Из чего состоит православный крест. Медный киотный крест из бабушкиного сундука. Почему именно Его Креста так важно было коснуться

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Чтобы подтвердить, что жертва была мертва, римляне нанесли копьем рану через правую сторону сердца. Когда пронзили, внезапный поток крови и воды пришелся на тело Иисуса. Медицинское значение крови и воды было предметом дебатов. Одна теория утверждает, что Иисус умер от массивного инфаркта миокарда, в котором сердце разрывалось, что могло иметь в результате его падения, неся крест. Другая теория гласит, что «сердце» Иисуса было окружено жидкостью в перикарде, которая сжимала сердце и вызывала смерть.

Физические стрессы распятия, возможно, вызвали фатальную сердечную аритмию. Указанный порядок «крови и воды» может не обязательно указывать порядок внешнего вида, а относительное значение каждой жидкости. В этом случае копье через правую сторону сердца позволит сперва покинуть плевральную жидкость, а затем поток крови из стенки правого желудочка. Важным фактом является то, что медицинские данные подтверждают, что Иисус умер от физической смерти.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

История, конечно, не заканчивается здесь. Величайшим событием, отделяющим Иисуса от всех остальных, является тот факт, что Он воскрес и живет сегодня. Он ходатайствует за тех, кто следует за Ним по правую руку от Отца. Христианство - это история о Боге, жертвующем Его Сыном, чтобы восстановить отношения, которые были нарушены. Как сказано в приведенном выше тексте, Иисус отказался от Своей жизни, чтобы заплатить за грехи человечества и принять наказание за грех на Себя. Поскольку Он отдал Свою жизнь на кресте, любой верующий в Него восстановит личные отношения с Богом.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Сам Иисус утверждал, что это единственный путь к Богу, и только благодаря познанию Бога через Иисуса Христа человек может иметь значимую и целенаправленную жизнь. Бог желает, чтобы все люди познакомили Его лично. Если вы никогда не принимали Иисуса «дар Себя за свои грехи» или не сомневаетесь в том, как вы можете иметь значимую и целеустремленную жизнь посредством кинологии Бога через Иисуса Христа, вы можете начать с молитвы простой молитвой, такой как.

Спасибо, что умер на кресте. Пожалуйста, входите в мое сердце и становитесь Господом моей жизни. Если вы молились этой молитвой, сообщите нам об этом по электронной почте. Это было бы настоящим благословением для нас. Или, если у вас есть дополнительные вопросы о работе Иисуса на кресте, пожалуйста, пришлите доктора.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Хотите узнать больше о том, как вы можете иметь личные отношения с Богом? А. «Распятие и смерть человека, называемого Иисусом». Барклай, Уильям. «Евангелие от Иоанна Том 2» Вестминстер Пресс, Филадельфия, Па. Бергсма, Стюарт. «Разве Иисус умер от разбитого сердца?».

Издательство Зондерван, Гранд-Рапидс, Мичиган. Курсон, Джон. «Почему Псалмы 22?» Пожарные для Христа, Вестминстер Калифорния. Т. «Распятие Иисуса: страсть Христа с медицинской точки зрения». Эдерсхайм, А. «Жизнь и времена Иисуса Мессии». Розовый, А. «Семь высказываний о Спасителе на кресте», Книжный дом Бейкера, Гранд-Рапидс, Мичиган.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что "когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе" . Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Однако разрешение на копирование и распространение бесплатно предоставляется в некоммерческих целях. Иисус был казнен властями, и если мы спросим, ​​почему наиболее убедительное историческое объяснение объясняется тем, что Иисус «страстно относился к Царству Божьему, что привлекло его к радикальной критике системы господства того времени». Система доминирования убила его. С одной стороны, крест рассказывает нам, какие системы господства часто делают с теми, кто против них.

Он рассказывает нам о типичном поведении империй. Крест в Новом Завете также имеет более личное и индивидуальное значение как символ или образ пути трансформации, для чего это означает следовать за Иисусом. Это значит умереть и встать со Христом. Мы находим это в Поле. «Я был распят со Христом, это уже не я, а Христос, который живет во мне». Крест - это образ для пути духовной и психологической трансформации, который ведет к новой идентичности и образу жизни.

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Тогда есть крест, как раз и навсегда жертву за грех. Также могут быть спасены только те люди, которые знают и верят в эту историю. Таким образом, буквализуя этот язык, это оскорбление характера Бога. Если вы видите Иисуса смерть как часть божественного плана, как часть воли Бога, которая предполагает, что Бог потребовал страдания этого неизмеримо великого человека. Никогда не воля Божия не распятия невинного человека и предложить предположить что-то ужасное в отношении Бога.

Если, с другой стороны, мы понимаем, что язык Иисуса является жертвой за грех, как пост-пасхальное толкование его смерти, которое возникает в раннем христианском сообществе, тогда мы можем видеть, что метафорически это провозглашение радикальной благодати Связь заключается в следующем: если Иисус - это жертва за грех, и теперь он понимается метафорически, это означает, что Бог уже позаботился о том, что мы думаем, отделяет нас от Бога. Это означает, что Бог принимает нас так же, как и мы есть и что христианская жизнь заключается не в том, чтобы стать правым с Богом.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

Бог уже позаботился об этом. Христианская жизнь становится чем-то другим, а именно: жить в рамках радикального доверия к Богу и отношения к Богу, что делает возможным наше преобразование и, в идеале и в конечном счете, преобразование мира. Искупление - христианское учение о кресте - Почему Иисус умер? Какова была его смерть? Вариант искупления «замещающей кровавой жертвы» является наименее убедительным богословским объяснением креста для меня.

Для меня страдание Иисуса является таинством любви к Богу. Рассказ говорит нам, что Бог охотно впитывает всю нашу системную несправедливость, личное зло и насилие и возвращает только любовь. Преобладающий дух Иисуса - сострадание. И здесь, когда использование латыни на самом деле пригодится. Кончина, означающая с, и пассио, что означает «страдать, чувствовать себя глубоко». Сочувствие = «чувствовать и страдать глубоко». Это висцеральное слово Библейски это связано с тем чувством, которое исходит из матки или из кишечника, и поэтому у нас есть это странное библейское выражение Иисуса, что «его кишки были перенесены с состраданием».

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме» , - говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

Иисус раскрывает Бога, чья любовь к нам глубока и как мама, как любовь, которую имеет мать для ребенка ее чрева. Итак, Бог не является далеким божеством в некоторых чистых небесах далеко. Бог отказывается добавлять к злу и насилию, но вместо этого реагирует на уязвимую, сострадательную любовь. Воскресение Иисуса провозглашает, что любовь более сильна, чем ненависть, сострадание торжествует над угнетением, а уязвимость преодолевает власть. Иисус призывает нас уповать на Бога, даже перед лицом ужаса, угнетения, жестокости и смерти.

Бог чувствует и страдает от нас. И то, что Бог делает лучше всего, - это вывести жизнь из смерти. Каково значение креста Иисуса Христа? Он умер, потому что некоторые еврейские лидеры замышляли и в конечном итоге оказали давление на Понтия Пилата, правителя Иудеи, чтобы предать Его смерти распятием. Римские солдаты уже избили его и поместили терновый венец на голову. После того, как было объявлено предложение, они заставили Иисуса нести крест, на котором Он должен был умереть. Он должен был нести самый инструмент своей смерти.

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

Позже он стал символом Его смерти. История говорит нам, что деревянные кресты имели разные конструкции. Вопрос, иллюстрирует форму нескольких древних крестов. Значение креста - это не его конструкция, конструкция или цель, а его символическое значение. Это символ смерти Иисуса.

Это символизирует тот факт, что Иисус умер, чтобы наши грехи могли быть прощены. Смерть Иисуса была предсказана тысячами лет назад. Когда терновый венец упал на Его голову, Его руки и ноги были прибиты к кресту. После нескольких часов мучений и боли римское копье в конце концов втянулось в его сторону, и на этом кресте Он умер за ваши грехи и мои грехи.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии - IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Небо потемнело, и земля была рифлена землетрясением. Вскоре после этого Его мертвое тело было снято с креста и погребено в пещере. Он умер в пятницу и вернулся к жизни в воскресенье. Когда они выполнили все, что было написано о Нем, они увезли Его с креста и положили Его в гробницу.

В результате крест сегодня является символом смерти Иисуса. Римско-католическая церковь показывает фотографии Иисуса, все еще висящие на кресте. Это напоминание о Его страданиях для нас. Римский крест распятия - это напоминание о смерти Иисуса и возвращение к жизни. Он умер, чтобы те, кто может быть объявлен святым и проводят вечность с Богом. Все, что Бог просит, состоит в том, что мы верим в Иисуса Христа и хотим, чтобы наши жизни изменились.



Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» Победитель .

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Если вы посмотрите критически на чудесный крест, вы увидите в нем не что иное, как обычное дерево. Это было навязано на Востоке и в Римской империи, особенно против беглых или мятежных рабов. Были выполнены вдоль Виа Аппиа. После этого эта форма смертной казни также применялась к не-римлянам, чтобы унижать, запугивать и удерживать наблюдателя посредством такого рода смерти.

Что такое распятие на кресте?

Таким образом, распятие было политическим наказанием за обеспечение и поддержание «Пакс Романа». Эта форма наказания развилась из-под повешения и была впервые известна финикийцами. Через финикийцев этот метод исполнения достиг Месопотамии и Персии. Здесь осужденный был связан только, но не прибил. Тогда гвоздь часто практикуется в македонском королевстве. Теперь для этого типа исполнения были созданы специальные суды - обычно на горе или холме. Они использовали свои собственные сваи. Итак, Александр Великий покинул 332 год до нашей эры.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Иисус совершил государственное преступление

В завоевании Тироса погибло около 1000 человек. Тогда римляне взяли на себя такое принуждение. Префект Пилат считался главным представителем римской оккупационной власти в провинции Иудеи. Для него требование религиозного Мессии Иисуса было политическим требованием и, следовательно, государственным преступлением: Иисус искал господство евреев и таким образом напал на привилегию римского императора, что ему разрешили поселиться и уйти от царей.

Римляне часто использовали границу Балканов под названием Фурка. Его повесили на шею осужденного, затем связали руки на бедрах и выбили его на этом месте. Позднее он был заменен простым поперечным лучом, который был установлен в выемке на верхнем конце сваи. Таким образом, этот инструмент пыток и исполнения был придан форме сегодняшнего письма Т.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.



До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.



Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

  1. чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. - четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

В пору моего детства в маленьком таежном поселке, где я родилась, бабушки имелись далеко не у всех. А у нас была замечательная бабушка - величественная старуха с красивым лицом в глубоких морщинах, с умными выцветшими голубыми глазами. По будням она носила длинные черные юбки, которые сама вручную шила, прикрепив ткань булавкой к забавному приспособлению - «самошвейке».

Бабушка была из единоверцев-старообрядцев, в храмах которых служили новообрядческие батюшки. Она завела в доме строгий старообрядческий порядок: у каждого была своя кружка, тарелка, полочка для книг на этажерке, свое место за огромным круглым столом.

В кладовой у бабушки был красивый сундук из красного дерева. А в сундуке сокровища: сушеная малина, мешочки с травами, которыми она лечила всю семью, а в особом отделе - несколько икон. Когда дома не было взрослых, мы с младшим братом вынимали иконы и рассматривали. Особенно нам нравились кресты. Один, самый маленький, чуть больше десяти сантиметров, поразил нас фигурой распятого Христа с гвоздями в руках и надписями вокруг креста. Изображение притягивало. Мы рассматривали его снова и снова, силясь понять таинственные надписи. Спрашивать было нельзя. Во-первых, могло попасть за самовольное обследование сундука. Во-вторых, отец был коммунистом, и, несмотря на огромную любовь и уважение к матери, не поощрял «поповскую» пропаганду в своем доме.

Так случилось, что прочитала я эти загадочные надписи очень нескоро, в конце 1980-х годов, когда работала в Дальневосточном художественном музее и заочно изучала искусствоведение в Уральском университете. На втором курсе я написала курсовую работу, посвященную палехской иконописи. Тогда же в сферу моих научных интересов навсегда вошла меднолитая старообрядческая пластика: кресты, образки, складни.

Кресты - самая массовая часть медного литья. В каждом музее их несколько. Они различаются по назначению, величине и декору. Наиболее полно сохранились напрестольные кресты XIX - начала XX века. Они отливались в различных областях: на Урале, во Владимирской, Новгородской и Петербургской губерниях, в Москве и Подмосковье, в глухих староверческих скитах. Меднолитые изделия широко бытовали не только в старообрядческой, но и в православной среде.

Старообрядческие восьмиконечные напрестольные кресты, или «Распятия Христовы», обязательно имеют внизу косую перекладину, к которой были прибиты ноги Иисуса Христа. В верхней части креста старообрядцы поповских согласий помещали Бога-отца в виде «Царя славы». Они называют его еще «Господь сил». Обычно изображение поколенное, Саваоф (Бог-отец) помещен на облаке, обе руки широко разведены в благословляющем жесте. Нимб чаще всего комбинированный: восьмиконечная звезда, вписанная в окружность. Звезда образована двумя наложенными один на другой квадратами или ромбами с вогнутыми гранями. Нижний означает землю, верхний - небо.

Нимб в форме восьмиконечной звезды - основное отличие Бога-отца от Иисуса Христа, который тоже может быть изображен в виде «Царя славы». У Бога-сына нимб «крещатый» - сияние в форме круга, расчлененное крестом с греческими буквами на его концах OWN. Они означают «сущий от века». Если мы видим вверху Саваофа, то чуть ниже обязательно расположено изображение другой ипостаси единого Бога - Дух Святой в виде голубя.

Итак, сверху вниз, Бог-отец, Бог Дух Святой и распятый на кресте Бог-сын - Иисус Христос. Таким образом, перед нами своеобразная схема Троицы.

Тот, кто будет внимательно рассматривать напрестольные кресты, заметит одну примечательную особенность - форма креста повторяется в композиции дважды: сначала это внешние границы креста, затем - в центре композиции - Голгофский крест с фигурой распятого Иисуса Христа.

Беспоповские (поморские) кресты отличаются изображением Нерукотворного Спаса («Спаса на убрусе») в верхней части. Изображение Спаса сопровождается, как правило, надписями: «Образ нерукотворенный» и ниже - «Црь славы».

Слетающие вниз ангелы с убрусами (полотенцами через руку), изображенные на концах верхней перекладины, присутствуют и у беспоповцев, и у поповцев. А вот голубя, окруженного сиянием, - Святого Духа - на крестах беспоповцев нет.

Если положить перед собой поповский и беспоповский, или поморский, крест, явственно проступят и другие различия. На второй перекладине крестов поморского типа (со «Спасом на убрусе») обязательно присутствуют светила: солнце и луна в виде круглых масок. Они подписаны:
«СЛНЦЕ» и «ЛYНА». На поповских крестах светил нет, вместо них по обе стороны от рукавов Голгофского креста надпись с титлами (хризма): «IС ХС» (фото 1, 3, 5).

Над головой распятого Христа, на верхней перекладине Голгофского креста, у старообрядцев-поповцев надпись из четырех заглавных букв: «IНЦИ», которая расшифровывается так: «Иисус Назареянин Царь Иудейский». У поморцев на этом месте (хризма): «IС ХС».

Последнее несовпадение между напрестольными крестами основных толков старообрядчества - надписи над верхней перекладиной Голгофского креста. У поморцев написано: «Сын Божий». У старообрядцев-поповцев - пояснительная надпись «Распятие Господа нашего Иисуса Христа». Существуют, правда, напрестольные кресты, на которых присутствуют одновременно и те и другие признаки. (фото 6). Очевидно, это связано с особенностями одного из многочисленных толков старообрядчества.

Сам термин «поморское литье» очень условен и обозначает не столько принадлежность к толку, сколько тип изделия. Правильнее следует называть подобные изделия крестами поморского типа. Широкое распространение изделий поморского типа в старообрядческой и новообрядческой среде современные исследователи связывают с высокой оценкой их качества. Собор старообрядцев-федосеевцев, к примеру, в 1751 году определил поморские меднолитые изделия как «истинные».

А во всем остальном кресты различных толков совпадают, а зачастую и выполнялись по одному образцу.

Под широкой перекладиной Голгофского креста вы обязательно прочтете «Кресту твоему поклоняемся и святое воскресенье твое славим», на косой перекладине - «МЛРБ» («Место Лобное Рай Бысть»), рядом с черепом Адама в условно изображенной пещере - «ГА» (Глава Адамля).

На косой перекладине можно увидеть также архитектуру - условное изображение града Иерусалима.

Часто кресты имеют орнаментированные поля, которые образуют еще один, третий крест. Обратная сторона богато украшена. Чаще всего здесь плетется-заплетается пышная, в духе позднего барокко, виноградная лоза с сочными листьями, пышными цветами и гроздьями. Иногда вместо лозы иной узор, но он только кажется другим, по сути это та же лоза, только выполненная схематично, в виде геометрического орнамента. По характеру этого узора, его мотивам исследователи могут определить место изготовления креста. Часто здесь помещается также строгая поучительная надпись, которая начинается так: «Крест - хранитель всей Вселенной, крест - красота церковная, крест - царям держава...».

Очень редко встречаются напрестольные кресты поморского типа, на которых вместо ангелов другая небесная сила - херувим, а вместо светил поясные изображения Богоматери и апостола Иоанна Богослова.

Если дополнить этот крест двумя пластинами по обе стороны от распятия, под широкой перекладиной, получится киотный крест (фото 2). На левой пластине Богородица и святая Мария (иногда Марфа), на правой - святой Иоанн Богослов и сотник Лонгин.

В XIX столетии киотные кресты получили дальнейшее развитие в поповской среде. В композицию стали включаться иконки с различными евангельскими сюжетами. Чаще всего это были двунадесять господних праздников. Завершались такие композиции рядом изображений херувимов в верхнем ярусе. Такие сложные изображения называют «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами». Это уже не крест, а сложная икона, состоящая из множества изображений. Она играет роль переносного иконостаса и в быту называется патриарший крест (фото 4).

Богато украшенные разноцветными эмалями, сияющие позолотой патриаршие распятия производят огромное эстетическое впечатление. Эти кресты играли важную роль в убранстве староверческих моленных. Описания таких крестов встречаются в нескольких делах об изъятии «раскольничьих икон». Основанием для изъятия могло служить следующее присутствующее в одном из таких дел объяснение: «Означенный крест не согласен с изображениями, употребляемыми в православной церкви. На православных образах, выше всякого изображения, представляется Божество, на освидетельствуемом же образе представлена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на Ея руках выше Триипостасного Божества, и все святые лики изображены с двуперстным благословлением, а силы небесные, изображаемыя на православных иконах служащими и предстоящими Богу со страхом и трепетом и в благоговении закрывающими лица свои сению крыл своих, представлены парящими вверху всех изображений, с открытыми лицами».

Такие кресты, предположительно, происходят из подмосковных мастерских с. Гуслицы. Херувимы в верхнем ряду креста или образа - отличительная черта гуслицкого литья, считают многие исследователи. Сейчас их сохранилось немного, т. к. большое количество патриарших распятий было переплавлено в годы борьбы со старообрядчеством еще во времена империи. Еще большая их часть погибла во времена воинствующего атеизма в первые десятилетия после Октябрьской революции. Наша задача - бережно хранить то, что осталось.

Галина ЕГОШИНА,
искусствовед, главный специалист Управления Росохранкультуры по ДФО
Хабаровск

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то