Исследовательский проект традиции и обычаи народов мира мир. Проект "Быт и традиции русского народа" проект (старшая группа) на тему Проект культура и традиции русского народа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №11»

ПРОЕКТ

«Семейные традиции и обычаи»

Методический паспорт проекта.

Руководитель проекта: учитель начальных классов Латышева А.Н.

Возраст учащихся: 9-10 лет

Состав проектной группы: 25 человек.

Название проекта: « Семейные обычаи и традиции».

Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский, творческий

Гипотеза: Если каждый член семьи будет любить и уважать друг-друга, то семья будет дружной и крепкой.

Постановка проблемы: Сохранение традиций в семье, которые ведут к укреплению семейных отношений, к формированию личности человека.

Цель проекта:

Расширить знания об истории своей семьи, понять важность семьи для каждого человека.

Задачи проекта:

Планируемые результаты

Предметные : расширение представлений о семейных традициях, развитие интереса к традициям своей семьи, воспитание чувства гордости за свою семью.

Личностные : принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Метапредметные : формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему проекта. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности.

Конечные результаты :

Воспитания чувства гордости у обучающихся за свою семью, любовь к ее членам; знание истории своей семьи, семейных обычаев и традиций.

Создание системы совместной деятельности: «ребенок-педагог» и «ребенок- родитель» по данной проблеме.

Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями обучающихся, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Продукт проекта:

    Создание альбома семейных обычаев и традиций.

Сроки реализации проекта :

Сроки проведения: 12.11.2016 – 19.10.2017 г.

Организация родительского собрания;

Сбор информации об увлечениях и занятиях членов семьи обучающихся;

Конкурс рисунков «Моя семья»;

Классный час «Семейные обычаи и традиции».

Этапы работы над проектом:

    Подготовительный этап (12.11.12)

Задачи этапа: создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания родителей, детей о семейных обычаях и традициях.

    Анкетирование родителей и детей

    Беседы с детьми об их семье, семейных традициях и обычаях.

    Реализация проекта (проектно-ориентировочная, исследовательская работа) 14 .11.2016-14.09.2017

Задачи этапа: Знакомство родителей и детей с семейными традициями через разные формы работы (художественно-эстетической, социально-коммуникативной, познавательной направленности.

    Экскурсия совместно с родителями.

    Беседа с детьми «В семейном кругу»

    Консультации для родителей: «Семейные традиции и праздники» (обсуждение предстоящей работы, поиск необходимых фотографий из семейного архива);

    Выступление на родительском собрании: «Роль семьи в воспитании детей»

    Создание презентаций о семейных традициях и обычаях.

    Создание альбома «Семейные обычаи и традиции», выполнение генеалогического древа.

    Аналитический этап. Рефлексия. 14.09.2017

Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.

    Перспектива развития проекта.

Представление работы в образовательных сетях, учреждении.

    Заключительный этап. 19.10.2017

Представить продукт творческого проекта на семинаре.

В начале прошлого учебного года, на перемене я услышала, как увлекательно ребята рассказывали друг-другу о своей поездке на отдых семьями. Оказалось, что ребята и их родители дружат и часто выезжают отдыхать вместе. У них это стало традицией. Отсюда возникла тема проекта «Семейные традиции и обычаи».

И на протяжении года мы работали над этим проектом «Семейные традиции и обычаи». Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

Мы составляли свои родословные – выступая в роли историков, были антикварами и археологами- когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, о традициях и обычаях своей семьи.

Этот проект раскрыл для нас значимость семейных традиций, позволил познакомиться с историей возникновения традиций своей семьи.

На первом этапе нашей работы, мы провели опрос и анкетирование среди ребят и родителей где прозвучали такие вопросы как: «Что дети знают о семейных традициях и обычаях? Что такое семейные реликвии? Какие традиции и обычаи есть в вашей семье?» и.т.д.

Провели беседы с детьми об их семье, семейных традициях и обычаях.

Семейные реликвии

Семейные обычаи

Семейные традиции

Традиционные блюда

Подумав мы решили, что продуктом нашего проекта будут презентации и создание альбома «Семейные традиции и обычаи» которые сейчас и представят ребята.

Итак я приглашаю - Суханову Дарью которая расскажет нам о своем проекте «Семейные реликвии».

Семья Гордеевой Карины выполнила самую объёмную работу о родословном древе.

Семья Поваренкина Даниила выполнили работу о семейных традициях.

Семья Кадникой Ульяны расскажут нам о традиционном блюде.

И семья Соловьева Алексея представила нам работу о семейных обычаях.

Спасибо за выступление.

Ребята скажите, пожалуйста, а кто еще может рассказать о традициях и обычаях своей семьи? (рассказы ребят о традициях)

А сейчас ребята давайте подведем итоги.

Подводя итог нашей работы, смело можем сказать, что мы достигли нашей поставленной цели и задачи. В ходе работы мы выяснили, что к традициям можно отнести совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники, совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, школьные праздники. Мы уточнили понятие «традиция».

Гипотеза нашего проекта о том, что «Если каждый член семьи будет любить и уважать друг-друга, то семья будет дружной и крепкой» подтвердилась.

Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что традиции и обычаи для человека имеют большое значение. Пусть у каждого народа они разные, но они объединяют и сплачивают нас.

Очень важно сохранять традиции семьи, потому что именно традиции объединяют поколения, способствуют передаче опыта и взаимодействия с людьми.

Нельзя быть равнодушным к традициям и обычаям своего народа, своей семьи. Мы должны знать и беречь наши традиции, обычаи и свою историю.

А теперь я предлагаю посмотреть видео, в котором ваши родители скажут свое мнение о работе над этим проектом.

Еще ранее я сказала, что продуктом нашего проекта кроме презентаций будет еще альбом, который мы подарим нашему музею в память о нашем классе. И конечно наши гости тоже могут просмотреть. И я думаю, что это не последний наш проект.

Базаркина Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ромодановский детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: п.Ромоданово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Традиции русского народа"
Дата публикации: 29.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Проект по духовно-нравственному воспитанию

дошкольников

на тему «Традиции русского народа»

Подготовила: Базаркина Л.Н. воспитатель

высшей квалификационной категории

Ромоданово 2017 год

Срок реализации проекта – 1 год

Вид проекта - практико-ориентированный, ориентирован на духовно-

нравственное и эстетическое развитие участников образовательного

процесса.

Гипотеза проекта.

Использование педагогами и родителями ДОУ средств и образов

произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок),

художественной литературы на занятиях и повседневной жизни,

ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать

развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их

социализации.

Цель проекта .

Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через

приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на

развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у

воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта.

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую

и творческую деятельность детей;

Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры

страны и родного края;

Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного

воспитания и диалогического общения;

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной

позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с

другими людьми;

Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре,

народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,

к народным играм;

Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как

представителя своего народа и толерантного отношения к представителям

других национальностей;

Создание условий для реализации основных направлений ФГОС

дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного

образования.

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда

была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование

ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое,

гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства

долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных

придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно –

нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность

возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах

Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного

воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных

условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала

дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического

процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях

родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно

дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное

восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и

эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное

накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного.

Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может

приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не

наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для

становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и

нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в

сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному

развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души,

нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все

накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого -

эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать

полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского

народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа,

русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет

на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого

ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком

опыта общественной жизни, сформированное условие для активного

познания дошкольником окружающей его социальной действительности

имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре,

общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент

нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и

индивидуальности.

Особое внимание в деятельности МБДОУ «Ромодановский детский сад

комбинированного вида» уделяется укреплению связей с родителями.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью

и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной

творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного

творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и

детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны

занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются

тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,

погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем,

эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками

необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с

традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные

ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей

чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника или игры творческими

импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей,

усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и

эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение

детей к национальным традициям, утверждает в их сознании

фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Инновационная направленность проекта.

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам

организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская

деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным

обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей

знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает

положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста

устойчивого интереса к русской народной культуре.

Новизна проекта.

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные

государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в

соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению

детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении

обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем

формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,

как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации

исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания

внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к

родному краю;

Формирование чувств национального достоинства;

Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении

друг с другом;

для педагогов:

Совершенствование компетентности педагогических кадров

образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного

воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования,

повышения качества педагогического труда;

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по

приобщению к русской национальной культуре.

Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-

образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

Реализация преимущественного права родителей в развитии и

воспитании своих детей;

Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в

области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах

духовно-нравственного воспитания детей;

Участники проекта.

Воспитатели;

Музыкальный руководитель;

Дети в возрасте от 3 до 7 лет;

Родители (законные представители);

Социальные партнеры (Благочиние Ромодановского района, библиотека,

художественная школа).

Механизмы реализации проекта.

Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного

процесса;

Формирование партнерского сообщества сотрудников МБДОУ

«Ромодановский детский сад комбинированного вида» ,родителей в процессе

организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива

образовательными и культурными структурами поселка.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

Показ сказок (педагогом, детьми);

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

Наблюдение;

Чтение педагогом художественной литературы;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

Экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Загадывание и отгадывание загадок;

Рассматривание наглядного материала;

Рассказы детей о своих впечатлениях;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

Чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей

драматизацией;

Ответы на вопросы педагога, детей;

Проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые,

дидактические, игры-драматизации и др.);

Сообщения дополнительного материала воспитателем;

Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

Разбор житейских ситуаций;

Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»),

дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги

дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;

Изготовление кукол к сказкам;

Организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;

Проведение экскурсий различной направленности;

Организация вечеров с родителями, для родителей;

Изготовление с детьми наглядных пособий;

Организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после

праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

Основные мероприятия проекта.

Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание

дошкольников. Традиции русского народа».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» построена с

учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и

привлекательной форме.

2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной

деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических

и творческих начал.

3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения,

становятся основой формирования мотивации его участия в различных

посильных видах деятельности.

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную,

изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и

духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное,

физическое развитие и трудовое воспитание.

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность

программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда

каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает

из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе

сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

Обеспечение материально-технических условий (оформление группы,

музыкального зала);

Подбор литературы по теме; произведений русского народного

творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии,

репродукции);

Подготовка материала для продуктивной деятельности;

Подборка подвижных, дидактических игр,

Использование мультимедийного комплекса и презентаций к

занятиям.

Календарный план реализации проекта.

Сентябрь

1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и

направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»,

«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок»,

«Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка»,

«Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».

4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор

и его значение в воспитание детей».

Октябрь

1.Обучающее занятие для старших дошкольников «В гости к бабушке на

оладушки»;

2. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по

изобразительной деятельности: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские

игрушки»; «Жестово»; «Городец».

3. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб

4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).

5.Праздник «Покров Пресвятой Богородицы»

Ноябрь

1.Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»;

2. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников);

3.Праздник «Казанской иконы Божьей матери» ;

4.Развлечение «День Матери»

Декабрь

1.Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания

дошкольника»;

2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;

3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».

4.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год».

5.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».

6.Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».

Январь

1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам

русской народной культуры)

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве,

разучивание стихов.

3. Развлечение «Праздник Рождества.Святая ночь»

4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки»

5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».

Февраль

1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;

«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»

2.Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали

на Руси, или Посиделки в горнице».

3.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме,

4.Оформление фотоальбома «Наши праздники».

5.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.

Март

1.Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло,

при матушке – добро»

2.Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по

приобщению детей к истокам русской народной культуры»;

3. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-сказка «Приключения на

Масленицу»

4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».

Апрель

1.Праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы»

2.«Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников).

3.Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».

4.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».

5. НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».

6. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

7. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром.

(Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций).

8. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».

9. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством:

«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец».

1.Тематическое развлечение «Праздник народных игр».

2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством:

«Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»

3. Проведение комплексно-тематического занятия «Пчелка – золотое

4. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».

5. Беседа на тему: «Летние праздники».

Июнь

1.Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на

2. Развлечение «Троица – праздник русской березки».

3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».

Июль

1. Праздник «День семьи, любви и верности»

2. «Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим

миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о

берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке,

произведениях изобразительного искусства);

3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»;«Целебное

лукошко».

4. Организация выставки детских работ «Праздники».

5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и

анкетирования.

Заключение

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном

образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем

результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской

сознательное

стремление

результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении

ребенком

ценностей:

милосердия,

сострадания,

правдолюбия,

стремлении его к добру и неприятию зла.

Я уверена, у нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в

каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так,

чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается

это сделать, может с уверенностью сказать: «Я постиг цель воспитателя».

Список литературы

1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

2.Бобков В.Г.В этом доме пребудет любовь. Сборник детских и юношеских

песен. Минск: Белорусская Православная Церковь,2008-176с

3. .Бронштейн М.М Праздники народов России. – М.: Росмэн-Пресс, 2004.-

4. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. -

5.Васильева Г.Г. На Пасху солнце восходит пританцовывая // Ребенок в

детском саду. – 2008 .- №2.- С. 70-72

6.Владимирова Е.В.Великие святые России.- Москва:ЭКСМО,2015-256с.

7 . Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. –

СПб. : Детство-Пресс, 2010

8.Гладких Л.П., Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин) Основы

православной культуры. Мир - прекрасное творение. – Курск.гос.ун-т, 2008 г.

9. Ермолаева С. Д «Русская народная песня детям» – Издательство «Детство –

пресс», 2012 г.

10. Жук Л.И. Традиции. Обычаи. Обряды. Минск: Изд. ООО «Красико-

Принт», 2004. – 128с.

11. Зацепина М.Б.,Мещанинова З.Н., Лисицина О.А.Проведение народных

праздников в учреждениях дошкольного образования детей //Детский досуг.-

2012. - №2. С 11-27

12.Зинченко З.И.Детям о православной вере. Москва «Смирение»2010

13. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М. : ТЦ

Сфера, 2006

14.Касаткина О.В.Православный мир. Образовательное пособие для детей.

М,:ИД «Православный мир»,2007-192с.

15. Крылова Е. Забытый праздник //Детский досуг. – №3 - 2010 г.

16. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду– М. : ТЦ Сфера,

2009Николаева В. «Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей» - Н.Н.

«Родное пепелище», 2010г.

17.Поваров К.С.Миссия к детям: Формы и методы работы с детьми и

молодёжью по программам духовно-нравственного воспитания.-

М.ИЭОЛГКО,2007

18.Харченко Т. Без прошлого нет будущего // Дошкольное воспитание.- 2008.

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

ГКОУ «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Проект разработан воспитателем Волочай С.А.

с. Золино

2013 год

Краткая аннотация проекта

Данный проект – это организация работы по ознакомлению воспитанников с народами России и их традициями и обычаями, понимание значения работы по ознакомлению воспитанников с народными традициями и обычаями, понимание значения сохранить культурные ценности русского народа. Эта работа осуществлялась частично через поисково-исследовательскую, интегративную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих способностей детей, коррекцию эмоционально-волевой сферы воспитанников, раскрытие способностей каждого воспитанника, исходя из его возможностей посредствами активизации детской жизнедеятельности во внеурочное время. При планировании работы над проектом мы создавали наиболее адекватную модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации присутствовали различные ситуации, которые ребенок в состоянии разрешить, а разрешение их направляло бы его развитие.

Актуальность

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказывают негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Поэтому возникла идея разработки проекта по данной теме, ведь знание обычаев и традиций народов, живущих в России, воспитание способности уважать позиции и ценности других людей имеет большое значение для формирования личности ребенка. А совместная работа приобщает ребенка с ОВЗ к труду. Дела такого ребенка невелики и несложны, но имеют огромное значение на возможности более успешной социализации в обществе.

Цель:

Воспитание чувства патриотизма через знакомство с традициями и обычаями русского народа

Задачи :

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Воспитание желания познавать культуру своего народа, через знакомство с традициями и обычаями народов Севера;

развитие навыка монологической речи;

Групповой детский творческий проект

«Обычаи и традиции адыгов».

Проект разработала: воспитатель Хапачева Саида Махмудовна

Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкальных руководителей.

Тема проекта: «Обычаи и традиции адыгов". Актуальность темы:

"Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Дидактический смысл творческой деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение с жизнью, формирует творческие навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность.

Цель проекта:

Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

Задачи проекта:

    Формировать у подрастающего поколения чувства
    национальной гордости за родной язык и культуру.


    любознательность, стремление к самостоятельному познанию
    и размышлению.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской
    культуре, традициям.

Интеграция образовательных областей: Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. Социализация.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

    Проведение консультации для родителей по организации,
    подготовке и проведению проекта.


Ожидаемый результат:

1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2.Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов.

3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Продукты проекта:

Фотоматериалы,

Видеоматериалы,

Сценарий проведения праздника «Обычаи и традиции адыгов»,

Проектная папка,

Выставка детских работ,

Создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,

Сюжет на телевидении.

Сценарий

Праздника посвященного обычаям и традициям адыгского народа.

Задачи: знакомство с адыгейскими народными играми, песнями, танцами, с поэзией адыгских писателей и поэтов.

(Звучит музыка, ведущий в танце заходит в зал)

Ведущий : О куп!!! Непэ тизэхахьэ къек1ол1агъэхэм зэк1эми салам фабэ шъосэхы. Тизэхахьэ зыфэгъэхьыгъэр адыгэ шэн-хабзэхэм язэхэтык1э сабыйхэр нэ1уасэ фэтш1ынэу ары.

Добрый день друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем празднике весны! Ребята, вы знаете, что наша республика многонациональная и в ней проживает много разных народов.

Ведущий : Скажите, а вы знаете как называется наша республика?

Дети : Да, Республика Адыгея.

Ведущий : Правильно. А вы знаете, какие народы проживают в нашей республике?

Дети : Адыги, русские, армяне, греки.

Ведущий : Молодцы, ребята. Каждый из этих народов чтит свой язык, традиции, свою историю. Так вот сегодня, мы хотим пригласить вас в мир адыгской культуры и показать вам всю красоту, величие и традиции адыгского народа.

Наш праздник открывают ребята старшей группы, которые подготовили для вас очень красивый и необычный танец.

(Танец детей "Зэфак")

Ведущий : Наш праздник продолжается, и сейчас мы послушаем стихи наших адыгских поэтов.

(Чтение стихов детьми)

"Адыгский стол" написал Руслан Нехай, читает Качура Степан

"Моя Адыгея" написал Джафар Чуяко, читают Лунин Матвей и Руденко Арина

"Адагабзэр сян" написал Исхак Машбаш, читают Кушу Амина, Бижева Самира и Хапачева Расита.

Ведущий : Ребята на нашем празднике присутствуют бабушки, а чем они занимаются, мы сейчас узнаем, давайте послушаем, о чём они тут говорят.

1- я бабушка : Сегодня праздник, весна на улице, настроение у всех хорошее, в гости приехали наши внуки, вот как их много, мэшэллахь! А мы тут сидим и грустим, давайте я вам шалям пожарю, а пока щалям жарится, давайте споём нашим детям красивую песню.

(Бабушки исполняют адыгейскую народную песню "Адэ сыда джы къэхъугъэр ей").

Ведущий : Очень красивую песню спели нам наши бабушки. Вам понравилась песня, ребята?

Дети : Да, понравилась.

Ведущий : Пока бабушки пели, одна из них связала необычную игрушку и хочет с вами поиграть.

2- я бабушка : Игра называется "Хэт нахь псынкГ?"("Кто быстрее?") В этой игре будут участвовать девочки.

(Проводится игра с девочками.)


2- я бабушка : А следующая игра для наших мальчиков. Узнаем кто самый сильный и ловкий из них. Игра называется "Хэт нахь лъэш?"("Кто сильнее?")

(Проводится игра с мальчиками.)

Ведущий : Вот какие интересные игры знают наши бабушки, понравилось вам?

Дети : Даааа, понравилось.

(Пока дети играют в народные игры, в зал заносится детская колыбелька (кушъэ)).

Ведущий: Дети, послушайте... по-моему, я слышу плач младенца.

Д-я бабушка: (Заходит в центр зала с младенцем на руках) Ребята, посмотрите, у нас родился малыш. Сегодня мы будем проводить обряд первого купания ребёнка.

(Проводится обряд купания ребёнка, который сопровождается словами ведущего.)

Ведущий : После рождения ребёнка, обряд первого купания проводила "мамыку", что в переводе означает: "добрая женщина". Как же это проводилось в старину: брали медный таз, наливали туда холодную воду, добавляли золу и бросали в эту воду золотые украшения. Что же означали эти атрибуты?

В холодной воде с золой закалялся ребёнок. Золото предвещало долгую и счастливую жизнь, этому ребёнку.

Обряд купания сопровождался такими нареканиями: Ручки растите, Ножки ходите, Своё тело носите, Язык говори, свою голову корми!

Затем ребёнка заворачивали в мягкую пелёнку, тщательно вытирали, следом надевали на него " мышиное платье" - "цыгъо джан", которое не подшивалось, чтобы жизнь у ребёнка не стала короткой. А воду, в которой искупали ребёнка, выливали в малодоступное чистое место. На этом заканчивался обряд купания малыша.

Ведущий : Приблизительно через 2 недели после рождения ребёнка проводился обряд укладывания ребёнка в колыбель.

(3-я бабушка совершает обряд укладывания, сопровождающийся словами ведущего.)

Ведущий : Этот обряд совершался приблизительно через 2 недели после рождения. Здесь важно отметить из чего делали колыбель. Её изготовляли из боярышника. Поскольку боярышник считался самым крепким и счастливым деревом.

В начале, в колыбельку сажали кошку, чтобы ребёнку сладко спалось. Клали туда яйцо, что предвещало младенцу долгую жизнь.

Желая уберечь ребёнка от "дурного сглаза", адыги соблюдали ряд обычаев: Около колыбели ставили чашку с освящённой молитвой водой и туда клали яйцо, полагая, что при появлении злого духа, яйцо треснет. Поэтому каждый приходящий должен был помочить водой руку и протереть лобик ребёнку.

Как правило, обряд "кушъэхапхэ" сопровождался колыбельной песней или колыбельным напевом. Под лёгкое покачивание колыбели ребёнок постепенно засыпал.

Ведущий : Чтобы наш ребёнок крепко спал, давайте мы споём ему песню "Славься адыгский язык"

(Дети исполняют песню.)

Ведущий :

Ведущ ий:

Ведущий : Издавна адыги отмечали приход весны. В этот день украшали священное дерево. Повязывали разноцветные ленточки на дерево и загадывали желание, чтобы год был богатым, урожайным.

Ребята, давайте, и мы с вами повяжем ленточки на дерево и загадаем желание.

Дети украшают священное дерево. Звучит народная музыка "Удж"

Ведущ ий: Вот и загадали мы свои желания. А сейчас я приглашаю всех на танец дружбы "Удж хъурай"

Дети, воспитатели, гости танцуют. Заходит 1-я бабушка с подносом.

1- я бабушка : Ребята пока вы танцевали и веселились готов и наш щалям. Угощайтесь. (Раздача угощения)

Ведущий : Наш праздник подошёл к концу. До свидания

Рецензия

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.

Творческий краткосрочный проект «Обычаи и традиции адыгов», руководителем, которого была старший воспитатель МБДОУ №16 Качура О.А., разрабатывался и осуществлялся с целью приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

В процессе работы над проектом решались следующе задачи:

    Формировать у подрастающего поколения чувства национальной
    гордости за родной язык и культуру.

    Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.

    Развивать у детей творческую познавательную активность,
    любознательность, стремление к самостоятельному познанию и
    размышлению.

    Знакомство с адыгейскими народными играми.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской культуре,
    традициям.

Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность), вариативность использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.

Использовался следующий план реализации проекта:

Создание ситуации для мотивации начала проекта.

^ Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.

Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

В ходе работы над проектом у детей расширились знания об истории, традициях и культуре народов. Они стали более активны, самостоятельны в творческой деятельности. Сформировались творческие навыки, расширилась познавательную активность.

Полученные знания отражены в продуктах проекта:

    фотоматериалы,

    видеоматериалы,

    выставка детских работ,

создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,
^ сюжет на телевидении.

Таким образом, проект «Обычаи и традиции адыгов» можно считать результативным:

расширились знания детей;

создалось единое инновационное пространство, объединяющее
педагогический коллектив дошкольного учреждения;

У активизировалась работа с родителями.

Данная работа имеет большую практическую значимость, может использоваться в работе с детьми в различных направлениях: социально-личностное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

Педагогическая ценность данного проекта состоит в том, что имеется возможность осуществления его силам каждого ребенка.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то