Структура литературного произведения. Литературное произведение как текст

Литературное произведение - это целый мир, со­стоящий из первоэлементов, лишь условно на них разла­гаемый. При анализе произведения мы говорим о теме, идее, композиции, поэтических средствах и других эле­ментах целого, но надо помнить, что творение искусства существует только в единстве всех его составляющих. Тем не менее, понимание того, из каких элементов состоит произведение, т.е. анализ содержания и формы, позволя­ет глубже понять его, проникнуть в замысел художника, соотнести со временем.

Художественное произведение - это единство содержания и формы. Каждый элемент содержания (тема, идея, художествен­ный образ, конфликт) художественно оформлен. Каждый эле­мент формы (жанр, композиция, сюжет, поэтические средст­ва) наполнен содержательно. Содержание не сводится к тому, о чем рассказывается в произведении, т.е. к факту. Важно, какая оценка дается факту, какой смысл в него вкладывается писате­лем. Содержание - это единство предмета изображения, его ос­мысления и оценки. Для раскрытия содержания важно выясне­ние темы произведения.

Определение «Литературное произведение» «Художественное произведение»


На этой странице искали:

  • литературное произведение это
  • литературное произведение определение
  • художественное произведение определение
  • художественное произведение это

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование ; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении , которое они произвели на автора, о тех чувствах , которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:

Роды художественной литературы

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. - повествование)

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие)

изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента)

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием .

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

  • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
  • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими , появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
Миф
Поэма (эпос):

Героическая
Строговоинская
Сказочно-
легендарная
Историческая...
Сказка
Былина
Дума
Легенда
Предание
Баллада
Притча
Малые жанры:

пословицы
поговорки
загадки
потешки...
ЭпопеяРоман:
Историческ.
Фантастич.
Авантюрный
Психологич.
Р.-притча
Утопический
Социальный...
Малые жанры:
Повесть
Рассказ
Новелла
Басня
Притча
Баллада
Лит. сказка...
Игра
Обряд
Народная драма
Раек
Вертеп
...
Трагедия
Комедия:

положений,
характеров,
масок...
Драма:
философская
социальная
историческая
соц.-филос.
Водевиль
Фарс
Трагифарс
...
Песня Ода
Гимн
Элегия
Сонет
Послание
Мадригал
Романс
Рондо
Эпиграмма
...

Современное литературоведение выделяет также четвертый , смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический , к которому относится поэма . И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

В таблице вам встретилось выражение "малые жанры". Эпические и лирические произведения разделяются на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым - повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.

Прочтите высказывание В.Белинского о жанре повести:

Если повесть, согласно Белинскому, - это "листок из книги жизни", то, пользуясь его метафорой, можно образно определить роман с жанровой точки зрения как "главу из книги жизни", а рассказ - как "строку из книги жизни".

Малые эпические жанры , к которым относится рассказ - это "интенсивная" по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности "растекаться мыслию по древу", увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.

Для рассказа характерны следующие черты:

  • небольшой объем;
  • в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;
  • малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;
  • автору интересна какая-то определенная тема;
  • решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного.

Итак,
РАССКАЗ - это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Несколько объемнее повесть , но разницу между рассказом и повестью не всегда удается уловить: произведение А.Чехова "Дуэль" некоторые называют небольшой повестью, а некоторые - большим рассказом. Важно следующее: как писал в начале ХХ века критик Е.Аничков, "в центре рассказов стоит именно личность человека , а не целая группа людей".

Расцвет русской малой прозы начинается в 20-е годы XIX века, который дал прекрасные образцы малой эпической прозы, среди которых безусловные шедевры Пушкина ("Повести Белкина", "Пиковая дама") и Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки", петербургские повести), романтические новеллы А.Погорельского, А.Бестужева-Марлинского, В.Одоевского и других. Во второй половине XIX века создаются малые эпические произведения Ф.Достоевского ("Сон смешного человека", "Записки из подполья"), Н.Лескова ("Левша", "Тупейный художник", "Леди Макбет Мценского уезда"), И.Тургенева ("Гамлет Щигровского уезда", "Степной король Лир", "Призраки", "Записки охотника"), Л.Толстого ("Кавказский пленник", "Хаджи Мурат", "Казаки", севастопольские рассказы), А.Чехова как крупнейшего мастера короткого рассказа, произведения В.Гаршина, Д.Григоровича, Г.Успенского и многих других.

ХХ век также не остался в долгу - и появляются рассказы И.Бунина, А.Куприна, М.Зощенко, Теффи, А.Аверченко, М.Булгакова… Даже такие признанные лирики, как А.Блок, Н.Гумилев, М.Цветаева "унизились до презренной прозы", говоря словами Пушкина. Можно утверждать, что на рубеже XIX-ХХ веков малый жанр эпики занял ведущее положение в русской литературе.

И уже поэтому не следует думать, что рассказ поднимает какие-то незначительные проблемы и затрагивает неглубокие темы. Форма рассказа лаконична , а сюжет подчас незамысловат и касается, на первый взгляд, простых, как говорил Л.Толстой, "натуральных" отношений: сложной цепи событий в рассказе просто негде развернуться. Но в том-то и состоит задача писателя, чтобы в малое пространство текста заключить серьезный и нередко неисчерпаемый предмет разговора.

Если сюжет миниатюры И.Бунина "Муравский шлях" , состоящей всего из 64-х слов, схватывает лишь несколько мгновений беседы путешественника с ямщиком посреди бескрайней степи, то сюжета рассказа А.Чехова "Ионыч" хватило бы на целый роман: художественное время рассказа охватывает почти полтора десятка лет. Но автору неважно, что происходило с героем на каждом этапе этого времени: ему достаточно "выхватить" из жизненной цепи героя несколько "звеньев"-эпизодов, похожих друг на друга, как капли воды, и вся жизнь доктора Старцева становится предельно ясной и автору, и читателю. "Как живешь один день своей жизни, так проживешь и всю жизнь", - словно бы говорит Чехов. При этом писатель, воспроизводя обстановку в доме самого "культурного" семейства провинциального города С., может сосредоточить все внимание на стуке ножей из кухни и запахе жареного лука (художественные детали! ), но вот о нескольких годах жизни человека сказать так, как будто их и вовсе не было, или это было "проходящее", неинтересное время: "Прошло четыре года" , "Прошло еще несколько лет", как будто не стоит тратить время и бумагу на изображение такой безделицы…

Изображение повседневной жизни человека, лишенной внешних бурь и потрясений, но в рутине заставляющей человека вечно ждать никогда не наступающего счастья, стало сквозной темой рассказов А.Чехова, определившей дальнейшее развитие русской малой прозы.

Исторические потрясения, безусловно, диктуют художнику иные темы и сюжеты. М.Шолохов в цикле донских рассказов говорит о страшных и прекрасных человеческих судьбах в годину революционных потрясений. Но дело тут не столько в самой революции, сколько в вечной проблеме борьбы человека с самим собой, в вечной трагедии крушения старого привычного мира, которую многократно переживало человечество. И потому Шолохов обращается к сюжетам, давно укоренившимся в мировой литературе, изображая частную человеческую жизнь как бы в контексте мировой легендарной истории. Так, в рассказе "Родинка" Шолохов использует древний, как мир, сюжет о поединке отца и сына, не узнанных друг другом, с которым мы встречаемся в русских былинах, в эпосах древней Персии и средневековой Германии… Но если древний эпос трагедию отца, убившего сына в битве, объясняет законами судьбы, не подвластной человеку, то Шолохов говорит о проблеме выбора человеком своего жизненного пути, выбора, который определяет все дальнейшие события и в конце концов делает одного зверем в человеческом обличье, а другого - равным величайшим героям прошлого.


При изучении темы 5 Вам следует прочитать те художественные произведения, которые могут быть рассмотрены в рамках этой темы, а именно:
  • А.Пушкин. Повести "Дубровский", "Метель"
  • Н.Гоголь. Повести "Ночь перед рождеством", "Тарас Бульба", "Шинель", "Невский проспект".
  • И.С.Тургенев. Повесть "Дворянское гнездо"; "Записки охотника" (2-3 рассказа по выбору); рассказ "Ася"
  • Н.С.Лесков. Рассказы "Левша", "Тупейный художник"
  • Л.Н.Толстой. Рассказы "После бала", "Смерть Ивана Ильича"
  • М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки "Премудрый пескарь", "Богатырь", "Медведь на воеводстве"
  • А.П.Чехов. Рассказы "Попрыгунья", "Ионыч", "Крыжовник", "О любви", "Дама с собачкой", "Палата номер шесть", "В овраге"; другие рассказы по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Рассказы и повести "Господин из Сан-Франциско", "Суходол", "Легкое дыханье", "Антоновские яблоки", "Темные аллеи" А.И.Куприн. Повесть "Олеся", рассказ "Гранатовый браслет"
  • М.Горький. Рассказы "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Челкаш"; сборник "Несвоевременные мысли"
  • А.Н.Толстой. Повесть "Гадюка"
  • М.Шолохов. Рассказы "Родинка", "Чужая кровь", "Судьба человека";
  • М.Зощенко. Рассказы "Аристократка", "Обезьяний язык", "Любовь" и другие по вашему выбору
  • А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор"
  • В.Шукшин. Рассказы "Верую!", "Сапожки", "Космос, нервная система и шмат сала", "Миль пардон, мадам!", "Забуксовал"

Прежде чем выполнять задание 6, обратитесь к словарю и установите точное значение понятия, с которым вам предстоит работать.


Рекомендованная литература к работе 4:

Литературное произведение - явление, многоаспектное и целостностное. Целостность художественного произведения – это отнюдь не внутренняя однородность (=гомогенностиь–когда любой произвольно взятый фрагмент этого «тела» по своей структуре абсолютно идентичен любому другому и всему телу в целом). Ц елостность литературного произведения не является и простой суммой входящих в него элементов. Ближайшей аналогией целостности литературного произведения является целостность биологического организма, или органическая целостность (части такого целого могут существовать только в совокупности с другими частями ). Литературное произведение – это духовный организм и продукт творчества. Аспекты литературного произведения описываются в науке в системе соотносимых понятий (содержание и форма, сюжет и повествование, автор, герой и читатель, композиция, мотив и т.д). Как речевая вещь литературное произведение структурировано, то есть в нем можно выделить части: в эпическом произведении можно выделить песни (если речь идет об эпической поэме) или главы (если речь идет о романе), в драматическом произведении это акты, действия и мизансцены, в лирическом – строфы и строки (стихи).Текст – это связный знаковый комплекс (в качестве знаков - слова естественного языка). Слово «текст» первоначально обозначало ткань, образованную сплетением волокон. Важное свойство текста – его зафиксированность и внутренняя связность. Литературное произведение – текст, тк основополагающие признаки текстуальности – внутренняя связность и фиксированность сказанного – обязательное условие существования литературного произведения. Н о поставить знак равенства между понятиями «текст» и «литературное произведение» нельзя =понятие литературного произведения несводимо к понятию текста . Разницу между произведением и текстом можно обнаружить: Литературное произведение обладает целостностью. Литературное произведение завершено и в этом смысле принципиально не может быть продолжено (технически (текстуально) продолжить роман можно, но это будет уже другое произведение. Текст может быть полным или неполным. Так, например, обстоит дело со многими дошедшими до нас текстами произведениями античной литературы, или текст остается недописанным автором. В этих случаях мы говорим о фрагментарности текста литературного произведения. Даже фрагментарный текст может быть произведениям литературы, то есть обладать неизбыточной полнотой смысла. Текст литературного произведения существует независимо от нашего сознания как объективная речевая вещь и в этом смысле совершенно не нуждается в нашем существовании.

14 Структура литературного произведения. Внутренний мир литературного произведения. Рассказанное событие.

Во время чтения текста (набор связных слов и звуков) литературного произведения мы не видим слов (текста), а видим людей и их поступки, с этой точки зрения текст становится особого рода реальностью. Эту реальность в науке именуют по-разному: поэтическая реальность, внутренний мир литературного произведения, мир героев и т.д. Внутренний мир литературного произведения возникает именно в момент встречи нашего сознания с сознанием автора, которое запечатлено в тексте произведения и не существует нигде за пределами этой встречи. То есть он образован творческим взаимодействием сознания автора и читателя. Эта реальность не является копией какой бы то ни было иной реальности. Напр: роман Достоевского «Преступление и наказание» насыщен реалиями русской жизни 60-х годов, в нем не происходит ничего такого, что не могло бы произойти на этом культурно-историческом срезе времени. И в то же время можно отметить такие особенности устроенности этого мира, каких нельзя обнаружить в той реальности, с которой он соотнесен. Так все без исключения события, происходящие в романе Достоевского, так или иначе соотнесены с судьбой его главного героя Раскольникова. Таким образом, мир романа оказывается как бы стянут к герою как его естественному центру. По выражению М.М. Бахтина, «мир литературного произведения (любого литературного произведения) всегда «оплотнен вокруг героя» . В действительности никакой человек, даже самый заметный, не может стать ее центром по той простой причине, что эта действительность в принципе не может иметь никакого центра.)

Художественная реальность – это условная упорядоченная реальность, живущая по своим особым автономным законам и обладающая своей особой, внутренней мерой достоверности. Поэтому художественные миры непроницаемы друг для друга и не могут служить мерой друг для друга. То, что достоверно для одного мира, оказывается недостоверным для другого художественного мира (например, для герои художественного мира Тургеневане могут вести себя так, как ведут герои Достоевского). События, происходящие в мире литературного произведения, вступают между собой в отношения, которые свойственны только этому миру. Так обстоит дело с причинно-следственными связями. Например, роман Толстого «Война и мир». Его герой Кутузов, так же, как его исторический прототип, фельдмаршал князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, умирает вскоре после того, как русские войска очистили от французов территорию Российской империи. Историческая правда здесь как будто бы соблюдена. точки зрения естественнонаучной картины мира смерть Кутузова и окончание войны 1812 года не связаны никак: он мог умереть раньше, мог умереть позже. Однако в художественном мире романа Толстого эти события оказываются связанными как причина и следствие: «Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер». Любой биограф Кутузова мог бы уличить Толстого в массе неточностей (что в свое время и делалось). Но Толстой писал не биографию Кутузова и не историю войны 1812 года, а роман, и Кутузов в нем такой же персонаж, как, скажем, Андрей Болконский или Пьер Безухов. И живет он по тем же законам художественного вымысла, по которым живут другие персонажи, и быть он может только таким, каким его изобразил Толстой. Художественная реальность это реальность, обладающая событийной полнотой: в ней нет места случайности. Событие, которым является художественное произведение, есть событие особого рода. Это не жизненно-практическое событие, а эстетическое событие. Текст литературного произведения и мир литературного произведения - это два разных аспекта существования литературного произведения как целого. Те отношения, которые и образуют собой мир литературного произведения, выражены текстом литературного произведения. Пример: в тексте «Классического балета», противостояние «грубого» слова и условных поэтических формул, позволяет нам понять устройство поэтического мира этого стихотворения и характер совершающегося в нем события, гармонизации исходного противоречия, несовместимости мира поэзии и мира прозы, искусства и жизни. Рассказанное событие - то, о котором рассказывается в произведении. Участниками этого события являются изображенные в нем люди (герой и персонажи второго плана).

15 Структура литературного произведения. Литературное произведение как событие рассказывания. Понятие автора.

Литературное произведение есть событие самого рассказывания (=процесс рассказывания). Герой литературного произведения не является участником этого события, события рассказывания. Он является участником рассказанного события. То, что с нашей точки зрения является рассказом, для него есть самая что ни на есть серьезная реальность, в которой он ставит и решает жизненные задачи, борется с врагами, влюбляется и разочаровывается, осмысляет свои собственные поступки и т.д. Участниками события рассказывания являются: те, кто рассказывает=субъект рассказывания . В зависимости от статуса этот субъект может быть обозначен такими терминами как: повествователь, рассказчик, вторичный автор=образ автора. И его адресат=читатель =к кому обращена речь субъекта рассказывания. Читатель может быть текстуально выражен=образ читателя. Например, в «Евгении Онегине»: «Друзья «Людмилы и Руслана» / С героем моего романа \ Без предисловий, в тот же час \Позвольте познакомить вас». И может только подразумеваться. Между субъектом повествования и автором этого художественного произведения, образом читателя и исторически-реальными лицами, для которых создаётся литературное произведение - разница такая же, как между реальным прототипом литературного героя (если он имеется) и самим литературным героем. Отдельно следует рассмотреть случаи, когда повествующее лицо как бы присутствует в мире героев , то есть в изображенном событии. Например, роман «Евгений Онегин». Там, субъект повествования представляет себя нам то как автор воображаемого мира героев: «С героем моего романа …», то другом Онегина, который в качестве друга не может быть героем романа: «Онегин, добрый мой приятель, и т.д.», «Условий света свергнув бремя \ как он устав от суеты \ Я подружился с ним в то время \ Мне нравились его черты…». Но формально пребывая внутри художественного мира романа, это лицо не является участником изображенных в нем событий. Другой случай - широко распространенный в литературе тип повествования от первого лица .

Напр: «Капитанская дочка». Гринев рассказывает о событиях, активным участником которых (героем) он сам и является. Но между Гриневым-повествователем и Гриневым-героем, как и в случае с «Онегиным» устанавливается граница, но другая – временная, рассказчик смотрит на самого себя со стороны=они не равны друг другу, перед нами в сущности два разных лица , разделенных временем и жизненным опытом. Художественный мир литературного произведения предстает - две нераздельные, но и неслиянные реальности = как рассказ о событии и одновременно событие рассказывания . Фактором, объединяющим эти события, является автор-творец, или первичный автор. Первичный автор – это субъект эстетической деятельности, это творческая воля , = то/те, кто создаёт худож-ое произв-ие существование этой воли удостоверяет единство творческой установки, обнаруживаемой в тексте литературного произведения. За этим единством чаще всего стоит реальная человеческая личность, но может и не стоять, например, автор как единая творческая установка, присутствует в фольклорных произведениях, но у фольклорного произведения нет индивидуального автора-человека – оно плод коллективного творчества многих людей при сохранении единой творческой установки , а может стоять несколько реальных людей. Пример соавторство, когда за единой творческой волей создавшей романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» стоят два разных человека - Ильф и Петров. Материал жизни автора-творца (события, взгляды, мнения, переживания и т.д.) могут войти в мир художественного произведения тогда мы с автобиографическим героем (Константин Левин, например, в «Анне Карениной») или автобиографической прозой в целом, например автобиографические трилогии Толстого или М. Горького. Иногда все произведение в целом может представлять собой такой материал, например, переживание этого человека,напр. в лирике, и тогда мы имеем дело с лирическим героем. «Исторически достоверный» автор пребывает вне мира литературного произведения , первичный автор, по выражению М.М. Бахтина он находится на касательной по отношению к изображенному им миру. Вторичный автор (образ автора) пребывает вне мира героев и не является героем (герой – это тот, кто совершает поступки, а вторичный автор рассказывает о них), не участвует в рассказанном событии , является участником=организатором события рассказывания . Он находится на границе, разделяющей и одновременно соединяющей два аспекта художественного мира литературного произведения: рассказанное событие и событие рассказа.

Слово произведение имеет много толкований, это и музыкальное сочинение, и литературное, художественное и другие творения искусства. Произведением называют математическое действие, а так же процесс создания чего-либо, ассоциируя его со словом "производство". В этой статье мы рассмотрим, что такое произведение в самом широком смысле слова.

Произведения литературы

Начнем с понятия, которое наиболее часто употребляется в сочетании со словом "произведение". Это литературные произведения. Даже самые маленькие по объему литературные формы имеют статус произведений. Романы, повести, серии рассказов, пьесы являются произведениями литературы, как и юмористические двустишия, состоящие из пяти-семи слов. Все перечисленные формы называется произведениями литературного жанра, у которых есть автор. Это главное их отличие. Здесь следует заметить, что народные произведения назвать литературными очень сложно, потому что у них нет конкретного автора. Песни, легенды, былины, пословицы и поговорки относятся к фольклорным произведениям, которые написаны в течение многих веков народом.

Произведения живописи

Все, что нарисовано человеческой рукой на самых различных поверхностях и имеющее художественную ценность, и есть художественные произведения. Самая популярная поверхность, конечно, холст и приравниваемая к нему бумага. На холсте рисовали и рисуют художники разных эпох, стран, направлений творчества. Холст натягивается на раму, потом талантливой, или не очень, рукой наносится сюжет. Потом готовая картина обрамляется рамкой. Также художники расписывают и дерево, и посуду, любые предметы быта, включая стены домов. К сожалению, как и в любом творчестве, есть художники, создающие картины, которые нельзя назвать произведением искусства. Отсутствие таланта, вкуса, порождает кич, поэтому они не имеют ничего с произведениями художественной культуры и живописи.

Произведения музыки

Музыкальное произведение характеризует прекрасная гармония, созданная на основе всего семи нот. Музыкант сродни Богу, творит практически из ничего, а получается прекрасная музыка, живущая многие годы и даже века. Невозможно представить, что будущие поколения смогут забыть Моцарта. А кто бы вспомнил, кто такой Сальери, если бы не Пушкин с его бессмертным литературным произведением. Но музыку Сальери не вспомнит рядовой слушатель. Так в чем же отличия одного творения от другого? Если произведение – это то, что произведено, сделано, создано, то и у Сальери произведения. Только Моцарт создавал бессмертные музыкальные творения, его произведения гениальны. А сколько людей, мнящих себя музыкантами, тоже пытались творить и думали, что из-под их пера выходят произведения музыки! Теоретически это так. На самом деле это утверждение под большим вопросом.

Жанры произведений

У творческих произведений бывают самые разнообразные жанры. После самых популярных, о которых мы уже рассказали, после литературы, живописи и музыки, идут цирк, кино, мультипликация, пение, театр, даже скульптура и архитектура. Все жанры произведения имеют общие черты. Они призваны художественно преобразовывать действительность и доносить до зрителя самую главную свою мысль. Разные у произведений искусства только способы донесения этих мыслей – живопись, танец, стихи, пластика и многое другое. Означает ли это, что в произведениях искусства нет правды? Конечно, есть. Но правдивое изображение жизни не является произведением. Только наложенное на художественный вымысел и сюжет, произведение становится творческим объектом.

Математическое произведение

Еще одна трактовка слова "произведение" - математическая. Если в равенстве с одной стороны два или несколько множителя, то с другой стороны знака "равно" стоит произведение. Произведение чисел это сумма одного множителя, повторенная столько раз, сколько единиц во втором множителе. Это одно из четырех простейших математических действий. Произведение чисел обозначается точкой, крестиком или звездочкой, но этот знак часто пропускают и пишут, к примеру, так: 2а, 5в, ав. Все это означает произведение множителей, чисел или буквенных переменных.

Что такое художественная литература? О ней мы узнаем с раннего детства, когда мама читает на ночь сказку. Если задаться этим вопросом всерьез и поговорить о литературе в целом, о ее видах и жанрах, то, конечно, мы вспомним и о научной литературе, и о документальной прозе. Любой человек, даже не имеющий филологического образования, сможет отличить художественную литературу от других жанров. Как?

Художественная литература: определение

Для начала определим, что же такое художественная литература. Как говорят учебники и справочники, это вид искусства, который с помощью написанного слова выражает сознание общества, его суть, взгляды, настроение. Именно благодаря книгам мы узнаем, о чем думали люди в тот или иной временной отрезок, как жили, что чувствовали, как разговаривали, чего боялись, какие ценности у них были. Можно прочитать учебник истории и знать даты, но именно художественная литература детально опишет быт и жизнь людей.

Художественная литература: особенности

Чтобы ответить на вопрос о том, что такое художественная литература, нужно знать, что все книги делятся на художественные и не художественные. В чем отличие? Приведем примеры предложений из художественной литературы.

"В ту же секунду, когда я решил для себя, что до смерти не хочу быть здесь, в двери за моей спиной загремел замок и появился уставший после ночного дежурства Фред. Он пялился на незнакомцев, наполнивших его дом ужасной вонищей и размотавших везде бумажные салфетки". Это отрывок из первой книги Дэнни Кинга "Дневник грабителя". Он показывает нам основные признаки художественной литературы - описание и действие. В художественной литературе всегда есть герой - будь даже это история, написанная от первого лица, где как будто сам автор влюбляется, грабит или путешествует. Ну и без описаний тоже никуда, иначе как нам понять, в какой именно среде действуют герои, что их окружает, куда они идут. Описание дает нам возможность представить, как выглядит герой, его одежда, его голос. И у нас формируется свое представление о герое: мы видим его таким, каким нам помогает увидеть его наше воображение в совокупности с желанием автора. Мы рисуем портрет, автор нам помогает. Вот что такое художественная литература.

Вымысел или правда?

К какому выводу мы приходим? Художественная литература - это вымысел, это придуманные автором герои, придуманные события, иногда и несуществующие места. Писателю предоставлена полная свобода действий - он может творить со своими героями что хочет: отправить в прошлое или будущее, на край земли, убить, воскресить, обидеться, украсть миллион в банке. Если копать глубже, то, конечно, все понимают, что у героев есть прототипы. Но зачастую они настолько далеки от книжных людей, что параллель провести практически невозможно. Автор может лишь позаимствовать манеру говорить, ходить, описать привычку. Бывает, что реальный человек толкает писателя на создание героя и книги. Так, Алиса Линделл сподвигла Льюиса Кэролла написать любимую книгу многих детей "Алиса в Стране чудес", а прообразом Питера Пэна стал один из сыновей Артура и Сильвии Дэвис, друзей Барри Джеймса. Даже в исторических романах границы вымысла и правды всегда размыты, что уж тогда говорить о фантастике? Если мы возьмем отрывок из новостной ленты, из газеты, мы будем знать, что это факты. Но если тот же отрывок мы прочитаем на первой странице романа, нам и в голову не придет поверить в реальность происходящего.

Какие цели преследует художественная литература?

Литература нас учит. Еще с детства стихи про Мойдодыра учат нас соблюдать гигиену, а повесть про Тома Сойера - что за проступком следует наказание. Чему литература учит взрослых? Например, смелости. Прочитайте сокровенную повесть Василя Быкова о двух партизанах - Сотникове и Рыбаке. Сотников, больной, изможденный тяжелой дорогой, искалеченный во время допросов, стойко держится до последнего и даже из страха смерти не выдает своих товарищей. Да и на примере Рыбака есть чему поучиться. Предавший своего товарища и самого себя, он переходит на сторону врага, о чем сожалеет позже, но путь назад отрезан, путь назад только через смерть. И, возможно, он больше наказан, чем повешенный товарищ. Все как из детства: без наказания нет проступка.

Итак, цели художественной литературы определены четко: показать на примере героев, как следует поступать и как не следует; рассказать о том времени и месте, где происходят события, и передать накопленный опыт следующему поколению.

De gustibus non est disputandum, или О вкусах не спорят

Помните, в конце каждого класса перед летними каникулами учитель давал нам список художественной литературы, книги из которого необходимо было прочитать к сентябрю? И многие мучились все лето, едва продвигаясь по этому списку. Действительно, читать то, что тебе не нравится, просто неинтересно. Каждый выбирает по себе - "один любит арбуз, другой свиной хрящик", как говорил Салтыков-Щедрин. Если человек говорит, что он не любит читать, он просто не нашел свою книгу. Кто-то любит путешествовать во времени с писателями-фантастами, кто-то преступления раскрывать в детективных романах, кто-то млеет от любовных сцен в романах. Нет единого рецепта, как нет и автора, который каждому бы нравился и каждым воспринимался одинаково, потому что художественную литературу мы воспринимаем субъективно, отталкиваясь от нашего возраста, социального положения, эмоциональной и нравственной составляющей.

Сколько людей - столько и мнений?

На вопрос о том, что такое художественная литература, можно ответить и так: это литература вне времени и мест. У нее нет четко ограниченных функций, как у словаря или инструкции к стиральной машине, но у нее более важная функция: она воспитывает, критикует, дает нам отдых от реальности. Книги художественной литературы неоднозначны, их нельзя интерпретировать одинаково - это не рецепт морковного пирога, когда десяток человек, шаг за шагом следующие указаниям, в итоге получат одинаковую выпечку. Здесь все сугубо индивидуально. Книга «Ковчег Шиндлера» автора Кенилли Томаса Майкла не может быть оценена одинаково: кто-то осудит немца, спасшего людей, кто-то будет этот образ хранить в сердце как образец достоинства и человеколюбия.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то