Жан луи давид картины. Краткая биография жака луи давида

Жак-Луи Давид (1748-1825) - знаменитый французский художник, оказавший большое влияние на развитие классицизма .

Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Его мать обеспечила ему прекрасное образование в одной из лучших школ, но Давид учился плохо: он всегда был больше поглощен рисованием. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Давид настоял на своем и обратился за помощью к Франсуа Буше, известному художнику, приверженцу стиля рококо. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр).

В последующем Давид пять раз претендовал на грант, для того чтобы поехать в Рим. Но каждый раз комиссия Академии отказывала ему в стипендии. Однажды он даже устроил голодовку в знак протеста. И, наконец, в 1774 году Давид получил этот грант и в 1775 он отправился в Италию.

За то время, что он проживал в Италии, Давид изучал руины Древнего Рима и античные произведения искусства. Жак-Луи сделал 12 альбомов эскизов, этот материал он будет использовать на протяжении всей своей творческой жизни. В Риме он познакомился с великолепными художниками раннего классицизма (стоит отметить особое влияние ). В 1779 г. Давид посетил руины древней Помпеи, что его крайне впечатлило: после этого он задался целью произвести революцию в мире искусства, привнеся неумирающие принципы .

Смерть Сенеки

Антиох и Стратоника

Велизарий, просящий милостыню

После пяти лет работы в Риме Jacques-Louis David вернулся в Париж, где стал членом Королевской Академии. Он представил две картины , и обе в 1781 году были включены в экспозиции, что являлось большой честью для любого художника. Его современники восхищались его новаторскими идеями, но члены Королевской академии считали его выскочкой.

Позже знаменитый французский художник женился на Маргарите-Шарлотте Пиколь. Этот брак принес ему небольшое состояние. Не смотря на востребованность своих работ в Париже, Давид стремится в Рим, считая, что только там он может полностью раскрыться как художник.

В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Клятва между тремя сыновьями и отцом - это акт сплочения народа с целью усиления государства. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Картина разделена на две части, где изображение женщин сильно контрастирует с изображением мужчин: мягкие женские фигуры меньше по размеру в сравнении с мужскими, олицетворяющими силу и абсолютную дисциплину. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.

Устройте фееричное мероприятие вместе с ДИАЛ - студия событий . Любые праздники, от юбилеев до свадьбы по высшему классу.

Клятва горациев

В 1787 году Жак-Луи Давид претендовал на должность директора Французской Академии в Риме, но не получил ее.

В том же году Давид представляет картину «Смерть Сократа», который был приговорен к смерти, но был спокоен, рассуждая о бессмертии души. Знаменитые художники того времени оценили работу по достоинству, сравнивая точность ее образов с изображениями на древних барельефах. Картина была очень созвучна с назревающими политическими течениями.

В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».

Королевская цензура тщательно отбирала полотна для выставок, дабы избежать народного мятежа. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» — также была запрещена. Все образы этого полотна - своего рода республиканский символ, и, очевидно, имели огромное значение для Франции. На картине изображен Луций Юний Брут, римский правитель, находящийся в глубокой тоске по своим сыновьям. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей. Брут сидит в одиночестве, отдельно от своей жены и дочерей, зная: его поступок - лучшее, что он мог сделать для своей страны, — но все же напряженные ноги и пальцы на ногах выдают его внутреннее смятение. Когда сообщили, что правительство не допускает к показу эту картину, люди были возмущены, и члены королевской семьи уступили. Картина была показана на выставке.

Смерть Сократа

Портрет господина Лавуазье и его жены

Ликторы приносят Бруту тела его сыновей

Жак-Луи Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Некоторые полагают, что Давид именно в этот период создал свои лучшие работы в классическом стиле. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости - все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника).

Портрет графа Станислава Потоцкого

Андромаха у тела Гектора

Портрет доктора Альфонсо Леруа

Любовь Париса и Елены

В 1789 г. Жак-Луи Давид пишет картину «Клятва на поле для игры в мяч» (сохранился лишь эскиз этой картины) — символ национального единства против старого режима — это было попыткой запечатлеть исторический момент в истории будущей республики.

Но герои 1789 г. стали врагами в 1792 г. - произошел раскол между консерваторами и радикальными якобинцами. Художник отрекается от клятвы, данной на теннисном корте. С этих пор Давид оставляет радикальные методы выражения своих взглядов, и стремится к метафоричности.

Клятва на поле для игры в мяч

В 1793 г. Jacques-Louis David пишет картину «Смерть Марата». Марат - член Национальной Ассамблеи, журналист, друг Давида, был убит приверженкой оппозиционной партии Шарлоттой Корде ножом. Художник достаточно быстро выполнил эту картину, но образ убитого республиканца получился простым и мощным.

Смерть Марата

После казни французского короля разразилась война, революция был достаточно кровопролитной. Жак-Луи Давид был арестован и помещен в тюрьму. Именно там он задумал свою картину «Собинянки, останавливающие битву между римлянами и собинянами» (или «Вмешательство собинянок») - это идея преобладания любви над социальными вооруженными конфликтами. Давид задумал создать новый стиль для этой картины — «греческий стиль», в отличие от «римского стиля» из его более ранних исторических картин.

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (Вмешательство сабинянок)

На закате революционного движения, его бывшей жене удалось добиться освобождения Давида из тюрьмы. Он вновь женился на ней в 1796 году. С этого времени он достаточно много времени проводил у себя в мастерской, занимался с учениками и по большей части ушел из политики.

Портрет маркизы де Сорси де Толлюсон

Портрет Пьера Серизиа

Портрет мадам Аделаиды Пасторе

Портрет тюремщика

Портрет голландского посланника в Париже Якобуса Блаува

Портрет Жан Бон Сент-Андре

Портрет мадам Эмили Серизиа и ее сына

Портрет мадам де Вернинак

Портрет Жоржа Руже

Портрет мадам Рекамье

Отдельной главой творчества Давида было его отношение к Наполеону Бонапарту — художник был его поклонником с их первой встречи. После провозглашения Империи в 1804 г. Жак-Луи Давид стал официальным придворным живописцем.

Наполеон на перевале Сен-Бернар

Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри

Зинаида и Шарлотта Бонапарт

Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года

Давид Жак Луи Давид Жак Луи

(David) (1748-1825), французский живописец, общественный деятель. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена. В 1775-80 в Италии изучал искусство античности, восприняв его как пример гражданственности художественного творчества. В предрево- люционную эпоху во Франции крупнейший представитель так называемого революционного классицизма. Произведения Давида 80-х гг. ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей; "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы эпохи через образы античности впервые нашли своё воплощение в картине Давида "Клятва Горациев" (1784, Лувр), воспринятой общественностью как призыв к революционной борьбе. В портретах Давида 80-х - начала 90-х гг. подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Лувр). Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", 1791, не закончена). Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась) и особенно "Смерть Марата" (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре.

После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг. Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр). С 1804 Давид - "первый художник" Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов ("Коронование Жозефины", 1805-07, Лувр). Поздние портреты Давида, отмеченные простотой композиции, пристальным вниманием к облику и внутреннему миру модели, прокладывали путь реалистическим исканиям живописцев XIX в. В 1816, после реставрации власти Бурбонов, был вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Энгра и др.

Ж. Л. Давид. "Клятва горациев". 1784. Лувр. Париж.




























,

,



Сочинения: в русском переводе: Речи и письма., М.-Л., 1933. Литература: В. Н. Березина, Ж. Л. Давид, Л., 1963; И. А. Кузнецова, Л. Давид, М., 1965; Verbraeken R., J.-L. David jugй par son йpoque et par la postйritй, P., 1973; Brookner A., J.-L. David, L., 1980; Schnapper A., David tйmoin de son temps, Fribourg, 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Смотреть что такое "Давид Жак Луи" в других словарях:

    Давид, автопортрет (1794) … Википедия

    Давид, автопортрет (1794) Имя при рождении: Jacques Louis David Дата рождения: 30 августа 1748 Место рождения: Париж … Википедия

    Давид, Жак Луи Давид, автопортрет (1794) Имя при рождении: Jacques Louis David Дата рождения: 30 августа 1748 Место рождения: Париж … Википедия

    Давид, Жак Луи - Жак Луи Давид. Портрет мадам Рекамье. ДАВИД (David) Жак Луи (1748 1825), французский живописец. Представитель классицизма. Восприняв античность как пример гражданственности, исполнил произведения большого общественного звучания (“Клятва… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Давид (David) Жак Луи (30.8.1748, Париж, ≈ 29.12.1825, Брюссель), французский живописец. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766≈74). Ранние работы Д., в которых ощутимы отзвуки… … Большая советская энциклопедия

    - (David) (1748 1825), французский живописец. Восприняв античность как пример гражданственности и свободолюбия, стал основоположником так называемого революционного классицизма конца XVIII в., исполнил строгие по композиции и ритму произведения… … Энциклопедический словарь

    Давид, Жак Луи - (David, Jacques Louis) 1748, Париж 1825, Брюссель. Французский живописец. Выразив художественные идеалы французского общества накануне, во время и после Революции 1789, выступил не только как один из крупнейших мастеров просветительского… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    - (David, Jacques Louis) (1748 1825), французский живописец; родился в Париже 30 августа 1748. В 1766 стал учеником Жозефа Мари Вьена в Королевской Академии живописи и скульптуры. Вьен пробудил в молодом человеке страсть к классической античности и … Энциклопедия Кольера

    - (David) исторический живописец, знаменитый преобразователь французской живописи конца XVIII столетия, имевший значительное влияние на направление искусства даже других стран (1748 1825). Еще в отрочестве он обнаружил выдающиеся художественные… …

    - (David) исторический живописец, знамен. преобразователь франц. живописи конца XVIII ст., имевший значительное влияние на направление искусства даже других стран (1748 1825). Еще в отрочестве он обнаружил выдающиеся художественные способности; но … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) - яркий представитель французского классицизма в живописи. Он вышел из семьи оптового торговца железом, но благодаря влиянию родственников-архитекторов стал пробовать себя в живописи.

В юном возрасте Жак-Луи Давид проходил обучение у представителя художественной культуры рококо Франсуа Буше. Но после обучения в Риме поддался влиянию искусства древней империи и стал работать в эпической манере. Это сыграло свою положительную роль в судьбе художника. В 80 годы XVIII века во Франции центральными были свободолюбивые идеалы и идеи. И когда Давид вернулся на родину, он сразу оказался во главе течения, которое ставило своей целью выразить все эти идеалы в героической ипостаси, соединив их с «вольностями» рококо. В этот период он создавал поистине эпические полотна, воспевавшие героизм и самопожертвование.

Славу Жаку-Луи принесла картина «Клятва Горациев», написанная в 1784 году. Сюжетом полотна является сцена из римской легенды. По приданию, между двумя враждующими городами - Римом и Альба Лонгом - разгорелся спор, и три брата из одного города пошли сражаться с тремя братьями из другого. Горации, братья из Рима, победили Куриациев, после чего был создан союз между двумя городами. Художник же изобразил, как три брата дают священную присягу своему отцу, который благословляет их на поединок.



Жак-Луи разделял идеи Великой Французской революции. Он принимал активное участие в политической жизни, был организатором массовых народных празднеств, а также создал Национальный музей в Лувре. Он был настолько заметной личностью, что в 1804 году был назначен Наполеоном «первым художником». Давид же прославил императора в целом ряде картин, перейдя от классицизма к романтизму.

Но после возвращения Бурбонов художнику пришлось уехать в Брюссель. Забавным и трагичным фактом является то, что дочь аристократа Лепелетье, будучи ярой роялисткой, скупила все репродукции «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре» и уничтожила их. Причиной такого поступка стал тот факт, что Давид подал решающий голос за казнь короля. Уничтожив все репродукции, юная аристократка добралась до оригинала. Она потратила огромные деньги, чтобы выкупить его у сына художника, и затем сожгла подлинник. От внимания фанатичной девушки случайно ускользнула только одна репродукция ученика Жака-Луи, и благодаря этому нам известно, как выглядело полотно.



Все картины французского живописца дышат пафосом и эпическим размахом действий, происходящих на холсте. В качестве примера можно обратиться к картине «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами», написанной в 1799 году. Уже само название говорит о том, что изобразил Жак-Луи Давид.

Женщины, в надежде прекратить битву, приносят в центр сражения своих детей, загораживая ими воинствующие стороны. Центральным женским персонажем становится Герсилия, жена Ромула. Она встала между отцом и мужем, который уже занес копье, стремясь поразить отца.



Художник воспевает силу и красоту человеческого тела и восхваляет смелость женщин, изображая в деталях их эмоции и ужас, который толкнул их на такой отчаянный поступок.

Античные мотивы, столь умело воплощенные Давидом в живописи, восхищают нас и по сей день, позволяя вернуться в те далекие времена и погрузиться в эпические сражения древних народов.

Накануне суровых событий Французской революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается. Новые требования жизни вызвали потребности в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного,создающего образы, достойные подражания. Классицизм проявил себя во всех областях изобразительного искусства - в архитектуре, живописи, скульптуре.

Наиболее ярко влияние классицизма оказало на живопись. Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познинии прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в себе чуство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный, целенаправленный характер.

В преддверии Великой Французской революции в живописи Франции появляется очень яркий, талантливый художник - Жак Луи Давид. В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре - "революционный классицизм".

Давид был сыном парижского негоцианта (оптовый купец, коммерсант), окончил Королевскую академию. В своих ранних работах он близок традициям позднего барокко и даже некоторым элементам рококо. Получив "римскую премию" как лучший ученик Академии, он попадает в Италию в 1775 году. Там знакомится с памятниками античности, изучает труды итальянских художников. После этого Давид начинает использовать в своих работах то, что привлекало его в античности, однако, стараясь не подражать, а искать свой путь.

Надо сказать, что накануне революции идеалом французского буржуаазного общества, к которому принадлежал и Давид, была античность, но не греческая, а римская, времен Римской республики. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. В театре с большим успехом разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга, который в образах античных героев прославлял гражданские доблести и чувство патриотизма. Так складывался новый стиль, и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем ("Клятва Горациев").

С началом революционных событий Давид оформляет массовые празднества, занимается национализацией произведений искусства и превращением Лувра в национальный музей. Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь "Верховного существа" или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтического, ораторского.

В 1793 году в Лувре открыт Национальный музей, который отныне стал и центром художественной культуры, и художественной школой. Туда и поныне приходят художники для копирования, для изучения шедевров мирового изобразительного искусства.

В 1790 году Давид приступает к большой картине по заказу якобинцев "Клятва в зале для игры в мяч", в которой задумал создать образ народа в едином революционном порыве. К сожалению, картина не была написана, кроме зарисовок, эскизов. Когда был убит "друг народа" Марат, художник пишет по поручению Конвента свою знаменитую картину "Смерть Марата".

С 1793 года Давид входит в Комитет общественной безопасности - и сближается с главой якобинской партии Робеспьером. Но после падения якобинской диктатуры политическая карьера художника обрывается, а его самого ненадолго арестовывают.

Его последующий путь - это путь от первого художника республики до придворного живописца империи. Во время Директории он пишет "Сабинянок". Начинает проявлять интерес к образу Наполеона. И в период империи Наполеона он становится первым живописцем императора. По его заказу пишет огромные картины "Наполеон на перевале Сен-Бернар", "Коронация" и пр.

Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают Давида эмигрировать из Франции. Отныне он живет в Брюсселе, где и умирает.

Помимо исторических полотен Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов. Строгим изяществом своего письма Давид предопределил характерные черты того классицизма начала 19-го века, который получил название ампир.

В сентябре 1783 года Давид за эту картину был принят в действительные члены Королевской академии. Художник хотел показать здесь горестную судьбу героев, скорбь в связи потерей отца и мужа.

Мазков в картине почти не видно, гладкая поверхность холста кажется эмалевой, тела - одушевленными мраморами. Ледяной свет заливает комнату, где стоит погребальное ложе Гектора, блестит на бронзовом высоком канделябре и угасает в глубине, где траурные драпировки безмолвно напоминают о смерти. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. Все здесь дышит настоящей древностью: оружие, скопированное с римских рельефов, чеканная бронза светильника, стройная резная мебель, похожая на ту, которую видел Давид в помпейских домах. Но главное, что взволновало зрителей - ощущение необходимости и благородства подвига.

Кавртина имела большой успех у зрителей.

Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. Несколько придворных и офицеров пытались по очереди вскочить на брыкающегося, видимо, почти не объезженного, жеребца. Конь был необыкновенно хорош - серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Да и все здесь казалось ожившей древностью: дикий конь, рвущийся из рук людей, пронизанная солнцем роща, полуразрушенная стена патрицианской виллы вдалеке...

Никому не удавалось укротить жеребца, удержаться в седле было невозможно, самые искусные наездники потерпели неудачу. Наконец еще один решил попытать счастья. Очень молодой, тонкий, быстрый в движениях, он легкими шагами вышел на лужайку и сбросил кафтан. Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. Почти не коснувшись стремян, он вскочил в седло и, сильно рванув поводья, поднял коня на дыбы. Пыль, комья земли полетели в глаза зрителям; жеребец бешеным аллюром метался в разные стороны, неожиданно останавливался, пытаямь сбросить всадника через голову, и снова карьером несся вперед. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня.

Человек победил. Вздрагивая и закидывая голову, кося налитыми кровью глазами, жеребец остановился на самой середине поляны. Наездник повернул к зрителям счастливое и усталое, совсем мальчишеское лицо и торжественно снял шляпу, салютуя королю. Грудь его тяжело вздымалась под синей орденской лентой, в глазах не погас еще азарт недавней борьбы, кружева жабо порвались, открыв шею. Зрители аплодировали как в театре. Эта сцена так ярко запечатлелась в глазах художника, что он стал писать картину.

Художник изобразил графа Потоцкого верхом на великолепном и уже покорном жеребце. Он снимает шляпу, салютуя королю. Светло-синяя лента ордена белого орла на груди графа, кремовые рейтузы, голубое небо, сочная зелень молодой травы, белые кружева рубашки Потоцкого, солнечные пятна на земле - настоящий праздник живописи!

Как видно, не только античность, но и современная жизнь, если в ней есть нечто от героики римлян, а может быть, и просто от мужества человека, способна прочно завладеть сердцем художника.

Давид выбрал исторический сюжет, навеянный романом известного в те годы литератора Жана Франсуа Мармонталя о печальной судьбе Велизария, полководца императора Юстиниана. Смешивая историю с легендой, Мармонталь описал жизнь мужественного воина, любимца солдат, одержавшего множество побед во славу своего властелина. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Велизарий был лишен чинов и богатств, а затем по приказу жестокого и недоверчивого монарха ослеплен.

В книге Мармонталя Давид привлек один из последних эпизодов - старый воин узнает своего полководца в дряхлом, слепом нищем, просящем подаяние.

На картине изображены тяжелые пьедесталы, базы мощных колонн. Вдали холмы, напоминавшие Альбанские горы. Там, в густой массе деревьев, виднеются крыши домов и храмов...

Велизарий сидит на камне, голова его поднята вверх - он слеп, он не видит мира, только прислушивается к нему. Латы на плечах полководца печально оттеняют рубище, в которое он облачен. Мальчик-поводырь в светлой тунике протягивает вперед боевой шлем Велизария. И в этот шлем, так часто одним своим блеском наводивший ужас на врагов могущественной державы, в этот шлем, в котором Велизарий сражался в Персии, в Африке, в Риме, кладет подаяние какая-то добросердечная женщина.

Поодаль старый солдат с изумлением и ужасом смотрит на дряхлого слепца. не решаясь признать в нищем богатого и любимого солдатами прославленного полководца. Давид еще не отваживался доверить зрителю оценку события, и солдат как бы выражал удивление и горе самого художника.

Картина полна человечности, мужественного страдания и сострадания.

Однажды Давида взволновала пьеса Корнелия на сцене Французского театра - трагедия о Горации, как рассказ о мужественной и достойной жизни древних, как возрождение античной героики:

Вернулся в отчий дом после боя с врагами единственный оставшийся в живых сын старого Горация. Здесь он, победитель, увидел, как его родная сестра оплакивает смерть своего возлюбленного - юноши из враждебного рода. В гневе он ударом меча убил сестру. И вот юношу судят, а его старый отец защищает сына. Со сцены звучит горячая речь отца:

Святые лавры! Вы, которых здесь пятнают!

Вы, чьи листы главу от грома сберегают!

Допустите ли вы, чтоб враг, на казнь влача,

О, римляне, друзья, ужели вы готовы

Герою наложить позорные оковы?

Ужели будет тот безжалостно казним,

Кому свободою своей обязан Рим?!

И Давид задумывает картину о Горации и его сыновьях.

Полотно представляет собой огромный холст. На фоне сумрачных каменных аркад факелом горит алый плащ, накинутый на плечо младшего Горация. Три сына в полном боевом вооружении, в шлемах и с копьями простерли правую руку навстречу отцу в традиционном и мужественном жесте римского приветствия. Сам старик, подняв вверх холодно сияющие мечи, скрепляет клятву сыновей в верности долгу и готовности сражаться с врагами своим благословением и, как военначальник, напутствует их перед боем. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. Мечи, руки отца и сыновей, соединившись в самом центре полотна, символизируют смысл и значение картины: над всем, над человеческими чувствами и жизнями, над горем женщин и старостью отца возносится клятва в верности долгу и лезвия мечей.

Полотно Давида воплотило в живых и гордых людях, в строгих чертах античных героев понятия долга, чести и любви к отчизне, оно заставляло людей увидеть тщету и незначительность мелких житейских дел, светской суеты рядом с истинным величием духа, рядом с помыслами о свободе, отвечавшими настроению многих парижан.

Поэтому картина вызвала ажиотаж, не было равнодушных, были только друзья и враги. И поэтому так негодовали некоторые академики: они справедливо видели в картине не только нарушение принятых канонов, но и опасное вольнодумство.

Сюжет отсылает к знаменитой битве в ходе греко-персидских войн.
В сентябре 480 г. до н.э. в конце греко-персидской войны персы в попытке вторжения в Грецию совершают переход в скалистое ущелье Фермопилы. После двух дней боев персы решаются на отчаянный шаг, когда предатель Эфкальт указывает им обходной путь в тыл грекам. Предводитель спартанцев Леонид гибнет вместе с 300-ю спартанцами, окруженные неприятелями. Они вели героическое сопротивление против многократно превосходящих сил и бились до последнего, благодаря чему их соотечественники смогли эвакуировать мирных людей и подготовиться к обороне.
Центральным персонажем картины является царь Леонид, обнаженный и безоружный (но с большим круглым щитом, перевязью доспехов и в шлеме), присевший на обломок скалы, согнув левую ногу.
По правую руку - его брат Агис, с венком на голове, который надевают во время жертвоприношения перед битвой (древний обычай), и слепой Эврит, направляемый рабом спартанцев, замахивается копьем.
По другую сторону - группа спартанцев с трубачом поверх их голов. Солдаты сжимают оружие и щиты или целуют женщин перед тем, как идти на смерть.
Слева на картине солдат цепляется за скалу, чтобы выгравировать рукояткой фразу "Идущим в Спарту будет сказано, что мы умерли, подчиняясь их законам".
Картина "Леонид в Фермопилах" показывает не сам бой, а подготовку к нему.

Картина была написана в период французской революции, когда общество не знало еще, что их ждет завтра, но все были в оживленном ожидании перемен. Появления этого полотна ждали, как героя. Свобода композиции, прямой намек на современность приводило в восторг зрителей, но возмущало академиков, и они хотели запретитть выставлять крамольное, по их мнению, полотно. Однако пришлось уступить требованиям зрителей и картина была выставлена на обозрение.

Яркие всплески цвета разрывали темноватый холст. Жена Брута и прижавшиеся к ней дочери словно окаменели, немой крик, застывший на губах, делал их лица похожими на античные трагические маски. Брошенные на столе куски разноцветной материи, игла, воткнутая в клубок ниток, говорили о прежней жизни с ее обыденным и теперь навек утраченным безмятежным покоем.

Брут сидел у подножия статуи Рима, неподвижный, безмолвный, он заставил себя не обернуться, не смотреть на тела казненных сыновей. Фигура Брута, погруженная в тень, казалась статуей отчаяния и бескончной решимости.

Зрители, многие из которых уже принесли или готовы были принести любые жертвы во имя еще далекой свободы, стояли безмолвные и серьезные. В эти дни люди искренне забывали о житейских мелочах. Брут давал зрителям пример стойкости, необходимой каждому, кто обрек себя на борьбу.

Спартанская царевна Елена была самой красивой смертной женщиной Ойкумены. Говорили, что красота ей досталась по наследству от Зевса. Все мечтали стать ее мужем, но она всем отказывала. Елена была очень темпераментной по своей натуре и не очень придерживалась приличий в связях. Отец девушки, царь Тиндарей, опасаясь все новых проделок дочери, выдал ее замуж за богатого юношу, сына троянского царя Приама Менелая, безумно в нее влюбленного. После смерти отца Елены Менелай стал вместо него царем. Он боготворил свою супругу, не отходил от нее ни на шаг, чем вызывал у нее бешеную злость и негодование. Она грубила мужу, кричала на него и не скрывала, что нисколько его не любит. Желая смягчить строптивую жену, Менелай одаривал ее подарками, но это помогало ненадолго.
Все изменилось с тех пор, как Елена встретила прекрасного юношу Париса и влюбилась в него. От приезжих купцов Парис узнал, что в Спарте живет самая прекрасная женщина на земле. Он пожелал увидеть царицу и на нескольких кораблях отправился в Спарту к царю Менелаю. Радушно принял молодой царь гостя, а тот весь вечер, забыв о приличиях, не отводил от нее глаз. Елена явно отвечала незнакомцу взаимностью.
На другой день Менелай отправился по делам, а Парис встретился с Еленой, и они составили план побега. Она впустила троянского принца в свои покои и провела с ним несколько страстных ночей. А затем, собрав драгоценности, отправилась вместе с любовником на его корабле.
Троянцы полюбили Елену за ее красоту. Но Менелай не смирился с потерей супруги. Он поклялся уничтожить Менелая и его друзей и отправил войско в Трою. Но только через 10 лет с помощью хитрости и "Троянского коня" греки захватили Трою. Парис погиб от отравленной стрелы. А Менелай простил бросившуюся ему в ноги жену и жил с ней до самой смерти.

У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. как в далекие века, которые даже римлянам казались древностью, произошла великая распря между римлянами и сабинянами. Римляне пригласили соседей сабинян на праздник, но намерения римлян были коварны: они неожиданно напали на гостей и захватили в плен присутствовавших на празднике сабинских женщин. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Но в ту минуту, когда готова была разразиться кровавая битва, сабинские женщины бросились в самую гущу воинов и заставили их прекратить бой. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ.

Давид посчитал, что эта легенда будет как нельзя более своевременной в его эпоху. Ни одну картину Давид не писал так долго. Но наконец картина закончена.

Бурная битва застыла на полотне, скованная бесстрастной чистотой линий. Прекрасные, как мраморные статуи, обнаженные воины замерли с оружием в руках. Даже женщины сабинянки, бросившиеся разнимать врагов, будто окаменели, даже мать, поднявшая ребенка к небу, остановилась, подобно изваянию.

Лес взметнувшихся копий подымался в глубине картины у стен древнего Рима. Впереди два вождя остановились пред решительной схваткой. Ромул готов метнуть легкий дротик, предводитель сабинян Таций ждет врага с обнаженным мечом и поднятым щитом. Скопированное оружие могло поразить точностью очертаний. Всех героев картины Давид писал с натуры.

Картину посмотрел сам Наполеон, но он не понял ее. Реакция зрителей тоже оказалась двусмысленной: наряду с высокой оценкой знатоками искусства, понявшими ее актуальность в эти трудные времена, было много недоуменных веселых возгласов - как можно так много выставлять на всеобщее обозрение столько людей голыми! Глухая стена непонимания стояла между зрителями и холстом.

Художник написал картину на известный сюжет по поводу смерти римского философа, поэта и государственного деятеля Сенеки.
Сенека принадлежал к сословию всадников. По просьбе матери будущего императора Нерона стал его воспитателем.
С юности Сенека увлекался философией. Во время правления императора Калигулы входит в Сенат, быстро становится популярным оратором. Слава оратора и писателя Сенеки возбуждает зависть императора так, что тот хотел убить его, если бы не уговоры одной из наложниц.
В годы правления императора Нерона становится его первым советником. Влияние Сенеки на императора было огромно. Позже он получает высшую в империи должность консула, становится очень богатым.
Нерон уговаривает своих советников Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери Агриппины. После этого преступления отношения Сенеки с императором становятся все более натянутыми. Позднее Сенека подал в отставку и все свое состояние оставил императору Нерону.
Нерон, чувствуя огромное влияние Сенеки в обществе, мешающее ему, решает убрать своего воспитателя и советника. Сенека был приговорен к смерти, но имел право выбрать способ ухода из жизни.
Сенека решил покончить жизнь самоубийством. Несмотря на уговоры мужа, его жена Паулина решила уйти вместе с ним. Они оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла медленно, и он вскрыл вены и на ногах. Так как смерть все не приходила, Сенека попросил врача дать ему яд.

Сократ - знаменитый древнегреческий философ. В обычной жизни отличался большой простотой, кротостью и необычайным мужеством в борьбе за истину и свои убеждения.
Обычно Сократ проповедовал на улицах, в основном привлекая молодежь к беседе, к обсуждению, помогая юношам вникать в суть понятий добра и зла, красоты, любви, бессмертия души, знаний и т.п.
Прямота суждений Сократа создали ему много врагов, которые обвинили его в развращении юношества и в отрицании государственной религии. Главным обвинителем Сократа был богатый и влиятельный демократ Анит.
Философа приговорили к смерти. Друзья предлагали ему бегство, но Сократ отказался и мужественно, спокойно выпил чашу с ядом цикуты.
Давид изобразил тюремную комнату. У голой каменной стены стоит простая кровать. На ней - Сократ, прощающийся со своими учениками. На полу лежат оковы, от которых уже освободили философа.
Художник противопоставляет строгое мужество старого философа глубокому отчаянию собравшихся вокруг него. Сам палач, передающий яд осужденному, потрясен происходящим.
В изножье кровати Давид изобразил Платона, погруженного в раздумье. У ложа сидит диалог Критон, входящий в состав Платоновского корпуса. Он более открыто, чем Платон, выражает свои чувства.У изголовья кровати самый экспрессивный из всех присутствующих - Аполлодор, греческий грамматик и философ. И конечно рядом ученики Сократа,не скрывающие своего горя.

Картина передает историческое событие: убийство врагами Французской революции издателя газеты "Друг народа" Жана Марата, который в газете особенно призывал казнить тирана-короля, иначе не будет покоя простым французам.

Марат был болен, поэтому лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Накануне ему принесли письмо женщины, которая просила принять ее, чтобы рассказать о якобы готовящемся заговоре. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. В это время пришла та женщина, и ее пропустили к Марату. Она вошла и вонзила нож в беззащитную грудь Марата, отомстив таким образом за казненного короля. На следующий день делегат от народа Гиро предложил написать картину о гибели Марата, друга простого народа.

Давид точно изобразил обстановку события: Марат лежит в ванне, в руке еще зажато письмо-прошение, голова, обернутая полотенцем, и другая рука, с пером, бессильно свесилась; рядом валяется нож. На тумбе, где лежат письменные принадлежности, крупно написано: "Марату - Давид".

Зловещее настроение придают холодные стены, холодная ванна. На лице Марата навеки запечатлено бессилие и страдание. Бледный, размытый колорит картины придает ей вид надгробной скульптуры.

Это полотно более чем два с половиной метра в ширину. Художник передает в картине триумфальное шествие императора Наполеона после Французской революции. Это памятник Наполеону - слегка театральная фигура на вздыбленном коне на фоне дикого горного пейзажа, на фоне бурного, с проносящимися облаками, неба.

Все было великолепно в этой картине: вздыбленный конь на краю пропасти, широкий плащ, бьющийся на ледяном ветру, спокойный жест руки генерала, посылающего вперед войска, лицо полководца, лишенное малейшей доли волнения. Все эффектные детали: блестящая сбруя, золоченый эфес сабли, шляпа с галуном, шитье воротника, взметенная грива лошади - были расположены на холсте в продуманном и четком беспорядке и составляли мозаику столь же единую, сколь богатую.

На холсте возник живой образ времени, прячущего за ослепительным блеском торжественных церемоний трезвый расчет и за гордостью побед - жажду власти.

На скале, попираемой копытами коня, выполняющей роль постамента, начертаны имена великих полководцев древности: Карла Великого и Ганнибала. Третье имя - Бонопарт.

Первый консул был очень доволен портретом и заказал три его копии.

Призывный жест протянутой руки впоследствии часто повторяется в картинах эпохи романтизма.

Папа Римский Пий II - основоположник Вифлеемского ордена. Во время обучения в университете зачитывался произведениями Цицерона, Ливия, и, подражая римским поэтам, писал эротические стихи. Был гуманистом. Проявил дипломатические способности при дворе германского императора Фридриха III, а затем стал его личным секретарем.
В 40 лет принял священнический сан и был назначен епископом Сиены, затем кардиналом, и, наконец, Папой Римским.
Будучи гуманистом, Пий поддерживал развитие культурной жизни при папском дворе. Интересовался классической литературой, писал латинские стихи.
Он всячески поддерживал попытки найти лекарство от свирепствующей тогда чумы. При дворе Пия II было составлено письмо турецкому султану, призывающее обратиться в христианство. Основал военный Орден святой Марии Вифлеемской.
рядом с Папой кардинал Капрара - он был назначен первым консулом Франции (в то время Наполеоном Бонопартом) - папским легатом при дворе Папф Пия II. Резиденцией Капрары стал Париж.
В 1802 году он был назначен Папой архиепископом Милана. А в 1804 году склонил Пия II к поездке в Париж для коронования Наполеона. Капрара в качестве архиепископа Милана короновал Наполеона как короля Италии, надев на него корону.

Люси Семплис Камилл Бенуа Демулен - французский адвокат, журналист и революционер. Инициатор похода на Бастилию, положившего начало Великой Французской революции.
Демулен был товарищем Максимилиана Робеспьера, проникся уважением к античному революционному духу.
Несмотря на заикание, он был прекрасным оратором, стал адвокатом.
Во время волнений в Париже обратился к толпе, призывая к оружию. Первый прикрепил к своей шляпе зеленую ленту (цвет надежды). Этот призыв дал первый толчок к разрушению Бастилии. Требовал провозглашения республики.
На процессе Людовика XVI стоял за смерть короля.
Однако, позднее Демулен стал в своих статьях призывать к милосердию, но Робеспьер перестал поддерживать его. В результате Демулен был осужден революционным трибуналом и казнен вместе с Дантоном.
На картине Демулен изображен в лучшие годы своей жизни с женой и ребенком.

Давид Жак Луи (David, Jacques-Louis)

Давид Жак Луи (David, Jacques-Louis) (1748-1825 гг.) , французский живописец, выдающийся представитель неоклассицизма . Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме (1775-1780 гг.) и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Вернувшись во Францию, Давид оказался во главе течения, ставшего реакцией на "вольности" рококо и стремившегося выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям. Создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.

Славу Давиду принесла картина "Клятва Горациев " (1784 г.), изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Давид разделял идеалы Французской революции и принимал активное участие в политической жизни. Он был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-1794 гг.), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. В 1804 г. Наполеон назначил Давида "первым художником". Давид прославил деяния Наполеона в ряде картин, которые свидетельствуют о переходе Давида от строгого классицизма к романтизму .

После реставрации власти Бурбонов в 1815 г. Давид был вынужден уехать в Брюссель. С этого времени отходит от общественной жизни. У Давида было много учеников, самым прославленным из них считается Энгр. Творчество Давида оказало огромное влияние на последующее развитие европейской живописи .

Картины Жака Луи Давида:


1784 г.

1800 г.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то