Когда ребенок рисует людей. Определяем психологическое состояние ребенка по цветам

На что указывает цвет?

Красный

Это маркер детской радости. Особенности характера детей до 5-и лет определить по их рисунку сложно. Это связано с недостаточным для создания цельных образов развитием моторики. В тоже время получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка данного возраста из цвета шедевра начинающего художника. Некоторые мамы, увидев ярко-красные линии на листе бумаги, начинают бить тревогу, так как ассоциируют красный цвет с агрессией, злобой. Специалисты психологии ребенка утверждают, что этот цвет указывает на радость. Велика вероятность того, что внимание будущего Пикассо привлекла красота цвета. Если ваше чадо выбрало красный цвет, то, скорее всего, ему характерны активность, крепкое здоровье, жизненная сила. Как правило, люди с такими чертами характера становятся лидерами, преуспевающими бизнесменами или по-настоящему творческими людьми.

Коричневый

Если ваш малыш отдал предпочтение темным цветам, например, черному, коричневому, то стоит начинать беспокоится (особенно, если это происходит регулярно). При постоянстве коричневого цвета рисунки следует отдать детскому психологу для их анализа. Если коричневый цвет постоянен и основной в рисунках, то это может служить сигналом болезни, недостаточного развития, абстрактного мышления, плохой памяти, стресса. Часто дети пользуются этим цветом, если в семье имеются проблемы, о которых родители не подозревают.

Как читать рисунки детей от 5-и лет

Также актуален анализ цвета. Но для достоверных данных его нужно дополнить изучением содержания творений. Дети часто изображают то, что видят, например, авто, дома, деревья… Если нарисованные объекты окрашенные в свойственные им цвета, то ребенок действительность такой, какая она есть. Не стоит тревожиться и в случае фиолетового чудища. Скорее всего, это результат очень развитого воображения.

Простой, но эффективный тест

Он позволяет узнать о скрытых чертах личности. Для достоверности результатов тестирования его нужно проводить, когда юный художник будет находиться в хорошем расположении духа. Попросите его нарисовать дом, дерево и человека. Не ограничивайте тестируемого в выборе цвета карандаша. Исправления, стирания допустимы. Ваша задача проста – наблюдать. А если вас часто нет дома и решили нанять няню в Москве по уходу за ребенком, то желательно, чтобы она разбиралась в психологических аспектах.

Человек

Если человек нарисован снизу листа, то это может служить сигналом низкой самооценки. Что делать в таком случае? Помогут похвала (чем чаще, тем лучше) и поддержка малыша.

Человек с чрезмерно маленькой головой – это сигнал о потребности ребенка в дополнительных занятиях, развивающих играх.

Лицо закрыто шляпой или другим головным убором – может означать, что ребенок пребывает в страхе, нуждается в защите.

Открытый рот с зубами и поднятые вверх руки. Такой рисунок ассоциирован с агрессией. Проверьте, не причиняет ли кто-то боль вашему ребенку?

Дом

Если дом имеет маленькие окна, или они вовсе отсутствуют, то маленькому художнику, скорее всего, сложно общаться со сверстниками.

Дом лишен дверей. Пришло время тревожиться. Ваше чадо замкнуто.

Густой дым из трубы является символом внутреннего напряжения, нехватки психологической теплоты дома, потребности в заботе и уюте.

Дерево

Это источник знаний о характере ребенка.

Штрихи и неловкие каракули внутри ствола или кроны характерны для неуверенных в себе, подверженных чужому влиянию детей. Помогут частое внимание, забота, хорошо выраженная нежность.

Не стоит воспринимать рисунки слишком серьезно. Результаты тестирования – это не диагноз. Однако и не следует ими пренебрегать. Зародилась тревога, тогда обратитесь к детскому психологу.

Детские рисунки - это настоящая книга для профессионала. Психолог может по ней разгадать, что тревожит даже самого замкнутого и молчаливого ребенка. Главное, внимательно присмотреться и определить все детали.

Следует понимать, что для исследования подходят рисунки детей возрастом от 5 лет. Связано это с тем, что рисунки совсем еще малышей выполнены схематично, да и пальчики малышей еще довольно слабо развиты. Рисунки детей в возрасте до 5 лет можно анализировать только по выбираемым ребенком цветам. Так, например, если малыш рисует черным, значит у него повышена агрессия. Избыток красного указывает на активность, коричневый сигнализирует о нездоровье.

Чтобы составить представление о характере ребенка по рисунку, нужно взять, как минимум 5-6 экземпляров разных картин, которые, к тому же, были сделаны в разное время. Если вам не хватает рисунков для исследования, попросите ребенка, когда он будет в хорошем настроении, нарисовать какую-нибудь картинку.

Если ребенок выбирает для рисования только простой карандаш и полностью игнорирует какие-либо цвета, это говорит о том, что у ребенка недостаточно высокий уровень развития. Правда, не стоит путать с ситуацией, когда ребенок просто принципиально не хочет рисовать цветами именно в этот момент. Использование стандартных цветов и рисунков указывает на то, что ребенок нормально развивается, все идет по возрасту. Нестандартные рисунки и сюрреалистическое смешение цветов указывает на то, что перед вами натура творческая.

По цвету карандашей можно определить и разные черты характера, свойственные для малыша. Итак, если любимый желтый, это значит, что он достаточно духовная личность, развитая и нравственная, фантазеры, мечтатели и сказочники. Люди, предпочитающие желтый, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие и т.д. Поэтому у них часто могут возникать проблемы с людьми патриархального уклада.

Дети, выбирающие фиолетовые цвета, чувствительны, легко поддающиеся внушению, возбудимые. Они нуждаются в поддержке и одобрении родителей. А вот дети, выбирающие близкий по цвету красный, являются открытыми и активными, живыми и непоседливыми. Таких зачастую называют непослушными.

Синий цвет выбирают серьезные и волевые дети, которые отличаются педантичностью, внимательностью и контролем. Они тщеславны и горды. Зеленый выдает в ребенке личность консервативную, боящуюся перемен.

Дети, любящие оранжевый цвет, возбудимые, веселые шалунишки. Традиционно мрачный коричневый цвет указывает на наличие дискомфорта в душе малыша. Такие дети отличаются слабым здоровьем, остро реагируют на семейные неурядицы, часто в подростковом возрасте становятся участниками асоциальных групп.

Черный цвет символизирует о том, что ребенок слишком быстро созрел и находится в постоянном стрессе.

Когда ребенок рисует, то передает нам сообщение, зашифрованное в образах. Изображая самых обычных людей, предметы, пейзажи, он бессознательно отражает и свое отношение к ним, выражает переживания, показывая и скрытые черты характера. Но, конечно, нужно понимать, что интерпретация рисунков не безусловно однозначна. Не стоит, обнаружив 1–2 один настораживающих признака («О, ужас, он нарисовал солнце черным!»), делать выводы и искать решение «страшных проблем». (Кстати, многие юные художники предпочитают черный, потому что он очень четкий и контрастный). Для непрофессионального психолога детский рисунок может стать только ориентиром, сигналом понаблюдать за особенностями поведения, присмотреться к определенным склонностям.

Рука мастера

На какие характерные особенности манеры рисования полезно обращать внимание родителям, чтобы лучше понимать своего ребенка?

Нажим: ровный и умеренный говорит об уравновешенности, гибкости, самообладании, склонности обдумывать свои действия. Сильный - о напряжении, воле, напористости, высоком уровне энергии, стремлении преодолевать сопротивление (иногда это могут быть и действия назло или вопреки). А вот слабый указывает на общую нерешительность, неверие в свои силы, . Малыш нуждается в поддержке и одобрении.

Но! Если ребенок долгое время находится в условиях, когда ему приходится сдерживать свою активность («быть хорошим и правильным» в садике), то через сильный нажим в рисунке он может «скидывать» накопившуюся энергию.

Размер: большие крупные элементы часто означают эгоцентризм, стремление к экспансии, активность, даже агрессивность. А маленькие человечки, домики - признак робости, тревожности, ощущение собственной незначимости, сдержанности в проявлении чувств, зажатость.

Но! Большой размер фигур может быть связан и со значимостью персонажа для ребенка, и с проблемами со зрением.

Расположение на листе: если малыш обычно рисует в центре, значит, ему комфортно, он благополучен. Картина смещается вправо - интерес к будущему, к переменам. Влево - признак инфантильности. Сверху листа будет рисовать фантазер и оптимист, снизу - пессимист.

Но! Такая интерпретация работает, только если ребенок правша. К тому же очень многое зависит от сюжета картины.

Палитра: если обычно используется 1 цвет, это указывает на боязнь проявить себя; от 2 до 5 - ребенок открыт для нового, гибок, уверен в себе; более 7 цветов означает эмоциональную подвижность (неустойчивость). Преимущественно темные цвета говорят о склонности к отрицательным эмоциям, подавленности. Яркие - на активность, жизнерадостность.

Но! Выбор цвета зависит от настроения в конкретный момент. К тому же в возрасте около 6 лет дети начинают разделять цвета по «половому признаку» (розовый - «девчачий»), выбирая для рисунка «свою» палитру. А вот став постарше, многие, наоборот, старательно избегают такого разделения и не используют надоевшие цвета.

Обсуждайте с детьми их рисунки: это научит их лучше разбираться в своих чувствах

Тест-картинка «Человек под дождем»

Этот тест помогает узнать, как ребенок реагирует на стрессовую ситуацию. Ведь модель поведения закладывается еще в детстве. Поэтому родителям дошколенка полезно понять, как малыш адаптируется к новым обстоятельствам, как реагирует на неудачи - и какие качества необходимо развить, чтобы он научился быстро справляться с неприятностями.

Что нужно: Два альбомных листа; карандаши (не менее 12 штук разного цвета); ластик.

Задача: Дайте ребенку первый лист, расположив вертикально. Предложите нарисовать человека, затем попросите на втором листе изобразить того же персонажа под дождем.

Манера рисования

Четкие линии рисунка говорят о склонности детально анализировать происходящее, оценивать ситуацию, порой слишком уходя в себя.

Непостоянные контуры (где-то прорисованы, где-то - нет) указывают на импульсивность, подверженность эмоциям в сложных обстоятельствах.

Штриховка - напряжение, тревожность, боязнь сделать что-то не так (страх наказания). Тонкие эскизные линии - ребенок отличается повышенной впечатлительностью и мнительностью.

Изображение примитивное («палка, палка, огуречик») - малыш ищет одобрения, поддержки.

Цветовая гамма

Очень яркие оттенки - склонность преувеличивать значение неприятных событий.

Темные тона - боязнь осуждения в сложной ситуации, плохие предчувствия.

Четкое цветовое разграничение персонажа и непогоды - осознание и понимание ребенком стрессовой ситуации, способность увидеть ее возможные причины, оценить и себя, и свое состояние.

Радуга, солнце, цветы, растущие под дождем грибы - стремление к лучшему, малыш внутренне готов преодолевать трудности

Антураж

Чем больше капель дождя , тем сильнее ребенок боится трудностей; редкие струйки - малыш не переживает: проблемы скоро уйдут.

Тучи - угроза больших неприятностей, наказания. Небо затянуто - упадническое настроение.

Лужи указывают на чувствительность, ранимость, способность долго переживать из-за проблем.

Зонт - символ связи с родителями; раскрытый - ожидание помощи от мамы, закрытый - от отца.

Отсутствие зонта, крыши - инфантильность, нежелание принимать решения самостоятельно.

Образ персонажа

Пол указывает на модель поведения в стрессовой ситуации: мужской характеризует решительность, активные действия в поиске выхода; женский - пассивность, доминирование интуиции. «Смена пола» во втором рисунке указывает на изменение стиля поведения. Если изображен герой противоположного пола, значит, ребенок перенимает чужую модель поведения (кого-то из родных).
Возраст символизирует уровень качеств, помогающих принимать решения: взрослый человек - рассудительность, ребенок - потребность в опоре.

Большая голова - высокий интеллект, изобретательность; маленькая говорит о низкой оценке умственных способностей.

Крупный торс - символ неудовлетворенности (хотелось бы быть супергероем, завоевать восхищение); слишком маленький - ощущение недооцененности, униженности. Покатые плечи говорят об унынии, отчаянии.

Лицо: плохо прорисовано - нежелание замечать проблемы и бороться с трудностями. Изображено детально - активность, значимость отношений с другими людьми.

Руки: разведенные в стороны - открытость; спрятанные за спиной - неготовность к компромиссам, негибкость. Прижатые к телу - символ скованности.
Действия персонажа (убегает, радуется, сидит в луже) напрямую отражают реальное поведение ребенка в стрессе.

Масштаб, положение

Чем крупнее персонаж , тем лучше дети справляются с неприятностями. Маленькая фигурка говорит о желании переложить ответственность на других. Огромная же, не умещающаяся на листе, - ребенок фокусируется на эмоциях и не может здраво оценить происходящее.

Рисунок сверху листа - растерянность, уход в мир фантазий. Внизу - подавленность, ощущение безысходности и невозможности изменить ситуацию. В центре - готовность решать проблемы.

Смещение влево - надежда, что мама придет на помощь. Вправо - привязанность к отцу, стремление произвести на него впечатление своим поведением в сложных обстоятельствах.

Фигура в профиль , со спины - ребенок уходит в себя, отсюда сложности в налаживании контактов.

Герой повернут влево - малыш сосредоточен на себе, не очень решителен.
Повернут вправо - активен, оптимистичен, думает о будущем и готов развиваться.

! Важно!

Если на рисунках много негативных элементов, предложите ребенку составить рассказ по картинке и придумать неожиданный поворот: «Что будет, если выглянет солнце?». Добавьте второго героя («помощника»), - подскажите новые способы поведения в стрессе.

Изучаем шедевр

Фигура заметно выросла на втором рисунке. Значит, ребенок чувствует себя старше при столкновении с трудностями, и это доставляет ему удовольствие. Хоть он и использует привычную модель поведения - помощь и поддержку со стороны мамы (слегка повернут влево), она уже изжила себя, и он внутренне готов «отделиться» и действовать сам. Правда, пока он не видит, как это сделать, оглядываясь в прошлое и без опоры на мужской образец. Самое время вместе подумать, как можно действовать в трудных ситуациях («развернуть» ножки вправо, в будущее).

Уже многие психологи подтвердили, что наши рисунки могут многое рассказать о нашей личности, характере и настроении. Неслучайно и в психологии, и в психиатрии многие методы диагностики связаны именно с рисунками. Особенное внимание уделяется детским рисункам. При анализе личности взрослого человека, можно использовать рисунки, которые он делает между делом — все мы часто водим карандашом по бумаге во время телефонных разговоров, совещаний, лекций или длительного ожидания. Из этой статьи вы узнаете, о чем могут рассказать наши рисунки.

По рисункам профессиональные психологи могут многое сказать о человеке. Впрочем, базовые правила анализа рисунка сейчас доступны всем интересующимся, так что даже самостоятельная расшифровка рисунка поможет вам лучше узнать близкого человека или даже самого себя. Почему анализ рисунка в психологии так эффективен? Этому есть, как минимум, два объяснения.

  • Прежде всего, в рисунках мы выражаем то, что думаем. Поскольку этот способ диалога с внешним миром является косвенным, в отличие, например, от речи, рисунки в меньшей степени контролируются нашим сознанием. Если, отвечая на вопросы, мы пропускаем свои слова через некие внутренние фильтры, то, выражая нечто через рисунок, мы ощущаем себя свободнее и демонстрируем себя настоящих. Например, так можно объяснить расположение рисунков и их содержание.
  • Наши мышечные движения находят прямое отражение в рисунках. Характер движений руки отразится на линиях и размерах изображения. Вы наверняка замечали, что наши движения зависят как от сиюминутных эмоций, так и от темперамента и характера. Даже в процессе обычного общения очень много информации о человеке мы получаем невербально: наблюдая, как он жестикулирует, и как изменяется его мимика. Движения руки, о которых легко можно судить по рисунку, также могут дать нам представление о характере и настроении человека.

Иногда в психологии для диагностики человека специально просят порисовать, а иногда в анализе используются случайные рисунки, которые многие из нас делают между делом, если в руках оказывается карандаш и бумага. Второй способ, безусловно, более эффективен. Случайные рисунки дают максимально объективную характеристику, а в рисунках, сделанных специально для психолога, человек может пытаться оправдывать ожидания.

Особое место занимает в психологии анализ детского рисунка. Расшифровывать их во многом проще, чем рисунки взрослых, потому что детские рисунки отличаются большим разнообразием и широкой цветовой гаммой. Если вы хотите научиться интерпретировать взрослые или детские рисунки, обращать внимание следует не только на содержание изображения. Расположение объекта на листе, его цвет и характер линий имеют не меньшее значение.

О чем говорит расположение рисунка?

По положению рисунка можно судить о характере и ценностях человека. Взрослые иногда рисуют между делом на полях блокнота, на свободном месте в старых документах или на небольших обрывках бумаги. Однако даже в этом случае можно обратить внимание на то, как человек использует для своего рисунка имеющееся пространство.

  • Рисунок, расположенный ближе к верхнему краю листа, свидетельствует о высокой самооценке и целеустремленности. Для такого типа людей основной жизненный приоритет — самореализация и стремление к успеху. Такие люди любят соревновательный процесс, стремятся быть лучшими в любом деле. Нередко они также достаточно азартны и обладают лидерскими качествами.
  • Соответственно, рисунок, расположенный в нижней части листа, говорит о том, что у человека достаточно низкая самооценка, он не ощущает себя востребованным и не заинтересован бороться за первенство.
  • Изображения слева говорят о консервативности и ностальгии. Этот человек погружен в свои воспоминания, и прошлое служит для него ориентиром.
  • Если человек рисует что-либо справа, это, наоборот, означает его устремленность в будущее. Это значит, что человек ожидает позитивных перемен, а текущее положение дел его не устраивает. Стоит отметить, что данные правила анализа специфичны для каждой культуры. Например, движения слева направо характерно для нашей письменности, поэтому из рисунков можно сделать выводы по аналогии.

  • Расположение рисунка или слева, или справа можно ассоциировать с определенной долей недовольства жизнью. Обычно в прошлое или в будущее обращены те люди, которым некомфортно в настоящем. Поэтому, самым гармоничным местом для рисунка является центр листа.

О чем говорит размер рисунка?

Размеры рисунка на листе обычно ассоциируют с самооценкой человека. Разумеется, следует учитывать размер по отношению ко всему пространству листа, если место ограничено.

  • Крупные рисунки свидетельствуют о высокой самооценке. Если рисунок чрезмерно большой и смотрится неестественно, это может говорить о высокомерии и тщеславии, глубинной причиной которых, напротив, является неуверенность в своих силах.
  • Об особенной неуверенности свидетельствуют рисунки, стремящиеся занять все место на листе. Это связано с психологическим механизмом компенсации: если человек не может утвердиться на своем месте в жизни, мысленно он стремится забрать все самое лучшее, занять как можно больше пространства. Обычно такие люди — экстраверты, которые по тем или иным причинам не могут в достаточной мере реализовать себя в обществе. Это находит отражение в рисунках.
  • Интроверты обычно рисуют небольшие изображения и оставляют много пустого пространства вокруг. Необоснованно маленькие рисунки психологи интерпретируют как зажатость, скованность, страх и тревогу. Такие люди эмоционально закрыты, испытывают дискомфорт во внешнем мире, стесняются себя или не доверяют окружению.

Цвет рисунков в психологии

По этому параметру анализируют, по большей части, детские рисунки. Взрослые обычно делают рисунки между делом тем карандашом, который есть под рукой. Интерпретировать во взрослых рисунках можно разве что наличие или отсутствие штриховки. В детских же рисунках цвет имеет большое значение для психологов.

  • Зеленый цвет может свидетельствовать о независимости, самодостаточности и упрямстве. Этот цвет используют дети, желающие самоутвердиться.
  • Желтые рисунки говорят о том, что человек ощущает себя комфортно.
  • Синий означает обеспокоенность и погруженность в себя. Синие рисунки делают в моменты обдумывания прошлого или в попытках решить какую-либо проблему.
  • Фиолетовый цвет указывает на развитую фантазию.
  • Красный цвет свидетельствует о потребности выплеснуть накопившуюся энергию. Этот цвет часто используют гиперактивные дети. Также красный может служить сигналом скрытой агрессии.
  • Серый свидетельствует о скуке и нехватке позитивных эмоций.
  • Коричневый цвет обозначает подсознательный протест. Ребенок, часто использующий коричневую краску, недоволен какой-либо ситуацией, ощущает обеспокоенность и дискомфорт.
  • Черный ассоциируется с подавленным состоянием. Такие рисунки свидетельствуют о том, что ребенок сильно сконцентрирован на своей проблеме, и ему не хватает позитивных переживаний.
  • В случайных рисунках взрослых плотно заштрихованные фигуры могут означать закрытость, ощущение себя в рамках. Нередко такие рисунки свидетельствуют о творческом кризисе человека.
  • Если человек никогда не заштриховывает свои изображения, это говорит о его готовности воспринимать новое и принимать перемены.

О чем говорят линии на рисунке?

По линиям, которые делает человек можно много рассказать о его характере. Эти линии могут быть сплошными или прерывистыми, округлыми или с острыми углами. По линиям в рисунке легко можно расшифровать даже изображения, сделанные взрослыми между делом. Такой способ подходит одинаково хорошо и для анализа детских, и взрослых рисунков.

  • Сплошные линии указывают на эмоциональную стабильность, гибкость и уверенность. Такие люди обычно спокойные, и уверены, что справятся со всеми возникающими трудностями.
  • Прерывистые линии, напротив, обозначают неуверенность и нестабильность.
  • Жирные линии могут свидетельствовать о желании человека выделиться и утвердиться. Такими линиями мы можем стараться компенсировать внутреннюю неуверенность, желание быть замеченными и оцененными.
  • Намеренно тонкие линии, когда человек почти не нажимает на карандаш и едва касается бумаги, говорят о желании избежать внимания и общения, о потребности уединения. Подобные линии также могут возникать, если человек испытывает стыд и чувство вины.

  • Строго геометрические рисунки, где все углы прямые, а все линии перпендикулярны или параллельны друг другу, могут означать скрытую агрессию. Также подобные линии говорят о консервативности и трудностях с адаптацией к новому.
  • Явно выраженную агрессию и враждебность можно определить по обилию острых углов на рисунке.
  • Округлые линии и мягкие изгибы говорят о мягкости и гибкости человека. Обычно такие рисунки присущи женщинам чаще, чем мужчинам.
  • Узкие и миниатюрные фигуры говорят о закрепощенности, стремлении придерживаться правил и не выходить за рамки.
  • Крупные объемные фигуры свидетельствуют о том, что человек имеет широкий кругозор и эмоционально открыт.

О чем говорят нарисованные предметы?

Разумеется, особенное внимание следует уделить тому, что именно нарисовано. Исходя из того, какие объекты изображает человек, можно многое про него сказать.

  • Живые объекты, к которым относятся животные или люди, свидетельствуют о нехватке общения, потребности в социальном контакте. Также подобные изображения могут указывать на сложную проблему в жизни человека, которую он боится решать в одиночку.
  • Пустые пейзажи, изображающие природу без людей, указывают на трудности в коммуникации и понимании чужих чувств или мыслей.
  • Повторение стандартных простых орнаментов, например, цветов, облаков, деревьев или звездочек, говорит об эмоциональной закрытости и попытке скрыть свои истинные переживания.
  • Сюжетные рисунки, изображающие людей или животных в движении, выдают активную и деятельную натуру.

Психология рисунка взрослого человека

Рисунки взрослых, сделанные между делом, могут быть не менее разнообразными, чем детские. По тому, что именно нарисовано, можно во многом судить о личности человека. Рассмотрим наиболее популярные варианты изображений у взрослых и их значение в психологии.

  • Волнистые линии и спирали могут говорить о том, что человек находится в сложной ситуации и пытается преодолеть кризис. Такие рисунки указывают на безвыходность и появляются, если человек запутался в чем-либо.
  • Сетка говорит о том, что человек чувствует себя в неприятном, уязвимом положении.
  • Часто люди между делом рисуют солнце или цветочки. К сожалению, значение таких рисунков совсем не так очевидно, как кажется. Рисунки цветов в психологи, как и рисунки солнца, чаще всего выражают грусть и потребность во внимании и общении.
  • Радость может выражаться в рисунках с сердцами.
  • Повторяющиеся орнаменты свидетельствуют о скуке.
  • Если человек рисует людей, это значит, что он хочет переложить на кого-то ответственность и избежать работы. Также это может означать потребность в помощи и поддержке.
  • Рисунок дома в психологии означает усталость, враждебность человека по отношению к окружающему миру и желание расслабиться в благоприятной для этого среде.
  • Шахматы обычно рисуют люди, попавшие в неоднозначную и сложную ситуацию, когда они не знают, какое решение принять.
  • Пчелиные соты, нарисованные взрослым человеком, говорят о гармонии и спокойствии.
  • Если человек рисует геометрические фигуры, это может говорить о твердости его убеждений и уверенности в принятом решении.

Психология детского рисунка

Наиболее часто встречающиеся рисунки вы сможете интерпретировать самостоятельно — в любом рисунке всегда есть несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка. Что означают детские рисунки в психологии?

  • Пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей у детей могут сигнализировать об одиночестве и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.
  • Рисунок дома также, как и у взрослых, говорит об усталости и потребности в уюте и отдыхе в окружении близких людей.
  • О внутреннем напряжении, страхе и дискомфорте могут свидетельствовать рисунки чудовищ. Часто подобные изображения отражают популярные детские страхи.
  • Внимание стоит обратить на рисунок семьи. Рисунок семьи в психологии у детей хорошо демонстрирует то, какой им видится их семья. Если семья изображена в полном составе и в ярких красках, значит, дела идут хорошо и ребенку комфортно. Если ребенок кого-то не изобразил, стоит задуматься — возможно, этого человека не хватает в жизни ребенка, он уделяет ребенку мало внимания. Черные и коричневые краски в изображении семьи говорят о проблемах и негативе, который ощущает ребенок. Также у маленьких детей самая крупная фигура будет означать главу семьи в детском понимании.
  • Рисунок дерева в психологии означает стремление к познанию и развитию. Однако важное значение имеет и то, как именно нарисовано дерево. В детской психологии есть тесты по рисункам — один из таких тестов заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать дерево. По наличию или отсутствию корней можно судить о том, насколько глубоко ребенок привык мыслить. Кривизна ствола или ствол необычной формы говорит о стрессе, неудовлетворенности и дискомфорте. Крону дерева вы легко сможете оценить по линиям, из которых она состоит — округлые ли линии или с заостренными углами, тонкие или жирные, сплошные или прерывистые.
  • Рисунки животных в психологии считаются хорошим знаком — они свидетельствуют о спокойствии и радости ребенка.
  • Интерпретации рисунка человека в психологии уделяют особе место — особенно это интересно в работе с детьми. Если ребенок рисует другого человека, это часто обозначает нехватку общения. Стоит обращать внимание также на то, нарисован ли конкретный человек или некий собирательный образ. Если человек нарисован в темных красках и неестественно крупным, возможно, у ребенка присутствует страх людей.
  • Если ребенок рисует себя, это говорит о потребности в самопознании и самовыражении. Детские рисунки часто не слишком пропорциональны, по мелким деталям изображения тоже можно многое сказать. Например, большие уши говорят о дерзости и желании выделяться, короткие ноги указывают на низкую самооценку, а длинные руки свидетельствуют о том, что ребенок всегда готов пробовать новое.

В психологии по рисунку человека можно многое сказать и о его личностных характеристиках, и о его настроении в конкретный момент. Понаблюдав за собственными рисунками, вы сможете убедиться, что правила их интерпретации работают. Разумеется, при оценке человека не стоит всецело полагаться на анализ его рисунков, однако некоторые изображения, в которых очевидно прослеживается тот или иной мотив, могут помочь вам узнать человека немного лучше.

Видео: «О чем говорят наши рисунки?»

Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.
Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь - таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

Синий - цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

Желтый хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Психология детского рисунка: детали имеют значение

Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом. Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Важно!

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то