Какие бывают погремушки для новорожденных. Когда давать ребенку погремушку? Игрушки для ребенка по возрасту. В каком возрасте ребенку нужна погремушка

В первые 2-3 недели новорожденный практически не реагирует не только на игрушки, но и на свою маму. Он не радуется ее появлению, не смотрит ей в глаза, не ищет ее, когда она уходит. Но любящая мама, несмотря на такое невнимание, не только кормит и одевает, но и активно общается со своим драгоценным малышом. На первый взгляд все это может показаться бессмысленным - он же еще ничего не понимает. Но на самом деле такая материнская активность обладает глубоким созидательным смыслом. Именно благодаря ей где-то на третьей неделе жизни появляется сосредоточенный взгляд в глаза, а потом - широкая, во весь рот, улыбка. Эта улыбка явно адресована взрослому и выражает радость от присутствия родного человека. Со временем такая улыбка появляется все чаще, к ней присоединяются радостные хаотичные движения ручками и ножками и счастливое младенческое гуление.

Главная и единственная потребность младенца - это потребность в общении с самым близким взрослым, в его внимании и доброжелательности. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает протест, - это против своей "незамеченности". Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение. Это отношение он выражает по-своему - с помощью взглядов, улыбок, движений ручками и ножками.

В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослого. В первом полугодии кроха еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) он отвечает яркими положительными эмоциями.

Кукла как человек

Первое, что воспринимает и на что реагирует младенец, появившийся на свет, - это лицо человека. Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить младенцу близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с "заместителем" человека. Лицо не всегда и не обязательно должно быть настоящим, живым. Игрушки, воспроизводящие реальное лицо, также вызывают живое внимание и удовольствие малыша. По возможности это лицо должно быть выразительным и привлекательным. Прежде всего, это лицо куклы.

Для младенцев, которые еше не умеют ползать или сидеть, а могут только рассматривать, нужны достаточно крупные куклы (не менее 40-50 см). с отчетливыми чертами липа. Это могут быть:

  • Большая неваляшка . Это очень важная игрушка для младенца. У нее огромные выразительные глаза и веселая мордашка, которую малыши любят рассматривать. Кроме того, ее можно поставить в кроватку младенца, и его случайные движения будут приводить ее в движение и вызывать приятный перезвон.
  • Кукла-голыш . Всем своим обликом она напоминает младенца. Рассматривая такую игрушку, малыш как бы узнает себя.
  • Тряпичные или пластиковые куклы . Они гибкие, мягкие, им можно придавать разные позы, сажать поближе или подальше от глаз малыша, они могут танцевать, кувыркаться или прыгать в руках взрослого. Все это радует и занимает младенца.
  • Фарфоровая кукла в одежде . Такие куклы очень красивы, их лица в точности воспроизводят настоящее лицо, и они очень похожи на маленького человечка. Встречаясь взглядом с такой куклой, младенцы особенно ярко и бурно выражают свою радость, которая может продолжаться достаточно долго. Замечено, что такие куклы не надоедают малышу - они могут в течение 2-3 месяцев радостно встречаться со знакомой игрушкой.
  • Колобок - шарик с изображением . Это также очень хорошая игрушка для младенца. Ее можно подвешивать над кроваткой, чтобы малыш наблюдал, как он качается, или показывать на стержне, чтобы ребенок наблюдал за его движениями.
  • Игрушки, изображающие внешний облик животного или птицы (собачка, кошка, петушок и пр.) . Важно, чтобы у "зверя" было выразительное "лицо" с крупными глазами. Особенно интересно, если это будет игрушка со звуковым эффектом: неожиданное появление звука (конечно по возможности приятного и не слишком громкого) привлечет внимание малыша, удивит и обрадует его.

Как можно видеть, уже в первые три месяца ребенку будут полезны разнообразные куклы и образные игрушки. Конечно, младенцы еще не играют в куклы в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но они с удовольствием рассматривают их, и такое созерцание лица куклы приносит им явное удовольствие - они сосредоточиваются, улыбаются, оживляются, возбужденно гукают и гулят и пр. Все это, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию.

Очень важно, чтобы сначала куклу, как, впрочем, и любую другую игрушку, показывал взрослый. Присутствие и участие взрослого придает кукле привлекательность, оживляет и одушевляет ее. Кукла как бы "впитывает" образ и отношение любимого взрослого. Впоследствии, когда кукла уже стала значимой и настоящей, малыш будет с удовольствием рассматривать ее самостоятельно, хотя ему всегда важно делиться впечатлением с мамой или папой. Когда ребенок испытывает бурную радость или, наоборот, когда его что-то огорчает, ему необходимо присутствие и соучастие близкого взрослого. Отказывать маленькому (впрочем, как и большому) ребенку в этой естественной потребности нельзя.

Игрушки для концентрации

Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения "ребенок наблюдает, понимает, узнает" и пр. Однако по отношению к 2-3-месячному ребенку такие слова можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют кроху теми психологическими возможностями, которыми он еще не обладает. Мы как бы приписываем младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребенок еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их. Его восприятие носит еще не расчлененный характер: в нем трудно выделить отдельные стороны познания - такие, как внимание, восприятие или мышление. Воспринимаемый мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, которые оказываются более или менее интересными. Его взор привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух - звуки музыки, речь человека. Малыш радуется всему, что он воспринимает. Если, например, младенец в коляске видит над собой дерево с шевелящимися листиками, он будет с восторгом наблюдать их и требовать, чтобы ему еще и еще показали это захватывающее для него зрелище. В таком восторге проявляется познавательная активность младенца - предтеча всех умственных способностей человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, кроха будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным явлениям окружающего его пока что маленького мира, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования.

В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем и органов чувств ребенка; младенец учится видеть, слышать, узнавать знакомые образы и звуки - словом, воспринимать окружающий мир. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве.

Важнейшая задача познавательного развития младенца в первые месяцы жизни - научить его сосредотачиваться на воспринимаемых впечатлениях, вызвать зрительную и слуховую концентрацию. Ребенку начиная с двух месяцев обязательно нужно давать "пищу" для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Этому, безусловно, способствуют определенные игрушки - яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес.

В первые месяцы, когда малыш еще не умеет действовать руками, это могут быть прежде всего подвесные игрушки. Среди них особенно хороши следующие:

  • Музыкальная карусель с 3-4 различными фигурками . Такую карусель закрепляют на кронштейне над коляской или кроваткой ребенка так, чтобы он мог видеть все ее части. Ее вращение перед глазами малыша, сопровождаемое приятной мелодией, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение.
  • Колокольчики и бубенчики , которые раскачиваются над кроваткой и издают мелодичные звуки. Взрослый может поиграть колокольчиком, звеня им то справа, то слева. В такой игре малыш учится сосредотачиваться на звуке и поворачивать голову в сторону звука.
  • "Турничок" с подвесными игрушками . Эти игрушки могут крутиться, раскачиваться, передвигаться, так что малышу будет на что посмотреть.
  • Светящиеся или зеркальные игрушки . Они, несомненно, привлекут внимание малыша и вызовут зрительное сосредоточение.
    Сначала малыш внимательно рассматривает эти предметы, прислушивается к их звучанию. В 4-5 месяцев он начнет тянуться к ним и вызывать их движение или звук. Он как бы открывает свою возможность воздействовать на доступные предметы и охотно ею пользуется.
  • Погремушки . Для развития зрительной и слуховой концентрации можно использовать не только подвесные предметы, но и обычные погремушки. Погремушки - самые важные и традиционные игрушки для младенцев. Сначала погремушку демонстрирует ребенку взрослый. Вы должны заинтересовать малыша видом и звуком игрушки и побудить его следить за ее перемещениями. У младенца быстро устанавливается связь между звуком и появлением погремушки. Он радуется и улыбается, едва услышав знакомый звук, потому что для малыша эта игрушка связана с близким человеком, который ее показывает. Но главное назначение погремушки заключается в том, чтобы малыш мог "греметь" ею, т.е. держать ее в своих руках и действовать самостоятельно. Однако такие действия возникают не сразу.

Учимся хватать

Около трех месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и удерживать предметы. Первыми такими предметами опять же являются игрушки.

Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны, ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой - складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия.

Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу, усилив звуковой или зрительный эффект его движений.

Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или на ножку ребенка. Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки. Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками и будет самостоятельно "звенеть", что принесет ему огромное удовольствие.

Можно также привязать мягкой ленточкой одну из фигурок музыкальной карусели к ручке ребенка. Он сразу поймет, что, двигая рукой, он вызывает перемещение и грохот всей карусели, и будет с удовольствием пользоваться этим открытием.

Все эти простые занятия очень полезны, поскольку учат управлять своими движениями, владеть своим телом.

Одновременно нужно развивать согласованность руки и глаза и готовить ручку малыша к целенаправленному схватыванию предметов. Универсальным средством такой подготовки является самая традиционная младенческая игрушка - погремушка.

Уже в 2 месяца можно вкладывать погремушку в ручку ребенка - он будет махать ею, стучать, трясти. Для таких простых действий нужны очень легкие, удобные для захватывания и удержания погремушки - лучше всего в форме булавы или гантели. Научившись зажимать игрушку в кулачок, малыш будет рассматривать ее, отодвигать и приближать и конечно тянуть в рот. Первые погремушки должны быть по возможности яркими и привлекательными. Однако нужно помнить, что привлекательность игрушки для младенца зависит прежде всего от присутствия и действий близкого ему взрослого: ребенка больше всего привлекают те игрушки, которые показывает мама. В первом полугодии близкий взрослый остается для младенца центральной фигурой, которая открывает ему дорогу в широкий мир.

Елена Смирнова,
д-р психологических наук,
руководитель учебно-методического
Центра игры и игрушки Московского
городского психолого-педагогического университета
Статья предоставлена журналом "Беременность. От зачатия до родов" № 08 2007 год

Детский психолог

После появления на свет ребёнок вступает в важнейший период адаптации к окружающей действительности. Самое главное для него – близость матери и правильный уход. Однако и игрушки для новорожденных играют немаловажную роль в развитии малыша и получении им полезных навыков.

Покупать первые игрушки для ребятишек нужно тщательно и аккуратно. Прежде всего, следует сориентироваться в огромном ассортименте всевозможных игровых аксессуаров для новорождённых детей. Основное правило – игрушек не должно быть много!

В первые недели крохе не до развлечений, поскольку он и видит-то не очень хорошо по причине несовершенства зрительных органов. Всё, что расположено ближе или дальше 25-30 сантиметров, новорождённый воспринимает в качестве мутного пятна.

И всё же для сенсорного стимулирования игрушки могут быть полезны, особенно если подобраны по возрасту. Например, традиционная погремушка – идеальный вариант для новорождённого. О том, как её выбрать и какие виды погремушек существуют, читайте в нашем материале.

Игрушка № 1 для новорождённого ребёнка – несомненно, погремушка.

Первые такие изделия были изготовлены из натуральных подручных материалов – берёзовой коры, дерева, ивовой лозы, костей животных.

Назывались подобные предметы побрякушками, шуршунками или грематушками. Помимо собственно развлекательного предназначения, первая погремушка также служила своеобразным оберегом от злых духов и недоброго колдовства.

Невзирая на постоянно меняющийся дизайн, форму и усложнение функций, сам принцип действия погремушки остаётся неизменным вот уже несколько столетий. При встряхивании полой ёмкости, заполненной шариками и другими небольшими предметами, ребёнок слышит негромкий звук.

Польза от погремушек

Какую пользу несут игрушки-погремушки для новорожденных? Эти предметы предназначены для всестороннего развития младенца:

  • к концу четвёртой недели ребёнок начинает определять направление звука, попутно совершенствуя слуховые умения;
  • также совершенствуется и зрительный аппарат: ребёнок начинает вглядываться в игрушку, стараясь поймать глазками её перемещение;
  • вкладывая погремушку в детские ручки, родители развивают тонкую моторику пальцев, учат держать игрушку в ладошках.

В детских магазинах можно приобрести погремушки на любой вкус и размер, однако правильно будет учитывать возраст малыша, а также качество выбираемой продукции.

Многие мамы советуют на первое время запастись 2-3 погремушками. Для новорождённого малыша, большую часть времени проводящего во сне, такое количество игрушек – уже огромное изобилие.

Производители сегодня предлагают несколько разновидностей шумящих изделий. Все они предназначены для младенцев, однако не каждая подойдёт для новорождённого ребёнка.

Рассмотрим виды погремушек подробнее.

  • (с 0 месяцев). Их крепят над постелью, в коляске либо автомобильном удерживающем устройстве. Некоторые игрушки дополнительно оснащены музыкальным блоком. Поначалу ребёнок просто смотрит и слушает, а затем, в 3 месяца, начинает хватать элементы. Полезно знать! Для развития эмоциональной сферы ребёнку в полтора месяца можно подвешивать погремушки с изображением улыбающегося персонажа. Важно, чтобы были отчётливо видны рот и глаза.
  • Браслеты (с 0 месяцев). Надетые на ногу или руку браслеты способствуют развитию двигательных умений. Ребёнок станет активнее шевелить конечностями, желая услышать характерный шум. Нужно убедиться, что погремушка не пережимает конечность.
  • Мягкие (от 3 до 5 месяцев). Такие погремушки сшиты из различных по фактуре тканей, что способствует развитию тактильных ощущений. Также малышей привлекает необычный, «шуршащий», звук, который издаёт игрушка.
  • Кольца (от 3 до 5 месяцев). Изделие выглядит как брелок с ключиками, в роли которых выступают мелкие предметы. Сталкиваясь, они издают шум, который привлекает внимание ребёнка.
  • Носки (от 3 до 5 месяцев). Эти изделия надеваются на детские ножки, как и обычные носочки. Единственное отличие – в «мордах» животных, которые крепятся к носкам, имеются погремушки, развлекающие младенца.
  • Прорезыватели (от 6 месяцев). Такие погремушки представляют собой комбинацию игрушки и прорезывателя – устройства с охлаждающим гелем, обезболивающего дёсна при прорезывании зубов.
  • Булавы (от 4 месяцев). По обоим краям держателя находятся яркие шарики или забавные фигурки. Такие изделия идеальны для развития навыка захватывания предметов и их удержания.
  • На присоске (от 7 месяцев). Такие игрушки прикрепляют к обеденному столику, чтобы ребёнок смог их хлопать и трогать, однако сбросить их вниз не получится.

Традиционный вариант погремушек – фигурка на держателе. Как ручка, так и сама игрушка могут быть выполнены из различных материалов. Главное – выразительность и приятные ощущения.

Виды материалов

Чтобы ребёнок смог играть погремушками без рисков для своего здоровья, необходимо подобрать игровой аксессуар из правильного материала. Чаще всего «шумящие» игрушки делают из дерева, пластика, ткани и силикона.

Что лучше для новорождённого?

  • Пластик . Современные производители предпочитают именно этот материал для изготовления детских погремушек. Качественные пластиковые игрушки безопасны, отличаются разнообразием оттенков и форм. За ними очень просто ухаживать – достаточно помыть и просушить.
  • Дерево . Экологический и натуральный материал, обладающий приятной текстурой. Отличаются чистым и приятным звучанием и простотой в обращении. Единственный минус – достаточно большой вес, к тому же ребёнок может по неосторожности ударить себя деревянной погремушкой по голове.
  • Ткань . Чаще всего текстильные погремушки бывают из хлопка с велюровыми вставками. Наполнитель может быть любым. Огромный плюс – лёгкость и невозможность нанести себе травму. Однако такие изделия быстро пачкаются, их придётся постоянно стирать.
  • Силикон . Такой материал применяют при производстве погремушек-прорезывателей. Обычно наполнитель в силиконовых игрушках жидкий, поэтому важно следить за целостностью покрытия игрового аксессуара.

В первые месяцы жизни лучше всего давать ребенку силиконовые или тканевые погремушки. Младенец ещё только обучается управлять своими движениями, поэтому может нечаянно стукнуть себя по лбу любимой игрушкой.

С взрослением спектр материалов для погремушек существенно расширяется. К полугоду грудничок уже может забавляться с игрушками с разнообразной текстурой. Это способствует более быстрому развитию тактильных ощущений.

Какие игрушки нужны крохотному новорожденному? В первую очередь – безопасные.

А чтобы подобрать действительно полезную погремушку, необходимо соблюдать несколько правил при посещении магазина:

  1. Приобретение погремушек на рынке, с лотка, полностью исключено. Совершайте покупку только в специализированных детских магазинах или аптечных сетях. Важно убедиться, что товар сертифицирован и соответствует российским и международным стандартам.
  2. Перед покупкой игрушку необходимо понюхать. Выраженный химический «аромат» свидетельствует о низком качестве использованных материалов или красителей. Естественно, такие погремушки покупать нельзя.
  3. Внимательно осмотрите изделие. Необходимо убедиться, что у игрушки отсутствуют сколы, заусенцы, острые уголки и прочие дефекты, которые могут травмировать нежную кожу ребёнка.
  4. Цвет приобретаемой игрушки должен быть естественным, не «ядовитым». Чрезмерная пестрота и яркость – возможный признак некачественного изделия. Кроме того, для совершенствования зрительного аппарата подходят натуральные оттенки.
  5. Проверьте игрушку на громкость издаваемых шумов. Звучание должно быть приятным, нерезким, иначе дети напугаются и расплачутся. Кстати, самый приятный звук издают деревянные погремушки.
  6. Также можно проверить и вес приобретаемого изделия. Груднички не смогут удержать в руке предмет, вес которого превышает 100-граммовую отметку.
  7. Если вы хотите купить погремушку-прорезыватель, убедитесь в целостности игрушки, поскольку жидкий наполнитель при повреждении «контейнера» может вытечь.

Игрушки для новорождённых и ребятишек постарше должны быть цельными, без мелких элементов, которые способны отлететь и закупорить дыхательные пути малыша.

Погремушку можно дать уже трёхнедельному ребёнку, однако возьмёт он её только из-за развитого хватательного рефлекса. Конечно, говорить в этом случае о какой-либо самостоятельной игре не приходится.

Первые игрушки для новорожденного демонстрирует взрослый. Делает он это так, чтобы беспомощный и мало что умеющий ребёнок смог заметить и увлечься погремушкой.

Игрушку подносят к детскому лицу на расстояние в 25-30 сантиметров и передвигают её плавно из одной стороны в другую, немного позвякивая ею.

Так ребёнок сможет сфокусировать взгляд и услышать интересное звучание.

Длительность игры – не более 2 минут.

Двухмесячный малыш уже более развит, по сравнению с новорождённым ребёнком. В возрасте двух месяцев мама может вкладывать погремушку в детскую руку, чтобы кроха учился удерживать игрушки, манипулировать ими (например, подносить ко рту для изучения).

Трёхмесячный ребенок начинает становиться всё более умелым и самостоятельным. Он уже способен взять игрушку из маминых ручек, зажать её в кулаке и тщательно осмотреть. Некоторые дети пробуют ею греметь, удивлённо замирая при услышанном звучании.

Во сколько месяцев малыш начинает держать игрушки?

Как уже было отмечено, великолепно развитый рефлекс хватания позволяет ребёнку держать маленькие предмет буквально с первых дней. Если родитель даст ему пластиковое кольцо, новорождённый мгновенно схватится за него и начнёт удерживать.

Подобные действия проходят без контроля сознания. Точно так же ребёнок берёт в захват материнский палец или одежду. Причём сила его хватки настолько велика, что приходится порой разжимать детские пальчики, чтобы освободить предмет.

Невзирая на тот факт, что держать игрушки ребёнок способен с самого рождения, манипулировать ими он ещё не в состоянии. В таком возрасте крохи даже не понимают (и не видят), что за предмет находится у них в руках. Действуют они исключительно рефлексивно.

Погремушки-подвески могут случайно задеваться руками, после чего ребёнок начинает изучать неожиданной качающийся и шумящий предмет. Однако опять же эти действия нельзя назвать игрой. Кроме того, подобные моменты могут испугать малыша, поэтому следует подвешивать игрушки повыше.

Осознанное держание и удерживание игрушек начинается в трёхмесячном возрасте. Если вложить в детскую ладошку погремушку, она тут же окажется во рту – с целью изучения и знакомства. Ребёнок в 3 месяца внимательно разглядывает игрушку, однако трясёт ею неосознанно, не понимая принцип её действия.

Полугодовалые ребятишки уже отлично ориентируются в особенностях работы погремушки, с большим удовольствием стуча ею по любым поверхностям. В том числе и по своему лбу. Именно поэтому не следует давать малышам тяжёлые игрушки, так вы избежите шишек и синяков.

Когда малышу исполнится четыре месяца, он начнёт брать игрушки самостоятельно, без подсказок взрослых.


Можно отметить несколько этапов в прохождении этого действия:

  1. В возрасте четырёх месяцев ребенок начинает хватать предметы, расположенные на уровне его глазок. Он удерживает погремушку обеими ручками и целенаправленно тянет к себе для повсеместного изучения. Малыши также стучат по подвескам, потрясают погремушками для извлечения звука.
  2. Когда ребенок немного подрастёт (после 5 месяцев), то начнёт брать предметы с поверхности постельки или пеленального стола обеими руками. Поднятая игрушка тщательно изучается, малыш пробует ею играть. Пока большинство манипуляций совершается двумя ручками.
  3. Полугодовалый ребёнок берёт желаемый предмет из любого положения: лёжа на спинке, животике или боку. Кроха берёт погремушку одной ручкой, вторая в этот момент может удерживать другую игрушку. Ребенок в 6 месяцев самостоятельно играет погремушками, причём у него появляются любимые игрушки.

Когда ребёнок достигнет того возрастного периода, в котором его навыки позволяют брать желаемый предмет, необходимо начать «ревизию» потенциально опасных вещей, окружающих малыша.

Не многий карапуз удержится от многочисленных соблазнов: ведь хочется и изучить вкус маминого крема, и взять со стола блестящую вилку, и попробовать на вкус хвост или лапу кошки, проходящей мимо. Жажда познания – воистину великая вещь!

Погремушки – это первые игрушки малыша, появляющиеся дома. Шумящие предметы призваны вызвать у новорождённого ребёнка начальный интерес к окружающей среде и получению информации.

Чтобы развитие грудничка с первых дней походило правильно, необходимо приобретать только безопасные погремушки, подходящие ему по возрастным показателям. Познавайте окружающий мир без проблем!

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Дети проявляют интерес к гремящим и ярким игрушкам с первых месяцев от рождения. Погремушки развивают слух, внимательность, визуальное и тактильное восприятие. С их помощью можно отвлечь младенца, научить концентрироваться на предмете. Кроме игры, такие аксессуары помогают малышу справиться с зудом десен и предотвращают его плач. С какого возраста можно давать погремушки ребенку, подскажут родителям сотрудники интернет-магазина «Дочки-сыночки».

В каком возрасте ребенок берет погремушку






Пластиковые и резиновые игрушки должны быть удобными для держания и комфортно помещаться в маленькой неокрепшей ручке. Младенец с рождения может хватать предметы, которые находятся непосредственно возле ладошки, (хватательный рефлекс врожденный), на третьем месяце жизни он начинает осознанно тянуться к ярким игрушкам. Для начала можно предложить ему безделушки, изготовленные из гипоаллергенного мягкого текстиля.

Например, бренд Tomy предлагает шуршалки и погремушку-пищалку в виде забавного страуса. Эту тряпичную птицу легко удерживать в крохотной ладошке. Безопасность гарантирована отсутствием острых деталей.

До 3 месяцев отличным вариантом являются игрушки, которые одеваются на ножку или ручку грудничка. Делая произвольные движения, младенец будет развлекать себя. Его внимание какое-то время будет сконцентрировано на красочной интересной зверюшке. Такие изделия не развивают моторику, но отлично подходят для развития визуальной восприимчивости, внимательности и концентрации малыша.

Кроме того, первые погремушки успокаивают ребенка. Шум, который они издают, переключает внимание младенца, заставляет его прекратить крик и прислушаться, а потом и рассмотреть новый необычный предмет.

Таблица 1. Разновидности погремушек для младенцев и их назначение
Тип погремушек Материал Особенности Основные бренды
Музыкальная Экологичный пластик, текстиль Воспроизводят веселые мелодии и колыбельные при контакте с водой либо с помощью легкого оттягивания колец. Развивают звуковое восприятие, помогают уснуть. Chicco, Ouaps, Happy Baby, Leader Kids
Пищалка Текстиль Издает писк при нажатии на часть игрушки. Способствует развитию мышц пальцев и органов слуха. Помогает формировать образы. K’s Kids , Tomy, Fehn
Стационарная Текстиль, силикон, пластик Одевается на конечность ребенка. Тихо гремит при движениях ручками и ножками. Браслет используется для постоянной концентрации на одном предмете. Хорошо успокаивает. Tomy, «Жирафики», 1 Toy
Прорезыватель Пищевая резина, термоэластомер, силикон, пластик Для детей после 3 месяцев, у которых начинают резаться зубки. Предназначен для стимуляции и массажа десен. Отлично заменяют пустышку. Tiny Love , Dr. Brown’s, Pigeon, Canpol, «Ням-Ням»
Развивающая Пластик, текстиль Показана для детей с 6 месяцев. Развивает образное и логическое мышление. После годика учит считать, складывать детали по цвету. Leader Kids, Ibb, Fisher-Price, Chicco

Важно!

Первые игрушки должны быть яркими, рельефными и иметь четкие контуры для правильного формирования младенцем первых образов. С каждым месяцем можно увеличивать количество элементов и постепенно усложнять игрушку.

С какого возраста ребенок играет с погремушками

Активно играть с привлекательными предметами малыш начинает примерно в полгода. В это время он отдает предпочтение многокомпонентным погремушкам, которые можно изучать, складывать, двигать по поверхности, нажимать на них, чтобы слушать звуки и мелодии. С 12 месяцев дети уже имеют свои пристрастия и симпатии, поэтому могут сами выбирать любимые игрушки.

Мнение эксперта

«Производители предлагают множество продукции, которая способствует интенсивному развитию логического мышления, памяти, внимания. Консультанты нашего магазина подскажут, с какого возраста нужны погремушки, стимулирующие умственное развитие грудничка. Мы советуем родителям обращать внимание на самые интересные образцы, например, развивающий набор от Leader Kids для мальчиков и девочек с шести месяцев. С каждой новой игрушкой ребенок получает новый опыт и делает шаг в развитии».

Специалист интернет-магазина «Дочки-Сыночки»
Леонович Юлия

Выводы

В погремушках дети нуждаются с первых недель после рождения. Они отлично помогают познакомиться со звуками и картинками, которые возникают перед глазами младенца. После закрепления хватательного рефлекса игрушки улучшают моторику. После 6 месяцев современные погремушки развивают логику, правильно формируют образное восприятие. Музыкальные игрушки хорошо убаюкивают, а прорезыватели выручают при зуде и опухлости десен.

У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Вспомните, какая она была? Это был плюшевый заяц, медведь или пес, которого вы обнимали перед сном? На самом деле первой и очень важной в жизни игрушкой была погремушка. Она важна потому, что именно с погремушки для новорожденных начинается процесс обучения и развития малыша.

Все молодые родители задаются вопросом: с какого возраста новорожденным нужны такие игрушки? И не зря существует старинная традиция – дарить ее на рождение ребенка. Конечно же, в первые месяцы жизни малютка не сможет самостоятельно играть с ней, поэтому стоит купить такие погремушки, которые подвешиваются на кроватку или коляску. Вешать их нужно на расстоянии 40-60 см от лица ребенка, чтобы он смог сфокусировать на них взгляд. Также в этом возрасте уже можно играть в простые игры с помощью погремушки – водить ей перед лицом малыша, побуждая его следить за ней взглядом и вертеть головой.

В первый год жизни активно формируются связи в мозге ребенка, поэтому даже крохотному младенцу важны самые разнообразные впечатления, которые и будет давать ему яркая и звонкая погремушка.

Разнообразие

Для того чтобы малыш гармонично развивался, получал представление о разных свойствах окружающих его вещей, родителям рекомендуют выбирать погремушки различных форм, цветов и размеров. Также их необходимо менять время от времени.

Современный рынок с лихвой может обеспечить кроху разнообразными игрушками, а значит, и впечатлениями. Далее мы поговорим о том, какие бывают погремушки, каково их предназначение, и вы увидите их на фото.

Погремушки-подвески

Их можно закрепить на кроватку, коляску или манеж с помощью специального кронштейна. Они могут быть сделаны из самых разных материалов – быть жесткими или мягкими, большими или маленькими, однотонными или с рисунком. Главная их особенность – это яркий (но не кислотный) цвет. С помощью такой игрушки новорожденный малыш учится фокусировать взгляд на ярком пятне. Так развивается его зрение.

Музыкальная карусель (мобиль)

Также является подходящим вариантом для младенцев. Она развивает у малыша умение следить за предметами, движущимися по кругу, и прислушиваться к тихой мелодии. Элементы мобиля можно снять и использовать отдельно.

Браслеты или носочки

Это также очень хороший вариант для новорожденных, когда они еще не умеют осознанно держать предметы в руках и управлять своим телом, но могут научиться этому, прислушиваясь к звукам, издаваемым такими игрушками, закрепленными на ручках и ножках с помощью липучек.

Погремушки-грохотушки

Состоят из свободно перемещающихся по кольцу фигурок разной формы. При потряхивании эти фигурки создают шум, который очень нравится маленьким деткам. Кроме того, такие погремушки формируют у малютки умение передвигать руками нанизанные предметы. С их помощью, а также с помощью погремушки с бусинами на шнурке, ребенок учится целенаправленно совершать движения руками под контролем взгляда. Такие игрушки подходят ему со второго полугодия первого года жизни.

Погремушка на присоске

Удобно использовать во время кормления подросших чад, прикрепив ее к столику. Карапуз не сможет сбросить ее на пол, но сможет играть с ней и радоваться. Он не будет капризничать, а значит, лучше поест.

Другие виды погремушек

  • Погремушки без ручки могут быть любой формы. Они даются ребенку в руки и способствуют развитию мелкой моторики.
  • В период прорезывания зубов будут очень полезны специальные погремушки-прорезыватели. Они могут быть разной формы, с охлаждающим гелем или без него, с гладкой или рельефной поверхностью. Материал, из которого сделаны прорезыватели, достаточно мягкий и не поранит десны малыша, но, в то же время, достаточно твердый, чтобы кроха мог погрызть и пожевать игрушку.
  • Для карапузов постарше подойдут погремушки с кнопками.Кроме шума, эти погремушки при потряхивании могут пищать или даже издавать мелодию, если нажать на кнопку. Бывают с подсветкой.
  • Подросшему крохе уже будет интересно играть с мягкими игрушками-погремушками. Они сделаны из разных, приятных на ощупь материалов. Внутрь них зашита капсула с гремящими шариками. Также вся игрушка может быть заполнена сыпучими элементами разного размера. Они не только приятно шуршат, но и помогают развить тактильную чувствительность, когда ребенок сжимает игрушку.
  • Погремушки с запахом помогут развить обоняние у новорожденных. Так, например, латексные могут иметь запах клубники или ванили, а деревянные – пахнуть хвоей. Однако если вы заметили у вашего крохи аллергию, то их лучше не использовать.

Погремушка, сделанная мамой

Конечно, лучшее, что вы можете дать своему малышу – это любовь и забота, но если вы хотите сделать ребенку подарок, напоминающий о детстве и о тепле маминых рук, то вы можете подарить ему погремушку, сделанную своими руками.

Вы можете дать волю фантазии и использовать для изготовления абсолютно разные предметы и материалы. Например, связать ее из шерсти или сшить из приятной ткани; заполнить бисером, разными крупами и семечками. Можно самим разрисовать маленькую заготовку для матрешки и приспособить ее в качестве погремушки.

Научно доказано, что мамино лицо – это первое, что ребенок начинает видеть своими глазками, поэтому вы можете сшить малышу погремушку в виде веселого личика, она будет радовать и успокаивать кроху.

Делаем правильный выбор

Все, что окружает новорожденных с первых дней жизни, оказывает огромное влияние на их дальнейшее развитие. Как мы видим, разновидностей погремушек очень много, и все они обладают различными, полезными для детей свойствами, и, конечно, родителей волнует вопрос: как правильно выбрать погремушку?

Новорожденный малыш совсем беззащитен перед окружающим его большим миром, поэтому первое, на что должны обращать внимание родители, покупая любой товар для ребенка – это его безопасность. Делая покупку, обращайте внимание на следующее:

  • хорошая погремушка должна быть прочной, не иметь мелких, легко отрывающихся деталей;
  • она должна быть гладкой, без швов и острых углов;
  • краска должна быть качественной – не слазить с игрушки и не оставлять следов;
  • игрушка не должна иметь постороннего неприятного запаха.

Не экономьте денег, покупайте только в проверенных магазинах и требуйте у продавца сертификат качества на данный товар. Тогда вы сможете быть уверенны в том, что первая игрушка принесет малышу только радость.

Чтобы погремушка для новорожденного способствовала развитию различных навыков, обращайте внимание на:

  • конструкцию игрушки – младенцу должно быть удобно держать ее в руке, и она не должна быть для него слишком тяжелой;
  • звук – он должен быть не резким, но достаточно громким. Обязательно выберите несколько погремушек с разными звуками: бубенчиками, шариками, мелодией или звуками природы;
  • цвет игрушки должен быть достаточно ярким, так как пастельные тона просто не привлекут внимание младенца. Также малышам очень нравятся прозрачные экземпляры, внутри которых можно увидеть разные перекатывающиеся фигурки.

Растет малыш – меняется интерес

Как мы уже убедились, погремушка – полезная для новорожденных вещь, но остался один вопрос: с какого возраста и какой именно вариант данного развлечения подойдет ребенку?

  • Внимательно следить глазами за ярким предметом новорожденный может уже с двухнедельного возраста. В это время малыш также может удержать в кулачке небольшой по размеру предмет, за счет развитого хватательного рефлекса.
  • Трехмесячный малютка уже осознанно удерживает погремушку в руке, начинает размахивать ей и тянет в рот.
  • Также он начинает понимать форму и цвет игрушки, хорошо реагирует на звук, и некоторые из них становятся любимыми.
  • Примерно в четыре месяца крохе понадобятся погремушки-прорезыватели.
  • Если вы носите ребенка в слинге, то с пяти месяцев ему можно давать мягкие игрушки, чтобы малыш был занят своими делами и не отвлекал маму.
  • Шестимесячный карапуз осознанно и с удовольствием играет со всеми своими погремушками.

Теперь мы знаем, что погремушка – это не просто игрушка, а первый предмет, через который малыш может узнать многое об окружающем его ярком, разнообразном мире, наполненном звуками, запахами и ощущениями. Радуйте ваше чадо разными играми, развивайте его и радуйтесь вместе с ним его новым умениям.

Советуем к прочтению: .

Первые месяцы жизни - то время, когда ребенок развивается с невероятной быстротой! Буквально каждый день он осваивает что-то новое: вот впервые заметил погремушку в маминой руке, или улыбнулся, или повернул голову на звук знакомого голоса, или протянул к игрушке ручку... Малыш осваивает большой и непонятный мир всеми доступными ему способами: прислушивается, рассматривает, пробует на вкус, ощупывает. Задача взрослых - предоставить маленькому исследователю самые разные объекты для изучения. Лучше всего для этой задачи подходят первые игрушки маленького ребенка.

Впервые 2-3 месяца жизни кроха еще не способен играть: он не может брать и удерживать в руках погремушки, не понимает, как извлекать звуки из развивающих панелей. Однако можно развлекать и развивать малыша при помощи мобиля. Это музыкальная подвеска-каруселька над детской кроваткой. Наблюдая за движущимися фигурками, прислушиваясь к звукам, малыш тренирует зрение и слух, учится концентрировать внимание. Мобиль, как правило, покупается один и используется на протяжении нескольких месяцев. По своему устройству первые карусельки бывают двух типов: механические и электронные. Механические мобили требуется заводить каждые 2-3 минуты. Это не очень удобно. Кроме того, у таких мобилей всего одна мелодия. Электронные же игрушки работают от батареек, их достаточно просто включить, и они будут развлекать малыша гораздо дольше -15-20 минут. Часто в подобных подвесках есть несколько музыкальных композиций на выбор. Только учтите: такие модели обычно тяжелее механических и нуждаются в более надежном креплении.

1-2 месяца

Можно вешать мобиль на кроватку и раньше, с 2-3 недель, но, как правило, малыши начинают обращать внимание на подвешенные первые игрушки примерно с месячного возраста. Расположите карусельку так, чтобы игрушки висели на расстоянии 30 см от глаз ребенка, но не над головой, а на уровне груди. Так малышу легче сфокусировать взгляд на предмете. Даже если он подолгу завороженно смотрит на летающие самолетики или кружащихся слоников, не стоит пока включать карусельку надолго. Движение и звук могут переутомить нервную систему малыша и вместо успокоения вызвать плач. Лучше пока вешать мобиль на 3-5 минут, а потом снимать, давая малышу возможность отдохнуть.

2-4 месяца

Малыши уже явно реагируют на мобиль: выражают радость, слыша знакомые звуки, внимательно следят за движением фигурок, поворачивают голову. Включайте карусельку, когда ребенок лежит в кроватке. Попробуйте использовать игрушку в качестве «усыпляющего» средства: многие малыши под нее засыпают. Для этой цели хороши мобили с функцией проектора. Они проецируют на потолок некое подобие мультфильма: под спокойную музыку над головой медленно двигаются разные картинки. Малыши заворожено смотрят на такое вечернее волшебство. Но здесь нужно внимательно наблюдать за поведением маленького зрителя. Некоторые ребятишки успокаиваются от подобных «мультфильмов» и хорошо засыпают. Другие же, наоборот, бурно реагируют и перевозбуждаются. Таким малышам лучше не включать проектор перед сном.

4-6 месяцев

В этом возрасте малыши по-прежнему с удовольствием наблюдают за мобилем. Но теперь они активно тянутся к игрушкам. Так что мобиль станет еще и стимулом для развития двигательной активности. Только следите, чтобы каруселька была надежно закреплена: многие детки уже начинают приподниматься, удерживаясь за прутья кроватки. Дотянувшись до подвески и ухватив игрушку, маленький ребенок может стянуть мобиль на себя. И в результате получить травму или испугаться. После полугода мобиль теряет свою актуальность. Но если крохе нравится засыпать под привычные мелодии, можно оставить подвеску над кроваткой и дольше.

Погремушка

Погремушка - важнейшая развивающая игрушка. Она очень полезна, поскольку стимулирует слух, зрение, тактильную чувствительность, координацию движений, мелкую и крупную моторику и мышление. Чтобы погремушки принесли малышу максимум пользы, нужно их правильно подобрать.

До 2 месяцев

Примерно с месячного возраста малыш уже замечает яркую погремушку в руках взрослого. Постепенно кроха научится фокусировать взгляд на шумной игрушке, а чуть позже станет следить глазами за ее движением, если мама будет медленно перемешать ее то вправо, то влево. Главное, чтобы погремушки были достаточно крупные, яркие и не слишком громкие (чтобы не напугать малыша). Можно попробовать надевать на ручки и ножки маленького ребенка мягкие браслетики с бубенчиками. Он будет двигаться, а бубенчики станут звенеть, привлекая внимание крохи. Только следите за реакцией ребенка. Случается, что детки вздрагивают от резких звуков погремушки. Тогда игру с браслетиками лучше отложить.

2-5 месяцев

Малыши начинают не просто разглядывать погремушки, а проявлять к ним живой интерес - они тянутся ручками, а чуть позже хватают игрушки. Для самых маленьких погремушки должны быть легкими и небольшими, но при этом удобной формы, чтобы неумелым пальчикам было проще их удерживать. Ради эксперимента купите несколько игрушек разной формы и по очереди вкладывайте в ручку маленького ребенка (особенно удобны погремушки в виде маленьких гантелей). Еще малышам нравятся погремушки-гирлянды со всевозможными фигурками, которые можно натянуть между бортиками кроватки. Располагайте гирлянду над грудью малыша таким образом, чтобы кроха смог поднять ручки вверх и дотянуться до игрушек. Сначала кроха станет только рассматривать фигурки, потом - случайно задевать их ручками или ножками. Игрушки будут издавать звуки, а малыш - радоваться. Очень скоро он научится тянуться к гирлянде целенаправленно и греметь вполне осознанно. Но не забывайте о безопасности: покупайте гирлянду подходящей длины и с надежными крючками-креплениями.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то