Буддийские ламы и Римпоче. Кто такие и чем занимаются

Расскажи вам все и покажи! Не тут-то было! Хотя… на подобный вопрос, в силах все ж таки ответить, поэтому не могу не промолчать и расскажу, выскажу свою точку зрения по данному вопросу, который, действительно, актуальный вопрос на многие времена и даже на века.

От нескольких людей сразу поступил одинаковый вопрос, его суть можно уместить в несколько предложений:

Дорогой друг, подскажите, кто такой настоящий Лама или Гуру , как индентифицировать (как понять качества) подлинного Учителя или Наставника и понять, что вот именно он — настоящий?

Отвечаю, на столь явны вопрос. Так сложилось, что гуру может быть любое живое существо, даже ваш кот или пес, любой домашний любимец, папа и мама, дедушка и бабушка может быть вашим гуру, т.е. учителем или ламой (не путать с одноименным животным). Тык вот… но совсем другое дело, когда дело касается духовного учителя. И тут немаловажным сначала будет понять и определить что для вас настоящее, а что подделка.

Основные критерии духовного учителя — гуру или ламы

Здесь три основных критерия гуру или ламы:

  • Знания
  • Качества

Начнем с первого.

Знания Гуру или Ламы

Знания Гуру или Ламы в полной мере должны соответствовать вашему духовному пути и духовным потребностям, так как без этого не возможен духовный рост и вообще развитие на духовном пути. Эти знания могут быть получены в результате изучения литературы вашим духовным учителем, практики и общения со своим духовным учителем (передачи духовного опыта в наставлениях и тантрийских передачах).

Опыт Гуру или Ламы

Опыт Гуру или Ламы — тут тоже не маловажный фактор для вас, как для будущего подходящего ученика, что у вашего предполагаемого учителя есть духовный опыт, постижения и реализации. Ведь все может сводится к заказным лекциям, печати книг, выступлениям с трибуны, а на деле, у него может и не быть духовного опыта, просто по причине занятости, нежелания, или духовной импотенции.

Опыт Наставника определяющий фактор в обучении и продвижении для ученика, так как это залог исправления ошибок на пути, которые обязательно возникнут и только с высоты опыта учителя, он может сказать, что верно, а что нет, что следует делать, а что и вовсе не следует.

Качества Гуру или Ламы

Качества вашего наставника порой лучше всего показывают вам его и, наоборот вас — ему. Соответственно именно знания и опыт определяют качества ума или поведения, постижения, которые вы сможете наблюдать, только в том случае, если будете находится рядом с человеком. Все качества наставника следует соотносить с тремя: линией преемственности, пожеланиями, дисциплиной.

Окончательный выбор Гуру или Ламы

Гуру или учителя вовсе не означает, что вы получите новоиспеченного Гуру в свои руки и пойдете с ним прямиком до просветления. Нет, на деле все тривиально. Чтобы учиться учитель должен еще увидеть в вас подходящего ученика. Недостаточно просто увидеть и сказать, что-то типа: «о, вот ты мой учитель будь им сейчас!» С такими выражениями в свой адрес я сталкивался, но согласно традиции, следует выдержать паузу и скушать твикс, короче выдержать паузу немаловажно.

Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить.

Буддизм считается самой миролюбивой религией в мире: ни одной мировой войны не было развязано под ее флагами, никогда сторонники буддизма не пытались насаждать религию насильно. И поистине воплощением духа буддизма является Далай-лама, нравственный ориентир для всех, кто придерживается этой религии.

Кто такой Далай-лама?

В переводе с монгольского «далай лама» означает «Великий учитель» или «Океан мудрости». Но этот перевод лишь частично описывает, кто же такой Далай-лама для буддистов. Сторонники этой религии верят, что Далай-ламы — это земное воплощение идеи сострадания, они приходят в мир, чтобы служить людям. Именно Далай-ламы становятся духовными, а до недавнего времени еще и светскими правителями и лидерами Тибета — китайской провинции, долгие десятилетия борющейся за свою независимость.

«Церемониальная роль? Это не для меня. Стать кем-то вроде королевы Великобритании? Я лично очень уважаю королеву, она замечательный человек. Но сама система? Если вы принимаете церемониальную должность, вы должны что-то делать! Иначе, вы будете просто куклой. Кто-то пишет заявление, а я должен его зачитать? Кажется, это называется марионетка». (Далай-лама XIV)

В поисках ламы

Далай-ламы не передают свой титул по наследству и не воспитываются с малых лет во дворцах. Они также не выбираются синклитом лам, хотя их немало в Тибете. Порядок определения очередного ламы заслуживает отдельного рассказа.

Известно, что буддисты верят в реинкарнацию — повторное земное воплощение. Поэтому после смерти одного Далай-ламы они начинают поиски следующего. Обычно ребенок, в котором возрождается дух Далай-ламы, рождается в Тибете, Монголии или Китае. Но между смертью одного ламы и рождением другого может пройти несколько месяцев или лет, поэтому процесс поисков нередко затягивается.

Что же делают для того, чтобы определить направление поисков? Для этого забальзамированное тело умершего Далай-ламы сажают на трон в определенной позе и ждут, когда голова его отклонится. Это и будет направление поисков. Затем ламы ищут другие знаки, например, ждут подсказок в водах священного озера. Есть в Тибете и специальный монах-пророк, который разгадывает различные знамения.
После обнаружения ребенка, который может служить воплощением Далай-ламы, ему необходимо пройти испытания. В частности, из предложенных вещей определить те, которые принадлежали прежнему Далай-ламе. Пройдя все эти ступени, даже самый обычный ребенок может стать духовным лидером Тибета.

Так произошло и с ныне здравствующим Далай-ламой XIV, который родился в 1935 году в семье простых крестьян. А в возрасте двух лет Лхамо Дхондруп был признан Великим Далай-ламой. Он покинул родительский дом, получил новое имя Тэнзин Гьяцо и в 1950 году был возведен на престол.

Духовный лидер

Достаточно долгое время Далай-лама, как было заведено испокон веков, совмещал духовную и светскую власть, являясь единоличным правителем Тибета. К сожалению, история распорядилась так, что Далай-лама XIV уже несколько десятков лет живет в изгнании. В 1950 году армия Китая, недовольного независимостью Тибета, захватила провинцию, где в 1959 году поднялось жестокое восстание против Китая. Стараясь погасить конфликт и по возможности избежать жертв, Далай-лама XIV и многие тысячи его сторонников нашли убежище в Индии, где сегодня существует так называемая «маленькая Лхаса» (название столицы Тибета). Он сложил с себя политическое руководство Тибетом, которое перешло к премьер-министру, и, насколько это известно, ведет с Китаем переговоры о предоставлении Тибету большей автономии.

«Тибетский вопрос — это не вопрос о личной судьбе Далай-ламы. Это вопрос о шести миллионах тибетцев и их культуре. Я один из них». (Далай-лама XIV)

Биография Далай-ламы

Конечно, Далай-ламу нельзя назвать «человеком, как все», хотя иногда кажется, что это так и есть. Тем не менее, чтобы стать духовным лидером и нравственным ориентиром для буддистов всего мира, он прошел очень долгий путь.

Который начался с обучения. Тэнзин Гьяцо изучал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину, буддийскую философию, поэзию, музыку и драматическое искусство, астрологию и словесность. В возрасте 24 лет Далай-лама сдавал экзамены на степень доктора богословия. Прекрасное образование не заставило его забыть о своих корнях, и он даже подшучивает над собой: «Я родился в глубинке, там не было школы, скорее всего, без образования я стал бы крестьянином. Хотя я всегда интересовался техникой, так что был шанс стать трактористом».

Он много ездит и выступает с лекциями. Он встречается с верующими и отвечает на их вопросы. При этом организаторы его встреч подчеркивают, что Далай-лама не обращает внимания на одежду собеседника и обязательно угостит его чаем. А также рекомендует взять с собой на лекцию головной убор — часто Далай-лама общается с людьми прямо на улице и заботится о том, чтобы всем было комфортно. Он также предлагает своим сторонникам отказаться от мяса, но не настаивает на этом. А если у него выдается день без поездок и большого количества встреч, то он начинает его в 4 утра с медитации, а заканчивает около 7 вечера молитвой. Те, кто близко сталкивались с Далай-ламой, отмечают, что он очень прост в общении и молод душой. И что у него прекрасное чувство юмора.

Цитаты Далай-ламы

«Есть тибетская поговорка: девять раз потерпел неудачу, приложи в девять раз больше усилий. Люди, которые сегодня переживают трудные времена, должны сохранять уверенность в своих силах и оптимизм. Это будет правильно».

«Будь добрым и сострадательным человеком. Это внутренняя красота, которая меняет мир к лучшему».

«Сострадательный ум подобен переполненному сосуду: это неисчерпаемый источник энергии, решимости и доброты».

Помните, тишина — иногда самый лучший ответ на вопросы.

Если проблему решить можно — не стоит о ней беспокоиться, Если проблему решить нельзя — беспокоиться бесполезно.

Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам.

Высокомерие никогда не оправданно. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений.

Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе.

Любовь в ее самом чистом и возвышенном виде — это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека. Это исходящее от сердца желание, не зависящее от того, как этот человек относится к нам. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии. Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы.

Я не отмечаю дни рождения. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день — день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное.

Каждый из нас несет ответственность за всё человечество. В этом заключается моя простая религия. Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Наш собственный мозг, наше сердце — вот наш храм; наша философия — доброта.

Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя самой трудной дорогой, потому что легких путей к счастью не бывает.

Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным, огорченным, лишенным надежд. Поищи их на другом краю самого себя, в глубине своего сердца.

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло — я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить ее впустую».

Дата публикации: 09.01.2015

Буддизм считается одной из древнейших религий мира. Она возникла предположительно в VI веке до нашей эры в Индии и с тех пор распространилась почти на всю Азию, но имеет последователей и в западном мире. В ней заложено религиозно - филисофское учение о духовном преображении, в котором жизнь видится "такой, какова она есть". В современном буддизме много течений и направлений.

Основное число буддистов живёт в странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии: Индии, Непале, Бутане, Лаосе, Вьетнаме, Камбодже, Мьянме, Таиланде, Японии, Корее, Монголии. Среди них около миллиона буддистских монахов.

В России также есть два традиционно буддистских региона - Калмыкия и Бурятия. А в США мода на буддизм дошла даже до Голливуда - многие известные актеры, такие, например, как Ричард Гир и Стивен Сигал, считают себя буддистами.

Далай-лама - монах из Тибета. Там в 15 веке буддизм принял форму ламаизма. Название этого направления происходит от слова "лама", означающего тибетского монаха (священника) и переводится буквально - "выше всех", подразумевая, естественно, духовную высоту.

В середине 16-го века в Тибете был установлен титул Далай-ламы, а в середине 17-го века - титул Панчен-ламы (второй по рангу лама). Вся власть сосредоточивалась в руках этих двух верховных руководителей.

В середине 16-го века Тибет, при поддержке монгольского князя, имевшего в те времена большое могущество, фактически становится самостоятельным государством. Далай Лама V становится полновластным правителем Тибета, объединяя в одном лице духовную и светскую власть. Именно этот лама стал основателем всемирно известного царского дворца и одновременно храмового комплекса Потала и по сей день являющегося основной достопримечательностью неофициальной (а наши дни) столицы Тибета города Лхасы.

Государство Тибет, несмотря на подверженность, казалось бы, самой миролюбивой религии, было очень закрытым и жестким. Попытки проникновения в него европейцев присекались - их просто убивали. В монастырях царили жестокие обычаи, когда, например, под краеугольный камень нового монастыря клали ламу-подростка. Предварительно его вводили в состояние летаргического сна и без его ведома заживо хоронили под каменной плитой.

В 16 веке оформилась теория перевоплощения высших лиц буддийской иерархии, по которой они, умирая, перевоплощаются в младенца. После смерти очередного верховного главы, находят ребенка, в которого вселилась личность умершего. Проводится процедура строгой проверки (ребёнок должен признать своими личные вещи умершего). После этого ребёнок провозглашается очередным Воплощением.

И это один из немногих примеров в современной истории человечества, когда глава государства не наследовал свой титул и не получал его в результате выбора господствующих элит или сообщества свободных граждан, а выбирался неким таинственным образом среди всего населения страны и часто происходил из бедной семьи.

В 1909 году в маленькую деревню Такцер на северо - востоке Тибета, находившуюся под контролем Китая, посетил Далай-лама XIII. Он сказал, что хотел бы вернуться туда вновь, так как ему понравилось место. В 1937 году, после его смерти, в эту деревню пришла группа лам, искавшая перерождение Далай-ламы XIII. Выбор пал на мальчика Лхамо Дхондруп, который родился 6 июля 1935 года в семье простых крестьян. Были проведены испытания и Лхамо Дхондруп был признан воплощенцем Далай-ламы XIII, став очередным, четырнадцатым и, на сегодня, последним, Далай-ламой. После длительных переговоров между правительством Тибета и местной администрацией в октябре 1939 года мальчик покинул родительский дом и направился в Лхасу.

Церемония возведения на престол Далай-ламы XIV, получившего новое имя Тэнзин Гьяцо, состоялась 22 февраля 1940 года. Святейшество Тэнзин Гьяцо обучался по традиционной системе в Потале и Нор-бу Линге, проживая в своих зимней и летней резиденциях. У него было два официальных наставника. В программу входили "5 больших" и "5 малых" наук. Дальше он прошёл сложную систему обучения, в возрасте 24 лет сдав экзамены на степень Доктора богословия в трёх крупных монастырских университетах. Завершающие экзамены Тэнзин Гьяцо блестяще сдал в присутствии двадцати тысяч учёных монахов и получил звание Доктора богословия.

После китайской революции середины 20-го века китайские власти начали активную политику в отношении Тибета. Китайское правительство настаивало на том, что Тибет является частью Китая и в 1950 году они ввели на Тибет свои войска и дали региону статус Тибетского автономного района Китая.

В марте 1959 года началось восстание против китайской оккупации в Лхасе. Произошли вооружённые столкновения между частями китайской армии и тибетским населением. Далай - Лама XIV всегда исходил из концепции ненасилия. Чтобы избежать кровопролития, он покинул Лхасу. Его самого и ещё 78 тысяч духовных последователей приняли в Индии.

Однако без кровопролития все равно не обошлось. Из-за активного сопротивления тибетцев, Китай действовал очень жестко - были уничтожены сотни тысяч монахов, с 1955 по 1970 год в Тибете были разрушены многие монастыри, была под запретом сама религия.

Это официально принятая история, получившая свое широкое распространение на Западе. Однако на этот вопрос есть и другая точка зрения. Вот что, например, пишет известный российский политический обозреватель Всеволод Овчинников, с 1953 по 1960 годы работавший спецкором газеты «Правда» в Китае:

«В 1955 году Тибет предстал моим глазам как заповедник Средневековья. Кроме пашен и пастбищ монастыри владели также земледельцами и скотоводами. Перенестись во время Марко Поло было интересно. Но больше, чем экзотика, поражала средневековая жестокость. Кроме религиозного фанатизма феодально-теократический режим держался и на поистине бесчеловечных методах подавления. Я был потрясен, увидев, как трех беглых рабов сковали за шею одним ярмом, вырубленным из цельного деревянного ствола.

Китайцы начали с тактики "добрыми делами обретать друзей". Направляя на места врачей, ветеринаров и агрономов, они действовали только с согласия владельцев крепостных. Растущие симпатии местных жителей, видимо, и побудили реакционные круги Тибета в 1959 году решиться на мятеж. Вооруженные выступления были подавлены. Далай-ламе и тысячам его сторонников пришлось бежать в Индию.

Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался. В заоблачной Шамбале было покончено с рабством. Земледельцев и скотоводов освободили от крепостной зависимости. Им безвозмездно передали пашни и пастбища, на полвека освободили от налогов.

Став свободными тружениками, тибетцы сумели утроить сборы зерна, поголовье скота. Средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 36 до 67 лет. Если во время моего первого приезда в Тибете насчитывалось около миллиона человек, то ныне его население приблизилось к трем миллионам. Китайцев в автономном районе - 90 тысяч (то есть всего 3 процента). Там, где полвека назад было 150 тысяч монахов, теперь насчитывается 150 тысяч школьников. В некогда поголовно неграмотном краю 86 процентов детей учатся в школе».

Так или иначе, Тибет стал проблемой в мировой политике на многие десятилетия, а его верховный правитель Дала-лама XIV покинул свою родину и живет в изгнании на севере Индии в городке Дарамсала, в скромной резиденции, откуда ведёт активную работу, выступая за взаимопонимание между народами и последователями разных религий. За эту деятельность в 1989 году ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Далай-лама XIV посетил множество стран и встречался с политическими деятелями, с духовенством разных религиозных конфессий, деятелями культуры, бизнесменами. Встречался с Римским Папой Павлом VI, несколько раз встретился с Римским Папой Иоанном Павлом II. Нынешний Римский Папа отказал ему во встрече, ссылаясь на отношения с Китаем. Правительство Китая очень нервно относится к встречам глав государств и различных религиозных конфессий с диссидентствующим Далай-ламой. По-сути, такая встреча неизбежно ведет к охлаждению отношений с Китаем в политической и экономической сферах. А так как Китай с годами приобретает все больший вес в мировой политике и экономике, ссориться с ним не много желающих и потому встречи с Далай-ламой на официальном уровне в мире редки и будут еще реже.

Так, несмотря на то, что Далай-лама является объектом почитания почти полутора миллионов российских буддистов, правительство России отказывает ему в визе с 2004 года. До этого времени он трижды посещал нашу страну, но, по мере того, как росла значимость российско-китайских отношений, значимость визитов Далай-ламы в Россию падала и была вовсе прекращена в 2004 году.

Далай-лама XIV издал 17 своих книг, в том числе труды по буддийской философии. Его книги и проповеди посвящены идее ненасилия и миру. В речи "Всеобщая ответственность и милосердие" (1973 г) он сказал:

«Сегодня мир стал теснее и ещё больше зависит от каждого. Национальные проблемы не могут быть решены полностью одной страной. Таким образом, если нет чувства личной ответственности за всех, существует угроза нашему выживанию. По существу, ответственность за всех - это умение чувствовать страдания других людей также, как вы чувствуете свои страдания. Следует понять, что нашими врагами тоже движет идея поисков счастья. Все живые существа хотят того же, чего хотели и мы».

Выбранный в 1995 году в качестве Панчен - ламы 6-летний мальчик был заключён в тюрьму в Китае, с тех пор о нём ничего неизвестно (такая же судьба постигла и его родителей).

И потому не ясно, будет ли выбрано Воплощение Далай-ламы XIV после его смерти, то есть сохранится ли традиция или уникальный опыт выбора и правления Тибетом Далай-ламами исчезнет навсегда.

В европейском мире многие считают Его Святейшество Далай-ламу XIV «главным буддистом всех времён и народов». В буддистском обществе положение человека определяется его духовными делами и заслугами. И потому, безусловно, буддизм будет жить и без Далай-ламы. В отличие от других религий, роль личности в нем не важна и потому буддисты не устраивают терактов за гонения на Далай-ламу, их чувства нельзя оскорбить внешними действиями. У каждого из них внутри - целая вселенная.


Последние советы раздела «Общество»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

Карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью

КТО ТАКОЙ ЛАМА?

В этом году многие не смогли приехать в Индию из-за экономической ситуации в мире, кто-то – из-за болезни. Я хочу воздать почести вашему мужеству, вашей смелости. Вы смелые люди, если смогли приехать сюда в это тяжелое время. И я считаю вас настоящими героями!
Скоро Новый год – время, когда матери вместе со своими детьми собираются за праздничным столом. Когда дети были маленькими, матери старались как можно лучше накормить своих детей в этот день. Проходят годы, дети взрослеют, и уже пожилые матери не знают, что приготовить для своих взрослых детей к этому дню. И детям нужно быть снисходительными в отношении их. У меня есть такое ощущение, что я тоже буду «готовить» для вас еду. Посмотрим, может она будет кислой, возможно острой. У нее будет определенный вкус и аромат. И вы сумеете ощутить вкус мною «приготовленной» еды.
Оглядываясь назад, я сравниваю, какими были Учителя прошлого. Когда мы размышляем о слове «лама», у каждого из нас возникает в уме собственное понимание этого слова. Порой мы не можем понять, кого мы подразумеваем под этим словом, и какой лама нам необходим. И это происходит, потому что у нас свое представление о том, какой должен быть лама.
Кто такой лама?
Один человек может подумать: «Лама, это такой-то человек». Когда он приходит к своему другу и рассказывает о своем понимании ламы, то друг с ним может не согласиться, так как у него свое представление о нём. Он говорит: «Ты не правильно представляешь, кто такой лама». У каждого будет своя интерпретация. Получается, что у нас нет точного понимания этого термина, и это становится источником многих проблем при выборе ламы.
Вот взять меня. Люди называют меня Кармапой, но иногда мне очень сложно понять, что они ждут от меня в действительности. Они приходят ко мне и говорят: «Пожалуйста, станьте моим коренным Учителем, моим коренным ламой». И я понимаю, что должен стать опорой для их веры, а они моими учениками. Но мне нужно понимать, могу ли я на самом деле реализовать все их чаяния и надежды. Это довольно сложная ситуация.
Происходит это, потому что у каждого из нас свое собственное представление о ламе.
Сегодня утром, перед подготовкой к этой сессии, я подумал о том, что имеет смысл отложить в сторону жестко фиксированное представление о ламе, и просто подумать о том, что такое лама.
Вспомните Будду. У него не было Учителя. У него не было даже надежных трактатов, на которых он мог полагаться. Когда мы произносим слово «лама», на санскрите оно звучит как «гуру». Это означает, человека, обладающего богатыми качествами. Он превосходит нас по своим качествам и поэтому может помочь развить в нас качества Будды.
В каждой колеснице буддизма, в каждом из учений Дхармы вы найдете целый список базовых характеристик о духовных друзьях или о ламах. Они в целом очень похожи, хотя составлены в разных колесницах. В любом случае, лама непременно должен пройти обучение в трех основных колесницах. Он должен иметь способность давать учения каждой колесницы. И должен обладать большими знаниями. Отличия заключаются только в том, что в каждой из этих колесниц могут быть свои собственные обеты.
Например, в Тхераваде будут обеты индивидуального освобождения. Если мы говорим о колеснице бодхисатв, то у него должны быть обеты бодхисатв. В колеснице тайной Ваджраяны должна быть самая. Учитель каждой колесницы должен знать учения Дхармы, принадлежащей данной колеснице и иметь соответствующие обеты, характерные для данной колесницы.

Три характеристики ламы соответствуют характеристикам Гампопы:
- лама должен иметь способность направлять своих учеников по пути, руководствуясь
своей мудростью;
- лама должен иметь великое сострадание и никогда не оставлять даже «безнадежных»
учеников;
- лама должен преодолеть привязанность к этой жизни.

Вот что говорит по поводу ламы первый Кармапы Дюсум Кхьенпа:
« Если лама во всем полагается на эту жизнь и когда ученик восхваляет его, то он в этом случае дает ему наставления, а если ученик не восхваляет ламу, то он не дает учений. Действия такого учителя являются не благими деяниями, это его омрачения.»
В принципе, нам нет необходимости изучать эти длинные списки характеристик лам, которые представлены в разных колесницах. Гораздо важнее выявить их основные характеристики. И Гампопа выделяет эти три характеристики ламы. Их вы должны помнить и неплохо будет, если запишите.
Итак:
- лама не должен быть привязан к этой жизни, и не должен во всем полагаться на эту жизнь;
-благодаря своей великой мудрости лама должен заботиться о своих учениках;
- в силу того, что у ламы великое сострадание, ламы не должны считать каких-то учеников безнадежными и оставлять их без своей заботы.

Сегодня утром обсуждая качества ламы, мы говорили о том, что у ламы должно быть больше достоинств, чем недостатков. Как мы можем узнать какими качествами и достоинствами должен обладать лама?
Об этом мы можем узнать прочитав буддийские трактаты, которые описаны в самом слове Будды. Опираясь на эти трактаты мы можем сделать соответствующие выводы обладает ли лама данными качествами.
Не стоит самим пытаться судить о качествах ламы. Посоветуйтесь по этому поводу с уважаемыми, авторитетными ламами. Лишь отдельные люди, исключительные личности способны правильно оценить эти качества. В любом случае нам необходимо пытаться исследовать действия и слова ламы.
Если мы видим, что все действия ламы продиктованы привязанностью - это одно. Может его влекут только мирские удовольствия или интересует только следующее рождение? Об этом мы можем делать вывод анализируя его поведение. Мы не способны увидеть образ мыслей ламы, не можем увидеть те процессы, которые происходят в его уме. Конечно, можно представить, что есть некий лама самозванец, который очень хорошо притворяется и создает впечатление, будто он помогает людям. Возможно, он способен обманывать людей на протяжении какого-то времени, но в любом случае ему не удастся это делать эффективно вечно и его тайные истинные мысли станут явью.
Обычно мы говорим, что учитель должен наставлять своих учеников опираясь на свою мудрость. Весь вопрос в том, насколько лама способен приблизить нас к пониманию Дхармы. Способен ли он сделать так, чтобы наши омрачения стали меньше, чем до встречи с ним? Если лама способен приблизить нас к чистому пониманию, то тогда это настоящий лама. Когда мы приходим на учения такого человека и чувствуем, что наш ум получает возможность более эффективно проникать в суть дхармического учения, тогда это настоящий лама у которого есть мудрость и сострадание. Это человек, который обладает всем набором необходимых характеристик ламы. Итак, мы можем судить является ли человек ламой по его поведению и мудрости. Мы должны почувствовать, что действительно природа данного ламы - сострадание и любовь.
Возможно, что при первой встречи с ламой мы увидим только самый грубый уровень качества его проявлений. Затем, анализируя, мы чувствуем, что эти качества нам доставляют радость. И это чувство радости заставляет нас думать, что может быть тех качеств, которыми обладает лама достаточно. Например, в Тибете, есть ламы которые едят мясо. Если лама ест мясо, то тогда ученики для того чтобы принести мясо в качестве подношения своему учителю, убивают животное. Само по себе это не хорошо. Но с другой стороны, если мы с вами не едим мясо, это не означает, что все люди без исключения не должны есть мясо. И поскольку все обстоит так, то вам нужно просто взглянуть на ламу и задать себе вопрос: «Его достоинства превышают его недостатки или нет? И способен ли он своими действиями помочь ученику?». Бывает так, что в ламе очень много недостатков, но на ученика эти недостатки ни как не отражаются и такой лама способен помочь своим ученикам в этой жизни и в следующих рождениях. Бывают также ламы, у которых кажется, что и нет особых качеств, но есть особая причина, почему мы должны становиться их последователями. Первый Джанконг Контрул получил очень много посвящений и наставлений от самых различных лам. Некоторые из них были старенькими ламами из далеких деревень, которые возможно знали всего по одной буквы от Дхармы.

1

Кажется довольно странным, что такой высокий лама как Джамгон Конгтрул уделял внимание таким старым деревенским ламам. Наверняка у него для этого была особая причина. Возможно, эти ламы обладали особыми и очень важными посвящениями и линиями прямой передачи, которые отсутствовали у других лам. Порой он получал посвящения и наставления от лам, которые не знали алфавит. Джанком Контрул сначала обучал их алфавиту, а потом уже получал от них посвящения. Получается, что хотя у таких лам и не было особых качеств, но с учетом необходимостей нужд и потребностей которые были у Джамгона Конгтрула обращался к этим ламам как к учителям.
Нам надо стараться искать ламу, чьи качества превосходят наши собственные. Но в особых случаях, при особых обстоятельствах мы можем следовать даже тем ламам, которые на первый взгляд не обладают достоинствами превосходящими наши. Итак, первая характеристика:
- мы должны кланяться ламе с уважением, оказывать ему уважение и не испытывать при этом гордыни. Под гордыней мы понимаем некое состояние ума, когда мы просто раздуты от значения собственной важности. Когда мы думаем, что обладаем качествами, которыми возможно и не обладаем. Причиной такого поведения является наше неведение. И мы не способны противостоять этому неведению. По этому нам и необходим учитель, который способен защитить нас от неведения.
Когда мы попадаем под влияния омрачений, мы утрачиваем всяческий контроль. И это происходит из одного рождения в следующее. Мы рождаемся с омрачениями. И вообще мы рождаемся только по тому, что у насесть эти омрачения. Мы хотим остаться в этой жизни, но это невозможно. Это происходит потому, что у нас есть карма. Даже если мы скажем: «Мне бы так хотелось остаться в этой жизни!» Наши слова ни чего не значат, потому что все решает наша карма. Нужно признаться честно, у нас нет ни какого контроля над этой жизнью. Когда мы стареем, утрачиваем красоту нашего тела, мы начинаем болеть. Разве мы можем это контролировать? Конечно нет. Все это результат кармы, которую мы накопили.
Когда мы подходим к смертному порогу, в этот момент мы можем пить какие угодно лекарства, едва ли мы можем остановить смерть, потому как это природа жизни. Она заключается в том, что эта жизнь исполнена страданий. Конечно, время от времени мы испытываем счастье и комфорт. Но что это за переживания счастья? Порой, когда мы испытываем эти чувства, в это мгновение надо задать себе вопрос: «Подлинное ли это счастье, подлинный ли это комфорт?» Если это счастье подлинное, то тогда чем больше мы испытываем его, тем больше ярко выражено оно должно становиться. Однако все ощущения счастья, как бы мы не ценили их, как бы мы за них не цеплялись, в конечном итоге завершаются страданиями. Нередко то, что мы называем счастьем, в действительности является лишь состоянием отсутствия грубых страданий.
Представьте себе, что вы находитесь в месте, где вам очень жарко. И вот вы переходите из этого жаркого места, туда, где дует прохладный ветерок. По началу вы чувствуете, что оказались, в каком то особом место, где вы способны пережить счастье. Но стоит вам остаться в этом месте подольше, и вы начинаете замерзать. Ваше счастье уходит. По этому то, что вы принимали за счастье, на самом деле оказывается временное отсутствие страдания, который причинял вам жар.
Когда мы говорим о простирании или поклоне, который мы совершаем перед ламой с уважением, то мы можем говорить о двух видах простирании. В каждой колеснице есть свое собственное объяснение того, какими качествами должен обладать лама или духовный друг.

2
Если мы берем за основу объяснение, которое дается в сутре, то там лама подобен Будде. Но если мы берем за основу описание Ваджраяны, то там лама и есть Будда. Итак, когда мы постепенно приучим свой ум видеть в ламе только достоинства, постепенно недостатки для нас перестанут существовать. И тогда нам совершенно не составит труда поклониться перед ламой, или совершить перед ним простирания, преисполнившись глубочайшего почтения.
Обычно в нашей жизни происходит так: мы встречаемся с человеком, на первом этапе анализируем его и потом делаем выводы – это хороший человек. И за тем мы больше не анализируем этого человека, мы уже сделали вывод. В этот момент мы как бы заблокировали в себе способность видеть недостатки этого человека. Для нас он уже значится под ярлыком «хороший человек» Мы видим только его положительные качества. Это некое упражнение, которое мы можем проделывать по отношению к разным людям, используя наш собственный ум. Потому что если мы говорим себе, что всё является таким и, ни каким иным, таким образом, мы блокируем свой ум. Мы уже не способны ни к какому развитию и ни способны видеть ни чего иного, кроме того, к чему себя приучили.
Итак, во многом мы находимся под контролем кармы, под контролем сансары. Для того, что бы вырваться из под такого контроля нам необходимы наставники. И необходимо помнить о том, что если мы постоянно придерживаемся высокого мнения о себе, то тогда подобного рода гордыня не позволит нам следовать наставлениям учителей. На самом деле, те качества, которыми мы обладаем, очень незначительны, так как мы находимся под влиянием омрачающих эмоций. Нам необходимо очистить сами корни наших омрачений, которые мы испытываем в настоящий момент. И именно по этому нам надо поклониться ламе без гордыни.
Когда нам говорят о том, что мы должны видеть в ламе Будду, мы начинаем задумываться над тем, удастся ли на самом деле его увидеть в ламе. Что бы это произошло, мы должны четко понять, что подразумевается под словами «видеть Будду в ламе». В этом случае мы можем опираться на трактаты, буддийские тексты, применить логику. В текстах написано, что Будда сам говорил: «В будущем я приду как Ваджрахара, что бы помогать живым существам». Мы можем взять за основу эту фразу и подумаем, в облике каких людей мог прийти к нам Будда? И мы понимаем, что прийти на землю он может только в образе наших учителей.
Вторая причина заключается в том, что Будды и Бодхисатвы стремились к просветлению ради помощи живым существам. Для того, что бы увидеть деяния Будд и Бодхисатв, получить от них благо, необходимо самому обладать благими качествами. Необходимы семена и эти семена есть наша вера.
Что же такое эта вера? Под верой мы понимаем интерес к добродетели. Когда у человека есть интерес к добродетели, когда в нем есть вера, тогда он может на себе ощутить деяния Будд и Бодхисатв. Если же у него нет веры, какие бы он деяния не выполнял, то благо, которое совершает Будда, человек не сможет ощутить, потому что между ним и Буддой нет связи. Вот почему человеку так необходима вера в Будду и Бодхисатв. Без этой веры он не сможет от них получить благодать, помощь и благословение.
Для того чтобы увидеть дхармакаю Будды, необходимо сначала постичь пустоту, необходимо пройти уровни бодхисаттвы. Для того чтобы пройти эти уровни необходимо накопить огромное количество заслуг. Будда Шакьямуни уже ушел и у нас нет возможности с ним сегодня встретиться на прямую. Но мы способны почувствовать благословения Будд и Бодхисатв, обратившись к своему ламе который служит их представителем. Благодаря ламе мы можем получить наставления Будды, которые передавались им по непрерывной цепи преемственности от одного ламы к следующему. Таких лам называют ламами линии. Именно на них мы можем полагаться и именно благодаря ламам мы способны ощутить деяния и благословения Будд. Для того, чтобы это произошло, нам и необходима вера, потому что именно вера является ключом к благословению от Будд.
Представьте, что у вас есть сноп сена. Если вы положите траву на солнце, она сразу же не загорится. Но если вы возьмете увеличительное стекло, направите его на луч солнца, тогда это сено мгновенно вспыхнет. Подобным образом Будды и Бодхисатвы обладают немыслимым числом достоинств и различных качеств. Но чтобы увидеть эти качества, нам нужны неизмеримые заслуги. В настоящее время у нас нет таких заслуг и по тому нам просто необходимо положиться на ламу.
Третья причина, почему мы должны следовать ламе. Когда мы смотрим на ламу, то мы видим лишь внешние его проявления, но это совсем не то, что представляет лама на самом деле. Иногда внешние проявления обманчивы. Когда Наропа впервые встретился с Тилопой, то он увидел его всего лишь как рыбака. То же самок, когда Миларепа увидел Марпу, то он предстал перед ним в образе фермера. Таким образом, когда мы встречаемся с ламой, может показаться вовсе не тем человеком, который держит в руках колокольчик и ваджру. А с другой стороны, если человек и держит колокольчик и ваджру, то совсем не обязательно, что бы этот человек был ламой. Вне зависимости от того, каким нам может представиться лама, вполне возможно, то, каким мы его увидим, и какой он на самом деле, это могут быть совершенно разные вещи, все зависит от нашей кармы. Вполне возможно, что перед нами Будда, но мы не способны пока это увидеть.

Лама: В Викисловаре есть статья «лама» Содержание … Википедия

Буддизм в России … Википедия

Буддизм в России … Википедия

Буддизм в России … Википедия

Англ. Lama Gyurme Дата рождения 1948 год(1948) Место рождения … Википедия

Тхубтен Сопа Ринпоче (тиб. ཐུབ་བསྟན་བཟོད་པ་, Вайли thub bstan bzod pa; род. 1946, Тхами, Кхумбу, Непал), известный как Лама Сопа мастер тибетского буддиз … Википедия

Представлен сравнительно большим числом направлений. Это связано с разнородным составом иммигрантов в Бразилию. Здесь выделяется в первую очередь японская диаспора, поддерживающая ряд японских буддийских традиций. Позиции японских школ буддизма… … Википедия

Слово тибетское (в дословном переводе небесная мать),термин для обозначения лица, принявшего на себя монашеские обетыбуддизма. Появление этого термина в Тибете относится приблизительно к XIили к началу XII в., в Китае же он вошел в употребление… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

БУДДИЗМ - вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является… … Православная энциклопедия

Книги

  • Открытие Алмазного пути. Тибетский буддизм встречается с Западом , Лама Оле Нидал. Молодые датчане Оле и Ханна Нидал отправились в свадебное путешествие в Непал. Там они встретились с Гьялвой Кармапой XVI, главой традиции Кагью тибетского буддизма, и стали его учениками.…
  • Глубина славянского ума. Буддизм в вопросах и ответах. Том 1 , Лама Оле Нидал. СодержаниеДля линии преемственности Карма Кагью важнейшей является именно устная передача - это есть поучения, услышанные непосредственно от учителя. Данная книга составлена из ответов Ламы…
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то