Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения

К основным единицам звукового строя языка относятся: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза, ударение, интонация .

Звук – это мельчайшая единица звучащей речи, предел акустического членения речи. Звуки производятся посредством работы артикуляционного аппарата человека и воспринимаются им на слух. Каждый язык характеризуется особой фонетической системой, несмотря на то, что речевой аппарат носителя любого языка способен произвести любой звук и что в основе звукового строя существующих языков лежат одни и те же звуки.

Слог образуется сочетанием нескольких звуков. Слоговым называется звук, который выступает как более звучный по сравнению с другими в составе слога. Слоговыми являются гласные как звуки наибольшей звучности, не слоговыми – согласные как звуки меньшей звучности, которые организуются в слоге вокруг гласных. Слог бывает открытым, если оканчивается на гласный, и закрытым, если оканчивается на согласный. Слог – это часть фонетического слова, произносимая одним выдыхательным толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности.

Фонетическое слово – это совокупность слогов, объединённых одним ударением.

Не все слоги в слове произносятся одинаково. Выделение слога в слове называется ударением . Ударение в слове называется словесным. Ударение в слове в разных языках характеризуется по следующим основаниям: силовое (сила или интенсивность артикуляции), количественное (время или долгота произношения), музыкальное (движение тона, его повышение или понижение). Выделение слога определяется комбинацией этих характеристик. Ударение в разных языках может быть фиксированным (падать только на определённый слог в слове: франц. и латин. языки – на последний слог) или нефиксированным (английский, русский), а также подвижным (русский язык – зуб – зуба, лес – леса) или неподвижным (франц., лат., англ. и др. языки). В русском языке не несут ударения: предлоги (на, под и др.), служебные слова (междом., частицы, союзы и др.) и некот. др. Поэтому понятие ударного слова связано с понятиями «проклитики» и «энклитики» . Проклитика – безударное слово, примыкающее к началу последующего полнознаменательного слова, несущего ударение: в столе [ф-стал’э ], на земле [нъ-з’имл‘э ]. Энклитика – это безударное слово, примыкающее к концу предыдущего полнозначного слова: лечь на спину [л’эч‘ нá-сп’ину].

Речевой такт – это совокупность фонетических слов, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами.

Фраза – самая крупная фонетическая единица звучащей речи. Фраза – это совокупность речевых тактов, это законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое от других, таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением. Фраза анализируется с т.з. её интонации, количества и места пауз в середине этой фразы, количества речевых тактов и т.д. Произвольность членения фразы на речевые такты приводит к искажению передаваемой мысли или её полному разрушению. Паузы между фразами длиннее, чем между речевыми тактами.

Каждая фраза оформлена интонационно. Интонация представляет собой совокупность средств организации звучащей речи, отражающих её смысловую и эмоционально-волевую стороны. Интонация проявляется в мелодике – последовательных изменениях высоту тона (повышение/понижение), ритме речи (сильные/слабые, долгие/краткие слоги), темпе речи (ускорение/замедление в протекании речи) внутрифразовых паузах и общем тембре высказывания («мрачный», «весёлый» и т.д.). С помощью интонации происходит не только оформление фразы, но и выражение чувств и мыслей людей. Интонация также помогает членить текст на интонационно-смысловые отрезки – синтагмы. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Голос может быть нейтральным, расслабленным, напряжённым и т.д. Количественно-динамические характеристики интонации включают увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных участков фразы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методическое пособие введение в языкознание

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования южный федеральный университет.. педагогический институт.. факультет лингвистики и словесности..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Введение в языкознание» являются формирование знаний в области языкознания, развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных, универсальных (

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Введение в языкознание» (Б3.Б.5.) относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Введение в языкознание»

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): · владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цел

Учебно-тематический план
п/п Темы Лекции Семинары Самост. работа 1. Языкознание как наука. «Введение в язык

Внешнее языкознание
À Нормативное время для изучения модуля: лекции – 12 часов практические занятия – 14 часов самостоятельная работа студента – 14 часов ¤ Цели мо

Язык как общественное явление
Язык - летописец жизни народа. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. Функции языка. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. Социолингвистика как раздел языкознани


Учебные пособия: а) Основная литература: Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973. Будагов Р.И. Введение в науку о языке.

Объект, предмет и цели языкознания как науки
Наука о языке называется языкознанием, языковедением или лингвистикой. Первый термин является наиболее употребительным, последний - международным. Слово лингвистика

Основные проблемы и задачи общего языкознания
Общее языкознание обладает своей особой проблематикой, отличной от частного. К задачам общего языкознания относится следующее: Определение объекта

Методы языкознания
«Метод (от греч. methodos - «путь исследования») в языкознании: а) обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка,

Место языкознания в системе наук и его связь с другими науками
Как известно, современная наука состоит из трёх главных разделов: естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общес

Понятие и виды динамики языка. Экстра- и интралингвистические (внутренние) условия развития языка
Основным условием существования языка является его непрерывное изменение (стихийное и сознательное). Это изменение представляет собой сложный и многоаспектный процесс и связано с понятием динамики

Теории происхождения языка
Вопрос о том, когда и как возник язык, интересовал людей с древних времён. Язык возник до рождения науки о нём, поэтому представление о времени и сущности этого явления наука черпает из косвенных и

Предположительный характер первоначальной звуковой речи
При рассмотрении вопроса о ступенях развития человеческого существа возникает ряд вопросов, касающихся проблемы происхождения языка как механизма человеческого общения: 1) об арсенале звук

Язык - летописец жизни народа
2. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. 3. Функции языка. 4. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. 5. Социолингвистика как раздел яз

Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания
Вопрос о том, что такое язык, каковы его функции и сущность, давно занимал людей. Ещё в античный период сложилось два основных взгляда на язык: 1) Язык - это природное явление, он о

Функции языка
Существуют различные классификации функций языка. Наиболее распространённая классификация относит к основным функциям следующие языковые факты: Коммуникативная (контактоустан

Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества
Правильно сущность языка была определена лишь в русле теории диалектического материализма, которая утверждает, что язык имеет общественную природу, возникает и развивается в обществе исключительно


2. Стилевая дифференциация языка. 3. Понятие нормы. Литературная норма. 4. Проблема кодификации языковых норм. 5. Вспомогательные языки: койне, пиджины, креольские языки,

Стилевая дифференциация языка
"Стиль всегда характеризуется принципом отбора и комбинации наличных языковых средств...; различия стилей определяются различиями этих принципов." Отб

Понятие нормы. Литературная норма
Языковая норма - это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации. "Нор

Проблема кодификации языковых норм
Нормы развиваются стихийно, в практике общественной жизни. В литературном языке на определённом уровне развития общества эти нормы могут сознательно регламентироваться, иначе, кодифицироват

Язык художественной литературы
ЛИТЕРАТУРА: 1.Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. 2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. 3. Степанов Ю.С. Яз

Внутреннее языкознание
À Нормативное время для изучения модуля: лекции – 12 часов практические занятия – 16 часов самостоятельная работа студента – 13 часа ¤ Цели мод

Понятие знака
Знаком в широком понимании является любой материальный носитель социальной информации. Знак – это заместитель. Проф. П.В. Чесноков даёт следующее определение знака

Языковой знак как лингвистическая категория
Язык состоит из единиц, которые являются знаками для передачи внеязыковой информации. Языковой знак – это нечто (произнесённое или записанное), чт

Структура языка
В Языке каждое речевое произведение членится на более мелкие значимые части, обладающие отдельностью, вариативностью и способностью к бесконечному использованию в тех же или других комбинациях для

Понятие системности языка
В отличие от простого строения, основанного на взаиморасположении и связи составных частей, система основана на сложном единстве разнородных взаимообусловленных элементов. Это уже не просто

Фонетика как наука
Фонетика изучает звуковую сторону языка, которая является внешним выражением нашей мысли, её формой и материей и как материальная форма должна изучаться самостоятельно, отдельно от другой стороны я

Понятие фонемы
«Фонема (от греч. phonema – звук, голос) – единица звукового строя языка, служащая для опознания и различения значимых единиц языка – морфем, в состав которых она входит в качестве

Понятие фонетических законов
Фонетические законы (звуковые законы) – законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых

Основные фонетические процессы
Основными фонетическими процессами языка являются следующие. Ассимиляция – это процесс уподобления согласных звуков одного и того же достоинства. Явление ассимиляции – это

Другие фонетические процессы
Эпентеза – вставка звука в определённых сочетаниях: земя (болг.) – земля, нрав – ндрав. Протеза – добавление звука в начале слова: осьм (древнерус.) – вос

Грамматический строй языка
План. I. История вопроса. II. Понятие о грамматическом строе языка как объекте и предмете изучения грамматики. III. Лексическое и грамматическое значение слова. Различие

История вопроса
Грамматика как наука исследует грамматический строй языка. Эта наука имеет давние традиции. Истоки современной европейской грамматической мысли и соответственно терминологии следует искать в трудах

Понятие о грамматическом строе языка как объекте и предмете изучения грамматики
Грамматика (греч. grammatike – искусство писать буквы, от gramma – буква, написание) – 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и кон

Лексическое и грамматическое значение слова. Различие между ними
«В слове сочленены его звуковая материя и его значение – лексическое и грамматическое. К грамматическому значению слова относятся: его значение как части речи, т.е. как единицы, принадлежащей к опр

Понятие грамматической формы слова
С понятием грамматического значения тесно связано понятие грамматической формы. Понятие формы может быть определено с философской и лингвистической точек зрения. С философской т. з

Понятие грамматической категории
С понятием грамматической формы тесно связано и понятие грамматической категории. Этот термин заимствован из логики. Ещё в античные времена понятие логической категории

Формальная и функциональная грамматики
«В соответствии с основными характеристиками грамматического строя языка – его формальной организацией и его функционированием – в русской науке с наибольшей определённостью, начиная с работ Л.В.Ще

Языки живые и мертвые
"Язык существует лишь постольку, поскольку им. пользуются, говорят на нем, воспринимают его, пишут на нем и читают." (Сепир. Э. Язык //Избранные труды по языкознанию и культурологии. М

Искусственные языки
Работа по созданию искусственных языков началась в древности. Первые из дошедших до нас проектов этого рода появились не позднее IV-III вв. до н.э., а в XVII в. Р. Декартом, затем и Г.В. Лейбницем

Самостоятельная работа студентов
Задача семинарских занятий состоит в том, чтобы выработать у студентов навыки самостоятельной работы с лингвистическими источниками разных типов, научить их использованию всего комплекса источников

Темы рефератов
1. Проблемы языка и речи в современных исследованиях. 2. Тождество и различие в языке и речи. 3. Слово в языке и речи. 4. Функционирование системы языка в речи.

Язык - летописец жизни народа
II. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. III. Функции языка. IV. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. V. Социолингвистика как разде

Территориальная и социальная дифференциация языка. Понятие общенародного и национального языка. Литературный язык
II. Стилевая дифференциация языка. III. Понятие нормы. Литературная норма. IV. Вспомогательные языки: койне, пиджины, креольские языки, лингва франка. ЛИТЕРАТУРА:

Письмо
План. 1. Общее понятие о письме и предпосылки письма. 2. Этапы и формы развития начертательного письма. 3. Графика. 4. Алфавит. 5. Орфография.

Контролирующие вопросы
Тема: ЯЗЫКИ МИРА 1. Объясните разницу между языком, диалектом и жаргоном. 2. Чем определяется степень распространённости языка? 3. Что лежит в основе генеалогической клас

Студентов
1. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков: санскрит, абхазский, баскский, украинский, туркменский, алт

Темы курсовых и дипломных работ
1. Фразеосинтаксические схемы в современном русском языке. 2. Членимое и нечленимое предложение в системе языка. 3. Место нечленимого предложения в системе языка.

Вопросы к экзамену
1. Языкознание как наука, его объект, предмет, цель, задачи и структура. Место курса «Теория языка. Основы лингвистических учений» в системе языковедческих дисциплин. 2. Связь языкознания

Внутривузовские
1. Страница кафедры русского языка и теории языка на сайте ПИ ЮФУ: http://pi.sfedu.ru/pageloader.php?pagename=structure/university_departments/chairs/russian_language 2. Инкампус: http://w

Филологические порталы
1. Донецкий лингвистический портал http://mova.dn.ua/index.php 2. Украинский филологический портал http://litopys.org.ua/ 3. Филологический поисковик http://philology.flexum.ru

Сайты филологических факультетов и кафедр
1. Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина http://pushkin.edu.ru 2. Институт лингвистических исследований РАН http://iling.spb.ru/ 3. Институт русского языка им

Филологические сообщества
1. Ассоциация лингвистов-экспертов Юга России http://ling-expert.ru 2. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org 3. Объед

Библиотеки
1. «Из архивов русской революции»: http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm 2. Philosophy in Russia: http://www.philosophy.ru/ 3. Toronto Slavic Quarterly, ред. Захар

Словари
1. Вишнякова О. В.. Словарь паронимов русского языка http://www.classes.ru/grammar/122.Vishnyakova/ 2. Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.В. Виноградова: www.slovari.r

Сайты по языкознанию
1. Архив петербургской русистики www.ruthenia.ru/apr/index.htm 2. Вавилонская башня. База данных по сравнительному языкознанию. http://starling.rinet.ru/index2ru.htm 3. Генеал

Журналы
1. «Казанская лингвистическая школа»: представлены труды школы, информация о ее истории, научной жизни и приоритетах: http://www.kls.ksu.ru 2. HumLang (Язык Человека), ред. А.А.Поликарпов:

Зарубежные электронные издания
1. Alsic: Apprentissage des Langues et Systemes d"Information et de Communication. Журнал дает возможность обмениваться новейшими теоретическими и практическими разработками в следующих областях

Глоссарий
Адстрат– (лат. – слой, пласт) вид контактирования языков, при котором язык пришельцев влияет на язык аборигенов и сохра­няется в качестве соседнего с ним. Акцентол

Любое речевое сообщение может быть охарактеризовано в двух планах: в плане выражения и в плане содержания. Фонетика изучает тот план выражения, который облекается в звуковую материальную оболочку.

Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные (от лат. segmentum – отрезок), и нелинейные, или суперсегментные, единицы.

Сегментные единицы языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу, одновременно произнести два звука.

Суперсегментные единицы языка - это ударение, интонация.

Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.

Ср.: му́ка – мука́ , о́́рган – орга́н (от места ударения зависит смысл слова).

Мы сегодня пойдем в театр, Мысегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр .― Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр ? (разные целевые назначения этих предложений передается различной интонацией).

1) с акустической стороны, когда звуки языка рассматриваются с точки зрения восприятия на слух, как физическое явление – колебание звуковых волн с их параметрами;

2) с артикуляционной стороны, где звуки характеризуются по тому, как он образуется с помощью произносительных органов;

3) с функционально – лингвистической стороны, где звук может быть охарактеризован по своему особому назначению в речи – выполнению смысло-различительной функции.

Исследование звуков речи в первых двух аспектах занимается фонетика, изучением звуков речи с функционально – лингвистической – фонология.

Фонетика и фонология – это два аспекта изучения звуковой, фонетической системы языка, но объект изучения остается один и тот же – наука о звуковой стороне языка.

Фонетика и фонология тесно связаны между собой. Неправомерно было бы представить их как самостоятельные науки – это две стороны, две грани одной науки.

Таким образом, практическое значение фонетики велико. Без изучения звуковой стороны речи немыслимо исследование лексики и грамматики любого языка.

Фонетика обуславливает многие орфографические правила (приставки на -з, -с; ы – и после приставок и др.). Без знания фонетики невозможно составление алфавитов (для звукового письма). Фонетический разбор служит восприятию правильного произношения.

Характеристика фонемы


ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 1.Что изучает фонетика? Назовите фонетические единицы русского языка (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук). 2.Что такое фраза? Чем фраза отличается от предложения? 3.Что представляет собой речевой такт? С какой целью фразы членят на речевые такты? 4.Что такое фонетическое слово? Приведите пример случая, когда фонетическое слово и лексема не совпадают. 5.Что представляет собой слог? 6.Что представляет собой звук? Как определить, сколько слогов в фонетическом слове? 7.Какие фонетические единицы называются сверхсегментными? (ударение, интонация) 8.Что такое артикуляция? 9.В каких трёх аспектах рассматриваются звуки в русском языке? Охарактеризуйте каждый из аспектов.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Русский язык, как и многие другие языки, существует и проявляется в двух формах: письменной и устной. Устная речь располагает своими особыми звуковыми средствами, которые изучает фонетика (от греч. phōnē звук, ср.: фонограмма, телефон, фонотека, фонендоскоп). Устная речь представляет собой звуковой поток, но не непрерывный, а распадающийся на отдельные отрезки, части.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Прежде всего в звучащей речи вычленяются отрезки, ограниченные достаточно продолжительными паузами, объединенные интонацией и заключающие в себе относительно законченную мысль. Это – самая крупная единица звучащей речи (фонетическая единица), фраза. В предложении Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка (М. Г.) посредством пауз выделяются три отрезка: Ветер выл жалобно и тихо, // во тьме ржали кони, // из табора плыла нежная и страстная песня-думка. Каждый из отрезков выражает относительно законченную мысль и объединяется общей интонацией. В этом предложении три фразы. Данный пример уже свидетельствует о том, что фраза и предложение не одно и то же.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Но даже если налицо совпадение фразы и предложения (например, Северное лето всегда вызывает тревогу (К. Паустовский), то они представляют собой разные языковые единицы: фраза – фонетическая единица, и характеризуется она тем или иным типом интонации, отсутствием или наличием внутрифразовых пауз, выделяющих более мелкие части фразы; предложение – синтаксическая единица, т. е. это единицы разных уровней языка: фраза – на уровне фонетики, предложение – на уровне синтаксиса. Фраза делится на более мелкие звучащие отрезки. Так, часть предложения Ветер выл жалобно и тихо, являющаяся с фонетической точки зрения фразой, может произноситься с паузой в середине, правда менее значительной, чем межфразовые паузы: Ветер выл / жалобно и тихо. Фраза, таким образом, делится на отрезки, которые в фонетике называются речевыми тактами.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Речевой такт – это часть фразы, ограниченная более короткими (чем межфразовые) паузами, но не выражающая обычно законченной мысли и характеризующаяся, за исключением конечного речевого такта, интонацией незаконченности. Если фраза короткая, она может и не делиться паузами на речевые такты: Он был взволнован. Речевые такты могут состоять и из одного слова. Например, в отрывке Зима. Крестьянин, торжествуя... (П.) фраза Зима состоит из одного речевого такта, совпадающего с одной лексической единицей – словом. Речевой такт может включать в себя от одного до семи слов, но обычно состоит из двух-четырех.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА В речевом такте вычленяются еще более мелкие фонетические единицы – фонетические слова. Фонетическое слово – это часть речевого такта, объединенная одним ударением. В фразе Ветер выл жалобно и тихо два речевых такта, в которых выделяются четыре фонетических слова: вéтер, выл, жáлобно, и тúхо. Из примера видно, что фонетическое слово и лексема могут не совпадать: фонетическое слово и тúхо (объединенное одним ударением) состоит из двух лексем. Это объясняется тем, что самостоятельное ударение имеют в основном знаменательные слова, а служебные слова (предлоги, союзы, частицы) его, как правило, не имеют; поэтому служебные слова объединяются со знаменательным в одно фонетическое слово: подо льдóм, над пóлем, принеслá бы, όн же, отéц / и мáть. Но иногда знаменательное слово теряет свое ударение (оно переносится на служебное): Вó поле берёзонька стояла; зá город уéхать.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Фонетическое слово состоит из слогов. Слог – это часть фонетического слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это минимальная произносительная единица, элементы её тесно связаны друг с другом как по образованию, так и по звучанию. Элементы слога – звуки – обладают различной степенью звучности. Наибольшую звучность имеют гласные звуки. Из согласных большей звучностью характеризуются сонорные, затем звонкие шумные, и на последнем месте по степени звучности стоят глухие шумные. Только звуки с большой степенью звучности могут образовывать слог. Это – слогообразующие звуки. В русском языке слогообразующими являются гласные звуки, поэтому в фонетическом слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: сто-ли-ца, лев, не-го-во-ри, дай-ка, при-не-сти-бы, на-до-мной.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Звуки – это минимальные (нечленимые) членораздельные единицы звучащей речи, образуемые с помощью органов речи за одну артикуляцию. Таким образом, фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук – это фонетические единицы. Эти единицы называются линейными (сегментными – от лат. segmentum отрезок"). Но в звучащей речи, помимо сегментных единиц, имеются еще другие средства, помогающие и в определении сегментных единиц, и в выражении (а также в понимании) того или иного высказывания. Это ударение и интонация, которые тоже являются фонетическими единицами, но единицами суперсегментными (сверхсегментными). Они отличаются от линейных единиц тем, что не могут существовать сами по себе, отдельно от звуков, слогов, фонетических слов, речевых тактов и фраз (сегментов). Они как бы накладываются на сегментные отрезки.


ЗВУК КАК МИНИМАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ. ТРОЯКИЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ В потоке устной речи звуки не выделяются, и в качестве минимальной произносительной единицы вычленяются слоги. Но с артикуляционной стороны в слогах выделяются отдельные звуки. Эти звуки образуются нашим речевым аппаратом, причем образование каждого звука имеет свои особенности, так что один звук мы легко отличаем от другого. Звук произносится, образуется за одну артикуляцию. Артикуляция (от лат. artiсulatio


ЗВУК КАК МИНИМАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ. ТРОЯКИЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ Звуки речи могут рассматриваться и в другом, акустическом (физическом) плане, аспекте. В этом плане звуки друг от друга отличаются высотой, силой, длительностью и тембром. Есть еще один аспект изучения звуков – функциональный (коммуникативный, социальный), который имеет в виду, что звуки речи выполняют в языке определенную функцию – смыслоразличительную: они помогают различать слова и формы слов. Например, слова дом и дым, различные по значению, мы разграничиваем благодаря звукам [о] и [ы], а слова вал и вял – благодаря звукам [в] и [в"]. Следовательно, звуки [о] и [ы], [в] и [в"] наделены смыслоразличительной функцией (этой функцией обладают звуки не сами по себе, а только в составе слова). Звук речи в функциональном аспекте называется фонемой. Фонема – основная единица системы языка.





ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра Iвечером. Увидимся Iзавтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова: . Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Предмет фонетики

Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация.

Задача фонетики - изучение и описание звуковой системы языка на данном этапе его развития.

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

· Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

o Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

o Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

o Слог - наименьшая единица речевой цепочки.

o Звук - минимальная фонетическая единица.

· Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

o Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

o Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

o Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

o Длительность - время звучания сегмента речи.


Звуковая сторона речи представляет собой очень сложное и многостороннее явление. Звук речи образуется непосредственно в речевом аппарате человека, который состоит из пяти основных частей:

· дыхательный аппарат,

· гортань,

· надаставная труба, которая включает в себя полость рта и носа,

· органы произношения,

· головной мозг - нервная система.

Дыхательный аппарат - это грудная клетка, грудно-брюшная полость, лёгкие и дыхательное горло. Каждая из составных частей дыхательного аппарата выполняет свойственные её функции.

Гортань представляет собой трубку из хрящей, соединённых между собой короткими упругими мускульными связками. Голосовые связки прикреплены к хрящам, образующим гортань, и, благодаря их подвижности, изменяют степень натяжения.

В полости рта расположены органы произношения, т.е. органы, от работы которых обеспечивается окончательная качественная отделка каждого звука речи. Эти органы принято делить на активные (губы, язык, голосовые связки, нижняя челюсть) и пассивные (зубы, язычок, нёбо, верхняя челюсть).



Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.

· Сильная позиция - позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие.

· В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.

Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а], [о], [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] - [вад]а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] - звук, средний между [и] и [э], например: [м"иэста], [ч"иэсы], [п"иэт"брка], [с*иэло].

Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков.

Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся.

· В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст[о]л - ст[а]ла.

· В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например^: перевёз - [п"ьриэв"6с], садовод - [съдавот], водовоз - [въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука).

Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться - диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться - значит «встретиться с дивом (чудом)».

Это ведущий принцип русской орфографии - морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции.

Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.


1. Основная классификация языков мира
В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана с различием диалектов и языков, во-вторых с определением ареала и сферой использования, в-третьих с оценкой «жизненности» языка.
Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:
1) Ареальная (географическая)
2) Функциональная
3) Типологическая (морфологическая)
4) Генеалогическая
Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.
Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)
Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.

Языковые семьи,

I. Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.

II. Алтайская семья. 76 миллионов носителей.
III. Уральские языки.
IV. Кавказская семья. (грузинский, абхазский, чеченский, кабардинский)
V.Китайско-тибетская семья
VI. Афроазийская семья (семитохамитская семья)


Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.

Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.

В русском языке 36 согласных звуков.

Согласные звуки русского языка - это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума.

В первом случае образуются звонкие согласные, во втором - глухие.

Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].

Однако некоторые согласные являются только глухими: [х], [ц], [ч"], [ш] или только звонкими: [л], [м], [н], [р], [Г].

Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д»], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м*], [н] - [н*], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"].

Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные , [ч"], [т"].

В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.

· Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в*] (свить). Все остальные позиции являются для согласных слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить - [патшыт"]; глухой перед звонким становится звонким: просьба - [прбз"ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб - [дуп]; звук не произносится: праздник - [праз"н"ик]; твердый перед мягким может стать мягким: власть - [влас"т"].


Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.
1) индоиранская ветвь.
а) индийская группа (санскрит, хинди, бенгали, пенджаби)
б) иранская группа (персидский, пушту, форси, осетинский)
2) Романо-германская ветвь. Особняком этой ветви являются греческий и арабский языки.
а) романские (итальянский, французский, испанский, португальский, провансальский, румынский)
б) германская группа

Северогерманская подгруппа (шведский, датский, норвежский, исландский)

Западногерманская подгруппа (немецкий, английский, голландский)
в) кельтская группа (ирландский, шотландский, валлийский).

3) Балто-славянская ветвь языков
а) балтийская группа (Литовский, Латвийский)
б) славянская группа

Западнославянская подгруппа (Польский, Чеченский, Словацкий)

Южная подгруппа (Болгарский, Македонский, Словенский, Сербский, Хорватский)

Восточнославянская подгруппа (Украинский, Белорусский, Русский).

Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.


Речевой звук - звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).


Похожая информация.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то