Интересные факты 5 15 веков. Почему винтовые лестницы закручены по часовой стрелке? Старики времён Средневековья

Самый шокирующий факт о Средневековье, который заставит вас вздрогнуть

Самым популярным методом лечения в Средневековье было кровопускание. Но, если задуматься, это была еще весьма безопасная практика по сравнению с тем, что еще могли учудить средневековые лекари. Например, хорошим средством от мучительной головной боли, а также эпилепсии и психических расстройств считалось небольшое отверстие в черепе. Его высверливали так, чтобы обнажить мозговую оболочку. Геморрой следовало лечить, прижигая каленым железом. Анестезия же сводилась к отравляющим веществам в слабой концентрации, приводившим в бессознательное состояние, ударам молотком по голове или и вовсе зажатой в зубах палке.

Под суд мог попасть не только человек, но и животное, причинившее человеку увечье или убившее его. Судили собак, свиней, кошек. В средневековой Франции однажды осудили корову. Она была признана виновной и палачам пришлось постараться, чтобы возвести виселицу для рогатой преступницы. В конце концов корова была повешена, труп ее сожгли и прах развеяли.


Чтобы уберечь дочерей от потери девственности, а жен от супружеской измены, родители или супруг надевали на несчастных пояс верности. Это сооружение держалось на талии и проходило между ног, прикрывая вагину и анус. В поясе были предусмотрены небольшие отверстия для отправления естественных надобностей. Хотя самые дорогие пояса, сделанные в Бергамо или Венеции («бергамский замок» и «венецианская решетка»), украшенные драгоценными камнями, накладками из золота или серебра, и были похожи на произведения искусства, носить их все равно было мучительно. Они оставляли жестокие мозоли, иногда под поясами образовывались пролежни. Спасти несчастную от страданий и повелеть снять поясок мог только церковный суд, который вмешивался лишь в самых крайних случаях.


Одной из самых популярных судебных практик в Средние века была ордалия — «божий суд». Обвиняемые в каком-либо проступке или преступлении должны были получить ожог каленым железом или опустить руку в котел с кипятком. Нанесенную рану перевязывали, а через какое-то время смотрели, как она заживает. Если рана выглядела хорошо, значит. Бог подтвердил невиновность испытуемого. В противном случае человек виновен и подлежит наказанию. Подозреваемых в колдовстве женщин испытывали водой, связывая и погружая в водоем. Невинная душа должна была...утонуть, а ведьма — всплыть.


Средневековая жизнь была бедна зрелищами, так что пойти посмотреть на казнь было вполне приятным времяпрепровождением, сравнимым с современным походом в кино на «ужастик». Правда, редкий современный человек смог бы выдержать подобное зрелище и не упасть в обморок. Людей не только вешали, четвертовали или сжигали заживо. Перед этим их еще и изощренно публично пытали. К примеру, Генрих VII пообещал одному из организаторов восстания против него, что если тот сдастся добровольно, то ни один член не будет разлучен с его телом, покуда тот не умрет. И сдержал свое слово. Несчастный был подвешен на цепях к церковному шпилю и долгие дни медленно умирал от жажды, голода, холода, а под конец этой пытки и от ран, нанесенных вороньем. При этом руки и ноги, как и обещал король, до конца оставались при нем.


Так как приносить и нагревать большие объемы воды было делом трудоемким и затратным, одну ванну могло принимать сразу несколько человек одновременно и еще несколько после. Часто добродетелью считалось пренебрежительное отношение к гигиене и некоторые святоши могли не мыться месяцами. Если вы не могли похвастаться богатством и благородным происхождением, то залезть с вами в ванну могло сразу несколько очень грязных человек. Впрочем, благородные дамы тоже не всегда были избавлены от необходимости плескаться в грязной воде, ведь их очередь наступала только после мужа и старших сыновей. В общественных же купальнях и вовсе царила полная анархия и простота нравов.


Средневековая женщина чаще всего была полностью зависима от мужчин. До замужества за нее все решал отец и братья, после замужества жизнью и имуществом женщины распоряжался муж. Большей свободой обладали только вдовы, но только до тех пор, пока не вступали в повторный брак. Правда, женщина могла обратиться в церковный суд, если муж чересчур сильно или слишком часто бьет ее, но мужчины-церковники нечасто спешили встать на защиту «сосуда греха».


Поскольку даже у знатных дам могло быть два-три комплекта одежды на сезон, верхнее платье стирали очень редко. Платье из «тяжелых», дорогих тканей, особенно богато украшенных бисером, драгоценными камнями, вышивкой, могли не стирать вовсе, а чистить щеточкой. Нижнее белье — обычно это были длинные рубахи — стирали чаще, но при этом нормальным составом для замачивания могла быть зола, смешанная с мочой.


Спиртные напитки

Идея о том, что воду следует очищать и кипятить, дабы избежать заражения, никому не приходила в голову. Однако отследить связь между желудочными заболеваниями и грязной водой люди могли. Именно поэтому простолюдины пили в основном слабенькое пиво, а люди побогаче — вино. Большую часть жизни средневековый человек проводил слега под хмельком.

Какие только факты про Средневековье нам не попадались на глаза, когда мы готовили этот материал. Порой бровь приподнималась и изгибалась от удивления настолько, что сам Джек Николсон бы позавидовал. Мы уже не говорим про то, что фразы «Да лаааааадно!», «Что за «пииииииизанская башня» там происходила?» и «Ооооо, неожиданно!» звучали буквально через каждые 5-10 минут. Предлагаем вам ознакомиться только с маленькой частью фактов про Средневековье , которые заинтересовали нас больше всего.

Братья Гримм - авторы любимейших сказок из нашего детства. Но мало кто знает, что мы читаем уже переработанные и адаптированные тексты. В оригинале Братья Гримм занимались сбором фольклора. А он зачастую совсем не напоминал сказки, где всё радужно и прекрасно, а в конце все женятся и веселятся. К примеру, в оригинале сказки «Спящая красавица» принц не целует главную героиню, а насилует. А в «Золушке» сёстрам удаётся примерить «туфельку». Вот только для этого одной пришлось отрезать себе пальцы на ногах, а другой пятку. И женился бы прекрасный принц на одной из них, но этому помешали голуби, которые заметили, что «туфелька» наполняется кровью…

Эталон красоты в 15-16 веках можно представить следующим образом: высокий лоб, даже очень высокий лоб, многие женщины даже выбривали, выщипывали волосы, чтобы приблизится к идеалу красоты. Так же у приличной женщины на лице не должно было быть и бровей, их чаще всего полностью выщипывали. «Мона Лизы» соответствовала всем этим требованиям.

Обычай чокаться бокалами берёт своё начало именно в эпоху Средневековья. На пирах можно было достаточно просто подсыпать в бокал недруга или конкурента яд. При ударе сосудами друг о друга, питьё переливалась из одного бокала в другой. Так отравитель сам мог пострадать от своего же яда. Чокнуться фужерами - это демонстрация того,что отравы в напитке нет.

Чумные доктора - это не придуманные персонажи из фильмов ужасов. Они существовали в реальности, их специально нанимали для лечения людей, в период эпидемии чумы. Их трудно было не заметить, ведь их одежда состояла из кожаного плаща, перчаток, ботинок, шляпы и необычной маски с «клювом», которая носила не эстетический, а практический характер действия - в “клюв” закладывали специальные сборы из сушёных цветов, трав, специй, другие вещества, которые имели сильный запах - пропитывали ткань камфорой или уксусом. Считалось, что это не только перебивает ужасный запах, который был в селениях, где свирепствовала чума, но и уберегала людей от заражения этой болезнью.

В средние века были случаи и крайне странных церковных судебных процессов. А проводились они над… животными. Всё проходило по правилам: присутствовали обвинители, адвокаты и свидетели. А обвиняемыми могли быть как любые домашние животные, будь это кролик, курица или котора, так и даже насекомые - саранча или стрекоза. Домашнюю скотину чаще всего обвиняли в колдовстве и приговаривали к смерти, а диких - за вредительство, их могли отлучить от церкви или «заставить» покинуть территорию страны.

В Средневековье «взрослая жизнь» начиналась довольно рано. Уже с 12 лет девочки считались вполне созревшими для брака. Для мальчика этот возраст начинался с 14 лет. Практически всегда решения о замужестве своих чад принимали родители или опекуны, так как в первую очередь брак в то время способствовал объединению земель, заключению политических союзов или же просто способствовал материальному улучшению, укреплению. Достаточно часто в состоятельных семьях сын или дочка были помолвлены с раннего младенчества. К тому же никого не волновала большая разница в возрасте между вступающими в брак (не зависимо от того, кто был старше - невеста или жених).

В замковых башнях винтовые лестницы возводились так, чтобы подъём по ним был по часовой стрелке. Это делалось для того, чтобы в случае осады защитники башни имели преимущество во время рукопашной схватки (сильный удар правой рукой можно нанести только справа налево, что не могут сделать поднимающиеся по лестнице).

Ещё больше интересных материалов про Средневековье читайте

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Свадебные традиции и ритуалы средневековой Европы

Свадьба всегда была радостным и светлым событием. Однако в древние, и часто довольно грубые времена, этот праздник был довольно суров. Многие древние и средневековые традиции воспринимаются сейчас как варварские, дикие или просто смешные

Впрочем, как бы то ни было, а брак оставался на протяжении многих веков завидной целью как для мужчин, так и для женщин. Но почему это было так важно? Для девушки союз с мужчиной часто был единственной возможностью получить социальную защиту и сохранить хорошую репутацию. Мужчина при этом почти всегда получал богатое приданое, а иногда и земли, которые принадлежали семье жены.

В средние века было меньше старых холостяков, чем в наше время. Свадьбы совершались чаще и происходили в более раннем возрасте, чем теперь. Неженатый человек в некоторых городах не мог рассчитывать на повышение. Так, например, в последней четверти XV столетия был издан в Аугсбурге закон, по которому холостяк не мог сделаться ратманом.

В цехах постепенно установился обычай, в силу которого неженатый человек не мог получить звания мастера. Вдовцы и вдовы также большей частью женились и выходили замуж. Вдовцы вступали в новый брак спустя каких-нибудь 6-8 месяцев по смерти жены, хотя вдовам полагалось оставаться таковыми в продолжение целого года, который и назывался «годом плача и скорби» но они выходили замуж ранее этого срока.

Девушки 14-ти или 14 с половиной лет уже выдавались замуж. Обручали же восьмилетних. Обручение считалось в то время главным актом, церковное же бракосочетание только скрепляло его. Сватовство и обручение состояли из трех важнейших моментов. Прежде всего уговаривались относительно подарка, который будет сделан невесте женихом, и о приданом, которое будет дано за невестой. После этого отец давал свое согласие на выдачу дочери замуж, а жених — на женитьбу. Наконец, отец невесты и жених ударяли по рукам, и обручение считалось совершившимся.


С течением времени обязательства, которые раньше были устными, стали записываться. Такой контракт составлялся в присутствии свидетелей. За обручением происходила обыкновенно пирушка в невестином доме, в ратуше или даже, что особенно странно на наш взгляд, в монастыре. Б Нюрнберге в 1485 году были запрещены какие бы то ни было празднества в монастырях. Пирушки, следовавшие за обручением, сопровождались танцами и попойкой.

Но вот наступало время совершиться свадьбе, приближалось «высокое время» , как называли тогда день свадьбы. Дело происходило обыкновенно поздней осенью, «когда полны житницы и погреба, когда наступает время покоя и для поселянина, и для моряка». В иных случаях приглашала гостей на свадьбу сама невеста, в иных занимались этим лица, нарочно для этого дела избираемые женихом и невестой.

Они разъезжали верхом в сопровождении нескольких всадников, Они нарочно брали с собой такого человека, который слыл за балагура, умел говорить прибаутками и рифмами, что должно было придавать всему посольству особенно веселый характер. (Такой балагур назывался Hangelein или Hegelein.) Случалось, что участвующие в посольстве наряжались, и устраивалось таким образом нечто вроде маскарада.

Любили созывать гостей побольше. Чтобы ограничить размер празднества и расходы, им поглощаемые, городские советы препятствовали большим собраниям и устанавливали нормальное число гостей, больше которого приглашать запрещалось.

За несколько дней до свадьбы или даже накануне ее происходило торжественное шествие невесты в баню, где танцевали и пировали. Этот обычай схож с нашим «девичником».

Наконец поднималось солнце радостного, желанного дня. В одних местах это был четверг, в других пятница. Бракосочетаиие совершалось обыкновенно днем и даже утром, вскоре после обедни. Свадебное торжество открывалось процессиями, сопровождавшими жениха и невесту в церковь.

Отправлялись они в церковь не вместе. Невеста ехала с подругами, а иногда также и с шаферами, в экипаже, запряженном четверкой. На невесте — красное атласное платье, кисейный воротник, богато отделанный серебром пояс. На голове у нее легкий венец, осыпанный жемчугом.

Жемчуг и великолепное золотое шитье покрывают ее башмаки. Жених со своими провожатыми ехали верхом. И перед невестой, и перед женихом двигались музыканты с флейтами, скрипками, трубами и барабанами. Само собой разумеется, что процессии эти совершались и пешком в тех случаях, когда церковь была близко.

Представьте только себе подобное шествие. Музыка, разноцветные и новые одежды, веселые лица, говор, смех, кругом знакомая уже вам панорама средневекового города, а наверху голубое небо, серебристые облачка и яркое солнце, озаряющее всю картину своими золотыми лучами! Когда процессия приближалась к собору, последний как бы приветствовал ее колокольным звоном. Чтобы пономарь не ленился и не скупился, его угощали вином

1051 году произошло знаменательное событие - венчание в Реймсском храме короля Генриха I ...

Процессия приблизилась к собору. Гостеприимно раскрывался его главный вход. Каменные изображения святых, окруженные каменными же кружевами и цветами, как будто оживились при блеске солнца, в присутствии такого живого собрания, и милостиво смотрит на проходящих под ними людей.


Чудное зрелище представляет внутренность готического собора. Простор, высота, группы соединенных друг с другом высоких колонн, поддерживающих собой стрельчатые арки, переплетающиеся остроконечные арки высокого потолка — все это поражает вас, возвышает ваши чувства, ваши мысли, как бы поднимает вас самих все выше и выше. Только спустя несколько времени начинаете вы осматриваться, осваиваться с отдельными частями грандиозного целого.

Только тут вы останавливаете взоры и на высоком алтаре в углублении апсиды, и на роскошной проповеднической кафедре, украшенной скульптурными изображениями и высоким навесом, только тут вы замечаете изваяния под верхними громадными окнами, окаймляющими дивным кружевом весь средний неф, только тут вы начинаете разглядывать разноцветные изображения на стеклах. Колоссальная роза*** над входом, вся составленная из разноцветных стекол, надолго приковывает к себе ваше внимание. Невольно задумываешься, невольно углубляешься в себя.

«Когда вы, — говорит один иностранный исследователь, — вступаете под эти смелые своды, вам чудится, что вас охватывает, завладевает вами новая родина. Она распространяет вокруг вас атмосферу меланхолической мечтательности. Вы чувствуете свое освобождение от жалкого рабства, создаваемого мирскими привязанностями, но в то же время вы ощущаете более крепкие, более обширные связи. Кажется, что Бог, Которого пытается представить себе наша ограниченная природа, обитает на самом деле под этими сводами и нисходит здесь до непосредственного общения со смиренными христианами, преклоняющимися перед Ним.

Здесь ничто не напоминает человеческого жилища, здесь забыто все, что окружает наше жалкое существование. Тот, Кому воздвигнут этот дом, — Силен, Велик, Дивен; как Отец милосердый, принимает Он в Свое обиталище нас, слабых, малых, бедных... Средневековое христианство отыскало в готическом стиле гибкий и выразительный, наивный и глубокомысленный язык, который говорил душе, исполненной святого упоения, переливал в нее свою невыразимую поэзию».

Свадебная процессия проникла во внутренность храма. Жених с невестой направляются к главному алтарю. Звуки органа гремят над ними, наполняют собой весь собор. Началось священнодействие, и скоро пронеслись над присутствующими слова священника; «Я соединяю вас в супружество во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» {«Ego conjimgo vos in mat-rimoiiium in nomine Patris, et Filii, et Spirit! Sancti»). И снова запел орган.

Молодые вышли из собора. Жених шел впереди и, дойдя до дома своего тестя, не входил в дом, а дожидался молодой. Когда последняя подходила к дому, он встречал ее. Слуга приносил поднос с фляжкой вина и стаканом. Наполненный вином стакан обходил всех присутствующих гостей, после них пил молодой, а за ним новобрачная. Выпив вино, она перебрасывала кубок через голову. После этого один из шаферов снимал с новобрачного шляпу и покрывал ею голову его молодой жены.


Этот обряд как бы облекал ее властью. Сейчас же она первая входила в дом, а за ней все остальные. Разумеется, прежде всего молодые принимали поздравления. Дамы и девушки подходили к невесте, мужчины — к жениху. Тогда же подносились и свадебные подарки. На одной свадьбе, праздновавшейся в середине XV века, было поднесено новобрачным тридцать серебряных чаш и кубков, ожерелье, золотой пояс и более тридцати золотых колец.

Во время поздравлений и подношений играла музыка, пелись песни, и так проходило время до обеда. Начало последнего возвещалось барабанным боем. После обеда начинались танцы, продолжавшиеся до самой полуночи. Во время отдыха разносились конфеты, вино, пиво и другие угощения. С наступлением полуночи составлялась новая процессия.

Невесту отводили в назначенный для этого покой. Большей частью ее сопровождали родные и шафера, но случалось, что провожатыми делались все присутствующие. Впереди несли свечи, играла музыка, одним словом, получалось впечатление большого торжества. Молодую вел один из шаферов. Когда процессия приходила в опочивальню, шафер усаживал молодую и снимал с ее левой ноги башмачок. Этот башмачок передавался потом одному или нескольким холостякам, бывшим на свадьбе. Надо предполагать, что этим подарком высказывалось пожелание, чтобы получающий его поскорей оставил холостую жизнь.


Следующий за свадьбой день начинался тем, что молодые обменивались подарками (Morgengabe). Подарки вообще составляли неотъемлемую принадлежность свадьбы: дарили: друг друга новобрачные, последним подносили подарки съехавшиеся на свадьбу гости, родители невесты, в свою очередь, дарили различные вещи гостям и слугам, посылали деньги и пищу беднякам, странствующим ученикам, сторожу главной городской башни, слугам при ратуше, слуге погреба, посещавшегося женихом, его учителю, банщику; не забывали при этом палача и могильщиков. Городские советы постоянно стремились уменьшить расходы, соединенные со свадьбами, и, между прочим, ограничивали свадебное торжество одним только днем.


Так было, например, в Нюрнберге. Городской совет этого города, определив точно число лиц, приглашаемых на свадьбу, разрешал приглашать лиц, не бывших на свадьбе, преимущественно подруг невесты и ее знакомых дам, на другой день после свадьбы. Для этого устраивался завтрак, главным блюдом которого была яичница; тут подавались различные печенья, овощи, сыр, вино, но яичница первенствовала и украшалась искусственными цветами. Вечер второго дня заканчивался весьма оригинальным «кухонным танцем» (Kiichentanz).

Приглашавшиеся, вопреки постановлениям городских властей, гости становились при этом зрителями. Танцевала прислуга, причем каждый из слуг имел при себе какой-нибудь предмет своей специальности, как, например, повар — ложку, заведующий вином — кружку, и т. п. На третий день после свадьбы, если, впрочем, последняя происходила летом, совершалась веселая прогулка в разбитый за городскими стенами сад (Gar-tenfahrt).



Все свадебные торжества заканчивались тем, что новобрачных отводили в их собственный дом. Но бывали случаи, когда молодая долгое время вместе с мужем проживала в доме своих родителей. Нередко подобное проживание предусматривалось контрактом. Перед нами документальное известие. Один бюргер из Франкфурта (Sifried Volker) помолвил свою дочь (за Адольфа Кноблауха) и обещался содержать молодых в своем доме, на своем иждивении, целых четыре года после свадьбы («in sinem huse und in siner koste zu halten») или, в противном случае, уплачивать им по 50 гульденов в год в продолжение того же самого периода времени.

Свадебные обычаи

В некоторых странах существовали такие обычаи как выезд жениха на территорию, где он встречался с будущей благоверной и ее друзьями в день, тогда жених обязан был унести невесту домой.

Происходило это так. Когда две толпы сближались, друзья благородного жениха бросали дротики в друзей невесты, но это проходило с очень большого расстояния, так что увечья были очень маловероятны. Хотя известен такой случай в истории эпохи, когда лорд Хоут лишился глаза при таком обычае.

Есть и другой обычай, в котором жених, приезжая к дому девушки, требует ее немедленно выдать. Окружение невесты отвечает отказом и затевается драка за девушку. Девушка тогда вскакивает на лошадь и скачет подальше от этой потасовки. Жених со своей свитой бросаются в погоню за невестой. Потом, когда эта погоня всем надоедает, жених захватывает свою невесту и отправляется с чувством удовлетворения в родные места, где этот обряд заканчивается большим и грандиозным пиром. Иногда в таких погонях за невестой принимает участие большое количество людей.

По свадебным традициям для жениха устраивались различные конкурсы. Это могли быть физические помехи, которые мешали жениху добраться до цели. Но могли быть и интеллектуальные игры (словесные дуэли) или же стихотворные вещи на определенную тему.

Когда-то, давным-давно, для того, чтобы вступить в брак, невесту нужно было сначала… купить. В качестве мерила цены при этом сначала использовался скот, позднее - урожай, а еще позднее - символическая монетка, которую невеста при свидетелях бросала на весы, принесенные женихом. С древнейших времен существовал и еще один способ найти себе суженую - выкрасть ее из родительского дома. Традиция похищения невесты, отраженная в эпосе многих народов, дожила и до наших дней, трансформировавшись в символический акт расставания с родным домом.

В средневековой Ирландии существовало некоторое разнообразие в формах брака: были браки - похищения, временные и другие браки, но основным был брак по договору между семьями. Чувства, которые испытывали жених и невеста к друг другу, не имели большого значения, важен был удачный торг за приданное и выкуп за невесту. Тем не менее, существовало множество обрядов, которые как-то компенсировали сухость брачного контракта. Например, родичи невесты встречали жениха смешливой враждебностью. Завязанные калитки, веревочные барьеры и другие препятствия преграждали путь жениха в церковь и возвращение в дом невесты. Чтобы успешно добрался до цели ему приходилось платить выкуп.


Адриен Моро. После свадьбы

Такой важный элемент как венчание в церкви стал проводиться приблизительно с XIII века. Раньше средневековый священник мог проводить этот замечательный обряд в любом понравившемся месте. Священник читал на венчании молитвы, после которых он спрашивал молодых, хотят ли они быть вместе и нести вместе все горести и радостные события перед Богом. Если молодожены подтверждали свое обоюдное согласие, то заключался брачный союз.

Затем по обычаям священник проводил молебен, просящий совершенной любви, одинаковых мыслей у молодых, жизни, лишенной пороков, и рождение чад. Когда священник заканчивал свадебную церемонию он соединял руки счастливых молодоженов.

С появлением христианства непременной составляющей любой свадьбы стало венчание в церкви. Перед тем, как ехать венчаться, молодым людям следовало испросить благословения родителей. Тайные браки вызывали общественное осуждение, и принято было считать, что такие семьи не ждет ничего хорошего.

Любопытна также история свадебных нарядов. Так, белое платье невесты является символом, но не целомудрия, как принято полагать, а радости и процветания. Очень долго белый цвет был просто одним из традиционных праздничных цветов, а невесты на свадьбу надевали розовые или красные платья. Изменение традиции произошло только в 17 веке, а законодательницами новой свадебной моды, по разным версиям, считаются английская королева Виктория или же Анна Австрийская.


Символом невинности невесты выступает фата, пришедшая из древнеримского свадебного покрывала. Именно поэтому те женщины, которые раньше уже бывали замужем, обходятся на свадебной церемонии без фаты. Еще один атрибут невесты, свадебный венок в прошлом составлялся из растений, которые, по поверьям, имели магическую силу. Такие венки не выбрасывали после церемонии, а бережно хранили в течение долгого времени.

Что касается костюма жениха, то один из его обязательных элементов - бутоньерка, то есть цветок в петлице пиджака, - тоже пришел к нам из Средневековья. Как средневековый рыцарь в сражении носил цвета Дамы своего сердца, так и для бутоньерки должен быть выбран один из тех цветков, из которых состоит букет невесты.

Пирушка

На свадебном застолье в Англии главная роль отводилась пирогу, приготовленному невестой. Он был самым важным итогом торжества, после того, как его разрезала молодая жена - объявлялось, что "появилась хозяйка дома". Также в средневековой Англии гости и сами должны были принести сдобные булочки, которые складывались в огромную груду, а жених с невестой пытались поцеловаться поверх нее.

Питер Брейгель. Крестьянская свадьба

Поверье гласило, что если они преодолевают последнюю преграду, то их совместная жизнь будет счастливой и богатой. В царствование Карла II, все эти булочки сложились в один большой торт. По легенде, в гостях у него был некий французский кулинар, который пожалел супругов, не сумевших даже увидеть друг друга, из-за огромного количества пирожков. Он решил, что гораздо лучше будет покрыть "подарки гостей" глазурью и расположить их на специальной многоярусной подставке. Так и возникла идея "многоэтажного чуда".

То, что на свадьбе обязательно должен присутствовать свадебный торт, далеко не случайно. Свадебный пирог с давних времен символизировал изобилие, с ним было связано множество обрядов.

В средневековой Англии гости приносили с собой пироги, нагромождали их в центре стола, а жених с невестой пытались поцеловаться поверх горы пирогов. Кстати, именно от этой горы и пошла традиция делать свадебный торт непременно многоярусным. Конечно, свадебное меню разных стран очень различно, однако понятия, с которыми ассоциируется то или иное блюдо, везде схожи -наверное, потому, что повсюду люди стремятся найти счастье и обрести верность в любви и браке.

Ян Стен. Свадьба Тобиаса и Сарры

Свадебный каравай упоминается во многих старинных русских книгах, с ним связаны масса обычаев и примет. Но другой пирог, невестин, относится к исчезнувшей традиции, и известно о нем мало. Между тем еще в 1800 году свадебный стол был немыслим без невестиного пирога: без него шансы супружества на удачу считались минимальными.Некоторые предполагают, что фигурки, украшавшие свадебный пирог, лишь остатки тех более откровенных символов брачного союза и плодородия, которые в прежнее время лепили из теста и помещали на свадебные хлеба. Отголосок этой традиции фигурки жениха и невесты на современных свадебных тортах.

Форма невестиного пирога неизменно была круглой, как солнце -символ света и счастья.

Кстати, в России (да и не только) помимо пирога невесты, как принято называть главное украшение свадебного стола, существовал и пирог жениха. Обычно так называли курник с фигуркой жениха из теста.Этот обычай сейчас распространен не так широко, как раньше, но все же иногда можно увидеть на свадьбе и торт жениха.Существуют и суеверия, касающиеся свадебного торта-пирога.В Йоркшире считалось когда-то, что невеста, которая собственноручно нарезает свадебный пирог, рискует остаться бездетной. И по сей день во всех графствах, когда невеста нарезает пирог, жених помогает ей левой рукой.

В 1475 году в церкви святого Мартина сын правящего герцога Людвига IX вел под венец дочку польского короля Казимира II. Жених Георг и заплаканная невеста Хедвиг видели друг друга впервые - родители свели их по своим государственным соображениям. Зато какой пышной и величественной была эта свадьба. Сохранилось много летописей, в которых задокументированы все праздничные расходы. На подготовку свадебного пира пошло 323 быка, 285 свиней, 1133 венгерских барана, 625 новорожденных ягнят и 1537 барашков, 490 телят, 11500 гусей и 40000 кур. Праздник обошелся в 60 тысяч гульденов, в пересчете - около 12 миллионов сегодняшних евро.

СВАДЕБНЫЕ ЛЕПЕШКИ

Если крошку от свадебной лепешки трижды продеть сквозь обручальное кольцо и положить под подушку, то во сне к тебе явится суженый (или суженая).

Вариацией на тему "свадебной лепешки под подушкой" является еще один северный ритуал. Самый старший житель поселка стоит на пороге дома, в который входит невеста, и бросает через ее голову свадебную лепешку. Те из гостей, кому удастся заполучить кусочек этой лепешки, ночью должны увидеть суженых

Битая посуда

Есть Английское свадебное поверье: "от количества осколков зависело количество счастья, предначертанного молодоженам"

В Восточном Райдинге (Йоркшир) жениху подавали большое блюдо с кусочками свадебной лепешки. Жених должен был через голову невесты бросить это блюдо на дорогу, где его содержимое расхватывали дети. Если блюдо не разбивалось от падения, дружка жениха должен был растоптать его ногой, поскольку от количества осколков зависело количество счастья, предначертанного молодоженам.

Джулио Розати. Свадьба

"НЕВЕСТИНЫ ДВЕРИ"

"Бежать к невестиным дверям".Даже на Севере Англии, где традиции живут дольше, чем где бы то ни было, обычай "бегать к невестиным дверям" уже изжил себя, но еще сохраняется в памяти. Его записал Хэллиуэлл."Бегали к невестиным дверям" молодые люди из соседних домов, желавшие получить приз из рук невесты. Стоя у церковных врат, они дожидались окончания церемонии, а затем наперегонки бежали к дверям невестиного дома. Победителю обычно вручали одну из невестиных подвязок; позднее призом стала лента, которую победитель целый день носил на шляпе.

"НЕВЕСТИНО КРЕСЛО"

Невеста, которая не сидела в "невестином кресле", никогда не будет иметь детей. (Нортамберленд).

Очевидно, следует добавить, что это суеверие бытует преимущественно в округе Джерроу. А кресло, скорей всего, первоначально называлось "креслом Беды" (Bede"s chair) и принадлежало Беде Достопочтенному (673 -735).Оно хранится в ризнице церкви, и все невесты устремляются туда сразу же после венчания, чтобы посидеть в этом кресле.

Этот ритуал должен был уберечь супругов от бесплодия. На протяжении многих веков ни один брак, заключавшийся в этой церкви, не считался завершенным, пока невеста не посидит в кресле.Кресло, с виду весьма грубое и прочное, сделано из дуба; его высота 4 фута 10 дюймов, оно имеет прямую спинку и что-то вроде подлокотников по бокам.

Еще одно "невестино кресло" существует в Уортоне (Ланкашир).

К нему тоже в свое время водили невест после венчания.

Право первой ночи .

Этот языческий обычай долго был жив в средневековой Европе. Женившийся крестьянин предоставлял свою молодую жену господину для дефлорации. Известен случай, когда монахи монастыря Сент-Феобарт купили у местного феодала деревню, а вместе с ней и право первой ночи. Монахи со старанием выполняли принятые на себя обязанности, пока не вмешался епископ Тулузы.

Первая ночь или право первой ночи (Jus primae noctis, Recht der ersten Nacht, Herrenrecht, Droit de cuissage, Droit de prélibation) — обычное право феодалов пользоваться первой брачной ночью своих крепостных женщин при выходе их замуж.

Это наиболее позорное проявление крепостного права служит предметом спора среди ученых: некоторые исследователи (Шмидт) совершенно отвергают существование такого обычая, как явления правомерного, но большинство приводит ряд фактов, свидетельствующих о несомненном существовании "права первой ночи". Оно было распространено почти во всех странах Европы; пережитки его доходят до нашего века. Даже лица, принадлежавшие к духовенству, в качестве феодалов широко пользовались этим правом, на что имеется много указаний у ревностного исследователя этого вопроса.

Так, например, каноникам собора Сен-Виктор в Марселе официально разрешалось пользоваться первой брачной ночью их крепостных девушек. Тот же Collin de Plancy приводит факт продажи права первой ночи одним владельцем в Орлеане за 5 су, другим феодалом — за 9½ су.

Относительно происхождения этого права существуют различные мнения. Некоторые, как Вольтер, видят в нем неизбежное следствие рабства: "человек, могущий распоряжаться другим человеком, как животным, имеющий власть над его жизнью, может столь же легко спать с его женой".

В. Поленов. Право господина.

Другие объясняют происхождение права Первой ночи тем, что крепостные могли жениться и выходить замуж не иначе, как с разрешения своего господина. Виллан, чтобы получить такое разрешение, должен был пойти на некоторые "уступки"; иные господа давали свое разрешение только под известного рода условиями, а из единичных случаев развился малу-помалу обычай, обратившийся в право.

Как ни справедливы такого рода объяснения для отдельных случаев, но факт существования права Первой ночи в различных странах и у различных народов указывает на более древнее происхождение этого обычая. Бахофен, Морган, Энгельс видят в праве Первой ночи остаток группового брака.

В эпоху, когда уже начинала складываться парная семья, мужчины сохраняли еще право на всех женщин своего племени. С постепенным развитием культуры круг людей, имеющих право на женщин, становится все меньше, осуществление этого права ограничивается и во времени, и, наконец, оно сводится к одной лишь брачной ночи, сначала для всех, потом только для главы семьи, для жреца, военачальника и для сеньора — в средние века.

"Jungferzins" (подать девственности), сохранившаяся до самых последних дней господства феодализма, самым своим названием свидетельствует, что она явилась прямым продолжением jus primae noctis. Знаменателен также обряд, по которому господин в день свадьбы своих крепостных после венчания должен был перешагнуть через брачную кровать или поставить на нее свою ногу.

К этому символическому подтверждению права на первую брачную ночь относится характерный указ 1486 г., изданный Фердинандом Католиком и подтверждающий сам факт существования jus primae noctis; "мы полагаем и объявляем, — гласит указ, — что господа (сеньоры) не могут также, когда крестянин женится, спать первую ночь с его женой и в знак своего господства в брачную ночь, когда невеста легла в кровать, шагать через кровать и через упомянутую женщину; не могут также господа пользоваться против воли дочерью или сыном крестьянина, за плату или без платы"

(цитировано в каталонском оригинале у Sugenheim, "Geschichte der Aufhebung der Leibeigenschaft", СПб., 1861, стр. 35).

Когда вышло из употребления право Первой ночи — сказать трудно, так как не во всех странах оно удержалось одинаково долго. Во Франции, этой классической стране феодализма, еще в 1789 г. были единичные случаи пользования этим правом — правда, случаи, окончившиеся печально для феодалов.

В 1855 г., за 6 лет до отмены крепостного права, тайный советник Кшадовский был судим и присужден к денежному штрафу за пользование правом первой ночи.

Черные вдовы

Освободиться от бремени неудачного брака можно было и в случае внезапной кончины мужа. В этом случае вдовы получали свободу и даже возможность повторно выйти замуж. Некоторые жены умело пользовались этим правом, решаясь на убийство своих мужей. Черные вдовы - именно так называли таких женщин.

Например, итальянка Теофания Ди Адамо была представительницей целой древней династии отравительниц. Как и все ее родственницы, она занималась производством ядов под видом косметических средств - одеколонов и пудрениц. Некоторые историки считают, что самыми известными жертвами Теофании стали французский принц герцог Анжуйский и Папа Римский Климент XIV.

Во Франции же самой известной черной вдовой была маркиза де Бренвилье. Она отравила не только своего мужа, но и отца, двух братьев, сестру и даже нескольких своих детей.

Одно из самых известных отравлений XIX века также произошло во Франции. В 1840 году Мари Лафарж отравила мужа мышьяком, но была поймана и осуждена. Дело Лафарж стало первым в мировой судебной практике, когда обвиняемой вынесли приговор на основании токсикологической экспертизы.

Конечно, на преступление решались далеко не все. Многие женщины пытались получить развод официально. Как правило, эти попытки заканчивались ничем. Развести супругов в то время могла только Церковь, но она была в этом не заинтересована.

Церковь стремилась придать браку особый характер. О причинах этого есть разные мнения среди исследователей, но главное - это то, что Церковь стремится придать браку характер нерасторжимый: утверждалось, что брак носит нерасторжимый характер, и Церковь очень тщательно следила за исполнением тех условий, выполнение которых было необходимо для заключения брака. И зачастую Церковь участвовала, непосредственно отслеживала ситуацию внутри самого брака


Василий Максимов. Семейный раздел

Казалось бы, в таких вопросах больше шансов было у аристократов с их деньгами, связями и титулами, но и королевам не удавалось расторгнуть брак. Духовная власть предпочитала закрывать глаза даже на вопиющие случаи.

Так произошло со знаменитым браком княгини Евпраксии Всеволодовны из рода Рюриковичей и короля Германии Генриха IV. Не в силах больше терпеть издевательства мужа, княгиня обратилась к духовенству с мольбой освободить ее от этого союза.

"У Церкви должна была быть санкция на развод, какой-то повод, она не может взять, просто так развести людей, во всяком случае в ту эпоху. Вот Церковь устроила что-то вроде слушаний об этом. И эти слушания носят зачастую почти порнографический характер, потому что она говорила о вещах чудовищных действительно. Мы не знаем до сих пор, что из того, что она говорила, правда, а что - нет, у меня нет роли арбитра, чтобы судить, что - правда, а что - нет, и, конечно, сердце мое склоняется все-таки к русской княгине, а не к императору Генриху. Но, тем не менее, в чем-то она его, может быть, и оболгала, потому что настолько чудовищно (там и черная месса, и содомия, и все, что угодно)", - рассказывает Федор Успенский.

Этот брак так и не был расторгнут. Аристократы получали одобрение на развод только в случае, если супруги доказывали, что состоят в близком родстве. К примеру, если они приходились друг другу троюродными или четвероюродными братьями и сестрами. А вот измена супруга никогда не считалась веской причиной для аннулирования брака. Такое поведение даже не осуждалось в обществе.

Стать поводом для осуждения неверность могла только в том случае, если в ней уличали жену, особенно если такое происходило в средневековой Европе. Прелюбодеяние, как известно, было тяжким преступлением и смертным грехом. Но даже когда адюльтеры становились достоянием гласности, духовная власть склонна была винить в этом в первую очередь женщину.

Блудницы и искусительницы

Для Средневековья вообще было характерно особое отношение к слабому полу: каждая женщина, прежде всего, была воплощением зла, блудницей и искусительницей. Мужчина же часто был жертвой, невольно соблазненной ее прелестями. При этом обвиняемая в соблазнении могла быть вовсе не соблазнительной, но для вердикта Церкви это значения не имело.

Блудницу могли очень жестоко наказать. Это орудие пыток называется "железная дева". Она устанавливалась в центре городских площадей на всеобщее обозрение, чтобы горожане знали, какая незавидная судьба ждет прелюбодеек.

"Металлический саркофаг, в который помещалась изменница, по росту вымерялось таким образом, чтобы глаза оказывались на уровне вот этих металлических прорезей. Затем саркофаг закрывали, и шипы пронзали ее туловище. Шипы сделаны так, что не задевают ее жизненно важных органов, чтобы промучилась подольше",

История происхождения этого чудовищного орудия пыток довольно таинственная. Никто в точности не знает, где когда и кем был изобретен этот металлический саркофаг. А главное - каким целям он изначально служил. В летописях европейских столиц о "железной деве" упоминания почти нет, а те сведения, которые все же находят, весьма обрывочны и запутаны.

"Непосредственно "дева" появляется только в XIV-XV веке в Нюрнберге в Германии. Опять же, слухи очень противоречивые. То есть вначале ее используют как нечто закрытое такое, говорят, чтобы увидеть "деву", нужно пройти через семь подвалов, то есть открыть семь дверей, и затем уже можно с ней повстречаться.

Но в том же раннем Средневековье есть свидетельства, что подобный саркофаг именно использовался и для неверных жен, в том числе, на Сицилии, скажем, в том же Палермо", - объясняет Переверзев.

Неограниченные в правах средневековые мужья могли на законных основаниях контролировать интимную жизнь своих жен. Благодаря таким приспособлениям, как пояс верности. Кстати, ключ изготавливался в единственном экземпляре.

Таким образом, отправляясь к примеру в долгую поездку, супруг мог в прямом смысле запереть свою жену и получить стопроцентную гарантию ее преданности. Ведь снять пояс без его согласия и участия было невозможно.

"Пояс верности, все так представляют обычно, может быть, это такой стереотип, и когда делают реконструкции в музеях именно это место в поясе - оно считается главным, оно сделано в виде такого щучьего рта. То есть, знаете, у щуки зубы очень гибкие, загнуты вовнутрь и очень острые.

То есть в рот щуки что-то очень хорошо входит, а назад уже не выходит. Вот всем хочется, чтобы пояс верности был устроен по такому принципу, чтобы он не просто ограждал ее от любовных утех, но чтобы он еще и смог разоблачить, смог, так сказать, поймать прелюбодея", -

Железный пояс ранил кожу, провоцируя инфекционные процессы. Многие жены мучительно умирали от болезней, так и не дождавшись своих мужей. Но в истории брака известны и другие способы применения пояса верности.

"Некий Конрад Эйхштедт издает книгу в 1405 году, то есть начало XV века, книга, всего лишь навсего, о фортификационных сооружениях европейских. То есть представьте, это всевозможные защиты стен городских, это всевозможные приспособления для отражения атак на эти стены, и так далее.

И в этой книге он впервые зарисовывает пояс, который он видит во Флоренции, этот пояс носят флорентийки от нападения на них, от сексуальных домогательств", - рассказывает Переверзев.

В древности общество было крайне патриархальным, и отношение к изменам во многом было навязано именно мужской психологией. Исследования ученых показали, в сознании мужчины его собственная неверность не воспринимается ужасным поступком, часто он вообще не склонен связывать свои похождения с серьезными чувствами.

Близость с другой женщиной может быть лишь физиологическим актом, и не более того. Но если изменяют ему, то это уже расценивается не как безобидная шалость.

"Мужчины более болезненно обычно воспринимают такие события, как измена супруги, потому что, опять же, мы вспоминаем о биологическом компоненте - рожают женщины. И в этом случае есть своего рода угроза своему воспроизводству: агрессия, то есть посягательство на территорию, на будущее"

Впрочем, особое отношение мужчин к изменам не означает, что женщина относится к ней проще. Как раз наоборот, во все времена измена была глубокой трагедией, которая переживалась тяжело и мучительно. Столь сильный эмоциональный ответ обусловлен физиологией.

"Во время сексуальных отношений у женщины больше вырабатывается окситоцина - гормона, отвечающего за привязанность. И женщина буквально врастает своей душой в своего избранника. И в этих случаях, конечно, разводы на психическом здоровье сказываются, потому что это бывают и реактивные депрессии, и тревожно-фобические расстройства, и, конечно, самооценка, очень часто бывает, падает существенно"

Над современными парами больше не довлеет общественное мнение. Нынешние законы, в отличие от средневековых, позволяют довольно быстро и легко развестись. Сегодня влюбленные вообще могут жить в свободных союзах. Но грозит ли такая эволюция взглядов крахом института брака?

В Средневековье людям жилось не сладко и это факт. Но поверьте все было не так плохо и трагично, как привыкли рассказывать и представлять историки и просто любители различных исторических фильмов и сериалов.

Сегодня Интересно знать расскажет вам о нескольких самых распространенных фактах, которые на самом деле не очень соответствуют реальности.

1. В Средние века 9 из 10 человек не доживали до 40 лет

Историки утверждают, что средний возраст жителей средневековья составляет 35 лет. Такую информацию можно считать истиной, если принять во внимание тот факт, что 50% людей не доживали до 5 лет, а некоторые и до года жизни. А так есть факты, что те, кому удавалось перебороть границу 30, то доживали и до 50, а то и 60 лет.

2. В Средние века люди были ниже нас

Еще одна неправда! Есть достоверный факт, найденный на корабле «Мэри Роуз», где описываются люди ростом 170 см. Найденные скелеты средних веков, также доказывают, что люди были не ниже нас.

3. Люди прошлого были очень грязными и редко мылись

Миф — люди были грязными и плохо пахли. Есть много фактов о том, что люди старались любыми способами следить за своей гигиеной, но им это не удавалось, так как в те времена изобретения и техника не позволяли людям нагревать воду настолько часто, насколько бы хотелось.

4. Когда-то Папой Римским под именем Иоанн была женщина

Не многие историки поддерживают эту легенду, так как считается, что папа Иоанн сидел на престоле 2 года, с 855 — по 857 год. Но это очень маловероятно, ведь в действительности Лео IV занимал папский трон с 847 до 855г., а Бенедикт III – с 855 до 888г. Промежуток между ними - всего несколько недель.

Также легенда гласит о том, что о женском поле Ионна стало известно после того, как она родила прямо на улице на глазах у сотни прохожих. Это тоже маловероятно.. почему никто за 9 месяцев не заметил, что Папа ходит беременным?

К тому же, первое упоминание о Папе женщине стало известно только спустя 200 лет, почему же, сразу после этой истории ни один свидетель не написал о произошедшем шокирующем инциденте?

5. В Средние века ученые проводили часы в дебатах о том, как много ангелов может поместиться на головке булавки

Нет никаких свидетельств о том, что в Древние века ученые задавались такими глупыми вопросами.

6. Некоторые средневековые доспехи были настолько тяжелыми, что рыцарей поднимали на коней при помощи веревки

Неправда! Доспехи были тяжелыми, но не настолько.

7. Викинги носили шлемы с рогами

Нет никаких достоверных свидетельств о том, что их шлемы были с рогами, а также доказательств, что на их шлемах были крылья.

8. Жанна д’Арк была сожжена, как ведьма

Была сожжена не за колдовство, а ересь, так как носила мужскую одежду, и делала много чего, что не соответствовало церковным нормам.

9. До Колумба люди думали, что Земля плоская

В действительности люди в Средние века наверняка знали, что Земля была круглой.

10. В Средние века специи использовали, чтобы скрыть, что мясо испорчено

Это неправда по одной простой причине — специи были дорогим удовольствием. Купить их могли только самые богатые, а они мясом не торговали, только добавляли в еду, чтобы та стала вкуснее.

Это время великого переселения народов, крестовых походов, монгольского нашествия, открытия Великого шелкового пути и период эпохи Возрождения. Представляем интересные факты о средних веках, которые даже впечатляют.

Пуговицы в средние века впервые стали использовались не только как элемент декора одежды, а и как практическую деталь, с помощью которой эта одежда застегивались. Это символизировало богатство и роскошь. Чем больше пуговиц на наряде, тем выше статус его владельца. Король Франции Франциск I щеголял в костюме, на котором было нашито 13600 пуговиц.

Очки были придуманы в средние века. Причем сначала появились «прародители» солнцезащитных очков. В 12 веке в Китае судьи надевали темные пластины из дымчатого кварца. Это делалось для того, чтобы скрывать выражение глаз судьи от присутствующих. А в 13-м веке в Италии уже появились очки, которые улучшали зрение.

Традиция чокаться бокалами появилась в средние века. На пиршествах в бокалы с вином могли подсыпать яд, чтобы избавиться от врага. При ударе кружками друг о друга, жидкость из одной кружки переливалась в другую.

Таким образом, яд отравителя мог попасть к нему в посуду. Чокаясь, присутствующие на пиру, подтверждали, что отравы в жидкости нет. Большой обидой и началом вражды считался отказ чокаться бокалами.

1493 г – это год рождения Снеговика, забавного спутника снежной и морозной зимы. Впервые слепил такую фигуру из снега в 1493г знаменитый итальянский скульптор Микеланджело Буонарроти. В средние века Снеговик был злым и устрашающим спутником зимы. Им пугали непослушных детей. И только к 19 веку Снеговик стал добрым и веселым.

Пряности в средние века в Европе были очень дорогими. Например, 450г мускатного ореха можно было приобрести за одну корову или четыре овцы. Пряности служили валютой и средством накопления капитала, ими можно было рассчитываться за покупки, оплачивать штрафы. 2 года находились они в пути, чтобы попасть в Европу. Пряности были причиной новых крестовых походов, новых мореплаваний и значимых географических открытий.

Мона Лиза, или Джоконда, на загадочной картине Леонардо да Винчи является идеалом женщины Средневековья. В 15 веке в моде был высокий лоб, отсутствие бровей, бледность, круглые формы лица и фигуры. Многие модницы того времени специально полностью выщипывали брови и выбривали лоб.

Другие интересные факты о средних веках можно найти в фильме .

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то