Искусство песка (песочная анимация). Вебинар:метод sand-art.базовый курс работы песком на световых столах Занятия рисование песком для детей обучение

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество это не только развлечение для ребенка, это ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка. Такие занятия помогут научить детей создавать не только песчаные картины, но и первые анимационные варианты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ГБДОУ Детский сад №60

Приморского района Санкт-Петербурга

«Рисуем песком на стекле».

Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого.

Подготовила воспитатель: . Корсакова Е.Н.

Санкт -Петербург 2013

Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок.
У вас никогда не возникнет вопрос "Чем занять ребенка?" если во дворе есть песочница. Приготовление куличей, выкапывание тоннелей, постройка замков - все эти занятия любимы малышами, только благодаря песку и его свойствам.
Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.
Сейчас уже разработаны и существуют специальные программы детской «песочной терапии». Во многих городах открываются студии рисования песком на стекле, где на специальном столе со стеклянной поверхностью и подсветкой посетители имеют возможность часок-другой повозиться с песком. Посещая занятия можно научиться создавать не только песчаные картины, но и анимационные варианты.
Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.
Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учиться лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.
Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.
Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете, мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому все логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами.
Рисование песком на стекле доступно детям самого разного возраста.
Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку.
Более старшие ребята смогут создавать картины используя технику насыпания песка для получения песчаной картины.
Рисование песком на стекле очень привлекает подростков. Карандаши и краски уже не актуальны в возрасте 12-15 лет, а вот современное и креативное занятие - это то, что надо.

Обязательно попробуйте этот способ рисования. Сходите с ребенком в студию рисования песком. Если таковой в вашем городе нет, то попробуйте дома. Для рисование песком на стекле вам потребуется только стеклянный стол с подсветкой и песок. Стол можно сделать самому или купить в интернет-магазине.
Песок для стола можно набрать на пляже, либо приобрести в магазине. Но это совсем не обязательно. Вместо песка можно использовать соль, манку, молотый кофе.
Рисовать песком лучше всего под приятную музыку в полумраке. Тогда появится незабываемая атмосфера волшебства и созидания.

Непосредственная образовательная деятельность.

Цель : Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;

Задачи:

Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить).

Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление.

Развивать речевую активность в процессе познания,

Словарная работа: активизация словаря: сухой, сыпучий, непрозрачный;

Обогащение словаря: рисование песком песочные картины:

Развивать тактильную чувствительность мелкую моторику рук.

Познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Воспитывать эстетическое чувство.

Воспитывать аккуратность при работе с песком.

Формировать коммуникативные навыки.

Материалы и оборудование:

Электронная презентация «Песок и мы»

Мультимедийный фильм «Рисунки на песке», компьютер проектор.

Стол-планшет с подсветкой для рисования песком, песок.

«Волшебная палочка», плотная бумага, клей, цветной песо к.

Ход занятия:

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Представьте на минутку, что у нас есть волшебная палочка. Где бы вы хотели оказаться?

ДЕТИ: ОТПРАВИТЬСЯ в путешествие.

Воспитатель: Здорово! У меня есть волшебная палочка, и я приглашаю вас на остров чудес и открытий

Вокруг себя вы повернитесь на острове чудес вы окажитесь. Музыка, свет, но почему нас никто не встречает, в новой чудесной стране?

Под покрывалом что-то спрятано. Узнать, что здесь, можно, отгадав загадку.

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Целый день в него играть .

ДЕТИ: песок

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен песок человеку?

ДЕТИ отвечают.

Воспитатель: Очень интересные предположения.

Совершенно верно, песок используют при строительстве дорог и зданий, при производстве стекла и посуды, в песочных часах, им посыпают дорожки зимой. Песком играют дети и даже иногда взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже очень любят рисовать на песке. Сегодня мы попробуем об этом узнать.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ПЕСОК ВЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

ВОСПИТАТЕЛЬ: А, теперь вставайте, пришло время проверить, что в этом волшебном ящике…

ДЕТИ подходят к столу.
Воспитатель насыпает песок. Это действительно песок.

Ярко солнышко сияет,

И ребяток приглашает

Поиграть «Песочный дворик»

Желтый, тепленький песочек

С детства ласковый дружок

Подарить нам радость хочет.

Это очень интересно,

Удивительно, чудесно.

Посмотрите, что из песочка получается,

Это очень интересно,

Удивительно, чудесно,

Даже гости наши

Видишь – улыбаются.

ВОСПИТАТЕЛЬ: (Рисует на песке солнышко)

Ребята, давайте поздороваемся с песком. Дотронемся до него поочередно пальцами правой руки.

Прислушайтесь к своим ощущениям. Какой песок? (Ответы детей).

Давайте погреем песок своими руками, дадим ему частичку своего тепла. Для этого будем нажимать по всей поверхности песка своими ладонями. Сделаем песок ровным и гладким, чтобы удобно было на нем рисовать .

Знакомство с песком.

Ход игры:

На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям

Педагог: Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы? (Ответы детей)

Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы? (Ответы детей)

Я перевернула руки, мои ощущения изменились

Теперь я по – другому чувствую песок, по - моему он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?

Мне не очень удобно держать так руки. А вам? Что вы чувствуете?

Дети обсуждают свои ощущения.

Воспитатель: Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея

Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения

Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами

А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры.

Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой

Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками)

Поиграем по поверхности песка как на пианино

А теперь нарисуем с вами солнышко из отпечатков наших рук……

Мы с вами определили, что песок сейчас тёплый, сухой и сыпучий.

Я смочу его. Давайте проверим, изменились ли свойства песка? Как и почему? Потрогайте песок. Какой он стал?

ДЕТИ: холодный, сырой.

Воспитатель. Влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить. Вы сами делали это много раз.

Что станет с постройкой, когда песок высохнет? (рассыплется).

А ещё на влажном песке хорошо рисовать.

Вставайте в 2 команды мы поиграем

в игру «Песочный телеграф» .

Воспитатель пальцем рисует на спине ребёнка, стоящего последним, изображение домика, для другой команды-солнышка. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку. Тот, кто стоит у ящика с песком, рисует изображение на песке .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая картина у вас получилась. Мне очень хочется поучаствовать в её создании. Катюша, нарисуй, пожалуйста, мне на спине «сообщение»

Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение

А, сейчас я включу подсветку, наш песок подсохнет. А, мы с вами сможем нарисовать и увидеть замечательные песочные картины.


Динамическая пауза. Игра «Море волнуется…»

Воспитатель: Понравились вам картины? Давайте, и мы попробуем что-нибудь нарисовать.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«Прыгают зайцы» - ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в

Разных направлениях.

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»

Упражнение «Рисуем фигуры на песке».

Цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях

Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т.п.

«Волшебные превращения»

Педагог рисует на песке круг и спросите ребёнка, на что он похож, а затем предлагает дорисовать картинку, чтобы сразу стало понятно, что это такое. Круг можно превратить в солнышко, шарик, личико, мяч, яблоко, часы и многое другое

ВОСПИТАТЕЛЬ. А, теперь попробуйте сами что-нибудь придумать и нарисовать

(дети работают самостоятельно)

Ритуал «выхода» из Песочной страны

Воспитатель:

Теперь дети, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:

Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и собирает всех на ковре.

Воспитатель: Какие замечательные рисунки у вас получаются. Скажите, пожалуйста, мы можем разместить их на выставке или подарить кому-то? Почему?

Дети. Нет. Они рассыплются.

Дети:

(Надо провести клеевую дорожку, посыпать на неё песок, стряхнуть лишний). Песок задержится на бумаге с помощью клея.

Воспитатель: Вы можете продолжить работу с песком уже за столами

Попробуйте нарисовать свои картины по силуэтам из клея и тогда они останутся в память нашей встрече.

Рефлексия занятия:

Воспитатель:

Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)

Дети рассказывают о своих работах.

Работы помещаются на выставку.


Песочница была неотъемлемой составляющей детства, пожалуй, каждого ныне взрослого человека. Она могла занимать малышей часами. Проводить время там было незабываемо и каждый раз интересно. Причина проста - в песочнице можно притворить в реальность любую фантазию, воссоздать своими собственными силами придуманный образ. Это действительно незабываемое удовольствие, к тому же еще очень полезное в плане творчества занятие.

Сейчас технологии шагнули на новый уровень. Песочницы, конечно, до сих пор популярны, но появилась альтернатива - световой стол, на котором можно рисовать песком. Ниже в статье более подробно, как проходит рисование песком на световых столах для детей, как этим пользоваться и для чего нужно.

Как обучать рисованию песком

Стол

Это основа. Он не является супер сложным устройством, над которыми работают ученые в засекреченных лабораториях. Это обычный стол с относительно прозрачной рабочей поверхностью, встраивать под которую можно разнообразные осветительные приборы и механизмы. Его также называют планшетным столом, что достаточно символично, потому что по своему функционалу он, в принципе, как раз планшет и напоминает. Только вместо излучающего экрана перед ребенком будет обычный песок.

Светящийся стол работает от электричества. Для его подключения подойдет обычная розетка. Все механизмы испытаны и сертифицированы, поэтому за правила безопасности можно не переживать. Песок помещается на рабочую поверхность - крышку стола, далее включается свет и всё, можно творить.

Так выглядит стол для рисования песком на световых столах для детей

Польза рисования песком для детей

Каждый ребенок любит творить, особенно те, кому 3-4 года. Детство - это тот период, когда мир воспринимается по-особенному. Дети узнают много нового и у них постоянно срабатывают ассоциации. Поэтому детские рисунки не удается повторить взрослым.

Обратите внимание! Рисование песком выводит процесс творчества на новый уровень. Есть возможность не просто водить карандашом и кисточкой по листку бумаги. Появляется шанс выразить больше мыслей прямо своими руками.

Полезные составляющие рисования песком на световом столе, которые помогают развивать в детях их таланты:

  • сравним с обычной песочницей. В ней вокруг ребенка целый мир, который оказывает на него воздействие. Иногда это хорошо. Но иногда воздействия могут быть и негативные - животные, климатические особенности, много посторонних детей. В случае рисования песком на столе в помещении разом убираются все негативные факторы. Есть только ребенок, песок и тот же функционал для неограниченной фантазии;
  • идеальное устройство для релакса и избавления от любого стресса. Подобная процедура расслабит и позволит отрешиться от всех проблем не только ребенку, но и взрослому;
  • развивается моторика. Задействуются не только два-три пальца, чтобы держать карандаш или ручку. Здесь можно рисовать всей рукой целиком. Открываются новые грани для восприятия. Работают все части мозга, а не одна отдельная. Причем не важен стиль рисунка - обычные линии, объемные произведения. Ребенок ограничен только своей фантазией. Подобное не сравнить ни с чем другим;
  • по сути нет возрастного ограничения. Некорректно думать, что подобные занятия лишь для школьников и старше. Даже дети дошкольного возраста не испытают проблем с занятием подобного рода. И это не только не отпугнет их, а заставит начать усердно анализировать и познавать новую информацию;
  • рисунки песком могут дать более полную информацию о характере ребенка. Существует возможность использования песка разного вида. Поэтому можно сделать выводы на основе цветового использования и композиции в целом. Также появляется возможность оценить координацию благодаря начертанным линиям. Сюда же относят и другие показатели, которые обязательно проявятся: усидчивость, концентрацию, трудолюбие;
  • реагирование на подсветку. С помощью нее родители смогут понять, на какое освещение чадо реагирует. Так или иначе, цветовая гамма оказывает воздействие на людей. Какая-то помогает расслабиться, другая, наоборот, делает собраннее или даже агрессивнее. С помощью света под столом можно одновременно с рисованием проводить терапию. Причем ребенок даже не заметит, а результат будет достигнут. Развивается автоматически.

Оборудование и правила использования

Конструкция устройства очень проста. Потребуется специальный столик, стекло и подсветка (лампа).

Так как поверхность, на которой происходит процесс рисования, это стекло, следовательно, нужно придерживаться соответствующих правил поведения для обеспечения безопасности. Следует убрать тяжелые и острые предметы. Не рекомендуется даже наличие игрушек поблизости. Ребенок может увлечься и либо поцарапать стол, либо вовсе повредить или разбить стекло.

Не стоит забывать и о том, что малыш взаимодействует с песком, поэтому следует вести себя аккуратно: не засорять поверхность, не баловаться и не раскидывать материал для рисования. Во-первых, можно его испортить. Высок шанс замешать в песок посторонние предметы разной величины. В том числе нежелательными гостями могут стать насекомые, пусть даже и безобидные. В связи с этим рекомендуется песок периодически просеивать. Во-вторых, можно навредить себе: попасть в глаза, уши и т. д. Этого нельзя допустить. Поэтому следует прививать ребенку чувство ответственности за вещь, давать ему задание следить за устройством и обеспечивать его функционирование.

Обратите внимание! Песок имеет одну неприятную особенность - он электризуется. Данный момент не будет приятен не то что для детей, но даже для взрослых. Поэтому не стоит забывать протирать специальными средствами, обладающими антистатическими свойствами, рабочую поверхность.

Обучение рисованию цветным песком для детей

Роль используемого цвета достаточно весома. Поэтому стоит разобрать основные варианты и то, как они влияют на восприятие:

  • оранжевый несет радость и оптимизм, позволяет снять напряжение и избавиться от стресса;
  • желтый повышает концентрацию. Особенно рекомендуется использовать его для детей дошкольного возраста;
  • зеленый улучшает сон, успокаивает;
  • голубой помогает налаживать взаимоотношения с людьми, он буквально несет с собой доброту и общительность;
  • фиолетовый позволяет творить, проявлять инициативу;
  • красный заводит, добавляет активности, а порой агрессии.

Разновидности песка

Занятия с песком на световом столе

Для начала нужно собрать всех участников процесса. Важно, чтобы у каждого ребенка были в наличии все инструменты - сам стол, песок, поднос, перчатки, кисти, различные игрушки (специально отобранные именно для мастер-класса), сито. Когда всё готово, нужно включить плавную и ненавязчивую музыку. Шторы должны быть задвинуты. Световой акцент идет на сами столы, а оттенки проявляются наиболее эффективно.

В ходе подготовки к уроку рекомендуется задать настроение и требуемые эмоции. Делается это с помощью всё той же музыки или какой-нибудь истории, рассказанной мастером. Повествование вести желательно о песке и столике, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их предстоящими заданиями. Далее следует объяснить цели и то, что с помощью песка можно сотворить любые чудесные произведения. Таким образом получится обучить взаимодействию с песком и помочь участникам полностью погрузиться в процесс со всем азартом.

Ребенок в ДОУ творит чудесный рисунок

Таким образом, рисование цветным песком для детей на световых столах - это не просто развлечение, оно несет массу полезного. У детей развивается мелкая моторика, раскрывается талант и прививается чувство ответственности за оборудование. Главное, проговорить технику безопасности до начала занятия.

Возраст: с 15 лет

Группы: 6 человек

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

Запись по телефону в Москве:

7 (495) 785-61-95

наименование

длительность курса

периодичность занятий

Вводный мастер-класс

полуторачасовое занятие перед основным курсом

Основной курс "Техника рисования песком"

1,5 месяца

2 занятия в неделю

Основной курс, совмещенный с занятиями классическим рисунком

1,5 месяца

  • песочный рисунок - 1 занятие в неделю;
  • классическое рисование – 1 занятие в неделю

Продвинутый курс "Динамический песочный рисунок"

1,5 месяца

2 занятия в неделю

Описание программы рисования песком для взрослых:

Вы решили овладеть искусством рисования песком? Наверное, вы думаете, что это почти что то же самое, что и классическое рисование? А вот и нет – это кардинально другой вид рисунка, который, впрочем, будет доставлять вам нем меньшее, а порой даже большее удовольствие, чем рисование привычными материалами.

Рисование песком имеет ряд важных аспектов, которые не дает классический рисунок. Это, прежде всего, развитие мелкой моторики. Да-да, мелкая моторика есть не только у двухлетних детей, но и у вас – детей постарше! Только у взрослых она работает на другие цели – например, улучшает память, развивает координацию, пластику, напрямую улучшает работу мозга и вы начинаете в прямом смысле слова соображать быстрее и качественнее. К развивающим мелкую моторику занятиям можно отнести все, что связано рукоделием, – вязание, бисероплетение, макраме и т.д., – все это очень полезно для вашего мозга! В том числе и рисование песком – соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу. Раз за разом, занимаясь систематически, вы начинаете мыслить еще более продуктивно.

Втором не менее жирным плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – тягучесть, мягкость, приятная шершавость, – которые действуют на человека прямо-таки завораживающе. Рисуя песком, человек постепенно уходит в себя – входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутренние зажимы, неразрешенные вопросы перестают быть неразрешенными, начинает работать подсознание, которое и без вашего волевого сознательного участия справляется с подобными «неразрешимыми» проблемами. И, кроме того, песок обладает удивительным свойством «заземлять» негативные эмоции – в том числе благодаря этому песочные занятия имеют медитативные свойства.

И, наконец, третий аспект – это рисование песком как искусство. Вы освоите технику песочного рисунка и со временем научитесь создавать динамические песочные фильмы – что, собственно, и является кульминацией обучения. Если вы еще не видели песочные фильмы, посмотреть их можно в нашей галерее . Будьте уверены, вы научитесь рисовать, как минимум, так же, и наверняка сможете еще лучше!

Для просто любопытствующих, не планирующих обучаться на наших основных программах, мы проводим вводные часовые Мастер-классы по песочному рисунку. Они проводятся регулярно в течение каждого месяца. На мастер-классе вы познакомитесь с песком, с преподавателем, с базовыми техническими элементами песочного рисунка и сможете на себе испытать все вышеперечисленные свойства песка. Захотите ли вы стать профессиональным песочным художником или будете заниматься песочным рисунком для души – мы обязательно поддержим вас в ваших начинаниях!

Записаться на занятия

Маленькие дети обожают пачкаться, возиться руками в сыпучих материалах, создавать фантазийные образы, отдаются творческому процессу целиком. Соедините увлечения ребенка в одно целое, получится рисование на песке.

Наверняка вы сами завороженно наблюдали за подобными представлениями на ТВ, смотрели шикарные анимации известных мировых авторов. Попробуйте повторить шоу дома вместе с ребенком. А наша статья подскажет, как рисовать песком на стекле и как научить ребенка делать песочные композиции.

Из этой статьи вы узнаете

В чем польза этого занятия

Американский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф подала интересную идею педагогам и родителям, как организовать досуг малышей и заняться развитием разнонаправленных навыков одновременно.

Она создала песочный видеоролик. Герои оживали, действовали на светящейся доске. Художница рисовала их пальцами с помощью песка. Идею подхватили другие мультипликаторы. Метод создания образов и сюжета заслужил высокую оценку.

Постепенно рисование на специальной доске с песком пришло в жизнь простых обывателей. Педагоги стали практиковать такие занятия с детьми разного возраста. Увлекательный метод педагогической работы изучался с точки зрения психологии, физиологии, дидактики. Практикующие инновации учителя и воспитатели ДОУ заметили следующие полезные свойства подобных занятий:

  • Рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время урока, развлечения.
  • У метода нет особых правил. Малыш может рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось.
  • Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра.
  • Развивается моторика. Детсадовцам надоел пластилин, карандаши, тренировать ловкость пальчиков с помощью светового планшета и песка не менее полезно. Одновременно с моторикой развивается речь.
  • Совершенствуется графомоторика. Школьники развивают способность повторять контур, правильно удерживать ручку, соблюдать ритм движений.
  • Подходит для любого возраста. С удовольствием рисуют на доске ясельники, школьники и взрослые. Магия сыпучей анимации не оставляет равнодушными почти никого.
  • Избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов, тиков, бессонницы. Здоровые дети на занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях.
  • Уникальный метод помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.

Если рассматривать методику с точки зрения организации и материальных затрат, выявляются следующие преимущества:

  • Расходные материалы стоят дешево. Песок не обязательно покупать, используйте манку, молотый кофе.
  • Сделать планшет для рисования можно своими руками. Потребуется лампа, оргстекло, деревянная коробка. Оборудование занимает мало места в комнате и не требует особого ухода.
  • Научить малыша рисовать песком может любая мама, папа, бабушка. Для занятий не нужно специальное образование, курсы. Посмотрите примеры работ в интернете и смело начинайте творить.

Материалы и инструменты для рисования

Без специального самодельного или купленного в магазине оборудования научиться рисовать на песке не получится. Набор инструментов и расходников небольшой:


На заметку! Кварцевый песок купите в зоомагазине, торговых центрах в отделе «Игрушки», «Все для творчества».

Приемы рисования

Искусство создания анимаций основано на простых приемах рисования. В детском саду, дома покажите ребенку, как нужно держать руки, высыпать песочек, чтобы картинка получалась четкой, яркой и реальной. Используйте следующие техники для начинающих.

Пересыпаем песок из одной ладошки в другую

Отличный вариант начала занятий. Малыши настраиваются на работу, знакомятся с материалом, ощущают его вес, тепло или прохладу, текстуру.

Собираем песок в кулак и рассеиваем

Нужно смотреть, сколько песка набирает дошкольник в ладошку. Его должно быть немного, чтобы движения были легкими, слой материала на стекле тонким.

Высыпаем песок струей

С помощью ручейка из ладошки дети рисуют линии разной толщины. Если держать ручку высоко и пускать тонкой струей, получится светлый вариант линии. Если сыпать грубо, почти разжимая кулак, нарисуете темную широкую кривую. На этом этапе важно отработать оба приема, чтобы ребенок контролировал насыщенность рисунка цветом, создавал почти невидимые линии.

Рисуем пальчиками

Дети могут использовать каждый палец в отдельности или ладонь целиком. Пусть изобразят траву, волосы, деревья. Кулаком рисуют крупные объекты – гору, камень. Подушечками – плоды, звездочки.

Школьникам, освоившим простые способы рисования, предложите такие увлекательные упражнения.

Кленовый лист

Насыпьте контур для кленового листа, стараясь соблюдать его форму. Подкорректируйте линии пальцами. Сдвиньте лишний песок к краю нарисованного листа, чтобы контур стал темнее. Нарисуйте черешок. Ногтем проведите внутренние линии (прожилки). В области черешка подушечкой пальца поставьте кружок.

Буквы

Материал рассыпается по стеклу из ладони или щепотью. Разравнивается. На этом фоне напишите буквы латинского или славянского алфавита по образцу. Ребенок учится быть внимательным, повторять шаблон. Развивается графомоторный навык.

Вода

Насыпьте песок по всей поверхности контейнера. С помощью четырех или пяти широко расставленных пальцев рисуем волнистые линии. Ногтем сделайте горизонтальные черточки – это рябь. Потом проведите горизонт и уберите лишнее в верхней части стекла. На этой же композиции нарисуйте тучки.

Облака

Песок зажат в кулаке. Делаем круговые движения рукой с маленькой амплитудой, рассыпаем материал по песочнице. Мелкие линии можно потом провести ногтем, чтобы облака получились пышные.

Юным художникам на начальной стадии осваивания увлекательного хобби понравятся такие упражнения с использованием дополнительных инструментов.

Трафареты

Возьмите штампы, трафареты для кофе, крышки от пластиковых бутылок. Оставляйте ими следы на песочном столе. С помощью разных фигур создаются большие сюжетные композиции.

Сито

Рассеивать песок через детское сито гораздо легче. Можно образовывать горы, делать тонкое покрытие на стекле. Следующим этапом становится рисование пальцами на полученном песочном пространстве.

Воронка

Инструмент с широким горлышком помогает сделать высокую насыпь. Дети с увлечением наблюдают песочный ручеек, повторяют действие с помощью кулачка.

Рисуем следы животных

Это упражнение требует острожной работы от пальчиков. Следы рисуйте кулачком, делая основной фон. Мелкие детали прорисовывают палочками, подушечками пальцев, ноготками.

Маятник

Прикрепите бусины разной величины к веревкам. Раскачивайте маятник так, чтобы на стекле оставались следы от груза. Малыши учатся контролировать силу, соблюдать ритм движений. Это отличная терапия эмоциональных перегрузок.

Цветные подкладки для фона

На стекло кладут цветной картон, красочные картинки. Поверх тонким слоем рассыпается песок. Дети рисуют круги, зигзаги. Цветной фрагмент выступает частично. Получается оригинальная картинка.

Отпечатки узоров

Играть можно нестандартным предметом с узорами – втулкой от туалетной бумаги. Нанесите на нее рисунки клеевым пистолетом, дайте высохнуть. Проведите инструментом по тонкой поверхности песка, останется след. Этот вид работы обожают девочки.

Вариантов для подбора дополнительных элементов, инструментов для создания песочного шедевра много:

  • Возьмите расчески с редкими или частыми зубьями – получится волна.
  • Зубочистки помогают нарисовать тончайшие линии, сделать образ героя выразительным, реальным.
  • Детские грабельки подойдут для вырисовывания рельефа на пейзажных композициях.

Фантазируйте, не ограничивайте себя и ребенка в творческом процессе.

Песочная анимация

Первую простенькую анимацию ребенок сможет исполнить через три–четыре урока, освоив технические азы рисования. Предложите школьнику изобразить на стекле яблоню. Пошаговый мастер-класс приведен ниже:

  1. Подготовьте песок и экран. Поверхность стола обработайте антистатиком, уберите лишнее.
  2. Наберите в кулак немного песка и рассыпьте по световому столу. Поверхность должна быть покрыта равномерно.
  3. Нарисуйте большим пальцем ствол, давите на всю подушечку.
  4. Поднимаясь к верхушке яблони, заостряйте линию. Рисуйте не все подушкой, а половинкой, потом ноготком.
  5. Мизинцем и указательным пальцем нарисуйте тонкие и толстые ветки. Искривляйте линии, чтобы яблоня была похожа на настоящую.
  6. Изобразите крону. Наберите песок, щедро насыпьте вокруг веток, наверху.
  7. Немного оставьте для нижней части картины. Рассейте его под деревом. Это будет травка.
  8. С помощью отпечатков пальцев изобразите яблоки на веточках. Их количество определите сами. Важно, чтобы кружочки не были размытыми, края должны быть четкими.
  9. Если три–четыре яблока нарисовать под деревом, на земле, получится осенний вариант картинки.
  10. Теперь очистите фон. Обведите вокруг кроны контур, уберите лишний песок с поверхности. У дерева появится форма.

На заметку! Для анимации используйте разноцветный набор для рисования. С помощью зеленого, желтого, белого, серого песка, изменения оттенка подсветки изображения профессионалы добиваются эффекта живой картинки.

Как нарисовать свинку

Как нарисовать мышку

Как нарисовать бегемотика

Игровые упражнения

В домашних условиях, в детском саду, на занятиях по раннему развитию малыши учатся с помощью игры. Это лучший способ научить сложному через простое. Настольная песочница с высокими бортами и игровые упражнения для дошколят помогут вам в этом.

Тренируем пальчики

Первое знакомство с анимацией начните не с теории, а с практики. Дайте возможность потрогать, понюхать, исследовать материал. Включите подсветку в песочнице. Можно поставить негромкую музыку, чтобы малыши погрузились в процесс целиком, поняли, что сейчас будет происходить что-то необычное.

Попросите дошкольников нарисовать пальчиком на стекле любой предмет, фигуру. Пусть вдоволь повозятся с песком. Одновременно с этим развивается моторика, воображение, внимание.

Играем в прятки

Понадобятся грабли, лопатки и толстый слой песка. Раздайте ученикам маленькие игрушки (фигурки от киндера). Попросите закопать незаметно для других. Устройте соревнования, кто быстрее найдет игрушку друга с закрытыми глазами с помощью пальчиков.

Какой сюрприз у меня

Педагог прячет в песочнице разные предметы небольшой величины (пуговки, тряпочки, бумажки, фигурки, мячики, монетки). Задача детей: найти по одному предмету руками, отгадать, что это, на ощупь. В процессе понимания, ощупывания предмета нужно рассказывать о своих ощущениях, предположениях.

Клад

Песок нужно пересыпать в глубокую емкость или сундучок. Положите внутрь пиратские сокровища: бусы, монеты, карту, «драгоценные камни». Искать клад нужно одним пальчиком. С каждой находкой связывайте увлекательную историю. Расскажите ее сами или придумайте с детьми.

Камень

Найдите на улице булыжник. Пусть он будет неприятным на ощупь: холодный, скользкий, шершавый и прочее. Закопайте предмет в песке. Попросите детей одновременно прикоснуться к неизвестному предмету, рассказать, что они чувствуют, почему им неприятно и тому подобное.

Продолжите исследования в группе, когда камень извлекут из песочницы. Тактильные ощущения отвечают за формирование речи, тренируют эмоциональную выдержку.

Важно! Для игр в прятки, когда дети не видят предмет под песком, подбирайте игрушки с закругленными краями, из ткани, резины, чтобы малыши не поранили пальчики.

Осваивать нетрадиционную методику для раннего развития, развлечения детей нужно после просмотра видеоуроков или рекомендаций профессионалов. Новичкам полезно знать следующее:

  1. Ставьте точки подушечками разных пальцев. Запоминайте, какой они будут величины. Это поможет не ошибиться в выборе пальчика при рисовании глаз, плодов, рисунка на теле животных.
  2. Перед уроком старайтесь засыпать ровный слой песка на стекло. Используйте сито, воронки, чуть позже кулаки.
  3. Не разравнивайте поверхность пальцами. Отпечатки оставляют неэстетичный след.
  4. Когда малыши научатся создавать простые изображения, пробуйте создавать композиции из мелких деталей с использованием подручных инструментов.
  5. Профессионалы минимизируют количество прикосновений к песку. Движения должны быть размашистыми, уверенными.
  6. Выберите лучший вариант рисунка для вашего уровня. Отрабатывайте технику его создания до совершенства. Репетируйте схему несколько раз.
  7. Перед нанесением штриха продумывайте его длину и ширину.
  8. Рисовать песком можно на светозвуковой доске, черном отполированном столе, кухонном противне. Самое важное – контраст поверхности и сыпучего материала.

Важно! Мастер-классы посмотрите бесплатно в Сети. Периодически показывайте детям сложные композиции на видео. Это дает толчок к развитию, подстегивает интерес и желание совершенствовать технику рисования.

Как сделать стол для песочной анимации своими руками

Игровая деятельность в кругу семьи гораздо полезнее для малышей раннего возраста, чем групповые занятия в развивающих центрах. Планшет для рисования песком с подсветкой можно сделать дома из подручных материалов. Папам понадобятся:

  • деревянный ящик;
  • подходящий по размеру кусок оргстекла;
  • гвозди;
  • изолента, скотч;
  • краска по дереву;
  • фонарик, лампа.

Процесс изготовления займет не более 1–2 часов, а детской радости не будет предела. Сделайте столик побольше, чтобы пользоваться всей семьей одновременно. Инструкция состоит из следующих шагов:

  1. Очистите деревянный ящик от лишнего, уменьшите высоту бортов. Средняя глубина пространства – 10–15 сантиметров.
  2. Уберите нижнюю крышку или сделайте прорезь для установки стекла.
  3. Поставьте прозрачную часть на нижнюю половину.
  4. Тщательно закрепите стекло планками снизу.
  5. По бокам сделайте отделения для хранения мелочей (палочек, сита, граблей). Для этого прибейте планки, отступая от края пару сантиметров.
  6. Установите ножки к столику. Высоту выбирайте по росту и возрасту младшего ребенка.
  7. Под стол поставьте яркий фонарь или электрическую лампу с хорошей мощностью.
  8. Рабочее место для маленького художника готово.

Посмотрите видео-инструкцию о том, как сделать световой стол для рисования песком своими руками дома:

Интересный факт! В Тибете, Индии сохранились традиции создания изображений высшего Бога с помощью разноцветных крупиц песка. Это искусство имеет название – мандала. Яркие круглые картинки делают только посвященные в тантрические секреты монахи. На изготовление одной мандалы уходит 1–2 недели. Картинка состоит из миллионов песочных крупиц.

Композиции из песка нельзя повесить на стену, оставить на память, чтобы показать друзьям и родственникам. Это единственный минус такого творчества. Но выход есть. Записывайте удачные занятия на камеру, фотографируйте рисунки. Сделайте ролик, наложив на слайды музыку.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Елена Кучменко

Рисование песком на световых столах – это одновременно и новый вид изобразительного искусства и увлекательное творчество, и заряд положительными эмоциями. Такое рисование доступно абсолютно каждому ребенку и не требует специальной подготовки. Многим маленьким детям нравится это увлекательное занятие.

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение, снимает чувство страха, дает ребенку свободу, вселяет уверенность в своих силах. Рисуя песком , ребенок получает возможность выбора, что в свою очередь развивает творческое мышление и творческие способности. Рисование песком развивает мелкую моторику, совершенствует графомоторику – способность повторять контур, правильно держать ручку, соблюдать ритм движений.

Обучение рисованию песком проходит довольно легко. Для этого понадобится световой стол , чистый кварцевый песок, материалы для рисования (гребенки, трафареты) и музыкальное сопровождение. Все основано на простых приемах рисования . Только вместо карандаша или кисти используются пальцы рук. В этом уникальность этого вида рисования . Существует два основных способа изображения - светлым по темному фону , и темным по светлому фону . В первом случаи мы готовим на световом экране фон из песка и пальцами рисуем линии, во втором случае на светлом экране рисуем песочной струйкой. Второй способ более сложный и требует подготовки. Нужно показать ребенку, как держать руки, рисовать одним пальцем толстые или тонкие линии, как пользоваться всей ладонью, зажимать в кулачок песок и высыпать его тонкой струйкой. Используя разные приемы рисования , получатся разные средства выразительности – линии, точки, россыпи, которые складываются в задуманный сюжет.

Для обучения детей можно использовать разработки авторов - Мариэлла Зейц "Пишем и рисуем на песке ", Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке . Песочная игротерапия» .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Цветы для Весны» по рисованию цветным песком Конспект занятия для детей старшей группы по нетрадиционной технике рисования (рисование цветным песком). Тема: «Цветы для Весны».

Дидактические игры с песком для детей с ЗПР Дидактические игры с песком для детей с ЗПР Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Что же.

Игры с песком для детей младшего дошкольного возраста Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений,.

Игры с песком для детей от 2–3 лет Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым..

Цель: Познакомить родителей со структурой занятия песочной анимации. Задачи: 1. Развивать у детей тактильную чувствительность, мелкую моторику.

Конспект релаксационного занятия с воспитателями с использованием инновационной деятельности на световых планшетах Конспект релаксационного занятия с использованием инновационной деятельности на световых планшетах с воспитателями и специалистами детского.

Консультация для воспитателей «Игры детей с песком» Консультация для воспитателей «Игры детей с песком». Когда дети играют в детском саду или же выходят на прогулку с родителями, то больше.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то