Жены-мироносицы: праздновать ли Православный женский день.

Реклама

История жен-мироносиц связана с именами Марии Магдалины, Саломии (дочери Иосифа Обручника), Марии и Марфы (сестры Лазаря), Иоанны (жена Хузы), Марии Клеоповой (жены брата Обручника), которые первыми пришли к пещере, где покоился Иисус. Они пришли туда, чтобы по обычаю омыть тело и подготовить его к погребению согласно традициям того времени. С собой у них были специальные благовония. Именно за них они и стали называться мироносицами.

Очень показательно, что приверженцы Христа отреклись от него, испугались гонений и преследований существующих властей, а именно женщины не побоялись и проявили смелость, придя почтить того, кому верили. Именно жен мироносиц у пещеры встретил ангел, провозгласивший, что Иисуса нет там, а он воскрес.

День жен мироносиц в 2018 году какого числа,что можно и что нельзя делать, молитвы: традиции этого дня

В этот День женщины традиционно собирались вместе, поздравляли друг друга и принимали поздравления от мужчин. Они готовили «девичью яичницу» из собранных накануне по всем дворам яиц. Почему яйца? Потому что в этот период курицы начинали активно нестись после зимы, а что, как не яйцо символизирует непрерывную цепь рождения новой жизни. Кроме того, желток - символ солнца, возрождения.

День жён-мироносиц или Неделя святых жён мироносиц - подвижный праздник в православном календаре, приходящийся на второе воскресенье после Пасхи. В этот день церковь поминает Жён-мироносиц, а также Иосифа Аримафейского и тайного ученика Иисуса Христа Никодима.

В культуре восточных славян день считался бабьим праздником. В некоторых местах в этот день совершался обряд кумления. Обрядовой едой была «девичья», или «бабья» яичница. День завершал весеннюю молодёжную обрядность Радоницкой недели.

Есть икона, на которой изображены женщины мироносицы над гробом Христа. Пред этой иконой и желательно прочесть вот такие слова:

"Слава вам, женщины отважные, что ко гробу Христа пришли и не побоялись осуждения со стороны злого неверующего народа. Слава Тебе, Святая Мария Магдалина, что затеяла это доброе дело и сподвигла на него своих единомышленниц. Даруйте мне хоть каплю вашей отважности, чтоб и моя вера была крепкой хочу. Во имя Отца, Сына, и Святого Духа! Аминь! Аминь! Аминь!"

День жен мироносиц в 2018 году какого числа,что можно и что нельзя делать, молитвы: смотреть видео

Жены-мироносицы – прославленные Церковью в лике святых Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные: (Мф.28:1); (Мк.15:40, 16:1); (Лк.24:10); (Ин.20:1-2, 11-18). Память празднуется в 3-е воскресенье по Пасхе. Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок.

Hе все имена этих жен-миpоносиц нам известны. Евангелисты и Священное Пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие. Сpеди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хyзы, домопpавителя цаpя Иpода; пpостые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой pыбака. В числе миpоносиц были женщины одинокие – девы и вдовы, были и матеpи семейств, котоpые, бyдyчи yвлечены словом пpоповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопyтствyя Господy вместе с дpyгими женщинами в заботах о Hем.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц : Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться.

Марина Горинова Газета «Благовест»

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.

Многие православные христиане не относятся к дате 8-го марта как к Международному женскому дню, что обуславливается историей праздника, получившего распространение в годы советской власти в России. Да и само именование праздника "международным женским днем" является ошибочным, ведь далеко не во всех странах Европы 8-го марта чествуют женщин.


Для православных верующих людей существует особый день календаря, который подразумевает всех представительниц прекрасного пола. Это торжество получило именование в честь святых женщин, именующихся в христианской традиции и культуре мироносицами.


Имена жен-мироносиц следующие: Марфа и Мария (сестры праведного Лазаря), равноапостольная Мария Магдалина, Сусанна, Саломия, Иоанна и Мария Клеопова. Церковь именует этих женщин мироносицами потому, что именно они желали исполнить ритуальный долг перед телом умершего Спасителя. Святые жены должны были помазать тело Господа Иисуса Христа после погребения специальными благоуханными ароматами, именующимися миром. Для этого рано утром в субботу женщины отправились ко гробу Христа.


Евангелисты называют следующие , пришедших ко Гробу Спасителя. У Матфея это Мария Магдалина и "другая Мария"; у Марка - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать апостола Иакова из числа 70-ти), Саломия (мать апостолов Иакова и Иоанна из числа 12-ти); у Луки - Мария Магдалина, Иоанна, Мария (мать Иакова), а также "другие с ними"; у Иоанна - Мария Магдалина.


Как говорит Священное Писание и христианское предание, эти женщины были особенно близки Господу, они являлись ученицами Спасителя. Некоторые из жен-мироносиц после смерти Христа проповедывали евангелие по миру. К таковым относится святая Мария Магдалина, за свои усердные труды по распространению веры Христовой именуемая Церковью равноапостольной. В числе других мироносиц были матери святых апостолов. Например, мать апостола Иакова (первого епископа Иерусалима) Мария и мама Иоанна Богослова и апостола Иакова Заведеева Саломия. Святые мироносицы Иоанна и Сусанна уверовали во Христа после проповеди Спасителя и следовали за ним. Мария Клеопова являлась дочерью праведного старца Иосифа обручника от первого брака.


Все эти явили своей жизнью пример великой любви ко Господу, как во время земной жизни Спасителя, так и после Его смерти. Мироносиц также можно ставить в пример как выдающихся матерей, воспитавших , в частности апостолов. Поэтому в женах-мироносицах Церковь видит и символ материанства.


Таким образом, в святых женах-мироносицах воплотились все необходимые качества, которые по рекомендациям православной Церкви должны быть присущи всем женщинам (любовь, самопожертвование, подвиг материнства). Именно поэтому в День святых жен-мироносиц православные верующие и поздравляют всех близких и знакомых женщин, желая, чтобы верующие представительницы прекрасного пола возгревали в себе, подобно женам-мироносицам, выдающиеся нравственные качества.


Память святых жен-мироносиц установлена Церковью на третье воскресенье после Пасхи. Торжества, посвященные женщинам продолжаются неделю.

День жён-мироносиц - православный женский день. Кто такие жены-мироносицы и как празднуют их праздник? Открытки и поздравления с днем жен мироносиц

День жен-мироносиц: женский православный праздник

Ряд православных праздников наложился на древние языческие, а некоторые, напротив, получили новое осмысление после событий двадцатого века. Примером такого праздника стал день жён-мироносиц, православный женский день, ставший альтернативой Восьмому марта - празднику революционерок и феминисток.


В нашей статье мы расскажем, кто такие жены-мироносицы и как празднуют их праздник.



Дата дня жен-мироносиц

Праздник этот переходящий, он выпадает, по-церковнославянски говоря, на «третью неделю по Пасхе», то есть второе воскресение после Пасхального (через 2 недели после Пасхи, которая празднуется каждый год по-разному, в зависимости от лунного календаря). При ранней Пасхе праздник жен-мироносиц будет отмечаться в конце апреля.



Кто такие жены-мироносицы

Жены-мироносицы ходили вслед за Христом и апостолами, «служа своим имением», то есть помогая в быту. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия - они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи.


Благодаря Дэну Брауну, имя одной из этих святых, Марии Магдалины привлекло к себе внимание современного общества. Многие заинтересовались жизнью святой, даже ни разу не читая Евангельской истории. Тем не менее, жизнь Марии Магдалины, ее чудеса и миссионерская деятельность не являются предметом вымысла, но подтверждены апостольскими книгами и свидетельствами первых христиан и римских историков.



Мария Магдалина и жены-мироносицы

В Святом Евангелии и во всем Новом Завете святая Мария Магдалина упомянута не раз. Прозвище «Магдалина» свидетельствует, что она происходила из города Магдала, что к северу от Иерусалима.
В Евангелии от Луки евангелист упоминает, что Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов, однако как и когда это произошло - не говорит. Известный исследователь и писатель, протоиерей Николай Агафонов в романе «Жены-мироносицы» предполагает, что отца Марии убили разбойники, разорив семейный дом, и потому она помешалась от горя.


Ни в одном Евангелии, ни в одном первохристианском свидетельстве или римских исторических анналах нет упоминаний о том, что Господь Иисус Христос был женат или состоял в связи с Марией Магдалиной. Это стоит признать выдумкой позднейших историков.


Известно, что Мария Магдалина вместе с другими женами-мироносицами стояла у Креста Господня на Голгофе в то время, как все апостолы разбежались. Видя смерть Христа, все апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, предали Господа. У Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких - и вот, оставленный почти всеми апостолами, Господь умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти - апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу. Они погибли мученической смертью, в то время как жены-мироносицы были у Креста, не боясь римских солдат, и впоследствии мирно несли учение Христа людям.



Явление Христа женам-мироносицам после Воскресения

Во всех Евангелиях также рассказывается, что именно святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» - поняв, что перед ней Христос. Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им.


Неизвестно, что делали жены-мироносицы после Воскресения Христова- вероятно, проповедовали. В Деяниях апостолов - продолжении Евангелия от Луки - описано лишь житие святой Марии Магдалины. Она обошла многие города с проповедью слова Господня. Одним из важнейших эпизодов ее апостольской деятельности стала проповедь перед самим императором Рима Тиберием. Отметим, что к императору не приходили другие апостолы, только слабая женщина - святая Мария. Было принято приходить к императору с дарами, самые же бедные люди приносили хотя бы куриные яйца. Святая Мария рассказала о Христе, Его смерти и Воскресении Тиберию, однако он не поверил ей, сказав, что скорее принесенное ею в дар яйцо станет красным, чем человек воскреснет после трех дней во гробе. Когда святая протянула императору яйцо, оно окрасилось в красный цвет - с тех пор алый цвет стал символическим цветом Пасхи и пасхальных облачений священников.


На склоне лет она поселилась в общине христиан, возглавляемой святым апостолом Иоанном Богословом в городе Эфесе. (Однако по католическому преданию последние годы святой Марии прошли в Марселе - в Италии). Ей было открыто Самим Господом, когда придет ее последний час. Умерла она счастливой.



Храмы святых жен-мироносиц

Поскольку святые жены-мироносицы известна не только своей миссионерской деятельностью, но и чудесной помощью людям, в честь них еще до революции был назван ряд больниц, приютов и школ России. Наиболее частое название было в честь Марии Магдалины. Сегодня имя святой Марии вновь вспоминается. Так, наиболее известны храмы в ее честь


  • В Москве: в Южном Бутово, при Императорском коммерческом училище, в Люберцах.

  • В Петербурге: при Мариинской больнице и Детской больнице святой Марии Магдалины, названных в ее честь.

  • В Минске, здесь действует молодежная община, которая ведет активную миссионерскую и благотворительную деятельность, совершает паломнические поездки.


Значение иконы жен-мироносиц

Сила духа, масштаб личности святых жен-мироносиц отражены на каждой их иконе.


    На иконах жены-мироносицы традиционно изображаются стоящими или по пояс, с крестом - символом проповеди в правой руке и маленьким сосудом святого мира в левой (иногда без креста, но с понятой первой рукой в знак принятия Божией благодати).


    Святая Мария Магдалина - одна из всего шести равноапостольных женщин за всю историю. Кроме нее в этот лик входят мученица Апфия, первомученица Фекла, царица Елена, русская княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина. Интересно, что равноапостольная царица Елена приходилась матерью равноапостольному царю Константину Великому, просветившему Византийскую империю, а княгиня Ольга - бабушкой равноапостольному князю Владимиру, просветителю Руси.


    Интересно выражение лика святой на образах: зачастую оно строгое, даже суровое - святая мужественно идет с сосудом мира навстречу возможной опасности быть убитой римскими солдатами за учение Христа. Однако сегодня появляется все больше икон, наследующих традицию иконографии, созданной Виктором Васнецовым. Этот художник-иконописец начала XX века создал эскиз мозаики для Дармштадтского собора на родине святой императрицы Александры Феодоровны, жены Николая Второго. Васнецов изобразил святую идущей вперед, одухотворенной женщиной, возможно даже в тот момент, когда она увидела Воскресшего Христа.



Жены-мироносицы - покровительницы женщин

Каждый православный христианин знает и почитает многих святых. Молитва ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери - это обычное прошение, которое сопровождает жизнь верующего человека. Но зачастую нам кажется, что для Бога наши просьбы мелки, да и сомнения одолевают: услышит ли Он нас, смилостивится ли… В таких случаях молятся духовным покровителям - святым. Традиционно принято молиться в разных сферах жизни разным святым. Кроме того, у каждого христианина есть свой покровитель - тезоименитый святой. Находят святого покровителя по дате рождения.


У женщин с одним из самых распространенных в нашей стране именем Мария не будет трудностей с определением святой покровительницы - вы можете избрать своей святой равноапостольную Марию Магдалину. Святой Марии может молиться и каждый православный христианин: она является примером мужества, служения Богу и людям, силы воли.


Имя Иоанна также может служить примером распространенной святой покровительницы: в честь нее можно крестить девочек с именем Яна, Жанна, Ивана, Иванка.


Нужно хорошо знать жизнь и подвиги своего покровителя: мы не можем искренне полюбить своего святого, если не знаем его. Многие жития святых описаны в художественной литературе. В книге протоиерея Николая Агафонова «Жены-мироносицы» прекрасно описана жизнь святых покровительниц всех Марий, Жанн, Иоанн.
Женщины, носящие имена жен-мироносиц, могут служить Богу и людям проповедью, преподаванием Закона Божьего.



Женщина в Церкви и почитание жен-мироносиц

Отметим, что в какой-то момент святая Мария Магдалина стала ассоциироваться в культуре с кающейся блудницей, несмотря на то, что Евангелие никак не говорит о ее грехах, только о том, что Христос изгнал из нее невесть откуда явившихся бесов.


В Средние века, по словам исследователей, доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-кающаяся и прощенная грешница и женщина-Царица Небесная, Богоматерь. Святая Мария Магдалина представала в образе кающейся грешницы. Именно она стала самой почитаемой святой среди простых прихожанок, верующих, которые не смели сопоставлять себя с Матерью Божией, но не хотевших искушать. Аналогию своей земной жизни христианки находили в кающейся Магдалине.


Множество женщин прославилось своим служением Церкви, и женский подвиг также не забыт в святых. Так, житие равноапостольной княгини Ольги - это потрясающее историческое свидетельство того, как жизнь одного человека по заповедям Божиим способна просветить целое государство. Учитывая непростое положение женщины в Древней Руси, неприятие русичами христианства и одиночество святой в христианской жизни, личность святой княгини Ольги вызывает восхищение. А у верующих людей - и большую радость от того, что святая приходит на помощь всем просящим ее милости и заступничества во многих бедах.


Самыми известными русскими блаженными также являются женщины - святая Ксеньюшка и святая Матронушка. Ксения Блаженная - одна из самых почитаемых и любимых народом святых, жившая в 18 веке. Матронушка, блаженная Матрона, святая Матрона Московская - все это имена одной святой, почитаемой всей Православной Церковью, любимой и родной для православных христиан всего мира. Святая родилась в XIX веке, а скончалась уже в 1952 году. Есть многие свидетели ее святости, видевшие Матронушку при жизни.



Праздник жен-мироносиц: традиции и обряды, поминовение

Этот праздник не имел такого широкого распространения в дореволюционной России, как, например, Троица. Его иногда называли «Бабьей неделей». Накануне недели жен-мироносиц праздновалась Радоница - поминали усопших. Не стоит на кладбище есть, даже кутью, и особенно пить алкоголь. Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем.


Не нужно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего. В послепасхальные дни на могилах оставляют крашенки - крашеные яйца.


На кладбище можно прочитать акафист об усопших и после него совершить литию - в переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление. Заупокойная лития может совершаться и священником, и мирянином (то есть любым крещеным человеком). Эта лития создана для особой молитвы по усопшим и совершается перед выносом гроба из дома, на кладбище над свежей могилой и даже в любое время по вашему желанию попросить Господа о помощи в загробной жизни вашему близкому человеку - чаще всего на кладбище и перед поминками, после возвращения домой с похорон.



Православный женский день - грех ли праздновать Восьмое марта

Сегодня праздник жен-мироносиц стал международным православным женским днем. В этот день ставят спектакли о святых, многие приходы завели добрую традицию, в ходе которой священники дарят всем прихожанкам цветы и небольшие иконки. Ученики воскресных школ дарят своим мамам и учительницам подарки, сделанные своими руками.


Однако не будет грехом и поздравить женщин «старой закалки», советского воспитания - мам, бабушек, теть - с Восьмым марта. Пусть это феминистский праздник с достаточно кровавой историей, в истории нашей страны он связан с теплом материнских рук, маминой заботой, бабушкиной радостью. Отметьте его, но не забудьте и день святых жен-мироносиц.


Молитвами святых жен-мироносиц да хранит вас Господь!


Так уж сложилось, что многие христианские православные праздники были наложены на более древние языческие. Сделано было это для того, чтобы народ лучше и быстрее привыкал к новой религии, адаптировался к изменившимся требованиям и условиям жизни. Примером таких торжеств является история жён-мироносиц.

Дата празднования

Праздник жен-мироносиц - событие в христианстве особое. Определённой даты у него нет - она зависит от того, на какое число выпадает в том или ином году Пасха. Отмечается торжество в третье послепасхальное воскресенье, на 15-й день после Светлого Христова дня. Если Пасха ранняя, то праздник жен-мироносиц приходится на конец марта или первую половину апреля. При поздней его отмечает Церковь в конце апреля или в мае. Праздничным считается не только само воскресенье, но и вся неделя после него. Среди людей верующих в эти дни принято поздравлять мам, сестёр, бабушек, тёть, дочерей, супругу. Ведь праздник жен-мироносиц считается в христианстве именно женским торжеством.

Две Марии

До нас дошли имена тех, в лице кого Православная Церковь чествует женскую половину человечества. Это две Марии - одна всем известная Магдалина, бывшая грешница, раскаявшаяся в своём распутстве и принявшая заветы Христа как главные и необходимые для жизни. Вторая - Клеопова. По разным источникам, она являлась либо сестрой матери Христа, либо женой брата святого Иосифа Обручника - мужа матери Иисуса. Третьи библейские тексты говорят о ней как о родительнице родственников Сына Божьего - Иакова, Иосии, Симона, Иуды. Отмечается также праздник жен-мироносиц в память об Иоанне, верной ученице Христа. Она ходила с другими слушателями Его по Галилее и тайно похоронила голову когда того погубил Ирод.

Мать апостолов и сёстры Лазаря

Высокую честь церковной памяти заслужила и Саломия. Она - мать учеников и апостолов Иисуса, Иакова и Иоанна. Ей же первой после Магдалины Христос явился при своём воскрешении. В различных Евангелиях упоминаются также сёстры Марфа с Марией родом из Вифании - их Спаситель почтил своим присутствием и проповедями. Но уверовали в Него они после того, как был воскрешён Христом брат их Лазарь. И, конечно, Сусанна, о которой говорит евангелист Лука, - она служила Сыну Божьему «от имений своих». Благодаря этим личностям издавна и по сей день поздравление с праздником жен-мироносиц принимают благочестивые и праведные женщины-христианки.

О событие

Многие, не знающие истории праздника, могут задаться вопросом: почему жёны названы мироносицами? Как понять это выражение? Ответы мы находим в Библии, в Новом Завете. Это жительницы тех мест, где ходил и проповедовал Иисус. Они с радостью и гостеприимством привечали Христа в своих домах, принимали Его как своего личного спасителя, служили Ему и шли за Ним. Когда Иисуса распинали, эти женщины были свидетельницами Его страданий на Голгофе. А наутро после казни, когда тела распятых сняли с крестов и погребли, они пришли к гробу Иисуса, чтобы помазать тело Его миром, как того требовали иудейские обычаи. Отсюда и название торжества. Поздравление с праздником жен-мироносиц связывают также с радостной вестью о воскрешении Христа, которую принесли эти женщины остальным людям. Ведь именно им явился Иисус после крестной смерти. Они первыми узнали правду о спасении и бессмертии души от кроткого ангела, указавшего им на открытый пустой склеп.

Духовно-нравственные связи

Жены-мироносицы почитались на Руси особо. Связано это с элементом благочестия в русской культуре и духовности. Мораль и нравственность, строгие нормы и требования православия вошли в плоть и кровь народа, особенно женской его части. Простые крестьянки, столбовые дворянки, представительницы купеческого и мещанского сословия старались вести жизнь праведную и честную, в страхе божьем. Добрые дела, пожертвования нуждающимся, раздача милостыни нищим и милосердные поступки для страждущих - всё это совершалось ими с особым душевным подъёмом и желанием угодить Господу. Что ещё характерно для русского православия, так это предельно целомудренное отношение к таинству брака. Верность данному слову, клятве перед алтарём (то есть тем заветам, которые завещал Христос) в старину являлось отличительной чертой русской женщины. Идеалы эти живут в народе и сейчас. Жены-мироносицы отличались кротостью, смирением, терпением, всепрощением. Потому и стали они образцом для подражания. И земля русская подарила христианству немало святых и праведниц, блаженных и мучениц, во славу Христову творивших добро. Матушка Матрона, Ксения Петербургская, Феврония Муромская, игумения Екатерина и многие другие почитаются в народе как заступницы, помощницы, утешительницы, целительницы, истинные последовательницы дела Христа.

Православный международный женский день

Жен-мироносиц не зря считается международным. Его радостно отмечают во многих странах мира. И это не удивительно. Ведь женщина рождает на свет новую жизнь, приносит в мир идеи добра и любви, является хранительницей домашнего очага, опорой мужу и детям. По сути, кто такие жены-мироносицы? Обычные матери, сёстры, супруги, только живущие по заповедям Божьим. Самым ярким и значительным олицетворением жертвенного женского начала, любви и всепрощения является, несомненно, Богоматерь. Но и другие святые праведницы также заслужили всеобщее почтение и прославление. Именно поэтому у прекрасной половины человечества есть два торжественных события. Это 8 Марта и праздник святых жен-мироносиц.

Древнеславянские корни

Как уже говорилось, многие христианские знаменательные даты соединились в религиозной практике и народном сознании с более ранними обрядами и ритуалами язычества. Священники не всегда соглашаются с таким утверждением, однако этнографические изыскания доказывают справедливость подобных догадок. Касается это Рождественских святок, ивано-купальских ночных посиделок и многих других магических дней. Так произошло и с праздником жен-мироносиц. У славян он совпал с окончанием молодёжных гуляний на Радуницу. Часто именно на третье послепасхальное воскресение во многих местностях нынешней России, Украины и Белоруссии совершался обряд инициации, или кумления.

Бабьи гулянья

Действо было связано со старинной ворожбой и новыми тогда ещё христианскими символами. Для обряда выбиралось «троицкое дерево» - молодая берёзка на лесной полянке или большая ветка клёна, которую вносили в избу. Деревцо украшали лентами, венками из полевых цветов. В венках вешали узелочки с крашеными яйцами и/или крестики. Женщины и девушки собирались вокруг берёзки и «кумились»: целовали крест-накрест друг друга и через веночки обменивались крестиками и крашенками. Дарились перстеньки и мониста, серьги и бусы, платки и ленты. Суть праздника в этом и была: чтобы женщины села или деревни стали дружнее. Кроме того, вокруг берёзки водили хороводы, пели песни и обязательно угощались. Незамужние девушки гадали на «друга сердечного», а семейные - о своей дальнейшей жизни. Главным блюдом была яичница, которую называли «бабьей». Вообще, когда праздник жены-мироносицы наступал, о нём тоже говорили: «бабий».

Другие названия праздника и связь его с христианством

Этот день в народе имел множество наименований. Главное определение в них указывало именно на женское начало. Его так и кликали: «Бабьей яишней», «Бабьей братчиной», «Бабьей неделей», «Кумитным» или «Завивальным» воскресеньем (от «завивания» берёзок - переплетения её ветвей в виде арки и заплетения кос). Что интересно: практически ни в одной русской губернии не было единого регламента проведения торжеств. В Псковской или Смоленской, Костромской и Нижегородской, равно как и в других, по-своему отмечалось «Бабье воскресенье», или праздник жен-мироносиц. Сценарий везде иной. Единственное, что объединяло их, - накануне женщины ходили по домам, собирали хлеб, выпечку, яйца, другие продукты для общего пира. В праздничный день обязательно незамужние девушки, их старшие родственницы сначала отправлялись в церковь отстоять обедню. После заказывали общий молебен за всю женскую часть деревни. Платили за него не деньгами, а яйцами, что тоже входило в обрядовость мироносицкой недели. А уже под вечер начиналось собственно гуляние: с плясками и песнями и прочими атрибутами праздника. И дальше следовал пир. В краях, где выращивался лён, для богатого урожая часто яичница съедалась под особый заговор.

Поминальные мотивы

Среди дней мироносицкой недели обязательно выделялось время для поминания умерших. Для этих целей в каждом приходе служился общий сорокоуст - мирской, по покойным членам церкви. В под мироносицкое воскресенье, во многих населённых пунктах посещались кладбища и на могилах оставлялись крашенки. В этой традиции тоже явственно слышны отголоски языческих культов, в частности культа предков. Сыграло свою роль в возникновении праздника и обожествление природы, смены времён года, а также наступление земледельческой поры.

«Мироносицкие» дни сегодня

Православный отмечается сегодня во всех христианских приходах России и за её пределами. В воскресных школах при церквях преподавательницы подготавливают с детьми концерт для мам, бабушек, сестёр. В песнях, стихах, разыгрываемых сценках на сюжеты из Священного Писания они прославляют не только библейских героинь, святых, но и просто всех женщин - продолжательниц рода людского, воплощение мира, добра, любви. Если при воскресных школах работают мастерские, то наставники с учениками готовят небольшие подарки для гостий. Это, как правило, рамочки и полочки под иконы, деревянные расписные или с выжженными узорами яйца, мешочки для просфорок и другие красивые и полезные предметы, а также тематические рисунки, аппликации. Организованные с душой, такие праздники оставляют глубокий след в сердце и имеют огромное воспитательно-нравственное значение.

Храмовые торжества

Во всех православных и соборах в эти дни проходят торжественные богослужения. Отовсюду съезжаются в места веры паломники, чтобы ощутить свою общность со всею Церковью Христовой. Миряне посещают службы не менее ревностно, чем православные верующие. В стенах домов Божьих, в благочестивых примерах духовных лиц, в мудрости Священного Писания они ищут и находят опору, помогающую выжить в наше нелёгкое время и дающих надежду на будущее. После Божественных литургий пастыри обращаются к прихожанам с особы Словом - проникновенной проповедью, в которой поздравляют всех женщин со светлым, радостным праздником.

Церковь с уважением и почитанием относится не только к подвигу библейских жен. Особое внимание святые отцы уделяют в своём Слове прославленным и малоизвестным, скромным труженицам Веры. Всем, кто трудится на духовной ниве, христианском поприще, совершая ежедневный, подчас незаметный подвиг во славу Божию, адресуются слова благодарности, пожелания благодати Господней, здоровья и мира - в душах, в семьях, между людьми. В своих проповедях пастыри подчёркивают, что без женского участия, без поддержки женщин, их кропотливой работы на благо Церкви христианство не получило бы столь широкого распространения. В России, например, в эпоху безбожия именно женщины оставались оплотом веры и несгибаемого мужества. Поэтому, хотя они называются слабым полом, их миссия в православии значительна. Об этом всегда должны помнить прихожанки и оставаться олицетворением духовной чистоты, целомудрия, носительницами вечных православных нравственных ценностей. Женщины должны бороться за мир, и пример жен-мироносиц вдохновляет их на этом тернистом пути.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то