Женские образы в поэме Н. Гоголя "Мёртвые души"

(сочинение разбито на страницы)

И комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», и его знаменитая поэма «Мёртвые души» - прежде всего, произведения общественные. Их главная цель - показать всю правду русской жизни, вывести наружу всё то, «что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи». Гоголь не раз говорил об искусственности любовной интриги в таких произведениях, поэтому и в «Ревизоре», и в «Мёртвых душах» любовная линия выражена весьма слабо. Следовательно, женские образы нужны автору не как героини романов, а как ещё один способ выражения главной идеи произведений. Коробочка, жены помещиков, губернаторская дочка, дама просто приятная и приятная во всех отношениях, жёны чиновников в «Мёртвых душах», так же, как Анна Андреевна, Марья Антоновна и второстепенные женские персонажи (слесарша и унтер-офицерская жена) в «Ревизоре», - карикатурные женские фигуры, несущие, по словам самого автора, «идею пустоты».

В поэме «Мёртвые души» можно выделить несколько групп женских образов по их месту в образной системе. Единственным самостоятельным образом оказывается образ Коробочки - помещицы, коллеясской секретарши. Коробочка бережлива, «набирает понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки», живёт замкнуто в своём поместье и, в соответствии со своим именем, окружена всевозможными ящичками, коробочками и комодиками, где хранится всякое добро, которое, может быть, так никогда и не пригодится в хозяйстве. Ограниченность, полоумие, нерешительность довершают характер «дубинноголовой» помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. «Точно ли так велика пропасть, отделяющая её [Коробочку] от сестры её?» - спрашивает Гоголь. Вот тут и выясняется, что обе они пусты и никчёмны. Но самое страшное то, что образ Коробочки, как и все образы в произведении Гоголя, типичен, что иногда и «государственный даже человек» на деле окажется совершенной Коробочкой.

Другую группу образов в «Мёртвых душах» составляют жёны помещиков, которые дополняют образы своих супругов. Лизанька Манилова и по внешности, и по характеру похожа на своего мужа. Она так же притворно вежлива, так же не занимается хозяйством, так как это «предметы кухни», а она воспитана хорошо, то есть в пансионе, где «три главных предмета составляют основу человеческих добродетелей: «французский язык, игра на фортепиано и собственно хозяйственная часть, то есть «вязание кошельков и других сюрпризов».

Жена Собакевича, Феодулия Ивановна, противопоставлена своему мужу по внешности, хотя её степенность в чём-то сродни мужниной неуклюжести.

Единственный женский образ среди помещичества, несущий в себе какое-то положительное начало, - образ умершей жены Плюшкина. При жизни она была «приветливой и говорливой» хозяйкой и славилась хлебосольством. Хозяйство при ней шло хорошо, «всё текло живо и свершалось размеренным ходом», а Плюшкин был приятным человеком, в глазах которого «был виден ум». Но с её смертью всё в имении переменилось, вдовец стал скупым, запустил своё хозяйство, а вскоре и сам превратился в «какую-то прореху на человечестве».

В отдельную группу можно выделить образы чиновниц. Эти образы типизированы, что постоянно подчёркивается, даже дама приятная во всех отношениях и просто приятная дама не названы по именам (их имена мы узнаем только из их реплик). Говоря о дамах города NN, Гоголь выделяет ряд черт, характерных для всей прекрасной половины чиновничества. Все они стремятся походить на столичных аристократок, одеваются по моде, хотя иногда среди шикарных нарядов мелькнет какой-нибудь «невиданный землею чепец». Каждая дама уверена в своей неотразимости и стремится показать лучшее, что у неё есть. Ещё одна важная черта обитательниц города NN - упрямство: «если ж было почувствовано внутреннее убеждение», то внушить даме что-либо другое не представлялось никакой возможности. Идеалом женского общества является дама приятная во всех отношениях, так как «всякое движение» производит она со вкусом, любит стихи и умеет «мечтательно» держать голову.

Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения - духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.

Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.

История создания

«Мертвые души» - поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению. Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души».

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом написать.

Описание произведения

Однажды, в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города - Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход. Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.

Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе, что Чичиков скупает «мертвые души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он умирает.

Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в казну в качестве живых.

Главные герои

Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса - предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей поэмы.

Образ Чичикова отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Сложно понять и охватить натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить путь в жизни.

Чичиков зарабатывал деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая внимания ни на какие нравственные нормы и принципы.

Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу мертвой.

В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники» (Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные господа (Манилов, Ноздрев).

Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими чертами. Основные качества этих людей - сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем полезным. Они глупы и пусты внутри. Именно таким был Манилов - в душе не плохим, но бездарным и глупым позером.

Настасья Петровна Коробочка

Помещица, однако значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка - хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако, жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства. Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства. Коробочка - также один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят ничего дальше своего хозяйства.

Автор однозначно относит помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к жизни.

Михаил Семенович Собакевич

Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость, степенность, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам.

Самый не обычный представитель класса помещиков в гоголевской поэме. Старик отличается своей чрезвычайной скупостью. Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.

Чиновничество

У Гоголя в произведении есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в своем произведении существенно не дифференцирует их между собой. Все чиновники в «Мертвых душах» - шайка воров, проходимцев и казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем обогащении. Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными качествами.

Анализ произведения

В основу сюжета «Мертвых душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными крестьянами.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко - раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало благоприятную почву для различного рода махинаций. Провести такого рода аферу надеялся и сам Чичиков.

Николай Васильевич Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с ее крепостнической системой. И весь трагизм его поэмы заключен в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству. Гоголь обличает искаженные отношения человека с человеком, а также человека с государством, говорит об абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений становятся возможными события, которые противоречат здравому смыслу.

«Мертвые души» - классическое произведение, которое как никакое другое написано в стиле Гоголя. Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное положение вещей.

"Мёртвые души" - одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы, вершина художественного мастерства Гоголя. Каждый его герой индивидуален и неповторим. Здесь, в одном произведении Гоголь ухитряется показать всю Россию, какая она была в то время, хотя в умах людей мало что изменилось и многие выводы, сделанные из поэмы актуальны и по сей день. Не малую роль в поэме играет и описание женской половины человечества. Здесь показаны и «типичная» очень хозяйственная помещица, и молодая кокетка, и две приятные дамы готовые любую новость в одно мгновение превратить в городской слух, увидеть правду, в котором уже почти не возможно.

Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех "небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!" (или М.с Коробочкой являются в некотором роде антиподами: маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми. Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит в её поместье следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с "мёртвыми душами". Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие предметы своего хозяйства. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевленным существом. В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за "мёртвые души". Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. (Гоголь наградил её эпитетом "дубинноголовая".) Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов натурального хозяйства. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души.

Ещё в начале поэмы появляется дочка Губернатора, приблизительные портрет которой мы, однако, можем составить лишь после бала у губернатора. Здесь Чичиков пытается завести с ней беседу, но расчётливый и умный аферист не может сравниться по умению занять даму интересным разговором с Военным офицером и разговор не получается, из этого можно сделать вывод кто составлял типичный круг общения молодой кокетки и о её дальнейшей судьбе. Косвенно на это указывают что первой версией «приятных» дам о замыслах Чичикова (который возможно Наполеон), становится кража губернаторской дочки, и упоминание что старшая дочь Плюшкина сбежала с военным.

Также Гоголь не забыл вскользь упомянуть о типичных для того (и для нашего тоже) времени «светских» дамах, основное занятие которых состоит в роспуске различных сплетен. Именно они «дамы приятные во всех отношениях» и «просто приятные дамы» становятся главной причиной краха Чичикова. Именно распущенные ими, совершенно беспочвенные слухи, принимаемые всеми за правду, и рождающие новые ещё более абсурдные гипотезы в корне подрывают авторитет Чичикова. А «приятные» дамы сделали всё это от «нечего делать», случайно перейдя к этому разговору после спора о выкройке. Они олицетворяют в поэме «столичных» светских дам, которые хоть и отличаются по финансовому состоянию и положению в обществе, но в плане тяги к перемыванию костей и роспуску слухов абсолютно ни в чем не отличаются от их провинциальных проекций.


Творчество Н.В. Гоголя занимает особое место в русской литературе. Никто более не умел в такой живой и юмористической манере обрисовать широчайшую панораму жизни России. Конечно, прежде всего художника интересуют недостатки, он не жалеет родину, а показывает все ее увечья, все дурное, что есть в повседневной жизни. Перо сатирика служит обличению чиновников и помещиков, зло высмеивает их пороки.

В своих произведениях Гоголь не уделяет особого внимания женским образам. Писатель не считает нужным изобразить отдельно недостатки мужчин и женщин, он лишь дает общую картину запустения, царящего в городах и селах России. Однако с другой стороны, они наталкивают читателя на более глубокие размышления о причинах запустения, добавляют красок в описание и динамику в действия.

Одно из наиболее известных творений Гоголя – пьеса "Ревизор". Это произведение представляется своеобразным прологом к монументальной поэме "Мертвые души", делу всей жизни писателя. В "Ревизоре" жало сатиры направлено против быта и нравов глухого городка, против жадности и произвола уездных чиновников.

"Мертвые души" – произведение гораздо большего масштаба. В нем вся Россия предстала перед читательским судом. Гоголь не жалеет ее, а едко иронизирует над недостатками, веря в то, что это лечение пойдет на пользу, что в будущем родина обязательно избавится от грязи и пошлости. Замысел "Мертвые души" – это продолжение "Ревизор". Здесь не просто показаны быт и нравы чиновников уездного города. Теперь Гоголь разоблачает и помещиков, и чиновников, он бичует вопиющие недостатки уже в гораздо больших масштабах. "Мертвые" души всей России проходят перед глазами читателей.

Одна из основных функций, которые выполняют женские образы в обоих произведениях, – формирование представления об определенных общественных и социально-психологических типах. Наиболее яркий пример этому – образ помещицы Коробочки. Она описана Гоголем как страшная своей скупостью и тупостью личность, которая больше походит на машину, а не человека. Ее характерная черта – стремление получить как можно больше денег, причем ее не интересует, нужен ли покупателю товар или нет. Коробочка скупа и бережлива, в ее хозяйстве не пропадет ничего, что, в общем, похвально. Но главная особенность ее характера скрыта в ее "говорящей" фамилии: это непробиваемая, ограниченная и тупая старуха. Если ей пришла в голову какая-то идея, то ее невозможно переубедить, все разумные доводы "отскакивают от нее, как резиновый мячик от стенки". Даже невозмутимый Чичиков приходит в ярость, пытаясь доказать ей несомненную выгоду продажи крестьян. Но та твердо взяла себе в голову, что Чичиков хочет ее надуть, и расколоть этот орешек, эту коробочку чрезвычайно сложно даже для прожженного дельца Чичикова. В Коробочке Гоголь воплотил всю ограниченность мышления русских помещиков, она стала символом той бездны, в которой находится русское поместное дворянство, вконец потерявшее способность мыслить здраво.

Для того чтобы показать картину жизни и глубину падения нравов в губернском городе N. автор вводит образы городских сплетниц. Их преувеличенные и выдуманные рассказы о похождениях Чичикова, перемешанные с рассуждениями о моде, не вызывают у читателя ничего, кроме чувства отвращения. Яркие образы просто приятной дамы и дамы, приятной во всех отношениях, характеризуют город и губернию с весьма невыгодной стороны, подчеркивая плоскость их мышления.

Из-за сплетни, пущенной этими дамами, вскрылись недостатки чиновников, нечистых на руку. И это не единственный пример того, как женские образы помогают Гоголю показать реальную картину жизни, реальную ситуацию.

Внешне в Анне Андреевне, жене городничего в "Ревизоре", нет ничего интересного: суетливая, любопытная болтунья, у читателя сразу создается впечатление, что у нее в голове ветер. Однако стоит присмотреться к ней. Ведь автор в своих "Замечаниях для господ актеров" характеризует ее как женщину по-своему умную и даже имеющую некоторую власть над мужем. Это интересная представительница провинциального общества. Благодаря ей образ городничего становится более рельефным, приобретает дополнительное значение, и читатель получает ясное представление об образе жизни и проблемах уездных дам.

Не очень сильно отличается от матушки и Марья Антоновна. Она очень похожа на нее, но гораздо менее деятельна, это не двойник энергичной чиновницы, а лишь ее тень. Марья Антоновна изо всех сил хочет казаться значимой, однако поведение выдает ее: больше всего места в девичьем сердце занимают наряды, она обращает внимание прежде всего на "костюмчик" Хлестакова, а не на его обладателя. Образ Марьи Антоновны характеризует город с дурной стороны, ведь если молодежь занята только собой да "костюмчиками", то у общества нет будущего.

Образы жены и дочери городничего блестяще раскрывают авторский замысел, иллюстрируют его идею: чиновничество и общество уездного городка насквозь прогнило. Женские образы помогают раскрыть авторский замысел и в "Мертвых душах". Омертвение проявляется и в Коробочке, вечно кропотливо собирающей копеечку и боящейся прогадать при совершении сделки, и женах помещиков.

Помимо этого, жены Манилова и Собакевича помогают автору раскрыть мужские образы более полно и подробно, подчеркнуть какие-либо особенности характера. Каждая из них является как бы копией своего супруга. Например, жена Собакевича, войдя в комнату, села и даже не подумала завести разговор, что подтверждает грубость и невежество хозяина. Манилова более интересна. Ее манеры и привычки в точности повторяют манеры и привычки мужа, мы узнаем в выражении ее лица ту же приторность, она, как и сам Манилов, до сих пор не вышла из мира грез. Но в то же время есть намеки на ее самостоятельность; Гоголь вспоминает об учебе в пансионе, о ее игре на фортепьяно. Таким образом, Манилова отделяется от своего мужа, приобретает свои черты, автор намекает на то, что ее судьба могла сложиться по-другому, не встреть она Манилова. Тем не менее, образы жен помещиков не являются самостоятельными, они лишь обогащают образы самих помещиков.

Чрезвычайно важен в этом аспекте образ губернаторской дочки. Хотя она за всю поэму не поизносит ни слова, с ее помощью читатель открывает для себя удивительные черты характера Чичикова. Встреча с очаровательной девушкой пробуждает в душе Чичикова нежные чувства, этот плут вдруг начинает размышлять о любви и браке, о будущем молодежи. Несмотря на то, что это наваждение скоро спадет, как дымка, этот момент очень важен, здесь читатель встречает туманный намек на возможное духовное возрождение героя. По сравнению с образом дочки городничего в "Ревизоре", образ губернаторской дочки несет в себе принципиально иную смысловую нагрузку.

В принципе, женские образы "Ревизора" не играют важной роли для понимания главной идеи произведения. Но и их значение велико. Ведь женщины не являются чиновниками, значит сатира Гоголя не направлена непосредственно на них, их функция – подчеркнуть общую деградацию уездного города. Анна Андреевна и Марья Антоновна оттеняют недостатки чиновников. Их глупость и чересчур высокое самомнение выводят под слепящий свет сатиры такие же недостатки чиновников, скрытые под маской добропорядочности и исполнительности.

В "Мертвые души" женские образы, напротив, разносторонни. Они гораздо более сложные, более развитые, чем в "Ревизоре". Ни один из них нельзя однозначно охарактеризовать. Но несомненно одно: женские образы позволяют читателю глубже понять произведение, их присутствие оживляет повествование, часто вызывает улыбку читателя.

Вообще, у Гоголя женские образы, не являясь главными, подробно и точно характеризуют нравы чиновничества. интересно и разносторонне показывают жизнь помещиков, полнее и глубже раскрывают самый главный образ в творчестве писателя – образ родины, России. Через описание таких женщин Гоголь наводит читателя на размышления о ее судьбе, о судьбе своих соотечественников, доказывает, что недостатки России не вина ее, а беда. И за всем этим скрывается огромная любовь автора, надежда на ее моральное возрождение.

Творчество Н.В. Гоголя занимает особое место в русской литературе. Никто более не умел в такой живой и юмористической манере обрисовать широчайшую панораму жизни России. Конечно, прежде всего художника интересуют недостатки, он не жалеет родину, а показывает все ее увечья, все дурное, что есть в повседневной жизни. Перо сатирика служит обличению чиновников и помещиков, зло высмеивает их пороки.

В своих произведениях Гоголь не уделяет особого внимания женским образам. Писатель не считает нужным изобразить отдельно недостатки мужчин и женщин, он лишь дает общую картину запустения, царящего в городах и селах России. Однако с другой стороны, они наталкивают читателя на более глубокие размышления о причинах запустения, добавляют красок в описание и динамику в действия.

Одно из наиболее известных творений Гоголя – пьеса "Ревизор". Это произведение представляется своеобразным прологом к монументальной поэме "Мертвые души", делу всей жизни писателя. В "Ревизоре" жало сатиры направлено против быта и нравов глухого городка, против жадности и произвола уездных чиновников.

"Мертвые души" – произведение гораздо большего масштаба. В нем вся Россия предстала перед читательским судом. Гоголь не жалеет ее, а едко иронизирует над недостатками, веря в то, что это лечение пойдет на пользу, что в будущем родина обязательно избавится от грязи и пошлости. Замысел "Мертвые души" – это продолжение "Ревизор". Здесь не просто показаны быт и нравы чиновников уездного города. Теперь Гоголь разоблачает и помещиков, и чиновников, он бичует вопиющие недостатки уже в гораздо больших масштабах. "Мертвые" души всей России проходят перед глазами читателей.

Одна из основных функций, которые выполняют женские образы в обоих произведениях, – формирование представления об определенных общественных и социально-психологических типах. Наиболее яркий пример этому – образ помещицы Коробочки. Она описана Гоголем как страшная своей скупостью и тупостью личность, которая больше походит на машину, а не человека. Ее характерная черта – стремление получить как можно больше денег, причем ее не интересует, нужен ли покупателю товар или нет. Коробочка скупа и бережлива, в ее хозяйстве не пропадет ничего, что, в общем, похвально. Но главная особенность ее характера скрыта в ее "говорящей" фамилии: это непробиваемая, ограниченная и тупая старуха. Если ей пришла в голову какая-то идея, то ее невозможно переубедить, все разумные доводы "отскакивают от нее, как резиновый мячик от стенки". Даже невозмутимый Чичиков приходит в ярость, пытаясь доказать ей несомненную выгоду продажи крестьян. Но та твердо взяла себе в голову, что Чичиков хочет ее надуть, и расколоть этот орешек, эту коробочку чрезвычайно сложно даже для прожженного дельца Чичикова. В Коробочке Гоголь воплотил всю ограниченность мышления русских помещиков, она стала символом той бездны, в которой находится русское поместное дворянство, вконец потерявшее способность мыслить здраво.

Для того чтобы показать картину жизни и глубину падения нравов в губернском городе N. автор вводит образы городских сплетниц. Их преувеличенные и выдуманные рассказы о похождениях Чичикова, перемешанные с рассуждениями о моде, не вызывают у читателя ничего, кроме чувства отвращения. Яркие образы просто приятной дамы и дамы, приятной во всех отношениях, характеризуют город и губернию с весьма невыгодной стороны, подчеркивая плоскость их мышления.

Из-за сплетни, пущенной этими дамами, вскрылись недостатки чиновников, нечистых на руку. И это не единственный пример того, как женские образы помогают Гоголю показать реальную картину жизни, реальную ситуацию.

Внешне в Анне Андреевне, жене городничего в "Ревизоре", нет ничего интересного: суетливая, любопытная болтунья, у читателя сразу создается впечатление, что у нее в голове ветер. Однако стоит присмотреться к ней. Ведь автор в своих "Замечаниях для господ актеров" характеризует ее как женщину по-своему умную и даже имеющую некоторую власть над мужем. Это интересная представительница провинциального общества. Благодаря ей образ городничего становится более рельефным, приобретает дополнительное значение, и читатель получает ясное представление об образе жизни и проблемах уездных дам.

Не очень сильно отличается от матушки и Марья Антоновна. Она очень похожа на нее, но гораздо менее деятельна, это не двойник энергичной чиновницы, а лишь ее тень. Марья Антоновна изо всех сил хочет казаться значимой, однако поведение выдает ее: больше всего места в девичьем сердце занимают наряды, она обращает внимание прежде всего на "костюмчик" Хлестакова, а не на его обладателя. Образ Марьи Антоновны характеризует город с дурной стороны, ведь если молодежь занята только собой да "костюмчиками", то у общества нет будущего.

Образы жены и дочери городничего блестяще раскрывают авторский замысел, иллюстрируют его идею: чиновничество и общество уездного городка насквозь прогнило. Женские образы помогают раскрыть авторский замысел и в "Мертвых душах". Омертвение проявляется и в Коробочке, вечно кропотливо собирающей копеечку и боящейся прогадать при совершении сделки, и женах помещиков.

Помимо этого, жены Манилова и Собакевича помогают автору раскрыть мужские образы более полно и подробно, подчеркнуть какие-либо особенности характера. Каждая из них является как бы копией своего супруга. Например, жена Собакевича, войдя в комнату, села и даже не подумала завести разговор, что подтверждает грубость и невежество хозяина. Манилова более интересна. Ее манеры и привычки в точности повторяют манеры и привычки мужа, мы узнаем в выражении ее лица ту же приторность, она, как и сам Манилов, до сих пор не вышла из мира грез. Но в то же время есть намеки на ее самостоятельность; Гоголь вспоминает об учебе в пансионе, о ее игре на фортепьяно. Таким образом, Манилова отделяется от своего мужа, приобретает свои черты, автор намекает на то, что ее судьба могла сложиться по-другому, не встреть она Манилова. Тем не менее, образы жен помещиков не являются самостоятельными, они лишь обогащают образы самих помещиков.

Чрезвычайно важен в этом аспекте образ губернаторской дочки. Хотя она за всю поэму не поизносит ни слова, с ее помощью читатель открывает для себя удивительные черты характера Чичикова. Встреча с очаровательной девушкой пробуждает в душе Чичикова нежные чувства, этот плут вдруг начинает размышлять о любви и браке, о будущем молодежи. Несмотря на то, что это наваждение скоро спадет, как дымка, этот момент очень важен, здесь читатель встречает туманный намек на возможное духовное возрождение героя. По сравнению с образом дочки городничего в "Ревизоре", образ губернаторской дочки несет в себе принципиально иную смысловую нагрузку.

В принципе, женские образы "Ревизора" не играют важной роли для понимания главной идеи произведения. Но и их значение велико. Ведь женщины не являются чиновниками, значит сатира Гоголя не направлена непосредственно на них, их функция – подчеркнуть общую деградацию уездного города. Анна Андреевна и Марья Антоновна оттеняют недостатки чиновников. Их глупость и чересчур высокое самомнение выводят под слепящий свет сатиры такие же недостатки чиновников, скрытые под маской добропорядочности и исполнительности.

В "Мертвые души" женские образы, напротив, разносторонни. Они гораздо более сложные, более развитые, чем в "Ревизоре". Ни один из них нельзя однозначно охарактеризовать. Но несомненно одно: женские образы позволяют читателю глубже понять произведение, их присутствие оживляет повествование, часто вызывает улыбку читателя.

Вообще, у Гоголя женские образы, не являясь главными, подробно и точно характеризуют нравы чиновничества. интересно и разносторонне показывают жизнь помещиков, полнее и глубже раскрывают самый главный образ в творчестве писателя – образ родины, России. Через описание таких женщин Гоголь наводит читателя на размышления о ее судьбе, о судьбе своих соотечественников, доказывает, что недостатки России не вина ее, а беда. И за всем этим скрывается огромная любовь автора, надежда на ее моральное возрождение.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то