Чем мюзикл отличается от оперетты. Культурная революция

Мюзикл, опера и оперетта: в чем разница?

Особенность мюзикла как жанра заключается в симбиозе направлений театрального искусства, включая такие популярные жанры как оперетта, водевиль и бурлеск. На протяжении длительного периода мюзикл не выделяли в качестве самостоятельного направления искусства. Впрочем, он до сих пор признаете далеко не всеми.

Мюзикл

Такие музыкальные спектакли в Москве - это музыкально-сценическая постановка, которая предполагает логическое сплетение диалогов, хореографии, музыки и песен, при этом музыкальной составляющей в мюзиклах существенно меньше, чем в опереттах. Тем не менее, мюзикл отличает необычайная зрелищность и разнообразие в формах актерского выражения. Это и стало ключевой особенностью мюзиклов. В современном понимании мюзикл - это сложная художественная интерпретация, которая давно вышла из категории развлекательных постановок.

Среди наиболее популярных американских постановок - «Иисус Христос - суперзвезда», «Нотр-Дам де Пари», в которых органично сочетаются хореографическое и вокальное мастерство с популярными мелодиями и песнями. При этом, если в опере используется оперный вокал, первенство в мюзикле всецело отдано эстрадному исполнению песен, который напрямую связан с сюжетной линией спектакля. Расписание свежих театральных премьер и мюзиклов в Москве вы можете найти на сайте Московского театра мюзикла.

Опера

Опера - это преимущественно музыкально-драматическое произведение, ключевой особенностью которого является вокальное исполнение. В операх редко встречается такое изобилие хореографии и зрелищных эффектов, которые свойственны мюзиклам. Оперы и оперетты ассоциируются у современного зрителя с балетными сценам, которые нередко прерывают сюжетную линию. Мюзиклы связывают подобные сцены с развитием сюжета и основной интриги спектакля.

Среди самых нашумевших оперных постановок - «Леди Макбет» и «Поворот винта» и лидеры по количеству постановок «Волшебная флейта», «Травиата».

Оперетта

Оперетта - это небольшое театральное произведение, в котором перемежаются диалоги, вокальные и инструментальные номера. Главная особенность оперетта - комический сюжет. Наиболее ранние постановки передавали явно выраженный сатирический характер, чуть позже отмечается лирическая направленность.

Как и в операх, особые требования предъявляются именно к вокальным данным актеров, при этом музыкальные номера и хореография уходит на задний план.


МЮЗИКЛ, ОПЕРЕТТА МЮЗИКЛ, ОПЕРЕТТА

Оперетта - великая утешительница. Оперетта хороша тем, что позволяет даже самому умному три часа побыть идиотом. Господи, до чего же это чудесно!
Сильвия Чиз
Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь и музыкальный - для не умеющих говорить.
Шарль Азнавур
Лучший номер мюзикла «Эвита», всемирно известная песня «Не плачь по мне, Аргентина», звучит точь-в-точь как мелодия, которую я слышал еще мальчишкой неподалеку от Альберт-холла. Ее наигрывал на саксофоне бродяга, у которого было всего три пальца на левой руке.
Бернард Левин
Я не люблю свою музыку, но что значит мое мнение по сравнению с мнением миллионов?
Фредерик Лоу, автор мюзикла «Моя прекрасная леди»

(Источник: «Большая книга афоризмов.» Душенко К. В. Изд. 5-е, исправленное. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

  • МЫ И ДРУГИЕ
  • НАГЛОСТЬ, НАХАЛЬСТВО

Смотреть что такое "МЮЗИКЛ, ОПЕРЕТТА" в других словарях:

    ОПЕРЕТТА - ит., от opera. Небольшая опера. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ОПЕРЕТТА ИЛИ ОПЕРЕТКА небольшая опера с комическим сюжетом. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    ОПЕРЕТТА - итальянское слово (operetta) и означает буквально маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины 50 х годов прошлого века. Оперетта возникла из театральных интермедий коротеньких представлений, которые шли в антрактах… … Музыкальный словарь

    Оперетта - Илона Палмай в роли Серполетты («Корневильские колокола») Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера) театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с д … Википедия

    Мюзикл - (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) музыкально сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений,… … Википедия

    мюзикл - Үзендә эстрада, оперетта, балет элементлары булган музыкаль тамаша, фильм … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

    Государственный академический театр "Московская оперетта" - 24 ноября 1927 года опереттой Михаила Багриновского Игра с джокером в постановке режиссеров Рубена Симонова и Григория Ярона в Москве был открыт Театр оперетты. До 1917 года в Москве было два театра оперетты: театр Зона и Никитский театр… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Монте-Кристо (мюзикл) - У этого термина существуют и другие значения, см. Монте Кристо. Монте Кристо … Википедия

    Рок-мюзикл - Рок опера (англ. rock opera) мюзикл, музыкально сценический жанр, использующий структурные принципы традиционной оперы (сюжетная связность элементов) в сочетании со стилистикой рока. Рок опера это театрализованное представление с сюжетом,… … Википедия

    Ромео и Джульетта (мюзикл) - Эта статья или раздел может содержать материал неэнциклопедичного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    комическая опера - опера на комедийный сюжет. Сложилась в XVIII в. во многих национальных разновидностях: опера буффа в Италии, балладная опера в Англии, опера комик во Франции, зингшпиль в Германии и Австрии, комическая опера в России и др. Характерны сюжеты из… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Гейша или История одного чайного дома. Клавир оперетты , Джонс С.. Москва, начало XX века. Издание А. Зейванг. Типографский переплет. Сохранность хорошая. Вашему вниманию предлагается клавир оперетты "Гейша" английского композитораС. Джонса. Лондонская… Купить за 1995 руб
  • Э. Стенберг , Елена Луцкая. Альбом посвящен творчеству заслуженного художника РСФСР, главного художника театра Моссовета Э. Стенберга. Драма и оперетта, балет и мюзикл, эстрада и цирк - сфера деятельности мастера.… Купить за 340 руб
  • Жанровая классификация музыкально-драматических спектаклей (опера, балладная опера, оперетта, водевиль, мюзикл, поп-мюзикл, рок-опера, зонг-опера) , Андрей Бахтин. Представляем вашему вниманию монографию, автор постарался раскрыть отличие жанров музыкально-драматических спектаклей и их специфику. Содержание: Эстетическийфеномен мюзикла. Сценическая…
Мюзикл, опера и оперетта: в чем разница?

Особенность мюзикла как жанра заключается в симбиозе направлений театрального искусства, включая такие популярные жанры как оперетта, водевиль и бурлеск. На протяжении длительного периода мюзикл не выделяли в качестве самостоятельного направления искусства. Впрочем, он до сих пор признаете далеко не всеми.

Мюзикл

Такие музыкальные спектакли в Москве - это музыкально-сценическая постановка, которая предполагает логическое сплетение диалогов, хореографии, музыки и песен, при этом музыкальной составляющей в мюзиклах существенно меньше, чем в опереттах. Тем не менее, мюзикл отличает необычайная зрелищность и разнообразие в формах актерского выражения. Это и стало ключевой особенностью мюзиклов. В современном понимании мюзикл - это сложная художественная интерпретация, которая давно вышла из категории развлекательных постановок.

Среди наиболее популярных американских постановок - «Иисус Христос - суперзвезда», «Нотр-Дам де Пари», в которых органично сочетаются хореографическое и вокальное мастерство с популярными мелодиями и песнями. При этом, если в опере используется оперный вокал, первенство в мюзикле всецело отдано эстрадному исполнению песен, который напрямую связан с сюжетной линией спектакля. Расписание свежих театральных премьер и мюзиклов в Москве вы можете найти на сайте Московского театра мюзикла.

Опера

Опера - это преимущественно музыкально-драматическое произведение, ключевой особенностью которого является вокальное исполнение. В операх редко встречается такое изобилие хореографии и зрелищных эффектов, которые свойственны мюзиклам. Оперы и оперетты ассоциируются у современного зрителя с балетными сценам, которые нередко прерывают сюжетную линию. Мюзиклы связывают подобные сцены с развитием сюжета и основной интриги спектакля.

Среди самых нашумевших оперных постановок - «Леди Макбет» и «Поворот винта» и лидеры по количеству постановок «Волшебная флейта», «Травиата».

Оперетта

Оперетта - это небольшое театральное произведение, в котором перемежаются диалоги, вокальные и инструментальные номера. Главная особенность оперетта - комический сюжет. Наиболее ранние постановки передавали явно выраженный сатирический характер, чуть позже отмечается лирическая направленность.

Как и в операх, особые требования предъявляются именно к вокальным данным актеров, при этом музыкальные номера и хореография уходит на задний план.


Популярность жанра мюзикла достигла в последние годы небывалых высот, о чем свидетельствует появление всё новых и новых постановок. Не забыт и жанр оперетты, который по-прежнему востребован у истинных ценителей классики. Но не всякий, даже самый завзятый театрал способен без затруднений перечислить основные отличия одного вида музыкального искусства от другого. Чем же отличается оперетта от мюзикла? Попробуем разобраться.

Определение

Оперетта – театральный жанр, произведение с преимущественно комическим сюжетом, в котором музыкальные и танцевальные номера перемежаются с диалогами.

Мюзикл (иногда называемый также музыкальной пьесой или музыкальной комедией ) – сценическое произведение, в котором наряду с музыкой используются пластика, хореография и постановочные эффекты.

Сравнение

Хотя в жанрах оперетты и мюзикла очень много общего, большинство исследователей склоняются к тому, чтобы отделять их друг от друга. Начнем с того, что оперетта европейского происхождения – она зародилась во Франции, в Париже. Мюзикл – дитя американской культуры. При этом мюзикл – близкородственный оперетте жанр, перенявший многие ее черты.

Оперетта ближе к классической музыкальной форме, в ней развитие действия, сюжета и характеров решается посредством музыки. По сути, роль музыки в оперетте не меньшая, чем в опере, просто выражается она облегченными средствами, за счет чего этот жанр носит легкий, комический характер. Поэтому требования в первую очередь к вокалу певцов в оперетте весьма высоки. Сцены диалогов здесь выступают только как связующие звенья между главенствующими элементами – музыкальными номерами.

В мюзикле же музыка не ставится во главу угла, при этом танцевальные номера, в отличие от оперетты, тесно связаны с основным действом. Вокал здесь используется менее интенсивно, поскольку очень важны и пластика актеров, и сам литературный материал, являющийся основой произведения. В идеале актер мюзикла должен быть универсалом, умеющим синтезировать в одном образе речь, пение, мимику, пластику и танец. Считается, что если из хорошего мюзикла убрать всю музыку, то он должен превратиться в полноценную пьесу, пригодную для драматического театра. Сюжет мюзикла более сложен и разнообразен, чем сюжет оперетты. Оперетта пышет весельем, здесь присутствуют юмористические эпизоды, улыбки и смех. Мюзикл может быть и трагическим, и трагикомическим, и драматическим, и фарсовым. Здесь могут в сатирическом ключе обсуждаться социальные проблемы. В мюзикле герой может погибнуть, в то время как в оперетте такой поворот исключен.

Выводы сайт

  1. Родоначальник оперетты – Париж, жанр мюзикла сформировался в США.
  2. Оперетта продолжает традиции академической музыки. Диалоги в ней выступают лишь связующими звеньями между основными элементами – музыкальными номерами. В мюзикле же главное место отводится литературному материалу, то есть самой пьесе, вокал здесь применяется менее интенсивно.
  3. В оперетте исполняются классические музыкальные произведения, в мюзикле активно используются джаз, рок, эстрадные жанры.
  4. В мюзикле танцевальные номера являются значимой частью основного действа, пластика и хореография становятся здесь важными выразительными средствами. Балетные сцены в оперетте обычно никак не связаны с сюжетом и прерывают его развитие.
  5. Оперетта – легкий, комический жанр, в мюзикле могут присутствовать трагические, сатирические, фарсовые элементы. Сюжет мюзикла более разнообразен и сложен, чем сюжет оперетты.
  6. Мюзикл в большей степени имеет коммерческую подоплеку, это зрелищное мероприятие.

Одним из самых распространённых вопросов является вопрос о различиях между оперой и другими музыкально-драматическими жанрами - опереттой, водевилем, мюзиклом, так называемой рок оперой. Конечно, хотелось бы, чтобы ответ тут дал какой-нибудь авторитетный музыковед. Но пока их дождёшься этих музыковедов... Попробую рискнуть здоровьем и в несколько абзацев сформулировать эти отличия.

Опера

Самое главное отличие оперы от других вокально-драматических жанров в том, что опера требует в обязательном порядке высокого стиля пения. Обязательным является не только сильный, здоровый, богатый голос, но и развитая техника и культура певца.

Подобные высокие требования к певцам на первый взгляд создают впечатление, что создатели оперы - это такая кучка взебесившихся эстетов-аристократов с перекошенными от ненависти лицами по отношению к простой и незатейливой музыке, например, к бардовскому пению. Но, несмотря на некоторый снобизм, присущий оперному искусству, высокой стиль пения необходим в опере из драматургических соображений.

Основное драматическое содержание оперы - это человек, как личность, как индивидуальность. Чтобы действительно в музыке отразить всё, что составляет человека - трагическое и весёлое, великое и низкое - нужен соответствующий музыкальный инструмент, каковым и является развитое оперное пение.

Человекоцентричность оперы соответственно предполагает преобладание сольных певческих форм - ария, ариозо и т.д, а также различных форм певческих диалогов - дуэты, трио и т.д. Отсюда развитость в опере мелодического начала. А хоровое пение в опере не является основополагающим.

При этом обязательное требование высокого стиля пения не требует в обязательном порядке высоких драматических сюжетов. Наравне с высокими трагедиями про героев и богов среди оперных спектаклей много и развлекательных комедий о любовных приключениях каких-нибудь пастушек.

Оперетта

Оперетта (можно перевести как "гламурная опера") - это самостоятельный, а не производный от оперы жанр. В оперетте также принято следовать традициям классического академического пения, но при этом уровень требовательности к пению в оперетте ниже, чем в оперном пении.

Но снижение уровня певческих требований обусловлен не простоватостью и грубоватостью оперетты, как часто считают, а другими драматическими задачами, чем в опере. Опера - это отображение человека, а оперетта - музыкальное отображение общества, в первую очередь светского общества. Другими словами оперетта - это музыкальная зарисовка о нравах в той или иной общественной тусовке в то или иное время. И в оперетте академическое пение - это не столько выразительное средство, сколько отражение аристократичности, элегантности, жизнерадостности, высокого вкуса. То есть того, что ценится светом.

Светская жизнь - это всегда танцы, балы. И опереточная музыка всегда танцевальна, и даже в певческих номерах имеется очень большой танцевальный импульс. Поэтому символ оперетты - это в равной степени танцующая пара и поющий дуэт.

Соответственно артист оперетты - это не только певец, а, выражаясь спортивным языком, эдакий театральный многоборец, способный и арию спеть, и сплясать, и на скрыпице сыграть, и отыграть чистую драматическую сцену.

Мюзикл

Высокого ортодоксального стиля от певцов мюзикл не требует, хотя и не отрицает. Тем более в мюзиклах применяется много звуковой аппаратуры. И, например, рок-оперы это те же самые мюзиклы, только с гораздо большим использованием этой самой звуковой аппаратуры.

В драматическом отношении мюзиклы большими откровениями не являются. Драматургия в мюзиклах имеет вспомогательное значение. По сути мюзикл - это концерт хитовых музыкальных номеров, связанный не очень сложной драматургией в единое целое. То есть мюзикл - это более концертный, чем драматический жанр.

Вот если коротко о различиях в вокально-драматических жанрах. :)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то