Железнодорожный транспорт китая - железная дорога. Китайские железные дороги — путешествуем на поезде

Китай сейчас занимает первое место по протяженности скоростных железных дорог (более 150 км в час). На конец 2012 в Китае их было 6400 км, в России – 180 км. К 2020 году китайцы планируют построить 50 000 километров скоростных дорог, соединив тем самым все крупные города. На это дело Китай ежегодно планирует инвестировать около 100 миллиардов долларов.


Строительство ведется очень быстро, сразу на протяженных участках. Например, дорогу “ХаДа” (Харбин-Далянь, 914 км., поезда типа G) построили всего за 5 лет, это очень быстро, достаточно сравнить с планами по строительству дороги Лондон-Бирмингем – она, если получится, будет введена в эксплуатацию только в 2026 году.


Датой рождения скоростных железных дорог в Китае считается 2004 год. Министерство железных дорог заключило несколько договоров с японцами и англичанами, которые тогда были самыми продвинутыми в этом деле. Китай же был в аутсайдерах: в 1993 году средняя скорость движения пассажирских поездов была 48 км/ч, и этот показать не увеличивался.


В общей сложности в 2006-2010 годах на строительство высокоскоростных магистралей было потрачено более около 150 млрд. долларов.

Через 5 лет после открытия скоростных дорог они перевозили в Китае в месяц вдвое больше людей, чем самолеты. Сейчас дорогами пользуются примерно 54 миллионов человек - столько же, сколько американцев – внутренними авиарейсами.


Но не все проходило у китайцев гладко. Строительство скоростного поезда Пекин-Шанхай в 2009 г. было омрачено скандалом, связанным с судебным разбирательством между иностранными (Сименс, Кавасаки) и местными компаниями. Вкратце, дело выглядело следующим образом: иностранцы начали строить линию, китайцы поняли, как это надо делать, выгнали иностранцев и достроили все сами, намного дешевле. Красота!


Бывший руководитель департамента и главный инженер министерства науки и технологий Чжоу Имин в одном из интервью признавал: «Our trains look almost exactly the same as their peers overseas».


По сути, китайцы делают копии иностранных поездов, которые ни в чем не уступают по качеству, но гораздо выгоднее по цене. Если вам нравятся немецкие поезда Siemens – поезжайте в Таншань, где на местном вагоностроительном заводе налажено производство номинально китайских, а фактически все тех же немецких поездов. Если же вы предпочитаете французские Bombardier, ваш путь – в Циндао, на тамошний вагоностроительный завод. Кроме того, скоростные поезда делают в Чанчуне, а лидером отрасли считает Китайская южная вагоностроительная компания, действующая по инвестсоглашению с японской компанией «Кавасаки».


В 2011 году вокруг железных дорог разразился крупный коррупционный скандал. Министр железнодорожного транспорта КНР Лю Чжицзюнь, как оказалось, брал откаты со строительства дорог в размере до 2,5%(!), получив таким образом 122 млн. долларов незаконно. Кроме того, у чиновника оказалось множество любовниц в разных городах Китая. Такого ему простить уже не могли, и посадили злополучного министра в тюрьму. Да, кстати, его приговорили к смертной казни, но потом отложили ее исполнение на 10 лет. Любовниц у него было 18.


Начнем с вокзалов. Китайский носильщик ждет клиентов. Все сотрудники ходят в костюмах и вообще очень опрятные и аккуратные.



Обязательный досмотр на входе.



Кассы. Без знания китайского купить что-то очень сложно. Для туристов есть специальные сайты, где информация дублируется на английский, но выкупить билет все равно придется в кассе, предъявив паспорт. Чем-то напоминает Россию. Представьте, что вы хотите без знания русского покататься на поездах у нас. Если в Москве вам еще помогут, то в провинции у вас точно возникнут проблемы. Английский в Китае почти никто не знает.



Билет можно купить и через автомат, если вы китаец и у вас есть местный паспорт. Иностранцу – только в кассу.



На вокзалах идеальная чистота.



Зал ожидания.



Выход на перрон только перед посадкой через турникеты, как на самолет.



Станция скоростного поезда в небольшом провинциальном городке.



Народу почти нет.



Почти все станции для скоростных поездов выглядят одинаково. Я снял некоторые по дороге из Пекина в Шанхай.



Везде высоченные потолки и куча платформ.







Мелкие станции выглядят так. Все скоростные дороги проходят по эстакадам.




А вот и сами поезда.



Почти все копии





А вот наш Сапсан, то есть китайская подделка на Сименс




Скоростные поезда обозначают буквой «G». Изначально поезда G (от gaotie – гаоте – “на высоких рельсах”) должны были гонять со скоростью 350 км в час, но в июле 2011 года произошла авария (один поезд нагнал другой на мосту в Вэньчжоу, авария получила название инцидент 7/23 (по дате), погибло более 30 человек, серьезно пострадали более 200. После этого скорость движения поездов была ограничена 300 км в ч.



Здесь только сидячие места. Расстояние Пекин-Шанхай (1300 км) такой поезд преодолевает за 5.5 часов, поездка стоит 553 юаня (3100 рублей) в эконом-классе. Это бизнес:



А вот эконом



В общем, как наш Сапсан, только быстрее ходят.



А это скоростной поезд поезд D (? – Dong), первое поколение скоростных поездов. Средняя скорость 150 км/час, максимальная 252 км/час. Такие поезда часто называют электричками – они ходят между главными городами Китая с высокой частотой.

Вполне естественно, что по количеству людей, перевозимых железными дорогами, Китай опережает все остальные страны мира.

В условиях негибкого графика движения (плановая система) и отсутствия пригородных поездов сидячие вагоны поезда часто переполнены, причём многие люди едут так сутками.



Впрочем, помимо переполненных сидячих вагонов существуют ещё и плацкартные, и купейные, билеты куда стоят соответственно в два и четыре раза дороже. Но для большинства китайцев это дороговато, да и для поездок на небольшие расстояния (внутри одной провинции) непрактично.



Впрочем, и сидячие, но дорогие вагоны высокоскоростных поездов на недостаток пассажиров не жалуются, оттягивая некоторую их долю у авиатранспорта.



На мой взгляд, именно отсутствие пригородных поездов является основным дефектом железнодорожного транспорта Китая. На фото – единственный в материковом Китае пригородный дизель-поезд, соединяющий пекинский Северный вокзал и Великую стену в Бадалине.



Вторая система пригородных поездов расположена в Гонконге, где она выполняет крайне важные функции – соединяет основную часть города с пригородами, а также в условиях редкого прямого сообщения – с границей с материковым Китаем.



В 2010 году Китай по длине железнодорожных линий вышел на второе место, обогнав Россию. Сейчас протяжённость национальной железнодорожной сети составляет почти 110 тыс. км.



В целом, китайские железные дороги в сравнении с остальным миром выглядят очень современно – так, почти все вокзалы по мере обновления линий сносятся и заменяются новыми, старый подвижной состав на основных линиях и не встретишь.



Так выглядит современный китайский вокзал – как и почти вся транспортная архитектура, архитектура современных китайских вокзалов почти исключительно типовая.



Старые вокзалы остались в основном в небольших городах со славным железнодорожным прошлым, как, например, вокзал бывшего Порт-Артура, конечная Южно-Манчжурской железной дороги.



В мегаполисах же часто железнодорожные пути с постоянным движением просто убираются из центра города всё дальше на окраину, а до нового вокзала часто добираться как до аэропорта. Старое здание, впрочем, порой сохраняется – например, в качестве железнодорожного музея.



Вот пример нетипового вокзала – Хунцяо в Шанхае, самый большой вокзал в Азии; также это самая большая в мире вокзал высокоскоростных поездов.
Видимый на фотографии торец здания – это только его ширина, количество путей.



Это он же изнутри. Справа видно много входов с табло – это выходы на пути; собственно, это зал посадки, находящийся над путями. Зал для высадки с поезда находится под путями



Пожалуй, самый грандиозный инфраструктурный железнодорожный проект Китая – создание сети высокоскоростных железных дорог.
Они уже охватывают значительную часть страны, в будущем охватят всю. Сеть уже стала крупнейшей в мире (более 3500 км.)



Как и многое в Китае, строительство высокоскоростных железных дорог отличается большим размахом. Значительная часть линий проходит в основном по эстакадам, многие – только по ним. Так, например, сейчас эти мосты длиной в сотни километров и являются самыми длинными мостовыми сооружениями в мире.



Но и сейчас, наряду с ультрасовременными сегментами, можно найти и такие вполне традиционные железные дороги.



Впрочем, даже у обычных поездов в Китае средняя скорость значительно выше, чем, например, в нашей стране.



Темпы роста железных дорог, как и всей транспортной инфраструктуры, в Китае очень высоки – до 10 тыс. км. в год. Мне удалось увидеть только одну из основных строек – сооружение Юньнань-Тибетской железной дороги, которая соединит Тибет напрямую с югом страны.



Это последняя станция, до которой сейчас можно доехать, она расположена у подножия Гималаев. Но уже через пару лет отсюда можно будет добраться до Лхасы на поезде.

Железные дороги Китая – самый удобный и популярный вид транспорта, когда есть необходимость дальней поездки. Железнодорожной сетью охвачены фактически все провинции, за исключением Макао – специального административного района. Впервые этот вид перевозок появился в Китае в .

На сегодняшний день ж/д транспорт Китая обеспечивает почти четвертую часть всех железнодорожных перевозок по всему миру и несет огромный вклад в экономику Поднебесной. По длине путей страна находится на 2-м месте в мире (и это подтверждает карта), уступая только США. Железные дороги достигли длины в 103 тыс. км к концу 2013 года, половина из которых электрифицирована. По прогнозам специалистов через 35 лет длина их будет почти в три раза больше.

Почти десять лет назад (в 2006) была запущена самая высокогорная ж/д магистраль в Тибете, находящаяся на высоте 5 тыс. км над уровнем моря. Если говорить о скорости перевозок, то пассажирские поезда здесь идут в темпе 200 км/ч. Но карта железных дорог Китая все расширяется, на сегодня в стране идет активная разработка новых маршрутов и электрификация существующих.

Скоростные железные дороги

Скоростные железные дороги в Китае – это те, средняя скорость передвижения по которым достигает 200 км/ч или выше между . Эта сеть включает в себя: высокоскоростную дорогу, модернизированную после обычных ж/д линий, построенные новые пути, а также первую в мире линию для перевозки пассажиров на магнитной подушке.

Сейчас в Поднебесной огромный ажиотаж вокруг высокоскоростного железнодорожного строительства. Государство поддерживает и стимулирует этот вид транспорта и ожидается, что в 2015 году, общая длина, которой достигнет высокоскоростная железная дорога, составит 18тыс.км.

В апреле 2011 министром железнодорожного сообщения было заявлено, что Китай будет снижать скорость передвижения поездов со скоростью 350км/ч до 300 км/ч и того ниже. Ведь такие дороги тоже имеют свои недостатки. И главная из них, довольно большие цены за проезд, что приводит к накоплению долгов. Также неоднократно случались аварии, что требовало ограничения в скорости этого транспорта. Но, несмотря на все это, Китай внедряет современные технологии нового уровня, и планирует создать поезд, который разовьет невиданную доселе скорость в 500 км/ч.

Стальная артерия Китая и скандалы, связанные с ней

Железная дорога в Китае была втянута в коррупционный скандал. Министром ж/д транспорта КНР брались взятки от строительства дорог. Он смог «нагреть» на этом 122 млн. долларов! К тому же было установлено, что данный чиновник, поддерживает отношения с 12-ю любовницами по всему Китаю. Ему даже грозила смертная казнь, но впоследствии приговор был заменен 10-ю годами тюрьмы.

Еще одним щекотливым моментом является тот факт, что китайцы изготавливают точные копии с иностранных поездов. Лидирующие позиции по производству занимает Китайский южный вагоностроительный завод, сотрудничающий с японской компанией «Кавасаки». Одно из строительств высокоскоростного состава для курсирования между Пекином и Шанхаем закончилось скандалом и судебными разборками. Иностранные специалисты производили строительство линии в Китае. После того как китайцы разузнали тонкости этих работ, они уволили иностранцев и доделали все самостоятельно, но дешевле. от нашего блога.

Железные дороги между Россией и Китаем

Железнодорожное полотно имеет возможность сделать путешествие из Пекина в Москву быстрым, комфортным, и при этом – недолгим. Совсем скоро появится сообщение Россия - Китай и поможет в этом железная дорога. Поднебесная, вовсю занимается строительством магистрали, связывающей две столицы, что обойдется ей почти в 250 млн. долларов. Общая длина дороги планируются в 7 тыс. км, согласно карты. Ее путь пройдет по территории Казахстана, а путешествие займет два дня.

Этим строительством Китай развивает высокоскоростные технологии с международным размахом.

Железнодорожные вокзалы в Китае

Железные дороги в Китае поражают не только скоростью, комфортными вагонами, но и вокзалами. Они очень разняться между собой по всей территории страны. Имеются магистрали, поражающие инфраструктурой и габаритами как, к примеру, комплекс «Шанхай-Ханчжоу». Но, в Поднебесной еще достаточно зданий, стоящих на своих местах уже очень давно, каким является - «Аншан». На китайской ж/д станции вход в вокзал возможен только по билету, причем пункт отправления и назначения с билета считывает автомат (валидатор).

Поезда бывают разных типов, это зависит от комфорта и скорости. Тип можно понять по букве на фасаде локомотива. Самые лучшие поезда – обозначены буквой «G», они высоко скоростные (до 300 км/), Здесь не будет лишних остановок, в вагонах установлены кондиционеры и ловит сеть. Самые же опасные поезда не обозначены буквой и вовсе. От такого поезда неподготовленному туристу лучше держаться подальше.

Можно купить билет на поезд, используя сайт железных дорог Китая. Но для того, чтобы приобрети его онлайн, нужен китайский паспорт, так что, скорее всего, турист, не имея знакомых в Китае, будет вынужден обратиться в кассу.

Еще некоторые факты железнодорожного транспорта Поднебесной

По самым скромным подсчетам за 2006-2010 годы на постройку высокоскоростных магистралей в Китае затратили больше 150 млрд. долларов. Спустя 5 лет по открытию скоростных путей, ж/д транспортом перевозилось за месяц в два раза больше людей, чем самолетами. Нынче железная дорога востребована для 54 млн. человек, это столько же, сколько в Америке используют полеты.

Первой ж/д магистралью из Шанхая в Усун была дорога, созданная в 1876 г бизнесменами из Англии, при этом это случилось на 51 год позже, чем открылась вообще первая в мире стальная артерия. Начиная с 1876 г по 1911 г. во время правления династии Цинь были заложены 9 тыс. км железных дорог, среди которых была первая магистраль, построенная народом Китая.

Общая концепция построения железнодорожного сообщения в Китае почти век назад была малопродуктивной и отличалась невысоким качеством. Все дело в том, что железные дороги прокладывались большей частью в прибрежных районах, а на западе почти отсутствовали. Все участки полотна управлялись различными организациями, что снижало возможность продуктивного управления ж/д транспортом. То ли дело наше время – управление централизованное и электронное.

В период культурной революции в прокладывании железных дорог произошли значительные вмешательства, но проект не был полностью прекращен. Линии провели во многих местах, а еще был возведен огромный мост через реку Янцзы, имя которому «Нанкин-Чжичэн».

Пройдя множество препятствий на пути своего строительства, претерпев реконструкцию, различные преобразования, заложение новейших линий, железные дороги КНР смогли подняться на новый уровень. С течением времени произошло расширение масштабов железнодорожной сети. Структура этого вида транспорта была улучшена и оптимизирована. Некогда сложная обстановка по основным пропускным пунктам была значительно улучшена. В корне изменились возможности железнодорожного транспорта к адаптации в мире сложных экономических отношений.

За весь период своего существования, ж/д дороги Поднебесной 6 раз испытывали глобальные скоростные улучшения. Движение поездов стало гораздо быстрее. Также в лучшую сторону изменились плотности в расписании поездов. Возросли масштабы пассажирских и грузовых перевозок за последние годы, а коэффициенты перевозок и эффективности резко увеличились.

Железные дороги Китая на местных сайтах

Сразу стоит сказать, что сайт железных дорог Китая не может помочь в перевозках обычному туристу, так как забронировать билет в Поднебесной через него не получится, а сразу даже не поймешь, как посмотреть расписание поездов, потому как все объяснения написаны иероглифами. Дабы точно и без нервов сделать бронь на билет, лучшим вариантом будет обратиться в какую-нибудь местную турфирму, причем лично, а не на сайт. Так можно обеспечить себя проездом на китайских железнодорожных линиях.

Также не принесут особого успеха попытки взять билет в автоматах китайских железных дорог, которые есть на всех крупных станциях. В таких терминалах имеется интерфейс на английском, из общения с ним можно понять расписание поездов или имеются ли свободные места на некоторые поезда, да и к тому же цену билета. Но больше вы от них ничего не добьетесь – дальше необходимо ввести данные паспорта гражданина Поднебесной, так что – тупик.

Еще немного про высокоскоростной транспорт Китая

На локомотивах местных поездов имеются китайские иероглифы, которые означают дословно «гармония». Еще китайцы полагают, что номер поезда влияет на его работоспособность. Здесь все делают правильно и по «фен-шую». Во многих поездах имеются стюардессы, как в самолете – разносящие напитки и еду. Также вагоны разделены по категориям – обычные и бизнес класса, а в салоне имеется панель с индикатором скорости и видео записью в некоторых. Стремлениям китайцев быть первыми в супер скоростях на ж/д дорогах могут помешать Японцы. К 2045 году последние собираются проложить магистраль из Токио в Осака. Расчеты таковы, что, поездка в один конец займет всего час с небольшим.

Хорошие статьи в продолжение:

  • без участия агентства?
  • для русскоговорящих туристов

Железнодорожное сообщение в Китае - одно из приоритетных видов транспорта как на близкие, так и на дальние расстояния. Путевая инфраструктура очень развита и обладает высоким качеством. На ее строительство и совершенствование ушло много лет и финансов. Железная дорога из Китая имеет сообщения с транспортными системами России, Монголии, Казахстана, Вьетнама, Северной Кореи.

История железной дороги

В различные исторические периоды строительство железных дорог в Китае велось по-разному. В 1876 году было проложено первое полотно, которое соединяло Шанхай с Усуном.

В 1881 году было принято решение построить дорогу протяжённостью в десять километров от района Цзытан Шаньцуань к поселению Суйгэ. В период с 1876 по 1911 год в стране велось строительство путей, протяжённость которых составила 9100 км. В 1912 году была предложена первая концепция строительства железной дороги. К 1949 году протяжённость полотна в стране достигла 26 200 км.

В Старом Китае строительство велось низкими темпами, в малом количестве и с низким качеством. Полотна прокладывали в основном вдоль побережья. На юго-западе и северо-западе страны железных дорог не было. Пути были разбиты на участки и контролировались разными учреждениями.

При Новом Китае появилось Министерство железных дорог, в ведомство которого перешли все железнодорожные сообщения. Была создана программа работ по строительству и восстановлению трасс и мостов. Развивался Китай, железная дорога к 1996 году разрослась, и её протяжённость достигла 64 900 км. Строились и восстанавливались вокзалы, увеличилось производство тепловозов, электровозов, пассажирских машин.

К 2013 году протяжённость железнодорожных путей составляла 103 144 км. В результате преобразований повысилась пропускная способность и скорость передвижения поездов. Возросли объёмы грузовых и пассажирских перевозок, увеличилась плотность движения поездов.

К 2020 году в государстве планируется построить более 120 000 км путей. Железная дорога из Китая строится в сторону Хабаровска. Кроме того, разрабатывается проект, который соединит китайское Южно-Синьцзянское полотно с Киргизией.

Схема железнодорожных путей

Сейчас железнодорожная инфраструктура Китая является одной из самых развитых. Протяжённость путей в стране на сегодняшний день составляет более 110 000 км. Большое внимание уделяется развитию железнодорожного строительства в портовых районах и на запад, вглубь континентальной части.

Население на территории КНР распределено неравномерно, и наибольшую плотность схема железных дорог Китая имеет на юго-западе и востоке страны. Для охвата всей территории Республики увеличивается сеть путей, внедряются новые технологии.

Классификация поездов

В Китае номер поезда обозначается большой буквой и цифрами. Буква обозначает категорию поезда. На категорию поезда влияет скорость, сервис, количество остановок.

  • Поезд типа «G» - сверхскоростной, может развить скорость до 350 км/час.
  • Поезд типа «D» - скоростной, его скорость составляет более 200 км/час, в пути останавливается только на основных станциях. В поезда входят вагоны первого, второго класса, есть спальные места.
  • Поезд типа «Z» - едет без остановок, скорость развивает 160 км/час, останавливается на крупных вокзалах. Как правило, это ночной поезд, его составляют плацкартные вагоны и купе.
  • Поезд типа «T» - экспресс, его скорость достигает 140 км/час, останавливается в больших городах и на транспортных станциях. В поезде вагоны есть сидячие, плацкартные и купе.
  • Поезд типа «K» - развивает скорость 120 км/час, останавливается как в больших городах, так и в посёлках. В нем есть сидячие вагоны и плацкартные.
  • Поезда без буквы - No Prefix, к ним относятся старые составы с очень низкой скоростью.

Классы в поездах

Вагоны в китайских поездах можно разделить на 4 типа (класса).

  • Мягкий спальный - это купе двухместное или четырёхместное.
  • Жесткий спальный - это купе с шестью полками.
  • Мягкий сидящий.
  • Жесткий сидящий.

В поездах типа «D» существует понятие «сиденье первого и второго класса», их отличие состоит в комфортабельности кресел.

Высокоскоростные поезда

Китаю, для того чтобы и дальше динамично развиваться, необходимо быстро и удобно передвигаться. Для этого правительство страны делает всё возможное. Одним из самых масштабных инфраструктурных проектов Китая является строительство сети высокоскоростных железных дорог. Оно имеет широкий размах, охватывает большую территорию страны и является одним из самых грандиозных в мире. Также толчком для строительства подобных линий стала Олимпиада в 2007 году.

В основном высокоскоростные железные дороги в Китае строятся на эстакадах - они имеют форму мостов протяжённостью сотни километров. Скорость движения поезда составляет в среднем 200 км/час. Протяжённость таких путей в КНР на конец 2013 года составила 15 400 км. На железной дороге есть участки, где поезд может развить до 350 км/час.

В Китае существует следующая классификация линий по скорости:

  • Обычная (100-120 км/час).
  • Среднескоростная (120-160 км/час).
  • Скоростная (160-200 км/час).
  • Высокоскоростная (200-400 км/час).
  • Сверхвысокоскоростная (более 400 км/час).

Высокогорные линии

Строиться высокогорная железная дорога в Китае начала в 1984 году. Сначала был освоен лёгкий участок, а с 2001 года приступили к освоению сложного отрезка. Летом 2006 года была открыта самая высокогорная железная дорога в мире - Цинхай-Тибетская. Она соединяет Китай с Тибетом, протяжённость её составляет 1956 км. Отрезок пути длиною в 1142 км проходит по горам. Около 550 км железнодорожного полотна проложено в зоне высокогорной тундры, самая высокая отметка дороги достигает 5072 метров над уровнем моря.

Пассажиры во время поездки не страдают симптомами горной болезни, так как вагоны герметичны, а воздух в вагонах обогащён кислородом, существует защита от солнечной радиации.

В зоне высокогорной тундры поезд движется со скоростью 100 км/час, на остальных участках пути поезд перемещается со скоростью 120 км/час.

Железная дорога из Китая в Тибет обеспечивает стабильное сообщение между государствами. Лёгкость и быстрый доступ обеспечили ее популярность не только для жителей этих стран, но и для туристов.

Железные дороги на острове Хайнань

Скоростные железные дороги Китая развиты не только на материке, но и на островах. Интересно и уникально их строительство на острове Хайнань. Железная дорога на данном куске суши представляет собой кольцо, которое условно разделяется на западную и восточную половины. Протяжённость кольца составляет 308 км. Его строительство в западной части острова происходило в сложный период Второй мировой войны. Оно строилось по частям. Окончательно работы завершились только к 2004 году. В 2006-2007 годах оно подверглось модернизации, и теперь обслуживает поезда со скоростной способностью 120-160 км/час. В 2007 году появляется связь железной дороги острова с материком при помощи парома.

Строительство линии в восточной части острова началось в конце 2007 года, закончилось в 2010 году, и в том же году вторая часть кольца была сдана в эксплуатацию.

Особенности китайских железных дорог

В КНР существует особый режим допуска на перрон. Пройти к поезду можно только к моменту его подачи. На станциях, которые он проезжает без остановки, можно наблюдать только служащих вокзала.

В Китае слабое транспортное сообщение с соседними государствами. Несмотря на то что существует сквозной путь и действующая инфраструктура, железная дорога из Китая закрыта, и границу приходится переходить пешком.

Покупка билета на поезд также имеет свои особенности. Все билеты в Китае продаются только при наличии документов, удостоверяющих личность. Гостю страны билет можно приобрести только в кассе. При покупке через автомат требуется китайская ID-карта.

В стране практически отсутствуют пригородные перевозки.

Железнодорожные вокзалы в городах

Китайские железнодорожные вокзалы имеют типовую архитектуру и похожи друг на друга. Исключением являются лишь старые перроны в маленьких поселках или в городах с историческим прошлым.

Новые вокзалы преимущественно строят на окраинах населенных пунктов. Существующие железнодорожные пути переносят из центра, старые здания сносятся или подвергаются реконструкции. Китайские вокзалы можно сравнить с аэропортами - они масштабны, оснащены инфраструктурой и имеют много уровней.

В Китае невозможно попасть на вокзал без билета, только в некоторые очень ограниченные сектора. Но на старых вокзалах на перрон можно пройти раньше посадки, для этого в кассе нужно приобрести специальный билет. Он дает право находиться на платформе, но не совершать посадку в поезд.

Россия-Китай

Прокладывание путей в Китае исторически связано с Россией. В 1897 году началось строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая является южной веткой В период с 1917 по 1950 год, в результате военных и политических действий, она была передана Китаю и прекратила своё существование. Произошло это в 1952 году. Вместо нее на карте мира появилась Китайская Чанчуньская железная дорога.

В скором будущем железная дорога Китай-Россия приобретёт популярность. Разрабатывается проект Евроазиатского высокоскоростного транспортного коридора, который соединит Пекин с Москвой. Пути будут проходить по территории Казахстана, время передвижения по ним займёт два дня.

  • Наши проекты
  • Железные дороги Китая


    Территория Китая огромна, население многочисленно, распределение ресурсов неравномерно, а также несбалансировано экономическое развитие регионов. Таким образом, железная дорога уже давно играла ключевую роль в транспортной системе Китая, к тому же благодаря техническим и экономическим особенностям железной дороги, развитие железнодорожной отрасли имеет большое значение в экономическом росте Китая.

    Первая железная дорога в Китае от Шанхая до Усун была построена в 1876 г английскими бизнесменами, и по сравнению с первой в мире официальной железной дорогой была построена позже на 51 год. В 1881 г правительство династии Цин разрешило построить 10 км железной дороги с региона Цзытан Шаньцуань до поселения Суйгэ, тем самым заложило основы строительства железных дорог Китая.

    С 1876 г до 1911 г в период цинского правительства были построены 9100 км железных дорог, среди которых была также железная дорога Цзин Чжан (от Пекина до Чжанцзя), которая стала первой железной дорогой, построенной китайским народом. 2 декабря 1912 г Сунь Ятсен предложил план строительства 160 000 километров железных дорог. Это стало первым предложением о концепции первой железнодорожной сети в Китае. С 1911 по 1949 год в республике Китай было построено в общей сложности 17 100 км железных дорог, а также в период цинского правительства, в Китае уже имелось 26 200 км железных дорог. Однако, из-за разрушительных войн и других причин, было разрушено 3600 км дорог, и во время основания Китайской Народной Республики на китайском материке осталось только 22 600 км железных дорог.

    В Старом Китае строительство железных дорог отличалось не только малыми объемами и низким качеством, но также неверной была общая концепция. Железные дороги строились основном в прибрежных районах, на юго-западе и северо-западе железные дороги практически отсутствовали. Каждый участок железной дороги управлялся разными организациями, что ограничивало способность управления железнодорожным транспортом.

    После образования нового Китая Китайское Народное правительство учредило Министерство железных дорог, которое стало управлять железными дорогами во всей стране. Китайское народное правительство организовало программу строительных работ для восстановления трасс и мостов, чтобы обеспечивать растущие с каждым днем потребности в транспорте.

    В трехлетний период экономического подъема (1949-1952) были последовательно завершены задачи по железнодорожной укладке рельсов сквозного движения в Чэнду-Чунцин, Тянь-Лань. Затем приступили к новому заданию по строительству железных дорог в Ланьсинь, Баочэн, Фэнша. До 1958 года были восстановлены 2994 км старых железных дорог протяженностью в 1994 км, отремонтированы 1337 км дополнительных железнодорожных линий и 14 железнодорожных центров. В связи с завершением моста от Ухань до Янцзы, дорога от Пекина до Гуанчжоу стала полностью сквозной. Протяженность железных дорог во всей стране (за исключением корпоративных и местных железнодорожных линий) увеличилась до 26708 км.

    С 1958 по 1965 года введены в строй новые железнодорожные линии Баолань, Ланьсинь, Ланьцин, Ганьу, Гуйчжоу, Гуанси, Гуйян, Цзинчэн, Тайцзи. Была завершена первая ветка железной дороги Баочэн - это электрифицированный участок железной дороги в 91 км от Бацзи до Фэнчжоу.

    Во время "культурной революции" строительство железных дорог подвергнулось значительным вмешательствам, однако строительство не было полностью приостановлено. Новые железнодорожные линии были в Гуйкуне, Чэнкуне, Хунане (Гуйчжоу), Цзинюань, Цзяочжи и в других местах, а также был построен большой мост Нанкин-Чжичэн через реку Янцзы. В конце 1976 года общая длина национальной операционной железной дороги составляла 46262 км, среди них двухполосные пути составили 15,7% от общей длины.


    После провозглашения пути реформ и открытости национальная экономика начала быстро развиваться, значительно выросли объемы железнодорожных пассажирских и грузовых перевозок, вследствии чего пропускная способность железных дорог резко упала. Железнодорожное строительство в восьмидесятые годы ориентировано прежде всего на угольный район "Саньси" и улучшение обеспечения морских портов в железнодорожном транспорте, особенно благодаря возможности транспортировки в район "Кабоцзы". В то же время были построены новые железнодорожные линии Пекин-Циньхуандао, Датун-Циньхуандао, Янши, Синьхе, Аньхой, Цзянси, Цинхай-Тибетская железная дорога (отрезок Хаге). Также были построены железные дороги в Южном Синьцзяне (отрезок Туче). Дополнительно проведены железнодорожные ветки Цзянцзи, Тунпу, Деши, Пекин-Гуанчжоу (отрезок Южный, Хунин) второй линии железнодорожных путей. Электрицированы участки дорог Пунсали, Шитай, Тайцзи, Чэнду, Чунцин, Гуйян, Куньмин и другие места. К концу 1990 года общая протяженность железных дорог составляла 53378 км, из них 13024 километров двухпутных дорог, 6941 км электрифицированных путей и 4424 км местных железных дорог.

    В течение восьмой пятилетки обстановка строительства железных дорог Китая являлась основной и перегруженной для того, чтобы облегчить транспортное напряжение, построили известную транзитную магистраль. Особенно после выступления товарища Дэн Сяопина во время поездки по южной части страны, национальная экономика стремительно развилась, что привело к нагнетению напряженности железнодорожного транспорта. ЦК КПК и Госсовет придали большое значение развитию железной дороги, затем один за другим опубликовали ряд политических мер, после чего железная дорога вступила в новый период развития.

    В период с 1990 по 1996 гг протяженность национальной железной дороги выросла на 7129 км и достигла длины 64900 км, в том числе железные дороги совместного предприятия 3043 км, местных железных дорог 5210 км, национальных железнодорожных двухпутных линий 18 423 км, электрифицированных железнодорожных линий 10082 км. Двухпутные линии Пекин-Коулун, Баочжун, Ланьсинь, двухпутные линии Чжэцзян, Цзянси, линии Дацинь на 100 миллионов тонн вспомогательных работ, Хоуюе ж-д. линии, Гуанчжоу-Шэньчжэнь квази-скоростной железной дороги, Пекин Западный железнодорожный вокзал были один за другим построены и сданы в эксплуатацию, а также значительно улучшилось расположение дорожной сети страны, способность перевозок выросла, были созданы все условия для устойчивого, быстрого и здорового развития национальной экономики Китая.

    В период "Восьмой пятилетки" мощность производства тепловозов в Китае составила 600 машин, 300 электровозов, 3100 пассажирских машин (в том числе дороги за пределами завода мощностью 200 машин), 48 000 грузовиков (включая дорогу за пределами завода мощностью 9000 машин).

    8 августа 1992 года Государственный Совет одобрил политику по совместному строительству железных дорог в центральной и местной части страны. Осуществление политики совместного строительства железных дорог подняло активность в строительстве центральных и местных железных дорог, внесло преобразования в строительство железных дорог и в системе эксплуатации, а также ускорило темпы строительства железных дорог и содействовало экономическому развитию региона.

    До 1996 года совместное строительство железных дорог было завершено по всей стране, были построены следующие линии: Саньмао, Цзитун, Янше, Хэцзиу, Гуанмэйшань, Чжанцюаньсяо, Чэнда, Сии, Бэйцзян и Сяулиу. На данный момент идет строительство линий Гуанда, Цзиньвень, Шичжан, Хуаннань, Ганьцзи, Шуйбо, Охуан и других железных дорог.

    В целях решения проблемы нехватки средств на строительство железных дорог в марте 1991 года Государственный совет утвердил создание фонда по строительству железных дорог, принял решение в два раза повысить степень взимания налогов. В настоящий момент общий объем фонда достиг 2,7 балла на каждый тонно-километр, в год можно накопить более 300 миллиардов юаней финансового фонда на строительство железной дороги. Начиная с апреля 1991 года в провинциях Фуцзянь, Сычуань, Шаньдун и других государство одобрило дополнительный сбор на строительство железной дороги, что позволило поднять ежегодный объем денежных средств на строительство железной дороги до 600 млн юаней.

    В 1997 году по плану Национальная железная дорога за весь год перевезла до 1,62 млрд тонн груза, грузооборот составил 1305 млрд тонн, годовой объем пассажирских перевозок составил 920 млн. чел., пассажирооборот 350 млрд чел./километр.

    В 1997 г национальная железная дорога начала стратегию ускорения, усилила пассажирский и грузовой маркетинг и повысила конкурентоспособность железной дороги. С первого апреля с введением нового графика движения на железной дороге оптимизировалась структура пассажирских и грузовых поездов. Повысилась скорость пассажирских поездов, были введены специальные контейнерные поезда. Это получило широкое признание в обществе. Повсеместно активно распространился способ покупки билета с использованием компьютера. На железной дороге улучшилось качество обслуживания, смягчились условия покупки билетов.

    На сегодня система управления министерством путей сообщения объединяет три ответственных подразделения: управление действующих железнодорожных путей, администрация железнодорожных путей и подразделение администрации железнодорожных веток. В настоящее время национальная железная дорога включает 14 железнодорожных бюро в Харбине, Шэньяне, Пекине, Цзинане, Шанхае, Наньчане, Гуанчжоу, Чжэнчжоу, Лючжоу, Куньмине, Чэнду и Хух-Хото, Ланьчжоу, Урумчи, а также 50 филиалов. Среди них в Наньчане, Хух-Хото, в Лючжоу реализуется новая система прямого руководства низшими уровнями железной дороги. Предприятие железнодорожного транспорта осуществило попытку смены управленческого механизма предприятия. В Гуанчжоу железнодорожное бюро реализовало попытку создания корпорации, а также создало Даляньскую железнодорожную компанию с ограниченной ответственностью, железнодорожную корпорацию Гуанчжоу-Шэньчжэнь, которые успешно вышли на гонконгский и американский рынки.

    В течении последних 60 лет были построены железные дороги Чэню, Баочэн, Чэнкунь, Ланьсинь, Баолань, Цзинцзиу, Нанькунь и десяток других железных дорог по макету национальной железнодорожной сети в Пекине, протяженность западного железнодорожного полотна составила уже 35% от общегосударственного.

    В 2008 году протяженность железной дороги достигла 79700 км, что составило третье место в мире и первое место в Азии. Среди них протяженность двухпутной железнодорожной линии составила 29000 км, что составило 36,2 %. Протяженность электрифицированных железных дорог составила 28 000 км, электрификация достигла 34,6 %. Протяженность двухпутных и электрифицированных железных дорог была одной из первых в Азии.

    Пройдя реконструкции, крупномасштабные преобразования, строительство новых линий, железные дороги Китая, несмотря на количество и уровень оборудования, поднялись на новый уровень. Расширился масштаб железнодорожной сети. Сетевая структура была оптимизирована. Напряженная обстановка основной пропускной способности была значительно снижена. Фундаментально изменилась способность железнодорожного транспорта адаптироваться в социально-экономическом развитии.

    Железные дороги страны шесть раз претерпевали крупномасштабное повышение скорости. Скорость движения поездов заметно повысилась. Увеличилась плотность движения поездов. Развился тяжелый транспорт Китая. Пропускная способность железнодорожной сети значительно выросла. Объемы пассажирских и грузовых перевозок в последующие годы существенно выросли, коэффициент транспортировки и эффективность значительно увеличились.

    (8) Курс на развитие высокоскоростной железной дороги.

    В январе 2004 года Государственное исполнительное заседание Совета обсудило и одобрило в основе первый в истории "китайский долгосрочной план железнодорожной сети", который предполагал более 12000 км специальной сети быстрых пассажирских линий из "четырех вертикальных и четырех горизонтальных ".

    В том же году в Китае на железной дороге Гуанчжоу-Шэньчжэнь впервые был запущен быстрый пассажирский поезд, развивающий скорость до 160 километров в час, сделанный в Китае. Железная дорога Гуанчжоу-Шэньчжэнь стала известна как высокоскоростная железная дорога в Китае, "поле для испытаний", которое растет, созревает.

    2004-2005 гг. Циндао Сыфан, Китай СНР и компания Танчэ, компании Бомбардьер из Канады, Кавасаки из Японии, Альстом из Франции и Сименс из Германии внедрили технологии и объединились в группу для разработки и производства высокоскоростных поездов.

    18 апреля 2007 национальная железная дорога осуществила в шестой раз новую схему движения поездов на большой скорости. На загруженной дистанции магистрали была достигнута скорость 200-250 километров в час. На тот момент это самый высокий показатель скорости на железной дороге в мире. Наряду с этим группа скоростных поездов "Гармония" с этого момента вошла в жизнь рядовых граждан.

    26 февраля 2008 года министерство путей сообщения и министерство науки и технологий подписали план, совместно разработали высокоскоростные поезда нового поколения с операционной скоростью 380 км.

    1 августа 2008 в Китае начала действовать первая супервысокоскоростная железная дорога междугородних железнодорожных перевозок Пекин-Тяньцзинь высшего класса с полностью независимыми правами на интеллектуальную собственность.

    26 декабря 2009 была открыта и сдана в эксплуатацию первая и на 2009 г самая длинная в мире по протяженности высокоскоростная железная дорога Ухань-Гуанчжоу, построенная по одному из самых сложных проектов.

    6 февраля 2010 первая в мире построенная в сложных районах высокоскоростная железная дорога Чжэнчжоу-Сиань была открыта и сдана в эксплуатацию, она развивает скорость 350 километров в час.

    1 июля 2010, была открыта и ведена в эксплуатацию междугородная высокоскоростная железная дорога Шанхай-Нанкин.

    После долгих лет неустанных усилий в материковой части Китая были введены в эксплуатацию высокоскоростные железные дороги, протяженность которых достигла 6920 км. Среди них 4044 км новопостроенных супервысокоскоростных железных дорог, развивающих скорость от 250 до 350 километров в час, и 2876 км существующих линий высокоскоростных железных дорог, развивающих скорость от 200 до 250 км/ч. По протяженности высокоскоростных железных дорог Китай занял первое место в мире. В настоящее время строится более 10 тыс. км. высокоскоростных железных дорог.

    На сегодняшний момент общее состояние высокоскоростных железных дорог Китая очень хорошее во многих отношениях. Во-первых, высокие качество оборудования и надежность. Как основные линии, сигналы связи, оборудование, так и другие фиксированные устройства или мобильные устройства имеют стабильное качество и работают бесперебойно.

    Во-вторых, высокая транспортная безопасность и стабильность. Высокоскоростная система безопасности совершенствуется с каждым днем, отличное качество рабочей силы сохраняет хорошие показатели безопасности, нет пассажирских смертей и травматизма.

    В-третьих, хорошая обстановка в эксплуатации. Высокоскоростные железные дороги привлекли внимание большинства пассажиров, вырос рыночный спрос.
    В настоящее время по национальной железной дороге каждый день ходят около 1000 высокоскоростных поездов, в среднем наполняемость достигла 101,7%. Высокоскоростные железные дороги для большинства туристов создали новую лучшую жизнь, чем завоевали всеобщую похвалу.

    Высокоскоростные железные дороги являются одним из новых способов перевозок в современном обществе, это является явным превосходством. Максимальная скорость составляет 350 км. В 2012 году сдана в эксплуатацию высокоскоростная железная дорога Пекин-Шанхай, называемая "земной полет", на которой поезд достигает максимальную скорость 380 км/ч.

    В декабре 2012 открылась самая длинная в мире высокоскоростная железная дорога, связавшая Пекин с Гуанчжоу. Протяженность магистрали - 2300 км. Поезда будут курсировать по ней в среднем со скоростью 300 км/ч. Время в пути - 8 часов.

    В потенциале один поезд из группы высокоскоростных может перевезти более 1000 человек, поезд могут отправляться каждые три минуты, потенциал мощен. Скоростные поезда приспособлены к природной среде, могут идти целый день, в основном на них не влияют дожди, снег, туман. Для поезда была взята модель "автобуса", что позволяет пассажиру передвигаться в нем в любом направлении. В энергосбережении и охране окружающей среды высокоскоростной железнодорожный транспорт является экологичным транспортом, хорошо адаптированным к требованиям энергосбережения.

    В ближайшие несколько лет высокоскоростное железнодорожное строительство в Китае вступит в период сбора урожая. На 2012 год протяженность железной дороги в Китае составляет более 110 000 км, включая новые скоростные железные дороги - 13000 км.

    В ближайшее время будут открыты для движения Харбин - Далянь, Пекин-Шицзячжуан, Шицзячжуан - Ухань, Гуанчжоу - Шэньчжэнь и Шанхай - Ханчжоу, Нанкин - Ханчжоу, Ханчжоу - Нинбо, Тяньцзинь - Циньхуандао, Бэнбу ~ Хэфэй, Сямэнь- Шэньчжэнь, Ханькоу ~ Ичан, Нанкин - Аньцин и другие высокоскоростные железные дороги и скоростная железнодорожная сеть Китая примет заданные масштабы.

    Рядом с провинциальной столицей будет сформировано 1-2 часовое движение, в провинциальном центре и окрестных городах - от получаса до 1 часа трафика.

    От Пекина до большей части провинций в стране можно будет доехать менее, чем за восемь часов, например один час нужен будет, чтобы достичь Тяньцзиня, Шицзячжуана и других городов, за два часа можно будет доехать до Чжэнчжоу, Цзинаня, Шэньяна, Тайюаня и других. Три часа, чтобы доехать до Нанкина, Хэфэя, Чанчуня, Даляня и др. Четыре часа, чтобы доехать до Шанхая, Ханчжоу, Уханя, Сианя, Харбина и других городов.

    Кроме того, от Пекина до провинциальных столиц Хайкоу, Урумчи, Лхаса, Тайбэй можно будет доехать меньше, чем за 8 часов. До 2012 года на железных дорогах Китая ситуация с ограничениями под названием "тяжело добиться одного билета, тяжело сесть в один вагон" будет значительно улучшена.

    К 2020 году протяженность железной дороги в Китае составит более 120 000 км. Среди них, новой высокоскоростной железной дороги - более 16000 км, а также добавятся новые железные дороги и существующие линии высокоскоростной железной дороги. Железнодорожная скоростная пассажирская транспортная сеть в Китае составит более 50000 км, объединив все областные центры и города с населением свыше 500 000 чел, что составит более 90% населения страны. Будет достигнута цель: «Население быстрее передвигается, товары быстрее расходятся».

    Транспорт в Китае
    Железнодорожные перевозки грузов из Китая

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то