Богиня морана в славянской мифологии. Богиня Марена (Мара) - Ведизм - История - Каталог статей - Любовь безусловная

Славянская богиня Марена или Мара – олицетворение Зимы и Смерти, владычицы Ночи, ее боялись и просили о милости. Но не всех умерших забирала с собой эта хозяйка жизни, а только тех, кто был достоин вечности в мире Слави. Наши предки славили Марену дважды в течение года, соединяя с именами великих языческих божеств Купала и Даждьбога, и тому имелись причины.

Марена - мифология

Сказания о Марене возникли из древних арийских мифов, откуда она перешла в сказания германских, скандинавских и кельтских племен. Ее называют дочерью великих Сварога и Лады, сестрой Живы и Лели. По давним верованиям, Марена-богиня имеет несколько титулов:

  • владычица Зимы;
  • хозяйка ночи;
  • хранительница вечной жизни;
  • воплощение судьбы;
  • повелительница Смерти.

Ее имя походит от слова «мор», что связывали с гибелью, но бытует версия, что эта богиня не прерывала жизнь человека, а вводила его в мир вечности, указывала душе ее дальнейший путь: в свет Нави или Слави, в зависимости от того, что заслужил. Наши предки верили: неискренних и нечистых душой Марена - богиня славян отделяет от чистого мира и отправляет к таким людям стаю пороков и мороков, потому представляли эту владычицу в разных образах:

  • женщины высокого роста, в темных одеждах;
  • горбатой длинноволосой старухи;
  • прекрасной девушки в белых нарядах.

День богини Марены

Предки верили, что у Марены 2 владения:

  • ледовый дворец на северных землях;
  • за рекой Смородиной, которая разделяет мир Яви и Нави.

Потому у Мары имелось 2 праздника в году:

  1. Первый праздник Марены отмечали весной, 1 марта, и назывался он Навий День или Вьюницы. Навиями именовали души умерших, суть этого празднества – празднование воскрешения мертвых, почитание духов предков и Владычицы их мира Мары. Язычники хоронили своих покойников в курганах, совершали требы – приношения еды и питья, чтобы предкам богато жилось в другом мире.
  2. Второй праздник припадал на осень – 25 ноября, когда все жертвы приносились только Марене, которая вступала в свои права Владычицы Зимы. Чтобы защититься от нее, люди в этот день шли на болота и тушили в топи пылающие головешки. Этим как бы показывали грозной богине свою силу с помощью огня.

Символ Марены у славян

Самый известный символ Марены – соломенная кукла, которую окружали особыми обрядами в весенний праздник богини, когда провожали богиню Зимы в северные владения. Вокруг этой куклы водили хороводы, а потом проводили церемонию сожжения, уничтожая вместе с ней холода и морозы для своей земли. Пепел потом развеивали над полем, чтобы был богатый урожай и хороший год.

Исследователи называют еще 2 личных символа Марены:

  1. Поток замерзшей воды – «вода Мары», который олицетворяет застывшую силу, временно пребывающую в покое.
  2. Знак Зимы – 2 треугольника, называемый «Мара-Вий», наши предки считали его гибельным и опасным.

Велес и Марена

Имена языческих богов Велеса и Мары связывали только их владения. считался владыкой мира мертвых. Со временем его стали считать славяне еще и покровителем земледелия, поскольку предки, похороненные в земле, тоже были для наших предков подателями хорошего урожая. Марена у славян тоже почиталась, как богиня мира умерших, но принимала она только доблестных людей, а героев, погибших за род, награждала бессмертным поцелуем и провожала в Ирий.


Марена и Даждьбог

Даждьбога славяне почитали, как бога великой мудрости и благополучия, а Марена - богиня Зимы и Смерти именовалась в легендах его женой. В некоторых сказаниях ее называют супругой бога злой смерти Кащея. Сохранилось 2 версии:

  1. Мара вышла замуж за Даждьбога, но после свадьбы ее похитил Кащей.
  2. Свадьба состоялась, но молодая жена сбежала сразу после церемонии, потому что любила Кащея. А уступила Даждьбогу, боясь гнева Перуна.

Перед наступлением холодов язычники праздновали свадьбу Даждьбога и Мары особыми ритуалами. Из соломы делали кукол, с ними прыгали через костер молодые пары. Потом кукол с почетом несли домой, и хранили, как обереги от болезней и смерти. Возле огня накрывали столы, за которыми обязательно должны были помириться враждующие семьи, поскольку Марена и Даждьбог считались покровителями благости рода.

Марена и Купало

Ивана Купала славяне почитали, как бога земных плодов, это единственный языческий праздник, который сохранился и в наши дни. Молодежь устраивает пышные гуляния, девушки плетут венки, чтобы пустить по воде и узнать свою судьбу. В честь Купала украшают цветами ветки деревьев, а рядом ставят соломенное чучело Мары. Ночью его сжигают, чтобы с огнем ушли все холода и болезни, ведь славянская богиня Марена считалась олицетворением холодов и смерти.

Влюбленные пары обязательно прыгают через костер, чтобы очиститься в пламени. Сожжение Марены было особым ритуалом, который сопровождался особыми заговорами на счастливую будущую жизнь. В некоторых регионах сохранился ритуал утопления Мары, как олицетворения смерти и болезней, ведь вода тоже считалась живительной силой, смывающей многие грехи.

Существо не из нашего мира

«Божество смерти у древних славян было женского рода и носило разные имена. Самые употребляемые: Марена, Мара, Морена, Моровая Дева, Маара, Морена Кащеевна. Людям она представала в разных обличьях, то в виде страшной горбатой старухи с длинными черными волосами, то в образе очень красивой молодой девушки, опять же темноволосой. Одевалась в яркие красные или же белые одежды и непременно имела с собой клубок ниток. Клубок был непростым, и рукоделием Морена занималась вовсе не из любви к искусству. Каждая ниточка в пряже означала чью-то судьбу. Ниточки переплетались с другими, что означало повороты, изменения в жизни человека. Иногда нити рвались, или же их рвала сама Морена, и тогда ее подопечный умирал».

Мила Тарасевич, студентка-филолог третьего курса Ленинградского университета (образца 1964 года) отложила в сторону книгу и задумалась. Читать про Мару ей было неинтересно, она готовила курсовую по поэзии современных ленинградских поэтов, в частности про Иосифа Бродского, но ее научный руководитель писать про Бродского не посоветовал. Оказалось, что молодой поэт – тунеядец, и его собираются за это привлечь. Вот тут-то и возникла новая тема, про славянские давно всеми забытые мифические существа.

  • Жертвы в честь Марены

    Мила вздохнула и продолжила чтение.

    «Некоторые исследователи утверждают, что в честь богини смерти славяне изредка устраивали жертвоприношения. Сооружали из веток и соломы огромные чучела, похожие на фигуру девы, и пустые в середине, готовили .

    Обкладывали их хворостом, дровами, а внутрь заводили преступников, приговоренных к смерти. Иногда находились сумасшедшие добровольцы, решившие принести себя в жертву божеству из загробного мира, и сами шли на костер, залезая в эти муляжи.


    Марена, Мара, Морена

    Мара-Маруха

    — Неужели, вера была такой сильной, что заставляла нормальных людей заканчивать свою жизнь таким мучительным способом, — подумала Мила, — и пошла на кухню, заваривать чай. – Не было никакой Мары-Марухи, было невежество и дикость наших предков. И какой смысл изучать сегодня их варварские обычаи?

    В дверь позвонили. С утра Милка никого не ждала, родители были на работе, подружки — на учебе. Открыла. На пороге стояла молодая красивая и высокая девушка с черными распущенными волосами. Одета она была в красный брючный костюм, на ногах туфли под цвет ансамблю.

    — Вы Людмила Александровна Тарасевич, — спросила она, — сверившись с записью в блокноте.

    — Да, — Мила решила, что по ее душу пожаловала сотрудница деканата, и в памяти завертелись проступки, за которые мог последовать этот визит.

    — Не волнуйтесь, — произнесла девушка, — я не из деканата, я от вашего научного руководителя Семена Марковича. Он просил передать некоторые записи по теме вашей курсовой. А я тут рядом живу, вот и взялась занести.


    — Ой,- обрадовалась Мила, — проходите, чай будете, я только заварила?

    Та приветливо кивнула, улыбнулась и прошла на кухню.

    — Меня Людмила зовут, — прощебетала студентка, но все называют просто Милкой, а вас?

    — А я – Мария, но для друзей – Мара.

    — Ма-ра, — протянула Милка,- а я как раз про Мару курсовую пишу, Марену — .

    — Я знаю, — девушка показала на пакет, который держала в руках, и вынула оттуда картонную папку, озаглавленную «Богиня смерти — Мара», – это вам от Семена Марковича.

    — Ну конечно, — Мила понятливо кивнула, — вы с его кафедры, я что-то вас раньше не видела.

    — Недавно перевелась из Москвы, я аспирантка.

    За чаем они разговорились, и беседа получилась любопытной. Речь опять зашла о Марене, Морене, Моровой Деве.


    — А что вы про нее думаете, — спросила аспирантка Милу?

    — Да особо ничего, дали тему я и пишу.

    — Напрасно, возразила Маша, чрезвычайно интересная была девушка или старуха, уж кому как нравилось ее представлять.

    — Вот именно, представлять, — возразила Милка, — не было ее на самом деле.

    — Почему вы так решили, Людмила, — Мария взглянула не нее очень внимательно?

    — Как это почему? Сказки, легенды?

    — А вы слышали, о том, что наши мысли творят окружающую действительность?

    — Как это, — не поняла Мила?

    — Грубо говоря, все, о чем человек думает, становится явью.

    — Вы хотите сказать, что если я пишу и думаю о Морене, тем самым взываю ее к жизни?

    — Довольно упрощенно, но в целом правильно.

    Мила задумалась, а Мария стала собираться.

    – Извините, мне пора.

    Она взяла пакет, из которого неожиданно выкатился клубок разноцветных ниток.

    — Вяжете, — поинтересовалась Милка?

    — Пытаюсь, плохо пока получается. Рвутся постоянно, наверное, нитки плохие, вот смотрите.

    Она вытянула из клубка синюю тонкую ниточку и легко порвала ее на две части.

    У порога они распрощались и Мария вдруг, неожиданно обернувшись, произнесла: «Зря вы назвали ее Марухой, это нехорошее слово , Мара может обидеться, а она злопамятна»!

    Когда дверь за незнакомкой захлопнулась, Милка постояла некоторое время в растерянности: «И как она узнала, что я Мару Марухой обозвала?»

    Но думала недолго, надо было делать курсовую. Людмила присела за стол, развязала тесёмки папки Семена Марковича, открыла и начала читать.

    ВИДЕО: Боги славян: Мара — богиня смерти

    Боги смерти в культуре разных народов

    «Темный мир смерти всегда присутствовал в фольклоре всех народов. Среди мистических и божественных существ представители загробного царства занимали одно из главенствующих мест.


    Это и понятно. Могила всегда пугала и до сих пор пугает людей. Мы и про жизнь-то мало что знаем, а уж про смерть — тем более.

    Небытие приводило наших предков в ужас, что там за горизонтом? А там, возможно, творится страшное.

    Именно поэтому к царству мертвых древние относились с уважением, боялись и почитали существ так или иначе причастных к нему.

    И уж, конечно, уход из жизни воспринимался не как естественный акт, а как проявление божественной воли.

    Иногда в царстве мертвых главенствовало одно существо, а иногда эту должность делили сразу несколько, как в Древнем Египте. Там правили Анубис, Селкет, Меритсекерт и еще несколько других, помельче.

    В Древней Греции пригляд за усопшими осуществлялся Аидом и его любимой женой Персефоной (Прозерпиной) – повелительницей душ умерших.

    В индуизме мертвых стерегла богиня Кали, одна из ипостасей Великой богини матери-Деви.

    Смерть – женского пола?

    Среди богов темных, злых, заведующих царством, где обитают души умерших, присутствуют представители обоих полов.

    У немцев, например, смерть – мужского рода, жизнь – среднего.

    Но чаще всего . Почему так происходит – вопрос, но старуха с косой – символ понятный всем.


    Хотя этот образ не уникален.

    Иногда смерть является в виде прекрасной девушки, а умереть в её объятиях, куда как приятнее, чем в волосатых руках мужика с грязными ногтями.

    К тому же «костлявая», хотя и выполняет свои непосредственные обязанности, но уходящим может и посочувствовать.

    У богини смерти нет в планах истребить под корень все сущее вокруг себя. Она исполняет волю верховного божества и в назначенный час забирает души для другой жизни.

    Богиня Мара

    Могила всегда пугала и до сих пор пугает людей. Мы и про жизнь-то мало что знаем, а уж про смерть — тем более

    Славяне не стали исключением, и богиня смерти у них тоже была женщиной и носила красивое имя Мара или Марена.

    Хотя если вслушаться в звучание, то мы уловим родственное слово «Мор», синоним – эпидемия.

    Кстати «mara» на санскрите — «убивающая».

    Не удивительно, что славянская царица Мара управляла ещё и периодами воскрешения и умирания природы.

    Мара – невеста, сестра, жена, мать, дочка, внучка

        1. Генеалогия у богини смерти такая запутанная, что сам Сварог не разберет. Вот несколько версий ее семейных связей.
        2. Мара, подательница смерти, принадлежит к первому поколению славянских богов.
        3. Морена – дочь Черного Змея. Это чудовище охраняет Калинов мост, по которому можно перебраться из Яви в Навь.
        4. Моровая Дева — внучка Ящера, творца вселенского зла и владыки подземного мира.
        5. Маара – жена Кощея, он же по отцу её родной брат.
        6. От мужа-брата Кощея Морена родила дочерей: Снежану, Ледяницу, Замору, Немочу, Водяницу и ещё нескольких, которые были связаны с мором скота, умиранием, неурожаем, разрухой, голодом.
        7. Позже Мара Кащея обманула, сковала чародейскими цепями в казематах его дворца.
        8. Затем коварная Морена соблазнила Дажьбога и женила его на себе. . Бедная Мара так и не нашла семейного счастья и осталась одна со своей силой.
        9. Следующая версия: Мара не жена Кащея, а его дочь, которая заправляла в царстве мёртвых.
        10. Еще один распространенный вариант – Морена, Жива и Лада – три богини, которые родились из искр молота Сварога, которые он высек из священного камня Алатырь.

    Образ Марены

    Как и в случае с генеалогией образ Мары двоится, троится и десятерится.

    Никогда не угадаешь, какой из них носящий, а может, настоящие все, просто богиня меняла личины, в зависимости от настроения, времени года, времени суток и так далее.


        1. Мара, богиня смерти у славян – прекрасна, замечательна той красотой, которую можно назвать волшебной. У обычных земных девушек такой вы не найдете.
        2. Это — молодая девушка с очень белой кожей и длинными черными волосами, свободно падающими на хрупкие плечи. Такой образ был характерен для молодой богини в начале зимы.
        3. Одета богиня Марена в красные или ослепительно белые одежды и в таком виде часто появлялась среди зреющих хлебов.
        4. Удивительно красивой девушкой в славянских поверьях была и богиня Лада, но, по некоторым свидетельствам, Моровая Дева ничуть не уступала ей в красоте и привлекательности.
        5. Следующий образ прямо противоположен, нарисованным выше. Мара – прямое воплощение ночного кошмара: уродливая сгорбленная старуха очень высокого роста со спутанными длинными волосами.
        6. Иногда Мара появлялась в старой изношенной одежде с косой в руках.
        7. Перед простыми смертными она могла предстать и в образе скелета с белыми костями.
        8. И вновь Морена принимала вид красавицы в платье лазурного цвета, отороченного белыми кружевами.
        9. Считалось, что живет она в большом дворце из прозрачного льда.

    Божество смерти у древних славян

    В представлении древних славян Мара была выше понятий добра или зла, она выполняла ту работу, на которую ее обрек верховный Бог славян Сварог.

    Богиня смерти властвовала в царстве теней, именно там были ее владения, но иногда Мара посещала мир людей.

    Богиня Мара

    Мара, богиня смерти прекрасна той красотой, которую можно назвать волшебной. У обычных земных девушек такой красоты вы не найдете

    Являлась к человеку , во время, предначертанное судьбой, и забирала его в свое царство. Иногда приходила предупредить о грядущих события — приятных или же трагических, чтобы человек смог к ним подготовиться.

    Кроме ее ледяного дворца Мару можно было встретить в других довольно мрачных и темных местах: гротах, сырых пещерах.

    Существовали заклинания, вызывающие Мару, но специально искать встречи с богиней смерти было очень опасно. Попав в объятья темной девы, из них не всегда можно было вырваться. Мара не любила, чтобы ее запомнили в том или ином обличье.


    Еще несколько качеств характеризовали прекрасную богиню. Она была принципиальна и строга, никогда не прощала измены, оскорблений и людей, не сдержавших слово.

    Способности и сила Мары

    Мара – это волшебница, которая в состоянии изменить мир до неузнаваемости, правда, лишь на короткое время.

    К тому же ей был подвластен ход времени, как в глобальных масштабах, так и локально.

    Любимое занятие – рукоделие.

    В мифологии более известны римские богини судьбы — Парки (Клото, Лахесис, Атропос). Клото начинала прясть нить человеческой судьбы, Лахесис – пряла и распутывала, Атропос ее перерезала и человек умирал.

    «…Не слышен моря шум и звезды ярки,

    И ветер северный срывает пар из уст,

    И вечный мир, как этот берег пуст,

    И нити ткут невидимые Парки».

    Морена занималась этим в одиночку. И пряла, и распутывала, и обрезала. Древние славяне верили, что в ее пряже спрятаны нити судьбы, нити жизни и смерть всех людей на земле. Как нити окажутся вплетены в узор, так и сложится жизнь живого существа.

    Богиня Мара

    Перед простыми смертными она могла предстать и в образе скелета с обнаженными костями


    Легенды гласят, что Мара владела колдовством, магией и, благодаря этим способностям, в ее руках оказывались жизни не только людей, но и самих богов.

    Марена также дружила с всесильной женой Велеса Ягой. Она дарила Яге души людей, а та разрешала прекрасной брюнетке посещать Навий мир, куда по Сварожьим законам ход был закрыт и богам и людям.

    Через картины сновидений, которые Мара посылала людям, они получали предупреждение о скорой смерти.

    Признаком близкого конца у славян считалось — встреть своего двойника или с женщину с длинными черными волосами. Со стороны богини эти знаки были жестами доброй воли, которые позволяли завершить достойно земные дела и подготовиться к переходу в мир иной.

    Говорят также, что могущество Марены распространялось до такой степени, что она могла не только забрать жизнь, но воскресить человека и даровать ему жизнь вечную.

    Существовали у богини Мары и свои приспешницы, которые помогали ей, выполняли поручения. Смертные люди видели их в образе черноволосых красавиц.


    Атрибуты Мары

    Атрибутов Мары, с которыми славяне связывали ее существование – великое множество. Большинство из них олицетворяют смерть, что для этой богини естественно.

    Вот некоторые из них:

        • Черный лебедь;
        • Серп, с помощью которого она прекращала земное существование человека, перерезав им нить судьбы;
        • Черная луна;
        • Грифон;
        • И, конечно же, ворон, птица, связанная с миром мертвых, предвестник несчастий и беды.

    Атрибутами Мары выступали также – зима, холод, смерть, мрак, тлен, разрушение.


    Ее личный символ, так называемые, «Воды Мары» – застывший поток воды, заключающий в себе замороженную до поры до времени энергию, указывал еще и на то, что стихия воды этой богине также подвластна.

    Следующий знак-символ великой богини Мары – знак Зимы или Мара-Вий. Два треугольника соединенные вершинами символизировали беду, гибель всего живого. Крайне негативный знак.

    Амулет, оберег Мары — защитные свойства

    Оберегом красавицы богини выступал необычный крест, так называемый крест Мары. Символ, который защищал, помогал добиться гармонии в жизни и в мыслях.

    Амулет – это крест с равными сторонами и еще одним мини крестом на каждой вершине.

    Символика такая: 4 времени года 4 стороны света, 4 стихии. Перекос одного из символов мог привести к серьезным последствиям.

    Богиня из иного мира

    Физическим проявлением Мары, безусловно, является зима. Холодными безнадежными зимними ночами она безраздельно властвовала над природой, над всей русской землей и заполняла Навь новыми душами крестьян, погибшими от зимних стуж.

    Богиня Мара

    Через картины сновидений, которые Мара посылала людям, они получали предупреждения о скорой смерти

    И сказаниям она не была жестока безраздельно и беспричинно, напротив, вместе с правдой считалась также богиней справедливости.


    Мара — Богиня из иного мира

    Реальные действия и поступки Марены были непонятны и недоступны разуму людскому. Почему она действует так или иначе не знал никто. Ведь Морена много раз губила мир, но неоднократно его и спасала. Мара – богиня, существующая в ином пласте реальности, как бы в ином измерении, где такие понятия как «добро» и «зло» совсем неоднозначны.

    Особенности культа Мары

    Как поклонялись богине смерти

    В честь Марены на Руси было построено немало алтарей и храмов, но почести ей можно было воздавать везде. Изображения черноволосой девы вырезали из дерева, изготавливали из соломы. Выбирали место для ритуала, обкладывали его камнями. Самый крупный камень ставили перед изображением, это было что-то вроде алтаря.

    Когда обряд заканчивался, все атрибуты священнодействия убирали.

    Иногда при сильных морах и эпидемиях в жертву богине смерти приносили животных, иногда людей, но очень редко.

    Богиня Мара

    Зимними ночами она безраздельно властвовала над природой, над всей русской землей, и заполняла Навь новыми душами

    К тому же жертвы — были добровольцы, которые сознательно сгорали в гигантских куклах-муляжах из соломы.


    Месть Мары

    Студентка третьего курса филологического факультета Ленинградского университета Мила Тарасевич сдала реферат через три дня. На следующей неделе Семён Маркович похвалил студентку.

    — Это благодаря вашим материалам из той папки, которые Мария принесла, — с благодарностью сказала Людмила.

    — Папки? Какой папки, — удивился научный руководитель? — Но тут его отвлекли и разговор прервался.

    Людмила пожала плечами, сложила тетрадки в сумку и направилась к выходу.

    На следующий день Людмила Александровна Тарасевич умерла в своей постели от оторвавшегося тромба.

    На похороны собралось много близких, были однокурсники и представители университета.

    Чуть поодаль стояла ослепительно красивая молодая девушка, с черными распущенными волосами.

    Из сумки на боку у нее торчал клубок ниток с небрежно воткнутыми в него блестящими на солнце спицами.

    Богиня Мара

    Мара – богиня, существующая в ином пласте реальности в ином измерении, где такие понятия как «добро» и «зло» совсем неоднозначны

    Морена - богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее - смерти.
    Всё приходит в забвение, жизнь затухает, природа засыпает.
    Другие имена Мораны - Маара, Марена, Морена, Мора, Мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть.
    Однако к Природе не применимы расхожие понятия о Добре и Зле, о Жизни и Смерти.
    В Мироздании Жизнь и Смерть - единое целое. Если бы не Морана, Природа-Макошь не смогла бы отдыхать, постоянно плодоносила и рано или поздно стала бы бесплодной.

    Именно поэтому образ Мары видели как сочетание рождения, плодородия и смерти, необходимой для обновления и продолжения Жизни на Земле. Она дает возможность отдохнуть природному миру, очищает его, подобно хищнику, от слабых и больных.
    В природе смерти нет - зёрнышко умирает в качестве зёрнышка, дабы возродиться колосом, земля засыпает на зиму, дабы весной возродиться с новыми силами…

    Так и душа человека вечна, а плотская оболочка временна, она изнашивается, подобно одежде и требует смены.
    После смерти душа хорошего человека освобождается, и становиться Духом-Покровителем своего Рода, дабы потом воплотиться вновь. А плохого - исчезает, растворяется в пространстве.
    Именно с этими представлениями связан древнейший славянский похоронный обряд - сжигание умершего на специальном костре - Краде. Огонь священен, он позволяет душе сразу высвободиться из телесных оков и вместе с дымом взойти в Светлую Сваргу, Ирий, Славянский Рай к Предкам и Богам.
    Моране были благодарны также за свежесть, которую дарит мороз, снежки, узоры на окнах и всевозможные зимние забавы.
    Не забывали славяне и о том, как Морана «насылала стужу и морозила лютых врагов Руси, защищая свои владения и свой народ».
    22 марта (березозола, свистуна, сухыя по славянскому календарю) - в день весеннего равноденствия, когда весна набирает свою наивысшую мощь и силу, устраиваются весёлые игры и забавы, пекутся блины (символ солнца и наступающей весны) и сжигается чучело Мары. Этот ритуал символизирует завершение времени Мораны и ее проводы вместе с морозами, снегом и метелями. Это праздник издревле зовётся Комоедица или Масленица (от древнего «ком» - медведь, который просыпается по весне).

    Слово «мор» обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов и государств, «морить» - убивать.
    В этих словах сохраняется память о жестокой, неумолимой богине, которой неугодны никакие жертвы, кроме увядших цветов, сгнивших плодов, опавших листьев и угасших человеческих жизней.
    На Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы. Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купальг - иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека. На него надевают женскую сорочку, мониста и венки из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте.
    Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками.
    Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно (молодцы с девицами), держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета.
    На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, в надежде избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от других житейских неприятностей.
    Родственна Морене и Марцана - богиня смерти всех живых существ, кроме человека: это с ее помощью достается добыча охотникам, рыбакам и звероловам.

    Славянская мифология

    Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.
    Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
    Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
    Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.
    Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем...
    В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари - «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна...
    Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.
    Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары.

    По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет.
    Германцы уверены, что маруты - духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых.
    На санскрите слово «ahi» означает змей, змея.

    *****
    МЕРТВАЯ ГОРА

    В году 1200 по рождеству Христову случилось в селе Дивееве чудо превеликое и престрашное. Месяца сенозорника, сиречь июля, 26-го дня собирал на закате солнца отрок Ясень, крещеный Варфоломеем, целебные травы на Кудрявой горе.
    И вдруг видит: шествует мимо дуба, сожженного молнией, женщина в белом одеянье, кое шито золотом, и в короне золотой. В одной руке держала она цветы диковинные, бледные, яко из воска, а в другой - косу с серебряным набалдашником.
    И так страшно стало отроку Ясеню, что на малое время обмер он и разумения лишился, а когда пришел в себя, кинулся со всех ног в родное Дивеево, поведал отцу-матери об увиденном.

    Ты, Ясень, мастер известный страшные сказки плести, - сказал отец. - Знай ври, да не завирайся.

    Да не врет малец, слышите? Беда нагрянула. Нынче какой год?
    Високосный, вдобавок, говорят звездочтецы, веку-столетию конец. Вот и грядет к нам Морена злобная - всех выкосит в одночасье. Такое уже случалось, когда я сам пребывал в отрочестве.

    Ох, ох, Сварог всемилостивый и ты, Господь-Спаситель, за что наказуете?! - завыла мать.

    Ну-ка, снимите меня с печи! - скомандовал прадед, и когда посадили его на лавку, сказал: - Ты, внучек, коня буланого из конюшни выводи. Посадишь меня верхом, ноги к стременам привяжешь, дабы не упал, дашь мне лук боевой и колчан со стрелами. Ты, баба, беги по деревне, вели людям выскакивать из домов и на траву падать пластом, будто мертвецы, сраженные в одночасье молнией. А ты, Ясень, как завидишь опять Морену, начинай рыдать и укорять Перуна за убиение невинных людишек. Живо! Мешкать некогда!

    Через некоторое время, завидев Морену в конце села, залился отрок Ясень горькими слезами, принялся громко стенать и грозить небесам кулаком:

    Всегрозный Перун! За что людей невинных смертию лютой от стрел своих наказал? Зачем бесчинствуешь?!

    Посмотрела Морена в недоумении на поверженных людей, к отроку приблизилась, в глаза ему заглянула мертвыми своими очами - да и прошествовала к реке, а потом в осиннике за рекою сокрылась, верша свой путь неведомо куда.

    По просшествии еще некоторого времени начали люди подниматься с травы, благодаря Сварога, Сварожичей и Христа-Спасителя, что не попустили безвременной смерти всего селения. А мужики вместе с отроком Ясенем пошли к Кудрявой горе.

    И что же? У ее подножия, близ родника, узрели они чудо превеликое и престрашное. Покоились на траве два скелета: всадника и лошади. Ноги всадника были привязаны к стременам, а в руках он держал боевой лук, но в колчане не было ни единой стрелы.

    Долго молчали мужики, а отрок Ясень проливал слезы над прадедом Родомыслом, в крещении Антипом, и над конем буланым.

    На другой день тут же, на горе Кудрявой, предали кости земле, крест деревянный водрузив. Только с той поры гора эта, близ села Дивеева, зовется Мертвой.

    «СПИТЕ ЛИ, ЛЮДИ ДОБРЫЕ?»

    Морена либо летает бабочкой ночной и душит людей, пока они спят, либо бродит по земле. Нарядится в свои лучшие одежды, воздвигнет на голову венец, наберет букет цветов, что распускаются лишь на могильных холмах и зовутся, словно в насмешку, бессмертники, - и ходит по городам и селам, заглядывает украдкой в дома. Иной раз стукнет в окошко и спросит:

    Что делаете? Спите ли, люди добрые?

    Если ей отвечают:

    Спим! - Морена шепнет:

    Спите вечно! - а после этого кто-нибудь из живущих в этом доме заболеет, а то и умрет.

    А. РЕМИЗОВ. МАРА-МОРЕНА

    Идет по луговьям, по ниве Мара-Морена, кукует тихо и грустно, изнемает тоскою дорогу Шумят на шатучей осине листья без ветра. Клокочет кипуч-ключ горючий.

    Идет Мара-Морена, не топчет травы, не ломает цветов. С половины пути она оглянулась - загляделись печальные очи, - далеко звездой просветила... Взглянет Мара-Морена, просветит - скрасит весь свет и погубит. Все пойдет по ее.

    Все погибнет Мара-Морена - в одной руке серп, в другой зеленый венок. Она сердце иссушит, подкосит вековое, разорвет неразрывное, вздует ветры, засыплет сыпучим снегом теплое солнце, размахает теплые дубы.

    И затмится на радости день.

    И не уведает милый о милой, забудут: я ли тебя, ты ли меня...

    Идет Мара-Морена, замутила Смородину-речку, открывает кувшинки и дальше идет, восходит на горы - горы толкутся, и дальше долиной, по большому полю.

    И вздымала вослед ей непогожая туча с большим дождем, непроносная.

    Камнем шибается к звездам птица Моголь, и счастье-перо, кипя смолою, падает счастливому.

    Стой! Не приунять, не укротить бесповинного сердца, бьет через край.

    Там волк, зачуяв смерть свою, завыл.

    И смыкается небо с землею.


    Славянская мифология

    В далекой лесной избушке светлоокая Морена склонилась над очередной нитью Жизни, которую она собирается перерезать своим серпом. Дочь великой Лады и самого Сварога, покровительница женского начала, подземного мира и символ окончания телесной жизни.
    Марена Свароговна имеет много имен: Маара, Мор, Морена и Мара, всемогущая владычица Зимы, которая укрывает землю ледяным саваном, чтобы та могла отдохнуть и набраться сил. Относится к пантеону древнеславянских богов, считается родной сестрой Лели и Живы.

    Поклонялись Морене на территории Киевской Руси. Первоначально богиню почитали, как хранительницу домашнего очага, плодородия и Мать всего живого. Постепенно Мора трансформируется в злобную вестницу увядания, немощной старости и болезни. Символ богини – белый, словно саван или зимний снег, цвет, который в старину надевали во время скорби.

    Встречается упоминание о Маре в скандинавской мифологии, где она представлялась ночным демоном. Существо садилось на грудь спящему и вызывало кошмарные видения. Но Мара могла издеваться не только над людьми, но и над домашним скотом.

    У басков существует богиня Мари – покровительница природы и правосудия, которая влюбляет в себя мужчин либо ведет себя с ними, словно тиран.

    Одни источники предполагают, что владения покровительницы Жизни и Смерти находятся ледяных скалах, размещенных на далеком севере. Именно в холодных пещерах богиня прячется от людских глаз и находит желанное уединение. Другие легенды гласят, что живет Мора в зеркальном дворце, добраться до которого можно только через Калинов Мост. Он соединяет два берега бездонной реки Смородины, и надежно охраняется многоглавым змеем.

    Существовал у наших предков погребальный обряд, связанный с Мореной. Женщин, доживших до глубокой старости, которые являлись хозяйками всего рода, подобно богине, после смерти относили в специальную деревянную избушку на «куриной ноге», роль которой исполнял пень. Таким способом они переходили в распоряжение Моры, или Яги, и становились новыми ягишнями.

    Образ Морены можно встретить в сказке о Василисе Прекрасной, которая отправилась в избушку на куриных ножках в поисках огня. Дом Яги-Мары был окружен забором из человеческих костей и черепов, которые также являются символом богини. А домашнюю работу выполняли оторванные руки и ноги, которые Морена забирала у умерших людей, чтобы те служили своей хозяйке.

    В некоторых древних сказаниях Морена превращается в злобную девку Маринку, которая желает искусить богатыря Добрыню, заморочить славному молодцу голову и женить на себе. Славяне также считали, что Морена была женой самого Кощея Бессмертного, который так любил пакостить людям и насылать на них беды.

    Морена может увязаться хвостом за понравившимся ей человеком, поэтому наши предки ежегодно устраивали ритуальные прощания с зимой. Делали из соломы чучело, ростом с девушку или ребенка, наряжали его в красивые одежды, венок и бусы, и ставили под ритуальным деревом, в ветви которого вплетали ленты и цветы. Юноши брали девушек за руки, и прыгали через огромный костер, а после праздника сжигали чучело Мары или топили в реке, чтобы избавиться от болезней, жизненных неприятностей и смерти. Отголоски этих языческих ритуалов можно встретить в современных обрядах, приуроченных ко дню Ивана Купала. К сожалению, молодые люди воспринимают прыжки через огонь, как веселую забаву и не более.

    Встретить культ Морены можно у староверов, которые продолжают хранить языческие традиции. Мора – одна из главных в пантеоне славянских богов, которая остается проводником в мир вечной жизни. Некоторые историки предполагают, что образ Марены стал прототипом Девы Марии – матери Сына Божьего.


    Говорить о Морене, Богине Зимы начали мы с опаской. Непростой характер славянской Богини Зимы и Смерти, неоднозначна её история. Нынче многие вовсе страшатся говорить о смерти, видно, стараются от неё убежать. В старину же Богиня Морена у славян всегда была рядом с человеком, напоминала о неумолимом ходе времени. Да не будем вас пугать! Наоборот, поговорим о том, какое благо несет Богиня Морена в славянской мифологии. Быть может, станет эта статья и подспорьем в том, как рассказать детям о сложной теме смерти.


    Богиня Морена у славян предстает в облике пугающей красавицы

    Богиня Морена в славянской мифологии

    Чтобы понять, что значила Богиня Морена у славян, к быличкам северным обратимся. Морена, Богиня Зимы и Смерти, сестра Лёли и Живы - яркой весны да теплого лета. Не диво ли, что три сестры столь не схожи меж собой? Любят люди красавицу-Лёлю, с уважением относятся к дающей плодородие Живе. Только Богиню Морену у славян побаиваются, стараются реже о ней вспоминать.

    Когда-то были три сестры светлыми Богинями. Украл их посланник Хаоса Скипер-Зверь, заколдовал, превратил в чудовищ, обучил черной магии. Стали Лёля, Жива и Морена охранять жилище Скипер-Зверя, войсками его командовать. Не помнили себя сестры, пока не удалось Богам расколдовать трех сестер. Вернули Лёля, Жива и Морена свой облик. Да только сердцу Морены оказалась ближе тёмная магия, не захотела она становиться светлой Богиней. Так начинается история Морены, Богини Зимы и Смерти. Здесь подробно пересказывать её не будем, посоветуем для того прочесть книгу сказок .

    Дальше многое случилось. Почти в каждой истории, в каждой северной быличке упоминается Морена. Словно, все беды случаются по её велению. Богиня Морена у славян насылает сестер-лихоманок, духов болезней, покрывает землю снегом, замораживает посевы, а, бывает, поцелует Морена человека да заморозит его сердце.

    книги «Что знают Боги?» - тот случай, когда Морена радовалась, засыпая снегом отдалённую деревню:

    «Морена, Богиня Зимы и Смерти скучала. Из своего зимнего дворца она видела засыпанные снегом по самые крыши избы, только из некоторых труб тонкой струйкой вился слабый дымок. И снег искрился и переливался, отражая холодное сияние ночного светила, да звёзды посверкивали в холодной глубокой вышине. Всё замерло в ожидании рассвета. Но что он принесёт людям, которые с Карачуна находятся в снежном плену? В Коляду, разгребая снег от избы к избе, люди ещё смогли поприветствовать приход Вышнего Бога, принёсшего людям знания Вед. Но, уже наутро, снег начал опять падать, и так продолжалось много дней. После снегопада наступили жуткие холода. Небо вызвездило, деревья закутались в толстый слой инея, а воздух холодом так обжигал, что невозможно было его вдохнуть. Люди попрятались по домам, сохраняя крохи тепла, экономно расходуя топливо, запасённое с лета и сложенное в клетях. И снова на всю ночь начался снегопад: видно разверзлись небесные закрома, где снег хранился, да и высыпался весь запас разом. Некоторые избы ещё можно было найти по торчащей дымовой трубе, а другие - засыпало с верхом. Жутко и страшно было бы всем, кто мог увидеть эту сказочную красоту, которая обещала и голод, и холод. Но для Богини Зимы и Смерти приятней не было картины! Она, глядя из своего сверкающего ледяного замка на притихшую Явь, злорадно усмехалась:

    - Сладкого вечного сна! Не дождаться вам Ярилы, не придётся вам Лёлю, Богиню Весны, выкликать! Все вы к этому времени в Навь переселитесь! Только я, Морена, буду разгуливать по всей Яви, да застилать все пути-дороги ледяной позёмкой! »


    Морену, Богиню Зимы и Смерти, считают причиной болезней людей и скота

    Кажется, одни беды от Морены. Почему тогда Богиня Морена в славянской мифологии не побеждена раз и на всегда?

    Богиня Морена у славян напоминает о переменах в жизни

    Случайно ли Богиня Морена у славян оказалась сестрой Лёли, с которой она враждует всё время?

    Встречаются Морена и Лёля впервые на Громницу, праздник зимней стречи. На Велесов день старается Морена, Богиня Зимы, удержать свою власть, насылает на деревни страшную Коровью Смерть. В этот день свершится суд Макошь над Мореной, останется зиме властвовать совсем не долго. Первого марта празднуем день Морены, отдаем почести владычице зимы. А уж на Весеннее Равноденствие окончательно уйдет в Навь Морена, Богиня Зимы, придет ей на смену Лёля, принесет с собой яркую весну!

    Нынче, когда наши представления о добре и зле далеки от понимания Богини Морены в славянской мифологии, боятся люди Богини Зимы. В старину же ведали, что без зимы не будет и весны да теплого, урожайного лета. Да ещё сказывали так: хвали жизнь при смерти, а день вечером. Стало быть, помни, что в жизни всякое может приключиться, теплая весна ещё сменится зимой, да то не повод горевать, ведь и зима длится не вечно!


    Иногда Богиню Морену у славян изображают в черно-белом одеянии, показывая связь жизни и смерти

    Богиня Морена у славян всё ещё почитаема!

    Когда стали мы писать о Богине Морене у славян, удивились тому, как много изображают её нынче. Образ темной, пугающей Морены, Богини Зимы и Смерти, вдохновляет художников и фотографов. Видно, жива в нашей душе память о важности Морены.

    Вот, к примеру, часть сказки из книги «Магия славянских рез Рода» . Дело происходит на совете у Рода-Творца, когда Боги делят свои обязанности по отношению к людям. Вот и смотрите, как Морена - Богиня Зимы, взялась помогать Трояну - Богу Траволечения и Живе - Богине Лета в деле излечения:

    «Морена резко сказала Лёле:

    - Ты, сестрица, конечно, легка на ногу, прибежишь и бросишься помогать, обереги раздавать. А вот получится ли у тебя по-настоящему здоровье у человека оберечь да поправить, если до того дойдёт?

    Ты ли, Морена, которая прославилась злыми холодными шутками, о здоровье человеческом говоришь? - встрепенулся Троян.

    Троян, ты что ж только одним ухом слушаешь, неужто ещё не понял, что у монеты всегда две стороны? - покачала головой Жива. - Сестрица наша, Морена, такая же дочь Сварога и Лады, как мы с Лёлей. Гордая, своевольная, сильная волшебница, яркую жизнь любит, тянет её на приключения, иногда заносит на поворотах. Но, как Целитель, можешь ты признать, что и холод лечит?

    Да, но дочерей-то своих злобных она пускает по свету? Вот, к примеру, Знобуха и Трясуха сколько бед наделали! - не унимался Троян.

    Троян, у тебя самого-то дети есть? Доволен ты ими? Молчишь? Не всегда дети родительские надежды оправдывают. Но счастье, когда они есть, - печально вздохнула бездетная Жива.

    Жива, что ты меня защищаешь! На всякое чиханье не наздравствуешься. Дочери у меня взрослые, пусть сами и отвечают. А отозвать их у меня власти достанет, - Морена довольно резко оборвала сестру, даже притопнув ножкой в расшитом сапожке. - Я так поняла, что вы с Трояном чаянья о здоровье будете исполнять? Вы вместе и так уже по Яви бродите. Обращайтесь ко мне, если вдруг сами не справитесь. Хорошо того бить, кто плачет, а учить, кто слушается.

    Да, холодом ты, Морена, умеешь себя огородить от других! - захохотал рыжий Хорс. - Вам меня, Солнечного Бога, надо в товарищи взять, раз уж Морена с вами. Как раз так на так и выйдет, где слишком холодно, там солнышком надо греться, - и он весело подмигнул Морене.»

    В старину, рассказывая детям о смерти, которая всегда идет рядом с жизнью, делились с ними историями о Морене, Богине Зимы. А уж подрастали дети и сами видели то, что всем славянам было ясно: зима необходима природе для отдыха, для весеннего обновления, для возрождения жизни. Так же и смерть в старину была моментом перехода к новой жизни, необходимым для обновления души.

    Такой не простой вышел разговор о Богине Морене у славян. Кого-то натолкнет он на глубокие мысли, для кого-то останется ещё одной славянской сказкой. Мы же думаем, что даже страшную Морену стоит знать да относиться к ней с уважением, а

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то