Семейные традиции индейцев: дети природы. Самые современные американские индейцы Как индейцы называют детей в первые годы

Хоть индейцы сейчас и уступают в популярности пиратам в качестве персонажей для приключенческих игр, игра «в краснокожих» по-прежнему является для детей увлекательным и приятным времяпровождением. Помня об этом, многие педагоги устроили своим подопечным отличные приключения в духе Майн Рида и Фенимора Купера.

Если и Вы подумываете о том, чтобы возглавить своё собственное племя, или просто планируете оригинальное развлечение, то Вам пригодятся полезные материалы данного раздела. Разумеется, о «трубке мира» в них нет ни слова, но зато все остальные атрибуты «индейской» темы представлены широко.

Выходим на тропу индейцев, мастерим костюмы и поделки в стиле «детей природы».

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 114 .
Все разделы | Индейцы. Детские игры и развлечения на тему индейцев

Объявил вожак всем вдруг : - Становись, индейцы , в круг! Мы не в детском скверике , Мы уже в Америке. В старшей группе было организованно мероприятие "День индейцев ". Это было незабываемо! Ребята совместно с родителями к мероприятию подготовили костюмы. Фантазии не было предела,...

Сценарий празднику к Дню матери «Индейцы и ковбои - верные друзья!» Сценарий посвященный празднику «Дню Матери» Индейцы и ковбои-верные друзья! Под музыкальное сопровождение дети входят в зал. Девиз команды ковбоев и индейцев . М : Хао! Хао! Хао! Хао! Хао! Мир вам братья и сестры. И вас приветствую бледнолицые мои друзья. Я великая...

Индейцы. Детские игры и развлечения на тему индейцев - Конспект квест-игры для детей дошкольного возраста «На земле индейцев»

Публикация «Конспект квест-игры для детей дошкольного возраста «На земле...» Квест - игра «На земле индейцев» Цель: создание условий для оздоровления детей и развития психофизических качеств. Задачи: познакомить детей с жизнью и бытом индейского народа, укрепить здоровье детей во время проведения командных первенств; приучить детей к здоровому образу...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Познавательно-развлекательный досуг для старшего дошкольного возраста «Один день из жизни индейцев» цель: - создавать условия для развития познавательной деятельности; - вызвать интерес к традициям разных народов; Задачи: - способствовать расширению кругозора у детей; -...

Цель: продолжать знакомство детей с домашними птицами, развивать интерес к окружающему миру природы и познавательной активности. Задачи: Образовательные: продолжить знакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних птиц; формировать...

Конспект развивающего занятия «Путешествие к индейцам» для детей старшей группы РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНДЕЙЦАМ" Цель: развитие у дошкольников самоконтроля, внимания, самодисциплины, памяти, наблюдательности, внутренней свободы, логического мышления, воображения и моторики. Оборудование: загадки, карта, спокойная...

Индейцы. Детские игры и развлечения на тему индейцев - Сценарий развлечения «День Индейцев» для подготовительной группы

Задачи: 1. Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни. 2. Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к...

Конспект физкультурно-познавательной игры-геокешинг для детей 6–7 лет «Тропой индейцев» Цель: содействовать развитию быстроты, ловкости, выносливости, умению ориентироваться по карте-схеме, формирование умения решать поставленные задачи в команде Задачи: 1. Развивать умение детей навыкам ориентирования; 2. Совершенствовать координацию движений; 3. Закреплять умение...

Я - просто индеец. Ветер в моих волосах. Я - просто индеец. Дождь мою краску смыл. В моих руках моя сила, танец в моих ногах. Я буду идти, пока моих хватит сил.

Индейцы - название коренного населения Америки, данное туземцам Колумбом, считавшим, что открытые им земли на самом деле Индия. В наше время во многих американских странах название "индейцы" заменяется словом "коренное население".

Предки индейцев пришли из Северо-Восточной Азии и заселили оба американских континента примерно 11-12 тыс. лет назад . Языки индейцев составляют отдельную группу индейских (америндских) языков, подразделяющихся на 8 североамериканских, 5 центральноамериканских и 8 южноамериканских семей.

У индейцев Центральной Америки основное место в мифологии занимали мифы о возникновении огня и происхождении людей и животных. Позднее в их культуре появились мифы о каймане - покровителе пищи и влаги и добрых духах растений, а также мифы, присущие всем видам мифологий - о сотворении мира.

Когда индейцы стали широко использовать в земледелии культуру маиса, появились мифы о верховном женском божестве - «богине с косами». Интересно, что у богини нет имени, и её название принимается лишь условно, являясь примерным переводом. Образ богини объединяет представление индейцев о духах растений и животных. «Богиня с косами» является одновременно олицетворением и земли, и неба, и жизни и смерти.

Выделяется несколько хозяйственно-культурных типов индейцев, существовавших к началу европейской колонизации, и соответствующих им историко-культурных областей.

Охотники и рыболовы Субарктики (северные атапаски и часть алгонкинов). Населяют тайгу и лесотундру Канады и внутренних районов Аляски. Выделяются три подобласти: равнины Канадского щита и бассейн реки Макензи, где обитают алгонкины (северные оджибве, кри, монтанье-наскапи, микмаки, восточные абенаки) и восточные атапаски (чипевайан, слэйви и др.); субарктические Кордильеры (от среднего течения реки Фрейзер до хребта Брукс на севере), которые населяют атапаски чилкотин, карриер, талтан, каска, тагиш, хан, кучин и др., а также внутриматериковые тлинкиты; внутренние районы Аляски (атапаски танана, коюкон, колчан, атна, ингалик, танаина). Занимались сезонной охотой, главным образом на крупную дичь (северный олень-карибу, лось, в Кордильерах также горный баран, снежная коза), сезонным рыболовством, собирательством (ягоды). В Кордильерах большое значение имела также охота на мелких зверей и птиц (куропатка). Охота главным образом загонная и с ловушками. Орудия из камня, кости, дерева; ряд народов на западе (тутчон, кучин и др.) использовал добытую (атна) или покупную самородную медь. Транспорт: зимой - снегоступы, сани-тобогган, летом - каноэ, сшитые из бересты (в Кордильерах - также из еловой коры). Делали одеяла из полосок меха, сумки из шкур и бересты, развита выделка замши.

Традиционная одежда (рубахи, штаны, мокасины и ноговицы, варежки) из шкур и замши, украшена иглами дикобраза и мехом, позднее бисером. Заготовляли сушёное мясо, размолов и смешав с жиром (пеммикан), и юколу. В Кордильерах употребляли ферментированные рыбу и мясо. Жилище в основном каркасное, крытое шкурами или корой, коническое или куполовидное из связанных концами жердей или врытых в землю опор с перекладинами, на западе также прямоугольное, на Аляске каркасные полуземлянки, крытые шкурами, землёй и мхом, у слэйви и чилкотин - постройки из брёвен и досок в виде двускатного шалаша.

Вели полукочевой образ жизни, концентрируясь и распадаясь на мелкие группы в зависимости от календарного цикла. Преобладала малая семья. Домохозяйства (из родственных малых семей или большесемейные) входили в локальную и региональную группы. У атапасков Аляски и отчасти Кордильер существовали также матрилинейные роды. Отдельные группы индейцев Кордильер заимствовали элементы родственной структуры у индейцев северо-западного побережья. Втянутые европейцами в торговлю пушниной, многие группы стали сезонно селиться в посёлках у миссий и торговых факторий.

Рыболовы, охотники и собиратели северо-западного побережья Северной Америки. Этнолингвистический состав сложен: вакаши (квакиутл, нутка, белла белла, хайсла, маках и др.), салиши (белла кула, тилламук, центральные салиши), макросемья на-дене (атапаски Орегона, тлинкиты, возможно, также хайда) и семья цимшиан.

Основные занятия - морское и речное рыболовство (лосось, палтус, треска, сельдь, рыба-свеча, осётр и др.) с помощью запруд, сетей, крючков, ловушек и промысел морского зверя (у нутка, маках - китов) на плоскодонных долблёных лодках с помощью каменных и костяных гарпунов, копий. Охотились на снежных коз, оленей, лосей и пушного зверя, собирали корни, ягоды и др.

Были развиты художественные ремёсла: плетение (корзины, шляпы), ткачество (накидки из шерсти снежных коз), обработка кости, рога, камня и особенно дерева - характерны тотемные столбы из кедра возле домов, маски и др. Знали холодную ковку самородной меди. Жили в поселениях в больших прямоугольных домах из досок с двускатной или плоской крышей, покидая их на время летнего сезона. Существовала престижная экономика (обычай потлача), характерны имущественное и социальное неравенство, развитая и сложная социальная стратификация, деление на знать, общинников, рабов (рабство пленных, долговое рабство на юге).

Выделяются районы: северный (тлинкиты, хайда, цимшиан, хайсла) и южный (большая часть вакашей и другие народы к югу). На севере были характерны матрилинейная родственная структура, ношение женщинами лабреток в нижней губе, для юга - обычай деформации головы, би- и патрилинейность. Вакаши и прибрежные салиши также могут быть выделены в промежуточный центральный район. На севере и у вакашей распространён тотемизм, у вакашей и белла кула - ритуальные тайные общества, заимствованные также народами Севера.

Собиратели и охотники Калифорнии. Этнолингвистический состав разнороден: хока (карок, шаста, ачумави, атсугеви, яна, помо, салинан, чумаш, типаи-ипаи и др.), юки (юки, ваппо), пенути (винту, номлаки, патвин, майду, нисенан, йокутс, мивок, костаньо), шошоны (габриелино, луисеньо, кауильа, серрано, тубатубал, моно), макросемьи алгик (юрок, вийот), атапаски (толова, хупа, като).

Основные занятия - полуоседлое собирательство (жёлуди, семена, травы, клубни, корни, ягоды; насекомые - кузнечики и др.), рыболовство, охота (олень и др.), у народов южного побережья (чумаш, луисеньо, габриелино) - морское рыболовство и морской зверобойный промысел (также на севере у вийот). При сборе семян применяли особые орудия - семявыбивалки. Для поддержания продуктивности собирательских угодий практиковалось регулярное выжигание растительности.

Основной продукт питания - промытая желудёвая мука, из которой варили кашу в корзинах, опуская туда раскалённые камни, и пекли хлеб. Меновым эквивалентом служили связки дисков из раковин. Было развито плетение (водонепроницаемые корзины); как декоративный материал использовали птичьи перья. Жилища - куполообразные землянки, конические шалаши из пластин коры секвойи, хижины из тростника и хвороста. Характерны ритуальные парильни (полуземлянки) и маленькие амбары для желудей (на сваях и платформах). Одежда - набедренные повязки у мужчин и юбки-передники у женщин, накидки из шкур.

Преобладающая социальная единица - линидж (главным образом патрилинейный), территориально-потестарная - трайблет (100-2000 человек), который обычно включал несколько селений, во главе с вождем одного из них - нередко наследственным (по линиджу), занимающим привилегированное положение. Существовали ритуальные общества. Типичны случаи мужского (иногда женского) травестизма.

Индейцы богатой рыбой северо-западной Калифорнии (юрок, толова, вийот, карок, хупа, чимарико) по хозяйственно-культурному типу приближались к индейцам северо-западного побережья. Население сосредоточивалось вдоль рек, основное занятие - рыболовство (лосось). Существовало имущественное расслоение, долговое рабство. Индейцы нагорья в северо-восточной Калифорнии (ачумави, атсугеви) имели некоторое сходство с индейцами Плато и Большого Бассейна. Основные занятия - собирательство (корни, луковицы, в некоторых местах - жёлуди и др.), рыболовство, охота на оленей и водоплавающую птицу. На северо-западе и северо-востоке Калифорнии не выявлены признаки родовой организации. На юге Калифорнии заметно культурное влияние индейцев юго-запада Северной Америки, у ряда народов была известна лепная керамика.

Земледельцы лесов Востока Северной Америки. Сочетали ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, тыква, фасоль и др.) с охотой (на северо-востоке сезонной), рыболовством и собирательством. Орудия из камня, дерева, кости; знали холодную обработку меди, изготовление лепной керамики. Месторождения меди разрабатывались к западе от озера Верхнее и в Аппалачах. Обрабатывали землю палками и мотыгами из лопаток и рогов оленя и лося. Поселения часто укреплённые. Распространены татуировка и раскраска тела, использование перьев птиц в декоративных целях и для одежды. Выделяются два региона: Северо-Восток и Юго-Восток.

Индейцы Северо-Востока (ирокезы, алгонкины) обитали в лесах умеренного пояса (на западе также в лесостепи) в районе Великих озёр. Собирали кленовый сок. Были развиты обработка дерева, плетение. Изготовляли лодки из коры и долблёнки, одежду и обувь (мокасины) из шкур и замши, украшенной иглами дикобраза. Жилище - большой прямоугольный каркасный дом или овальное, иногда круглое, куполообразное сооружение с каркасом из ветвей (вигвам), крытое пластинами коры или травяными циновками; на севере также крытый корой конический шалаш.

Регион включал три историко-культурных района. В восточном (от озера Онтарио к северо-запад до озера Гурон и к юго-Восток до Атлантического океана) у ирокезов (гуроны, собственно ирокезы) и части восточных алгонкинов (делавары, могикане) в основе социальной организации - матрилинейный род с делением на линиджи и сублиниджи, образующие семейно-родственные общины, занимавшие длинные дома.

У ирокезов, гуронов, могикан - племенная организация, возникали союзы племён (Лига ирокезов, в XVII веке - конфедерация могикан); у приатлантических алгонкинов основная социально-потестарная единица - деревня, счёт родства - патрилинейный или билинейный, возникали территориальные группы и их объединения во главе с наследственными вождями, возможно, протовождества (сахемство наррагансетов и др.). Был развит обмен. С XVI века как меновый эквивалент и в церемониальных целях использовался вампум (бусы из раковин). Традиционное оружие - особой формы деревянные палицы (со сферической головкой, с каменым или металлич. лезвием). В западном районе (север-восток бассейна Миссисипи, области к югу и юго-западу от озера Мичиган, Гурон, Верхнее), населённом главным образом центральными алгонкинами (меномини, потеватоми, саук, фокс, кикапу, маскутен, шауни, группы племён иллинойс и майами) и отчасти сиу (виннебаго), характерны патрилинейные роды, племенная организация с дуальной потестарной структурой ("мирные" и "военные" институты), полуоседлое сезонное обитание - летом в каркасных домах в земледельческих селениях по берегам рек, зимой в вигвамах в охотничьих лагерях. Охотились на оленей, бизонов, другую дичь.

Существовали ритуальные общества и фратрии (как и у ирокезов на востоке), большие семьи. Северный район (к северу от Великих озёр, также юго-восточный Квебек, Нью-Хэмпшир и Вермонт), населённый алгонкинами (юго-западные и юго-восточные оджибве, оттава, собственно алгонкины, западные абенаки), составлял переходную зону к Субарктике. Земледелие (кукуруза) из-за широтно-климатических условий имело подсобное значение, главное занятие - рыболовство в сочетании с собирательством и охотой. Характерен патрилинейный локализованный тотемный род. Летом концентрировались у рыбных промыслов, остальное время жили дисперсно небольшими группами. На западе около озера Верхнее и Мичиган у меномини, оджибве и других важное значение имел сбор дикого риса.

Культуры индейцев Юго-Востока развивались в условиях субтропических лесов (от долины реки Миссисипи до Атлантического океана). Относятся к мускогам, на периферии региона жили алгонкины Северной Каролины и Виргинии, ирокезы (чироки) и сиу (тутело и другие).

На охоте использовали духовую трубку. Зимнее жилище круглое, на земляной платформе (высотой до 1 м), бревенчатое, крыша из жердей с глиной и травой в промежутках, летнее - прямоугольное двухкамерное с белёными стенами, у семинолов во Флориде - свайное с двускатной крышей из пальмовых листьев, у алгонкинов - каркасное, крытое корой. Родственная структура основана на материнской филиации (кроме ючи). Для мускогов характерно деление племени на "мирную" и "военную" половины. У криков, чокто существовали союзы племён, у натчей и ряда других народов юго-востока и бассейна Миссисипи - вождества, возникавшие с VIII-X веков после демографического взрыва в результате широкого распространения кукурузы. Развивалась социальная стратификация, выделилась привилегированная элита.

Конные охотники Великих равнин. Относятся к сиу (ассинибойны, кроу, дакота), алгонкинам (чейенны, арапахо, черноногие), кэддо (собственно кэддо), шошонам (команчи), кайова-таноанской семье (кайова). Были вытеснены на Великие равнины с северо-востока и запада Северной Америки до и в ходе европейской колонизации XVII-XVIII веков. Заимствовав у европейцев лошадь и огнестрельное оружие, занялись коневодством и кочевой охотой на бизонов, а также на оленей, лосей, антилоп-вилорогов. Летом проводилась загонная охота всеми мужчинами племени. Оружие - лук со стрелами, копьё (у команчей, ассинибойнов), каменные булавы, позднее - ружья. Зимой распадались на кочевые общины, занимались охотой, собирательством (красный турнепс, почки молочая, чертополох, ягоды и др.). Орудия - из камня и кости. При перекочёвках имущество перевозилось на волокушах, собаках, позднее на лошадях.

Традиционное жилище - типи из шкур бизонов диаметром до 5 м, с очагом в центре и отверстием для дыма в верхушке. Общеплеменные летние лагеря имели круговую планировку с палаткой совета (тиотипи) в центре. Каждая охотничья община занимала в лагере своё место.

Традиционная одежда из оленьей или лосиной кожи украшалась перьями, иглами дикобраза и бисером. Характерны головной убор воина из орлиных перьев, браслеты и ожерелья из раковин, зубов и костей животных. Распространена татуировка и раскраска лица и тела. На востоке мужчины выбривали голову с боков, оставляя высокий гребень. Раскрашивали изделия из кожи (одежды, типи, бубны), изготовляли одеяла из шкурок. Важную роль играли общеплеменная организация, мужские союзы. Наследственная власть вождей постепенно вытеснялась властью военной элиты.

На востоке Великих равнин (прерии) сформировался переходный тип, сочетавший конную охоту на бизонов с ручным подсечно-огневым земледелием. Относятся к кэддо (арикара, уичита, пауни) и сиу (оседж, канза, понка, куапо, омаха, айова, мандан, ото, миссури). Земледельческими работами занимались в основном женщины, подготовкой полей для посева, выпасом лошадей и охотой - мужчины. Землю обрабатывали мотыгой из бизоньей лопатки, граблями из оленьих рогов, палкой-копалкой. Поселения круговой планировки, часто укреплённые. Традиционное жилище - "земляной дом" - большая (12-24 м в диаметре) полуземлянка, крыша полусферическая из ивовой коры и травы, покрытая слоем земли, имела в центре дымоход. Летние жилища-шалаши располагались на полях. После всхода посевов откочёвывали в прерии для охоты на бизонов, жили в типи. Возвращались в поселения к сбору урожая. Зимой жили по долинам небольших рек, где имелся подножный корм для лошадей и водилась дичь. Второстепенную роль играли рыболовство (с помощью плетёных ловушек) и собирательство. Преобладали родственные структуры, основанные на материнской филиации.

Два других переходных (или промежуточных) типа представлены индейцами Плато и Большого Бассейна. Собиратели, рыболовы и охотники Плато (нагорья и плато к северу от Большого Бассейна между Каскадными и Скалистыми горами, главным образом территорий бассейнов рек Колумбия и Фрейзер): в основном сахаптины (не-персе, якима, модок, кламат и др.) и салии (собственно салии, шусвап, оканаган, калиспел, колвил, спокан, кор-дален и др.), а также кутенай (возможно, родственны алгонкинам). Занимались собирательством (луковицы растения камас, корни и др., у кламат и модок - семена водных лилий), рыболовством (лосось) и охотой. Над речными потоками строили платформы, с которых били лосося острогами или вычерпывали сетями. Было развито плетение (из корней, тростника и травы). Жилище - круглая полуземлянка с креплением из брёвен и входом через дымовое отверстие, двускатный заземлённый шалаш, крытый корой или тростником. На летних стоянках - конические шалаши, крытые тростником. Транспорт - лодки-долблёнки, на севере (кутенай, калиспел) - каноэ из еловой коры с выступающими под водой спереди и сзади концами ("осетровый нос") для мелководных речек; для перевозки грузов использовали также собак. Основная социальная единица - деревня, возглавляемая вождём. Существовали также военные вожди. Некоторые племена (модок и другие) захватывали рабов на продажу (племенам северо-западного побережья). В XVIII веке индейцы Плато подверглись сильному влиянию индейцев Великих равнин, у которых многие народы переняли коневодство, типы одежды (парадные головные уборы из перьев и др.) и жилища (типи), на востоке перешли к конной охоте на бизонов.

Охотники и собиратели Большого Бассейна: шошоны (пайют, юте, собств. шошоны, кавайису) и вашо, близкие к индейцам Калифорнии . Основные занятия - охота (на оленя, антилопу-вилорога, горного барана, кроликов, водоплавающую дичь, на севере и востоке также на бизона) и собирательство (семена горной сосны и др., в ряде районов - жёлуди), на периферии региона (запад и восток) у крупных озёр - также рыболовство. Жилище - конический шалаш или куполообразная постройка на каркасе из жердей, крытых корой, травой или тростником, ветровой заслон и полуземлянка. Сушили мясо тонкими полосками. Одежда (рубашки, штаны, мокасины с ноговицами, накидки) из шкур бизона, оленя, кроликов. Вели кочевой образ жизни, собираясь в поселениях зимой. Существовали малая семья и аморфные локальные группы. В XVIII веке переняли у индейцев Великих равнин коневодство; на севере и востоке распространилась конная охота на бизонов.

Земледельцы и скотоводы юго-запада Северной Америки (юго-запада США и севере Мексики). В регионе представлено несколько хозяйственно-культурных типов, центральное место принадлежало земледельцам пуэбло, имеющим сложный этнолингвистический состав. Расцвет их культуры падает на X-XIV века - время существования огромных многоэтажных домов-поселений (Каньон Чако, Касас-Грандес). Занимались суходольным и орошаемым земледелием (кукуруза, фасоль, тыква и др., с середины XVIII века - пшеница и хлопчатник, фруктовые деревья). У европейцев заимствовали домашних животных. Сезонная охота и собирательство носили подсобный характер. У народов, окружавших зону пуэбло (южные атапаски - навахо, апачи) или занимавших юг и восток региона (главным образом говорившие на языках юто-ацтекской семьи - пима, папаго, яки, майо, тараумара и другие, и макросемьи хока), наряду с земледелием или вместо него важное значение имели охота и собирательство (папаго, сери, отчасти апачи). У части апачей получило развитие земледелие и скотоводство (навахо). У пуэбло и навахо развито ткачество, характерны серебряные украшения с бирюзой, у многих народов - "живопись на песке" - культовые изображения из цветного песка и кукурузной муки. Социальная организация основывалась главным образом на родовых структурах с материнской филиацией, у пуэбло также на религиозных обществах.

Индейцы центральной и южной Мексики, Центральной Америки, Больших Антильских островов и Анд (майя, ацтеки, миштеки, сапотеки, амусго, пипиль, чибча, кечуа и другие). Выделяются месоамериканский, карибский и андский регионы. Занимались интенсивным ручным земледелием с применением искусственного орошения (Мексика, Перу), террасирования горных склонов (Перу, Колумбия), грядковых полей (Мексика, Эквадор, горная Боливия), в лесных горных районах и тропических низменностях также подсечно-огневым земледелием. Выращивали кукурузу, бобовые, тыквенные, хлопчатник, овощи, перец-чиле, табак, в высокогорных районах - горные клубнеплоды, киноа, во влажных тропических низменностях - сладкий маниок, батат, ксантосому и др. В центральных и южных Андах разводили лам, альпак, морских свинок, в Центральной Америке - индеек, на побережье Перу - уток. Занимались охотой (в центральных Андах - облавной), рыболовство наибольшее значение имело на побережье Перу.

Традиционные ремёсла - гончарство, узорное ткачество на вертикальных ручных станках, плетение, обработка дерева (мужчины). В доиспанских государствах были развиты архитектура, монументальное и прикладное искусство, торговля, в том числе морская - на побережьях Мексики и Эквадора. В Андах во 2-м тысячелетии до нашей эры появляется металлургия меди и золота, в 1-м тысячелетии нашей эры - бронзы. Современные поселения - хутора (касерии) и деревни разбросанной или скученной планировки (альдеа), окружающие общинный центр - посёлок-пуэбло. Жилище однокамерное, прямоугольное в плане, из сырцового кирпича, дерева и тростника, с высокой дву- или четырёхскатной соломенной крышей, на юге Центральной Америки и в Колумбии - круглое, с конической крышей.

Для Центральной Америки характерны очаги из трёх камней, плоские или трёхногие глиняные сковороды, сосуды-триподы, для Северной и Центральной Америки (особенно Мексики) - паровые бани. Традиционная одежда из хлопка, шерсти. Характерны богато орнаментированные уипили, серапе, пончо, женские распашные юбки, соломенные шляпы. Преобладала большая патриархальная семья. Во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры в Мексике и Перу появляются мелкие протогосударственные объединения типа вождеств, в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры - крупные государственные образования (культуры майя, сапотеков, теотиуакан, мочика, уари, тиауанако).

Индейцы южноамериканских тропических низменностей и нагорий к востоку от Анд (араваки, карибы, тупи, пано, уитото, тукано, же и другие). Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (горький и сладкий маниок, батат, ямс и другие тропические клубнеплоды, кукуруза, персиковая пальма, после контактов с европейцами - бананы), рыболовство (с применением растительных ядов), охота (с луком и духовой трубкой) и собирательство. В поймах крупных рек преобладали рыболовство и интенсивное земледелие (кукуруза), в лесах на водоразделах - охота, собирательство и примитивное огородничество, в сухих саваннах - бродячее собирательство и охота наряду с оседлым земледелием в прилегающих лесах во влажный сезон. Во влажных затопляемых саваннах Венесуэлы, Восточной Боливии, Гвианы встречалось интенсивное земледелие на грядковых полях.

Были развиты гончарство, ткачество, резьба по дереву, монументальная живопись на стенах общинных домов (тукано, карибы), изготовление украшений из перьев, после испанского завоевания - из бисера. Основное жилище - большой дом (малока) длиной 30 м и более, высотой до 25 м для больших семей и хижины для малых или больших семей. Для индейцев Бразильского нагорья характерны поселения кольцевой или подковообразной планировки. Одежда из хлопка или тапы (набедренные повязки, передники, пояса) часто отсутствовала, на западе распространялись накидки и рубахи под влиянием индейцы Анд. У индейцев к востоку от Анд преобладали автономные общины численностью до 100-300 человек, на плодородных пойменных землях Амазонки, Ориноко, Укаяли, Бени возникли вождества, во внутренних лесных районах встречались мелкие бродячие группы. Семья большая, матрилокальная, на северо-западе Амазонии - патрилокальная.

У индейцев равнины Чако (северная Аргентина, западный Парагвай, юго-восточная Боливия) - гуайкуру, ленгуа, матако, самуко и другие - основные занятия - рыболовство, собирательство, охота, примитивное земледелие (после разливов рек), после заимствования у европейцев лошади у ряда племён конная охота.

Бродячие охотники степей и полупустынь умеренного пояса Южной Америки - Патагония, пампа, Огненная Земля (тэхуэльче, пуэльче, она, или селькнам). Основное занятие - охота на копытных (гуанако, викунья, олень) и птиц (нанду), после заимствования у европейцев лошади - конная охота (кроме огнеземельцев). Характерное оружие - бола. Были развиты выделка и раскраска кожи. Традиционное жилище - тольдо. Одежда - набедренные повязки и накидки из шкур. Семья большая, патрилинейная, патрилокальная. Арауканы центрального Чили уровнем общественной организации и типом хозяйства скорее напоминали народы Амазонки.

Морские собиратели и охотники юго-запада Огненной Земли и Чилийского архипелага - ямана (яганы) и алакалуф. Европейская колонизация прервала естественное развитие культуры индейцев. После демографического шока, вызванного распространением ранее не известных болезней, европейцы заняли многие земли индейцев, оттесняя их в малопригодные для жизни районы. В Северной Америке многие народы были вовлечены в неэквивалентную торговлю мехами, в Латинской Америке - превращены в зависимых крестьян (первоначально порой и в рабов). С 1830-х годов в США стала проводиться политика переселения индейцев на запад (так называемую Индейскую территорию, с 1907 - штат Оклахома) и образования резерваций. В 1887 был начат раздел племенных земель на индивидуальные участки (аллоты). Численность индейцев в США за два столетия сократилась на 75% (237 тыс. человек в 1900), многие народы (восток США, Канады и Бразилии, Антильские острова, юг Чили и Аргентины, побережье Перу) полностью исчезли, некоторые разделились на отдельные группы (чироки, потеватоми и другие) или объединились в новые общности (индейцы Братертауна и Стокбриджа, см. в статье Могикане, ламби в штате Северная Каролина). Во многих странах Латинской Америки индейцы стали важным компонентом формирования наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и другие).

Крупнейшие современные индейские народы: в Латинской Америке - кечуа, аймара, ацтеки, киче, какчикели, майя Юкатана, маме, арауканы, гуахиро, в Северной Америке - северные атапаски, навахо, собственно ирокезы, чироки, оджибве. В США официально признаны 291 индейский народ и около 200 деревенских общин аборигенов на Аляске, существует около 260 резерваций. Наибольшая численность индейского населения в штатах Оклахома, Аризона, Калифорния, в Латинской Америке - в горных областях Центральной и Южной Мексики, Гватемалы, Боливии, Перу, в Канаде - главным образом на севере провинций Онтарио и Квебек и в западных провинциях - Британская Колумбия, Саскачеван, Манитоба, Альберта. Растёт численность городского населения (свыше половины индейцев Северной Америки, особенно в городах Лос- Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго, в Южной Америке - городах Маракайбо, Лима). Возникли города на территориях резерваций. В Канаде, в основном в северных и внутренних районах, индейцы сохранили часть этнических территорий, также превращённых в резерваци.

Современные индейцы воспринимают европейскую культуру и языки. Около 50% и в быту пользуются родным языком. Многие индейские языки находятся на грани исчезновения. На некоторых языках (кечуа, аймара, науа, гуарани) говорят по нескольку млн. человек, существует литература, печать, радиовещание. В США и некоторых странах Латинской Америки с конца XIX века наблюдается тенденция к росту численности индейцев. Уровень жизни ниже, чем у остального населения Америки. Основное занятие - работа по найму на территориях резерваций и в городах, в Канаде - на лесозаготовках; индейцы в городах в основном сохраняют связи с резервациями. Занимаются также фермерским хозяйством, мелким предпринимательством, ремёслами и изготовлением сувениров, часть доходов - от туризма и сдачи своих земель в аренду. Законом 1934 в США было введено огранич. самоуправление индейских резерваций через выборные советы общин, действующие под контролем правительственного Бюро по делам индейцев. В Канаде до конца 1960-х годов около половины индейцев сохраняли традиционные занятия. В Латинской Америке занимаются в основном ручным земледелием, работой по найму на плантациях и в промышленности, кустарными промыслами. Отдельные небольшие группы в Латинской Америке в основном сохраняют традиционную культуру. В Латинской Америке, особенно в Колумбии и Перу, важным источником дохода у отдельных групп стало выращивание коки по заказам наркокартелей.

Индейцы Северной Америки в основном - католики и протестанты, индейцы Латинской Америки - в основном католики. Растёт число протестантов (главным образом в Амазонии). Характерны синкретические индеанистские культы - "религия длинного дома" (возникла около 1800 среди ирокезов), туземная церковь Америки (пейотизм) (возникла в XIX веке на севере Мексики), шейкеризм (на северо-западе Северной Америки), церковь Креста (в районе реки Укаяли, возникла в 1970-х годах), пляска духа (XIX век) и др. У индейцев Центральной и Южной Америки доиспанские культы синкретически слиты с католичеством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Характерны театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках.

С середины XX века среди индейцев наблюдаются рост этнического и политического самосознания, возрождение интереса к родному языку и культуре. В Канаде создано 57 образовательных центров, в США - 19 колледжей, контролируемых индейскими общинами. Образованы межплеменные и национальные индейские организации. Крупнейшие: в США - Национальный конгресс американских индейцев, Национальный совет городских индейцев, Национальная ассоциация президентов советов общин, Организация Движение американских индейцев - центр распространения паниндеанизма - входит в Международный совет индейских договоров, пользующийся статусом неправительственной организации ООН; в Канаде - Национальное братство (Ассамблея первых наций); в Латинской Америке - Конфедерация индейских национальностей Эквадора, "Экуарунари", Федерация центров индейцев шуар, Национальная индейская конфедерация Мексики, Национальная индейская ассоциация Панамы, Индейская конфедерация Венесуэлы, Армия бедняков Гватемалы, Союз индейских народов Бразилии, а также международные организации: Всемирный совет индейских народов, Индейский совет Южной Америки. Некоторые организации прибегают к вооруженной борьбе.

Это самый крупный в мире мемориал посвящен самому известному индейцу - Это- Мемориал Неистового Коня. Он находится в Южной Дакоте. И посвящена эта скульптурная композиция самому известному вождю индейцев, который был невероятно воинственным. Его племя Лакота до самого конца противостояло правительству Америки, которое отбирало у них землю, где они и жили.

Вождь, носивший имя Неистовый Конь стал известным еще в 1867 году. Именно тогда разгорелась страшная война между местными индейцами и европейцами, которые вторглись на континент. Только Неистовый Конь смог сплотить своих людей. И в одной из схваток они разбили даже отряд Уильяма Феттермана. Во всех важных боях, вождь принимал участие. И только его вера в будущее, добрая доля храбрости и отваги смогли убедить племя Лакота в своих силах и могуществе. Ни разу Неистового Коня не настигла стрела противника.

В середине 20 века было принято решение сделать гигантскую статую, которая бы изображала Неистового Коня во весь рост. Предложил этот проект архитектор Циолковски. Более 30 лет мастер трудился над своим шедевром, но смог доделать лишь только голову вождя. А работа над статуей продолжается и сейчас. Однако это не мешает мемориалу быть популярным местом для туристов. Тем более что тут же находится уникальный музей, который посвящен индейцам.

Индейцы захотели, чтобы памятник изображал Бешеного Коня. Основная причина в том, что Бешеный Конь был выдающимся индейцем - отважным воином и блестящим военным стратегом. Он первым из индейцев использовал систему приманок. Он никогда не подписывал никаких договоров и никогда не жил в резервации.Известна история о том, как Бешеный Конь ответил белому торговцу, насмехавшемуся над ним за отказ жить в резервации, хотя большинство индейцев из племени лакота уже жили там. Торговец спросил: «Где теперь твои земли?» Бешеный Конь «посмотрел в сторону горизонта и, указывая рукой поверх головы своей лошади, гордо сказал: „Мои земли там, где похоронены мои предки"».

В 1877 году стало ясно, что силы неравны. Продолжение войны привело бы просто к уничтожению всего народа лакота, Неистовый конь подписал акт о капитуляции. Однажды он без разрешения покинул резервацию, что породило слухи о готовящемся бунте. По возвращении он был арестован. Поначалу вождь не вполне понял, что происходит, но когда увидел, что его ведут на гаупвахту, возмутился и стал сопротивляться конвою. Один из солдат проткнул его штыком. Великий воин и вождь погиб в мирном лагере, а не в бою.

Мы индейцы, брат, выдаст нас – наш взгляд...

Чтобы моя дочь, а заодно и соседские детки, не скучали на даче, организовала для них ДЕНЬ ИНДЕЙЦЕВ. Так, без повода, просто для веселья...
Возраст наших индейцев был самый разный - от 4,9 до 13 лет, но весело было всем.
Инвентарь - только то, что было под рукой. Место действия - огород. Идеи - частично переработанные из интернета, что-то вспомнилось, что-то по ходу придумалось... Вобщем, все всем доступно. А результат - на лицо. Точнее, на лицах.

Итак, в воскресенье с утра собрались индейцы в главном вигваме…


Смастерили себе индейские головные уборы…
("перья" заранее вырезала из цветного и белого картона, повязки - из одноразовой скатерьти).

Нанесли боевую раскраску…
(Аквагрима не было, обошлись детской косметикой. Она и смывается лучше... А черный цвет - моя подводка для глаз).

Пока занимались перевоплощением в индейцев, заодно узнали, что:
Жили индейцы в Америке (часть света).
24 июня в Перу, Эквадоре и Боливии отмечают праздник потомки коренного населения Америки.
Название “индейцы” возникло от ошибочного представления Христофора Колумба, считавшего открытые им заатлантические земли Индией.
Термин «краснокожие», не имеет ничего общего с естественным цветом кожи индейцев. Он происходит от обычая одного из племен, которое первым вступило в контакт с европейцами (в 11 в. с викингами, затем в 16 в. с англичанами) - раскрашивать охрой как лицо, так и одежду. Это племя полностью исчезло в 19 в.
Какие названия племен у индейцев: апачи, навахо, гуроны, ирокезы, могикане, делавары, чероки, семинолы, шайенны, команчи, майя, ацтеки, инки, гуарани и многие другие.
Что индейцы занимались охотой, собирательством, а оседлые племена к тому же занимались земледелием. Еще индейцы выращивали сельскохозяйственные культуры и разводили домашних животных.
Народы мира переняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля, томата, подсолнечника, какао, хлопчатника, табака, перца, фасоли, арахиса, бобовых, кабачков и других культур.
Что жилище индейца называется вигвам.
Южноамериканские индейцы для получения резиновой обуви просто обмакивали ноги в свежий сок гевеи - растения, из которого получают каучук. Застывая, сок превращался в непромокаемые «калоши».

Затем разделились на 2 племени: ЙОТА-ЙОТА (девочки 12 и 5 лет) и АПАЧИ (девочка 13 лет и мальчик 6 лет). Названия выбирали дети.

А вот и первое задание: каждому племени шаман выдал рецепт для приготовления волшебного зелья и корзинку. Нужно собрать необходимые для его приготовления ингредиенты. Правильно и на время.
Фото, к сожалению, не сохранились, а рецепт был он примерно такой:

СОБЕРИ:
1 лист рябины
3 листа сирени
2 шишки сосны
1 лист дуба
2 листа подорожника

(у второго племени список шел в обратном порядке – чтобы скопом не бегали )
Победило племя ЙОТА-ЙОТА, хоть и пришли к финишу вторыми. Племени АПАЧИ не удалось правильно соблюсти рецептуру зелья.

А теперь индейская эстафета – «САМЫЙ ОПЫТНЫЙ СОБИРАТЕЛЬ»!
Бежим до сосны, хватаем по одной шишке и быстренько складываем эту добычу в свое ведро.
Т. к. наши племена были малочисленны, пришлось сгонять за шишками по два раза.
Победили снова ЙОТА-ЙОТА!

Ух, а на улице-то жара! Заранее приготовленный лимонад был очень кстати!

Рыбалка – одно из любимых занятий индейцев. Тут уж племя АПАЧИ не дало себя опередить!

Слегка отдохнувшие индейцы соревнуются в меткости. АПАЧИ снова были на коне!
(у каждого племени было "свое" ведро, куда нужно было попасть кубиком).

В следующем испытании метали индейское копье, но бледнолицей папарацци в это время отвлекся на что-то, и в историю войдет только легенда о том, как одержало убедительную победу племя ЙОТА-ЙОТА, благодаря своему опытному и бесстрашному вождю!
(Индейское копье смастерили из березовой палки, навязав на него ленты – получилось вполне себе нарядно ).

Потом пошли охотиться на бизонов. Бизонами были воздушные шары, привязанные к веревке, индейские дротики заменили кубики. Задача – попасть в бизона.
И тут настал звездный час младшего индейца племени ЙОТА-ЙОТА!
Победный бросок принес племени победу!
А это – победный индейский танец младшего индейца после успешной охоты на бизонов

Конкурс «Водопой». Носим ложками воду с водопоя и сливаем в стаканчики. Побеждает племя, быстрее наполнившее свой стаканчик.
Борьба была напряженная! Но все-таки победу вырвало племя АПАЧИ в основном благодаря своему младшему бойцу, победный танец которого запечатлен на фото.

Американские индейцы имеют уникальную и трагичную историю. Ее уникальность состоит в том, что они смогли пережить период заселения континента европейцами. Трагичность связана с конфликтом между индейцами и белым населением. Несмотря на все это, история индейского народа полна оптимизма, поскольку, лишившись львиной доли исконных земель, они выжили и сохранили свою самобытность. На сегодняшний день они являются полноправными гражданами Соединенных Штатов.

Основной вопрос статьи: где живут индейцы? Следы этого населения прослеживаются на двух материках. Многие названия в США связаны с этим народом. Например, Массачусетс, Мичиган, Канзас и тому подобное.

Немного истории, или кого называют индейцами

Для того чтобы понять, где живут индейцы, необходимо определиться с тем, кто это такие. Впервые про них европейцы узнали в конце 15 века, когда в поисках заветной Индии добрался до берегов Америки. Мореплаватель сразу же назвал местных жителей индейцами, хотя это и был совсем другой континент. Так название закрепилось и стало общим для множества народов, которые населяли два материка.

Если для европейцев открытый континент был Новым светом, то сотни жили здесь около 30 тысяч лет. Вновь прибывающие европейцы стали вытеснять коренных жителей в глубь страны, занимая пригодные для жизни территории. Постепенно племена были изгнаны ближе к горам.

Система резерваций

К концу 19 века Америка была настолько заселена европейцами, что свободных земель для индейцев не осталось. Для того чтобы понять, где живут индейцы, следует узнать, что такое резервации. Это земли, плохо пригодные для ведения сельского хозяйства, куда были вытеснены индейцы. Живя на этой территории по соглашениям с белыми людьми, они должны были получать припасы. Однако зачастую это было только на словах.

Еще хуже дело стало обстоять, когда каждому коренному жителю правительство выделило по 160 акров земли. Индейцы не были готовы заниматься фермерством, к тому же на непригодной для этого земле. Все это привело к тому, что к 1934 году индейцы потеряли третью часть своих земель.

Новый курс

В первой половине прошлого века Конгресс США сделал индейцев гражданами страны. Это стало большим толчком вперед относительно примирения между народами, хотя и довольно запоздалым.

Места, где живут американские индейцы, как и они сами, стали интересовать американцев не с точки зрения наживы, а с точки зрения культурного наследия своего государства. В Соединенных Штатах появился дух гордости за разнообразие своего населения. У многих возникло желание компенсировать потомкам индейцев то несправедливое отношение, которому были подвержены их предки.

Где живут индейцы?

Индейцы проживают в двух основных географических областях. Это Северная Америка и Латинская Америка. Чтобы не возникало путаницы, стоит отметить, что Латинская Америка - это не только Южная Америка, но Мексика и ряд островов.

Территория расселения в Северной Америке

Где живут индейцы на территории Северной Америки? Данная географическая область состоит из двух крупных государств - США и Канады.

Регионы проживания индейцев:

  • субтропические регионы;
  • прибрежные районы северо-западной части материка;
  • Калифорния - это популярный штат, где живут индейцы;
  • юго-восточная часть Соединенных Штатов;
  • территория

Теперь понятно, где живут индейцы, фото которых представлены в статье. Осталось указать, что все они занимаются на своих землях ловлей рыбы, охотой, собирательством, выделыванием ценного меха.

Половина современных индейцев проживает в крупных городах и сельской местности по всей территории Соединенных Штатов. Другая часть живет в федеральных резервациях.

Индейцы в Калифорнии

Когда слышишь вопрос, где живут ковбои и индейцы, первым приходит в голову штат Калифорния. Связано это не только с вестернами, но и со статистикой. По крайней мере, по отношению к индейцам.

Наибольшее количество индейского населения проживает в штате Калифорния. Это подтвердила и перепись населения за прошлые десятилетия. Конечно, потомки индейцев этого региона смешанного происхождения.

Как же живут материка в Калифорнии? За долгие годы большинство из них утратили знание родного языка. Так, более 70 % не владеют никаким языком, помимо английского. Только 18 % хорошо говорят на языке своего народа, так же как и на государственном.

Калифорнийские индейцы имеют льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Однако большинство из них ими не пользуются. Среднее образование получают около 70 % детей из индейских семей, а диплом бакалавра - всего 11 %. Чаще всего представители коренного населения заняты в обслуживающем труде или сельском хозяйстве. Среди них также существует большой процент безработицы по отношению к средним показателям.

Четвертая часть индейцев Калифорнии живет за чертой бедности. В их домах часто нет водопровода и канализации, многие вынуждены жить в очень стесненных условиях. Хотя более 50 % все же имеют собственное жилье.

Существуют в Калифорнии и резервации индейцев. В 1998 году в них суд разрешил коренным жителям заниматься игорным бизнесом. Это разрешение со стороны властей было значительной победой. Но оно было связано не с тем, чтобы выделить благосклонное отношение к индейцам, а потому что на территории резервации невозможно заниматься привычными промыслами. Правительство пошло на этот шаг, чтобы дать людям возможность получать средства для жизни, занимаясь игорным бизнесом.

Помимо подобных уступок, резервации в Калифорнии имеют свое самоуправление, суды, правоохранительные органы. Они не починяются законам штата Калифорния, при этом получают государственные субсидии и гранты.

Территория расселения в Латинской Америке

Существует группа индейцев, проживающая в Латинской Америке. Где сейчас живут индейцы в этой географической местности, читайте ниже:

  • на территории всей Латинской Америки проживают ацтеков и тех, кто обитал на территории Центральной Америки до прибытия европейцев;
  • отдельной общностью являются индейцы бассейна Амазонки, которые отличаются своим специфическим мышлением и устоями;
  • индейцы Патагонии и Памп;
  • коренные жители

После этого уже не секрет, где живут Они в своем развитии были очень властными и имели собственный государственный устрой задолго до прибытия европейцев.

Ответить однозначно, где живут индейцы в наше время, достаточно сложно. Многие из них все еще придерживаются своих традиций, устоев, живут сообща. Но немало и тех, кто стал жить, как большинство американцев, забыв даже язык своего народа.

1 ноября 1879 года в городке Карлайл, штат Пенсильвания, открылась Кар-лайлская индейская промышленная школа — первая в США государственная школа-интернат для представителей коренных народов В дальнейшем используется слово «ин-дей-цы» — во-первых, для краткости, а во-вто-рых, потому, что именно оно использова-лось в эпо-ху, о которой идет речь. за пределами резер--ваций До этого школы открывались на территории резерваций, в основном миссионерами раз-личных христианских деноминаций, иногда при финансовом участии государства. . Ее основатель Ричард Генри Прэтт (1840-1924) был фигурой весьма противоречивой. С одной стороны, он был противником сегрегации и, в отличие от большинства своих современников, считал, что индейцы и дру-гие этнические меньшинства — такие же люди, как белые (есть версия, что именно Прэтт впервые использовал термин «расизм»). С другой сторо-ны, он полагал, что «равенство» возможно только в том случае, если индей-цы откажутся от своего образа жизни и культуры. «Один известный генерал ска--зал, что хороший индеец — это мертвый индеец. В каком-то смысле я со--гла-сен с этим утверждением, но только в следующем: все, что есть индей--ского в этой расе, должно умереть, — говорил Прэтт. — Убейте индей-ца, спасите человека».

Ричард Генри Прэтт, основатель и директор Карлайлской школы. Фотография Джона Н. Чоута. Конец XIX — начало XX века

Прэтт ушел в армию в самом начале Гражданской войны, а после ее окончания еще восемь лет участвовал в так называемых индейских войнах Индейские войны — общий термин, описы-вающий вооруженные конфликты между европейскими правительствами, поселен-цами, а впоследствии правительством США и коренным населением Северной Америки, которые начались в XVII веке, а закончились в 1924 году. на Западе. В 1874-1875 годах вооруженные конфликты постепенно стали сходить на нет, и Прэтт был назначен в тюрьму Форт-Мэрион в штате Флорида, где содержа-лись лидеры индейского сопротивления. Именно там он впервые попытался организовать обучение заключен-ных английскому языку, искусству и ремес-лам. В то время многим в США казалось, что индейцы находятся на грани пол-ного исчезновения, и правительство стало переходить от политики истреб-ле-ния к попыткам сохранения коренных народов как одной из составляющих американ-ского общества. Так у Прэтта возникла идея спасти американских индейцев от вымирания путем их радикальной интеграции.


Первые ученики из племени сиу сразу после прибытия в школу 6 октября 1879 года. Фотография Джона Н. Чоута Heritage Auction Archives

В 1879 году Прэтт перебрался в Пенсильванию, где и открыл Карлайлскую шко-лу. Ее первыми учениками стали представители разных индейских наро-дов: 84 сиу с Территории Дакота С 1889 года — штаты Северная и Южная Дакота. Существует мнение о том, что сиу были выбраны не случайно: вооруженные конфликты с ними прекратились совсем недавно, и, попав в школу, дети (особенно вождей), по сути, становились заложниками. , 52 представителя шайеннов и родственных им племен, а также 11 апачей. По поручению правительства Прэтт сам наби-рал учеников — мальчиков и девочек, — разъезжая по разным резервациям и убеждая вождей и родителей отдать детей в школу ради будущего индейских племен. Всего за время директорства Прэтта учениками школы были около пяти тысяч человек из 70 племен — от эскимосов Аляски до пуэбло Нью-Мексико. Правда, по некоторым сведениям, далеко не все они успешно ее окон-чили. Уже в первые дни работы Карлайлской школы Прэтт позвал местного фотографа Джона Чоута, чтобы тот снимал жизнь школы — что Чоут и делал до своей смерти в 1902 году.


Ученики Карлайлской школы. Фотография Джона Н. Чоута. 1884 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

В школе было несколько классов с учениками разных возрастов, но в основном преобладали подростки. Кампус располагался в зданиях военных казарм — и жизнь в школе во многом напоминала армейскую, особенно у мальчиков. Уче-ники носили форму «европейского» образца: мальчики — брюки и кителя, девочки — платья. Детей учили английскому языку, математике, истории, рисо-ванию, музыке, а также различным трудовым навыкам — при школе действовали типография, обувная мастерская, столярная мастерская, ферма и т. д. Они также изучали основы христианского вероучения — Прэтт был методистом Методизм — одна из протестантских хри-стианских деноминаций, основанная в XVIII ве-ке. — и были обязаны раз в день посещать одну из церквей в городе по своему выбору. Разговаривать на каком-либо языке, кроме английского, было запрещено. В общежитии детей селили так, чтобы в одной комнате жили пред-ставители разных племен, для которых един-ственным общим языком был — или должен был стать — английский.

Том Торлино в 1882 и 1885 годах. Фотографии Джона Н. Чоута National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

Том Торлино происходил из племени навахо и учился в школе с 1882 года по 1886-й. Больше о нем особо ничего не известно, но эта двойная фотогра-фия (печатавшаяся в виде открытки школьным фотографом Чоутом) стала своего рода симво-лом Карлайлской школы и вообще насильственной интеграции индей-цев, со всеми за и против. Подобные открытки в жанре «до и после» активно исполь-зовались Прэттом и его помощниками-рекрутерами в качестве доказательства, что «ци-ви-лизация» способна преобразить индейца до неузна-ваемо-сти и спо-соб-ство-вать его успеху в обществе.


Карлайлский духовой оркестр. Фотография Джона Н. Чоута. 1892 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

В 1880 году Прэтт создал Карлайлский индейский оркестр, который суще-ство-вал благодаря частным филантропам. В 1879 году один из них, приехав из Бо-стона в Карлайлскую школу, услышал доносящие-ся из общежития звуки там-тамов и индейских песен. Когда он обратил на это внимание Прэтта, тот ска-зал, что, конечно, запретил бы тамтамы: «Но это было бы несправедливо, если не дать им что-то аналогичное или получше. Если вы поможете мне с духовы-ми инструментами, ребята смогут перейти на них и отказаться от тамтамов». Вскоре Прэтт получил из Бостона корнеты, кларне-ты и несколько пианино. В 1883 году оркестр первым пересек Бруклин-ский мост в Нью-Йорке на торже-ственной церемонии его открытия, а в 1892 году его возглавил 21-летний Ден-нисон Уилок — индеец из племени онайда и выпускник Карлайла. Под руко-вод-ством этого талантливого музыканта, дирижера и композитора Карлайл-ский оркестр стал известен как в Штатах, так и в Европе, исполняя произведе-ния Грига, Моцарта, Россини, Шуберта и Вагнера, а также самого Уилока. Музы-канты высту-пали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и на пара-дах в честь инаугураций нескольких президентов США.


Группа учеников Карлайлской школы на заседании общества по дебатам. Фотография Джона Н. Чоута. 1879 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

В школе выпускалось несколько газет, поощрялось участие учеников в лите-ратурных обществах и в соревнованиях по дебатам Клубы дебатов при учебных заведениях поя-ви-лись в Великобритании в XVIII веке, а затем распространились по всему миру. Члены таких клубов соревнуются друг с дру-гом в навыках публичной аргумен-тации по обще-ственно значимым вопросам. . Летом некоторые уче-ники проходили «стажировки» в семьях местных жителей и получали неболь-шие деньги за работу по хозяйству или на ферме. Также мож-но было провести каникулы в летнем лагере в горах, где дети жили в па-лат-ках, собирали ягоды, охотились и рыбачили. Прэтт организовывал в лагере соревнования по стрель-бе из лука, пользовавшиеся большой популярностью как среди учеников-индейцев, так и среди местных жителей, специально приезжавших в лагерь, чтобы делать ставки.


Группа шайеннских вождей с ученицами Карлайлской школы. Фотография Джона Н. Чоута. 1880 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

Вожди в обязательном порядке приезжали в школу, чтобы следить за учени-ка-ми и условиями их жизни — это было одним из главных условий, на которых они соглашались отправлять своих соплеменников в Карлайл. Это неудиви-тель--но, ведь значительную часть учеников составляли дети самих вождей. Напри-мер, у Куаны Паркера, одного из самых воинственных команчей, кото-рый сложил оружие в 1875 году и после переселения со своими людьми в резер-вацию стал вождем всех команчей, в школе учились четверо сыновей.

Лютер Стоящий Медведь. Фотография Джона Н. Чоута. 1879 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

Лютер Стоящий Медведь (1868-1936) был сыном вождя из племени лакота. Один из первых и, как оказалось впоследствии, образцовых учеников школы, среди прочего он занимался привлечением новых учеников в Карлайл. В своих воспоминаниях, опубликованных в 1933 году, он пишет: «Процесс приобщения к цивилизации в Карлайле начинался с одежды. Белые считали, что индейских детей невозможно цивилизовать, пока они носят мокасины и одеяла. Детей стригли, потому что длинные волосы каким-то загадочным образом препят-ство-вали развитию… Белые кожаные туфли причиняли настоящие стра-да-ния… Красное фланелевое белье было сущей пыткой». Лютер также описывал про-цесс получения нового имени по прибытии в школу: его попросили выбрать одно из имен, написанных на стене, и он, не умея читать по-англий -ски, ткнул в первое попавшееся. Фамилией стало имя его отца.

Белый Бизон по прибытии в Карлайлскую школу. Фотография Джона Н. Чоута. 1881 год

Белый Бизон во время обучения в Карлайлской школе. Фотография Джона Н. Чоута. 1881 год Dickinson College Archives & Special Collections

Белый Бизон из племени шайеннов, каким-то образом сохранивший свое индей-ское имя, учился в школе с 1881 по 1884 год, а затем вернулся в нее еще на несколько лет. В его учетной карточке сообщается о проверке, проведенной в 1910 году (их регуляр-но устраивало Бюро по делам индейцев Бюро по делам индейцев (Bureau of Indian Affairs, BIA) — агентство Федерального пра-вительства США. Основано в 1824 году при департаменте обороны для управления тер-риториями американских индейцев. В кон-це XIX — начале XX века одной из важных функ-ций бюро стали образование и ассимиляция индейцев. ): «Белый Би-зон… и его семья прожи-вают в прекрасно обставленном новом доме. У них хоро-шая конюшня. С помощью сына Джона он засеял 40 акров кукурузой и 10 ак-ров люцерной».

Апачи-чирикауа по прибытии в Карлайлскую школу из Форт-Мэриона 4 ноября 1886 года и четыре месяца спустя Dickinson College Archives & Special Collections, Yale University Beinecke Rare Book & Manuscript Library

Чирикауа — одна из племенных групп апачей, дольше других сопротив-ляв-шая-ся перемещению в резервации. Их знаменитый предводитель по имени Джеро-нимо и его люди несколько раз сдавались правительству, но потом снова выры-вались из резерваций, возобновляли набеги на скотоводов и военные дей-ствия против американской армии. Окончательно Джеронимо сдался только в 1886 го-ду. Апачи, запечатленные на фотографии, по-видимому, попа-ли в плен до этого события и находились в заключении в тюрьме Форт-Мэ-рион во Флориде — той самой, которой руководил Прэтт. Узники Форт-Мэрио-на отправлялись в школу и раньше, с самого ее открытия. Но, ослабев в тюрьме, после прибытия в школу они болели и умирали чаще других, хотя смертность среди учащихся и так была ужасающей: за годы существования школы от раз-ных причин умерло несколько сотен учеников.


Ученицы Карлайлской школы на занятиях по физкультуре. Фотография Джона Н. Чоута. 1879 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

Состояние здоровья учеников всегда было серьезной проблемой. В резерва-циях, откуда приезжали дети, как правило, царила нищета, запустение и анти-санитария; индейцы недоедали и много болели. Частыми причинами смерти были тубер-кулез и оспа. Поэтому в школе уделялось особое внимание физиче-ской актив-ности. Кроме физкультуры ученики занимались бейсболом, баскет-болом, спортивной эстафетой и другими видами спорта.


Команда Карлайлской школы по американскому футболу «Пираты». Фотография Джона Н. Чоута. 1879 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

Команда Карлайла по американскому футболу стала настоящей легендой. Когда школа только открылась, игра не была массовой и соревно-вания устраи-ва-лись только между учениками богатых колледжей вроде Йеля и Гарварда. После того как один из преподавателей (по-видимому, именно он стоит в цент-ре) показал игру Прэтту и ученикам, директор школы немед-лен-но организовал команду. Вскоре один из футболистов сломал ногу — и Прэтт запретил амери-кан-ский футбол. Но группа учеников попро-сила его отменить запрет и разре-шить команде соревноваться с другими шко-лами. Если верить мемуарам ди-рек-тора, Прэтт ответил так: «Ладно, играйте, но при двух условиях: во-первых, никогда не давайте волю кулакам, а во-вто-рых, вы долж-ны победить самые сильные команды Америки».


Игроки команды «Карлайлские индейцы» во время матча против команды Йельского универ-ситета в Нью-Йорке. 24 октября 1896 года Library of Congress

В 1896 году «Карлайлские индейцы» играли в Нью-Йорке с командой Йель-ского университета, которая не пропустила ни одного мяча в предыдущих семи матчах. Игра вызвала большой интерес у публики и прессы: на противостояние между культурными белыми американцами и краснокожими дикарями при-шло посмотреть четыре тысячи зрителей. Никто не сомневался в превосход-стве игроков Йеля, и, казалось, «Индейцев» ждет тотальный и жестокий раз-гром. Однако на третьей минуте Карлайл повел в счете. За три минуты до кон-ца игры, когда Йель выигрывал со счетом 12:6, игрок Карлайла пробежал через все поле и занес мяч в очковую зону (то есть заработал тачдаун, за кото-рый команда получает 6 очков). Это должно было означать ничью, но арбитр отме-нил тачдаун — якобы он произошел уже после финального свистка, хотя и иг-ро-кам, и болельщикам было очевидно, что свисток прозвучал позже. Арбитр был из Йеля, поэтому один из журналистов написал об игре так: «Кар-лайл мог победить 11 йельских игроков — но не смог победить 11 йель-ских игроков и йель-ского судью».


Команда «Карлайлские индейцы». 1903 год Крайний в третьем ряду справа — Поп Уорнер. Wikimedia Commons

В 1899 году Прэтт нанял профессионального тренера, Гленна «Попа» Уор-не-ра (1871-1954), который вместе со своей командой превратил американский фут-бол в ту игру, которую мы знаем сегодня. Понимая, что команда всегда будет уступать другим физически, Уорнер полагался на скорость и ловкость индей-цев. Кроме того, он придумал несколько трюков, руководствуясь принци-пом «что не запрещено правилами напрямую, то разре-ше-но» (обычно очеред-ной трюк запрещали в следующем сезоне). В игре про-тив Гарварда в 1903 году команда впервые использовала уловку с «невиди-мым мячом»: один из игроков засовывал другому мяч под свитер, где был нашит специаль-ный карман, и тот просто обегал «свалку» по флангу и доставлял мяч в зону тачдауна. Другой трюк заключался в том, что к свитерам игроков спереди пришивали «фальшивые мячи» — и противник не мог понять, у кого из них в руках настоящий мяч.-

23 ноября 1907 года Поп Уорнер и его «Индейцы» провели историческую игру против Университета Чикаго. Противник, на тот момент сильнейшая коман-да страны, сделал ставку на грубую силу, практически вышибая «Индей-цев» за пределы поля и тем самым не позволяя им продвигаться вперед. Решаю-щим стал момент, когда защитник Хаузер особым спиральным броском отдал пас вперед почти на 40 метров — впервые в истории футбола. Еще одна звезда команды, ресивер Ресивер, или принимающий, — игрок в ко-ман-де нападения, который специализи-рует-ся на приеме пасов. Главная задача игро-ков этой позиции — пробежать по заданному маршруту, оторваться от опеки защитников и в любой момент принять пас, после чего набрать максимальное число ярдов. Конеч-ная цель игрока — дойти до очковой зоны оппо-нента и занести тачдаун. Альберт Эксендайн, поймал мяч, выбежал с ним за пре-де-лы поля, пробежал вдоль его кромки, чтобы обойти защитников, снова вбежал на поле и заработал тачдаун. Игра закончилась со счетом 18:4 в пользу Карлай-ла. Благодаря пасу Хаузера считается, что именно в этом матче родился совре-менный американский футбол — а вот выбегать за пределы поля вскоре запретили.


Ричард Прэтт пожимает руку вождю Американскому Коню. Фотография Джона Н. Чоута. 1897 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

Эксперимент Прэтта был сочтен успешным, и в начале ХХ века в стране было открыто около 25 аналогичных школ. Однако сам он был уволен в 1903 году из-за конфликта с Бюро по делам индей-цев, чью политику по созданию резер-ва-ций Прэтт жестко раскритиковал: «Было бы лучше, гораздо лучше для ин-дей--цев, если бы никогда не было никакого бюро».

Карлайлская школа была закрыта в 1918 году. Прэтт продолжал вести обще-ственную деятельность, занимался публицистикой, защищал интересы индей-цев. Он умер в 1924 году и был похоронен на Арлингтонском кладбище в Ва-шинг-тоне. На его могильном камне написано: «С любовью и в па-мять от уче-ни-ков и других индейцев».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то