Комплексная работа как инструмент диагностики умений обучающихся работать с текстом в начальной школе (из опыта работы). Комплексная работа – нововведение стандартов второго поколения
Предварительный просмотр:
Кораблик.
Пошли гулять на речку Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
Мы не умеем плавать, - сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Лягушонок стал смеяться над ними. Обиделись друзья. Решили построить кораблик. Цыплёнок принёс листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок - верёвочку. И пошла работа. Построили кораблик!
Сели на него и поплыли. (60 слов.)
(По В. Сутееву)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Выполняй их по порядку.
Задание 2
_________________________________________________________
__________________________________________
_____________________________________________
Проверь. Если надо, исправь.
Задание 3. Подумай, в каком порядке надо расположить картинки, чтобы было понятно, как развиваются события в сказке? Отметь их цифрами 1, 2, 3.
Задание 4. .
Столько же «ног», сколько у цыплёнка…
А) у жучка В) у вороны
Б) у мыши Г) у муравья
Задание 5.
- Запиши цифрами, сколько жучков нарисовал художник на каждой картинке.
- Найди закономерность. Запиши цифрой, сколько жучков должно быть на следующей картинке.
Задание 6.
- Подчеркни в слове гулять
гулять - звуков, букв. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задание 7. Отметь значком домашнее животное.
А) жучок В) ворона
Б) цыплёнок Г) лягушонок
Задание 8. Рассмотри схему.
Живая природа
солнце муравей
Неживая природа
Радуга божья коровка
- Запиши на свободной строчке свой пример объекта неживой природы.
______________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Друзья решили побегать наперегонки. Мышонок прибежал раньше Цыплёнка, но позже Лягушонка. Муравей прибежал раньше Жучка, но позже Цыплёнка. В каком порядке они прибегали? Отметь свой ответ на отрезке.
5 4 3 2 1
Ответ:
Задание 10. Подумай, что означает слово соломинка. Отметь значком правильный ответ.
Кондитерское мучное изделие в виде узких длинных палочек.
Стебель хлебного злака.
Задание 11. Как ты думаешь, почему друзья обиделись на лягушонка? Дай ответ 1 – 2 предложениями.
_________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части.
Выполняй их по порядку.
Задание 2 Выбери из сказки предложение, в котором три слова. Спиши его.
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Проверь. Если надо, исправь.
Задание 3. Подумай, в каком порядке надо расположить картинки, чтобы было понятно, как развиваются события в рассказе? Отметь их цифрами 1, 2, 3.
Задание 4. Выбери правильный ответ и отметь его значком .
Столько же «ног», сколько у мышки…
А) у кошки. В) у цыплёнка.
Б) у змеи. Г) у муравья.
Задание 5.
- Запиши цифрами, сколько муравьёв нарисовал художник на каждой картинке.
- Найди закономерность. Запиши цифрой, сколько муравьёв должно быть на следующей картинке.
Задание 6.
- Подчеркни в слове принёс буквы мягких согласных звуков.
- Запиши, сколько в этом слове звуков и букв.
принёс - звуков, букв.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.
Задание 7. Отметь значком дикое животное.
А) овца В) кошка
Б) цыплёнок Г) лягушонок
Задание 8. Рассмотри схему.
- Выбери рисунки, которые относятся к живой или неживой природе. Соедини эти рисунки стрелками с названиями.
Неживая природа
Живая природа
Ель горы
Облака курица
- Запиши на свободной строчке свой пример объекта живой природы.
Задание 9. Друзья решили устроить соревнования по прыжкам. Мышонок подпрыгнул выше Муравья, но ниже Цыплёнка. Лягушонок прыгнул выше Цыплёнка. А Жучок выбыл из соревнований. В каком порядке они покоряли высоту? Отметь свой ответ на отрезке.
5 4 3 2 1
Ответ:
Для обозначения используй 1 букву: жучок – ж.
Задание 10. Подумай, что означает слово лист в данном произведении . Отметь значком правильный ответ.
Тонкий плоский кусок, какого – либо материала.
Орган воздушного питания и газообмена растений.
Задание 11. Подумай, о чём эта сказка? Дай ответ 1 – 2 предложениями.
________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года): текст
Сова
Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала | ||||
сова старику, но перестала у него | ||||
на лугу мышей ловить. Старик | ||||
это поначалу не заметил, а мыши | ||||
обнаглели. Стали они гнезда | ||||
шмелей разорять. Улетели | ||||
шмели, перестали клевер опылять. Но и тут ничего | ||||
не понял старик. А клевер перестал расти на лугу. | ||||
Голодно стало корове, и перестала она давать молоко. | ||||
Вот как все в природе связано | ||||
между собой! Теперь понял это | ||||
старик и пошел скорее к сове | ||||
прощение просить . |
Задание 1.
Задание 2. Соедини рисунки стрелками так, чтобы было легче пересказать текст.
Задание 3. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой
Ответ :
______ ______ ______ ______ ________
Задание 4. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст еще раз.
Вопрос 1.
Предположим, что одна сова ловит за ночь 4 мыши. Сколько мышей может поймать сова за три ночи? Запиши получившееся число.
Ответ : ________
Вопрос 2. У кого в этой сказки больше всего ног? Допиши в ответе слово.
Ответ : Больше всего ног у ________
Вопрос 3. У кого ног меньше – у человека или у мыши? На сколько? Запиши правильное слово и число.
Ответ : У человека ног ________ на ________.
Задание 5. Найди в тексте и спиши два последних предложения. Проверь. Если надо, исправь.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Звуков
Букв
Букв
Звуков
Задание 6. 1) Найди и спиши выделенные в тексте жирным шрифтом слова. ________________
Букв
Звуков
________________
Звуков
Букв
________________
2) Подчеркни в записанных словах буквы мягких согласных звуков.
3) Раздели эти слова вертикальной чертой на слоги.
4) Определи и запиши цифрой в прямоугольнике рядом со словами количество звуков и количество букв.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 7. Соедини стрелками объекты природы с соответствующим словом-понятием.
Неживая природа | ||
Растение | ||
Животное | ||
Дерево | ||
Травянистое растение | ||
Задание 8. Сколько в сказке живых существ, которые не умеют летать? Запиши ответ числом.
Ответ : ________
Задание 9.
1) Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.
Ответ : Незнакомых слов ________
2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.
Незнакомое слово | Значение незнакомого слова |
|
1. ____________ | ____________________________ |
|
2. ____________ | ____________________________ |
|
3. ____________ | ____________________________ |
|
4. ____________ | ____________________________ |
|
5. ____________ | ____________________________ |
|
6. ____________ | ____________________________ |
|
7. ____________ | ____________________________ |
|
8. ____________ | ____________________________ |
|
9. ____________ | ____________________________ |
|
10. ___________ | ____________________________ |
Задание 10. Как ты думаешь, чем обидел старик сову? Напиши одним предложением.
______________________________________________
______________________________________________
Задание 11. Как, какими словами, ты бы извинился перед совой, если бы ты был на месте старика? Напиши в двух предложениях.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Предварительный просмотр:
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ
ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА
1 в.
- Запиши по порядку числа от 9 до 15.
__________________________________________________________
- Запиши цифрами числа:
пятнадцать ______
двадцать ______
восемнадцать ______
- ❂
2, 4, 6, ____
- Отметь √ верные ответы.
- 7 + 3 = 9 3. 10 – 6 = 4
- 2 + 8 = 10 4. 8 – 3 = 7
- Вычисли:
5 + 5 – 9 = ___
- Прочитай текст.
В автобусе едут 5 мальчиков, а девочек на 2 больше. Сколько девочек едет в автобусе?
Отметь √ верный ответ.
- 7 д.
- 3 д.
- 2 д.
- ❂ У Славы было 2 новых марки и 8 марок старых. Сколько всего марок было у Славы?
- 8 – 2
- 8 + 2
Запиши ответ.
Ответ: ___________________
- Начерти отрезок равный 5 см.
- ❂ Сколько на рисунке треугольников?
Отметь √ верный ответ.
2 3 4
- ❂ На уроке труда дети вырезали флажки.
Используя данные таблицы, ответь на вопросы:
- Сколько флажков вырезала Лена? ___________
- Кто из детей вырезал больше флажков? Напиши имя ребёнка. _________________
- Запиши по порядку числа от 7 до 13.
__________________________________________________________
- Запиши цифрами числа:
тринадцать ______
девятнадцать ______
двадцать ______
- ❂ Запиши следующие 2 числа последовательности.
1, 3, 5, ____________
- Отметь √ верные ответы.
- 6 + 3 = 9 3. 10 – 5 = 4
- 2 + 5 = 10 4. 8 – 3 = 5
- Вычисли:
4 + 6 – 7 = ____
- У Пети 7 книг о тиграх, а о птицах на 4 книги меньше. Сколько книг о птицах?
Отметь √ верный ответ.
- 10 кн.
- 3 кн.
- 2 кн.
- ❂ В вазе лежало 7 яблок. Катя съела 3 яблока. Сколько яблок осталось лежать в вазе?
Подумай, как бы ты решил задачу? Отметь √ верный ответ.
- 7 – 3
- 7 + 3
Запиши ответ.
Ответ: ___________________
- Начерти отрезок равный 6 см.
- ❂ Сколько на рисунке четырёхугольников?
Отметь √ верный ответ.
2 4 3
- ❂ На уроке чтения дети отгадывали загадки.
Имя ребёнка. | Количество загадок. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нина Грамматическое задание. 1 вариант.
ветер синий радуга
коньки -_________ трава -_________ вьюга -_________
Мячик, зайчик, машина, яма, дом.
ручей птицы волк
Замок замок
белая берёза у Коли книга Настало жаркое лето. В доме жила кошка Мурка. _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________
кошки, были, Мурки, у, котята _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________
Где ласточка вьет свое гнездо? (под крышей дома, на дереве, в траве) ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________ Фамилия, имя _________________________________класс__________ Грамматическое задание.
чашка зайка корова
семья -_________ Язык - _________ парта - _________
Кошка, чайка, магазин, юла, дым. 5.Отметь √ слово, которое соответствует этой схеме: ручей птицы волк
Кружки кружки
Журчат весёлые ручейки. у Лены краски Жаркое лето
У дяди Васи жила собака. _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________
дом, сторожит, Жучка, умная _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________
Где скворец вьет свое гнездо? (На высоком дереве, под крышей дома, в скворечнике) ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания. Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования: личностных; метапредметных; предметных. Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий. В связи с этим, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной работы, успешное выполнение которой требует освоения навыков работы с информацией (с текстом). Поэтому актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы , позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий. Комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника. В комплексной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий: с выбором правильного ответа из предложенных вариантов; с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте); с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу). Структура комплексной работы Комплексная работа составляется на основе текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Комплексная работа состоит из основной части и дополнительной. Задания дополнительной части выполняются обучающимися по желанию.
Проведение комплексной работы Комплексная работа может проводиться в первом классе два раза в год: по итогам первого полугодия, итоговая; во 2-4 классах три раза в год: стартовая, по итогам первого полугодия, итоговая. Правила проведения комплексной работы Для проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка. Перед началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её выполнению. Инструктирующий учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию обучающегося. Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта (но фиксировать свою помощь, детям, которые не обращаются за помощью дополнительно начисляется 1 балл). Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков (в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности). В кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во времени. Оценивание и анализ выполнения комплексной работы Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом (основная часть + дополнительная), полученным за выполнение всех заданий. Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы). Критерии оценивания заданий
Результаты выполнения комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом. Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50% - 70% от максимального суммарного балла. Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. Обязательно в конце каждой части (основной и дополнительной) проводить самооценку работы на линеечке Цукерман по критерию «Правильность». Приведём пример таблицы анализа итоговой комплексной работы авторов Логиновой О.Б., Яковлевой С.Г. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы, 1 класс». Анализ итоговой комплексной работы, 1 класс, 20____-20____ учебный год Класс 1 «___» ФИО учителя: _________________________ Дата проведения работы:________________ П – повышенный Н – норма Б – базовый - занизили - завысили Н – низкий
Анализ комплексной работы представляет собой обработку основной части и дополнительной. В анализе должны быть представлены номера заданий и какие УУД в них проверялись. Необходим словесный комментарий по следующему плану: Выбор варианта работы: 1 вариант – 2 вариант – 3 вариант – 4 вариант – Количество детей, выполнивших основную часть без ошибок. ФИ детей, которые выполнили основную часть на низком уровне. Указать причины. Задания, которые вызвали наибольшее количество ошибок, причины. Задания, которые выполнены успешно. Количество детей, выполнивших все задания дополнительной части. Количество детей, которые выполнили 3 задания. Количество детей, которые выполнили менее трёх заданий (указать Ф.И.) Какие УУД сформированы на низком уровне, причины. Какие УУД сформированы на высоком уровне. Насколько объективно дети проводят самооценку своей работы. Общие выводы, предполагаемая коррекционная работа. Хочется отметить положительные стороны проведения комплексной письменной работы: позволяет переносить полученные на уроках знания и способы учебных действий на другие учебные ситуации, т.е. способствовать формированию уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем; наглядно демонстрирует уровень сформированности смыслового чтения текста; создаёт условия для развития объективной самооценки обучающегося; помогает учителю объяснить родителям уровень сформированности предметных и метапредметных результатов ребёнка, составить его индивидуальный образовательный маршрут; является показателем причин неусвоения ребёнком знаний по предметам. В то же время имеются некоторые трудности, связанные с проведением письменной комплексной работы: проверка такой работы занимает достаточно много времени; не у всех комплексных работ имеется электронная версия обработки результатов; подготовка к комплексной работе подразумевает наличие системы работы с текстом (смыслового чтения) в течение всего учебного года, что не всегда возможно. Учитывая все положительные стороны и сложности, связанные с комплексными письменными работами, такие работы необходимы, так как они являются современным диагностическим инструментом для ребёнка, родителя и учителя. Мерзлякова Екатерина Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91» Бушуева Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91» Крылова Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91» Приложение 2 В приложении 2 представлены материалы контрольных работ, разработанные и предложенные для апробации в общеобразовательных учреждениях Российской академией образования (руководитель группы авторов - разработчиков – Логинова О.Б.). ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА 1 класс Вариант 2 Ученика/ученицы _____________________________ Фамилия, имя Школа № __________ Класс ________ Город/село ____________________________________ Область/край _________________________________
Задание 2. Найди и спиши предпоследнее предложение. Проверь. Если надо, исправь. ___________________________________________________ Ответь на вопросы и выполни задания по тексту. Если нужно, перечитай текст еще раз. Задание 3. В каком порядке лучше разложить картинки, чтобы было легче восстановить последовательность событий? Поставь в квадратиках под картинками цифры 1, 2, 3, 4, 5. Задание 4. У кого в этой сказке больше всего “ног” – у совы, у старика или у коровы? Ответ : Больше всего ногу _______________________ Задание 5. Найди и спиши слово, выделенное в тексте жирным шрифтом . Подчеркни в этом слове буквы мягких согласных звуков. Запиши, сколько в этом слове: слогов , звуков и букв . ___ слогов ___ букв ___ звуков _______________ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Если хочешь, выполни и эти задания. Задание 6. Отметь ответ значком , какой из названных объектов природы может двигаться, но не умеет бегать или летать? Задание 7. Найди на рисунках объекты живой природы и соедини их стрелками с соответствующим словом-понятием.
Задание 8. Предположим, что одна сова ловит за ночь 4 мыши. Ребята составили две разные задачи, которые решаются одинаково: 4 + 4 = ? . Какие задачи составили ребята? Отметь их значком . Запиши решение.
Задание 9. Помоги старику попросить прощения у Совы. Запиши одно – два предложения. Я думаю, что старику надо сказать: _________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ Задание 10. Перечитай сказку о Сове. Подчеркни незнакомые тебе слова. Подсчитай их. Запиши в квадрате цифрой, сколько незнакомых слов в тексте тебе встретилось. Выпиши одно какое-нибудь незнакомое слово. Попробуй определить значение этого слова. Итоговая комплексная работа "Живой мир" для 3 класса Задание 1.Предмет: Литературное чтение . Оценивается скорость чтения текста «про себя». Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и с помощью часов отмечает 1 мин. По повторному сигналу учителя дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Для удобства подсчета прочитанных за 1 минуту слов рядом с каждой строкой отмечено количество слов с начала текста до конца данной строки. 4 балла – темп чтения составляет более 81 слова в минуту; 3 балла – темп чтения составляет от 71 до 80 слов в минуту; 2 балла – темп чтения составляет от 61 до 70 слов в минуту; 1 балл – темп чтения составляет от 50 до 60 слов в минуту; 0 баллов – темп чтения ниже 50 слов в минуту. Интерпретация результатов 4 или 3 балла – ученик достиг высоких уровней подготовки; Внимание! Важно помнить, что результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше освободить от выполнения данной контрольной работы, дать им иное задание. Задание 2. Предмет: Литературное чтение и Русский язык . Оценивается умение правильно прочитать и откликнуться на текст задания, умение составить заголовок, выбирая для этого адекватные грамматические средства (слово, словосочетание или предложение) умение правильно записать слово или словосочетание и проверить правильность написания. : а) Зайцы – беляки и б) Рыжая лисица, записанные с соблюдением правил правописания и требований к оформлению текста. Оценки возможных ответов учащихся 2 балла – записанный заголовок передаёт основное содержание текста и составлен с учётом всех требований русского языка; 1 балл – заголовок написан в целом правильно, однако с рядом недочетов: небрежно и/или более чем с двумя исправлениями; 0 баллов – заголовок не составлен, и/или в заголовках имеются неисправленные орфографические ошибки. Интерпретация результатов 2 балла – ученик достиг высоких уровней подготовки; 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 3. Вопрос 1. Предмет: Русский язык . Оценивается знание структурных особенностей текста (абзац) и умение найти заданный фрагмент текста; умение найти названный фрагмент текста и списать его правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв сформированность навыков самокоррекции. Правильный ответ: правильно выписанное предложение «В последнее время их численность уменьшается из-за ухудшения условий обитания и истребления человеком»/ «Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов». Оценки возможных ответов учащихся 1 балл – предложение найдено правильно и при списывании не допущено ошибок, пропусков или искажений букв; 0 баллов – предложение найдено неверно, и/или при списывании допущены ошибки, пропуски или искажения букв. Интерпретация результатов 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 3. Вопрос 2. Предмет: Русский язык . Оценивается умение определять грамматическую основу предложения; Правильный ответ: подчеркнуты слова «численность уменьшается»(сущ. + гл.)/«лисицы поселяются» (сущ. + гл.). Оценки возможных ответов учащихся 1 балл – подчёркнуты: подлежащее и сказуемое, указаны части речи; 0 баллов – дан иной ответ. Интерпретация результатов 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 4. Предмет: Русский язык . Оценивается умение прочитать информацию, заданную в табличной форме; умение правильно определить известную орфограмму; умение найти нужную информацию и заполнить нужную ячейку таблицы. Правильный ответ предполагает ответ типа: 1. Правописание безударной гласной в корне слова. 2. Правописание слов со сочетаниями жи-ши. 3. Правописание слов с удвоенными согласными. / 1. Правописание слов со сочетаниями жи-ши. 2. Правописание слов с парными согласными в корне слова. 3. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Оценки возможных ответов учащихся 2 балла – все орфограммы подчёркнуты верно, ответ размещён в нужном месте таблицы, при этом нет никаких противоречащих данному ответу записей; 1 балл – орфограммы подчёркнуты частично, ответ в таблице дан не полностью. 0 баллов – ответа нет. Интерпретация результатов 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки; 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 5. Вопрос 1. Предмет: Русский язык . Оценивается умение разобрать слово по составу; Правильный ответ: разобрано слово «кормит»/ «звери». Оценки возможных ответов учащихся 1 балл – слово разобрано по составу верно 0 баллов – ответа нет или допущены ошибки. Интерпретация результатов 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 5. Вопрос 2. Предмет: Русский язык . Оценивается умение подбирать однокоренные слова; умение распознавать части речи. Правильный ответ: в таблицу вписаны слова: «корм, кормовой, кормить»/ «зверёк, звериный, озверел». Допускаются другие ответы. Оценки возможных ответов учащихся 1 балл – подобраны однокоренные слова нужных частей речи; 0 баллов – ответа нет или допущены ошибки при указании частей речи. Интерпретация результатов 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 6. Предмет: Математика . Оценивается умение формализовать условие задачи, заданной в текстовой форме, составить схему решения и решить задачу; Правильный ответ: «30 кг»/ «60 кг». Оценки возможных ответов учащихся 1 балл – правильно решены оба действия, 0 баллов – любые иные ответы. Интерпретация результатов 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 7. Предмет: Математика . Оценивается умение формализовать условие задачи, заданной в текстовой форме, составить схему решения и решить задачу (с помощью составленного выражения или по действиям; умение производить вычисления с именованными числами (масса); умение переводить одну величину в другую. Правильный ответ: «12.270 г»/ «31.200 г». Оценки возможных ответов учащихся 1 балл – задача решена правильно, 0 баллов – любые иные ответы или задача не решена. Интерпретация результатов 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 8. Предмет: Математика . Оценивается сформированность представлений об отдельных представителях класса «звери»; умение сравнивать величины; Правильный ответ: «700 мм»/ «900 мм» Оценки возможных ответов учащихся 1 балл – ответ дан верно, 0 баллов – дан иной ответ или ответа нет. Интерпретация результатов 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 9. Предмет: Окружающий мир . Оценивается умение найти в тексте нужную информацию (как ответ на прямой вопрос), передать её в сжатом виде Оценки возможных ответов учащихся 1 балл – запись ответа в целом соответствует приведенному образцу; Интерпретация результатов 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 10. Предмет: Окружающий мир . Оценивается сформированность общего представления о царстве живой природы, умение найти нужную информацию, представленную в тексте в скрытой форме (как ответ на косвенный вопрос), и отобразить её в ином формате (в виде ответа на вопрос). Правильный ответ включает наличие следующих обязательных элементов: Растения. Животные. Грибы. Бактерии. Оценки возможных ответов учащихся 2 балла – запись ответа в целом соответствует приведенному образцу; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – ответа нет, либо он не соответствует тексту, Интерпретация результатов 2 балла - ученик достиг повышенной подготовки; 1 балл – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. ЗАДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ Задания выполняются детьми по выбору. Приступать к этим заданиям детям разрешается только после того, как учитель убедился, что они попробовали выполнить все задания основной части работы и дальнейшее продолжение работы над ними нецелесообразно. Задание 11. Оценки возможных ответов учащихся Интерпретация результатов 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки; 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 12. Оценки возможных ответов учащихся 2 балла – дан полный правильный ответ; 1 балл – дан частично правильный ответ; 0 баллов – ответа нет, либо он не содержит всех необходимых элементов. Интерпретация результатов 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки; 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 13. Оценки возможных ответов учащихся 2 балла – дан полный правильный ответ; 1 балл – дан частично правильный ответ; 0 баллов – ответа нет, либо он не содержит всех необходимых элементов. Интерпретация результатов 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки; 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 14. Оценки возможных ответов учащихся 2 балла – дан полный правильный ответ; 1 балл – дан частично правильный ответ; 0 баллов – ответа нет, либо он не содержит всех необходимых элементов. Интерпретация результатов 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки; 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 15. Оценки возможных ответов учащихся 2 балла – дан полный правильный ответ; 1 балл – дан частично правильный ответ; 0 баллов – ответа нет, либо он не содержит всех необходимых элементов. Интерпретация результатов 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки; 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. На заметку! Учитель оказывает ребёнку по его требованию любую помощь, вплоть до прямого объяснения значения незнакомого слова, но по собственной инициативе помощь не предлагать, никаких наводящих вопросов. Все результаты заносятся в таблицу и анализируются. Итоговая комплексная работа «Живой мир» 1-й вариант 2-й вариант Фамилия, имя____________________________________________ Рыжая лисица - хищное млекопитающее животное. Она достигает в длину 90 см, хвост - 30 см, масса - 10 кг. Лисица обыкновенная широко распространена: на всей территории Европы, большей части Азии. Окраска и размеры лисиц различны в разных местностях. Наиболее распространённый окрас: ярко-рыжая спина, белое брюхо, тёмные лапы. Общие отличительные черты: тёмные уши и белый кончик хвоста. В дикой природе лисицы редко живут более 7 лет, часто продолжительность жизни не превышает 3 лет. В неволе звери доживают до 25 лет. Лисица, хотя и принадлежит к типичным хищникам, питается очень разнообразными кормами. Среди пищи, которую она употребляет, значительную часть «ассортимента» составляют мелкие грызуны, главным образом полёвки, а также зайцы, птицы. Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов. Они роют норы сами, или занимают пустующие норы барсуков, сурков, песцов. Бывают случаи, когда лисица живёт в норе одновременно с барсуком, но в разных её отнорах. Лисы - хорошие родители. Самцы принимают активное участие в воспитании потомства. Лисиц специально для получения меха разводят в зоофермах. В конце XIX века искусственно выведена порода серебристо-чёрных лисиц, а также выведен ряд других меховых пород на её основе: платиновая, дакотская и другие. Основная часть Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку. Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Прочитай текст до конца. Задание 2. Придумай заголовок. Запиши его на строчке перед текстом. Задание 3. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос «Где чаще всего поселяются лисицы?». 1. Спиши его. Проверь свою запись, если надо, исправь. 2. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Сверху укажи, какими частями речи выражены главные члены. Задание 4. Прочитай слова, записанные в первом столбике. Подчеркни известные тебе орфограммы в этих словах. Во второй столбик запиши название орфограммы, подчеркнутой тобой. Слова / Название орфограммы животное ряд местность Задание 5. 1. Разбери по составу слово: звери. 2. Подбери к нему однокоренные слова, распределив их по частям речи в таблицу. Существительное / Прилагательное / Глагол / Задание 6. Масса трёх лисиц равна 30 кг. Чему равна масса 6 таких же лисиц? Реши задачу. Задание 7. Масса взрослой лисицы - 10 кг, а масса детёныша - 600 г. Сколько будут весить 3 взрослых лисицы и 2 детёныша вместе? Ответ вырази в граммах. Задание 8. Длина тела лисицы достигает 90 см. Какая величина соответствует длине тела лисицы? Отметь галочкой правильный ответ. 900 дм/ 90 мм/ 900 мм/ Задание 9. Как ты думаешь, почему люди разводят лисиц в зоофермах? Запиши ответ, используй информацию, данную в тексте. Задание 10. Какие «царства живой природы» встречаются в тексте? Допиши, какие «царства живой природы» ты знаешь ещё. Дополнительная часть Задания 11-15 можно выполнять в любом порядке.Постарайся выполнить не меньше трёх заданий. Задание 11. 1. Используя данные текста, составь и запиши задачу. Задача: 2. Выполни к ней решение, запиши ответ. Решение: Ответ: Задание 12. Объясни значение слова «ассортимент». Задание 13. Как ты думаешь, сможет ли лиса догнать взрослого зайца? Объясни почему? Скорость Лиса/ Заяц 50 км/ч/ 60 км/ч А зайчонка? Объясни почему? Задание 14. Как ты понимаешь пословицу: «Лиса хитростью берёт». Задание 15. Человек не царь природы, а лишь её маленькая часть. Как ты можешь помочь сохранить природу? Запиши свой ответ.
|