Петрушевская страна анализ рассказа. Урок по рассказу Л

Александрова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия «Гармония»

Урок по рассказу Л. Петрушевской «Страна»

Тема:

Одиночество: счастье или беда в жизни людей.

Цель урока :

Создание условий для работы над понятием «Одиночество» при работе с художественным текстом

Задачи урока :

Развивать умение работать над понятием;

Воспитывать чувство сострадания, понимания и сочувствия у учащихся;

Тип урока : работа с художественным текстом

Технология : развитие критического мышления через чтение и письмо

Приемы : чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер, синквейн, использование «тонких» и «толстых» вопросов, эссе

Все не ладится в этой квартире,

В этом городе, в этой стране,

В этом блёклом, развинченном мире,

И печальней всего, что во мне.

Д. Быков

Не приведи, Господь,

Чужой беды не слышать.

Не дай – то, Бог, услышав, не помочь.

Рина Левинзон

ХОД УРОКА

Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

2.тоскующий, разочаровавшийся

3. забыт, печалится, замкнулся

4. он ушел ото всех

5. чувство

Вопрос:- Определите первое слово синквейна? (Одиночество)

Сегодня мы поговорим об одиночестве.

Как вы думаете, актуальна ли сейчас тема одиночества? Почему?

Запишите в тетради, как вы понимаете слово ОДИНОЧЕСТВО, и подумайте, что

может, на ваш взгляд, служить причиной этого явления

Скажите, а всегда ли одиночество – это плохое явление. (Иногда люди мечтают об

одиночестве. Это те моменты в жизни, когда они хотят побыть одни, подумать,

А может ли одиночество быть стимулом чего-либо. (Да, люди уходят, чтобы

творить, создавать произведения искусства. В эти минуты им никто не нужен и они

счастливы)

Значит одиночество может дарить и счастливые минуты жизни, и самые горькие.

Оно может быть и ловушкой, попав в которую, сложно найти выход, а может быть

панацеей от всех бед.

Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, что такое

одиночество)

Сегодня мы познакомимся с рассказом Л, Петрушевской «Страна».

Как вы думаете, о чем может быть это произведение? (Фиксирует на

доске ответы учащихся)

Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дала

такое название рассказу.

Стадия осмысления

Читают текст, используя прием технологии КМЧЧП,- чтение с остановками.

Фрагмент 1.

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице- брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец её яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьёт за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу в темноте в детский сад

Вопросы: - Как живет эта женщина?

Как вы думаете, как складывалась раньше жизнь женщины с такой

внешностью?

Какова внешность дочери? Как внешность девочки помогает раскрыть её

характер?

Что мы узнаем об отцы? Какое чувство вызывает у вас описание его

внешности?

Как вы считаете, как относятся к женщине окружающие? Есть ли у неё друзья?

Почему они живут именно так?

А как, на ваш взгляд, жила раньше эта женщина?

Как вы считаете, о чем мечтают мать и дочь?

Как вы думаете, любит ли девочка ходить в садик? Где ей лучше: дома или

в садике?

Задание: - Составьте кластер – описание матери и дочери

Читают фрагмент №2

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была своя, пока блондин ходил у неё в мужьях, а потом всё схлынуло, вся прошлая жизнь и прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждёт. Ждет, пока решится там у них, на том конце провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой .

Что нового узнаём мы о женщине и её дочери?

Так чего же ждет женщина? Какое место в её жизни занимают эти посещения?

Опишите новую жену блондина? Расскажите, как живется ему теперь? Счастлив ли

он? Изменилось ли у вас отношение к нему? Почему?

Как ведет себя женщина в гостях? Как к ней относятся окружающие? Являются ли

они её друзьями?

Зачем она ходит в гости?

Задание: Дополните кластер характеристики героев (желтые ячейки)

Читают фрагмент №3

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось, все прошло само собой, потому что, не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоём и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, ущерба в том нет, если то же самое количество денег, которое уходило на обед, будет уходить на вино,- девочка сыта в детском саду, а её самой не надо ничего.

Как вы считаете, девочке на самом деле все равно, что делает мать?

Кто виноват в том, что мать и дочь так живут?

Можно ли что-то изменить ещё?

Будет ли мать что-то менять? Дочь?

Задание: Доделайте кластер (синие ячейки)

Читают фрагмент №4

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в 9 часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Какие сны снятся девочке и матери?

Почему они не хотят просыпаться?

С чем ассоциируется слово сон в этом тексте?

Рассказ начинается и заканчивается одним и тем же событием, почему?

Как, по вашему мнению, сложится жизнь этих людей дальше?

О какой же стране шла речь в заглавии?

Считаете ли вы удачным название рассказа7 Почему?

Задание: дополните кластер (розовые ячейки)

Стадия рефлексии

Сделайте вывод о жизни матери и дочери. (Они очень одинокие и несчастные люди, они мечтают о другой жизни, но не могут выбраться из своего одиночества, потому что у них нет друзей. Они создали страну, в которой счастливы, и уже не хотят из неё возвращаться. А это самое страшное. У них потерян смысл жизни.)

Скажите, а всегда ли одиночество – это плохое явление. (Иногда люди мечтают об одиночестве. Это те моменты в жизни, когда они хотят побыть одни, подумать, остановиться, найти правильный путь дальше.)

А может ли одиночество быть стимулом чего-либо. (Да, люди уходят, чтобы творить, создавать произведения искусства. В эти минуты им никто не нужен и они счастливы.)

О каком понимании одиночества идет речь в данном рассказе? (Об одиночестве забытых всеми людей)

Можем ли мы что-то сделать, чтобы таких людей было как можно меньше? (Быть внимательными к людям, понимать их проблемы и видеть пути выхода из них)

В чем главная проблема героев этого рассказа? (У них не было друзей, к ним все были равнодушны. А равнодушие окружающих может привести к гибели всего человечества, ведь даже животные заботятся друг о друге)

Задание6 Составьте синквейн - свое понимание слова одиночество

Домашнее задание :

Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем.

«Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.» (Сенека, римский

писатель)

«Равнодушие есть наивысшая жестокость» (М. Уилсон, американский писатель)

«Мечта могущественнее реальности» (А. Франс)

« Истинный друг познается в несчастье» (Эзоп,)

Используемая литература : Стихи Дмитрия Быкова и Левинзон Рины. Сборник «Строфы века.» Составитель Е.А. Евтушенко. Минск 1997

Дискуссионные формы работы в библиотеке. Методические рекомендации. Москва 2005

Цели урока:

  1. Способствовать пониманию проблематики рассказа
  2. Развивать устную и письменную речь
  3. Воспитывать толерантность и активную жизненную позицию у старшеклассников

Оборудование:

листы с частями рассказа в конвертах на каждой парте, портрет автора рассказа Л. Петрушевской, плакат с афоризмами, эскизы обложки к рассказу, эпиграф на доске.

Текст рассказа, напечатанный по частям на отдельных листочках:

Л.С.Петрушевская

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяна, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она со следами былой красоты на лице – брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже на отца не похожая, потому что отец ее – яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад.

Несколько раз в год мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать, и подпирает подбородок одной рукой, и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жестокого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мама или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино – девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Эпиграф на доске:

Большой город – большое одиночество. (Античнай афоризм)

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

Бытует мнение, что развитие русской литературы в конце ХХ века остановилось. Согласны ли вы с этим?

Какие подходы в философско-эстетическом осмыслении мира имеют место в современной литературе?

Слово учителя: Приятно, что вы не отстаете от нашего времени и следите за новинками литературы. Обобщая ваши высказывания, можно сказать, что авангардистский, постмодернистский, реалистический и даже натуралистический способ изображения мира вам знакомы. Сегодня мы обратимся к произведению лауреата Пушкинской премии 1991 года Людмилы Стефановны Петрушевской.

2. Сообщение учащегося об авторе.

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году в Москве. Она окончила университет, работала корреспондентом на радио, редактором справочного отдела телевидения. С середины 60-х годов пишет рассказы. Известность она получила как драматург (пьесы “Уроки музыки”, “Чинзано”, “Три девушки в голубом” ), а мы в 5 классе читали ее пьесу- сказку “Два окошка”.

Первая книга Петрушевской вышла только в 1988 году, пьесы тоже стали ставить через 16 лет после написания. В творческом багаже писательницы рассказы, сказки, сценарии мультфильмов, переводы с польского.

Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены жить. Например, главная героиня рассказа

Свой круг ”(1988) отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке. Однако ни один из героев Петрушевской не подвергается полному авторскому осуждению. В основе такого отношения к персонажам лежит присущий писательнице “демократизм... как этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты”, по словам литературоведа Борисова. Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром произведения Карамзин” (1994), в котором своеобразно преломляются классические сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет в бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки), писательница определяет как “деревенский дневник”.

3. Пофрагментное чтение рассказа и аналитическая беседа по ходу чтения.

Несколько человек уже знакомы с этим рассказом и хотят представить свои эскизы обложки. Почему они выбрали такой способ выражения основной мысли и какой эскиз вам покажется более удачным мы обсудим после знакомства с этим произведением.

Рассказ маленький, но мы прочитаем его по отдельным фрагментам. Группа учащихся за отдельным столом постарается ответить на вопрос: “Что нового вы открыли в уже знакомом вам тексте после такого пофрагментного прочтения?”

Вопросы к классу:

Что может скрываться под заголовком “Страна”? (В ответах прозвучала мысль о том, что своя страна была у Обломова, туда во сне стремился он; вспомнили про сны героини романа Чернышевского Веры Павловны; предположили, что в небольшом рассказе это слово в каком-то переносном смысле).

Прочитайте начало рассказа. Как характеризуется героиня?

Что хочется нам узнать о ней после этих слов? (Почему пьет эта женщина? Как можно быть “никому не видимой”? Почему вещи названы “вещички”?)

Читаем второй фрагмент. Для чего нужны детали описания внешности? (Они не несут ни психологизма, ни авторской оценки- только внешние признаки).

Третий фрагмент. Какие вопросы можно задать, чтобы ответ на них помог раскрыть содержание всего прочитанного? (Почему женщина пьет? Для чего повторы “прошлая”, “ прошлые”? Зачем упоминание о новой жене “яркого блондина”? и т.д.)

Добавляет ли следующий фрагмент что-то для понимания характера женщины? (Слово “бежит” обращает внимание. Куда спешит женщина? Что стало целью существования?)

Прочитаем следующий фрагмент. Действительно ли все равно девочке, что пьет мать? Чей это взгляд на проблему? (Автор словно отстранен, это мнение героини).

Читаем последний фрагмент и выделим особенности композиции. (Повторяет начало, кольцевая композиция создает эффект бесконечности такой жизни.)

Эпитет “божественные сны” выбивается из общего строя рассказа. Зачем он нужен? (Прозвучали мнения, что жизнь женщины противопоставлена Стране Бога, т.е. света, добра; что и у этой пьющей женщины в душе живет Бог…)

Что противопоставлено в рассказе? Выпишем эти слова.

Какие слова повторяются в тексте? Зачем это нужно автору? (Время и героиня словно не меняются, мир вокруг тоже. Примеры повторов:

дочь тихо играет
пьющая, пьет, как бы ни была пьяной
не видимая никому, никто на свете не знает
гасят свет
бегут, бежит, бежать.

Противопоставление двух женщин: она тихая- жестокого склада новая жена – помогает понять, кто способен добиваться своего в наше время.)

Напишите, пожалуйста, в своей тетради ответ на вопрос: “Что нужно сделать, чтобы жизнь матери и дочери изменилась?” (На это задание отвожу 5 минут).

4. Стадия рефлексии.

Прочитайте свои ответы. (У всех звучит мысль, что нужна поддержка, внимание, сочувствие окружающих).

Что хотели отразить на своих обложках к рассказу авторы? Что изменили бы вы после этого урока? (Один из авторов эскиза сказал, что не стал бы в мрачных черно-серых тонах рисовать комнату и фигуры, чтобы оставить надежду на изменение жизни. Другая девушка отказалась бы от зеленого цвета, т.к. “зеленый змий”, но от этого фона “тоска зеленая”. Но самое важное, сказали, что проблема эта не одной женщины, которую изображали).

Лично мне понравился эскиз, где лист разделен, как и мир, на две части и разрыв символизирует равнодушие.

Какой из афоризмов наиболее полно раскрывает смысл рассказа? Жестокий натурализм в изображении жизни для Петрушевской – возможность поставить перед читателями вопросы. Какие же проблемы взволновали вас?

1) Причина, побуждающая чувствующую душу бежать от общества, заключается в стремлении обрести общество.

(Ральф Уолдо Эмерсон, американский философ, эссеист)

2) Равнодушие есть наивысшая жестокость.

(Митчелл Уилсон, американский писатель)

3) Причина многих злоключений лежит на дне винного стакана.

(Иван Вазов, Болгарский писатель)

4) Мечта могущественнее реальности.

(Антоль Франц, французский писатель)

5) Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы.

(Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист)

5. Вывод по уроку.

В маленьком рассказе нашли отражение злободневные проблемы. Конечно, проблема не только в том, что женщина пьет, хотя и это общественная проблема и требует разрешения. Напишите рецензию или эссе на рассказ, подберите свои примеры афоризмов, отрывков из поэтических произведений к своему сочинению. Это задание на дом.

6. Поэтическая пятиминутка.

Чтение наизусть стихотворений или написанных дома синквейна или синопсиса (Выступает группа подготовленных учеников).

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска Республики Татарстан


Анализ темы и идеи рассказа Людмилы Петрушевской «Страна»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Волкова Марианна Романовна

Нижнекамск 2010

Волкова Марианна

Романовна

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных

предметов»

г. Нижнекамска Республики Татарстан

Урок литературы в 11 классе по произведению Л. Петрушевской «Страна» с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Данная технология позволяет подготавливать учащихся к написанию задания С в тестах ЕГЭ. Тема: Анализ темы и идеи рассказа Людмилы Петрушевской « Страна». Цель : Продолжить знакомство учащихся с современным автором – Л.С.Петрушевской; учить вдумчиво читать художественное произведение. Продолжить обучение анализу художественного текста. Повторить сведения о выразительных средствах художественной речи. Обсудить нравственные проблемы, в частности проблему равнодушия, поговорить о необходимости гуманного отношения к людям. Продолжить отрабатывать методику развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Обучение написания сочинения- миниатюры, воспитание позитивных личностных качеств. ЗУН: Анализ текста, осмысление авторской позиции и выражение собственной позиции.
Оформление доски: Название произведения автора, таблица, ключевые слова: Живет тихая женщина со своим ребенком Со следами былой красоты на лице, Дочь вялая, белая, крупная девочка; Несколько раз в году выбираются в гости; Блондин ходил у нее в мужьях; Прошлая жизнь и прошлые знакомые; Никто на свете не знает, как они живут вдвоем; Они экономят, Гасят свет Чтобы вернуться в ту страну.
Ход урока. 1. Вызов – дотекстовый этап. а) слово об авторе и ее произведениях.

Выступление учащихся : Петрушевская Людмила Стефановна – прозаик, драматург.

Родилась 26 мая 1938 г. в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 – редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983). Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» – редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 – повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» – «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).

Л. Петрушевская живет и работает в Москве.

Целеполагание: написать сочинение – миниатюру по темам: «Смысл названия рассказа Л. Петрушевской « Страна».

Какое бы Вы дали ему название?

б) работа со словами – ключами: выписать в тетрадь и попробовать нарисовать сюжет по ним.

2. Текстовый этап - осмысления: чтение текста/ рассказа учителем. Работа по тексту.

Страна.

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице - брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад.

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино - девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

мать

Раздать текст учащимся, дописать характеристику .

Что у Вас получилось?

Из сочинений учащихся:

«Перед нами главная героиня рассказа: одинокая, спившаяся, «со следами былой красоты на лице» женщина. Она – «никому не видимая» мать той уже вроде бы никому не нужной вялой, белой, крупной девочке, играющей в старые игрушки. Потеряла прошлое, потеряла счастье. Замкнулась в нынешнем мире повседневности, только тихо существуя в своей однокомнатной квартире. «Всё не ладится в этой квартире...» – пишет Алсу Рахматуллина.

«Несмотря на все невзгоды, женщина пытается вернуть своё прошлое. Особенно ждёт ту пару дней в году, чтобы выбраться в гости и ощутить себя среди людей, оживиться, пожить хотя бы некоторый момент прежней жизнью. Действительно, в гостях у старых знакомых к женщине возвращается ее прошлая жизнь, хоть к ней уже не относятся так же, как относились раньше, когда «блондин ходил у нее в мужьях».

Во мне этот самый «яркий блондин» с женскими чертами внешности вызывает отталкивающее чувство. А его новая избранница «жёсткого склада», как я считаю, является полной противоположностью его прежней жене. Но мне кажется, что мать всё-таки ждёт возвращения отца её дочери, каждый раз ожидая «пока решится там у них, на том конце телефонного провода». И снова в безысходности «бежит в гастроном за очередной бутылкой». (из сочинения Зиятдиновой Айгуль)

«Подобные события, полные безнравственности, могли бы произойти с кем угодно и где угодно. Однако, как сказал один римский философ Сенека, «пока человек жив, он никогда не должен терять надежды». У каждого есть своя «страна», в которую он может окунуться «в минуты душевной невзгоды». У матери с дочерью же этой единственной страной является сон, который, к сожалению, когда-то прервётся «чтобы бежать по тёмной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться».- цитата Даминовой Ирины.

Учитель:

-Что может скрываться под заголовком “Страна”? (В ответах прозвучала мысль о том, что своя страна была у Обломова, туда во сне стремился он; вспомнили про сны героини романа Чернышевского Веры Павловны; предположили, что в небольшом рассказе это слово в каком-то переносном смысле).

-Как характеризуется героиня?

- Что хочется нам узнать о ней после этих слов? (Почему пьет эта женщина? Как можно быть “никому не видимой”? Почему вещи названы “вещички”?)

Какие вопросы можно задать, чтобы ответ на них помог раскрыть содержание всего прочитанного? (Почему женщина пьет? Для чего повторы “прошлая”, “ прошлые”? Зачем упоминание о новой жене “яркого блондина”? и т.д.)

-Эпитет “божественные сны” выбивается из общего строя рассказа. Зачем он нужен? (Прозвучали мнения, что жизнь женщины противопоставлена Стране Бога, т.е. света, добра; что и у этой пьющей женщины в душе живет Бог…)

Напишите первую фразу к своему сочинению по теме.

Какие три аргумента Вы можете привести? Запишите.

(В маленьком рассказе нашли отражение злободневные проблемы. Конечно, проблема не только в том, что женщина пьет, хотя и это общественная проблема и требует разрешения.)

Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру в 200 слов «Смысл названия рассказа Л. Петрушевской « Страна».

Использованная литература:

1. Кякшто Н.Н. Петрушевская // Русские писатели: Библиограф. словарь: В 2 ч. – Ч. 2. – М., 1998. – с. 184–187.

2. Строфы века / Сост. Е.А.Евтушенко. – М. – Минск: Полифакт, 1997. 3. Журнал: « Семья и школа» 2003 г. №2 4. Журнал: «Русская словесность» 2002 г.№7 5. Журнал: «Вопросы литературы» 2000 г. №2

Интернет- ресурсы:

Урок литературы 9 класс по рассказу Петрушевской «Страна»

ТЕМА: Большой город-…….. большое одиночество. По рассказу Л.С.Петрушевской «Страна». ЦЕЛЬ: создание условий для углубления навыков анализа художественного произведения через включения различных медиаматериалов.

ЗАДАЧИ:

1.совершенствовать навыки анализа художественного текста, расширять образовательное пространство учащихся медиа средствами.

2. развивать монологическую речь учащихся и критическое мышление.

3. формировать нравственные качества личности через анализ проблем, поднятых в медиа текстах: художественном произведении, в художественном фильме.

4. воспитывать толерантность как составляющий компонент коммуникативной культуры.

ОБОРУДОВАНИЕ: слайд-фильм, музыкальное сопровождение, на столах конверты с фрагментами текста.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: развитие активной жизненной позиции учащихся через анализ художественного текста.

Ход урока

    Орг. Момент

    Мотивационно- целевой блок

А) Введение в тему(видеофрагмент движение в большом городе)

Вы просмотрели видеоролик, какие ассоциации у вас возникли?

Составьте ассоциативный ряд, связанный с этим кадром.

(слайд 1)

Перед нами жизнь большого города, страны, современного общества, которые всегда в движении.

А давайте попробуем теперь всмотреться в лица и глаза людей, шагающих по городу.

Как вы думаете, что можно там увидеть?

Составьте ассоциативный ряд.

Мы составили два ряда.

Какая проблема высвечивается?

(слайд2)

Б) тема

Поэтому и тема нашего урока звучит как

Большой город- большое одиночество

Как вы понимаете эти слова?

Какую проблему мы должны решить?

Запишите в тетрадях вопрос, на который вы хотели бы получить ответ.

Кто желает озвучить?

(слайд)

Не приведи, Господь, чужой беды не слышать

Не дай-то, Бог, услышав, не помочь.

РинаЛевинзон «Строфы века)

И сегодня на уроке мы попытаемся заглянуть в сумерки сердца героев рассказа Л.Петрушевской «Страна»

Что характерно для прозы Петрушевской?

(постмадернизм, Постмодернизм – одно из ведущих направлений в литературе, в постмодернизме применяется широкое использование цитат из общественных произведений.

Постмодернизм – совокупность тенденций в художественной культуре, связанных с отменой разграничений «высокого и низкого», «прекрасного и безобразного». Представители постмодернизма наполняют произведения фрагментами реального жизненного процесса.

Рассказ называется «Страна». Как вы думаете, о чем может быть это произведение?

Запишите ваши предположения в буклет.

Б У К Л Е Т!

Мы прогнозируем по названию произведения.

Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дала такое название рассказу?

3.Процесс

Блок

(слайд5) Пофрагментное чтение текста

Чтение и анализ 1 фрагмента учеником

Что вы почувствовали и что вас в этом фрагменте удивляет?

Давайте обратимся к портретам героев.

Что вас настораживает ?(Удивляет, что она никому невидимая, тихая; настораживает, что она со следами былой красоты т. е. внешние изменения. Ее дочь - болезненная девочка…)-Итак, перед нами главная героиня: одинокая, пьющая со следами былой красоты, никому невидимая, с вялой дочкой на руках замкнулась в своей однообразной жизни. А жизнь в большом городе идет своим чередом и мимо, не замечая ее.

Пофантазируйте, а что дальше ?(Запишите ваш прогноз в бортовой журнал)

Чтение второго фрагмента. Читает ученица.

Предположите, какую характеристику даст автор маленькой девочке, которая воспитывается в такой семье?

Дополните характеристики матери

и дочери.

У нас появляется третий персонаж рассказа – ОТЕЦ

Какую характеристику дает ему автор, и что из этого следует?

Какие слова в этом фрагменте обращают на себя особое внимание. Они кричат о беде, которой на первый взгляд и нет.

Подчеркните их.

А разве что-то бывало? Как прошёл день?

А женщина все-таки ждет, надеется, что все измениться. Она пытается вернуться в ту жизнь, но большой город не принимает ее, молчит. И тогда безысходность и снова « в гастроном за бутылкой».

Для чего нужны детали описания внешности?

(Они не несут ни психологизма, ни авторской оценки- только внешние признаки).

Чтение 3 фрагмента.

Мы попытались заглянуть в сумерки сердца нашей героини.

Что произошло с ней за этот короткий период?

( внешние изменения сменяются внутренними..ничего не нужно)

Что особенно пугает?

(увлечение перешло в привычку, окружающим нет дела)

К чему может привести такой образ жизни?

(женский алкоголизм)

Насколько актуальна эта проблема в современном мире?

В этом фрагменте намеренно пропущены три слова. С учетом всего вышесказанного, авторских мыслей, вы их допишите чуть позже.

Почему они выбираются, а не ходят в гости?

Как ведёт себя мать в гостях?

Что нового узнаём об отце девочки?

Что женщина ждёт от этих посещений?

Какие слова говорят о том, что визит не даёт радости, нужности, что они опять тут одни?

(Перед чтением 4 фрагмента составьте кластер «Будни одинокой женщины»)

Добавляет ли следующий фрагмент что-то для понимания характера женщины? (Слово “бежит” обращает внимание. Куда спешит женщина? Что стало целью существования?)

К сожалению, такие события могли произойти где угодно и с кем угодно. Однако как сказал один римский философ Сенека « пока живет человек, он никогда не должен терять надежды»

Как, по вашему, заканчивается рассказ?

(Слайд6)

Чтение 4 фрагмента - Читаем последний фрагмент и выделим особенности композиции. (Повторяет начало, кольцевая композиция создает эффект бесконечности такой жизни.)

Какие сны снятся?

- Внимание на доску.

Кто нам сказал, как живёт тихая, пьющая женщина со своей дочерью?

К чему привело равнодушие людей?

К одиночеству. Мать и дочь- одинокие и забытые всеми люди.

Какие сны снятся матери и дочери?

Божественные

Почему не хотят просыпаться мать и дочь?

Не хотят возвращаться в жизнь, смысл которой потерян.

С чем ассоциируется слово сон в этом рассказе?

Удачно ли название рассказа «Страна»?

Иллюзия

Страна по имени «Иллюзия»

Наши герои создали страну по имени ИЛЛЮЗИЯ и счастливы только там.

Они хотят выбраться из одиночества, но одним им не справиться, а НЕРАВНОДУШНЫХ людей рядом не оказалось.

Так о какой стране идет речь?

Жизнь большого города – общества и жизнь одинокого человека иногда идет параллельно, как два мира, которые по каким-то причинам не могут пе ресечься .

Самая пронзительная точка рассказа?

Какими словами можно описать ощущение после прочитанного рассказа?

Работа в группах

Сделаем вывод, поработав в группах

1-Художественные особенности рассказа

3-Особенности композиции рассказа

4.Итог.Рефлексия

Почему они не могут пересечься

Давайте вернемся к вопросам, которые вы ставили в начале урока и допише названиетемы урока «Большой город-большое одиночество»

У каждого человека есть своя страна, в которую он может окунуться в трудную минуту. К сожалению, для матери и дочери этой страной оказалась страна снов, т.е. некая иллюзия.

Что нужно сделать, чтобы иллюзия превратилась в реальность?

СлайдКакой из афоризмов поможет нашей героини найти выход из создавшегося положения?

Д\З

Что вы чувствуете теперь и что хотели бы изменить в своей жизни или в жизни героини. Об этом вы напишите в своем эссе.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то