Характеристика Фамусова в комедии “Горе от ума” Грибоедова: описание характера в цитатах. Cочинение «Характеристика образа Фамусова в комедии «Горе от ума

Пьеса «Горе от ума», написанная пером Александра Грибоедова, не сразу была опубликована, а её появление на сцене заставило себя долго ждать. Грибоедовская комедия не избежала нелегких взаимоотношений с цензурой, поскольку на то время пьеса несла в себе достаточно острый характер и смелое содержание.

В комедии автор затрагивает насущные проблемы социума, которые назрели ещё к началу XIX века. Однако нравственный, основополагающий конфликт, который определяется взаимосвязью с назревшим расколом слоя общества дворян, соотнесён к проблеме восприятия друг друга среди старых и новых взглядов на общественный устрой.

В грибоедовской пьесе выявлены такие феномены как «век нынешний» и «век минувший». Между ними и возникает недопонимание, разрешить которое невозможно. Фамусов Павел Афанасьевич - первостепенный проповедник «века минувшего», выступающий его главным защитником.

Характеристика героя

Один из персонажей известной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» - Фамусов Павел Афанасьевич. Герой пьесы - главный представитель так называемого фамусовского общества, является дворянином, известным помещиком. В своих кругах, учитывая многочисленные знакомства и связи, Фамусов - более чем узнаваемый житель Москвы, который служит управляющим в казённом месте. Невозможно описать Фамусова, не упомянув его хвастливость, присущую всем знатным представителям дворянства. Помимо этого, Павел Афанасьевич вполне гостеприимен, общителен, можно назвать его любителем красивой жизни «на широкую ногу». Ему безразличны любые обсуждения и сплетни в сторону своей личности. Для себя Фамусов определил жизненным кредо умение в нужных ситуациях угождать, а также выслуживаться перед теми, кто может быть ему полезен. Идеалом для Павла Фамусова является его дядя - Максим Петрович, которому племянник всячески стремится подрожать.

(Образ Фамусовского общества с характерным дворянским времяпрепровождением в XIX веке того времени )

Невзирая на то, что жены Фамусова нет в живых, он же позволяет себе развязное поведение, хоть и создаёт видимость добропорядочного вдовца. Фамусов не только проявляет интерес к служанке, но и тесно связан с докторшей.

У Павла Афанасьевича есть дочь Софья, ее Фамусов бесконечно любит и бережёт. И каждый подходящий момент приходится удобным случаем для напоминания о том, как много сил было вложено в воспитание дочери. Однако нельзя определить образ Фамусова односторонне негативным, ведь он способен к состраданию и проявлению доброты. Подтверждением этому служит случай смерти его друга, сына которого Фамусов взял на собственное воспитание и относился к нему ничем не хуже, чем к родной дочери. По соображениям Фамусова, брак между людьми может быть возможным лишь в случае, когда их сочетание способно принести достойный финансовых доход. Исходя из этого, его цель - обеспечение будущего Софьи удачным замужеством за богатым женихом.

Работает Фамусов лишь с желанием получить побольше денег, заслужить признание и последующие звания. Всю работу за него выполняет его секретарь, а сам же он только что и делает, так ставить свою подпись на подготовленных бумагах.

Фамусова, заядлого московского барина 20-х годов XIX века, можно отнести к ярым сторонникам крепостных порядков.

Образ героя в произведении

В комедийной пьесе Павел Афанасьевич Фамусов играет роль подлинного противника просветительской деятельности, выступает против всяческих нововведений, поскольку, по его мнению, это влечёт за собой угрозу его спокойной и благополучной жизни.

Распущенное поведение взрослой дочери Софьи он мотивирует постоянным чтением книг. Однако чтение - не единственная причина, способствующая такому поведению.

Фамусов с уверенностью утверждает, что и зарубежные преподаватели, и интерес к изучению искусств - все это лишь навредит дворянским детям, получение образования им вовсе не нужно, так как семейная жизнь не вынуждает и не предполагает его наличие.

Самым лучшим примером своей дочери Фамусов считает её же отца, как бы тщеславно это ни звучало.

Изображению Павла Фамусова и его обществу Грибоедов старался придать максимально застарелых помещичьих взглядов и мнений, их несостоятельности, а также подчеркнуть закоренелые привычки, которые так глубоко осели в их сознании.

Именно в таком ключе поставлена роль Фамусова на страницах пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Молчалин Алексей Степаныч – секретарь Фамусова, живущий в его доме, а также поклонник Софьи, в душе презирающий ее. М. переведен Фамусовым из Твери. Фамилия героя выражает его основную черту – «бессловесность». Именно за это Фамусов сделал М. своим секретарем. Вообще герой, несмотря на свою молодость, является полноправным представителем «века минувшего», так как усвоил его взгляды и живет по его принципам. М. неукоснительно следует завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника». В разговоре с Чацким М. излагает свои жизненные принципы - «умеренность и аккуратность». Они заключаются в том, что «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь». По мнению М., нужно думать и поступать так, как принято в «фамусовском» обществе. Иначе о тебе будут судачить, а, как известно, «злые языки страшнее пистолетов». Роман М. с Софьей тоже объясняется его готовностью всем угождать. Он послушно выполняет роль воздыхателя, готового ночи напролет читать с Софьей любовные романы, слушать тишину и трели соловьев. Софья не нравиться М., но отказаться от угождения дочери своего начальника он не может.

Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа». В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы». Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.

Софья Павловна Фамусова – 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась «мадамой», старой француженкой Розье. Другом детства С. был Чацкий, который стал и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого С. очень изменилась, как изменилась и ее любовь. На формирование С. повлияли, с одной стороны, московские привычки и нравы, с другой стороны – книги Карамзина и других писателей-сентименталистов. Девушка воображает себя героиней «чувствительного» романа. Потому она отвергает язвительного и смелого Чацкого, а также Скалозуба – глупого, но богатого. На роль платонического воздыхателя С. выбирает Молчалина. В своем доме С. не имеет возможности душевно развиваться. Единственное, на что она способна – воображать себя героиней романа и поступать согласно этой роли. То она придумывает сон в духе баллад Жуковского, то притворно падает в обморок и т. д. Но и «московское» воспитание дает о себе знать. Во время бала именно она распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическое поведение героини оказалось всего лишь маской, ее истинная сущность – эта натура московской барышни. В финале комедии С. наказывается. Она узнает о «измене» Молчалина, который заигрывает с Лизой и нелицеприятно отзывается о С. Кроме того, Фамусов, узнав о романе дочери со своим секретарем, решает удалить С. из Москвы «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, «управляющий в казенном доме». Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы. Ф. – один из ярчайших представителей «века минувшего». В одном из своих монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века. Здесь по отцу «и сыну честь»; здесь у кого «душ тысячки две родовых, Тот и жених». Московских дам можно отправить «командовать в Сенат», настолько они обо всем «осведомлены»; московские дочки «так и льнут к военным», якобы «потому, что патриотки»; московские старички, призванные решать серьезные дела, «поспорят, пошумят …и разойдутся». В «фамусовском» обществе все держится на связях: «ну как не порадеть родному человечку». Такая модель жизни представляется Ф. и другим членам московского общества идеальным, они считают ее единственно правильной и не хотят никаких изменений. Ф. двуличен. Он утверждает, что «монашеским известен поведеньем», но в тоже время приударяет за служанкой Лизой. Ф. страшится всяких новых веяний. Во время беседы с Чацким он затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Главный враг Ф. – ученье, так как оно вносит изменения в спокойную московскую жизнь. Мечта героя – «забрать все книги да и сжечь». Как типичного московского барина, Ф. обманывают все, кому не лень. И дочь Софья, и секретарь Молчалин, и служанка Лиза. Последний выход героя на сцену приурочен к финальному свиданию Софии и Молчалина. Увидев молодых людей вместе, Ф. приходит в ужас. Он обвиняет в «распущенности» дочери «новую» Москву, которая заражена вольными идеями и «духом Кузнецкого моста» (то есть Парижа). Сначала Ф. грозится предать огласке этот позорный случай («В Сенат подам, Министрам, Государю»), но тут же он вспоминает, что о его дочери будут судачить во всех домах Москвы. В слезном ужасе Ф. восклицает: «Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!!!» Мнение этой княгини значит для Ф. больше, чем мнение самого царя, потому что в «фамусовском» обществе она занимает одно из главных мест.

Чацкий Александр Андреич – молодой дворянин. Представитель «века нынешнего». Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот. После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор. Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности. Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея». Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» В нем он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума». Но в не меньшей степени герой испытывает и «горе от любви». Ч. узнает причину холодности к нему Софьи – она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию». Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака». Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя. На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо», в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч. открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герою ничего не остается, как уехать из Москвы.

Его фамилию производили от слова «фама», что по-латыни значит «молва»; указывалось, что этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения. Производят фамилию «Фамусов» и от латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Фамусова в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Павел Афанасьевич Фамусов - богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского барства. Это подчёркивается и его фамилией Фамусов - родовитый дворянин: он в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем и титулованными дворянами, посещающими его дом.

Фамусов - реалистически созданный образ. Он раскрыт всесторонне - и как помещик, и как чиновник, и как отец.

По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник новизны во всех областях политической и общественной жизни. Фамусов - поклонник дворянской Москвы, её обычаев, образа жизни московского дворянства. У себя дома он гостеприимный, радушный хозяин, остроумный и находчивый рассказчик, любящий отец, властный барин. На службе он строгий начальник, покровитель своих родственников. Он не лишён практического, житейского ума, добродушия, но в то же время и ворчлив, вспыльчив, льстив перед теми, в ком заинтересован или кого побаивается.

Особенности его натуры с замечательной полнотой выражаются в его языке. Его речь типична для московского барина.

По составу словарь Фамусова очень разнообразен. В его речи встречаются народные слова и выражения: зелье, невзначай, подитка, откудова, против будущей недели, давно полковники, бьют баклуши, в ус никого не дуют и т. п. Попадаются и иноязычные слова: симфония, квартал, куртаг, карбонарий. Но характерно, что в языке Фамусова, прекрасно владеющего речью, нет слов, выражающих сложные душевные переживания, научные понятия, - это указывает на его невысокий культурный уровень. Фамусов говорит житейским языком. Оттого в его синтаксисе много разговорных выражений и простонародных оборотов речи: «Ну, выкинул ж ты штуку!», «Чуть из постели прыг!» Своей речью, её словарём и синтаксисом Фамусов как бы желает подчеркнуть, что он русский барин, не чуждающийся простонародной речи. Это несколько отличает его от других представителей его общества.

Но натура Фамусова ярче проявляется в интонациях в тех оттенках, которые приобретает его речь в зависимости от того, с кем он говорит.

Начальнически высокомерный с мелким чиновником Молчалиным, к которому он всё время обращается на «ты», Фамусов держится с Чацким, как с - человеком своего круга. Льстиво, заискивающе говорит Фамусов с влиятельным Скалозубом: «Сергей Сергеич, дорогой!», «Прошу покорно», «позвольте», «помилуйте»; прибавляет в разговоре с ним к словам частицу - с: «к нам сюда-с», «вот-с, Чацкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок» и т. п.

Со слугами он груб, кричит на них: «Ослы! сто раз вам повторять?»

Образ Фамусова-отца ярко раскрывается в его обращении с Софьей. Он и журит её", и ласкает, и упрекает, и заботится о ней. Он и обращается к ней по-разному: Софья, Софьюшка, Софья Павловна, мой друг, дочка, сударыня.

Так речевой манерой Грибоедов делает ещё более ярким правдивый образ Фамусова, этого типичного представителя московского дворянства начала XIX века.

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Фамусова в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Фамусов и его окружение. (2) В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего. А. С. Грибоедов В комедии А. С. Грибоедова «Горе от Його прізвище робили від слова «фама», що по-латинському значить «поголоска»; вказувалося, що цим Грибоєдов хотів підкреслити, що Фамусов боїться поголоски, Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (2) В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов реалистически изобразил в своей комедии «Горе от Грибоедов А. С.Сочинение по произведению на тему: Барская Москва в изображении А. С. Грибоедова. А. С. Грибоедов написал комедию "Горе от
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Когда Грибоедов закончил работу над своим знаменитым произведением, ожидалось, что пьесу вскоре поставят в театре и напечатают. Но цензура в то время строго следила за всеми новшествами и веяниями в литературе, поэтому пьесу ожидала серьезная проверка. Надо сказать, что Грибоедов достаточно смело осветил многие проблемы своего времени, и особое внимание уделил противоречию, которое назрело между сторонниками старых и новых взглядов. По сути, столкнулись в интересах "век нынешний" и "век минувший".

Как раз в этой статье мы поговорим о том, какова характеристика Фамусова в комедии "Горе от ума" - главного сторонника проходящего века. Итак, один из ключевых персонажей - Павел Афанасьевич Фамусов.

Как Фамусов смотрел на вопросы образования и воспитания

Кем был Фамусов? Чтобы лучше понять характеристику Фамусова, вспомним, что он имел достаточно влиятельное положение, служа управляющим в казённом доме. Его семнадцатилетняя дочь Софья, возлюбленная Чацкого, впоследствие стала источником слухов о безумии главного героя. Фамусов боится менять уклад жизни, он консервативен. Единство места комедии заключается в том, что все события происходят в течение одного дня прямо дома у Фамусова.

Почему характеристика Фамусова в комедии "горе от ума" так важна, когда мы говорим об образовании и воспитании? Очень просто: во мнении этого человека заключается мнение всех дворян той эпохи. Так задумал автор. Когда Фамусов застал Молчалина со своей дочерью, он сразу высказал свое мнение об образовании и воспитании, и этот диалог читатель видит почти с самого начала действия.

Фамусов выступает против любых новшеств, он отрицает просвещение и не признает действие ума, ведь все это может нанести вред его собственному положению. А что он думает о распущенном поведении Софьи? Отец ссылается на то, что она увлечена книгами: "вот плоды" - говорит он. Однако по его мнению чтение не всему виной. Образование в целом влияет на зарождение такого рода мышления. Детей учат иностранцы, преподают искусства - во вред идет такое обучение дворянам. Какая польза от образования, если семейная жизнь обойдется и без этих вещей.

Рассматривая характеристику Фамусова из комедии "Горе от ума", любопытно заметить, что он себя ставит в пример дочке, и не надо никакого образования. По его словам, его поведение "монашеское", то есть он нравственно чист. Однако эти слова полны лукавства, потому что только что сам Фамусов флиртовал с Лизой, и приставал к ней. Это служанка в их доме.

Фамусов и общественное мнение

Фамусов и его сторонники очень боятся дурной славы, мнения общества. И неважно, какой человек в действительности, главное, что у нем думают другие. Доказательством этого служат некоторые персонажи, которые находятся, так сказать, "вне сцены". Взять, к примеру, Максима Петровича, дядю Фамусова. Он глубоко восхищен им, и особенно его умением "подслужиться", чтобы ни у кого не возникло бы нареканий. И прекрасные плоды приносит это умение, ведь Максим Петрович стал богатым и уважаемым человеком.

Хорошо характеристика Фамусова раскрывается, если посмотреть на то как он относится к людям. Он уважает далеко не всех, а тех, кто что-то значит в обществе, ведь от такого человека можно получить выгоду. А бедные люди - мусор в его глазах, ничтожество. Вспомним Скалозуба - он уже давненько полковник, но хоть Скалозуб и очень глуп, у него при себе "золотой мешок", да и стремится к генеральскому чину. Такой человек вызывает у Фамусова восхищение.

Конечно, рассмотрев характеристику Фамусова в комедии "Горе от ума", становится очевидно, что у Грибоедова была конкретная цель показать устаревшие взгляды аристократического общества. И не просто показать, но и объяснить, что этих взглядов придерживаться глупо и недальновидно. Роль Фамусова очень важна в этом. Но прочитав комедию, становится ясно - перемены неизбежны.

В нашем блоге вы найдете множество статей, где рассматриваются не только характеристики ключевых персонажей мировых произведений, но и представлены анализы литературных произведений писателей всех стран. В данной статье была описана характеристика Фамусова из комедии "Горе от ума" Грибоедова . Вас также может заинтересовать

Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.

Взгляды Фамусова на образование и воспитание

Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.

В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».

Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

Зависимость героя от общественного мнения

Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться».

Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.

Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Отношение Фамусова к людям

Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».

Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Значение образа Фамусова

Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то