Человеческое общество и природные сообщества. Человеческое общество и природные сообщества «Труд сделал из обезьяны человека»

Многие из нас неоднократно задавали себе вопрос - как же все-таки появилось человечество?

Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления древнейших обезьянолюдей свыше двух миллионов лет назад и заканчивая возникновением первых классовых обществ, ученые называют эпохой первобытного общества. Первобытнообщинный строй - самый длительный в истории человечества период - условно делится на две части.

Первая часть - время становления человека и общества.

Вторая часть начинается с момента возникновения людей современного вида. Большинство ученых склонны считать, что собственно история общества возникла именно на втором этапе, когда на смену первобытному стаду пришла родовая община.

Итак, первобытное общество в своем развитии прошло следующие стадии:

Каменный век:

Палеолит - до 10 тыс. лет до н.э. - люди занимались охотой и собирательством.

Мезолит - 10-5 тыс. лет до н.э. - стали использоваться лук и стрелы, люди приручили собак.

Неолит - 5-3 тыс. лет до н.э. - появление шлифованных и сверленных каменных, костяных и деревянных орудий труда, развивается земледелие, скотоводство, используется глиняная посуда, появляется ткачество и прядение.

Медный век - 3-2 тыс. лет до н.э. - появление медных орудий труда, городов, колесного транспорта, плуга.

Бронзовый век - 2-1 тыс. лет до н.э. - начало использования бронзы.

Железный век - 1 тыс. лет до н.э. - наступление металлургии железа.

Социальная организация рода и племени

Выжить в суровых климатических условиях первобытный человек мог только в общине. Основной формой социальной организации был род. Постепенно родовая община с развитием межродовых связей переросла в племя. Основной характеристикой рода был коллективизм. Люди совместно охотились, добывали себе пропитание, защищались от врагов, добыча также распределялась между всеми поровну. Разделение труда носило половозрастной характер: создавались группы мужчин, женщин, стариков и детей, каждая из которых имела свое поле деятельности.

На ранних стадиях развития рода главной социальной ячейкой был матриархат. В условиях полигамной семьи мать ребенка была известна всегда, а отец нет. Родословная велась по материнской линии. Это привело к тому, что женщина играла главную роль в жизни племени, пользовалась всеобщим уважением. Она решала жизненно важные вопросы в жизни племени и рода.

Постепенно складывалась моногамная семья, в которой постепенно возрастала роль мужчины. На смену матриархату пришел патриархат. Мужчины стали выполнять представительские функции, обеспечивая связь племени с внешней средой, а женщины поддерживали внутреннюю устойчивость, создавая и сохраняя внутренние кровнородственные связи.

Форма семьи сыграла большую роль и в установлении первых социальных норм. Первые нормы носили форму запретов - табу . Самый первый запрет относился к запрещению инцеста (кровосмешения). Обычаи постепенно запрещали браки внутри рода между ровными родственниками. На смену эндогамной семье пришла экзогамная семья. Этот принципиально новый характер половых отношений предписывает членам общины искать брачных партнеров не в своей, а в других родовых общинах.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители. Народное собрание выполняло судебные функции, вынося "приговоры" в делах об измене, трусости, кровосмешении. Решения народного собрания считались обязательными для всех членов рода. Позже властными полномочиями наделялись советы старейшин. При этом сами старейшины, как и вожди не обладали какими-либо привилегиями по отношению к другим членам племени и рода. Решающее значение при выборах вождя имели личные качества - физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, знание ритуальных обрядов, авторитет и др. Если вождь не справлялся со своими обязанностями, то члены племени делали вывод, что боги отвернулись от их вождя или на него наслали порчу. Если же вождь заболевал, то иногда мог быть уничтожен или изгнан из племени. В обязанности вождя входила связь с умершими предками племени, и в силу этой связи не имел права быть старым, немощным ни физически, ни духовно. Его сила - это сила всех предков, его магия - это магия предков. Вожди, по представлениям племени, не умирали. Они уходили в мир предков и приходили из него вновь, воспроизводя себя в одном из соплеменников. Со временем функции власти настолько усложнились, что одних только личных качеств для избрания лидером стало недостаточно. Вожди накапливали опыт управления и специальные познания, которые передавали по наследству. Так постепенно власть сосредотачивалась в руках одной семьи, отделялась от остальных членов племени. С появлением внутри племени социальных групп, различных по своему экономическому и правовому статусу, происходит разложение родового строя, начинают складываться примитивные формы государственности. Именно с появлением государства ученые связывают переход человечества от стадии варварства и дикости к цивилизованному состоянию.

Тема 2. У истоков рода человеческого

Тип урока

урок-путешествие

Цель урока

сформировать системное представления класса об особенностях первобытного общества, дать ответ на вопрос: "С чего началась история человека?"

Задачи урока

    очертить исторические рамки Древнего мира

    дать понятие о термине "исторические источники" и об основных их видах

    развить воображение учеников

    научить класс черпать информацию из видеоматериалов

    научиться правильно исчислять историческое время

План урока

    Приветствие и мотивация

    Изучение нового материала

    Закрепление выученного материала

    Домашнее задание

    Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ожидаемые результаты

После этого урока ученики смогут:

Называть хронологические рамки истории Древнего мира, основные виды исторических источников;

Правильно применять отсчет времени до н.э. и н.э.;

Объяснять понятия: «древний мир», «исторический источник», «цивилизация»;

Приводить примеры исторических источников, цивилизаций;

Высказывать суждения относительно значения древней истории в истории человечества.

Оборудование

  • иллюстрации к теме

    видеопроектор

    презентация на тему "Исторические источники"

Ход урока

Приветствие и мотивация

Прием 1. Приветствие и объявление темы.

Также учитель с помощью проектора демонстрирует презентацию на тему "Исторические источники", дает пояснения и отвечает на вопросы. Презентация должна раскрывать роль исторических источников в формировании исторической науки и развитии цивилизации.

Прием 2. Проверка отсутствующих.

Изучение нового материала

Лишь недавно отступили на север ледники. После них остались нагромождение валунов, "потрепанные", раздолбанные стихией, скалы. У подножия одной из скал, окруженной густыми зарослями - вход в пещеру. Это дом колена охотников, рыболовов, собирателей природных даров: ягод, плодов, съедобных корешков. Такие места современные ученые называют "стоянками" первобытного человека.

Пещера - глубокая и темная. Ее каменные стены и потолок отражают мерцающие отблески костра. С уважением и мистическим поклонением поддерживают пещерные жители огонь. Он дарит тепло, отпугивает хищников и помогает готовить непритязательную пищу. Вокруг - вещи ежедневного потребления. Среди них мы не увидим ни одного металлического предмета. Первобытный человек еще не научился добывать и обрабатывать металлы. Все чем она обладает сделано из того, что дарит ей мать Природа. Одежда и постель - это шкуры убитых на охоте зверей. Рыболовные орудия - кости, рог, жилы животных, высушенные и свиты побеги растений. Из коры и, вылепленной руками, глины сделан посуду. И множество изделий из камня...

Мы с вами оказались в самом длинном в истории человечества периоде. Этот период называется "Каменной эпохой".

Камень! Первый материал, который начала обрабатывать пещерный человек. Расколот и заостренный он превратился в зубила, ножи и резцы. Прилажены жезлу камень стал инструментом: топором или молотом, грозным оружием-копьем. Камень - помощник в работе, охранник на охоте и в путешествиях, но неужели только для практического употребления использовала первобытный человек камень?

Попробуем в своем воображении внимательнее рассмотреть место остановки пещерного жителя, человека каменного века. Вот, в углу пещеры, высеченная из мягкого песчаника, фигурка женщины-хранительницы. Рядом вылеплена огромная глиняная глыба, одетая в кожу медведя. Какие чувства вызывают они в душе пещерного жителя? Чем они являются для него? Неужели просто замаскированным созданиям? А может это духи - повелители?... Тотемы?...

Глубокое уважение к Природе царит в пещере первобытного охотника... На ровной плоскости каменной стены - отпечатки рук нашего предка, обведенные красной охрой. На другой стороне стены - вырезанные и высеченные кремниевым резцом переплетение линий. Присматриваемся к ним внимательно и, о чудо! Узнаем контуры гигантского мохнатого мамонта, женщин, зверей. Еще одна каменная стена - стремительные олени и косули. А в глубине пещеры - фигура охотника и могучего бизона. Фантастические глыбы, валуны, обломки скал заставляют нас удивляться, восхищаться увиденным.

Свидетелями чего мы стали? Наш далекий предок пытается в камне и на камне выразить свои чувства, передать свои впечатления. В каменных фигурках, в изображениях на скале мы видим не просто объемные формы или высечены линии. Это художественные образы, отражение внутреннего духовного мира первобытного человека.

Будто каменные письма из прошлого, они высечены нашими предками языке рисунке, высеченные пластической, объемной языке в камне, на кости, роговые, зашифрованные магической языке в ритуальных предметах - чуринги. Эти письма являются частью гигантской каменной книги. Первобытные люди не знали письменности, но стремились рассказать нам о своих переживаниях, мечты и верования.

Прикоснитесь к этим, запечатленных и закодированных в камне, писем своим воображением. И вы окажетесь у истоков древнего искусства.

Листайте письма каменной книги, поднимайтесь по лестнице эпохи и узнавайте мир человека, его историю, ее творчество.

Лестница, по которой мы путешествуем в каменной эпохе, протянулись из глубины веков в наши дни. И каждая ступенька - это определенная эпоха, украшенная шедеврами искусства.

Терпеливо ступайте по этой лестнице. Останавливайтесь перед произведениями искусства, узнавайте и наслаждайтесь их искусством. Она прекрасна, вечное и бесконечное, как и само человечество. Ведь искусство пещерного человека - в наскальных рисунках и каменных фигурах из пещер Альтемиры, Ляско, где Гома. Оно вызывает у нас такое же волнение и восхищение, как живопись, как знаменитые скульптуры Микеланджело, Родена, Поль-Гогена, Леонардо и Пикассо.

В 1879 году крестьянин-охотник, раскапывая нору лиса в испанской провинции Сантандер, наткнулся на подземный ход и оказался в пещере. Однако не ему, а испанском археологу Марселену Саутуолы обязаны мы открытием настоящих сокровищ этого тайника. Именно Саутуола обнаружил там следы присутствия первобытного человека и нашел на стенах рисунки черной краской.

Но не ожидаемого и чудесное еще ждало его впереди. Однажды исследователь взял на раскопки свою маленькую дочку Марию. Ребенок легко прошла в глубь низкой пещеры, и оттуда донеслись ее обращенные к отцу слова, ставшие знаменитыми и облетели весь мир: "Торос, пинтадас Торос! (Быки, нарисованные быки!) Действительно, все низкое своды покрывали разноцветные изображения быков, полные динамичной, живой силы. Так в испанской Альтамире впервые открыто пещерный живопись людей эпохи палеолита.

Ничего подобного исследователи деятельности первобытного человека еще не встречали. Вымершие вЕвропе бизоны были изображены чрезвычайно искусно, со знанием натуры, в таком количестве, что становилось ясно: здесь работал в течение очень долгого времени целый отряд художников. Экономными, смелыми, уверенными штрихами в сочетании с большими пятнами краски была передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций.

Росписи Альтамиры были такими богатыми и красноречивыми, что известный исследователь палеолитического искусства Кюн назвал их Сикстинской капеллой Каменной суток.

Однако нашлось немало скептиков, которые утверждали, что блестящий в своей художественной совершенства пещерный живопись Альтамиры не мог принадлежать одетым в звериные шкуры и вооруженным каменными орудиями первоначальным охотникам. Кому только не приписывали авторство пещерных шедевров: вспоминали и греков, и римлян, и готов, подозревали в мистификации современных художников. И тщательное исследование росписей довело их истинную древность. Было установлено, что рисунки выполнены не современными красками, а минеральной натуральной охрой, выходы которой обнаружили в почвах самой пещеры. Кроме того, исследователи нашли в подземной убежище каменные палеолитические орудия, а вместе с ними кости вымерших пещерных медведей.

Летоисчисление

На нашей земле с незапамятных времен существовала система летоисчисления от «Сотворения мира», а эру от «Рождества Христова» введен в Украину после Указа Петра I - в 1699 г. Это по украинскому летоисчислению был 7208 Следовательно, разница между этими календарями составляет 5508.

Сложность вычислений исторических дат для Украины заключается еще и в том, что с 988 г. Новый год начинался 1 марта, а с 1492 г. - 1 сентября. Эти две системы существовали параллельно. Лишь в 1582 г. начали Новый год считать только с 1 сентября. Поэтому для перевода летописной даты на современный календарь надо:

1) по мартовского исчисления времени, т.е. до 1492 г. для событий, которые происходили с марта по январь, отнять число 5507, поскольку мартовское вычисления отставало от январского на 2 месяца;

3) когда речь идет о событиях с сентября по декабрь, вычитается 5509.

Приняв христианство, Украина взяла календарь из Византии. Он был принят Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. Поэтому он называется Юлианским. В нем год состоит из 365 дней и 6 часов. Это превосходит астрономический год на 11 минут и 14 секунд. Это расхождение увеличивается ежегодно. В 1582 г. папа Григорий XIII реформировал этот календарь и новый стиль получил название Григорианского. Украинский долго придерживались Юлианского календаря (старого стиля), хотя было несколько попыток введения нового стиля, но эти попытки не удались.

Юлий Цезарь

В России новый стиль был принят сразу после отделения церкви от государства: после 31 января (1918) наступило 14 февраля. У нас в Украине григорианское летоисчисление было введено Центральной Радой 1 марта 1918 для гражданского потребления, а в церковной жизни осталось старое летоисчисление. Сейчас разница в этих календарях составляет 13 дней.

Но при исчислении исторических дат следует учитывать, что в XIX в. эта разница составляла 12 дней, в XVIII в.- 11 дней, в XVII в.- 10 дней и т.д. Так, например, Переяславская Рада по летописи состоялась 8 января 1654 По современному календарю это 18 января. Тарас Шевченко родился 25 февраля 1814, следовательно, по новому стилю имеем (+12) - 9 марта.

Термины и понятия

Древний мир - термин, описывающий историю человечества с начала писаной истории до Средневековья. В историю Древнего мира входит период античности, охватывающий время, начиная с первых Олимпийских игр в Греции, то есть с 776 года до Христа, чему примерно отвечает также дата основания Рима - 753 год до Христа.

Первобытное общество - длительный период в истории человечества: от возникновения человека разумного (около 2,5-2,8 млн. лет назад) и до возникновения цивилизации и государственности.

Исторический источник - это определенное качество артефактов прошлого (древностей). Поэтому содержание этого понятия полностью зависит от комплекса представлений эпохи об остатках прошлого.

Исторический источник - это определенное качество артефактов прошлого. Цивилизация - человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность.

Закрепление выученного материала

1. Что такое исторические источники?

2. Какие виды исторических источников бывают?

3. Приведите примеры ИИ, которые вы видели воочию в музеях и т.п.

4. Что такое цивилизация?

5. Что такое древний мир?

6. Поясните термин "первобытное общество"? Как можно назвать современное общество?

7. Что такое древний мир? Равнозначно ли это понятие понятию "первобытное общество"?

Домашнее задание

    Изучить материал с помощью учебника

    Нарисовать иллюстрацию к теме

    Запишите в тетрадь основные черты первобытного общества.

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Учитель инициирует дискуссию на тему "Роль первобытного общества в формировании цивилизации"

Материал для использования учителем

1. http://www.slideshare.net/guest7e683c/1-2-1-presentation

2. Дж. Леббок Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. - 2011

3. Г. Шурц История первобытной культуры. Том 2. Материальная и духовная культура. - 2010

Использованные источники

    Повторительно-обобщающий урок

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор? Какие мифы, объясняющие происхождение мира и человека, вы знаете?

Основные теории происхождения человека делятся на креационистские (человек был создан благодаря действиям высших сил) и эволюционные (человек произошёл от других форм жизни в результате эволюции).

В каждой религии существует свой креационистский миф. Например, в Библии написано, что мужчину Господь создал из глины и вдохнул в него дух, а женщину создал из ребра мужчины. Древнегреческий поэт Гесиод писал о 5 поколениях людей, которые боги последовательно создавали и уничтожали. Это поколения людей золотых, серебряных, медных и поколение героев. Согласно Гесиоду нынешнее поколение – железное.

Эволюционная теория возникла в XIX веке. Наибольший вклад в теорию эволюции видов живых существ внёс Ч. Дарвин, он же впервые обосновал происхождение и человека от других животных (от приматов).

2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?

Из мира природы первых предков человека стал выделять интеллект и использование специально изготовленных орудий труда. Но со временем главным фактором стало самосознание: человек мыслит себя отдельно от природы и свою личность отдельно от всего остального мира, это определяет всё его поведение, и именно это выделяет его среди всех остальных живых существ.

Существуют разные теории относительно того, что послужило толчком для начало бурной эволюции группы приматов, которая привела к появлению человека. По наиболее распространённой в результате климатических изменений среда обитания этой группы стала абсолютно другой в краткий промежуток времени: на месте лесов образовались саванны. Приматам пришлось приспосабливаться к новым условиям настолько быстро, что у эволюции не было времени сделать их сильнее, быстрее и т. д. Вместо этого они стали выживать за счёт своего ума и использования передних уже свободных от ходьбы конечностей. При этом в эволюции человека большую роль сыграли как межвидовая, так и внутривидовая борьба. В конкуренции с другими видами за еду и борьбе с хищниками вырабатывался интеллект и навыки изготовления орудий, потому больше человек ничего не мог противопоставить агрессивной внешней среде. Однако помогала этому и внутривидовая конкуренция. Видимо, партнёров для создания семей предки человека избирали не по силе или красоте, а по способности добыть больше еды для потомства, что снова требовало интеллекта и умения изготовлять орудия.

3. Назовите направления эволюции человеческого рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?

Эволюция большинства видов животных направлена на то, чтобы изменить тело животного в соответствии с условиями окружающей среды. Человек вместо этого эволюционировал так, чтобы создать средства приспособления к окружающей среде (орудия труда) собственными руками, а со временем и изменить окружающую среду в соответствии со своими потребностями. Например, эволюция изменяет зубы животных, чтобы они могли питаться новой пищей, человек вместо этого научился использовать огонь и смог обрабатывать пищу так, чтобы она стала подходить под его зубы. Таким образом, накопление знаний имело решающую роль в выживании человека как биологического вида, потому что только знания помогли изготовлять всё более сложные орудия труда, использовать огонь и другие приспособления и в итоге достичь современного уровня развития.

4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предшественников людей.

Первые орудия труда найдены в Восточной Африке, Северной и Южной Азии. Непосредственным предшественником человека современного типа сегодня считают так называемого человека умелого (Homo habilis).

5. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?

Расселение человека по планете начинается после отступления ледника. В Америке люди появились ок. 25 тыс. лет назад, а Австралии – ок. 20.

6. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

Наскальная живопись появилась уже у неандертальцев (жили в Европе уже 400-250 тыс. лет назад). Тогда же, видимо, возникли и религиозные представления (найдены захоронения, сделанные явно с использованием какого-то ритуала). Наскальная живопись, видимо, тоже была частью каких-то ритуалов. Например, некоторые из таких рисунков имеют связь с астрономическими явлениями. У человека современного типа наскальная живопись известна с эпохи мезолита (которая длилась с XX по IX-VIII т. до н.э.).

ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА


У истоков рода человеческого


История человечества в целом характеризуется нара­стающей динамикой перемен, происходящих как в раз­личных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций ев­ропейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действитель­но выступает источником ресурсов для развития цивили­зации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам являет­ся ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5-3 млн. лет. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, орангу­танги) способны в определенных ситуациях использовать гото­вые предметы (палку, камень). Однако они не могут изготовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кре­мень). Для этого необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абст­рактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных зако­нов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в ста­да (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от бо­лее сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был ограничен возможностями прокормиться на оп­ределенной территории (у первобытных людей размер стада состав­лял 20-40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшествен­ников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмо­ции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформи­ровалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структу­ры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к ком­муникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, ос­тавить потомство.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстракт­ного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволю­ции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дру­гой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Способность к обучению демонстрируют многие животные. Одна­ко приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапли­вались знания, которые благодаря развитию речи передавались от по­коления к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаи­модействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выжива­ние по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копь­ями, действующие сообща, первобытные охотники могли справить­ся с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относи­тельную независимость от климата и капризов погоды.

Человеческое общество и природные сообщества ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАЗУМА В этой борьбе побеждали те, кто мог более успешно обеспечить свое существование в условиях природной среды. Самое древнее орудие труда из камня – 2, 5 – 3 млн. лет в Восточной Африке. Изготовлять орудия могут только существа с зачатками разума. Животные могут только использовать их. Разум можно объяснить: действием природных законов эволюционного развития; межвидовой борьбой за существование.

Эволюция человека Формирование зачатков социального поведения Способность к обучению выделила человека, который передавал опыт из поколения в отличие от животных, которые не могли этого. Объединяясь в стада, первобытные люди могли защищать себя и детей. В межвидовой борьбе побеждали те, у кого были способности к коммуникации и согласованию действий. Оформление речи усложнило структуру мозга. Появилась способность к абстрактному мышлению. Каждая ступень эволюции человека связана с: развитием мозга и совершенствованием орудий труда.

Нижний палеолит Каменный век Средний палеолит до 45 – 40 тыс. лет назад Верхний палеолит Палеолит до 100 тыс. лет назад до 12 – 10 тыс. лет назад Мезолит Неолит Халколит до 8 тыс. лет назад до 5 тыс. лет назад (меднокаменный век) до вт. полов. 4 тыс. до н. э. Ранняя бронза Железный век Средняя бронза перв. полов. 2 тыс. до н. э. Поздняя бронза Бронзовый век 3 тыс. до н. э. вт. полов. 2 тыс. до н. э. С начала 1 тыс. до н. э. и до современности

Ледниковый период Миндел ь Рисс Вюрм Гюнц Архантропы и палеоантропы, в конце Рисса – появление кроманьонцев (Homo sapiens); расселение человека в Африке, Азии, Европе; появление рас. Неолитическая революция: переход к производящему хозяйству; зарождение древнейших цивилизаций Востока и Запада

Питекантроп Жил около 1, 5 млн. лет назад. Отличительными чертами были низкий лоб, развитые надбровные дуги, массивные выступающие вперед челюсти.

Суровое испытание послужило стимулом раскрытия скрытых возможностей развития человека. Люди научились обрабатывать камень, кость и шкуры животных, добывать огонь и многое другое. Появляется речь и зачатки религиозных представлений. На смену виду homo habilis приходит вид homo sapiens (человек разумный).

Основные расы людей Расовые признаки многообразны: пигментация кожи, разрез глаз, волосяной покров, рост, группы крови и т. д. НЕГРОИДНАЯ РАСА (пигментация кожи, курчавые волосы, слабый рост бороды и усов) ЕВРОПЕОИДНАЯ РАСА (мягкие волосы, выступающий нос) МОНГОЛОИДНАЯ РАСА (разрез глаз, скулы, прямые волосы) ОКЕАНИЧЕСКАЯ РАСА (сочетание негроидных и европеоидных черт) Основные расы неоднородны. На границах проживания основных рас сложились переходные расовые группы (мулаты).

Человек осваивает свою планету ЭПОХА МЕЗОЛИТА (с 20 по 9 – 8 тыс. до н. э. ледники отступают) Возникновение веры в приметы, фетишизм. Возникновение похоронных ритуалов и веры в высшие силы. Появление шаманов, жрецов. Численность населения – 10 млн. чел. Присваивающий тип хозяйства – охота, собирательство, рыбная ловля. Проникновение человека в Америку и Австралию. Наступление нового этапа в познании мира: наскальная живопись, обряды магии – АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Наибольшая загадка: сам человек с его развитием интеллекта.

К концу каменного века люди, прошедшие суровую проверку на выживание в течение нескольких десятков тысяч лет многому научились. Настоящего искусства добились люди в изготовлении орудий труда Они научились сверлить и шлифовать камень, создавать орудия миниатюрной точности.

Человек открыл свойство глины и научился создавать керамическую посуду. Он изобрел ткацкий станок и научился ткать полотно и шить одежду.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то