Факторы развития пищевой промышленности. Какой фактор определяет размещение молочного завода

· Потребительский фактор. Готовая продукция швейной промышленности менее транспортабельна по сравнению с сырьем. Например, ткани экономически более транспортабельны, чем готовые изделия. В текстильной промышленности, наоборот, готовая продукция боле транспортабельна, чем сырье.

Например, при промывке шерсть становится на 70% легче.

— отрасли пищевой промышленности, ориентированные как на сырье, так и на потребителя - мукомольная, мясная и другие. Близость пищевой промышленности к сырьевым базам и к местам потребления достигается путем специализации предприятий по стадиям технологического процесса, когда первичная обработка сырья осуществляется недалеко от его источников, а производство готовой продукции - в местах ее потребления. Среди отраслей пищевой промышленности, находящихся под влиянием как сырьевого, так и потребительского факторов, можно отметить мясную промышленность.

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 361 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Особенности размещения отраслей пищевой промышленности

Пищевая промышленность — одна из значительных отраслей современного индустриального производства. По валовой продукции она занимает второе место после машиностроения.

Роль пищевой промышленности в развитии производительных сил определяется, прежде всего, тем, что она удовлетворяет преобладающую часть потребностей населения в продовольствии. Пищевая промышленность обеспечивает более рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе, позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье, сокращать его потери.

Отрасли пищевой промышленности имеют особенности, существенно влияющие на характер их размещения.

К наиболее важнейшим из них относятся следующие:

1. Сезонный характер производства многих видов сырья.

2. Физическая нетранспортабельность отдельных сырьевых ресурсов.

3. Экономическая нетранспортабельность ряда видов сырья.

4. Многокомпонентный состав перерабатываемого органического сырья, позволяющий наряду с основным продуктом получать и другие пищевые и не пищевые продукты.

5. Повсеместный характер потребления пищевых продуктов.

6. Массовый характер потребления многих пищевых продуктов.

7. Физическая и экономическая нетранспортабельность отдельных готовых пищевых продуктов.

8. Необходимость постоянной и масштабной диверсификации

производства в соответствии с потребностями рынка.

9. Специфический характер концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства.

10. Значительная доля транспортных затрат в себестоимости и стоимости пищевых продуктов.

Все это делает своеобразным и гибким размещение отраслей пищевой промышленности.

По характеру размещения все отрасли промышленности делятся на три группы.

Материалоемкие, тяготеющие к источникам сырья или районам потребления.

2. Энергоемкие, тяготеющие к источникам энергии.

3. Трудоемкие, тяготеющие к трудовым ресурсам.

Отрасли пищевой промышленности по характеру размещения в зависимости от поставленной цели группируются по разным признакам.

Первая группа отраслей тяготеет, к районам источников сырья (свеклосахарная, консервная, первичное виноделие и др.).

Вторая группа отраслей тяготеет к районам потребления (хлебопекарная, ликеро-водочная, безалкогольная и др.).

2. По соотношению веса исходного сырья и готовой продукции из него отрасли пищевой промышленности делятся на три группы.

Первая группа — отрасли, использующие сырье, вес которого кратно превосходит вес готовой продукции из него. Они размещаются как можно ближе к источникам сырья. К ним, например, относятся свеклосахарная промышленность (8-10 кратное превышение), овощесушильная (более чем десятикратное), масло-сыродельная и др.

Вторая группа — отрасли, вес продукции которых, наоборот, кратно превышает вес исходного сырья. Они традиционно размешаются в районах потребления. Это ликеро-водочная промышленность (4-5 кратное превышение), вторичное виноделие с розливом в бутылки, пивоваренная и др.

Третья группа — отрасли, где вес исходного сырья примерно равен весу готовой продукции. При прочих равных условиях их можно размещать и в районах потребления, и в зонах сырья, то есть ими модно улучшить равномерность размещения пищевой промышленности. К ним относятся такие отрасли как макаронная промышленность, сахаро-рафинадное, маргариновое производство и др.

При прогнозировании размещения и его рационализации в отраслевой экономике используется группировка в территориальном разрезе. Наличие, отдельных отраслей в ряде пунктов и регионов обязательно для сведения всех транспортных перевозок к минимуму. Различают несколько групп отраслей, наличие которых в отдельных пунктах и регионах необходимо.

1. Отрасли, предприятия которых следует размещать в каждом населенном пункте и городе (хлебопекарная, безалкогольная). Межгородские и межпоселковые перевозки должны исключаться в массовом масштабе.

2. Отрасли, предприятия которых необходимо размещать в любом субъекте федерации — республике, области, крае (мукомольная, макаронная, молочная, мясная, ликеро-водочная и др.).

Межобластные перевозки таких продуктов, сводятся к минимуму.

3. Отрасли, предприятия которых следует размещать во всех крупных экономических районах.. Межрайонные перевозки этих продуктов по возможности исключаются — (сахаро-рафинадная и др.).

4. Уникальные отрасли, размещение которых в силу объективных обстоятельств строго локализировано (субтропические отрасли чай, табак, цитрусовые).

Такое размещение сводит к минимуму транспортные перевозки в национальной экономике.

Оценка развития пищевой промышленности в Карагандинской области

В Карагандинской области к 2014 году планируется вдвое увеличить производство пищевой продукции — глава региона

КАРАГАНДА. 13 февраля. КАЗИНФОРМ /Валентина Елизарова/ — В Карагандинской области к 2014 году планируется в два раза увеличить объем производства пищевых продуктов за счет модернизации и реконструкции имеющихся основных средств, сказал глава региона Серик Ахметов на отчетной встрече с населением.

«Развитие агропромышленного комплекса будет осуществляться, как это определено в Послании Президента страны, по трем направлениям: рост производительности труда, насыщение внутреннего рынка продуктами питания отечественного производства, реализация экспортного потенциала», — подчеркнул аким области.

К 2014 году планируется увеличить производство зерновых до 650 тыс. тонн, картофеля — до 230 тыс. тонн, овощей — до 78 тыс. тонн, озвучил данные глава региона. «Причем за счет широкого внедрения новых технологий, в том числе влагоресурсосберегающих, а также за счет приобретения более производительной сельскохозяйственной техники», — отметил С. Ахметов. По его словам, возрождение в области орошаемого земледелия, особенно в зоне канала им. К.Сатпаева, позволит вдвое увеличить производство капусты, моркови и других овощей, а также кормовых культур для животноводства.

«В целом же для дальнейшего развития агропромышленного комплекса будут приняты следующие меры: разработка перечня инвестиционно-инновационных проектов; увеличение посевных площадей для возделывания зерновых культур по влагоресурсосберегающей технологии, обновление сельхозтехники; увеличение количества откормочных площадок, молочно-товарных ферм; улучшение качества продукции животноводства за счет организации широкомасштабной селекционно-племенной работы; строительство убойных пунктов и площадок; кооперация мелких крестьянских хозяйств; строительство мясоперерабатывающих комплексов», — сказал С. Ахметов.

Карагандинская область богата запасами меди и вольфрама, а также крупными месторождениями угля, свинца, цинка, железа, марганца, редких металлов. Карагандинский угольный бассейн является основным поставщиком коксующегося угля для предприятий металлургической промышленности республики. В области действует крупнейшее предприятие металлургической промышленности Казахстана — Карагандинский металлургический комбинат «Испат-Кармет», который производит 100% чугуна и готового проката черных металлов и более 90% стали республики. АО «Жайремский горно-обогатительный комбинат» производит высококачественные малофосфористые марганцевые концентраты из окисленных марганцевых и железомарганцевых руд. Производимая продукция поставляется в страны ближнего и дальнего зарубежья и используется для производства высококачественных сортов электропечных и доменных ферросплавов, высоко-марганцовистых чугунов и сталей. На Жезказганском и Балхашском горно-металлургических комбинатах представлены все стадии производства меди, вплоть до выпуска медного проката. На базе металлургической промышленности в области развита химическая промышленность. Выпускается серная кислота, азотные удобрения и т.д. Предприятия машиностроительной отрасли «Каргормаш-ИТЭКС» и Карагандинский литейно-машиностроительный завод производят горно-шахтное оборудование. В области также развита лёгкая промышленность и индустрия стройматериалов. Наиболее крупные из предприятий пищевой промышленности — мясокомбинат, мелькомбинат, кондитерская фабрика «Конфеты Караганды» и т.д.

3 Роль НТП в повышении уровня концентрации

Сущность и значение НТП

НТП — это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний.

Исходной движущей силой научно-технического прогресса являются научные знания. Основное содержание — развитие и совершенствование всех факторов производства. Для НТП характерна планомерность, системность, непрерывность и глобальность. Конечной целью внедрения достижений научно-технического прогресса является снижение общественно необходимых затрат на производство продукции и повышение ее качества, улучшение условий труда и повышение уровня жизни народа.

На современном этапе роль НТП возрастает. Решение важнейших задач — переход на интенсивный путь развития экономики и неуклонное повышение эффективности производства — требует не столько количественного, сколько качественного их изменения на основе всемирного и эффективного использования новейших достижений науки и техники.

НТП позволяет радикально улучшить использование природных ресурсов, сырья, материалов, топлива и энергии на всех стадиях, т. е. от производства и комплексной переработки сырья до выпуска и использования конечной продукции. За счет этого будет достигнуто резкое снижение материалоемкости, металлоемкости и энергоемкости производства.

Социальное значение научно-технического прогресса огромно. В результате его происходит вытеснение тяжелого физического труда, изменяется его характер. НТП предъявляет очень высокие требования к профессиональному и образовательному уровню работников. Под его влиянием сглаживаются различия между умственным и физическим трудом.

Научно-технический прогресс может развиваться как на эволюционной, так и на революционной основе. Его составной и более существенной по значимости частью является НТР. Научно-техническая революция в свою очередь — это скачкообразный процесс.

НТР — это высшая ступень НТП, означает коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство.

2. Основные направления НТП

Любое государство, чтобы обеспечить эффективную экономику и не отстать в своем развитии от других стран, должно проводить единую государственную научно-техническую политику.

Единая научно-техническая политика — это система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику. Государство на каждом этапе своего развития должно определять основные направления НТП, обеспечивать условия их внедрения.

Основные направления НТП — это такие направления развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечит в самый короткий срок минимум экономической и социальной эффективности. Различают следующие направления НТП:

ь общегосударственные (общие) — направления НТП, которые на данном этапе и на перспективу являются приоритетными для страны или группы стран;

ь отраслевые (частные) — направления НТП, которые являются важнейшими и приоритетными для отдельных отраслей народного хозяйства и промышленности.

Основные направления НТП в сельском хозяйстве следующие:

ь комплексная механизация, автоматизация, электрификация и химизация производства;

ь мелиорация земель;

ь применение интенсивных, ресурсосберегающих технологий;

ь создание высокоурожайных, иммунных и высокоэффективных сортов сельскохозяйственных культур;

ь развитие пород скота, обладающих комплексом ценных биологических и хозяйственно полезных качеств;

ь биотехнология;

ь углубление специализации и усиление концентрации производства;

ь совершенствование форм организации и мотивации высоко-производительного труда;

ь развитие различных форм собственности и хозяйствования;

ь интеграция сельского хозяйства с другими отраслями народного хозяйства.

Страницы: следующая →

123Смотреть все

  1. Основные проблемы и перспективы развития и размещения отраслей легкой промышленности Украины

    Курсовая работа >> Экономика

    … Галантерейная 2.РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2.1 ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Территориальная организация легкой промышленности обусловлена …

  2. Пищевая промышленность

    Реферат >> Экономика

    … инфраструктуры пищевая промышленность Украины значительно отстает от экономически развитых стран, в особенности размещение специализаций по территории Украины. Сложилась определенная специализация перерабатывающих отраслей легкой и пищевой промышленности

  3. История российской пищевой промышленности

    Реферат >> История

    … Какая структура размещения сельскохозяйственных производств, отраслей пищевой промышленности и хранения … особенно у работников пищевой промышленности , выпускающих конечный продукт. Значительная работа была предусмотрена в отраслях пищевой промышленности

  4. Управление рисками инвестиционных проектов в пищевой промышленности

    Дипломная работа >> Экономика

    … будет показано, что, учитывая особенности инвестиционных проектов, реализуемых в отраслях пищевой промышленности , с наибольшей эффективностью можно … резервом, обеспечивающей максимальную прибыльность его размещения при необходимом уровне надежности и …

  5. История развития пищевой промышленности России

    Реферат >> География

    … и пр.). Размещение пищевой промышленности в целом … промышленность является высокорентабельной отраслью и входит в бюджетообразующих отраслей пищевой промышленности Особенность молочного производства, впрочем, как и других подотраслей пищевой промышленности

Хочу больше похожих работ…

Факторы размещения пищевой промышленности. С учетом особенностей размещения можно выделить 3 группы отраслей: отрасли, ориентированные на источники сырья (при высоких нормах его расхода): сахарная, маслосыродельная, молочно-консервная, масложировая, плодоовощная, рыбоконсервная и др.; отрасли, тяготеющие к рынкам потребления готовой продукции(при совпадении или превышении веса готовой продукции над весом исходного сырья либо при производстве скоропортящихся продуктов): хлебопекарная, пивоваренная, кондитерская, макаронная, молочная и др. Эти отрасли размещаются достаточно равномерно по всей территории страны; Отрасли, одновременно ориентированные на сырьевую базу и на потребителя: мясная, мукомольная, табачная и др.

Слайд 20 из презентации «Легкая и пищевая промышленность России» . Размер архива с презентацией 6441 КБ.

Скачать презентацию

Экономика 9 класс

«Japan Airlines» — Самолёты JAL в аэропорту Токио — Нарита. Также безопасность зависит от кресел. С. JAL имеет один из самых высоких уровней сервиса на борту в мире.

«Отрасли мирового хозяйства» — География отраслей мирового хозяйства. Автор: Леонов Александр ученик 9 класса МОУ Василевской СОШ. Угольная промышленность. Сельское хозяйство. Мировое производство хлопка-волокна составляет 20 млн т; Первое место по посевам и сбору хлопка занимают страны Азии. Цветная металлургия по размерам производства уступает чёрной примерно в 20 раз. Сохраняет свое значение несмотря на конкуренцию газа и нефти; Уровень мировой добычи – 5 млрд т; Непродовольственные культуры. Некоторые важнейшие показатели развития мирового хозяйства.

«Химико-лесная промышленность» — Энергетический. Производство солей. 1. Что не входит в состав химико-лесного комплекса? 07.06.2012. Центральная. Коряжма. Химико-лесной комплекс. 6. Какой из перечисленных субъектов России наиболее лесообеспечен? 5. Какая из химико-лесных баз ресурснодефицитная: Республика Коми. Производство кислот. Производство черных и цветных металлов. Лесозаготовка. Усть-Илимский.

«Россия в мировой экономике» — Мир в постиндустриальной стадии. Россия? Высокий прирост населения – социальные проблемы. Почему полупериферия? Большой научно-технический потенциал. Раскрыть пути развития экономики России. Сформировались ядра информационной стадии (Москва, С-Петербург). Характерные черты высокоразвитых стран: Определить наиболее оптимальный. Является ли Россия центром мировой экономики?

«Легкая и пищевая промышленность России» — Отраслевой состав пищевой промышленности. Легкая и пищевая Промышленность (переработка сельско- хозяйственного сырья). Маслосыродельная И молочная. Винодельческая. МАШИНОСТРОЕНИЕ (производство сельскохозяйственных машин и оборудования). С ориентацией на потребителя размещаются обувная и швейная отрасли. Желаю успехов! Крахмалопаточная. Ремонт швейных изделий. Производство пуговиц. Структура агропромышленного комплекса (АПК). Сельское хозяйство.

«Химическая промышленность» — Вискозное ацетатное. Центры: Ярославль, Казань, Воронеж, Ефремов, Красноярск. Производство пластмасс и синтетических смол. Бурый и каменный уголь. Структура российского производства шин в 2005 году. Парфюмерия. Производство размещают у потребителя и сернокислотных заводов.

Бытовая химия. Отраслях промышленности. 1. Распределите отрасли химической промышленности по группам:

Всего в теме «Экономика 9 класс» 16 презентаций

5klass.net> Экономика 9 класс> Легкая и пищевая промышленность России> Слайд 20

Легкая промышленность – это отрасль по производству товаров народного потребления, которая должна обеспечивать потребности населения страны. Главная задача легкой промышленности заключается в удовлетворении растущих потребностей всех слоев населения.

Легкая промышленность является одной из отраслей комплекса, производящего товары народного потребления. Данная отрасль является обрабатывающей и выпускает продукцию для населения: ткани, одежду, обувь, трикотаж, чулочно-носочные и меховые изделия, головные уборы, текстильную и кожаную галантерею.

Факторы размещения предприятий легкой промышленности разнообразны и для каждой отрасли имеют свои особенности, однако можно выделить следующие основные:

· Трудовые ресурсы. Этот фактор предусматривает большое количество людей и высокую квалификацию специалистов.

· Сырьевой фактор. Этот фактор преимущественно влияет на размещение предприятий по первичной обработке сырья. Например, предприятия по первичной обработке кож располагаются вблизи крупных мясокомбинатов.

· Потребительский фактор. Готовая продукция швейной промышленности менее транспортабельна по сравнению с сырьем.

Например, ткани экономически более транспортабельны, чем готовые изделия. В текстильной промышленности, наоборот, готовая продукция боле транспортабельна, чем сырье. Например, при промывке шерсть становится на 70% легче.

Главной составляющей всего АПК России являются пищевая промышленность, которая характеризуется сложной структурой. В ее состав входят свыше двух десятков отраслей с многочисленными специализированными производствами. В основу размещения пищевой промышленности положены два фактора: сырьевой и потребительский. Ориентация на сырьевые базы обусловлена материалоемкостью пищевой промышленности. В большинстве ее отраслей расход сырья намного превышает вес готовой продукции. Сельскохозяйственное быстро портится при перевозках на дальнее расстояние, ухудшается его качество, поэтому часть пищевых предприятий находится в непосредственной близости к местам производства.

В зависимости от степени слияния сырьевого и потребительского факторов пищевая промышленность делится на три группы:

— отрасли, ориентированные на источники сырья - молочно-консервная, крахмало-паточная, сахарная, масложировая и др.;

— отрасли пищевой промышленности, ориентированные на места потребления готовой продукции - молочная, хлебопекарная и др.;

— отрасли пищевой промышленности, ориентированные как на сырье, так и на потребителя - мукомольная, мясная и другие. Близость пищевой промышленности к сырьевым базам и к местам потребления достигается путем специализации предприятий по стадиям технологического процесса, когда первичная обработка сырья осуществляется недалеко от его источников, а производство готовой продукции - в местах ее потребления.

Среди отраслей пищевой промышленности, находящихся под влиянием как сырьевого, так и потребительского факторов, можно отметить мясную промышленность.

Пищевая промышленность - совокупность предприятий, занятых производством сырья, материалов и продуктов, направленных на удовлетворение пищевых потребностей населения. Агропромышленный комплекс - сложный конгломерат предприятий и организаций, цель которых произвести, переработать и довести до конечной кондиции продукты. Продуктивность и степень развития сельского хозяйства оказывает непосредственное влияние на качество и продуктивные возможности различных отраслей пищевой промышленности.

Основные элементы пищевой промышленности России

Приоритетное направление в стране - животноводство. Данная отрасль дает около 65% ценного сырья, из которого в последующем и изготавливают всевозможные продукты питания.

Существует два основных направления:

  1. Мясомолочный сегмент;
  2. Молочное скотоводство.

Климат и кормовая база приемлемы только в европейской части государства, где и сконцентрированы основные центры производства. Почти 70% всего мясного сырья восполняется за счет свиноводства. Свинина - затратный продукт, но всегда отменного качества и затребована среди потребителей.

Отрасли пищевой промышленности России

Объекты, производящие продукцию, зависят от сырьевой базы и потребительских факторов. Выделяют три основных направлений в пищевой промышленности страны:

  1. К источникам сырья тяготеют предприятия молочного сектора, крахмала, патоки, сахара, консервов растительного происхождения. К примеру, на юге расположился крупный концерт АСТОН, где производят масло. В Кавказском районе активно производят сахар;
  2. Объекты хлебобулочного производства расположились на территории всей страны относительно равномерно. Привязка осуществляется по потребительскому принципу;
  3. Мукомольные производства располагаются только рядом с местами, где добывается сырье. Аналогичным образом обстоят дела с мясной и рыбной отраслью.

Развитие отраслей пищевой промышленности

В дореволюционной России были сформированы первые предприятия для последующего развития пищевой промышленности. Наиболее развитыми считались мукомольная, сахарная, маслобойная, спиртовая и ликероводочная линия производства. Все сегменты развивались довольно активно.

Первый удар по экономике пришелся на период Первой Мировой войны. В то время продуктивность всех сфер упала в 3 - 5 раз. Несколько десятилетий понадобилась для того, чтобы все отрасли восстановились в полной мере. Для производства высококачественного сырья формировались колхозы, сельскохозяйственные кооперативы.

В ходе Отечественной войны пищевая промышленность снова пришла в упадок. Однако в послевоенный период сельское хозяйство и прерогативные отрасли начали восстанавливать одними из первых. Страна стремительно росла и развивалась. Пищевая промышленность с трудом удовлетворяла запросы населения. Растущая бесхозяйственность и некорректное распределение ресурсов привело к тому, что к началу 90-х годов народное хозяйство теряло до 40% готовой продукции и исходных материалов.

Легкая и пищевая промышленность стран мира

Пищевая и пищевкусовая промышленность сложные по своей структуре. В настоящее время по всему миру сформировалось несколько основных групп. Базовые производства, которые предлагают продукцию для дальнейшей переработки (мукомольная, сахарная, молочная, рыбная, мясная) представлены в виде сельскохозяйственных формаций, мест для убоя скота и ловли рыбы. Подобная продукция может, как идти сразу же на рынок, так и транспортироваться на более сложные в плане технологических процессов предприятия.

В пищевой и пищевкусовой промышленности по всему миру сложились мощнейшие концерны, которые производят качественную продукцию «с именем». К примеру, «Нестле», «Кока-кола», «Юнилевер» и много других.

Каждая корпорация владеет огромным количеством предприятий, разбросанных по всему миру. Каждая страна формирует комплекс предприятий промышленного сектора согласно особенностям своей экономики, потенциала страны, климата и различных ресурсов.

На сегодняшний день странами с наиболее совершенной пищевой промышленности считаются: Австралия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Канада, Франця, Германия, Италия, Испания, Польша, Чили, Китай. Отдельно стоит упомянуть страны, которые занимаются реализацией товаров экзотического характера (чай, табак, жемчуг, экзотические сорта рыбы, морепродуктов, фруктов, припав, овощей). Самые знаменитые из них: Уганда, Индия, Китай, Япония, Исландия, Таиланд, Танзания, Перу, Мозамбик.

Стоит упомянуть тот факт, что производства в этих странах построены на довольно примитивных принципах. Большинство продукции создается на базовых производствах, а затем транспортируется в регионы, где наблюдается самый высокий спрос на товары данного типа.

Развитие и размещение пищевой промышленности

Пищевая промышленность - совокупность перерабатывающих отраслей аграрно-промышленного комплекса, производящих продукты питания из сырья растительного и животного происхождения (зерно, картофель, молоко, мясо и т.д.). Это самая социально значимая отрасль обрабатывающей промышленности. Каждый регион заинтересован в развитии производства продуктов питания и обеспечении населения продовольственными товарами собственного производства. В настоящее время в отрасли насчитывается свыше 50 тысяч предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн. человек. Пищевая промышленность в условиях рынка не только сохранила, но отчасти и приумножила свой потенциал. Способствовали этому быстрый оборот капиталов в отрасли, значительные иностранные инвестиции и, что важно, географическая привязка многих производств к местным (локальным) и региональным рынкам сбыта.

Географический рисунок размещения отдельных отраслей и производств в составе пищевой промышленности определяется их технико-экономическими особенностями (табл. 69). В целом, ее предприятия имеются повсеместно в пределах основной зоны заселения. Для большинства городов характерен стандартный набор пищевых производств: хлебопекарное и кондитерское, молокоперерабатывающее, мясоперерабатывающее, производство безалкогольных и алкогольных напитков, пива.

В развитии отрасли наблюдается так называемая историческая унаследованность. Например, Троицк и Верхнеуральск – центры уездов, уже в дореволюционный период выделялись значительным развитием отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырьё, Челябинск – с конца 19 в. выдвинулся в ряд крупнейших центров мукомолья и сохраняет за собой эту характеристику, большинство современных спиртовых и ликёроводочных заводов области основаны во второй половине 19 в. и т.д.

Таблица 69

Группы отраслей пищевой промышленности

Другая не менее важная черта, оформившаяся в советский период – административная приуроченность предприятий, т.е. преимущественное их размещение, особенно крупных перерабатывающих мощностей, в социально-хозяйственных административных центрах. Причём, чем больше центр, тем более мощно, как правило, представлена в нём пищевая индустрия. Для России в целом характерен сдвиг перерабатывающих мощностей к крупным городам и их пригородным зонам.

Сложившаяся география размещения отрасли в последние годы претерпевает кардинальные изменения: наблюдается явление деконцентрации (рассредоточения) её производственных мощностей. Особенно ярко это видно на примере тех отраслей, продукция которых более всего востребована: хлебопекарной, молочной и мясоперерабатывающей. Как в городах, так и в сельской местности, что особенно важно, появились десятки перерабатывающих цехов, чутко реагирующих на рыночную коньюктуру и составляющих конкуренцию крупным комбинатам и заводам. Явление это вполне закономерно и обозначившаяся тенденция, несомненно, сохранится в перспективе до тех пор, пока не будет достигнуто определённое равновесие на рынке продовольствия между спросом и предложением. Ещё одна особенность – наличие крупных внутриотраслевых и межотраслевых объединений в пищевой промышленности (например, «Макфа» - 30 % российского производства макаронных изделий), призванных координировать работу отдельных предприятий, формировать цепочки «сырьевая база – переработка сырья – торговля готовой продукцией». Тесное сопряжение размещения предприятий пищевой промышленности с географией размещения населения, отражает только один принцип оптимизации её территориальной организации. Другой, не менее значимый принцип, заключается в устранении региональных диспропорций между производством отдельных сельскохозяйственных продуктов и мощностями по их переработке, длительному хранению без потери качества и др.

Рис. 20. Пример тяготения перерабатывающих мощностей к сырью

В отечественных учебниках стыдливо замалчивается тот факт, что по объемам производства, чистой прибыли и рентабельности производства у нас на первых ролях предприятия, выпускающие алкогольную продукцию и пиво. На это следует обращать внимание.

По выпуску алкоголя традиционно лидируют такие регионы как: Московская область, Кабардино-Балкария, Северная Осетия. До 40 % рынка занимает так называемая «палёнка» - некачественная продукция, от употребления которой ежегодная смертность превышает 80 тыс. чел. Её производят не только на нелегальных кустарных «заводах» (по некоторым данным их общее число превышает 1 600!), но и на государственных предприятиях.

Темпы развития пивоваренной промышленности таковы, что если в 1990 году общий объем выпуска составлял только 336 млн. декалитров, то в 2008 году было произведено уже 838 млн. декалитров. Важная географическая деталь: большую часть пивоваренного солода Россия импортирует из Германии и некоторых других стран. Отечественное сельское хозяйство пока не в состоянии вырастить качественный ячмень.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Специализация в сельском хозяйстве складывается посредством сочетания отраслей растениеводства и животноводства, в которых создаётся основная часть товарной продукции . Отрасль, от которой получают наибольшую часть товарной продукции, принято называть главной , а все прочие – дополнительными . В разных сельских местностях главными становятся те отрасли, для которых имеются наиболее благоприятные сочетания природных и социально-экономических условий.

Агроклиматические условия оказывают существенное, но фатальное воздействие на развитие сельского хозяйства. Так в Европейской части страны природные условия улучшаются от зоны тундры к лесостепным и степным зонам (табл. 70). Рассмотрим зональные черты сельского хозяйства в России.

В зонах тундры и лесотундры, северной тайге, земледелие в открытом грунте практически невозможно. Главная отрасль - оленеводство: весной и летом оленей пасут в открытой тундре, а зимой – в лесотундре. Дополнительные отрасли – охота (на пушных зверей и водоплавающую птицу) и рыболовство, собирательство. В целом, данные ландшафты составляют зону северного оленеводства и промыслового хозяйства, отвечающую традиционному природопользованию коренных народов Севера.

Таблица 70

Агроклиматические условия природных зон Европейской части России

Природная зона Сумма t выше + 10º Коэффициент увлажнения Преобладающий тип почв Тип водного режима Вероятность засушливых лет, %
Тундра, лесотундра 400 - 1200 1,5 – 1,8 глеевые мерзлотный, застойный -
Таёжная зона 1200 - 1600 1,4 подзолистые промывной -
Смешанные леса 1600 - 2200 1 – 1,2 дерново-подзолистые промывной 5 - 10
Лесостепь 2200 - 2800 0,9 серые лесные и чернозёмы периодически промывной 10 - 30
Степь до 2900 0,6 – 0,7 чернозёмы непромывной 15 - 30
Сухие степи, полупустыни 3400 - 4000 0,3 – 0,5 светло-каштановые и солонцы непромывной, засушливый 20 - 30
Субтропическая 1,5 краснозёмы и желтозёмы промывной -

Северная граница массового распространения земледелия в России близка к рубежам перехода от южно-таёжной подзоны на дерново-подзолистых почвах к подзоне средней тайги на подзолистых почвах, где сумма активных температур (выше 10º) составляет менее 1 600º.

В среднетаёжной подзоне европейской части страны (Нечерноземье) сельскохозяйственные угодья приурочены преимущественно к землям долинного комплекса крупных рек, а водоразделы заняты таёжными лесами и болотами. На заливных лугах развивается молочное и молочно-мясное животноводство. Земледелие носит очаговый характер (ранние овощи, серые хлеба).

В подзоне южной тайги и смешанных лесов европейской части страны (Нечерноземье) под земледелие в значительной мере освоены водоразделы, где пашни перемежаются с природными кормовыми угодьями, массивами лесов и заболоченных земель. В целом, на сельскохозяйственные угодья здесь приходится свыше 1/3 всей площади (выборочный характер земледелия). Пашни занимают несколько большие площади, по сравнению с сенокосно-пастбищными угодьями. Наиболее высокая земледельческая освоенность характерна для ополий . В посевах преобладают картофель, овощи, лён, серые хлеба (ячмень, рожь, овёс, кормовые культуры). Развивается молочное и молочно-мясное животноводство. В зоне хвойно-широколиственных лесов Дальнего Востока – пшеница, кукуруза, соя, молочно-мясное скотоводство, пантовое оленеводство.

В зонах лесостепи и степи под пашнями находится почти ¾ всей площади (сплошной характер земледелия), что обусловило значительное развитие эрозионно-дефляционных процессов , особенно в ландшафтах возвышенных равнин с расчленённым рельефом. В лесостепной зоне европейской части страны, на севере черноземной зоны преобладает растениеводство – зерновые и технические культуры (пшеница, рожь, овёс, картофель, сахарная свёкла, подсолнечник, кукуруза, кормовые корнеплоды); мясо-молочное скотоводство и свиноводство развиваются на полевых кормах. В лесостепи Западной Сибири – молочно-зерновое хозяйство. В степях европейской России главные культуры – пшеница, кукуруза на зерно и подсолнечник на семена; мясо-молочное животноводство и овцеводство. В степных районах Западной Сибири выращивают яровую пшеницу и разводят крупный рогатый скот молочно-мясных пород, в более засушливых районах – овцеводство.

В сухих степях и полупустынях (Поволжье, Калмыкия, Дагестан) земледелие носит очаговый характер и возможно только при условии искусственного орошения (бахчевые культуры, пшеница, просо, горчица). Естественные кормовые угодья представлены летними и зимними пастбищами. Развито отгонно-пастбищное овцеводство., коневодство, мясо-молочное скотоводство.

Зона сухих и влажных субтропиков занимает ограниченную территорию вдоль Черноморского побережья Краснодарского края. Это район выращивания теплолюбивых культур (цитрусовые, чай, фрукты, табак).

ТРАНСПОРТ

География транспорта исследует закономерности пространственной организации транспорта на земной поверхности, с целью выработки рекомендаций по оптимизации транспортной сети и минимизации транспортных издержек. Главная функция транспорта – перемещение грузов и пассажиров на близкие (до 100 км), средние (100 – 500 км) и дальние (свыше 500 км) расстояния с минимальными экономическими издержками, в том числе и с точки зрения затрат времени.

По типу географической среды, в которой происходит перемещение людей и грузов, транспорт разделяется на сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой); водный (морской и речной); воздушный.

По назначению выделяют транспорт общего пользования, ведомственный, промышленный, рекреационный и городской. Иногда к транспорту относят передачу электроэнергии на расстояния.

Разные виды транспорта, взаимодействуя друг с другом на одной территории, образуют транспортные системы. По числу развитых видов транспорта различают мономодальные (или одновидовые) транспортные системы (развит один вид транспорта, который доминирует над остальными видами, которые развиты слабо) и полимодальные (или многовидовые; развито несколько видов транспорта, но в разной степени). Полимодальные транспортные системы бывают полными (развиты все виды транспорта), неполными (нет какого-либо вида транспорта), неполными усеченными (нет 2 – 3 и более видов транспорта).

Транспортные системы включают в себя линейную и узловую инфраструктуру (пути, транспортные линии, сеть этих линий; транспортные узлы и центры), транспортные средства (подвижной состав), транспортные потоки. Эти элементы связаны друг с другом транспортно- географическими отношениями пространственно-функциональными свойствами и связями), которые обозначают термином «транспортно-географический процесс». Основными транспортно-географическими отношениями являются: транспортное тяготение; транспортная близость или удаленность; транспортная доступность; транспортная связность; транспортная проходимость (проницаемость) территории; пространственная неравномерность (поляризация, концентрация и дисперсия) в распределении транспортных узлов, линий и потоков; транспортно-географическое положение; транспортное освоение территории.

Важнейшим видом транспортно-географических отношений является транспортная доступность , которая представляет собой пространственный резерв маневрирования транспортными связями. Она – не рядовое свойство территориальной транспортной системы, а специфический территориальный ресурс и важнейшее условие развития экономики конкретной территории. Одной из задач географов является проведение экономической оценки транспортной доступности, а также анализ ее влияния на эффективность хозяйства.

Доступность можно рассматривать как совокупность реальных и потенциальных возможностей данного места для социально-экономической деятельности, а также как источник высвобождения свободного времени, уменьшения трудности сообщения и увеличения производительности труда. Транспортная доступность подобно доходам, отражающим уровень жизни, характеризует условия жизни в том или ином месте. При улучшении доступности (средняя скорость перемещения увеличивается в r раз) в r 2/3 раз уменьшается число центров тяготения.

Важным видом территориальных ресурсов являются диспозиционные ресурсы, которые представляют собой особые условия в регионе, создаваемые взаимоположением объектов хозяйства и природы. Эти условия могут быть выгодными (благоприятными) и невыгодными, приводящими к дополнительным издержкам, как в экономике, так и в социальной сфере. К диспозиционным ресурсам относятся транспортно-географическое положение и его аналоги, в частности, интегральная транспортная доступность, в основе которой лежат разнообразные конфигурации транспортных сетей.

Интегральная транспортная доступность – это вероятность достижения любого пункта (поселения) территории из любого другого с заданной скоростью или в заданный отрезок времени. Интегральность транспортной доступности проявляется в том, что последняя выступает не как удобство связи до какого-то одного или нескольких пунктов (транспортных узлов), а показывает возможность маневрирования грузовыми и пассажирскими связями одновременно для всех транспортных пунктов и узлов. Таким образом, интегральная транспортная доступность отражает позиционно-техническую надежность социально-экономических связей в регионе и является характеристикой его транспортно-географического положения.

При географическом анализе региональных территориальных транспортных систем следует проводить рейтинг административных единиц (районов) по качеству их транспортно-инфраструктурного обслуживания, уровню сложности пространственной структуры и технического состояния транспортной сети. При этом выделяются зоны с лучшей (прицентровые территории) и худшей транспортной доступностью (периферийные территории). Для любой территории характерны географические контрасты между центром и периферией, которые становятся причиной возникновения и воспроизводства территориального неравенства, социальной территориальной несправедливости. Последнюю, можно рассматривать и как неравенство транспортных возможностей потребления благ социально-гарантированного минимума. Для нормальной жизнедеятельности необходимо, чтобы места деятельности людей, учреждения бытового и культурного обслуживания, зоны отдыха были досягаемы из мест проживания.

Состояние транспортной отрасли и уровень ее развития в России нельзя считать удовлетворительными. Транспортная проблема в целом и отдельные ее аспекты создают угрозу ограничения экономического роста и реализации социальных программ развития страны. Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.

Низкая скорость движения транспортных средств и грузов, непроизводительные затраты на складирование и перегрузку, другие проблемы в системе товародвижения приводят к тому, что Российская Федерация теряет ежегодно до 2 % ВВП. Сегодня около трети протяженности федеральных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам. Слаборазвитая дорожная сеть стала оказывать негативное влияние на экономику страны, сдерживая мобильность населения и развитие целого ряда богатых природными ресурсами регионов.

Рис. 21. Сеть федеральных автомобильных дорог России

Основными характеристиками территории, влияющими на пространственную организацию транспортных систем, являются система расселения, уровень освоенности территории (в первую очередь уровень сельскохозяйственной освоенности), экономико-географическое положение.

50% территории России имеет либо низкий уровень транспортной освоенности, либо не имеют круглогодичного сухопутного транспорта вообще. Максимальна доля таких территорий в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, северные районы которых почти не освоены в промышленном и сельскохозяйственном отношении. Наиболее обеспечены транспортом Центрально-Черноземный, Центральный и Северо-Кавказский экономические районы с высоким уровнем промышленного и сельскохозяйственного освоения.

В целом уровень транспортной освоенности территории уменьшается по направлениям запад – восток (в масштабе всей страны), центр – периферия (в ее Европейской части) и юг – север (в Азиатской части).

При выявлении закономерностей пространственной организации локальных транспортных систем можно использовать несколько основных показателей. В первую очередь это показатель плотности (густоты) автодорожной сети . Второй показатель – плотность автодорожной сети, рассчитываемый с учетом численности сельского населения по формуле Энгеля: .

Из табл. 71 видно, что только 5% территории страны имеет высокий уровень транспортной освоенности территории.

Таблица 71

Уровни транспортной освоенности территории России

Экономический район Уровень транспортной освоенности территории
Высокий Средний Низкий Без сухопутных путей сообщения
Центральный 58,5% 41,5%
Северный 69,7% 24,6% 5,7%
Северо-Западный 31,1% 68,9%
Волго-Вятский 31,3% 68,7%
Уральский 10,3% 89,7%
Центрально-Черноземный 74,9% 25,1%
Северо-Кавказский 46,8% 53,2%
Поволжский 6,3% 93,7%
Западно-Сибирский 74,7% 25,3%
Восточно-Сибирский 37,5% 20,0% 42,5%
Дальневосточный 21,5% 34,4% 44,1%
Россия в целом 4,9% 45,1% 23,5% 26,5%

Контрольные вопросы к теме 9:

1. Как эволюционировал топливный баланс России в ХХ веке?

2. Перечислите важнейшие топливные базы России.

3. По каким принципам размещаются станции централизованного теплоснабжения?

4. К каким субъектам федерации приурочена крупнейшая железорудная аномалии?

5. Почему ¾ российского алюминия выплавляется в Восточной Сибири?

6. Какие ключевые отрасли образуют оборонно-промышленный комплекс России?

7. Какие варианты размещения машиностроения вам известны?

8. Почему первые предприятия по производству подвижного железнодорожного состава были построены в Центральной России, а не на Урале?

9. Как сырьевой фактор сказывается на размещении промышленности минеральных удобрений?

10. Назовите принципы территориальной организации лесозаготовительной промышленности.

11. Какие сферы и отрасли образуют АПК страны?

12. Дайте характеристику «пшеничного пояса» России.

13. Назовите ареалы возделывания волокнистых технических культур в России.

14. Чем определяется размещение типов разведения крупного рогатого скота в России?

15. Какие виды услуг вам известны?

17. Дайте оценку транспортной освоенности территории России.

18. Дайте характеристику основных топливных баз России.

19. Дайте характеристику Уральской металлургической базы.

20. Назовите главные отрасли сельскохозяйственной специализации природных зон России.

При размещении предприятий пищевой промышленности по территории страны необходимо учитывать ряд факторов , важнейшими из которых являются:

Характер перерабатываемого сырья и готовой продукции;

Возможные сроки хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

Природные и естественноисторические условия;

Численность населения и его сосредоточение по районам страны;

Уровень жизни;

Местные традиции, обычаи, вкусы и привычки населения;

Общественные формы организации производства (концентрация, специализация, комбинирование и кооперирование);

Развитие транспортной сети;

Транспортные средства;

Способы транспортировки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, требующие специальных условий и изменяющиеся с развитием технического прогресса;

Прочие факторы.

Все предприятия пищевой промышленности, исходя из принципов их размещения, делятся на три группы.

К первой группе относятся предприятия, перерабатывающие транспортабельное сырье и вырабатывающие нетранспортабельную или скоропортящуюся продукцию. Это в основном предприятия, занимающиеся вторичной переработкой сырья (хлебозаводы, кондитерские фабрики, заводы вторичного виноделия, пивобезалкогольные, макаронные предприятия, чаеразвесочные, табачные фабрики и др.). Например, транспортные расходы на перевозку кондитерских изделий в 1,5 – 3 раза выше, чем на перевозку сырья (сахара, патоки, муки). Продукция пивоваренной промышленности, с учетом бутылочной тары, по массе в 10 раз, а безалкогольной – в 15-17 раз превосходит сырье. При производстве вина в бутылках общая масса тары (бутылок и ящиков) в 1,5 раза превышает массу самого вина. Обратная транспортировка тары также вызывает большую загрузку транспорта и увеличение транспортных расходов. Кроме того, сроки реализации продукции предприятий этой группы (тортов и пирожных, хлебобулочных, пивобезалкогольных изделий) составляют от нескольких часов до нескольких суток.

Такие предприятия целесообразно размещать в местах потребления продукции.

Ко второй группе относятся предприятия, перерабатывающие нетранспортабельное или скоропортящееся сырье и вырабатывающие транспортабельную продукцию. Это предприятия, занимающиеся первичной переработкой сельскохозяйственного сырья (сахаропесочные, спиртовые, маслоэкстракционные заводы, заводы первичного виноделия, предприятия по ферментации табачного и чайного листа и др.), а также соляная промышленность, производство минеральных вод и добыча рыбы.

Перерабатываемое на этих предприятиях сырье является скоропортящимся, подверженным активным биологическим процессам и нетранспортабельным. Например, для выработки 1т сахара-песка требуется 9 т сахарной свеклы. На 1 т готовых продуктов (крахмала или патоки) расходуется более 6 т картофеля; на производство 1т растительного масла - более 2т семян подсолнечника или более 5т семян хлопка. На 100 дал (эквивалентно 1т) вина расходуется в среднем около 1,5 т винограда, а на 100 дал коньячного спирта – 12 т винограда. Продолжительное хранение, транспортировка, перегрузка сырья связаны с ухудшением качества и потерями. Так, виноград должен быть переработан в течение 2-4 часов после его сбора, молоко - в течение 2 суток, некоторые виды овощей – 1,5 суток. Многие из этих производств являются большими потребителями воды, топлива и требуют размещения вблизи водоемов или железных дорог.

Такие предприятия целесообразно размещать в местах производства сырья.

К третьей группе относятся предприятия, перерабатывающие транспортабельное сырье и вырабатывающие транспортабельную продукцию (например, мукомольные, крупяные предприятия) или предприятия, перерабатывающие нетранспортабельное сырье и вырабатывающие нетранспортабельную продукцию (например, консервные заводы, мясокомбинаты). Такие предприятия могут размещаться как в местах потребления продукции, наибольшего сосредоточения населения или, если население рассредоточено, его плотность невелика, - в местах производства сырья. Например, мелькомбинаты функционируют как в крупных городах, так и в местах производства зерна.

Строительство мясокомбинатов в крупных городах целесообразно потому, что при убое скота достигается комплексное использование сырья. Мясо в сыром и переработанном виде используется на месте строительства предприятия, шкуры передаются на обработку на предприятия кожевенной промышленности, кости – на производство желатина, отходы – на производство кормов для животных или мясокостной муки, при предприятиях создаются цехи ширпотреба для производства различных изделий из костей, рогов животных и пр. Вместе с тем, такие предприятия строятся и в местах выращивания скота.

От правильного решения вопросов размещения предприятий во многом зависит эффективность их эксплуатации.

Под легкой промышленностью подразумевают совокупность различных отраслей, которые специализируются на выпуске продукции народного потребления. Данная сфера производства занимает лидирующие позиции в формировании показателей экономики практически во всех государствах мира. Благодаря ей осуществляется выпуск готовой продукции или сырья. Последнее активно применяется для производства других товаров в мебельной, авиационной и других отраслях.

Состояние отраслей легкой промышленности России на сегодняшний день

После развала СССР постепенно происходило уменьшение доли легкой промышленности в экономике страны. Если в 1990 году этот показатель составлял 19%, то 2000 году – только 1%. В это время согласно данным статистики на каждого гражданина РФ выпускается:

  • меньше одной единицы трикотажных изделий;
  • шерсти – 0,25 кв. м;
  • обуви – 0,3 пары.

Такие показатели не могут радовать. Потребность граждан в продукции легкой промышленности обеспечивают другие страны (преимущественно из Азии).

На отечественных предприятиях занято около 600 млн человек. Основная их часть – женщины. Размещение фабрик и заводов происходит равномерно по всей территории России. В Ивановской области легкая промышленность является ведущей. На текстильных фабриках, размещенных на данной территории, производится 50% от всего российского текстиля.

Проблемы отечественной легкой промышленности

Продукция лёгкой промышленности отечественного производства значительно уступает по качеству зарубежным аналогам. Она не пользуется спросом среди покупателей из-за высокой стоимости, что вызвано значительными расходами на обеспечения процесса выпуска товаров.

Россия относительно других развитых стран тратит больше на покупку сырья и оплату труда рабочих. Конкурентоспособность отечественных товаров падает, что ведет к упадку всей отрасли.

Еще больше ухудшает состояние промышленности России физический и моральный снос оборудования, которое находится в производственных цехах предприятий.

Например, на текстильных фабриках требуют замены до 60% станков.

Переоснащение предприятий за счет закупки иностранного оборудования невозможно из-за отсутствия валютных средств (отрасль не является экспортоориентированной). Особенно тяжела ситуация на градообразующих фабриках.

Для легкой промышленности России характерно увеличение концентрации промышленных предприятий. Крупные фабрики укрепляют свои позиции, когда мелкие цеха закрываются и не развиваются. Предприятия обычно группируются для выпуска конкретного продукта (характерно для текстильной, кожевенной, обувной отрасли). Такие действия позволяют повысить производительность труда, что положительно отражается на себестоимости товаров.

Состояние отрасли в мире

Характеристика легкой промышленности в мировом масштабе подразумевает размещение основных предприятий в странах «третьего мира». При этом еще в прошлом веке они находились преимущественно в развитых странах Европы и в США. На сегодняшний день принято следующее разделение фабрик и заводов, относящихся к данной отрасли:

  • первая – низкокачественные товары широкого потребления, для изготовления которой используется дешевая рабочая сила;
  • вторая – выпуск специализированной продукции, для чего привлекаются квалифицированные кадры.

Предприятия первой группы в основном находятся в развивающихся странах Азии, Африки, Южной Америки. Фабрики второго типа специализируются на выпуске ювелирных и меховых изделий.

В большинстве стран мира ведущей отраслью данной сферы промышленности считается текстильная. При этом натуральное сырье утрачивает свои лидирующие позиции. Синтетические волокна все чаще используются для изготовления тканей, нитей, канатов и прочей продукции. В зависимости объема производимых товаров выделяют таких стран-лидеров:

  • хлопчатобумажные ткани – Индия, Пакистан, КНР, Бразилия;
  • шерстяные изделия – Италия, Япония, Великобритания, Южная Корея, Китай;
  • шелковая продукция – КНР;
  • текстиль – Китай, Южная Корея, США, Италия.

Отраслевой состав

Выделяют следующие отрасли легкой промышленности:

  • текстильная;
  • швейная;
  • кожевенная;
  • обувная;
  • меховая;
  • галантерейная.






В свою очередь, текстильная отрасль разделяется на множество подотраслей. Это хлопчатобумажная, шелковая, трикотажная, льняная, сетевязальная и другие. Продукция текстильной и швейной отрасли производится в гораздо большем объеме, чем в других сферах промышленности.

Однако мелкие предприятия считаются более конкурентоспособными. Они гибкие и в кратчайшие сроки приспосабливаются к новым условиям рынка. Поэтому небольшие фабрики, работающие в данной отрасли, более распространены в развитых странах, чем крупные корпорации.

Факторы размещения предприятий

Факторы размещения легкой промышленности:

  • сырьевой. Ориентация на сырье у предприятий, по первичной обработке материалов (по переработке льна, шерсти);
  • потребительский. Вызванный большими расходами на транспортировку готовой продукции;
  • относительно трудовых ресурсов. Регион размещения фабрики должен содержать достаточное количество квалифицированных работников.

Некоторые особенности отрасли

Легкая сфера промышленности имеет некоторые особенности, на основании которых она выделяется относительно других отраслей:

  • для получения готового продукта он может подвергаться переработке на разных фабриках, что облегчает производственный процесс;
  • важную роль играет финишная (отделочная) стадия производства. Внешний вид товаров очень важен для потребителя;
  • кроме достаточной квалификации, рабочая сила должна обладать отличным вкусом для создания оригинальной продукции;
  • исторически сложилось, что на предприятиях легкой промышленности работают преимущественно женщины;
  • ассортимент изготавливаемой продукции очень быстро меняется и определяется образовавшимися модными тенденциями.

Особенности сырьевой базы России

Сырьевая база России развита и способна обеспечить многочисленные предприятия необходимыми материалами. Основным поставщиком натуральных материалов (льна, шерсти, кожи, меха, пуха) является сельское хозяйство.

Изготовление льна

Льноводство считается традиционной деятельностью в России. На данный момент она находится в сложном положении. С каждым годом происходит снижение площади посевов льна-долгунца. Уже с 80-х годов прошлого века для обеспечения потребностей предприятий Россия ввозила сырье из соседней Украины. Льноводство размещается по территории страны очень неравномерно:

  • 60% сырья заготавливается в Центральном районе;
  • 25% – в Северо-Западном регионе и Вологодской области;
  • 15% сырья изготавливается в других регионах страны.

Изготовление шерсти

Натуральную шерсть в основном получают благодаря овцам и козам (лишь небольшая часть). Начиная с 1994 года, количество поголовья сократилось на 25%, что привело к уменьшению объема сырья на 28%. Все это привело к снижению качественных характеристик выпускаемой шерсти, которая не соответствует мировым стандартам. На сегодняшний день потребности фабрик в этом сырье не обеспечены на 100%.

Изготовление шерсти в России происходит лишь в нескольких регионах. На эту деятельность ориентировано несколько предприятий в Северокавказской, Восточно-Сибирской и Поволжской части страны.

Кожевенное сырье

В России объемы изготовления кожевенного сырья могли бы полностью обеспечить потребности основных предприятий страны. Но данные материалы в большом количестве экспортируются.

Поэтому отечественные фабрики вынуждены закупать полуфабрикаты для выпуска обуви и другой подобной продукции, что увеличивает ее себестоимость. Рост цен на кожевенное сырье происходит на фоне подорожания кормов, удобрений, оборудования для содержания крупного рогатого скота.

Искусственные и синтетические волокна

Продукты химической промышленности широко используются для обеспечения потребностей в сырье легкой отрасли производства. Для изготовления синтетических волокон, искусственной кожи используют следующие вещества:

Процесс изготовления волокон

  • нефть;
  • каменноугольная смола;

Основными поставщиками химических волокон считаются Западно-Сибирский, Поволжский, Центральный, Северно-Кавказский регионы. Некоторое сырье искусственного происхождения вовсе не производится в России (выпуск синтетической кожи для изготовления сумок и перчаток). Продукция данного типа заводится с других стран – Молдовы, Украины, Узбекистана.

Особенности развития текстильной отрасли

Текстильная отрасль легкой промышленности в основном выпускает ткани, которые используются для удовлетворения потребностей населения. Они также отправляются в качестве сырья на другие предприятия, относящиеся к швейной, обувной, машиностроительной, сфере. Ведущую роль в этой отрасли играет выпуск хлопчатобумажной ткани. Данная сфера имеет следующие особенности:

  • в Центральном регионе страны выпускается около 83% хлопчатобумажной продукции;
  • факторы размещения отрасли – относительно потребителя, наличия квалифицированной рабочей силы;
  • лидирующие области по выпуску хлопчатобумажной продукции – Ивановская, Московская, Владимирская;
  • отрасль хорошо развита и в других областях и городах России – Санкт-Петербург, Поволжье, Северный Кавказ.

В состав легкой промышленности входит , которая размещена более равномерно по всей территории страны. Ее предприятия находятся практически в каждом регионе России и обеспечивают преимущественно потребности внутреннего рынка. Основной фактор размещения швейных фабрик – потребительский. Легче транспортировать ткани, чем изделия, изготовленные из них.

На сегодняшний день отечественные предприятия швейной промышленности являются конкурентоспособными. Для шитья одежды они используют импортные ткани, а шитье происходит по моделям, созданным зарубежными дизайнерами. Иностранных производителей в России привлекают низкие расходы на оплату труда при высокой квалификации рабочих. Отечественные фабрики отличаются хорошим уровнем технологии, непосредственной близостью к западному потребителю.

Кожевенно-обувная промышленность

Предприятия кожевенно-обувной промышленности широко представлены в двух экономических регионах России – Центральном и Северо-Западном. основными центрами отрасли считаются Москва, Санкт-Петербург.

Обувное производство характеризуется следующими особенностями:

  • основные черты – массовость, быстрая и частая смена ассортимента продукции, многономенклатурность;
  • ориентация на массового потребителя;
  • предприятия отличаются высоким уровнем концентрации и специализации;
  • для обеспечения потребностей производственного процесса необходимо много материалов и трудовых ресурсов;
  • благодаря укреплению отечественной сырьевой базы только треть материалов импортировалась извне;
  • благодаря большому спросу на обувную продукцию на одну душу населения производится 1,7 пар обуви.

Тенденции развития

Для дальнейшего развития отрасли нет нужды увеличивать объемы производства. Согласно рекомендациям специалистов достаточно сохранять существующий потенциал, увеличивать квалификацию кадров, внедрять в технологический процесс научно-технические разработки.

Развитие многих сфер легкой промышленности преимущественно предполагается в восточной части страны. В то же время объем производимой продукции Центральным и Северо-Западным регионом немного снизился.

Рассматривая таблицу с размещением предприятий легкой промышленности по территории России, видно, что Сибирь и Дальний Восток отстает. Данные районы не в полном объеме использовали свои внутренние резервы, поэтому они имеют хорошие перспективы в дальнейшем развитии.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то