А Вы сможете понять, что не так на этой картине Леонардо да Винчи? Официально: «Спаситель мира» – самая дорогая картина на планетеИзображение Иисуса Христа продали за полмиллиарда долларов Странная деталь картины может быть связана с ее баснословной ценой.

«Спаситель мира» (Salvator Mundi) датируют 1500-м годом: считается, что эта последняя работа художника — портретное изображение Спасителя, левой рукой держащего хрустальный шар, а правой сложившего пальцы в благословении, — долгое время была утеряна.

«На протяжении многих лет, вплоть до 2005 года картина считалась утраченной, — говорится в пресс-релизе Christie"s. — Первое документальное упоминание о ней встречается в описи собрания короля Карла I (1600-1649). Считается, что оно украшало собой покои супруги короля, Генриетты Марии Французской в королевском дворце в Гринвиче, а затем было унаследовано Карлом II». В следующий раз, согласно описанию аукционного дома, картина упоминается в 1763 году — тогда она была выставлена на торги Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского.

Очередь к картине Леонардо да Винчи «Спаситель мира» перед аукционом в Нью-Йорке, ноябрь 2017 года

Julie Jacobson/AP

Затем «Спаситель мира» всплывает в 1900-м, когда ее приобрел Чарльз Робинсон, но в качестве произведения Бернардино Луини, одного из последователей Леонардо да Винчи. «В результате этого «Спаситель мира» пополняет собой собрание семьи Куков, расположенное в ричмондском Доути-хаусе, — продолжает Christie"s. — В 1958 году, когда информация о королевском провенансе и авторстве Леонардо была утеряна, картина ушла с молотка в ходе торгов Sotheby"s всего за £45, после чего о ней снова забывают почти на полвека».

В 2013 году картину приобрел за $127,5 млн российский миллиардер Дмитрий при помощи швейцарского дилера Ива Бювье.

Тот, свою очередь, купил ее за $80 млн на частных торгах аукционного дома Sotheby"s у троих арт-дилеров. Один из них, как утверждает , восемью годами раньше обнаружил картину на аукционе недвижимости и купил за $10 млн (тогда эксперты по-прежнему предполагали, что это работа художника школы Леонардо).

Теперь «Спаситель мира» продан неизвестному покупателю за сумму, в 45 раз превышающую ту, что заплатил неназванный арт-дилер в начале 2000-х, при этом первоначальная цена картины, которую заявил дом Christie"s уже составила $100 млн.

Телефонные торги с шестью неизвестными покупателями длились 20 минут. По окончании аудитория взорвалась аплодисментами. Ведущий аукциона Юси Пайлкканен заявил: «Это зенит моей карьеры аукциониста. Никогда больше не будет картины, которую я продам дороже, чем эту сегодняшним вечером».

«Спаситель мира» действительно побил предыдущий рекорд, который когда-либо ставила картина старого мастера. Раньше самой дорогой работой в этой категории считалось «Избиение невинных» Рубенса, ушедшее с молотка в 2002 году за $76,7 млн на аукционе Sotheby"s.

Преступление и наказание

На цену не повлияли даже сомнительные обстоятельства, связанные с этой картиной и ее предыдущим владельцем Дмитрием Рыболовлевым и арт-дилером Ивом Бювье. В 2013 году, когда три дилера продали через Sotheby"s картину за $80 млн, швейцарец продал ее российскому бизнесмену за сумму на $47,5 млн больше буквально через несколько дней. Продавцы картины письменно обратились к Sotheby"s с вопросом, знали ли они, что у картины уже был другой покупатель? Возможно, представители аукциона даже предварительно показали Рыболовлеву работу?

Арт-дилеры грозили судом, если окажется, что они стали жертвами мошенничества, и за картину им заплатили меньше, чем она стоит на самом деле.

Представители аукционного дома приняли меры, первыми отправив это обращение в окружной суд Манхэттена, чтобы заблокировать иск: они заявили, что не знали о том, что Бювье уже договорился с миллиардером, и тот уже ждал «Спасителя мира».


Князь Монако Альбер II и владелец футбольного клуба «Монако» Дмитрий Рыболовлев после матча в Монако, 2014 год

Алексей Даничев/РИА «Новости»

В 2015 году российский владелец футбольного клуба «Монако» подал в суд на арт-дилера Ива Бювье, обвинив его в том, что он многократно завышал цены на продаваемые им работы, в том числе, и на картину Леонардо да Винчи: за 37 картин известных мастеров миллиардер заплатил, в общей сложности, $2 млрд. Бювье все отрицал, а Рыболовлев стал избавляться от работ. В марте он продал произведения Магритта, Родена, Гогена и Пикассо, которые приобрел у Бювье за $174 млн. Выручил он за них — $43,7 млн.

После того, как Рыболовлев подал в суд на Бювье, тот был задержан в Монако, после чего отпущен под залог в €10 млн. После этого арт-дилер заявил, что юридическая система Монако действовала в интересах Рыболовлева. И действительно, в сентябре 2017 года министр юстиции Монако Филипп Нармино подал в отставку после того, как французская опубликовала статью, в которой доказывалось, что российский миллиардер оказывал давление на страны. Самому же Бювье, чтобы покрыть судебные издержки, пришлось продать часть бизнеса, связанную с хранилищами для предметов искусства.

Автора, автора!

Денежные вопросы - не единственное, что смущает в связи со «Спасителем мира». Многие в индустрии вообще сомневаются в том, что картина принадлежит кисти Леонардо. Нью-йоркский критик Джерри Сальц опубликовал в преддверии торгов, 14 ноября, в издании Vulture колонку, в которой подверг сомнению подлинность «Спасителя мира».

Сходу задавшись вопросом, что делает картина Леонардо на аукционе «Послевоенное и современное искусство», он цитирует одного из посетителей: ««Все дело в том, что 90% этой картины создано в последние 50 лет».

«Картина напоминает выдуманную кем-то версию утраченного оригинала, кроме того, на рентгенограммах видны трещины, разрушения красочного слоя, вздувшееся дерево, стертая борода и другие детали, скорректированные, дабы сделать эту копию более похожей на оригинал», — цитирует Джерри Сальца портал «Артгид».

Критика смущает и качество самой работы.

Он утверждает, что великий художник никогда не писал портретов людей в таких простых статичных позах, да еще и фронтально; что картин Леонардо да Винчи в мире насчитывается 15-20, и ни одна из них не представляет собой «портрет» Спасителя; что использованное в картине правило «золотого сечения», на которое ссылается маркетинговый отдел Christie"s, слишком очевидно для художника, находившегося в 1500 году на пике славы.

Кроме того, Сальца смутила масштабная маркетинговая кампания, запущенная аукционным домом перед торгами —

роскошный 162-страничный буклет с цитатами из Достоевского, Фрейда и самого Леонардо, рекламные ролики, на которых запечатлены восторженные зрители на предаукционном показе (среди зрителей были и знаменитости, в частности, и ).

«Обязательно посмотрите расширенный клип, где три сотрудника компании рекламируют картину гонконгским клиентам, описывая ее как «святой грааль нашего дела, мужской образ Моны Лизы последнего да Винчи, наше детище, настоящий блокбастер, сопоставимый с открытием новой планеты, более ценный, чем нефтеперерабатывающий завод», — пишет Джерри Сальц (цитируем по порталу «Артгид»).

Помимо картины Леонардо да Винчи, на аукционе была продана работа «Тайная вечеря» — она ушла с молотка за $60 млн. Появление работ вместе должно было обосновать тот факт, что картина старого мастера продается на аукционе «Послевоенное и современное искусство», который традиционно приносит дому самую большую выручку. В этот раз она составила $785 млн.

Как только картина Леонардо да Винчи «Salvator Mundi», название которой переведено на русский язык, как «Спаситель мира», была продана с аукциона за баснословную сумму в 450 миллионов долларов, вокруг нее разгорелись еще большие страсти, чем они пылали до этого.

Некоторые исследователи, в числе которых главный редактор газеты «Президент», ученый, прекрасный аналитик и писатель Андрей Тюняев, утверждают, что данное полотно – подделка.

Во-первых, авторы такого громкого заявления утверждают, что даже перевод на русский язык названия картины не верный или, скажем так, слишком вольный. «Salvator Mundi» вернее будет перевести, как «Ковчег у Горы». То есть автор изобразил Иисуса Христа в качестве ковчега, несущего одновременно мужские и женские половые признаки. Кстати, из этой веры в Европе все более распространяется психическая религиозная болезнь и плодятся лесбиянки и геи. И даже одно это может служить подтверждением, что картина написана не ранее XIX века.

Во-вторых, на картине Христос держит стеклянный шар – сферическую модель нашей Земли. По мнению экспертов, картина «Salvator Mundi» написана в конце XV века, сам Леонардо да Винчи умер в 1519 году. Однако работа Николая Коперника о гелиоцентрической системе мира («О вращении небесных сфер») была опубликована только в 1543 году, более того, прежде чем Земля приняла сферическую форму в представлении ученых, потребовались столетия после этой публикации ученого. Ведь в то время, обратите внимание, сам Николай Коперник был изображён в таком же ракурсе, как и Христос на «Salvator Mundi». При этом Коперник держит в руке плоскую модель мира, а Христос – уже сферическую, что Леонардо да Винчи не мог просто знать в принципе, а потому изобразить. Сферическая модель Земли стала традиционной только в XVIII- XIX веках. Именно к этому периоду можно отнести написание «Спасителя мира», из чего следует, что знаменитый итальянский художник не имел к ней никакого отношения…

Однако столь «убедительные» рассуждения никак не вяжутся с общеизвестными данными, что Леонардо да Винчи рисовал чертежи вертолетов, подводных лодок, недавно, к примеру, в его черновиках нашли еще и рисунки современного смартфона, из чего некоторые смелые умы даже сделали предположение, что знаменитый художник и ученый был путешественником во времени. Если да Винчи рисовал в XV веке вертолеты, которые появятся только в середине XX столетия, почему он не мог изобразить тогда сферическую Землю?

Как бы то ни было, посмотрите ниже приведенный видеоролик, на котором скрытой камерой сняты эмоции людей, рассматривающих картину Леонардо да Винчи «Salvator Mundi». Впечатление на зрителей она производит, судя по всему, потрясающее. И хотя это не может служить стопроцентным доказательством, что полотно подлинное, однако и о фальшивке как-то говорить получается не очень убедительно…

{rutube}992399c994f731be378129c21499ee86{/rutube}

Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» — 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, — продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 млн 312 тыс. 500 долларов (включая премию). Изображение Иисуса Христа, которое уже окрестили «мужской Моной Лизой», стало не только рекордсменом среди живописных произведений на публичных торгах, но и самой дорогой картиной на планете, - сообщает обозреватель сайта об искусстве "Артхив" Влад Маслов. Ныне известно лишь менее чем о 20-ти картинах гения Возрождения, и «Спаситель Мира» — последняя, остающаяся в частных руках. Другие принадлежат музеям и институтам.

Леонардо да Винчи. Спаситель Мира (Сальватор Мунди). 1500, 65.7×45.7 см

Работу называют «величайшим художественным открытием» последнего столетия. На торги в главном аукционном зале Рокфеллер-Центра собралась почти тысяча коллекционеров, антикваров, советников, журналистов и зрителей. Ещё несколько тысяч следили за продажей в прямом эфире. Битва ставок началась со 100 млн долларов и длилась менее 20 минут. После того, как цена с 332 млн долларов за один шаг выросла до 350-ти миллионов, сражение вели лишь два претендента. Цена в 450 миллионов, названная покупателем по телефону, стала финальной. На данный момент личность нового владельца исторический картины — включая пол и даже регион проживания — сохраняются в тайне.

Предыдущий рекорд на открытых торгах установило полотно Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» — 179,4 млн долларов на распродаже Christie’s в Нью-Йорке в 2015 году.

Наиболее высокая цена за работу какого-либо из старых мастеров была заплачена на торгах Sotheby’s в 2002 году — 76,7 млн долларов за «Избиение младенцев» Питера Пауля Рубенса. Полотно принадлежит частному коллекционеру, но выставлено в Художественной галерее Онтарио в Торонто.

А самой дорогой работой самого да Винчи стал рисунок серебряной иглой «Лошадь и всадник» — 11,5 млн долларов на распродаже в 2001 году.

Хотя нынешний владелец «Спасителя Мира» пока сохраняет инкогнито, имя продавца известно. Это миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев — шеф футбольного клуба AS Monaco. При исследовании провенанса экспертам удалось выяснить, что «Спаситель Мира» был продан в 1958 году как предполагаемая копия всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов в нынешних ценах). После этого он исчез на десятилетия и вновь появился на региональном аукционе США в 2005 году уже без атрибуции. Предположительно, цена составляла менее 10 тыс. долларов. В 2011 году, спустя годы исследований и реставрации, картина появилась на выставке в Национальной галерее в Лондоне, что окончательно закрепило за ней авторство Леонардо да Винчи.

В 2007 — 2010 годах «Спасителя Мира» реставрировала Диана Модестини из Нью-Йорка. «Грубо наложенные и искажающие поздние слои были удалены, а повреждённые фрагменты аккуратно и скрупулёзно восстановлены», — пишут эксперты Christie’s, добавляя, что подобные потери «ожидаемы в большинстве картин старше 500 лет».

Шедевр «Спаситель мира», (пост о котором я выкладывала вчера), вызвал недоверие. И мне показалось, что надо немного рассказать о его судьбе, о том, какие проверки он прошел, кто его продает и почему продажу проводит вечерний аукцион Кристи «Post-War and Contemporary Art» (поствоенное и современное искусство), причем здесь Карл II, то есть, ответить на поднятые вопросы. Но сначала о том, что делает этот мягкий, эфирный портрет Иисуса Христа шедевром.

Вот несколько вещей, которые нужно знать о том, что делает картину такой особенной.

1. У Него прославленное и запутанное происхождение.

Некоторые эксперты считают, что Леонардо первоначально написал работу для французской королевской семьи, и что королева Генриетта Мария привезла его с собой в Англию, когда она вышла замуж за короля Карла I в 1625 году. Работа оставалась частью королевской семьи до 1763 года, а затем пропала почти на 150 лет. Шедевр появился, когда вошел в коллекцию сэра Фридриха Кука в Вирджинии на рубеже 20-го века и снова появился на рынке в 1958 году на аукционе, где картина, приписываемая одному из помощников студии Леонардо, продавалась за простые £ 45.

И опять он пропал из виду. До 2005 года, когда нью-йоркский арт-дилер Александр Париш купил его тоже за выгодную цену в 10 000 долларов.

Затем он и консорциум дилеров продали его «свободному королю» Иву Бувье в частной продаже Sotheby"s за прохладные $ 75- $ 80 млн в 2013 году.
В том же году Бувье продал его за 127,5 млн долларов российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву, который теперь выставляет его на продажу Christie"s.

2. Он был предметом многочисленных судебных процессов.

Рыболовлев подал в суд на Бувье, поскольку Бувье действовал от имени Рыболовлева (и предполагаемо оперировал его средствами), скрыл настоящую цену и мошенничеством нехило нажился на разнице (50 милл $). Группа дилеров, которые первоначально продали эту работу, также угрожала подать в суд на Sotheby"s за разницу между ценой Бувье и Рыболовлевым. Между тем, аукцион стремится изолировать себя от любых судебных процессов, прося суд уточнить, что он не несет ответственности за любые убытки, понесенные продавцами.
Еще один эпизод в судьбе картины, который продолжается и сейчас.

3. Картина была разбита.

Когда реставраторы, наконец, получили ее в свои руки, панель грецкого ореха была расколота и склеена гипсом. Какой-то дрянной реставратор вымазал его чем-то серым. Его даже неоднократно перерисовывали. «Это было крушение, мрачное и очень мрачное».

4. Эксперты знали, что он аутентичен.

Его включение в знаменательную выставку Национальной галереи 2011-12 годов - наиболее полное изображение редких сохранившихся картин Леонардо, когда-либо состоявшихся, - последовало за более чем шестилетним кропотливым исследованием, чтобы подтвердить подлинность картины. Этот процесс начался вскоре после того, как была обнаружена картина - сильно завуалированная с перекрасками, давно принятая за копию - на небольшом региональном аукционе в Соединенных Штатах. Картину рассматривали Мина Грегори (Университет Флоренции) и сэр Николас Пенни (главный куратор Национальной галереи искусств, Вашингтон, впоследствии директор Национальной галереи, Лондон).

Изучение и исследование картины группой международных ученых привело к широкому мнению о том, что Сальватор Мунди был написан Леонардо да Винчи.

Dianne Dwyer Modestini, реставрватор, которая восстановила работу в 2007 году, вспоминает волнение после удаления первых слоев, когда она начала понимать, что картина - шедевр. «Мои руки дрожали», - говорит она. «Я шла домой и не знала, не сошла ли я с ума».
«Что это работа да Винчи мы сразу могли сказать,» - заявил искусствовед Пьетро Марани в 2011 году.

У исследователя эпохи Возрождения Мартина Кемпа были мурашки по телу. «Было совершенно ясно, - сказал Кемп. ««Мона Лиза» присутствует. Итак, после этой первоначальной реакции, вы смотрите на картину, и вы думаете, что письмо на лучше сохранившихся деталях, таких как волосы и т. д., просто невероятно хорошо. Это такой сверхъестественный вихрь, как будто волосы - живое, движущееся вещество или вода, так писал волосы Леонардо».

5. Это «эквивалентность «Моне Лизе»»

Мартин Кемп говорит, «потому что он очень мягкий. Над его левым глазом - справа, когда мы смотрим на него - есть некоторые из этих следов, которые Леонардо сделал рукой, чтобы смягчить письмо, и лицо очень мягко окрашено, что характерно для Леонардо после 1500 года.
«И что очень связывает эти более поздние работы Леонардо, - это чувство психологического движения, и тайны, чего-то не совсем известного.
Он привлекает вас, но не дает вам ответов». Эта сверхъестественная странность проявляют более поздние картины Леонардо.

6. При чем здесь Карл и кому она принадлежала

То, что известно наверняка, это то, что оно принадлежало королю Карлу I (1600-1649), это записано в инвентаре королевской коллекции, составленной через год после его казни. Девять лет спустя, когда Карл II был возвращен на трон, а имущество его покойного отца было отозвано актом парламента, картина была возвращена Короне. Инвентарь 1666коллекции Карла II в Уайтхолле перечисляет его среди избранных картин короля.

7. Сфера - шар Христа

Шар Христа - эмблема царства, а также символ самого мира. Крошечные пятнышки и включения, которые Леонардо кропотливо воспроизвел в области, указывают на то, что он должен быть сделан из горного хрусталя, самой чистой формы кварца и, как верили в эпоху Возрождения, обладал огромными магическими силами. Кристаллы были в реликвариях со времен средневековья. Поэтому сама субстанция земного шара, а также совершенство его сферической формы наделяют шар чудесной сущностью.

«Прекрасная сфера, как видно, содержит и передает свет миру», - отмечает Сисон.
У Леонардо был известный интерес к минералам, которые проявляли особые оптические свойства. Сам художник писал в научном трактате, что свет, проходящий через «прозрачные тела», производит «тот же эффект, что и между заштрихованным объектом и светом, который падает на него».
Модестини отмечает вкрапления в сферу, «они поражают под микроскопом. Каждый из них выписывался средним тоном, черным белым и темной тенью. Они различаются по размеру и расположению и отличаются друг от друга в зависимости от падения света».

Мощным убедительным доказательством авторства Леонардо было открытие многочисленных пентименто, таких как ладонь левой руки, видимая через прозрачный шар.


И последнее:
«Сальватор Мунди» - картина самой знаковой фигуры в мире самого важного художника всех времен», - говорит Лоик Гузер, председатель, «поствоенного и современного искусства» в Кристи.

«… работа Леонардо так же влиятельна в искусстве, которое создается сегодня, как и в XV-XVI веках. Мы чувствовали, что предлагать эту картину в контексте нашей послевоенной и современной вечерней продажи является свидетельством непреходящей актуальности этой картины».

Но там есть еще вполне практичный повод, далекий от оценки роли картины в современном искусстве. Дело в том, что на вечерние продажи современного искусства собираются самые богатые, самые платежеспособные люди планеты. Другие темы столько миллиардеров, способных устроить настоящий, злой торг за шедевр, не собирают.

Вот такая информация и оценка. Как я понимаю, есть скептики, которых не убедить. Оно и не удивительно: находки шедевров такого значения всегда вызывали и будут вызывать споры, и это хорошо.

Развернутая и полная статья, материалы из которой использованы, .

Сегодня побит рекорд торгов, за картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира» неизвестный заплатил почти полмиллиарда долларов. Рисунок – откровенное «фуфло». И на этом фоне естественно возникает вопрос: почему за этот шедевр, к тому же, возможно, ещё и поддельный, отдали столько реальных денег?

Главное, что картина является подделкой . И это следует из исторического контекста её «написания».

О причинах покупки картины за столь высокую цену и о том, что именно означает эта картина, смотрите в видео:

Сначала немного рабочей информации – для любителей считать чужие деньги. По информации The New York Times, картину продавал трастовый фонд российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева, который в 2013 году приобрел ее за $127,5 млн.

А теперь картину кисти Леонардо да Винчи «Salvator Mundi» на аукционе Christie"s в Нью-Йорке купили за $450,3 млн. Имя нового обладателя шедевра Леонардо да Винчи не разглашается.


Так вот что изображено на картине? «Salvator Mundi» вовсе не переводится как «Спаситель мира». Это, скажем так, бестактно вольный перевод.

Правильный перевод такой. «Salvator» переводится как «ваза, сосуд, салатница, чаша» и т.д. Это обозначение сосуда, в который помещён Мир. «Salvator» – это образ религиозного ковчега. Однокоренным слову «Salvator» является «шаланда», «солонка», «салон», «зала» и т.д.

Слово «Mundi» тоже означает вовсе не Мир (сами видите, корень не тот). Вот несколько однокоренных слов: иврит ~ манъоль – «замок»; квенья mundo – «бык» (скорее, двурогий); эст. muna, muhk – «шишка»; каталан. munt, исп. montón – «куча»;

лат. mundus – «чистый».

Смысл слова «Mundi» в том, что оно обозначает мифологическую гору Мир (в индийской традиции – Меру). Именно гору под названием «Мир», а не сам мир как таковой. За пределами этой горы ещё находится огромное количество земель и территорий, которые тоже включаются в обобщающее понятие «мир».

Полностью перевод словосочетания «Salvator Mundi» означает «Ковчег у Горы». Это наиболее традиционный образ всех мифологий мира, а также религий. Наиболее древнее изображение такого ковчега у такой горы – это созвездие Южного неба Корма. Она – остаток от того самого ковчега, на котором древний, ещё добиблейский, мессия переправился с Северного неба в Южное.

Христианство, как религия, построено на языческих мифах и русских волшебных сказках. Состоялось это знаменательное событие – изобретение христианства – в 19-м веке. Авторы – масоны. Первая библия вышла в самом конце 19-го века. Второе её издание – в конце 20-го века.

Основа сюжета об Иисусе Христе изложена в русской сказке «По Щучьему велению». В ней царь запечатывает мать и дитя в бочку (ковчег) и бросает её в море. Этот ковчег, с женщиной и мужчиной на борту, причаливает к волшебному острову Буяну. Такой же сюжет повторил в своей сказке Александр Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Имя Салтан и использовано в слове «Salvator».

Как я сказал в своём видео, Иисус Христос – это именно тот ковчег, в котором одновременно содержится и женская часть, и мужская. Поэтому и на картине Леонардо да Винчи верхняя, мужская часть картины – это лицо мужчины, а нижняя, женская – грудь и тело женщины.

Леонардо изобразил Иисуса Христа в качестве единого ковчега, несущего женские и мужские половые признаки. Из этой веры, кстати, происходит европейская болезнь общества, где поражением головного мозга верующих плодятся геи и лесбиянки. Это психическая религиозная болезнь.

И ещё одна деталь. Имя «Иисус Христос» переводится как «Женщина Мужчина», или в русской традиции – «Яга Велес», в английской – имя «ГенРих», в тотальной традиции «Америка Русь», в географической – «Антарктика Арктика» и т.д. Все переводы равнозначны: низ – женский, верх – мужской.

На картине Леонардо да Винчи Иисус Христос держит сферическую модель Земли. Она исполнена в виде стеклянного шара. Почему стеклянного? Это сделано для того, чтобы показать, что изображённая модель земли – сферическая, и она имеет не только круг в передней плоскости, но и сферическую глубину.

Что говорят по этому поводу специалисты? Они говорят, что этот шедевр из королевской коллекции. Здесь множество подробностей. Которые, однако, может сочинить любой. Вот эти душещипательные подробности:

«Как отметил эксперт по творчеству Леонардо да Винчи Люк Сэйсон, картина, возможно, была написана для французского королевского дома и попала в Англию после женитьбы Карла I на французской принцессе Генриетте Марии в 1625 году. Тогда же мастер Вацлав Холлар, видимо, по приказу королевы сделал с полотна гравюру.

Картина числилась в реестре королевской коллекции, составленном через год после казни Карла I в 1649 году, затем была продана на аукционе в 1651 году и к 1666 году вернулась в королевскую коллекцию при Карле II. По некоторым данным, она находилась в личном кабинете короля. После 1763 года следы картины теряются, пока ее не приобрели в 1900 году в сильно поврежденном виде для частной коллекции.

В 2007 году картина была отреставрирована в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета. На следующий год группа международно признанных экспертов по творчеству Леонардо да Винчи изучала полотно в Национальной галерее в Лондоне и сравнивала манеру письма с другой известной работой мастера "Мадонна в скалах".

По мнению одной группы экспертов, "Спаситель мира" относится к концу миланского периода творчества Леонардо да Винчи в 1490-х годах, когда мастер писал знаменитую "Тайную вечерю". Другая группа экспертов считает, что картина написана несколько позднее, в 1500-х годах, во флорентийский период творчества Леонардо да Винчи », http://tass.ru/kultura/4733122 .

Леонардо да Винчи родился в 1452 году и умер в 1519 году. Первая работа о гелиоцентрической системе была опубликована Николаем Коперником только в 1543 году опубликовал свою работу о гелиоцентрической системе – «О вращении небесных сфер». После этого потребовалось ещё несколько десятилетий и столетий, прежде чем Земля в представлении учёных приняла сферическую форму.


Даже сам Николай Коперник изображён в таком же ракурсе, как и персонаж на дорогущей картине. Но Коперник держит в своей левой руке плоскую модель Мира, а Иисус Христос – сферическую. Вывернув ход времени наизнанку.

Что же касается вселенной вообще, то она и в наши дни является плоским кругом, а вовсе не сферой.

Таким образом, Леонардо да Винчи не мог изобразить то, о чём в его время никто ничего не знал. Конечно, заманчиво обманываться гением и провидением. Но факт есть факт. Сферическая Земля стала традиционной только в 18 – 19 веках.

К этому времени и следует отнести дату написания картины «Salvator Mundi», то есть «Ковчег у Горы» – это полотно 17 – 19 веков. И, естественно, подделка.

Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент»

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то