«Гнездо» Аксаковых. Творческий путь С.Т

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, была очень образованная для своего времени женщина. Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, была очень образованная для своего времени женщина.


Детство Аксакова прошло в Уфе и Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново -Аксаково, среди степной природы. в имении Ново -Аксаково, среди степной природы. Большую роль в воспитании будущего писателя сыграла Пелагея, выполнявшая в доме роль ключницы и сказительницы. Большую роль в воспитании будущего писателя сыграла Пелагея, выполнявшая в доме роль ключницы и сказительницы.


В возрасте 8 лет, в 1801 году Аксаков был определен в Казанскую гимназию. В 1804 году тринадцатилетний Сергей Аксаков в числе 40 самых способных гимназистов В возрасте 8 лет, в 1801 году Аксаков был определен в Казанскую гимназию. В 1804 году тринадцатилетний Сергей Аксаков в числе 40 самых способных гимназистов становится студентом. Казанского Университета. Во время учёбы у него стали проявляться литературные интересы и способности. становится студентом. Казанского Университета. Во время учёбы у него стали проявляться литературные интересы и способности.


В 1821году началась его литературная деятельность. Но времени на творчество не было, приходилось зарабатывать на жизнь. Аксаков вынужден был служить инспектором Землемерного училища, В 1821году началась его литературная деятельность. Но времени на творчество не было, приходилось зарабатывать на жизнь. Аксаков вынужден был служить инспектором Землемерного училища, а позднее стал его директором. а позднее стал его директором.


После смерти отца Сергей Тимофеевич Аксаков получил наследство и вышел в отставку. Он купил подмосковное имение Абрамцево и превратил его в своеобразный дом – музей русской культуры. Здесь часто бывали писатели, художники и актёры. После смерти отца Сергей Тимофеевич Аксаков получил наследство и вышел в отставку. Он купил подмосковное имение Абрамцево и превратил его в своеобразный дом – музей русской культуры. Здесь часто бывали писатели, художники и актёры.


В Абрамцево Аксаков писал книги о природе. Воспоминания о детстве легли в основу автобиографической повести «Семейная хроника» и книги «Детские годы Багрова – внука». В Абрамцево Аксаков писал книги о природе. Воспоминания о детстве легли в основу автобиографической повести «Семейная хроника» и книги «Детские годы Багрова – внука».












Вспомним сказку! 1. Назовите главного героя сказки. 1. Назовите главного героя сказки. 2. Почему купец любил больше меньшую дочь? 2. Почему купец любил больше меньшую дочь? 3. Какие гостинцы попросили привезти купца его дочери? 3. Какие гостинцы попросили привезти купца его дочери? 4. Какие чудеса происходили с купцом во дворце? 4. Какие чудеса происходили с купцом во дворце? 5. Как произошла встреча купца с чудищем? 5. Как произошла встреча купца с чудищем? 6. Что произошло в доме купца после его возвращения? 6. Что произошло в доме купца после его возвращения?


7. Как жилось купеческой дочери во дворце чудища лесного? 7. Как жилось купеческой дочери во дворце чудища лесного? 8. Почему чудище отказывалось показаться девушке на глаза? 8. Почему чудище отказывалось показаться девушке на глаза? 9. Как встретилась купеческая дочь с отцом и сёстрами? Почему сёстры захотели её задержать? 9. Как встретилась купеческая дочь с отцом и сёстрами? Почему сёстры захотели её задержать? 10. Что случилось с чудищем из –за опоздания купеческой дочери? 10. Что случилось с чудищем из –за опоздания купеческой дочери? 11. З что полюбила купеческая дочь зверя лесного чудо морское? 11. З что полюбила купеческая дочь зверя лесного чудо морское? 12. Чему учит эта сказка? 12. Чему учит эта сказка?



» на тему « »


Урок 34

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ»

– познакомить учащихся с рассказом С. Аксакова «Гнездо»;
– обобщить знания по теме «О братьях наших меньших»;
– совершенствовать навык чтения целыми словами, навык выразительного чтения;
– развивать речевые умения, память, внимание, мышление, творческие способности;
– продолжить формирование умения анализировать произведения;
– воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Оборудование : ребусы; карточки с загадками и с отрывками произведений; изображения животных; энциклопедия о животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка рисунков о животных.
2. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Лисица и Ёж».

III. Постановка цели урока.

– С произведениями какого раздела мы познакомились на последних уроках чтения?
– Почему животных называют братьями нашими меньшими?
– Сегодня на уроке мы обобщим знания произведений о животных и прочитаем новый рассказ, название которого спрятано в ребусе.

Ответ: гнездо.

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите скороговорку:

Кукушка
Кукушонку
Купила
Капюшон.
Надел
Кукушонок
Капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

2. Отработка навыка чтения.

В чудетство откроешь окошки –
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет веселютик у речки,
И звонко поют соловечки,
А где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом…
Мы с ними в чудетство скорее войдем –
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть-заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!

– Объясните значение выделенных слов.

3. Чтение рассказа С. Аксакова «Гнездо».

Учитель читает вслух рассказ С. Аксакова «Гнездо».

4. Анализ произведения.

– О чем это произведение?
– Что делали ребята, заметив гнездо птиц?
– Как ребята наблюдали за птицей?
– Что происходило, когда птица покидала гнездо?
– Когда ребята испытывали радость?
– Как вы относитесь к поступкам ребят?
– Почему нельзя трогать и разорять птичьи гнезда?
– Можно ли шалость детей считать просто помехой?
– Прочтите зашифрованные слова:

Цасини (синица)
хвостгокари (горихвостка)
ровобей (воробей)
казорь (зорька)
лубьго (голубь)
трягузсока (трясогузка)

– Назовите тех птиц, о которых мы прочитали в рассказе С. Аксакова. Почему птиц называют нашими друзьями?

Справочный материал для учителя.

Если у человека температура поднялась до 38 градусов, его укладывают в постель. Человек не может работать.

А соловей с температурой 41–42 градуса даёт концерты, дрозд, насвистывая, штукатурит гнездо.

Мы перевариваем обед часами, а в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть.

Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весом, чем она сама.

Если бы у тебя был аппетит птенца мухоловки-пеструшки, ты бы на дню тридцать раз завтракал, пятьдесят раз обедал да ещё ужинал бы двадцать раз!

Подавая тебе завтраки, обеды и ужины, бабушка сбилась бы с ног, упала бы в обморок.
Ничего удивительного! У птиц так и бывает. Старые скворцы от усталости иной раз падают в обморок возле гнезда.

Но нас, людей, птичий аппетит только радует: меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.

Потому-то мы и хотим, чтобы птицы селились к нам поближе.

Пусть синица-садовница берёт яблоки в саду, пусть скворец-огородник наведёт порядок на грядках, пусть мухоловка-санитарка переловит всех мух на дворе!

5. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 76–77 учебника.

– Прочтите быстро целыми словами стихотворение В. Берестова.
– О ком это стихотворение?
– Что делают цыплята?
– Прочтите, какую песенку они поют.
– Прочтите выразительно стихотворение Е. Благининой, соблюдая знаки препинания.
– О ком это стихотворение?
– Почему мышке страшно жить в норке?
– Прочтите четверостишие о жуке.
– Где был домик у жука?
– Что случилось с его домиком?
– С какой интонацией надо прочитать это стихотворение?
– Прочтите стихотворение о мышонке выразительно.
– О чем просит мышонка мышь?
– Сделайте мышонку предупреждение: «Тише, не шуми!»
– Прочтите выразительно целыми словами стихотворение о смешной птице.
– Почему птица в лесу не может научиться петь, как петух?
– Что вы знаете о кукушке?

Справочный материал для учителя.

Кукушку, как и дятла, если кто и не видел, то уж слышал обязательно. Наверное, всем известно, что она подкладывает яйца в чужие гнёзда и что птенцы кукушки выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Но, наверное, мало кто слышал про кукушкин аппетит. Благодаря своему аппетиту она полностью искупает тот вред, который наносит, губя птенцов мелких птиц. Кукушка – птица насекомоядная, и к тому же большая обжора. И главное – она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.

Физкультминутка

КУЛИК

Влез кулик молодой
На колоду –
Бултых в воду.
Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.
Влез на колоду
– И снова в воду.
Совсем кулик
Головою поник.
Вспомнил кулик молодой,
Что у него за спиной
Крылья.
И полетел.

Дети произносят текст, затем садятся на корточки, обхватывая колени руками и низко опустив голову; несколько раз повторяют приседания. Затем встают, вытягивают руки в стороны и встряхивают ими. Прыгают на месте, помахивая руками.

V. Обобщение знаний учащихся.

1. Кроссворд «Животные».

– Рассмотрите иллюстрацию:

– Решите кроссворд и прочтите ключевое слово.

Ключевое слово: животные.

– Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но и за братьев наших меньших».
– О каких животных, изображенных в кроссворде, мы прочитали?
– Как называются эти произведения?
– Кто их автор?

2. Викторина «Узнай произведение о животных».

Учащиеся читают записанные на карточках отрывки из произведений и угадывают название произведения и его автора.

«Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!..»
(В. Берестов «Лягушата».)

«…Имя я щенку придумал,
Я его видал во сне…»
(И. Токмакова «Купите собаку».)

«…Все ушли
И одного
В доме
Заперли его…»
(С. Михалков «Трезор».)

«…Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать…»
(Д. Хармс «Храбрый ёж».)

«Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!»
(С. Михалков «Важный совет».)

«– Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!..»
(Н. Сладков «Лисица и Ёж».)

«... – А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики…»
(В. Осеева «Собака яростно лаяла».)

3. Работа в парах.

– Выберите произведения, которые вам больше всего понравились.
– Прочтите их выразительно целыми словами друг другу.

4. Загадки о животных.

– Отгадайте загадки и вспомните, в каких произведениях мы читали об этих животных.

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёж.)

Кто на ёлке, на суку
Счет ведёт: «Ку-ку! Ку-ку!»?
(Кукушка.)

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног – без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук.)

Гладишь – ластится,
Дразнишь – кусается.
(Собака.)

Под полом таится,
Кошки боится.
(Мышь.)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка.)

Явился в жёлтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!
(Цыплёнок.)

Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать ее опасно –
Укусит.
Ясно?
(Змея.)


5. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Что за рак?»

– У наборщика все буквы перепутались, а одна – а – даже потерялась.

Переставьте буквы в правильном порядке, и вы прочитаете название известной сказки и имя её автора. Не забудьте про потерянную а.



VI. Итог урока.

– Произведения какого раздела мы перечитывали сегодня на уроке?
– Кого называют нашими братьями меньшими?
– Почему?
– Какие правила поведения вы должны соблюдать в природе? Как следует относиться к животным?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!

Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!
Берегите чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий.
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу.
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити,
Берегите Землю, берегите!
М. Дудин

Литература и библиотековедение

Гнездо Аксаковых. Аксакова место и значение его творчества в истории русской литературы. Аксаков Сергей Тимофеевич 17911859 его сыновья: Константин 18171860 Иван 18231886. Аксаков родился в Уфе в старинной дворянской семье отец чиновник мать дочь наместника.

7. «Гнездо» Аксаковых. Творческий путь С.Т. Аксакова, место и значение его творчества в истории русской литературы.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), его сыновья: Константин (1817-1860), Иван (1823-1886).

С.Т. Аксаков родился в Уфе, в старинной дворянской семье, отец – чиновник, мать – дочь наместника.

Детство прошло в Оренбургской губернии, учился в Казанской гимназии (1801-1805), затем в Казанском университете (1805-1807).

1808- 1811 – служба в комиссии по составлению законов, 1811 год - уезжает в Москву, где переводит Шиллера, Мольера, знакомиться с Державиным, Гоголем.

Выступил против рабского подражания французскому. После 1812 года сторонник русского, его сыновья становятся славянофилами.

1834 год - публикует очерк «Буран» в альманахе «Денница » - основоположник пейзажно-описательной литературы. Аксаков писал о том, что наблюдал лично или слышал от современников. Работал цензором, сблизился с театральным обществом. 1834год - Аксаков покупает Абрамцево, где у него часто бывал Гоголь, слушал его устные рассказы.

Аксаков слепнет, последние его произведения под диктовку записывают его сыновья. В Абрамцево он начал писать: «Охотничья трилогия», «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника», «Рассказы и воспоминания о разных охотах». «Записки охотника» отличаются достоверностью материала.

Аксаков: «Я могу писать только стоя на почве действительности, идя за нитью действительного события. Даром чистого вымысла я вовсе не владею».

Эпиграф: «Ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы».

Тургенев: «Слог его мне чрезвычайно нравиться, это настоящая русская речь, добродушная и прямая, гибкая и ловкая. Ничего нет вычурного и лишнего, напряженного и вялого – свобода и точность выражения одинаково замечательны».

В « Записках ружейного охотника » больше наблюдательности, «для него убийство не цель». Мы должны беречь наше богатство: рыб, животных. В 3 части «Воспоминаний об охотах» -вспоминает курьезные случаи. Есть разные приметы.

Тургенев: «Автор «Записок ружейного охотника » смотрит на природу (одушевленную и неодушевленную) не с какой-нибудь исключительной точки зрения, а так, как на нее смотреть должно: ясно, просто и с полным участием , он не мудрит, не хитрит, не подкладывает ей посторонних намерений и целей. И перед таким взором природа раскрывается ему полностью и дает ему заглянуть в себя».

Очень высокую оценку произведениям дали Некрасов, Чернышевский.

Создал свою автобиографическую трилогию: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).

«Семейная хроника»: 5 отрывков:

1. Степан Михайлович Багров,

2. Михаил Максимович Куролесов,

3. Женитьба молодого Багрова,

4. Молодые в Багровее,

5. Жизнь в Уфе.

Здесь воссоздается широкая панорама помещичьего быта конца 18 века.

Герцен: «Это огромной важности и познавательности книга».

Салтыков – Щедрин: «Драгоценный вклад, обогативший русскую литературу». Добролюбов пишет статью «Деревенская жизнь помещика в старые годы» и «О разных сочинениях Аксаков».

Правдивость повествования заставляет задуматься о нравственных отношениях, Аксаков – основоположник автобиографической прозы.

«Детские годы Багрова-внука». Аксаков ставит 2 задачи:

1. создать худ. историю формирования ребенка в крепостной усадьбе,

2. написать книгу для детей.

Тургенев: «Ваша мысль написать историю ребенка для детей прекрасна. Сложный процесс формирования детской души воспроизведен умудренным жизнью писателем, которому удалось совлечь с себя взрослого человека, перенестись в душу ребенка. Жизнь ежедневно ставит перед пытливым мальчиком серьезные проблемы. И сама природа и ее люди становятся поводом его озабоченности».

Аксаков показал себя мудрым педагогом, в этом произведении изобразив, как нужно готовить детей к обучению.

Константин Сергеевич известен как создатель славянофильской лирической комедии « Князь Луповицкий, или Приезд в деревню », как критик, полемизировавший с Белинским на тему «Мертвых душ».

Иван Сергеевич прославился издательской деятельностью, а также как создатель лиро-эпического произведения « Мистерия в трех периодах. Жизнь русского чиновника », где критикует чиновников за взяточничество; автор поэм « Зимняя дорога», «Бродяга ».


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68335. Творческий вклад Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза 26 KB
Научная концепция Гумилёва построена на интеграции наук истории географии и этнологии. Евразийство как концепция развития России стало своеобразным завещанием для исторической науки: Если Россия и будет спасена то только через Евразийство.
68336. Татары 87.5 KB
Не вызывает сомнения что волго-уральские и крымские татары являются самостоятельными этносами. Продолжительные контакты сибирских и астраханских татар с волгоуральскими особенно усилившиеся во второй половине XIX в. шел активный процесс консолидации средневолжско-приуральских...
68339. Языковая политика Риги 139.5 KB
Среди населения ЛР распространено различное понимание исторических процессов которые препятствуют реально оценивать языковую ситуацию и порождают несоответствие между официальным статусом языка и лингвистическим поведением говорящих.
68340. Статическое и астатическое регулирование 298.5 KB
Рассмотрим простейшую схему автоматического прямого регулирования уровня воды в резервуаре посредством поплавкового регулятора рис. Для характеристики степени зависимости отклонения регулируемой величины от нагрузки пользуются понятием неравномерности или статизма регулирования.
68341. Становление духовной школы Сибири 183 KB
Именно монахи из черкасс открыли первые духовные школы в Чернигове Ростове Смоленске Тобольске взяв за образец систему обучения Киевской академии где целиком и полностью царили европейская школа латинской направленности.
68343. Средства правового обучения 1.61 MB
Средства общения в процессе преподавания правовых дисциплин. Средства учебной деятельности. Технические средства обучения при преподавании права. Средства обучения предметы которые в процессе преподавания и обучения передают научную информацию или её представляют а также оказывают...

Роман был задуман в начале 1856 года, закончен осенью 1858 гола в Спасском, “накануне сорокалетия”. В это время писатель окончательно бросил все помышления о семейной жизни, графине Елизавете Егоровне Ламберт писал: “Я не рассчитываю больше на счастье для себя, т. е. на счастье, в том опять-таки тревожном смысле, в котором оно принимается молодыми сердцами; нечего думать о цветах, когда пора цветения прошла”‘,

Тогда же Вера Сергеевна Аксакова в письме к своей двоюродной сестре Маше Карташевской писала: “Ты ошибочно употребляешь слово духовный вместо душевный, говоря, что я мирюсь с отсутствием счастья духовного, нет, с этим мириться невозможно, без этого жить нельзя. Но личное душевное счастье еще не духовное, и потому без него жить можно и даже жить не напрасно…”2

Как отмечает Е.И. Анненкова в своей прекрасной книге “Аксаковы”: “Эти слова выразили, подытожили некий духовный опыт Веры Аксакоцой, существо ее убеждений, обретенных в семье, но не в меньшей мере выношенных в глубине собственного сознания, изведавшего многие сомнения, однако последовательно, хотя и нелегко, движущегося к убеждению, что жизнь – это “трудный подвиг”3.

Внутреннее совпадение позиций И.С. Тургенева и Веры Аксаковой отразилось в романе “Дворянское гнездо”, в его главной теме самоотречения, к которому пришли и Федор Лаврецкий, герой автобиографический, и Лиза Калитина, самая идеальная из всех тургеневских девушек. О Лаврецком в эпилоге романа сообщается, что он действительно перестал думать о собственном счастье”4. Лиза же изначально убеждена, “что счастье на земле зависит не от нас”‘.

Впервые о том, что Вера Аксакова – возможный прототип Лизы, высказалась Е.И. Анненкова, правда, оставила свое предположение под вопросом. Он может быть снят в ходе специального изучения. Творческая история романа свидетельствует о том, что вне, так сказать, аксаковского контекста он создан быть не мог.

Исследователи считают, что на “Дворянском гнезде” лежит славянофильская печать. Это можно объяснить влиянием аксаковской семьи на писателя. 1850-е годы в его жизни действительно прошли под знаком интенсивной переписки с Сергеем Тимофеевичем, Иваном и Константином Аксаковыми. Несколько раз Тургенев приезжал и в Абрамцево, ставшее именно тогда одним из важнейших русских дворянских культурных гнезд, Домом в духовном смысле. Тургенев, как и Гоголь, бесконечно странствуя по Европе, не случайно тяготел к аксаковскому гнезду.

Духовной доминантой в Абрамцеве было христианское смирение. Ольга Семеновна Аксакова в одном из писем Ивану назвала свой дом “абрамцевским монастырем”. Вера Сергеевна в это время жила как монахиня в миру, все явления жизни поверяя нравственным христианским критерием. Так, ей не нравились повести графини Салиас, идеалом которой было благоденствие, счастье в жизни (будет ли оно заключаться в удобствах жизни или в удовлетворении личных потребностей, любви, – все равно). Искание только такого счастья Вера Аксакова считала безнравственным.

Вот другие ее высказывания 1854 года (когда Тургенев познакомился с ней): “Я думаю… большая разница между требованиями Божьими и требованиями человеческими”7. “В Москве я пришла к отчаянному убеждению, что мы столько согрешили и вместе с тем так мало способны к очистительному покаянию”.

Сознание родового, сословного греха тяготило и Лизу Калитину. Ее пронизывает чувство вины за несовершенство окружающей жизни и своего сословия: “Счастье ко мне не шло; даже когда у меня были надежды на счастье, сердце у меня все щемило. Я все знаю, и свои грехи, и чужие… Все это отмолить, отмолить надо…”

Типологическое сходство между героиней Тургенева и Верой Аксаковой большое: обеих можно отнести к типу православного аскетического самосознания, к тому высшей красоты положительному типу русской женщины, для которой “счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа”, по словам Ф.М. Достоевского.

Е.И. Анненкова первая скрупулезно исследовала письма и дневник Веры Сергеевны и пришла к выводу, что “духовное смирение составляло ее естество, ее “я”. “Она уже почувствовала, какого духовного труда стоит преодоление земной природы, и она будет пытаться этот подвиг совершить, неостановимо двигаясь по избранному пути”10.

Отметила исследовательница у Веры и Константина Аксаковых отсутствие “спасительного эгоизма личности, защитного самоудовлетворения”. То же самое можно сказать о Лизе Калитиной. Современному читателю трудно понять мотивы ее решения уйти в монастырь, отказа от брака с Лаврецким, трудно понять, как можно по-христиански отказаться “от собственных своих желаний” (слова Веры Сергеевны).

Тургенев тоже не сразу пришел к этому идеалу. По началу Аксаковы считали его религиозную индифферентность безнрав¬ственной. Вере Сергеевне писатель при первых встречах активно не понравился. Восхищаясь А.С. Хомяковым, его “истинной разумной верой”, Тургенева она

воспринимала как “вполне ему противо¬положного человека и чуждого всем духовным интересам. Но уже в 1858 году она изменила мнение: “С Тургеневым происходит в настоящую минуту переворот к лучшему, и он маменьке говорил с полной откровенностью о себе, каясь в прежних грехах”13.

Эти заметки Веры Сергеевны вызывают ассоциации со сценой из “Дворянского гнезда”, когда Лаврецкий, вернувшись с разбитым сердцем из-за границы, посещает дом Калитиных и поздно вечером сидит в комнате Марфы Тимофеевны, а она, “стоя перед ним. изредка и молча гладила его по волосам… Она… так все понимала, она… так сочувствовала всему, чем переполнялось его сердце…”

Написав роман. Тургенев послал его Сергею Тимофеевичу Аксакову со словами: “Посылаю на суд Вам мою последнюю повесть; желаю, чтобы она заслужила Ваше одобрение”14; причем, писатель рассчитывал и на мнение младших Аксаковых.

Всем Аксаковым “Дворянское гнездо” понравилось, по словам Веры Сергеевны, “в новой повести много простоты, искренности, теплоты”. Заметила ли она, что Лиза Калитина напоминает ее? Ведь в характерах обеих прочен был религиозный стержень. Сам Тургенев его обозначил в письме к Елизавете Ламберт в начале 1858 года: “Я теперь занят другою, большою повестью, главное лицо которой – девушка, существо религиозное: я был приведен к этому лицу наблюдениями над русской жизнью”.

Русский колорит в “Дворянском гнезде” несомненен. “Глубокое и сильное чувство родины” в Лаврецком – от автора. В Спасском и в Абрамцеве оно в нем укреплялось, как это видно из писем к С.Т. Аксакову. Со старшими Аксаковыми Тургенев особенно сблизился. С Сергеем Тимофеевичем его сближала любовь к природе, к охоте. Оба считали, что “должно учиться у природы ее нравственному и спокойному ходу, ее смирению…”17 В Ольге Семеновне Тургенев полюбил все русское, родное, которое в ней. по словам сына Ивана, особенно отчетливо проявлялось. С младшими Аксаковыми – братьями Константином и Иваном – писатель много спорил, но обоих уважал.

Нельзя все же согласиться с Е.И.Анненковой, что Вера Сергеевна ничем не заняла, не заинтересовала автора “Дворянского гнезда”. Он не мог не заметить ее чувства долга, нравственного чутья.

Она олицетворяла их в семье в максимальной степени. В дневнике 1854-55 годов выразилась ее сокровенная религиозность – чувство личной вины, глубочайшей нравственной ответственности, духовной готовности к покаянию. И хотя эта религиозность была сокровенной, интимной, чуткий художник Тургенев мог угадать ее в старшей дочери Аксаковых.

Думается, ее обаятельный и чистый облик поразил его, привлек внимание к тем проявлениям русской духовности, которые он связывал, наряду с сильным гражданским духом, искусством, наукой, и с русской верой.

Не все Тургенев в ней углядел. Духовный потенциал Веры Сергеевны Аксаковой глубже, значительнее того, что предстал в Лизе Калитиной. Тайну человеческой души исчерпать нельзя. Автор “Дворянского гнезда” это понимал. Видимо, поэтому Лиза у него мало говорит. Она очень сдержанна в выражении своих нравственных и ‘религиозных чувств.

Но духовная, русская доминанта ее трагического образа конгениальна Вере Аксаковой, которую, на наш взгляд, можно считать идейным прототипом лучшей тургеневской героини. Писатель мог ее найти только в таком дворянском гнезде, как аксаковское Абрамцево.

1. Тургенев И.С. Поли. собр. соч. и писем. Письма в 13 тт. Т. 2.- М.-Л.. 196!.-С. 365.

2. Цит. по: Анненкова Е.И. Аксаковы. Преданья русского семейства. -СПб.. Наука.- С. 201. Там же. С. 202.

Рассказы русских писателей

Издавна рядом с человеком живут животные.
Когда-то давно в стужу и голод они пришли к вкусно пахнущему человеческому тёплому жилью и остались жить у человека.
Человек также издавна наблюдает жизнь животных в лесах, в реках, в озёрах, в воздухе да и повсюду в разные времена года и находит в этой жизни много общего со своей. Животные строят жилища, воспитывают детёнышей и заботятся о них, трудятся всю жизнь почти как люди.
Индейцы, например, считают животных своими маленькими братьями. А мы все знаем, что маленьких нельзя обижать. А если проявить немного заботы и внимания к зверям, то у человека появляются преданные бескорыстные друзья, и жизнь человека становится богаче.
В этой книге вы прочтёте рассказы русских писателей о том, как люди подружились с животными.

М. Быкова
ГДЕ ЁЖИК?

Саше и Маше подарили хорошенького ёжика. Он жил у них всё лето, очень привык к ним, прибегал на их зов, брал у них из рук кусочки говядины и хлеба и разгуливал не только по всему дому, но и по саду. Дети очень любили ёжика, не боялись его игл и усердно кормили его молоком с булкой.
Наступила осень. Детям нельзя было так много гулять в саду, но они утешались тем, что у них есть товарищ для игр.
Как же бедняги огорчились, когда их ёжик вдруг исчез. Дети бегали по всему дому, звали ёжика, искали его, но всё напрасно.
- Куда спрятался наш ёжик? - повторяли дети и обращались с этим вопросом ко всем домашним.
- Обещайте, что вы не тронете ёжика, - сказал им садовник, - и я покажу вам, где он.
- Обещаем, обещаем! - закричали дети.
Садовник повёл их в сад и показал им кучку земли между кустами жимолости, которые росли у самого дома:
- Я сам видел, как ёжик рыл себе тут ямку, натаскал в неё травы и влез вот в это отверстие. Теперь он тут крепко спит и проснётся только весной. Не будите и не трогайте его, а то он захворает.
Дети послушались садовника и терпеливо дожидались весны.
Как же они обрадовались, когда однажды, в тёплый апрельский день, их друг ёжик снова вернулся к ним! Он только очень похудел во время своего долгого сна. Но за зиму развелось в доме много мышей, и, верно, он скоро отъестся ими.

С. Аксаков
ГНЕЗДО

Заметив гнездо какой-нибудь птички, чаще всего зорьки или горихвостки, мы всякий раз ходили смотреть, как мать сидит на яйцах.
Иногда по неосторожности мы спугивали её с гнезда и тогда, бережно раздвинув колючие ветви барбариса или крыжовника, разглядывали, как лежат в гнезде маленькие-маленькие, пёстренькие яички.
Случалось иногда, что мать, наскучив нашим любопытством, бросала гнездо: тогда мы, увидя, что несколько дней птички в гнезде нет и что она не покрикивает и не вертится около нас, как то всегда бывало, доставали яички или всё гнездо и уносили к себе в комнату, считая, что мы законные владельцы жилища, оставленного матерью.
Когда же птичка благополучно, несмотря на наши помехи, высиживала свои яички, и мы вдруг находили вместо них голеньких детёнышей, с жалобным тихим писком беспрестанно разевающих огромные рты, видели, как мать прилетала и кормила их мушками и червяками... Боже мой, какая была у нас радость!
Мы не переставали следить, как маленькие птички росли, перились и наконец покидали своё гнездо.

С. Аксаков
СУРКА

Раз, сидя на окошке, услышал я какой-то жалобный визг в саду.
Мать тоже его услышала, и когда я стал просить, чтоб послали посмотреть, кто это плачет, что «верно, кому-нибудь больно», мать послала девушку, и та через несколько минут принесла в своих пригоршнях крошечного, ещё слепого щенка, который, весь дрожа и нетвёрдо опираясь на свои кривые лапки, тыкаясь во все стороны головой, жалобно визжал, или скучал, как выражалась моя нянька.
Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.
Мать приказала принести на блюдечке тёпленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутёнка в молоко, выучила его лакать.
С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался. Кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой.
Его назвали Суркой.
Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет, разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

К. Коровин
МОИ СОБАКИ

У моего фокса Тоби родились щенята. Увидав меня, они, шатаясь, поползли ко мне, вертя приветливо от радости хвостиками. Мать, увидав это, в беспокойстве таскала их от меня за шиворот обратно в уголок, где родила их. Но фоксы не унимались, лезли ко мне. Спустя некоторое время мать просто утром принесла их всех по одному на постель ко мне - решила, чтобы вообще всем вместе быть и спать. Пришёл и отец, Тоби...
Какие милые существа собаки. Маленькое сердце щенка, как горошина, полно любви к человеку и такта. Тоби-отец не обращает внимания на Детей - их воспитывает мать. Но, видимо, он рад, что есть у него семейство. Когда щенята подросли, то мать кусала и дразнила их всех по очереди ужасно. Они в злобе бросались на мать. Видимо, она была довольна.
- Этак она из них собак делает, - объяснил мне приятель, - чтобы могли себя защитить в жизни...

С. Аксаков
ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ УТКИ

По соседству от меня, в одной деревушке, называющейся Коростелёво, крестьянка положила под курицу двенадцать кряковых яиц.
Утята вывелись, воспитывались в стае русских уток и привыкли вместе с ними есть корм...
Осенью корму понадобилось больше и, чтоб не тратиться даром, крестьянка продала восемь утят, а двух молодых селезней и двух уток оставила на племя; но через несколько недель они улетели и пропали.
На следующую весну беглецы воротились на тот же пруд и стали по-прежнему жить и есть корм с дворовыми утками.
Осенью одна пара опять улетела, другая осталась зимовать. А в следующую весну утка нанесла яиц и вывела десять утят, из числа которых я сам купил четырёх.
Крестьянка опять оставила пару, и потомство их совершенно смешалось и ничем уже не отличалось от русских уток.
Итак, только в третьем поколении порода диких уток совершенно потеряла память о своём вольном житье.
Купленные же мною молодые утки, принадлежавшие ко второму поколению, ещё отличались от дворовых как своей наружностью, так и нравами: они были бойчее, проворнее, как-то складнее и пугливее домашних уток, часто прятались и даже пробовали несколько раз уходить.

М. Быкова
КАТИН ПОДАРОК

Ты куда всё пропадаешь, Катя? - спросил папа свою девятилетнюю девочку. - Как только кончишь учиться, так сейчас куда-то исчезнешь. Вчера тебя насилу докричались к обеду.
- Папочка, позволь мне рассказать тебе об этом не раньше, как в день рожденья Володи, - отвечала черноглазая Катя.
Отец улыбнулся. «Что это она придумала за подарок Володе?» - подумал он.
Рано проснулся Володя в день своего рожденья. Он знал, что ему всегда дарят в этот день игрушки, и ждал его с нетерпением. В столовой папа дал ему игрушечный пистолет и вожжи, а мама - книгу с картинками.
Когда мальчик насмотрелся на свои подарки, Катя сказала ему:
- У меня тоже есть подарок для тебя, Володя. Пойдём со мной, я покажу его тебе.
Катя захватила с собой маленькую корзиночку и повела брата по дороге к пруду. Папа тоже пошёл за ними. На берегу пруда дети сели под тенью большой ивы. Володя с любопытством смотрел на сестру. Она вынула из корзинки колокольчик и принялась звонить.
Что это? На поверхности пруда появилось несколько рыбок. Ещё и ещё. Все они подплывали к тому месту, где была Катя.
Она вынула из корзинки ломтик хлеба и стала бросать рыбкам крошки. Вот весело было смотреть, как рыбки хватали их, толкали друг друга, ссорились и отнимали кусочки одна у другой! Катю они или не замечали, или вовсе не боялись.
- Видишь, какой у тебя волшебный колокольчик, - сказала девочка, - как рыбки слушаются его звона. Дарю его тебе. Всякий раз, как тебе захочется посмотреть на рыбок, тебе стоит прийти сюда и позвонить.
Володя прыгал от радости и обнимал сестру.
- А если я позвоню не у пруда, а у речки, то рыбки тоже приплывут? - спросил он.
- Нет, дружок, те ведь не учёные, а этих я выучила. Я целый месяц ходила каждый день к пруду, бросала крошки хлеба и в это время звонила. Наконец рыбки и привыкли приплывать на звон колокольчика.
- Так вот куда ты всё пропадала, Катя, - сказал отец. - Славно ты придумала. Пойдём, Володя, расскажем об этом маме, она, верно, тоже захочет посмотреть умных рыбок.

Л. Толстой
КАК МЕДВЕДЯ ПОЙМАЛИ

В Нижегородской губернии много медведей. Мужики ловят маленьких медвежат, выкармливают их и учат плясать. Потом они водят медведей показывать. Один водит его, а другой наряжается в козу, пляшет и бьёт в барабан.
Один мужик привёл медведя на ярмарку.
С ним вместе ходил его племянник с козой и барабаном. На ярмарке было много народа, и все смотрели на медведя и давали мужику деньги.
Вечером мужик подвёл своего медведя к кабаку и заставил его плясать. Мужику дали ещё денег и дали вина. Он выпил вина и дал выпить своему товарищу. И медведю дал выпить целый стакан вина.
Когда пришла ночь, мужик с племянником и медведем пошли ночевать в поле, потому что все боялись пустить к себе на двор медведя. Мужик с племянником и медведем вышли за деревню и легли спать под деревом. Мужик привязал цепью медведя за пояс и лёг. Он был немного пьян и скоро заснул. Племянник его тоже заснул. И они спали так крепко, что до утра ни разу не проснулись.
Утром мужик проснулся и увидал, что медведя подле него не было. Он разбудил племянника и побежал с ним отыскивать медведя. Трава была высокая. И по траве виден был след медведя. Он через поле прошёл в лес.
Мужики побежали за ним. Лес был частый, так что трудно было идти через него.
Племянник сказал:
Дядя, мы не найдём медведя. А и найдём, не поймаем его. Вернёмся назад.
Но мужик не согласился. Он сказал:
- Медведь нас кормил, и если мы не найдём его, мы пойдём по миру. Я не вернусь назад, а из последних сил буду искать его.
Они пошли дальше и к вечеру пришли на поляну. Стало смеркаться. Мужики устали и сели отдохнуть. Вдруг они услыхали, что близко от них что-то гремит цепью. Мужик вскочил и потихоньку сказал:
- Это он. Надо подкрасться и поймать его.
Он пошёл к той стороне, где гремела цепь, и увидал медведя. Медведь лапами тянул за цепь и хотел скинуть с себя привязку. Когда он увидал мужика, он страшно заревел и оскалил зубы.
Племянник испугался и хотел бежать; но мужик схватил его за руку, с ним вместе пошёл к медведю.
Медведь зарычал ещё громче и побежал в лес. Мужик видел, что он не поймает его. Тогда он велел племяннику надеть козу, и плясать, и бить в барабан, а сам стал кричать на медведя таким голосом, каким он кричал, когда показывал его.
Медведь вдруг остановился в кустах, прислушался к голосу хозяина, поднялся на задние лапы и стал кружиться.
Мужик ещё ближе подошёл к нему и всё кричал. А племянник всё плясал и бил в барабан.
Когда мужик уже близко подошёл к медведю, он вдруг бросился к нему и схватил его за цепь.
Тогда медведь зарычал и бросился бежать, но мужик уже не пустил его и опять стал водить его и показывать.

К. Коровин
БАРАН, ЗАЯЦ И ЁЖ

Я хочу рассказать о том, как у меня в деревне, в моём деревянном доме, у большого леса, в глуши, жили со мной домашний баран, заяц и ёж. И так скоро ко мне привыкли, что не отходили от меня.
Как-то сидя вечером у леса, я увидел, как по травке шёл ко мне небольшой зверёк - ёж. Прямо подошёл ко мне. Когда я его хотел взять, он свернулся в клубок, ощетинился, ужасно зафыркал и зашипел. Я накрыл его носовым платком.
- Нечего сердиться, - говорил я ему.- Пойдём ко мне жить.
Но он ещё долго сердился. Я ему говорю: «Ёжик, ёжик», а он шипит и колется. Моя собака Феб смотрела на него с презрением. Я оставил ему в блюдечке молоко, и он без меня его пил.
Так он поселился жить у меня в дровах, у печки, и я его кормил хлебом и молоком. Постепенно он привык выходить на стук рукой по полу.

Заяц, которого мне принесли из лесу и продали, был небольшой. Голодный, он сейчас же стал есть капусту, морковь. Собаку Феба он бил нещадно лапами по морде так ловко и часто, что Феб уходил обиженный. Скоро заяц вырос и потолстел. Ел он целый день и был пуглив ужасно. Постоянно водя длинными ушами, он всё прислушивался и вдруг бросался бежать опрометью, ударялся башкой в стену. И опять - как ни в чём не бывало, успокаивался скоро. В доме он всё же не боялся ни меня, ни собаки, ни кота, ни барана большого, который жил со мной и почему-то не хотел никогда уходить в стадо. Заяц знал, что все эти его не тронут, он понимал, что эти, так сказать, сговорились жить вместе.

Я уходил неподалёку от дома, к реке, лесу и писал красками с натуры природу. Помню, Феб нёс во рту складной большой зонт. Заяц прыгал около, а баран шёл за мною в стороне.
Заяц не отходил от меня, боялся, должно быть, что поймают и съедят. Когда я писал с натуры, Феб спал на травке около, или искал по речке, или вспугивал кулика, а заяц сидел около меня и всё водил ушами и слушал. Но ему надоело, что я сижу и пишу. Он вдруг начинал стучать по мне лапами и довольно больно. При этом как-то особенно глядел, будто говорил:
- Довольно ерундой заниматься. Пойдём гулять.
Слово «гулять» знали Феб, заяц и баран. Они любили гулять со мною.

А ёжик появлялся ночью, и было слышно, как он ходил по полу по всем комнатам, как уходил на террасу, в сад, пропадал. Но стоило мне постучать рукой, ёж вскоре же возвращался. Баран ужасно боялся ежа, поднимал голову с большими завёрнутыми рогами, начинал топать передними ногами, как бы пугая того, а потом бросался бежать во все стороны.
Заяц не мог никогда прыгнуть на стул, кушетку, постель. И когда я ложился спать, заяц садился около, вставая на задние лапы, но прыгнуть ко мне не мог никогда. И приходилось его брать к себе за длинные уши. Я клал его на постель. Он очень любил спать со мной, плотно ко мне прижимался в ногах, протягивался и спал. Но уши его ходили во все стороны, и во сне он всё слушал.

К. Коровин
БЕЛКА

Однажды на базаре невзрачный мужичок, выйдя из трактира, подошёл ко мне, посмотрел серыми глазами и сказал:
- Барин, слышь, хочешь, я тебе живую игрушку уступлю? Увидишь, до чего занятна. Только дёшево не отдам.
И он из-за пазухи вынул жёлтую прехорошенькую белку. Она большими острыми круглыми глазками смотрела на меня.
Он мне дал её в руки. Она преспокойно сидела.
- Ручная, брат, белка... Вот до чего ласковая. Спасибо скажешь. Игрунья... От тебя не уйдёт. Орешками кормить будешь. А пусти, так она сама прокормится, к тебе придёт. Этакой умный зверь, вот подумай, а лесной, дикий. Я её ведь тут недалече нашёл. Из гнезда ушла маленькая. Знать, мать-то коршун взял. Я люблю с ними заниматься, ну, и привыкают. Только дорого, менее красненькой не отдам.
Я вынул десять рублей:
- Хорошо. Спасибо. Хороша белка. Какая большая!
Крестьянин вынул платок, в один край завязал деньги в узел. Отдал мне белку.
- Барин, - сказал он неожиданно. - А ты знаешь, она понимает, что я её продал тебе. Ты её не обидишь, от кошки убережёшь. Эта белка радости много даёт. Не поймёшь-а вроде как любовь в ей есть. Поверила человеку. Значит, не боится и благодарит. Бери её, клади в карман, скажи: «Умри» - и неси домой. А за красненькую... спасибо... Деньги, конечно. Я как тебя увидал, намекнулось мне, что ты её купишь.
Я посадил белку в карман.
- Умри, - сказал крестьянин и засмеялся.
И белка на самом деле свернулась, как бы умерла.
Я пошёл в лавку, купил орехов.
В трактире белка сидела передо мной и с изумительной красотой, держа в лапках орех, обтачивала его зубами, доставала зерно. Потом, быстро обежав по мне, села на плечо и грызла орех. Я взял её, посадил в боковой карман, сказал: «Умри», и белка спряталась.

В моём деревенском доме, где была охотничья собака Феб, я показал белку. Феб немножко понюхал, не обратил внимания, и я выпустил её на стол. Она, быстро прыгая, взгромоздилась на занавеску окна. Окно было открыто, белка пропала за окном. Я выбежал на террасу, пошёл к окну - белки нет... Пропала. Я всюду смотрел, на деревья, вдруг сзади белка села мне на плечо. Я с ней опять пошёл в дом.
На большом столе у себя я прибрал всё, так как боялся, как бы она не наелась красок, не попала бы лапками в палитру". Сестра моя и гостивший доктор изумились привязанности белки, хотели погладить, но она не далась. Это было удивительно. Неужели правду сказал крестьянин, что она понимает, что она продана мне, что я ей хозяин?

Когда я лёг спать, белка от меня не отходила. Я ей сделал гнездо: взял корзинку, наложил сосновых веток и сена, но она не желала быть в корзинке. Она спала со мной. Когда я её хотел тихонько покрыть маленькой подушкой, она во все глаза смотрела на меня, и сделать это было невозможно. Она с быстротой молнии отскакивала в сторону. Оказалось, что это игра. Я видел, что это ей нравится: она нарочно садилась мне на грудь и делала вид, что не смотрит. Накрыть её подушкой было невозможно. Я видел, как это её веселит. Я её сажал на руку, хотел как бы прихлопнуть другой рукой: невозможно, она уже была у меня на голове. Разыгралась. Но когда я ей говорил: «Ну, довольно играть, спать, умри», белка засыпала у меня на плече.
Я боялся её во сне задавить, но оказалось, что я напрасно беспокоился, так как она отлично со мной спала.
А утром она выбегала в окно в огромный бор до вечера. «Какая странность, - удивлялся я, - зачем же она возвращается?» Как это странно и как удивляло меня и удивляет сейчас. Она привязалась к человеку какими-то неведомыми законами любви.

Но вот в начале августа белка из лесу не вернулась. Я очень страдал и думал, что её застрелили. Охотник Герасим, мой приятель, сказал:
- Кому стрелять?.. Она жёлтая, никому не нужна... Я их зимой бью. Жёлтую не купят.
Я в тот день сидел на террасе, где был накрыт чай, со своими приятелями. Вдруг появилась моя белка. Приятели удивились. Она бегала по столу, опустила лапку в варенье, попробовала его, потом опять спрыгнула с террасы, побежала на беседку, прыгнула на сосну. Тут мы увидели, что там, вытянув шейку и смотря круглым глазом, робко притулившись, сидит другая белка. Моя белка была около неё, они сидели вдвоём. Потом другая белка живо пропала, прыгая с дерева на дерево. Моя же белка спустилась, прыгнула через собаку Феба, села ко мне на плечо.

Наступили дожди, стала непогода. Пожелтели листья берёз, и опали осины. Оголились леса. Белка редко уходила из дома. К покрову я уехал из деревни в Москву.
Я повёз её в клетке, которую купил в Москве. Клетка ей не понравилась, так что я её вёз часть пути в кармане. И всю зиму в Москве жила она со мной.
Когда я поздно возвращался с работы, из театра, она знала стук калитки, как я отворяю, и с невероятной радостью встречала меня в коридоре, бегая по мне кругами. Ждала, когда я выну ей кедровые орехи или какой-нибудь гостинец.
Странно, что только доктору, которого видела у меня в деревне, позволяла она погладить себя; к другим не шла. Она не приставала, не просила, не надоедала, но ей нравилось, что ею любовались. Как странно, какой меры и такта был этот маленький зверёк.
Шла долгая зима. Я выходил с ней гулять на двор, где был сад. Она забиралась на деревья, но, должно быть, привыкнув к теплу дома, гуляла недолго и лезла ко мне в карман.
Ранней весной я уехал в деревню.
В первый же день белка ушла и не возвращалась неделю. Потом объявилась опять и привела с собой другую белку, от которой беспрестанно возвращалась домой и уходила опять. Она возвращалась всё реже и совсем пропала.
Опять осень и пурга первого снега. Уныло на душе. Серое небо. Дымят вдали чёрные овины. Тётушка Афросинья рубит капусту. Солят на кухне грузди.
Я взял ружьё и пошёл по лесной тропинке к реке. Стаи мелких птичек, чижиков, осыпали ветви оголённых берёз. Улетают от нашей суровой страны.
Вдруг на меня прыгнула белка и весело забегала кругом. Она уже посерела. Я так обрадовался. Она прыгнула и взбежала на сосну. Я взглянул кверху, увидел, как шесть белок прыгали с ветки на ветку. Я посвистел, на зов она опять вернулась ко мне.
- Прощай, Муся. Твои дети, должно быть?..
Феб посмотрел на белку пристально. Она была уже серая, но он догадался, что это наша белка.
Больше я её не видал.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то