Чем знаменит Парк скульптур Вигеланда? Блог татьяны гайдук Норвегия парк состоящий из скульптур густава вигеланда.

(Vigelandsparken - Frognerparken)

Норвегия, Осло

Уникальный парк скульптур в Осло - дело всей жизни знаменитого на весь мир норвежского скульптора Густава Вигеланда. Здесь демонстрируется более чем 200 скульптур из бронзы, гранита и кованого железа. На сегодняшний день, это самое большое в мире собрание скульптур одного художника под открытом небом.

Густав Вигеланд родился 11 апреля 1869 г. в семье ремесленников в маленьком прибрежном городке Мэндал на юге Норвегии. Когда он достиг юношеского возраста, родители отправили его в Осло для обучения грамматике и искусству резьбы по дереву. Вскоре его отец скоропостижно умер и Густаву пришлось вернуться в родной город, чтобы помогать своей семье по хозяйству.

В возрасте 19 лет он снова отправился в Осло, твердо поставив перед собой задачу, стать профессиональным скульптором. Уже через год после начала обучения Густав сделал свою первую большую работу "Хагар и Ишмаэль". Несколько раз он выезжал для обучения за границу - в Копенгаген, Париж, Берлин и Флоренцию. Во французской столице он посещал семинары Огюста Родена, а в Италии - экспериментировал и учился на работах мастеров эпохи Ренессанса. Уже в эти годы он проявлял большой интерес к темам, которые в дальнейшем заняли доминирующее положение в его творчестве, - темам жизни и смерти, взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В 1894 и 1896 годах Вигеланд провел в Норвегии первые выставки своих работ, получив при этом одобрение и похвалу от критиков.

До 1902 года Вигеланд активно участвовал в работах по восстановлению большого исторического собора в Тронхейме. Изучение средневекового искусства оказало влияние на другую тему в искусстве Вигеланда, - в его работах стали появляться образы драконов и ящеров. Иногда они были символами греха и демонического начала, но чаще олицетворяли могущественные силы природы в борьбе с человеческим началом.

Поселившись в Осло, Вигеланд получил от городского правительства небольшую студию, где и продолжил свои работы. В 1905 году Швеция признала независимость Норвегии и Вигеланду, как самому талантливому норвежскому скульптору, поступил заказ от правительства страны на создание статуй и бюстов, изображающих его известных соотечественников: Генрика Ибсена, Нильса Хенрика Абеля и других.

В 1921 город решил снести дом, где проживал художник и построить на этом месте библиотеку. После долгих переговоров, город предоставил Вигеланду новое здание и территорию парка Фрогнер, где он мог работать и жить; взамен скульптор обещал жертвовать городу все его последующие работы, включая наброски, рисунки, гравюры и модели.

На новое место жительства Вигеланд переехал в 1924 году. В течение последующих двадцати лет, до своей смерти (1943 г.), мастер создал настоящую выставку своих работ под открытым небом, умело вписав их в окружающий ландшафт. Сегодня это место известно на весь мир как Парк Вигеланда.

Первое, с чего начинается знакомство посетителей с парком - Главные Ворота из гранита и кованого железа - это начало оси длиной в 850 метров, на которой расположены основные достопримечательности парка: Мост с Детской площадкой, Фонтан, Плато Монолита и Колесо Жизни. Главные Ворота состоят из пяти больших и двух маленьких, пешеходных ворот из кованого металла, а по обе стороны от ворот установлены домики с медными крышами, которые венчают флюгера. Ворота были спроектированы в 1926 году. Дорабатывались и реконструировались они долго, - окончательный вариант был построен при поддержке Норвежского банка в 1942 году.

Мост шириной около 15 м и длиной около 100 м, украшенный фонарями и скульптурами на гранитных парапетах, построен на основаниях старого моста, возведенного в 1914. Вигеланд спроектировал новый мост и занимался его оформлением в период с 1925 по 1933 гг. За это время здесь появилось 58 бронзовых скульптур детей, женщин и мужчин различных возрастов, стоящих одиночно или группами. Доминирующие мотивы, которые здесь четко прослеживаются - отношения между мужчиной и женщиной, между взрослыми и детьми. Скульптуры людей в движении разбавлены правильными геометрическими фонарями прямоугольной формы. Центральная часть этого необычного моста имеет расширение - площадку, с торцов которой по обе стороны установлены необычные массивные бронзовые колеса с фигурами людей внутри и небольшая, но очень популярная скульптура рассерженного мальчика, являющаяся своеобразным символом парка. В этом же месте моста, но уже под основанием площадки расположен водопад.

Мост со скульптурами был открыт для посещения летом 1940, когда остальная часть парка все еще строилась. В этот же период здесь были установлены четыре высоких гранитных колонны, увенчанных скульптурами людей, борющихся с ящерами. Ящеры - это демоны, держащие под полной властью свои жертвы, - драматический контраст с беззаботностью и радостью жизни, которые олицетворяют другие изображений на мосту.

Ниже уровня моста расположена круглая детская площадка с восьмью бронзовыми скульптурами маленьких детей. Особо привлекает внимание центральная скульптура - бронзовая фигура ещё не родившегося ребенка, увековеченного в позе эмбриона вниз головой.

Вигеланд также разработал детский паром для развлечения маленьких посетителей парка, - небольшая лодка причаливала к гранитной пристани в нескольких шагах от этого места. Многие годы после второй мировой войны лодка была украшением парка и развлечением для его юных посетителей, но сейчас здесь плавают только лебеди и утки. Вдохновленный другими общественными парками в Европе, Вигеланд также хотел пустить гребные лодки в верхнем водоеме, но эта его задумка так никогда и не была воплощена в жизнь..

Среди скульптур парка самую давнюю историю имеет Фонтан . Идея относительно строительства монументального бронзового сооружения появилась у Густава Вигеланда в самом начале XX столетия. Эскиз в гипсе, по образу и подобию которого и был построен фонтан, вызвал огромный интерес в 1906 года, когда был представлен властям города. Муниципалитет Осло сначала распорядился установить фонтан на площади перед Парламентом страны, однако, вскоре это местоположение было отклонено. Позже планировалось также использовать фонтан для украшения садов при Королевском Дворце, но и этим идеям не суждено было воплотиться...

20 бронзовых деревьев, расположенных по периметру Фонтана создавались в период между 1906 и 1914 годами. Вигеланд по-своему интерпретирует и показывает нам этапы жизни человека, от колыбели до самой смерти. Время человека на земле - лишь часть вечного цикла движения времени без начала и конца. Так, например, за пугающей скульптурной группой, изображающей дерево с распадающимся скелетом, установлена скульптура дерева, под пологом которого резвятся дети. Конец и начало новой жизни совсем рядом...

Внешняя массивная бронзовая окантовка фонтана также состоит из небольших изображений вечного цикла жизни человечества, но здесь он показан подробнее, с большим количеством деталей. Вигеланду потребовалось очень много времени, чтобы завершить это невероятно сложное творение - автор постоянно дорабатывал проект, стремясь довести его до совершенства. Окончательный монтаж фонтана был закончен уже после смерти художника - в 1947 году. Большая территория вокруг фонтана была вымощена мозаикой из черно-белого гранита. Линии замысловатого рисунка формируют здесь лабиринт общей протяженностью почти 3 километра.

На самом высоком месте в парке, установлена внушительных размеров скульптура - Монолит . Первые эскизные наброски будущей гигантской колонны датируются 1919 годом. Вигеланд сконструировал её в полном размере в глине в его новой студии в 1924 -1925 гг. На работу у художника ушло 10 месяцев. После этого скульптура была выполнена в гипсе...

Осенью 1926 года гранитный блок, весящий сотни тонн, транспортировался сюда по морю из каменного карьера, расположенного около Холдена. В самом начале 1927 года блок был доставлен по назначению и в следующем году установлен на свое постоянное место. Вокруг огромного камня были сооружены леса и навес, а модель из гипса была установлена рядом в качестве образца. К 1929 году камню была придана форма ровной колонны и началась самая сложная и кропотливая работа. Три резчика по камню в течение 14 лет трудились над этой грандиозной скульптурой. В 1943, сразу после завершения работ, последняя часть модели колонны из гипса была демонтирована и транспортирована в Музей Вигеланда, где и сейчас можно её увидеть. В рождественские дни 1944 года, прежде, чем строительные леса и навесы, окружающие монумент были убраны, любопытствующей публике, наконец, позволили зайти внутрь. Почти 180 000 посетителей, поднявшись по крутым ступеням, смогли в подробностях изучить новое творение Густава Вигеланда.

Переплетение поднимающихся к небесам людских тел на колонне наводит на совершенно разные мысли. Люди ведомы не только печалью и отчаянием, но также восхищением и надеждой, чувством близости, они цепляются друг за друга и переплетаются телами, напряженными в переполненными чувством спасения.

В 1947 году на ступенях, примыкающих к монументу (так называемом Плато Монолита ) было установлено 36 гранитных групп фигур. Вигеланд начал работу над этими скульптурами в период первой мировой войны, а закончил работу в 1936 году. Как и в Фонтане, основная тема всей композиции - цикл человеческой жизни, в которой человек изображен в разнообразии типичных жизненных ситуаций и отношений. Плато Монолита по периметру окружено невысокой гранитной стеной, а войти сюда можно через восемь кованых ворот с контурами человеческих фигур. Эти ворота, изображающие человека в разные его возрастах, были задуманы Вигеландом между в 1933-1937 гг., но воплотить в жизнь задумки художника удалось только после его смерти.

Двигаясь по основной оси парка дальше, мы попадаем на площадку, где установлена солнечные часы (1930 г.), а чуть далее еще одна достопримечательность парка - бронзовая скульптура Колесо Жизни . Вигеланд начал конструирование небольшой гипсовой модели Колеса Жизни зимой 1933-1934 гг. Затем кузнецы сделали железный каркас в полном масштабе (три метра в диаметре), используя линии разметки на модели. Этот, первоначальный вариант скульптуры, был сделан из глины, которая крепилась к каркасу с помощью деревянных зажимов и проволоки. Глина всегда была любимым материалом Густава Вигеланда. В мягкой глине он мог работать быстро, давая волю своей огромной энергии и вдохновению. Из глины он мог моделировать скульптуры в полном масштабе, основываясь на маленьких трехмерных эскизах. Художник наносил глину вручную, в редких случаях используя самые простые инструменты. На завершающей стадии, скульптура доводилась до совершенства с помощью более точных инструментов.

Колесо Жизни, по задумке художника, - это символ вечности, воплощенный здесь в виде гирлянды держащихся друг за друга женщин, детей и мужчин. В некотором смысле, эта скульптура подводит итог драматической теме, которая встречается повсеместно в парке: жизненный путь человека от колыбели до могилы, через счастье и печали, через фантазию, надежды и мечты о вечности.

Несмотря на то, что подавляющее количество объектов парка размещено Вигеландом на одной оси, некоторые скульптуры всё же находятся на некотором от нее отдалении.

Пожалуй, самой известной из таких отдаленных скульптурных групп, является монументальная бронзовая группа Клан (1934-36) в северной части парка. По величине эту скульптуру превосходит только Монолит, а сама она состоит из 21 фигуры. Первоначальная модель, сделанная из гипса, до 1985 года хранилась в Музее Вигеланда, и лишь в 1988 году на денежные субсидии от IBM скульптура не была отлита в бронзе и установлена в парке.

Ну, и конечно, какой же скульптурный парк без автопортрета его создателя? Незадолго до своей смерти Густав Вигеланд установил у входа в парк свою скульптуру. Он одет в простую, рабочую одежду, а в руках художник держит молоток и долото.

2. В 1921 году город подарил скульптору дом, где он работал и прожил более двадцати трудолюбивых лет.

3. Он оставил после себя в наследство замечательный парк скульптур, как напоминающий о самом художнике, так и свидетельствующий о политическом и культурном возрождении Норвегии.

4. Парк как таковой возник в результате диспута. Город Осло хотел построить библиотеку. К несчастью, место новой библиотеки оказалось именно там, где был дом Вигеланда. Затянувшемуся диспуту в итоге был положен конец - Вигеланду пообещали новый дом и мастерскую.

5. Взамен мастер принял решение сотворить нечто совершенно экстраординарное. Все его труды с этого момента должны были быть посвящены городу. При всей своей педантичности Вигеланд был плодовитым автором - возможно, город Осло получил больше, чем изначально ожидал.

6. В результате столь экстраординарного контракта между Вигеландом и городом Осло очень малое число его работ когда-либо покинуло Норвегию.

7. Если только вдруг вам понадобится повод посетить эту страну, - а их очень-очень много - этот парк скульптур может оказаться оправданием вашей прихоти.

8. Предприятие было совсем не пустяковой затеей. В конце концов, на момент смерти Вигеланда (он скончался в 1943 году), в парке площадью свыше 300 тысяч квадратных метров было более 200 скульптур мастера. Вигеланд, современник и друг Родена (Rodin), экспериментировал с современными формами ренессанса и античного искусства.

9. Его изначальным источником вдохновения были отношения между полами, между стариками и юными, между членами семьи и неотвратимым путем к смерти, который сам по себе не нуждается в завершении.

10. Студия Вигеланда в Нобелевских воротах находится вблизи парка Фрогнер (сейчас куда более известного как парк Вигеланда). Его самая знаменитая работа - Монолит, кульминация трудов всей его жизни, представляет собой 121 фигуру. Все эти люди борются за то, чтобы достигнуть верхней точки скульптуры.

11. В этом есть глубокое понимание и конфликта, и удобства, которые несут в себе отношения между людьми. Внутренний дуализм наших связей с семьей и обществом присутствует повсюду.

12. Труд Вигеланда открывает перед нами глубокое одиночество, которое он остро переживал в течение всей своей взрослой жизни. Идея смерти повторяется во многих его работах, и ее выражение меняется от меланхолии и надлома до глубокой нежности и даже ликования в объятиях смерти.

13. Впрочем, парк в целом - это намного больше, чем просто рассказ о жизни и ее путях, хотя и неумолимо сопряженной со смертью. Каждая группа и индивидуальная скульптура выражает один аспект или особый этап жизни - это путь каждого человека, выраженный в камне и бронзе.

14. Нагота этих фигур, конечно же, символична и преднамеренна. Природа и скульптура объединены в изображении человечества. Эти скульптуры нестыдливы и не боятся столкнуться с тем, что сами они смертны.

15. Ни один парк не был бы завершенным без фонтана - и Вигеланд обеспечивает Осло массивным изделием, включающим 60 бронзовых рельефов. Здесь мы видим скелеты детей, которых держат на весу сильные руки гигантских деревьев. Подтекст здесь в том, что природа сама по себе циклична, и смерть несет в себе новую жизнь.

16. Вигеланд разработал и план парка, воспроизводящий классические формы садового дизайна. Он представляет собой две длинных пешеходных дорожки, расположенные перпендикулярно друг к другу. Даже ворота здесь - настоящее чудо.

17. Здесь присутствуют умышленные, тщательно спланированные контрасты. Человеческая природа в самом ужасном ее проявлении находится бок о бок со слепой любовью.

18. Формальное расположение парка содержит столько голых фигур, что увеличивает драматичность этого места - и его двусмысленности. Нагота может быть обескураживающей. В 2007 году горожане обнаружили, что возмутительные места выставленных на всеобщий обзор частей каждой скульптуры прикрыты полосками белой бумаги.

19.

20.

21. Скульптуры для облегчения восприятия зрителя сгруппированы вдоль одной оси, ведущей к невероятному Монолиту в центре. Эта потрясающая колонна высотой более 17 м состоит из 121 нагой фигуры - все они переплетены между собой.

22. Тотемный столб Монолита возвышает (в буквальном смысле) весь круг жизни - послания, которое парк передает столь легко и непринужденно. Эти 36 фигур иллюстрируют всю последовательность человеческой жизни.

23. Несмотря на то, что содержание парка создавалось в течение свыше 20 лет, творческий успех Вигеланда, его, можно сказать, подвиг, сам по себе ошеломляет. Это не просто одержимость - это изумительная одержимость.

24.

Совсем еще молодой и слегка угрюмый Осло по обилию исторически значимых достопримечательностей вряд ли сможет соперничать со старинными европейскими городами, буквально пестрящими величественными памятниками архитектуры и искусства. Но это ему и не к чему. В сердце такой далекой и загадочной Норвегии царит поистине уникальная атмосфера со своим неповторимым скандинавским колоритом. И начать наше воображаемое путешествие я просто обязана с одного из самых неоднозначных и гипнотических мест.

Парк Вигеланда в Осло – это не просто открытый комплекс с большим количеством скульптур. Это настоящий сакральный музей под открытым небом, где каждый образ является олицетворением человеческого грехопадения и сатанинской силы.

Каждый, кто хотя бы однажды побывал в этом уникальном архитектурном комплексе, не смог уйти без впечатлений. Это волнующее, пронизанное мистицизмом место у меня вызвало сильнейшие противоречивые эмоции. Главная и самая притягательная особенность парка заключается в его «содержимом» – откровенно странных, волнующих, а иногда и вовсе пугающих образах обнаженных мужчин, женщин, и даже младенцев. Лично мне понять глубинный смысл таких необычных скульптурных композиций было довольно сложно. К счастью, со мной на импровизированную экскурсию отправилась пара знающих местных жителей. Мои спутники любезно согласились рассказать общепринятую суть столь ошеломившего меня искусства.

Как добраться до парка Густава Вигеланда

Несмотря на то, что Осло является столицей Норвегии, город совсем небольшой, поэтому добраться до знаменитого комплекса не составит никакого труда. Доехать до парка можно на 12-ом трамвае, который курсирует через центр , поэтому найти нужную остановку не составит труда.

В районе самого популярного места в городе – набережной Акер Бриге – красуется Нобелевский Центр, а прямо перед зданием вы увидите трамвайные пути, по которым курсирует трамвай №12. Вам нужно проехать буквально 15 минут до остановки Vigelandsparken в направлении от фьорда. Как вариант, можно прогуляться неторопливым шагом до главных ворот парка– это займет около 30 минут. Просто держитесь трамвайных путей. В одном месте пути расходятся, поэтому не забывайте проверять на остановках, что двигаетесь по маршруту трамвая №12. Точный адрес парка Kirkeveien,0268.

Меня, к слову, очень порадовало то, что посетить такое культовое место можно в любое время суток и совершенно бесплатно. За центральными вратами расположен центр туристической информации, магазинчик с сувенирами, а также уютное кафе, где можно вкусно перекусить. Прямо перед входом меня встретила скульптура автора сия творения, которая, к слову, является единственной «одетой» в парке. Именно с краткой биографии скульптора и истории создания этого удивительного комплекса под открытым небом я и начну.

Немного истории

Официальное открытие парка состоялось в 1940 году. Задумка автора прекрасно коррелировала с популярными в ту пору нордическими расовыми теориями. Сегодня власти Норвегии утверждают, что комплекс начал застраиваться задолго до прихода к власти Гитлера, поэтому никакого отношения к пропаганде национализма он не имеет. Нам же остается только догадываться, чем руководствовался создатель этого мистического места и какие цели он преследовал.

А теперь, собственно, о нем. Густав Вигеланд, еще будучи молодым девятнадцатилетним пареньком, в 1915 году из маленького провинциального городка отправился в Осло, твердо решив стать великим скульптором. В столице его ожидало знакомство с известным на тот момент скульптором и мистиком Бернъюльфа Берглслейна. Именно благодаря своему наставнику юный Густав увлекся философией и иудео-христианским мистицизмом. Постепенно в работах перспективного молодого художника начали появляться образы ящеров и драконов, олицетворяющие человеческие грехи и демоническое начало. Но самое пристальное внимание Густав Вигеланд уделял человеческой природе, которая, по его мнению, куда сложнее и сильнее, чем все дьявольские силы вместе взятые.

В 1921 году власти города приняли решение снести дом скульптора и построить на его месте библиотеку. В результате долгих переговоров Вигеланду все-таки удалось «выбить» для себя новый дом, а заодно и территорию парка Фрогнер, в оформлении которого мастер постарался отразить свой субъективный взгляд на человеческую сущность. И мне кажется, ему удалось сделать это максимально образно и эффектно.

Центральные врата в параллельный мир Вигеланда

В парк ведут красивые кованные врата с изображениями обнаженных мужчин, по-видимому, что-то взволнованно обсуждающих. Неосведомленному посетителю, должно быть, довольно странно и неожиданно увидеть, что столь обескураживающие и провокационные скульптуры буквально заполоняют все окружающее пространство.

Попав впервые в это откровенно странное место, я даже почувствовала легкое головокружение, поэтому сразу предупреждаю всех слишком впечатлительных натур быть готовыми к действительно шокирующему искусству. Если бы я посетила парк не в прекрасный солнечный день, а, например, в холодную пасмурную погоду, точно решила бы, что очутилась в настоящей преисподней.

А вот мои сопроводители на протяжении всей прогулки оставались совершенно невозмутимыми. Именно они и рассказали мне о том, что автор вовсе не замышлял сотворить монументальный ад на Земле. Считается, что Густав Вигеланд хотел продемонстрировать слабость и беспомощность современного человечества перед своими пороками, а также показать, что единственный верный смысл жизни заключается в стремлении к светлым высшим силам, в борьбе с собственными демонами.

Ярчайшая достопримечательность парка

Если после входа в парк немного прогуляться по прямой, вы увидите стометровый роскошный мост примерно 15 м в ширину, его украшают фонари и многочисленные скульптуры. Если посчитать, то на гранитных парапетах находится в общей сложности 58 бронзовых изваяний – мужчины, женщины, старики, младенцы – небольшими группами и поодиночке, с блаженными улыбками на лицах и искривленными то ли от боли, то ли от непереносимых страданий гримасами.

Все фигуры в на мосту, как и во всем парке, обнажены, но скульптор вовсе не стремился к идеальным пропорциям человеческого тела. Вигеланд парк представляет взору изумленной публики прообразы самых обычных людей со всеми их физическими недостатками. По мнению автора, современное искусство более не нуждается в воспевании божественных идеалов.

Мои сопровождающие объяснили мне, что человек Вигеланда давно отказался от бога, убедив себя, что с достоинством сможет занять его место. А справляется ли человечество с такой непростой задачей или только страдает от невыносимой тяжести своей ноши – зрителю остается только догадываться. Как по мне, автор ясно дает понять, что человек, скорее всего, выбрал непосильную дорогу.

В парке скульптур Вигеланда есть большое количество младенцев в самых разных эмоциональных состояниях – от гнева до истерического смеха. Лично меня, например, невероятно впечатлил сердитый младенец, его вы можете увидеть на фото выше.

Позже я выяснила, что грудные дети в подобных скульптурных композициях часто олицетворяют один из человеческих пороков. Так фигура взрослого мужчины, весело резвящегося с маленьким ребенком, демонстрирует его потакание своим слабостям. А человек, которого мучают сразу несколько младенцев, пытается вырваться из оков собственного эгоизма.

Источник мудрости богов

Прогулявшись по мосту, я словно попала в еще один потусторонний мир – с необычным фонтаном.

В скандинавской мифологии фигурирует такое понятие, как «Урд» – источник божественной мудрости. Именно его постарался изобразить скульптор в виде фонтана с барельефной окантовкой и 20 бронзовыми деревьями. Это своеобразная пародия на Эдемский сад, где безбожный человек вместо того, чтобы наслаждаться райским садом, превращается в дерево и становится его частью.

И все же – стремление к Богу и просветлению

На одной из возвышенностей парка расположена уникальная композиция – Монолит, состоящий из переплетенных между собой человеческих тел. Мне это зрелище показалось немного отталкивающим, но в то же время завораживающим. Существует масса теорий о том, какой смысл вложил автор в это произведение: прототип Вавилонской башни, попытка взобраться на божественный Олимп, бросить вызов Творцу и так далее.

Каждый трактует увиденное по-своему. Мои же сопровождающие, к слову, очень милые и позитивные люди, настояли на том, что Монолит символизирует стремление человечества вернуться к духовности и Богу, взмолиться о прощении и возвращении веры. Пожалуй, и я соглашусь с их версией.

Часы Зодиака и Колесо жизни

Двигаясь вглубь парка, мы попали на небольшую площадь с гигантскими Солнечными часами и изображениями Знаков Зодиака.

Мои друзья рассказали, что часы появились на этом месте в 1940-ом году, то есть задолго до небывалого роста популярности гороскопов и знаков Зодиака. Именно поэтому многие эксперты видят в данной скульптуре мистический дьявольский посыл, представляя ее в виде своеобразного алтаря демонической религии, призванной отвернуть человека от Бога.


Еще одна композиция, которая вызвала во мне бурю эмоций – Колесо Жизни – символ вечной жизни и бесконечности перерождений. Некоторые искусствоведы относят и эту скульптуру к попытке сделать злую пародию на наш жестокий и лишенный духовности мир, но мне лично так совсем не показалось.

Парк скульптур Вигеланд в – это то, на что обязательно стоит взглянуть хотя бы раз в жизни, вне зависимости от ваших интересов, предпочтений и взглядов на окружающую действительность. Скульптуры Вигеланда настолько провокационны и неоднозначны, что каждый посетитель может разглядеть свой уникальный смысл в них. Будете в , обязательно загляните в это «злачное» местечко – вдруг раскроете совершенно новый смысл такого неординарного и смелого искусства.

Парк скульптур Густава Вигеланна (Вигеланда) - уникальное место. Может быть, даже самое интересное в норвежской столице. В Осло стоит приехать уже ради того, чтобы увидеть этот грандиозный комплекс скульптур , передающих всю гамму человеческих отношений, страстей и возрастных этапов. У Вигеланда неповторимый пластический язык. Его творения запоминаются сразу и навсегда. Они захватывают дух, тревожат и заставляют сопереживать - столько выразительности в этих каменных и бронзовых изваяниях: здесь вам и бурная радость, и забота, и нежность, и самопожертвование, и агрессия, и отчаяние. Эти люди улыбаются, весело играют или мечтательно смотрят друг на друга. Они сердятся, испытывают страх, стыд или беспокойство.

Мужчины и женщины, старики и дети - все эти фигуры, одинокие или взаимодействующие между собой, складываются в масштабную картину круговорота жизни , в разных картинах и сюжетах показывая путь человека от рождения к смерти, а в центре, как перст, вздымается сложенный из человеческих тел «Монолит ».

Парк Вигеланда разворачивается перед вами как книга жизненных сцен или даже как философский трактат. В любом случае это не собрание разрозненных скульптур, а монументальный комплекс, целостное произведение о судьбе человека.

Творчество Вигеланда затрагивает извечные жизненные вопросы: зарождение, созревание и увядание жизни, дружба, любовь, отцовство, материнство, взаимоотношения полов и поколений. Причем скульптор показывает всё это без прикрас, с обнаженной (во всех смыслах) прямотой, но иначе эти композиции не «задевали» бы так сильно. Некоторые считают, что в скульптурах Вигеланда слишком много грубости, жестокости и мрачных настроений. Многие называют его работы неоднозначными и «странными». Однако своей языческой энергией и осязаемой эмоциональностью творения норвежца производят впечатление даже на самых далеких от искусства людей.

В этой заметке мы расскажем об истории создания парка Вигеланда в Осло . Кроме того, вы увидите фотографии и описания наиболее интересных и необычных скульптур парка . В завершение будет приведена практическая информация о посещении парка .

История парка скульптур Вигеланда (Фрогнер-парка) в Осло

Фактически парк скульптур Вигеланда (Vigelandsparken ) является частью более обширного парка Фрогнер (Фроньер) (Frognerparken ) , история которого излагается ниже. Южную часть парка занимает старинное поместье Фрогнер, здания которого сейчас принадлежат музею города.

Поместье Фрогнер (Фроньер)

В середине XVIII века владелец поместья Фрогнер Ханс Якоб Шиль (Hans Jacob Scheel ), будущий генерал и придворный камергер, разбил рядом со своим новым усадебным домом барочный сад. Последующие владельцы продолжили его дело. Так, богатейший норвежский купец Бернт Анкер (Bernt Anker ), который приобрел усадьбу Фрогнер в 1790 году, расширил главное здание до нынешних размеров.

В 1836 году поместье купил крупный норвежский промышленник и землевладелец немецкого происхождения Якоб Бенджамин Вегнер (Jacob Benjamin Wegner ), который примерно в 1840 году превратил усадебный сад в романтический парк. Нынешний Фрогнер-парк , за исключением центральной зоны со скульптурами Вигеланда , представляет собой как раз такой романтический ландшафтный парк, причем исторически территория парка была значительно меньше сегодняшней.

В главном усадебном здании XVIII века в настоящее время размещается (Oslo Bymuseet ). Есть планы по реставрации старинного барочного сада.

Общественный парк Осло

Значительная часть пахотных земель к концу XIX века была продана частным владельцам. Оставшуюся территорию площадью около 1 кв. км выкупили в 1896 году городские власти Осло (Кристиании) . Первоначально мэрия планировала выстроить тут новый жилой квартал, но в 1900 году было принято решение о создании общественного парка для отдыха, развлечений и спортивного досуга населения. В 1901 году у дороги Kirkeveien появился первый стадион «Фрогнер», а в 1904 году для публики открылись ближайшие к усадьбе районы парка. В 1914 году стадион перенесли, что было связано с проведением Юбилейной выставки 1914 года (Jubileumsutstillingen ), приуроченной к столетию конституции Норвегии. Главным местом выставочных мероприятий был выбран как раз Фрогнер-парк . Выставка стала важным событием в жизни страны, ее посетило около 2 миллионов человек.

В ходе подготовки к выставке архитектор Хенрик Булл (Henrik Bull ) и его коллеги построили на территории парка разнообразные павильоны и прочие временные объекты, которые были затем демонтированы. Располагались эти сооружения по обеим сторонам центральной оси парка, то есть как раз там, где ныне стоят скульптуры Вигеланда .

Парк скульптур Вигеланда: история создания

В 1917 году главный садовый архитектор Осло Мариус Рёне (Marius Røhne ) разработал генеральный план нового парка, который, однако, не был реализован. В 1924 году городские власти одобрили решение, согласно которому в парке, к западу от пруда, разместится фонтан и гранитные статуи работы Густава Вигеланна (Вигеланда) (Gustav Vigeland ). Последовали длительные обсуждения дальнейшего использования и оформления парка, причем Рёне был одним из главных противников скульптурного проекта Вигеланда.

Мысль о том, чтобы установить работы Вигеланда именно тут, возникла не на пустом месте. Дело в том, что к тому времени у скульптора уже была собственная мастерская во Фрогнер-парке. Решение о ее строительстве городские власти приняли в 1919 году, а окончательный контракт, подписанный в 1921 году, оговаривал, что Вигеланд завещает все свои произведения городу в обмен на право и впредь, до самой смерти, пользоваться этой мастерской. Также было решено, что после смерти Вигеланда эта студия станет его музеем, а на верхнем этаже здания для скульптора оборудовали квартиру. ().

Старейший сохранившийся в архивах план парка Вигеланда (источник ):

В 1924 году Вигеланд переехал в этот дом, где вел тихую, спокойную жизнь со своей женой Ингерид (Ингрид). Он был полностью поглощен творчеством. В 1931 году городские власти утвердили разработанный Вигеландом план парка, предусматривавший, помимо Фонтана и Монолита, создание Моста со скульптурами, и в 1930-х годах началась наиболее активная фаза работы над парком скульптур . Проект величественных Главных ворот был одобрен уже в 1927 году.

Скульптор сам моделировал все скульптуры в полную величину из глины, а уже отливали их в бронзе или высекали в граните профессиональные ремесленники - ассистенты, с которыми сотрудничал Вигеланд. Их помощь была неоценима в работе над столь грандиозным проектом.

Старая фотография, показывающая ход работ на мосту со скульптурами (источник ):

Основную финансовую нагрузку взяли на себя городские власти Осло, однако имелось также несколько частных лиц и коммерческих компаний, которые щедро спонсировали проект, желая, чтобы столица Норвегии приобрела особенный парк, какого больше нет в мире.

Работа над парком растянулась на несколько десятилетий. Вигеланд трудился над своим главным детищем с 1920-х годов до своей смерти, то есть до 1943 года. В 1947 году в мастерской Вигеланда открылся его музей . А сам парк со всеми скульптурными и архитектурными элементами был полностью готов лишь к 1950 году.

Прогулка по парку скульптур Густава Вигеланна (Вигеланда): скульптуры в парке Фроньер (Фрогнер). Путеводитель по парку

Общее описание и планировка парка

Парк Фроньер (Фрогнер) , расположенный на территории исторического поместья, является крупнейшим общественным парком в Осло . Это популярное место прогулок местных жителей: здесь часто можно увидеть людей, гуляющих с детьми или собаками, устраивающих барбекю и пикники, играющих в бадминтон или просто загорающих.

Кроме того, это одна из самых важных и интересных достопримечательностей Осло , которую ежегодно посещает более миллиона человек. А всё потому, что часть парка занимает общедоступная выставка скульптур Густава Вигеланна (Вигеланда) . Поскольку это «парк внутри парка», то словосочетание «парк Вигеланда » (Vigelandsparken ) использовать не совсем корректно. Это неофициальное название, распространенное главным образом среди туристов. Норвежцы утверждают, что правильнее называть это место «пространством Вигеланда» (Vigelandsanlegget ). Мы же для простоты и четкости будем придерживаться обычного «туристического» наименования, поскольку во всем парке нас интересует одно - скульптурные произведения. На самом-то деле парк ими не ограничивается (на его территории находятся, в частности, стадион, открытые купальни с бассейном, городской музей, кафе и ресторан).

Парк Вигеланда (то самое «скульптурное пространство» внутри Фрогнер-парка) занимает площадь 3,20 га (тогда как весь Фрогнер-парк - 4,5 га). Это крупнейший в мире скульптурный парк , созданный одним художником. В парке представлено 214 скульптур из бронзы и гранита - всего около 600 фигур. Также имеется 13 кованых ворот. Все эти произведения спроектированы Густавом Вигеландом, и сам парк с его оградами, аллеями и лужайками также создан по его чертежам. Именно в данном парке можно увидеть основную часть художественного наследия этого норвежского скульптора . .

Парк Вигеланда имеет 850 метров в длину и симметрично располагается по обеим сторонам от центральной оси (см . схему парка скульптур Вигеланда ). Скульптуры сгруппированы в виде пяти основных композиционных центров: Главные ворота , Мост со скульптурами и Детской площадкой , Фонтан , Плато Монолита и Колесо жизни .

Основная часть статуй изображает людей во время различных занятий: они бегают, борются, танцуют, обнимаются, держатся за руки и т.д. Однако периодические встречаются и более абстрактные композиции.

Проведем теперь самостоятельную экскурсию по парку Вигеланда , полюбуемся скульптурами и постараемся подробнее узнать о художественном замысле автора и истории создания этих необычных произведений искусства.

Главные ворота

Монументальные главные ворота (Hovedportalen ), ведущие на территорию парка Вигеланда, располагаются на его центральной оси, со стороны улицы Киркевайен (Kirkeveien ) (см . план парка ). Многие посетители считают их главным входом в парк, хотя традиционный главный вход находится перед зданиями усадьбы Фрогнер. Фактически попасть на территорию Фрогнер-парка (и парка Вигеланда в частности) можно с нескольких сторон. Тем не менее, большинство туристов входит именно через эти ворота.

Ворота выполнены из гранита и кованого железа и служат начальной точкой 850-метровой центральной оси, ведущей далее в западную сторону парка - к Мосту , Фонтану , Монолиту и, наконец, Колесу жизни , завершающему композицию.

В действительности ворота представляют собой большое сложное сооружение: это длинная, закругляющаяся по бокам ограда, включающая пять больших ворот с фонарями, две небольших калитки для пешеходов и два гранитных домика привратника - оба с рельефными бронзовыми дверями и медной крышей, украшенной позолоченным флюгером.

Хотя Густав Вигеланд не слишком известен произведениями из кованого металла, эти работы, как вы сами можете убедиться, весьма стильные и интересные. Другой образец художественной ковки мы увидим на воротах около Плато с Монолитом (а любознательные могут еще заглянуть в музей Вигеланда , где эта часть его творчества представлена более обширно). Главные ворота парка являются самым сложным и крупным кованым произведением Вигеланда. Он также занимался дизайном более мелких вещей (например, создавал люстры и подсвечники для своей квартиры).

Главные ворота были спроектированы Вигеландом в 1926 году, но венчающие сооружение фонари были добавлены позднее, когда скульптор частично пересмотрел проект. Установка ворот состоялась в 1942 году. Создание ворот полностью оплатил крупный норвежский банк Oslo Sparebank . Кованые работы выполнялись на собственной кузнице Вигеланда, которая была построена в 1928 году рядом с его мастерской (ныне музеем). Раньше скульптор ограничивался тем, что отдавал чертежи различным кузнецам, однако для создания парковых ворот требовался такой объем работы, что он выстроил собственную кузницу, куда пригласил своего знакомого кузнеца Альфреда Миккельсена (Alfred Mikkelsen ) и двух других мастеров.

В поздние часы, когда парк почти опустел, ворота смотрятся особенно сумрачно и загадочно. Среди прочего кованого декора выделяется стилизованный дракон. Этот мотив, характерный для германо-скандинавской мифологии, мы еще позже заметим в других работах Вигеланда.

Справа за воротами находится центр туристической информации , где можно приобрести схему парка . Возле туристического пункта установлен скромный и малоприметный бронзовый памятник Густаву Вигеланду , созданный в 1942 году самим скульптором и установленный на этом месте в 1993 году (этот автопортрет является, между прочим, чуть ли единственной одетой скульптурой во всем парке).

Мост со скульптурами

От ворот открывается вид на раскинувшийся впереди парк и его скульптуры.

Пройдя немного вперед, попадаем на Мост со скульптурами (Broen ), перекинутый через пруд Frognerdammen (Фрогнерская заводь) и проходящий по центральной оси парка.


Сам этот мост спроектировал в ходе подготовки к Юбилейной выставке 1914 года архитектор Хенрик Булл (Henrik Bull ). В отличие от временных выставочных павильонов, мост создавался именно как постоянное сооружение.

Впрочем, впоследствии мост стал разрушаться и в 1920 годах был заменен новой, более прочной (но почти аналогичной по внешнему виду) конструкцией, вдоль которой и разместились бронзовые творения Густава Вигеланда.



Мост имеет 100 метров в длину и 15 в ширину.

Мост - это, бесспорно, одна из самых интересных достопримечательностей парка. Вдоль гранитных парапетов моста размещаются стильные кубические фонари , а также 58 бронзовых скульптур Вигеланда , спроектированных им в 1925-1933 годах. В 1930 году Вигеланд открыл свою мастерскую для публики, чтобы показать проект моста и модели этих скульптур.


Все эти произведения посвящены главной теме парка - «состояниям человека». Здесь можно увидеть множество фигур детей, мужчин и женщин разного возраста, одиноких или в группах.



Доминирующими мотивами являются человеческие взаимоотношения : между мужчинами и женщинами, детьми и взрослыми.



Фигуры в статичных позах, размещенные по сторонам от фонарей, чередуются с динамичными группами. Одно из главных развлечений туристов на этом мосту - фотографироваться, имитируя позы статуй.



В центральной части, на уровне проходящего через Фрогнерскую заводь водопада, мост слегка расширяется, и это место отмечено двумя необычными скульптурами в виде фигур, помещенных в массивные бронзовые колеса (символ вечности).

Рядом с одной из этих композиций можно заметить самую популярную скульптуру парка - «Сердитый малыш» (Sinnataggen ), проект которой был создан Вигеландом в 1928 году. Эта небольшая (83 см в высоту), но выразительная фигура плачущего, топающего ножкой малыша стала одним из символов Осло и, наверное, самой известной работой Вигеланда . Сердитый карапуз неоднократно подвергался вандализму и даже становился жертвой воров, но всегда возвращался на свое законное место.

Туристы обязательно норовят сфотографироваться с капризным мальчишкой и подержать его за ручку. Кто-то таким образом «утешает» малыша, кто-то считает, что это приносит удачу. Так или иначе, кулачок уже натерт до блеска, что вызывает тревогу у специалистов по охране памятников. Такой, казалось бы, безобидный туристический ритуал чреват серьезными повреждениями, поэтому администрация призывает посетителей ограничиваться фотосъемкой. Вот только туристы, видя, как блестит бронзовый кулачок, чувствуют, что просто «обязаны» тоже к нему прикоснуться. К счастью, против вредной традиции уже начали принимать меры: ручку покрывают воском и специальным темным покрытием, приглушающим блеск. К сожалению, некоторые экскурсоводы активно распространяют миф о том, что прикосновение к «Сердитому малышу» приносит счастье, и призывают свои группы коллективно натирать маленькую ручку; администрация просит гидов впредь разъяснять туристам, что делать этого не следует.

Хотя скульптуры на Мосту относятся к числу поздних творений Вигеланда, они были установлены в парке первыми. Уже летом 1940 года, когда остальная часть парка еще представляла собой большую стройплощадку, Мост открылся для публики. В это же время по краям моста были установлены 4 высокие гранитные колонны, на которых изображены сцены борьбы людей с ящерами .

Мотив схватки с драконами и прочими чудовищами нередко встречается в творчестве Вигеланда. Интерес к этим темам восходит к тому времени, когда скульптор занимался реставрацией средневекового собора в Тронхейме (подробнее об этом можно прочитать в заметке «Биография Густава Вигеланда »). С тех пор в его работах появляется образ дракона, символизирующего грех и одновременно олицетворяющего силы природы, которые борются против человека.

В своем парке скульптур Вигеланд представил четырех демонов-ящеров, сцепившихся с человеком в схватке или уже полностью завладевших своими жертвами. Эти устрашающие гранитные изваяния панцирных монстров резко контрастируют с образами беспечных игр и радостей жизни, которые также представлены на Мосту.


Три из четырех групп изображают мужчин, противостоящих демонам (или уже поверженных ими), а четвертая - женщину в длинной юбке и с обнаженным торсом, которая, в отличие от мужчин, не сражается с искушением, а с улыбкой поддается ему.


Помимо «Сердитого малыша», еще одной популярной скульптурой в этой части парка является композиция «Нападение младенцев » (также можно встретить другие варианты названий: «Человек, атакованный младенцами», «Мужчина, жонглирующий четырьмя младенцами», «Статуя многодетного отца» и даже «Памятник отцу-герою»). Здесь представлен мужчина, отбивающийся от целой ватаги младенцев. Кто-то видит в этой сцене борьбу человека со своими детьми - или даже с самой идеей рождения этих детей (психологическая неготовность к их появлению). Кто-то считает это метафорой взросления: избавления от детских привычек и становления мужчиной. Впрочем, если учесть, что официальное название данной работы - «Мужчина прогоняет четырех (злых) духов » (Ma nn jager fire genier ), то возможны и другие интерпретации.

Рядом с Мостом с южной стороны находится круглая Детская площадка (Barneplassen ), на которой выстроилось восемь бронзовых младенцев (источник фото: ).

В центре, на невысокой гранитной колонне, находится фигура еще не родившегося ребенка (в позе эмбриона), а вокруг него, каждый на своем постаменте, резвятся восемь играющих детей (источник фото: ).

По замыслу скульптора данная композиция символизирует зарождение жизни. Вигеланд также спроектировал «детский паром» - лодку для развлечения юных посетителей парка. Недалеко отсюда имелась и специальная гранитная набережная. Лодка использовалась долгое время после Второй мировой войны, теперь же в пруду плавают только лебеди и утки.

Фонтан

Из всех скульптур парка Фонтан (Fontenen ) имеет самую долгую историю. Идея монументального бронзового фонтана занимала Густава Вигеланда с начала XX века. Представленный в 1906 году на выставке гипсовый эскиз имел большой успех, и городские власти Осло заказали скульптору разработать проект фонтана для площади Эйдсвол-плас (Eidsvolls plass ) перед зданием Норвежского парламента (Стортинга). Впоследствии возникли сомнения по поводу выбора местоположения фонтана, и окончание работ было отложено.

Вигеланд тем временем без дела не сидел. В годы Первой мировой войны он расширил первоначальный проект, дополнив его рядом скульптурных групп из гранита, а в 1919 году добавил в композицию фонтана еще и гигантскую гранитную колонну. Наконец, в 1924 году, как мы уже знаем, для фонтана определили окончательное место - Фрогнер-парк. В этот период Вигеланд снова внес в проект ряд изменений. В частности, извилистый план в духе необарокко был заменен на квадрат, что отражало всё большую приверженность скульптора классическим идеалам. Расположенные вокруг центральной чаши «группы с деревьями» были сдвинуты к углам, а шесть гигантов, несущих на себе вес чаши, расположились выше и стали смотреться внушительней - не в последнюю очередь это объясняется заботой Вигеланда о том, как фонтан будет восприниматься на расстоянии. Фонтан был завершен лишь в 1947 году.

Центральная чаша фонтана - это «бремя жизни», которое с напряжением несут на своих плечах могучие титаны.


По периметру фонтана располагаются 20 двухметровых бронзовых групп «людей в деревьях », которые были спроектированы Вигеландом в 1906-1914 годах. Они представляют собой человеческие тела, переплетенные с ветвями и стволами деревьев. Так скульптор хотел передать неразрывную связь человека с природой.



Кроме того, тут переданы разные этапы человеческой жизни, от колыбели до смерти. «Деревья жизни» опутывают и детей, и молодых людей, и стариков, и даже скелеты. Наше время на земле - лишь часть вечного цикла, не имеющего начала и конца. И не случайно за скульптурной группой с разлагающимся скелетом стоит дерево, крона и ветви которого буквально облеплены младенцами. Так на костях умерших рождается новая жизнь. Не исключено, что Вигеланд намекал на Всемирное дерево жизни и судьбы - ясень Иггдрасиль, в виде которого древние скандинавы представляли Вселенную.


Ближе к левому углу мы видим юношей и девушек в кронах деревьев. Вот два подростка с любовью смотрят друг на друга, а вот девушка-подросток, прикрывая руками грудь, словно ныряет в бездну.



Эту скульптуру часто называют «Ласточка» или просто «Девушка на дереве». Предполагают, что таким образом Вигеланд хотел изобразить тему пубертата, полового созревания. Девушка зависла в воздухе среди ветвей. Она еще не совсем понимает окружающий мир и новое состояние своего тела. Со страхом и смущением бросается она в неизвестное будущее. Слегка раздвинув бедра, с приоткрытым ртом и широко открытыми глазами, она сосредоточенно всматривается в таинственную даль.

Парапет, на котором стоят древесные композиции, тоже непростой. Снаружи он украшен различными бронзовыми барельефами , также на тему вечного круговорота жизни и смерти (источник фото: ).

Поскольку сооружение фонтана продолжалось очень долго, Вигеланд постоянно создавал всё новые барельефы. Так, к 1936 году было готово аж 112 барельефов, но для оформления фонтана в итоге использовали только 60 из них (источник фото: ).

Квадратный участок вокруг фонтана оформлен мозаикой из черного и белого гранита. Прихотливый геометрический узор складывается в лабиринт протяженностью около 3 км.

Монолит

За фонтаном, в северо-западной части парка, находится каменная платформа, на которую с разных сторон ведут широкие лестничные пролеты.

По периметру платформа обнесена невысокой гранитной балюстрадой с кубическими фонарями и коваными воротами .



Эти восемь фигурных ворот, изображающих человека на разных возрастных этапах, были спроектированы в 1933-1937 годах, но работа по их созданию завершилась только после смерти Вигеланда. Ворота были установлены лишь в 1952 году. Используя минимальное количество металла на двухмерной поверхности, скульптор сумел создать потрясающее ощущение трехмерного пространства с помощью игры линий и мышц мужчин и женщин.

Оказываясь внутри ворот, попадаем на так называемое Плато Монолита , центральную часть которого занимает круглая возвышенность с кульминацией всего парка - Монолитом . Возвышенность составлена из концентрических рядов ступеней и 36 скульптурных групп .



Хотя эти композиции выполнены в совершенно ином стиле, чем Фонтан , они тоже посвящены теме «круговорота жизни» и отношений человека с родными и близкими.

Все эти гранитные скульптуры изображают людей разного возраста, в разнообразных жизненных ситуациях и эмоциональных состояниях. Особое место уделяется теме отношений между мужчиной и женщиной, а также материнству и вообще отношениям между представителями разных поколений в семье.



Вы без труда сможете увидеть здесь как светлые моменты взаимопонимания и нежности, так и конфликтные истории: передача опыта и воспитание детей не всегда происходит гладко и безболезненно, а дети зачастую черствы и неблагодарны.



Каменные люди помогают друг другу, жертвуют собой, жалеют, играют, утешают, любят, ссорятся, дерутся. В разных позах запечатлены дети, юноши и девушки, зрелые мужчины и женщины, старики и старухи. Не забыл Вигеланд и о груде мертвых тел, которая делает круговорот жизни абсолютно законченным.

Вигеланд приступил к работе над этими гранитными группами примерно во время Первой мировой войны и закончил в 1936 году.

Их установка на Плато в задуманном скульптором порядке началась лишь после его смерти, в 1947 году.

Самую высокую точку парка занимает наиболее известная его достопримечательность - скульптура «Монолит » (Monolitten ). Композиция выточена из единого гранитного блока, отсюда и ее название: греческое слово μονόλιθος («монолит») происходит от μόνος («один» или «единственный») и λίθος («камень»). Основная часть массивного монумента, представляющая собой нагромождение переплетенных человеческих тел (всего 121 фигура), имеет высоту 14,12 м, а общая высота Монолита составляет 17,3 метра.

Трактовать символику обелиска можно по-разному. С одной стороны, может показаться, что перед нами жестокое изображение всё того же извечного жизненного цикла, в ходе которого новые поколения рождаются на костях отцов и дедов, - или олицетворение борьбы за существование, безудержного эгоистичного стремления к счастью, которое заставляет человека, забывая о других, попирать ногами и старых, и малых.

С другой стороны, часто встречается более позитивная трактовка, которой, кстати, придерживался и сам Вигеланд. По мысли скульптора, Монолит символизирует тягу людей к высшему началу, стремление стать ближе к божественному и духовному. Множество человеческих тел, сплетаясь, образуют колонну, которая тянется ввысь. Ими движет не только горечь и отчаяние, но и радость, надежда, а также чувство общности. Волной взмывает в небо человеческий поток, выбрасывающий наверх маленьких детей.

Люди поддерживают друг друга, крепко цепляются друг за друга в этом движении от конечной земной природы к спасению. Кому-то из них трудно, а кто-то почти без усилий поднимается наверх: жизнь не всем дается одинаково. Наконец, существует еще одна - весьма популярная среди туристов - трактовка, согласно которой Монолит является фаллическим символом (очевидно, на такие мысли наводит форма композиции).

Немного об истории создания Монолита . Первые чертежи этой гигантской колонны датируются 1919 годом. В 1924-1925 годах Вигеланд выполнил полноразмерную модель Монолита из глины в своей новой мастерской во Фрогнере. Эта работа заняла у него 10 месяцев. Затем колонну отлили в гипсе. Наконец, в 1926 году гранитный блок весом в несколько сот тонн был доставлен по воде в Осло-фьорд из карьера близ норвежского города Халден. Остальную часть пути до Фрогнер-парка глыбу тянули при помощи рельсов и хитроумного подъемного устройства.

Глыба прибыла на место назначения в начале 1927 года и была установлена на постоянное место в вертикальное положение в следующем году. Вокруг будущей колонны для защиты от погодных воздействий соорудили деревянный навес. Рядом с глыбой установили гипсовую модель, призванную служить образцом. В 1929 году мастера приступили к созданию многочисленных фигур монумента. Они начали резать с верхней части колонны, постепенно спускаясь ниже.

На завершение работы у трех каменотесов ушло 14 лет (с лета 1929 до лета 1942 года). В 1943 году последнюю часть гипсовой модели, наконец, демонтировали и отправили в музей Вигеланда, где ею можно полюбоваться и сегодня. На Рождество 1944 года, еще до разбора деревянного навеса, жителям и гостям Осло сделали подарок: позволили зайти внутрь и полюбоваться Монолитом вблизи.

Почти 180 тысяч любопытствующих взобрались по крутым ступеням навеса, чтобы в подробностях рассмотреть удивительный монумент. В отличие от нынешних посетителей, тогдашняя публика имела возможность увидеть все фигуры вблизи, а не снизу вверх.

Почти готовый Монолит на старом фото 1945 года (источник ):

Солнечные часы и Колесо жизни

Также в стороне от центральной оси расположено несколько других статуй, добавленных уже после окончания основных работ по созданию парка. Это, в частности, композиции «Девочка и ящерица» (создана в 1938-м, установлена в 1958 году) и «Треугольник» (установлен в 1993 году). В 2002 году в парке появилась скульптура «Удивленная», для которой Вигеланду позировала «норвежская Анна Франк» Рут Майер (Ruth Maier ) (1920-1942).

Практическая информация о посещении парка скульптур Вигеланда (часы работы, адрес и т.д.). Как добраться до парка

Уникальность парка Вигеланда еще и в том, что он открыт для посещения круглосуточно , 365 дней в году. Вход в парк - бесплатный . Никаких входных билетов не предусмотрено.

За главными воротами находится центр туристической информации с кафе и сувенирным магазином.

Парк расположен к западу от центра Осло, по адресу Kirkeveien, 0266 . Посмотреть местоположение парка Вигеланда на карте можно . Из центра Осло до парка можно за 15 минут доехать на трамвае №12 (до остановки Vigelandsparken ). Как вариант - до парка можно дойти и пешком (приятная прогулка, примерно 3 км).

Ниже приводится схема трамвайных маршрутов Осло .

Музей Густава Вигеланна (Вигеланда) в Осло

Те, кто особенно интересуется работами норвежского скульптора, могут подробнее познакомиться с его жизнью и творчеством в музее Вигеланда (Vigeland-museet ). Музей находится к югу от парка Вигеланда, в 5 минутах ходьбы от главных парковых ворот; по адресу Nobels gate 32, 0268 . Посмотреть расположение музея на карте Осло можно или на схеме ниже.

Часы работы музея Вигеланда в Осло : со 2 мая по 31 августа музей открыт с 10:00 до 17:00, кроме понедельника; с 1 сентября по 30 апреля музей открыт с 12:00 до 16:00, понедельник также выходной. Кроме того, музей закрыт 1 января, в Страстную пятницу, Пасхальное воскресенье, 1 и 17 мая, 24, 25 и 31 декабря.

Цена входных билетов в музей Вигеланда : взрослый билет стоит 60 норвежских крон, льготный (для пенсионеров старше 67 лет и детей) - 30 крон. Дети младше 7 лет могут посещать музей бесплатно. Для обладателей туристической карточки Oslo Pass вход также бесплатный. Внешний вид здания музея (источник фото: ):

Музей Вигеланда расположен в неоклассическом здании из красного кирпича, которое было построено властями Осло специально для скульптора в 1921-1924 годах по проекту норвежских архитекторов Карла Буха (Carl Buch ) и Лоренца Рее (Lorentz Harboe Ree ). В 1921 году между скульптором и городскими властями Осло был заключен договор, согласно которому власти должны были построить для скульптора мастерскую и жилье (и будущий музей), а тот взамен оставлял в дар городу все свои работы, прежние и будущие.

В этом здании Вигеланд жил с 1923 года, и здесь же находилась его мастерская, где он работал вместе с помощниками вплоть до своей смерти в 1943 году. Согласно договоренности с мэрией, после смерти скульптора в мастерской устроили музей. Он открылся для публики в 1947 году (фото с сайта ).

В музее можно увидеть основную часть художественного наследия Вигеланда: как самостоятельные произведения искусства (скульптуры из гранита, бронзы, мрамора, изделия из металла), так и гипсовые модели для бюстов и памятников, а также эскизы для скульптур, созданных Вигеландом для парка , раскинувшегося в 5 минутах ходьбы от музейного здания. Например, отдельный зал посвящен работе над знаменитым Монолитом , в другом - прослеживаются этапы создания Фонтана . Многочисленные экспонаты 13 залов музея позволяют оценить эволюцию творчества Вигеланда, его переход от экспрессивного стиля 1890-х годов (ранних работ, отражающих влияние Родена) к более классической и выдержанной манере поздних лет (фото с сайта ). (Подробнее о творческом пути скульптора можно прочитать в заметке «Биография Густава Вигеланда: жизнь и творчество »).


В настоящее время в музейной коллекции насчитывается около 1600 скульптур, 420 гравюр и 12 тыс. рисунков, а также записные книжки, несколько тысяч писем, обширная библиотека Вигеланда и собрание фотографий. Урна с прахом скульптора, согласно его воле, находится в комнате, расположенной в башне здания. Сохранилась и его квартира на верхнем этаже (посещение - по договоренности с администрацией музея).

♦♦♦♦♦♦♦

Интересные дополнительные материалы о творчестве Вигеланда и его парке скульптур:

"Разъятая на части цельность-
лишь символ творческих невзгод.
Художник ищет драгоценность
гармонии - и он найдет."
Белла Ахмадуллина.

Итак, мы закончили предыдущую часть на том, что Густав Вигеланд создал проект фонтана для Осло, который из-за своей величины не мог быть осуществлен в городе. И тут как раз случилось так, что мэрия решила снести квартал, в котором находилась мастерская Вигеланда, а ему построить новую мастерскую с домом для проживания на окраине Осло, в запущенном к тому времени парке Фрогнер.

Там же решено было разместить и фонтан, и те гранитные статуи, которые были уже в проекте. В 1921 году был подписан удивительный для тех лет контракт с мэрией, по которому Густав Вигеланд получал дом с мастерской в свое пожизненное владение, а после его смерти он должен будет стать музеем. Сам же скульптор в обмен завещает все свои работы городу и может приступить к созданию своей мечты, парку - выставке скульптур на открытом воздухе, объединенных единой идеей - отображением всех главных моментов человеческой жизни и разнообразия человеческих отношений. Осуществлению этой идеи он посвятил последние 20 лет своей жизни.

Некоторые наработки у него уже были, над остальными он трудился, не покладая рук, и в 1931 году представил мэрии, а она утвердила план парка с Фонтаном, Монолитом, Мостом Скульптур, и скульптурным ансамблем вокруг Монолита. Не только мэрия, но и меценаты спонсировали работы, все хотели, чтобы в их столице был необыкновенный Парк скульптур, единственный в мире.

Все скульптуры в полную величину Густав сам лепил из глины, затем делал гипсовую модель,а большая группа профессионалов под его руководством отливала их в бронзе или вырезала из камня.
Всего Парк скульптур Вигеланда занимает 3,2 гектара, в нем на протяжении 850 метров размещены 214 скульптур, состоящих из отдельных фигур или групп (всего около 600 фигур), 13 кованых ворот, и сам парк с его цветниками аллеями, оградой, спроектирован тоже самим скульптором.
Перед тем, как мы начнем осмотр, хотелось бы сказать, что любые интерпретации увиденного на совести самого интерпретирующего, так как Густав Вигеланд не давал никаких официальных объяснений своим работам, а на вопросы о том, что он хотел сказать той или иной скульптурой, отвечал примерно так: "Смотрите сами и решайте!" Давайте посмотрим.
Мы начали осмотр не так, как обычно, не с Главных ворот, а с Монолита в противоположном конце парка.

Он был задуман скульптором давно, еще в 1919 году, выполнен из глины в полную величину в 1925, затем его отлили в гипсе, а в следующем году кораблем доставили в Осло огромный кусок гранита, в несколько сот тонн весом, в 1927 он был установлен в парке, а через год резчики приступили к выполнению замысла скульптора, начиная высекать фигуры с верха монолита, гипсовая модель в качестве образца была установлена рядом. 14 лет три резчика работали над монолитом, сам Вигеланд так и не успел его увидеть без лесов.

В готовом виде высота Монолита 17,3 метра, из них 14 метров - человеческие тела, карабкающиеся, переплетающиеся, подталкивающие друг друга, цепляющиеся друг за друга. Чем выше, тем больше маленьких детей, которых люди подталкивают наверх. Мы не будем придерживаться какой-то определенной версии в поисках символического смысла, но их существует несколько: стремление к духовному и божественному, изображение жизненного цикла и борьбы за существование или фаллический символ вечной жизни и смены поколений. Оставим затею разгадать замысел художника, я предпочитаю дать возможность додумывать самим.
Вокруг Монолита на возвышении, образованном из ступеней, располагаются 36 скульптурных групп, вырезанных из гранита и изображающих разные человеческие отношения

в разные периоды жизни: начиная с раннего детства (мать, обремененная детьми),

до сложного отрочества, и шалостей, доходящих до драк (мы помним, что у Вигеланда было нескрываемое плохое отношение к детям),

через любовь между мужчиной и женщиной,

через родительскую любовь и ласку,

через сложности во взаимоотношениях и ссоры между мужчинами и женщинами,

до зрелости и глубокой старости.

Здесь же есть, как считают, и некоторый отклик на взаимоотношения с братом Эмануэлем (помните, в первой части мы говорили об этом), посмотрите на этих двух мужчин, сидящих вроде бы и рядом, но не смотрящих друг на друга.

Потом даже в старости уже и поздно о чем-либо говорить, а потом - вообще ничего уже не исправить, ведь братья так и не помирились. Так ли это, вкладывал ли Вигеланд такой смысл в эти работы мы не знаем.

Обходя Монолит вокруг, проходишь весь путь человека от младенчества до смерти и понимаешь, что эта же мысль звучит постоянным рефреном во всех композициях парка.

Он же повторяется и в "деревьях с людьми" огромного фонтана,

обойти который и рассмотреть все скульптуры и барельефы занимает много времени, но зрелище это поражает и захватывает. Перед самим фонтаном и вокруг него выложена мозаика из гранита, представляющая собой лабиринт, общей длиной в три километра.

Работа над этим фонтаном началась еще в середине десятых годов. Чаша, поддерживаемая шестью мужчинами, символизирует тяжесть человеческой жизни на земле, а фигуры людей среди деревьев, составляющие с ними единое целое, должны, очевидно, отображать неразрывную связь между человеком и природой, цикличность всех ее проявлений от зарождения до смерти. Так считала наш экскурсовод, сам скульптор никаких разъяснений не давал.

Посмотрите на это "дерево ", которое обнимает старый, смертельно уставший от жизни человек.

А недалеко от него другое "дерево" буквально "усыпано" веселыми малышами,

или переплетает свои ветви с руками влюбленных, повторяя все тот же жизненный цикл.

Всего 20 таких бронзовых двухметровых скульптур "деревьев", переплетенных с человеческими телами, установлено по квадратному периметру фонтана.
Все ту же идею о цикличности жизни всего живого на Земле мы видим и на 60 барельефах, украшающих парапет фонтана, а постамент для него изготовлен для контраста из белого гранита.

За Фонтаном и розарием начинается стометровый мост

через пруд, с пристанью для лодок и "детской площадкой" со скульптурами детей,

на котором и находятся 58 бронзовых скульптур Густава Вигеланда,

которые он задумал и изготовил в глине и гипсе за 8 лет, с 1925 по 1933 год, и благодаря которым этот парк и был назван Парком скульптур.

Мы опять можем проследить все ту же тему - человеческие взаимоотношения, их переживания и пороки, любовь и материнство,

ненависть, доходящая до драки,

и опять - сложные взаимоотношения между отцами и детьми, выраженные в этой неоднозначной скульптуре. Что мужчина делает с этими четырьмя малышами, кто они ему? Вигеланд однажды на вопрос об этой скульптуре ответил: "Мало ли что привидится во сне..." , а мы можем лишь предполагать, что так он выразил нежелание и неготовность к отцовству или "отбрасывание" от себя детства и превращение во взрослого мужчину, или наоборот - игра любящего отца со своими детьми, что не кажется мне правдоподобным.

По углам одной из площадок моста установлены были еще в самом начале 4 гранитных колонны, с фигурами наверху, изображающими борьбу человека с драконами, олицетворяющими, по всей вероятности, грехи человеческие, демонов, с которыми он постоянно вынужден бороться в своей душе. Эта тема греховности человека перекликается с его работой в Нидаросском соборе в Тронхейме, о котором мы говорили в первой части, именно тогда она появляется в его творчестве.

На мосту около пруда и под ним установлено несколько бронзовых фигур малышей, один из них, знаменитый "Сердитый..." или "Капризный мальчик" (встречаются оба названия) является даже символом Осло и пользуется трогательной любовью туристов, они уже натерли своими прикосновениями его кулачок до блеска.

Этого малыша (всего 83 сантиметра) неоднократно пытались украсть, но он всегда возвращался на свое место и продолжал топать в гневе ножкой.
О Парке и его скульптурах можно было бы еще долго рассказывать: об этой скульптуре, например, изображающей опять взаимоотношения между мужчиной и женщиной,

или об этой напряженной сцене,

или даже схватке между ними.

Каждый видит в эти скульптурных группах и отдельных фигурах что-то свое, интерпретирует их в соответствиями со своими представлениями, своим жизненным опытом. Некоторых смущает нагота и они считают эти фигуры излишне эротичными и даже неприличными, хотя я видела много мусульманок в парке, совершенно спокойно взирающих на обнаженных мужчин.

Некоторые, как например. автор статьи "Сатана там правит парк" В.Тихомиров. вообще считают, что Парк - гимн "нового язычества, изобретенного дьяволом, чтобы отвлечь Человека от Бога". В этой же статье он утверждает также, что "парк Вигеланда остался единственным уцелевшим образцом нацистского искусства", что скульптор воспевает и пропагандирует (!) идеи Третьего рейха. У таких обвинений нет документальных подтверждений, кроме ответа Вигеланда на просьбу о посещении немцами своей мастерской, в котором он писал, что «с радостью» откроет мастерскую и позволит "дисциплинированным немецким солдатам пройтись" среди своих работ. И еще он согласился стать членом нацистского центрального совета по искусству, в который входил и писатель Кнут Гамсун. Эти факты не красят его и не оправдывают, но он не был фашистом и публично никогда не высказывался положительно о нацистской идеологии. С таким же успехом можно приписывать бесконечным толстоногим "девушкам с веслом" идею панславянского духа через воспевание культа крепкого человеческого тела.

Еще одно обвинение иногда высказывается зрителями Вигеланду в том, что большая часть его скульптур представляют собой кич (нем. Kitsch), псевдоискусство, выдвигая в качестве доказательства то огромное количество работ, которое,якобы, может быть создано только "халтурщиком". Это утверждение я не буду опровергать фактами я с ними не согласна, но тут хотелось бы узнать мнение искусствоведов, мне не удалось найти такой оценки с их стороны, если она и существует. Как на ваш взгляд, это кич?

В полном и окончательном воплощении Густаву Вигеланду не удалось увидеть все величие и всю мощь своего замысла, он умер в 1943 году от инфекционного заболевания сердца, кремирован по своему завещанию, и урна с его прахом, изготовленная по его же эскизу, стоит в его рабочей комнате Дома-музея. За свою жизнь он создал огромное количество рисунков и эскизов, 420 гравюр, около 1600 скульптур, некоторые скульптуры по эскизам Вигеланда, а работа по ним продолжалась и после его смерти, были установлены не так давно, например, в 1988 году - скульптурная группа "Клан", а в 2002 - скульптура "Удивленная", для которой Вигеланду позировала в 1940 году еврейка Рут Майер, норвежская "Анна Франк".
Многие из нас, посетившие Парк, а мы провели там несколько часов, выходили оттуда притихшими, потрясенными, удивленными, не в состоянии сразу определиться с впечатлением - все это надо было обдумать, много раз еще возвращаясь к фотографиям и записям. Прошло три месяца, теперь я могу с уверенностью посоветовать всем, кто будет в Осло и интересуется искусством, выделить день на посещение Парка Скульптур Густава Вигеланда.
Все фотографии в парке выполнены Натальей и Валерием Николенко 16.07.2016.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то