Оптические иллюзии. Иллюзия цвета и контраста

Наше зрение очень легко способно обмануть наш мозг нехитрыми цветовыми иллюзиями, которые повсюду нас окружают. Некоторые из таких иллюзий ждут вас далее.

Сколько цветов на картинке?

Голубые и зеленые спирали на самом деле одного цвета - зеленого. Голубого цвета тут нет.



Коричневый квадрат в центре верхней грани и «оранжевый» в центре передней грани - одного цвета.



Посмотрите внимательно на доску. Какого цвета клетки «А» и «В»? Кажется, что «А» - черного, а «В» белого? Правильный ответ ниже.

Клетки «B» и «A» - одного цвета. Серого.

Кажется, что нижняя часть фигуры светлее? Закройте пальцем горизонтальную границу между верхней и нижней частями фигуры.

Видите шахматную доску с черными и белыми клетками? Серые половины черных и белых клеток - одного оттенка. Серый цвет воспринимается то как черный, то как белый.

Фигуры лошадок имеют одинаковый цвет.

Сколько здесь цветовых оттенков, если не считать белый? 3? 4? На самом деле всего два - розовый и зеленый.

А какого цвета квадраты здесь? Только зеленого и розового цвета.

Обман зрения

Смотрим на точку, и серая полоска на оранжевом фоне становится... голубой.

На месте пропадающих фиолетовых пятен появляется зеленое пятно, движущееся по кругу. Но его ведь в реальности нет! А если сконцентрироваться на крестике, то фиолетовые пятна пропадают.

Если пристально смотреть на точку в центре черно-белого изображения 15 секунд, то картинка обретает краски.

Смотрите в центр на черную точку в течении 15 секунд. Изображение станет цветным.

Смотрите 30 секунд на 4 точки в центре картинки, после чего переместите взгляд на потолок и поморгайте. Что вы увидели?

На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором вы фиксируете взгляд в данный момент, видны маленькие черные пятна, которых на самом деле нет.

Исчезновение

Если пристально несколько секунд смотреть на точку в центре, серый фон исчезнет.

Сконцентрируйте взгляд на центре картинки. Через некоторое время расплывчатые цветные образы исчезнут и превратятся в сплошной белый фон.

Новейшие методы томографического сканирования помогли экспертам обнаружить под слоем краски скрытое изображение, объясняющее мистический магнетизм «Черного квадрата». Согласно реестрам «Сотбис» стоимость этой картины оценивается на сегодня в 20 миллионов долларов.


В 1972 году английский критик Генри Вейтс писал:
«Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: черный квадрат на белом фоне - картина русского художника Казимира Малевича, созданная еще в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда. Чем же объясняется эта загадка?».
И продолжает:
«Рассказывают, что Малевич, написав “Черный квадрат”, долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. И действительно, эта картина - результат, видимо, какой-то сложной работы. Когда мы смотрим на черный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои - розовый, лиловый, охровый, - по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная черным квадратом ».

Томографическое сканирование в инфракрасном излучении показало следующие результаты:




Открытие взбудоражило искусствоведов и культурологов, заставив их вновь обратиться к архивным материалам в поисках объяснений.

Каземир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 18 79 года. Он рос способным ребенком, и в школьном сочинении написал: «Мой папа работает управляющим на сахарном заводе. Но жизнь у него не сладкая. Весь день он слушает, как рабочие матерятся когда напьются бражки из сахара. Поэтому вернувшись домой папа часто матерится на маму. Поэтому когда я вырасту, то стану художником. Это хорошая работа. Не надо материться с рабочими, не надо таскать тяжести, и воздух пахнет красками, а не сахарной пылью, очень вредной для здоровья. Хорошая картина стоит много денег, а нарисовать ее можно всего за один день» .
Прочитав это сочинение мать Кози, Людвига Александровна (в девичестве Галиновская) подарила ему на 15-летие набор красок. А в возрасте 17 лет Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко.

В августе 1905 года, он приехал в Москву из Курска и подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище его не приняли. Возвращаться в Курск Малевич не захотел, он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Здесь, в большом доме художника Курдюмова, жили около тридцати «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей в месяц — по московским меркам, очень дешево. Но и эти деньги Малевичу часто приходилось брать в долг. Летом 1906 года он снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз.
С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф.И. Рерберга в Москве. На этот период его жизни проливают свет письма художника А.А. Экстера музыканту М.В. Матюшину. В одном из них описывается следующее.
Для поправки своих финансов Казимир Малевич начал работу над циклом картин о женской бане. Картины продавались не дорого и требовали дополнительных расходов на натурщиц, но это были хоть какие-то деньги.
Однажды, проработав с натурщицами всю ночь, Малевич уснул на диване в своей мастерской. Утром туда вошла его жена, чтобы взять у него денег на оплату счетов бакалейщика. Увидев очередное полотно великого мастера, она вскипела от негодования и ревности, схватила большую кисть и закрасила холст черной краской.
Проснувшись, Малевич пытался спасти картину, но безуспешно - черная краска уже подсохла.

Искусствоведы считают, что именно в этот момент у Малевича родилась идея «Черного квадрата».

Дело в том, что многие художники задолго до Малевича пытались создать что-то подобное. Эти картины не получили широкой известности, но Малевич, изучавший историю живописи, несомненно о них знал. Вот лишь некоторые примеры.

Роберт Фладд, "Великая тьма" 1617

Берталь, «Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети», 1843



Пол Билход, "Ночная драка негров в подвале", 1882



Альфонс Алле, "Философы ловят черную кошку в темной комнате", 1893

Больше всех в подобном творчестве преуспел Альфонс Алле, французский журналист, писатель и эксцентричный юморист, автор популярного афоризма «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра».
С 1882 по 1893 год он нарисовал целую серию подобных картин, совершенно не скрывая своего юмористического отношения к этим «творческим исследованиям внематериальных реальностей».
Например, абсолютно белый холст в рамке назывался «Малокровные девочки, идущие к первому причастью в снежной буре». Красный холст назывался «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря», и т.п.

Малевич несомненно понимал, что секрет успеха подобных картин таится не в самом изображении, а в его теоретическом обосновании. Поэтому он не выставлял «Черный супрематический квадрат», пока не написал в 1915 году свой знаменитый манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» .

Однако и этого оказалось недостаточно. Выставка прошла довольно вяло, поскольку различных «супрематистов», «кубистов», «футуристов», «дадаистов» «концептуалистов» и «минималистов» к тому времени в Москве развелось довольно много, и они уже порядком надоели публике.
Настоящий успех пришел к Малевичу лишь после того, как в 1929 году Луначарский назначил его «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА». В рамках этой должности Малевич повез свой «черный квадрат» и другие работы на выставку «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. Затем прошли его персональные выставки в Варшаве, в Берлине и в Мюнхене, где также была опубликована его новая книга «Мир как беспредметность». Слава о «Черном квадрате Малевича» пошла по всей Европе.

От московских коллег не укрылся тот факт, что Малевич использовал свою должность не столько для международной пропаганды советского искусства, сколько для пропаганды своего собственного творчества. И по возвращении из-за границы осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД по доносу как «германский шпион».
Впрочем, благодаря заступничеству Луначарского, в тюрьме он провел всего 4 месяца, хотя и расстался с должностью «народного комиссара изобразительных искусств» навсегда.

Итак, первый «Черный супрематический квадрат», о котором здесь и шла речь, датирован 1915 годом, ныне он находится в Третьяковской галерее.
Второй «Черный квадрат» Малевич нарисовал в 1923 году специально для Русского музея.
Третий - в 1929 году. Он тоже находится в Третьяковке.
И четвертый - в 1930 году, специально для Эрмитажа.

В этих музеях хранятся и другие работы Малевича


Каземир Малевич, " Красный супрематический квадрат, 1915



Каземир Малевич, "Черный супрематический круг", 1923


Каземир Малевич, "Супрематический крест", 1923


Каземир Малевич, "Черное и белое", 1915


Однако следует отметить, что имя Малевича навсегда вписано в историю искусства вполне заслуженно. Его «творчество» является наиболее яркой иллюстрацией к законам психологии, согласно которым среднестатистический человек не способен мыслить критически и самостоятельно отличать «искусство» от «неискусства», и вообще правду от неправды. В своих оценках посредственное большинство руководствуется в основном мнением общепризнанных авторитетов, что позволяет легко убедить общественное мнение в верности любого, даже самого абсурдного утверждения. В теории «психологии масс» этот феномен так и называется - «эффект Черного квадрата». На основе этого феномена Геббельс сформулировал один из основных своих постулатов - «Ложь, повторенная в газетах тысячу раз, становится правдой». Печальный научный факт, широко используемый для политического пиара и в нашей стране, и в наши дни.

Каземир Малевич, автопортрет, 1933,
Государственный Русский музей

Чем привлекает примитивный супрематизм Малевича? Именно тем, что он примитивен до безобразия. Элементарное, простейшее изображение способно рождать у зрителя свои версии, догадки и дополнения при наличии минимума фантазии. Это касается и "Черного круга", который не менее интересен его квадратного собрата, а по мне так и поболее.

Черный квадрат Казимира Малевича знают все. А что собой представляет его "Черный круг"?
Второй вариант этого гениального, сложнейшего произведения Малевич написал (как и 2-й вариант Черного квадрата) с помощью своих учеников А. Лепорской, К. Рождественского и Н. Суетина. Один бы он никак не справился. Видимо, Рождественский натягивал подрамник, Лепорская грунтовала холст, а Суетин раздобыл циркуль. Малевичу осталось лишь взять черной краски и минут пять поработать маляром. Первый вариант был написан восемью годами ранее, но круг тогда вышел кривоват, видимо циркуля у Малевича еще не было, поэтому пришлось накрыть холст медным тазом и кое-как обвести его по краю.

О чем это произведение? В это трудно поверить, но тем не менее, оно... о черном круге! Изложить концепцию произведения Малевичу не составило большого труда, он был непревзойденным мастером по развесистой лапше. Нарисовать геометрические фигуры сумеет каждый, преподнести их как нечто выдающееся - сумеют единицы.

Малевич родился 23 февраля, чем ежегодно омрачает день Советской Армии, всвязи с его уклонением от воинской обязанности. Умер 15 мая, чем ежегодно омрачает день рождения мой и Михаила Булгакова. Итого, он прожил всего 56 лет, не успев изобразить все варианты геометрических фигур. В частности, у него есть черный квадрат на белом фоне, белый квадрат на белом фоне, черный круг на белом фоне... но нет "Черного круга на черном фоне"! И я решил восполнить сей пробел (если можно окрестить сию чернь пробелом). Он перед вами.

"Видишь суслика? И я не вижу. А он есть!" (Гера Либерман) Видите черный круг? И я не вижу. Но он есть. И дотошный зритель заметит это. В этом весь смысл картины, то есть, не всё чего не видишь - нет. Другое название - "Черная дыра в черном квадрате, или Ативированный уголь в жопе афроамериканца, сидящего в темной пещере безлунной ночью". Название политкорректное? Вполне. А вот роман "Десять негритят" - это расизм, его нужно переименовать в "Десять афроамериканских ребятишек".

Не знаю как остальным, но мне жутко скучно созерцать эти "шедевры" Малевича, поэтому выставляю свои вариации "Черного круга". Как минимальными средствами "оживить" черный круг, сделать беспредметную живопись предметной? Вот вам примеры. Здесь пространные концептуальные изъяснения не требуются, все и так ясно как белый ночь в Питере. Далеко не у каждого зрителя фантазия безгранична, и при взгляде на шедевры Малевича многим из них ни один образ не приходит в голову. Вот я и задумал помочь такому зрителю, смотрящего на черный круг.

"Черный воздушный шар". Не помню, бывают ли черные воздушные шары? Ну, например, на сходке гОтов, или на празднике нефтяника, или можно привязать к катафалку, чтоб не так мрачно было...

А это парадоксальный вариант черного шара: "Черная гиря". Она неподъемна и в то же время невесома, она парит. Но если ниточка оборвется - тогда разбегайся кто куда!

"Камнепад или Катящиеся камни (Rolling Stones)". Картина Малевича не тронута, но образ летящего камня налицо.



"Черный смайлик". Малевич был в шаге до изобретения смайликов. Хотя бы черных.

"Часы Малевича". Здесь могут быть еще варианты, но многие наверняка уже использованы в дизайне часов.

"Канализация". А помнится, Малевич доказывал, что изобразил глубины Вселенной. Разве что канализация тоже своего рода вселенная глубинных миров.

"Черная луна". Использовано реальное фото Луны в негативе. Напоминает диковинные, декоративные цветы в манере М. Врубеля; есть на что поглядеть, в отличие от оригинала.

"Черный Малевич под розовым Пикассо". Имеется ввиду розовый период творчества Пабло Пикассо. "Девочка на шаре" написана на десять лет раньше "шара" Малевича, возможно оказав влияние на последнего.

"Ядро". Если убрать пушку, сойдет и за метательный снаряд легкоатлета, как в качестве ядра, так и диска.

Перед вами супрематическая композиция "Четыре белых круга на черном круге в белом квадрате". Впрочем, если у вас имеется белая рубашка с черными пуговками, вы можете лицезреть множество копий этой композиции хоть часами.

Похожая на предыдущую, "Белый круг на черном круге на белом квадрате". Супрематизм во всей красе! Напиши его Малевич - был бы шедевр на века! Если б не одно обстоятельство - сей шедевр нынче вывешен повсеместно, на любом первым попавшемся шиномонтаже. А жаль, такое красивое, изящное название, не то что дурацкое "Шиномонтаж"!

"Черная мишень". У такого варианта "Черного круга" любой военный простоит гораздо дольше, не говоря уж о биатлонистах. А если у картины огородить место для небольшого тира, то и прибыль от просмотра такого "малевича" сильно возрастет.

А эта композиция называется "Кризис". Он уже навис и готов разразиться. Кризис не бывает белым или розовым, он всегда черен.

Как избавляться от кризиса? Это довольно просто. Кризис нужно перевернуть и откусить. Добавим листик - и вот уже перед нами не кризис, а изящный, дорогой девайс фирмы Apple. Теперь главное - обратно не переворачивать, а то кризис вернется, но уже разразившимся!

"Оружие пролетариата". Композиция супрематического символизма. Круг, приобретя зубчатость шестеренки, символизирует машиностроение и солнце советской промышленности. Другой предмет - символизирует инструмент, ключ рабочего, одновременно напоминая очертаниями перекрестье серпа и молота - оружие рабочего и колхозницы. Если бы только Малевич вовремя изобразил такую картину - герб СССР несомненно выглядел бы иначе. Пожалуй, так бы и выглядел, один к одному. Ну а для тех зажравшихся буржуинов, которым не по вкусу символы советского пролетария, есть название и попроще: "Пиво".

"Кутузов супрематический. Портрет фельдмаршала". Кто-то скажет: это не портрет, - где же сам Кутузов? Отвечу: во-перых, повязка именно на правый отсутствующий глаз Кутузова. Во-вторых, каждый второй зритель уловит связь именно с Кутузовым, а значит, портрет достаточно похож.

Минимум действий с предыдущей картинкой - и мы уже имеем яичницу на завтрак. Назовем ее "глазунья кутузовская". Если классическая глазунья имеет оба "глаза", то глазунья кутузовская обязательно готовится из одного яйца! Научно выражаясь: монояичница. Для тех, кто на диете.

"Сизиф". Ну, этого многие знают. Это такой здоровенный, но тупой древнегрек, который не догадался применить рычаг. Поговорку "сила есть - ума не надо" древнегрек позорно не оправдал.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то