Поступают ли гимнастки в казанское хореографическое училище. Когда зажигаются звезды…

В суд на Казанское хореографическое училище подал отец начинающей танцовщицы Наили Габидуллиной. 29 декабря девочка была отчислена из учебного заведения. Поводом в училище считают грубое нарушение устава. Репетиции в массовке казанского спектакля "Морозко" ученица предпочла главную роль в "Щелкунчике" в Набережных Челнах.

На днях Наиле исполнилось пятнадцать, а танцами она занимается с пяти лет. По словам матери, девочка мечтала стать балериной, получив диплом Казанского хореографического училища. Однако проучилась всего полгода. Будет ли учиться дальше, должен решить Вахитовский райсуд.

Девочка была с неплохими способностями, одна из лучших в нынешнем приеме, - рассказала корреспонденту "ВК" директор хореографического училища Татьяна Шахнина. - Она была занята у нас в спектакле "Морозко", мы на нее ставку делали, в выходной должна была проходить репетиция. А тут звонит мама Наили и говорит, что девочка уже в автобусе и едет в Челны. Я против двойных стандартов и считаю, что правила одинаковы для всех. Так что, когда я сообщила об ее отчислении педсовету, коллеги меня не только поддержали, а просто зааплодировали!

По словам директора, Наилю и других учеников знакомили с приказом по училищу, который категорически запрещает танцорам участвовать в самодеятельности, так что девочка и ее родители знали, чем это чревато. Кроме того, Татьяна Шахнина уверяет, что учеба в Казани давалась Наиле тяжело в эмоциональном плане - она часто плакала, скучала по маме, просилась домой: "Ребенок не пострадал, ее уже зачислили на такое же отделение в хореографическое училище Набережных Челнов".

"С мечтой о балетной карьере пришлось расстаться, в Челнах прекрасные хореографы, но только на отделении народного танца, классического здесь вообще нет", - переживает мать Наили. С ее отцом Гульсия Габидуллина в разводе, но судебный иск поддерживает. Рассказывает, что в 2009 году дочь, еще обучаясь в Челнах, исполняла роль Мари в спектакле "Щелкунчик", а в конце 2010-го ее попросили сыграть на бис в органном зале автограда, на бенефисе руководителя детского театра.

Она отпросилась у своего преподавателя, приехала, сыграла и вернулась в Казань к началу занятий, - говорит Гульсия Габидуллина. - Не знаю, зачем они теперь на нее наговаривают, что она и раньше прогуливала. Надо знать этого ребенка - она же даже в 30-градусный мороз с радостью на репетицию бежала!.. А теперь даже если суд в нашу пользу решит, учиться ей вряд ли дадут.

Рассмотрение иска в Вахитовском райсуде намечено на 17 февраля. Как сообщили "ВК" в пресс-службе суда, отец ученицы оспаривает приказ об отчислении дочери и добивается ее восстановления в училище. Он считает, что в выходной день руководство учебного заведения не должно заставлять детей участвовать в репетициях спектакля, даже если доходы от него потом будут потрачены на нужды училища. Кроме того, в исковом заявлении говорится, что с уставом и правилами хореографического училища родителей не знакомили, а значит, не вправе и требовать его исполнения.

Спокойней всех отнеслась к этой истории сама Наиля. На вопрос корреспондента "ВК", чего она ждет от результатов судебного рассмотрения, 15-летняя девочка как-то очень по-взрослому ответила:

Я хочу, чтобы все было достойно... Если после восстановления на меня будут коситься, то мне это не нужно. Очень нравилось в Казани учиться, но этот случай все перечеркнул.

Сейчас Наиля учится в Набережночелнинском колледже искусств. По словам его директора Рамиля Бадретдинова, в этом учебном заведении случаев отчисления учеников за гастроли не было ни разу: "Мы с удовольствием отпускаем детей - это же наша реклама! Только организаторы концертов или спектаклей должны прислать официальное письмо с просьбой отпустить ученика в такой-то день...".

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Казанское хореографическое училище отпраздновало юбилей – 25 лет со дня основания. Директор училища Татьяна Шахнина рассказала корреспонденту «Татар-информ», можно ли в детстве распознать звезду балета, почему дети в училище не любят каникул и страшна ли пенсия артистам балета.

Даже на экзамене не все понятно…

– 25 лет – дата красивая. Четверть века – это много или мало для вас?

– Конечно, с одной стороны это дата не очень большая, если мы будем сравнивать 280 лет вагановской школы, с Академией хореографии Москвы. Даже по сравнению с пермской школой мы, в общем-то, юные. Но 25 лет – это с другой стороны дата серьезная, и на сегодняшний день я могу с уверенностью сказать: есть о чем говорить и чем гордиться, есть результаты. При этом впереди у нас огромные перспективы, что, безусловно, радует.

– В каком возрасте можно увидеть у ребенка задатки для успешной балетной карьеры? Увидеть, что девочка, например, может стать примой?

– Я бы сейчас вообще слово «прима» убрала. Потому что определить, прима она или не прима, станет возможно только по ходу ее профессиональной карьеры, как сложится ее творческая судьба, творческая карьера. Но вот должен ли учиться ребенок в хореографическом училище или ему стоит любить балет вне стен учебного заведения, бывает понятно уже на приемных экзаменах. Но и здесь не всегда вопрос закрывается однозначно, потому что в процессе учебы становится понятно, следует ему продолжать этот нелегкий труд для того, чтобы потом стать артистом балета или артистом танца, либо все-таки уйти из училища и вовремя получить другую профессию.

Отчисления во благо

– Получается, даже если примут, вполне возможно, что отчислят впоследствии?

– Отчисления бывают, и достаточно часто. Просто не надо к этому относиться как к трагедии, лучше как к благу. Счастье уже то, что ты поучился здесь, провел несколько лет в этой ауре, среди педагогов замечательных, полюбил искренне, всей душой и навек балет, и теперь ты отдаешь себя и все свои силы другой профессии.

Трагическое и страшное – это когда ты отучился и потратил огромное количество времени и сил, а результат – ты не идешь никуда, тебя никто не пригласил, и путь на сцену театра заказан. Вот это печально, вот это трагедия. Значит, что-то не так ты делал, где-то допустил ошибку.



– Это как в фильме «Приходите завтра»: «Несчастные те, кто здесь остался. Таланта нет, а уж приняли»?.. В каком возрасте поступают в училище?

– У нас два отделения. На отделение классического танца по специальности «артист балета» дети приходят поступать после четвертого класса. На отделение народного танца приходят после седьмого класса общеобразовательной школы. Понятно, что общие предметы ведутся как в школе, к ним добавляются занятия по специальности.

– Успеваемость по общим предметам смотрится? Или только физические данные, гибкость и выворотность имеют значение?

– А как же? Мы все как в школе. Нам нужны образованные люди, и только выворотности мало. И если человек плохо учится, он редко становится хорошим танцовщиком. Дети так же сдают ГИА, ЕГЭ, получают аттестаты о среднем образовании, мы ведь по единым образовательным процессам учимся.

– Обучение бесплатное, на бюджетной основе?

– Безусловно, да. Более того скажу вам, хорошо обучающимся мы платим стипендии.

Торт – педагогам, овощи-фрукты – ученикам

– При училище есть интернат. Для кого он предназначен?

– Это раньше, еще при императрице Екатерине, когда создавалось вагановское училище, в интернате, как в пансионате, проживали все ученицы. Сейчас, конечно, только иногородние. Казанские ученики живут в семьях. У нас великолепный интернат, там проживают 40 детей. Это ребята из районов Татарстана, Якутии, Крыма, Улан-Удэ, из Сибири. Со всей России, в общем.

– Проживание тоже бесплатно?

– Нет, родители доплачивают за проживание и питание, которое, кстати, великолепное, пятиразовое.

– Раньше, говоря о праздновании 25-летия, вы обмолвились о большом вкусном торте в честь юбилея. А как же диета?

– Это торт для педагогов (смеется). Конечно, мы регулируем питание, но было бы неправдой, если я сказала, что дети сидят только на твороге и капусте. Нет. Мы не едим хлеб с пельменями, пиццу или макароны. Делаем акцент на рыбе, мясе, фруктах, овощах.

Поработать в каникулы? Ура!

– Сколько часов в день дети учатся?

– Адский труд. Они начинают занятия в 9 утра со специальных дисциплин: классика, гимнастика и так далее. Занимаются практически весь день до пяти часов вечера. Здесь и общеобразовательный цикл, и музыкальные дисциплины есть. Все обучаются игре на фортепьяно, истории музыки, потому что артист балета или танца, который не слышит музыку, – это не наш вариант. После уроков иногда бывают репетиции, а дальше – и спектакли на сцене татарского театра оперы и балета, в которых участвуют дети. Да, дети очень загружены, но я думаю, что это во благо, да и сами они уже не представляют себе жизни вне стен училища, настолько любят свое дело уже в этом возрасте.

Вы знаете, очень смешно было, когда в дни школьных каникул, а в это время мы традиционно даем спектакли в театр, шло уже 20-е представление. Я пришла и решила разрядить обстановку, собрала детей и говорю: «Ребята, я должна вам сказать жуткую вещь: продали билеты еще на пять спектаклей!». Сначала пауза повисла, и вдруг в тишине – дружное «Урааа!!!» То есть им все мало! Более того, дети после общих каникул зимой уходят, наконец, на собственные две недели отдыха. Но редкий случай, когда уже через несколько дней они не приходят и не говорят: «Татьяна Зиновьевна, пустите в зал, мы хотим позаниматься». Они понимают, ради чего они учатся.

Выпускники нарасхват

– У вас учатся, в основном, дети из танцевальных династий? Наверное, редко приходят со стороны?

– Напротив. Львиная доля детей и родителей из числа тех, что вообще даже и не ходили в оперный театр и не знают, что это такое. Удивительное дело. Есть, конечно, у нас дети, чьи родные профессионально танцевали, но я не могу сказать, что это костяк.

– Сейчас ведь нет распределения. Все ли ваши выпускники востребованы, находят работу сразу?

– Я иногда очень жалею, что нет распределения. Потому что бывает (и очень часто), что дети уезжают в другие города, в другие театры, а нам бы хотелось их видеть здесь. С работой проблем не то, что не бывает. Их заранее расхватывают, если можно так сказать. Буквально вчера, например, приезжал художественный руководитель ростовского театра. Посмотрел наших выпускников и говорит: «Беру всех!». Звонят уральский, астраханский, петербургский директора театров. Наш театр, я знаю, уже готов сегодня взять несколько будущих выпускников. В общем, они расходятся все. Мало того, они имеют по 3-4 предложения от различных театров.

Танцуем от маленького лебедя до пенсии

– Я знаю, что у вас еще есть Школа маленьких лебедей. Это подготовительные курсы?

– Нет, подготовительная – это особая тема, на них занимаются дети непосредственно перед поступлением, хотя привилегий перед другими абитуриентами это не дает. В Школу маленьких лебедей мы принимаем малышей с четырех лет, причем, всех желающих. Чему мы их обучаем? Понятно, мы пока не рассматриваем вопрос об их перспективе дальнейшей профессиональной деятельности. Но мы им ставим спинки, делаем растяжки, учим их слушать музыку. Родители, которые приводят детей, поступают очень мудро – все это пригодится в дальнейшей жизни, какой бы путь ребята не выбрали.

– Известно, что карьера артистов балета оканчивается достаточно рано. Как потом складывается их судьба?

– Артисты балета относительно рано выходят на пенсию в 35, 38, 40 лет. Но сейчас обозначилась такая тенденция: уже придя в театр, многие думают на перспективу. Большая часть артистов балета одновременно учатся на заочном отделении, приобретая профессию педагога балета, режиссера, балетмейстера, хореографа и так далее. То есть они без работы не остаются. Профессия безумно востребована.

Как музыковед стала балетным директором

– Татьяна Зиновьевна, у вас тоже не совсем обычная творческая судьба. Вы ведь по образованию музыковед, и в хореографическое училище пришли из музыкального?

– Если сказать, что предложение возглавить хореографическое училище было для меня неожиданным, это не сказать ничего абсолютно! Во-первых, я музыкант, во-вторых, я великолепно чувствовала себя в музыкальном училище, где работала 25 лет. И по нутру я такой богемный человек – свой джаз-клуб у меня был, я приглашала многих артистов выступать на концерты в училище. Это была моя жизнь, и мне в ней было безумно комфортно. Я абсолютно не чиновник, поэтому предложение было для меня неожиданным. Знаете, если бы у меня было время подумать хотя бы день, я бы, наверное, отказалась. Но я приехала в училище с широко открытыми глазами, увидела своих коллег-друзей и буквально на следующий день почувствовала, что именно здесь я дома, мне безумно комфортно.

Ну и потом, не любить детей, которые учатся в училище, невозможно. Это такая прелесть! Вы знаете, это дети, одержимые балетом, удивительные, они все какие-то очень солнечные, позитивные, непосредственные, открытые, искренние, трудолюбивые... Я часами могу говорить о них (смеется). Плюс великолепный костяк, педагогов, это тоже здорово. Работать в окружении такого созвездия людей – это такое счастье и это такая радость...

На днях на сцене Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля состоялся необычайно яркий гала-концерт, приуроченный к 15-летию Казанского хореографического училища. Это был настоящий праздник танца продолжительностью около четырех часов, в течение которых зрители стали свидетелями неповторимых выступлений, наполненных светом, искренностью и страстью.

Название торжественного вечера - «В честь танца» - полностью соответствовало его со-держанию. Это была настоящая ярмарка талантов и молодых дарований, которые превратили этот вечер в незабываемое зрелище. Концерт стал наглядным ярким рассказом о сегодняшнем дне хореографического училища и своеобразным подведением итогов работы коллектива училища. Классические и народные танцы, хореографические миниатюры, включенные в программу, отличались четкостью замысла, неподдельной искренностью, искрометным задором исполнителей - и каждое выступление набитый до отказа зал сопровождал бурными аплодисментами.

…Не успев оправиться от увиденного, я отправилась по оперному театру на поиски заслуженного работника культуры РТ, директора Казанского хореографического училища Татьяны Шахниной с намерением выразить свое восхищение и задать пару вопросов о секретах, позволяющих воспитать таких звезд.

Татьяна Зиновьевна, по сравнению с другими хореографическими училищами страны Казанское училище сравнительно молодое учебное заведение…

Официальная история нашего училища начинается с 1993 года. Правда, хореографическое образование в республике существовало и ранее. Сначала хореографические классы были образованы при оперном театре, потом появилось отделение хореографии при музыкальном училище. И в 1993 году на базе этого отделения было принято решение создать хореографическое училище как самостоятельное учебное заведение. В России государственных хореографических училищ очень мало, а наше училище в корне отличается от остальных подобных учебных заведений. Во-первых, набор в наше учебное заведение производится с одиннадцати лет, то есть ребята поступают после окончания четвертого класса общеобразовательной школы. Во-вторых, наши детки получают еще и музыкальное образование. Мы считаем, что артист балета должен разбираться в музыке, в искусстве, он должен обладать хорошо развитым музыкальным слухом. У нас преподается комплекс дисциплин, позволяющих нашему выпускнику разбираться и в искусстве, и в психологии, и в музыке.

- Сколько человек учатся сегодня в училище?

В настоящее время училище готовит специалистов по двум направлениям: «Артист балета» и «Артист ансамбля». Кроме этого, функционируют подготовительное отделение и «Школа маленьких лебедей» для детей 5-7 лет. На сегодняшний день в хореографическом училище учатся 156 человек. Это не считая нового недавно закончившегося набора в количестве сорока человек – мы набрали 25 человек на отделение «Артист балета» и 15 - на отделение «Артист ансамбля». А выпустили в этом году девять человек…

- Остальных за неуспеваемость, что ли, поисключали?

Понимаете, то что ребенок поступил в хореографическое училище, еще не означает что он обязательно его закончит. Бессонные ночи и изнурительные репетиции – не каждый выдержит такой ритм работы. Многим окончить училище не позволяют физические данные, профессиональная несостоятельность, которую в силу обстоятельств мы не можем распознать при поступлении, иногда ребята получают тяжелые травмы, не позволяющие продолжить карьеру танцовщика. Поэтому они и уходят из училища, но без труда продолжают учебу в других общеобразовательных школах.

Как вообще родители относятся к тому, что их детям приходится так много трудиться и уделять столько времени танцам?

Родители многих наших воспитанников ко всему относятся с пониманием, целиком и полностью поддерживая стремление своих детей. Для них ситуация катастрофична в том случае, если их дитя не блистает на сцене и не участвует в постановках. Вот тогда у нас с ними и начинаются проблемы.

- Насколько востребованы выпускники Казанского хореографического училища?

Они просто нарасхват, каждый из наших выпускников получает по пять-шесть приглашений от различных трупп страны. К нам в течение всего года приезжают режиссеры, директора балетных трупп, оценивают возможности того или иного танцора, а потом понравившихся приглашают на работу. Иногда наши ребята и сами выезжают в другие города. В этом году наши выпускники съездили в Санкт-Петербург, их пригласил один из ведущих театров Питера, но, к нашему счастью, они решили остаться в Казани. Вообще хочу заметить, что основу, около 85% балетной труппы нашего оперного театра, составляют наши выпускники, это еще не учитывая, что некоторые танцоры меняют театры, перебираются в другие города, ведь новый театр – это новый толчок к развитию и совершенствованию. Сегодня наши выпускники блистают на ведущих балетных подмостках Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинскае, Донецка, Самары, Саратова, Йошкар-Олы, Чебоксар, Америки, Англии, Болгарии, Чехии.

- Наверное, в этом велика заслуга тех, кто преподает в вашем училище…

Я считаю, что в нашем училище сконцентрирован просто уникальный состав педагогов. Виталий Бартюков, Ирина Хакимова, Валентина Давлеева, Вера Закамская, Сания Хантимирова – именно они, обладатели незаурядного таланта, порой неуклюжих гадких утят превращают в белых лебедей, с их помощью год за годом на небосклоне балетного искусства загораются маленькие звездочки. Я не могу не отметить, что в нашем театре работает живая легенда - народная артистка России, Республики Татарстан и Республики Башкортостан, в прошлом выдающаяся балерина Нинель Юлтыева, сегодня она является художественным руководителем театра.

- На ваш взгляд, можно ли воспитать второго Нуриева?

Думаю, в истории балета танцор такого уровня, как Нуриев, был, есть и будет только один. Такого воспитать нельзя, с такими божественными данными нужно родиться. Но среди наших выпускников есть очень перспективные молодые артисты. Например, наша выпускница, солистка Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Виктория Капитонова. Она еще очень молода, но уже сегодня с уверенностью можно сказать, что в недалеком будущем ее имя будет греметь на весь балетный мир. Она уже успела стать лауреатом Х международного конкурса артистов балета России «Арабеск-2008» и Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов «Молодой балет России». Если бы при училище был интернат, я думаю, таких имен было бы намного больше. К сожалению, сегодня мы не можем предоставить условия для проживания иногородним, желающим заниматься балетом, хотя талантливых ребят в нашей республике очень много. Сегодня они уезжают в Пермь, Москву, Санкт-Петербург, потому что при училищах этих городов существует интернаты. Надеюсь, что в ближайшее время ситуация изменится. Нам уже выделили землю под строительство интерната, теперь осталась дождаться финансирования.

НАИЛЯ ГАЗИЗОВА, «ИТ»

Даже на экзамене не все понятно…

– 25 лет – дата красивая. Четверть века – это много или мало для вас?

– Конечно, с одной стороны это дата не очень большая, если мы будем сравнивать 280 лет вагановской школы, с Академией хореографии Москвы. Даже по сравнению с пермской школой мы, в общем-то, юные. Но 25 лет – это с другой стороны дата серьезная, и на сегодняшний день я могу с уверенностью сказать: есть о чем говорить и чем гордиться, есть результаты. При этом впереди у нас огромные перспективы, что, безусловно, радует.

– В каком возрасте можно увидеть у ребенка задатки для успешной балетной карьеры? Увидеть, что девочка, например, может стать примой?

– Я бы сейчас вообще слово «прима» убрала. Потому что определить, прима она или не прима, станет возможно только по ходу ее профессиональной карьеры, как сложится ее творческая судьба, творческая карьера. Но вот должен ли учиться ребенок в хореографическом училище или ему стоит любить балет вне стен учебного заведения, бывает понятно уже на приемных экзаменах. Но и здесь не всегда вопрос закрывается однозначно, потому что в процессе учебы становится понятно, следует ему продолжать этот нелегкий труд для того, чтобы потом стать артистом балета или артистом танца, либо все-таки уйти из училища и вовремя получить другую профессию.

Отчисления во благо

– Получается, даже если примут, вполне возможно, что отчислят впоследствии?

– Отчисления бывают, и достаточно часто. Просто не надо к этому относиться как к трагедии, лучше как к благу. Счастье уже то, что ты поучился здесь, провел несколько лет в этой ауре, среди педагогов замечательных, полюбил искренне, всей душой и навек балет, и теперь ты отдаешь себя и все свои силы другой профессии.

Трагическое и страшное – это когда ты отучился и потратил огромное количество времени и сил, а результат – ты не идешь никуда, тебя никто не пригласил, и путь на сцену театра заказан. Вот это печально, вот это трагедия. Значит, что-то не так ты делал, где-то допустил ошибку.

– Это как в фильме «Приходите завтра»: «Несчастные те, кто здесь остался. Таланта нет, а уж приняли»?.. В каком возрасте поступают в училище?

– У нас два отделения. На отделение классического танца по специальности «артист балета» дети приходят поступать после четвертого класса. На отделение народного танца приходят после седьмого класса общеобразовательной школы. Понятно, что общие предметы ведутся как в школе, к ним добавляются занятия по специальности.

– Успеваемость по общим предметам смотрится? Или только физические данные, гибкость и выворотность имеют значение?

– А как же? Мы все как в школе. Нам нужны образованные люди, и только выворотности мало. И если человек плохо учится, он редко становится хорошим танцовщиком. Дети так же сдают ГИА, ЕГЭ, получают аттестаты о среднем образовании, мы ведь по единым образовательным процессам учимся.

– Обучение бесплатное, на бюджетной основе?

– Безусловно, да. Более того скажу вам, хорошо обучающимся мы платим стипендии.

Торт – педагогам, овощи-фрукты – ученикам

– При училище есть интернат. Для кого он предназначен?

– Это раньше, еще при императрице Екатерине, когда создавалось вагановское училище, в интернате, как в пансионате, проживали все ученицы. Сейчас, конечно, только иногородние. Казанские ученики живут в семьях. У нас великолепный интернат, там проживают 40 детей. Это ребята из районов Татарстана, Якутии, Крыма, Улан-Удэ, из Сибири. Со всей России, в общем.

– Проживание тоже бесплатно?

– Нет, родители доплачивают за проживание и питание, которое, кстати, великолепное, пятиразовое.

– Раньше, говоря о праздновании 25-летия, вы обмолвились о большом вкусном торте в честь юбилея. А как же диета?

– Это торт для педагогов (смеется). Конечно, мы регулируем питание, но было бы неправдой, если я сказала, что дети сидят только на твороге и капусте. Нет. Мы не едим хлеб с пельменями, пиццу или макароны. Делаем акцент на рыбе, мясе, фруктах, овощах.

Поработать в каникулы? Ура!

– Сколько часов в день дети учатся?

– Адский труд. Они начинают занятия в 9 утра со специальных дисциплин: классика, гимнастика и так далее. Занимаются практически весь день до пяти часов вечера. Здесь и общеобразовательный цикл, и музыкальные дисциплины есть. Все обучаются игре на фортепьяно, истории музыки, потому что артист балета или танца, который не слышит музыку, – это не наш вариант. После уроков иногда бывают репетиции, а дальше – и спектакли на сцене татарского театра оперы и балета, в которых участвуют дети. Да, дети очень загружены, но я думаю, что это во благо, да и сами они уже не представляют себе жизни вне стен училища, настолько любят свое дело уже в этом возрасте.

Вы знаете, очень смешно было, когда в дни школьных каникул, а в это время мы традиционно даем спектакли в театр, шло уже 20-е представление. Я пришла и решила разрядить обстановку, собрала детей и говорю: «Ребята, я должна вам сказать жуткую вещь: продали билеты еще на пять спектаклей!». Сначала пауза повисла, и вдруг в тишине – дружное «Урааа!!!» То есть им все мало! Более того, дети после общих каникул зимой уходят, наконец, на собственные две недели отдыха. Но редкий случай, когда уже через несколько дней они не приходят и не говорят: «Татьяна Зиновьевна, пустите в зал, мы хотим позаниматься». Они понимают, ради чего они учатся.

Выпускники нарасхват

– У вас учатся, в основном, дети из танцевальных династий? Наверное, редко приходят со стороны?

– Напротив. Львиная доля детей и родителей из числа тех, что вообще даже и не ходили в оперный театр и не знают, что это такое. Удивительное дело. Есть, конечно, у нас дети, чьи родные профессионально танцевали, но я не могу сказать, что это костяк.

– Сейчас ведь нет распределения. Все ли ваши выпускники востребованы, находят работу сразу?

– Я иногда очень жалею, что нет распределения. Потому что бывает (и очень часто), что дети уезжают в другие города, в другие театры, а нам бы хотелось их видеть здесь. С работой проблем не то, что не бывает. Их заранее расхватывают, если можно так сказать. Буквально вчера, например, приезжал художественный руководитель ростовского театра. Посмотрел наших выпускников и говорит: «Беру всех!». Звонят уральский, астраханский, петербургский директора театров. Наш театр, я знаю, уже готов сегодня взять несколько будущих выпускников. В общем, они расходятся все. Мало того, они имеют по 3-4 предложения от различных театров.

Танцуем от маленького лебедя до пенсии

– Я знаю, что у вас еще есть Школа маленьких лебедей. Это подготовительные курсы?

– Нет, подготовительная – это особая тема, на них занимаются дети непосредственно перед поступлением, хотя привилегий перед другими абитуриентами это не дает. В Школу маленьких лебедей мы принимаем малышей с четырех лет, причем, всех желающих. Чему мы их обучаем? Понятно, мы пока не рассматриваем вопрос об их перспективе дальнейшей профессиональной деятельности. Но мы им ставим спинки, делаем растяжки, учим их слушать музыку. Родители, которые приводят детей, поступают очень мудро – все это пригодится в дальнейшей жизни, какой бы путь ребята не выбрали.

– Известно, что карьера артистов балета оканчивается достаточно рано. Как потом складывается их судьба?

– Артисты балета относительно рано выходят на пенсию в 35, 38, 40 лет. Но сейчас обозначилась такая тенденция: уже придя в театр, многие думают на перспективу. Большая часть артистов балета одновременно учатся на заочном отделении, приобретая профессию педагога балета, режиссера, балетмейстера, хореографа и так далее. То есть они без работы не остаются. Профессия безумно востребована.

Как музыковед стала балетным директором

– Татьяна Зиновьевна, у вас тоже не совсем обычная творческая судьба. Вы ведь по образованию музыковед, и в хореографическое училище пришли из музыкального?

– Если сказать, что предложение возглавить хореографическое училище было для меня неожиданным, это не сказать ничего абсолютно! Во-первых, я музыкант, во-вторых, я великолепно чувствовала себя в музыкальном училище, где работала 25 лет. И по нутру я такой богемный человек – свой джаз-клуб у меня был, я приглашала многих артистов выступать на концерты в училище. Это была моя жизнь, и мне в ней было безумно комфортно. Я абсолютно не чиновник, поэтому предложение было для меня неожиданным. Знаете, если бы у меня было время подумать хотя бы день, я бы, наверное, отказалась. Но я приехала в училище с широко открытыми глазами, увидела своих коллег-друзей и буквально на следующий день почувствовала, что именно здесь я дома, мне безумно комфортно.

Ну и потом, не любить детей, которые учатся в училище, невозможно. Это такая прелесть! Вы знаете, это дети, одержимые балетом, удивительные, они все какие-то очень солнечные, позитивные, непосредственные, открытые, искренние, трудолюбивые... Я часами могу говорить о них (смеется). Плюс великолепный костяк, педагогов, это тоже здорово. Работать в окружении такого созвездия людей – это такое счастье и это такая радость...

Наверняка уже в следующем учебном году при Казанском хореографическом училище откроется интернат для иногородних учащихся. Его начали строить на улице Большая Красная всего лишь три месяца назад, но такими быстрыми темпами, что уже к ноябрю у четырехэтажного здания должны появиться крыша и все коммуникации, к январю 2015 года строители планируют завершить внутреннюю отделку помещения, а весной приступить к благоустройству прилегающей территории.

У всех авторитетных хореографических школ России - Санкт-Петербургской академии имени Агриппины Вагановой, Московской, Пермского колледжа - есть интернаты для иногородних учащихся. И даже у менее авторитетных школ они есть. Потому что артист балета - профессия штучная: найти способных к ней детей в одном только городе - задача нереальная. В свое время Светлана Захарова, ныне балерина Большого театра России, приехала поступать в Киевское хореографическое училище из Луцка. Ульяна Лопаткина, прима Мариинского театра, в Вагановское училище в Ленинград приехала из Керчи. Обе жили в интернате для иногородних, и если бы только они!..

О необходимости интерната для хореографического училища в Казани специалисты начали говорить еще в 1999 году (тогда у заведения появилось очень маленькое, но собственное здание на улице Карла Маркса). Перейти от слов к делу удалось далеко не сразу.

Это многострадальная история, - вспоминает директор училища Татьяна Шахнина. - Лет 15 назад для строительства интерната нам выделили участок земли на улице Жуковского. Документы оформлялись очень долго: бесконечно менялись постановления. Я и к Шаймиеву ходила, и к Метшину, и к Минниханову... Наконец, выделили деньги на разработку проекта. Его разработали. Проект прошел экспертизу. Но президент Минниханов неожиданно заключил: "Нецелесообразно строить интернат так далеко от училища. Нужно ближе место найти". И дал нам место в три раза больше на Большой Красной! Это было два с половиной года назад. Началось новое оформление документов...

Строительство интерната на Большой Красной буксовало из-за отсутствия финансирования. Татьяна Шахнина не отчаивалась: писала письма Минниханову. Президент потом даже пошутил, что она просит его построить для училища интернат так эмоционально и умно, как обычно жены у мужей шубы выпрашивают.

На сегодняшний день на строительство интерната выделено 78 миллионов рублей. Шахнина, которая с лета ежедневно и не по одному разу ходит на стройку, говорит, что работа явно пошла в гору, когда в команду вошел новый подрядчик - ООО "Восток-С".

Предполагается, что в интернате будет двадцать двухместных комнат. Еще комната отдыха, медицинский кабинет, компьютерный зал и два балетных зала, один из которых будет использоваться и как спортивный.

Сейчас в Казанском хореографическом училище учатся 185 детей, из них иногородних - только трое. Они живут на съемных квартирах.

Это неудобно для всех, - говорит Татьяна Шахнина. - У меня постоянно болит за иногородних ребят душа: а что они едят? А не сидят ли они всю ночь в Интернете? А как до дома добрались?.. Интернат, где мы предполагаем и кормить детей, очень нужен!..

Пока неизвестно, сколько будет стоить проживание в интернате. Оно точно будет платным. И в нем будут жить учащиеся только Казанского хореографического училища.

Возможно, директора других творческих училищ Казани станут просить, чтобы я по возможности предоставляла места в интернате для их учащихся. Нет, такого не будет. Интернат не общежитие, тем более интернат хореографического училища. Это в прямом смысле режимный объект, - объясняет Татьяна Шахнина. - Будут в интернате свободные места - поселим своих учащихся из Казани. К моему великому сожалению, сегодня немало родителей, которые не следят за своими детьми. Могут больного ребенка на занятия привести. Не следят ни за режимом питания своих детей, ни за режимом их сна. В интернате таким детям будет лучше...

Интернат выведет Казанское хореографическое училище на принципиально новый уровень качества. Потому что учиться там смогут не только казанские дети: педагоги планируют искать талантливых по всему Татарстану. Со временем интернат повлияет и на уровень балетной труппы театра имени Мусы Джалиля, поскольку 87 процентов этой труппы - выпускники Казанского хореографического училища.

Мне очень хочется, чтобы мы открыли интернат в сентябре 2015 года. Чтобы это произошло, нужно, чтобы нас включили в бюджет следующего года, - говорит Татьяна Шахнина.

Спрашиваю у нее, интернат какого хореографического заведения в России считается сегодня лучшим. Ожидаю услышать про Московскую академию хореографии или Вагановскую академию в Петербурге. Но Татьяна Зиновьевна называет петербургскую Академию танца Бориса Эйфмана, которая открылась в 2013 году: "Это просто космос! - говорит Шахнина. - Недосягаемый уровень - начиная с финансирования и заканчивая оснащенностью...".

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то