"алтайская принцесса" - научная сенсация и потревоженная святыня. Месть мумии алтайской принцессы укока - тайны мира

В 1993 г новосибирские археологи обнаружили на плато Укок в Кош-Агачском районе сенсационную находку — в одном из курганов с вечной мерзлотой, в ледовой «линзе», в могиле с богатым убранством, была найдена хорошо сохранившаяся мумия молодой женщины, которую прозвали «Укокская принцесса». Женщина была похоронена более двух тысяч лет тому назад и принадлежала к пазырыкской знати. Сенсационная находка взволновала мировую общественность — подобных находок не было с момента обнаружения царских (Улаганский район Республики Алтай) и в Алтайского края. Памятник, где нашли мумию, назвали Ак-Алаха-3. Сама мумия хранится в в столице Республики Алтай, сопроводительный инвентарь (грифоны в золотой фольге и др.) остались в Музее истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока в новосибирском Академгородке.

По поводу национальной принадлежности «принцессы Укока» споры идут до сих пор. Анализ ДНК женщины выявил ее европеоидные корни, антропологи также утверждают, что «шаманка» имела южно-европеоидные черты лица, ее одежда имеет иранское (индоевропейское, не тюркское) происхождение. Предполагают, что пазырыкцы были беглецами предположительно с юго-запада (возможно, из Передней Азии), а потомками пазырыкцев являются современные селькупы (устар. нзвание «остяки-самоеды») и кеты. С этим выводом категорически не согласна алтайская общественность. Сами алтайцы считают, что найденная женщина является прародительницей алтайского народа — легендарной «принцессой Кадын», и требуют ее возвращения на родину .

Памятник Ак-Алаха-3 находится на плоскогорье Укок, в долине реки Ак-Алаха, между дорогой, идущей от погранзаставы Ак-Алаха к стоянке Бертек и рядами колючей проволоки (пограничной системой). В 3 км к западу от этих курганов находится памятник Ак-Алаха-1 с пятью скифскими курганами.

Памятник Ак-Алаха-3 состоит всего из двух курганов — пазырыкского (18 м в диаметре, и 0,5 м высотой) и тюркского кургана VII в.н.э. к югу от него (10 м в диаметре). Насыпи обоих курганов были варварски повреждены — сдвинуты бульдозером, засыпаны грунтом, многие камни унесены местными жителями для строительства зданий.

Сняв насыпь с пазырыкского кургана, археологи обнаружили грабительский лаз, ведущий в погребение мужчины. Как оказалось, это было впускное погребение знатного кара-кобинца , ограбленное в древности. Под этой могилой было обнаружено нетронутое погребение молодой пазырыкской женщины с богатым погребальным инвентарем. Как оказалось, обе могилы — кара-кобинца и пазырыкской женщины — были сооружены примерно в одно время (примерно IV-III вв. до н.э., то есть 2300-2400 лет назад). Фактически, впускное погребение кара-кобинца спасло от грабителей захоронение «принцессы Укока».

В основном погребении был обнаружен лиственничный сруб 3,6 х 2,3 м, высотой 1,1 м, имитирующий жилище. Весь объем сруба был полностью заполнен льдом. Верхнее перекрытие состояло из 11 обтесанных лиственничных бревен. Внутри сруба находилась длинная колода-склеп из лиственницы с двухскатной крышей, подобная той, что была найдена в Пятом Пазырыкском кургане (царском) в Улаганском районе. Со всех сторон на колоду крепились кожаные аппликации, изображавшие оленей (такие же аппликации были обнаружены в Первом и Втором Пазырыкском курганах), видимо, имевшие особое магическое значение, возможно, призванные сопровождать человека в «иной» мир.

Туристка.Ру побывала в музее Новосибирского института археологии и этнографии, и оценила строительные способности пазырыкцев. Сразу впечатляет тот объем работ, который выполнен при захоронении женщины: пазырыкцам нужно было каким-то образом доставить на плоскогорье Укок огромные бревна (на плато отсутствует лес), их обтесать, выкопать в мерзлом грунте огромную яму... согласитесь, что это довольно непросто! То, как выполнен сруб (без единого гвоздя) может свидетельствовать о том, что пазырыкцы не были 100%-ными кочевниками, а умели делать и настоящие жилища из бревен. А теперь представьте себе огромную, темную от времени лодку длиной 2,7 м, выдолбленную в цельной лиственнице, накройте ее крышкой из того же дерева, — вот так выглядит колода, в которой нашли пазырыкскую женщину. Высота колоды составляет 0,68 м. Крышка колоды с двух сторон была прибита четырьмя медными гвоздиками. Вообще захоронение в лиственничной колоде может говорить об особом статусе похороненного, обычно таким образом хоронили царских особ, шаманов и детей. Например, найденный в кургане памятника Ак-Алаха-3 пазырыкский мужчина, похороненный в тот же год, не имел в погребальной камере колоды, а располагался на огромной деревянной кровати внутри сруба, что говорит о том, что его статус был ниже, чем у «принцессы». Сама форма колоды (напоминает шаманскую лодку «ротык») могла означать то, что погребенный отправляется «плыть» к предкам. Неслучаен также и выбор породы дерева, из которого изготовлена колода.

У многих народов различным видам деревьев соответствовали разные сакральные функции, из этих верований в дальнейшем сформировалось представление о «мировом древе» (древе жизни, исцеляющем древе). Некоторым деревьям приписывалось женское порождающее начало, иные народы даже «вели» свой род от дерева — так, например, нивхи «происходили» из лиственницы. Белый цвет березы воплощал сакральную чистоту. Древние считали, что захоронение в стволах, пнях может помочь человеку »возродиться», поэтому кеты хоронили своих детей в выдолбленных изнутри кедровых пнях, а селькупы умерших младенцев оборачивали берестой (сакральная чистота) и подвешивали к ветвям деревьев. В представлении селькупов лиственница связывалась с небом (крона дерева достигает небес), считалась «деревом жизни»: умерший, похороненный на лиственнице, мог заново «родиться». Интересно, что якутских шаманов также хоронили в лиственничной колоде, привязанной к ветвям большой лиственницы; буряты замуровывали умершего шамана в специально выбранную для этого «шаманскую» сосну, таким образом, дерево становилось носителем духа умершего шамана. Шаманская лодка «ротык», с помощью которой шаман на своих камланиях «отправлялся в мир иной», выполнена из кедра. Таким образом, захоронение пазырыкской женщины «в стволе» дерева (в колоде), видимо, символизирует возврат к материнскому лону и является подготовкой к дальнейшему «рождению» из него. Кроме того, возникает вопрос, а не была ли пазырыкская женщина шаманкой в своем племени? К этому вопросу мы еще вернемся.

В колоде на правом боку, головой на восток, а лицом на север, на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина (примерно 25 лет). Сверху ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фольги. Голова женщины находилась на войлочной подушке, руки и ноги были согнуты. Женщина была одета в длинную, до колен, шелковую рубаху коричневато-желтого цвета с чересчур длинными рукавами и в длинную шерстяную юбку, сшитую из трех горизонтально расположенных широких полотнищ — двух красных и одного белого. К юбке крепился пояс из плетеного красного шерстяного шнура. На юбку были нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии были длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные сверху аппликацией из красного войлока. Чулки такого покроя носили как скифские женщины, так и мужчины-воины. Подошвы у чулок были из красного войлока и скроены отдельно. По всей видимости, красный цвет в отделке и некоторых деталях одежды имел защитное значение, оберегал от злых духов. В войлочном мешочке («косметичке») рядом с женщиной найдено бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточка из конского волоса, стеклянные индийские бусины разных цветов, коренной зуб человека и рассыпавшийся синий порошок (вивианит — а именно из него состоял порошок — как дешевый краситель стал известен в Европе лишь в ХIХ веке, а пазырыкцы использовали его двумя тысячелетиями раньше). Шею «принцессы Укока» украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными подвесками в виде барсов, покрытых золотой фольгой. Почему пазырыкцы часто изображали на гривнах волков и барсов? Изображения этих животных, скорее всего, должны были защищать одно из уязвимых мест человека - его шею. В ушах женщины были золотые серьги-кольца. Мизинцы мумии были обвязаны шерстяными нитями.

В изголовье на небольшом блюде находились семена кориандра, некоторые были обуглены. На семена кориандра нужно обратить особое внимание, и вот почему: кориандр использовался как лекарственное растение и как благовоние; кориандр произрастал в Средиземноморье и Средней Азии, выращивался в Индии, Палестине и Египте, таким образом, на Алтае он должен был являться большой редкостью, возможно, кориандр привозили какие-то единичные торговцы или... пазырыкцы привезли его с собой с земли предков, когда мигрировали из Передней Азии! Плоды кориандра были обнаружены во Втором, Третьем и Пятом Пазырыкских курганах. В любом случае, присутствие этого растения в погребении Ак-Алаха -3 неслучайно, возможно, окуривание тела в колоде связано с последующим возрождением в «ином» мире.

Несомненно, что шелковая рубаха была роскошью, изготавливалась из привозной ткани, и это, наряду с имеющимся захоронением коней и бальзамированием, свидетельствует о том, что принцесса происходила из среднезажиточных слоев своего племени, возможно, была шаманкой. Рубаха была изготовлена из нитей дикого шелкопряда, все швы, а также горловина и края рукавов обшиты шерстяными красными шнурами (обереги от злых духов, которые могли «проникнуть» через разрезы), и была копией рубахи во Втором Пазырыкском кургане. Ученые предполагают, что происхождение рубахи скорее всего индийское, а не китайское, так как в это время китайцы давно уже использовали нити одомашненных шелкопрядов, кроме того, древнейшие китайские ткацкие станки выпускали ткани шириной до 50 см, рубаха же «принцессы Укока» скроена из ткани шириной 130 см. Рядовые и даже знатные воины-всадники, погребенные на Укоке, не имели рубах, они надевали шубы на голое тело.

Настоящим открытием для археологов была находка в погребении отлично сохранившихся оригинальных парика и головного убора женщины. Они занимали почти треть колоды. Нужно сказать, что в древности именно головной убор и прическа нес самую значимую информацию о человеке, у каждого племени он имел свою форму, а статус человека внутри племени можно было «прочитать» по его украшениям. Девушки, переходя в статус женщины, или меняя род, меняли также прическу и головной убор. Обритую голову пазырыкской женщины покрывал парик, состоящий из войлочной шапочки, на которую наносился специальный пластичный материал черного цвета — с его помощью парику придавалась необходимая форма и объем. В составе формовочной массы присутствуют сажа, глина, обугленные семена дикорастущих злаков, животный жир. Интересно, что во всех женских пазырыкских погребениях находили пятна черного цвета под головой погребенных женщин, и не могли объяснить его происхождение. Теперь тайна раскрылась — оказывается, все пазырыкские женщины в повседневности носили подобные парики! К парику были пришиты деревянные накосники-украшения, их покрывали золотой фольгой. На темени волосы специальным образом собирали в пучок, на который сверху надевали «конус», выполненный из шерстяных ниток красного цвета. Венчал конус деревянный олень, стоящий на шаре, весь покрытый золотой фольгой. Другой покрытый резьбой олень с раздвоенным туловищем и рогами козерога «лежал» на парике перед «конусом». Образ фантастического оленя-козерога потом встретится нам в татуировке женщины. Надо сказать, что этот образ олицетворял Солнце и Верхний мир у многих центральноазиатских народов. Сзади «конуса» к парику крепилось высокое вертикальное сооружение из войлока в виде прямоугольника с закругленными краями (61 см), покрытое черной шерстяной тканью, которое, видимо, являлось символом «древа жизни»: у его подножия «паслись» деревянные олени, в верхней части крепились пятнадцать составных деревянных птичек с кожаными крыльями, хвостами и лапками, длинными шеями, как у лебедей. Все фигурки выполнены из кедра и покрыты золотой фольгой. Такие птички могли быть символом будущего пополнения рода (у многих народов птицы символизируют человеческие души, а у некоторых — души нерожденных детей). Кроме того, в срубе был найден остроконечный чехол-колпак из войлока длиной 84 см и широкими полями, который в каких-то случаях надевался на сложную прическу. Такой же колпак был найден во Втором Пазырыкском кургане, за сотни километров от Укока. Ученые считают, что такой сложный головной убор носила каждая пазырыкская женщина, и нельзя однозначно судить по нему о том, что «принцесса Укока» была шаманкой. Хотя вполне возможно, что в дальнейшем подобные головные уборы стали носить только шаманы и «ведьмы». ТуристкаРу была поражена красотой деревянных фигурок, а также тем, насколько изысканными и необычными были прически пазырыкских женщин. А колпак-чехол действительно напоминает шляпы ведьм, какими их обычно изображают!

Тело женщины хорошо сохранилось благодаря бальзамированию и хранению в естественном «ледяном холодильнике». Бальзамирование умерших было необходимой частью погребального обряда у пазырыкцев. Дело в том, что своих умерших они хоронили всего два раза в год — весной или в начале лета, и осенью, то есть от момента смерти человека до его погребения нередко проходило полгода. «Принцесса Укока» была похоронена в середине июня, перед откочевкой на летние пастбища, что подтверждается содержимым желудков захороненных с ней лошадей. Бальзамирование не было какой-то привилегией знати — бальзамировали и рядовых воинов. У женщины удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина, череп и брюшная полость заполнены веществом наподобие торфа, шерстью овец, лошадиным волосом, корешками, песком и глиной. Еще у нее отсутствовали два верхних резца, хотя все остальные зубы были здоровы — видимо, удаление зубов было частью какого-то магического ритуала, или свидетельствовало о ее особом статусе. Тело по всей видимости покрывалось маслом и смолами с добавлением ртути (ртуть использовали для бальзамирования древние китайцы, считалось, что ртуть и киноварь гарантируют «бессмертие»). Возможно, пазырыкцы действительно верили в то, что человек сможет заново «родиться» в том же теле, тогда становится понятно их стремление сохранить целостность тела после смерти, возможно, что у них были мифы с этим связанные. В мировой истории есть случаи, когда мумии до своего погребения могли оставаться включенными в жизнь своего рода, то есть они как бы еще продолжали «жить» в кругу своих родственников — их могли «выставлять» на праздниках, им могли оказывать знаки почитания. Возможно, что в пазырыкском обществе мумии тоже играли подобную роль в жизни племени.

Отчетливо видна синяя татуировка, полностью покрывающая обе руки женщины. Трудно представить, что высокохудожественная графика выполнена более двух тысяч лет назад — древние мастера могли бы дать фору современным художникам! Татуировка «укокской принцессы» по стилю идентична той, что украшала тело мужчины во Втором Пазырыкском кургане, за сотни километров от Укока, и воина в расположенном по соседству могильнике Верх-Кальджин-2, все татуировки настолько похожи, что, возможно, нанесены одним мастером. На левом плече изображено фантастическое животное — по виду это олень, но на его голове растут два вида рогов — оленя и козерога, а морда оканчивается клювом грифона (грифон — это сказочное крылатое существо, наполовину лев, наполовину орел). Непростой это образ — олень-козерог (или лошадь-козерог), и посмотрите, как часто он встречается у пазырыкцев! У индоевропейских народов олень-козерог сопровождал умерших в «иной», «верхний» мир. Кроме того, каждый отросток оленьих рогов оканчивается стилизованной головой грифона. И даже из спины оленя «вырастает» голова грифона! Еще изображены баран, снежный барс и фантастический хищник с туловищем оленя, на котором «растет» голова грифона, хвостом тигра и страшными когтистыми лапами. Вероятно, такие несуществующие в реальной жизни животные тоже помогали человеку проникать в «иной» мир.

Что же еще может понадобиться человеку в другом мире или в следующей жизни? Похоже, пазырыкцы со всей серьезностью подходили к этому вопросу, стремились снабдить умершего всем необходимым, все личные вещи отправлялись вместе с человеком. В погребальной камере рядом с колодой были найдены два низеньких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с налепленными на них кожаными аппликациями (обычно изображались петух, барс, грифон — видимо, имевшие охранное значение).

Стенки рогового сосуда были сшиты (!!) из рога яка, и состыковывались с круглым днищем из рога дикого горного козла (подобный сосуд найден во Втором, Третьем и Пятом Пазырыкском кургане). Так как процесс его изготовления трудоемкий, а пазырыкцы хорошо умели делать посуду из дерева и глины, то скорее всего, роговой сосуд здесь имеет чисто сакральное значение - возможно, в нем находился напиток для угощения божества. Существует древнегреческая легенда о том, что вода Стикса (реки в царстве мертвых) может удерживаться лишь сосудами из рога дикого животного. Дикие животные принадлежали царству богов, духов.

Деревянный сосуд имел ручку, выполненную в виде фигурок двух барсов, он не имеет аналогов в других пазырыкских захоронениях. В него была вставлена деревянная палочка-мутовка (для взбивания кумыса) с длинной ручкой из лиственницы и насадкой из березы в виде серпа. Все сосуды, как с плоским, так и с круглым дном, устанавливались в подставки-кольца, сшитые из войлока. На деревянном столике лежали лучшие куски мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который воткнут большой железный нож. Верхняя часть рукоятки ножа изображала несуществующих, фантастических животных — оскаленными головами волков с растущими на них рогами козерогов.

Мы не знаем, почему древние пазырыкцы снабдили «принцессу» едой и питьем (предполагают, что в сосудах был кумыс и другие напитки) — возможно, они считали, что ее ждет длинное путешествие, и это были припасы «на дорогу»; по другой версии, мясо было подношением умершим родственникам, которые встретят женщину в другом мире; по третьей, важно было угостить божество, которое провожало или встречало душу в ином мире. Мы также не знаем, почему набор помещаемых в могилу сосудов всегда состоял из трех видов — роговые, керамические, деревянные, не кроются ли за этим символичные образы земли (керамика), растений и животных? Число «три» считалось сакральным у протоиранцев, а ученые считают, что именно из Передней Азии на Алтай в свое время бежали пазырыкцы. Не менее символична и мутовка с насадкой в виде серпа — известно, что в алтайских легендах боги пользовались мутовкой при создании Вселенной!

Вся утварь располагалась у восточной стенки погребальной камеры — между покойной и захоронением коней, на полу, покрытом войлочным ковром. В камере отсутствует деревянный пол — его заменяет специальным образом уложенная галька, возможно, это связано с представлением древних о том, что жизненная сила «уходит в землю мертвых» и ничто не должно этому мешать. Интересно, что все предметы не были новыми — они использовались в быту, а некоторые даже имели следы починки.

За погребальной камерой найдена длинная жердь, видимо, для того, чтобы в будущей жизни у «принцессы Укока» была возможность построить юрту.

В северной части могильной ямы, на глубине 2,8 м, были захоронено шесть коней. Кожаная упряжь и украшения из кожи не сохранилась, зато сохранились многочисленные кедровые резные украшения узды: псалии, подвесные бляхи, нагривник и др.; найдены железные удила, войлочное покрытие седла с аппликациями, плетеные окрашенные шерстяные «косы» для украшения седла. Некоторые деревянные фигурки были покрыты золотой фольгой. Как и в татуировке женщины, так и в украшениях коней встречается очень много изображений львиного грифона: мастерски выполненными головками грифона оканчиваются псалии, на налобный ремень крепилось деревянное украшение в виде объемного грифона, они же в виде разноцветных аппликаций нашиты на войлочное покрытие седла. На войлочное покрытие седла пятого коня при помощи аппликации изображена целая композиция — тигр «терзает» оленя. Идентичное изображение украшает войлочный чепрак коня из Первого Пазырыкского кургана. Исследователи предполагают, что существовали кожаные «трафареты», по которым пазырыкцы разных племен воспроизводили одни и те же сюжеты.

Итак, подведем итоги. Татуировка, парик у женщин — широко были распространены и у рядовых членов племени. В погребальном инвентаре всех пазырыкцев найдены практически те же предметы, что и у «принцессы», даже золотая фольга на деревянных украшениях не являлась чем-то особенным. А вот бальзамирование, сооружение огромной погребальной камеры, а также лиственничной колоды-склепа, наряду с умерщвлением шестерых коней в богатом убранстве уже выделяют пазырыкскую женщину из общего ряда. Добавим к этому найденные блюдечко с кориандром и роскошную шелковую рубаху — они были настоящими сокровищами, и могли принадлежать только знати или членам общества с высоким социальным статусом. Удивительно и одиночное захоронение женщины — для пазырыкцев характерны родовые могильники, в «царских» Пазырыкских курганах женщины, как правило, похоронены вместе с мужчинами. Возможно, «принцесса Укока» действительно была «шаманкой» в своем племени, такие люди давали обет безбрачия, поэтому возле ее погребения мы не находим могил пазырыкских мужчин. Несомненно одно — найденная пазырыкская женщина имела высокий общественный статус в своем племени.

«Укокская принцесса»: Активные туры с посещением объекта:

    Автомобильные
  1. Плато Укок (4 дня, 22000/27000 р., 4-10 чел.)
  2. Джип тур. По Южному Алтаю (12 дней, 60000 р., 3-15 чел.)
  3. Актру - плато Укок - Телецкое озеро (12 дней, 36000/45500 р., 6-15 чел.)

    Конные

  4. На плато Укок к «Принцессе Алтая» (13 дней, 34000 р., 6-12 чел.)

В XXI веке ученые раскрыли тайну гибели легендарной алтайской принцессы. О достижениях химии, физики и генетики, которые стирают белые пятна истории, рассказывает «Наука 2.0».

Она умерла 2500 лет назад — загадочная 25-летняя девушка с татуировкой оленя на левом плече. Во всем мире ее знают как алтайскую принцессу. Тайна ее жизни и смерти до сих пор будоражит умы ученых. Почему алтайскую мумию похоронили вдали от семейных курганов? Кем действительно могла быть принцесса Укока? И самое главное — что стало причиной ее смерти?

Республика Алтай

Алтайское плато Укок. Небольшое плоскогорье, расположенное на стыке четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая. В железном веке здесь пасли скот воинственные кочевники — пазырыки. Здесь же под насыпными каменными курганами они хоронили своих близких.

В 1993 году раскопки одинокого кургана на Укоке привели к сенсационному открытию. Курган был уже разграблен и вроде бы бесперспективен. Но группа ученых под руководством археолога из Новосибирска Натальи Полосьмак выбрала именно его. Судьба?

Под разграбленной могилой ученые обнаружили еще одно — нетронутое — погребение. Перекрытие из 11 бревен скрывало деревянный саркофаг, домашнюю утварь и останки шести лошадей, похороненных вместе с хозяином. Как и многие народы, пазырыки верили: смерть — это не конец. А в новом, загробном существовании человеку будет необходимо многое из земной жизни.

Новосибирск, Академгородок

Сделанная до н. э. сбруя и сегодня впечатляет изяществом резных линий. Эта красота дошла до нас благодаря редкой естественной консервации. Вскоре после похорон в погребальный сруб проникли подземные воды. Резкое похолодание превратило их в толщи льда. Вода замерзла и не оттаивала 2500 лет. Вечная мерзлота, как холодильник, спасла пазырыкские находки от губительного воздействия времени. Оставался самый важный вопрос: кого с такими почестями похоронили тысячи лет назад в деревянном саркофаге?

Ледяной саван полностью скрывал фигуру похороненного. Когда археологи осторожно растопили лед, то увидели мумифицированные останки. Забальзамированная девушка лежала на боку, в позе спящего человека. На ней были шерстяная юбка, рубашка из китайского шелка, парик и замысловатый головной убор. Перед пазырыкскими богами неизвестная должна была появиться в своем лучшем одеянии.

Древний мастер изобразил на теле девушки причудливые рисунки: смесь реальных и фантастических животных. Ученые уверены, что пазырыки делали татуировки не только для красоты — они использовали их как паспорт или визитную карточку.

На левой руке алтайской мумии археологи насчитали четыре татуировки. Самая крупная — мифический олень с клювом грифона и рогами козерога. У некоторых народов Азии это фантастическое животное символизировало связь с потусторонними мирами. К сожалению, однозначно расшифровать значение этой татуировки сегодня практически невозможно.

Кем же была девушка с Укока? Почему она умерла в таком молодом возрасте? И, наконец, как выглядела эта загадочная женщина?

Москва, Лаборатория антропологической реконструкции им. М. Герасимова

С 50-х годов прошлого века сотрудники лаборатории создают уникальную портретную галерею, которая в буквальном смысле слова олицетворяет прошлое. Лица давно умерших людей воссоздаются по их черепам. Высота скул, разрез глаз, форма носа и даже ушей — по словам ученых, всю эту информацию хранит череп. Ее нужно только правильно считать.

Реконструкция лица — долгий и кропотливый процесс. Слой за слоем ученые накладывают на костяное основание скульптурный пластилин. Его окончательная толщина и форма рассчитываются с помощью программы черепно-лицевого соответствия.

Это лицо антропологи восстановили в 1995 году. Именно так, по их мнению, выглядела девушка из Укока. Реконструкция не оставляет сомнений: перед нами — представитель европеоидной расы. Это же подтвердили и исследования ДНК алтайской мумии.

Мумию Укока изучают уже больше 20 лет. За это время с ней было проведено множество исследований. Например, удалось полностью восстановить пазырыкский обряд бальзамирования.

Ученые поняли, что забальзамированное тело не сразу было предано земле. От момента смерти до погребения прошло как минимум три месяца. Все это время загадочная женщина продолжала играть особую роль в жизни своего племени — ее, например, сажали в какие-то кресла, что видно по следам на теле.

При этом сложный, трудоемкий обряд бальзамирования — признак неординарного статуса умершей. Почему ее удостоили таких почестей?

Археологи категорически отрицают гипотезу об алтайской принцессе. Ее курган намного меньше величественных захоронений пазырыкской знати. Но главное — он расположен вдали от всех родовых могильников. В древних культурах так поступали с женщинами, род деятельности которых предполагал обет безбрачия. По мнению ученых, она была, возможно, целительницей или шаманом. Вдыхала периодически пары меди и ртути (это установили благодаря химическим анализам), что было связано, скорее всего, с какими-то обрядами.

Вредные испарения, безусловно, вредили здоровью женщины. Но они не могли привести к летальному исходу. Так от чего же умерла алтайская шаманка? Ученые предположили: виновата болезнь. Но какая?

Исследованием заболеваний древних людей сегодня занимается специальная наука — палеопатология.

Москва, Институт археологии РАН

В 2010 году завернутую в термостойкий материал мумию отправили на томографическое исследование. Однако получить быстрый результат не удалось. Магнитно-резонансный томограф считывает радиоволны. Источником этих сигналов являются атомы водорода, которые в основном содержатся в жидкостях и мягких тканях. Мумифицированные, обезвоженные останки выдавали слабый сигнал, и снимки получились плохого качества. Улучшить это изображение смогли только специальные компьютерные программы, разработанные через несколько лет после исследования.

Эти обработанные томографические снимки — ключ к решению алтайской головоломки. Новейшие графические программы позволили исследователям заглянуть в прошлое. Их подозрения подтвердились: забальзамированное тело хранило следы тяжелого заболевания.

Ученые пришли к выводу: девушку с Укока убил рак молочной железы. Онкологическое заболевание развивалось минимум три года. Болезнь достигла четвертой — конечной — стадии. Это был окончательный диагноз, установленный через 2500 лет.

Тайна смерти девушки с Укока раскрыта. Споры о ее происхождении и социальном статусе продолжаются. Возможно, в будущем и на этот вопрос наука даст окончательный ответ. А значит, это не конец истории.

Было местом пересечения путей многих племён и народов, и это в полной мере подтвердили археологические изыскания. Здесь найдены исторические памятники начиная со средневековья и далее – бронзового, железного веков и ещё далее – включая эпоху палеолита. Многие находки позволили лучше узнать о населяющих Алтай племенах в каменный век, их связях с кочевыми племенами, особенностях культуры и быта народов скифского и гунно-сарматского периодов. Но действительно сенсационную находку, прославившую Укок на весь мир, сделала летом 1993 года молодой новосибирский археолог Наталья Полосьмак.

Экспедиция Новосибирского института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук к тому времени уже обнаружила много интересных находок, когда Наталью Полосьмак заинтересовал один из курганов, причём уже давно разграбленный.

В кургане обнаружилось погребение воина эпохи раннего железа. Вероятно, воин был не из бедных, поскольку в погребальной камере даже после ограбления сохранилось железное оружие, изящно сделанная посуда; нашлись и скелеты трёх коней с железной сбруей, носящей явные следы золотой отделки. Принадлежность к знати подтверждала и татуировка воина. Ничего особенного нового в этой находке не было. Однако, при тщательном исследовании захоронения обнаружилось, что под ним находится ещё одно, более раннее погребение, которое грабители, вероятно, просто не заметили.

В яме нижнего погребения был обнаружен сруб из лиственницы, перекрытый плотно пригнанными брёвнами. В лёд, заполнявший камеру, был вморожен деревянный саркофаг, забитый четырьмя бронзовыми гвоздями и украшенный кожаными аппликациями. В саркофаге, на подстилке из чёрного войлока, лежала мумия женщины.

Прекрасно сохранилась вся одежда: шёлковая рубаха, шерстяная юбка, плетёный пояс с кистями, бело-красные войлочные чулки, шуба. Буквально поражал воображение парик женщины – сложная конструкция из конского волоса, шерсти, войлока, ткани, кожи, резных украшений, золотой фольги, с высоким деревянным каркасом. Руки мумии от запястий до плеч покрывала искусная голубая татуировка; на рисунках сплетались реальные и мифические животные, в том числе и легендарный грифон. Запястья женщины были украшены жемчугом, в уши вдеты золотые серьги. Здесь же нашлись изделия из дерева, оленьего рога, глины серебра: зеркало, различные сосуды, резные фигурки фантастических и реально существовавших животных и птиц.

Рядом были погребены шесть осёдланных коней золотисто-рыжей масти в богатой сбруе.

Возраст погребения определили около двух с половиной тысяч лет, то есть середина первого тысячелетия до нашей эры. Судя по найденным предметам и одежде, женщина относилась к скифской высшей знати, возможно, к клану жрецов и шаманов, «избранников духов». А саму мумию женщины окрестили «Принцессой Укока», по названию плато, на котором найдена мумия. Было и другое громкое имя – «алтайская принцесса».

Однако, раскопки принцессы Укока наделали очень много шума. Когда были обнародованы сведения о нахождении уникальной мумии, алтайские шаманы сообщили, что для них это не новость. Они с давних пор знали об этом кургане, в котором погребена алтайская женщина. Для них это захоронение является поистине священным, поскольку шаманы считают её прародительницей алтайских народов по имени Кадын.

По легенде, «алтайская принцесса» Кадын охраняет врата подземного мира и следит, чтобы силы зла не проникли в наш мир. Соответственно, когда в 1993-м археологи вскрыли захоронение Кадын, они потревожили её священный сон. При этом, по поверью, погребение охранялось страшным проклятьем. Поэтому, чтобы скорее снять его, тело мумии необходимо вернуть на плато Укок и больше его никогда не тревожить.

Ученые не обратили внимания на эти легенды и мумию принцессы Укока перевезли для изучения в Новосибирск, в Музей института археологии и этнографии, а затем, в 1995 году, в Москву, где к исследованиям подключились сотрудники научно-исследовательского института при Мавзолее В.И. Ленина.

Мумия алтайской принцессы с плато Укок

Благодаря тому, что мумия хорошо сохранилась учёные определили, что эта женщина скончалась в молодом возрасте – ей было примерно 25 лет. Необычным было и наличие татуировок на теле женщины.

Вот как описала татуировки принцессы Укока в своём экспедиционном дневнике Наталья Полосьмак: «На левом плече изображено фантастическое животное: олень с клювом грифона, рогами оленя и козерога. Рога украшены стилизованными головками грифонов: подобная же головка помещена на спине животного, с перекрученным туловищем. Ниже в такой же позе изображён баран с закинутой назад головой; у его ног – сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом расположен фантастический зверь; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. ».

Московским антропологам удалось восстановить облик принцессы Укока. Реконструкция лица позволила установить, что она не принадлежит к монголоидным расам, которые в древности жили на этой территории. Внешность женщины напоминала европейскую. Позднее эти выводы подтвердились, когда было закончено исследование ДНК алтайской принцессы.

Более того, учёные провели серьёзное томографическое исследование мумии и пришли к выводу, что 25-летняя «принцесса» скончалась от онкологии. У неё развился рак молочной железы IV стадии. Химический анализ тканей показал, что женщина регулярно вдыхала ртутные и медные пары – это вполне могло стать причиной заболевания и смерти.

Скорее всего, вдыхание ядовитых паров происходило во время определённых обрядов и это допущение позволяет предположить, что принцесса Укока была не «принцессой», а кем-то из жреческой касты. Головной убор, найденный на мумии женщины, предполагает наличие у неё магической силы.

Когда учёные сделали вывод, что мумия женщины не принадлежит к монголоидной расе и не может относиться к скифской народности, у «алтайской принцессы» появилось множество биографий, одна невероятней другой: представительница неизвестной науке расы, живое воплощение легендарных «Детей Неба» и даже прародительница человечества, прилетевшая с далёких звёзд.

Мифы и домыслы вокруг принцессы Укока

В алтайском фольклоре существует древняя легенда, согласно которой у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, находится особый мир, «второй слой небес», населяемый «Сынами Неба». По этой легенде, ещё до прихода скифов здесь жили существа пришедшие со звёзд и обладающие сверхъестественными способностями. А где-то среди вершин Табын-Богдо-Ола жил таинственный Хуанди со своим племенем. По скифской легенде, Хуанди находился на плато несколько лет. Потом он со своим народом «вошёл в огнедышащего дракона», который был отлит из меди, и улетел на свою планету Таянар.

«Сыны Неба» были наделены многими сверхъестественными способностями – могли летать, быть невидимыми, повелевать любыми духами. «Сыны Неба», как правило, покровительствовали людям. Случалось, они даже вступали в браки с отдельными выдающимися личностями, в результате чего рождались великие герои и люди с огромными магическими способностями.

Таким образом, алтайская принцесса Кадын могла быть потомком такого смешанного брака и быть высокопоставленной жрицей.

Местные жители были очень обеспокоены обнаружением и вскрытием гробницы, считая, что археологи потревожили покой богов и это может обернуться серьёзными неприятностями. Интересно, что когда извлечённую мумию алтайской принцессы перевозили на вертолёте в Новосибирск, случилась нештатная ситуация и вертолёт совершил вынужденную посадку. Это было воспринято местными жителями как знак, как первое предупреждение.

Возможно, слухи и домыслы вокруг алтайской принцессы прекратились бы, но в сентябре 2003 года произошло сильное землетрясение. Мощные подземные толчки встряхнули весь Алтай, докатившись до соседних регионов, в том числе и Новосибирска. Эпицентр землетрясения находился в районе Чуйской степи, что совсем близко от плато Укок.

Среди местного населения вновь заговорили о том, что катаклизм напрямую связан с разоренной могилой «алтайской принцессы» и если её немедленно не вернуть, то случится настоящая катастрофа.

Разговоры переросли во вполне реальные многочисленные требования, направляемые в адрес властей Республики Алтай – возвратить мумию Кадын на родную землю! Правда, как именно это сделать, мнения расходились: достаточно ли поместить её в Горно-Алтайский музей, или нужно организовать заповедную музейную зону прямо на плато, или же вообще вновь положить Кадын в могилу и привести погребение в первоначальный вид.

Где сейчас находится принцесса Укока?

В 2012 году мумию принцессы Укока забрали из Новосибирска в Горно-Алтайск, в Национальный музей имени А.В.Анохина специальное. Возвращение прошло в соответствии с верованиями коренных алтайцев и учётом профессиональных и этических норм – её тело сопровождали шаманы.

В 2015 году был изготовлен специальный саркофаг, похожий на тот, в котором мумия находилась в кургане.

На мумию алтайской принцессы можно посмотреть – её выставляют на обозрение но 3 часа в сутки. В среду и воскресенье, начиная с 8 июня 2016 года, с 10-00 по 13-00 посетители могут обозревать не саркофаг, а саму мумию принцессы Укока.

Описание мумии принцессы Укока (как её нашли археологи)

Голова, найденной в колоде женщины, была в парике размером на треть колоды и направлена на восток, ноги и руки были слегка согнуты в коленях и локтях. Лицом мумия была обращена на север и находилась в позе спящей.

Форма причёски сохранилась. Парик из чёрной массы был обтянут конским волосом. Деревянные накосники, нашитые 15 деревянных фигурок птиц и деревянная кокарда лежащего оленя, украшавшие парик, были покрыты фольгой из золота. К парику крепился символ «древа жизни» – длинный, свыше 60 см, лепесток из войлока на деревянной палочке-каркасе, обтянутый тканью чёрного цвета. (высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе «принцессы Алтая»)

Прядь волос, собранных на макушке, украшались сделанным из красной шерсти чехлом, с воткнутой в него булавкой из бронзы, навершием которой служил стоящий на шаре деревянный олень. Навершие было покрыто золотой фольгой.

Слева от женщины, у бедра, нашли зеркало в цельной деревянной оправе с ручкой, в чехле из войлока красного и белого цвета. В ручке было проделано отверстие, вероятно, для крепления зеркала ремешком, который не сохранился. Поверхностью зеркала служила квадратная бронзовая пластина.

Рядом с зеркалом находилась россыпь бус разного цвета, из стекла и пасты, а также коренной человеческий зуб. Внизу от бус находилась чёрная кисточка, сделанная из конского волоса.

Косметический набор принцессы Укока включал, кроме кисточки и бус, горстку рассыпанного порошка фосфата железа, вивианита (минерал яркого сине-зеленого цвета) и тоненького стерженька, выполненного из плоских металлических колечек, с вивианитом внутри.

Серёжки в ушах женщины представляют золотую проволоку в виде колечек.

Шею украшала гривна в виде изогнутой деревянной пластины, к которой крепились вырезанные из дерева восемь объёмных фигурок крылатых барсов, покрытых фольгой из золота.

Женщина была одета в шёлковую желтоватую рубаху, кисти рук были закрыты рукавами. Шёлковая рубаха выкроена необычно широко для скифского времени и была до колен. Рубаха до погребения использовалась – на ней имеются грубые стёжки и заплатка.

На женщине была надета сшитая из трёх полос, двух красных и одной белой, шерстяная длинная юбка, к который был пришит толстый, длинный витой шерстяной красный пояс с кистями (археологи считают, что такой пояс – это знак посвящённого). На юбке нашли пять бронзовых маленьких подвесок.

Под головой была положена подушка-валик из войлока, набитая войлоком, обрезками меха, травой и обрывками шерстяных веревочек.

На ногах, до паха, были надеты войлочные чулки, украшенные сверху полосой вырезанных красных фигурок из войлока. Снизу были пришиты следики из ткани красного цвета.

На сохранившихся частях рук женщины хорошо просматривалась татуировка от пальцев и кисти до плеча. Очень важной деталью были тонкие верёвочки из шерсти на мизинцах. Известен обычай, когда чёрно-белую верёвочку, связывающую покойного с одним из родственников разрезали, чтобы нарушить связь умершего с живыми.

Подстилкой в колоде служил тёмный войлок, сшитый из двух кусков. Возможно, что в прошлом он служил занавесом для кровати, так как имеет войлочные петли.

Всё, то находилось в колоде было укрыто покрывалом из меха с каким-то образом прикреплёнными к нему в прошлом фигурками из золотой фольги.

При раскопке в погребении были найдены блюда и сосуды, выполненные из керамики, рогов яка и горного козла, поднятые замерзающим льдом наверх. Внутри деревянной кружки с ручкой из двух барсов, изготовленной из цельно куска дерева, лежала мутовка для взбалтывания молока.

Кроме того, в погребении найдены: наполненное семенами кориандра каменное блюдце, блюда-столики из цельных кусков древесины с остатками мясной пищи и железным ножом, воткнутым в крестец жеребёнка. Ручка ножа украшена фантастическими животными.

Как увидеть мумию принцессы Укока

Если вы заинтересовались историей принцессы Укока и планируете отдых на Алтае, то можно срузу остановиться на базе, где организуют экскурсии в нужный музей. Смотрите базы, которые помогут вам увидеть мумию принцессы Укока.

31 июля 1993 года во время раскопок кургана на плато Укок обнаружили мумию женщины. Впоследствии ее прозвали принцессой Кадын, «Белой госпожой» и алтайской принцессой. В годовщину находки сайт отвечает на самые важные вопросы о том, кто такая принцесса Укока и какие мистические силы(и почему) ей приписывают.

Мумия "принцессы Укока" Ак-Кадын.

Кто такая принцесса Укока?

Археологи нашли знаменитую алтайскую мумию в разграбленном одиноком кургане на плоскогорье Укок. Под разоренной могилой ученые обнаружили еще одно захоронение: под бревенчатым перекрытием находился деревянный саркофаг, останки шести лошадей и домашняя утварь, пишет «Моя планета ».

В саркофаге под слоем льда нашли мумифицированные останки забальзамированной 25-летней девушки. Она была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, на голове был парик и головной убор. На левой руке мумии — четыре татуировки, самая крупная из них — олень с клювом грифона и рогами козерога.

Впоследствии исследователи выяснили, что молодая женщина умерла от рака груди примерно 2,5 тысячи лет назад.

Praeparator. ch

Правда ли, что знаменитая мумия — принцесса?

Вячеслав Молодин, академик РАН, считает, что знаменитую алтайскую мумию не следует называть «принцессой», пишет сайт «Алтай туристический ». По мнению исследователя, девушка принадлежала к среднему слою пазырыкского общества.

Ученые предполагают, что женщина была либо шаманкой, либо служительницей культа.

Praeparator. ch

Принцесса Укока была прародительницей алтайцев?

При помощи реконструкции антропологи смогли в 1995 году воссоздать лицо женщины, сообщает «Моя планета ». Ученые уверены: она — представитель европеоидной расы. Эти выводы подтвердили и исследования ДНК. Директор новосибирского музея археологии и этнографии СО РАН Ирина Сальникова уверена, что Белая госпожа не могла быть прародительницей алтайцев, пишет РИА Новости .

Татьяна Сажаева.

Проклятие мумии: какие катаклизмы связывают с гневом Белой госпожи?

Автор статьи сообщает, что он был участником раскопок, в ходе которых нашли мумию принцессы Укока. Он рассказал, что создатели фильма исказили много фактов так, как им было нужно. Например, придумали свидетельства несуществующих участников экспедиции и якобы найденные при раскопках алмазные шпильки.

В статье говорится, что создатели фильма представили вышеупомянутого Сергея Кыныева как историка, который заявил:

Задолго до открытия Полосьмак наши шаманы предсказали, что произойдет открытие, и нужно было предупредить, что после этого начнутся катаклизмы. На Алтае действуют другие законы, те, что рациональному объяснению не подлежат.

Фильм показывали по Первому каналу.

Скифы- название применяющееся к некоторым племенам и народам, обитавшим в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности и времена Великого переселения народов.

Кто же они такие скифы?

Все помнят со школьной скамьи известные строки Александра Блока:

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

(«Скифы» Александр Блок)

Вот такой стереотип скифов и сложился у нас, что скифы- это кочевые воинственные племена монголоидной расы, что-то типа монголо-татар.

А стереотип оказался ошибочным.

Прежде всего определимся где именно жили скифы?

Вопрос о географии Скифии сложный. Различают две ее большие части: восточную, степную, между Доном и Днепром, включая северный степной Крым, занятую кочевниками, и западную, заселенную земледельческим населением -в основном до Приднестровья и частично до Буга. Западная граница расселения скифов постоянно менялась. Влияние скифской культуры распространялось в период IV-III вв. до н. э. далеко на запад, в Карпато-Дунайскую область и фракийский мир, и на север. Более стабильной была восточная граница расселения скифов. По сведениям Геродота, она проходила по Дону, разделявшему скифов с сарматами.

В горных долинах Алтая: Пазырык, Укок и на Кош-Агачском плато, жил древний народ (его самоназвание не зафиксировано у древних авторов), известный по памятникам пазырыкской культуры. В центре Южной Сибири, в Хакасско-Минусинском районе по обоим берегам Енисея, в пределах степных и лесостепных долин и на север до линии Красноярск -Ачинск - Мариинск располагалась территория татарской культуре -наиболее мощного центра культуры скифского мира на востоке. В верховьях Енисея и долине Тувы жили племена уюкской культуры. Наконец, восточную часть скифо-сибирского мира занимала культура ордос в Восточной Азии.

Из этого перечисления очевидно, что в скифскую эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним лесостепи, полупустыни, горные долины и предгорья были заселены различными племенами в основном иранской языковой группы. В схеме классификации языков скифский язык относится к древнеиранским, а сарматский и аланский языки - к среднеиранским языкам.

Археологический материал отмечает сходство предметов изобразительного искусства (вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства) как из южнорусских курганов скифской знати, так и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.

В степях Евразии в скифское время наряду с местными культами сложились имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в. до н. э.,- культ огня. Они были отражением представлений о мире, о Вселенной, идеи борьбы добра и зла, обожествления солнца и других сил природы, таинства круговорота в природе. Отголоски этой сложной мифологической системы прослеживаются прежде всего в погребальном обряде и искусстве так называемого звериного стиля, которые являются убедительным доказательством идеологического единства культур и народов скифо-сибирского мира.

Среди этого окружения можно выделить культуры скифского облика, настолько близкие к группе основных культур, что их инвентарь фактически ничем не отличался от скифского. К ним можно отнести культуру лесостепной Скифии, милоградскую и ананьинскую культуры на периферии скифов, на юге культуры скифского времени Узбекистана, на востоке-культура скифского времени Забайкалья. Наконец, можно отметить культуры со специфическим обрядом погребения, устройством погребальных сооружений, керамикой, хозяйственным инвентарем. Но и в них ощущается влияние скифо-сибирского звериного стиля, скифских форм предметов вооружения, бронзового и железного инвентаря. Это саргатская культура в Барабе, большереченская на Оби, культуры Красноярско-Канского района и Южного Приангарья. К тому же этнический и языковой состав этого древнего населения не был единым, здесь были и финно-угры, как, например, ананьинцы, и, возможно, прототюрки - к востоку от Енисея.

Таким образом:

Основными носителями культуры скифо-сибирского мира были древние индоиранцы. По соседству с ними жили народы финно-угорской, самодийской, протославянской, прототюркской и других групп. Культура этих народов была близка скифской вследствие взаимопроникновения из-за происходящих в то время миграционных процессов.

Как выглядели скифы?

Индоиранцы- это представители индо-европейской расы, т.е. выглядели они как мы с вами. Хорошее доказательство этому предположению является находка на плато Укок мумии молодой женщины, которую прозвали "алтайская принцесса" или "скифская принцесса".


Так выглядела принцесса Укока при жизни (реконструкция ученых)


Вкраце история такова:в 1993 году новосибирские археологи проводили раскопку кургана на плато Укок и обнаружили хорошо сохранившуюся мумию девушки. Колода, в которую было помещено тело похороненной, была заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а так же деревянная колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями. Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры.Она была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шуба и парик, на ее руках имелись узорчатые татуировки. Рост девушки около 172 см. Находку перевезли в Новосибирск, хотя местные жители были категорически против-нельзя тревожить прах предков. В Новосибирске мумия стала катастрофически чернеть (т.е. пошел процесс разложения тканей), ученые испугались и обратились за помощью в Москву в НИИ, который занимался мумифицированием тела Ленина. Ученые взялись восстановить кожный покров принцессы. В процессе этой работы конечно же взяли образцы тканей на исследования ДНК и обнаружилось, что принцесса не имеет отношения к тюркским народам и принадлежит к индо-европейской расе.

Эти данные подтвердила и реконструкция лица по черепу. Генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества. Поскольку алтайцы относятся к монголоидной расе, они с возмущением восприняли информацию ученых, посчитали, что так их лишают наследия предков.

Однако не существует особого гена, отвечающего за расу. До половины популяции алтайцев имеют Y-хромосому, принадлежащую к гаплогруппе R1a, условно считающейся восточноевропейской. С другой стороны, в разных погребениях пазырыкской культуры обнаруживаются черепа, характерные как для монголоидов, так и для европеоидов, а также промежуточные варианты. Таким образом, нет причин для сомнения в генетической связи народа пазырыкской культуры с современными народами региона.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то