Аргументы на тему удивление. Аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость

Мы собрали для вас лучшие литературные аргументы из множества источников в одном месте. Все аргументы разбиты по темам, что позволяет быстро подобрать нужные для сочинения. Большая часть аргументов написана специально для сайта , поэтому вы можете быть уверены, что напишете уникальное сочинение.

Как написать сочинение, используя аргументы из нашей базы, вы можете прочитать в нашей статье

Выберите тему, чтобы получить готовые аргументы к сочинению:

Безразличие, черствость и равнодушие в отношении человека
Власть и общество
Воспитание человека
Дружба
Жизненные ценности: истинные и ложные
Историческая память
Научный прогресс и нравственность
Одиночество
Ответственность человека за свои поступки и жизни окружающих
Отношение человека к природе
Отцы и дети
Патриотизм, любовь к родине
Проблема массовой литературы
Самопожертвование, любовь к ближнему, героизм
Сострадание, чуткость и милосердие
Стремление к познанию
Тема учителей в русской литературе
Человек и искусство. Воздействие искусства на человека
Человек и история. Роль личности в истории
Честь и бесчестие
Чинопочитание, унижение перед вышестоящими

Для чего нужны аргументы?

В третьей части ЕГЭ Вам необходимо написать небольшое сочинение на основе предложенного текста. За правильно выполненное задание Вы получаете 23 балла, что представляет собой существенную часть от общего количества баллов. Именно этих баллов может не хватить Вам для поступления в желаемый ВУЗ. К заданию части "С", в отличие от заданий блока "А" и "В", можно подготовиться заранее, вооружившись всем необходимым для написания сочинения на заданную вам тему. Предыдущий опыт выполнения ЕГЭ показывает, что большую трудность при выполнении задания части "С" у школьников вызывает аргументация своей позиции на заданную проблему. От того, какие аргументы вы подберете, зависит успех в написании сочинения. Максимальное количество баллов начисляется за аргументы читательские, т.е. взятые из художественной литературы. Как правило, тексты, представленные в заданиях части "С", содержат в себе проблемы нравственного и этического характера. Зная все это, мы можем вооружиться готовыми литературными аргументами, максимально облегчив процесс написания сочинения. Имея в арсенале предложенные нами аргументы, Вам не придется на самом экзамене судорожно выуживать из памяти все прочитанные произведения, подыскивая что-либо подходящее по тематике и проблематике. Учтите, что отведенного времени на выполнение всей работы школьникам, как правило, не хватает. Таким образом, приложим максимум усилий для того, чтобы получить 23 балла за сочинение на экзамене.

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

аргументы к сочинению

В наше время многие люди ради денег, социального положения, удовлетворения собственных прихотей идут на всё. Потеря нравственных качеств, ожесточение - неизбежный результат такого эгоистичного поведения.
Примеры таких людей даны

Это в первую очередь Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. И если в Свидригайлове мы видим хоть запоздалое, но раскаяние (помогает детям Мармеладова после смерти их матери, просит прощения у Дуни Раскольниковой), то у Лужина совесть давно заменена понятиями «выгода», «расчет» и «самоудовлетворение».

Главный герой романа Достоевского, в отличие от Лужина, не выдерживает испытания совестью. Родион Раскольников, совершив ужасное преступление – убийство, испытывает ужасающие душевные муки. Его логичная, выверенная разумом теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих» терпит крах. И всё это потому, что совесть, т.е., по мнению Достоевского, глас Божий в человеке, не дает ему спокойно принять бесчеловечность его идеи. Лишь полностью раскаявшись в содеянном, приняв каторгу как очищение, а не наказание за слабость (не выдержав душевных терзаний, герой во всём признается следователю), Раскольников смиряется и получает успокоение. Проблема неразрывности понятий «совесть» и «нравственность» - важнейшая в романе. Достоевский прямо заявляет: когда люди забудут о совести, общество деградирует.

Её главный герой - Егор Прокудин. Бывший уголовник, он принес матери много горя и страданий. Это мучает героя, который не находит себе никаких оправданий. При встрече с матерью после многолетней разлуки у Егора не получилось признаться, что он её сын. В конце повести именно совесть не даёт герою опуститься на самое дно безнравственности. Отказ Егора помогать бывшим «друзьям» по криминальной жизни оборачивается для героя смертью, но этот отказ есть и высшее проявление его человечности.

Этот рассказ о том, как нелегко далось мальчику признание своей ошибки. Подталкиваемый соседскими ребятишками, мальчик Витя решается на обман бабушки (кладет на дно корзинки с земляникой, которую бабушка хотела продать в городе, траву). Но совесть начинает мучить ребёнка сразу же после совершения поступка. Он плохо спит ночь и наутро твёрдо решается сознаться, но не успевает. Бабушка уже уехала в город. По возвращении бабушки Витя горько плачёт и раскаивается в содеянном. И бабушка являет пример истинного великодушия. Видя искреннее раскаяние мальчика, она всё же дарит ему пряник – коня с розовой гривой, о котором он очень мечтал. Этот случай стал для Вити главным нравственным уроком в жизни.

аргументы к сочинению

По моему мнению, жестокость – это не только когда ты делаешь людям больно физически или психологически, но жестокость – это и непроявление участия к людям, которые ждут от тебя помощи или просто слов сочувствия. И с таким видом жестокости мы сталкиваемся почти каждый день, потому что, и в этом моё глубокое убеждение, жестокость – это в первую очередь порождение человеческого равнодушия и эгоизма.

Название рассказа относит нас к пьесе У. Шекспира «Леди Макбет», где коварство и интриги леди Макбет возводят её супруга на трон. Желание добиться первенства заставляет леди Макбет переступить даже через убийство. Такова и Екатерина Измайлова: будучи женой богатого купца, она влюбляется в Сергея, своего работника, и ждёт от него ребенка. Понимая, что очень скоро её незаконная связь разоблачится, она с помощью Сергея убивает мужа и свёкра. А затем, чтобы остаться единственной наследницей всего состояния, идёт и на убийство Феди, племянника мужа.
Похожий на Катерину Измайлову персонаж мы находим

Это Василиса Костылева, которая подговаривает вора Ваську Пепла убить её мужа, старика Костылева. Василиса, выданная замуж за Костылева без любви, за годы их совместной жизни, так и не смогла проникнуться к мужу хотя бы чувством уважения. Единственное, что она испытывает по отношению к нему – это ненависть. Убийство мужа развязало бы Василисе руки, сделав её наследницей пусть небольшого, но состояния. И она легко решается на убийство, хладнокровно излагая свой план Пеплу.

мальчик подбирает бездомную собаку и приносит её домой. Мы видим, как он полон заботы об одинокой, никому не нужной собаке и как он не понимает отца, требующего выгнать пса из квартиры. В его голове никак не укладывается, что можно обидеть беззащитное существо, которое уже не раз обижали:

Финал рассказа трагичен: подозвав доверчивого пса, отец стреляет ему в ухо. Прочитав это, мы понимаем, что на самом деле отец убил не собаку, точнее не только её. В первую очередь он убил в ребёнке его душу. Таким образом, писатель утверждает, что жестокость взрослого может привести только к ненависти, к утрате веры в добро и справедливость.

главную героиню, Лену Бессольцеву, взявшую на себя ответственность за некрасивый поступок, который она не совершала, одноклассники всячески унижают и даже пытаются сжечь на костре как предательницу. Жестокость этих, ещё очень невзрослых людей, по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: она изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение. А ведь для подростка, да вообще для человека, нет ничего тяжелее изгнания, одиночества. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов) никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. На мой взгляд, их равнодушие, даже страшнее трусости Димы Сомова.

Проблема

Аргументы из литературы.

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблема угодничества перед высокими лицами, чинопочитания .

1. «Горе от ума» А.С.Грибоедова

Кредо Молчалина – всем угождать. цель – «достичь степеней известных». Он прислуживается, ищет покровительства высоких лиц. Максим Петрович «перед всеми знал почет» благодаря угодничеству и подхалимству.

Чацкий смелый, благородный, решительный. Он независим: не признает ни чинов, ни властей. Он ценит личные заслуги и достоинства людей, защищает право каждого человека иметь свои убеждения.

2 . «Толстый и тонкий» Чехова.

3. «Хамелеон» Чехова

Он смеется над чинопочитанием, над страхом блюстителя порядка перед вышестоящими, даже если они заслуживают порицания за что-либо. Этот страх заставляет его без конца менять свою точку зрения и линию поведения, что и вызывает авторскую иронию.

Проблема милосердия (утраты милосердия), гуманного отношения друг к другу.

1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

Пугачеву было холодно, Гринев обогрел его. Не столько обогрел, сколько тронул человеческим участием. В его глазах это был жест милосердия. Заячий тулупчик становится символом христианского милосердия, человеческого отношения друг к другу. И в свою очередь Пугачев демонстрирует гуманность, способность быть великодушным. Пугачев платит милостью за милость. Долг платежом красен. Заяч.тулупчик становится символом христ.милосердия, человеч.отношения друг к другу.

Милосердие, связывающее самых разных людей в нашем мире, - это общечеловеч.чувство, благодаря которому мы даже в самые трудные моменты остаемся людьми.

2. «Чудесный доктор» А.Куприна.

3. Горький. Не дне (Лука)

4. Преступление и наказание.

«Бедные люди» Д. не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, Сонечка Мармеладова вынуждена торговать своим телом. В этом ее выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью.

«Сердечность – такой же дар, как красота и ум»

Проблема духовной деградации

1. Рассказы Чехова: «Ионыч», «Крыжовник»

В рассказе «Ионыч» автор также исследует процесс духовного падения человека. Герой рассказа Чехова «Ионыч» Старцев утратил все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Где же сила, что должна была помочь сохранить Старцеву юношеские идеалы? Она заключается в духовности, нрав-ти человека. И такая сила у него была, но он утратил ее, поступившись своими принципами, в итоге потерял себя.

А вот Раскольников сумел духовно переродиться. Этим самым Достоевский выражает надежду, что человека можно спасти от нравственной гибели.

    «Мертвые души» Гоголя.

Изображая Плюшкина, автор показывает, во что может превратиться человек. Ощущение гибели присут-т, кажется, в самой атмосфере. Его бережливость граничит с безумием. Душа его настолько мертва, что у него не осталось никаких чувств. «До такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! – восклиц. Автор.

3. В.Распутин. Живи и помни

Проблема духовной и нравственной чистоты

1. Достоевский. Преступление и наказание

Высокие нравственные качества не даны человеку от рождения, но могут воспитываться в нем.очень важно иметь перед собой соответствующий идеал, с которым мог бы сверяться человек в поисках истины.

Образцом духовной и нравственной чистоты в романе предстает Соня Мармеладова. Зарабатывая деньги «низким» способом, она делает это исключительно ради спасения ближних. Без ее помощи им грозила бы голодная смерть. Огромная, бескорыстная любовь к отцу, готовность к самопожертвованию и состраданию – вот что нравственно возвышает Соню.

Проблема добра и зла .

    Гете. Фауст

    Мастер и Маргарита

Изображение мирового зла в облике Дьявола, Сатаны традиционно для худ.лит. в романе Булгакова Воланд вызывает невольные симпатии. Если он кого-то и карает, то вполне заслуженно, а зла не совершает вовсе.

На мой взгляд, добро и зло существуют в самом человеке. Каждый волен выбирать между ними. Воланд как раз и проверяет людей, предоставляя им выбор (сеанс черной магии). В. Карает тех, у кого совесть нечиста, кто не хочет признавать своей вины. Он обличает и наказывает различные проявления зла, уже существующие пороки, исправляет испорченные нравы.

Противостояние добра и зла – вечная тема.

«Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания».

«Всякое доброе дело несет награду в самом себе».

«Добро – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает».

Проблема семьи (Роль семьи в формиро­вании лич­ности)

В семье Ростовых всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети - Наташа. Ни­колай и Петя - стали по- настоящему хорошими людь­ми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль - безнравст­венные эгоисты.

Проблема нравственного возрождения человека

1. «Пре ступление и наказание».

Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей. Духовное перерождение Р., начавшееся в финале романа, выражает надежду Д. на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему автор видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению.

Проблема искупления греха

    «Гроза».

К.Паустовский. Теплый хлеб

Проблема всеобщего единения, братства людей.

    «Война и мир».

    «Тихий Дон».

Л.Н.Толстой. Кавказский пленник

Проблема жестокости .

1. Горький Ларра.

Проблема взаимоотношений подростков особенно актуальна в наше время. Мы зачастую задаемся вопросом: почему нынешние подростки так жестоки по отношению к кому-то из сверстников? И это не только физич.жестокость, но и душевная. Примеров, доказывающих это, немало: об этом пишут в газетах, показывают и по телевизору. Об этом и текст …

См. проблему (126). В наказание за жесткость и гордыню Л. лишается человеч.судьбы: он не умирает, но обречен вечно витать над землей бесплотным облаком. Даже попытка убить себя ему не удается. Все, что осталось от Л. – тень и имя отверженного.

Проблема комплекса неполноценности.

Эта проблема вечна, как мир. Наверное, 90% всех людей в какой-то степени испытывали или испытывают комплекс неполноценности. Но для одних он становится движущей силой на пути к совершенству, а для других – источником постоянной депрессии.

Что же это такое – комплекс неполноценности? Вечный тормоз или вечный двигатель? Проклятие или благодать?

    «Война и мир» (Марья Болконская)

Проблема нравственного выбора (Как быть? Какими быть? Как сохранить в себе человеческое?)

Человек рождается со свободной волей, возможностью выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством, между службой делу или службой лицам, его свободная воля - отдавать предпочтение духовным заботам или плотским. Но этот свободно сделанный нравственный выбор определяет всю дальнейшую жизнь человека: это имеют в виду люди, когда говорят, что человек - хозяин своей судьбы. Художники разных стран и времён уделяли большое внимание теме нравственного выбора.

1. В.Быков. Сотников

Это очень непростые вопросы…

Оказавшись в ситуации нр.выбора, люди ведут себя по-разному: одни совершают предательство в обмен на свою жалкую жизнь, другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая умереть со спокойной совестью. В повести противопоставлены 2 партизана – Рыбак и Сотников.

На допросе, испугавшись пыток, Рыбак отвечал правду, т.е. выдал отряд. Он не только согласился служить в полиции, но даже помог повесить Сотникова, чтобы подтвердить врагам свою готовность служить им. Рыбак выбрал путь спасения своей жизни, Сотников же делал все, чтобы спасти других.

2. В.Распутин. Живи и помни.

3. Жизнь и творчество Булгакова.

Понтий Пилат чувствует, что Иешуа га-Ноцри обладает огромной духовной силой, и по-человечески благодарен ему за избавление от мучительной головной боли. Вдобавок ко всему, разобравшись в его деле, прокуратор убеждается в его невиновности. Но в решающий момент, когда перед ним встала проблема выбора, он не смог поступить по совести и ради сохранения собственной власти пожертвовал жизнью Иешуа.

Проблема способа зарабатывания денег

Проблема учителя и учеников

В.Распутин. Уроки французского.

Проблема силы человеческого духа

    В.Титов. Всем смертям назло.

Б.Полевой. Повесть о наст.чел.

Проблема гуманного отношения к « братьям нашим меньшим »

1. Г.Троепольский. Белый Бим Черное ухо. “Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Иван Иванович, несмотря на хорошее отношение к Биму, несмотря на свои прекрасные качества - такие, как доброта, милосердие, сострадание, чуткость – сделал не все, что мог, для своего друга и тем самым положил начало трагедии преданного, доверчивого, любящего и прирученного им существа. Добрый, сострадательный, чуткий Иван Иванович, знавший, что рано или поздно придется лечь на операционный стол, чтобы извлечь пулю, и знавший, что за время его отсутствия Бим останется один, заранее не побеспокоился о судьбе прирученной им собаки. Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили, - в ответе за любое живое существо, которое к тебе привязалось.

Берегите эти земли, эти воды,
Каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы –
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Состраданье к животным так тесно связано с добротою. Характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

Легко ли быть молодым ?

1. « Прощание с Матерой» В.Распутина (Андрей, внук Дарьи) собирается на стройку ГЭС, которая со временем затопит Матеру. «Жалко Матеру, и мне тоже жалко, она нам родная… Все равно бы перестраиваться пришлось, на новую жизнь переходить… Как вы не понимаете? .. Не все же тут задерживались… Молодых не остановить. На то они и молодые. Они к новому стремятся. Ясно, что первыми туда, где труднее…»

Проблема чести и человеческого достоинства.

    Пушкин. Капитанская дочка.

Поднимается проблема, глубоко волновавшая Пушкина.

    Пушкин-Дантес

    Лермонтов-Мартынов

    « Отцы и дети»

Дуэль Безухова с Долоховым.

    В.Шукштн. Ванька Тепляшин

Что такое настоящая дружба?

Дружба Пушкина и Пущина.

Проблема дружбы, предательства волнуют человека в любую эпоху. И в истории человечества мы встречаем много примеров и великой самоотверженной дружбы, и страшного предательства. Это вечные вопросы, вечные темы, которые всегда будут находить отражение и в современной лит.

Совершенно особое место среди друзей П. занимает И.И.Пущин. именно ему поэт охотнее, чем другим, поверял в лицей.годы все сомнения и тревоги своего юного сердца. Именно Пущин первым навестил П. в ссылке. Спустя годы, теперь уже П. отправляет сосланному в Сибирь Пущину свое послание: «Мой первый друг,…»

Пронесенная сквозь годы дружба становится тем нравств.ориентиром, к которому невольно стремится каждый, кто хотя бы раз задумывался о значении дружбы в жизни человека.

Фильм «Офицеры»

Проблема чувства долга перед близким человеком (душевного благородства)

Пушкин. Евгений Онегин.

Т. По-прежнему любит Онегина и уверена в его любви, но она решительно отказыв.от возможного счастья. Ей характерно высокое душевное благородство. Она не может нарушить обещание, которое дала другому человеку, пусть даже и нелюбимому. Подчинение всех своих действий чувству долга, неспособность к обману составляют основу х-ра Т.

Жены декабристов, добровольно отправившиеся за своими мужьями в ссылку, на жизнь, полную лишений и страданий. Среди них были такие, которые шли не только из любви к мужу, но из сознания своего долга, своей обязанности по отношению к близкому человеку.

Проблема самоотверженной и бескорыстной любви.

См. проблему (124)Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды… Та, про которую сказано «сильна, как смерть»… такая любовь, ради которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение… Это ли не любовь Желткова?

Проблема духовности/бездуховности.

Горький. Старуха Изергиль (Ларра).

Этот персонаж – воплощенная бездуховность. Он безудержно сеет смерть и противопоставляет себя жизни. Он стремится к достижению цели любой ценой, влачит существование, лишенное прошлого и будущего. Только себя он мнит совершенством, а неугодных губит.

Островский. Гроза.

Проблема совести

1. «Гроза»

2. Достоевский. Преступление и наказание.

Писатель ставит перед нами вопрос о необходимости жить в согласии со своей совестью и интересами других людей. Сокрушительный крах теории Р, не содержащей в себе нравств.начала, не принимающей в расчет высших ценностей мира – человеч.жизни и свободы, - подтверждает правоту писателя. Терзания совести Раскольникова, его душевные переживания из-за совершенного греха стали своеобразным нравственным ориентиром. Писатель убедительно показывает, что случилось бы с героем, если бы он не прошел через раскаяние. Терзания совести, душевные переживания из-за совершенного греха стали для Р. Нравств.наказанием.

3. «Мастер и Маргарита».

«Не думай, что, сделавши что-то плохое, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести».

Совесть – не палач, а вечный спутник человека, указывающий ему путь к истине, служащий верным нравственным ориентиром.

Страх за свою жизнь и карьеру не позволяют Понтию Пилату помиловать человека, отрицающего власть кесаря. Однако, оглашая приговор, Пилат понимает, что выносит его самому себе. Судьей героя становится его совесть.

    «Герой нашего времени (Грушницкий)

Проблема приспособленчества

1. Рассказ «Ионыч»

2. «Гроза» Островского

3. «Горе от ума» Гри боедова

Проблема доброты (что значит быть добрым человеком?)

    Пьер Безухов.

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» - утверждал В.Гюго. В самом деле, вряд ли что-то еще может сравниться по силе воздействия с этим качеством. К доброму человеку тянутся все, греясь его теплом и вниманием, и сами потом становятся источником светлой душевной энергии. Это заметил и писатель …, который, обратившись к примеру из жизни, заставляет нас серьезно задуматься над проблемой …

    Обломов

«Большое сердце, как океан, не замерзает».

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

«Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство доброта».

«Доброта – качество, излишек которого не вредит».

Проблема двойственности человеческой натуры

1. Достоевский «Преступление и наказание»

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА

Проблема небрежного отношения к русской культуре , родному языку. (утраты языковой культуры)

1. «Горе от ума» (преклонение перед Западом, небрежное отношение к русской культуре, родному языку, рабское подражание иностранцам- не проблемы ли это современного росс.общества?). почти 2 века назад они волновали великого гражданина России А.С.гриб. Теперь время ставит их перед нами. Чацкий ратует за сохранение русского духа, нравов. Выступает в защиту «святой старины».

Наше общество, еще во многом не пришедшее к нормам общежития, уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения. В лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения”, “Культура речевого общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.

Проблема порчи и оскудения русского языка (бережного отношения).

Проблема развития и сохранения русского языка

Заключение :

1) Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. У каждого народа он свой, отличный от других, узнаваемый. Что отличает русский язык? Конечно, его необычайная образность и величавость. Недаром А.Н.Толстой сравнивал рус.яз. по яркости с радугой после весеннего ливня, по меткости – со стрелами, по задушевности – с песней над колыбелью. Но, к сожалению, порой мы портим его, не бережем. Многие забывают, что рус.яз. – великий и могучий, употребляя ненорматив.лексику, принижая статус рус.яз. задача всех – сохранить его. См. (7)

Н.Галь «Слово живое и мертвое». Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих жи­вую речь;

о бережном отношении к велико­му нашему наследию - русскому языку.

Проблема злоупотребления иностранными словами.

Заключение:

1) Наша современная жизнь – это круговорот дел, встреч, проблем, переживаний. У нас не остается времени, чтобы остановиться и задуматься о том, что же происходит с нашим языком сейчас. Мы не должны забывать, что сами портим его. Эту проблему затрагивает… (см. проблему (3)

2) Мы не властны над речью других, но можем быть повнимательнее к тому, что сами произносим, можем задуматься над тем, не засоряем ли мы свой язык. И если мы будем следить за своей речью, не будем произносить грубых и грязных слов, а будем уважать своего собеседника, мы поможем очистить наш язык.

3) В завершение своего сочинения хочу привести слова Н.Рыленкова:

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Так давайте же сделаем все, чтобы как можно меньше было сорной травы.

(см. ниже)

Проблема бессмысленного, искусственного смешивания языков

Составитель «Толкового словаря живого великорус.языка» В.Даль писал: «Мы не гоним анафемой все ин.слова из рус.яз., мы больше стоим за рус.склад и оборот речи, но к чему вставлять в каждую строчку: моральный, оригинальный, натура, артист, грот, пресс, гирлянда, пьедестал и сотни подобных, когда без малейшей натяжки можно сказать то же самое по-русски? Разве: нравственный, подлинный, природа, художник, пещера хуже? Нисколько, но дурная привычка ходить за рус.словами во фр. и нем.словарь делает много зла». (см. выше)

Проблема экологии культуры

Сохранение культурной среды – задача столь же существенная, как и сохранение окружающей природы. Несоблюдение законов биологической экологии убивает человека биологически, но убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. “Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить” (Антуан де Сент-Экзюпери).

Язык – часть национальной культуры, памятник культуры. И как памятник культуры нуждается в защите и охране. Включите телевизор: косноязычие и отсутствие внутренней культуры. Прикольные словечки и выражения, не входящие в словарь Ушакова, а соответствующие скорее блатной музыке, звучат повсеместно. Злословие и даже ненормативная лексика стали чуть ли не нормой телесериалов.

Проблема тревоги за уходящую вместе с 20 веком культуру

Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие «культурный человек»?)

В чем выражается истинная культура человека? Думаю, что это один из сложнейших вопросов, о котором писал в своих сонетах еще Шекспир. В нашем представлении культ.человек – это личность образованная, с хорошими манерами и вкусом, грамотной речью… Но ведь и за внешней молчаливостью, неброскостью может скрываться истинно культ.человек. Именно об этом пишет…

Кто из нас не сталкивался с людьми, которые за внешним лоском, за показной начитанностью, за поверхностными знаниями скрывают внутреннее бескультурье, невежество? Ненадежность таких людей настораживает. Не таков…

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО, СУДЬБА, СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, СМЫСЛ ЖИЗНИ, ОДИНОЧЕСТВО, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Проблема взаимоотношений человека и общества

    Горький. На дне. Легенда о Ларе.

    Н.В.Гоголь. Шинель.

Башмачкин – это «вечный титуляр советник», над которым смеются и потрунивают сослуживцы. Он нуждается в понимании и сочувствии.

Проблема человеческого счастья (в чем его секрет?)

1. «Крыжовник» Чехова.

2. И. Гончаров. Обломов.

Для Обломова человеческое счастье – это полное спокойствие и обильная еда.

    Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

Человеку всегда чего-то будет не хватать для полного счастья. Особенно сложно живется в современном мире, когда со страниц

Газет и с экранов телевизоров на нас обрушивается поток негативной информации о катастрофах, войнах, убийствах, реформах…

Можно ли ощущать себя счастливым от самых земных радостей? А это зависит от самого человека! Кто-то и первоцветов не замечает, кто-то забыл, когда в последний раз голову в звездное небо запрокидывал, а есть те, кто в крохотном цветке незабудки видит отражение неба, в плывущей тучке – маленький кораблик в безбрежном море, в звоне капели слышит музыку весны. По-моему, нужно радоваться каждому прожитому дню, быть доброжелательным, не держать в душе обид и просто любить жизнь!

Кто не мечтает о счастье?

Проблема свободы как высшей ценности

1. М.Горький. Макар Чудра.

В своих романт произв. Г. Ставит проблему свободы как высшей ценности. Однако стремление к ней часто противоречит другим человеч.ценностям, и люди вынуждены решать, что им дороже. Жажда личной свободы у Лойко и Рады так сильна, что даже на свое чувство они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Лойко убивает Радду, а затем себя. Смерть дарит им освобождение от выбора между любовью и свободой.

В своих произведениях Г. любуется свободным человеком, веря в его внутренние силы, мужество.

Проблема ответственности за судьбу другого человека.

1. «Бесприданница».

Паратов не способен нести ответственность за судьбу другого человека. Всю жизнь он искал чувств, приносящих ему удовольствие. Он обманывает Ларису, подчиняясь собственной прихоти, не задумывается о ее дальнейшей судьбе.

2. Н.Карамзин. Бедная Лиза

3. «Герой нашего времени».

Проблема ответственности за свои поступки ( утраты ответственности)

1. В.Распутин. Живи и помни

2. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Проникшись к «бродячему философу» уважением и интересом, чувствуя в его словах неизвестную ему правду, Пилат решает спасти Иешуа Га-Ноцри от смерти. Но самый страшный порок – трусость – заставляет его изменить решение. Страх за свою жизнь и карьеру не позволяет прокуратору помиловать человека, отрицающего власть кесаря. Теперь, сидя в своем кресле, Пилат более всего на свете ненавидел свое бессмертие и неслыханную славу, которая обернулась для него вечным напоминанием о нравственном преступлении, о предательстве. Ему нет оправдания.

    В.Быков. Сотников.

    «Преступление и наказание».

Проблемы, поднятые писателем в романе, актуальны и в наши дни. Утрата душевной щедрости, сострадания, чувства ответственности за свои мысли и поступки может привести к духовной пустоте, разладу с самим собой, утрате духовности -основы человеческого существования.

Проблема взаимоотношений человека и судьбы.

    «Герой нашего времени».

Человек управляет судьбой или судьба руководит чел овеком? Кто человек – жертва, баловень или хозяин обстоятельств? В изображении Лермонтова человек и судьба неразделимы.

На протяжении всего романа мы видим, как спорит с судьбой Печорин и как бесплодны его усилия. Страдая сам, он причиняет страдания другим, потому что упорствует в своем эгоизме.

Проблема смысла человеческого существования

1. «Герой нашего времени».

Печорин, пребывая в постоянных метаниях, не находя своего места в жизни, не может быть счастливым.

2. «Бесприданница» Островского

В мире царят жестокость, ложь, расчет. Высшей ценностью являются деньги, а не личность человека. Целью их жизни является накопление состояния.

3. «Крыжовник» Чехова.

4. В.Распутин. Живи и помни.

5. Л.Толстой. Война и мир

В дворянской семье Курагиных целью существования является праздное времяпровождение и легкая нажива. Нет ничего удивительного в том, что в их доме царят пошлость, зло, лицемерие, ложь. А вот в семье Ростовых автор отмечает любовь, простоту отношений, уважение друг к другу, к остальным людям.

6. «Старуха Изергиль», «Челкаш».

7. В.Титов. Всем смертям назло.

В чем смысл жизни? Сколько копий поломано на этом вопросе! О каком смысле может идти речь, если во главу угла не ставить труд. Будничный, повседневный, честный труд. Отбери у человека возможность трудиться – и все блага жизни потеряют смысл.

Только когда человек за свою жизнь не сделает ничего хорошего, не совершит доброго дела, он умирает. Самой настоящей, самой страшной болезнью. Человек, не украсивший землю своим трудом, навсегда уходит в небытие, ибо после него ничего не остается, что жило бы в делах и памяти потомков

Проблема сущности и назначения человека

1. М.Горький.

Каков есть и каким должен стать человек? Этот вопрос всегда волновал Г.

Взгляды Г на сущность и назначение человека получили отражение практически во всех его произведениях – от романтических р-зов до пьесы «На дне».

Проблема предназначения

«Война и мир».

Наташа нашла свое счастье в семье. Любить и быть любимой – такова жизненная философия Н. повзрослев душей, Н. приобщилась к великой тайне жизни, в которой есть место каждому человеку, каждому живому существу, каждой песчинке и каждому камню. И она нашла в ней свое скромное и вместе с тем благородное предназначение. Не могла не найти.

Проблема поисков смысла жизни

1. Л.Н.Толстой. Война и мир

Проблема поисков смысла жизни является одной из главных в романе. Андрей Болк. и П. Безухов – натуры мятущиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души; им свойственно желание быть полезными, нужными, любимыми. Трудной и тернистой дорогой познания оба приходят к одной и той же истине: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Пушкин. Евгений Онегин.

Проблема одиночества (одинокой старости)

    «Герой нашего времени»

Печорин – сильный, благородный человек, но он одинок. Он никого не может назвать своим другом, чужой везде: среди сослуживцев, в «водяном обществе».

2. «Гроза».

Катерина безысходно одинока в мире лжи и насилия. Возвышенной и поэтической натуре, душе-птице, нет места в городе Калинове.

    К.Паустовский. Телеграмма.

    Базаров (идейное одиночество)

Жесткость героя, его неспособность осмыслить чужие взгляды и признать за ними право на существование обрекают его на …

Проблема загадочности русской души

1. «Герой нашего времени».

Образ Печорина окружен атмосферой таинственности, поступки кажутся странными и загадочными. События, которые происходят с героем, никак нельзя назвать обычными. Перед нами человек незаурядный, обладающий глубоким и гибким умом, сильной волей, сложным характером. И каждый раз он поворачивается к нам разными гранями своего характера.

    «Очарованный странник» Лескова Н.С.

ИСТОРИЯ. ПАТРИОТИЗМ. РОДИНА. ПОДВИГ.

Проблема отношения к прошлому , к далеким предкам

В жизни человека прошлое – это его корни. Поэтому о нем необходимо помнить. Вместе с тем человек, забывший о прошлом, не имеет будущего.

Проблема связи поколений

    Паустовский. Телеграмма.

Проблема взаимоотношений человека и природы

    «Прощание с Матерой» Распутина В.

    В.Астафьев. Царь-рыба.

Проблема исторической памяти .

    В.Распутин. Живи и помни.

    А.Ахматова. Реквием

Пробле ма патриотизма

1. Жизнь А.Ахматовой.

Проблема подвига (можно ли совершить подвиг в нашей жизни?)

1. В.Титов. Всем смертям назло.

2. Горький Легенда о Данко.

Он полон глубокого сострадания к своим соплеменникам, жившим без солнца, в болоте, потерявшим всякую волю и мужество. Ради них он совершает подвиг. Данко стал героем, осветив своим горящим сердцем (своей жизнью!) путь во тьме. Д. отдает свою жизнь ради общего блага и, умирая, испытывает истинную радость.

«В жизни всегда есть место подвигам!» - говорит автор. Действительно, без сильных и красивых поступков жизнь представляется не просто скучной и пресной – она лишается человеч.смысла.

Проблема сохранения исторических памятников.

    В.Шукшин. Мастер.

НАРОД, ВЛАСТЬ.

Проблема власти

1. Л.Толстой. Война и мир.

Толстой убедительно показывает в романе, что власть Наполеона основывается на таких свойствах его натуры, как честолюбие, холодный ум, способность к точному расчету. Н. прекрасно осознает, что, возвысившись и добившись славы, он еще долгое время будет пользоваться правами сильного.

2. М.Булгаков. Мастер и Маргарита.

Проблема народа и власти

1. «Борис Годунов» Пушкина.

ЭКОЛОГИЯ , ПРИРОДА . ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ОТЦЫ И ДЕТИ

Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям

1. К.Паустовский «Телеграмма»

Проблема отцов и детей.

    Тургенев. Отцы и дети.

Взгляды отцов и детей противоречивы. В романе происходит идейный поединок. Аристократ П.П.Кирсанов не принимает и не может понять взглядов Баз. – студента-естественника. После нескольких словесных перепалок за столом их противостояние заканчивается настоящей дуэлью. Базарова отличают непримиримость и категоричность суждений. Выздоравливая после ранения, Кирсанов много размышлял о случившемся и несколько смягчился по отношению к молодежи.

Базаров порой кажется жестоким, особенно по отношению к своим родителям. Как сурово и холодно он обращается с ними, несмотря на то, что любит своих стариков!

2. К.Паустовский. Телеграмма.

3. В.Распутин. Последний срок.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ. НАУКА.

Проблема исторических взаимоотношений науки и религии.

Ньютон, открывший законы движения небесных тел, был верующим человеком и занимался богословием. Великий Паскаль, гений математики, был не просто верующим, но и христианским святым (хотя и не канонизированным) и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Творец современной бактериологи, Пастер был глубоко религ.натурой. даже Дарвин, учение которого было потом использовано полуучеными для опровержения религии, всю жизнь оставался искренне верующим человеком.

Религия всегда была силой, враждебной дерзаниям философов и ученых. (М.Кашен)

Чем глубже мои познания в обрасти разных наук, тем сильнее восхищение перед Творцом. (Максвелл)

Если разум – дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо послало нам два дара, которые не совместимы и противоречат друг другу. (Д.Дидро)

КНИГА. ИСКУССТВО

Роль книги в истории человечества (в жизни человека)

М.Горький. Детство .

А.С.Грибоедов. Горе от ума.

Что значит книга, чтение в жизни человека? Зачем нужно читать книги? “Чтение – умножение человеческой мудрости, – той мудрости, которая, без всякого сомнения, в нынешние времена нужнее, чем когда-либо, нашему печальному миру, тонущему в пучинах позора и преступления…”. Как актуально звучат эти слова сегодня.

Учись и читай – читай и учись, от этого тебе легче будет жить на свете”, – советовал Герцен своей дочери Ольге.

Книги мы покупаем и не жалеем на них денег, – писал Н. В. Гоголь, – потому что их требует душа, и они идут ей во внутреннюю пользу”.

Когда человек берет в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине, какой может быть только между самыми близкими людьми”.

Кем бы вы ни стали, куда бы ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда рядом с вами будут любимые книги!” (С. Михалков)

Проблема отношения к книгам (все ли книги надо читать и перечитывать?)

Оскар Уайльд делил книги на три категории: те, что следует читать; те, что следует перечитывать; и те, что вовсе не нужно читать

Проблема роли искусства на жизнь человека.

    В.Шукшин. Мастер.

Проблема национального характера русских

    Лесков. Очарованный странник.

Нравств.сила, непосредственность, душевная чистота и доброта – основные черты национ.хар-ра.

Проблема красоты и ее воздействия

    Г.Успенский. Выпрямила.

Современная жизнь – это бесконечные гонки на выживание, ведь за отведенные нам годы надо успеть сделать так много. К известным принципам «посадить дерево, построить дом и вырастить детей» прибавляется еще большой список целей: сделать карьеру, купить автомобиль, разбогатеть и т.д. и порой в бесконечной погоне за лучшей долей, в борьбе за место под солнцем мы перестаем замечать красоту окружающего мира, окружающих нас людей, не слышим пение птиц, словом, пропускаем такие обычные, но вместе с тем необыкновенные мгновения, из которых и состоит наша жизнь.

    В.Шукшин. Мастер.

Проблема человеческой индивидуальности

1. «Чудики» шукшина.

Проблема отношения человека ко Времени

Тот, кто, живя прошлым, не думает о настоящем и будущем. Вступает в конфликт со временем.

Проблема жизни и смерти

    В.Титов. Всем смертям назло.

Проблема взаимодействия произведений искусства на человека

1. А.Куприн. Гранатовый браслет.

2. В.Шукшин. Мастер.

3. Г.Успенский. Выпрямила.

Проблема стяжательства

1. Фонвизин «Недоросль»

Проблема домостроевских принципов уклада жизни

1. «Гроза»

Проблема воспитания , образования

    Фонвизин «Недоросль.

«Образование граждан есть такое же национальное богатство государства, как золото, нефть, алмазы, находящиеся на его территории. Чем больше знаний у нашей молодежи, чем лучше она ими сможет пользоваться, тем, несомненно, богаче и славнее будет наше государство»

Проблема социального неравенства.

    А.И.Куприн. Гранатовый браслет.

Любовь пришла к нему, как говорят, с первого взгляда, с того момента, как Желтков впервые увидел княгиню Веру. Это чувство озарило всю его жизнь, оказалось бесценным божьим даром. Удивительно, что он посмел полюбить ее, ведь их разделяет пропасть соц.неравенства. «Благоговение, вечное преклонение и рабская преданность – это все то, что остается в удел Ж. как это мало! Как это много! Любовь превращает его из обывателя в Человека.

Проблема ответственности за результаты личного труда

1. Булгаков. Собачье сердце.

Проф. Преображенский пересаживает гипофиз мозга собаке и получает чудовищный результат. + см. пробл. (128)

Проф. Преображенский считает своим долгом улучшать человеческую природу. Занимаясь пересадкой органов, он надеется продлить период жизненной активности человека. Но кого он создал? Нового человека?

Осознав крах своей научной идеи, проф. Исправляет ошибку.

Вмешательство в человеч.природу не должно совершаться насильственными методами. Последствиянепродуманного вмеш-ва в этот процесс оказываются плачевными и для общества, и для самих экспериментаторов.

проблема ответственности науки перед живой жизнью.

    Булгаков. Собачье сердце.

В повести речь идет о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что преждевременный эксперимент с неадекватным человеческим сознанием опасен.

Приложимы ли общечеловеч.понятия о нравственности к работе врача, труду медика или ученого-биолога? Думают ли об этом те, кто занимается клонированием человека? В чем он, медицинский долг?

К сожалению, никакое изобретение или открытие не принадлежит своему автору безраздельно: сотворив либо открыв нечто новое, ученый часто выпускает джинна из бутылки и уже не может управлять последствиями своего научного опыта единолично – слишком много пользователей оказывается вокруг, и не всегда их интересы соизмеряются с нравственностью.

Словом, затевая тот или иной эксперимент, ученый или врач должен просчитывать его последствия на много ходов вперед, что является сложной, но всегда актуальной задачей.

проблема медицинского долга .

См. проблему (128).

Проблема истины (Что такое/есть/ истина?)

    Булгаков Мастер и Маргарита.

Герои романа находят свою истину. Для мастера – это свобода. Мастера спасает Марг., и это ее истина, потому что счасте любимого – это ее счастье. Добро – истина Иешуа. Он уверен, что «злых людей нет на свете». Он проповедует свою истину всем, в т.ч. и прокуратору. Иисус в Библии – сын Бога. Иешуа в романе – человек, он слаб. Но он и силен своей верой в добро. Наградой ему стало бессмертие. Оно же стало наказанием для Пилата.

Для Иешуа истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью: «…согласись, что перерезать волосок», на котором висит жизнь, «уж наверное может лишь тот, кто подвесил». Для Иешуа истина и в том, что «злых людей нет на свете». И если бы он поговорил с Крысобоем, тот резко изменился бы. Знаменательно, что Иешуа говорит об этом «мечтательно». Он к истине этой готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то