Нравственный выбор маргариты. Творческие работы по литературе

План.
1. Добро и зло.
2. Зло, которое творит Воланд, и зло москвичей.
3. Понтий Пилат.

…так кто же ты, наконец?
- Я – часть той силы что
Вечно хочет зла и совершает благо
Добро и зло – это вечные и неразделимые понятия. Пока жив человек, они будут находиться в постоянной борьбе. Добро будет «открываться» человеку, освещая путь к истине, а зло будет искушать и манить сладостными грехами. Борьба эта особенно трагична потому, что она ведётся в душе одного человека.
Роман Булгакова посвящён борьбе добра и зла. После прочтения произведения «Мастер и Маргарита» эти понятия раскрылись для меня по-новому. Ранее я был убеждён, чтодобро превалирует над злом или, по крайней мере, должно превалировать. А то, что эти понятия не равноправны, и зло должно уступить, совершенно бесспорно.
Однако, в романе «Мастер и Маргарита» зло не подчиняется добру. Эти понятия равноправны. Особенно ярко это проявляется в том эпизоде, когда Левий Матвей приходит просить Волонда за Мастера и Маргариту: «Он (Иешуа) прочитал сочинение Мастера… и просит тебя, чтобы ты взял с собой Мастера и наградил его покоем». Иешуа просит Волонда об услуге, а не приказывает ему. Так одним словом Булгаков выражает отношение между добром и злом в своём романе.
Булгаков переворачивает привычные представления о добре и зле. Этим объясняется соотношение мира света и мира тьмы в романе. Иешуа, представляющий добро, на московскую часть земного мира не влияет. Трудно сказать, добро или зло правит в Ершалаиме. Но в Москве светлые силы добровольно передают власть тьме. Воланд, представляющий в романе силы зла, берёт на себя функции добра. Воланд и его свита показывают слишком вспыльчивого Прохора Петровича и других, чьи пороки, может, и не значительны, но многочислены.
Так как же расценивать зло, совершаемое москвичами, и проделки нечистой силы? Воланд и его помощники творят зло, но их цель – обнажать сущность явления, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина – это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность, лицемерие, легкомыслие и милосердие. Однако, наиболее значительным моментом в этом представлении, который перекрывает все пороки, было желание одного из сотни зрителей Варьете вернуть голову конферансье Бенгальскому, то есть проявление милосердия. Голова была тут же возвращена на место. На мой взгляд, этот эпизод красноречиво говорит: «Да, силы зла всесильны, но и вы можете творить важные дела, делать добро. Вам стоит только захотеть». Действительно, как сказал Иешуа, все люди добрые, только они вынуждены скрывать добро в себе: ситуация сложившаяся в мире лицемерия и стрха, не располагает к милосердию.
Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живёт по своим законам: он знает, что мир разделён на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: «… рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Более того, этот «бродяга» смеет полагать: «Мне пришли в голову кое-какие мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека».
У Иешуа своя жизненная философия: «… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». В невиновности Га-Ноцри Пилат убедился сразу. Тем более он смог снять головную боль, которая мучила прокуратора.
Прокуратор хотел даже спасти новоявленного «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины»: «Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки достоинства. Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идёт против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!» Иешуа казнён. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости смеялся и плакал во сне». Совесть мучает Пилата. Ему никогда не будет покоя – он понимает что прав Иешуа.
Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями руководили мелочные страхи.
Каждое поколение людей решает для себя нравственную проблему. Одни иногда «прозревают», заглядывают «внутрь себя». И всегда есть надежда на то, что человек сделает правильный нравственный выбор.

Главное условие нравственности – желание стать нравственным. Сенека.

Делом жизни писателя был роман «Мастер и Маргарита», принесший своему создателю мировую славу. «Мастер и Маргарита»- философская поэма в прозе о любви и долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением неправды и одурачивания людей в обществе, порывом к свету и добру, проще говоря, роман о тех вечных ценностях, которые дороги каждому нравственному человеку. Но что есть нравственность? На чём основана эта идея? Необходима ли нам совесть? Булгаков задаётся этими вопросами и показывает нам ответы на них в своём романе.
Нам известно, какое смысловое значение вкладывает человечество в слово «нравственность». Последнее есть не что иное, как внутренняя установка личности действовать согласно своей совести и свободе воли, но, хочется подчеркнуть явственней ту идею, что свобода воли, и, как следствие, свобода выбора есть основа нравственных или безнравственных дел. Только лишь наша готовность поступать «по совести» или «идти в разрез» с нею определяет наш духовно-нравственный уровень, эта мысль очень важна.
Произведение Булгакова уникально даже с позиции жанровой точки зрения – в состав «Мастера и Маргариты» входят два романа – роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера. Тем не менее, на протяжении чтения всей книги Булгакова красной нитью проходят рассуждения главных персонажей о добре и зле, честности и лицемерия, нравственном выборе, вере в Бога. Явный тому пример, спор поэта Бездомного и Воланда о бытии Божием:
-…ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на Земле?
- Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень понятный вопрос.
- Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, необходимо иметь точный план на некоторый срок. Как же может управлять человек, если он не может знать, что будет с ним на завтрашний день?»
Булгаков иллюстрирует пример проявления крепко вбитой идеологии советского атеизма в головы граждан России сталинской эпохи – отрицание возможности существования Бога, раздражённость упоминанием в разговоре о Нём, небрежность к данной теме. «Лишь человек – вот правда», «Религия есть опиум для народа», «Живи в своё удовольствие», «Нравственность есть продукт общественных отношений», - вот убеждения нигилистического атеизма. Другой пример, выступление Воланда в театре Варьете, «Сеанс чёрной магии с разоблачением». Недаром упомянуто слово «разоблачение», в данном случае оно объясняет смысл этой сцены в романе – люди, обезумевшие от «денежного чуда с потолка», хватающие летящие деньги, а затем дамы, прельщённые бесплатной одеждой и духами, скидывали с себя свои вещи! Ну а после всерьёз дьявольская шутка, эти люди остались ни с чем – голые, прячась в телефонных будках и с пчёлами в кошельках вместо схваченных денег, они «разоблачили» сами себя. Разоблачили тем, что главные их ценности и их выбор это деньги, земные блага, красивая одежда, тёплое местечко в своём мирке. Булгаковский Мефистофель буквально «раздел» людей как и физически, так и духовно: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» Не правда ли то, что эти слова актуальны и до сих пор?
В романе существует и другая аллегория человеческого выбора между добром или злом: «Коровьев выразительно ухмыльнулся, наклоняя стан, и опять похолодело сердце Маргариты.
- Короче! - вскричал Коровьев, - совсем коротко: вы не откажетесь принять на себя эту обязанность?
- Не откажусь, - твердо ответила Маргарита».
В данном случае речь шла о добровольном согласии Маргариты быть королевой на балу у дьявола, быть хозяйкой этого торжества. После на героиню вешают «кандалы», «вериги», одевают стальные сапоги, железный венец на голову – все это символизирует добровольное принятие человеком тяжести греха, его трудности для души. На таких аллегориях Булгаков демонстрирует способность духа и разума человека иметь свою свободную волю, иметь свой выбор. Автор продолжает идеи Достоевского о человеческой душе: «Бог с дьяволом борются, а место борьбы – сердца людей».
Каждый человек решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда "прозревают", заглядывают "внутрь" себя. Другим этого не дано. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный. Мастер уже разрешил для себя главный вопрос жизни: что в ней первично и что вторично - Добро или зло? Конечно, Добро, утверждает его герой, Иешуа Га-Ноцри: "Злых людей нет на свете". Есть люди, зажатые в тиски обстоятельств и вынужденные правдами и неправдами их преодолевать. Есть искалеченные ближними, несчастные и оттого ожесточившиеся. Но все по природе своей добры. Эту мысль и пытался донести Булгаков в своём романе «Мастер и Маргарита». Но проблема остаётся одна – наша воля. Воля быть с добром и истиной или со злом и неправдой. Данный вопрос решает человек сам для себя на протяжении всей своей жизни.


Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей - поисками истины и борьбой за нее.

Перенесемся в далекий Ершалайм, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого “руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью”. Человек этот - зовут его Иешуа - обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться; “Добрый человек! Поверь мне...” Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул бич и.., ударил арестованного по плечам... связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились...” Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: “... рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Более того, этот “бродяга” смеет предлагать: “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”. Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: “... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”.

В невиновности арестанта прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора! И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имел права не казнить его.

Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка”, но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: “Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!” Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!” Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя - он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь - Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.

Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Не случайно там появляется Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обо зрение всякое зло. Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина - это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: “Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...” Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус Христос - живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него - это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.

Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря слово “Мастер” пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа. Мастер - это собирательный образ того, кто стремится познать вечные законы нравственности.

Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”. И чем более непривлекательным, “скучным, кривым” предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее “молнией”. Маргарита борется за Мастера. Согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.

Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи...” - безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный: Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Другие материалы

    Тлению, и находится вне власти потусторонних сил. Булгаковский Иешуа, пославший на землю Левия Матвея, не абсолютный бог. Он сам просит за Пилата, Мастера и Маргариту у того, кто так давно послал его самого на землю: “Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, - в...


  • Фантастика и реальность в романе М.А.Булгакова Мастер и Маргарита
  • Покою Иуды из Кариафа и Алоизия Могарыча, обреченному благодаря гибели и страданиям людей. Реальность первой части и фантастика второй. Роман «Мастер и Маргарита» явственно делится на две части. Связь между ними и грань между ними не только хронологическая. Часть первая романа реалистична, ...


  • Фантастика и реальность в романе Мастер и Маргарита Булгакова
  • Запутанность и анормальность всего строя общественных отношений, ту таинственную фантастику добра и зла, которая коренится в поведении людей, в их способе чувствовать и мыслить. (1)Роман «Мастер и Маргарита» явственно делится на две части. Связь между...


    Пилате двум несчастным писателям и атеистам Воланд, но всё по порядку. Когда Булгаков начал писать роман "Чёрный Маг" (первоначальное название романа "Мастер и Маргарита"), он уже предполагал, что основную часть будет занимать рассказ о Понтии Пилате, рассказ о совести и власти...


  • Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
  • Том, что нами впервые предпринимается попытка создания цельного и последовательного исследования на тему:«Философско – религиозные идеи романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа Л.Леонова «Пирамида»». Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что данный материал может...


  • Художественное воплощение категорий свободы-несвободы в романах М. Булгакова Мастер и Маргарита и Ч. Айтматова Плаха
  • ... ", "Война и мир"), М. Горького (ранняя лирика: "Песня о Соколе", Песня о буревестнике", "Легенда о Данко"). 2.Художественное воплощение категорий свободы и несвободы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 2.1 Свобода и несвобода в жизни и творчестве...


    Западноевропейского искусства - Мильтоном, Кальдероном, Гете, Байроном, Т.Манном и другими. Можно сказать, что роман Булгакова "Мастер и Маргарита" соприкасается с теми произведениями английской, французской и немецкой литературы, авторы которых разрабатывали античные сюжеты и образы, ...


    Формируется тот булгаковский язык, который мы встречаем на страницах его более поздних произведениях. 4. Поздняя философия М.А.Булгакова. Наиболее ярко и полно Булгаков, как философ, раскрывается нам в своих поздних произведениях. На мой взгляд, к ним можно отнести повесть «Собачье...


  • Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
  • Со­хранить добро в человеческой душе. Поставив перед классом вопрос: «Погубле­ны или спасены в романе Булгакова "добрые люди": мастер, Маргарита, Бездомный?», - учитель организует диспут, в ходе которого подво­дятся итоги изучения сложного произведения. 2.4. Система уроков по роману...


  • Образы и проблематика романов Булгакова "Мастер и Маргарита" и Шолохова "Тихий Дон"
  • Но и время библейское формирует одни поток с тем временем, когда началась работа над “Мастером и Маргаритой”. Мастер отпускает Пилата в свет, к Иешуа, завершив тем самым свой роман. Лишь в потустороннем мире Мастер находит условия творческого покоя, которых был лишен на земле. Внешний покой скрывает...


  • Библейские мотивы произведения Булгакова "Мастер и Маргарита"
  • Насыщенность произведения. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что роман Булгакова "Мастер и Маргарита" является воплощением всех мотивов, характерных для творчества Булгакова и определяющих систему взглядов писателя. РАЗДЕЛ 2. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ БИБЛЕЙСКИХ МОТИВОВ В РОМАНЕ М.А. ...


    Качестве примера можно назвать имена следующих исследователей: В.Г.Боборыкин, З.Г.Галинская, М.Чудакова. Мы же решили раскрыть проблему традиций Н.В.Гоголя в творчестве М.А.Булгакова в новом ключе, точнее через психологическую гипотезу подражания. Гипотеза о том, что подражание является основным...


  • Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А.Булгакова
  • Которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека». Глава 2. Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А.Булгакова 2.1 Н.В. Гоголь как образец для творческого подражания М.А.Булгакова Михаил Афанасьевич Булгаков - художник необыкновенно правдивый и чуткий. ...


Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.

Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.

Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.

Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.

Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.

И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.

Роман о Понтии Пилате - это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.

Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», - говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться - не подал ей весточку из «дома скорби».

Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель - на рассказ-новеллу, до одного года - на роман), вкусно и дёшево поесть. Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».

Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.

М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.

Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, - вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.

Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть - верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью - кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то