Отчитка у о сергия. Изгнание бесов в троице-сергиевой лавре

    • Вы пишите что надеялись получить ответы и встретить хорошего духовника, Отец Герман не волшебник и не ясновидящий. Он такой же человек как и все люди. Духовника найти за один день не возможно. Еще пишите что хотели получить "благодать и исцеление" . Откуда Вы знаете что Вы не получали благодать? Вы посещали святое место, По вашему это не чудо? Есть люди которые годами мечтают побывать В Свято Троицкой Сергиевой Лавре и не имеют такой возможности. А вам Господь дал эту возможность. А вы что сделали? После пощения Лавры, призываете людей туда не ходить. Так Вы веруете в Бога? Вы разве не знали что благодать и исцеление даются по ВЕРЕ ВАШЕЙ? а следовательно, Если Вы не получали исцеления, значит ВЕРА ВАШЕ СЛАБА НУ ИЛИ БОГУ ЭТО НЕ УГОДНО!!! Нормальный православный человек всегда выходит из Святого места с большой радостью и благодарностью БОГУ, а тот в которого дъявол вселился, пребывает в смущении и всем недоволен. Ложь и клевета - плоды врага человеческого.

      • Хорошо сказали. Правильно. Сколько раз бывала в этих местах: никогда не раздражали лавки, туристы и т.п. А храм Петра и Павла очень мощный и людям бесноватым там действительно некомфортно.

        Спасибо за ответ, а то так сильно написано молодым человеком, что повлиять может на людей своим отзывом.

      Ещё пишите что на мощах "кладут деньги и это кощунство" . Не врите! Никто на мощах деньги на кладёт. у батюшке есть небольшой стол. на нём он ставит молитвослов и крест. Вот на этом стольчике люди и жертвуют кто как может.

      И когда Господь говорил о волках в овечьей шкуре, он имел ввиду таких как ВЫ. Приходите к Богу, а потом плюёте в его дом. Так поступает дъявол. Никто не виноват в том, что бывший муж вашей "любимой" , избивал её. Перед браком и венчанием надо было хорошо подумать.а не винить в этом отца Германа. А если уж говорить о развенчании, то этот вопрос может решить только правящий архиерей. Никакой священник в этом вопросе НЕ ПОМОЖЕТ. Это подвластно только архиерею. Обратитесь в епархию по месту венчания (проживания).

    На самом деле все естественно. Чем занимаются попы по сути - сношают мозги глуповатым овощам. Со временем это надоедает и попы начинают сношать во все остальные места. Поэтому 9 из 10 попов - педофилы, десятый - гомосексуалист. Все логично тут.

      • Дурак ты Сергей, причем тут любовь к Родине и целование грязных рук попам? Это совершенно разные вещи. Вот поклонение жидовскому идолу совсем это как раз и есть богохульство! А на Руси всегда были свои боги а жыды нам огнем и мечом навязали свою веру 1000 лет назад. Твои предки погибли за свою веру а ты баран пошел в стойло.

        Внимательно перечитайте ещё раз обращение автора, там не о Боге, а о месте, превращённого в вертеп и бизнес.

        • ТАМ О МЕСТЕ И СВОЁМ ОТНОШЕНИИ К ЭТОМУ МЕСТУ. А ТАК ПИСАТЬ МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК ТОЛЬКО МАЛОВЕРУЮЩИЙ.

      Александр Петрович, Доктор философии, вероятно Вы сами десятый- гомосексуалист. А рядом с попом вам и за километр не стоять. Попы делают свою работу- очищают ауру глуповатым людям. Вот тут как раз всё логично. Прошу прощения,если не понравилось.

      • СОГЛАСНА С ВАМИ -Я ТОЖЕ ТАК ПОДУМАЛА

        Тебя надо докторской степени лишать и гнать метелкой из науки!

    Все это случилось с тобой чувак -потому что люди" ЛОЖАТ деньги " ,о мои глаза!!!,конечно бизнес ты думал что тебе,наивный ей богу...дома сел и помолился если прижало, бегает он смотрит что куда ЛОЖАТ)))

    уважаемый молодой человек, ключевые слова в вашем сообщении - "мне помог батюшка", помогают не батюшки, а Господь по вере и молитвам человека, вы приехали лишь за чудом в Сергиев Посад, ожидая, что оно свалится само собой, но для этого надо и потрудиться, а не клеветать так откровенно, как же вам не стыдно писать, что на Мощи Преподобного деньги кладут, кто-то прочтет и может поверить, ни разу такого не наблюдала, более того там все свечи бесплатны и записки тоже, а насчет продажи на территории, людям которые там трудятся тоже на что-то жить надо, у них есть семьи, я очень рада, что там продают книги, очень много редкого материала.
    Отец Герман - светлейший человек, благодаря его проповедям наша семья в свое время зажглась верой, лично видела, как он кормит нищих в отдельной столовой, что касается платных услуг еще раз повторю - мирским людям, работающим в храме, надо на что-то жить, все это бросается в глаза только тогда, когда люди вот так по отзывам приезжают на отчитку (часто без благословения) и относятся к храму как к должнику, вот я такой прекрасный пришел, стелитесь передо мной, улыбайтесь, соответствуйте моим ожиданиям, забывая, что храм - это собрание кающихся грешников, а не святых и для тех, кто считают себя православными, осуждать батюшек - величайший грех, с них Господь спросит гораздо больше, чем с нас. И открою вам секрет, если венчались - то это на всю жизнь, что Господь сочетал... Скорее всего девушка ваша и вы сами живете в блуде, только блудников отец Герман мог назвать преступниками, не для осуждения, а для обличения такого греха, надо делать выводы, а не жаловаться, задумайтесь, отчего после отчитки вам стало плохо.... Помоги Вам Господи.

    • Нет, он хотел единения с Богом в тишине, таинства благодати, возможно беседы с батюшкой- а на деле вышел охреневший от реальности цинизма нашей РПЦ!

    Пусть к вам придёт умиротворение и покой, тогда вам не будет дела до того, что вы описывали. Я таких вещей не замечаю, стараюсь видеть добро в окружающем.

    Вы всю жизнь грешили и решили исцелиться за один час! Вы со своей женщиной святые,а все дураки и грешники! Воцерковитесь,почитайте Псалтирь,молитвы,акафисты,потрудитесь над собой и Господь вам обязательно воздаст! Отчитки отца Германа имеют великую силу и по милости Божьей люди исцеляются.Не судите никого,не трактуйте все на ваш лад! Ваша девушка выбежала из храма не имея смирения и рассуждения. Вам двоим не понравилось,что отец Герман указал на ваши грехи.Дай Бог,чтобы Господь открыл ваши духовные очи и тогда вы посмотрите на все другими глазами.Дай Бог,чтобы благодать Божья коснулась вашего сердца и чтобы вы испытали эту великую радость! Вам надо найти духовника,который поможет вам воцерковиться и многое понять! С Богом! Ангела Хранителя!

    Антон, понимаю ваше негодование. Но критично относиться нельзя ни к кому, если вы православный. Понимаю что такое обращение не приемлимо для свещеннослужителя. Но и обвинять за это отца Германа нельзя. Вы незнаете что такое отчитка и что от неё случиться может с человеком. Этим занимается не каждый свещеннослужитель, а только по благословению. Прочтите об этом и всё поймёте. Хорошая книга Тихона Шевкунова "Не святые Святые." Раньше я тоже думала как вы. Свещеннослужители тоже люди.... и сколько исповедей им преходиться выслушать в день и не всегда адекватных... Нормальный человек с ума сойдёт... Они врачи нашей души... Как и врачи тела бывают разными.... Послушайте лекции протоиерея Андрея Ткачева и протоиерея Владимира Головина..... Очень умные Батюшки. Храни вас Господь и Благодати вам Божьей.

    И посмотрите документальный фильм. "Обитель Сергия. На последнем рубеже. Телеканал звезда." К нам в город вы едите за чудом. А чудо это Сергий Радонежский. Если бы вас не отталкнул тогда отец Герман. Нашли бы вы батюшку в Белоруссии. Поверьте всё в нашей жизни по воле Божьей если мы истинно доверяем его вере. А мы надеемся на свою волю. Господь от нас отходит и дает место другим силам... Гордыни в нас много и нет смирения... А то что вашу девушку оскорбил отец Герман. Вина и её в этом есть. Замуж она шла по своей воле и венчалась тоже. Силком её никто туда не тянул. Она должна была думать до того как принимать решения. Семья это ответственный шаг. И надо взвешивать все за и все против. И не принимать влюбленность и страсть, за любовь. Знаю о чём. пишу. И Храни вас Господь.

    Что значит слово "ЛОЖАТ "? Может быть все таки "КЛАДУТ"?

    Очень атмосферная служба. Бесов действительно изгоняет. Спасибо.

    Крестились по соседству.. Поп был немытый, нечесаный, сальный, во время своего бубнения постоянно зевал, забывал текст- вобщем, обосрал все таинство...как каторгу отбывал- сразу видно, двоечником и прогульщиком был. Не прощу никогда!!!

    Будьте терпимее друг к другу...

    Будте терпимее и уважайте друг друга. То, что все могут высказываться, очень хорошо!

    Неужели вы все слепы,.........попы наемники неистово и лукаво и умело высасывают из вас денежные ресурсы, прикрываясь Христом и благочестием которого ни когда не имели насилуют Ваши души, врут и сбивают с пути. Сколько не дай все МАЛО. Опомнитесь.

    Я пьлюю и смаркаю на вас грешники

    я раньше этот храм любила -времена такие сейчас, мне в этом храме нахамили священник и теперь я больше не хожу в этот храм. Да и в городе стараюсь в этом не ходить в храмы:грубовато, нагло, навязчиво...к Богу эти вещи отношения не имеют

    • Там постоянно хамят женщины, которые работают. И за все дерут денег. Я, честно, вообще не понимаю, почему мы должны платить таксу за крещение ребенка. Неужели, без денег нельзя принять веру.? Я отдала в 14-м году им 1500 рублей за крещение. Больше не хожу туда.

      АЛЁНЕ. Наверное, как на себя в зеркало посмотрела," нагло, грубовато, навязчиво"
      Слышала звон,а не знаешь, где он- это твои отношения с Богом

      • Затолбали религиозные фанатики!!! Иди просвирку съешь и запей кагором, мож добрее будешь!!

    Вы знаете,что он сказал этой девушке на коляске,которую мучают бесы?Я всё знаю.Знает всё только Господь Бог.А о.Герман Бога не боится и греха тоже.На него уйма народа пишут жалобы Патриарху Кириллу.Но наш Патриарх-тоже не от Бога.Сейчас такое время,что надо смотреть каковы священники.Истинный Пастырь никогда не выгонит человека-инвалида тяжело бесноватого с отчитки.Истинный Пастырь душу положит за своих прихожан.А жта девушка ходит.Правда,бес из неё так и не вышел за 19 лет.Мучает.Потому что нигде отчиток нет.Поэтому,люди и собираются туда толпами.У меня просьба-может где-нибудь в России есть благодатный батюшка,который может изгонять бесов.Я вообще боюсь,что париарх Кирилл разрушит всё.И пишите мне что хотите.Про о.Германа знают все.Все руководители паломнических групп знают о том,что о.Герман не занимеется тяжелобесноватыми людьми,а выгоняет их с отчиток,чтоб бес не кричал.А как он думал изгонять бесов,в стерильной тишине?Я 15 лет езжу по монастырям,и мозги мне промыть нереально просто.Батюшек,умеющих изгонять бесов,-в России нет после о.Ипполита,который был в г.Рыльске.Если кто-то знает хорошего батюшку,благодатного,умеющего изгонять бесов,-пожалуйста,напишите на почту natali.kucherenko78.inbox.ru.
    А Антону советую обратиться в Епархию за развенчанием.И не слушать советов людей,которые поощряют о.Германа.У него есть фан-клуб из людей,которым помог не он,а чин отчитки святых 4 века.Это благодатные молитвы.И кто не боится,-может читать их сам.Дай Бог о.Герману спастись.В чём я очень сомневаюсь.Бог всё видит и за всё будет отвечать данный"пастырь".

    Люди,этот о.Герман-аферист чистой воды.И когда вы это поймёте?У него бизнес на заклинательных молитвах.Вместе с братками....В 2006 г его вообще мафия пасла.А все к нему ездят не потому,что он помогает,а потому что такой чин не имеет права читать никто в России,и всем священикам в Росии запрещают отчитки,чтобы из вас выкачать деньги.Реальных тяжелобольных людей о.Герман выгоняет.Одной девушке сделали насмерть и мама её на инв.коляске привезла кричащую(кричал бес 20 ч в сутки),девушку силела на коляске 10 лет.В такси ехала лёжа.Служащие храма Петра И Павла бегали за её мамой,чтобы её мама не смела привозить её туда,так как они там думают,что бес выскочит и перейдёт на них.О.Герман-аферист,и его прикрывает сам Патриарх.И у него бизнес на отчитках.А наш Патриарх Кирилл запрещает отчитки везде.В Курско-Коренной Пустыни батюшке запрещают читать весь чин,чтобы люди ездили к о.Герману.Запрещает курский владыка по начтоянию Патриарха.А о.Герман берёт отчитывать тяжело бесноватых за деньги.А у кого денег нет-тем говорит ты притворяешься,как тебя не стыдно.Как не стыдно ему было выгнать девушку-колясочницу,бесноватую?Он в Лавре отчитывал в 2006 г.И о.Герман пойдёт прямиком в ад.Там и правда логово сатаны.А больше отчиток нет...Есть толтко молебны в регионах России.А если б Патриарх Кирилл разрешил чин отчитки,-не было бы бесноватых,не лежали они по психушкам.Так вот ту девушку,которую он выгнал благословил старец Илий на отчитку.Её мама так правды и не добилась.И бедная девушка 19 лет мучается от бесов,благодаря тому,что её выгнал с отчитки о.Герман.Испугался её бесов.Я знаю,что говорю.Сама там жила,и все люди говорят,что у него бизнес,что он связан с мафией.Никого он не исцеляет.Если кому-то становится легче,-то это от чина отчитки,составленного в 4 веке.

    Покайесь грешники пока не поздно вас всех поглотит гиена огненая. Срочно в храм бегите и не забывайте жертворать желательно побольше. Иначе все сдохнете погохульцы Аминь Аминь Аминь

    Заходила в этот храм. Ничего хорошего сказать не могу. Была одета в удлиненную куртку,так на немя набросились там, мол олень юбку или уходи. Ну что это за отношение, я пришла к Богу, а не к ним. Так что ничего хорошего не увидила я там, потому что не попала в храм.

    • Указатели общественных туалетов помню. Силуэтом, фигурой все показано там.

      ты к в храм к Богу еще голой зайди и доказывай свою правоту

      А ты, мразь, к Богу в таком виде не ходи, тебя предостеречь от ответственности перед Ним хотят.

      • Василий, выражайся культурно, право оскорблять девушку, даже если она и не права тебе никто не давал!!!

        самое главное отличие религиозных фанатиков от истинно верующих людей - их злоба и ненависть к тем, кто хоть какие то огрешки делает. И, главное, думают наивные, что такая "любовь" к Богу им зачтется.

        Что за обращение? Ужаз какой!

        кошмар какой вы же верующий человек.разве можно так оскорблять людей.ЛЮДИ К БОГУ ПРИХОДЯТ И НЕ ВАЖНО В ЧЕМ ЧЕЛОВЕК ОДЕТ МОЖЕТ ОН И НЕ СОБИРАЛСЯ В ЭТОТ МОМЕНТ В ХРАМ И ВДРУГ ЭТО СТАЛО ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО,ЧТО НУЖНО БЕЖАТЬ ЗА ЮБКОЙ.Я СЛУЧАЙНО ЗАШЛА НА ЭТУ СТРАННИЦУ ИСКАЛА ЧУТЬ ДРУГУЮ ИНФУ И СЕЙЧАС ЧИТАЮ И ПРОСТО В ШОКЕ.ЗЛЕЕ И АГРЕССИВНЕЕ ЛЮДЕЙ Я ЕЩЕ НЕ ВСТРЕЧАЛА.ДА УЖ ЗАСТУПНИЧКИ РЕЛИГИИ Я В УЖАСЕ И НЕ ТОЛЬКО ОТ ВАС ВАСЬКА А ОТ БОЛЬШЕЙ ПОЛОВИНЫ ЗДЕСЬ ВЫСКАЗЫВАЮЩИХСЯ.КОШМАР ПРОСТО КОШМАР.....

      Гражданочка. в удлиненной курке Вы будите ходить на улице и у себя дома. а в Церкви принято ходить в юбке и платке. Вам предложили юбку? Почему отказались? Стыдно? А Ведь Церковь это Вам не модный приговор с первого канала? Все Святые женского полы соблюдали Церковный " дресс код". А для Вас должны сделать исключение?

      • Если опытный прихожанин увидел в храме женщину в брюках, не стоит сразу набрасываться на нее с упреками. Возможно, она не планировала в этот день визит в храм и зашла туда в момент сильного душевного потрясения, в таком состоянии человеку нужны не упреки, а слова утешения.

      Как ещё не съели Вас бабки их?! Там с испокон веков очень грубо и резко осаживают и указывают в чем одет. И ходить туда не хочется, как буд то за тобой пристально следят, а вдруг свечу не туда поставишь, а вдруг не так сядешь, ни так спляшешь... и тд

    Святой Архимандрит Герман Чесноков! Многая лета!

    услышьте и прочтите

    Многие лета архимандриту Герману, надо уважать чужое мнение, потому что понятно, что сейчас очень тяжелое время, и простые люди еле ели концы с концами сводят, поэтому и злятся. То что на иномарках ездят, правда, что скрывать, патриарх миллиордер, экуменист то же правда. Но мы не судьи им, не судьи. Будем терпимее! Очень тяжелое время, многие бедствуют, болеют, наверное время испытаний.

    Храни Господь отца Германа, отца Владимира и весь приход! Великое дело делают. Служители очень учтивы, все рассказали, подсказали как лучше. Остались под большим впечатлением от службы, вернулось желание жить.
    Храни вас Господь, дорогие!

    • У меня муж верующий человек ходит в храм Петра и Павла, я не совсем человек верующий.Случилась у нас несчастье я потеряла ребенка на большом сроке. не буду описывать как это было тяжело, в тот момент мне даже уже жить не хотелось, врачи назначили операцию предупредив заранее о том, что возможно после этой операции я не смогу больше иметь детей.Мой муж услышав прогнозы врачей потащил меня в храм, там о Владимир почитал молитвы, провел обряд над болящим, так же помолился о. Герман в этот момент я плохо понимала, что происходит вокруг. Все прошло хорошо, хотя даже врачи не были в этом уверены. И я никогда не забуду слова главврача который мне сказал: "Ты даже не представляешь как тебя Бог пожалел".Храни Господь отца Германа, отца Владимира и весь приход!

      ДОРОГИЕ ГРАЖДАНЕ!!!
      Напоминаю Вам, Отчитка – церковный чин, в котором произносятся особые заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого (бесноватого) человека нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки. Для отчитки необходимо получить благословение вашего духовника или священника на исповеди.

      И я заходила в этот Храм. Мне понравилось, вот только за ящиком полная монашка пол часа не отрывая уха от телефона, успевала давать указания прихожанам, кому одеть юбку, платок, вытереть губы, не красит ресницы и тд. А так все прекрасно, спасибо настоятелю арх. Герману.

      А интересно, кто благословил некому человечку с бородой и длинными волосами собирать от имени этого храма пожертвования на Патриаршем мосту в обмен на бумажную иконку Св. Паисия Святогорца, якобы на колокола, которые в этом храме они с о. Германом якобы льют? Создалось впечатление, что это самодеятельные какие-то поборы. Выглядело нехорошо, прямо вымогательством выглядело. Сначала записываются имена, потом вручается иконка, потом выпрашивается пожертвование, затем иконка же отбирается, когда говорится из рассудительности, что пожертвование будет сделано в самом храме. Такие "акции" бросают тень на всю Православную церковь, не думаю, чтобы сам старец Паисий одобрил таковое использование его образа.

      Господи,люди милые,опомнитесь! Это не церковь,это гнездо дьявола замасироваашихся под священников.Нанесете себе вред ужасный,если не сразу,то потом.Я не понимаю,я в шоке,как такое может происходить в таком храме.Этот отец Герман,по-моему,кроме крашеных ногтей и запрета мультиков больше путного сказать ничего не может,но главное деньги-деньги! Боже милостивый,Господь наш небесный убереги людей от этого человека

— Отпустите меня все! Будьте вы прокляты! Отпустите меня все! Я сорву крест с шеи!

У стены извивается мальчик лет пяти. Родители прижали его, держат за руки, он изо всех сил вырывается и продолжает кричать, прерываясь, только чтобы набрать воздуха.

— Отпущу после службы, — твердо говорит отец.

На пороге церкви столпотворение. Девушка вскрикивает в дверях и плашмя падает на пол. Обхватив с двух сторон, родители вносят ее в храм, как новогоднюю елку с базара. Человек в рясе смотрит на это с иронией, потом обращается перепуганной к девушке:

— Это знаешь, почему с тобой все случилось? Потому что ты ногти красишь, — и отправляет ее обратно за порог — смывать полупрозрачный лак с ногтей.

Обряды экзорцизма, или, на русский манер, отчитки, не очень распространены в русской церкви. Духовенство к этому явлению относится настороженно, патриарх Алексий и вовсе осуждал . Считается, что изгонять бесов из других может только тот, кто сам полностью избавился от человеческих страстей. Но все-таки в России есть священники, которые за это берутся. Их около двух десятков, они редко занимаются этим открыто — как правило, их нужно специально искать через друзей и знакомых. Но архимандрит Герман Чесноков проводит отчитки, да еще и массовые, совершенно открыто, по расписанию: с четверга по субботу в 12.00. Раньше он проводил молебны в надвратном храме Иоанна Предтечи в Троице-Сергиевой лавре, теперь — в Петропавловском храме рядом с монастырем.

Сюда я и приехала. Отец Герман еще не появился, а в помещении уже яблоку негде упасть — в маленький храм набилось несколько сотен человек. Рядом со мной молодой человек, положив голову на плечо матери, что-то невнятно бормочет про злых духов, она промокает ему лоб мокрой тряпкой.

Мальчик у стены кричит все громче. Девушка рядом со мной округляет глаза:

— Ой, страшно как-то. Неужели правда бесноватый?

— А вы тут впервые? Тут часто такое?

— Второй раз пришла. Да, тут всякое бывает.

— А вы здесь зачем?

Трудная ситуация в жизни. Я из Питера специально приехала, говорят, отчитка не только бесноватым помогает. Меня Оля зовут.

Девушка, которую отправили смывать ногти, возвращается. Она выглядит изможденной, еле стоит на ногах, но все-таки поправляет платок, который постоянно съезжает с головы. Наконец появляется отец Герман — у него строгое лицо и окладистая седая борода. По толпе проносится благоговейный шепот. Прежде чем начать службу, он читает длинную проповедь: о том, что женщина не должна ходить в брюках и красить ногти, дети не должны смотреть западные мультфильмы, а слово Божье должны преподавать во всех школах и вузах. Распластанный по стене мальчик продолжает орать.

— Они грешат, курят сигареты, а потом выбрасываются вниз головой с 25-го этажа, потому что ими овладевают бесы. А те, кто не верит в Бога, называют их шизофрениками…

Тут архимандрит наконец обращает внимание на ребенка.

— А это что? Бесноватый? А знаете, за что Бог детей наказывает? За то, что родители живут невенчанные! — Он делает паузу и выразительно смотрит на родителей. Все остальные прихожане тоже начинают их рассматривать. — Уведите его отсюда, пока я буду читать проповедь. Пусть побудет в соседнем приделе.

Опозоренные родители утаскивают мальчика в другое помещение, а отец Герман продолжает:

— Один из самых страшных грехов — жить невенчанными. Поднимите руки, кто здесь венчался!

Наконец, проповедь кончается, начинается молебен. И тут со всех сторон начинают раздаваться тихие вскрики и стоны. Несколько людей падают на колени. Девушка, которую уводили смывать лак с ногтей, опускается на скамейку и начинает подвывать тонким голосом. Родители снова ее уводят, но уже через пять минут возвращаются. Ее тошнит — в руках у нее пакет, она сплевывает в него, а потом отфыркивается и нечленораздельно бормочет странным басом, совсем не похожим на голос, которым она подвывала. Молодой человек, которого мать отпаивала водой, вскакивает и, хватая ртом воздух, странно изгибается. Священник — помощник отца Германа — бросается к нему и помогает матери усадить его на место. В церкви душно и темно, маленький мальчик, которого отвели за стену, продолжает орать. К нему присоединяется еще один детский голос, он обещает сжечь церковь. Отец Герман ходит сквозь толпу и рисует прихожанам на лбу елейные кресты. При его приближении молодой человек, который до этого стоял неподвижно, вдруг начинает кричать: «Уйди, гнида, уйди!» Священник подходит совсем близко, молодой человек, скорчив лицо, дергается и извивается, женщина, которая пришла с ним, старается его удержать. Отец Герман все-таки касается его лба, и тот падает на пол и остается лежать неподвижно. Отец Герман отправляется дальше — в соседний придел, где все так же кричит маленький мальчик.

К концу молитвы в храме становится светлее. Солнечные лучи проходят сквозь дым фимиама, начинает дуть свежий ветерок. Оборачиваюсь — так и есть, открыли дверь. С улицы раздаются звуки, похожие на собачий лай. Оказывается, эти звуки издает ребенок. Его зовут Лева, ему шесть лет, и он не умеет говорить. Умеет только мычать и лаять, а еще он почти не спит, не чувствует боли и ни на секунду не успокаивается. Пока я говорю с его мамой, он то падает и начинает кататься по земле, то вдруг бросается на забор и начинает карабкаться наверх, так что мы вместе бросаемся его ловить.

— Не знаю, что с ним делать, — рассказывает мама. — Психиатр говорит, что Лев абсолютно здоров, но вы посмотрите на него. Я на работу выйти не могу, приходится с ним сидеть. Он как будто ничего не понимает и ничего не чувствует. Может мне сделать больно и не заметить. Свекровь сказала, чтобы я попробовала его сюда свозить, а я и не знаю уже, что еще сделать. Мы из Ярославля приехали. Жду, пока служба закончится, хочу лично с настоятелем поговорить.

Тут мальчик бросается бежать, женщина пускается вдогонку, и наша беседа обрывается.

Экзорцист с лицензией от патриарха

Отец Герман — легенда Сергиева Посада, к нему еще с советских времен приезжают люди из разных городов (и, как он сам утверждает, даже из разных стран).

— Тут к нему таких приводят. И лают, и кукарекают, — рассказывают местные. — Чего только не увидишь.

Когда-то он служил в пограничных войсках — ловил диверсантов. Потом учился в автодорожном институте, а потом в семинарии. Интервью он не дает, только один раз сделал исключение для газеты «Труд» в 2002 году.

— Он не любит общаться с журналистами, — сказали мне в храме. — И номер мы его не даем. Хотите — ловите после службы, но вряд ли у вас что-то получится.

Действительно, после молебна отец Герман незаметно исчезает в заднем приделе церкви, а сотрудники все как один утверждают, что его уже нет в храме.

— Он у меня учился и даже на машине возил, — вспоминает профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. — Простой такой человек был. Ну, в плане образования. Теперь, говорят, диковинные проповеди какие-то читает. Говорит: «Я видел во сне Божью матерь с этой стороны… А, нет, с другой», — и все раскрывают рты. Для людей, которые интересуются религией, это, конечно, серьезный подрыв авторитета церкви. Еще с тех времен, когда церковь была едина, изгонять бесов могли только избранные, по особому благословению, и с этим обрядом надо быть очень осторожным. А массовые отчитки по расписанию — это нонсенс.

Как так вышло, что в одном из крупнейших монастырей России происходят такие неоднозначные вещи и кто благословил Германа Чеснокова на занятия экзорцизмом, точно сказать никто не может.

— Он занимается этим уже лет тридцать, — неуверенно говорит мне благочинный Троице-Сергиевой лавры отец Павел. — А благословил его патриарх.

Получается, что благословение Герман Чесноков получил от патриарха Пимена, который умер в 1989 году. А к архимандриту уже несколько десятилетий нескончаемым потоком идут посетители.

— Я четыре раза ездил на отчитку к отцу Герману в конце 90-х, — рассказывает Николай Коган, один из бывших прихожан. — Видел я там, конечно, всякое: многие люди думали, что из них выходят бесы, и кричали, а уходили потом спокойные. Бывало такое, что кто-то начнет кричать, а отец Герман подойдет и даст ему крестом по лбу. Несильно, конечно. Он тогда еще проводил отчитки в храме Иоанна Предтечи. Люди со всей России приезжали. Я тогда был верующим человеком, в жизни был очень тяжелый период, все как-то не ладилось. И мне действительно помогало. Выходил потом и как на крыльях летел. Правда, теперь я вспоминаю и думаю: когда ты два-три часа стоишь в тесноте и духоте, в толпе людей, а потом выходишь на улицу, неудивительно, что тебе легко и хорошо становится. Но у меня действительно все лучше пошло после тех отчиток. Может, я сам себя так настроил. У меня потом знакомые по моему совету ездили туда лечить запущенного алкоголика, так он так и продолжил пить.

— У РПЦ нет какого-то официального отношения к чину отчитки, — объясняет Вахтанг Кипшидзе, руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ. — Это же не вопрос политического устройства государства или абортов, чтобы формировать конкретную позицию.

Никто не знает, почему церковь спокойно реагирует на обряды массового экзорцизма прямо у себя под боком, но предположения на этот счет есть.

— Такие обряды, конечно, создают человеку определенную славу, — говорит Алексей Осипов. — О нем идет молва. И пусть отец Герман и не берет денег за присутствие на отчитке, это не значит, что их ему не дают. Храм Петра и Павла был полуразрушенным, когда в него пришел Герман Чесноков. А теперь красивый, как игрушка. И все храмы, где он появляется, так же преображаются.

Александр — администратор сайта «Сила в тебе» — пришел к отцу Герману несколько лет назад. Как он сам говорит, он тогда вдруг обнаружил в себе сверхъестественные способности — исцелять людей — и поехал в Сергиев Посад, чтобы обсудить это с кем-то из священников. Поговорить ему ни с кем не удалось, и он решил сходить на отчитку к Герману Чеснокову — вдруг это в нем нечистая сила заговорила.

— Еще до прихода архимандрита служительница приготовила ящик довольно приличного размера, в который верующие заученно складывали скрученные записочки с просьбами, а в них заворачивали деньги. Присмотревшись, я обратил внимание, что кладут никак не меньше, чем рублей по 300-500, чаще по тысяче или даже больше. А ведь это было довольно давно, тогда эти суммы были значительнее, чем сейчас, — рассказывает Александр. — Когда появился отец Герман, он первым делом показал прихожанам на этот ящик: вот, мол, куда пожертвования надо складывать. В общем, во мне за время службы ничего не произошло, я ничего не почувствовал. Только вот отношение к церкви у меня после этого начало меняться, далеко не в лучшую сторону.

Ольга Сускина пришла в храм Петра и Павла, когда другу ее сына понадобилась медицинская помощь. Она начала собирать деньги на операцию и пошла молиться о том, чтобы получилось набрать нужную сумму.

— Это была обычная служба. Я так переживала за мальчика (у него порок сердца), что во время молитвы начала плакать, — вспоминает она. — Вдруг ко мне подошла женщина из церковной лавки и сказала, что, когда я плачу, я «кормлю бесов». Потом усадила меня на лавку, принесла воды и начала рассказывать какие-то странные вещи. Будто бы мне нельзя общаться с собаками, потому что через них в меня может войти бес. Я тогда подумала, что она сумасшедшая. А еще она дала мне номер, сказала, что мне нужна индивидуальная отчитка у отца Германа и чтобы я по нему позвонила. По дороге домой в электричке со мной начало происходить что-то ужасное. Я начала плохо себя чувствовать, потом еще пять суток не могла уснуть, мне что-то мерещилось, появилось какое-то чувство паники. Наконец мой сын позвонил по тому номеру. Ему сказали: «Вы же понимаете, что надо будет пожертвовать денег на храм?» Сумму он уточнять не стал. В итоге я взяла и сама себе вызвала скорую помощь. Меня с моими симптомами отвезли в психиатрическую лечебницу, а к утру я полностью пришла в себя. У меня ни до, ни после ничего подобного не было. Я прочитала, что такое бывает от гормонов, сходила к эндокринологу, та мне сказала, что я здорова, могла чем-то отравиться. Я тогда подумала: может, вообще в ту воду что-то подмешали, которой меня поили?

Шизофреники и бесноватые

Экзорцисты сегодня есть не только в России. В 2014 году Миланская епархия назначила семерых священников на эту должность, а католическая церковь Сардинии отправила троих учиться этому ремеслу в Рим — там проходят специальные семинары для экзорцистов. В мире существует даже специальная Международная ассоциация экзорцистов, и ее действия одобрены Ватиканом. По словам представителей католической церкви, штат экзорцистов нужно увеличивать, потому что в разных странах становится все больше шарлатанов, которые обещают изгнать бесов за деньги. Действительно, хоть на дворе и XXI век, люди, называющие себя экзорцистами, ухитряются зарабатывать на этом целые состояния. Американец Боб Ларсон , например, проводит обряды по Skype, и ему звонят со всего мира.

По словам сектоведа Александра Дворкина, экзорцизм существовал еще во времена раннего христианства, с первого по третий века нашей эры, но никогда не становился спектаклем. Массовые обряды появились уже после распада СССР: за то время, пока страна была атеистической, многие успели оторваться от традиций. При этом, с точки зрения психиатрии, подобное зрелище может навредить тем, кто в нем задействован.

— До XVIII-XIX веков так называемых «бесноватых» было очень много, — рассказывает врач-психиатр Вячеслав Тарасов. — А потом начала активно развиваться наука психиатрии, и чем больше она развивалась, тем меньше их становилось. То, что принимали за бесноватость, оказалось галлюцинациями. Например, для бессудорожных форм эпилепсии очень характерны видения мистического и религиозного характера. Особенно если человек вырос в верующей семье и с детства слышал соответствующие разговоры. А при шизофрении человек может «слышать», как с ним общается дьявол и толкает его на страшные поступки. Самая распространенная болезнь среди «бесноватых» — истерия. Она тоже может сопровождаться ощущениями общения с богом или чертом. Это тяжелое заболевание, и оно требует медикаментозного лечения. Больше всего ему подвержены девочки-подростки и женщины в годах. Вероятно, именно они приходят на отчитки и думают, что в них кто-то вселился. При этом обряд массового экзорцизма может быть опасен даже для вполне здорового человека. Ведь если любого из нас поместить в группу людей, которые видят галлюцинации, скорее всего, мы тоже начнем их видеть.

Об этих словах психотерапевта я вспоминаю в храме Петра и Павла, где заканчивается отчитка у отца Германа. Прихожане с просветленными лицами выходят из церкви. Молодой человек, который полчаса назад с искривившимся лицом орал «Уйди, гнида!», понуро тащит за своей спутницей сумку с хлебом. Священник, который отправил больную девочку отмывать ногти, беседует у ворот с какой-то прихожанкой, они вместе смеются. На ней открытые босоножки, ногти на ногах покрашены в ярко-красный.

Мы вас всех призываем: прекратите разводы в семействах ваших, отстаньте от блуда, пьянства, воровства, чародейства - это все демоны соблазняют вас на погибель души...Голос архимандрита Германа (Чеснокова) гремит под сводами храма Иоанна Предтечи, что в Троице-Сергиевой Лавре. Он читает особую проповедь. Сразу после нее священник начинает, если говорить церковным языком, чин отчитки, или изгнание злых духов из тех, кто ради этого и пришел сегодня в храм.

Мне поручили вести ее в свое время, - расскажет потом архимандрит Герман. - Почему выбрали меня, не знаю. Служба как служба, - уверяет собеседник. - Любой священник, получивший благословение епископа (но никак не меньше), - имеет право этим заниматься.

Конечно, отцу Герману виднее. Но сам набор ключевых слов проповеди, чина отчитки - "бесы, колдуны, порча...", как и сам "процесс", вызывает противоречивые чувства. У кого-то невольный озноб, у кого-то, возможно, иронию. То, что происходит в храме, вполне иррационально. Это не наука, не медицина и не может таковыми быть по определению. И сами православные священники, с кем довелось говорить на заданную тему, по-разному относятся к отчитке. Некоторые принимают, некоторые осуждают. Но слух о том, что помогает, что у отца Германа можно "обрести исцеление", расходится далеко. Среди тех, кто стремится попасть на его службу, немало, по терминологии о.Германа, одержимых демонами. И они идут "на изгнание нечистой силы".

В больницах диагноз "одержимости бесами", разумеется, не ставят. И сам храм никоим образом не больничная палата, а служба - не прием пациентов в районной поликлинике. Но речь идет зачастую об известных психиатрам болезнях, которые в Церкви называют "порчей" и "беснованием".

Если произошло очень серьезное потрясение психики личности, - объясняет мне после проповеди священник, - то я в таких случаях говорю, что бес вошел в сердце человека.

Но стоит ли спорить о терминах? Тем более не собираюсь кого-то переубеждать. Все это очень личное, свое. Сюда, в знаменитую Лавру, к о.Герману приходят, приезжают из самых отдаленных уголков России те, кто во все это верит. В чудо в том числе. Или те, у кого, кроме надежды, ничего не осталось. У каждого, с кем довелось общаться, - своя боль, свои проблемы. Что-то в семье не заладилось. На работе - неурядицы. Но вдруг отец Герман поможет?.. Надежда на невероятное, когда опускаются руки, умирает последней.

Приходят на службу в храм Иоанна Предтечи заранее, чтобы успеть занять место. Иначе внутрь вообще можно не попасть. Напряженное внимание и какая-то особая таинственная тишина под сводами. В храме, заставленном строительными лесами, тесно. Жарко. Люди терпеливо стоят плечом к плечу.

Чуть ли не каждый день собираются по 600- 800 человек. Прихожане, зная, что служба предстоит долгая (более трех часов), заранее снимают верхнюю одежду, укладывая ее на подоконниках и строительных помостах. Открывают окна - чтобы был приток свежего воздуха и чтобы те, кому досталось место на ступеньках, у входа, могли услышать слова проповеди.

Толпа верующих - самого разного возраста. Пожилых не больше, чем молодых. Средний возраст тех, кто сейчас в церкви, примерно 40 - 50 лет. Все прилично, а некоторые даже по-праздничному одеты. В лохмотьях,грязных никого не вижу. Мужчин и женщин примерно поровну.

"Бесы", если в это, конечно, верить, судя по всему, одолевают в одинаковой мере россиян обоих полов... Во взглядах людей - ожидание и настороженность. Когда бесы выходят, объясняют мне знатоки, человека корчит, он даже кричит. В какой момент это происходит, никто из соседей точно сказать не может. Мне, воспитанному на воинствующем атеизме, воспринимать все это всерьез не просто. Остается присматриваться к окружающим. И к себе на всякий случай тоже. Вспоминаю, что случилось на работе, дома. Гаишник вот придрался, только на демона вроде не был похож, хотя достал...

Знаю теперь, что службы бывают тихими и громкими, когда демоны выходят не из одного-двух, а из десятков молящихся. Что бесы не любят, когда священник кропит прихожан святой водой. А отец Герман делает это щедрой рукой. В сей напряженный и, наверное, самый ответственный момент проповеднику его помощники подносят один за другим большие серебряные чаны с освященной водой...

Рядом со мной Нина, фельдшер "скорой" из подмосковного Королева.

Я никак не могу излечиться, - доверительно рассказывает мне женщина. - От какого недуга - и сама не знаю. К медикам ходила, лекарства принимала - не помогает. Водитель мужа мне на днях сказал, что я, мол, таю на глазах. Слабость страшная. Не могу даже долго стоять. На той неделе приходила к отцу Герману на отчитку, так после этого несколько дней отлеживалась -спина страшно болела. Поэтому сегодня принесла с собой табуреточку. Думаю, виной всему зависть коллег. Они говорили мне одно, а за спиной - совсем другое.

Помогло после первой службы?

Вряд ли. Но сказали, что надо приходить сюда раза три...

На нас лежат грехи родственников, - вступает в наше перешептывание женщина помоложе. - Они передаются от одного поколения к другому. Это как бы духовная генетика... У меня вроде бы в целом в семье нормально, но тоже есть проблемы со здоровьем...Откуда они, не знаю...

Какая-то бабушка терпеливо держит в руках цветную фотографию. На ней молодой парень обнимает девушку.

Это мой внук Андрей с женой, - объясняет старушка. - Он служил в армии, все было нормально. Потом работал на фирме бухгалтером. И вдруг как оборвалось - и сердце, и желудок прихватило... Чем дальше, тем хуже. Сейчас он на излечении в военном госпитале, что рядом со станцией Лось. Сам не мог приехать, так я принесла его фотографию.

Когда о.Герман читает молитву, бабушка повыше поднимает фотографию, чтобы слова священника "дошли до внука".

Это демоны, - раздаются под сводами храма слова проповедника, - нам наносят раны, болезни, скорби. Они нас обманывают, соблазняют на всякий грех...

Принимает о.Герман не всех. Только православных и при условии, что есть у прихожанина нательный крестик. Об этом священник особо и строго предупреждает: "Без креста присутствие в храме, тем более на таких молитвах, недопустимо".

Вся церковь жадно ловит слова проповеди.

Жил человек, жил-курил, блудил, воровал, пьянствовал, и все было хорошо, а теперь вот лежит расслабленный. Отчего? От своей греховной, порочной жизни... Грешники говорят: " Это мне порчу навели. Злодеи люди, колдуны..." А ты не греши!

Грех смотреть телевизор, который показывает развратные фильмы, сцены убийства... "Все это дети смотрят и завтра сами точно такое начинают творить. Спрашивается, как же можно при этом воспитать человека доброго, милосердного?"

Грех лечиться у гипнотизеров, экстрасенсов... "Ко всем этим целителям церковь запрещает обращаться... У нас есть больницы и поликлиники - туда можно ходить, а к этим лицам нельзя обращаться... "

Грех кодироваться, что есть по сути "умышленное, сознательное вселение демона в человека с согласия больного и под его расписку. Это явное насилие над природой человека".

Пастырь призывает всех встать на колени. Голос священника еще громче.

Повелением Бога отходит всякая болезнь...

Демоны убегают, недуги отходят...

Напряжение под сводами храма нарастает. Молодой симпатичный человек неподалеку от меня начинает вдруг широко зевать. И все чаще. А потом вдруг заходится в вое. То там, то здесь в толпе раздаются крики. Кто-то еще начинает завывать, кто-то заходится в истерике...

И мучителя твоего низложи...

Слова молитвы, изгоняющей злых духов, не придуманы архимандритом Германом. Они - родом из 4 века, когда чин отчитки был особенно распространен.

После службы народ еще долго не расходится. К о.Герману выстроилась очередь. И он сам не торопится, выслушивает, дает советы.

Мы с ним потом тоже долго говорили после службы.

Не всем, кто имеет тяжелые недуги, надо обязательно идти на изгнание бесов, - уверяет священник. - В тех случаях, когда человеку требуется, скажем, хирургическая операция, я просто даю телефоны врачей. Но чаще врачи направляют больных к нам

Крики людей, которые раздавались во время службы - насколько все это искренне, отец Герман?

По-разному. Я знаю, когда бесы действительно выходят, после какой именно молитвы. Есть очень сильные молитвы... И потому узнаю лукавство, когда умышленно изображают исцеление, притворяются. Подойду поближе, успокаиваю, похлопываю по плечу: не надо, мол, не театр... Я научился видеть людей.

Бывает, что у нас матерятся, воют, рычат, бьются об пол - и это все естественная реакция на молитвы: бесы сопротивляются, проявляют себя нечеловеческими голосами. Один раз на отчитку приходил генерал. Упал, стал кататься вот по этому коридору по полу, плакал, умолял: "Батюшка, помоги, спаси"...Один раз я слепую здесь водил. И вдруг она прозрела... Иногда привозят душевнобольных, связанных веревками или даже цепями... Становятся нормальными...

Влияет ли на вас все это, не меняетесь ли сами?

Думаю, что нет. Меня защищает Бог. И характер мой, поверьте, не меняется. Да и особой философии в службе как таковой нет.

Для тех, кто надеется на Церковь, важно понять, что "исцеление" прежде всего зависит от желания, воли самого человека, самовнушения - от того, поможет Господь или нет. Если что-то заболело, то это еще и повод задуматься: от каких ваших грехов недуг возник...

И тем не менее вы же изгоняете бесов.

Это не совсем так. Я читаю молитву с просьбой, чтобы Бог помог.

С какими недугами к вам чаще приходят?

С шизофренией, много эпилептиков, тех, кто страдает галлюцинациями. Из-за детей собственных приходят. Взрослые жалуются, что молодежь пьет, старших не слушается. Женщины умоляют вернуть мужа. Я в таких случаях предлагаю и супруга привести на проповедь, чтобы прочитать над ним молитву.

Какие самые распространенные и опасные грехи вы бы выделили?

Пожалуй, более всего вредит нам гордыня. Потом в моем представлении идут убийства, пьянство. Телевидение очень опасно. С Запада в Россию идут порнография, разврат- ничего почему-то не запрещается... Чародейство, гипноз, кодирование... Заговоры всякие - тоже грех. Уныние, зависть. Тот, кто сигаретами увлекается, тот курит фимиам дьяволу

А вот то, что сейчас происходит на Кавказе, с чем связано?

С ненавистью прежде всего. Явно нарушены Законы Божии о любви друг к другу.

А что бы вы пожелали читателям "Труда"?

Пастырь взял у меня из рук блокнот, нарисовал крестик и под ним написал: "Желаю им здоровья, исправления греховной жизни, чтобы наследовать жизнь Вечную. С христианской любовью архимандрит Герман".

В Москву после той встречи с о.Германом мы приехали поздно вечером. И тут по радио сообщили, что в Театральном центре на Дубровке бандиты взяли в заложники зрителей. Бесы пришли в столицу. Этих, как известно, изгоняли по-другому...


Когда приднестровский священник изгонял бесов из прихожанина, усевшись на него верхом, вся Россия смотрела на это со смехом и возмущением. Многим кажется, что экзорцизм — средневековый пережиток, сюжет для фильма ужасов. Однако он существует и по сей день. «Сноб» узнал, как священники изгоняют бесов и кто приходит на отчитку — обряд православного экзорцизма.

Архимандрит Герман Чесноков

Как изгоняют бесов

— Отпустите меня все! Будьте вы прокляты! Отпустите меня все! Я сорву крест с шеи!

У стены извивается мальчик лет пяти. Родители прижали его, держат за руки, он изо всех сил вырывается и продолжает кричать, прерываясь, только чтобы набрать воздуха.

— Отпущу после службы, — твердо говорит отец.

На пороге церкви столпотворение. Девушка вскрикивает в дверях и плашмя падает на пол. Обхватив с двух сторон, родители вносят её в храм, как новогоднюю ёлку с базара. Человек в рясе смотрит на это с иронией, потом обращается перепуганной к девушке:

— Это знаешь, почему с тобой всё случилось? Потому что ты ногти красишь, — и отправляет её обратно за порог — смывать полупрозрачный лак с ногтей.

Обряды экзорцизма, или, на русский манер, отчитки, не очень распространены в русской церкви. Духовенство к этому явлению относится настороженно, патриарх Алексий и вовсе осуждал. Считается, что изгонять бесов из других может только тот, кто сам полностью избавился от человеческих страстей. Но все-таки в России есть священники, которые за это берутся. Их около двух десятков, они редко занимаются этим открыто — как правило, их нужно специально искать через друзей и знакомых. Но архимандрит Герман Чесноков проводит отчитки, да ещё и массовые, совершенно открыто, по расписанию: с четверга по субботу в 12.00. Раньше он проводил молебны в надвратном храме Иоанна Предтечи в Троице-Сергиевой лавре, теперь — в Петропавловском храме рядом.

Сюда я и приехала. Отец Герман еще не появился, а в помещении уже яблоку негде упасть — в маленький храм набилось несколько сотен человек. Рядом со мной молодой человек, положив голову на плечо матери, что-то невнятно бормочет про злых духов, она промокает ему лоб мокрой тряпкой.

Мальчик у стены кричит всё громче. Девушка рядом со мной округляет глаза:

— Ой, страшно как-то. Неужели правда бесноватый?

— А вы тут впервые? Тут часто такое?

— Второй раз пришла. Да, тут всякое бывает.

— А вы здесь зачем?

— Трудная ситуация в жизни. Я из Питера специально приехала, говорят, отчитка не только бесноватым помогает. Меня Оля зовут.

Девушка, которую отправили смывать ногти, возвращается. Она выглядит изможденной, еле стоит на ногах, но все-таки поправляет платок, который постоянно съезжает с головы. Наконец появляется отец Герман — у него строгое лицо и окладистая седая борода. По толпе проносится благоговейный шепот. Прежде чем начать службу, он читает длинную проповедь: о том, что женщина не должна ходить в брюках и красить ногти, дети не должны смотреть западные мультфильмы, а слово Божье должны преподавать во всех школах и вузах. Распластанный по стене мальчик продолжает орать.

— Они грешат, курят сигареты, а потом выбрасываются вниз головой с 25-го этажа, потому что ими овладевают бесы. А те, кто не верит в Бога, называют их шизофрениками…

Тут архимандрит наконец обращает внимание на ребенка.

— А это что? Бесноватый? А знаете, за что Бог детей наказывает? За то, что родители живут невенчанные! — Он делает паузу и выразительно смотрит на родителей. Все остальные прихожане тоже начинают их рассматривать. — Уведите его отсюда, пока я буду читать проповедь. Пусть побудет в соседнем приделе.

Опозоренные родители утаскивают мальчика в другое помещение, а отец Герман продолжает:

— Один из самых страшных грехов — жить невенчанными. Поднимите руки, кто здесь венчался!

Наконец, проповедь кончается, начинается молебен. И тут со всех сторон начинают раздаваться тихие вскрики и стоны. Несколько людей падают на колени. Девушка, которую уводили смывать лак с ногтей, опускается на скамейку и начинает подвывать тонким голосом. Родители снова её уводят, но уже через пять минут возвращаются. Ее тошнит — в руках у нее пакет, она сплевывает в него, а потом отфыркивается и нечленораздельно бормочет странным басом, совсем не похожим на голос, которым она подвывала. Молодой человек, которого мать отпаивала водой, вскакивает и, хватая ртом воздух, странно изгибается. Священник — помощник отца Германа — бросается к нему и помогает матери усадить его на место. В церкви душно и темно, маленький мальчик, которого отвели за стену, продолжает орать. К нему присоединяется еще один детский голос, он обещает сжечь церковь. Отец Герман ходит сквозь толпу и рисует прихожанам на лбу елейные кресты. При его приближении молодой человек, который до этого стоял неподвижно, вдруг начинает кричать: «Уйди, гнида, уйди!» Священник подходит совсем близко, молодой человек, скорчив лицо, дёргается и извивается, женщина, которая пришла с ним, старается его удержать. Отец Герман всё-таки касается его лба, и тот падает на пол и остается лежать неподвижно. Отец Герман отправляется дальше — в соседний придел, где все так же кричит маленький мальчик.

К концу молитвы в храме становится светлее. Солнечные лучи проходят сквозь дым фимиама, начинает дуть свежий ветерок. Оборачиваюсь — так и есть, открыли дверь. С улицы раздаются звуки, похожие на собачий лай. Оказывается, эти звуки издаёт ребенок. Его зовут Лёва, ему шесть лет, и он не умеет говорить. Умеет только мычать и лаять, а еще он почти не спит, не чувствует боли и ни на секунду не успокаивается. Пока я говорю с его мамой, он то падает и начинает кататься по земле, то вдруг бросается на забор и начинает карабкаться наверх, так что мы вместе бросаемся его ловить.

— Не знаю, что с ним делать, — рассказывает мама. — Психиатр говорит, что Лев абсолютно здоров, но вы посмотрите на него. Я на работу выйти не могу, приходится с ним сидеть. Он как будто ничего не понимает и ничего не чувствует. Может мне сделать больно и не заметить. Свекровь сказала, чтобы я попробовала его сюда свозить, а я и не знаю уже, что еще сделать. Мы из Ярославля приехали. Жду, пока служба закончится, хочу лично с настоятелем поговорить.

Тут мальчик бросается бежать, женщина пускается вдогонку, и наша беседа обрывается.


Экзорцист с лицензией от патриарха

Отец Герман — легенда Сергиева Посада, к нему еще с советских времен приезжают люди из разных городов (и, как он сам утверждает, даже из разных стран).

— Тут к нему таких приводят. И лают, и кукарекают, — рассказывают местные. — Чего только не увидишь.

Когда-то он служил в пограничных войсках — ловил диверсантов. Потом учился в автодорожном институте, а потом в семинарии. Интервью он не дает, только один раз сделал исключение для газеты «Труд» в 2002 году.

— Он не любит общаться с журналистами, — сказали мне в храме. — И номер мы его не даём. Хотите — ловите после службы, но вряд ли у вас что-то получится.

Действительно, после молебна отец Герман незаметно исчезает в заднем приделе церкви, а сотрудники все как один утверждают, что его уже нет в храме.

— Он у меня учился и даже на машине возил, — вспоминает профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. — Простой такой человек был. Ну, в плане образования. Теперь, говорят, диковинные проповеди какие-то читает. Говорит: «Я видел во сне Божью матерь с этой стороны… А, нет, с другой», — и все раскрывают рты. Для людей, которые интересуются религией, это, конечно, серьёзный подрыв авторитета церкви. Еще с тех времен, когда церковь была едина, изгонять бесов могли только избранные, по особому благословению, и с этим обрядом надо быть очень осторожным. А массовые отчитки по расписанию — это нонсенс.

Как так вышло, что в одном из крупнейших монастырей России происходят такие неоднозначные вещи и кто благословил Германа Чеснокова на занятия экзорцизмом, точно сказать никто не может.

— Он занимается этим уже лет тридцать, — неуверенно говорит мне благочинный Троице-Сергиевой лавры отец Павел. — А благословил его патриарх.

Получается, что благословение Герман Чесноков получил от патриарха Пимена, который умер в 1989 году. А к архимандриту уже несколько десятилетий нескончаемым потоком идут посетители.

— Я четыре раза ездил на отчитку к отцу Герману в конце 90-х, — рассказывает Николай Коган, один из бывших прихожан. — Видел я там, конечно, всякое: многие люди думали, что из них выходят бесы, и кричали, а уходили потом спокойные. Бывало такое, что кто-то начнет кричать, а отец Герман подойдет и даст ему крестом по лбу. Несильно, конечно. Он тогда еще проводил отчитки в храме Иоанна Предтечи. Люди со всей России приезжали. Я тогда был верующим человеком, в жизни был очень тяжелый период, все как-то не ладилось. И мне действительно помогало. Выходил потом и как на крыльях летел. Правда, теперь я вспоминаю и думаю: когда ты два-три часа стоишь в тесноте и духоте, в толпе людей, а потом выходишь на улицу, неудивительно, что тебе легко и хорошо становится. Но у меня действительно всё лучше пошло после тех отчиток. Может, я сам себя так настроил. У меня потом знакомые по моему совету ездили туда лечить запущенного алкоголика, так он так и продолжил пить.

— У РПЦ нет какого-то официального отношения к чину отчитки, — объясняет Вахтанг Кипшидзе, руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ. — Это же не вопрос политического устройства государства или абортов, чтобы формировать конкретную позицию.

Никто не знает, почему церковь спокойно реагирует на обряды массового экзорцизма прямо у себя под боком, но предположения на этот счет есть.

— Такие обряды, конечно, создают человеку определенную славу, — говорит Алексей Осипов. — О нём идет молва. И пусть отец Герман и не берёт денег за присутствие на отчитке, это не значит, что их ему не дают. Храм Петра и Павла был полуразрушенным, когда в него пришел Герман Чесноков. А теперь красивый, как игрушка. И все храмы, где он появляется, так же преображаются.

Александр — администратор сайта «Сила в тебе» — пришел к отцу Герману несколько лет назад. Как он сам говорит, он тогда вдруг обнаружил в себе сверхъестественные способности — исцелять людей — и поехал в Сергиев Посад, чтобы обсудить это с кем-то из священников. Поговорить ему ни с кем не удалось, и он решил сходить на отчитку к Герману Чеснокову — вдруг это в нём нечистая сила заговорила.

— Еще до прихода архимандрита служительница приготовила ящик довольно приличного размера, в который верующие заученно складывали скрученные записочки с просьбами, а в них заворачивали деньги. Присмотревшись, я обратил внимание, что кладут никак не меньше, чем рублей по 300–500, чаще по тысяче или даже больше. А ведь это было довольно давно, тогда эти суммы были значительнее, чем сейчас, — рассказывает Александр. — Когда появился отец Герман, он первым делом показал прихожанам на этот ящик: вот, мол, куда пожертвования надо складывать. В общем, во мне за время службы ничего не произошло, я ничего не почувствовал. Только вот отношение к церкви у меня после этого начало меняться, далеко не в лучшую сторону.

Ольга Сускина пришла в храм Петра и Павла, когда другу её сына понадобилась медицинская помощь. Она начала собирать деньги на операцию и пошла молиться о том, чтобы получилось набрать нужную сумму.

— Это была обычная служба. Я так переживала за мальчика (у него порок сердца), что во время молитвы начала плакать, — вспоминает она. — Вдруг ко мне подошла женщина из церковной лавки и сказала, что, когда я плачу, я «кормлю бесов». Потом усадила меня на лавку, принесла воды и начала рассказывать какие-то странные вещи. Будто бы мне нельзя общаться с собаками, потому что через них в меня может войти бес. Я тогда подумала, что она сумасшедшая. А ещё она дала мне номер, сказала, что мне нужна индивидуальная отчитка у отца Германа и чтобы я по нему позвонила. По дороге домой в электричке со мной начало происходить что-то ужасное. Я начала плохо себя чувствовать, потом ещё пять суток не могла уснуть, мне что-то мерещилось, появилось какое-то чувство паники. Наконец мой сын позвонил по тому номеру. Ему сказали: «Вы же понимаете, что надо будет пожертвовать денег на храм?» Сумму он уточнять не стал. В итоге я взяла и сама себе вызвала скорую помощь. Меня с моими симптомами отвезли в психиатрическую лечебницу, а к утру я полностью пришла в себя. У меня ни до, ни после ничего подобного не было. Я прочитала, что такое бывает от гормонов, сходила к эндокринологу, та мне сказала, что я здорова, могла чем-то отравиться. Я тогда подумала: может, вообще в ту воду что-то подмешали, которой меня поили?

Шизофреники и бесноватые

Экзорцисты сегодня есть не только в России. В 2014 году Миланская епархия назначила семерых священников на эту должность, а католическая церковь Сардинии отправила троих учиться этому ремеслу в Рим — там проходят специальные семинары для экзорцистов. В мире существует даже специальная Международная ассоциация экзорцистов, и её действия одобрены Ватиканом. По словам представителей католической церкви, штат экзорцистов нужно увеличивать, потому что в разных странах становится всё больше шарлатанов, которые обещают изгнать бесов за деньги. Действительно, хоть на дворе и XXI век, люди, называющие себя экзорцистами, ухитряются зарабатывать на этом целые состояния. Американец Боб Ларсон, например, проводит обряды по Skype, и ему звонят со всего мира.

По словам сектоведа Александра Дворкина, экзорцизм существовал еще во времена раннего христианства, с первого по третий века нашей эры, но никогда не становился спектаклем. Массовые обряды появились уже после распада СССР: за то время, пока страна была атеистической, многие успели оторваться от традиций. При этом, с точки зрения психиатрии, подобное зрелище может навредить тем, кто в нём задействован.

— До XVIII–XIX веков так называемых «бесноватых» было очень много, — рассказывает врач-психиатр Вячеслав Тарасов. — А потом начала активно развиваться наука психиатрии, и чем больше она развивалась, тем меньше их становилось. То, что принимали за бесноватость, оказалось галлюцинациями. Например, для бессудорожных форм эпилепсии очень характерны видения мистического и религиозного характера. Особенно если человек вырос в верующей семье и с детства слышал соответствующие разговоры. А при шизофрении человек может «слышать», как с ним общается дьявол и толкает его на страшные поступки. Самая распространённая болезнь среди «бесноватых» — истерия. Она тоже может сопровождаться ощущениями общения с богом или чёртом. Это тяжелое заболевание, и оно требует медикаментозного лечения. Больше всего ему подвержены девочки-подростки и женщины в годах. Вероятно, именно они приходят на отчитки и думают, что в них кто-то вселился. При этом обряд массового экзорцизма может быть опасен даже для вполне здорового человека. Ведь если любого из нас поместить в группу людей, которые видят галлюцинации, скорее всего, мы тоже начнем их видеть.

Об этих словах психотерапевта я вспоминаю в храме Петра и Павла, где заканчивается отчитка у отца Германа. Прихожане с просветленными лицами выходят из церкви. Молодой человек, который полчаса назад с искривившимся лицом орал «Уйди, гнида!», понуро тащит за своей спутницей сумку с хлебом. Священник, который отправил больную девочку отмывать ногти, беседует у ворот с какой-то прихожанкой, они вместе смеются. На ней открытые босоножки, ногти на ногах покрашены в ярко-красный.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то