Основные методы ознакомления детей с художественной литературой. Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

Консультация

для воспитателей на тему:

«Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Подготовила:

воспитатель

Сапиева Н.М.

I.Введение.

1. Актуальность темы. Её значение.

2. Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

II. Методика работы с художественной литературой в детском саду.

1. Методика художественного чтения и рассказывания детям.

2. Методика заучивания стихотворений.

3. Использование художественной литературы вне занятий.

4. Методика обучения пересказу.

5. Предметно-развивающая среда.

III. Используемая литература.

I . Введение

    Актуальность темы. Её значение.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Как же ему помочь?

Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

2. Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

На основе восприятии выдвигаются следующие задачи по ознакомлению детей с художественной литературой:

    Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

    Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях, о композиции, о простейших элементах образности в языке.

    Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

Задача детского сада, как отмечала Л.М.Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица…). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

II . Методика работы с художественной литературой в детском саду.

1. Методика художественного чтения и рассказывания.

М.М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение и рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства:

а) Чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины

известного художника.

б) Чтение в сочетании с музыкой. На подобных занятиях учитывается сила

воздействия произведений на эмоции ребенка.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

а) Чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три

медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними).

б) Настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»).

в) Кукольный и теневой театр, фланелеграф.

г) Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи.

а) Оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы

о школе чтение стихов, загадывание загадок).

б) Чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение

стихов, закрепление материала).

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2.Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3.Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4.Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание.

Вводная беседа.

Краткая вводная беседа подготавливает детей к восприятию произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать интерес у них можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Ознакомление с художественной книгой на разных возрастных этапах.

    Младший дошкольный возраст.

У детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.

    Средний дошкольный возраст.

В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекает и к содержанию, и к легко различаемой на слух стихотворение, проза) форме произведения, а так же и к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения, становится возможен небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову.

    Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

2. Методика заучивания стихотворений.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у людей любви к поэзии, ознакомление с поэтическим произведением развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. В стихотворении рассматривают две основные стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Заучивание стихов включает в себя два процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, т.е. чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет стихотворение, прочувствует его. При заучивании с детьми стихов перед воспитателем встает две задачи:

Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удержанию стихотворение в памяти.

Учить читать выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли, чувства, выраженные в произведении. Оно требует дословного знания текста, т.к. пропуск или изменение порядка слов нарушают художественную форму.

Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, т.к. он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительное чтение.

Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.

    Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять при подходящих обстоятельствах.

    В процессе заучивания следует учитывать индивидуальные особенности, их склонности и вкусы. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песни. Застенчивым приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

    Необходимо создавать атмосферу поэзии в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе.

Построение занятия по заучиванию стихотворения особенное. В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. После беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. Пауза после чтения педагога дает возможность пережить минуту эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии. с целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их прослушать. Вопросы лучше сформулировать так, чтобы дети могли отвечать словами текста. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы:

    Игровые (чтение стихотворения с обыгрыванием).

    Досказывание детьми рифмующего слова.

    Чтение по ролям.

    Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.

    Драматизация с игрушками.

    Воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского).

На формирование выразительности направлены следующие приемы:

    Образец выразительного чтения.

    Пример выразительного чтения ребенка.

    Оценка чтения.

    Подсказ нужной интонации.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

Младшая группа

В младшем дошкольном возрасте используются короткие стихи и потешки (А. Барто «Игрушки»). В них описывают хорошо знакомые игрушки, животные, дети. Наличие игровых моментов небольших стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в заучивании стихов. Поскольку у детей младше 4-х лет еще недостаточно развита способность к запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного повторения.

Средняя группа

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желание запомнить и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Заучивание стихов проводится как специальное занятие, или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи (Е. Благинина «Мамин день»).

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А.С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни (И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»).

3. Использование художественной литературы вне занятий.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными дидактическими играми вне занятий.

Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово более разнообразны, чем на занятиях.

При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:

1.Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой, воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умение чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов в воспитании художественного вкуса.

2.Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение дается помимо занятий.

4.Методика обучения пересказу.

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др.
Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.
Уже во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки). Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по пересказу. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказу, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.
Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

    доступное, понятное детям содержание;

    разнообразие жанров;

    четкая композиция;

    простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;

    небольшой объем.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).
Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.
Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.
Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.
Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.
Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как "Косточка", "Лев и собачка" и др. Можно также использовать произведения В.Осеевой, В.Бианки, М.Пришвина.
Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.
Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.
Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке. В процессе наблюдений выяснилось, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание. Если же внимание детей сосредоточено на сюжете, то они пропускают описательные места. Следовательно, для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения.
В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать следующее:

    если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя;

    в начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.
Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.
Построение занятия определяется разнообразием его задач.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру :

1. Вводная часть.

Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

    выяснить знания детей по теме произведения;

    обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

    расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

    обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.


2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе
.

Для того, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).
Цели:

    привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы);

    активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.

При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).


6. Пересказ (3-7 человек).

Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей .

Анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

Остановимся подробнее на приемах обучения детей пересказу.

1. Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

    рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

    лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

    использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;

    наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

2. Приемы, работы над текстом произведения:

    беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);

    выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

    выделение из текста фраз к каждой картинке;

    придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

    частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

    составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

3. Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

    Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

    В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

    Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).

    В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.

    игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).


5.Предметно-развивающая среда.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований:

Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.

Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.

В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.

В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать).

В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др.), разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.

В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10 дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

III . Используемая литература:

    Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

    Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981/

    Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб.:Питер, 1996.

    Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982/

    Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1967.

Опыт работы воспитателя МДОКУ ЦРР - д/с «Солнышко»

пгт Стрижи Оричевского района Кировской области

Пермяковой Любови Владимировны

Тьютор: Панагушина Е.А.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой через знакомство с авторами и жанрами.

Приобщение дошкольников к литературе - одно из приоритетных направлений современного образования.

Что мы наблюдаем в современном мире? Всё больше времени и внимания уделяется телевидению и компьютеру, а чтение отходит на второй… да и, пожалуй, даже на более дальний план. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, снижается интерес к чтению. А ведь не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Особенно велико значение книги в период интенсивного становления личности - в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Чем раньше ребёнок возьмёт в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретёт.

Проблемы воспитания дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в ряде исследований Н.С.Карпинской, Р.И.Жуковской. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого в отечественной педагогике имеет богатые традиции: показывает пути совершенствования руководства детским чтением.

Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность ДОУ по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребёнке начинается в дошкольном возрасте совместными усилиями педагогов и родителей. Не случайно в ФГОС чтение художественной литературы выделено в образовательной области по речевому развитию, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг…».

Цель, которую я поставила перед собой - это воспитание у дошкольников интереса и потребности к чтению.

Мне предстояло решить следующие задачи:

Познакомить детей с разными жанрами художественной литературы, их авторами;

Учить бережно обращаться с книгами;

Развивать речь детей.

Начала работу с малышами. Большую помощь мне оказала книга З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». В ней автор рекомендует знакомить детей с элементами биографий авторов с 4 лет. Но, конечно, такой материал сложноват для восприятия малышей. Поэтому я начала знакомить детей с авторами через их произведения и рассматривание портрета писателя. Помещала информацию в книжный уголок. Начинала с близких малышам авторов: А.Барто, К.Чуковского, С.Маршака и постепенно дополняла и усложняла подбор в соответствии с возрастом детей. Мы рассматривали портрет, иллюстрации к произведению, читали произведение, беседовали, драматизировали и инсценировали по выбору. С младшей группы подбирала фонотеку. Произведения слушали и в аудиозаписи.

Проводили вечера поэзии. Например, когда знакомились с А.Барто, я каждому из детей дала выучить стихотворение домой в соответствии с возможностями ребёнка. Учили не только знакомые стихи, но и малознакомые: «Смешной цветок», «Воробей», «Фонарик», «Ути-ути» и др. На вечере поэзии ребята читали эти стихи. Подключались и малоактивные и неуверенные дети. На вечерах поэзии звучали стихи о природе, временах года, животных, растениях, весёлые стихи, потешки и песенки. На таких вечерах дети не только слушали, но и сами участвовали. Использовала приём «Расскажи стихи руками», учились выразительно рассказывать. Такую работу я проводила в младшей и средней группах. Продолжала её и со старшими дошкольниками.

В старшей группе часто читали, беседовали о разных произведениях, повторяли правила пользования книгой. Эти правила поместили в книжный уголок. В журнале «Коллекция идей» я нашла распечатки настольного театра. Собрала подшивку этих журналов и мы вместе с детьми вырезали и мастерили сказки, которые там представлены. Очень хорошо с помощью этого театра закреплять умение пересказывать, вести диалог.

Продолжала работу и по знакомству с писателями. Мы стали устраивать в группе выставки книг разных авторов. Дети с удовольствием приносили книги из дома. Так кроме авторских выставок, были оформлены выставки книг по временам года, энциклопедий, сказок, «Моя любимая книга», о животных, новогодних книг.

В старшей группе я начала знакомить детей с элементами биографии авторов. Кому нужна биография? И ребёнку, и взрослому! Младшего настраивает на восприятие текста, старшему даёт возможность глубже понять его, правильно прочесть, придать нужную эмоциональную окраску. Не нужно знакомить дошкольника с полной биографией, и тем более рассуждать с ними об особенностях творческого пути автора. Я выбирала наиболее интересные и доступные для понимания детей сведения. Особенно из детства автора. В книжный уголок кроме портрета автора помещала. например, его детскую фотографию, портрет в семейном окружении. Если автор писал о природе, то на фоне леса. Или его рисунки, рукописи.

Продолжала эту работу и в подготовительной группе. Весь материал старалась преподносить детям в доступной форме. Фотографии, портреты, иллюстрации помещала в уголке для доступного рассматривания детьми. Помещала короткие тексты и надписи, которые ребята могли прочитать сами. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой рассказывала детям интересные факты из жизни авторов различных произведений.

Вот некоторые из них:

А.Барто и С.Михалков награждены «орденом Улыбки», который присуждается за особые заслуги людям, приносящим радость детям. Имя А.Барто присвоено одной из малых планет.

М.М.Пришвин - был влюблён в природу, восхищался её величием и красотой. Он изучал повадки животных и умел очень увлекательно и по-доброму писать об этом.

В.Г.Сутеев - писатель и режиссёр мультфильмов. Он обладал удивительным даром: владел обеими руками одновременно: мог левой рукой писать, а правой в это же время - рисовать.

В.В.Бианки - большинство своих произведений посвятил лесу, который он хорошо знал. Его «сказки-несказки» содержат массу достоверного и правдивого материала о природе, учат понимать её язык.

К.Паустовский. Его именем назван теплоход в Крыму и присвоено имя одной из малых планет.

Н.Носов. Он очень любил шляпы с детства. У него их было много. На многих фотографиях он в шляпе. И его любимый герой Незнайка тоже в шляпе.

Е.Чарушин - наш земляк. Мир животных посреди первозданной природы - его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот удивительный мир, пытаясь сохранить и передать его душу детям. За работу - иллюстрации к книге «детки в клетке» получил Золотую медаль на международной выставке детских книг в Германии.

Г.Х.Андерсен - еще в детстве проявлял в склонность к сочинительству, любил устраивать домашние спектакли.

Для занятий использовала материалы из книги О.С.Ушаковой и Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»

Моим воспитанникам очень нравилось раскрашивать. Я стала использовать распечатки из интернета по знакомым произведениям.

На протяжении нескольких лет воспитанники подготовительных групп посещают библиотеку семейного чтения. Здесь проходят встречи в детском клубе «Узнай-ка». Дети закрепляют знания, полученные на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Встречи проходят в форме бесед, викторин, игр, дети с удовольствием смотрят отрывки из мультфильмов по литературным произведениям, рассматривают книги, представленные на организованных по темам выставках.

Моя работа была бы не полной без участия родителей. Родители участвует в выборе стихов и заучивают их с детьми дома для вечеров поэзии. Приносят книги для выставок. Я провела родительское собрание «О пользе чтения», вручила родителям памятки, провела анкетирование «Как обращается ваш ребёнок с книгой», консультацию «Что и как читать детям». В информационный уголок помещала материал «Как учить стихи дома», «Читаем и рассказываем сказки», «Книга как средство знакомства с природой», «О воспитании в стихах».

Все эти формы работы с детьми расширяют непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближают нас к создателям и значит, парадоксальным образом что-то важное объясняют нам в самих книжках, создавшихся вот такими (а неизвестно какими) людьми.

Итогом моей работы было то, что дети научились бережно обращаться с книгой. Когда ребята брали книгу в руки, всегда обращали внимание на автора, спрашивали, кто её написал. Даже если дети не запомнят всех авторов, они у них на слуху и в памяти. Начинаешь рассказывать - вспоминают. Всегда очень ждали встречи с новой книгой или новым произведением, каким-то произведениям отдавали предпочтение. Почти все дети в группе научились читать, многие записались в библиотеку и регулярно её посещают. Ну и, конечно, любят читать и слушать книги. На выпускном вечере мои воспитанники очень обрадовались подаркам - книгам-энциклопедиям. И в наши дни актуальна пословица «Книга - лучший подарок».

Авторы программы «Радуга» в разделе «Приобщение ребёнка к книге» пишут: «Если ваши дети не смогут прожить без книги - это значит, что вы решили поставленные перед вами задачи и приобщили детей к литературе».

Сейчас у меня снова малыши. Эту работу я буду продолжать и с ними. И надеюсь, что решу поставленные передо мной задачи и с этими ребятишками.

Тему своей работы я дополнила задачами экологического воспитания дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой. Мы много наблюдаем в природе и при этом я очень часто использую художественное слово. С детьми постоянно читаем о природе рассказы, сказки, стихи, загадки, потешки… Рассматриваем иллюстрации и беседуем по ним. Учим стихи о временах года, явлениях природы, животных, растениях, окружающем мире, бережном отношении к природе.

Ирина Волжанкина
Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в ДОУ

Актуальность.

К сожалению, сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. 2015 год согласно Указу Президента России объявлен годом литературы не случайно . Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Люди перестают читать, интерес, как к отечественной, так и к зарубежной литературе падает . Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание работать с ней : ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль во всестороннем развитии ребёнка : «открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка , развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи».

Таким образом, проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя» особенно актуальна в современном обществе.

С утверждением и введением в действие ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования воспитание и любви, и интереса к художественному слову , знакомство с художественной литературой выделено в образовательную область «Речевое развитие» .

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой , по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя» , культурно образованного человека.

Эти задачи можно сформулировать следующим образом :

1. воспитывать интерес к художественной литературе , развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно- художественный вкус , способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Чтение художественных произведений развивает речь детей : обогащает, уточняет и активизирует словарь дошкольников на основе формирования у них конкретных представлений и понятий.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой я использую следующие методы :

1. Чтение по книге или наизусть.

2. Рассказывание.

3. Инсценирование.

4. Заучивание наизусть.

Формы традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые мы используем в работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой :Анкетирование родителей старшего дошкольного возраста .

Для успешного осуществления работы по ознакомлению с художественной литературой в группе созданы следующие условия.

Оборудование книжного уголка и организация работы :

Выставки, посвящённые творчеству детских писателей и художников -иллюстраторов детских книг, которые побуждают интерес к книге, желание послушать ещё раз любимое произведение.

В группе имеется библиотека. Работа в группе планируется и проводится с учётом лексических тем, поэтому книги расположены по темам :«Времена года» ,«Животные» ,«Птицы» ,«Профессии» ,«Транспорт» , и т. д.

Для обогащения библиотеки в группе была проведена акция "Книга-в подарок»", в которой родители воспитанников приняли активное участие.

Разговору о детских книгах, о её ценности для каждого человека была посвящена консультация для родителей : «Рекомендуем почитать вашим детям» , «Умные книжки – умным детишкам» .

Свои впечатления от знакомства с творчеством писателей и поэтов воспитанники отражали в художественно – продуктивной деятельности :

Выставка детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Своё отношение к сказкам, рассказам, стихам дети выражают в :

- рисовании на темы : «Мой любимый герой сказок» , «Дюймовочка» , «Царство золотой рыбки» , «По дорогам сказок А. Пушкина» ;

- лепке на темы : «Герои произведений Чуковского» , «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт» , «Конёк-горбунок» , «Что нам Осень принесла» , «Герой любимой книги» ;

- аппликации : «Волк и ягненок» , «Герои сказок А. Толстого» , «Лиса и журавль» ;

Конструировании из бумаги и природного материала : «Золотая рыбка» (оригами, «Лиса» (оригами) .

В группе существует традиция – так называемая «минутка чтения» ;

Ежедневно планирую время для обсуждения прочитанного, для разговора о любимых книгах. Считаю, что такие беседы направляют и развивают читательские интересы детей, помогают понять мотивы поведения героев произведения.

С творчеством детских писателей я знакомлю детей не только во время проведения непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой , но и при проведении совместной деятельности. Например, работая по теме «Овощи» и «Фрукты» , обращалась к творчеству В. Сутеева (сказка «Мешок яблок» ); работая над темой «Дикие и домашние животные» - к творчеству Е. Чарушина, как писателя и как художника-иллюстратора .

Не все дети моей группы записаны в библиотеке. Поэтому была организована «виртуальная» экскурсия в библиотеку.

Заучиванию стихотворений наизусть (в полном объёме или отрывка стихотворного произведения;

Проводятся «Вечера загадок» ;

Дидактические игры (ребусы, кроссворды и т. д.) ;

-Литературно- словесные , дидактические, настольно-печатные, творческие игры; сюжетно-ролевая игры : «Библиотека» , «Книжный магазин» ;

Рассматривание с детьми книг разных изданий одного автора, иллюстраций разных художников к одному произведению, портретов писателей и поэтов;

-Сюжетные игры : «Театр» , «Концерт;

-Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям : «Из какой сказки гость?» (или «Назови автора» ).

Так же необходимо отметить работу по отбору книг для ремонта :

"Книжкина больница" - цель привить детям бережное отношение к книге.

В октябре совместно с музыкальным руководителем провели утренник, посвященный дню Республики. В ходе, которого воспитанники нашей группы, занявшие призовые места в районном конкурсе чтецов, прочитали патриотические стихотворения, посвященные героям Башкортостана.

Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации) .

Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому.

Дома ребята совместно с родителями приняли участие в изготовлении книг «Книжки-малышки» , где выступали в роли иллюстраторов, проявляя при этом творчество и фантазию.

При ознакомлении детей с художественной литературой знакомлю их

с разными жанрами художественных произведений : рассказами, сказками, стихотворениями, баснями.

Чтение литературного произведения совмещаю с рассматриванием репродукций картин известных живописцев. Например, слушая стихи об осени А. Пушкина, дети сравнивают их с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень» . Выражают свои впечатления в образном слове, начинают понимать и воспроизводить образность языка стихотворений.

А, составляя описательный рассказ по пейзажной картине И. Шишкина «Зима» , знакомятся с пьесой А. Вивальди «Зима» .

Рассматривая репродукцию картины И. Левитана «Март» ребята слышат стихи о весне Е. Баратынского и Ф. Тютчева.

Итогом проведенной работы можно назвать следующие результаты :

В группе создана библиотека детской литературы , постепенно пополняется книжный фонд;

Отмечается постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению

прочитанного. Знакомству с творчеством детских писателей;

работа в данном направлении проводится в тесном сотрудничестве с родителями.

Надеюсь, что положительное отношение к книге, воспитанное в дошкольном возрасте , ознакомление с творчеством детских писателей станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

А закончить своё выступление я хочу словами народной мудрости «Испокон века книга растит человека» .

дети литература сказка творческий

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста -- перевертыши, небылицы.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин "художественно-речевая деятельность детей". По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др.

В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть -- уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам. Одна из важных задач -- формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.

Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - это формирование будущего большого "талантливого читателя", культурно образованного человека.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме - предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Методы и приемы ознакомления дошкольников с художественной литературой Сообщение для воспитателей подготовила воспитатель Изибаева Надежда Валентиновна 

2 слайд

Описание слайда:

Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость. Формировать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов,сказок, стихов, развивать поэтический слух и любовь к родному языку. Способствовать формированию духовно-нравственных представлений, социализации и развитию речи как средства коммуникации. 2.Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой 

3 слайд

Описание слайда:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. 2. Рассказ воспитателя. Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование) 3. Инсценировка. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением (старший дошкольный возраст) 4.Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя. 3.Основные методы ознакомления с художественной литературой 

4 слайд

Описание слайда:

Словесный Игровой (практический) Наглядный Методические приемы по ознакомлению с художественной литературой: 

5 слайд

Описание слайда:

Словесный Объяснение незнакомых слов Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание грамзаписи Методические приемы по ознакомлению с художественной литературой: 

6 слайд

Описание слайда:

Наглядный Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки Приемы ознакомленя с художественной литературой 

7 слайд

Описание слайда:

Игровой (Практический) Элементы инсценировки Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность Методические приемы по ознакомлению с художественной литературой: 

8 слайд

Описание слайда:

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др. Выразительное чтение,заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. Основные приемы, используемые на занятиях по ознакомлению художественной литературой в детском саду 

9 слайд

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то