Одержимость - реальные случаи одержимости людей бесами. Определение одержимости на простом языке.

Тонкие тела и тонкоматериальное существование

Для начала нужно принять мысль, что человек - это не только физическое тело. Есть несколько оболочек, которые объединены вокруг стержня сознания - духа, и эти оболочки могут проникать друг через друга. Это просто понять, если представить твердый кувшин, заполненный камушками. Между камешками можно насыпать песочек, в песочек налить воду, а в воду напустить пузырьков воздуха.

Так вот, кувшин - это человек, а все, что его наполняет - это разные оболочки. Только когда речь идет о тонких телах, нужно помнить, что они проникают друг через друга. Например, рентгеновские лучи проникают сквозь мягкие ткани, а гравитационные и магнитные волны могут пройти и через твердые предметы. Возможно, лучше привести пример того же кувшина, заполненного водой, в которой можно растворить соли разных элементов, затем пустить через эту воду токи с меняющимися напряжениями и одновременно освещать разноцветными лампами. Вода при этом будет создавать невидимое магнитное поле, и все уровни будут присутствовать одновременно, что, в принципе, напоминает строение человеческого тела.

Вокруг каждого человека существует энергетическое поле - аура, своеобразная защитная сеть, составленная из излучений всех оболочек человека. Это своеобразный кокон, который питается энергиями человека, и одна из его функций - отталкивать все чужеродные элементы. Аура может находиться на разном расстоянии от тела. У большинства людей она лишь немного выступает за пределы тела, но у людей с развитым мышлением и сильной энергетикой она значительно расширяется. На иконах часто рисуют нимбы вокруг головы святых - это проявление ауры, которая окрепла настолько, что ее излучение стало почти видимым физически. Основа основ для ауры - это сердце, средоточие и источник всего лучшего в человеке. В религиях сердце называют престолом Бога, ведь именно сердцу принадлежит главенствующая роль в контактах со всем Высшим.

Заградительная сеть образуется из тончайших энергий. Все центры принимают участие в формировании этого мощного щита. Для полного круга необходимо, чтобы все духовные центры нагнетали свои энергии. Из центров духа нужно особенно нагнетать сердце, ибо оно в своей мощи может трансмутировать мышление. Правильное мышление даст устойчивость, которая является первым условием. Устойчивость изгонит двойственность, страх и сомнение. Заградительная сеть может охранить человека, сделав его неуязвимым. Но щит его может лишь тогда утвердиться, когда все тонкие энергии сгармонизированы. Опыт Агни Йоги дает, именно, этот щит, но необходимо самое бережное отношение к центрам. Заградительная сеть должна постоянно насыщаться энергиями изнутри, как огненная, вечно восходящая спираль. Духовные центры должны питать эту мощь. Заградительная сеть переходит с духом в Мир Тонкий. Сотканная из тончайших энергий, она может ассимилироваться с Миром Огненным; в ней можно отразить лишь высшие устремления. Люди, живущие низшими центрами, не имеют явления заградительной сети. Одержимые не имеют этого щита. Потому на пути Огненном нужно заботиться о сплетании тончайших энергий. (Мир Огненный ч.3, 112)

Такая защитная сеть способна оградить человека от негативных воздействий и переходит с ним в Тонкий Мир. Развитость центров не освобождает от нападений - владелец развитого сознания будет даже сильней чувствовать разные воздействия, но они не повлияют на его волю. Он может испытывать усталость, сонливость, неудовлетворенность грубостью окружающих вибраций, но он не впадает в депрессивную апатию. Поэтому так важно заботиться о своей нравственности и качестве психической энергии, чтобы сохранить целостность ауры и укрепить ее высокими стремлениями духа.

Беззащитность, происходящая от поражения ауры, ужасна. Можно представить, как одно преломление ауры ведет к искажению всего строения ее. Сонливость, замечаемая при поражении ауры, происходит от однобразно усиленной деятельности огненной энергии, направленной к внешним излучениям. Пока идет такое восстановление, организм и, особенно, сердечная деятельность оказываются подавленными, потому так забочусь о бережности, как в своих действиях, так и в возвратных ударах; зачем во время боя отягощать сердца друзей! Можно произвести великое множество опытов, как нарушение излучений отражалось, именно, на сердце. Люди трудно воспринимают совет о наблюдении за своими излучениями, но, даже до фотографирования их, наука знает о существовании таких излучений от каждого предмета. Нужно проникнуться уважением к человеческой конституции и понять, что каждое столкновение, прежде всего, приносит вред астральному телу. При этом, конечно, организмы, сработавшиеся длительным общением, будут тем сильнее ранить друг друга; но не только друг друга, но и рефлектировать на других близких. Тем серьезнее нужно искоренять все столкновения. Можно представить, какая темная рать устремляется на каждый пролом ауры. Очень ужасно питать таких насекомых внутренними слоями излучений. Только заградительная сеть препятствует нападению темных сил. Каждый пролом ауры угрожает и одержанием. Тем более будем бережны. (Мир Огненный ч.1, 520).

Каждый человек окружен воздействиями Тонкого Мира. Осознает он это или нет, вокруг него находятся различные существа, состоящие из утонченной материи, которую мы можем называть энергетическим состоянием. По качеству вибраций Тонкий Мир разделен на свои сферы, сообразно мышлению его обитателей. Наиболее грубые и плотные из этих сфер близки к земному уровню, а самые чистые и возвышенные почти переходят в Мир Огненный - ту область, откуда душа спускается для очередного воплощения на Землю. После смерти каждый человек притягивается в наиболее созвучные его сознанию слои Тонкого Мира. Здесь он должен очиститься от негативных земных накоплений и передать весь опыт тому внутреннему человеку, который переходит из жизни в жизнь, т.е. своей индивидуальности . И он также может быть притянут к земному плану, стремясь и дальше удовлетворять свои страсти и плотские желания. Такие развоплощенные личности обычно становятся одержителями.

В Тонком Мире есть и другие обитатели - те, кому только предстоит воплотиться на земле, в т.ч. духи, чья эволюция пока не достигла человеческой стадии развития. Еще один разряд жителей Тонкого мира - это астральные сущности и мыслеформы.

Астральные сущности - это несознательные существа, чье существование направлено на выполнение того или иного действия. Любой порок (пьянство, обжорство, курение и т.д.) можно представить, как астральную лярву, которая питается нашей энергией и эмоциями каждый раз, когда мы потакаем пороку.

Мыслеформы - это более тонкие создания. Каждая мысль стремится воплотиться, и ее существование продолжается, пока она не найдет способ реализовать себя. Наши мысли кружатся вокруг нас, укрепляя или обессиливая нас. Они также могут быть направлены в сторону других людей или всего человечества, например, во время молитвы за здоровье близких или мир на планете, а также при несознательных негативных эмоциях. Так случайная мысль зависти или ревности может стать порчей или сглазом, воздействуя на тонкое тело другого человека, даже если породитель этой мысли не осознает этого.

Как было сказано, по сродству вибраций существа Тонкого Мира притягиваются к себе подобным или туда, где у них будет возможность реализовать себя. Наиболее грубые и низкие из них окружают земной уровень, создавая плотную и тягостную оболочку вокруг Земли. Особенно опасны оболочки аморальных людей, живших только ради личного удовольствия. Попадая в Тонкий Мир, они остаются в сфере притяжения Земли и стремятся к местам разных пороков, чтобы насыщаться их эманациями. По возможности они пробуют проникнуть в тело человека с ослабленной защитой или медиума, который впускает их в себя на спиритических сеансах, чтобы получить какие-то сведения.

Насколько невидим Тонкий мир?

На физическом уровне мы не видим всех этих тонких тел, но способны их почувствовать. Возле некоторых людей чувствуется усталость, возле других нам приятно и радостно - это сочетаются тонкие излучения. То, что называется позитивной энергетикой или магнетизмом - это здоровое тонкое и ментальное тело, чьи излучения благотворно воздействуют на все окружающее. Тонкое (астральное) тело формируется на уровне желаний и чувств, ментальное - на уровне утонченного мышления. Поэтому близость «положительных» людей вызывает возвышенные мысли и ощущение спокойствия, мира, любви.

Еще один пример чувствования на тонком уровне - резкое изменение настроения без видимых причин. Оно может вызываться пространственной волной, массовым убийством, групповым просмотром фильма ужасов и другими причинами. Такие события порождают тонкие волны, которые воздействуют на нас, хотя мы их не видим.

При развитии духовности у человека может развиться тонкое чувствование, тогда его сознание будет воспринимать все тонкие сущности даже на физическом уровне. Такой человек легко со-чувствует другим, видит причины явлений и может повлиять на них.

Определение одержимости

Итак, наша защитная сеть - это аура. Внутри нее находятся разные тела, которые формируют ее своими излучениями. Если в эту оболочку проникает чужеродная сущность (тонкоматериальная оболочка другого человека, мыслеформа, астральная лярва или другая сила), она начинает питаться нашей энергией, подавлять волю и еще больше разрушать защитную сеть. Это - одержимость.

По характеру одержителя можно выделить два основных типа одержимости:

1. Астральная лярва. Это тонкоматериальное существо лишенное сознания. Целью его существования является удовлетворение какого-либо желания. Лярвы кажутся менее опасными, чем сознательные сущности, но именно они часто порождаются изнутри и ослабляют защиту, пока в брешь не сможет протиснуться более страшный враг - одержитель-элементарий.

2. Элементарий. Это бывшие люди, точнее, их тонкие оболочки. Как правило, это те, кто умер ранее своего срока (жертвы катастроф и стихийных бедствий, погибшие на войне, самоубийцы и т.д.), а также те, кто слишком привязан к земле и плотским желаниям. Не имея тела для их удовлетворения, элементарии стремятся проникнуть в человека с ослабленной защитой и направить его волю в нужную для себя сторону. Все, кого в христианстве называют бесами, это развоплощенцы. Поэтому не стоит их особо бояться, ведь это просто бывшие люди, к тому же в своем большинстве люди с очень низким уровнем нравственности и развития вообще.

Нужно понять как много таких злодеяний, которые совершаются, чтобы ублажить невидимого злодея. Люди называли их демонами, но проще назвать их отбросами. Нельзя предполагать, что для удержания требуются какие-то мощные демоны. Каждый земной преступник непременно стремится стать одержателем и тем питать свою неизжитую ненависть.

Нужно признать, что не только малодушные, но и все предающиеся сомнению легко становятся добычею одержателей. При таком заболевании человек не знает сам, что он делает, и посторонние изумляются скорой перемене лица. Но будет время, когда научные аппараты покажут двойственность таких опасно больных. Много исторических событий произошло под одержанием, — не забудем это. (Надземное, 550).

В Средние века были два термина, описывающие элементариев, для которых целью было сексуальное удовольствие:

- суккуб (элементарий- женщина);
- инкуб (элементарий- мужчина).

С этой точки зрения можно объяснить повальное распространение гомосексуализма и лесбиянства в наши дни. Если в мужчину проникнет суккуб-женщина, она будет стремиться к контактам с мужчинами. Аналогично при проникновении инкуба-мужчины в женщину - ее будет тянуть к своему полу.

Поэтому изгнание одного одержителя или освобождение от какого-то порока еще не гарантирует человеку безопасность .

Особенно велика опасность одержимости в такие переломные моменты развития человечества, когда происходит эволюционный сдвиг, соединяющий миры (точнее, поднимающий человеческое сознание на новую ступень):

Каждое космическое достижение таит в себе опасность в случае небрежности. Если люди могут овладеть новыми энергиями, то для слабых духов увеличится опасность одержимости. К вопросу одержимости следует отнестись научно. Два момента существования установлены. Первый — непрерывность жизни в различных состояниях, второй — влияние воли одного существа на другое. Так существа, находясь в тонких телах разных степеней, могут направить мысль на земных воплощенных. Неосознанная энергия может способствовать единению миров, но соединяя высшее, она же открывает путь низшим. К тому же знаете, насколько низшие стремятся сблизиться с земными эманациями. Так нужно предупредить людей о стойкости воли, ибо одержимость есть одно из наиболее недопустимых состояний. И лишь вмешательство третьей воли твердой и чистой может нарушить это беззаконие, которое поражает людей вне возраста и положения. Дело врача присмотреться к больному и найти признаки чужой воли. Если врач сам достаточно очищен и не боится перенести на себя непрошеного гостя, он может применить воздействие воли. Но даже выход одержателя недостаточен для излечения. Около тысячи дней опасность повторения не истекает, больной должен пристально следить за мыслью своей. Нужно предупредить врачей.

Несчетно количество желающих внушить людям самые позорные мысли, но достаточно иметь силу и найти ритм приказа, чтобы спасти человека. Обязанность йога состоит в изгнании вредных воздействий. (Агни Йога, 227)


Внутри ауры может быть целый постоялый двор для астральных лярв и развоплощенцев разного рода. Поэтому изгнание одного одержителя или освобождение от какого-то порока еще не гарантирует человеку безопасность .

Насколько опасна одержимость

Попадание одержителя внутрь ауры не просто обессиливает, но и разрушает человека, причем и на физическом уровне, и на уровне психики.

Одержание и самоотравление — близкие соседи. То и другое одинаково мало признаются людьми. При самоотравлении особенно легко одержание, но при одержании окончательно происходит отравление; такое отравление неотменно. Некоторые утверждают, что при одержании здоровье не только не ухудшается, но даже улучшается. Большое заблуждение, — только напряжение нервное дает кажущееся здоровье. Но вторжение чужой психической энергии непременно откроет вход разным заразам. Одержание не есть психизм, но есть поражение всего организма. Скажем определенно — одержание есть не только заболевание психическое, но и явление заразы всего организма. Многие эпидемии имеют в основании одержание. Конечно, темный одержатель не будет заботиться о здоровье последователя. Каждая болезнь есть уже разложение, которое приятно тьме. Две психические энергии не могут долго жить вместе. Может быть периодически ослабление одержания, такой метод применяется одержателями, если они дорожат жертвой. (Аум, 305)

Это как вирус, который проник в организм и вызвал смертельно опасное заболевание. Такое сравнение довольно точное, поскольку одержимые являются распространителями заразы вокруг себя.

Поучительно составить книгу о наносимом вреде от дурных мыслей, как для себя так и для других. Эти мысли являются источником множества болезней. Раньше связывали с дурными мыслями только психические болезни, но пора разглядеть множество самых разнородных физических болезней, порожденных мыслями. Не только сердечные заболевания, но и большинство желудочных и накожных болезней являются последствием разрушительных мыслей. Также и заразные болезни могут передаваться не только предрасположением, но также через мышление. Это не будет только самовнушением, но можно видеть случаи, когда зараза распространялась одним человеком на многих. Можно видеть, как физические последствия идут совершенно сходно с духовными явлениями. При этом замечается, как непроизвольно некоторые организмы распространяют определенную заразу, не поддаваясь ей сами. Уже в древние времена знали таких носителей заразы, но после забыли о научном знании, перенесли все на, так называемый, дурной глаз.

Значит, даже против чисто физических болезней, нужно искать причину в качестве мышления. Так постепенно направляйте мысли окружающих на добро. Уже имеете пример насколько причиняют боли проклятия и ругательства даже на дальних расстояниях. Нужно для обращения внимания устремить сердце на сущее. Особенно могут действовать эти одержимые, когда хотя немного аура прикасалась. Так нужно очень обращать внимание на самое первое впечатление от людей, когда сердце может подать свой знак. Легко можно представить какими распространителями заразы должны быть одержимые и потому нужно так избегать их. (Сердце, 302-303)

Заразность мышления и его влияние на состояние здоровья - не выдумка. Уже известно, что психическое состояние человека влияет на физиологические процессы - вызывая прилив крови, выделение пота, учащение дыхания и сердцебиения, выделения желудочного сока, слюны, желчи и других секреций, рефлекторные изменения мышечного аппарата, метаболизм, а также так называемые психогальванические явления . Также известен эффект плацебо - когда человек принимает нейтральный препарат, будучи уверенным, что это лекарство, и его здоровье реально улучшается, а в подавленном состоянии выздоровление даже от незначительной болезни затягивается.

А если к этому добавить непрерывность материи, пусть и тонкоматериальной? Порождение мыслей одного человека создает вполне реальный объект или мыслеформу из материи астрального или ментального уровня. Соприкасаясь с этой материей, другой человек запросто может подхватить заразу, точно так, как на физическом уровне он заболеет при контакте с вирусом или бактериями, распространяемыми больным. Конечно, аура может отразить вторжение, проявляя энергетический иммунитет, и в большинстве случаев так и происходит.

Мысль ваша напитана эманациями нервных центров и по удельному весу тяжелее многих микроорганизмов. Разве мысль ваша не материя? Как же точно должны мы взвешивать наши мысли! За них мы так же ответственны, как человек, злоупотребивший угаром. Проще думать от материи, ибо где же ее граница? Так учение духа станет рядом с материей. Так отрицающие дух станут отрицать и материю. (Озарение, 3-IV-14)

Люди пытаются прикрыться масками от ядовитых газов, но еще одной маской нужно запастись — осознать необходимо, что мысль может охранить от ядовитых дыханий. Пусть человек не скрывает от себя, что такая отрава существует, но, в то же время, пусть помнит, что мысль может отразить самые пагубные веяния. Только мысль может создать противоядие. Эти слова не следует понимать, как символ.

Мысль творит вещество и привлекает из пространства помогающие силы. Мы говорили о сопротивлении злу, мощным помощником будет мысль, четкая, ясная, дисциплинированная. Много противоядия создаст такая мысль. Даже в физическом смысле мысль может создать охранительную сеть. Так называемый иммунитет есть следствие мысли. (Надземное, 291)

Позитивный момент - как и вирус, одержимость излечима. Причем, вполне реально освободиться от одержителя и собственными силами . Уже само осознание, что такая проблема существует, мобилизует внутренние силы и направляет их на борьбу. Гораздо хуже закрывать глаза и не признавать проблему - именно в таких условиях у одержителей полностью развязаны руки.

Не замечаете ли многих одержимых кругом? Нужно обратить внимание на неслыханное одержание. Так можно бороться с ним. Прежде всего, нужно понять с кем имеете дело, ибо осознать, значит победить. (Сердце, 266)

Причиной проникновения одержителя может стать не только нравственная распущенность, но и обычная болезнь, сильный стресс или полученная травма. При этом многое зависит от воли и мышления, и там, где один человек станет жертвой одержителя, сильная личность испытает болезнь или временный упадок сил.

Осознав, что одержание реально существует и что оно разрушает физическое тело и психику человека (подробнее о последствиях для здоровья будет написано в разделе, описывающем . ), нужно приложить все силы, чтобы научиться определять и излечивать одержимость, а также научиться противостоять ей, предотвращая даже саму возможность такого пагубного состояния. Одновременно можно будет найти эмоциональные состояния и чувствования, помогающие укрепить и тонкое, и физическое тело и развивать человека.

Материалы этого сайта - это попытка изучить разновидности одержимости, научиться определять присутствие (или отсутствие) чужеродных сущностей в человеке, а также найти методы избавления от них.

Анатолий Филозоф

В большинстве древних мировых культур психические расстройства рассматривались как различного рода одержимости злыми духами, для избавления от которых проводились специальные обряды изгнания. В 1970-х годах австрийский профессор-антрополог Эрика Бургиньон провела масштабное межкультурное исследование 488-ми социальных обществ из разных уголков планеты и обнаружила, что в 360-ти из них (74%) присутствовало верование в одержимость в той или иной форме. Сегодня существование данного явления признают многие религиозные течения, а некоторые их деятели даже выступают за то, чтобы церковь принимала активное участие в изгнании нечистых духов из людей. Уделяется внимание данной проблеме и в аюрведе, однако здесь одержимость рассматривается сквозь призму йогического знания.

Шумеры, жившие в Месопотамии около 4000 лет до н. э., первыми описали случаи экзорцизма. В те времена это была распространённая практика и изгнание демона из человека представлялось таким же обычным делом, как сегодня - лечение зубов. Каждый уважающий себя врачеватель, живший в то время, знал специальные заклинания и заговоры против злых духов.

Признаки одержимости человека

Понятие «одержимость» трактуется по-разному, но в общем одержимостью можно назвать полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию.

Определить одержимость человека можно по нескольким признакам. Эти признаки в различных религиозных течениях могут как совпадать, так и быть различными.

Например, согласно христианским традициям, признаки одержимости таковы:

  • агрессивность, ругательства и проклятия в адрес христианской церкви, святых и т. п.;
  • судороги, эпилептические припадки;
  • признаки психических болезней: странное поведение, галлюцинации и т. п.;
  • одержимые говорят от лица тех, кем они одержимы;
  • беспокойство при чтении кем-то молитв, совершении религиозных обрядов и т. п.;
  • непереносимость воды, особенно святой;
  • обнаружение способностей к левитации, телекинезу, телепортации и т. п.;
  • появление возможности разговаривать на неизвестных человеку языках (явление ксеноглоссии);
  • навязчивые мысли о самоубийстве/убийстве;
  • отсутствие чувства стыда, жалости, сочувствия.

Одержимость в разных религиях

Представления в исламе о признаках одержимости шайтанами или джиннами существенно разнятся. Высказываются мнения, что симптомами одержимости являются: неадекватное поведение, галлюцинации, психические патологии. При этом одержимый может страдать потерями сознания, кошмарами, утратой болевой чувствительности или беспричинными болями. Считается, что джинны отличаются от христианских бесов. У них есть свой мир, они сотворены из бездымного пламени, невидимы нашему глазу, имеют свободную волю. Кроме того, иногда они исповедуют ислам. Предполагается, что джинны могут толпами вселяться в грешных людей, представителей другой веры или плохих мусульман. Избавление от одержимости такими сущностями происходит с помощью чтения Корана специально обученными людьми.

В буддизме изгнание всякого рода духов также имеет место. В Японии в Средние века были очень популярны всякого рода «народные» истории о привидениях и демонах, которых изгоняют буддийские монахи с помощью заступничества Будды Амитабхи. В IX в., например, существовал обряд, в ходе которого учёные монахи сначала долго читали мантры, а потом откупались от духа бобами. Также существовали всякого рода обереги, амулеты и т. д. Интереснее всего представлена «бесовщина» в тибетском буддизме, где демоны (под влиянием в том числе местной религии бон) стали очень популярны и существуют почти что наравне с людьми. Их кормят, умиротворяют, выкупают у них людей приношениями. Однако встречаются и такие ритуалы, когда духов изгоняют откуда-либо насильно.

В аюрведе – традиционной системе индийской медицины – в отличие от различных религиозных течений, одержимость является не наивным суеверием, а отражением длительного изучения области сознания. Физический мир самым тесным образом связан с более тонкими мирами, и между этими мирами - различными измерениями - происходит постоянное энергетическое взаимодействие. Силы, обитающие на более тонких планах, могут оказывать на человека как позитивное, так и негативное влияние. В зависимости от того, с какого рода сущностями происходит такое взаимодействие, в аюрведе выделяются различные виды одержимости.



Демонологии посвящён раздел аюрведы, называемый граха-чикитса. В нём рассматриваются различные психические заболевания, многие из которых связаны с вредоносным действием злых духов, энергетическим вампиризмом и заражением деструктивными программами, или психическими вирусами. А лечение представляет собой процедуру изгнания духов, основанную на мантрах и молитвах.

Согласно аюрведе, общей причиной болезней, которые связаны с одержимостью духами (бхутами), являются всякого рода злые, неблагие деяния, особенно осквернение или разрушение святынь, оскорбление божеств-хранителей, святых писаний. Воздействию демонов легко подвергаются люди, испуганные пребыванием в незнакомой пустынной местности, в темноте или предающиеся сильной скорби. Кроме того, общими причинами одержимости можно назвать: упадок духа, напряжённую работу мысли, связанную с переживаниями и беспокойством, а также длительное употребление в пищу несовместимых продуктов, алкоголя, наркотиков или воздействие на человека демонов.

В аюрведических текстах перечисляются более пятнадцати разновидностей демонов класса бхута. Человека, одержимого демонами, характеризуют изменения в поведении (физическом, речевом, ментальном), душевное беспокойство, вспыльчивость, неуравновешенность, путаница в мыслях.

Говоря об одержимости божествами, аюрведа имеет в виду божеств низшего порядка. Эти божества получают наслаждение от роскоши, празднеств, красоты и утончённых эстетических переживаний. Подобные божества овладевают людьми исключительно ради игры, они не причиняют своим жертвам явного вреда и даже могут наделить их знанием, творческой силой, талантом и вдохновением. Многие из медиумов пребывают в состоянии такой одержимости и находят его восхитительным.

Однако с точки зрения аюрведы и йоги любая форма одержимости опасна. Всякая одержимость возбуждает вату (одну из трёх сил, управляющих телом человека), ослабляет нашу связь с собственной душой и вызывает такие нарушения ваты, как бессонница, мечтательность или преждевременное старение.

Согласно аюрведе, если в человека вселился дух дэва, его лицо приветливо, любезно. У него добрый взгляд, он не бывает злым, молчаливым,он равнодушен к еде, поклоняется богам и придерживается религиозных ритуалов, а также совершает много благочестивых поступков. От него исходит особая обворожительность. Он любит белые цветы и одежды, реки, горы и красивые здания, не оскорбляет и не пугает других людей. Его речи красивы, он мастер создания прекрасных иллюзий и соблазнов. Но в словах его нет духовной глубины и силы.

Одержимому гандхарвом нравится петь, танцевать, сочинять стихи, музицировать, он склонен делать подарки, меценатствовать, у него игривые глаза, быстрые ум и речь, он много шутит и смеётся, он хочет нравиться другим, он артистичен, ему по душе праздники и шумные пиры, он любит всё красивое: жильё, украшения, одежду. Его настроение всегда приподнято. Он легкомыслен, удачлив, обворожителен. Он без труда учится. Он предпочитает изысканную пищу, дорогие вина.

Человеческая жизнь описана в Ведах как битва между дэвами и асурами - божествами света и демонами тьмы. Асуры постоянно стремятся проникнуть в жизнь человека, чтобы повлиять на неё. Они управляют низшим миром. Преступления и большинство войн - дело их рук. Цель асуров - воспрепятствовать эволюции человечества, не дать человеку постичь свою истинную духовную природу. С асурами связаны самые тяжёлые случаи умопомешательства, в частности психозы, и эта форма одержимости наиболее опасна. Демоны могут вселиться в человека, который находится в состоянии безудержного гнева, ненависти и фанатизма, когда его самоконтроль полностью утерян.

Как правило, подобная одержимость представляет собой состояние питты, и лечат её так же, как психические расстройства питта-типа. Важную роль при этом играют любовь, терпимость и сострадание. Одержимый асуром пристрастен к мясу и вину, у него раздражительный характер, он смотрит искоса, очень гневлив и заносчив, груб и безбожен в речах, склонен к тирании. Он неадекватно воспринимает реальность, у него неправедные мысли и поступки. Он бесстрашен, горд, смел, но зол, находится в постоянном поиске удовлетворения своих амбиций.



У человека, в которого вселяется ракшас, злобный взгляд, сдвинутые брови, резкие движения; он гневлив, раздражителен, топает ногами, бросает предметы, кричит, угрожает, сжимает кулаки, стискивает зубы. Он жаждет подчинения, он запугивает, делает страшное выражение лица; он сильный, хотя ничего не ест; гнев и злоба, переполняющие его сердце, лишают его сна и покоя. Насилие даёт ему силы, распутство приносит ему удовлетворение, жестокость и бесстыдство порождают в нём радость. Преступления для него – хлеб. А отвратительная брань – поэзия. Он мстителен, непредсказуем и ревнив, говорит вызывающе и зло. Из пищи он любит больше всего кровавое мясо, он ест его и не наедается, он любит вино, но долго не пьянеет. Его страсть ненасытна.

Если в человека вселяется пишача, он то смеётся без повода, то плачет без всякой причины. Он не может контролировать ум и язык и поэтому высказывает сумбурные мысли, которые проходят через его ум. Он слезлив, истеричен, склонен к извращениям, постоянно почёсывается, строит гримасы, часто мигает, жалуется на сухость кожи, любит рассказывать о своих несчастьях; рассеян, злопамятен, хитёр, коварен; любит в уединении предаваться низким эротическим фантазиям, ему нравится обнажаться перед другими, общаться с порочными людьми, он ест много, ему нравится несвежая пища с душком и дешёвые крепкие вина. Он подобострастен, пресмыкается перед сильными и насильственен по отношению к слабым.

Если в человека вселяется дух нишада, он перестаёт следить за своим внешним видом, не моется, одевается в старьё, собирает на свалках тряпьё, ненужный хлам; часто его сопровождают грязные бездомные собаки; питается отбросами; предпочитает жить в заброшенных домах или в подвалах; ему нравится проводить время на кладбищах и свалках. Его речь груба и резка. Он агрессивен и труслив. Он может убить даже свою мать и при этом не будет испытывать никакого раскаяния. Чистота, просвещённость и радость других вызывают в нём дикую злобу. Он постоянно занят поисками еды в «мусорных баках» и наслаждается суррогатами алкоголя.

Как избавиться от одержимости?

Общая методика лечения всякой одержимости, согласно аюрведе – произнесение мантр и дхарани, огненные обряды очищения, чтение священных текстов, которые изгоняют демонов, а также лечебные процедуры и лекарственные средства.

А вот методами профилактики являются:

  • недопущение неправильных действий (телом, умом и речью) в стремлении нарушить законы жизни,
  • контроль чувств,
  • памятование о правилах праведной жизни (и следование им),
  • хорошее знание местности проживания и правильные привычки,
  • знание времени (сезона, возраста) и себя самого,
  • мораль и нравственность,
  • планирование действий в соответствии с рекомендациями гороскопа,
  • невступление в контакт с бхутами (демонами).

При слове «одержимость» сразу возникают ассоциации с нечистыми силами, фанатичными верующими и прочими подобными вещами. Но ведь одержимость бывает и вполне земной, далекой от всякой мистики - людьми, идеями, делами.

Впрочем, и в том и в другом случае главный вопрос один: как избавиться от одержимости, как преодолеть болезненную зависимость, с чем бы она ни была связана?

Средневековые представления

Что вообще такое одержимость? Это понятие определяется как состояние полного подчинения разума личности одной идее, одному чувству. В религиозном понимании одержимость возникает из-за вселения в тело человека некой чужеродной сущности. Многие источники перед толкованием слова уточняют, что это термин средневековой и народной медицины, тем самым сразу ставя точки над “i”: в современной психологии такого расстройства не существует.

И действительно, то, что священнослужители рассматривали (да и сейчас рассматривают) как признаки одержимости, в большинстве случаев является симптомами определенного заболевания.

  • Эпилепсия: конвульсии, потеря сознания, своеобразные звуки во время припадков, ощущение контакта с нематериальным после них, полученные во время этого контакта идеи или откровения.
  • Синдром Туретта: расстройство нервной системы, основным симптомом которого становятся множественные моторные тики. В редких случаях эта патология характеризуется таким необычным симптомом, как копролалия - непреодолимое желание нецензурно ругаться без повода.
  • Биполярное аффективное расстройство: резкие колебания настроения – от эйфории до глубокой депрессии.
  • Расщепление личности: в одном теле одновременно находятся несколько личностей, но в конкретный период времени активна только одна из них. Человек действует, как разные люди с разным жизненным опытом, характером, вкусами, идеями, привычками.
  • Шизофрения: галлюцинации, бред, нарушение речи.
  • расстройство личности: театральность поведения, преувеличенная демонстративность выражения эмоций.

Этот список далеко не полон: еще многие и многие симптомы психических патологий могут выглядеть так, как будто человеком и правда управляет нечто вселившееся извне. Если учесть, что большинство таких симптомов неспециалистам неизвестно, а глубоко верующие люди склонны в любой ситуации видеть проявление воли высших сил, становится понятно, почему и в XXI веке идея одержимости как состояния, вызванного сверхъестественной сущностью, которая проникла в тело человека, настолько распространена.

«Я знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть…»

А что, если в тело все-таки что-то проникло, но не бес или демон, а поглощающая все существо мысль, идея, которая не дает покоя ни днем, ни ночью? Вернее, не совсем в тело, а скорее, даже в душу?

Многим знакомо выражение «идея фикс», но немногие знают, что это настоящий психологический термин, введенный в науку немецким психиатром Карлом Вернике.

Идея фикс (или сверхценная идея) - это суждение, выводимое из реального опыта личности, которое сопровождается сильным эмоциональным напряжением и доминирует над всеми другими суждениями. Есть четыре важных для диагностики сверхценной идеи критерия:

  • Во-первых, идея занимает безоговорочное первое место в психике человека. Может начаться, условно говоря, Третья мировая война, но для человека все равно более значимой будет его идея – опять же условно говоря, вывести новую породу кошек.
  • Во-вторых, ярко выражена эмоциональная составляющая, сопровождающая сверхценную идею: ее переживание, связанные с ней успехи и неудачи всегда вызывают сильный эмоциональный отклик.
  • Третий признак определяет главное отличие сверхценной идеи от схожих психических патологий: бреда, паранойи, навязчивостей. В основе идеи фикс всегда лежит реальное событие, пусть самое мелкое, самое заурядное или произошедшее в далеком прошлом. Это всегда преломление конкретного опыта той или иной личности. Ощущение чужеродности мыслей, навязанности извне отсутствует.
  • В-четвертых, у пациента сохраняется критическое мышление (или его проблески), и коррекция с помощью психотерапии может дать ощутимые результаты. Это еще одно отличие идеи фикс от бреда: при нем пациент не в состоянии объективно оценить свои суждения.

Среди самых распространенных сверхценных идей – (склонность в малейшем недомогании видеть серьезное заболевание), идеи ревности, изобретательства, реформаторства и другие. Интересен синдром фантомной беременности, который возникает у женщин с идеей фикс стать матерью.

При нем женщина наблюдает у себя все признаки беременности (тошноту, изменение вкусовых предпочтений, увеличение живота), но в действительности эмбриона в матке нет! Специфического лечения для идей фикс не существует – используются антидепрессанты и разные виды психотерапии.

Некоторые типы личностей больше подвержены возникновению сверхценных идей, чем другие. Если пользоваться терминами теории акцентуаций, то к таким личностям относятся паранойяльные и шизоидные типы. - это крайняя степень выраженности определенных черт характера, находящаяся на границе нормы и патологии, которая позволяет с большей вероятностью предсказать появление одних психических расстройств, чем других.

Так вот, одна из основных черт паранойяльного типа, которая делает его таким уязвимым для сверхценных идей, - завышенная самооценка. А из нее у таких людей вытекает уверенность в безусловной важности их суждений, нужности их поступков - плодотворная почва для возникновения идеи фикс.

Шизоидному типу, помимо прочего, свойственна оторванность от реальности, концентрация на своих внутренних переживаниях и увлеченность ими, необычные хобби и профессии - эти черты и определяют предрасположенность к сверхценным идеям.

Сверхценную идею нужно отделять от плодотворной одержимости делом, которая владеет человеком, сосредоточенным на своей работе и всецело ей преданным. Скольких великих открытий недосчитался бы мир, если бы не одержимые одной идеей ученые, в буквальном смысле посвятившие жизнь своим исследованиям. Хотя, безусловно, есть и обратная сторона медали: одержимость делом может как привести к небывалому успеху, так и стать причиной горького разочарования в случае неудачи.

Свет клином НЕ сошелся

Если признаки одержимости сверхценной идеей в психиатрии выделяются, как мы увидели, четко, то одержимость человеком - случай более сложный. Тут чаще всего речь идет о несчастной любви, о невозможности преодолеть невзаимное чувство. Впрочем, это тоже может выливаться в серьезные психологические проблемы или проявляться соматически (телесно).

Как избавиться от болезненной ? Сначала стоит попробовать решить проблему самостоятельно.

Первый шаг можно описать известной пословицей «С глаз долой - из сердца вон». Отсутствие физического контакта постепенно сформирует и психологическое отдаление. Не нужно искать встречи или, того хуже, преследовать объект страсти. Лучше, наоборот, свести к минимуму возможные точки пересечения. Этот совет распространяется и на виртуальную реальность: не стоит постоянно проверять страницу человека в соцсетях или писать ему.

Дальше нужно попытаться переключить внимание. Отличный способ - физические упражнения, для которых необходима концентрация (например, скалолазание). Книги, музыка, фильмы тоже помогут, только лучше выбирать те произведения, которые не будут напоминать о вашей истории.

Вспомните о том и о тех, что и кого ваша одержимость отодвинула далеко на задний план: работа, хобби, семья, друзья… Пора воплощать в жизнь забытые идеи и планы, завершать заброшенные проекты. Используйте одержимость как стимул для творчества, превратите ее в созидательную энергию. Все мы знаем, что почти за каждым великим произведением искусства стоит история несчастной любви.

Клин клином! Познакомьтесь с кем-то новым, только ни в коем случае не нужно сравнивать его с тем, из-за кого вы оказались в столь плачевном положении. Попробуйте увидеть все то, что может предложить именно новый человек, и никто иной.

Пора формировать другие привычки. Во всем. Освоить новый навык - совет, который, кажется, предлагается при любых психологических проблемах, но от того он нисколько не теряет актуальности. Переключение на незнакомый вид деятельности действительно поможет избавиться от изнуряющих мыслей.

Хорошо помогает и изменение повседневных операций: сменить маршрут от дома до работы (особенно если он проходит через дом того самого человека), пить чай вместо кофе и так далее. Можно сделать перестановку в комнате, поменять стиль одежды, подстричься, в конце концов! Все это обозначит новый жизненный этап, поможет оставить неприятные воспоминания позади.

Нужно понимать, что мгновенных метаморфоз ждать бессмысленно. Процесс освобождения от одержимости будет долгим и скорее всего мучительным, но важно не давать себе слабину и не оглядываться. Не стыдитесь проблемы, не прячьте ее, а наоборот, осознайте ее и боритесь с ней.

Если же вы понимаете, что признаки одержимости не исчезают, то необходима консультация специалиста. Важно не затягивать с визитом, иначе проблема разрастется до серьезных масштабов, и тогда уже с ней будет справиться значительно сложнее. И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

Любите давать советы? Работа-мечта для женщин Как изменить свою жизнь?

Posession; Besessenheit) - понятие, используемое для описания идентификации сознания с бессознательным содержанием или комплексом; наиболее распространенные формы одержимости - одержимость тенью, комплексами противоположного пола, анимой и анимусом.

"Человек, который одержим тенью, всегда пребывает в собственном свете и попадает в собственные ловушки. Везде, где это только возможно, он предпочитает производить неблагоприятное впечатление на других. Удача не сопутствует ему, поскольку он живет ниже своих возможностей, и лучшее из того, что он достигает, ему не подходит. В отсутствие социальной лестницы, по которой он мог бы подняться, такой человек изобретает ее для себя сам и верит в полезность проделанного. Одержимость анимой или анимусом являет иную картину. Прежде всего, подобная трансформация личности дает преимущество чертам, характерным для противоположного пола; в мужчине это женские качества, а в женщине - мужские. В состоянии одержимости обе фигуры теряют свой шарм и свои ценности; они сохраняют их только тогда, когда обращены не к внешнему миру, а вовнутрь, находясь в интровертном состоянии, когда они служат мостами в бессознательное. Обращенная к миру анима оказывается непостоянной, капризной, мрачной, бесконтрольной и чисто эмоциональной; иногда она наделена демонической интуицией, а в остальном беспощадна, хитра, неверна, злобна, двулика и скрытна. Анимус в подобном положении упрям, цепляется за принципы и формальный закон, догматичен, стремится к преобразованию мира, теоретизированию, спорам и господству. Оба схожи своим дурным вкусом: анима окружает себя низкими людьми, а анимус идет на поводу у второсортного мышления" (CW 9i, pars. 222f).

Одержимость

Словообразование. Происходит от лат. obsession - одержимость.

Специфика. Кроме религиозных и идеологических предпосылок в возникновении данного понятия сыграли роль и субъективные переживания больного, для которого болезнь представляется как что-то чуждое и лишающее его власти над своим телом. Различали одержимость внешнюю (circumsessio) и внутреннюю (obsessio posessio). Хотя любая болезнь могла быть объяснена за счет действия злых духов, но прежде всего психические больные (эпилептики, истерики) характеризовались как "одержимые", что было обусловлено, наряду с другим, и тем, что мероприятия по "изгнанию" духов в этих случаях иногда приводили к улучшению состояния больного. Начиная с эпохи Просвещения понятие "одержимости" было вытеснено из западноевропейской медицины, но в обыденном сознании и в традиционной медицине соответствующие представления сохранились почти в полном виде.

Терапия. Процесс изгнания злых духов (экзорцизм) с средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение экзорцистом ряда условий.

Литература. Oesterreich T.K. Die Besessenheit. Langensalz, 1921;

Ringger P. Das Problem der Besessenheit. Zurich, 1953;

Dieckhofer K., Lungerhausen E., Vliegen J. Zur Problem der Besessenheit // Confin. Psychiatr. 14. 1971, S. 203-355;

Zutt J. (Hrsg.) Ergriffenheit und Besessenheit. Bern - Munchen, 1972

Согласно верованиям, для одержимости необходимо вселение сверхъестественной сущности в человека, но иногда источник или источники одержимости могут управлять человеком на расстоянии. Подобные представления появились как попытка объяснить различные заболевания человека.

Бесноватость

Ватиканским университетом (Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum) организованы курсы экзорцизма , в 2008 г. по указанию Папы Бенедикта XVI созданы отряды экзорцистов, в епархиях планируется ввести приходы, специализирующиеся на борьбе с одержимостью.

Известны неоднократные случаи летальных исходов при «изгнании бесов» из «одержимых».

Тема бесноватости весьма популярна в массовой культуре , служит источником сюжетов для книг и фильмов (см. ниже).

Признаки бесноватости

Согласно христианским представлениям, таковы:

Представления в исламе о признаках бесноватости (одержимости шайтанами , джиннами) существенно разнятся. Высказываются мнения, что симптомами беснования являются: неадекватное поведение, галлюцинации , психические патологии, одержимый может страдать потерями сознания, кошмарами , потерей болевой чувствительности или беспричинными болями. Если не принять меры (не изгнать джинна) - одержимый либо сойдет с ума, либо умрет. . По другим представлениям, человек, в которого вселились джинны, демонстрирует аморальное поведение, употребляет алкоголь , произносит богохульства и объявляет себя пророком .

В арабском языке слово маджнун («сумасшедший», «безумный») может толковаться как «одержимый джиннами». Персидское слово дивона («сумасшедший») также означает одержимого дэвом .

Бесноватость в Библии

Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. И все удивлялись величию Божию.
Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса , говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
Тогда пришел Иисус на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

Примеры бесноватости в Средневековье

16-летняя монахиня во Вьенне (Франция) в 1583 году утверждала, что в неё вселилось 12606 бесов, находившихся до этого в стеклянном кувшине в виде комка из мух .

В XVII веке 27-летняя монахиня Элизабет Алье из Гренобля (Франция) утверждала, что одержима бесами. Видели, как она общалась с ними (они были невидимы для других людей). Когда доминиканец брат Франсуа изгонял их из неё, они сообщили через неё, что выходят.

Первая большая эпидемия «одержимости» случилась в 1610 году в Провансе, в Эксе , в монастыре урсулинок. У двух монахинь стали случаться припадки, которые внушили всем уверенность, что эти монахини одержимы дьяволом. Из них попытались изгнать дьявола, но безуспешно. Одна из монахинь заявила, что чародей, наславший на нее дьяволов - патер Луи Гофриди, бывший в то время приходским священником в Марселе. Другая монахиня Магдалина де ля Палю, обезумевшая от страха, созналась в том, что Гофриди испортил её своими чарами и наслал на нее целый легион демонов, а именно 6 666 дьяволов. Инквизитор Михаэлис, которому обе монахини были переданы для заклинаний, донес на чародея Гофриди прованскому парламенту. Несмотря на защиту, которую Гофриди имел в лице марсельского епископа и всего духовенства, он был арестован и предан суду. Обвинение было основано на показаниях этих двух монахинь и Михаэлиса, наблюдавшего во время заклинания, как дьявол обращался с своими жертвами.

«Во время заклинания, - показывал Михаэлис, - Вельзевул продолжал терзать Магдалину, то с силою бросая её на живот, то опрокидывая на спину; до трех или четырех раз он принимался душить её за горло. За обедом демоны продолжали истязать её постоянно, пригибая ей голову к земле, а за ужином они её пытали в течение целого часа, выворачивая ей руки и ноги с такой силой, что у нее кости трещали и все внутренности переворачивались; окончив истязания, они погрузили её в такой глубокий сон, что она казалась мертвой».

Монахини показали, что Гофриди, хотя делал вид, что не ест мясной пищи, на самом деле наедался до отвала мясом маленьких детей, которых он душил или откапывал из могил. Магдалена также показала, что священник совратил ее.
Гофриди клялся именем Бога и святых, что все эти обвинения ложны, но ему не верили, поскольку связь между его чародейством и дьяволами, которыми одержимы монахини, была вполне «установлена» показаниями монахинь.
Гофриди подвергают пытке, чтобы добиться признания, и он сознается во всех преступлениях, в которых обвиняется. Он сознался, что дьявол посещал его часто, что он обыкновенно поджидал сатану у дверей церкви и заразил до тысячи женщин ядовитым дыханием, сообщенным ему Люцифером. «Признаюсь и в том, - говорил он, - что когда я желал отправиться на шабаш, я становился у открытого окна, чрез которое являлся ко мне Люцифер, и вмиг переносился на сборище, где я оставался два, три, а иногда и четыре часа». Ha теле Гофриди нашли в трех местах «печать дьявола», то есть в трех местах тела вонзали иглу и он не чувствовал никакой боли и кровь не текла. После этого его виновность не подлежала сомнению, и 30 апреля 1611 года его сожгли в Эксе.

Такова официальная «церковная» версия произошедшего, тем не менее дело Гофриди очень запутано и крайне противоречиво. Существует несколько точек зрения на эту первую «бесовскую» эпидемию. Одна из версий была изложена выше. Другая связана с самим существованием женских монастырей в Европе того времени. Историки, располагающие многими документальными свидетельствами современников Гофриди, убедительно доказали, что женские монастыри в Европе часто превращались в серали священников и настоятелей.

В монастырях часто воспитывались девочки как из знатных, так и из простых семей. Как правило, в монастыре некоторые из них умирали от скуки и отчаяния. Их поражала жестокая монастырская болезнь, о которой еще в V веке писали ученые - тупая скука, уныние в часы после полудня, тихая грусть, переходившая в страшную слабость или бешеное неистовство. Последнее состояние и было определяющим во время бесовских эпидемий в женских монастырях.

Католическая церковь в это время была поражена распутством. Например, в 1491 году во французском монастыре Кенуа духовник - единственный мужчина, посещавший монастырь, - смог стать любовником всех монахинь. Не был исключением и Гофриди. По мнению историков, именно в роли «всеобщего» любовника он и появился в монастыре урсулинок. Кроме того, абсолютно точно установлен факт, что монахиня Магдалина действительно была его любовницей. Гофриди совратил ее, когда она была еще его воспитанницей.

Гофриди вошел в монастырь в качестве духовника Магдалины, но занялся другим делом. Урсулинки чувствовали его могущество, а поведение безумно влюбленной в него девочки заставило их заключить, что это - могущество дьявола. Всех их охватил страх, а многих и любовь. Воображение разыгралось вовсю, в результате пятеро или шестеро в истерике заявили, что ими овладел дьявол, что и предрешило судьбу священника. Кроме того, историками высказывалась версия, что весь процесс был подстроен политическими соперниками Гофриди.

Известным стало дело о лунденских ведьмах. Эта эпидемия разразилась в 1631 году в монастыре урсулинок в Лудене. Процесс против священника Грандье - почти «близнец» инквизиторского суда над Гофриди. Та же драма, основанная на показаниях истеричных монахинь, обвиняющих священника в том, что он их околдовал. Та же процедура изгнания и заклинаний бесов и суда над духовником одержимых.
По одной из версий, выдвигаемых историками, молодой священник Грандье, прибывший из Бордо в провинциальный Луден, был просвещён, любезен, обладал даром хорошо писать и еще лучше говорить. В короткое время он перессорил весь городок, причем женщины были за него, почти все мужчины - против. Он становится заносчивым, несносным, старается поразить всех своим великолепием; отпускает насмешки по адресу кармелитов, говорит с кафедры дерзости против монахов вообще. На его проповеди собиралась такая толпа, что можно было задохнуться. Жена королевского адвоката была необычайно нежна к нему, а у дочери королевского прокурора родился от него ребенок.

В Лудене был совсем небольшой монастырь урсулинок из благородных и бедных девиц. Сам по себе монастырь был беден, при его основании ему было дано только помещение - старая гугенотская школа. Настоятельница, дама из очень знатной и родовитой семьи, горела желанием расширить и обогатить монастырь, сделать его известным. Весьма возможно, что она пригласила бы к себе Грандье, но в монастыре уже был в качестве руководителя священник, имевший прочные связи в краю, близкий родственник двух главных чиновников города - каноник Миньон. И вот оба они из признаний исповедующихся монахинь (настоятельница также исповедует своих монахинь) делают заключение, что молодые монахини только и мечтают, что о Грандье, только и говорят о нем.

«Заговорщики» - каноник Миньон и настоятельница, а также еще двое именитых и обиженных Грандье горожан среди покровительствуемых ими бедняков находят двоих человек, которые соглашаются громко заявить, что больше не могут терпеть у себя такого развратного священника, колдуна, дьявола, вольнодумца, который «в церкви становится только на одно колено», что он насмехается над всеми постановлениями и дает разрешения в ущерб правам епископа.
Церковным судом в Пуатье Грандье был приговорен к отбытию покаяния и изгнанию из Лудена, то есть был обесчещен как священник. Но светский суд, пересмотрев дело, нашел Грандье невиновным.

Оправданный Грандье, вместо того чтобы покинуть Луден, решил воспользоваться победой и остается в городе. Кроме того, он угрожает своим врагам и требует удовлетворения. Не находя других средств, они используют помощь урсулинок.
Луденская история началась с того, что настоятельница и некая послушная ей монахиня начали биться в конвульсиях и бормотать на дьявольском наречии . Другие монахини принялись им подражать. Приступили к заклинанию духов, но во время заклинания спазмы и галлюцинации одержимых ещё более усилились: они ложились на пол, ползали на животе, высовывали язык, который делался совсем черным, испускали крики, мяукали, лаяли и бредили. В бреду каждая рассказывала о своем дьяволе, какой он имеет вид, что он делает с нею, при этом они произносили богохульственные речи. Некоторые из них впадали в каталептическое состояние и делались

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то