Жидо-МИД. Министры иностранных дел РФ

Министры иностранных дел СССР: кто они и какими они были?

Вячеслав Михайлович Молотов (партийный псевдоним, настоящая фамилия - Скрябин) родился 25 февраля (9 марта) 1890 года в слободе Кукарка Кукарского уезда Вятской губернии (ныне город Советск Кировской области) в семье Михаила Прохоровича Скрябина, приказчика торгового дома купца Якова Небогатикова.
Детские годы В. М. Молотова прошли в Вятке и в Нолинске. В 1902-1908 годах он учился в 1-м Казанском реальном училище. На волне событий 1905 года примкнул к революционному движению, в 1906 году вступил в РСДРП. В апреле 1909 года был впервые арестован и сослан в Вологодскую губернию.
Отбыв ссылку, в 1911 году В. М. Молотов приехал в Санкт-Петербург, сдал экстерном экзамены за реальное училище и поступил на экономическое отделение Политехнического института. С 1912 года сотрудничал в большевистской газете «Звезда», затем стал секретарем редакции газеты «Правда», членом Петербургского комитета РСДРП. Во время подготовки издания «Правды» познакомился с И. В. Сталиным.
После ареста фракции РСДРП в IV Государственной думе в 1914 году скрывался под фамилией Молотов. С осени 1914 года работал в Москве над воссозданием разгромленной охранкой парторганизации. В 1915 году В. М. Молотов был арестован и сослан на три года в Иркутскую губернию. В 1916 году из ссылки бежал, жил на нелегальном положении.
Февральскую революцию 1917 года В. М. Молотов встретил в Петрограде. Он являлся делегатом VII (апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б) (24−29 апреля 1917 года), делегатом VI съезда РСДРП (б) от Петроградской организации. Входил в состав Русского бюро ЦК РСДРП (б), Исполкома Петроградского совета и Военно-революционного комитета, руководившего свержением Временного правительства в октябре 1917 года.
После установления советской власти В. М. Молотов находился на руководящей партийной работе. В 1919 году он был председателем Нижегородского губисполкома, позднее стал секретарем Донецкого губкома РКП (б). В 1920 году был избран секретарем ЦК КП (б) Украины.
В 1921-1930 годах В. М. Молотов занимал должность секретаря ЦК ВКП (б). С 1921 года он был кандидатом в члены Политбюро ЦК партии, в 1926 году вошел в состав Политбюро. Активно участвовал в борьбе с внутрипартийной оппозицией, выдвинулся в число близких соратников И. В. Сталина.
В 1930-1941 годах В. М. Молотов возглавлял СНК СССР, одновременно с мая 1939 года являлся наркомом иностранных дел СССР. С его именем связана целая эпоха в советской внешней политике. Подпись В. М. Молотова стоит под договором о ненападении с гитлеровской Германией от 23 августа 1939 года (так называемый «пакт Риббентропа-Молотова»), оценки которого были и остаются неоднозначными.
На долю В. М. Молотова выпал удел известить советский народ о нападении нацистской Германии на СССР 22 июня 1941 года. Сказанные им тогда слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами», - вошли в историю Великой Отечественной войны 1941−1945 годов.
Именно Молотова известил советский народ о нападении нацистской Германии
В военные годы В. М. Молотов занимал посты первого заместителя Председателя СНК СССР, заместителя Председателя Государственного комитета обороны СССР. В 1943 году он был удостоен звания Героя Социалистического труда. В. М. Молотов принимал самое активное участи в организации и проведении Тегеранской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференций глав правительств трех союзных держав - СССР, США и Великобритании, на которых были определены основные параметры послевоенного устройства Европы.
В. М. Молотов оставался на посту руководителя НКИД (с 1946 года - МИД СССР) до 1949 года, вновь возглавлял министерство в 1953-1957 годах. С 1941 и до 1957 года он одновременно занимал должность первого заместителя Председателя СНК (с 1946 года - Совета Министров) СССР.

На июньском пленуме ЦК КПСС 1957 года В. М. Молотов выступил против Н. С. Хрущева, примкнув к его противникам, которые были осуждены как «антипартийная группа». Вместе с другими ее членами он был выведен из состава руководящих органов партии и снят со всех государственных постов.
В 1957-1960 годах В. М. Молотов был послом СССР в Монгольской Народной Республике, в 1960-1962 годах возглавлял советское представительство в Международном агентстве по атомной энергии в Вене. В 1962 году был отозван из Вены и исключен из КПСС. Приказом по МИД СССР от 12 сентября 1963 года В. М. Молотов был освобожден от работы в министерстве в связи с уходом на пенсию.
В 1984 году с санкции К. У. Черненко В. М. Молотов был восстановлен в КПСС с сохранением партийного стажа.
В. М. Молотов скончался в Москве 8 ноября 1986 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Андрей Януарьевич Вышинский (4 марта 1949 − 5 марта 1953)
Андрей Януарьевич Вышинский, потомок старинного польского дворянского рода, бывший меньшевик, подписавший распоряжение об аресте Ленина, казалось бы, был обречен попасть в жернова системы. Удивительно, но вместо этого он сам пришел во власть, занимая посты: Прокурора СССР, Прокурора РСФСР, Министра иностранных дел, ректора МГУ.
Во многом он был обязан этим своим личностным качествам, ведь даже его противники нередко отмечают глубокую образованность и выдающиеся ораторские способности. Именно по этой причине и лекции, и судебные речи Вышинского всегда привлекали к себе внимание не только профессионального юридического сообщества, но и всего населения. Отмечали и его работоспособность. Уже на посту Министра иностранных дел он работал с 11 часов утра до 4−5 часов утра следующего дня.
Именно это способствовало его вкладу в юридическую науку. В свое время его труды по криминалистике, уголовному процессу, теории государства и права, международному праву считались классическими. Да и сейчас в фундаменте современной российской юриспруденции лежит разработанная А. Я. Вышинским концепция отраслевого деления системы права.
На посту Министра Вышинский работал с 11 часов утра до 4−5 часов утра следующего дня
Но все же в историю А. Я. Вышинский вошел как «главный советский обвинитель» на процессах 1930-х годов. По этой причине его имя почти всегда ассоциируется с периодом «Большого террора». «Московские процессы», несомненно, не соответствовали принципам справедливого суда. На основании косвенных доказательств невиновные были приговорены к расстрелу или длительным срокам заключения.
Как «инквизитора» его характеризовала и внесудебная форма назначения наказаний, в которой он участвовал - так называемая «двойка», официально - Комиссия НКВД СССР и Прокурора СССР. Обвиняемые в данном случае были лишены даже формального судебного процесса.
Однако позволю себе процитировать самого Вышинского: «Было бы большой ошибкой видеть в обвинительной работе прокуратуры основное ее содержание. Главная задача прокуратуры - быть проводником и стражем законности».
На посту Прокурора СССР основной его задачей была реформа прокурорского и следственного аппарата. Предстояло справиться со следующими проблемами: низкая образованность прокуроров и следователей, дефицит кадров, бюрократизм, халатность. В итоге была сформирована уникальная система надзора за соблюдением законности, какой прокуратура и остается в настоящее время.
Направленность действий Вышинского носила даже правозащитный характер, насколько это было возможно в условиях тоталитарной действительности. Так, например, в январе 1936 года им был инициирован пересмотр дел в отношении колхозников и представителей сельской власти, осужденных за хищения в начале 30-х годов. Десятки тысяч из них вышли на свободу.
Менее известна деятельность, направленная на поддержку советсткой защиты. В многочисленных выступлениях и трудах он отстаивал независимость и процессуальные полномочия адвокатов, нередко критикуя своих коллег за пренебрежение стороной защиты. Однако декларируемые идеалы не реализовывались на практике, если вспомнить, например, «тройки», являвшиеся противоположностью состязательного процесса.
Дипломатическая карьера А. Я. Вышинского вызывает не меньший интерес. В последние годы жизни он занимал пост постоянного представителя СССР при ООН. В своих выступлениях он высказывал авторитетное мнение по многим направлениям международной политики и международного права. Известна его речь по поводу принятия Всемирной декларации прав человека - Вышинский предвидел проблемы с реализацией провозглашенных прав, которые только сейчас замечены в научном и профессиональном сообществе.
Личность Андрея Януарьевича Вышинского неоднозначна. С одной стороны - участие в карательном правосудии. С другой - научные и профессиональные достижения, сильные личные качества, стремление к достижению идеала «социалистической законности». Именно они заставляют даже самого яростного противника Вышинского признать в нем того носителя высших ценностей - «человека своего дела».
Можно сделать вывод, что быть им в условиях тоталитаризма возможно. Это подтверждено А. Я. Вышинским.
Дмитрий Трофимович Шепилов (27 ферваля 1956 - 29 июня 1957)

Родился в семье рабочего железнодорожных мастерских. После переезда семьи в Ташкент учился сначала в гимназии потом в средней школе.
В 1926 окончил юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и аграрный факультет Института красной профессуры.
С 1926 года - в органах юстиции, в 1926-1928 годах работал прокурором в Якутии. С 1929 года - на научной работе. В 1933-1935 годах работал в политотделе одного из сибирских совхозов. После публикации ряда заметных статей был приглашён в Институт экономики Академии наук СССР. С 1935 года - в аппарате ЦК ВКП (б) (Отдел науки). Как сообщает Леонид Млечин, на одном из совещаний по вопросам науки Шепилов «позволил себе возразить Сталину». Сталин предложил ему пойти на попятную, однако Шепилов стоял на своём, в результате чего был изгнан из ЦК и семь месяцев просидел без работы.
С 1938 года - учёный секретарь Института экономики АН СССР.
В первые дни войны добровольцем ушёл на фронт в составе московского ополчения, хотя имел «бронь», как профессор, и возможность поехать в Казахстан директором Института экономики. С 1941 по 1946 год - в Советской Армии. Прошёл путь от рядового до генерал-майора, начальника Политотдела 4-й Гвардейской армии.
В 1956 году Хрущёв добился смещения Молотова с поста министра иностранных дел СССР, поставив на его место своего соратника Шепилова. 2 июня 1956 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Шепилов был назначен министром иностранных дел СССР, сменив на этом посту Вячеслава Михайловича Молотова.
В июне 1956 года советский министр иностранных дел впервые в истории совершил турне по Ближнему Востоку, посетив Египет, Сирию, Ливан, а также Грецию. Во время переговоров в Египте с президентом Насером в июне 1956 года дал секретное согласие СССР спонсировать строительство Асуанской плотины. При этом Шепилов, по роду своей предыдущей деятельности не будучи международником-профессионалом, оказался под впечатлением поистине «фараонского» приёма, который устроил ему тогдашний президент Египта Насер, и по возвращении в Москву сумел убедить Хрущёва в форсировании налаживания отношений с арабскими странами Ближнего Востока в противовес нормализации отношений с Израилем. При этом следует учесть, что во время Второй мировой войны практически вся политическая элита стран Ближнего Востока так или иначе сотрудничала с гитлеровской Германией, а сам Насер и его братья тогда учились в германских высших военно-учебных заведениях.
Представлял позицию СССР по Суэцкому кризису и по восстанию в Венгрии в 1956 году. Возглавил советскую делегацию на Лондонской конференции по Суэцкому каналу.
Способствовал нормализации советско-японских отношений: в октябре 1956 года была подписана совместная декларация с Японией, прекращающая состояние войны. СССР и Япония обменялись послами.
В своем выступлении на ХХ съезде КПСС призывал к насильственному экспорту социализма за пределы СССР. В то же время участвовал в подготовке доклада Хрущёва «О культе личности и его последствиях», однако подготовленный вариант доклада был существенно изменён.
Шепилов призывал к насильственному экспорту социализма за пределы СССР
Когда Маленков, Молотов и Каганович в июне 1957 попытались сместить Хрущёва на заседании Президиума ЦК КПСС, предъявив ему целый список обвинений, Шепилов вдруг тоже начал критиковать Хрущева за установление собственного «культа личности», хотя в названную группу никогда не входил. В результате поражения группировки Молотова, Маленкова, Кагановича на последовавшем 22 июня 1957 года Пленуме ЦК КПСС родилась формулировка «антипартийная группа Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова». Существует и иное, менее литературно-зрелищное объяснение истоков формулировки с использованием слова «примкнувший»: группу, которая состояла бы из восьми участников, неловко было назвать «отколовшейся антипартийной группкой», так как она оказывалась явным большинством, и это было бы очевидно даже для читателей «Правды». Чтобы называться «фракционерами-раскольниками», членов группы должно было быть не больше семи; Шепилов же был восьмым.
Резоннее звучит предположение, что, в отличие от семи членов «антипартийной группы» - членов Президиума ЦК КПСС, Шепилов был определён как «примкнувший», поскольку, как кандидат в члены Президиума, не имел права решающего голоса при голосовании.
Шепилов был освобождён от всех партийных и государственных должностей. С 1957 года - директор, с 1959 года - заместитель директора Института экономики АН Киргизской ССР, в 1960-1982 годах - археограф, затем старший археограф в Главном архивном управлении при Совмине СССР.
Так как клише «и примкнувший к ним Шепилов» активно муссировалось в прессе, появился анекдот: «Самая длинная фамилия - Ипримкнувшийкнимшепилов»; когда пол-литровую бутылку водки делили «на троих», четвёртый собутыльник прозывался «Шепиловым» и т. п. Благодаря этой фразе имя партийного функционера узнали миллионы советских граждан. Собственные воспоминания Шепилова полемически озаглавлены «Непримкнувший»; они резко критичны по отношению к Хрущёву.
Сам Шепилов, согласно воспоминаниям, считал дело сфабрикованным. Он был исключён из партии в 1962 году, восстановлен в 1976 году, а в 1991 году восстановлен в Академии наук СССР. С 1982 года - на пенсии.
Умер 18 августа 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Андрей Андреевич Громыко (2 июля 1985 - 1 октября 1988)

Из всех российских и советских министров иностранных дел только один Андрея Андреевича Громыко прослужил на этом посту легендарно длительный срок - двадцать восемь лет. Его имя было хорошо известно не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Знаменитым на весь мир его сделала должность министра иностранных дел СССР.
Дипломатическая судьба А. А. Громыко сложилась так, что на протяжении без малого полувека он находился в центре мировой политики, снискал уважение даже своих политических оппонентов. В дипломатических кругах его называли «патриархом дипломатии», «самым информированным министром иностранных дел в мире». Его наследие, несмотря на то, что советская эпоха осталась далеко позади, и сегодня актуально.
А. А. Громыко родился 5 июля 1909 года в деревне Старые Громыки Ветковского района Гомельской области. В 1932 г. окончил Экономический институт, в 1936 г.- аспирантуру ВНИИ экономики сельского хозяйства, доктор экономических наук (с 1956 г.). В 1939 переведен в Наркомат иностранных дел (НКИД) СССР. К этому времени в результате репрессий были уничтожены практически все руководящие кадры советской дипломатии, и Громыко стал быстро делать карьеру. В свои неполные 30 лет выходец из белорусской глубинки с дипломом кандидата экономических наук почти сразу после прихода в НКИД получил ответственный пост заведующего Отделом американских стран. Это был необычайно крутой взлет даже по тем временам, когда карьеры создавались и рушились в одночасье. Не успел молодой дипломат обосноваться в своих новых апартаментах на Смоленской площади, как последовал вызов в Кремль. Сталин в присутствии Молотова сказал: «Товарищ Громыко, мы намерены послать вас на работу в посольство СССР в США в качестве советника». Так, А. Громыко на четыре года стал советником посольства в США и одновременно посланником на Кубе.
В 1946-1949 гг. зам. министра иностранных дел СССР и одновременно в 1946-1948 гг. пост. представитель СССР при ООН, в 1949-1952 гг. и 1953-1957 гг. первый зам. министра иностранных дел СССР, в 1952-1953 гг. посол СССР в Великобритании, в апреле 1957 года Громыко назначается министром иностранных дел СССР и работает на этом посту до июля 1985 года. С 1983 г. первый заместитель Председателя Совмина СССР. В 1985-1988 гг. Председатель Президиума Верховного Совета СССР.
Дипломатический талант Андрея Андреевича Громыко был замечен за рубежом быстро. Признанный Западом авторитет Андрея Громыко был высшей пробы. В августе 1947 года журнал «Таймс» писал: «Как постоянный представитель Советского Союза в Совете Безопасности Громыко делает свою работу на уровне умопомрачительной компетенции».
В то же время, с легкой руки западных журналистов, Андрей Громыко, как активнейший участник «холодной войны», стал обладателем целой серии нелестных кличек вроде «Андрей волк», «робот-мизантроп», «человек без лица», «современный неандерталец» и т. д. Громыко стал хорошо известен в международных кругах своим вечно недовольным и мрачным выражением лица, а также крайне неуступчивыми действиями, за что получил прозвище «Мистер Нет». По поводу этого прозвища А. А. Громыко отмечал: «Мои «нет» они слышали гораздо реже, чем я их «ноу», ведь мы выдвигали гораздо больше предложений. Меня в их газетах прозвали «господин Нет», потому что я собой манипулировать не позволял. Кто стремился к этому, хотел манипулировать Советским Союзом. Мы - великая держава, и никому этого делать не позволим!"
Благодаря своей неуступчивости Громыко получил прозвище «Мистер Нет»
Однако Вилли Брандт, канцлер ФРГ в воспоминаниях отметил: «Я нашел Громыко более приятным собеседником, чем представлял его себе по рассказам об этаком язвительном «мистере Нет». Он производил впечатление корректного и невозмутимого человека, сдержанного на приятный англосакский манер. Он умел в ненавязчивой форме дать понять, каким огромным опытом он обладает».
А. А. Громыко исключительно твердо придерживался утвержденной позиции. «Советский Союз на международной арене - это я, - думал Андрей Громыко. - Все наши успехи на переговорах, приведших к заключению важных международных договоров и соглашений, объясняются тем, что я был убежденно тверд и даже непреклонен в особенности когда видел, что со мной, а значит, и с Советским Союзом, разговаривают с позиции силы или играют в «кошки-мышки». Я никогда не лебезил перед западниками и после того, как меня били по одной щеке, вторую не подставлял. Более того, действовал так, чтобы и моему не в меру строптивому оппоненту было несладко».
Многие не знали, что А. А. Громыко обладал восхитительным чувством юмора. Его замечания могли включать в себя меткие комментарии, которые становились сюрпризом в напряженные моменты при приеме делегаций. Генри Киссинджер, приезжая в Москву, постоянно боялся прослушивания со стороны КГБ. Однажды он во время встречи указал на люстру, висевшую в комнате, и попросил, чтобы КГБ сделал ему копию американских документов, так как у американцев «вышла из строя» копировальная техника. Громыко в тон ему ответил, что люстры делались еще при царях и в них могут быть только микрофоны.
Среди важнейших достижений Андрей Громыко выделял четыре момента: создание ООН, выработку соглашений по ограничению ядерных вооружений, легализацию границ в Европе и, наконец, признание США за СССР роли великой державы.
Мало кто сегодня помнит, что ООН была задумана в Москве. Именно здесь в октябре 1943 года Советский Союз, США и Великобритания объявили, что мир нуждается в организации по международной безопасности. Это было легко декларировать, но трудно сделать. Громыко стоял у истоков ООН, под Уставом этой организации стоит его подпись. В 1946 году он стал первым советским представителем в ООН и одновременно заместителем, а затем первым заместителем министра иностранных дел. Громыко был участником, а впоследствии главой делегации нашей страны на 22 сессиях Генассамблеи ООН.
«Вопросом вопросов», «сверхзадачей», по выражению самого А. А. Громыко, был для него процесс переговоров по контролю над гонкой вооружений как обычных, так и ядерных. Он прошел все этапы послевоенной разоруженческой эпопеи. Уже в 1946 году от имени СССР А. А. Громыко выступил с предложением о всеобщем сокращении и регулировании вооружений и о запрещении военного использования атомной энергии. Предметом особой гордости Громыко считал подписанный 5 августа 1963 года Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, переговоры по которому тянулись с 1958 года.
Другим приоритетом внешней политики А. А. Громыко считал закрепление результатов Второй мировой войны. Это, прежде всего, урегулирование вокруг Западного Берлина, оформление статус-кво с двумя германскими государствами, ФРГ и ГДР, а затем и общеевропейские дела.
Огромных сил, настойчивости и гибкости потребовали от Москвы исторические соглашения СССР (а затем Польши и Чехословакии) с ФРГ в 1970-1971 годах, а также четырехстороннее соглашение 1971 года по Западному Берлину. Насколько велика личная роль А. А. Громыко в подготовке этих фундаментальных для мира в Европе документов видно хотя бы из того, что для выработки текста Московского договора 1970 года он провел 15 встреч с советником канцлера В. Брандта Э. Баром и столько же с министром иностранных дел В. Шеелем.
Именно они и предшествовавшие усилия расчистили путь к разрядке и созыву Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Значение подписанного в августе 1975 года в Хельсинки Заключительного акта имело мировой масштаб. Это был, по существу, кодекс поведения государств в ключевых сферах взаимоотношений, включая военно-политическую. Была закреплена нерушимость послевоенных границ в Европе, чему А. А. Громыко придавал особое значение, созданы предпосылки для укрепления европейской стабильности и безопасности.
Именно благодаря усилиям А. А. Громыко были расставлены все точки над «i» между СССР и США в период «холодной войны». В сентябре 1984 года по инициативе американцев в Вашингтоне прошла встреча Андрея Громыко с Рональдом Рейганом. Это были первые переговоры Рейгана с представителем советского руководства. Рейган признал за Советским Союзом статус сверхдержавы. Но еще более значительным стало другое заявление. Напомню слова, сказанные глашатаем мифа об «империи зла» после окончания встречи в Белом доме: «Соединенные Штаты уважают статус Советского Союза как сверхдержавы… и у нас нет желания изменить его социальную систему». Таким образом, дипломатия Громыко добилась от США официального признания принципа невмешательства во внутренние дела Советского Союза.
Благодаря Громыко были стабилизированы отношения СССР и США
Андрей Громыко носил в памяти множество фактов, забытых широкими кругами международной общественности. «Ты представляешь, - рассказывал Андрей Громыко сыну, - выступает, да ни кто-либо, а лощеный Макмиллан, премьер-министр Великобритании. Так как это было в разгар «холодной войны», делает выпады в наш адрес. Ну, я бы сказал, работает обычная ооновская кухня, со всеми ее политическими, дипломатическими и пропагандистскими приемами. Я сижу и думаю, как на эти выпады при случае, в ходе дебатов, ответить. Неожиданно, сидевший рядом со мной Никита Сергеевич наклоняется и, как я сначала подумал, что-то ищет под столом. Я даже чуть отодвинулся, чтобы ему не мешать. И вдруг вижу - вытаскивает ботинок и начинает колотить им по поверхности стола. Откровенно говоря, первая мысль была, что Хрущёву дурно. Но через мгновение я понял, что наш лидер протестует таким образом, стремится поставить Макмиллана в неловкое положение. Я весь напрягся и против своей воли стал стучать по столу кулаками - ведь надо же было как-то поддержать главу советской делегации. В сторону Хрущёва не смотрел, мне было неловко. Ситуация складывалась действительно комическая. И ведь что удивительно, можно произнести десятки умных и даже блестящих речей, но оратора через десятилетия может никто и не вспомнит, башмак Хрущёва не забудут.
В результате почти полувековой практики А. А. Громыко выработал для себя «золотые правила» дипломатической работы, которые, впрочем, актуальны не только для дипломатов:
- абсолютно недопустимо сразу раскрывать другой стороне все карты, хотеть решить проблему одним махом;
- осторожное использование встреч в верхах; плохо подготовленные, они приносят больше вреда, чем пользы;
- нельзя позволять манипулировать собой ни с помощью грубых, ни с помощью изощренных средств;
- для успеха во внешней политике нужна реальная оценка обстановки. Еще более важно, чтобы эта реальность никуда не исчезла;
- самое трудное - закрепление реального положения дипломатическими договоренностями, международно-правовое оформление компромисса;
- постоянная борьба за инициативу. В дипломатии инициатива - лучший способ защиты государственных интересов.
А. А. Громыко считал, что дипломатическая деятельность - труд тяжелый, требующий от тех, кто им занимается, мобилизации всех своих знаний и способностей. Задача дипломата - «бороться до конца за интересы своей страны, без ущерба для других». «Работать по всему диапазону международных отношений, находить полезные связи между отдельными, казалось бы, процессами», - эта мысль была своеобразной константой его дипломатической деятельности. «Главное в дипломатии - компромисс, лад между государствами и их руководителями».
В октябре 1988 года Андрей Андреевич вышел на пенсию и работал над мемуарами. Он ушел из жизни 2 июля 1989 года. «Государство, Отечество - это мы, - любил говорить он. - Если не сделаем мы, не сделает никто».

Эдуар Амвросиевич Шеварнадзе (2 июля 1985 - 20 декабря 1990)

Родился 25 января 1928 г. в селе Мамати Ланчхутского района (Гурия).
Окончил Тбилисский медицинский техникум. В 1959 году окончил Кутаисский педагогический институт им. А. Цулукидзе.
С 1946 года на комсомольской и партийной работе. С 1961 по 1964 годы был первым секретарем райкома Компартии Грузии в Мцхете, а затем первым секретарем Первомайского райкома партии Тбилиси. В период с 1964 по 1972 - первый заместитель министра по охране общественного порядка, затем - министр внутренних дел Грузии. С 1972 по 1985 годы - первый секретарь Центрального Комитета Компартии Грузии. На этом посту проводил получившую большое паблисити кампанию по борьбе с теневым рынком и коррупцией, которая, однако, не привела к искоренению этих явлений.
В 1985-1990 годах - министр иностранных дел СССР, с 1985 по 1990 - член Политбюро ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 9−11 созывов. В 1990-1991 годах - народный депутат СССР.
В декабре 1990 года ушел в отставку «в знак протеста против надвигающейся диктатуры» и в тот же год вышел из рядов КПСС. В ноябре 1991 года по приглашению Горбачёва вновь возглавил МИД СССР (называвшийся в то время Министерством внешних сношений), но после распада СССР через месяц эта должность была упразднена.
Шеварднадзе являлся одним из соратников Горбачёва в проведении политики перестройки
В декабре 1991 Министр внешних сношений СССР Э. А. Шеварднадзе одним из первых среди руководителей СССР признал Беловежские соглашения и предстоящее прекращение существования СССР.
Э. А. Шеварднадзе являлся одним из соратников М. С. Горбачёва в проведении политики перестройки, гласности и разрядки международной напряженности.

Леонид Михайлович Млечин

МИД. Министры иностранных дел. Внешняя политика России. От Ленина и Троцкого - до Путина и Медведева

Предисловие

Сергей Викторович Лавров - всего лишь четырнадцатый министр иностранных дел с октября 1917 года. Для сравнения: и министров внутренних дел, и руководителей госбезопасности за эти десятилетия сменилось больше двадцати.

Среди министров-дипломатов было три академика (Евгений Примаков, Вячеслав Молотов и Андрей Вышинский) и один член-корреспондент Академии наук (Дмитрий Шепилов). Были блистательно образованные люди и те, кто вовсе не знал иностранных языков и до назначения министром почти не бывал за границей. Двое из них дважды занимали свой пост - Вячеслав Молотов и Эдуард Шеварднадзе. Самое короткое время министрами были Борис Панкин - меньше трех месяцев, Лев Троцкий - пять месяцев и Дмитрий Шепилов - восемь с половиной месяцев. Дольше всех Андрей Громыко - двадцать восемь лет.

Трое длительное время были исключены из истории дипломатии: это Троцкий, Вышинский и Шепилов. Четвертого - Молотова - одни с проклятиями вычеркивали из истории, другие триумфально возвращали.

Сэр Генри Уоттон, британский поэт и дипломат, в 1604 году написал на форзаце книги свое определение дипломата, которое получило широкое распространение: «Добропорядочный человек, посланный за границу, чтобы лгать от имени своей страны». Это определение превращает дипломата всего лишь в исполнителя.

Все министры уверяют, что разработка внешней политики - прерогатива первого лица, что они лишь исполняют волю генерального секретаря или президента. Но это лукавство. На формирование политики личность министра оказывает решающее влияние. Молотов привнес в политику догматизм и упрямство, которых не было у Сталина. Шеварднадзе шел дальше Горбачева в партнерстве с Западом. При одном и том же президенте Ельцине Козырев пытался сделать Россию союзником Запада, а Примаков отказался от этой линии.

Эдуард Шеварднадзе перестал быть министром, потому что исчезло само государство - Советский Союз. Дмитрий Шепилов ушел с поста министра на повышение - секретарем ЦК. Андрей Громыко ненадолго занял высокую, но безвластную должность председателя Президиума Верховного Совета СССР. Евгений Примаков под аплодисменты Государственной думы переместился с поста министра прямо в кресло главы правительства. Обратный путь проделал Молотов: он с поста председателя Совета министров переехал в Министерство иностранных дел.

Одиннадцать из четырнадцати министров подвергались жесткой критике: одни - еще находясь при должности, остальные - после отставки или даже после смерти. Некоторых из них проклинают как монстров и демонов и по сей день. Исключение - Евгений Примаков. Он на посту министра обрел еще больше сторонников и поклонников.

Из четырнадцати наркомов и министров восемь были отправлены в отставку или ушли сами по причине недовольства их работой. У хозяев ведомства внутренних дел судьба пострашнее - шестерых расстреляли, двое покончили с собой; из руководителей Лубянки расстреляли пятерых, другие попали в тюрьму или в опалу. Министров иностранных дел Бог миловал. Даже Максима Литвинова, жизнь которого висела на волоске, Сталин почему-то не уничтожил.

Сегодня жизнь стала проще. Ушедший с поста министра (явно не по собственному желанию) Игорь Иванов остается заметной фигурой. Но в определенном смысле всем героям этой книги можно посочувствовать.

Знаменитый историк Евгений Викторович Тарле навестил однажды не менее знаменитого юриста Анатолия Федоровича Кони. Кони жаловался на старость. Тарле сказал:

Что вы, Анатолий Федорович, грех вам жаловаться. Вон Бриан старше вас, а все еще охотится на тигров.

Аристид Бриан в XIX веке был премьер-министром Франции и министром иностранных дел.

Да, - меланхолически ответил Кони, - ему хорошо. Бриан охотится на тигров, а здесь тигры охотятся на нас.

Читатель быстро увидит, что эта книга посвящена не только наркомам и министрам иностранных дел, внешней политике и дипломатии. Это еще один взгляд на историю нашей страны с 1917 года и по сей день…

Часть первая

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И РЕВОЛЮЦИЯ

ЛЕВ ДАВИДОВИЧ ТРОЦКИЙ: «РЕВОЛЮЦИИ НЕ НУЖНА ДИПЛОМАТИЯ»

В одно из октябрьских воскресений 1923 года председатель Реввоенсовета республики, народный комиссар по военным и морским делам, член политбюро Лев Давидович Троцкий поехал на охоту, сильно промочил ноги и простудился.

«Я слег, - писал он в автобиографической книге. - После инфлюэнцы открылась какая-то криптогенная температура. Врачи запретили вставать с постели. Так что я пролежал остаток осени и зиму. Это значит, что я прохворал дискуссию 1923 года против «троцкизма ». Можно предвидеть революцию и войну, но нельзя предвидеть последствия осенней охоты на утку ».

Болезнь действительно оказалась роковой. На столь печально окончившуюся для него охоту Троцкий отправился в роли второго человека в стране, чья популярность была сравнима с ленинской. Когда он через несколько месяцев поправится, то обнаружит, что превратился в гонимого оппозиционера, лишенного власти и окруженного непримиримыми врагами. И все это, по мнению Троцкого, произошло оттого, что неизвестная болезнь выбила его из колеи.

Врачи прописали председателю Реввоенсовета постельный режим, и он старательно лечился. Пока партийный аппарат поднимали на борьбу с «троцкизмом », Лев Давидович находился в подмосковном санатории и, занятый своей болезнью, плохо понимал, какие перемены происходят в стране. Ну что, в самом деле, можно требовать от человека, которого измучила высокая температура, который вынужден ограничивать свое общение кругом кремлевских врачей ?

Нетрудно, впрочем, заметить разительный контраст между Троцким и Лениным: уже смертельно больной, Владимир Ильич, несмотря на строжайшие запреты врачей, пытался участвовать в политической жизни страны и влиять на нее. Троцкий же, заболев, решительно отдаляется от всех дел, размышляет, вспоминает, пишет. Ленин рвется к делу. Троцкий охотно принимает рекомендации врачей: отдыхать и лечиться.

Большевистские лидеры, компенсируя трудности и неудобства былой жизни, быстро освоили преимущества своего нового положения. Они лечились за границей, в основном в Германии, ездили в санатории, уходили в длительный отпуск. И не спорили, когда врачи, тонко чувствовавшие настроения своих высокопоставленных пациентов, предписывали им отдых в комфортных условиях.

Уже много тысячелетий судьбы государств и населяющих их народов очень часто решаются не на полях сражений, а в ходе дипломатических переговоров. Именно поэтому сегодня ни одна страна не может обойтись без Министерства иностранных дел. При этом, как показывает опыт, успешная работа этого ведомства зачастую бывает связана с личностными качествами, а также с профессионализмом и организаторскими способностями его руководителя. Чтобы убедиться в сказанном, стоит узнать, кто занимал этот высокий пост ранее, и какие министры иностранных дел России имеют особые заслуги перед нашей страной.

Посольский приказ

Когда в России появилась постоянно действующая дипломатическая служба, доподлинно неизвестно. Однако самый старый из сохранившихся документов - указ о назначении Ивана Висковатого дьяком посольского приказа - относится к 1549 году. По всей видимости, этот чиновник рьяно взялся за дело, так как после того, как он занял эту должность, бумаги, касающиеся дипломатической деятельности в первые годы правления Ивана Грозного, были приведены в полный порядок, а сам он вскоре стал хранителем государственной печати.

Висковатый руководил посольским приказом 21 год, после чего был заподозрен в измене и казнен. Опала постигла и сменившего его на должности Василия Щекалова, а новый дьяк - Афанасий Власьев - стал знаменит тем, что официально представлял жениха Лжедимитрия I во время его помолвки с Мариной Мнишек.

Посольская коллегия

Хотя обмен постоянными дипломатическими представителями между Россией и некоторыми иностранными государствами произошел уже в 1673 году, формирование внешнеполитического ведомства по европейскому образцу началось в 1706-м с основания Посольской походной канцелярии. Спустя 12 лет она была преобразована в Коллегию иностранных дел и с момента основания в течение последующих 17 лет возглавлялась Гавриилом Головкиным. Эта неординарная личность была ближайшим сподвижником Петра Первого и сыграла судьбоносную роль в вопросе воцарения Анны Иоанновны.

В последующие годы высокий пост Президента коллегии иностранных дел занимали А. Остерман, А. Черкасский, А. Бестужев-Рюмин. Последний особенно отличился, обеспечив триумф русской дипломатии в Елизаветинскую эпоху и заняв пост канцлера. Кроме того, при нем была создана служба перлюстрации переписки иностранных послов.

В 1758 году сосланного в ссылку А. Бестужева сменил на посту руководителя внешнеполитического ведомства М. Воронцов, который вскоре впал в немилость и уехал «лечиться за границу». При этом его обязанности были возложены на графа Никиту Панина. Далее началась кабинетная чехарда, когда председателей коллегии замещали первоприсутствующие (соответствует статусу врио).

Министерство иностранных дел при Александре Первом

Все встало на свои места, когда было организовано новое внешнеполитическое ведомство на основе Посольской коллегии (некоторое время существовали параллельно).

Первый министр иностранных дел России - Александр Романович Воронцов - получил эту должность благодаря брату, который был уважаем в английском обществе и мог посодействовать сближению с Великобританией. Такой союз был необходим для успеха в противостоянии с Францией, где воцарился Наполеон. Биография министра иностранных дел России Воронцова примечательна и тем, что он помогал А. Н. Радищеву в подготовке проекта первой Конституции.

После отставки Александра Романовича, в течение нескольких месяцев пост министра занимал А. Будберг, однако подписание Тильзитского договора стало крахом его дипломатической карьеры.

В сложный период войны с Наполеоном внешнеполитическим ведомством руководил Н. Румянцев. Этот министр стал инициатором подписания нескольких важнейших международных договоров, включая Фридрихсгамский, по которому частью России стала Финляндия, и Петербургский - о мире со Швецией.

После его отставки Александр Первый некоторое время сам возглавлял ведомство, а затем передал дела К. Нессельроде. Если ранее министры иностранных дел России менялись в среднем каждые 5-6 лет, то этот опытный дипломат прослужил почти 4 десятилетия. Его отставка была почетной, и указ о ней был подписан Александром Вторым в 1856 году, после смерти Николая Первого.

Министры иностранных дел России с 1856 по 1917 год

Среди тех, кто занимал пост руководителя внешнеполитического ведомства после К. Нессельроде и до его упразднения, упоминания заслуживают:

  • А. Горчаков, который был активным сторонником союза с бисмарковской Германией;
  • А. Извольский, печально известный своей ролью в «дипломатической Цусиме», связанной с оккупацией Боснии Австрией;
  • С. Сазонов, заключивший в 1915 году секретный договор с государствами Антанты о переходе Константинополя и проливов Черного моря под контроль России.

Последним, кто вошел в список под заголовком «Министры иностранных дел России», стал Николай Покровский, арестованный в дни Февральской революции.

Внешнеполитическое ведомство Российской Республики

Временным правительством Министерство иностранных дел было сформировано 15 марта 1917 года. Было решено, что руководить им будет кадет П. Милюков. Благодаря его титаническим усилиям многие государства признали правительство Керенского. Однако, когда стало известно о его обещании правительствам Антанты вести войну до победы, был смещен с должности из-за протестов Петроградского гарнизона.

Его заменил М. Терещенко, который был арестован 8 ноября в Зимнем дворце. Бывший министр иностранных дел России бежал из-под ареста и умер в Монако в 1956 году.

Наркомат

Новая власть упразднила Министерство иностранных дел. Оно было заменено Народным комиссариатом, первым руководителем которого стал небезызвестный Л. Троцкий. В марте 1918-го он отказался от этой должности, так как был противником подписания Брестского мира. Его сменил Г. Чичерин, который происходил из семьи потомственных дипломатов и смог упрочить шаткое положение молодой Республики на международной арене. После его ухода на пенсию с 1930 по 1939 год наркомом был М. Литвинов, впоследствии отстраненный от исполнения своих обязанностей в связи с провалом англо-франко-советских переговоров.

Следующим руководителем внешнеполитического ведомства стал В. Молотов. Ему пришлось работать на посту Наркома иностранных дел в тяжелейшие предвоенные годы и во время ВОВ. Именно он прочитал знаменитое обращение к советскому народу 22 июня 1941 года, а незадолго до этого подписал печально известный Пакт с Риббентропом.

Министерство Иностранных дел СССР

Заметной фигурой на посту Министра иностранных дел был и А. Громыко, который занимал эту должность 28 лет и передал свой пост Эдуарду Шеварднадзе. Последний был ближайшим соратником М. Горбачева и проводником его внешней политики. В 1991-м должность Министра иностранных дел СССР была упразднена.

Внешнеполитическое ведомство после распада СССР

В 1991 году функции союзного министерства перешли к МИД РСФСР, которое возглавлял А. Козырев, а после его отставки Министерством иностранных дел стал руководить Е. Примаков. Его преемником стал И. Иванов. В результате отставки правительства Касьянова он сдал дела, и остро встал вопрос о назначении нового руководителя МИД. В результате в 2004 году было объявлено, что новый министр иностранных дел России - Сергей Лавров. Он начал карьеру в 1972 году стажером в МИД СССР и пользовался уважением коллег.

Министр иностранных дел России: Лавров (биография)

Дипломат родился в Москве 1950 году. После окончания английской спецшколы (завершил обучение с серебряной медалью) поступил в МГИМО. С 1972 года работал во внешнеполитическом ведомстве СССР. Занимал должности атташе посольства в Шри-Ланке, старшего советника Представительства Советского Союза при ООН и др. С 1994 по 2004 год был постоянным представителем нашей страны при Организации объединенных Наций.

Сегодня министр иностранных дел России Лавров признан одним из самых влиятельных и уважаемых дипломатов и прекрасным переговорщиком, способным примирить даже противников, которые не могут прийти к консенсусу не одно десятилетие.

Теперь вам известно, кто в разные годы возглавлял российскую дипломатию, и кому мы обязаны взлетами и падениями отечественной внешней политики за последние 400 лет.

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая 2018 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении министром иностранных дел (МИД) РФ Сергея Лаврова.

После распада СССР и подписания соглашения об образовании Союза Независимых Государств 8 декабря 1991 г., руководство внешней политикой России перешло от союзного министерства иностранных дел к МИД РСФСР (создано в 1944 г., до 1991 г. занималось вопросами выезда за границу жителей республики). С 1990 г. российский МИД возглавляли четыре министра. Дольше всех в должности по состоянию на 18 мая 2018 г. находился Сергей Лавров - 5 тыс. 183 дня. Самый короткий срок на посту министра был у Евгения Примакова - 976 дней.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о руководителях министерства с 1990 г.

Андрей Козырев (1990-1996)

Андрей Козырев (род. 1951), окончил Московский государственный институт международных отношений МИД СССР. Кандидат исторических наук (1977). С 1974 г. работал в центральном аппарате МИД СССР, с 1986 г. - был советником, руководителем отдела, заместителем начальника, начальником управления международных организаций внешнеполитического ведомства. С 11 октября 1990 г. по 5 января 1996 г. - министр иностранных дел РСФСР (с 25 декабря 1991 г. - РФ) в правительствах Ивана Силаева, Бориса Ельцина, Егора Гайдара и Виктора Черномырдина. В декабре 1991 г. вместе с Сергеем Шахраем, Егором Гайдаром и Геннадием Бурбулисом представлял РСФСР в рабочей группе, подготовившей Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и об образовании СНГ. Принимал участие в создании предвыборного блока "Выбор России". В 1993-2000 гг. - депутат Госдумы РФ I - III созывов. Входил в президиум Российского еврейского конгресса, был членом совета директоров, вице-президентом американской корпорации IСN Рhаrmасеutiсаls, старшим партнером инвесткомпании Global Strategic Ventures, возглавлял совет директоров Инвестторгбанка. В настоящее время проживает в г. Майями (шт. Флорида, США).

Евгений Примаков (1996-1998)

Евгений Примаков (1929-2015), выпускник арабского отделения Московского института востоковедения. Доктор экономических наук (1969), академик Академии наук СССР (1979). С 1956 г. работал в арабской редакции Госкомитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР, с 1965 г. был собственным корреспондентом газеты "Правда" на Ближнем Востоке. С 1970 г. был заместителем директора, в 1985-1989 г. - директором Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. В конце 1980-х гг. Евгений Примаков начал политическую карьеру, стал одним из заметных деятелей горбачевской "перестройки". В 1989 г. был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, являлся членом комиссии ЦК по международной политике. Одновременно возглавлял одну из палат Верховного Совета СССР, был академиком - секретарем отделения экономики АН СССР. С 1990 по 1991 г. входил в Президентский совет СССР, отвечал за внешнюю политику, вел переговоры с президентом Ирака Саддамом Хусейном по вопросу вывода иракских войск с территории Кувейта. Также был помощником президента СССР Михаила Горбачева в отношениях с "Большой семеркой". С сентября по декабрь 1991 г. возглавлял советскую внешнюю разведку - Первое Главное управление КГБ, затем Центральную службу разведки СССР. После распада СССР в 1991-1996 гг. был директором Службы внешней разведки РФ. 9 января 1996 г. был назначен министром иностранных дел, занимал этот пост в правительствах Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Евгений Примаков первым выдвинул идею укрепления сотрудничества в формате тройки Россия-Индия-Китай, которая дала старт процессу оформления БРИКС, выступал против ужесточения санкций в отношении Югославии и планов интервенции НАТО в этой стране. 11 сентября 1998 г. покинул МИД и возглавил российское правительство. После отставки с поста премьера в мае 1999 г. стал лидером избирательного блока "Отечество - Вся Россия" (ОВР) вместе с Юрием Лужковым и экс-губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым. В декабре 1999 г. избран депутатом Госдумы III созыва по списку ОВР. Тогда же официально заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента России в 2000 г. Однако в феврале 2000 г. отказался от участия в выборах. В декабре 2001 г. стал президентом Торгово-промышленной палаты РФ, досрочно прекратив депутатские полномочия. Занимал этот пост до 2011 г. Скончался 26 июня 2015 г. в Москве.

Игорь Иванов (1998-2004)

Игорь Иванов (род. 1945), окончил переводческий факультет Московского государственного института иностранных языков им. М. Тореза. Доктор исторических наук (2005). С 1969 г. был научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. С 1973 г. работал в центральном аппарате и зарубежных представительствах МИД СССР, в 1980-х гг. был советником в посольстве Советского Союза в Испании, помощником министра иностранных дел Эдуарда Шеварнадзе. После распада СССР руководил российским посольством в Испании, с декабря 1993 г. стал первым заместителем министра иностранных дел РФ. 11 сентября 1998 г. был назначен главой МИД. Сохранял свой пост в составе правительств Евгения Примакова, Сергея Степашина, Владимира Путина, Михаила Касьянова и Михаила Фрадкова. Под руководством Иванова была разработана и принята Концепция внешней политики РФ (2000). В марте 2004 г. ушел с поста главы МИД. В 2004-2007 г. - секретарь Совета безопасности РФ. Затем возглавлял комитет по стратегии и инвестициям нефтегазовой компании "Лукойл". Был директором Российского центра исследований Азиатско- Тихоокеанского экономического сотрудничества при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. В настоящее время - президент Российского совета по международным делам.

Сергей Лавров (2004 - н. в.)

Сергей Лавров (род. 1950), окончил восточное отделение факультета международных отношений МГИМО МИД СССР. С 1972 г. работал в посольстве СССР в Шри-Ланке, затем в управлении международных организаций МИД. С 1981 по 1988 г. - первый секретарь, советник, старший советник в постоянном представительстве Советского Союза при ООН в Нью-Йорке. На момент распада СССР занимал должность начальника управления международных организаций, в апреле 1992 г. был назначен заместителем министра иностранных дел РФ Андрея Козырева. С 1994 г. в течение десяти лет возглавлял постпредство России при ООН в Нью-Йорке. 9 марта 2004 г. сменил в должности министра иностранных дел РФ Игоря Иванова. Сохранял свой пост в правительствах Михаила Фрадкова, Виктора Зубкова, Владимира Путина и Дмитрия Медведева..

8/20 сентября 1802 г. Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел . С его созданием КИД не прекратила своего существования, однако постепенно все важнейшие политические вопросы были переданы в ведение различных подразделений МИДа. Окончательно Коллегия была упразднена в 1832 г.

Первый министр иностранных дел А.Р.Воронцов сформировал временную канцелярию, которая первоначально делилась на 4 экспедиции, занимавшиеся политической перепиской. Позднее, в 1806 г., была установлена новая структура Канцелярии министра. В составе МИД появился ряд новых департаментов, в том числе Экспедиция консульских дел, Учебное отделение восточных языков, Внутренняя хозяйственная часть, департамент внутренних сношений, департамент внешних сношений и др.

К 1816 г. МИД обрел четкую структуру, которая сохранялась стабильной до 40-х годов XIX в. Главой МИД являлось второе после императора лицо в государственном управлении - министр иностранных дел в чине канцлера. Заместителями или помощниками министра назначались два статс-секретаря МИД. Чиновникам присваивались ранги в соответствии с международной классификацией, установленной Венским конгрессом (1815 г.). Принятые в 1815 г. дипломатические ранги просуществовали в России до октября 1917 г.

Центральный аппарат МИД включал: Канцелярию, Департамент внутренних сношений (в ведение которого входили все политические и консульские дела, а также вопросы, касающиеся русских подданных); Азиатский департамент и Департамент личного состава и хозяйственных дел. В состав центрального аппарата МИД наряду с тремя департаментами входили также Архивы МИД, Комиссия по изданию государственных грамот и договоров и редакционные конторы официальных изданий МИД на русском и французском языках.

Заграничные подразделения составляли: посольства России в великих державах, миссии, резидентуры в небольших и зависимых восточных странах, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.

В 1846 г. по предложению канцлера К.В.Нессельроде было принято "Учреждение Министерства иностранных дел" (Положение о МИД), определившее новую структуру и функции Министерства. Согласно статье 1 "Учреждения" - "Министерство иностранных дел имеет предметом: политические сношения с иностранными государствами, ходатайство о законной защите российских подданных в чужих краях и содействие удовлетворению справедливых домогательств иностранцев по делам их в России". Статья 4 закрепила структуру МИД.

В результате Крымской войны (1853-1856 гг.) международное положение России серьезно осложнилось. В этот непростой для России период в 1856 г. МИД возглавил А.М. Горчаков , с именем которого связаны крупнейшие достижения на международной арене, а также реорганизация самого ведомства. Вошли в историю знаменитые циркуляры Горчакова - 1856 г., излагавший основы внешней политики России, и 1870 г., объявлявший, что Россия более не считает себя связанной условиями Парижского мирного договора, ограничивавшими ее суверенные права на Черном море.

В 1868 г. было введено в действие новое "Учреждение МИД", а также изменены в сторону сокращения штаты центральных подразделений ведомства. Если в 1839 г. в штате МИД числилось 535 чиновников, то при Горчакове были оставлены лишь 134 штатные должности. Вместе с тем департаментам предоставлялось право иметь "для усиления их средств" чиновников сверх штата.

К 90-м годам XIX в. в связи с усложнением внешнеполитических задач вновь назрела необходимость структурного преобразования Министерства. В ноябре 1895 г. член Совета Министерства известный юрист-международник Ф.Ф. Мартенс подготовил план реорганизации МИД с учетом опыта дипломатических ведомств западноевропейских стран, однако этот проект не был осуществлен.

Только после назначения в мае 1906 г. министром иностранных дел А.П.Извольского в МИД была проведена очередная, растянувшаяся на несколько лет реформа с целью модернизации структуры ведомства в соответствии с новыми политическими условиями, созданными революцией 1905 г. и созывом Государственной думы.

В частности, тогда был создан Отдел печати, в обязанности которого входило отслеживать публикации русской и иностранной прессы по международной тематике и "давать общественному мнению объяснения относительно деятельности министерства".

К 1913 г. Россией была создана разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств . Так, если в 1758 г. существовало 11 российских загранучреждений, в 1868 г. - 102, в 1897 г. - 147, в 1903 г. - 173, то к началу первой мировой войны Россия поддерживала дипломатические отношения с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

В 1914 г. при министре С. Д. Сазонове был одобрен законопроект о новых штатах МИД, который не был реализован в связи с началом первой мировой войны. Усложнение и расширение задач и функций министерства в военное время повлекли за собой необходимость внести изменения в структуру МИД и работу его загранпредставительств. Появилось новое подразделение - Юрисконсультская часть, в декабре 1915 г. был создан Особый отдел военнопленных, а в апреле 1916 г. Осведомительный отдел с целью получения и разработки сведений "о развитии политической мысли в зарубежных странах". Для поддержания постоянного контакта со Ставкой верховного главнокомандующего была создана Дипломатическая канцелярия.

Использованы материалы сайта Историко-документального департамента МИД России

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то