Лекция по курсу «хороведение» «репетиционная работа в хоре» Исследуемые вопросы. Работа с хором

Каждый хормейстер, изучавший курс хороведения, знает, что эле-менты хоровой звучности – это основные компоненты, без которых, со-гласно указанию П. Г. Чеснокова, невозможно существование хора как ху-дожественного коллектива. В данной главе мы будем рассматривать особенности работы над тремя основными элементами хоровой звучности: ансамблем, строем и дикцией.

Ансамбль (франц. ensemble – вместе) в науке о хоре понимается как согласованность исполнения, уравновешенность, соответствие в звучно-сти. Наиболее полно теоретические и методические аспекты хорового ан-самбля раскрыты в трудах П. Г. Чеснокова и А. Г. Дмитревского.

Именно в ансамблевом исполнении проявляется коллективный ха-рактер творчества певцов хора. Они должны уметь подчинить свою инди-видуальность вокально-исполнительским требованиям хора в решении общих, коллективных задач.

Уже на этапе комплектования певческого коллектива дирижеру-хормейстеру следует обращать внимание на количественное и качествен-ное соответствие между составами хоровых партий, на тембровую слит-ность родственных голосов внутри партии. И хотя это выполнить не всегда просто, стремиться к этому необходимо, так как диспропорция в количест-венном составе певцов, неравноценность их по звучанию, силе, тембру, наличие певцов с серьезными дефектами сильно затруднит работу над ан-самблем в хоре.


Общий хоровой ансамбль зависит от сформированности в хоровых партиях (частных ансамблях) таких его элементов, как интонационный, метроритмический, темпово-агогический, динамический, тесситурный, тембровый, фактурный. Перечисленные элементы ансамбля очень взаимо-связаны и взаимозависимы, но все они могут быть выработаны в хоре лишь при наличие унисонного звучания в каждой партии.

Хороший интонационный ансамбль хоровых партий является фун-даментом для общехорового строя. В интонационном ансамбле важную роль играют единая манера голосообразования и интонирования, выстро-енность голосов. Для достижения и совершенствования интонационного ансамбля С. А. Казачков рекомендует использовать следующие способы: «подравнивание к ведущим, наиболее опытным певцам, к тону, заданному дирижером, к строю сопровождения» .



В работе над метроритмическим ансамблем в начинающем хоре следует обращать внимание на формирование у певцов ощущения метри-ческой пульсации, т. е. чередования сильных и слабых долей. Для этого можно предложить им выделить голосом или ударом ладоней сильные

и относительно сильные доли тактов, на которые обычно приходятся грамматические ударения в словах и логические ударения в музыкальных фразах.

Важным условием хорового исполнительства является ритмическая организованность коллектива. «Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различие разных по продолжительности длительностей – навык, органически присущий всякому музыканту, – играет в хоровом ис-полнительстве, основанном на согласованном, синхронном “произнесе-нии” мелодии всеми певцами, особую роль. Он создает у них базу для вы-работки ощущения смысловой единицы в ритмической организации музыки, как относительно завершенных элементов в целостном метрорит-мическом орнаменте произведения» . В работе над ритмическим ансамблем в хоре могут быть рекомендованы следующие приемы: интони-рование музыкального материала с использованием ритмослогов на этапе разучивания упражнения или произведения, сольмизирование поэтическо-го текста в темпоритме произведения; пение на основе внутридолевой пульсации; включение специальных метроритмических упражнений в рас-певание и др.


Работу над темповым ансамблем (лат. tempus – время) в необучен-ном хоре следует начинать с умеренных темпов. От певцов следует доби-ваться точного «вхождения» в темп, удерживания его в неподвижных и особенно в подвижных нюансах (не ускорять при пении на крещендо и не замедлять – на диминуэндо). Необходимо помнить, что процесс формиро-вания темпового и метроритмического ансамбля тесно связан с выработ-кой певцами навыка одновременного взятия дыхания, певческой атаки, снятия звука, а значит, умения петь по сигналу дирижерского жеста.

Как известно, в музыке существует три группы темпов: медленные, умеренные, быстрые.

Группа медленных темпов (40–60ударов в минуту по метроному Мен-целя (М. М.):

Largo лярго широко
Lento ленто протяжно
Adagio адажио медленно
Grave гравэ тяжело
Группа умеренных темпов(60–100ударов по метроному)
Andante андантэ не спеша
Sostenuto состэнуто сдержанно
Commodo коммодо удобно
Andantino андантино подвижнее, чем андантэ
Moderato модэрато умеренно
Allegretto аллегретто оживленно
Группа быстрых темпов(100–140ударов по метроному):
Allegro аллегро скоро
Vivo виво живо
Presto прэсто быстро
Animato анимато воодушевленно
Prestissimo прэстиссимо очень быстро

Выстраивая темповый ансамбль в произведении, дирижеру хора необходимо найти нужную скорость исполнения, чтобы не исказить образную сферу и настроение произведения. На выбор темпа влияют инто-национная и ритмическая сложность хоровых партий, неустойчивая гармония и тональный план, склад изложения произведения и т. д. Если

в произведении композитор не конкретизирует темп метрономическим указанием, а лишь ремарками con moto (подвижно), maestoso (торжествен-но, величественно), ad libitum (по своему усмотрению), то следует опреде-


ляться со скоростью исполнения исходя из целостного восприятия произ-ведения: характера, фактурных сложностей, жанрового своеобразия, традиций исполнения и т. д. Например, темп маршевых произведений для хора должен соответствовать поступи шага, темп танцевальных произве-дений – темповым традициям танцевального жанра (полька – быстро, по-лонез – умеренно, величественно и т. д.). Известно, что в маршевых и тан-цевальных хоровых произведениях агогические изменения (замедления и ускорения) используются очень редко, в основном в заключительных ка-денциях. Агогика характерна в основном для жанров песни и хоровой ми-ниатюры. Практический опыт показал, что к освоению агогики (подробнее на с. 85–87) можно приступать лишь тогда, когда певцы хора научатся петь «по руке» дирижера (четко вступать и заканчивать музыкальную фразу без сокращения или удлинения указанных нотных длительностей).

Работа над динамикой в хоре начинается с неподвижных нюансов (mf, mp), с помощью которых выравниваются разные по силе и громкости голоса, выстраивается первоначальный динамический ансамбль. Расшире-ние динамических возможностей тесно связано с формированием красиво-го пиано и звучного форте в певческом коллективе. Подвижные нюансы включаются в работу несколько позднее, когда хор осваивает технику ре-гулирования дыхания и громкости звука. Первоначально осваивается кре-щендо, а затем диминуэндо. Это связано с тем, что неопытным певцам легче контролировать дыхание при нарастании звучности, нежели при за-тихании.

Работа над динамическим ансамблем значительно упрощается тогда, когда в исполняемой музыке используется нюансировка, соответствующая естественной природе звучания партий на данной высоте. Поэтому чрез-вычайно важно, чтобы на этапе планирования репетиционной работы ди-рижер предусмотрел нюансы, соответствующие динамическим возможно-стям хоровых голосов. В этом проявляется взаимосвязь динамического и тесситурного ансамбля.

Основным методом работы над тесситурным ансамблем (естествен-ным, искусственным, смешанным) является метод динамический коррек-ции. Он помогает либо выровнять динамическую линию музыкального материала партитуры, либо расчленить за счет введения новых нюансов, соответствующих динамическим зонам певческих голосов, а также эмоционально-образной сфере произведения. С помощью метода динами-ческой коррекции преодолеваются исполнительские трудности в произве-дениях, где предложенные композитором нюансы превышают исполни-


тельские возможности хоровых партий. Этот метод также используется

в практике хоров с ограниченными техническими возможностями.

В начинающем хоре проблема тембрового ансамбля (франц. тimbre – окраска звука) обычно стоит очень остро. В таком коллективе работа над ансамблем направляется на устранение тембровой пестроты в хоровых партиях, на создание целостных тембровых сочетаний в хоре. Яркость тембровых красок, как известно, зависит не только от природных данных певческих голосов, но и от вокальной работы, проводимой в коллективе. Руководителю хора необходимо постоянно следить за правильной манерой звукообразования у певцов, за естественным процессом звукоизвлечения, что исключало бы форсированность или некоторую аморфность и вялость фонации.

Давно замечено, что тембровые качества голоса значительно обога-щаются тогда, когда в нем присутствует вибрато (итал. vibrato – колебание). Наличие естественного вибрато в певческом голосе свидетель-ствует о правильном звукообразовании, о мышечной свободе голосового аппарата. Вибрато, с одной стороны, придает хоровым голосам полетность, эмоциональную наполненность, а с другой – помогает выдерживать значи-тельные певческие нагрузки.

Работа над тембровым ансамблем тесно связана с воспитанием

у певцов тембрового слуха. Как показала практика, в этом определенную помощь может оказать ассоциативный метод. Если дирижер будет прово-дить параллели между музыкальным и эмоциональным восприятием, слуховыми и зрительными образами, использовать словесный коммента-рий к разучиваемым произведениям, то он может помочь певцам быстрее понять художественную суть исполняемой музыки и найти соответствую-щие краски в певческом звуке. Работа над формированием тембрового ан-самбля должна проходить как в процессе разучивания репертуара, так и на упражнениях. Для этого во время распевания можно предложить певцам исполнить упражнения с разным настроением (драматично, с юмором, радостно, грустно). Можно использовать в упражнениях элементы игры и театрализации, давая возможность певцам выбирать в соответствии с об-разом и с характером исполнения необходимые для этого мимику, тембр, артикуляцию. Чем богаче палитра эмоциональных состояний, тем красоч-нее тембровая палитра, а значит, и активнее воздействие на эмоциональное состояние слушателей.


Важную роль в достижении тембровой выразительности и темброво-го ансамбля играют следующие моменты: способ расположения коллекти-ва на репетиции и на концертной эстраде; эмоциональный настрой певцов

и используемая ими манера артикуляции гласных (сомбрированная, открытая, полуоткрытая); понимание певцами стиля, образной сферы, характера исполняемых произведений и использование сознательного окрашивания голоса в нужный «цвет».

Дирижеру-хормейстеру при выстраивании фактурного ансамбля

в хоре следует помнить, что он во многом зависит от фактурных особенно-стей произведения. В широком смысле фактура – это совокупность выра-зительных средств изложения музыкального материала. В более узком смысле фактура – это склад письма: монодический (одноголосный), гар-монический, гомофонно-гармонический, полифонический, смешанный.

Хоровая наука выделяет следующие виды фактурного ансамбля

1. Ансамбль как полное и относительно полное динамическое равно-весие в звучности между хоровыми партиями.

Этот вид ансамбля характерен для сочинений гармонического и гомофон-но-гармонического склада.


ся хороших ансамблевых качеств в хоре не только с точки зрения техники слитности, но и с точки зрения выразительности и соответствия эмоцио-нально-образной сфере музыкально-поэтического текста.

2. Ансамбль при сопоставлении различных по значению музыкально-тематических элементов.

Этот вид хорового ансамбля типичен для полифонических сочине-ний. В произведениях, имеющих имитационно-полифонический, подголо-сочный, контрастно-полифонический склад изложения, основные задачи исполнителей должны быть направлены на рельефное проведение и сопос-тавление различных по значению музыкально-тематических элементов. Основная трудность для певцов хора при исполнении полифонических произведений – это умение переключаться с более яркого, выпуклого проведения тематического материала на музыкальный материал второго плана. В полифонических произведениях дирижер должен приучать пев-цов слышать всю фактуру сочинения, следить за мотивными и тематиче-скими проведениями, находить интонационные, ритмические, ладово-модуляционные ориентиры для вступления вместе со своей партией.

В приведенном ниже фрагменте сочинения А. Давиденко главная те-ма, проводимая в басах, должна звучать довольно ярко в первом, втором, третьем, пятом и шестом тактах. В четвертом, седьмом и восьмом тактах на первый план выходит имитационное проведение темы в партиях жен-ских голосов и теноров. Рельефное проведение основного тематического материала зримо создает картину разбушевавшегося моря и вздымающих-ся волн. Этому способствует удобная тесситура басовой партии и довольно низкое изложение имитирующих голосов, создающих определенный тем-брово-эмоциональный колорит.


3. Ансамбль в звучности между солирующим голосом и аккомпане-ментом хора.

Пение солиста и хора – один из наиболее часто встречающихся видов ансамблирования в исполнительской практике хоров. Хор, аккомпа-нирующий солисту, должен звучать динамически тише, как бы оттеняя сольную партию. Родственная солисту по типу голоса хоровая партия должна контролировать свои эмоции и динамику, чтобы не произошло заглушения хором голоса солиста.

4. Ансамбль в звучности между хором и инструментальным сопро-вождением.

При выстраивании ансамбля хора и инструментального сопровожде-ния дирижеру необходимо предварительно разобраться в выразительности фактуры и соотношении музыкального материала хора и сопровождения. Инструментальное сопровождение может гармоническим фоном поддер-живать хор и звучать динамически тише, а может иметь самостоятельное изложение и исполняться в равной динамике с хором, а иногда и домини-ровать в общем ансамбле.

Ансамбль хора – это многогранное явление, требующее от дирижера

и певцов хора определенных теоретических знаний, а также практических умений и навыков.

Работа над хоровым строем

Без хорошего строя и чистого интонирования трудно представить любое музыкальное исполнение, в том числе и хоровое. В практике хоро-вого пения используется два вида строя: зонный (при исполнении музыки

а капелла) и темперированный (при исполнении хоровой музыки в сопро-вождении инструмента). В темперированном строе (лат. temperatio – соразмерность) высоту тона задает музыкальное сопровождение инстру-мента и хор должен интонационно ансамблировать с ним. Обретая новые краски инструментального звучания, хор при этом теряет свое темброво-интонационное своеобразие, которое в полной мере проявляется в пении а капелла. В условиях исполнения а капелла, когда хор звучит как самостоя-тельный музыкальный инструмент, певцы поют, опираясь на свои слухо-вые ощущения и представления звуковысотных отношений в мелодии и гармонии. Поэтому столь важными в акапельном звучании становятся не


только настройка хора в целом, но в особенности умение каждого певца держать и при необходимости корректировать интонацию в разных ладах, темпах, ритмах, нюансировке и т. д.

Теоретические и методические аспекты хорового строя а капелла были впервые обобщены П. Г. Чесноковым в книге «Хор и управление им». К хоровому строю Чесноков относил «правильное тонирование ин-тервалов (горизонтальный строй) и правильное звучание аккорда (верти-кальный строй)» . В последующих научно-методических работах сохраняется определение строя как правильного интонирования звуков, как чистоты интонирования в пении. Развитие хоровой науки показало, что

в пении без сопровождения инструмента, так же как и при игре на музы-кальных инструментах с нефиксированной высотой, исполнители пользу-ются зонным строем. Этот вид строя отличается от темперированного тем, что в рамках интонационной зоны музыканты могут варьировать интона-ционные оттенки звука. С появлением теории зонного строя были внесены некоторые коррективы в понимание строя хора а капелла, он стал рассмат-риваться как процесс интонирования в хоровом пении, связанном с отсут-ствием темперации.

Пение в зонном строе осуществляется по определенным правилам, которые певцы постигают в репетиционной и концертной практике. Уча-стники хора должны быть воспитаны и обучены так, чтобы четко и точно настраиваться на заданный хормейстером тон; чутко реагировать на необ-ходимость завысить или «притупить» интонацию, либо спеть ее устойчиво

в нужном темпе, ритме, нюансировке и т. д. Для этого необходимо после-довательно и систематично развивать у певцов хора музыкальный слух во всех его проявлениях: мелодический, гармонический, тембровый, внут-ренний и др.

В работе над строем чрезвычайно важен внутренний слух, так как он помогает певцам предварительно услышать то, что необходимо исполнить. Умение предслышать звучание отдельных ступеней лада, интервалов и ак-кордов позволяет певцам петь интонационно чисто.

Музыкальный слух плодотворно развивает сольфеджио. Об этом знают хормейстеры и стараются использовать в работе с начинающим хором некоторые методы и приемы сольфеджирования (подробнее на с. 37–39). Развивает музыкальный слух и пение по нотным партиям или партитурам. Визуальный контроль за движением мелодии, своеобразием


ритма, интервалов и тесситуры хоровой партии развивает музыкальный слух певца, формирует умение предслышать интонацию. Полезно в нотном тексте партий использовать стрелки – пометы для напоминания о наиболее трудных эпизодах музыкального материала и контроля за ними. В процес-се работы над разучиванием произведения можно использовать такие приемы, как пение вслух и «про себя», «подключение» хоровых партий к общему звучанию и «отключение» от него, и др.

Важнейшее условие для мелодического (горизонтального) и гармо-нического (вертикального) строев – это унисон. По определению Н. В. Ро-мановского, унисон – это «слияние певцов отдельной партии в единый хо-ровой голос» . Хороший унисон в хоре зависит не только от природных музыкальных данных и развитости слуха у певцов, но и от серьезной вокальной работы в коллективе, от умения участников хора ко-ординировать слуховые представления и певческую фонацию.

В методике работы над мелодическим строем до сего времени актуальными остаются правила интонирования мелодических интервалов П. Г. Чеснокова. В соответствии с правилами Чеснокова большие интерва-лы интонируются с односторонним расширением, а малые – с односторон-ним сужением. Но при этом современная хоровая методика рекомендует

в работе над мелодическим строем обращать внимание на ладо-тональные устои (константы), с которыми взаимосвязываются другие интонационные комплексы. Константы – это те «более интонационно устойчивые звуки, по отношению к которым регулируется интонирование других, менее устой-чивых ступеней» . В связи с этим в мажоре I и V ступени должны интонироваться устойчиво, III ступень – высоко, а остальные ступени должны исполняться в соответствии с правилами Чеснокова.

При исполнении минорных последовательностей рекомендуется чуть завысить I и V ступени и устойчиво проинтонировать III ступень (как то-нику параллельного мажора), остальные ступени исполнять по правилам Чеснокова, т. е расширяя большие интервалы и суживая малые.

После освоения диатонических последовательностей можно посте-пенно приступать к изучению и исполнению хроматических. Желательно сначала это делать на несложных упражнениях, построенных на опевании малых и больших секунд, а затем постепенно расширять объем хроматиче-ского движения до октавы. Хроматическая гамма усваивается по следую-щим правилам: диатонические интервалы (например, ми – фа, соль диез – ля)


интонируются узко, близко, а хроматические (ре – ре бемоль, фа – фа диез) – более широко; в восходящем движении хроматические полутоны интони-руются с тенденцией к завышению, а диатонические – к понижению;

в нисходящем движении диатонические интервалы завышаются, а хрома-тические – понижаются.

Экспериментально доказано, что интонирование мелодических ин-тервалов происходит в более широкой зоне, чем интонирование гармони-ческих. В связи с тем, что в гармонических интервалах и созвучиях певцы хора острее ощущают нестройность, то обычно горизонтальный хоровой строй корректируется вертикальным. Замечено, что в созвучиях под влия-нием гармонической вертикали большие интервалы могут сужаться, а ма-лые – расширяться.

Исследования показали, что при выстраивании гармонических ин-тервалов необходимо добиваться наибольшей слитности чистых интерва-лов, как наиболее чувствительных к точности настройки. Гармонические интервалы по отношению к точности интонирования разделяются на ста-бильные (чистые кварты, квинты, октавы), имеющие узкую зону интони-рования, и вариационные (секунды, терции, сексты, септимы), допускаю-щие некоторую свободу в интонационных вариантах. При выстраивании созвучий хормейстер должен понимать их взаимосвязь с ладово-гармоническим окружением и обращать внимание, с одной стороны, на динамику интонирования аккордов, стремящихся к разрешению, а с дру-гой – на стабильность интонирования тонических аккордов, завершающих музыкальные построения.

Размышляя о роли хоровой теории в практике работы над хоровым строем, С. А. Казачков советовал молодым дирижерам: «Правила хорового строя указывают лишь на основную, типичную тенденцию, обнаруживае-мую в практике пения, что не исключает индивидуальные отклонения и пародоксальные случаи, учесть которые заранее не представляется воз-можным. Поэтому слух, музыкальный вкус, чувство стиля, внимание, со-образительность и терпение во всех случаях остаются самыми надежными и верными помощниками дирижера в его работе над строем» .

Дефекты строя часто связаны со звукообразованием у певцов. К про-блемам в строе могут привести: нестабильность певческого дыхания, не-правильная атака звука, невыровненность регистров голосов хора, низкая


певческая позиция и др. Вокальное воспитание, как и воспитание музы-кального слуха, являются важнейшими факторами хорового строя.

Среди приемов работы над строем в хоре выделим некоторые:

Пение нотами, с использованием различных слогов, закрытым ртом для выстраивания темброво-интонационного ансамбля;

Интонирование «по руке» дирижера трудных для восприятия пев-цами хора мелодических и гармонических построений в произвольном темпе и ритме, с использованием фермат;

Пение вслух и «про себя», произвольное «подключение» и «отклю-чение» партии от общего звучания хора «по руке» дирижера для формиро-вания внутреннего слуха;

Использование транспозиции на этапе разучивания произведения при неудобной (очень высокой или низкой) тесситуре;

Включение мелодических и гармонических фрагментов разучивае-мых сочинений в распевание хора с целью шлифовки и соединения со все-ми необходимыми средствами выразительности.

По наблюдениям исследователей Н. Гарбузова, Ю. Рагса, О. Агарко-ва и других, на интонирование и строй влияет «степень эмоционального восприятия музыки исполнителем, характер музыкальных образов, звуко-высотный рисунок мелодии, ее ладогармоническое и метроритмическое строение, тематическое развитие произведения, тональный план, динами-ческие оттенки, темп, ритм, а также синтаксические элементы музыкаль-ной формы» [цит. по: 3, с. 144].

Строй трудно отнести к сугубо технической категории. Хоровой строй тесно связан с творческим процессом разучивания и концертного исполнения репертуара, в котором интонационные краски звука взаимо-действуют с другими средствами выразительности и подчас зависят от них.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

хоровой репетиционный ансамбль пение

Введение

3. Понятия ансамбль и строй

Заключение

Список литературы

Введение

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организаторские возможности хоровой музыки огромны.

Хоровое пение наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя-хормейстера хоровое пение - действенное средство музыкально-эстетического воспитания учащихся. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью руководитель детского хора воспитывает в детях эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.

В хоровом исполнительстве принято различать основные направления - академическое и народное, характеризуемые различиями в манерах исполнения. В данной работе я указываю на различия в этих двух манерах исполнения.

Процесс разучивания песен и хоровых произведений требует постоянной тренировки и умения вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить ее и запоминать. Пение воспитывает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив.

Одна из особенностей хорового пения - возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных.

Пение - это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения - сольного и хорового - укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; положение тела во время пения(певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья школьников.

Используя хоровое пение как средство музыкального воспитания учащихся, хормейстер ставит перед собой следующие задачи:

Развитие у детей интерес и любовь к хоровому пению;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;

Формировать художественный вкус;

Прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;

Всестороннее развивать музыкальный слух - мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый.

В данной работе я предлагаю рассмотреть комплекс распеваний и упражнений для смешанного русского народного хора, некоторые дефекты исполнения и способы их устранения.

1. Отличия академического хора от народного

Академический хор в своей деятельности опирается на традиции оперного и камерного жанра. Они имеют единое условие вокальной работы - академическую манеру пения, которая обладает более прикрытым звуком, для неё необходим большой зевок. Звук направляется в купол, который создает верхнее небо. Обладает наиболее развитым головным резонатором. Академический хор так же отличается диапазоном. Например, диапазон смешанного академического хора по П.Чеснокову от "соль" контроктавы до "до" третьей октавы.

Народный хор - вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями, такие как хоровая фактура, голосоведение, вокальная манера. Народные хоры строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций, что определяет разнообразие составов и манеры исполнения.

Русской народной хоровой культуре близки хоровые традиции славянских народов - украинского, белорусского, а также некоторых народностей населяющих Россию - коми, чувашей, удмуртов и так далее. Голоса певцов отличаются резким разграничением регистров, большей открытостью звука.

Общий диапазон русского народного хора по В.Самарину от "фа" большой до "си бемоль" второй октавы.

2. Дефекты пения и их устранение

У каждого певца есть свои достоинства и недостатки. Голосовые дефекты могут быть приобретены еще со школьной скамьи в процессе обучения пению у неопытных педагогов, в результате неверно определенного типа голоса, могут также зависеть от природных дефектов в строении голосового аппарата.

Наиболее часто встречаются такие дефекты как: горловое пение, низкая певческая позиция, носовой призвук, зажим нижней челюсти, форсировка. Горловое пение пожалуй, один из наиболее часто встречающихся дефектов голосоведения. При пении "горлом" голосовые связки испытывают что-то вроде спазма, они теряют способность свободной вибрации, фазы смыкания и размыкания связок по времени становятся практически одинаковыми, и даже фаза смыкания может превосходить фазу размыкания. В женских голосах горловое звучание в грудной части диапазона приводит к жесткому, напряженному тембру. Если есть "горлинка" в верхней части диапазона, то верхи звучат без вибрации, излишне прямолинейно, резко, сдавленно, пронзительно. В мужских голосах этот дефект чаще связан с применением открытого звучания без прикрытия. Пение "горлом" также бывает связано с форсировкой звука. Снять горловое звучание очень трудно. Главное -- правильно определить его причину. Бывает, что этот дефект можно устранить работой над дыханием, укрепляя и углубляя опору. Возможно и применение мягкой или придыхательной атак.

Так же бывают случаи когда горловое звучание приобретает чрезмерно прикрытый голос, тогда нужно отказаться от этого приема и наладить голосоведение на более открытом звуке, а затем перейти к более верной технике прикрытия. Зажим нижней челюсти и языка сказывается на голосоведении. При этом дефекте слышится звук напряженный, тусклый, заваленный назад, ход вверх осуществляется "поддаванием" воздушной струи под связки. Устраняется зажим челюсти и словесным объяснением о ее работе, и показом педагога, пением упражнений на букву "а", а также путем пения упражнений с чередованием гласных. Зажатость (иными словами, тот же "горловой призвук") звука зависит от неправильной работы голосовой щели, смыкание которой происходит слишком долгое время. В этом случае следует перейти к придыхательной атаке и начать постепенный переход к мягкой атаке. Для снятия этого зажатия рекомендуется и овладение приемом прикрытия звука, пение на гласные "у" и "о".

У мужчин к исправлению работы голосовой щели ведет и пение фальцетом, поскольку при таком пении связки смыкаются не полностью. Дефекты тембра : носовой призвук, заглубленный звук, "белый" звук. В обзоре акустических свойств голоса называлась причина первого вида из вышеназванных дефектов тембра. В носоглотке при мало приподнятом нёбе образуется канал, длина которого такова, что в нем поглощаются частоты около 2000 Гц; их отсутствие и воспринимается нашим ухом как носовой призвук. Для ликвидации этого дефекта нужно активизировать работу мягкого нёба. Аналогичный прием можно использовать при пении "белым", то есть переближенным, звуком. Полезны в этом случае будут упражнения с гласными "у" и "о" с добавлением согласных "к" и "г", которые формируются в глоточной полости.

Проблему заглубленного звука можно исправить, предлагая ученику упражнения, содержащие сочетания близко произносимых согласных и гласных.

Форсировка . Форсированный голос звучит напряженно, надсадно и нарочито громко. Для людей с большим объемом голоса громкое его звучание -- естественный процесс, при котором голос не теряет красоты вибрато. "Раз утраченная нежность голоса не возвращается никогда", -- писал педагог М. Гарсиа. Форсировка приводит к детонации, искажает тембр. При таком пении теряется полетность звука, а с ней и способность "пробивать" зал, хотя поющему кажется, что его голос звучит необыкновенно сильно и, как считают неопытные певцы, должен быть хорошо слышен на фоне оркестра и в зале. В случае такого дефекта можно порекомендовать перейти на более лирический репертуар, который бы не провоцировал петь "большим" голосом на эмоциональном подъеме. Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически неудобных условиях: пение в заглушённой комнате, где много мягкой мебели, поглощающей звук. Певец начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые складки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту. В лучшем случае придется несколько дней молчать. При подключении же верхних резонаторов голос не только будет звучать громче, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом. Первый вид форсировки звука возникает когда певец пытается перенести ответственность за громкость с верхнего резонатора на дыхание.

Второй вид форсировки возникает в том случае, когда человек, недавно занявшийся пением, берет на себя непосильно большие нагрузки. Например, пытается спеть высокую ноту или поет слишком долго. В качестве совета: пока вокальный аппарат не окрепнет, не форсируйте события - пойте в середине вашего диапазона и не более 30--40 минут в день, лучше с перерывами на отдых. Если после ваших занятий голос сел, и вам трудно говорить -- сократите занятие на 10 минут. Если это не помогло, продолжайте сокращать ваши занятия до нахождения оптимального времени. В начале обучения необходимость петь упражнения, как правило, не ставится под сомнение. Действительно, на упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пения. Они обычно подобраны так, чтобы, вызывая наименьшие трудности при исполнении, вырабатывать правильные певческие навыки. Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному. Когда же появляются первые успехи, начинающий певец зачастую перестает уделять упражнениям достаточно внимания, и в результате оказывается отброшенным назад не некоторое время. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками, как только певец теряет бдительность. Скорее всего, правильная координация вернулась бы к нему, если бы он был в состоянии "посидеть на вокальной диете", то есть не петь некоторое время ничего, кроме упражнений, а затем медленно добавлять выученный старый репертуар, а потом уже изучать новое.

В своей работе я рассмотрела лишь некоторые дефекты пения и способы их устранения. Следует заметить, что каждый дефект встречается не в одиночку, а потому причины его возникновения определяются довольно сложно. Обобщая сказанное, подчеркнем, что нескоординированная работа всех частей организма, участвующих в процессе голосообразования, приводит к отклонениям от идеального голоса, к которому стремится обучающийся. Вокальный слух педагога и собственное понимание проблем голосоведения помогут верно выявить причину дефекта и найти правильный способ их устранения.

3. Понятия ансамбль и строй

Ансамбль - это уравновешенное и однотембренное звучание певцов в каждой партии и уравновешенное звучание всех партий в хоре.

Для достижения ансамбля в хоре требуется: одинаковое количество певцов в партии, профессиональные качества певцов, однотембровость. Необходимо, чтобы тембры голосов дополняли друг друга и таким образом сливались при условии равновесия в силе звука.

Строй хора - это чистота интонирования в пении. Строй является одним из главных элементов хоровой техники. Он требует постоянной кропотливой работы, неослабного внимания исполнителей во все моменты звучания хора. Особенно труден строй хора без инструментального сопровождения, так как здесь певцы интонируют опираясь только на собственные слуховые ощущения. В связи с этим острота, четкость и определенность интонации становятся не только необходимыми для выразительного исполнения, но и средством, укрепляющим и выравнивающим хоровой строй и потому одним из важнейших качеств хоровых певцов и дирижеров. Строй хора делится на строй мелодический - горизонтальный, т. е. строй хоровой партии, и строй гармонический - вертикальный, т. е. строй общехоровой. Мелодический и гармонический строй представляют собой одно органическое целое и разделять эти два строя на две отдельные составные части ни в коем случае нельзя. Если исполняется мелодия одной хоровой партией, то каждый звук этой мелодии является звуком какого то гармонического аккорда, хотя и не воспроизводимого, но мысленно звучащего. Следовательно, каждый звук мелодии интонационно связан с опорными звуками гармонии, которую мы ощущаем своим внутренним музыкальным слухом. Этот слух не у всех одинаково развит, но певец, а тем более дирижер обычно ощущают эти гармонии. При таком более или менее развитом внутреннем музыкальном слухе интонирование мелодии будет всегда чистым. То же самое можно сказать и о вертикальном строе. Отдельных гармонических аккордов, не связанных между собою мелодической линией, не бывает в произведении. В отдельных случаях мелодия может быть менее выявлена, или передана солисту, но она всегда существует. Без мелодии не может быть гармонии. Из всего, сказанного выше, следует, что строй хора - это органическое единство мелодическо - горизонтального и гармоническо - вертикального интонирования музыкальных звуков в пении.

Заключение

Принципы работы с хором строятся, прежде всего, на осмыслении и обобщении практики, передового исполнительского и педагогического опыта. В поле зрения находятся вопросы организации хорового коллектива, репетиционного процесса; работа над хоровым строем, ансамблем, дикцией; методы разучивания произведения, вокальной работы и т.д. Лишь непрестанный труд и поиск новых методов, решений тех или иный проблем способны принести желаемый результат.

Список литературы

1. Бараш А.Б. Поэма о человеческом голосе. - М.: Композитор, 2005.

2. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 352 с.

3. Чесноков П.Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. - М.,1961

4. http://kuzenkovd.ru/

5. http://сайт

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Пространство сцены и пространство сознания пианиста-концертмейстера хора. Текст хорового произведения в воспроизведении концертмейстера хора. Типы нотного текста и методические опыты освоения. Язык дирижера как составляющая текста изучаемого произведения.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2011

    Словарь посвящен наиболее острым проблемам вокальной педагогики и предназначен для профессиональных певцов и всех истинных любителей классического пения. Вопросы вокальной педагогики, существующие в мировой эталонной школе вокального искусства.

    научная работа , добавлен 17.01.2008

    Полидеятельностный характер дирижерской деятельности. Технический профессиональный аспект взаимоотношения дирижера и хора с точки зрения технической и эмоционально-психологической составляющей. Компоненты творческой атмосферы хорового коллектива.

    реферат , добавлен 12.11.2015

    Общие сведения о хоровой миниатюре Г. Светлова "Заметает пурга белый путь". Музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения - характеристика мелодии, темп, тональный план. Степень вокальной загруженности хора, приемы хорового изложения.

    реферат , добавлен 09.12.2014

    Анализ жизни и творчества А.Е. Варламова как историческая перспектива становления и развития его вокальной школы. Комплекс эффективных методов постановки голоса, средства и установки, опыт русского хорового искусства в "Полной школе пения" композитора.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2013

    Этапы работы исполнительницы над оперой: разучивание вокальной партии, впевание музыкального материала, занятия над ансамблем с партией оркестра, проблема дозированной нагрузки на голосовой аппарат. Упражнения концертмейстера над клавиром и с солисткой.

    методичка , добавлен 29.01.2011

    Историко-стилистический анализ произведений хорового дирижера П. Чеснокова. Анализ поэтического текста "За рекою, за быстрой" А. Островского. Музыкально-выразительные средства хорового произведения, диапазоны партий. Анализ дирижерских средств и приемов.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2011

    Етапи становлення народного хорового виконавства в контексті діяльності Охматівського народного хору під керівництвом П. Демуцького. Особливості організації та функціонування Охматівського народного хору. Перехід співочих гуртів до хорового виконавства.

    статья , добавлен 24.04.2018

    Жизненный и творческий путь Джоаккино Россини. Диапазон хоровых партий, всего хора, тесситурные условия. Выявление интонационных, ритмических, вокальных трудностей. Состав и квалификация хора. Выявление частных и общей кульминаций "Хора Тирольцев".

    реферат , добавлен 17.01.2016

    Пение и певцы. Три манеры пения. Голос. Строение голосового аппарата. Техника пения. Музыка и вокальное искусство. Работа над вокальным произведением. Дикция в пении. О музыке, о композиторах, о стилях в музыке. Выступление перед публикой. Режим певца.

ЭТАПЫ РАЗУЧИВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ХОРОМ

ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭТАП РАЗУЧИВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ХОРОМ

1. Этапный характер работы над произведением в хоре.

2. Технический этап работы над произведением.

1. Этапный характер работы над произведением в хоре

Хоровое Дирижер

произведение

Для успешного существования классической триады (хор – хоровое произведение – дирижер) важнейшее значение имеет методика работы над произведением, которую использует хормейстер. В хоровой практике широко используется традиционная методика, рекомендуемая П. Г. Чесноковым в книге «Хор и управлением им». Суть этой методики заключается в делении всего периода разучи­вания хорового произведения на три этапа: технический, художест­венный и концертно-исполнительский.

По мнению автора, на первом этапе необходимо преодолеть все технические трудности в исполнении сочинения. К концу первого периода работа над сочинением должна быть с внешней, технической стороны завер­шена. Второй этап работы дает самый широкий простор для творче­ского воплощения дирижером художественных замыслов композито­ра. Задача третьего этапа – придать исполнению художественную цельность и законченность. Разумеется, предлагаемые этапы не имеют строгих временных границ. Они размыты существуют как условная схема, структурирующая основные разделы работы.

Существуют и другие способы разучивания хоровых произведений. Так, про­фессор ленинградской консерватории А. В. Михайлов практическую ра­боту с хором строил на постижении таинств художественного образа произведения через аналогии и это было его ведущим творческим принципом, а профессор ленинградской консерватории и руководитель Государственной республиканской капеллы им. М. И. Глинки В. А. Чернушенко в своей практической работе с хором решал все тех­нические и художественные задачи через формирование необходимого вокально-хорового звука, в котором аккумулировались смысл и все оттенки художественного образа произведения и т.д.

Можно сказать, что все выдающиеся дирижеры выстраивали свою индивиду­альную методику, которая рождалась из объективных условий конкретной творческой деятельности, фокусируя при этом в ней луч­шее из накопленного предшественниками.

Однако, начинающим дирижерам предлагаем начать освоение методики с рекомендаций П. Г. Чеснокова.

Можно принять за ос­нову общеизвестную последовательность этого процесса: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и, наконец, художественная отделка про­изведения. В этом заключено отражение принципа последовательности в процессе освое­ния хором музыкального произведения – от первоначального раз­бора хором до исполнения на концертной эстраде.

Но нельзя следовать этому правилу формально. Во-первых, невозможно рекомендовать какие-то определенные сроки на тот или иной этап работы с хором над произведением и тем бо­лее определить их границы. Очень многое зависит здесь от мастерства и умения самого руководителя, от квалификации хора, а также от степени трудности разучиваемого произведения. Во-вторых, очень часто техническое и художественное в работе идут одновременно, параллельно. В этом состоит специфика музыкального искусства. Но на разных этапах работы должны меняться акценты. Так, в начале работы главная задача – освоение нотного материала, а на заключительном – дорабатывая технические стороны исполнения, больше внимания уделять воплощению художественного образа.

При разборе и техническом освоении сочинения нельзя полностью отбрасывать его художествен­ную сторону. Руководитель в этот период должен найти возмож­ность привнести в техническую фазу элементы художественного исполнения, разумеется, в соответствующих малых дозах. Это мо­жет выразиться в ярких, образных сравнениях, сопоставлениях. Умелое «вкрапливание» образных сравнений, сопоставле­ний в начальный период работы над произведением вполне закономерно и необходимо.

Нечто подобное происходит и в художественный период работы над произведением, когда основ­ное внимание уделяется художественной стороне исполнения. Но здесь мы наблюдаем обратную зависимость: в процессе художест­венной отделки исполнения хорового произведения чисто техни­ческие приемы по мере надобности тоже вкрапливаются, и это так­же закономерно и необходимо.

Таким образом, можно утверждать, что процесс работы над произведением с хором нельзя строго ограничить фазами с четко очерчен­ным кругом технических или художественных задач для каждой из фаз. Такое членение будет формальным; оно может быть при­нято лишь как схема, следуя которой руководитель в меру своего опыта, умения и способностей применит те или иные методы ра­боты над хоровым произведением.

2. Технический этап разучивания произведения с хором

1. Знакомство с произведением. Прежде чем приступить к разучиванию произведения, руково­дитель проводит с хором беседу о его содержании и характере, со­общает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста.

Формы ознакомления с музыкальным содержанием произведения мо­гут быть различными. Лучше всего организовать его прослушива­ние (грамзапись) в исполнении высококвалифицированного хоро­вого коллектива. При отсутствии этой возможности хормейстер сам должен напеть основные мелодии произведения в сопровож­дении рояля.

Любой инструмент (рояль, баян и др.) помогает освоению му­зыкальной фактуры произведения, предоставляя певцам возмож­ность во время пения вслушиваться в гармоническое окружение исполняемой ими мелодии. Хороший результат дает проигрывание на инструменте трудной части произведения или отдельного голоса при полном молчании хора. Все это, безусловно, способствует музы­кальному развитию певцов и, что самое главное, вносит в этот процесс элемент активности и сознательности.

На этапе технической работы над произведением преодолеваются все основные трудности технического порядка, устанавливается темп, определяются градации нюансов.

2. При разучивании трудного многоголосного произведения для смешанного хора с каждой партией целесообразно работать от­дельно , объединяя их только после закрепления пройденного ма­териала. Метод разучивания произведений по партиям не только позволяет быстрее запомнить мелодию, но и дает возможность более тщательно и продуктивно работать над ансамблем, строем и дикцией каждой партии. При этом руководитель лучше узнает возможности каждого певца, что в условиях учебного или самодеятельности имеет особо важное значение.

Практически такую работу можно осуществлять следующим образом: проводить занятия отдельно с каждой партией хора в разное время или, если у руководителя есть помощник и опытный концертмейстер, одновременно в разных помещениях. Разучивание произведения сразу всем хором может иметь место лишь в случае отсутствия названных выше условий.

3. Учить произведение следует по заранее намеченным частям , причем разделение должно производиться не формально (напри­мер, по определенному количеству тактов), а в полной связи со строением музыкального произведения и литературного текста , то есть так, чтобы эти части имели определенную завершенность хотя бы в рамках предложения, фразы.

Перейти от одной части мелодии к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть достаточно хорошо усвоена певца­ми. Однако, если партия очень трудна, разучивание произведения следует продолжать, несмотря на то, что исполнение предыдущего отрезка мелодии еще не закреплено; к нему необходимо вернуться после ознакомления певцов с целым построением.

4. В зависимости от грамотности и техничности хора разучива­ние произведения можно начинать по-разному. Самым активным способом является сольфеджирование партией своей мелодии с листа. Не­смотря на то, что эта форма разбора нового произведения требует знания нотной грамоты и опыта, каждый хор должен стремиться овладеть этим навыком. Поэтому разучивание произведения сразу должно вестись по нотам, независимо от того, в ка­кой мере все певцы знают нотную грамоту и могут сольфеджировать.

5. На техническом этапе работы дирижер должен пользоваться репетиционным жестом. Репетиционный жест включает показ звуковысотности (отражение в жесте интервального строения мелодии), штриха, вокальной позиции, тембровой окраски звука («округление», осветление звука, его «поддержка» и т.д.). Он также применяется в основном на начальном этапе разучивания и может сочетаться с игрой голоса на фортепиано.

6. Выстраивание звука, интервала или аккорда на фермате . Этот прием применяется в момент вступления в начале произведения, после пауз, инструментального проигрыша, перехода от унисона к многоголосию и наоборот (звучание унисона после многоголосия или двухголосия), в момент возникновения сложных аккордов или созвучий. Выстраивание на фермате может быть как при вычленении отдельных звуков или аккордов (пение вне ритма, по руке), так и при пропевании всей фразы. Это один из важнейших приемов, благодаря которому достигается чистота интонации, тембровый и динамический ансамбль.

7. Пение на гласную, слог или закрытым ртом применяют после сольфеджирования для выравнивания звучания различных гласных в различных тесситурных условиях, для выработки округленного, прикрытого звука, для сглаживания разницы звучания различных регистров голоса.

8. Овладение метро-ритмической структурой произведения .

Для становления чувства ритма у певцов хора необходимо формировать у них навыки восприятия темпа, акцента и равномерной пос­ледовательности одинаковых длительностей. Простейший прием воспитания этого навыка – особое внимание к метрической точности исполнения, к восприятию и воспроизведению мерной пульсации равновеликих времен­ных долей.

Следующая задача – развитие ощущения череду­ющихся пластических ударений (акцентов) – метрических (ударений первых долей тактов) и ритмических (логических вершин поэтического и музыкального текста).

Приемы проговаривания(например, на слоги типа «ти ти та…»), простукивания, прохлопывания и т.д. ритмического рисунка хоровых партий вне звуковысотного исполнения, а также проговаривание литературного текста в ритме произведения в медленном темпе, а затем постепенно доводя его до обозначенного композитором, – являются наиболее эффективными для овладения хористами ритмической структурой исполняемых произведений, достижения ритмической точности в хоровых партиях.

Для достижения ритмического ансамбля (особенно при встречающейся полиритмии между хоровыми партиями) необходимо воспитывать у певцов чувство внутренней пульсации (дробления крупных длительностей более мелкими) посредством небольших подчеркиваний длящегося звука. Например, исполнение четверти с точкой должно осуществляться как исполнение трех восьмых на одном звуке звуковедением non legato, четверти – двух восьмых, половинной – четырех восьмых и т.д.

9. Работа над дикцией . Для овладения литературным текстом произведения рекомендуется чтение текста партией (или всем хором) с хорошей артикуляцией в ритме музыки под рабочий жест дирижера. Проработка отдельных построений, слогов и слов в целях выработки ясной дикции.

В методике работы с хором на этапе разучивания хорового про­изведения существует приемы, которые прошли апробацию в практи­ческой работе многих хормейстеров.


После освоения произведения по частям, его надо пропеть целиком, и если

оно будет спето ритмически правильно, без ошибок и интонационно чисто, то можно считать первый этап законченным.

1. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Соколов В.Г. Работа с хором. М.: Музыка, 1967.

3. Чесноков П. Г. Хор и управление им. М.: Музгиз, 1952.

Вопросы для самопроверки студентов:

1. Перечислите основные этапы работы над произведением в хоре. В чём состоит специфика их следования?

3. Чем отличается приём гармонической поддержки мелодии при разучивании отдельной хоровой партии от приема инструментального дублирования мелодии хоровой партии?

4. Объясните назначение репетиционного жеста. Можно ли им пользоваться на этапе художественной отделки произведения?

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ХОРОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

2. Основные средства художественной выразительности в хоровом пении.

3. Отношение певцов к исполняемому произведению.

Дата публикования: 2015-01-23 ; Прочитано: 3147 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно


Доклад



ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ В ХОРЕ


Конечно, музыкальным слухом и музыкальной памятью природа наделила всех по-разному. Одному ребенку достаточно услышать мелодию, и он тотчас же повторит ее. Другому придется сыграть ее несколько раз. Ну, а третий и при таком условии споет мелодию неправильно. Однако впадать здесь в отчаяние нет никаких оснований. Просто у третьего ребенка музыкальный слух не развит. Но часто можно заметить, что многие взрослые и дети быстро и точно определяют искажение мелодии в исполнении других, хотя сами правильно ее спеть не могут. Значит, музыкальный слух у них есть, но надо приложить усилия для его развития. Вот где незаменима помощь хорового пения!
Исключительно полезно для развития музыкального слуха петь в хоре партии вторых сопрано и альтов. Это вовсе нелегко, ребятам особенно трудно запомнить сложные хоровые партии первых и вторых альтов. Но помогает взаимная сплоченность, дружба, трудолюбие, которые надо культивировать в коллективе. Шефство более сильных над более слабыми тоже приносит хорошие результаты. И хотя старшие разучивают песню гораздо быстрее, они должны терпеливо повторять трудные места до тех пор, пока не запоет с легкостью весь коллектив.
Не менее чем проблемы сохранения голоса и развития музыкального слуха, важны вопросы воспитания музыкальной памяти. Нередко руководители хоровых коллективов говорят о своих воспитанниках: «У них прекрасная музыкальная память». Но при этом они имеют в виду память мелодическую.
Такие руководители с упоением рассказывают, как быстро выучил коллектив по слуху ту или иную песню. На самом деле пользование одной так называемой мелодической памятью приводит к одностороннему развитию музыкальных данных ребенка. Пение по слуху антипедагогично во многих отношениях.

Повторить голосом несложную мелодию совсем не значит иметь хорошую музыкальную память. Лишь на первый взгляд может показаться, что пение по слуху способствует воспитанию музыкальной памяти и ускоряет процесс работы над песней. На самом же деле с детьми можно и должно проводить очень серьезную и систематическую работу по развитию музыкальной памяти. Весь комплекс связанных с этим приемов и упражнений осуществляется на занятиях хора во время распевания.
Простейшие упражнения можно давать детям самого младшего возраста. Упражнения носят характер своеобразной увлекательной игры. Дети уже узнали, что имеется семь звуков, они уже поют первые упражнения по руке. Но понятно, что сольфеджировать эти звуки они еще не умеют. Игра строится так: группа садится в ряд, и педагог каждому по очереди бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и бросить его обратно, повторив вслед за педагогом несложную попевку. Часто мелодия поется с названием нот или даже со словами. Каждый раз мелодию можно варьировать, слова менять, но принцип остается один и тот же: короткая попевка, состоящая из трех-четырех нот. Неважно, что дети пока повторяют ноты, мало вникая в их смысл. Позднее пение по нотам станет для них почти столь же доступным и простым, как чтение по буквам. А сейчас на первых порах обучения упражнение-игра с введением нот оставит в памяти ребенка прочный подсознательный след.

Можно поиграть еще в игру под названием «Классы» . Сначала упражнения задаются всем детям, и те, кто сумеет повторить заданное быстро и точно, переходят в следующий класс. А кто повторил неточно, остается в первом классе, но из игры не выбывает, а участвует в ней на правах активного члена жюри. Такие ребята обычно решают вопрос о передвижении учеников в следующие классы. Более сложное упражнение задается для перехода в третий класс. Тогда отсеивается еще несколько ребят, пополнив состав жюри. И наконец, в четвертом-пятом классах обычно оказывается двое-трое победителей, которых остальные ребята награждают дружными аплодисментами. С ребятами младшего возраста проводится и такая игра: дается мелодия, которую педагог пропевает сольфеджио, а конец фразы завершается слогом ля, ле и т. д. Ребятам нужно запомнить не только всю мелодию, но повторить ее с названием нот.

Для детей постарше упражнения, естественно, усложняются. На фортепиано играется какой-либо небольшой мотив в простой тональности (до, ре мажор или минор). Дети внимательно слушают. А затем весь хор или каждый по отдельности должны повторить мотив сначала с закрытым ртом или какой-нибудь слог, а затем и с названием нот.
В подобных упражнениях необходимо чередовать постепенное движение мелодии с интервальными скачками, как бы все время, проверяя свой слух. Чем старше дети, тем сложнее становятся мелодии. Такие упражнения проводятся параллельно с чтением нот с листа, с упражнениями по развитию гармонического слуха и так далее. Важно, чтобы каждое упражнение имело свою, четко поставленную учебную задачу. Например, упражнение на пропевание тонического трезвучия; на неустойчивые звуки; на сочетание звуков неустойчивых с устойчивыми; на скачки от пятой ступени к седьмой и т.д.
Впоследствии, когда благодаря такой системе упражнений у детей будет развита активная музыкальная память, можно выучить целую песню способом, так называемого устного диктанта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт подтверждает, что песни, выученные таким образом, запоминаются детьми гораздо прочнее, чем песни, выученные по слуху. Кроме того, данный способ разучивания песен создает реальные предпосылки для развития музыкальной грамотности ребенка.
Запомнив однажды звуковысотное обозначение мелодии, перейдя в дальнейшем к исполнению такой песни со словами, дети всегда помнят нотное обозначение песни и могут записать ее на доске.
Одним из действенных средств развития музыкальной памяти является и пропевание мелодии про себя. Хормейстер играет небольшую мелодию, а дети повторяют ее про себя. Руководитель играет вторично, дети повторяют вслед за ним еще раз про себя (беззвучно), причем уже дирижируют, вместе с ним. Затем дети повторяют мелодию с названием нот.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Просвещение, 2000. - 235 с.
2. Апраксина О. А. Музыкально воспитание в школе. - Вып.12.- М., 1977. - 304 с.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.:Музыка, 1982.- 150с.
4. Баранов Б.В. Курс хороведения. М, 1991. - 267 с.
5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С-П.: Музыка, 2000. - 378 с.
6. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000. - 245 с.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973. - С. 66-97.
8. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в
начальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 14.- М., 1989. - 187 с.
9. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. - 336 с.
10. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. - 367 с.
11. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991. -165 с.

Шутова Е. С., 2012,
г. Караганда

Раздел процесс разучивания хорового произведения с хором

Следует заметить, что репетиционный процесс довольно продолжительный и сложный, охватывающий различные стороны изучения музыкального материала. Репетиционный режим, формы и методы репетиционной работы с хором могут быть самыми разнообразными и выбираются в зависимости от особенностей изучаемого репертуара, от индивидуальности и квалификации дирижера, от условий труда хорового коллектива, от уровня подготовки данного хора и других обстоятельств.

Для организации системной репетиционной работы над хоровыми произведениями студенту-хормейстеру необходимо знать следующую классификацию хоровых репетиций:

а) по составу исполнителей :

Репетиции по голосам хоровых партий (сопрано, альты, тенора, басы);
- репетиции по группам (женский состав, мужской состав или первые голоса, вторые голоса);
- сводные репетиции (общехоровые, с концертмейстером, с оркестром или другими составами исполнителей);

б) по этапам работы над репертуаром :

Репетиции предварительного разбора (знакомство с произведением, чтение с листа, первичный анализ);
- репетиции детальной работы над хоровым произведением;
- репетиции по «впеванию» хорового произведения;

в) по характеру деятельности :

Рабочие;
- прогонные;
-генеральные.

Следует заметить, что репетиционная работа основывается на результатах предварительной работы дирижера над хоровой партитурой. Весь многосторонний и многообразный репетиционный процесс условно делится на следующие основные фазы репетиционной работы:

1 – эскизная или начальная;
2- технологическая или подготовительная;
3- художественная или заключительная.

Рассмотрим каждую из предложенных фаз подрорбно.

Целью эскизной или начальной фазы является общее ознакомление хорового коллектива с произведением. Дирижер предваряет начало музицирования вводной краткой и информативной беседой, в которой сообщает содержание произведения, основной художественный образ, музыкальные и текстовые особенности данного произведения и т.д.

Следующий шаг – исполнение хоровой партитуры на фортепиано самим дирижером или аудио-демонстрация. Исполнение партитуры на фортепиано должно соответствовать исполнительской интерпретации, созданной в результате предварительной работы дирижера. После этого произведение «читается с листа» всем хоровым коллективом 1-2 раза. Таким путем хоровой коллектив получает первичное представление о произведении.

Вторая технологическая фаза предусматривает кропотливую, детальную, трудоемкую работу по изучению хоровой фактуры. Сначала рекомендуется сольфеджирование по хоровым партиям (при наличии в партитуре divisi каждая партия сольфеджируется отдельно). Дирижер обращает свое внимание и внимание исполнителей на правильную и точную интонацию, ритмическую четкость. Далее рекомендуется общехоровое сольфеджирование хорового произведения, однако, при совместном сольфеджировании возникает «фонетическая разноголосица», которая не позволяет певцам слышать друг друга. В данном случае эта существенная сторона репетиционной работы может быть восполнена пропеванием каждой партии единого слога, например, «лю», «лё», «та», «ди» и подобных им слогов, способствующих правильной атаке звука.

Закончив эту сторону изучения хоровой партии, следует перейти к ее изучению в союзе с поэтическим текстом. На данном этапе дирижеру необходимо обращать внимание на правильное единообразное звукообразование, за тембровой слитностью каждой хоровой партии, следить за ясностью произношения, как отдельных согласных звуков, так и слогов, и целых текстовых фраз. Параллельно с этой работой осуществляется работа по выравниванию общей звучности, сглаживанию регистров, отрабатываются моменты певческой атаки и штрихов, динамики, музыкальной фразировке, работа по регулированию певческого дыхания каждой партии.

Проведя детальную работу по партиям, хормейстер переходит к «склеиванию» всех элементов в единую общехоровую звучность, регулируя ее в соотношении с исполнительским замыслом, переходя к художественной фазе разучивания произведения. На данном этапе работы дирижер ведет тщательную работу над мелодическим и гармоническим строем, работает над всеми видами хорового ансамбля (метроритмическим, темповым и агогическим, динамическим, штриховым, тембровым, ансамблем хора и сопровождения, ансамблем хора и солиста). Одновременно осуществляется работа над налаживанию взаимосвязей между содержанием хорового произведения и формой его исполнения. Именно этот творческий процесс по созданию художественного образа является самым интересным и ответственным моментом, где раскрываются «ум и душа» дирижера. По мнению авторитетного хорового дирижера А.А.Егорова, на данном этапе дирижер подобен «живописцу-художнику, выбирая любые хоровые и свободно распоряжаясь ими, создает надолго запоминающиеся художественные образы».

Завершается весь репетиционный процесс заключительной или генеральной репетицией, где подводятся итоги, проверяются достигнутые результаты технической подготовки и художественная зрелость исполнения. Цель заключительной репетиции – репетиция концертного выступления, так называемый «прогон», на котором определяется хронометраж каждого произведения и всей программы, утверждается порядок хоровых произведений в концертной программе, определяется точное местоположение хорового коллектива и других исполнителей (солистов, концертмейстера, ансамбля, оркестра) на сцене, отрабатывается вход и выход исполнителей.

Лекция 10. Часть 3

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то