к которой причислялся его род. Происходило обособление местных категорий родов, соединившихся наследственными профессиональными общими занятиями, социальным положением и этническим происхождением - шел процесс, подразумевающий образование каст («происхождения»). Состоящим в любой касте характерно было наличие своих обрядов и традиций, при этом подписание браков допускалось, как правило, с представителями исключительно своей касты. Каста была эндогамна.
Все касты входили в какую-либо древнюю – одну из четырех существовавших варн. На то, к какой варне человек относился и вообще на положение, занимаемое ею в социальной иерархии влияла непосредственно чистота" или же нечистота ее происхождения, степень ее влияния как социального, так и политического в указанной местности. Некоторым видам касты было свойственно расположение на такой низкой ступени, что они считались стоящими ниже шудр, а это означало вневарновость. Самая актуальная и известная каста из списка вневарновых – это чандалы; её представители занимались уборкой трупов, нечистот, исполняли обязанности палачей. Местами проживания вневарновых стали территории, расположенные за пределами деревни, окраины города, чтобы не проявлять осквернения жителей, которые принадлежали к одной из четырех варн.

Слово «варна» индийского происхождения и означает «цвет», «способ», «сущность».

В Индии результатом выделения знати и жречества стало формирование замкнутых сословий -- варн. Варновая система явилась результатом исторического развития и могла возникнуть только на определенной его стадии. Все индуистские тексты свидетельствуют, что сначала арии не знали варн, что они возникли в строгом соответствии с разделением по видам трудовой деятельности. Древние предания, сохранившиеся в «Махабхарате», относят появление варн к древнему золотому веку, когда «все люди были свободны от забот», когда купцы «не продавали товар неполным весом» и когда добродетель «никогда не иссякала».

В результате разложения первобытнообщинного строя, помимо классов, оформились сословия. Сословные различия были почти во всех странах древности, но законченный характер они приняли именно в Индии, благодаря стойкости и живучести пережитков родоплеменных отношений и прочности общинной организации. Племенные объединения постепенно включались в классовое общество, но прочно удерживали старые позиции, содействуя консервации общественных явлений. Образование сословий происходило под непосредственным воздействием особенностей родоплеменных отношений, религиозных и этнических различий, а решающим фактором в становлении оформленной иерархической системы варн были процессы, которые происходили в общественно-экономическом развитии -- это усиление социального неравенства.

Концентрация собственности более или менее точно соответствовала варновому делению. Сословный принцип определяет сущность системы варн. В ранневедический период в обществе существовало тройственное деление -- брахманы (священнослужители), раджанья (знать) и виш (простой -- народ). Это деление в большей степени определялось родом занятий и положением в обществе и не имело ничего общего с той кастовой системой, которая развивалась позднее. В ведический век не было следов наследственных профессий и кастовой эндогамии, народ представлял собой единое целое.

В переходный период, во времена создания исторических эпосов, существовало различное понимание каст, называвшихся варнами. Каста человека определялась по племенной принадлежности (победители и побеждённые), по занятию и по семейному происхождению. Экономический признак - род деятельности, профессия ещё не достаточно выкристаллизовалась, и хотя теоретически говорится о «дхарме» - обязанностях четырёх основных групп (на этом строится аргументация «Бхагавадгиты»), практически границы этих «дхарм» соблюдались не так уж строго. Переход из одной варны в другую, как и смешанные браки, запрещался. Вместе с тем источники содержат данные о том, что перегородки между варнами не были непреодолимыми. Этому есть множество примеров, представленных в различных писаниях в виде историй о легендарных персонажах, которые по рождению принадлежали к одной из высших каст, но прославились деяниями, присущими другой Варне. Одним из многочисленных примеров служит образ Дроны, брамина, занимающегося военным делом и наставляющего Пандавов в военном искусстве (Махабхарата).

В поздневедический период стали расти различия между подразделениями в обществе. Появилась доктрина о четырех варнах: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Самое первое и раннее упоминание о варнах содержится в ригведийском гимне “Пурушасукта”, в котором повествуется о происхождении варн из частей тела мифического божественного первосущества Пуруши:

«…Ведическая мудрость возникла из уст вират-рупы, Вселенской формы Господа. Людей, склонных к изучению ведического знания, называют брахманами; они по праву играют в обществе роль наставников и духовных учителей всех остальных сословий.

Затем из рук гигантской вират-рупы возникла способность защищать, и вместе с ней на свет появились кшатрии, которые призваны охранять общество от воров и преступников.

Источник средств существования всех людей, каким является производство зерна и его распределение среди населения, появился на свет из бёдер вселенской формы Господа. Торговцев и земледельцев, ведающих в обществе производством и распределением, называют вайшьями.

Затем, чтобы довести до совершенства исполнение религиозных обязанностей, из ног Бога появилось служение. Ноги Господа - это место пребывания шудр, которые удовлетворяют его своим служением.»

Варна брахманов (brahmana -- «знающий священное учение») занимала верховное положение. Сюда входили представители родов, которые выполняли жреческие обязанности, и царских родов. Установлению социального превосходства брахманов над другими членами общества способствовала мифическая теория их происхождения. Так как брахманы были созданы из самой “чистой” части тела Брахмы, то боги общались с людьми устами брахманов. Судьба людей зависит от бога, а узнать божью волю и воздействовать на нее могут только брахманы. Им было предоставлено исключительное право совершать жертвоприношения, основные обряды, знакомить людей со священными писаниями. Считалось, что они достигли высшей степени совершенства и обладают особыми качествами, и в результате, необыкновенным могуществом. Пользуясь тем, что им была доверена духовная жизнь народа, брахманы стремились закрепить свое привилегированное положение в обществе, акцентируя на своём божественном происхождении. В древние священные книги -- шастры были включены предписания, которые подчеркивали исключительность брахманов по сравнению с другими представителями индийского общества. Брахманы были освобождены от повинностей, сами распоряжались своей собственностью. Убийство брахманов было самым большим грехом.

Махабхарата так иллюстрирует браманов (книга 1, «Мокшадхарма» (Основа Освобождения), Беседа Бхригу и Бхарадваджи, глава 189):

«Кто обрядами рожденья и прочими таинствами освящён, очищен,

Предан изучению Вед, в шести повседневных делах утвердился,

Кто стоит в чистоте, благонравии, только остатками жертв питаясь, кем учитель доволен,

Кто постоянен в обетах, почитает за высшее Правду, тот зовётся брамином.

Правду, благожелательность, щедрость, совестливость, сострадательность, верность,

Подвижничество кто проявляет, тот брамин - таково преданье.

…Всегда чистоте сопричастный, благонравия полный,

Он существам сострадает; таков облик брамина.»

Следующая по схеме сословной иерархии была варна кшатриев (ksatruya -- «наделенный могуществом»), в которую входила военная знать. Эта варна располагала реальной властью в индийском обществе, так как имела в своих руках материальные ресурсы и военную силу. Имеется много фактов, свидетельствующих о соперничестве между царями-кшатриями и брахманами за притязание на привилегированное положение в обществе.

Не смотря на это, для укрепления авторитета царя, возглавляющего государство, широко используется религия. Жрецы учили, что царь есть божество и что поэтому все приказы царя следует исполнять, как если бы они исходили непосредственно от бога. Царь считался земным воплощением божества. В законах Ману царь называется «великое божество в человеческом образе».

Большим влиянием в управлении страной пользовались крупные рабовладельцы, аристократы, входившие в варну кшатриев. Так, в законах Апастамбы указывается, что «законные занятия кшатриев отличаются от законных занятий брахманов тем, что кшатрии участвуют в управлении и в военном деле». А по законам Ману царь должен был назначать своих министров из среды «храбрых, опытных в военном деле, благородного происхождения и испытанных».

«Кто привычен к делу, порождающему разрушенье, изучению Вед причастен,

Кто радуется раздаче и получению даров, тот кшатрий.»

Основная масса общинников образовала третью варну -- вайшьев (vais"va -- «наделенный имуществом»). Эта варна состояла в основном из земледельцев и скотоводов, а также торговцев и ремесленников. Им было предоставлено право владеть землей и отводилась незначительная роль в государственном управлении. В частности, коронация царей происходила при их непременном участии. Вайшьи составляли ту основу, на которой покоилось благополучие брахманов и кшатриев, они были основным податным сословием. Однако вайшьи не пользовались равными правами с этими варнами и были неименитыми, в их жилах не текла кровь жрецов и знати.

«Кто радуется торговле, скотоводству, земледелию, чистый,

Причастен к изучению Вед, тот называется вайшьей.»

Позднее трех других окончательно оформилась варна шудр. Они занимались физическим трудом, их положение было близко к рабскому, на них было наложено много ограничений в правах. Шудры не имели права участвовать в управлении государством, занимать ответственные должности в государственном аппарате, участвовать в отправлении культов и жертвоприношениях богам (совершать домашние жертвоприношения и обряд поминовения предков шудрам разрешалось).

«Кто рад всякой пище, всегда выполняет любую работу, нечистый,

Покинувший Веды и благонравие, тот считается шудрой.»

Поскольку в ранних частях «Ригведы» нет упоминаний о шудрах, это дало некоторым ученым основание рассматривать их как аборигенов, покоренных ариями. Так появилась точка зрения о превосходстве арийцев, чистоте их расы, о подавлении арийцами цветных аборигенов, которых превратили в шудр. Три высшие варны считались «дважды рожденными», их представители имели право на посвящение (упанаяна); шудры же рассматривались как «однажды рожденные» и были лишены этого права. Поэтому шудрам запрещалось участвовать в культе, изучать священные тексты. Шудрами, как правило, были бедные, экономически зависимые люди, низшие разряды ремесленников, обслуживающий персонал. Хотя шудры не являлись рабами, естественно, что именно они в любой момент ли попасть в рабскую зависимость. Постепенно положение шудр менялось, они были допущены участвовать в коронации новых царей, им была предоставлена возможность делегировать представителей в царский совет. Но представители высших сословий стремились превратить варны в замкнутый наследственный институт, препятствовали смешению их с представителями низших групп и переходу последних в разряд «дваждырожденных».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то