Когда змеи ползут в землю. Змеиный праздник. сентября - Воздвиженье. Здвиженье. Здвижнев день

Спасти от змеиного яда в этот праздник не сможет ни один знахарь (Фото: Steve Byland, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 30 мая

Наши предки считали, что в этот день «змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу». Убивать гадов, во множестве ползающих по лесам, было очень опасно: змеиные сородичи будут жестоко мстить любому, кто причинит им вред. А спасти от змеиного яда в этот праздник не сможет ни один знахарь. В народе говорили: «Не ходи в этот день в травы, не тревожь лесные чащи, не пытай судьбы» .

В течение двух коротких периодов каждый год десятки тысяч рыжеволосых подвязочных змей собираются на поверхности их зимних логова. Начиная с первых нескольких теплых дней весны, из этих логовищ выходят змеи из подвязки и собираются в большом количестве, чтобы выполнить увлекательный ритуал спаривания. После двух-трехнедельного безумия спаривающей активности змеи рассеиваются к близлежащим болотам на лето.

Сентября - Воздвиженье. Здвиженье. Здвижнев день

К началу осени они возвращаются к своим логовам, зимуют в трещинах и трещинах известняковой скалы под мерзлым грунтом. Поверните на восток на входной знак и следуйте по короткой дороге на автостоянку. Тропа ветров через родные луга и осиновый лес, и легко следовать. Уровень активности змеиных логова публикуется каждые несколько дней весной и осенью. Проверьте статус при планировании поездки в Нарцисс.

На Руси существовало убеждение, что змеи тесно связаны с некоторыми растениями, и что они способны влиять друг на друга. Многие люди часто носили в ладанке кусочек марьина корня - ему приписывали свойство гнать змей. Также верили, что если рано утром на солнечных опушках разбросать свежие веточки руты, то змеи устремятся к ним, все съедят и вскоре умрут. А вот ясень убить гада не мог - зато был способен лишить его силы и возможности кусаться. Таким же свойством наши предки наделяли изумруд - хотя, конечно, этот камень был доступен далеко не всем.

В этот период змеи заняты спариванием и легко просматриваются посетителями. Наибольшая активность, как правило, совпадает с выходным днем ​​Матери. Когда-то там они остаются активными и видимыми для посетителей, пока прохладная, влажная осенняя погода не заставит их под землей. Осенний просмотр змей лучше всего в теплые солнечные дни.

Всегда хорошая идея иметь с собой колпачок и ветровку. Тропы покрыты дробленым известняком, поэтому вам нужны удобные походные ботинки или крепкая пара кроссов. Вы можете принести свои собственные напитки и легкие закуски. Поскольку вы, скорее всего, будете тратить от одного до двух часов в этом районе и покрывать справедливую кусочек земли, скорее всего, вы будете испытывать жажду и аппетит. Обязательно принесите камеру и пару биноклей для закрытия змеи просмотра и наблюдения за птицами.

Сами змеи не только вызывали у людей страх, но и пользовались определенным уважением. Считали, что пресмыкающиеся и их отдельные части могут лечить болезни. Например, вытопленное из змеи сало служило лекарством от рожистых воспалений и от нагноения глаз, а змеиную шкуру прикладывали к нарывам.

В змеиный праздник принято было сажать бобы. Перед этим их вымачивали в озимой воде, которую собирали в лесных оврагах, где долго лежит снег. При посадке бобов приговаривали: «Уродитесь, бобы, и крупны, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный» .

Доступ к стоянкам и смежным буферным зонам запрещен как для безопасности посетителей, так и для благополучия змей. Пик появления змеи почти дошел до Нарцисс Змеиных Денс. В каждом логове можно увидеть много сотен змей, и теперь змеи активно участвуют в процессе спаривания. Пиковая активность ожидается к середине мая.

Дакша Ранган Цифровой репортер. Туристы со всего мира путешествуют по этому пристрастию дикой природы, чтобы засвидетельствовать массу красно-сторонних подвязочных змей, выходящих из их подземного спящего логова. Как только газета «Нью-Йорк» сообщает, как только женщина-змея проснулась, ее охватили многие мужские змеи в так называемом «спаривающем шаре».

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Преставление свт. Иоанна Златоуста. Леснинской иконы Божией Матери.

Великий двунадесятый праздник посвящен двум важнейшим событиям, связанным с Крестом, на котором был распят Иисус Христос. Это обретение Креста в IV веке благодаря стараниям святой равноапостольной Елены (матери императора Константина Великого) и затем, спустя три века, избавление святыни «из персиянского пленения» императором Ираклием.

Змеи скручиваются и запутываются, когда они скользят к их помощнику в надежде на размножение. Хотя они в три-четыре раза больше, женщины не так-то просто найти. Мейсон, который задокументировал женскую змею, которая родила семь лет после спаривания, наглядно объясняет процесс массового спаривания «Нью-Йорк таймс»: Женщина секретирует феромоны с ее кожи, заманивая от десятков до сотен мужчин, которые пытаются судить ее потирая подбородок по спине и щелкая языком. В конечном итоге она решает, когда она готова спариваться с помощью таинственного механизма, называемого загадочным выбором женщины.

Когда христианская вера, ранее гонимая римскими императорами, по повелению Константина Великого стала государственной религией Римской империи, Елена (мать Константина) отправилась в Иерусалим, чтобы обрести величайшую святыню христианства — Крест Господень, на котором страдал и умер Спаситель. Так как крестная смерть считалась в евангельские времена позором, Крест Господень вместе с крестами двух страдавших с Ним разбойников после совершения казни был зарыт в землю. В 326 году Елене удалось обнаружить место нахождения крестов. По легенде определить, который из них истинный Крест Господень, смогли по тому, что от святыни сразу же начали происходить чудеса. Первым чудом было воскрешение мертвеца: когда похоронная процессия проходила недалеко от раскопок, на умершего решили возлагать поочередно все три креста, и при возложении Креста Господня покойник ожил. Множество народа, собравшегося к месту обретения святыни, не имело возможности увидеть Крест. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий и другие духовные лица стали высоко поднимать (воздвигать) Крест, а люди благоговейно поклонялись ему. На месте страданий Спасителя император Константин и святая Елена построили большой храм в честь Воскресения Христова.

Самый близкий мужчина выигрывает и оставляет в себе вонючий штепсель, который говорит другим отступить. Змеи проводят зиму в известняковых пещерах Манитобы через регион Интерлейк провинции, чтобы избежать низких температур. Они выживают на ранее сохраненном жире до теплой погоды, что позволяет им всплывать. Змеи подвязки являются одними из самых распространенных змей в Северной Америке с диапазоном от Канады до Флориды. Часто сохраняются как домашние животные, они относительно безвредны, хотя некоторые виды обладают мягким нейротоксическим ядом.

В VII веке Крест Господень был воздвигнут в церкви Воскресения в Иерусалиме. С тех пор «вселенское Воздвижение Креста» празднуется во всех церквях христианского мира.

27 сентября - Воздвиженье. Здвиженье. Здвижнев день

По давней традиции, на Руси в день Воздвижения Креста Господня принято было воздвигать часовни, кресты. Это считалось особенно угодным Богу. Придорожные обетные кресты ставились в благодарность за избавление от какой-либо беды, напасти. В обычае было воздвигать (поднимать) в праздник Воздвижения и кресты на новостроящихся храмах. В некоторых местностях ежегодно совершались на Воздвижение крестные ходы вокруг сел и деревень, что, по народному представлению, ограждало население от всякого лиха на весь круглый год.

Однако это не опасно для людей. Где змея подвязки получила свое смешное имя? По словам Дуга Вехслера, биолога дикой природы из Академии естественных наук Университета Дрекселя в Филадельфии и автора «Подвязанных змей», их полоски напоминают подвязки, которые раньше носили, чтобы задержать носки. Другая теория заключается в том, что это коррупция немецкого слова «сад». Змеи подвязки иногда ошибочно называют «садовыми змеями».

Змеи подвязки имеют широкий спектр цветов в зависимости от вида, но «у большинства из них три продольные полосы - одна в центре спины и одна на каждой нижней стороне тела», по словам герпетолога Джеффа Бинна, коллекционера-амфибии и рептилий в Музее естественных наук Северной Каролины. «У большинства видов полоски желтоватые или зеленоватые, но это зависит от вида и региона».

Воздвиженье — постный праздник. А. А. Коринфский приводит народные суждения о необходимости соблюдать строгий однодневный пост в этот день:

Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него — пятниц а-сред а, постная еда!

Кто не постит Воздвиженью — Кресту Христову — на того семь грехов воздвигнутся.

У некоторых подвязочных змей есть замысловатые пятнистые узоры между их полосками, заставляя их выглядеть клетчатыми. И их внешний вид действительно зависит от вида - Бин указал, что некоторые подвязочные змеи «практически безжалостны». Змеи подвязки относительно небольшие, обычно от 23 до 30 дюймов, хотя иногда они растут до 5 футов. Он добавил, что многие виды подвязочных змей имеют двуцветные языки.

Эти не-ядовитые змеи являются наиболее распространенными рептилиями в национальном парке Вайоминг Йеллоустоун. Они живут вблизи воды и едят мелких грызунов, а также головастиков, улиток и пиявок. Бин описал подвязочных змей как «универсалов, обитающих в самых разных местах обитания». Они живут в лесах, лугах и травянистых холмах и любят быть рядом с водой, особенно «в засушливых частях Запада», сказал Бин.

Кто скороми (скоромной еды) на Воздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощается.

У кого на столе убоина (мясо) о Воздвиженьи, тот все свои молитвы убивает, а новой не знает, не ведает, нечем ему у Бога молить [Коринфский, 308].

К Воздвиженью значительно усиливались холода, хотя до настоящих морозов было еще далеко.

Согласно обычной Виртуальной Природной Тропе в Университете штата Нью-Йорк в Кенсингтоне, общая змея подвязки встречается по всей Северной Америке, от Атлантического океана до Тихого океана и до южной Канады. Змея подвязки в изобилии в восточной части Соединенных Штатов; это государственная рептилия Массачусетса.

Змеи подвязки обычно активны в течение дня. Когда угрожают, подвязочные змеи выдают плохо пахнущий мускус. Согласно их небольшому размеру, у подвяточных змей есть много хищников, в том числе ястребов, ворон, медведей, бычьих лягушек, щелканья черепах, лисиц, белок и енотов, по данным Сети разнообразия животных, базы данных, хранящейся в Музее зоологии Университета Мичигана.

Воздвиженье — третья встреча осени, первые зазимки.

На Воздвиженье зазимки — мужику не беда.

Воздвиженские зазимки еще не беда, что-то скажет Покров-батюшка.

Как любой большой праздник, Воздвижение Креста Господня обрастало всякого рода приметами, в том числе и направленными на определение погоды в предстоящие периоды.

В зимнюю зиму зимуют холодные клинчатые змеи. Они зимуют в логовищах большими группами, а сотни подвязочных змей иногда встречаются вместе. Бин сказал, что подвязочные змеи «питаются в основном рыбами, земноводными и земляными червями; иногда добывают другую добычу». Змеи обездвиживают свою жертву острыми зубами и быстрыми рефлексами. Слюна некоторых видов содержит мягкий нейротоксин, который вызывает паралич, делая легкую добычу легче проглотить. Бин сказал, что «более крупную добычу можно вытащить и пережевать, пока она не погибнет от травмы».

В Здвиженье сивер, так лето тепло будет (пинеж.).

Высоко летят гуси — к высокому половодью, низко — к малому.

Следует заметить, что в народном месяцеслове большинство примет, характеристик и рекомендаций этого дня основаны на сближении слов движение — воздвиженье и почти во всех текстах присутствует глагол двигаться (двинуться), от которого, вероятно, крестьяне производили и само название церковного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В то время как большинство видов классифицируются как безвредные, их укус может вызвать незначительный отек или зуд у людей, и любой, укушенный змеей подвязки, должен тщательно очистить укус. В конечном итоге это не вызывает беспокойства. Женские подвязочные змеи отдают феромоны, чтобы привлечь мужчин. Десятки мужчин придут к одной женщине, поэтому домовладельцы иногда считают, что подвязочные змеи. Согласно отделу биологии в Рид-колледже, эта масса спаривающих змей называется «спаривающимся мячом».

По словам Колледжа Рида, некоторые мужчины используют обман, чтобы запутать свое соревнование. Они будут выделять женские феромоны, чтобы заманить других мужчин к ним, а не женщине. После того, как другие самцы находятся вдали от спаривающего шара, самцы, выступающие в роли самок, возвращаются к самке, чтобы попытаться спариваться.

Здвиженье — хлеб на гумно движется.

Воздвиженье — хлеб с поля двинулся (движется).

Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась.

Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет.

Пришло Здвиженье — кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.

Подвязочные змеи являются яйцевидными, то есть они несут живые молодые. После спаривания самки хранят сперму в своих телах, пока они не захотят оплодотворить свои яйца. Змеи подвязки дают рождение от 20 до 40 живых молодых за один раз, хотя Бин указал, что размеры помета могут сильно различаться. «Всего было опубликовано всего пять и столько же, сколько было указано 101», - сказал он. Родительские змеи не заботятся о своих детях.

Согласно Интегрированной таксономической информационной системе, существует 30 видов подвязочных змей и многих других подвидов. Таксономия подвязочных змей. Они встречаются повсюду от Аляски до Флориды, хотя они не живут на юго-западе. У обычных подвязочных змей обычно есть три белые, желтые, синие или зеленые полосы, длина которых зависит от их коричневых или оливковых тел.

Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.

Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу.

В этот день, по народным представлениям, земля «закрывается» на зиму, медведь залегает в берлогу, а «гады и другие пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неведомые теплые страны», которые называют ирьем или вырием, вирием.

Их головы темнее, чем их тела. Хотя его цвет тела может варьироваться от коричневого до зеленого, он почти всегда имеет три желтоватые полосы на спине, по данным Экологической лаборатории реки Саванна. Иногда его тело является пятнистым, придавая ему проверенный вид.

Восточные подвязки змей в Грузии и Флориде иногда имеют синеватую окраску. Синие или желтые полоски появляются на темном оливковом или черном теле, а красные полосы выровняют по бокам тела. Красноватая змея подвязки имеет красную или оранжевую голову и синюю нижнюю сторону. К северу от залива Сан-Франциско, нижняя сторона иногда является блестящим ярко-синим. Его глаза больше, чем другие виды змеи.

Туда же улетают и ласточки. На Воздвиженье птица в отлет двинулась . Двинулись над Русью птиц вереницы. Первой улетает в обетованную страну кукушка, и она же последнею возвращается оттуда; почему и зовется она «ключницей вирая».

По мнению орловцев, тамбовцев и владимирцев, «в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся „сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья <...> мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах» [Максимов, 417].

Согласно Калифорнийским Херпам, он может есть тихоокеанских тритонов, которые ядовиты для других хищников. Как красно-сторонняя змея подвязки, она ест тихоокеанских тритонов. Он редко длиннее 2 футов. Он имеет темный цвет назад с ярко-красной полосой вниз по центру и двумя светлыми полосами по бокам. В Международном союзе по сохранению природы «Красный список угрожаемых видов» перечислены общие змеи-подвязки как «наименее опасные» для угрозы исчезновения, отмечая их широкий диапазон и размер популяции, по оценкам, более 1 миллиона взрослых в дикой природе.

На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут.

По рассказам крестьян Тверского края, человека, пошедшего в лес на Воздвиженье, змеи могут затащить под землю [Черепанова, 1996; 177]. Но если все же кто-то оказывался в лесу, то должен был принять некоторые магические меры предосторожности. Так, новгородцы советовали: «Правой ногой шагни и остановись, когда в лес идешь. Сделай три земных поклона и скажи: „Спаси меня, Господи, от зверя бегущего, от гада ползущего!" — и плюнь три раза через левое плечо» [Власова, 202].

Служба рыб и дикой природы перечисляет змею Сан-Франциско, которая указана как «находящаяся под угрозой исчезновения», потому что ей угрожает потеря места обитания и перепроизводство. Джесси Салай, живой научный сотрудник. Она охватывает животных, здоровье и другие общие темы науки.

Джесси заканчивает магистерскую степень по научной литературе в Университете Джорджа Мейсона и имеет степень бакалавра искусств в Кеньонском колледже, а также работает над книгой о социологической и психологической практике других. Мы догнали Коланджело, чтобы узнать больше о его приключениях, связанных с змеями.

Существовало и представление о том, что змеи, сбившись клубками, прячутся под трухлявые пни, впадают в спячку. Уходят ли они в таинственный вырий или засыпают, «обмирают» тут же, в местах обитания,— в любом случае перестают двигаться, теряют активность. На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется .

Широко бытовало поверье о том, что если змея ужалила человека, то на Воздвиженье ей не уползти, в наказание она остается мерзнуть на земле.

В день Воздвиженья сами боялись ходить в лес и скотину не гоняли не только из-за боязни змей, но потому, что верили, будто «лешие вместе с оборотнями и прочей нежитью считают день Воздвиженья каким-то срочным для себя днем. Лешие, например, сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы делая ему смотр перед наступающей зимою». «Отгуляв» в Воздвиженье, лешие уходят на покой, под землю [Максимов, 417].

Во многих селениях Белозерского уезда Вологодского края существовал обычай «в ночь против Воздвиженья» весь домашний скот оставлять на дворе. «По народному поверью, в эту ночь сходятся лешня на лужайку среди дремучего леса, куда сгоняют всех диких зверей и домашний скот, оставшийся на полях. Духи начинают игру и проигрывают друг другу зверей, а домашний скот пожирается на этом сборище волками и медведями» [Власова, 291]. Здесь еще совсем недавно говорили: «Против Воздвиженья ночь чудная. В эту ночь змеи собираются. И нельзя, чтобы скотинка ночевала в лесу. Этой ночью черти собираются в карты играть — лес на кварталы делят, где кому хозяйничать» [Традиц. рус. магия, 42].

На Вологодчине же принято было «на Здвижнев день варить пиво ушатами. Выносили вольному (лешему) ушат пива и просили сплясать или спеть» [Черепанова, 1996; 51]. Правда, такая просьба чревата была разрушительными последствиями: от дикой пляски леших падали деревья, ломались кусты.

«Крестьяне повсюду верят, что день Воздвиженья принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно» [Максимов, 418].

Кое-где считалось, что в этот день овины «именинники», что овинник не разрешает в Воздвиженье и накануне топить овин.

Воздвиженье — приход капустников, капустниц, капустенских вечеров (которые длятся две недели). Действительно, с этой поры начинается у деревенских баб одна из самых важных осенних работ — рубка капусты, заготовка ее на зиму.

С Воздвиженья начинают рубить капусту.

И плохая баба о Воздвиженье — капустница.

Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день. У доброго мужика на Воздви- женьев день и пирог с капустой (воронеж.).

Не жди Здвиженья, режь репу, секи капусту (вят.).

Не жди Сдвиженья — режь репу, не жди Покрова — секи капусту (урал.).

На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.

На Воздвиженье первая барыня — капуста.

Хлеб да капуста лихого не попустят.

По случаю начала рубки капусты молодежь устраивала вечеринки, которые назывались капустниками, капустинскими вечерами, капустками.

Вейся ли, вейся, капуста,

Вейся ли, вейся, белая!

Во саду ли во зеленом

Гуляй, душечка родная.

Как вечор на капусту,

Как вечор на белую

Частый дождик поливал.

В кругу молодец гуляет,

Себе пару выбирает:

Лизавету — по совету,

А Настасью — по согласью.

Я Аленушку люблю,

Шелковый платок куплю,—

Сто рублей заплачу.

Сто рублей нам нипочем!

Гуляй, девка, с молодцом. (Смоленская губ.)

Девичьи вечеринки — капустницы — справлялись не только в деревнях, но и в городах. И. П. Сахаров пишет: «В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки, в богатых уборах, ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь с своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы. В Сибири на капустенские вечерки приглашались соседки. Там капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Для добрых гостей варилось пиво, приготовлялся обед и ужин, где все торжество хозяйки составлял пирог хлебалъный. День оканчивался плясками и играми. Капустницы на Руси продолжались две недели» [Сахаров, 307].

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то