Айн рэнд муж. Российско-американские сюжеты

Писатель и «философ», идеолог крайнего индивидуализма. Русская эмигрантка, построившая жизнь на энергии ненависти к своей бывшей родине и умудрившаяся не только прославить себя на всю Америку, но и оставить свой, пусть и крайне противоречивый, след на теле интеллектуальной культуры XX века.

1. В погоне за американской мечтой

Жизнь Айн Рэнд — идеальный пример воплощения американской мечты — главного мифа Соединённых Штатов Америки. Для нищей эмигрантки, которая благодаря труду и упорству стала одним из самых известных писателей Америки, американская мечта стала глубоко личной установкой, которую она довела до предела.

Рэнд была непоколебимо уверена в собственной гениальности и одержима идеей личного успеха. Это сработало. Она приехала в Соединённые Штаты практически ни с чем, но собственным трудолюбием и настойчивостью не только пробилась в самые верхние слои общества, но стала настоящей властительницей дум, чьё влияние на американскую элиту сохраняет значение до сих пор.

2. Предчувствие холодной войны

Настоящее имя Айн Рэнд — Алиса Розенбаум. Она родилась и выросла в России. Застала революцию и приход к власти большевиков, которые нанесли огромный ущерб ее семье. Айн Рэнд ненавидела не только Советскую, но и дореволюционную Россию, считая ее страной нецивилизованной. Для нее Россия воплощала ад на земле, тогда как Америка стала прообразом рая.

Задолго до холодной войны Айн Рэнд поделила мир на черное и белое, расположив силы зла в России, а силы добра в США. Это сделало ее невероятно предвзятой и близорукой, но, возможно, что это и дало силы преуспеть на новой родине, и способствовало росту популярности в годы холодной войны. Айн Рэнд придумала свою Америку и стала в ней большей американкой, чем кто бы то ни был. И настоящая Америка ответила ей взаимностью.

3. У истоков неолиберализма

Целью своей жизни Айн Рэнд видела борьбу с любыми проявлениями коллективистского начала и утверждение идеала абсолютно свободного рынка, который, по ее мнению, является необходимым условием для развития свободной личности. Писательница пытается морально оправдать капитализм. Например, человека, получающего бесплатную медпомощь, Рэнд сравнивает с грабителем и убийцей, который отбирает плоды чужого труда. Она стремится максимально сократить присутствие государства в жизни общества, и резко выступает против государственного финансирования науки, образования и культуры. Наряду с деятельностью австрийской школы экономистов творчество Айн Рэнд стало одним из истоков современного неолиберализма со всеми его плюсами и минусами.

4. Библия для «эффективных менеджеров»

Айн Рэнд создала довольно примитивное, но привлекательное и понятное мировоззрение, которое замешано на американском индивидуализме и русском радикализме. Она стала идолом для политиков и бизнесменов по всему миру — от Стива Джобса и бывшего кандидата в вице-президенты США Пола Райана до Евгения Чичваркина.

Рэнд вернула буржуазии ощущение собственной моральной правоты, тем самым став одним из самых успешных мотивационных тренеров за всю историю.

Это доказывают и ее тиражи, которые исчисляются миллионами экземпляров. Главный труд писательницы, «Атлант расправил плечи», можно по праву назвать «библией» — как действующих топ-менеджеров крупнейших корпораций, так и тех, кто только мечтает заработать свой первый миллион.

5. Разумный эгоизм

Дикая социал-дарвинистская теория Айн Рэнд со временем нашла множество приверженцев в Соединённых Штатах Америки. Это вполне объяснимо, так как индивидуализм и культ личного успеха — фундаментальные черты американской ментальности. Рэнд же довела их до абсурда, попутно выбросив из поля зрения такую сущность как общество.

Если в классическом английском либерализме эгоизм отдельных индивидов в рамках цивилизации фактически приводит к торжеству общей пользы, то Рэнд устраняет саму идею общего блага. По мнению Рэнд, гении, титаны труда и творчества, герои промышленного капитала живут исключительно для удовлетворения личных амбиций, и это объективно способствует прогрессу, который становится мерилом благополучия общества. Идея блага подменяется идей прогресса.

Рэнд утверждает принципы разумного эгоизма и яростно отрицает любые проявления альтруизма, а помощь ближнему считает глубоко порочной. При этом эгоизм опирается на присущий человеку рационализм, который для Рэнд является основой любого этического суждения.

6. Рационализм

Айн Рэнд проповедует рационализм и полностью отвергает религию, так как она не укладывается в границы разума. Кроме того, большинство религий утверждают альтруистические ценности, ненавистные Рэнд. Писательницу можно считать одним из самых ярых критиков религиозного мировоззрения, однако это не помешало ее огромной популярности в такой традиционно религиозной стране как Америка.

Со временем Айн Рэнд стала знаковой фигурой для рационалистов и антиклерикалов со всего мира. Сегодня ее дело по борьбе с любыми проявлениями иррационализма продолжают многие публицисты и ученые, самым известным из которых стал английский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз.

7. Сектантство

К 1950 году Айн Рэнд стала известной писательницей, хотя отклики критиков на ее произведения были очень неоднозначными. Постепенно вокруг Рэнд сложился круг последователей, исповедовавших её, так называемую, «философию объективизма». Центральными фигурами в этом сообществе стали ближайшие ученики Рэнд — Натан и Барбара Брэнден. Впоследствии в книге «Страсти Айн Рэнд» Барбара сама заметит, что в движении объективистов можно было найти все основные черты культа:

«Хотя многие черты культа присутствовали в движении объективизма — поклонение личности Айн Рэнд, некритическое принятие всех ее личных мнений и оценок, ее навязчивое морализирование, все же большинство участников оставалось преданным принципам рациональности и индивидуализма».…>

Нетрудно увидеть, что принципы рациональности и индивидуализма на фоне поклонения и некритического принятия личных мнений выглядят очень сомнительно.

То, что кружок объективистов со временем превратился в настоящую секту, подтверждают и факты проведения специальных идеологических сеансов, на которых в присутствии Рэнд недавно примкнувшие к ее движению юноши и девушки буквально каялись в своих идеологических ошибках. По всей видимости, эти сеансы были чем-то средним между психоанализом и партсобранием. Рэнд настолько ненавидела большевизм, что незаметно переняла и его методы, и его авторитарный пафос.

8. Маккартизм

Айн Рэнд внесла заметный вклад в нагнетание антикоммунистической истерии, которая захлестнула США в период со второй половины 1940-х по конец 1950-х гг. Впоследствии это явление было названо именем сенатора Джозефа Маккарти — самого рьяного антикоммуниста на американской политической сцене.

Рэнд не только клеймила коммунистическую идеологию в своих литературных произведениях, но и сотрудничала с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности: в 1947 году она как эксперт выступала свидетелем на процессе о фильме «Песнь о России», подтвердив его принадлежность к коммунистической пропаганде.

В результате искусственного нагнетания антикоммунистических настроений в США преследованию подверглись многие представители искусства, правозащитники, общественные деятели и ученые. Среди них были такие люди как Чарли Чаплин, Поль Лерой Робсон, Артур Миллер, Альберт Эйнштейн, Джордж Оруэлл и многие другие. В антикоммунистическом памфлете Red Channels называлась 151 фамилия. Заподозренные в симпатии к левым идеям могли не рассчитывать получить работу в Голливуде, а Чаплин был вынужден даже покинуть США. Десять кинематографистов, которые отказались сотрудничать с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, были осуждены на один год тюремного заключения. Айн Рэнд активно поддерживала решение голливудских боссов не давать работу «коммунистам».

9. Наперегонки с Иисусом

«Сейчас мы более популярны, чем Иисус», — сказал в 1966 году Джон Леннон. И если умудренная Британия спокойно восприняла эту колкость, то прямолинейная Америка разожгла костры, в которых демонстративно сжигала пластинки битлов. Айн Рэнд была осторожнее, но не менее амбициозна, когда заявляла, что «бросает вызов культурной традиции последних двух с половиной тысячелетий». В интервью журналу «Плейбой» она выразила надежду, что именно ее объективизм станет «философией будущего», оговорившись, что это случится, если люди обратятся к разуму и не будут уничтожены диктатурой.

Если опустить тот факт, что творчество Рэнд к философии имеет довольно далекое отношение, можно сказать, что отчасти ее прогноз сбылся. Уже не одно десятилетие значительная часть политической элиты Америки ориентируется на идеологию Айн Рэнд. Главный труд писательницы, «Атлант расправил плечи», по опросу Библиотеки Конгресса стал второй книгой после Библии, наиболее сильно повлиявшей на жизнь читателей.

Суммарный тираж «Атланта» превысил 6,5 млн экземпляров. В 2008 году проводилось исследование, согласно которому на тот момент книгу прочитало 8,1% взрослых американцев. Уже больше полувека «Атлант» остаётся одним из самых громких бестселлеров мировой литературы, и Айн Рэнд всё так же сохраняет своё влияние на мировую культуру.

Одна из наиболее известных писателей Америки, родилась 2 февраля 1905 года в красивейшем городе мира и России - Санкт-Петербурге в семье торговца химическими товарами. Одаренный, своенравный и очень уверенный в себе ребенок рано стал интеллектуальной гордостью семьи, родственников и знакомых.

Айн Рэнд начала писать очень рано, создавая свой собственный выдуманный мир, который был для нее более интересным, чем мир окружающей ее действительности. В девять лет она впервые сказала себе, что хочет стать писательницей.

В 1916 году она впервые и уже на всю жизнь заинтересовалась политикой, с радостью встретив февральскую революцию 1917 года и осознав себя свободным от царской деспотии гражданином России. В этом же году также впервые в ее рассказах, которые она, как и в детстве, продолжала писать, появилась политическая тематика: ее герои боролись или против царя или против коммунизма. В эти же годы она познакомилась с творчеством В.Гюго, который, по ее мнению, был единственным писателем, оказавшим на нее влияние.

Осенью 1918 года разорившиеся Розенбаумы переселяются в Крым, где Ренд оканчивает школу и начинает преподавать азы грамоты местным красноармейцам. Вскоре семья возвращается в Петроград и будущая писательница поступает в университет. В годы учебы в университете она знакомится еще с одним писателем - Фридрихом Ницше, также оказавшим на нее большое влияние. Весной 1924 года она заканчивает университет, а в начале 1925 года семья получает приглашение от родственников посетить Америку. До отъезда Рэнд успевает закончить курсы для желающих научиться писать киносценарии, что ей весьма пригодилось в Америке, где она, одна из всей семьи, оказалась в 1926 году.

Свою новую трудовую жизнь Айн Рэнд начинает статистом в Голливуде, т.к. четыре готовых киносценария, которые она привезла с собою в надежде заинтересовать кинопродюссоров, оказались слабыми. В 1929 году она выходит замуж за артиста кино Фрэнка О’ Коннора. В 1930 году она приступает к работе над своим первым романом “Мы - живые”. Этот роман, как считала она, должен был стать протестом против строя жизни в России и введением в ее философию, будущую философию объективизма.

Антикоммунистический настрой писательницы достаточно полно отражен в романе, который вышел в 1936 году в Америке, а в 1937 году в Англии. Все образы коммунистов в нем - злодеи и циники, а единственное сравнение для всей послереволюционной России - кладбище. Тем не менее, для американцев роман стал откровением, а некоторые критики и сегодня считают, что по своему художественному воплощению, эмоциональности и передаче “местного колорита” - это лучший роман Айн Рэнд. Оценка романа вдохновила писательницу, и в 1937 году она заканчивает небольшую повесть “Гимн”, которая в 1938 году выходит в Англии и привлекает внимание необычной постановкой проблемы личности и коллектива. В этом же году Айн Рэнд поступает на работу в мастерскую известного американского архитектора, чтобы лучше понять реальную основу творческих поисков своего нового героя - архитектора Рорка.

В 1939 году Айн Рэнд пишет сценическую версию своего романа “Мы - живые”, которая не принесла ей успеха, в 1941 году, интенсивно работая над новым романом, отвергает предложение двенадцати издателей, чтобы передать права на издание романа “ ” издателю Боббс-Мэрилу, и вновь возвращается к работе над киносценариями.

“Источник” выходит в свет в 1943 году. Если романом "Мы - живые" как бы кончается "русский период" творчества Айн Рэнд, роман "Источник" - это уже новая, американская тематика, “новый американский период творчества. "Источник" - первый роман в американской литературе, который можно назвать романом идей, что обусловило не только интерес читателей к нему, но и, в не меньшей мере к личности писательницы.

"Источник", хотя он и отстоит на довольно значительное время от предыдущего романа, представляет по сути своей лишь переходный этап к ее самому значительному произведению , которое выходит в свет в 1957 году, и большинством критиков считается самым значительным и самым лучшим произведением Айн Рэнд. Это означает, что в "Источнике" писательница еще не нашла полностью новых способов отражения художественной действительности, еще не создала собственную эстетическую систему ценностей. В нем она использует навыки и штампы предыдущего периода, что говорит лишь о том, что волновавшие ее с юности проблемы не нашли своего высшего выражения в ее творчестве. Ряд американских исследователей рассматривают "Источник" как результат преодоления писательницей ее увлечения философией и героями Ницше, что они и пытаются доказать сравнительным анализом двух изданий романа "Мы - живые", хотя известно, что второе издание появилось спустя почти двадцать лет после первого издания. После появления “Атлант расправил плечи” Айн Рэнд не хотела возвращаться более к художественному творчеству. Можно добавить еще один известный факт - последний роман доставался писательнице очень трудно. Только одну речь Джона Голта она писала практически два года. Что же заставило ее сесть за роман? Биографы Айн Рэнд, рассказывая непосредственно об истории создания , выделяют следующие наиболее принципиальные моменты. Первый - возможная необходимость для Айн Рэнд еще раз объяснить читателям свои социально-философские взгляды, несмотря на то, что она считала их уже хорошо известными читателю. На этом настаивали ее друзья, требовавшие продолжения диалога с читателем. Второй - необходимость в процессе создания романа опираться на свои предыдущие творческие достижения, которые позволили реально запустить весь сложный механизм своего многопланового, многоуровневого и весьма протяженного романа.

Некоторые критики полагают, что в отношении тематики своих крупных произведений Айн Рэнд опиралась на свое раннее творчество, а также на сценарии для кино, работу над которыми она продолжала все время пока писала романы.

Первое название ее романа - "Забастовка", и, вероятно, это название вполне соответствующее тематике самого романа. Оно появилось под воздействием мнения писательницы, высказываемого в многочисленных беседах в узком кругу друзей. Они настаивали на продолжении знакомства читателей с идеями "Источника", потому что" народ в этом нуждается". Айн Рэнд отвечала: "Ах, они нуждаются? А что если я забастую? Что если все творческие умы во всем мире забастуют?" И спустя некоторое время прибавляла: "Это могло бы стать темой хорошего романа. "Тем не менее по своим художественным характеристикам все предыдущее творчество Айн Рэнд выдержано в несколько ином ключе и не содержало аналогов ее "Атланту". Нечто близкое к нему можно видеть только в упомянутой выше повести "Гимн", где мы можем найти как близкие литературные ходы, так и общее решение идейного конфликта произведения. Как известно, Айн Рэнд автор только трех романов, одной повести, нескольких рассказов и киносценариев. В их появлении есть своя логика, которая помогает понять, почему Айн Рэнд прекращает работу над художественными произведениями. Роман "Мы - живые" чисто реалистическое произведение на конкретную тему; роман "Источник" - социальный роман с большой долей аллегорических или, лучше, символических решений. В этом романе можно различить некоторые черты, которые тем или иным образом могут быть связаны с утопией; третий роман "Атлант расправил плечи" - полностью утопическое произведение, хотя в нем есть и остаточные реалистические решения.

Если в романе "Источник" была поставлена проблема "вторичных", т.е. большинства людей на земле, которые обязаны своим существованием "первичных", ибо могут жить только за счет их таланта. Первичные имплицитно поставлены таким образом в положение, когда их труд человечество обязано высоко оценивать. Что же может произойти, если человечество, как это бывает и как это исторически всегда случалось, откажется выполнять эту свою "обязанность" - это уже проблема следующего романа Айн Рэнд "Атлант расправил плечи". Таким образом, последний роман является художественным следствием проблемы, которая поставлена и художественна разрешена в "Источнике" . Именно поэтому Айн Рэнд полагала не нужным дальнейшее продолжение своего литературного творчества, и таким образом "Атлант" чисто внешне появился только потому, что писательницу поразил образ забастовавшей лучшей части человечества - интеллектуальной соли земли.

Если брать творчество Айн Рэнд в целом, то ее возможно самый лучший и технически наиболее совершенный роман "Атлант расправил плечи" воплотил в себе в "драматической" форме все наиболее важные положения философии Айн Рэнд или, как ее еще называют, философии объективизма. Недаром первая волна критики, т.е. самый непосредственный и злободневный отклик на появившееся литературное произведение была более чем недоброжелательна. Айн Рэнд критиковали все: как справа, так и слева. Более поздние отклики уже не были столь безапелляционно отрицательны, появились уже упоминания художественных достоинствах книги, о необычном характере ее героев, о великолепной архитектонике, что вполне справедливо, ибо речь шла о романе, насчитывающем свыше тысячи страниц.

С конца пятидесятых годов Айн Рэнд в плотную занялась философией, выпуская в различные годы такие свои книги как: “Капитализм: неизвестный идеал”, 1966; “Для нового интеллектуала”, 1961; “Введение в философию познания объективизма”, 1979; “Новые левые: антииндустриальная революция”, 1971; “Философия: кому она необходима”, 1982; “Добродетель эгоизма”, 1964, влияние которых Америка ощущает и сегодня. Она становится одной из наиболее читаемых и изучаемых философов двадцатого столетия. И хотя продано уже более 30 миллионов экземпляров ее трудов, закончен перевод их на многие иностранные языки, интерес к ним не ослабевает.

Библиотека конгресса США сообщает, что ее книги, в особенности “Атлант расправил плечи”, занимают второе место в опросах о наиболее читаемых книгах, а также о книгах, которые наиболее влияют на выбор жизненной позиции американцев. В кругу ее почитателей - многие из наиболее известных людей Америки.

Айн Рэнд сама признавала, что развить ее философские положения невозможно за жизнь одного поколения людей. Вместе с тем, как признают многие американские критики, Айн Рэнд была и остается по существу русским мыслителем. Как и большинство оригинальных мыслителей России, она была художником слова, общественным критиком, философом вне рамок любых известных школ, человеком, идеи которого всегда были направлены против традиционных антиномий западной мысли.

Известная американская писательница и философ, создатель философского направления объективизма.

Айн Рэнд (Алиса Зиновьевна Розенбаум) родилась в Санкт Петербурге в семье фармацевта Залмана Вольфа (Зиновия Захаровича) и его жены, зубного техника Ханы Берковны (Анны Борисовны) Каплан 20 января 1905 г. Алиса была старшей среди трех дочерей (Алиса, Наталья и Нора). Зиновий Захарович был управляющим в крупной аптеке Александра Клинге на Невском проспекте и Знаменской площади. Семья имела превосходную квартиру на втором этаже особняка над аптекой.

Читать и писать Алиса научилась в 4 года. Небольшие рассказы начала писать в детстве. Алиса училась в женской гимназии.
В 1917 г. после революции в России собственность Зиновия Розенбаума была конфискована и семья переехала в Крым, где Алиса окончила школу в Евпатории.

В 1921 г. Алиса поступила в Петроградский университет по специальности «социальная педагогика» на трехлетний курс, объединяющий историю, филологию и право. Окончила университет весной 1924 г. В 1925 г. вышла первая печатная работа Алисы Розенбаум «Пола Негри» – очерк о творчестве популярной киноактрисы.

В 1925 г. она получила визу для поездки на учебу в США и поселилась в Чикаго у родственников. Ее родители остались в Ленинграде и оба погибли во время блокады в годы Великой Отечественной войны. Обе сестры также остались в СССР. Первая любовь Алисы – выпускник Ленинградского технологического института Лев Борисович Беккерман был расстрелян 6 мая 1937 г.

Алиса осталась в США и начала работать статистом в Голливуде. Она мечтала стать писателем. Четыре готовых киносценария, которые она привезла из России, не заинтересовали американских кинопродюсеров.

В 1929 г. она вышла замуж за артиста кино Фрэнка О’Коннора.

В 1927 г. студия, в которой работала Айн Рэнд, закрылась, и до 1932 г. она перебивалась на разных временных работах: официанткой, продавщицей газетных подписок, а затем костюмершей на студии RKO Radio Pictures. В 1932 г. ей удалось продать кинокомпании Universal Studios сценарий «Красной пешки» за 1500 долларов, что на тот момент было очень большой суммой. Эти деньги позволили ей оставить работу и сосредоточиться на литературной деятельности.

Свой первый рассказ на английском языке – «The Husband I Bought» – Рэнд написала в 1926 г., это был первый год ее жизни в США. Рассказ не публиковался до 1984 г. В 1936 г. в Америке, а в 1937 г. в Великобритании вышел первый роман Айн Рэнд «Мы живые» о жизни лишенцев в СССР. Рэнд писала роман на протяжении 6 лет, но читатели не проявили к этой книге большого интереса.

В 1937 г. она написала небольшую повесть «Гимн», которая в 1938 г. вышла в Великобритании. Второй крупный роман «Источник» вышел в 1943 г., а третий – «Атлант расправил плечи» – в 1957 г. После «Атланта» Рэнд начала писать философские книги: «Капитализм: неизвестный идеал» (1966 г.), «Для нового интеллектуала» (1961 г.), «Введение в философию познания объективизма» (1979 г), «Новые левые: антииндустриальная революция» (1971 г.), «Философия: кому она необходима» (1982 г.), «Добродетель эгоизма» (1964 г.) и многие другие, а также читать лекции в американских университетах.

На Западе имя Рэнд пользуется широкой известностью как создательницы философии объективизма, основанного на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма и являющегося интеллектуальным обоснованием капиталистических ценностей в противовес социализму.
По опросу 5000 членов книжного клуба Book of the Month Club, проведенного в 1991 г. для Библиотеки Конгресса и для книжного клуба «Book of the Month Club», книга «Атлант расправил плечи» была признана второй после Библии книгой, которая наиболее сильно повлияла на жизнь опрашиваемых респондентов. По состоянию на 2007 г. суммарный тираж «Атланта» составил более 6,5 млн экземпляров.

Во вступительной статье к интервью с Эйн Рэнд журнала «Плэй бой» есть следующие замечания: «Необычно уже то, что какой то роман сумел вызвать такую цепную реакцию, но совершенно удивительно, что это произошло с таким романом как «Атлант расправил плечи». Ведь эта книга – монументальное произведение о том, что происходит, когда начинают бастовать «мыслящие люди», насчитывает 1168 страниц. Она изобилует длинными, нередко сложными философскими рассуждениями, и столь же полна остро непопулярных идей, как и сама Айн Рэнд. Несмотря на успех книги, литературный «истэблишмент» считает автора чужаком. Критики почти единодушно либо проигнорировали ее произведение, либо осудили его. И среди философов она тоже изгой, хотя «Атлант» является философским трудом не в меньшей степени, чем романом. При одном упоминании имени Рэнд либералов начинает трясти, но и консерваторов передергивает, когда она начинает говорить. Ведь Айн Рэнд, нравится это нам или нет, исключительно своеобразна. Ее индивидуальность несомненна, необратима и непреклонна. Она презирает ведущие тенденции развития современного американского общества; ей не нравится его политика, экономика, отношение к сексу, женщине, бизнесу, искусству или религии. Короче, она без ложной скромности заявляет: «Я бросаю вызов культурной традиции последних двух с половиной тысячелетий». И это всерьез».

Изучением и пропагандой литературного и философского наследия Айн Рэнд занимается ряд организаций в США и других странах. В первую очередь это Институт Айн Рэнд в Калифорнии. В России, несмотря на несколько переводов ее романов, Рэнд до сих пор остается малоизвестным писателем и философом.

По произведениям и сценариям Айн Рэнд было снято 10 фильмов.

Айн Рэнд (Алиса Розенбаўм; 20 января (2 февраля) 1905, Санкт-Петербург – 6 марта 1982, New-york) – американская писательница и философ, создатель философского направления, которому она дала заглавие объективизм.

Алиса Розенбаўм родилась в семье фармацевта Залмана-Вольфа (Зиновия Захаровича) Розенбаума и его супруги, зубного техника Ханы Берковны, старшая среди 3-х дочерей (Алиса, Наталья и Нора). Скоро после рождения младшей дочери Норы в 1910 году Зиновий Захарович стал управлять большой аптекой Александра Клинге на Невском проспекте и Знаменской площади, и семья переехала в огромную квартиру на втором этаже дома над аптекой.

Уже в 1912 году Зиновий Захарович стал совладельцем, а в 1914 году – единоличным обладателем этой аптеки.

В 1917 году, после революции в России собственность Зиновия была конфискована и семья переехала в Крым, где Алиса окончила школу в Евпатории.

2 октября 1921 г. Алиса поступила в Петроградский институт на специальность “соц. преподаватель” на 3-х летний курс, который соединял воедино историю, филологию и право. В годы обучения она познакомилась с мыслями Фридриха Ницше, которые оказали на нее огромное воздействие. Закончила институт Алиса весной 1924 года, хотя многие источники неверно говорят, как будто она была исключена из-за “буржуазного происхождения”. В 1925 году в серии “Пользующаяся популярностью кино-библиотечка” отдельной книжкой вышла 1-ая печатная работа Алисы Розенбаўм “Поло Негры” – очерк творчества пользующегося популярностью кинофильма.

В 1925 году Алиса получила визу для поездки на учебу в США и поселилась в Чикаго у родственников собственной мамы. Ее родные остались в Ленинграде и погибли во время блокады в годы 2-ой мировой войны. Обе сестры также остались в СССР. Наталья Розенбаўм (1907-1945) закончила Ленинградскую консерваторию. Элеонора Розенбаўм (в замужестве Дробышева, 1910-1999) эмигрировала в США в 1973 году по приглашению Айн Рэнд, но скоро возвратилась, и до самой смерти жила в Санкт-Петербурге. 1-ая любовь Алисы – выпускник Ленинградского технологического института Лев Бекерман (1901-1937, Лео Каваленски в ее романе “Мы – живы”) был расстрелян 6 мая 1937 г.

Алиса осталась в США и начала работать статистом в Голливуде. Четыре готовые киносценария, которые она привезла из России, не заинтриговали американских кинопродюсеров. В 1929 году она вышла замуж за киноактера Фрэнка О’коннора (1897-1979), 13 марта 1931 года получила гражданство.

В 1927 г. студия, где работала Айн Рэнд, закрылась и до 1932 года писательница перебивается на различных временных работах: официанткой, торговцем газетных подписок. В 1932 году она смогла реализовать кинокомпании Universal Studios сценарий (Red Pawn) за 1500 долларов, что тогда было очень большой суммой. Эти средства позволили ей бросить работу и сосредоточиться на литературной деятельности.

Собственный 1-ый рассказ на английском языке “Супруг, которого я обрела” (The Husband I Bought) Рэнд написала в 1926 году, но опубликован он был исключительно в 1984 году.

В 1936 году в Америке, а в 1937 году в Англии вышел 1-ый роман Айн Рэнд “Мы – живы” (We the Living) о первых годах существования СССР. Писательница отдала роману много сил – произведение писалось практически 6 лет. Но критика посчитала “Мы – живы” слабым произведением, американские читатели также не показали большого энтузиазма к этой книжки. Но в 1942 году роман был экранизирован в Италии (Noi vivi), а суммарный тираж составил 2 миллиона экземпляров.

В 1937 году она написала маленькую повесть “Гимн” (Anthem), которая в 1938 году вышла в Англии. 2-ой большой роман – “Исток” (The Fountainhead) – появился в 1943 году, а 3-ий – “Атлант расправил плечи” (Atlas Shrugged) – в 1957. После “Атланта” Рэнд начала писать философские книжки: “Капитализм: неведомый эталон” (Capitalism: The Unknown Ideal, 1966), “Для нового интеллектуала” (For the New Intellectual, 1961), “Введение в эпистемологию объективизма” (Introduction to Objectivist Epistemology, 1979) и многие другие, также читала лекции в американских институтах.

Айн Рэнд умерла от рака легких 6 марта 1982 года и была похоронена на кладбище Кенсика в городке Валхала, штат New-york. Последователи философии Айн Рэнд и ее читатели составили у гроба писательницы цветы в виде знака доллара – $.

В собственных политических убеждениях Рэнд защищала неограниченный (laissez-faire) капитализм и считала единственной правомерной функцией страны защиту прав человека (в том числе прав принадлежности).

На Западе Айн Рэнд обширно известна как создательница философии объективизма, что основанна на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма с умственным обоснованием капиталистических ценностей в противовес пользующемуся популярностью в то время социализму. Исследованием и пропагандой литературного и философского наследства Айн Рэнд занимается ряд организаций в США и других странах.

Айн Рэнд - популярная русско-американская писательница, философ, драматург и сценарист. Она известна своими двумя бестселлерами, «Источник» и «Атлант расправил плечи», а также разработкой философской системы, которую она именовала "объективизмом". Ее произведения выражают принципы свободы воли, морали и нравственности. Данная статься расскажет о биографии и лучших книгах Айн Рэнд.

Начало пути

Кто такая Айн Рэнд? Урожденная Алиса Зиновьевна Розенбаум, писательница родилась в 1905 году в еврейской буржуазной семье, живущей в Санкт-Петербурге. Она была старшей из 3 дочерей Зиновия Захаровича Розенбаума и его жены Анны Борисовны. Семья не была религиозной. Отец Зиновий Розенбаум был успешным фармацевтом, который владел аптекой и зданием, в котором она находилась. Рэнд позже сказала, что обучение в школе было довольно легким, она начала писать сценарии в возрасте восьми лет, а романы в возрасте десяти лет. В престижной гимназии имени Стоюниной ее ближайшим другом была младшая сестра Владимира Набокова, Ольга.

Последующая Октябрьская революция и власть большевиков при Владимире Ленине нарушили жизнь буржуазной семьи. Бизнес отца был конфискован, и семья бежала на Крымский полуостров, который изначально находился под контролем Белой армии во время Гражданской войны в России. В училище Рэнд решила, что она будет атеисткой. Разум она считала главной человеческой добродетелью. После окончания средней школы в Крыму в июне 1921 года Рэнд вернулась со своей семьей в Петроград (в то время он был переименован в Санкт-Петербург), где они столкнулись с ужасными условиями и иногда практически голодали.

После русской революции университеты были открыты для женщин, что позволило Рэнд быть в первой группе женщин, которые поступили в Петроградский государственный университет. В возрасте 16 лет она начала учебу на факультете социальной педагогики по специальности «история». В университете она изучала ​​работы Аристотеля и Платона, которые оказали на нее большое влияние. Она также изучала философские труды Фридриха Ницше. Имея возможность читать на французском, немецком и русском, Рэнд также открыла для себя таких писателей, как Федор Достоевский, Виктор Гюго, Эдмонд Ростан и Фридрих Шиллер, которые стали ее любимыми авторами, оказавшими влияние на ее жизненный путь и биографию. Семья Айн Рэнд поддерживала ее стремление к получению образования.

Наряду со многими другими буржуазными студентами, Рэнд был исключена из университета незадолго до окончания обучения. Однако после жалоб со стороны группы иностранных ученых многие из исключенных учеников были допущены к завершению своей учебы. Рэнд окончила университет в октябре 1924 года. Затем она училась в течение года в Государственном техникуме искусств в Ленинграде. В этом техникуме она написала эссе о польской актрисе Поле Негри, ставшее ее первой опубликованной работой. К этому времени она выбрала свой профессиональным псевдонимом для работы - Рэнд. Девушка взяла эту фамилию из названия печатной машинки «Рэмингтон Рэнд», которую она привезла в Соединенные Штаты из России. Так началась история Айн Рэнд как писательницы и философа.

Переезд в Соединенные Штаты

Дальнейшая биография автора Айн Рэнд тесно связана с Соединенными Штатами, куда она переехала в 1926 году, получив образование в России. Осенью 1925 года Рэнд получила визу для посещения родственников в Чикаго. Айн Рэнд навсегда покинула Россию 17 января 1926 года. Когда она прибыла в Нью-Йорк, она была настолько впечатлена горизонтом Манхэттена, что даже заплакала, позже Айн назвала свои слезы «слезами великолепия». Она имела намерение остаться в Соединенных Штатах, чтобы стать сценаристом. Рэнд прожила несколько месяцев со своими родственниками, один из которых владел кинотеатром и разрешал ей бесплатно смотреть десятки фильмов. Затем она уехала в Голливуд, штат Калифорния.

В Голливуде произошла случайная встреча со знаменитым режиссером Сесилом Демилом, которая привела к тому, что девушке дали работу сценариста. Она работала над сценарием фильма «Царь царей» и еще над несколькими другими голливудскими постановками. Во время работы над фильмом «Царь царей», Айн встретила начинающего молодого актера Фрэнка О"Коннора.

Они поженились 15 апреля 1929 года. Она получила вид на жительство в июле 1929 года, а гражданкой США стала 3 марта 1931 года. В течение 1930-х годов она работала на разных должностях, чтобы заработать деньги на издание собственных произведений. Некоторое время Рэнд работала руководителем костюмерного отдела в RKO Studios. Она предприняла несколько попыток привести своих родителей и сестер в Соединенные Штаты, но те не смогли получить разрешение на эмиграцию.

Анна написала пьесу, по которой сделано несколько постановок на Бродвее в 1935 и 1936 годах. После двух первых изданных книг, которые изначально не были популярными, она добилась известности в 1943-м, написав роман «Источник». В 1957 году Рэнд опубликовала свою самую известную работу - роман "Атлант расправил плечи". Затем она занялась написанием научной литературы, чтобы продвигать свою собственную философию, публикуясь в периодических изданиях, а также выпустила несколько сборников эссе.

Первый успех

Рэнд продала поэму "Красная пешка" кинокомпании Universal Studios в 1932 году, хотя по ней не был снят фильм. Это был первый профессиональный успех. Затем была поставлена театральная пьеса по ее книге "Ночь 16 января", впервые выпущенная Э. Клайвом в Голливуде в 1934 году, а затем успешно открывшаяся на Бродвее в 1935 году. Каждую ночь жюри выбиралось из числа зрителей, и на основании голосования жюри выбирался один из двух разных финалов пьесы.

В 1941 году студия Paramount Pictures выпустила фильм по мотивам ее пьесы "Идеал". Рэнд не участвовала в производстве и очень критично оценивала результат. Книга под названием "Идеал" - это роман и пьеса, написанные в 1934 году, которые были впервые опубликованы в 2015 году под ее имением. Героиня произведения - актриса, воплощающая в себе все идеалы американской писательницы.

Первый опубликованный роман Рэнд - это полуавтобиографическое произведение «Мы живые», которое было напечатано в 1936 году. Действие романа происходит в советской России и сосредоточено на борьбе между индивидуумом и государством. В предисловии к роману 1959 года Рэнд заявила, что данное произведение является в своем роде автобиографией. Это автобиография не в буквальном смысле, а только в интеллектуальном. Сюжет выдуман, но перекликается с судьбами реальных людей. Первоначальные продажи произведения не были большими, и американский издатель изъял книгу из печати, хотя в Европе она успешно продавалась. После успеха более поздних романов, Рэнд смогла опубликовать переделанную версию в 1959 году, которая была продана в количестве более трех миллионов экземпляров. В 1942 году по роману были сняты несколько итальянских фильмов известными режиссерами без разрешения Рэнд. В шестидесятых годах по этому же роману был снят еще один фильм, который был одобрен автором сценария.

Ее новелла "Гимн" была написана во время перерыва в создании следующего крупного романа, «Источник». В ней описывалось общество, в котором тоталитарный коллективизм торжествует до такой степени, что даже слово «я» было забыто и заменено на «мы». Новелла была опубликована в Англии в 1938 году, но Рэнд так и не смогла найти американского издателя. Как и в случае с романом "Мы живые", дальнейший успех ее произведений позволил ей издать переработанную версию произведения "Гимн", опубликованную в 1946 году, проданную в количестве более 3,5 миллиона экземпляров. Все книги Айн Рэнд переведены на русский язык.

Политическая активность

В 1940-е годы Рэнд стала интересоваться вопросами политики. Было время, когда она и ее муж работали добровольцами полный рабочий день в президентской кампании республиканца Уэнделла Уилки.

Американская писательница Айн Рэнд стала публично выступать. Эта деятельность привела ее в к знакомству с другими интеллектуалами, которые были сторонниками свободного рыночного капитализма.

Она подружилась с журналистом Генри Хэзлиттом и его женой, а Хэзлитт познакомил ее с австрийским ученым-экономистом Людвигом фон Мизесом. Несмотря на философские разногласия с ними, Рэнд решительно поддерживала переписку с обоими мужчинами на протяжении всей своей карьеры, и оба восхищались ею. Мизес однажды назвал Рэнд «самым мужественным человеком в Америке». Этот комплимент ей особенно понравился, потому что Мизес произнес слово «человек» вместо «женщины».

Рэнд также подружилась с либертарианской писательницей Изабель Патерсон. Рэнд расспрашивала Патерсон об американской истории и политике долгое время во время их многочисленных встреч. Идеи Патерсон Рэнд использовала для написания своей единственной научной книги «Бог машин».

Роман "Источник"

Первым крупным успехом Рэнд в качестве писателя стало произведение «Источник». Это романтический и философский роман, который она писала в течение семи лет. Роман повествует о бескомпромиссном молодом архитекторе по имени Говард Рорк и его борьбе с теми, кого Рэнд называла «второсортными». То есть это люди, которые ставят других выше себя, пытаясь приспособиться к обстоятельствам. Роман был отклонен двенадцатью издателями, прежде чем, наконец, был принят компанией Bobbs-Merrill по настоянию редактора Арчибальда Огдена.

Для завершения романа Рэнд начала принимать специальный препарат для борьбы с усталостью. Медикамент помогал ей работать длительное время, чтобы успеть к сроку публикации книги, но потом она была настолько измучена, что ее врач настаивал на двухнедельном отдыхе. Использование этого препарата в течение примерно трех десятилетий, возможно, способствовало эмоциональной неустойчивости и перепадам настроения писательницы.

"Источник" стал всемирно известным произведением, принеся Айн Рэнд славу и финансовую стабильность. В 1943 году Рэнд продала права на версию фильма студии Warner Brothers. Она вернулась в Голливуд, чтобы написать сценарий по книге. Закончив свою работу над этим сценарием, женщина была нанята продюсером Хэлом Уоллисом в качестве сценариста и драматурга. Ее работа для Уоллиса включала сценарии для фильмов «Любовные письма» и «Ты проходил мимо», которые стали номинантами на престижную кинонаграду "Оскар".

Рэнд также работала над другими проектами, в том числе над планируемой научной трактовкой ее философии, которая называется «Моральная основа индивидуализма». Хотя запланированная книга никогда не была завершена, краткая версия была опубликована как эссе под названием «Единственный путь к завтрашнему дню» в январском выпуске журнала Reader"s Digest за январь 1944 года.

Произведение "Атлант расправил плечи" и философия объективизма

Айн Рэнд в последующие годы после публикации «Источника» получала многочисленные письма от читателей, некоторые из которых глубоко повлияли на ее произведения. В 1951 году Рэнд переехала из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где она собрала вокруг себя группу поклонников. В эту группу (в шутку названную «коллективом») вошли будущий председатель Федеральной резервной системы Алан Гринспен, молодой студент-психолог Натаниэль Бранден и его жена Барбара и двоюродный брат Барбары Леонард Пейкофф. Первоначально группа была неофициальным собранием друзей, которые встречались с Рэнд в выходные в своей квартире, чтобы обсудить философию. Позже она начала разрешать им читать черновики своего нового романа «Атлант расправил плечи», когда были написаны страницы рукописи.

Книга «Атлант расправил плечи», опубликованная в 1957 году, считается самой известной среди всех книг Айн Рэнд. Писательница определила тему романа как «роль разума в существовании человека» и демонстрировала новую моральную философию: мораль рациональных личных интересов. Произведение выражает основные принципы философии объективизма Рэнд и выражает ее концепцию человеческих достижений.

Книга является, по сути, антиутопией. По сюжету романа самые креативные промышленники, ученые и художники начинают забастовку и отступают к горному укрытию, где они строят независимую свободную экономику. Действие происходит в Соединенных Штатах Америки. Герой романа и лидер забастовки Джон Голт описывает забастовку как «остановку двигателя мира». Он собирает вокруг себя людей, которые в наибольшей степени способствуют процветанию и развитию страны. В этой вымышленной забастовке Рэнд намеревалась проиллюстрировать, что без усилий рациональных и продуктивных личностей экономика рухнет, а общество развалится.

Роман включает в себя элементы тайны, романтики и научной фантастики, а также содержит расширенное изложение объективизма в виде длительного монолога, который произносит Голт. Произведение множество раз называлось шедевром в литературных кругах и получило хвалебные оценки со стороны литературных критиков. "Атлант расправил плечи" входит в список книг Айн Рэнд как самое известное произведение писательницы.

Книга «Атлант расправил плечи» стала международным бестселлером. В интервью Майку Уоллесу Рэнд объявила себя «самым креативным мыслителем среди живущих».

Данное произведение - это последняя законченная работа Рэнд в художественной литературе. Это ознаменовало конец ее карьеры как романиста. Далее Рэнд стала активно заниматься разработкой своих философских идей.

Продвижение идей

В 1958 году Натаниэль Бранден основал организацию Nathaniel Branden Lectures, позже получившую название Nathaniel Branden Institute (NBI), чтобы продвигать философию Рэнд. Сторонники философии Айн читали лекции и писали статьи для периодического издания «Объективист», которое она редактировала. Рэнд позже опубликовала некоторые из этих статей в книжной форме. Критики, в том числе некоторые из бывших учеников этой организации и сам Бранден, позже называли объективистское движение культом или религией.

Рэнд высказала мнение по широкому кругу тем: от литературы и музыки до сексуальности и волос на лице, а некоторые из ее последователей пытались соответствовать ее предпочтениям, одеваясь так, чтобы соответствовать персонажам своих романов и покупать мебель, как у писательницы. Тем не менее некоторые из бывших сторонников Айн считали, что степень поклонения преувеличена, а фанатичные поклонники были лишь среди ближайших последователей Рэнд в Нью-Йорке. Рэнд не впечатлила многих слушателей Nathaniel Branden Institute, заставляя придерживаться своих строгих стандартов, иногда реагируя холодно или сердито на тех, кто не соглашался с ней. Список книг Айн Рэнд состоит как из художественных произведений, так и из философских и научных работ.

Философские взгляды

Писательница называла свое философскую систему «объективизмом». Она отвергла все утверждения о неперспективном или априорном знании, включая «инстинкт», «интуицию», «откровение».

Американская писательница считала, что разум - это единственный способ приобретения знаний и отвержения веры и религии. Она осуждала применение силы в политических целях, считая это аморальным. Рэнд выступала против коллективизма и сталинизма, а также анархизма (безвластия). Однако она поддерживала капитализм невмешательства, который она определяла как систему, основанную на признании прав личности, включая право собственности.

В искусстве Айн Рэнд была сторонницей романтического реализма. Она резко критиковала большинство известных ей философов и философских традиций, за исключением Аристотеля, Фомы Аквинского и классических либералов.

Ее философия оказала большое влияние на либеральное движение. Дэвид Нолан, один из руководителей Либеральной партии, заявлял, что «без Айн Рэнд либертарианского направления не было бы»

Мнение критиков

Литературные критики оценивали художественную литературу Рэнд противоречивыми рецензиями, а ученые обычно игнорировали или отвергали ее философию, хотя академический интерес к ее работам за последние десятилетия увеличился.

Движение объективистов пыталось распространять свои идеи как среди широкой публики, так и в академических кругах. Писательница оказала большое влияние на либертарианцев и консерваторов в Америке.

Последние годы жизни

В течение 1960-х и 1970-х годов писательница развивала и распространяла свою философию объективизма через свои научно-популярные работы, а также беседуя со студентами Йельского, Принстонского, Колумбийского, Массачусетского университетов, также выступала в Гарварде. Она получила почетную докторскую степень в колледже Льюиса и Кларка в 1963 году. Женщина также начала проводить ежегодные лекции на форуме Ford Hall, отвечая затем на вопросы аудитории.

Во время этих выступлений она часто занимала противоречивые позиции по политическим и социальным вопросам. Рэнд выступала в поддержку прав женщин на аборт, была против войны во Вьетнаме. Однако она поддерживала Израиль в войне Йом-Киппура 1973 года против коалиции арабских государств. Писательница заявляла, что европейские колонизаторы имели право развивать землю, отобранную у американских индейцев, а также называла гомосексуализм аморальными и отвратительными явлением, в то же время выступая за отмену запрета свободной любви.

Она также поддержала нескольких кандидатов от Республиканской партии в президенты Соединенных Штатов Америки, в наибольшей степени Барри Голдуотера в 1964 году, чью кандидатуру она продвигала в нескольких статьях для информационного издания «Объективист». Американская писательница скончалась от сердечного приступа в марте 1982 года в городе Нью-Йорке. Это краткая биография Айн Рэнд и последних лет ее жизни.

Высказывания писательницы

Американская писательница известна своими высказывания, которые выражали правила жизни Айн Рэнд. Рассмотрим ее наиболее известные цитаты:

Сила и разум противоположны; мораль кончается там, где начинается стрельба.

Я существую - следовательно, я буду мыслить.

Богатство не в накоплении, а в умении выбрать лучшее.

Какое счастье видеть великую, новую, гениальную идею, принадлежащую не мне.

Деньги всегда останутся лишь следствием, они никогда не заменят нас как причину.

Свобода - это фундаментальная необходимость человеческого мышления.

Цитаты и афоризмы Айн Рэнд выражают ее собственную индивидуальную философию. Множество людей цитируют ее произведения, самым цитируемым считается роман "Атлант расправил плечи". Ниже приведено самое известное высказывание (цитата) Айн Рэнд из этого произведения:

Для существа разумного вопрос "быть или не быть?" — это вопрос "мыслить или не мыслить?". Что против разума, то против жизни.

Как видим, во многом писательница оказалась права.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то