Размышления о душе человеческой. Из рассказов рыбака

Время для Ольги перестало существовать. 180 дней она провела в аду. Но, самое страшное должно было начаться через три дня. Ее выпустят…Женщина подумывала даже о том, чтобы продлить срок– возможностей было предостаточно.Правда, ее соседка по камере Тома уговаривала не дурить. О том, как жить дальше Оле думать не хотелось. Позади осталось счастливое прошлое, а в будущем ничего кроме боли и безнадежности не могло появиться. Однако Тамара действовала на свою новую подругу, каким-то удивительным образом, меняя ее мироощущение и расстановку жизненных приоритетов. Если Оля вошла в эту камеру затравленным зверем, то выйти ей предстояло существом, до самых краев души наполненным безразличием. Ей было уже все равно, жить или умирать. Все эмоции были выжжены.

Еще год тому назад все было прекрасно. Ольга и Стас казались очень красивой парой. Молодые, здоровые, целеустремленные… Вся жизнь, с ее безграничными возможностями, была у них в руках. Ребята недавно окончили университет, но родительские накопления позволяли открыть небольшой бизнес. Так возник магазин эксклюзивных сувениров. Поначалу дело шло ни шатко, ни валко, но вскоре появились первые покупатели, и супруги с удивлением заметили, что большей популярностью пользуются религиозные предметы. Стоило выставить на полки маски, привезенные друзьями из Индии, или четки из натурального камня, как товар мгновенно улетал за баснословные суммы. Очень быстро появились постоянные клиенты и регулярные заказы. Молодые решили совместить приятное с полезным и слетать на две недели в Гоа – отдохнуть и присмотреться к ассортименту продукции, которую можно было бы перепродавать у себя на родине. Именно здесь, на берегу Аравийского моря, семейная жизнь дала трещину. Оля с азартом и интересом окуналась в традиции и религию этой удивительной страны, а Стасу местный колорит был абсолютно чужд. Женщина негодовала:

Ты должен знать как можно больше о культуре страны, если хочешь профессионально давать консультации и советы покупателям! Милый, пойми, нам крайне важно разбираться во всех тонкостях религии, если хотим продавать такой специфический товар!

Стас злился и упорно не желал знакомиться с буддизмом:

Как я в их храм войду, если на мне крест православный?

Оля только смеялась:

Что за глупости?! Ты же никогда верующим не был! Даже венчаться не захотел, а это, между прочим, очень красивый ритуал…

Как бы там ни было, но Ольга всерьез увлеклась Индией, а Стас считал дни до отлета домой. После возвращения в Россию молодые стали часто ругаться. Оля стала проводить все свободное время в буддистском храме, знакомясь с новыми людьми и раздавая визитки своего магазина, а ее муж неожиданно отправился в православную церковь. Молодая супруга не сразу заметила, что любимый стал на удивление тих и задумчив, пока однажды он решительно не заявил:

Хватит нам уже в эти игры языческие играть. Будем продавать, как и раньше, дешевые магниты на холодильник и кружки с забавными надписями, а всю эту бесовскую атрибутику выбросим!

Оля только смеялась над «праведностью» мужа, но Стас был серьезен как никогда. Совсем скоро супруги поняли, что их отношения зашли в тупик. Оля сделала последнюю попытку удержать супруга:

Ты хоть понимаешь, что поставил веру выше нашей семьи?! Выбирай: или я, или твой Бог! Имей в виду, мне надоели твои походы в церковь! Ты выглядишь, как умалишенный, стоя посреди старух со свечами! Православие – пережиток прошлого! Вера для умственно деградирующих людей. Посмотри лучше на буддистов – вот где по-настоящему просветленный разум.

Стас еще какое-то время пытался образумить жену, но Оля была непреклонна и подала на развод. Ей хотелось праздника, веселья, накала страстей… Последующие несколько месяцев прошли, словно в тумане. Вереница новых встреч, легкие наркотики, знакомство с известными гуру… Женщине казалось, что без Стаса ей стало легче, и она сбросила некий балласт, мешающий ее духовному совершенству. Но, вскоре звонок подруги и сообщение о том, что у бывшего мужа появилась невеста, выбил Ольгу из привычной колеи. Нет, чувств уже никаких не было, а вот досада появилась. Как он так быстро сумел ее забыть?! И на кого променял? По словам всезнающей подружки, новая пассия Стаса была самой настоящей замухрышкой, к тому же пела в церковном хоре! Ну, просто, курам на смех! Ее Стас, привыкший к самым дорогим ресторанам и модным бутикам, вдруг, заинтересовался какой-то серой мышкой в длинной юбке «прощай молодость». Вскоре досада сменилась любопытством, и Оля решила воочию увидеть эту парочку святош. Благо подруга как раз жила в том доме, где поселились молодые, поэтому выследить их не составляло никакого труда. Уже через день женщина, вдыхая сладковатый дым кальяна, подводила итоги своей слежки. Итак, Стас, действительно, влюблен. Новая избранница не так старомодна, как расписывала Ольгина подруга, но, на самом деле, одета весьма скромно. Расспрос бабушек, сидящих у подъезда, принес неожиданные результаты. Оказывается, молодые собирались в скором времени пожениться и более того – обвенчаться! Откуда это известно? Так, понятно, откуда! Клавдия Ивановна рассказала, а ей сама мама невесты по секрету призналась!

Вот так. Она, Ольга, не удостоилась такой чести, а с этой, он, видишь ли, венчаться собрался! Злость нарастала с невероятной силой, расслабиться не помогали даже медитации. И вот в один, не самый прекрасный день, Оля совершила страшный поступок. Пребывая после медитации в каком-то странном состоянии и потеряв контроль над рассудком, она завела машину и поехала, куда глаза глядят. Хотелось ощущения полета. Женщина жала на газ и не замечала ничего вокруг…

На пешеходном переходе она сбила девушку. Пострадавшую увезли в больницу. Поездка закончилась трагически: у девушки случился разрыв селезенки, а Ольгу приговорили к сроку в полгода. Она даже не испугалась. Ей было… все равно. Думать она могла только о своей судьбе. Пугало женщину то, что она не представляла, как жить дальше. На свое увлечение буддизмом она уже смотрела трезвым взглядом. Все это оказалось, на поверку, такой чушью… Она просто пополнила собой ряды людей, которые поверили в какие-то глупые сказки и потеряли ощущение реальности. А реальность такова, что она совершенно одна. Родители не в счет – с ними у Ольги никогда не складывались теплые отношения. Уныние и нежелание жить преследовали женщину каждую секунду.

А потом она познакомилась с Томой. Вот уж из кого энергия била ключом! Посадили ее за воровство, но тюремный срок никоим образом не повлиял на планы этой молодой и красивой женщины. Сидя за решеткой, она продумывала, какую следующую махинацию попытается воплотить в жизнь:

Я уже давно к монашкам присматриваюсь! Религия – самый выгодный способ заработка.

Услышав про религию, Ольгу стало мутить но, не заметив реакции подруги, Тамара продолжила:

Представляешь, я даже побывала в нескольких монастырях. У них это называется паломничеством. Приезжаешь и бесплатно батрачишь за койку и еду. Странные эти православные, честное слово! Их монашки как рабочую силу используют, а паломницы ходят и так блаженненько улыбаются, что противно становится! Так вот. Я все разузнала. Запомнила, как одеты эти молитвеницы, какие слова используют в разговоре, как ведут себя. В общем, выйду и стану «монахиней»! Вариантов собрать неплохие деньги огромное количество! Можно притвориться, что ищешь жертвователей для строительства храма. А, если все точно продумать, то реально провернуть вариант с Иерусалимом – верующие называют его Святой Землей. Буду говорить, что скоро полечу туда, а люди станут просить передать записки с именами тех, о ком помолиться надо. При этом православные наверняка будут жертвовать огромные деньги.

Тамара мечтательно потянулась на койке, а Ольга затаила дыхание. Православие вызывало у нее только негативные эмоции. Это верующие унизили ее, выставив полным посмешищем! Нашли ей замену! Лишили уверенности в своем превосходстве. Как было бы здорово надругаться над ними!

Том, а меня возьмешь в дело?

Подруга присвистнула:

Тебе зачем? У тебя же папка с мамкой. Они работу хорошую вмиг для тебя найдут. Да, и магазин у тебя свой…

Магазин прогорел, его закрыли. А, с православными у меня свои счеты. Так что считай – это личное.

И вот прошли последние мучительные три дня. Свобода! Особого счастья Оля не ощутила, хотя, разумеется, была рада освобождению. На улице ее встречали родители. Они смотрели на дочь глазами полными слез, и силились хоть чем-то помочь:

Доченька, Стас оставил квартиру тебе, поэтому ты прямо сейчас можешь туда поехать. А, хочешь – оставайся у нас!

Ольга с минуту думала, а потом решила:

Наверное, квартиру я со временем продам, не хочу там жить. А пока сдам ее, и на эти деньги сниму жилье в другом конце города, где ничто не будет мне напоминать о прошлой жизни.

Мама тревожно посмотрела на нее и робко спросила:

Солнышко, а как с твоим увлечением всеми этими индийскими штучками? Ты по-прежнему будешь… - пожилая женщина никак не могла найти нужных слов, но Оля ей помогла.

Нет, мама. Больше никаких гуру, медитаций и толп гостей с расширенным сознанием. Теперь я не пойду на поводу у этого обмана под названием «религия»!

Папа откашлялся:

Дочка, но в христианстве, например, нет этой языческой неразберихи. Там все очень просто и правильно. Знаешь, пока ты была в тюрьме мы с матерью не находили себе места. Однажды зашли в православный храм, помолились, как умели. Представляешь, нам на самом деле стало легче! Потом с батюшкой поговорили о твоей ситуации…

Оля вскочила, и лицо ее перекосилось от злобы:

И, что?! Мне это как-то помогло? Или, может быть, от ваших молитв мне в тюрьме подали на обед лобстера вместо баланды? Папа, я была знакома с самыми известными гуру, общалась с «просветленными», овладела определенными техниками медитации. И что? Это не сделало меня счастливой! Мне как было не интересно жить, так и сейчас все равно – проснусь я завтра или нет. А, ты придумал…Православие! Поставил свечу и нет проблем. Как же! Почему тогда этот ваш Бог не вытащил меня из камеры, раз вы так усердно молились обо мне?

Папа молчал, а мама печально произнесла:

Оленька, не Бог тебя определил туда. Сама же во всем виновата, и ты это знаешь… Просто, мы в свое время не дали тебе никакого духовного воспитания. Ты у нас не знала что такое вера. Ты нас прости, дочка! Мы не сумели тебя оградить от поисков Истины на стороне.

Ольге стало жаль родителей. Они так сильно постарели за последнее время… Что ж, она не хотела их расстраивать и торжественно обещала не вешать ярлыки на христианство только по той причине, что разочаровалась в буддизме. Но, это было только на словах. А, в душе женщина четко знала, что будет делать, и утром следующего дня позвонила в дверь подруге, которая освободилась всего на пару недель раньше Оли.

Тамара впустила гостью, потирая кулаком глаза:

Вот так сюрприз. Ну, заходи, раз пришла.

Подруги обсудили все детали предстоящей работы. Тома рассказала, что знала сама об образе монахини, но настояла, чтобы Оля съездила в ближайший монастырь и посмотрела своими глазами на этот «контингент». Оле не терпелось поскорее приступить к делу, и тем же вечером она отправилась в «паломничество». По дороге, сидя в пригородном автобусе, ей представлялись потрясающие картины: вот она проберется в самое нутро этой жизни верующих, и посмеется над ними от души. Все обман и фальшь, и она это докажет! Кому? Женщине не хотелось думать над ответом на этот вопрос.

Возле входа в монастырь Оля остановилась и посмотрела, как туда заходят другие. Оказывается, все проще простого: трижды перекрестись и вперед! Внутри тоже никаких сложностей не возникло. Обратившись к первой же монахине, попавшей на глаза, Оля узнала, что пожить и потрудиться в обители можно в любое время. Потом монахиня позвала благочинную - так женщина познакомилась с матушкой Сусанной, которая радушно предложила остаться на ночь. Оля отказалась. Ей хотелось поскорее уйти из этого места. Она ощущала невероятный дискомфорт и … страх. Впрочем, его она списала на расшатавшуюся нервную систему.

Убедив Тому, что абсолютно готова и никаких ошибок не допустит, Оля одела, пошитое знакомой Томы, черное облачение и вышла на улицу. Ее целью было просидеть несколько часов на вокзале и познакомиться с максимальным количеством людей. Следовало рассказывать им вскользь, что скоро она отправится на Святую Землю и невзначай предлагать передать записки всех желающих. Тамара четко проинструктировала подругу с кем лучше всего заводить беседу и кого проще обмануть.

Как только Оля вошла в здание вокзала, вся эта затея перестала казаться приключением. Она решила немедленно найти туалет, переодеться и отвезти «реквизит» Тамаре. Пусть, она так и не нашла своего Бога, но обманывать людей, которые также, как и она ищут истину – не правильно. Не честно.

Вот и табличка с указателем дамской комнаты. До нее буквально несколько метров, и вдруг…

Матушка, простите!

Перед Ольгой молодая девушка, ничем не выделяющаяся из толпы.

Скажите, из какого вы монастыря?

Оля от растерянности назвала обитель, где побывала вчера, а не ту, которая была предусмотрена их с Тамарой «легендой». Незнакомка засуетилась, стала искать в сумочке ручку и торопливо объяснять:

Я у вас не была, но обязательно когда-нибудь приеду, если Бог даст. Вы простите, что задерживаю! Просто записочку передать хочу. Помолитесь, матушка, о нашем сыночке. У него врачи нашли онкологию, предстоит тяжелое лечение…

Антошка его зовут! Папа у нас Симеон, а меня крестили Руфиной. Помолитесь о нас…

Оля онемела. Не могла выдавить из себя ни слова. Тем временем Руфина открыла кошелек и достала стодолларовую купюру. «Монахиня» как могла отказывалась от денег, но благотворительница настаивала:

Да, это же не за молитву! Это просто пожертвование на нужды храма, и вы не можете не взять!

Оля растерянно положила деньги и бумажку с именами в маленькую дорожную сумочку, а ее новая знакомая поспешила дальше по своим делам. Но, вдруг обернулась и, спохватившись, крикнула:

Матушка, а вас как зовут?

Оля назвала свое настоящее имя, и до ее слуха донеслось:

И я за вас буду молиться, матушка Ольга!

Ни в какой туалет она не пошла. Ноги почти не держали, в голове шумело. Руки тряслись, и она то и дело обливалась потом. «Наверное, я умираю» - думала Оля и заставляла себя идти в сторону Томиного дома. На дорогу ушло больше часа, так как женщина не могла себя заставить сесть в автобус. Ей казалось, что пассажиры сразу же увидят, кто она и что сделала. Нет греха страшнее, чем тот, что она совершила! Воровка. Она украла самое ценное, что было у этой молодой девушки – надежду на молитву. И, пусть она, Ольга, знала, что все это – сказочки для простаков, но… Вдруг, есть хотя бы один шанс из ста, что Бог есть и православные не ошиблись в выборе веры?!Что тогда? Тогда получается, что эта молитва могла как-то помочь больному ребенку, а она побоялась признаться, что никакая она не монахиня и по-настоящему молиться не может! А, эти деньги… Господи, да эта серо-зеленая бумажка никогда уже не позволит ей спокойно уснуть!

Тамаре она ничего не объясняла. Отдала облачение и сухо сказала: «Ничего не вышло, не для меня это занятие». Подруга презрительно хмыкнула и закрыла за гостьей дверь. Куда идти Оля не знала, и отправилась к родителям. Мама постелила ей в гостиной, но уснуть никак не получалось. Мысли крутились только вокруг этой наивной Руфины и ее больного сыночка. Как же все это мелко: развод с нелюбимым мужчиной, неоправданные надежды, возлагаемые на миллионы божков, чьи имена невозможно даже запомнить. Все это - такая ерунда по сравнению с реальной бедой молодой семьи Руфины!

Оля тихонько встала с кровати и подошла к полке у окна – там родители в ее отсутствие соорудили небольшой иконостас. Женщина сняла все книги, которые там были и сквозь зубы процедила:

Ладно. Хорошо… Если Ты есть, то помоги Антошке. Пусть он выздоровеет. Мне больше ничего не нужно. Я буду молиться только ради этой доверчивой девочки. Если есть шанс, что Ты меня слышишь и можешь помочь малышу, то я сделаю это. Ведь, Руфина надеется на мою молитву…

Ночь пролетела как мгновение. Сначала Оля прочитала все молитвы в молитвослове из раздела «О болящих». Потом, не найдя ничего более подходящего, взяла Евангелие. Решила, что читать надо все подряд – раз эти книги лежат на полке, значит, они нужны для правильной молитвы. Удивительно, но Олины знания о Православии были весьма примитивны. Она помнила лишь то, что ей рассказала Тамара, ну и какие-то обрывки информации из телевидения и газет. Есть, мол, Бог. Зовут Его Христос. Чтобы хорошо жить надо круглосуточно молиться, регулярно отказывать себе во вкусной пище, соблюдая пост, носить жуткие старомодные юбки и замусоленные платки. Да, еще с приторной улыбочкой на лице класть поклоны, а потом шикать на несчастных девчонок, посмевших войти в храм в джинсах. Но, здесь, в Евангелие все было иначе. Во всех строках чувствовалась настоящая жизнь. Более того, Оля неожиданно для себя узнала, что по учению христиан человек бессмертен. Но бессмертие здесь понимается совершенно иначе, чем, допустим, в буддизме.

Оля открыла глаза. Пахло кофе и блинами. Мама уже приготовила завтрак. Женщина подобрала книги, разложенные на кровати, и аккуратно поставила их на место. Она очень спешила. И, пожалуй, впервые в своей жизни ей было плевать на собственное «я». Она торопилась ради других.

Матушка Сусанна, как ни странно, узнала гостью. Оля очень волновалась и не знала с чего начать. Потом все-таки решилась:

Вы знаете, я сегодня ночью читала Евангелие и узнала, что я бессмертная!

Монахиня кивнула и с такой любовью посмотрела на Ольгу, что та не выдержав, выплеснула ненависть к себе самой вместе с потоком слез:

Вы улыбаетесь мне и разрешаете остаться, но вы даже не представляете, что я совершила! Я подсматривала за вами, как сатана, и желала надругаться над Православием и монашеством в частности!

С каждым словом на сердце становилось светлее, а взгляд матушки из удивленного превратился в сострадательный. Она обняла за плечи всхлипывающую паломницу и увела ее в пустующую келью:

Потерпи, потерпи моя хорошая. Скоро служба будет, и ты сможешь исповедаться. Бог простит тебя, если ты каешься в соделанном.

Матушка, я каюсь. Но, я не уверена, что смогу быть христианкой. Мне бы только помолиться о том ребенке, как следует и больше ничего не нужно!

Потом Оля спохватилась и достала деньги, переданные Руфиной. Еще долго она держалась за руку матушки Сусанны и повторяла одно и тоже: «Мне бы только помолиться… больше ничего».

Потом была исповедь и благословение батюшки остаться в обители «помолиться». Оле почему-то казалось, что, как следует, она сможет это делать только здесь, где ничто не отвлекает от такого важного дела.

Шли дни. Женщина прочла весь Новый Завет, но вопросов становилось все больше. Священники монастыря старались отвечать, насколько им это было под силу. Советовали читать святоотеческую литературу. Так она и жила: молилась, читала, думала и снова молилась, изредка прерываясь на трапезу и сон. Потом стала захаживать на службы в храм. Причастилась. Попросила послушание и молилась теперь, выполняя посильную работу. Дни складывались в недели, а недели в месяцы…

Откуда приходит душа перед зарождением - спускается с неба на землю? Где она была до рождения, появления в человеке?

Отвечает Игумен Амвросий (Ермаков) :

Вопрос о происхождении человеческой души Словом Божиим окончательно не раскрыт. Как говорит святой Кирилл Александрийский, это "тайна, ведомая одному Богу". Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Поэтому о происхождении душ можно говорить на основании богословских мнений и отношения к этим мнениям Церкви. Одним из центральных мест в догматической системе Оригена было учение о предсуществовании человеческих душ. Этот взгляд Ориген унаследовал из философии Платона. Мы не будем подробно останавливаться на содержании этого учения, скажем лишь, что оно: а) противоречит учению Священого Писания о последствиях греха прародителей, б) не способно объяснить факт боговоплощения, в) связано с осужденным Церковью учения о всеобщем восстановлении. В середине VI века учение Оригена было осуждено Церковью. Существует мнение о творении Богом каждой души из ничего. (Священномученик Ириней Лионский, святой Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, святитель Иоанн Златоуст и др.). Одни святые говорят о творении души вместе с телом, другие о творении души на 40-й день после зачатия. Слабая сторона этого мнения состоит в том, что оно не объясняет перехода греховной поврежденности Адама на весь человеческий род, а также каким образом дети наследуют качества своих родителей. Есть еще одно мнение о рождении человеческой душ от душ родителей. (Тертуллиан, святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, преподобный Макарий Великий и другие). Данное богословское мнение также не отвечает на все вопросы. Например, происходит душа от души отца, матери или от обоих родителей; не объясняет она и случаи поразительного несходства междку детьми и родителями. После V Вселенского собора стало преобладать мнение о творении человеческих душ, позже более распространенным стало учение о рождении душ. Оба эти мнения восполняют друг друга.

Законы мира духовного нам не известны. Мы только можем предположить, что душу человек получает от родителей, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия.

Одним из наиболее известных произведений Николая Васильевича Гоголя принято считать поэму «Мёртвые души». Над этим произведением о приключениях авантюриста средних лет автор скрупулёзно трудился в течение долгих 17 лет. История создания «Мёртвых душ» Гоголя по-настоящему интересна. Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мёртвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся. Гоголь хотел отобразить всю русскую душу с присущими ей пороками и добродетелями, а задуманная трёхчастная структура должна была отсылать читателей к «Божественной комедии» Данте.

Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь писал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров» . Кстати, в те времена эта история была не единственной. О героях вроде Чичикова говорилось постоянно, поэтому можно сказать, что в своём произведении Гоголь отразил реальность. Гоголь считал Пушкина своим наставникам в вопросах писательства, поэтому первые главы произведения читал ему, ожидая, что фабула вызовет у Пушкина смех. Однако великий поэт был мрачнее тучи – слишком безнадёжна была Россия.

Творческая история «Мёртвых душ» Гоголя могла бы оборваться на этом моменте, однако писатель с энтузиазмом вносил правки, стараясь убрать тягостное впечатление и добавляя комичные моменты. В дальнейшем Гоголь читал произведение в семье Аскаковых, главой которой был известный театральный критик и общественный деятель. Поэма была высоко оценена. Жуковский тоже был знаком с произведением, а Гоголь несколько раз вносил правки в соответствии с предложениями Василия Андреевича. В конце 1836 года Гоголь пишет Жуковскому: «Всё начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись.… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Николай Васильевич всячески старался показать все стороны русской жизни, а не только негатив, как это было в первых редакциях.

Первые главы Николай Васильевич писал в России. Но в 1837 году Гоголь уезжает в Италию, где продолжает работу над текстом. Рукопись перенесла несколько правок, множество сцен были удалены и переделаны, а автору пришлось идти на уступки, чтобы произведение вышло в печать. Цензура не могла пропустить в печать «Повесть о капитане Копейкине», поскольку в ней сатирически изображалась жизнь столицы: высокие цены, произвол царя и правящей верхушки, злоупотребление властью. Гоголь не хотел убирать историю капитана Копейкина, поэтому ему пришлось «потушить» сатирические мотивы. Автор считал эту часть одной из лучших в поэме, которую легче было переделать, чем убрать вовсе.

Кто бы мог подумать, что история создания поэмы «Мёртвые души» полна интриг! В 1841 году рукопись была готова к печати, однако цензура в последний момент изменила своё решение. Гоголь был подавлен. В расстроенных чувствах он пишет Белинскому, который соглашается помочь с изданием книги. Через время решение было принято в пользу Гоголя, однако ему было поставлено новое условие: сменить название с «Мёртвые души» на «Похождения Чичикова, или мёртвые души». Это было сделано с целью отвлечь потенциальных читателей от актуальных общественных проблем, сделав акцент на приключениях главного героя.

Весной 1842 года поэма была напечатана, это событие вызвало ожесточённые споры в литературной среде. Гоголя обвиняли в клевете и ненависти к России, но на защиту писателя стал Белинский, высоко оценив произведение.

Гоголь вновь уезжает за границу, где продолжает работу над вторым томом «Мёртвых душ». Работа шла ещё более тяжело. История написания второй части полна душевных страданий и личной драмы писателя. К тому моменту Гоголь чувствовал внутренний разлад, с которым никак не мог справиться. Реальность не совпадала с христианскими идеалами, на которых был воспитан Николай Васильевич, и эта пропасть с каждым днём становилась всё больше. Во втором томе автор хотел изобразить героев, отличных от персонажей первой части, - положительных. А Чичиков должен был пройти некий обряд очищения, став на путь истинный. Многие черновики поэмы были уничтожены по приказу автора, однако некоторые части всё же удалось сохранить. Гоголь считал, что во втором томе совершенно отсутствует жизнь и правда, он усомнился в себе как в художнике, возненавидев продолжение поэмы.

К сожалению, Гоголь не воплотил свой изначальный замысел, однако «Мёртвые души» по праву играют свою очень важную роль в истории русской литературы.

Тест по произведению

Главное произведение Николая Васильевича Гоголя не только по масштабу и глубине художественных обобщений. Для этого автора работа над ним стала длительным процессом писательского и человеческого самопознания. Анализ "Мертвых душ" будет представлен в этой статье.

Гоголь заметил после публикации первого тома, что главный предмет его произведения - вовсе не уродливые помещики и не губерния, а "тайна", которая вдруг должна была раскрыться читателям в следующих томах.

"Бледное начало" грандиозного замысла

Поиски жанра, изменение замысла, работа над текстом двух первых томов, а также обдумывание третьего - это фрагменты грандиозной "постройки", осуществленной Николаем Васильевичем лишь частично. Проводя анализ "Мертвых душ", следует понимать, что первый том - это лишь часть, в которой намечены очертания целого. Это "бледное начало" труда, по определению самого писателя. Недаром Николай Васильевич сравнивал его с крыльцом, приделанным наскоро к "дворцу" губернским архитектором.

Как возник замысел произведения?

Особенности композиции и сюжета, своеобразие жанра связаны с углублением и развитием первоначального замысла "Мертвых душ". У истоков произведения стоял Пушкин. Как говорил Николай Васильевич, поэт посоветовал ему приняться за большое сочинение и даже подсказал сюжет, из которого хотел сам создать "нечто вроде поэмы". Однако не столько сам сюжет, сколько заключенная в нем "мысль" была "подсказкой" Пушкина Гоголю. Хорошо были известны будущему автору поэмы реальные истории, которые основаны на аферах с так называемыми "мертвыми душами". В юношеские годы Гоголя в Миргороде произошел один из подобных случаев.

"Мертвые души" в России времен Гоголя

"Мертвые души" - которые умерли, но продолжали числиться живыми до следующей "ревизской сказки". Только после нее они официально считались умершими. Именно после помещики переставали платить за них - особый налог. Существовавшие на бумаге крестьяне могли быть заложены, подарены или проданы, чем мошенники иногда пользовались, соблазнив помещиков не только возможностью избавиться от не приносивших дохода крепостных, но и получить деньги за них.

Покупатель "мертвых душ" при этом становился владельцем состояния вполне реального. Авантюра главного героя произведения, Чичикова, - следствие "вдохновеннейшей мысли", осенившей его, - опекунский совет даст за каждого крепостного крестьянина по 200 рублей.

Авантюрно-плутовской роман

Основу для так называемого авантюрно-плутовского романа давал "анекдот" с "мертвыми душами". Данная разновидность романа всегда была весьма популярной, поскольку отличалась занимательностью. Старшие современники Гоголя создавали произведения в этом жанре (В. Т. Нарежный, Ф. В. Булгарин и др.). Их романы, несмотря на довольно невысокий художественный уровень, при этом имели большой успех.

Видоизменение жанра авантюрно-плутовского романа в процессе работы

Жанровая модель интересующего нас произведения - это именно авантюрно-плутовской роман, как показывает анализ "Мертвых душ". Она, однако, сильно видоизменилась в процессе работы писателя над этим творением. Свидетельствует об этом, например, авторское обозначение "поэма", которое появилось после того, как общий план и главную идею скорректировал Гоголь ("Мертвые души").

Анализ произведения выявляет следующие интересные особенности. "Вся Русь явится в нем" - тезис Гоголя, который не только подчеркнул масштабность замысла "Мертвых душ" по сравнению с первоначальным стремлением "хотя с одного боку" показать Россию, но и означал вместе с тем коренной пересмотр жанровой модели, избранной ранее. Стали тесными Николаю Васильевичу рамки традиционного авантюрно-плутовского романа, поскольку он не мог вместить богатства нового замысла. Лишь в один из способов видения России превратилась "одиссея" Чичикова.

Авантюрно-плутовской роман, утратив ведущее значение в "Мертвых душах", остался при этом жанровой оболочкой для эпической и нравоописательной тенденций поэмы.

Особенности изображения Чичикова

Один из приемов, который используется в этом жанре, - тайна происхождения героя. Главный персонаж был в первых главах либо человеком из простонародья, либо подкидышем, а в конце произведения, преодолев жизненные препятствия, он оказывался вдруг сыном богатых родителей, получал наследство. Решительно отказался Николай Васильевич от такого шаблона.

Проводя анализ поэмы "Мертвые души", следует непременно отметить, что Чичиков является человеком "середины". Сам автор говорит про него, что он "недурной наружности", но и не красавец, не слишком тонок, но и не слишком толст, не очень стар и не очень молод. От читателя скрыта история жизни этого авантюриста вплоть до заключительной, одиннадцатой главы. В этом вы убедитесь, прочитав внимательно "Мертвые души". Анализ по главам выявляет тот факт, что предысторию автор рассказывает лишь в одиннадцатой. Решившись это сделать, Гоголь начинает с того, что подчеркивает "пошлость", заурядность своего героя. Он пишет о том, что "скромно" и "темно" его происхождение. Николай Васильевич вновь отвергает крайности в определении своего персонажа (не подлец, но и не герой), но останавливается на главном качестве Чичикова - это "приобретатель", "хозяин".

Чичиков - "средний" человек

В этом герое, таким образом, ничего необычного нет - это так называемый "средний" человек, в котором Гоголь усилил черту, многим людям свойственную. Николай Васильевич видит в заменившей все остальное его страсть к наживе, в погоне за призраком легкой и красивой жизни проявление "человеческой бедности", скудости и духовных интересов - всего того, что многими людьми столь тщательно скрывается. Анализ "Мертвых душ" показывает, что Гоголю понадобилось жизнеописание героя не столько для того, чтобы раскрыть в конце произведения "тайну" его жизни, сколько чтобы напомнить читателям, что это не исключительный человек, а вполне заурядный. Любой может обнаружить в себе некоторую "часть Чичикова".

"Положительные" герои произведения

В авантюрно-плутовских романах традиционной сюжетной "пружиной" является преследование злонамеренными, алчными и порочными людьми главного героя. Боровшийся за собственные права плут на их фоне казался едва ли не "совершенства образцом". Как правило, ему помогали сердобольные и добродетельные люди, наивно выражавшие идеалы автора.

Однако Чичикова в первом томе произведения никто не преследует. Также в романе нет персонажей, которые могли бы хоть в какой-то степени быть последователями точки зрения писателя. Проводя анализ произведения "Мертвые души", мы можем заметить, что лишь во втором томе возникают "положительные" герои: помещик Костанжогло, откупщик Муразов, непримиримый к злоупотреблениям различных чиновников губернатор. Но и эти, необычные для Николая Васильевича персонажи являются очень далекими от романных шаблонов.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь?

Надуманными, искусственными были сюжеты многих произведений, написанных в жанре авантюрно-плутовского романа. Акцент при этом делался на приключениях, "похождениях" героев-плутов. А Николая Васильевича интересуют не похождения главного героя сами по себе, не их "материальный" результат (Чичиков в конце концов получил-таки состояние мошенническим путем), а их нравственное и социальное содержание, которое позволило автору сделать плутовство "зеркалом", отражающим современную Россию в произведении "Мертвые души". Анализ показывает, что это страна помещиков, которые продают "воздух" (то есть умерших крестьян), а также чиновников, которые оказывают мошеннику содействие, вместо того чтобы препятствовать ему. Огромным смысловым потенциалом обладает сюжет этого произведения - на реальную его основу накладываются различные слои других значений - символических и философских. Очень интересно провести анализ помещиков ("Мертвые души"). Каждый из пяти персонажей весьма символичен - в их изображении Николай Васильевич использует гротеск.

Замедление движения сюжета

Гоголь движение сюжета замедляет сознательно, каждое событие сопровождая подробными описаниями материального мира, в котором живут герои, а также их внешности, рассуждениями об их Не только динамику, но и значимость теряет авантюрно-плутовской сюжет. Каждое событие произведения вызывает "лавину" авторских оценок и суждений, подробностей, фактов. Действие романа вопреки требованиям данного жанра почти полностью останавливается в последних главах. В этом можно убедиться, самостоятельно сделав анализ поэмы Гоголя "Мертвые души". Для развития действия имеют значение лишь два события из всех остальных, которые происходят с седьмой по одиннадцатую главу. Это отъезд из города Чичикова и оформление им купчей.

Требовательность к читателям

Николай Васильевич к читателям очень требователен - он хочет, чтобы они проникали в самую суть явлений, а не скользили по их поверхности, вдумывались в скрытый смысл произведения "Мертвые души". Анализировать его следует очень тщательно. Необходимо увидеть за "предметным" или информативным значением слов автора не явное, однако самое важное значение - символически-обобщенное. Столь же необходимо, как и Пушкину в "Евгении Онегине", сотворчество читателей автору "Мертвых душ". Важно отметить, что художественный эффект гоголевской прозы создается не тем, о чем рассказывается, что изображается, а тем, как это делается. Вы убедитесь в этом, проведя однажды анализ произведения "Мертвые души". Слово является тонким инструментом, которым в совершенстве владел Гоголь.

Николай Васильевич подчеркивал, что писатель, обращаясь к людям, должен учитывать страх и неуверенность, живущие в тех, кто совершает плохие поступки. И одобрение, и упрек должно нести слово "лирического поэта". Рассуждения о двойственной природе явлений жизни - излюбленная тема автора интересующего нас произведения.

Таков краткий анализ ("Мертвые души"). О произведении Гоголя говорить можно много. Мы выделили лишь основные моменты. Любопытно также остановиться на образах помещиков и автора. Сделать это вы можете самостоятельно, основываясь на проведенном нами анализе.

Вам интересны тайны души человеческой? Но вы не хотите сложных научных объяснений или догматических религиозных трактовок?

Рекомендуем вам 10 удивительных историй о жизни души. Писатели открывают любые тайны, доверяясь своей интуиции. И чуткий инструмент творческой интуиции дарит читателям хорошие книги о душе, приглашая погрузиться в волшебный мир и разгадать её загадки.

Художественные и публицистические произведения порой не менее интересны для чтения. Предлагаемые книги объединяет тема души: поиск души, путь к душе, диалог с душой, послания души.

Художественные книги о реинкарнации:

1. Эльза Баркер: «Письма живого усопшего или послания с того света»

Удивительно, но этой книге уже 100 лет. В ней представлены эксперименты по механическому письму, проведенные Эльзой Баркер в 1914-1918 годах.

Поставив карандаш на бумагу и выразив намерение пообщаться со своим умершим знакомым, автор фиксировала всё, что приходит из тонкого мира. Потом лишь слегка подвергала записки литературной редактуре.

Тема потусторонней жизни была для Эльзы совершенно новой. Она ничего не читала об этом раньше, и поэтому в «письмах» нет каких-то шаблонов и стереотипов.

Кроме того, Эльза сама «проверяла» потустороннего адресата, задавая вопросы о фактах ей не известных, но которые могла бы позже проверить. Источник всегда оказывался прав!

2. Радханатха Свами: «Путешествие домой»

Главному герою 19 лет. Он американец еврейского происхождения. У него дружная семья и приятели-хиппи. Его ценности начинали формироваться в духе 70-х: «секс – наркотики – рок-н-рол».

Собрав деньги на перелет в Лондон, он с друзьями отправляется на рок-фестиваль. А там вдруг ощущает, что душа зовет двигаться дальше, на юго-восток. Туда, где суровый индус-пограничник, растроганный его словами:

«Ради духовных сокровищ Индии я оставил все те блага, которые сулит американский образ жизни. Я, рискуя жизнью, добирался сюда автостопом из Лондона. Я очень хочу найти дорогу к Богу. Прошу Вас, будьте снисходительны ко мне!

Я обещаю, что когда-нибудь принесу индийцам пользу. Поверьте, сэр, я еще пригожусь вашей стране. Пожалуйста, дайте мне шанс», - поставит заветную печать в паспорт. Так начнется путешествие домой, путешествие к своей душе.

3. Иван Тургенев: «После смерти»

Признаюсь, для меня было неожиданностью найти у автора хрестоматийных «Муму» и «Отцы и дети» произведение в жанре хоррор! Повесть небольшая, но захватывает с первых строк.

Неуклюже ответив на письмо юной девушки, Яков Аратов начинает лихорадочно размышлять, чем был вызван её порыв. Но на следующий день из газеты узнает о её самоубийстве.

Молодого человека начинают мучить странные сны, видения. В одну из ночей он вдруг явно почувствовал чьё-то присутствие в своей комнате…

Не буду лишать вас удовольствия узнать самим, что было дальше.

4. Дидье ван Ковелер: «Запредельная жизнь»

Роман начинается с оглушающей фразы «Я умер в семь часов утра».

Душа героя пытается анализировать, как это произошло, в какой момент? Почему он ничего не почувствовал? А дальше начинается привыкание к новой роли, новым ощущениям.

Сожаление об упущенных моментах. Похороны. Душа может видеть мысли своих родных, пролистывать чужими глазами своё прошлое.

Послесмертная жизнь возле семьи, но по другую сторону бытия. Каково это, когда твоё присутствие ощущает только старый верный пес?

5. Митч Элбом «Книга смерти. Пятеро, что ждут тебя на небесах»

У главного героя восемьдесят третий день рождения, и этот день последний в его жизни. Обратный отсчет запущен. Пятьдесят минут до смерти, сорок минут, четырнадцать…

Несколько секунд, чтобы совершить подвиг и спасти чужие жизни ценою своей.

И… всё начинается сначала. Боль пропала, тревога стерлась. У Эдди снова день рождения. Ему сегодня пять лет! И нужно всё прожить заново, чтобы оценить каждый поступок, каждое слово глазами души.

6. Питер Джеймс «За сумеречным порогом»

В романе разворачиваются две сюжетные линии. Одна родом из 1960 года, где маленького мальчика, едущего по дороге на велосипеде, сбивает «Форд».

И он, оказавшись на пороге жизни и смерти, встречает душу своей умершей мамы. Вторая переносит читателя на тридцать лет вперед, в 1990 год.

Здесь церковный служитель, проходя мимо свежей могилы, где только что была похоронена 23-летняя хорошенькая жизнерадостная женщина, услышал странный звук из-под земли.

Как околосмертный опыт повлиял на жизнь мальчика? Что раскроет эксгумация тела девушки? В какой момент эти две истории переплетутся? Ответы в романе Питера Джеймса.

7. Ричард Матесон «Куда приводят мечты»

Странная женщина приходит к главному герою с рукописью и утверждает, что этот текст передает ему брат. Злость охватывает героя: ведь его брат умер год назад!

Но незваная гостья настаивает. Она медиум, и записи – послание из другого мира. Так сказано в предисловии. А дальше рассказ с конца.

Авария, боль, мечущаяся душа, которая пытается примириться с произошедшим, обнять близких, найти себе место в новом мире. Рукопись – тоже попытка успокоить родных, объяснить тот новый мир, в который уходит душа.

8. Питер Бигл «Тихий уголок»

В качестве эпиграфа к своему роману Питер Бигл выбрал строчки из стихотворения Эндрю Марвелла: «Могила - тихий уголок, Там нет любви и нет тревог».

Именно в могиле внезапно обнаруживает себя герой произведения - Майкл Морган. Он бился о крышку гроба и выл, но его никто не слышал. Утомившись, Майкл смирился со своей смертью и решил придумывать способы, как провести время.

Легкая, ироничная, но местами довольно глубокая книга о приключениях души, которая только после смерти обнаружила своё существование.

9. Элис Сиболд «Милые Кости»

Книга-бестселлер, экранизированная в 2009 году. Рассказ идет от лица 14-летней девочки, убитой маньяком. Жизнь ДО и мир ПОСЛЕ.

Смешные попытки навредить младшей сестренке, гордость за свои успехи в школе, чудовищный сосед – это всё ДО.

А ПОСЛЕ будет поразительный небесный край, откуда видно, как из тел вырываются души, можно устраивать танцы, причем вместе с собаками, и вообще заниматься тем, что любишь.

10. Анна Гфф «Хочу проснуться, когда все закончится»

Герой решается на операцию по стиранию фрагментов памяти. Небольшое вмешательство удаляет из сознания болезненные события, людей, доставлявших страдания.

Но радость почему-то не спешит заполнять сердце, а жизнь, вопреки ожиданиям, не становится легче. Зато появляется новая неожиданная знакомая – Душа!

Чтение художественных книг погружает в мир образов и чувств, пробуждая память. Книги пробуждают то, что вы давно знали. Приятного чтения книг о душе и для души, друзья!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то